вернёмся в начало?
b) Работы К. Циолковского, Я. Перельмана и др.

В России первым, кто поверил в возможность проникновения человека в межпланетное пространство при помощи ракеты и дал теорию этого полета, был учитель физики в Калуге, Константин Эдуардович Циолковский.

Первая работа его под названием „Исследование мировых пространств реактивными приборами" появилась в 1903 г. и была напечатана в журнале „Научное обозрение", Спб. 1903 г., № 5, стр. 45. Позднее он в ряде других журналов и отдельных брошюр развивал свои идеи о полете в межпланетном пространстве. В виду важности этих работ и их значения не только в научно-техническом, но и историческом отношении, мы посвящаем описанию их отдельную книгу, ограничившись здесь лишь упоминанием об этих работах.

В 1907 г. шведский астроном Birkeland произвел исследования в вакууме с моделью ракетного кислородно-водородного корабля.

Французский инженер Эсно-Пельтри в 1913 г. опубликовал свою работу, относящуюся к теории полета ракеты на планеты.

В 8-й книге мы даем полный перевод этой работы, ограничиваясь здесь лишь упоминанием о ней.

В октябре 1916 г. пулковский астроном Г. Тихов пречел в Пгр. доклад о проблеме реактивного межпланетного корабля, при чем были сделаны ссылки на работы обоих Бьеркнессов (отца и сына), А. Корна и А. Баричелли.

В России талантливым популяризатором идеи межпланетных путешествий является физик Я. Перельман, который в своих книгах описывал идеи разных ученых о полете в мировое пространство, приводил критику их проектов и увлекательно рисовал картину будущих полетов на луну и на другие планеты.

Вопрос о межпланетных путешествиях излагался Я. Перельманом в следующих книгах:

1. „Завтрак в невесомой кухне". Журнал „Природа и Люди" 1914 г. стр. 381.

2. "Межпланетные путешествия". Петроград, 1915 г., изд.. 1-е.

3. „Занимательная физика" кн. вторая, Петроград. 1916 г., стр. 21.

4. „Путешествия на планеты". Пгр. 1919 г. Изд. 2-е.

5. „Путешествия на планеты". Пгр. 1919 г. Изд. 3-е.

6. „Межпланетные путешествия". Пгр. 1923 г. Изд. 4-е;

7. „Межпланетные путешествия". Ленинград. 1923 г. Изд. 5-е.

8. „Полет на луну". Ленинград. 1925 г.

9. „Проекты сигнализации на Марс". Статья в журнале „В мастерской природы". 1926 г., № 2, стр. 50.

10. „Проблемы звездоплавания". „Вестник знания". 1928 г., стр. 552, 594.

Яков Исидорович Перельман (черт. 155) родился 22 ноября 1882 г. в Белостоке, Гродненской губернии, в еврейской семье; отец его был счетоводом, а мать - учительницей народной школы. Среднее образование получил в Белостокском реальном училище, высшее в Петербургском Лесном Институте, который окончил в 1909 г. с званием ученого лесовода I разряда. Профессией лесовода, однако,почти не занимался, если не считать года службы (1917) делопроизводителем в одном из отделов Особого Совещания по топливу, где, между прочим, им был предлолжен и осуществлен по его инициативе) законопроект о переводе в России часовой стрелки на час вперед в целях сбережения топлива для освещения.
Черт. 155.
Я. Перельман.

Литературную деятельность начал учеником VI класса: 23 сентября 1899 г. в „Гродн. Губернск. Ведомостях" за подписью Я. П. появилась его первая статья „По поводу ожидаемого огненного дождя" (тогда ожидалось обильное выпадение ноябрьских метеоритов-леонид, связывавшееся в широких кругах с „концом мира").

С 1901 г., студентом, начал постоянное сотрудничество в журнале „Природа и Люди", продолжавшееся до прекращения издания в 1918 году. За 17 лет поместил в этом журнале, под различными псевдонимами, около тысячи статей, заметок и переводов на самые разнообразные темы. С 1906 г. вошел в состав редакции, а с 1913 года, за смертью редактора, стал руководить журналом самостоятельно. Одновременно помещал статьи и в других периодических изданиях (между прочим в „Педагогическом Сборнике").

В 1918 г. вступил в число ближайших сотрудников „Педагогической мысли", где дал ряд интересных и поучительных статей, обзоров и рецензий. С 1919 г. редактирует журнал „В Мастерской Природы", а в 1924 г. принял на себя заведывание научным отделом „Вечерней Красной Газеты".

Преподавательская деятельность по предмету физики началась 1919 г. и протекала в различных учебных заведениях: в Псковском Институте народного образования, в Петроградском Рабочем Политехникуме, в Университете им. Зиновьева и в Ленинградском Электротехникуме.

В разное время им было составлено 30 книг разных названий, разошедшихся в 1.300.000 экз., из них главнейшими являются: занимательная физика (1913 г.), физическая христоматия, новый задачник по геометрии, практические задачи по геометрии, занимательная геометрия, занимательная арифметика, техническая геометрия, техническая физика, метрическая система, Мир планет, Полет на луну. Межпланетные путешествия (5 изданий) и др.

Во всех своих сочинениях Я. И. проявил новизну тем, оригинальность в их разработке, научность, свежесть мыслей, живость изложений, ясность стиля и стремление сделать обучение интересным и жизненным.

Отметим еще работы в России Александра Алексеевича Родных, (черт. 156) неутомимого собирателя библиографии по истории русского воздухоплавания, который также собрал редкие фотографии и чертежи, относящиеся к истории в России реактивных двигателей; часть этих чертежей (около 6 штук) любезно предоставлена А. Родных для этого труда.

Черт. 156. А. Родных.

В 1919 году Американский профессор Годдар опубликовал свою работу „Способ достижения больших высот", в которой описывает свои опыты над работой ракет, а также подсчеты и теорию их полета.

Перевод работы Годдара приводится нами в 7-й книге, почему здесь мы ограничиваемся лишь указанием на его работы. Заметим, что в работах Годдара принимал участие его ассистент Дженкинс.

На черт. 157 изображена схема корабля для путешествия в мировых пространствах по идее австрийского ученого Ф. А. Улинского (1920 г.). Движется он по принципу ракеты. В голове аппарата устроено помещение—в виде ракеты, из которого вырывается газ. Происходящая при этом отдача заставляет аппарат двигаться в сторону, противоположную выходу газа. Улинский, однако, полагает, что соотношение между получаемой силой реакций и весом всего корабля с запасами взрывчатого вещества настолько неблагоприятны, что вряд ли удалось бы даже долететь до границы земной атмосферы, не говоря уже об опасности подобного устройства.
Черт. 157- Межпланетная ракета Улинского.

В 1920 г. А. Шершевский делает доклад в Научно-Воздухоплавательном О-ве в Берлине на тему межпланетных сообщений и о работах К. Циолковского.

В 1924 г. проф. В. Ветчинкин делает доклад в Москве о межпланетном корабле и о проекте реактивного корабля (без людей). В Англии Д. Робертс (J. Roberts) работает в воздушном министерстве над задачей реактивного самолета. В 1927 г. (29 апреля) М. Вальер делает доклад в Научно-Воздухоплавательном О-ве в Берлине о космическом полете; этот доклад вызвал полемику на страницах воздухолавательных журналов (Манигольд в Z. F. М. 1927 г. № 11 и А. Шершевский (Flugsport 1927 г., стр. 388).

Наконец отметим интерес к проблеме мировых сообщений со стороны германских профессоров Гопфа, Мизеса, Прандтля и Эйнштейна.

Ракетный корабль Уэльша.

Уэльш в Англии в 1922 году предложил проект ракетного корабля (черт. 158), горючим для которого должен был служить мелинит, взрывающийся в сжатом воздухе. Спуск ракеты производится при помощи парашюта. Модель и описание этого аппарата имелись на выставке межпланетных аппаратов в Москве в 1927 году.
Черт. 158. Корабль Уэльша.

Проект Л. Гуссали полета ракеты на луну.

Итальянский инженер Луиджи Гуссали в своей книге „Si puo gia tentare un viaggio d'alla terra alia Luna? (Milano, 1923 г.) дает проект полета ракеты от земли до луны в следующих предположениях: 1) ракета должна быть составной, например, из 27 отсеков, с весом горючего в каждом по 300 граммов. Эти отсеки соединяются в 4 группы (черт. 159). Полет делится на 3 крупных и 6 мелких периодов, согласно таблице и чертежа 159.

Если в полете участвуют двое пассажиров, то при весе их обоих в 150 kg в начале полета на 1 отсек приходится нагрузка —150:27=5,5 kg,а в конце 1-го периода лишь 37,5, благодаря уменьшению земного притяжения.

Для осуществления полета 2-х пассажиров на луну можно или соединить ракеты по черт. 159 в группу нескольких подобных ракет, из которых в одной помещались бы пассажиры, а в другой горючее, или построить одну большую ракету. Каждый такой „поезд" должен еще нести запас топлива, которым можно было бы воспользоваться для полета с луны на землю, при чем на обратный полет необходимо меньшее количество горючего, чем для полета туда, так как с одной стороны от луны легче оторваться, благодаря меньшей силе ее притяжения, а с другой—благодаря возможности применения при спуске на землю металлического парашюта.

Для облегчения взлета с земли и быстрейшего сообщения ракете требуемой скорости Гуссали предлагает выбрасывать ее при помощи катапульты и указывает еще на способ Друэ применения центробежной машины, впрочем, не рекомендуя его. В качестве двигателя для своей ракеты Гуссали предлагает тюрбину с двойной реакцией, описанную на стр. 79.

Гуссали советует вначале пустить одну опытную ракету, а, затем уже аггрегат их или большую ракету.

В своем сочинении Гуссали формулирует принцип работы реактивного двигателя в том, что из него определенная масса извергается с громадной скоростью и благодаря отдаче или реакции более значительная, масса самого двигателя получает движение в оборотную сторону, но с гораздо меньшей скоростью.

Кроме того, он приводит следующую теорию Мориса Депрэ:

„Независимо от характера работы реактивного двигателя, максимум отдачи получается, когда скорость выходящих газов равна удвоенной скорости движения аппарата".
ПЕРИОДЫ КРУПНЫЕ.Периоды мелкие (расходы горючего). Вес горючего, :kg, Продолжительность периода. Время от начала полета с земли до конца периода.
  в начале периода. в конце периода.   
I. Полет с земли со взрывами до высоты 5780 km. I. Расход 2/3 горючего=5400 kg 27Х300= 8100 kg 2700 kg 6' 2" 6' 2"
2. Расход 2/3 от 2700=1800 .... 2700 900 6' 2" 12' 4"
3. Расход 2/3 от 900-=6оо ...... 900 300 6' 2" 18' 6"
4. Расход 2/3 от 300=200 300 100 6' ; 24' 0"
II. Полет по инерции. ...... 5. Полет по инерции без взрывов ..... 100 100 48ч30' 48ч54'9"
III. Спуск со взрывами на луну ......... 6. Спуск со взрывами 100 kg 100 0 3'46" 48ч 57'55"

Между прочим он указывает на необходимость устройства в ракете рулей и описывает их работу так:

„Когда поток газов ударяется с громадною скоростью в повернутый поперек руль, то он производит на него сильное давление, так как при больших скоростях газы обладают значительной энергией и струи их уподобляются как бы твердым стержням. Вопрос о свойствах таких струй был исследован Бернаром Бринсоном и Лордом Кельвином.

Приведем несколько наших собственных соображений относительно полета ракеты и пушечного снаряда, развивающих идеи Гуссали и немецкого астронома Макса Вальера.

далее

назад