вернёмся на старт?

Статьи в иностранных журналах, газетах 18-31.05.1961


  1. *«Однажды станешь космонавтом, сынок?» (Gonna Be a Spaceman Someday, Sonny?) (на англ.) «Eugene Register-Guard», 18.05.1961 в jpg — 182 кб
    «О, нет, я бы хотел стать водопроводчиком и разбогатеть»
    Мыс Канаверал.
  2. *Запуск второго астронавта назначен на 20 июня (2nd Astronaut Shot Set June 20) (на англ.) «The Blade», 18.05.1961 в jpg — 130 кб
    Мыс Канаверал, штат Флорида. 18 мая. Как стало известно сегодня, Соединенные Штаты попытаются 12 июня запустить на орбиту беспилотную космическую капсулу проекта «Меркурий», а 20 июня отправят второго астронавта в краткий суборбитальный полет.
    Орбитальная миссия, в которой капсула с приборами один раз облетит вокруг Земли и на парашюте вернется на Землю, станет ключевым испытанием в плане нашей страны по отправке человека на орбиту до конца этого года – достижение, совершенное в прошлом месяце советским Юрием Гагариным.
    Первая попытка запуска на орбиту беспилотной капсулы окончилась неудачей 25 апреля, когда ракета «Атлас» отклонилась от курса и была уничтожена.
    По словам источников, 20 июня является точно определенной датой пилотируемого суборбитального полета, во время которого ракета «Редстоун» отправит астронавта в полет, схожий с тем, что коммандер Алан Б. Шепард-младший совершил 5 мая.
    На различных этапах траектории пилот будет вручную управлять капсулой и выполнит задачи, которых не было у коммандера Шепарда. Пилотом станет либо майор Джон Х. Гленн или капитан Вирджил А. Гриссом.
  3. *США могут запустить человека на орбиту в августе? (U.S. May Orbit Man In August?) (на англ.) «Daytona Beach Morning Journal», 18.05.1961 в jpg — 708 кб
    Сан-Диего, штат Калифорния. Национальное управление по аэронавтике и исследованию космического пространства, как сообщила вчера в эксклюзивной статье новостная служба «Копли», рассмотрит вопрос запуска в конце августа астронавта на орбиту вокруг Земли. Это будет по крайней мере на два месяца раньше первоначального графика.
    Подобное сокращение планов, говорится в статье, зависит от того, окажется ли успешным июньский запуск ракетой «Атлас-Д» с мыса Канаверал беспилотной космической капсулы.
    «Эй, Чарли, этот парень хочет пройти через наш заслон» ('Hey Charlie, This Guy Wants To Cross Our Picket Line')
    Тепленькое местечко на мысе Канаверал.
    Жадность работников ракетной области.
    Космическая программа США.
  4. *«Радио Корпорэйшн» построит спутник (Radio Corp. to Build Satellite) (на англ.) «The Southeast Missourian», 18.05.1961 в jpg — 79 кб
    Вашингтон. Космическое агентство выбрало сегодня «Радио Корпорэйшн оф Америка», чтобы разработать первый активный коммуникационный спутник нашей страны ко времени запуска в конце следующего года.
    Национальное управление по аэронавтике и исследованию космического пространства сообщило, что проведет переговоры с подразделением оборонной электроники этой корпорации в Принстоне, штат Нью-Джерси, по поводу контракта на ретрансляционный проект стоимостью $3¼ миллиона.
    Этот ретрансляционный спутник, в отличие от спутника «Эхо», служащего в качестве пассивного отражателя радиосигналов, будет содержать оборудование для приема, записи и передачи сигналов между станциями в США и заграничными станциями.
    Он будет весить около 100 фунтов и его запустят на высоту 3’000 миль с мыса Канаверал, штат Флорида, с помощью ракеты-носителя «Дельта».
  5. *Пилот «X-15» попытается установить рекорд скорости (Speed Mark to Be Sought by X15 Pilot) (на англ.) «The Spokesman-Review», 18.05.1961 в jpg — 62 кб
    База ВВС Эдвардс, штат Калифорния. Джо Уолкер, летчик-испытатель космического агентства, должен попытаться во вторник достичь рекордной скорости 3’400 миль в час на ракетоплане «X-15».
    Согласно планам, самолет-носитель «Б-52» с «X-15» под крылом, взлетит в 9 часов утра. Спустя примерно час на высоте 45’000 футов «X-15» будет сброшен и устремится вверх для попытки достижения пятикратной скорости звука.
    21 апреля «X-15» достиг скорости 3’074 миль в час с майором Бобом Уайтом в кабине.
  6. *Советское лидерство в космосе превосходит ожидания (Russian Space Lead Exceeding Estimates) (на англ.) «Sarasota Herald-Tribune», 18.05.1961 в jpg - 141 кб
    Вашингтон. Подготовленный Департаментом коммерции отчет показывает, что опережение Советами Соединенных Штатов в космической мощи более значительно, чем предполагалось.
    В отчете делается вывод, что у Советов уже есть ракета более мощная, чем американская ракета «Сатурн». Наша страна надеялась по крайней мере сократить отставание от Советов, когда в 1964 году «Сатурн» войдет в строй.
    Отчет «Исследования советского блока в геофизике, астрономии и космосе» был составлен Объединенной издательско-исследовательской службой и распространяется Департаментом коммерции.
    Документ цитирует Йосифа Синку, секретаря венгерского комитета космических путешествий, по поводу тяги советских космических ракет-носителей.
    Складывается впечатление, что Советы уже могут использовать космический аппарат с тягой близкой к двум миллионам фунтов. Это примерно на 500 тысяч фунтов, чем будет у первой ступени «Сатурна».
    По крайней мере до настоящего времени, Национальное управление по аэронавтике и исследованию космического пространства оценивало мощь основной советской ракеты в 800 тысяч фунтов.
  7. *Пятеро советских военных руководителей, как сообщается, погибли (Five Russian Military Leaders Reported Killed) (на англ.) «The Free Lance-Star», 18.05.1961 в jpg - 209 кб
    Лондон. Советское новостное агентство сообщило сегодня, что пятеро высокопоставленных офицеров советских вооруженных сил погибли в «авиационной катастрофе».
    По словам ТАСС, в число офицеров входит полный генерал армии Владимир Ю. Колпакчи.
    Другие названы как генерал-полковник С. Н. Переверткин, генерал-лейтенант В. И. Гоффе, генерал-майор Морозов и полковник В. В. Хихловский.
    […]
    Сделанное ТАСС объявление не говорит ни о месте вылета, ни о направлении этого фатального полета.
    Такая секретность породила предположение, что инцидент мог как-то быть связан с советской космической деятельностью.
  8. *Городок переполняли слухи об астронавтах (Rumor of Astronauts Floated High in Town) (на англ.) «The Owosso Argus-Press», 18.05.1961 в jpg - 450 кб
    Эндовер, штат Мэн. Эта отдаленная деревня в горах западного Мэна месяцами мысленно запускала людей в космос.
    Некоторые даже пришли к выводу, что планируется ловить сбившихся с курса астронавтов в гигантские сети, растянутые на горных вершинах.
    Слухи сошли с орбиты и вернулись на Землю, когда компания «Америкэн Телефон энд Телеграф» сообщила, что на вершине холма к востоку от деревни будет построена самая крупная в мире антенна для телефонно-спутниковой связи.
    Слухи начались с того, что незнакомцы прибыли в городок и купили свыше тысячи акров плоскогорья, считавшегося негодным ни на что, кроме рубки леса.
    Когда незнакомцы наняли 50 местных мужчин и начали строить дорогу в эти дикие края, слухи начали распространяться. Но выплачивая наличность была настоящей земной удачей для деревни с населением в 900 душ.
    В Эндовере для трудоустройства имеются лишь несколько ферм, три небольших деревообрабатывающих предприятия, а также лесозаготовка.
    […]
    После того, как завершат дорогу и подготовят место, будет воздвигнута 250-тонная рупорная антенна из стали и алюминия. «Рупор» размером 177 на 94 футов, станет использоваться для приема слабых сигналов из Европы, переданных орбитальными спутниками, а также для отправки сигналов для передачи спутниками назад в Европу.
    «Интересно, кто будет последним?» ("I Wonder Who'll Be Here Last?")
    Первые в космосе.
    Тупик на переговорах в Женеве о запрещении ядерных испытаний.
  9. *Фрэнк Макомбер. Человек на орбите (Man In Orbit) (на англ.) «Lodi News-Sentinel», 19.05.1961 в jpg - 365 кб
    Национальное управление по аэронавтике и исследованию космического пространства рассматривает сокращение на два месяца своего графика пилотируемого орбитального полета «Меркурия», об этом из авторитетного источника узнала новостная служба «Копли».
    Окончательное решение НАСА о сдвиге даты отправки на орбиту первого американского астронавта будет зависеть от успеха или провала июньского запуска с мыса Канаверал, штат Флорида, беспилотной космической капсулы на орбиту вокруг Земли.
    План заключается в отправке на орбиту космической капсулы ракетой «Атлас-Д», которая идентична той, что в конце этого года отправит на орбиту астронавта.
    Изначально НАСА назначило октябрь или ноябрь в качестве целевой даты первого пилотируемого орбитального полета. Но, если июньский запуск пройдет без проблем, то агентство намерено отменить орбитальный запуск примата и отправит человека в конце августа – как минимум на два месяца раньше первоначального плана.
    НАСА удовлетворено результатами ракеты «Атлас» в качестве пилотируемой ракеты-носителя проекта «Меркурий». А официальные лица НАСА довольны прогрессом компании «МакДоннелл Эйркрафт» из Сент-Луиса, штат Миссури, в разработке, изготовлением и испытанием космической капсулы, предназначенной для трехкратного облета с астронавтом вокруг планеты и, в конечном итоге, сброса его – мягко – в Атлантический океан.
    НАСА уже запланировало восемь пилотируемых орбитальных пусков, за которыми позже последуют другие. Каждый преследует выполнение разнообразных миссий. Поскольку имеется всего семь астронавтов, подготовленных для полетов в космос, то НАСА либо придется набрать и подготовить больше людей, либо дважды запустить как минимум одного астронавта. В конечном итоге, НАСА надеется, отправить астронавта на 18 орбитальных витков вокруг планеты.
    НАСА сообщило «Конвэйр-Астронаутикс», подразделению корпорации «Дженерал-Дайнамикс», что в десятилетнем плане агентства предусматривается по крайней мере 100 космических пусков «Атласа». А задолго до конца текущей декады НАСА также планирует произвести пуски связки «Атлас-Центавр», «Сатрун-С2» с пилотируемым космическим кораблем «Аполлон» наверху, а также другие космические запуски.
    Например, приборы совершат жесткую посадку на Луну, в рамках попытки собрать и отправить на Землю сведения о так называемых «лунотрясениях». А позже, дистанционно управляемые вездеходы, оснащенные телекамерами, совершат мягкую посадку на Луну для изучения ее покрытой пылью поверхности.
    Там будут пролеты мимо Марса и Венеры, за которыми последуют посадки на эти планеты автоматических спутников, способных на исследование поверхности каждой из них, с сообщением результатов на Землю.
    НАСА следует советам Совета по космическим исследованиям Национальной академии наук, запланировав на следующие 10 лет больше беспилотных, чем пилотируемых пусков в космос.
    Совет недавно опубликовал отчет, утверждающий, что, на самом деле, человек на орбите может совершить мало вклада в знания о космосе. Автоматические, или управляемые с Земли приборы лучше людей, по мнению Совета. Более того, научные грузы стоят меньше, чем пилотируемый космический аппарат. Тем не менее, отчет признает, что «человек на орбите является достойной целью», поскольку в конечном итоге именно человек должен исследовать Луну и планеты.
  10. *«Атлас» соберет данные (Atlas To Collecn Data) (на англ.) «Daytona Beach Morning Journal», 19.05.1961 в jpg - 406 кб
    Мыс Канаверал. На боку следующей ракеты «Атлас», запущенной с мыса Канаверал, будет пузатый белый цилиндр с устройствами для исследования радиации и способов сохранения человеку жизни в долгих космических полетах.
    Этот цилиндр является первым из нескольких, разработанных для дополнительных данных во время военных испытательных пусков «Атласа». Более поздние версии этих «нахлебников» понесут небольших обезьянок – вероятно, уже в июле.
    Два эксперимента пройдут в первом цилиндре – устройстве высотой четыре фута, размещаемом в нижней части 85-футовой ракеты.
    Один измерит электроны и протоны, пока «Атлас» поднимается на высоту 700 миль, прежде чем устремиться назад в атмосферу Земли. Эти приборы – часть продолжающегося исследования нижнего радиационного пояса Ван Аллена центром специальных вооружений ВВС.
    Также присутствует полоска латука, который поглощает радиацию с такой же скоростью, что и человеческая кожа.
    Второй эксперимент, проводимый компанией «Мартин», состоит из массы водорослей. Целью эксперимента является определение влияния невесомости и других космических условий на хлорофилл растений.
    Водоросли, из-за их небольшого веса и быстрого размножения, могут использоваться в качестве еды для будущих космонавтов. Водоросли также поглощают смертельный углекислый газ, выдыхаемый людьми, давая взамен кислород.
  11. *Джозеф Л. Майлер. Человек в космосе (Man-In-Space) (на англ.) «The Washington Reporter», 19.05.1961 в jpg - 406 кб
    Вашингтон. Советы говорят, что нацелены на Луну и планеты. Так же и мы.
    Советы, будучи одержимыми секретностью, не приводят расписания для своих следующих пилотируемых пусков. Вот планы Америки:
    - в следующие пару месяцев или около того состоятся два или более суборбитальных ракетных запуска вроде полета Алана Шепарда, с Джоном Гленном, Вирджилом Гриссомом и, возможно, еще одним астронавтом в кресле пилота.
    - затем, орбитальные полеты космического аппарата «Меркурий». Первый - пустой, не считая приборов, а следующий, возможно, с шимпанзе.
    - позже в этом году, или в начале следующего, орбитальный полет астронавта «Меркурия» на три витка вокруг Земли.
    В конечном итоге, проект «Меркурий» видит астронавта 18 раз облетающим вокруг Земли и испытывающим невесомость на протяжении 27 часов – сравните с полутора часами, испытанными советским Юрием Гагариным и пятью минутами Шепарда.
    Когда люди прекратят летать на капсулах «Меркурий» в космос, может настать черед шимпанзе для более длительных периодов невесомости, варьирующихся от двух дней до двух недель.
    За «Меркурием» последует «Аполлон» - программа по отправке в космос трех человек на периоды длительностью в недели. Космический аппарат «Аполлон», в отличие от тесной кабины «Меркурия», будет достаточно просторным, чтобы члены экипажа могли передвигаться внутри, а также достаточно комфортабельным и безопасным для них, чтобы они работали в рубашках вместо скафандров.
    Экипаж станет управлять им, оказавшись в космосе, так же, как авиационный экипаж управляет современными турбореактивными транспортными самолетами. «Фридом-7» Шепарда и «Восток» Гагарина мало могли маневрировать. Но, не считая тормозных ракет для схода с орбиты, ни у американского ни у советского аппарата нет контроля над скоростью и траекторией.
    Экипажи «Аполлона», однако, смогут по желанию менять скорость и траекторию и смогут посадить свой аппарат на собственной тяге, в самостоятельно выбранных местах.
    Первый запуск беспилотного варианта космического корабля «Аполлон» может состояться в 1964 году, когда первая версия большой космической ракеты «Сатурн» будет готова для регулярных миссий.
    Год 1965 может увидеть трех космонавтов «Аполлона», летающих на орбите вокруг Земли вплоть до трех недель. Этот космический аппарат, орбитальная лаборатория, станет предшественником будущих космических платформ.
    Такие орбитальные платформы в свою очередь послужат космическим кораблям станциями для встреч, строительства, обмена экипажами, а также станциями снабжения для пилотируемых миссий к Луне или планетам.
    Однако, до того, как люди совершат посадки на Луну, их отправят на орбиту вокруг Луны и вернут на Землю. Это может быть сделано в 1967 году, когда к тому времени будет готово второе поколение «Сатурна», согласно плана.
    Но даже «Сатурн» второго поколения не сможет поднять достаточно веса, чтобы приземлить людей на Луну в аппарате, оснащенным для сохранения их там живыми и для возвращения их домой.
    Этим займется «Нова», которая в настоящее время является лишь «концепцией» в головах людей, построенной вокруг разрабатываемого сейчас двигателя «F-1». Один этот двигатель развивает 1.5 миллиона фунтов тяги – как связка из восьми двигателей «Сатурна».
    Первая ступень «Новы» может состоять из двигателей «F-1», собранных в связку для развития 12 миллионов фунтов тяги. Ракета «Нова», как и некоторые более поздние версии «Сатурна», может иметь ядерную ракету среди своих верхних ступеней. Ученые убеждены, что ядерные двигатели необходимы для исследований дальнего космоса.
    Первая американская лунная посадка возможно произойдет в 1967 году. Но 1969, 1970 или 1971 год выглядят значительно более вероятными. Полеты к планетам, занимающие более года туда и обратно, нельзя запланировать, пока инженеры не увидят, как пойдут лунные путешествия.
    Путешествия к планетам, как говорят ракетчики, «запланированы, но не запрограммированы».
  12. *С венерианским спутником нет контакта (No Contact With Venus Satellite) (на англ.) «Saskatoon Star-Phoenix», 19.05.1961 в jpg - 246 кб
    Джодрэлл-Бэнк, Англия. Расположенный здесь гигантский радиотелескоп Британии потерпел сегодня неудачу в попытке отследить советскую ракету, которая, как полагают, приближается к планете Венера.
    Поиски, которые возобновятся в субботу, ведутся по просьбе советских ученых, снабдивших станцию сведениями о расчетной позиции станции.
    Контакт с ракетой был потерян на протяжении трех месяцев.
    Ракета запущена 12 февраля. Вскоре после этого она потеряла радиоконтакт. Но в начале этой недели Советы сказали, что между сегодняшним днем и воскресеньем должна начать работать резервная система связи.
    Гигант на отдыхе (Giant at Rest)
    С блестящем под солнцем Флориды корпусом из нержавеющей стали, ракета «Атлас» выгружается из самолета на мысе Канаверал. Хотя и разработанная в качестве первой межконтинентальной баллистической ракеты страны, ракета «Атлас» понесет капсулу «Меркурий», когда первый астронавт США отправится на орбиту вокруг Земли.
  13. *США колеблются в отношении спутника с атомной батареей (U.S. Hesitans About A-Batteried Satellite) (на англ.) «St. Petersburg Times», 19.05.1961 в jpg - 251 кб
    Вашингтон. Президентская администрация не уверена в запуске первого спутника с атомной батареей из опасения осложнений со стороны Кубы и других стран Латинской Америки.
    Атомный источник энергии, известный как «Снэп-3», должен быть установлен на навигационный спутник «Транзит», который ВМС планируют в скором будущем запустить с мыса Канаверал. Однако, этот первый случай по использованию атомной энергии в качестве нового источника питания для космических аппаратов, столкнулся с дипломатическими осложнениями.
    Сложности возникли из того факта, что во время запуска ракета пройдет прямо над Кубой и Южной Америкой, прежде чем выйти на орбиту.
    Корпорация получает контракт на ретрансляционный проект (RCA Gets Contract For Relaying Project)
    Вашингтон. «Радио Корпорэйшн оф Америка» выбрана для строительства правительственного первого экспериментального коммуникационного спутника, способного ретранслировать через Атлантику телефонные звонки и телевизионные программы, объявило вчера космическое агентство.
    Этот спутник, названный «Релэй», должен быть запущен в середине 1962 года для проверки возможности использования спутников в трансокеанической телефонии, телеграфной связи и телевидения.
    Основан институт космических исследований (Institute For Space Studies Established)
    Нью-Йорк. Для привлечения лучших научных умов страны к проблемам исследования космоса, Национальное управление по аэронавтике и исследованию космического пространства основало здесь специальный институт.
    Известный, как Институт космических исследований, он входит в состав Теоретического отдела космического агентства, чей директор - доктор Роберт Джастроу - также возглавляет и институт.
    В качестве первого крупного проекта, институт проведет этой осенью двухмесячный семинар по вопросам происхождения солнечной системы. Главным докладчиком станет доктор Гарольд С. Юри, лауреат Нобелевской премии и специалист по структуре небесных тел.
  14. *Полет «X-15» перенесен на сегодня (X15 Flight Rescheduled For Today) (на англ.) «Lewiston Evening Journal», 19.05.1961 в jpg - 35 кб
    База ВВС Эдвардс. Попытка ракетоплана «X-15» достичь рекордной скорости 3’400 миль в час была отложена в четверг из-за неисправности лицевой панели космического шлема пилота Джо Уолкера. Полет перенесен на сегодня.
  15. *Глава советской космической программы уходит в отставку (Russian Space Chief Resigns) (на англ.) «Beaver County Times», 19.05.1961 в jpg - 212 кб
    Москва. Новостное агентство ТАСС объявило сегодня, что Александр Н. Несмеянов – человек, который возглавлял программу, отправившую майора Юрия Гагарина в космос, - ушел с поста президента всемогущей советской Академии наук.
    Отставка произошла всего через день после того, как советское министерство обороны объявило, что четыре советских генерал и полковник погибли в авиакатастрофе - «выполняя служебные обязанности».
    О связи между этими двумя событиями не говорится, хотя сделанное во вторник таинственное сообщение и было чем-то похоже на сообщение восьмимесячной давности о смерти маршала Митрофана Неделина, командира всесоюзных ракетных войск.
    По словам ТАСС, Несмеянов, контролировавший со своего поста направление работы по крайней мере 200 научных учреждений, попросил освободить его от обязанностей.
    […]
    Мстислав В. Келдыш, 50-летний математик, специалист в механике и методам вычислений, выбран занять пост Несмеянова, сказало ТАСС.
    Причины отставки Несмеянова не приводится.
    […]
    200 советских исследовательских учреждений, лабораторий, музеев, полевых станций, обсерваторий, комитетов и комиссий находятся под руководством Академии.
    Эта организация, в которой работает около 30’000 человек, выковала те космические проекты, которые 12 апреля привели к космическому полету майора Гагарина.
  16. *Сейчас необходимо международное космическое агентство, говорит премьер-министр (All-Nation Space Agency Immediate Need Says PM) (на англ.) «The Gazette.» (Монреаль), 19.05.1961 в jpg - 95 кб
    Галифакс. Международное космическое агентство, составленное из ученых и юристов, должно быть создано для обеспечения того, что космическое пространство используется только в мирных целях, сказал вчера премьер-министр Дефенбекер.
    Он также предложил, чтобы был проведен Международный космический год – период сконцентрированных исследований, схожий с недавним Международным геофизическим годом, - для полного изучения вопроса демилитаризации и нейтрализации космического пространства.
    […]
    «Человечество должно действовать сейчас, чтобы сохранить космическое пространство для мирных целей, поскольку скоро международный контроль станет невозможен», сказал он.
    Международное космическое агентство должно обладать полномочиями проведения инспекций и контроля, с целью обеспечения использования космического агентства только для научных и мирных целей.
  17. *Астронавт прилетел на Западное побережье (Astronaut Flies to West Coast) (на англ.) «Reading Eagle», 20.05.1961 в jpg - 286 кб
    Астронавт Алан Б. Шепард забирается назад в свой тренировочный реактивный самолет, чтобы проверить там что-то после посадки прошлым вечером в международном аэропорту Лос-Анджелеса при совершении необъявленного полета. С ним был коллега-астронавт капитан Дональд Слейтон. Шепард сообщил журналистам, что его полет был просто «рутиной». Он сказал: «Мы просто хотели попрактиковаться», но не углубился в подробности. Самолетом был принадлежащий ВВС «Т-33».
  18. *«Скажите, что не видели нас», просил астронавт в Лос-Анджелесе ("Say You Didn't Find As," Astronaut Pleads in L.A.) (на англ.) «The Washington Reporter», 20.05.1961 в jpg - 254 кб
    Лос-Анджелес. Коммандер Алан Шепард и один из его коллег-астронавтов прилетели сюда в пятницу вечером, но отказались сообщить, с какой целью.
    «Не можете вы просто сказать, что не видели нас?» просил Шепард, пока он и капитан ВВС Дональд Слейтон торопливо выгружали свое оборудование из тренировочного «Т-33». «Вы не обязаны говорить, что мы здесь были».
    Представитель Национального управления по аэронавтике и исследованию космического пространства (НАСА) – агентства, которое отправило Шепарда в космос – сказал, что ему не было известно о предстоящем прилете сюда этой пары. Он добавил, что не имеет представления о причине полета.
    И Шепард и Слейтон пытались скрыться от фотографов, когда в международном аэропорту встретились с единственным человеком в рубашке с надписью: «Исследования ВВС».
    «Хотелось бы, чтобы ничего не появилось в газетах о нашем полете сюда», пробормотал Шепард. Слейтон хранил молчание.
  19. *Астронавты прилетели в Лос-Анджелес (Astronauts Fly to L.A.) (на англ.) «Lawrence Journal-World», 20.05.1961 в jpg - 97 кб
    Лос-Анджелес. Лейтенант-коммандер ВМС Алан Б. Шепард и его коллега-астронавт прибыли в пятницу вечером в тренировочном самолете, но мало что сказали в объяснение своего присутствия здесь.
    «Это просто рутинный полет. Мы хотели попрактиковаться», сказал Шепард, который 5 мая слетал в космической капсуле с мыса Канаверал на высоту 115 миль и на расстояние в 300 миль.
    С ним на борту тренировочного «Т-33» вторым пилотом был капитан ВВС Дональд Слейтон.
    Репортеры спросили, как долго они здесь пробудут.
    «Мы можем вернуться через час», сказал Шепард. Но он и Слейтон уехали в машине с человеком, носящим куртку компании «Эйресерч». Это компания, обслуживающая самолеты в международном аэропорту Лос-Анджелеса.
    Шепард проверял самолет после посадки. Когда фотографы сделали снимок, он сказал: «Это было не очень-то мило, не правда ли, ребята?». После этого он не произнес ни слова на вопросы репортеров.
  20. *Шепард отказался от визита в Нью-Гемпшир (Shepard Declines NH Visit) (на англ.) «Nashua Telegraph», 20.05.1961 в jpg - 65 кб
    Дерри. Первый астронавт Америки отклонил приглашение немедленно вернуться в свой родной штат, где его встретят как героя.
    «Я полагаю, что могу больше сделать для своей страны и, в свою очередь, для штата Нью-Гемпшир и моего родного города Дерри, насколько возможно быстро вернувшись к проекту “Меркурий”, не прерываясь на публичные мероприятия», сказал вчера коммандер ВМС Алан Б. Шепард.
    Решение Шепарда было передано в его родной город вашингтонским представительством сенатора Стайлса Бриджеса, республиканца от штата Нью-Гемпшир.
  21. *Где мы проиграли гонку (Where We Lost A Race) (на англ.) «The Dispatch», 20.05.1961 в jpg - 264 кб
    Нескромное письмо, написанное на официальном бланке тогдашним министром ВВС, требующее контракта для фирмы, в которой он имел долю, привело Соединенные Штаты к проигрышу в космической гонке с Советами, согласно конфиденциальному отчету, опубликованному корпорацией «Ресерч Инститъют оф Америка».
    Это было в 1955 году, когда президент велел продвигаться вперед (с проектом запуска спутника - П). Вышеупомянутый чиновник оказался за бортом, а заместитель министра обороны по исследованиям и разработке, благоволивший разработке ракеты «Редстоун», оставил свой пост и был назначен министром ВВС. Согласно отчету, ВВС и ВМС поддерживали «Авангард» и новому министру не хватило голосов в Пентагоне. У его преемника по части исследований и разработки не осталось выбора.
    Спустя два года, тогдашний министр обороны дал зеленый (в оригинале - красный - П.) свет «Редстоуну» и через 80 дней тот запустил спутник. Но наверху уже был советский Спутник. «Редстоун» мог отправить Шепарда в космос на много месяцев раньше. Потерянное время - около двух лет - задержало наращивание тяги, которая могла бы отправить его на орбиту раньше Гагарина.
    Дурацкое письмо от высокопоставленного чиновника с конфликтом интересов обошлось довольно дорого.
    Норт Каллахан. Нью-Йорк разочарован отсутствием парада в часть космонавта (New York Disappointed Over No Spaceman Parade)
    Хотя все, похоже, испытали «подъем» из-за нашего первого космонавта, ньюйоркцы разочарованы, что он не приехал на запланированный парад. Это был бы, сказал мэр, парад более крупный, чем тот, который состоялся 35 лет назад в честь Чарльза Линдберга, - со всем бродвейским размахом и приветствиями настоящего героя, который рискнул своей жизнью, чтобы Америка смогла достичь научного триумфа. С другой стороны, по здравому размышлению, мы все осознали, что в этой области нам еще предстоит долгий путь – как в космосе, так и на Земле. Так что, было решено, что избыток торжеств будет выглядеть преждевременным и нам просто придется подождать, пока наши космонавты не станут настолько обычным явлением, что один из них придет без объявления на нижний Бродвей и спокойно скажет: «Жители Готэма, отведите меня к своему лидеру».
  22. *Больше астронавтов (More Astronauts) (на англ.) «The Press-Courier», 20.05.1961 в jpg - 24 кб
    Вашингтон. Соединенные Штаты планируют 20 июня запустить второго астронавта с Атлантического ракетного полигона, а 1 августа - третьего.
  23. *Испытание «X-15» отложено (X15 Test Postponed) (на англ.) «The Spokesman-Review», 20.05.1961 в jpg - 81 кб
    База ВВС Эдвардс, штат Калифорния. Попытка достижения на «X-15» скорости 3’400 миль в час была отложена в пятницу всего за две секунды до сброса самолета из-под крыла бомбардировщика.
    Виновата серия технических проблем. Новая попытка не состоится до следующей недели.
    Этот ракетоплан совершает серию полетов, нацеленную на скорость 4’000 миль в час и высоту в 100 миль.
    Пятничные проблемы произошли в следующей последовательности: отказ инерциальной системы управления, исправленный до взлета; потеря давления в кабине, быстро устраненное; потеря радарного контакта за 20 секунд до сброса, позже восстановленное; красный сигнал неисправности, говорящий о серьезных неполадках, но погасший через несколько секунд; потеря резервного энергопитания за две секунды до сброса – по неустановленным причинам.
  24. *Сегодня ночью виден «Эхо» (Echo visible tonight) (на англ.) «The Leader-Post», 20.05.1961 в jpg - 70 кб
    Американский спутник «Эхо», имеющий форму надувного шара диаметром 100 футов и находящийся на высоте 1’000 миль, будет виден три раза в субботу ночью, согласно Джону Ходжесу из астрономического общества Реджины.
    Первый проход – с запада на восток – будет трудно увидеть в сумерках, но мистер Ходжес советует в 7:22 поискать медленно движущуюся звезду.
    Второй проход в 9:26 будет почти прямо над городом и в это время это будет ярчайшая «звезда».
    Последний проход состоится в 11:30.
    Спутник был увиден, а время его прохода зафиксировано благодаря Рэю Уолласу, дом 2056 по Макинтайр-стрит, члену астрономического общества. В четверг ночью его мать первой увидела «Эхо».
  25. Алан Шепард после полёта (на англ.) «LIFE» 19.05.1961, с. 24-33 в djvu — 3,01 Мб
  26. Рекорд дезинформации (Ein Rekord unverzeihlicher Unwahrheiten) (на немецком) «Die Sowjetunion heute», том 6, №15 (май?), 1961 г., стр. 21 в pdf — 63 кб
    Летчик-испытатель Владимир Ильюшин смеется над французской прессой, которая распространяет слухи, что он совершил космическое путешествие за несколько дней до Гагарина. Эти утверждения названы "бредом и сумасшедшими фантазиями". Пекинский корреспондент ТАСС посетил Ильюшина в санатории в Шеньчжоу.
* Статьи и перевод с блога http://andreyplumer.livejournal.com/
Также там больше и более подробно
Статьи в иностраных журналах, газетах 1961 г. (июнь — декабрь)

Статьи в иностраных журналах, газетах 9-17.05.1961