вернёмся в начало?
ГЛАВА VIII.
Ракета в межпланетное пространство.

Среди различных способов, предложенных многими изобретателями для полета в межпланетное пространство, наибольшее внимание привлек способ „ракеты", т. е. полет при помощи реактивного действия вырывающихся из аппарата газов. Этот способ был исследован теоретически и была доказана полная возможность его применения. Был также предположен ряд проектов практического осуществления подобного аппарата, однако, до сих пор еще ни одного полета в мировое пространство сделано не было, хотя есть основание думать, что в некоторых странах подобные корабли строятся. Ниже мы даем изложение мыслей разных ученых о расчете и конструкции межпланетных кораблей, но содержание новейших работ Оберта, Гоманна, Эсно - Пельтри, Годдара и Циолковского, в виду их важности, приводим в двух других книгах отдельно.

Первый, кто указал на возможность применения ракетного двигателя к межпланетному передвижению, был Исаак Ньютон, который в предисловии к своему третьему закону говорит, что с помощью реактивного двигателя корабли могут лететь и в мировом пространстве.

В 1891 г. в Вене д-р Франц Гефт (Franz v. Hoeft) применил ракетный принцип в летательной машине: воздух засасывался с носа ее и выбрасывался с кормы. В 1895 г. он применил тот же ракетный принцип в проекте межпланетного корабля. Кроме того, им же была изобретена соленоидная пушка для выбрасывания такого снаряда.

Позднее (после 1891 г.) профессора Нернст (Nernst) и Вихертс (Wiecherts), а также Шарпелер (Scharpeller) указали на возможность использования лучистой энергии мирового пространства к передвижению межпланетного корабля. Во Франции вопросами межпланетных сообщений занимался американец Саржент (Sargent).

а) Реактивный корабль Гансвиндта.

В 1893 г. в Берлинской газете „Berliner Local Anzeiger" (26 мая № 245) появился отчет о докладе, сделанном в „Филармонии" 27 мая 1893 г. изобретателем Германом Гансвиндтом (Hermann Ganswindt) о проекте своего корабля для межпланетных путешествий, например, на Марс или Венеру, а также для полета на земные полюсы. По данным газеты, корабль должен был быть устроен следующим образом: „Главную часть его составляет стальной цилиндр, к которому присоединены стальные трубы, заключающие сжатый воздух, необходимый для дыхания. В теплом отделении цилиндра помещаются пассажиры. Двигатель предполагается реактивный. Полет в мировом пространстве должен совершаться быстрее движения небесных тел". Больше в газете никаких подробностей дано не было.

В 1899 году в своей книге „Das jungste Gericht: Erfindungen von Hermann Ganswindt. (Zweite vermehrte Auflage Schoneberg bei Berlin. Гансвиндт приводит рисунок аппарата (черт. 153) и дает некоторые дополнительные сведения о нем:

„Стальной цилиндр (гондола) должен иметь возможно меньший диаметр, чтобы в нем едва могли поместиться 2 пассажира и необходимые припасы. Над ним, вдоль его, располагаются еще цилиндры с трубами, наполненными сжатым воздухом, поступающим по мере надобности в пассажирское помещение гондолы. Для отопления служит теплота извергающихся газов. Взрывы производятся из динамитных патронов, помещенных


Черт. 153. Космический корабль Гансвиндта.
в стальном верхнем цилиндре. Принимая скорость газов при взрыве 1000 m/sec Гансвиндт считает, что взрывной цилиндр, благодаря своей большой массе, получит скорость лишь 50 m/sec, Гондола же, соединенная с цилиндром упругими подвесками, получит скорость около 20 m/sec. Верхний, стальной цилиндр играет роль как бы маховика, накапливая энергию при последовательных взрывах динамитных патронов и увлекая весь корабль все с возрастающею скоростью, пока она не будет достаточной для освобождения от притяжения земли. Тогда корабль полетит как небесное тело, без дальнейших взрывов. Изменение направления полета достигается поворотом верхнего взрывного цилиндра. Для спуска необходимо производить взрывы в обратном направлении.

Г. Гансвиндт (род. 12 июня 1856 г.) (рис. 154) представляет собою тип изобретателя. Он изобрел различные детали велосипедов, осуществленные им на практике. Кроме того, им были предложены проекты аэропланов, геликоптеров и дирижаблей (1883 г.).

В вышеупомянутой берлинской газете автор заметки пишет о Гонсвиндте так: „Легендарный Икар не умер; он воскресает в разные века под разными именами, и в наше время он возродился под именем Германа Гансвиндта, который, как и его предок, стремится оторваться от земли..."

С критикой проекта Гансвиндта выступил венский профессор Роман Тостковский (Roman Baron Gostkowski) который в статье, напечатанной в № 304 (Band XXIV) газеты „Die Zeit. Wien 28 luli 1900, Seite 53, 54 и 55), озаглавленной „Новый Икар" (Ein moderner Ikarus), проект Гонсвиндта подвергает резкой критике, указывая на неосуществимость этого проекта. Однако, при этом Гостковский делает арифметические ошибки, по исправлении которых результаты получаются еще более неблагоприятными.
Черт. 154- Г.Гансвиндт.
Между прочим Гостковский упоминает, что Гансвиндт обращался со своим проектом к русскому и германскому императорам и указывал, что его корабль может долететь до Марса или Венеры в 22 часа. Не останавливаясь на дальнейших вычислениях Гостковского, на ошибочность которых указывает инж. Лоос, в отзыве, который нами приводится ниже, упомянем на несколько странную ссылку Гостковского на то, что будто бы во второй половине XVIII века было сделано исследование, указывающее, что порох (Schiss pulver) тем труднее воспламеняется, чем разреженнее атмосфера, и что Мунтэ (Munte) заметил в 1817 г., что этот порох в пустоте не взрывается.

После статьи Гостковского, в той же газете („Die Zeit" Wien, 25 August, 1900, Seite 118, Band XXIV) появилась статья инженера Людвига Лооса (Ludwig Loos), который подверждает заключение Гостковского о неосуществимости полета в межпланетное пространство по проекту Гансвиндта, указывая в то же время на ошибки в расчетах Гостковского.

Сущность замечаний Лооса сводится к следующему:

1. Для того, чтобы, по Гансвиндту, корабль мог летать вокруг земли, как ее спутник, необходимо, чтобы центробежная сила равнялась его весу; при этом скорость движения корабля должна быть около 8 km/sec. Полагая вес корабля 250 kg, для получения этой скорости необходимо затратить около 800 милл. kg-m работы, которую могут дать 2800 kg пороха, не считая потерь энергии при взрыве. Для спуска необходимо такое же количество горючего, а всего следовательно около 6 тонн, которые придется поднять до границы земной атмосферы, но на это потребуется уже 7 тонн пороха. Вопрос решается проще, если взлет делать с высокой горы. Далее, для облегчения веса корабля, Лоос советует делать его не из стали, а из аллюминия.

2. Следует обратить особое внимание на прочность корабля, части которого подвергаются большим напряжениям.

3. В качестве более эффективного горючего следовало бы применить гремучий газ (смесь водорода и кислорода), каждый килограмм которого дает более 1.333.000 kg m.

В позднейшем своем письме ко мне (23 сентября 1926 г.) Гансвиндт пишет, что его корабль должен подниматься в верхние слои атмосферы не силой реакции, а при помощи аэроплана; при спуске же он предполагает планирующий полет, также без расхода энергии.

Наконец, в письме ко мне от 12 октября, 1926 г., Гансвиндт поясняет, что: а) запасы динамитных патронов находятся в двух боковых верхних цилиндрах, вращающихся на подобие револьверных барабанов. В них находится несколько сот тысяч патронов, подаваемых автоматически в средний стальной цилиндр, на дне (верхнем) которого они поочереди и взрываются; б) продукты горения, извергающиеся из верхнего цилиндра, проносятся через трубку, пронизывающую пассажирскую гондолу. Однако, часть этих продуктов обтекает и самую гондолу, нагревая ее.

далее

назад