8 марта. И.Лисов по сообщениям Рейтер. На предстоящем в апреле этого года ежегодном симпозиуме американского “Космического фонда” руководители космических агентств США, России, Европы, Канады и Японии смогут встретиться “на нейтральной территории” и впервые открыто обсудить состояние и перспективы проекта Международной космической станции. Об этом сообщил исполнительный директор Фонда Ричард Маклеод (Richard Macleod). Фонд был основан в 1984 году с целью свести вместе космическую промышленность, НАСА и военных.
Этот проект никогда не знал легких времен, и утверждение бюджета НАСА каждый год грозит привести к его закрытию. Тем более важно добиться согласия партнеров по разработке и сооружению станции: Агентства-партнеры НАСА испытали в прошлом году по меньшей мере шок от включения в проект России и от того, как США проделали это в одиночку. “Очевидно, это вызвало трудности, и они продолжаются,” — утверждает Маклеод. Теперь Канада заявила о намерении постепенно выйти из проекта из-за финансовых проблем, и НАСА в сущности не в состоянии обойтись без нее, так как выдало иностранным участникам задания, которые агентство не хотело или не могло себе позволить выполнять само.
Космическая станция нужна для исследований Земли, технологических экспериментов в условиях микрогравитации и медико-биологической подготовки к двухлетнему полету на Марс. Но если проект станции будет закрыт, под угрозой окажется вся американская космическая программа, говорит Маклеод. Космический челнок более не будет нужен, поскольку отпадет потребность в челночных перевозках по маршруту Земля-орбита-Земля. А без шаттла не будет необходимости и в НАСА. Одним словом, несмотря на проблемы и трудности, мир не должен потерять Космическую станцию.
Американские астронавты — кандидаты на трехмесячный полет на “Мире” Норман Тэгард и Бонни Данбар, а также координатор работ от НАСА астронавт Кеннет Камерон прибыли в Москву 24 февраля. С 1 марта они начнут подготовку к полету, которая продлится ровно год.
28 февраля. И.Маринин. НК. Сегодня в Звездном городке важное событие. Состоялось знакомство американских астронавтов Нормана Тэгарда, Бонни Данбар и Кеннета Камерона, прибывших в Москву 24 февраля, с сотрудниками Центра подготовки космонавтов имени Ю.А.Гагарина, которым в течение года предстоит вести их подготовку.
После официального представления в Белом зале ЦПК состоялась пресс-конференция, на которой астронавты были представлены журналистам.
— В чем особенность подготовки американских астронавтов?
Бонни Данбар (БД): В наших программах больше общего, чем различного. Главное, для чего находятся здесь американские астронавты, — это подготовка к длительным полетам. Это подготовка организма, подготовка экспериментов для длительного полета. Надеюсь, что нам представится возможность обменяться тем лучшим, что есть в опыте подготовки космонавтов в наших странах.
— Каковы личные впечатления от предстоящего полета?
Норман Тэгард (НТ): Во-первых — я специалист в области медицины и меня очень интересуют результаты именно медицинских исследований.
Во-вторых — холодная война между нашими государствами завершена, и лучше если мы будем решать все проблемы сообща. Мы надеемся, что совместные полеты будут способствовать улучшению отношений между нашими странами. Лично я счастлив участвовать в медицинских экспериментах по исследованию воздействия невесомости в длительных полетах.
— Как вы устроились, где вы живете, как организован ваш быт?
БД: Нас разместили в хороших квартирах. Питаться будем вместе с другими космонавтами в летной столовой. Мы счастливы, что нам предоставлены такие хорошие жилищные условия и мы надеемся, что когда Сергей (Крикалев) и Владимир (Титов) вернутся, то подтвердят, что у них были такие же условия.
— Что делает представитель НАСА Кеннет Камерон в Звездном городке, за что он отвечает?
КК: Руководство НАСА выбрало меня представителем в Звездном городке. Я буду ответственным за всю подготовку астронавтов. И главным итогом работы будет успешный полет Нормана Тэгарда и Бонни Данбар. НАСА надеется на большое количество совместных полетов, и опыт моей деятельности пригодится в будущем. Кроме того, предстоит много дел по изучению техники, используемой в совместном полете.
— Что вы можете сказать о российской и американской технике, используемой в совместном полете?
НТ: Сближение и стыковка российских кораблей и станций происходит обычным образом, и наша задача — разработка оборудования, необходимого для стыковки американской стороне. Во время одного из полетов шаттлов мы совершим подлет и облет станции “Мир”. Наша задача будет — удержать шаттл на определенной орбите, но для этого необходимо разработать специальную технику.
— Расскажите об экспериментах, кто готовит их с той и с другой стороны?
НТ: Поскольку возможность совершить длительный полет нам предоставляется не так часто, а именно невесомость сильно влияет на организм, поэтому основным направлением будет изучение воздействия длительного космического полета на человека. Мы будем изучать воздействие на организм материалов и физических процессов, будут эксперименты, связанные с выращиванием кристаллов. Ученые космического Центра им.Джонсона — ответственные за научную программу с нашей стороны. От российской стороны эксперименты представляют ученые Института медико-биологических проблем.
БД: Аналогичные эксперименты уже проводились на борту шаттлов и теперь будут проводиться во время длительного полета на борту “Мира”. Эти эксперименты разработаны известными учеными США. Их задачи: узнать, как космический полет влияет на самих астронавтов. Будут изучаться на Земле остеопороз и потеря кальция костной ткани, потеря равновесия, а также нейровестибулярные вопросы. Поэтому, кроме НАСА, многие институты и организации принимают в этом участие.
— Есть ли разница в стрессовой ситуации между коротким и длительным полетами?
НТ: У российской стороны есть программа подготовки к длительным полетам. Астронавты ознакомились только с некоторыми аспектами этой программы. Мы надеемся, что в процессе подготовки мы узнаем все аспекты. Интерес к этому появился в связи с принятой в США космической программой создания орбитальной станции. Благодаря возможности подготовки в России мы надеемся обогатить свой опыт. Три месяца полета не кажутся очень длинным сроком, и мне кажется, что проблема психологического стресса (совместимости — Ред.) не будет актуальной в этом полете. Я бывший офицер ВМС и надеюсь решить эту проблему.
— В чем заключается подготовка к полету?
БД: Главное на первом этапе — это изучение русского языка и физическая подготовка, изучение конструкции и компоновки корабля “Союз”, станции “Мир” и научных модулей, а также различная техническая подготовка. Вторая часть подготовки будет в составе экипажа. Мы пройдем тренировку на выживание на воде и в зимнем лесу, а вообще вся программа подготовки будет очень насыщенная.
— Как отнеслись астронавты к возможности совершить рекордный полет на борту российской станции?
НТ: Речь идет не о том, чтобы установить рекорд длительности пребывания американских астронавтов в космосе. Безусловно, 90-суточный полет на борту “Мира” будет рекордным, т.к. американские астронавты на борту станции “Скайлэб” совершили 84-х суточный полет, правда втроем. А речь о том, чтобы получить информацию о длительных полетах и более полно использовать ее. А что касается лично меня, то я рад участвовать в таком полете.
Были обсуждены и другие вопросы.
28 февраля. И.Лисов по материалам НАСА. Астронавт НАСА Джерри Линенджер (Jerry M. Linenger) назначен шестым членом экипажа STS-64 в должности специалиста полета. В ноябре 1993 года членами этого экипажа были назначены Ричард Ричардс, Блэйн Хаммонд, Карл Мид, Марк Ли и Сьюзен Хелмс (“НК” №25, 1993). Согласно сообщению НАСА, целью назначения Линенджера является более равномерное распределение нагрузки между членами экипажа. Кроме того, по словам руководителя отдела астронавтов НАСА Роберта Гибсона, полученный д-ром Линенджером опыт должен иметь большое значение для исследований по физиологии человека в космическом полете.
Полет STS-64 должен быть выполнен осенью 1994 года на “Дискавери”. Помимо работ с полезными нагрузками LITE и ROMPS, план полета предусматривает выведение и возвращение автономного астрономического спутника Spartan 201, а также работу в открытом космосе.
7 марта. “Франс Пресс” со ссылкой на внутренний отчет НАСА. В течение 9 следующих лет НАСА предполагает выполнить 78 полетов шаттлов. Из этого количества 10 полетов будет выполнено к российской станции “Мир”, и 30 будут посвящены строительству Космической станции.
“Дискавери” впервые отправится к “Миру” в январе 1995 года. Далее “Дискавери” и “Атлантис” будут поочередно выполнять полеты к станции “Мир” до 1997 года, причем в четырех из них шаттл будет стыковаться к “Миру” для доставки и замены оборудования. В декабре 1997 года состоится первый полет шаттла по программе строительства Космической станции, после чего такие полеты будут выполняться от 3 до 6 раз в год.
Для обслуживания Космического телескопа имени Хаббла запланированы полеты в 1997 и 2000 годах.
НК. И.Лисов по данным НАСА. Сообщение агентства Франс Пресс, а также совпадающее с ним по содержанию сообщение ИТАР-ТАСС, не основаны на официально опубликованных материалах НАСА и должны оцениваться не более чем как прогноз. В настоящее время график, который установил бы действительное количество полетов к “Миру”, еще не опубликован, и считаются действительными график пусков на 1994-1995 годы от 23 февраля и предварительный график пусков на 1996-1998 годы от 15 декабря.
По сравнению с опубликованным в “НК” №22, 1993, график полетов на 1994 год претерпел значительные изменения, связанные с переносом на январь 1995 года полета “Дискавери” STS-63.
Хотя, по-видимому, график на 1995 и последующие годы будет изменен в ближайшее время, редакция считает возможным опубликовать действующие в настоящий момент графики на 1994-1995 годы, опустив для экономии места экипажи (Табл.1)
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
STS-60 | Дис18 | 3 Фев 94 | 57.00 | 352 | Spacehab-02, WSF-01, Bremsat, CAPL/GBA (4), ODERACS-1R |
STS-62 | Кол 16 | 3 Map 94 | 39.00 | 296 | USMP-02, OAST-02, DEE, LDCE-03, SSBUV/A-03, EDO |
STS-59 | Инд 06 | 7 Апр94 | 57.00 | 222 | SRL-01, MAPS |
STS-65 | Кол 17 | 8 Июл94 | 28.45 | 296 | IML-02, EDO |
STS-68 | Инд 07 | 18 Авг94 | 57.00 | 222 | SRL-02 |
STS-64 | Дис19 | 9 Сен 94 | 57.00 | 259 | LITE I. Spartan 201-02, ROMPS, SPIFEX, GBA(12) |
STS-66 | Атл 13 | 27 Окт 94 | 57.00 | 296 | ATLAS-03, CRISTA-SPAS-01, SSBUV/A-04 |
STS-67 | Кол 18 | 1 Дек 94 | 28.45 | 352 | ASTRO-02, CAPL-02, EDO |
STS-63 | Дис20 | 26 Янв 95 | 51.60 | 315 | Spacehab-03, Spartan 204, IEH-01 |
STS-69 | Инд 08 | 16 Map 95 | 28.45 | 352 | WSF-02, OAST-Flyer |
STS-71 | Атл 14 | 30 Май 95 | 51.60 | 315 | SL-M |
STS-70 | Дис21 | 29 Июн 95 | 28.45 | 296 | TDRS-G, CMSE-01 |
STS-72 | Инд 09 | 27 Июл 95 | - | - | SFU-Retr, Spartan 201-03, SSBUV/A-05 |
STS-73 | Кол 19 | 14 Сен 95 | - | - | USML-02, EDO |
STS-74 | Атл 15 | 26 Окт 95 | - | - | Mir-2 |
STS-75 | Инд 10 | 7 Дек 95 | - | - | Spacehab-04, ORFEUS-SPAS-02,1SEM-01 |
Содержание таблицы: Графа 1 — обозначение полета; 2 — наименование корабля и номер полета; 3 — дата старта; 4 — наклонение орбиты; 5 — высота рабочей орбиты, км; 6 — перечень полезных нагрузок.
Замечания: числа, приведенные через дефис, обозначают, как правило, номер полета данной полезной нагрузки. Числа в скобках обозначают количество экспериментов, размещенных на мостообразной платформе GBA. Обозначение EDO проставлено для полетов увеличенной продолжительности, для которых в грузовом отсеке устанавливается комплект аппаратуры и расходуемых материалов EDO. “PLopp.” означает, что список полезных нагрузок сформирован не полностью.
Сокращения и условные обозначения (комментарии к обозначениям полезных нагрузок не всегда является переводом и носит неформальный характер):
Кол — Колумбия; Дис — Дискавери; Атл — Атлантис; Инд — Индевор.
ASTRO — Ультрафиолетовая астрономическая лаборатория
ATLAS — Лаборатория для исследования атмосферы (Atmospheric Laboratory for Applications and Science)
AXAF — Усовершенствованная рентгеновская астрофизическая обсерватория (Advanced X-Ray Astrophysics Facility)
Bremsat — Спутник университета г.Бремен, ФРГ (University of Bremen Satellite)
CAPL — Эксперимент с капиллярным насосом (Capillary Pump Loop Experiment)
CMSE — Продленное экспонирование материалов в космосе (Extended Duration Space Enviroment Candidate Materials Exposure)
CRISTA — Криогенный инфракрасный спектрометрический телескоп для наблюдения атмосферы (Cryogenic Infrared Spectrometer Telescope for Atmosphere)
DEE — Ловкое конечное устройство манипулятора (Dexterous End Effector)
EURECA — Европейская платформа “Эурека” (European Retrievable Carrier)
GBA — Мостообразная платформа GBA (GAS Bridge Assembly)
HST SM — Полет для обслуживания Космического телескопа (Hubble Space Telescope Servicing Mission)
IAE — Эксперимент с надувной антенной (Inflatable Antenna Experiment)
IEH — Международный астрономический ИСЗ дальнего и крайнего УФ-диапазона (International Extreme-UV Far-UV Hitchhiker)
IML — Международная микрогравитационная лаборатория (International Microgravity Laboratory)
ISEM — ITA Standardised Experiment JFD — Летная демонстрация японского экспериментального модуля (JEM Flight Demonstration)
LDCE — Кратковременное экспонирование материалов в космосе (Limited Duration Space Enviroment Candidate Materials Exposure)
LITE — Эксперимент “Лидар в космосе” (Iidar In-Space Technology Experiment)
MAPS — Измерение атмосферного загрязнения со спутников (Measurement of Atmospheric Pollution from Satellites)
MSL — Лаборатория материаловедения (Materials Science Laboratory)
OAST — ПН Отдела аэронавтики и космической техники НАСА (Office of Aeronautics and Space Technology)
ODERACS — Сферы калибровки радаров для наблюдения космического мусора (Orbital Debris Radar Calibration Spheres)
ORFEUS — Орбитальный возвращаемый спектрометр дальнего и крайнего ультрафиолета (Orbiting and Retrievable Far and Extreme Ultraviolet Spectrometer)
ROMPS — Автоматическая система обработки материалов (Robot Operated Materials Processing System)
SFU-Retr — Возвращение SFU (Space Flyer Unit Retrieval)
SL-E1 — Европейская космическая лаборатория (Spacelab Europe 1)
SL-M — Медико-биологическая лаборатория “Спейслэб” и стыковка со станцией “Мир” (Joint USA/Russian MIR Docking & Spacelab Life Sciences)
SLS — Медико-биологическая лаборатория “Спейслэб” (Spacelab Life Sciences)
SPAS — Спутник-платформа для шаттла (Shuttle Pallet Satellite)
SPIFEX — Эксперимент по исследованию влияния выхлопа двигателей шаттла на космическую станцию (Shuttle Plume Impingement on Freedom Experiment)
Spartan — Автономный астрономический спутник (Shuttle Pointed Autonomous Research Tool for Astronomy)
SRL — Радарная лаборатория на борту шаттла (Shuttle Radar Laboratory)
SS — Космическая станция (Space Station)
SSBUV — Солнечный ультрафиолетовый инструмент (Shuttle Solar Backscatter Ultra-Violet Instrument)
TDRS — Спутник-ретранслятор (Tracking and Data Relay Satellite)
TSS — Итальянский привязной спутник (Tethered Satellite System)
USML — Микрогравитационная лаборатория США (US Microgravity Laboratory)
USMP — Микрогравитационная полезная нагрузка США (US Microgravity Payload)
WSF — Спутник для экспериментов по материаловедению (Wake Shield Facility)
10 марта. И.Лисов по материалам НАСА. Директор НАСА Дэниэл Голдин и Специальный администратор Итальянского космического агентства (ASI) профессор Джампьетро Пуппи (Giampietro Puppi) подтвердили план осуществления второго полета итальянского привязного спутника TSS на американском шаттле.
Первый полет TSS на борту “Атлантиса” (STS-46) состоялся в августе 1992 года. Полное развертывание TSS не удалось осуществить из-за механической неисправности системы развертывания. НАСА и Итальянское космическое агентство давно планировали повторный эксперимент, но официальное объявление последовало после утверждения Конгрессом расходов на проект на 1994 финансовый год. Целью повторного полета является выполнение научных задач, не осуществленных в полете STS-46/TSS-1.
В прошлом году НАСА и ASI завершили исследование, подтвердившее полезность совместно разработанного TSS как уникального носителя экспериментальной аппаратуры, базирующегося на шаттле. Привязной спутник может доставить аппаратуру в труднодоступные области атмосферы Земли, расположенные выше высот полета аэростатных зондов, но ниже области устойчивого полета спутников.
Эксперимент TSS-1R планируется осуществить в феврале 1996 года. (“НК”, И.Лисов: Согласно последнему имеющемуся в редакции варианту перспективного плана полетов шаттлов от 15 декабря 1993 года, это будет 20-й полет “Колумбии” STS-76). В полете предполагается продемонстрировать технологию развертывания спутников на длинных тросовых системах с гравитационной стабилизацией и путем проведения научных исследований подтвердить значение таких систем для научных и технических экспериментов.
TSS состоит из системы развертывания, троса длиной 21.68 км, и сферического спутника диаметром 1.5 м и массой 516.6 кг. Спутник имеет служебный модуль, обеспечивающий электропитание, телеметрию, навигацию и обработку данных, и двигательную установку. Модуль полезной нагрузки будет нести несколько научных приборов. Часть итальянских приборов останется в грузовом отсеке шаттла.
3 марта. И.Лисов по материалам НАСА. Как уже сообщали “НК”, 15 февраля специалисты НАСА начали предварительный поиск изображений, записанных АМС “Галилео” при пролете астероида Иды 28 августа 1993 года. Уже на этапе поиска был обнаружен чрезвычайно интересный результат: по-видимому, станции удалось сфотографировать небесное тело, являющееся естественным спутником Иды. Если эта информация подтвердится, астрономия обогатится уникальной фотографией первого обнаруженного спутника астероида.
Как сообщила 3 марта Лаборатория реактивного движения НАСА, осуществляющая управление АМС и обработку научных данных, пробные данные как с твердотельной камеры, так и с инфракрасного картографического спектрометра указывают на наличие объекта.
Из-за неполного раскрытия остронаправленной антенны “Галилео” данные передаются станцией с большим опозданием. Ранее планировалось, что передача изображений (кроме одного, принятого в октябре) начнется 8 марта и продлится 3 месяца. НАСА сообщает, что примерно через три недели будет полностью принято изображение, содержащее возможный спутник.
“Галилео” прошел почти 90% своего долгого и извилистого пути к Юпитеру, общая длина которого составит 3.8 млрд км. 1 марта станцию и планету разделяли “всего” 296 млн км.
2 марта. И.Лисов по сообщениям АП, Рейтер. Космический аппарат “ Клементина-1” передает на Землю цветные фотографии поверхности Луны с высоким разрешением. Снимки с высоты около 2200 км, усиленные компьютерной обработкой, были впервые продемонстрированы сегодня на пресс-конференции в Министерстве обороны США. На одной из фотографий был снят район посадки лунного модуля КК “Аполлон-17”. “Клементина” сняла также Землю с лунной орбиты. Менеджер программы от Министерства обороны полковник П.Рустан объявил полет “Клементины” успешным.
Военным было чем гордиться: станция действительно оказалась “быстрее, дешевле и лучше”, чем любой аналогичный аппарат. От принятия концепции до реализации прошло менее двух лет, а стоимость проекта составила только 75 млн $.
“Клементина” вышла на орбиту спутника Луны 19 февраля. Согласно данным, приведенным Дж.Мак-Дауэллом (США), орбита станции имеет наклонение i = 89.3° и высоту 2171x4658 км. 3 мая станция покинет орбиту спутника Луны и отправится к астероиду Географ. По пути она будет наблюдать падение на Юпитер обломков кометы Шумейкера-Леви 9. 31 августа “Клементина” должна сделать более 2000 снимков астероида с разрешением до 5 метров.
НК. И.Лисов по сообщениям пресс-центра ВКС, АП, ИТАР-ТАСС, Рейтер, Франс Пресс. 2 марта в 06:25 ДМВ (03:25 GMT) с космодрома Плесецк Военно-космические силы России произвели запуск искусственного спутника Земли “Коронас-И” с помощью РН 11К68 “Циклон-3”.
Время от старта | Событие | Высота км | Дальность км | Скорость км/с |
00:00 | Старт РН |   |   |   |
02:00 | Отделение 1-й ступени | 48.1 | 58.8 | 1.802 |
03:33 | Сброс головного обтекателя | 111.3 | ... | 3.607 |
04:37 | Отделение 2-й ступени | 147.5 | 592.0 | 6.522 |
05:20 | Первое включение двигателя 3-й ступени | 170.7 | 862.0 | 6.489 |
07:04 | Выключение двигателя 3-й ступени | 193.1 | 1573.3 | 7.824 |
48:22 | Включение БОЗ двигателя 3-й ступени | 492.4 | 19872.9 | 7.480 |
50:00 | Повторный запуск двигателя 3-й ступени | 506.4 | 20563.2 | 7.467 |
50:09 | Выключение двигателя 3-й ступени | 507.1 | 20623.3 | 7.557 |
50:39 | Отделение КА “Коронас-И” | 507.5 | 20829.2 | 7.557 |
Космический аппарат предназначен для исследований внутреннего строения Солнца и солнечной активности, определения причин выбросов материи из Солнца.
Спутник выведен на так называемую квази-солнечно-синхронную орбиту, на которой он будет освещен Солнцем в течение длительных периодов времени — порядка 25 суток подряд, то есть на протяжении целого оборота Солнца вокруг своей оси. Расчетный срок работы спутника составляет 1 год, но ученые надеются, что аппарат проработает 6-7 лет, в течение которых Солнце пройдет свой максимум активности.
С этого запуска началась реализация международного проекта в области исследования солнечной активности “Коронас” (Комплексные Орбитальные Околоземные Наблюдения Активности Солнца), в котором принимают участие Россия, Украина, Польша, Болгария, Германия, Чехия, Словакия, США, Франция, Британия, Бразилия, Япония.
Ракета-носитель и базовый блок спутника АУОС-СМ были изготовлены в НПО “Южное” (Днепропетровск, Украина). Россия поставила большую часть научных приборов спутника. Головной организацией по разработке полезной нагрузки является Институт земного магнетизма, ионосферы и распространения радиоволн (ИЗМИРАН). Наибольшие надежды астрофизики возлагают на приборы “Терек”, “Дифос”, СКЛ и СОРС.
“Хотя ученые наблюдают Солнце, ближайшую к Земле звезду, в течение столетий, им еще предстоит найти ответы на многочисленные вопросы, касающиеся его физических характеристик,” — говорит научный руководитель программы, директор (ИЗМИРАН) Виктор Ораевский.
Проект “Коронас” зародился в рамках программы “Интеркосмос”. Первоначально предполагалось запустить “Коронас-И” в конце 1992 года, но политические обстоятельства, связанные с распадом СССР, задержали его более чем на год. Вслед за “Коронас-И” в 4-м квартале 1994 года на орбиту должен последовать ИСЗ “Коронас-Ф”, научная программа которого разрабатывается под руководством Физического института имени Лебедева Российской АН.
Подробная информация о научных задачах проекта, комплексе бортовой аппаратуры и запуске спутника “Коронас-И” предоставлена редакции “НК” С.А.Сергеевым (пресс-центр космодрома Плесецк). Некоторые дополнения взяты из статьи А.Пащенко “И Аристотель, и Коронас” (“Авиация и космонавтика”, 10-1992).
Перед солнечной физикой в настоящее время стоят две фундаментальные задачи. Первая из них связана с внутренним строением Солнца. Данные многолетних экспериментов по регистрации солнечных нейтрино расходятся с современными теоретическими моделями строения звезд. Поэтому необходим независимый способ исследования солнечных недр. Таким методом стал метод гелиосейсмологии, позволяющий по спектру собственных колебаний определять профиль температуры внутри Солнца, скорость вращения, получать информацию по магнитным полям и неоднородностям.
Вторая фундаментальная задача состоит в исследовании солнечной активности, ее механизмов и воздействия на околоземное пространство. Земля вместе с ее атмосферой, ионосферой и магнитосферой не является замкнутой системой и подвержена влиянию Солнца. Самым очевидным примером являются магнитные бури. Проблему озонной дыры также невозможно решить без учета воздействия активности Солнца на озонный слой.
Космический эксперимент необходим потому, что земная атмосфера ограничивает диапазоны принимаемых волн, а ее колебания имеют частоты, близкие к солнечным. Комплекс аппаратуры КА “Коронас-И” составлен так, чтобы охватить возможно больший спектральный диапазон.
Основными задачами КА “Коронас-И” являются:
1. Выяснение механизмов переноса и накопления энергии в верхней атмосфере Солнца.
Рис.1. АУОС-СМ-КИ-ИК по проекту “Коронас-И” |
2. Определение механизма выделения энергии солнечной вспышки и его местонахождения в активной области.
3. Определение параметров вспышечной плазмы на различных этапах развития вспышки методами спектрометрии.
4. Наблюдение спектров выбросов плазмы во время мощных солнечных вспышек в различных диапазонах, включая радиодиапазон.
5. Детальное изучение механизмов ускорения энергичных частиц во время вспышек.
6. Изучение недр Солнца методами гелио-сейсмологии.
Для комплексного международного эксперимента “Коронас-И” в КБ “Южное” имени М.К.Янгеля разработан, и на Южном машиностроительном заводе (Днепропетровск, Украина) изготовлен новый космический аппарат АУОС-СМ-КИ-ИК (рис. 1). Он представляет собой унифицированную платформу (базовый КА АУОС-СМ), оснащенную специальным бортовым комплексом в соответствии с программой исследований. Всего на борту спутника установлены 12 научных приборов.
В состав комплекса научной аппаратуры КА “Коронас-И” входят:
1. Комплект аппаратуры для регистрации рентгеновского и гамма-излучения Солнца.
Комплект включает в себя солнечный рентгеновский телескоп-коронограф “Терек” для съемки Солнца в мягком рентгеновском и видимом диапазонах, аппаратуру “Геликон” (комплексное изучение вспышечной активности в рентгеновских и гамма-лучах с высоким временным и энергетическим разрешением), рентгеновский спектрометр “Ирис” для изучения рентгеновских предвестников вспышки в мягком энергетическом диапазоне, и временной структуры жесткого рентгеновского излучения в импульсной фазе вспышки, рентгеновский спектрополяриметр РЕС-К, аппаратуру “Диогенесс” (“Диагностика энергетического состояния солнечных вспышек”) и анализатор гамма-излучения Солнца ABC.
2. Комплект аппаратуры для регистрации ультрафиолетового излучения Солнца, в который входят ультрафиолетовый радиометр СУФР-СП-К для измерения интенсивности излучения Солнца в дальнем ультрафиолете и вакуумный ультрафиолетовый спектрометр ВУСС (измерение спектральной характеристики ионизированной области излучения Солнца).
3. Солнечный оптический фотометр “Дифос” для регистрации видимого излучения Солнца.
4. Солнечный радиоспектрометр СОРС (диапазон частот 30 кГц — 20 МГц).
5. Спектрометр космических лучей СКЛ для изучения всплесков космических лучей и обусловленных ими явлений.
6. Трехкомпонентный магнетометр ИМАП-5.
7. Аппаратура ССНИ сбора и передачи научной информации.
В состав унифицированного обеспечивающего бортового комплекса входят командно-программно-траекторная радиолиния, система электроснабжения с солнечными и химическими батареями, экспериментальная солнечная энергоустановка, система обеспечения теплового режима, система ориентации и стабилизации, штанги для размещения антенн и научной аппаратуры.
Масса КА “Коронас-И” составляет 2300 кг. 720 кг приходится на специальный бортовой комплекс, в том числе 410 кг на аппаратуру. Диаметр (в сложенном состоянии) составляет 2.3 м, длина 5.0 м. В развернутом состоянии КА имеет поперечный размер 12.8 м. Спутник оснащен активной трехосной системой ориентации, исполнительными органами которой являются три управляющих двигателя-маховика и газовая реактивная система.
В одноосном режиме точность наведения продольной оси на центр Солнца составляет 10' (угловых минут). Приборы спецкомплекса работают в основном на солнечном участке орбиты, включаясь и отключаясь по сигналам “Свет” и “Тень”. В дежурном режиме съем информации производится 1 -2 раза в сутки, в режиме высокой солнечной активности — до 4 раз.
Начальная орбита КА “Коронас-И” имеет следующие параметры:
наклонение i = 82.485°;
период обращения Р — 94.753 мин;
высота минимальная Нр = 498.5 км;
высота максимальная На = 539.8 км.
9 марта. И.Лисов по сообщениям АП, ИТАР-ТАСС, Рейтер, Франс Пресс. В 22:40 EST (10 марта в 03:40 GMT) со стартового комплекса 17 со Станции ВВС “Мыс Канаверал” ракетой-носителем “Дельта-2” произведен запуск 24-го (последнего) спутника второй модификации для глобальной навигационной системы США “Навстар”. На второй ступени РН размещена дополнительная полезная нагрузка НАСА SEDS-2.
Запуск был произведен с задержкой 8 минут, вызванной необходимостью устранить неполадку в навигационной системе ракеты (стартовое окно продолжалось с 22:32 до 23:02 EST). Приблизительно через 25 минут после запуска ИСЗ был отделен от ракеты и выведен на переходную эллиптическую орбиту с высотой перигея 185 км. Затем, при помощи бортового двигателя “Навстар”, переведен на околокруговую орбиту высотой около 20000 км.
В орбитальную группировку ИСЗ “Навстар” входят спутники трех модификаций, известных как Block I, Block II и Block IIА. С 1978 по 1985 год было запущено 11 ИСЗ первой модификации (один из них не вышел на орбиту). По состоянию на 6 января текущего года, три последних спутника этой модификации продолжают эксплуатироваться. С 1989 года начались запуски 24 аппаратов модификаций Block II и Block IIА, которые должны полностью заменить спутники первого поколения. 24 спутника выведены в шесть орбитальных плоскостей (A-F), в каждой из которых находится по 4 ИСЗ. В приведенной ниже таблице дан полный список космических аппаратов глобальной навигационной системы “Навстар”. Для каждого из них указан порядковый номер в пределах модификации, дата запуска (всемирное время), международное обозначение и занимаемая позиция. Очевидно, 24-й “Навстар” должен занять позицию С-1, после чего во всех 24 позициях будет находиться по одному ИСЗ второй модификации.
Табл.1. Орбитальная группировка ИСЗ Navstar
|
С помощью передаваемых “Навстарами” навигационных сигналов самолеты, корабли, подразделения вооруженных сил США могут определять свое положение с точностью до 15 метров. “Гражданский” вариант приемника навигационных сигналов, не использующий кодированный сигнал, дает в несколько раз худшую точность. Тем не менее возможность гражданского использования этой навигационной системы породила 6-миллиардный частный бизнес, занятый размещением приемников на самолетах, круизных судах, арендуемых автомобилях.
Общая стоимость системы составила 10 млрд $. Один спутник обошелся Министерству обороны в 65 млн $, стоимость ракеты-носителя составила 45 млн $.
Национальное управление США по аэронавтике и космосу разместило на второй ступени ракеты дополнительную полезную нагрузку — тросовую систему длиной около 20 км. Эксперимент финансируется Отделом разработки космических систем НАСА. Систему развертывания SEDS (Small Expendable-tether Deployer System) no заданию Центра космических исследований имени Маршалла разработала фирма “Тезер Эппликейшнз” (Tether Applications) в г.Чула-Виста, Калифорния. Центр космических полетов имени Годдарда отвечал за интеграцию системы с ракетой-носителем. Отделяемый контейнер и его аппаратура разработаны Космическим центром имени Лэнгли.
Вторая ступень “Дельты” вышла на орбиту высотой 351 км. Приблизительно через 66 мин после запуска из расположенного на ступени контейнера при помощи пружинного устройства был выведен отделяемый контейнер массой 26 кг, соединенный с ракетой тросом из полиэтиленового волокна толщиной 0.76 мм. В аппаратуру контейнера входят приборы, предназначенные для получения данных об ориентации и силе натяжения троса. Батареи будут питать их в течение 6 часов. Развертывание троса длилось два часа (по плану 109 мин). Специалисты НАСА предполагали, что при помощи специального тормоза, регулирующего скорость подачи троса, им удастся добиться развертывания строго в направлении к Земле.
Эксперименты с тросовыми системами проводятся с целью вводить исследовательскую аппаратуру в верхние слои атмосферы, подтвердить возможность получения с их помощью электроэнергии для ИСЗ, движущихся в магнитном поле Земли, а также изменения орбиты. Первым известным экспериментом такого рода было выведение итальянского привязного ИСЗ TSS с борта “Атлантиса” в августе 1992 года. Тогда удалось достичь дальности всего в 250 метров, и разность потенциалов составила 40 В — вместо 20 км и 5000 В по плану. Помимо подготовки второго эксперимента на шаттле (сейчас планируется выполнить его в полете STS-76 в январе??? 1996 года). НАСА проводит “попутные” эксперименты на одноразовых РН ВВС.
Стартовавшая 9 марта “Дельта” была уже третьей ракетой, на которой НАСА разместило тросовую систему. Два предыдущих полета состоялись в 1993 году. При пуске 29 марта 1993 года 19-го “Навстара” удалось развернуть полиэтиленовый трос длиной 20 км, а при пуске 26 июня 21-го спутника серии — трос из медной проволоки длиной около 500 м, на котором была зарегистрирована разность потенциалов от 50 до 100 В.
НАСА предполагало использовать проводящий трос и при третьей попытке, сообщил корреспонденту ИТАР-ТАСС представитель Центра Кеннеди Джордж Диллер, но этот план не был осуществлен. Основной целью настоящего эксперимента является отработка системы развертывания SEDS и слежение за поведением троса в полете.
НАСА также надеется выяснить, просуществует ли трос до естественного схода второй ступени с орбиты приблизительно через месяц после старта, или же он будет перерезан космическим обломком естественного или искусственного происхождения. Если выяснится, что заполненный обломками околоземный космос является “минным полем” для тросовых систем, все названные преимущества таких систем теряют смысл. “Если условия окружающей среды уничтожали бы сети рыбаков, как только они забрасывают их в море, рыболовства бы не существовало,” — говорит Джо Кэрролл, представитель “Тезер Алпликейшнз”.
Какой-либо опасности для летающей на 55 км ниже “Колумбии” или для других работоспособных космических аппаратов эксперимент не представляет. Кэрролл утверждает, что в зоне видимости второй ступени “Дельты” — на широтах ниже 35° — при помощи бинокля, а может быть и невооруженным глазом, можно будет наблюдать не только ракетный блок, но и сам трос.
Каждый запуск тросовой системы на “Дельте” обошелся НАСА приблизительно в 5 млн $. Полет “Индевора” по аналогичной программе стоил агентству 379 млн $.
10 марта. НК. А.Романенко. В Российском космическом агентстве (РКА) состоялось заседание Научно-технического совета (НТО по рассмотрению вопроса о перспективах использования космической навигационной системы (КНС) ГЛОНАСС в интересах гражданских потребителей.
Глобальная навигационная спутниковая система ГЛОНАСС является системой двойного назначения, ориентированной как на военных, так и гражданских потребителей. “Хозяином” системы определено военное ведомство — Военно-космические силы (ВКС) Министерства обороны Российской Федерации.
Целевое назначение системы ГЛОНАСС — оперативное высокоточное глобальное всепогодное навигационно-временное обеспечение задач:
— управления воздушным движением, в том числе посадки самолетов (вертолетов) на необорудованных аэродромах;
— морского рыболовного транспорта;
— гиодезических, геологических изысканий, землеустроительных работ;
— мониторинга ионосферы и др.
С момента принятия системы ГЛОНАСС (24.09.93г.) в эксплуатацию прошлого полгода, а ожидаемого коренного улучшения в создании бортовой и наземной аппаратуры для обеспечения потребностей народного хозяйства и науки так и не наступило. В Российской Федерации положение дел с использованием КНС ГЛОНАСС гражданскими потребителями можно считать катастрофическим. На сегодняшний день гражданские объекты, оснащенные отечественной аппаратурой, насчитываются единицами.
По мнению участников НТС РКА (присутствовали представители 20 заинтересованных организаций-разработчиков и заказчиков навигационной аппаратуры потребителей) причинами отставания в создании аппаратуры для гражданских пользователей явились:
— разрыв хозяйственных связей с предприятиями, элементную базу и комплектующие изделия;
— серьезные финансовые трудности самих потенциальных народно-хозяйственных потребителей КНС;
— ведомственная принадлежность системы ГЛОНАСС и закрытый характер работ (по срокам создания, основным характеристикам) и т.п.
В то же время аналогичная американская система НАВСТАР уже сейчас используется для навигационно-временного обеспечения нескольких десятков тысяч гражданских потребителей. Более 60 частных компаний и фирм заняты разработкой и изготовлением 150 типов приемников (аппаратуры пользователей) системы НАВСТАР и некоторые потенциальные пользователи системы ГЛОНАСС закупают и используют американскую аппаратуру (морской, воздушный транспорт и геодезисты).
Системы ГЛОНАСС и НАВСТАР становятся в перспективе основным средством навигационного обеспечения объектов различного назначения, обладая при этом огромным потенциальным экономическим эффектом, исчисляемым только для системы ГЛОНАСС в несколько десятков млрд. руб. (в ценах 1993г.) В табл. показан более детально экономический эффект от применения КНС ГЛОНАСС в различных направлениях.
|
* Экономический эффект рассчитан в ценах 1993 года.
Запаздывание с развертыванием массового производства навигационной аппаратуры на один-два года может лишить нашу страну указанных экономических эффектов. Более того, система ГЛОНАСС через один-два года будет просто не нужна и “умрет”, так как все отечественные потребители будут вынуждены покупать аппаратуру иностранного производства американской системы НАВСТАР. В то же время отечественная промышленность имеет достаточный научно-технический и производственный задел для создания соответствующей аппаратуры.
Выходом из кризисного состояния с аппаратурой потребителя, по мнению участников НТС РКА, явилось бы:
— придание космической навигационной системе ГЛОНАСС статуса Федеральной (Государственной) системы, предназначенной для обслуживания отечественных гражданских потребителей;
— разработка программы, предусматривающей обеспечение использования системы ГЛОНАСС гражданскими потребителями при государственной поддержке соответствующих работ;
— создание совместных российско-зарубежных фирм по производству навигационной аппаратуры и элементной базы.
Можно надеяться, что РКА совместно с потребителями и заказчиком, опираясь на Российский закон о космической деятельности не допустят “гибели” с таким трудом созданной космической системы ГЛОНАСС, являющейся нашим национальным богатством.
28 февраля. Магадан. А.Сучков. Известие о предстоящем вскоре строительстве космодрома в Амурской области продолжает оживленно обсуждаться на Дальнем Востоке. Недавно в сверхсекретный прежде город Свободный-18 была допущена группа журналистов, а репортаж оттуда показали по региональной программе “Дальний Восток”. Прежде об этом городе знали очень мало. Население там проживало весьма неплохо: каждый имел высокооплачиваемую работу, и снабжался город отменно, не в пример соседним городам жители Свободного-18 даже не задумывались прежде, что сидят верхом на самом смертном оружии, а на город нацелены аналогичные ракеты НАТО.
Но когда год назад в связи с реализацией политических договоренностей из окрестных пусковых шахт была вынута последняя баллистическая ракета, а со складов вывезена последняя боеголовка, специалисты стали разъезжаться кто куда, и немногочисленное население города за год сократилось наполовину. Оставшаяся половина тоже сидела на чемоданах, ведь только и осталось, что собирать ягоды и грибы, а зимой кататься на лыжах по окрестным сопкам.
И вот вновь стали съезжаться специалисты в закрытый город, выбор на который пал не случайно — многое из того, что надо для осуществления космодрома, там уже есть. Заводы области, в частности Шимановский машиностроительный, получили солидные спецзаказы. Воспряла духом местная администрация — ведь строительство нового космодрома в Свободном-18 означает мощные рублевые и валютные вливания в развитие инфраструктуры Амурской области, в частности строительство нового аэропорта для всех типов самолетов, а значит, разрешение на многие годы вперед проблемы занятости.
В следующем номере НК будет опубликован материал К. Лантратова по поездке в Свободный.
9 марта. И.Лисов по сообщениям АП, Рейтер. Генерал В.Л.Иванов, командующий Военно-космическими силами МО РФ, сообщил сегодня агентствам ИТАР-ТАСС и “Интерфакс” о планах строительства российского космодрома на Дальнем Востоке.
Интересы обороны и безопасности России не должны зависеть от другого, пусть даже дружественного государства, сказал Владимир Иванов. Новый российский космодром планируется создать в районе г.Свободный (Амурская обл.), на месте бывшей базы 60 баллистических ракет РС-60. По словам командующего, район Свободного является одним из немногих мест в России, откуда возможно выведение на те же орбиты, что и с Байконура. В настоящее время Россия должна использовать космодром Байконур для своей программы пилотируемых полетов, и не намерена уступать его Казахстану. “Байконур был сооружен после Великой Отечественной войны усилиями всего советского народа, и мы исходим из того, что его потенциал должен использоваться эффективно.”
Новый космодром должен быть закончен к 2000 году. В.Л.Иванов не назвал его возможной стоимости. Валерий Алавердов, заместитель директора РКА, сказал в интервью ИТАР-ТАСС: “Это только план, и более того, план отдаленного будущего. Поэтому правительство делает все возможное для того, чтобы обеспечить работу Байконура”. Российско-казахские переговоры о судьбе Байконура пока не принесли окончательного решения.
На будущей неделе В.Л.Иванов отбывает в Свободный для обсуждения проекта с местными властями.
7 марта. НК. И.Маринин. На космодроме Байконур случилось “ЧП”. Произошло возгорание в одной из комнат пристройки монтажно-испытательного корпуса, в котором в это время производились работы с готовившимся к запуску ТГК “Прогресс М-22” и ракетой-носителем “Союз”.
Пожар был потушен силами обслуживающего персонала МИКа т.к. дорога до МИКа была занесена толстым слоем снега, убирать который у стартовой команды нет сил и средств. А снега в этом году в Ленинске небывалое количество, именно поэтому запуск “Прогресса” перенесли со стартового комплекса 31-й площадки на Гагаринский старт, а срок отодвинулся с 16 на 19 марта.
Как нам стало известно из достоверных источников в результате пожара пострадало пять комнат в пристройке монтажно-испытательного корпуса, среди которых и командный пункт. Объем причиненного пожаром ущерба по оценкам комиссии ВКС составил 1 010 800 руб.
Е.Доцук в газете “Вечерняя Алма-Аты” сообщает, что пожар перекинулся на штаб, где сгорело знамя части. Пожар тушили с вертолетов, а в результате сильно сострадала телеметрическая аппаратура.
В.Каркавцев в “Комсомольской правде” уточняет, что пожар начался в шесть часов утра и ВКС расценивают его, как бытовой. “Скорее всего, считают в пресс-центре ВКС, причиной пожара послужила чья-то халатность — это еще предстоит установить”.
26 февраля. И.Лисов по сообщениям Франс Пресс. Космическое агентство Японии НАСДА и Институт космоса и астронавтики (ISAS) ведут разработки двух новых твердотопливных ракет. В докладе, опубликованном этими организациями, ракеты названы соответственно J-1 и M-V.
Трехступенчатая M-V (в “НК” №3, 1994 она названа Mu-Т) будет иметь стартовую массу 130 тонн и высоту 31 м. Ракета сможет выводить 1800 кг на низкую околоземную орбиту и 400 кг на межпланетную траекторию. По утверждению ISAS, M-V “доведет технологию запуска спутников твердотопливными ракетами до совершенства”. Первый запуск M-V должен состояться в 1995 году. Годом позже НАСДА планирует запустить с ее помощью 2 АМС — к Марсу, и к Луне.
J-1 имеет стартовую массу 70 тонн при высоте 33 м. Этот носитель сможет вывести на низкую орбиту 900 кг и будет использоваться для запуска экспериментальных спутников связи и дистанционного зондирования Земли. Первый запуск J-1 запланирован на 1996 год.
Как J-1, так и М-V могут легко быть доработаны для использования в военных целях, но, как утверждает официальный представитель США, “у нас нет сведений о том, что они разрабатывают военную систему”. Япония всегда утверждала, что ее космическая программа носит исключительно мирный характер, и ни НАСДА, ни ISAS никогда не вели совместных работ с военным ведомством.
28 февраля. И.Лисов по материалам НАСА. Центр космических полетов НАСА имени Маршалла (Хантсвилл, Алабама) получил разрешение на разработку и изготовление нового варианта внешнего топливного бака космической транспортной системы “Спейс шаттл”, известного как “Сверхлегкий внешний бак” (Super lightweight External Tank).
Новый бак будет облегчен на 8000 фунтов (свыше 3600 кг), и примерно на такую же величину должна увеличиться грузоподъемность шаттла. Облегчение конструкции будет достигнуто за счет использования специальной технологии и алюминиево-литиевых сплавов в качестве конструкционного материала. Корабль получит возможность выводить стандартные ПН на более высокие орбиты и орбиты с большим наклонением. С применением сверхлегкого бака увеличатся также возможности шаттла по строительству Космической станции.
Существующий контракт НАСА с фирмой “Мартин Мариетта” на производство внешних баков будет скорректирован. Первый сверхлегкий бак (им должен стать) ЕТ-96 планируется выпустить в 1997 году.
Стоимость разработки должна составить 172.5 млн $. Производство каждого экземпляра бака обойдется в 59 млн $.
27 февраля. И.Лисов по сообщениям Франс Пресс. Китайская космическая промышленность предлагает иностранным организациям инвестировать 1.28 млрд юаней (147 млн $) в 93 проекта в области спутников, электроники, машиностроения, автомобильной промышленности на основе равного финансового вклада и равного деления доходов. Об этом сообщил газете “Чайна Дейли” вице-президент Китайской национальной космической администрации (КНКА) Ван Лихен (Wang liheng).
Пять проектов, связанных со спутниками, включают планы производства приемного оборудования спутникового телевидения, строительства наземных станций, сетей цифровой связи, метеостанций и разработка системы связи и мониторинга.
Китайская национальная космическая администрация была сформирована в июне 1993 года при разделении бывшего министерства аэрокосмической промышленности КНР. До конца 1970-х годов космическое ведомство занималось почти исключительно производством тактических ракет, носителей и космических аппаратов, но к настоящему времени гражданская продукция составляет до 70% общего объема.
28 февраля. И.Лисов по сообщениям АП, Рейтер. Китайская “Промышленная корпорация Великая стена” и американская фирма “Хьюз Коммьюникейшнз Интернэшнл, Инк.” подписали сегодня контракт на запуск спутника Optus B3. Одновременно было подписано долговременное соглашение о запуске на протяжении ближайших 12 лет еще 10 спутников, изготовленных той же фирмой, сообщило агентство Синьхуа.
Optus B3, владельцем которого станет правительство Австралии, будет запущен промышленной корпорацией “Великая стена” с использованием носителя CZ-2E с космодрома Сичан во второй половине текущего года (по сообщению “Хьюз”, летом, после получения американской экспортной лицензии) . Стоимость контракта объявлена не была. Переговоры, приведшие к подписанию контракта, длились больше года. КНР уже запустила изготовленные “Хьюз” ИСЗ Optus В1 и В2 и Asiasat-1, и имеет заказ на запуск Apstar-1 и —2 в июле и декабре текущего года.
7 марта. Канберра. ЮПИ. Государственный секретарь США Уоррен Кристофер сообщил сегодня после беседа с премьер-министром Австралии Полом Китингом, что администрация Клинтона, по-видимому, вскоре разрешит продажу Австралии для запуска Китаем изготовленного компанией “Хьюз” спутника связи Optus B3. Хотя сделка и противоречит введенным США против Китая несколько месяцев назад санкциям за продажу компонент ракеты М-11 Пакистану, в данном случае разрешение будет дано.
Правительство США уже разрешило фирме “Мартин Мариетта” продать КНР два спутника, не содержащих устройства шифрования сигналов. “Хьюз”, спутники которой имеют устройство шифрования, пока не получила разрешения. Фирма утверждала, что устройство не может быть удалено из спутника без переработки всей схемы. Однако по просьбе австралийского заказчика “Хьюз” все же сняла кодирующее устройство и 2 марта официально запросило экспортную лицензию.
8 марта. Франс Пресс. Вчера в Париже подписано соглашение между Индийской организацией космических исследований (ISRO) и французским консорциумом “Арианспейс” о запуске РН “Ариан” двух индийских ИСЗ.
Спутники Insat 2C и Insat 2D, разработанные ISRO, будут выведены на стационарную орбиту в 1995 и 1996 годах соответственно. Они будут оснащены ретрансляторами диапазонов Ku (14/11 МГц) и С (6/4 МГц) и предназначаются для улучшения систем телевизионного вещания и связи Индии.
10 марта. И.Лисов по сообщениям ИТАР-ТАСС, Рейтер, Франс Пресс. Администрация Президента Клинтона объявила о том, что американским компаниям будет разрешено продавать фотографии и другие материалы космической съемки, а также в отдельных случаях аппаратуру для получения таких данных. “Национальная безопасность и международные обязательства будут защищены специфическими условиями лицензирования,” — говорится в заявлении Клинтона. Как заявил заместитель министра торговли США Дэвид Баррэм, этот шаг отражает стремление Соединенных Штатов “увеличить свою долю на рынке, ежегодный оборот которого уже составляет 400 млн $, а к началу будущего столетия, возможно, достигнет нескольких миллиардов”. Наиболее перспективными сферами применения космической фото— и видеоинформации Баррэм назвал нефтеразведку и экологические исследования.
Либерализации норм коммерческого использования спутниковых данных настойчиво добивались крупные корпорации-производители. На проведенных в ноябре прошлого года сенатских слушаниях, в которых принимал участие директор ЦРУ Джеймс Вулси, неоднократно отмечалось, что за рубежом существует стабильный спрос на американские картографические снимки. Французская “СПОТ Имаж Корп.” продает снимки с разрешением 10-20 метров, в то время как российское НПО “Энергия” предлагает фотографии с разрешением до 2 метров.
Председатель сенатского комитета по разведке Деннис Декончини приветствовал решение администрации. “Американские корпорации производят лучшие изображения в мире. Теперь они смогут конкурировать на рынке и получать прибыль,” — сказал он.
11 марта. И.Лисов по сообщениям АП, Рейтер. Крупнейшие аэрокосмические компании США — корпорации “Мартин Мариетта” и “Нортроп” — вступили в борьбу за приобретение третьего гиганта — корпорации “Грумман”. “Грумман” известна своими работами по созданию самолетов для ВМФ и средств воздушного и наземного наблюдения. В 1960-е годы эта фирма разработала и построила лунные модули для американского космического корабля “Аполлон”, в которых 12 американских астронавтов высаживались на поверхность Луны.
7 марта “Грумман” согласилась на предложение фирмы “Мартин Мариетта” о продаже своего пакета акций по 55 долларов за штуку, что составляет 1.9 млрд $. “Мартин Мариетта” в 1993 году уже приобрела аэрокосмическое отделение “Дженерал Электрик” и согласилось приобрести подразделение по изготовлению и запуску РН “Атлас” у “Дженерал дайнэмикс”. Однако 10 марта “Нортроп”, с которой велись ранее переговоры о покупке акций “Грумман” по цене порядка 50 долларов, предложила цену в 60 долларов (2.04 млрд $). В случае совершения этой сделки объединенная фирма будет носить название “Нортроп-Грумман”. В обоих случаях предусматривается выкуп акций “Грумман” у их держателей за наличные.
Предприятия оборонной промышленности США пытаются выйти из кризиса, вызванного окончанием “холодной войны”, путем укрупнения и модернизации.
27 февраля. Пекин. ИТАР-ТАСС. Космические лавры бывшего Советского Союза и Соединенных Штатов не дают покоя Китаю: в скором времени он запустит своего первого космонавта. Об этом недвусмысленно дал понять вице-президент Китайской национальной космической администрации (КНКА) Ван Лихэн, пообещавший сегодня на страницах газеты “Бизнес уикли”, что “к концу столетия или в начале следующего ожидается прорыв в той части космической программы, которая связана с пилотируемыми полетами”.
Иностранные журналисты гадают: кто же поможет Китаю отправить человека в космос, если Пекин вдруг окажется не в состоянии собственными силами осуществить сей грандиозный проект?
Сам Ван Лихэн обходит вопрос молчанием и вместо этого жалуется на острую нехватку денег, которые, по его словам, нужны администрации не только для космических, но и чисто “земных” коммерческих проектов. Планов, судя по всему, много: производство на предприятиях КНКА спутниковых приемников и антенн, компьютеров и даже автомобилей, а также широкомасштабные операции на национальном рынке недвижимости. На эти цели уже сейчас требуется не менее 1,28 млрд юаней (47 млн $). Их, конечно, в госказне нет, поэтому главные надежды некогда скрытая за плотным “бамбуковым занавесом” секретная космическая промышленность КНР связывает с зарубежными партнерами.
Среди последних, и это не секрет, особую активность проявляют Россия, США, Индия, ФРГ, Великобритания, Италия, Бразилия и Пакистан. Однако вопрос о том, какая же страна все-таки примет или уже принимает участие в готовящемся запуске первого китайского космонавта — остается тайной. Известно лишь о степени готовности проекта: по признанию самих экспертов КНКА, Пекину якобы не хватает только денег, а все остальное — уровень научно-технического развития и соответствующие программы у него уже есть.
По мнению Ван Лихэна, 2000-й год вообще может стать своего рода рубежом для космической промышленности Китая. “В XXI веке мы станем торговать спутниками связи отечественного производства”, — сообщил он.
28 февраля. И.Лисов по сообщениям ЮПИ. Индонезия в сотрудничестве с фирмой “Арианспейс” намерена соорудить на своей территории космодром, сообщил местным журналистам министр туризма, почт и связи этой страны.
Министр Аве не назвал ни конкретного места, где предполагается построить космодром, ни сроков строительства. Он сообщил, что стартовый комплекс предполагается разместить непосредственно на экваторе на одном из восточных островов архипелага.
25 февраля. Нью-йорк. ИТАР-ТАСС. Одним из основных препятствий на пути освоения человеком космоса, как это не обидно, является его собственный организм, точнее, нежелание последнего нормально функционировать в условиях невесомости. Прекращается воспроизводство костной ткани: она истончается, становится хрупкой, что доставляет массу неудобств при возвращении исследователей космоса на Землю. Профессору медицины Калифорнийского университета Клод Арно удалось найти путь решения этой проблемы. Согласно его заявлению, процесс разрежения кости может быть остановлен с помощью обычных лекарств, препятствующих потере организмом кальция.
В нормальных условиях земного притяжения скелет человека постоянно регенерируется: ослабленная, изношенная костная ткань заменяется новыми образованиями. И российские космонавты, и американские астронавты на своем опыте убедились, что в невесомости этот естественный восстановительный процесс нарушается.
Исследования крови астронавтов, находившихся на борту шаттлов, показали, что разрежение костной ткани вызывается реабсорбцией или потерей кальция, а не замедлением ее роста. Восстановительный процесс продолжается, но невесомость приводит к тому, что это происходит гораздо медленнее, чем утрата организмом кальция.
Решение проблемы, убежден профессор, — в лекарствах, которые останавливают реабсорбцию. “У нас уже есть много таких средств, — подчеркнул Арно. — Они будут испытаны в предстоящих полетах шаттлов”
В “НК” №1 (стр.42-43) мы сообщали подробности об уникальном экологическом эксперименте “Биосфера-2”, о задачах эксперимента и о составе его участников. В этом номере “НК” мы приводим сведения о начавшейся 6 марта второй миссии эксперимента “Биосфера-2”.
В состав команды вошли пять мужчин и две женщины в возрасте от 22 до 39 лет. Они, как предполагается, проведут в изоляции от внешнего мира от 10 месяцев до одного года. Проект “Биосфера-2”, стоимость которого оценивается в 150 млн $, разработан частной организацией “Спейс байосфиэрс венчерз” и должен на практике продемонстрировать возможность создания замкнутой экосистемы, способной полностью удовлетворять потребности человека в воздухе, питье и пище. После того, как первые обитатели “Биосферы-2” покинули свою лабораторию, в ней были модернизированы несколько механических систем, установлены специальные лампы, обеспечивающие увеличение урожайности зерновых культур. Для борьбы с насекомыми под стеклянные своды модуля были выпущены 40 ящериц и 50 жаб.
6 марта. НК. С.Шамсутдинов. На 80-м году жизни после продолжительной болезни скончался известнейший фотограф Александр Степанович Моклецов.
Александр Степанович прожил большую и очень интересную жизнь. Родился 17 октября 1914 года в городе Сарапуле, в Удмуртии. С 1930 по 1934 учился в Томском музыкальном техникуме и одновременно работал музыкантом в оркестре ОГПУ. В 1934 стал студентом Свердловской государственной консерватории. Однако музыкальное образование ему не удалось. В 1936 году, с третьего курса консерватории он был призван в РККА. В армии заметили талантливого паренька и направили в симфонический оркестр Центрального Дома Красной Армии в Москве, где он прослужил до 1939 года. После демобилизации Александр работал в оркестре Алма-Атинского оперного театра. Когда началась Великая Отечественная война, Моклецов был призван в армию, где с августа 1941 по май 1945 он был фотокорреспондентом на Центральном Фронте. После Великой отечественной войны Александр Степанович продолжил работу фотокорреспондентом газеты “Советская Латвия”. В 1951 году перешел работать в журнал “Смена”, а с 1956 года стал фотокорреспондентом агентства “СовИнформБюро” и журнала “СССР для США”.
С 1961 по 1990 Александр Степанович работал фотожурналистом “Агентства печати новости”. В это время им были сделаны замечательные, высокохудожественные фотоснимки, запечатлевшие историю советской космонавтики. Эти снимки обошли весь мир, на протяжении уже многих лет они печатаются практически во всех отечественных и зарубежных книгах и журналах, посвященных космической тематике.
Неоднократно устраивались фотовыставки работ Моклецова как у нас в стране, так и за рубежом. В 1974 прошла персональная выставка Александра Моклецова в Болгарии и Румынии, в 1977 — в Чехословакии, в 1978 — в Бельгии, в 1980 — в Монголии и Финляндии, в 1986 — в Индии. Последняя прижизненная фотовыставка, организатором которой явился “Видеокосмос”, была проведена в апреле 1991 года в Москве, в рамках выставки “К звездам — 91”.
Умер замечательный человек, непревзойденный мастер своего дела, фотограф с мировым именем. Умер дядя Саша. Так его называли космонавты.
Сотрудники редакции “Новостей космонавтики” приносят свои соболезнования родным и близким покойного, всем тем, кто знал этого прекрасного человека. Память об Александре Степановиче останется навсегда в наших сердцах.
В.Максимовский. Именно так, тихо и незаметно, прекратит свое существование к 1 июня 1994 г. журнал “Авиация и космонавтика”, который начал издаваться по решению Реввоенсовета Республики с июня 1918 г. и назывался тогда “Вестник Воздушного Флота”.
Это произойдет в соответствии с приказом Министра обороны РФ №48-94г., подписанном 11 февраля. Он, в частности, предусматривает ликвидацию пяти журналов: “Авиация и космонавтика”, “Вестник ПВО”, “Военный вестник”, “Военно-экономический журнал”, “Техника и вооружение”. Их тематику предписано освещать вновь образованному журналу “Армейский сборник”. Предполагается, что на него подпишутся любознательные командиры всех ступеней. И эрудиция их повысится, и деньги на выпуск журнала будут. Считается, что он один должен обходиться дешевле пяти ликвидированных. Это — официальная причина реформирования.
Осуществимы ли декларируемые цели? Маловероятно. Сомнительно, что издание будет рентабельным. Пока все военные журналы нуждаются в дотациях. Издержки планируется снизить, сделав сборник черно-белым, с двумя цветными вклейками. Назначить цену, обеспечивающую безубыточность, нельзя, — вообще никто не подпишется. Почему вообще? Потому что кому нужен некрасивый и дорогой журнал за свои кровные? А тираж издания — главный признак успеха реформаторов. Он должен быть обеспечен. Это можно сделать только расплачиваясь из бюджета Министерства обороны и за выпуск своего детища и за коллективную его подписку в подразделениях и частях. Или вернуть к жизни прежнее сильнодействующее предупреждение — явка всех желающих строго обязательна!
Однако, может быть задумано получить некрасивый и дорогой, но очень интересный журнал, к которому потянутся люди? Это — вряд ли. Много ли найдется офицеров с таким широким кругом интересов? Кроме того, материалы в новом издании, вмещающем тематику пяти ликвидированных, должны быть небольшими, поверхностными, иметь инструктивно-назидательный характер. Гражданского читателя таким сборником тем более не привлечь.
Не получается положительного эффекта — ни экономического, ни информационного. В чем же выгода? Может быть, в том, чтобы укрепить редакцию нового сборника новыми надежными кадрами?...
В редакционной статье первого номера “Вестника Воздушного Флота” писалось: “Мечта работников авиации осуществилась — появился свой собственный орган... Особенно необходим журнал именно теперь, когда наш воздушный флот находятся в таком тяжелом положении”. С тех пор журнал приобрел хорошую репутацию, стал известен в стране и мире. Он не воспринимается как ведомственный, особенно со времени, когда стал освещать вопросы космонавтики. Это издание — для романтиков неба и космоса — от школьников до пенсионеров.
Основу редакции составляют специалисты в области авиации и космонавтики, а не “чистые” журналисты, вот почему публикации отличаются корректностью, лишены тенденциозности и скандальности. Они интересны и понятны широкому кругу читателей. Видимо поэтому в последние два месяца множество читателей в письмах и по телефону сочли нужным выразить свое мнение о необходимости сохранить журнал. Не остались в стороне и люди, занимающие ответственные посты. Например, председатель Комитета РФ по оборонным отраслям промышленности В.К.Глухих и председатель Международного авиационного комитета Т.Г.Анодина обратились к П.С.Грачеву.
Сотрудники редакции тоже искали способы уменьшить издержки учредителя — Министерства обороны, так как журнал фактически издается не только в его интересах, но только на его средства. Нашлись солидные организации, согласившиеся стать соучредителями и нести бремя расходов. Среди них — АО “Космофлот”, где президент — космонавт-два Герман Титов.
Почему бы вместо закрытия журнала министру было не пойти на его перерегистрацию с новыми соучредителями? Разве для армии это не было бы полезно?
Ликвидация журнала сделает пустой информационную нишу, которую он занимал. Кто и чем ее заполнит в это сложное время? Обойдется ли Россия без журнала “Авиация и космонавтика”? Обойдется. А без авиации и космонавтики? Идет к этому. Но тогда это будет уже не наша Россия.
Джон Каспер родился 9 июля 1943 года в Гринвилле, Южная Каролина, но считает Гэйнсвилл (Джорджия) своим родным городом. Среднюю школу окончил в г.Чэмбли, штат Джорджия, в 1961 году.
В июне 1966 года Каспер окончил Академию военно-воздушных сил США в Колорадо-Спрингс, штат Колорадо, став 22-м из 470 выпускников курса. Он получил степень бакалавра наук по машиностроению, и ему было присвоено звание второго лейтенанта. В январе 1967 года в университете Пэрдью Джону была присвоена степень магистра наук по астронавтике.
Летчиком Каспер стал в 1968 году после подготовки на авиабазе ВВС Риз в Техасе. Затем на базе ВВС США Льюк в Аризоне он переучился на истребитель F-100 и был направлен в 35-й полк тактических истребителей, базировавшийся на авиабазе Фан-Ранг в Южном Вьетнаме. Там на F-100 он совершил 229 боевых вылетов. В 1970-1974 годах Джон Каспер был летчиком 493-й эскадрильи тактических истребителей и офицером по вооружению самолета F-4D 48-го полка тактических истребителей на базе Королевских военно-воздушных сил Лэйкенхит в Англии. Он был командиром звена, офицером планирования эскадрильи и офицером по вооружениям полка, пилотируя самолеты F-100, а позже F-4. В 1971 году Каспер закончил школу офицеров эскадрильи.
В 1974 году Джон Каспер закончил школу летчиков-испытателей ВВ& США на авиабазе Эдвардс в Калифорнии, после чего получил назначение на должность летчика-испытателя в 6512-ю испытательную эскадрилью на базе Эдвардс, где проводил испытания вооружений на самолетах F-4 и А-7. Как руководитель группы испытаний F-4, он проводил первые испытания по отработке вооружений на самолете F-4G “Вайлд Висел”. В 1975 году он заочно окончил авиационный командно-штабной колледж. В 1976-1980 годах Каспер был строевым офицером, а позже командиром 6513-й испытательной эскадрильи на базе Эдвардс, где он проводил испытания различных систем тактических вооружений. В 1977 году он заочно окончил промышленный колледж вооруженных сил.
В 1980 году Каспер получил назначение в штаб-квартиру ВВС США в Пентагоне, где он был специальным офицером при заместителе начальника штаба по планированию и операциям. В 1982 году он стал заместителем руководителя отдела специальных проектов, где вырабатывалась позиция военно-воздушных сил на требования, оперативную концепцию, политику и структуру сил тактических и стратегических программ.
Каспер имеет налет более 5300 часов на 48 различных летательных аппаратах.
На фотографиях: первый рад — командир Джон Каспер, пилот Эндрю Аллен, специалист полетг Пьер Тьо, второй ряд — специалисты полета Марша Айвинс и Чарлз Гемар |
НАСА отобрало подполковника Каспера кандидатом в 10-ю группу астронавтов в мае 1984 года. Общекосмическую подготовку он закончил в июне 1985 года. С октября 1985 по ноябрь 1987 года он был руководителем астронавтов, занимающихся усовершенствованием бортовых компьютеров и программного обеспечения шаттла. Затем он занимался вопросами, связанными с посадкой шаттла, местами посадки и тормозными устройствами.
Свой первый полет в космос Джон Каспер совершил в качестве пилота “Атлантиса” с 18 февраля по 4 марта 1990 года. Полет STS-36 длился 106 часов 18 минут 22 секунды.
Во втором полете, STS-54, Каспер был командиром “Индевора”. Полет состоялся 13 — 19 января 1993 года и длился 143 часа 38 минут 17 секунд. STS-62 будет его третьим космическим полетом.
Каспер женат на Кристине Гарднер Канн. У них двое детей.
У Джона каштановые волосы и голубые глаза. Его рост 175 см и вес 66 кг. Он увлекается бегом трусцой и любит слушать классическую музыку.
Энди Аллен родился 4 августа 1955 года в Филадельфии, штат Пеннсильвания. В 1973 году он окончил среднюю школу “Аркбишоп-Вуд” в г.Ворминстер, Пеннсильвания. В мае 1977 года в Университете Вилланова он получил степень бакалавра наук по механике.
Обучаясь в университете, Аллен занимался на курсах подготовки офицеров резерва военно-морского флота. После окончания учебы ему было присвоено звание второго лейтенанта корпуса морской пехоты (КМП) США. Окончив летное училище, он в 1980-1983 годах летал на самолетах F-4 “Фантом” в составе 312 эскадрильи истребителей-бомбардировщиков на авиабазе морской пехоты Бофор, Южная Каролина. Штаб-квартирой КМП США он был отобран в первую группу летчиков для трех эскадрилий самолетов F/A-18 “Хорнет”, и с 1983 по 1986 год служил в 531-й эскадрилье истребителей-бомбардировщиков на авиабазе Эль-Торо в Калифорнии. Во время этого периода службы, когда он был строевым летчиком, Аллен закончил курсы инструкторов морской пехоты по вооружениям и технике и школу вооружений истребителей ВМС США. В 1987 году Энди Аллен окончил школу летчиков-испытателей ВМС США в Пэтьюксент-Ривер, штат Мэрилэнд, и затем служил летчиком-испытателем.
Он налетал более 3000 часов на более чем 30 различных типах летательных аппаратов.
Капитан КМП США Эндрю Аллен был отобран НАСА кандидатом в 12-ю группу астронавтов в июне 1987 гада, а в августе 1988 года завершил общекосмическую подготовку. Затем в летной лаборатории интеграции шаттла он отрабатывал технику приземления и пробега орбитальной ступени корабля.
В своем первом космическом полете, STS-46, Эндрю Аллен был пилотом “ Атлантиса”. Полет был совершен с 31 июля по 8 августа 1992 года и продолжался 191 час 15 минут. STS-62 будет его вторым полетом в космос.
Аллен женат на Джульет Уолш. У них двое детей.
Эндрю брюнет с карими глазами. Его рост 183 см и вес 84 кг. Он увлекается столярными работами, рэкетболом, тяжелой атлетикой и велосипедом.
Пьер Тюо родился 19 мая 1955 года в Гротоне, Коннектикут, но считает Фэйрфакс, штат Вирджиния своим родным городом. Здесь он в 1973 году окончил среднюю школу. В июне 1977 года он окончил Академию военно-морского флота США в Аннаполисе, став 30-м выпускником на своем курсе. Он получил степень бакалавра наук по физике.
Летную подготовку он завершил в августе 1978 года и получил назначение в 101-ю истребительную эскадрилью (ИЭ) на авиабазе ВМС Окина в Вирджинии, где прошел подготовку в качестве радиолокационного оператора самолетов F-14 “Томкэт”. Затем он получил назначение в 14-ю истребительную эскадрилью и на авианосцах “Джон Ф. Кеннеди” (CV-67) и “Индепенденс” (CV-62) нес службу в Средиземном и Карибском морях. После назначения в 14-ю ИЭ Пьер Тюо учился в Школе вооружений истребителей ВМС США на флотской авиабазе Мирамар в Калифорнии. С мая 1982 по июнь 1983 года он учился в школе летчиков-испытателей военно-морского флота в Пэтьюксент-Ривер, штат Мэрилэнд. Затем он получил назначение в летно-испытателькый центр ВМС США на должность летного офицера-испытателя проекта, где до июня 1984 летал на самолетах F-14A “Томкэт”, А-6Е “Интрудер”, F-4J “Фантом-2”. Затем его возвратили в школу летчиков-испытателей ВМС, где Тюо был летным инструктором по системам вооружений.
Пьер Тюо налетал более 2600 часов на 40 типах летательных аппаратов и совершил более 270 посадок на авианосцах.
В июне 1985 года лейтенант Тюо был отобран НАСА кандидатом в 11-ю группу астронавтов. Общекосмическую подготовку завершил в июле 1986 года. С января 1986 по август 1987 года он работал в отделении проработки полетов отдела астронавтов, где занимался конструированием, разработкой и доводкой различных полезных нагрузок для шаттла, а также оснащения экипажа для выхода в открытый космос и для работы с дистанционным манипулятором. Затем он был переведен в отделение обеспечения полетов отдела астронавтов. Там он проверял летное программное обеспечение в авиационной лаборатории интеграции шаттла и был в Центре управления полетом оператором по связи с экипажем во время полетов STS-26, STS-27, STS-29, STS-30 и STS-28. В этой роли он работал с экипажами как во время тренировок, так и в реальных полетах. Сейчас он является представителем отдела астронавтов по оснащению летных экипажей, по системам спасения астронавтов, по операциям в открытом космосе и по обслуживанию спутников.
Свой первый полет в космос Пьер Тюо совершил с 28 февраля по 4 марта 1990 года в качестве специалиста полета “Атлантиса”. Этот полет STS-36 продолжался 106 часов 18 минут 22 секунды.
Второй полет, STS-49, он совершил на борту “Индевора” 7 — 16 мая 1992 года. В этом полете он трижды выходил в открытый космос и пробыл за бортом корабля в общей сложности 17 часов 42 минуты. Всего полет продолжался 189 часов 17 минут.
STS-62 станет третьим полетом Пьера Туста в космос.
Пьер женат на Черил Энн Мэттингли. Детей нет.
У Пьера каштановые волосы и карие глаза. Его рост 175 см и вес 72 кг. Он увлекается полетами, лыжами, софтболом, многими другими видами спорта, компьютерами, фотографией, игрой на гитаре и рок-энд-роллом.
Сэм Гемар родился 4 августа 1955 года в г.Янктон, штат Южная Дакота, но считает Скотлэнд в том же штате своим родным городом. Здесь он в 1973 году окончил среднюю школу.
В январе 1973 года он поступил на службу в сухопутные силы США и приступил к службе в июне того же года. В ноябре он получил назначение в 18-й воздушно-десантный корпус в Форт-Брэгг, штат Северная Каролина, откуда был направлен в школу подготовки для поступления в военную академию США в Форт-Бслвуор, Вирджиния.
Позже Гемар поступил в Военную академию Вест-Пойнт, которую окончил в июне 1979 года со степенью бакалавра наук по машиностроению. После этого он учился на курсах общей подготовки офицеров пехоты в Форт-Беннинге, Джорджия. Затем в Форт-Ракерс. Алабама, Гемар закончил подготовительные курсы вертолетной авиации и курсы авиаторов многомоторных самолетов. В октябре 1980 года С jm Гемар был переведен в 24-й пехотный дивизион, базирующийся в Форт-Стюарте, Джорджия, где служил до 1 января 1985 года. Там, приписанный к аэродрому сухопутных сил Хантер, он был помощником офицера полетным операциям и летным командиром взвода в 24-м боевом авиационном батальоне. Позже он был командиром аэродрома сухопутных сил Райт и шефом отделения по операциям отдела авиационного командования на аэродроме Хантер. Во время службы в Форт-Стюарте Гемар окончил курсы парашютистов сухопутных сил, школу бойцов диверсионно-десантным гpyпп и курсы перспективных офицеров авиации.
В июне 1985 года капитан Гемар был отобран НАСА кандидатом в 11-ю группу астронавтов. В июле 1986 года он закончил общекосмическую подготовку. Затем он занимался обеспечением программы “Спейс Шаттл”, что включало летную оценку программного обеспечения в авиационной лаборатории интеграции шаттла и работу по обеспечению запусков в космическом центре Кеннеди во Флориде.
Свой первый полет в космос он совершил 15 — 20 ноября 1990 года на борту шаттла “Атлантис”. В полете STS-38 он был специалистом полета и провел в этом полете 117 часов 54 минуты 27 секунд.
Второй полет он совершил на борту “Дискавери” 12 — 18 сентября 1991 года. Полет STS-48 продолжался 128 часов 27 минут 34 секунды. STS-62 станет его третьим космическим полетом.
Сэм женат на Чарлин Стрингер. У них растет сын.
Гемар — лысеющий блондин с голубыми глазами. Его рост 180 см и вес 77 кг. Он увлекается водными видами спорта, бегом трусцой, столярными работами и путешествиями.
Специалист полета
Марша Айвинс родилась 15 апреля 1951 года в Балтиморе, штат Мэрилэнд. В 1969 году в г.Уоллингфорд, штат Пеннсильвания, она окончила среднюю школу “Нетер Провиденс”. В университете Колорадо в Боулдере в мае 1973 года она получила степень бакалавра наук по аэрокосмическому машиностроению.
В июле 1974 года Марша Айвинс поступила на работу в космический центр имени Линдона Б. Джонсона в Хьюстоне. До 1980 она была инженером в отделении разработки постов экипажа, где участвовала в работах над системами управления и бортовыми дисплеями шаттла. В 1978 поду она участвовала в разработке главного бортового дисплея. В 1980 году она была назначена на должность летного инженера по имитации специально модифицированного самолета “Галфстрим-1”, известного, как тренировочный самолет шаттла, где работала над летными операциями. Кроме этих новых своих обязанностей она продолжала работать над главным бортовым дисплеем. Кроме того. Марша Айвинс летала вторым пилотом и на административном самолете “Галфстрим-1” НАСА. Она имеет лицензию пилота по разным категориям летательных аппаратов. Ее налет более чем 4500 часов на гражданских самолетах и самолетах НАСА.
Марша Айвинс была отобрана НАСА кандидатом в 10-ю группу астронавтов в мае 1984 года. Общекосмическую подготовку завершила в июне 1985 года. Затем она была членом команды поддержки астронавтов по испытаниям и проверкам орбитальной степени на мысе Канаверал во Флориде, и членом экипажей поддержки при стартах и посадках корабля. Также в авиационной лаборатории интеграции шаттла она занималась оценкой полезных нагрузок с ракетными ступенями, оценивала безопасность орбитальной ступени и программное обеспечение. Айвинс неоднократно была оператором по связи с экипажами в центре управления полетом и занималась вопросами безопасности и надежности космической станции. Она была подключена и к работам по доработкам кабины орбитальной ступени.
Свой первый полет в космос Марша Айвинс совершила в качестве специалиста полета “Колумбии” 9 — 20 января 1990 года. Полет STS-32 продолжался 261 час 00 минут 37 секунд.
Второй полет, STS-46, она совершила на борту “ Атлантиса” с 31 июля по 8 августа 1992 года. Полет продолжался 191 час 15 минут. STS-62 будет ее третьим полетом в космос.
Марша Айвинс разведена, детей нет.
У нее каштановые волосы и светло-карие глаза. Ее рост 163 см и вес 45 кг. Она увлекается полетами, аэробикой, чтением и любит загорать.