Январь 1938 г. - Начались испытания двигателя для ракеты А-4. От начала проектирования прошло 18 месяцев. За проектирование двигателя отвечал Вальтер Тиль. Он испытывал большие трудности с получением стабильного сгорания и предотвращения прожога стенок камеры. Различные схемы инжектора были изучены в камере сгорания тягой 1,5 тонны. Его исследования в конечном итоге уменьшили длину камеры сгорания с 2 м до 30 см, в то время как скорость истечения была увеличена с 2000 м/с до 2100 м/с и в конечном итоге достигла 2280 м/с. Но уменьшение площади охлаждения камеры увеличило вероятность прожога. Пришлось менять конфигурацию сопла и ввести смесительную камеру перед камерой сгорания. Двигатель с тягой 1,5 тонны изначально работал при давлении 15 бар, вместо требуемых 50 бар. Всякий раз, когда давление в камере сгорания увеличивалось, происходили прожоги, приходилось увеличивать толщину стенок. Поэтому в конечном итоге было принято решение оставить давление в камере на уровне 15 бар.
Затем объединили 3 двигателя тягой по 1,5 тонны в качестве предкамер и получили небывалую тягу в 4,5 т. Однако прожоги иногда происходили. И тогда Пёльман предложил использовать пленочное охлаждение, что в конечном итоге решило проблему. Для двигателя с тягой в 25 тонн Тиль просто использовал 18 камер тягой по 1,5 т, питающих общую смесительную камеру. Но это уже было на испытательном стенде в начале 1939-го.

6 марта 1938-го - запуск ракеты Годдарда серии LC. Высота 160 м. Короткий очень быстрый взлёт.
17 марта 1938-го - запуск ракеты Годдарда серии LC. Высота 660 м; продолжительность 15 сек, затем ракета отклонилась; приземлилась в 1 км от башни
20 апреля 1938-го - запуск ракеты Годдарда серии LC. Высота 1,26 км; продолжительность 25,3 сек, приземлилась в 1 км от башни, ракета несла официальный барограф NAA.
26 мая 1938-го - запуск ракеты Годдарда серии LC. Высота 40 м; резко дала крен и упала в 200 м от башни.
9 августа 1938 го - запуск ракеты Годдарда серии LC. Высота 1,5 км (по барографу NAA 1км), коррекция выполнялась хорошо, парашют раскрылся точно в максимальной точке подъема. Это завершило испытания ракет серии CL, проводившейся с июля 1937 года по август 1938 года. 7 стендовых испытаний и 8 летных. Для всей серии L, с мая 1936 года по август 1938 года, было 13 стендовых испытаний и 17 летных.
17 октября 1938-го - После последнего успешного полета серии L (9 августа) с подачей топлива под давлением Годдард снова обратился к проблеме топливных насосов, которые, по его мнению, были необходимы для достижения очень больших высот. В конечном итоге это привело к серии испытаний P с 17 октября 1938 года по 10 октября 1941 года. Работа началась осенью 1938 года, когда Годдард провел более двадцати стендовых испытаний, пяти моделей небольших высокоскоростных центробежных насосов, которые имели несколько радикально новых характеристик.

Весна 1938 г. - Ракета A5 доставлена в Пенемюнде уже через несколько недель после испытаний A3. Производство было запланировано на уровне 10 штук в месяц для определения аэродинамической конфигурации A4. Целью первых испытаний является преодоление звукового барьера — в аэродинамической трубе стабилизаторы разрушались. Решено было сбросить модель с большой высоты и гравитация разогнит её до сверхзвуковой скорости. Модель весила 250 кг, длина 1,6 м и диаметр 20 см.
Сентябрь 1939-го. Модель сбрасывается с бомбардировщика He-111 с высоты 7000 м. Она преодолела звуковой барьер на высоте 1000 м. Стабилизирующие рули удержали мколебания модели в пределах 5 градусов от вертикали. Затем раскрывается стабилизирующий парашют, замедлил модель до 100 м/с, за которым открылся основной парашют, скорость приводнения 5 м/с в море.
Сентябрь 1938-го - Для того чтобы проверить систему стабилизации A4, компания Walter в Киле, построила большое количество моделей A5. Имеют размеры, как модель, сброшенная с парашютом. Однако стартовая масса составляет всего 47 кг, а сухая — 27 кг. Ракетный двигатель работает на 85% перекиси водорода с использованием перманганата кальция в качестве катализатора. Тяга 120 кгс в течение 15 секунд, скорость истечения 1000 м/с. Это была недорогая, надежная и простая ракета, которая позволила провести большое количество испытательных запусков методом проб и ошибок.

Июнь 1938 г. CalTech начинает разработку JATO. Главный, пожалуй, Джек Парсонс.

Лето 1938-го было принято решение провести четыре испытания A5 из Грайфсвальд-Ойе без стабилизирующей системы и парашюта. Первая ракета поднялась в слабый ветер и достигла высоты 8 км, приблизившись, но не превысив звуковой барьер. Максимальная высота, достигнутая в серии испытаний, составила 12 км.
Июль 1938-го. Первый ракетный истребитель He-176, оснащенный двигателем Walther, испытан в Пенемюнде. Команда Дорнбергера разработала двигатель с продолжительностью работы 120 секунд для He-122. Однако потеря управления привела к его падению и списанию. Команда Дорнбергера прекратила дальнейшую разработку двигателя для ракетного истребителя и сосредоточилась на A4.

Члены Британского межпланетного общества на встрече в Лондоне (вероятно, на съезде BIS) в июле 1938-го. Слева направо: Дж. Х. Эдвардс, Эрик Берджесс, Х. Э. Тернер, мичман К. Труакс (США), Р. А. Смит, М. К. Хансон и Артур К. Кларк.

10 декабря 1938-го - Первое стендовое испытание регенеративно охлаждаемых камер ЖРД Джеймса Уайлда, в ходе которого была достигнута тяга в 40 кгс.
Холодным и дождливым днём 10 декабря 1938 года произошло знаменательное событие в истории американской космонавтики, оставшееся незамеченным. В тот день Джеймс Х. «Джимми» Уайлд провёл первое статическое испытание своего ЖРД с регенеративным охлаждением на примитивном переносном испытательном стенде, принадлежащем Американскому ракетному обществу. Стенд был установлен у каменного фундамента недостроенного дома в Нью-Рошелле, штат Нью-Йорк, недалеко от Нью-Йорка.
В те дни ARS была ведущей любительской ракетной группой в стране. В её казне было меньше 50 долларов. Уайлду было 26 лет, он, увлёкся ракетами в 19 лет после прочтения книги Дэвида Лассера «Завоевание космоса».
В 1938 году ARS всё ещё мучилась с крошечными ракетными двигателями, которые перегревались и иногда взрывались уже через несколько секунд после запуска. Роберт Годдард работал над аналогичными проблемами, но так тайно, что ARS ничего не знала о его экспериментах и считала себя Главными в американском ракетостроении.

Джеймс Харт Уайлд родился в 1912-м в Нью-Йорке. Родители, заметив в нём талант, наняли частных преподавателей, затем отправили его в подготовительную школу Харви в Хоторне, штат Нью-Йорк, в школу-интернат Солсбери в Коннектикуте и в Принстонский университет. В 1935 году он получил степень бакалавра в области машиностроения в Принстонском университете. Но Уайлду было трудно с работой в годы Великой депрессии.
Интерес Уайлда к ракетостроению начался в 1934 году, когда он прочитал книгу Дэвида Лассера «Покорение космоса» и отчёты Кливлендского ракетного общества о первых экспериментах с ракетными двигателями. Он узнал об Американском межпланетном обществе (позже переименованном в Американское ракетное общество) и в марте 1935 года подал заявку на вступление. Он вступил в ARS и с тех пор полностью погрузился в ракетостроение, которое дополняло его другие интересы - от астрономии до авиации, телевизионной электроники, фотографии и даже магии. Уайлд выучил немецкий и французский языки, чтобы читать технические работы по ракетостроению таких пионеров, как Герман Оберт. Двигатели ARS были основаны на ранних разработках немецкого ракетного общества VfR, но Уайлд был недоволен использовавшейся в то время немецкой системой охлаждения с водяной баней. На него большее впечатление произвёл двигатель с регенеративным охлаждением 1933 года, разработанный Гарри Буллом из Сиракуз, штат Нью-Йорк, и работа Эйгена Зенгера в Австрии. С помощью пары профессоров он начал разрабатывать собственные проекты, проводить расчёты и эксперименты в Принстоне.
В 1936 году он разработал концепцию ЖРД с регенеративным охлаждением, который он назвал M-15. В нём используется ракетное сопло с двойным корпусом, которое позволяет ракетному топливу циркулировать в качестве охлаждающей жидкости. Версия этого ракетного двигателя была испытана Американским ракетным обществом 10 декабря 1938 года в Нью-Рошелле, штат Нью-Йорк. Конструкция обеспечивала тягу в 40 кгс в течение 13 секунд. Эта конструкция с охлаждением стала основой всех современных жидкостных ракетных двигателей.
Будучи выдающимся инженером, он также кропотливо разрабатывал метод охлаждения ракетных двигателей, чтобы сделать их более практичными, если не для космических полётов, то для метеорологических измерений в верхних слоях атмосферы. Уайлд, скорее всего, придумал свой метод «регенеративного охлаждения», в котором для регулирования температуры использовалось топливо самой ракеты, где-то между концом ноября 1935 года и январём 1936 года. Хотя другие изобретатели в Европе использовали ту же технологию, а Годдард ещё в 1923 году протестировал (а затем отказался) двигатель с регенеративным охлаждением, члены ARS не знали об этих в основном секретных разработках.
Концепция Уайлда была крайне простой: «охлаждающая рубашка» должна была окружать камеру сгорания ракеты; это был внешний цилиндр с пустым пространством между ним и камерой. Ракетное топливо (спирт) циркулировало внутри рубашки, а затем впрыскивалось в камеру сгорания, где оно встречалось с поступающим потоком сверххолодного жидкого кислорода, или LOX, который обеспечивал кислород, необходимый для горения. Искра от свечи зажигания воспламеняла смесь, образуя продукты горения, которые выходили из сопла и приводили ракету в движение.
Регенеративная система Уайлда была разработана для охлаждения двигателя во время работы, а также для предварительного нагрева топлива, что повышало эффективность двигателя. Он провёл все сложные математические расчёты теплового потока, скорости выхлопа и других факторов, чтобы убедиться, что он на верном пути, прежде чем создавать прототип.
В 1941 году он помог основать компанию Reaction Motors, Inc., став её секретарём и директором по исследованиям. Это была первая коммерческая ракетная компания в Соединённых Штатах, которую спонсировало военно-морское ведомство. В 1942 году по первому контракту с военно-морским ведомством компания RMI создала двигатель мощностью 4000 Н, который использовался для JATO. К 1943 году тяга его двигателей достигла 1540 кгс. Его двигатель 6000C-4, развивающий тягу 2700 кг, использовался в ракетном самолёте Bell X-1, который стал первым пилотируемым транспортным средством, преодолевшим звуковой барьер. Улучшенный двигатель 8000C использовался в ракете MX-774, созданной Карелом Боссартом.
После 1947 года он работал над концепциями атомных ракетных двигателей. В 1950 году он работал в Комиссии по атомной энергии.
Уайлд умер от сердечного приступа 1 декабря 1953 года (хм, в этот день я родился) в Помптон-Лейкс, штат Нью-Джерси.
Кратер Уайлд на Луне назван в его честь.

вернёмся на старт?

Статьи на иностранных языках в журналах, газетах 1938 г.


  1. "Астронавтика" (на англ) «Astronautics» 1938 г. №39 (январь) в pdf - 3,30 Мб
  2. Ракетный полёт — мечта или реальность? (на англ) «Modern Mechanix» 1938 г. №1 в djvu — 120 кб
    Обзор ракетных разработок. Вот о самолёте D-ELTA хотелось бы узнать больше.
  3. Космические корабли и модели - его хобби (Space Ships and Whittling Are His Hobbies) (на англ.) «Popular science» 1938 г. №1 в djvu - 34 кб
    Читатель из Австралии пишет: "Я хотел бы увидеть статью, описывающую возможности будущих стратосферных и космических путешествий. Я думаю, что когда-то мы будем совершать полёты на другие планеты".
  4. Лёд причина вспышек на Марсе (Ice Causes Lights on Mars) (на англ.) «Popular science» 1938 г. №1 в djvu - 12 кб
    Астрономы так думают
  5. "Астронавтика" (на англ) «Astronautics» 1938 г. №40 (апрель) в pdf - 2,68 Мб
  6. Рекорды звёзд (на англ.) «Popular mechanics» 1938 г. №4 в djvu - 302 кб
    популярно о косм.расстояниях
  7. Ракетная поездка - новый экспонат Планетария (Rocket Ride Is New Planetarium Exhibit) (на англ.) «Popular science» 1938 г. №4 в djvu - 404 кб
    Такой вот проект космического корабля планируется сделать для планетария перед международной выставкой
  8. Студент создал новую взрывчатку (Student Discovers New Explosive) (на англ.) «Popular science» 1938 г. №4 в djvu - 40 кб
    Уэнделл Циммерман, аспирант Калифорнийского университета создал «RPX», в 53 раза мощнее, чем T.N.T. (надо думать, тринитротолуол), будет использована в экспериментах с ракетами.
  9. *Говард В. Блэкесли. Ракетный парашют действительно работает (Rocket Shute Really Works) (на англ.) «Prescott Evening Courier» 2.06.1938 в jpg — 505 кб
    Розуэлл, штат Нью-Мехико. Новая страница в парашютной технике открыта в пустыне поблизости — как в безопасности опустить назад на землю большую измерительную ракету профессора Роберта Х. Годдарда, из университета Кларка.
    Это первый в мире практичный ракетный летательный аппарат. Его создатель раскрыл сегодня некоторые детали своей уникальной работы, незаметно ведущейся здесь на протяжении нескольких лет.
    Первые ракетные корабли обычно уничтожали сами себя, падая на землю после подъема на милю или больше. Этот новый «корабль» плавно спускается на парашюте. Но прежде, чем удастся осуществить полет, необходимо пересмотреть правила о крепости парашюта.
    Ракета Годдарда 18 футов в длину, около фута в диаметре, изготовленная из покрашенного в черный цвет алюминий, ее венчает сияющая коническая верхушка. Она весит всего 84 фунта, после того, как опустеет ее огненный кислородно-бензиновый запас. Тогда головная часть раскрывается и выходят два парашюта. Меньший из них несет метеорологические инструменты, посланные вверх вместе с ракетой.
    Большой парашют, диаметром в десять футов, предназначен для спуска ракеты. Клапан сброса давления выпускает парашют в нужный момент. Но скорость, которую эта ракета развила, составляет до 700 миль в час. Она затруднит использование легкого парашюта.
    Сперва в качестве строп парашюта использовались шелковые тросы, способные удерживать по 100 фунтов каждый. Десять строп давали 1000 фунтов тянущей силы, для того, чтобы удержать 84 фунтов веса. Стропы необходимо усилить, пока каждая не сможет удерживать 400 фунтов, или общее усилие в две тонны.
    Снаряженная таким образом ракета разорвала стальной кабель, толщиной в одну восьмую дюйма, который крепится к стропам. После устранения этой поломки, ракета сломала железное кольцо, толщиной в половину дюйма, крепящее кабель к ракете. Это стальное кольцо было стандартной деталью, используемой тракторами, чтобы тащить тяжелые грузы.
    Полеты совершались ежемесячно в пустынной, похожей на блюдце, долине, примерно в 15 милях от Розуэлла. Между тестами ракета побывала в мастерской доктора Годдарда и его четырех ассистентов, неподалеку от его резиденции сразу за городом.
    Первой целью является определение принципов ракетного полета.
    В своей ракете доктор Годдард использует надежный мотор, который можно использовать снова и снова. Он проделывал эксперименты, которые показывают практичность посылки ракет на высоты, превышающие те, что доступны баллонам. Они поднимутся в интересующие регионы атмосферы, где сгорают метеоры и где солнечная радиация существует в формах, неизвестных на поверхности Земли.
    Доктор Годдард усовершенствовал способы отправки, с помощью ракет, научных инструментов вверх, и безопасного их приземления. Он работает над этой проблемой 24 года. Новый парашют иллюстрирует возникающие на каждом шагу сложности.
  10. Английская стратосферная ракета на выставке в Лондоне (на англ.) «Popular mechanics» 1938 г. №6 в djvu - 76 кб
  11. *Говард В. Блэкесли. Эксперты секретно работают в пустыне над ракетой (в Сети оригинал отсутствует) (на англ.) «The Milwaukee Journal» 21.06.1938
    Розуэлл, штат Нью-Мехико. Примерно раз в месяц, воздушный корабль будущего – с ракетным двигателем – испытывается в пустынной долине, милях в 15 от города.
    Никто не видел его вблизи, кроме шести ученых. Группа, работающая под руководством доктора Роберта Х. Годдарда, университет Кларка (Уорчестер, штат Массачусетс), пытается найти практически метод для достижения скорости тысячи миль в час.
    Однажды ракетный корабль увидела женщина-водитель, едущая по отдаленному шоссе. Она увидела длинный, тонкий, черный объект летящий прямо вверх, как лифт, с хвостом сине-голубого пламени, размером примерно такой же длины, как сам этот объект.
    «Разве это не мило?» — был ее комментарий.
    Кроме нескольких других исключений, корабль никто не видел. Полковник Чарльз А. Линдберг видел его. Также, как и Гарри Ф. Гуггенхайм, директор Фонда Даниэля и Флоренс Гуггенхаймов, спонсирующего проект.
    В ракетной долине нет охраны, но изоляция бескрайними пространствами Запада делает ее самой защищенной «лабораторией» в мире.
    Место находится примерно в 15 милях от Розуэлла. Туда не ведут шоссе. Часть пути пролегает через заграждение, поставленное владельцем долины.
    Затем путь проходит через ворота загона для скота, где быки и коровы поднимают глаза на проезжающий вблизи автомобиль. Отсюда приходится ехать без дороги, по земле, где живут гадюки и много скорпионов с тарантулами.
    Путь лежит в Райскую долину. Она такая широкая, что только опытный глаз жителя Запада может определить ее пропорции. Это огромная неглубокая чаша, примерно круглая, диаметром в милю.
    Ближе к центру чаши расположена стройная стальная башня, которую можно спутать с ветряной мельницей, имей она знакомые вращающиеся крылья. В этой башне проводятся ракетные тесты. Ракету приносят сюда только для тестов.
    В основании башни расположен огромный бетонный блок, установленный прямо в центре. В бетоне сделано отверстие, размером с человеческую голову. На глубине более фута, дыра поворачивает в бетоне и туннель выходит с одной стороны блока.
    Ученые называют этот блок «ванной». Когда ракета зафиксирована в стартовой позиции, чтобы быть запущенной вдоль направляющих башни, струя пламени из ее нижней части проходит сквозь отверстие «ванной».
    Эта струя пламени летит со скоростью мили в секунду. Она вылетает из туннеля клубящимся облаком длиной в 50 футов и высотой с автомобиль.
    Ученые наблюдают за экспериментом из бетонного блиндажа на расстоянии 50 футов, а также из деревянного укрытия на расстоянии в 1000 футов. Сперва выгоняют змей и скорпионов.
    Ракетный двигатель могут зафиксировать грузом, чтобы он не мог подняться, либо могут запустить его на высоту в милю, или больше. Ракету устанавливают прямо в основании башни. Она 18 футов длиной, сделана из алюминия и выкрашена черным, чтобы быть видимой на фоне голубого неба пустыни. Вес без топлива составляет 84 фунта. Заправленная жидким кислородом, бензином и сжатым азотом, она весит более 100 фунтов.
    Ракета запускается электрическим переключателем. Пламя горящего кислорода и бензина ревет как раскаты грома. Но ракета не стартует мгновенно.
    Она замирает на огненном основании. Затем медленно поднимается, со все увеличивающейся скоростью. Требуется примерно секунду, чтобы подняться до вершины 60-футовой башни. Спустя несколько секунд, она летит со скоростью нескольких сотен миль в час.
    По мере того, как ракета поднимается, телескоп фиксирует ее направление и высоту. Кинокамера все записывает. Полет длится 30 секунд – насколько хватает топлива. Когда топливо израсходовано, а ракета летит вверх, она обычно поворачивает вбок. В этот момент кинооператор попадает в неприятность. Так как, ракета может полететь над головой оператора, а ни одна кинокамера не готова к такой ситуации. Оператору приходится разворачивать камеру, обычно теряя на некоторое время ракету из вида.
    Когда ракета готова спускаться, механизм автоматически раскрывает парашют. Ракета плавно спускается на землю. Обычно она приземляется на расстоянии от четверти до половины мили от башни.
    Запуски производятся, когда ветер слишком слаб, чтобы сносить парашют в сторону. Частота таких погодных условий стала одной из причин выбора Нью-Мехико.
    Доктор Годдард планировал ракетные корабли, еще когда он был студентом в 1907 году. Свою практическую работу он начал в 1914. Сегодня у него есть надежный «мотор». Направление полета можно контролировать с помощью гироскопа.
    Доктор Годдард продемонстрировал научному миру, что ракетные корабли можно построить так, чтобы они летели прямо вверх и выше, чем любой баллон. Он сообщил, что существуют возможности использования уже продемонстрированной технологии для того, чтобы построить ракеты, способные достичь внешних границ гравитационного поля Земли.
    Доктор Годдард отказывается предсказывать, как высоко это может быть. Другие ученые говорят о ста милях. Некоторые предполагают, что использующие метод доктора Годдарда корабли смогут совсем покинуть Землю и путешествовать как «космические корабли».
    Университет Кларка, где доктор Годдард возглавляет физический и математический факультеты, предоставил ему отпуск для этой работы.
    Он не ищет публичности, а представляет собой основательного ученого, тихого и замкнутого.
  12. "Астронавтика" (на англ) «Astronautics» 1938 г. №41 (июль) в pdf - 3,14 Мб
  13. Новый рекорд - прыжок с парашютом с высоты 7 миль (на англ.) «Popular mechanics» 1938 г. №7 в djvu - 55 кб
  14. Фейерверки (на англ.) «Popular mechanics» 1938 г. №7 в djvu - 1,25 Мб
  15. Astronaut (вероятно, номер полностью) (на англ) «Astronaut» 1938 г. №2 (август) в pdf - 1,38 Мб
    Журнал Манчестерского ракетного общества
  16. "Летающая бомба" управляется пилотом (на англ.) «Mechanix Illustrated» 1938 г. №8 в djvu - 128 кб
    Управляемая пилотом авиабомба разработана Лестером П. Барлоу. Пилот наводит бомбу на корабль и выпрыгивает(!) с парашютом перед самым попаданием и будет плавать на плоту в ожидании спасательного катера. Автор статьи предлагает не заморачиваться и направлять на корабль тяжёлый бомбардировщик, а пилоту - не покидать самолёта. Ведь если он попадёт в корабль, то он на своём плоту окажется среди уцелевших людей с корабля. А "они могут держать обиду" (так перевёл гуглопереводчик!). И после такой статьи говорят, что камикадзе придумали японцы!
  17. 10000 миль в час! (на англ.) «Mechanix Illustrated» 1938 г. №8 в djvu - 596 кб
    Дифирамбы американским ракетчикам - "от Коннектикута до Калифорнии", которые считают, "что ракетные полеты на 25 миль находятся под рукой, полеты 100 миль за углом и полеты через Атлантику есть определенная возможность еще при нашей жизни". Через Атлантику - за 50 минут, вокруг планеты - за 3 часа! Но "пока еще мы не готовы к лунному перелёту, потому что, по оценкам, ракета, способная попасть туда, должна быть столь же большой как Эмпайр Стейт Билдинг и будет стоить ничтожные $ 1 млрд!"
  18. Город будущего. Собственно, интересен только "межпланетный вокзал" (на англ.) «Popular mechanics» 1938 г. №8 в djvu - 1,73 Мб
  19. Прыжок с парашютом с высоты в 21 милю (Twenty-One-Mile Parachute Leap) (на англ.) «Popular science» 1938 г. №8 в djvu - 892 кб
    Джозеф Дж. Данкель из Кливленда, Огайо собирается прыгнуть с высоты 21 миля со стратостата в своеобразной бомбе
  20. Фантастика на экране (на англ.) «LIFE» 14.11.1938, с. 2-5 в djvu - 620 кб
  21. Ракетная машина похожа на пулемет (Rocket Works Like Machine Gun) (на англ.) «Popular science» 1938 г. №11 в djvu - 90 кб
    Стремясь побить рекорд высоты полёта для ракет, Джон У. Парсонс и Эдвард Форман, ученые-астронавты, связанные с исследовательским проектом Института ракетных исследований Гуггенхайма-Калиомиа, недавно усовершенствовали новую ракету, которая работает как пулемет. Для каждого полета снаряда будет использоваться от 100 до 200 патронов.
  22. *Эдди Гилмор. Смерть коровы от метеорита (Cow's Sudden Death Laid To Meteor, Scientist Says) (на англ.) «Reading Eagle» 20.12.1938 в jpg — 302 кб
    Вашингтон. Смитсоновский институт нашел жертву метеорита – корову из Пенсильвании. С налетом грусти, институт сообщил сегодня об инциденте. Это, похоже, самая большая новость, связанная к коровами, с тех пор, как миссис О'Лири Росси, как полагают, лягнули в Чикаго так, что она перелетела через фонарь.
    Но дадим слово Смитсоновскому институту.
    «Вечером 24 июня,» — говорит официальный отчет, — «в местечке Чикора, штат Пенсильвания, сидящий на своем крыльце фермер услышал звук, похожий на шум аэроплана, пролетающего прямо над его домом, сопровождаемый порывом ветра. Практически одновременно поднялась страшная суета на птичьем дворе»
    «На рассвете фермер нашел на птичьем дворе два камня»
    «Также», — продолжается в бюллетене, — «фермеру пришлось вызвать местного ветеринара для одной из своих коров, получившей необычную рану, и очень неровную»
    Слухи о странном происшествии, случившемся ночью 24 июня, разошлись по округе и довольно скоро на сцене появился ученый. Он обнаружил, что большинство фермеров вокруг слушали радио программу, когда появился метеорит.
    Он проверил время, нашел верхушку дерева над которой видели метеорит, а затем нашел артиллерийского офицера, знакомого с определением углов.
    Вот что удалось определить:
    1. Когда впервые увидели метеор, он двигался со скоростью на три мили в секунду быстрее, чем Земля
    2. На высоте шести миль над поверхностью Земли, он был 200 футов в диаметре
    3. Он испарился почти весь, прежде, чем достиг земли
    Самое горькое здесь то, что ученый не смог поговорить с коровой. Смитсоновскому институту следует что-то с этим сделать.
    * Статьи и перевод (я несколько изменил) с блога http://andreyplumer.livejournal.com/
    Также там больше и более подробно
Статьи в иностранных журналах, газетах 1939-1940 гг.

Статьи в иностранных журналах, газетах 1937 г.