Они учили Гагарина

       С.Я. Батышев заложил основы коллектива, который позже учил и воспитывал Юрия Гагарина, а продолжил дело Александр Максимович Коваль. Он и принимал на учебу смоленского паренька Юру Гагарина. Александр Максимович считал своим долгом побеседовать с каждым абитуриентом, прежде чем допустить его к вступительным экзаменам. Он был опытным руководителем и педагогом, внимательным, требовательным и отзывчивым человеком. В личном деле А.М. Коваля записано, что он в 1918 году добровольцем вступил в ряды Красной Армии. После демобилизации в 1923 году работал заведующим школой (без образования!), потом учился в Саратовском институте механизации сельского хозяйства имени М.И. Калинина, был завкафедрой механики высшей коммунистической сельскохозяйственной школы. Во время Великой Отечественной войны пять лет служил в Советской Армии, в основном готовил офицерские кадры. После демобилизации в 1946 году заведовал кафедрой энергетики в Саратовском плановом институте. Имел ученое звание. В 1947 году горком партии направил его работать директором в Саратовский индустриальный техникум.
       А.М. Коваль горячо взялся за новую работу. Уже через год в служебной характеристике на него записано: "К своим служебным обязанностям относится добросовестно и любит свою работу. Стремится организовать работу членов коллектива техникума на основе широкого проявления ими инициативы и самостоятельности. К работникам и учащимся внимателен, требователен, во взаимоотношениях держит себя просто и доступно".
       Замдиректора по культурно-воспитательной работе техникума А.Е. Крестьянский говорил об Александре Максимовиче: "Очень хороший, приятный человек творческого характера. Народ в техникум пришел морально поверженный войной, надо было работать с каждым - разные по возрасту, по жизненному опыту, с разной подготовкой. Начали с дисциплины: форма, распорядок дня, утренние линейки даже, на которых зачитывали все приказы и распоряжения директора".
       Коваль придавал большое значение приему новых учащихся. Он считал, что от этой работы во многом зависит успех учебно-воспитательного процесса. Задолго до объявления о наборе Александр Максимович начинал готовиться к этой ответственной поре: проводил собрания, издавал приказы, подбирал знающих людей в приемную комиссию, под его руководством устраивались фотовыставки о жизни коллектива техникума, ремонтировались общежития и учебные кабинеты. Он считал, техникум начинается с порога, как театр с вешалки. В директоре совмещалось все: мягкость и суровость, он умел дружески пожалеть и строго наказать. Его уважали и боялись, его любили и ненавидели. Любили - абсолютное большинство, ненавидели - единицы, те, кому не нравилось выполнять его приказы и распоряжения. Коваль много работал, требовал того же и от подчиненных. Собеседование с абитуриентами проводил лично, не доверяя никому. Александр Максимович считал, что лучше его это никто не сделает, он полагался на свой большой опыт работы с молодежью - воинами, курсантами и студентами. Его опытный взгляд сразу определял тех, кто не любил избранную профессию, а заметив искренность в выборе специальности, делал все возможное и невозможное, чтобы абитуриент учился в техникуме. Порой директор ставил в тупик приемную комиссию, когда, в нарушение правил, зачислял в техникум получившего на экзамене неудовлетворительную оценку. Это в основном касалось демобилизованных из армии и производственников, у которых был большой перерыв в учебе.
       Выпускница техникума А.Н. Костюченко подтверждает:
       - Я очень удивилась, что Александр Максимович знает обо мне все... Еще больше я удивилась, когда он зачислил меня в техникум с "двойкой" по математике.
       Пока абитуриент доходил до его стола и садился для собеседования, Коваль уже получал определенное представление о человеке по его походке, одежде, манере держаться.
       Выпускник техникума, товарищ Юрия Гагарина по учебной группе Александр Гаврилович Шикин на всю жизнь запомнил собеседование с Ковалем. Саша был уверен в себе. На балаковском заводе имени Дзержинского он уже несколько лет работал модельщиком в литейном цехе, руководил два года бригадой, которая ежемесячно выполняла нормы выработки на двести процентов и только с отличным качеством. Министерство тяжелого машиностроения наградило его значком "Отличник социалистического соревнования". Кроме этого, Александр был секретарем комсомольской организации цеха. Одно беспокоило Шикина - бельмо в глазу, это могло стать препятствием для поступления в техникум. Он и сел для собеседования так, чтобы бельмо не бросалось в глаза, директору. Но Коваль сразу заметил и, вероятно, решил дать ему "отбой", потому как явно стал придираться к его документам и фактам жизни.
       Коваль бегло посмотрел характеристику, которая не оставляла никаких сомнений, что перед ним сидел опытный производственник. Но работать мастером с таким дефектом зрения нельзя. Ничего не сказав Шикину по поводу характеристики, директор отложил ее в сторону и взял похвальную грамоту за 7 класс ШРМ. Стал внимательно читать, хотя и так было ясно: грамота есть грамота. Вдруг Коваль поднес ее к глазам и стал рассматривать на свет. Шикин весь передернулся и зло подумал: "Не верит... Что я, аферист какой-нибудь?!"
       - Второй раз седьмой класс кончали? - наконец спросил директор.
       - Да, - ответил Шикин. - Решил после большого перерыва повторить весь курс, чтобы поступить в ваш техникум. А что, неправильно сделал?
       - Я ничего не говорю.
       - А почему так тщательно рассматривали грамоту?
       - Бывает, знаете, всякое...
       - Со мной такого не бывает, - смело перебил директора Саша, громыхая голосом.
       - Потише, товарищ Шикин, я не глухой.
       - Виноват. Голос такой.
       - Бельмо...откуда оно... у вас? - стараясь говорить как можно мягче, спросил Коваль.
       Шикин немного помялся, не хотел ворошить старое, вспоминать. Но отвечать надо было, понимал: от ответа зависит его судьба.
       - Снаряды для фронта готовил. Осколок в глаз попал.
       - Разорвался?!
       - Нет. Стружка, - улыбнулся впервые Шикин.
       - А-а...- заулыбался и директор. - Много дел в вашем цехе?
       - Много.
       - И все-таки Вас, такого отличного производственника, отпускают учиться. Значит, надеются на Вас как специалиста. Ну что ж, экзамены Вам сдавать не надо. Идите, сдайте квалификационную пробу и езжайте на завод. Поработайте там до 1 сентября. Мы Вас вызовем.
       В том же 1951 году А.М. Коваль беседовал с Юрием Гагариным. О чем они говорили, можно только догадываться. Директор сразу принял его на учебу и на несколько дней отправил в Екатериновский район убирать и сдавать хлеб на элеватор.
       А.М. Коваль оставил о себе добрую память. Все, кто учился при нем в техникуме, говорят только хорошее об Александре Максимовиче. Многие выпускники писали ему письма. Советовались с ним, как надо поступать в различных ситуациях. В нашем архиве есть письма, которые приходили на его имя, когда он уже не работал в техникуме.
       В октябре 1953 года он ушел в Саратовский сельскохозяйственный институт. Как кандидат технических наук он все время хотел заниматься научной работой. Ему дали кафедру, должность доцента.
       А.М. Коваля на посту директора техникума сменил С.И. Родионов. Он стал вторым директором индустриального техникума в годы учебы Ю А. Гагарина.
       Индустриальный техникум в партийных и советских органах считали очень сложным коллективом. Только такой твердый человек, как С.И. Родионов, полагали они, может держать индустриков в "ежовых рукавицах".
       Жизненный и педагогический опыт Сергея Ивановича был к тому времени немалый. Родился он 4 марта 1910 года в Саратове в семье служащих. Отец работал бухгалтером, мать - учительницей и библиотекарем в научной библиотеке Саратовского государственного университета имени Н.Г. Чернышевского. После окончания школы Сергей Иванович учился и работал в 3-й авиашколе ГВФ города Балашова. В 1935 году стал преподавателем самолетного цикла в Саратовском авиационном техникуме, а с 1942 года - замдиректора по учебной части. Одновременно заочно учился в Ленинградском, затем в Куйбышевском авиационных институтах, где получил квалификацию инженера-технолога по самолетостроению. В 1949 году Саратовский горком партии взял его на работу заведующим отделом агитации и пропаганды. Через полгода его направляют в Саратовский нефтепромысловый техникум на должность замдиректора по учебной работе. Еще через полтора года - новое назначение: в органы МВД, зам. начальника и главным инженером отдела детских колоний УМВД Саратовской области. 15 июня 1953 года по рекомендации горкома партии С.И. Родионов пришел работать в Саратовский индустриальный техникум в качестве замдиректора по учебной части, а 30 октября Сергея Ивановича утверждают директором.
       Создается впечатление, что его постоянно направляли туда, где трудно.
       Я уже писал, что в это время в техникуме училось много фронтовиков и производственников; из младшего поколения многие были сиротами. Кроме того, основной контингент составляли выпускники ремесленных училищ со своими хорошими и не очень хорошими повадками.
       С первых дней своего директорства Родионов ввел жесткую дисциплину. Он считал, что дисциплина - залог успеха коллектива во всех делах. Он стал грозой учащихся, его они боялись, но уважали за справедливые требования.
       Сергей Иванович выработал свою методику по профилактике коллективных драк: собирал учащихся в актовом зале и разносил в пух и прах тех, кто готовил "предстоящие события".
       - Как сообщили мне компетентные органы... - начинал говорить он, переходя затем на прямые угрозы тем, кто может участвовать в драках.
       Это действовало, но не всегда.
       В памяти выпускников С.И. Родионов остался хорошим директором. Он не опускался до панибратства с подчиненными, держал себя строго, был всегда опрятным, четким по времени. Любил по праздникам оглашать поздравления выпускников.
       - Начнем с севера! - говорил он присутствующим в зале, показывая большую пачку телеграмм и открыток.
       Пожалуй, из всех, кто учил Юрия Гагарина, Родионову выпала большая доля славы.
       Выделял ли Родионов среди учащихся Юрия Гагарина? Можно сказать, да. Фотография Юрия висела на "Доске почета" - "Лучшие люди Саратовского индустриального техникума". Он был секретарем низового совета ВДСО (Всесоюзного добровольного спортивного общества) "Трудовые резервы" и капитаном баскетбольной команды техникума, которая слыла в Саратове одной из лучших команд. А спортсменов С.И. Родионов любил и уважал, уделял большое внимание спортивной жизни, был председателем спортивного общества в техникуме. Ему вместе с руководителем физвоспитания Г.Г. Соколовым приходилось принимать участие в подготовке и проведении различных спортивных мероприятий. Помощником им, среди других ребят, был и Юрий Гагарин.
       Фамилия Гагарина часто появлялась в приказах директора с вынесением благодарности ему за хорошую учебу и спортивную деятельность. Сергей Иванович подписал хорошую характеристику на выпускника техникума Гагарина Юрия Алексеевича и вручил ему диплом с отличием на торжественном вечере выпускников.
       С.И. Родионов проработал в техникуме 17 лет. Пока это рекорд для директоров Саратовского индустриального техникума. Сделал много полезного. Главное - подготовил и выпустил более 5 тысяч специалистов для народного хозяйства страны. На пенсию он ушел сразу, как только исполнилось ему 60 лет. Но связь с техникумом Сергей Иванович долго не терял. Я всегда приглашал его на космические "Огоньки", торжественные собрания по случаю Дня космонавтики, на посвящения в "гагаринцы". Он с удовольствием приходил, охотно делился своими воспоминаниями о Юрии Алексеевиче.
       ...Из всех педагогов, которые учили Юрия Гагарина, я бы выделил следующих: Акулову Анну Павловну - преподавателя математики и классного руководителя гагаринской группы. Рузансву Нину Васильевну- преподавателя русского языка и литературы, Москвина Николая Ивановича - преподавателя физики, Дзяковича Анатолия Николаевича - преподавателя химии и начальника литейного отделения, Соколова Геннадия Григорьевича - руководителя физвоспитания, Шапошникову Зинаиду Николаевну - преподавателя психологии и педагогики, Юрьеву Марию Константиновну - преподавателя немецкого языка, Паршкову Маргариту Яковлевну- преподавателя технологии металлов и Кузьмина Юрия Федоровича - преподавателя литейного дела.
       Их всех объединяло одно: горячее желание научить понимать и знать свой предмет, воспитать достойных людей, полезных для общества. Каждый из них - личность.

назад                            в начало                             вперед