вернёмся на старт?

Статьи в иностранных журналах, газетах 2019 г. (октябрь)


  1. Кимберли М. С. Картье. Ближайшая звездная система может иметь вторую планету (Kimberly M. S. Cartier, Nearest Star System May Have a Second Planet) (на англ.) «Eos. Earth & Space Science News», том 100, №10, 2019 г., стр. 8-9 в pdf - 562 кб
    «В 2016 году астрономы объявили об открытии скалистой планеты размером с Землю, вращающейся вокруг Проксимы Центавра, ближайшей звезды за пределами нашей солнечной системы. Недавний анализ теперь позволяет предположить, что Проксима может также иметь большую, более холодную планету. (... Если это подтвердится, эта планета сделает Проксиму Центавра нашей ближайшей многопланетной системой и поставит под сомнение наше понимание того, как получаются скалистые планеты больше Земли. (...) Астрономы нашли планету 2016 года, Проксима b, используя измерения радиальной скорости (RV) ведущей звезды, которая показала характерное колебание от гравитационного влияния планеты. [Марио] Дамассо [астрофизик в Астрофизической обсерватории в Турине, Италия] и его команда стремились подтвердить существование Проксимы b, анализируя те же данные, используя другой метод. особенно внимательно относились к учету звездных вспышек и пятен Проксимы. (...) После учета звездной активности Проксимы и радиального сигнала скорости Проксимы b команда заметила периодический сигнал в данных. Этот сигнал предполагал, что Проксима тянет вторую планету. Чтобы влиять, планета должна быть как минимум в 6 раз больше массы Земли и орбита примерно на том же расстоянии, что и Марс от Солнца. (...) Астроном Гавайского университета Лорен Вайс (...) объяснила, что сигнал, приписываемый Проксиме C, вполне может быть комбинацией других, более слабых сигналов. «Возможно, это означает, что существуют дополнительные планеты, но не в тот период, когда [они] показывают кандидата», - сказала она. (...) При вычисленной на данный момент орбите Проксиме C поставит под сомнение наше понимание того, как образуются планеты такого размера, сказал [Фабио] Дель Сордо [астрофизик из Университета Крита в Греции]. (...) «Мы планируем продолжить наблюдение за радиальной скоростью», а также прямую съемку с помощью наземных инструментов, сказал Дамассо. «Это необходимый шаг, поскольку орбитальный период кандидата составляет [около] 5 лет». А благодаря будущим астрометрическим данным миссии Gaia Европейского космического агентства «мы должны быть в состоянии измерить массу с точностью до 5%, что является для нас отличной новостью», - сказал Дель Сордо. «Это произойдет через пару лет с данными об окончании миссии». - Открытие было представлено на конференции Extreme Solar Systems IV в Рейкьявике, Исландия в августе 2019 года, а затем опубликовано в Science Advances, 2020.
  2. Майкл Кэрролл. Изучите ледяные секреты Цереры (Michael Carroll, Explore Ceres' icy secrets) (на англ) «Astronomy», том 47, №10, 2019 г., стр. 28-35 в pdf - 8,72 Мб
    «Церера является частью главного пояса астероидов, кольцевидной полосы камней, вращающихся вокруг Солнца между орбитами Марса и Юпитера. Как самый большой член, Церера имеет приблизительно сферическую форму: ее диаметр 588 миль (945 километров), и она составляет почти одну треть всей массы пояса. (...) посещающий её космический аппарат [миссия НАСА Dawn] показал, что Церера (...) инкрустирована химией древних морей, на ее поверхности разбросаны соленые минеральные отложения. Церера - это скалистое тело, в нем содержится от 20 до 30 процентов воды, большая часть которой, вероятно, замерзла. (...) поверхность карликовой планеты представляет собой смесь камня, водяного льда и гидратированных минералов, таких как глина и карбонаты. Большая часть Цереры такая же темная, как асфальт, но ее пятна варьируются от тускло-серого (сродни бетону дороги) до яркого блеска [свечения] морского льда как на полюсах Земли . (...) Карбонаты на Церере «яркие регионы делают её одним из трех миров, поверхности которых, как известно, содержат карбонаты, которые считаются маркерами для обитаемых условий; два других богатых карбонатом мира - это Земля и Марс. (...) Пятна Цереры могут также указывать на первозданный океан, существовавший некоторое время под её пыльной поверхностью. Гравитационные исследования показывают, что мелкое море - возможно, смесь воды и грязи - может существовать под корой даже сегодня. (...) Лед наблюдался по всей Церере. Но Церера слишком близка к Солнцу, чтобы лед оставался стабильным на поверхности. Итак, когда наблюдается лед, это сильный признак какой-то активности. (...) Гейзеры - это один из способов транспортировки солей или конденсации воды изнутри Цереры на ее поверхность. Блестящие отложения могут представлять собой места древнего криовулканизма, где водяные пары просачивались или взрывались через кору (...) Некоторая активность может продолжаться даже сейчас. (...) картина, на которой мы остановились, представляет собой каменистый мир с влажной поверхностью, которая периодически просачивается или взрывается в космосе в облаках и гйзерах. Если это так, то Церера должна быть усыпана криовулканическими элементами. Но при первоначальном осмотре карликовой планеты Dawn обнаружил только одну большую гору, названную Ахуна Монс. (...) исследователи убеждены, что Ахуна Монс вулкан. (...) Все в Ахуне Монс указывает на то, что гора геологически молода. (...) Исследователи оценивают возраст события от 70 до 240 миллионов лет. (...) Данные показывают, что новые извержения криовулканов происходили в среднем каждый миллион лет в течение последних миллиардов лет. (...) Причина инопланетного вулканизма на Церере остается загадкой (...) Каким бы ни было их происхождение, причудливые иловые вулканы Цереры объединяют маленький мир с экзотическими Энцеладом, Европой, Плутоном и другими криовулканическими мирами нашей солнечной системы".
  3. Марк Кауфман. Лунный костюм 21-го века (Marc Kaufman. The 21st Century Moon Suit) (на англ) «Air & Space», том 34, №5 (октябрь/ноябрь), 2019 г., стр. 24-31 в pdf — 5,56 Мб
    «Теперь, когда НАСА готовится отправлять астронавтов на Луну в 2024 году (...), стало очевидным, что разработка космических скафандров не поспевает за временем. Проекты костюмов — технически называемых «Внешними мобильными единицами» (Extravehicular Mobility Units) или «EMU» — продолжаю развиваться со времен Аполлона, но костюм астронавтов сегодня носит в основном измененную версию того, что впервые поднялся на космическом шаттле в 1981 году. И нынешний костюм создан для невесомой работы за пределами космической станции, а не для прыжков в нём. На поверхности Луны одна шестая часть G.. (...) Несмотря на давнюю осведомленность об этих условиях, было проведено лишь ограниченное тестирование передовой технологии костюма за пределами лаборатории — несколько скромно финансируемых экспериментов, проводимых в отдаленных пустынных местах или в подводных жилищах. (...) Причины такого отсутствия прогресса частично связаны с изменением требований за последние два десятилетия. (...) Кроме того, в течение более 40 лет конкуренция в сфере скафандров практически отсутствовала. Компания ILC Dover, базирующаяся в Делавэре, оснастила космические корабли НАСА от Аполлона до нынешней эпохи космических станций. (...) Следующий вариант НАСА, получивший название Exploration EMU или xEMU, разрабатывается в Космическом центре Джонсона в Хьюстоне, где тренируются астронавты. В его разработке участвуют многочисленные коммерческие поставщики, и как только проект будет окончательным и костюм пройдет первоначальные квалификационные испытания, НАСА перейдет к промышленному производству для полномасштабного производства. Одной из причин сохранить прежний дизайн является ускоренный график посадки на Луну. (...) Современные EMU обладают некоторой гибкостью в локтях и кистях рук, но не в ногах. Это не большая проблема, когда плаваешь на тросе за пределами космической станции, но для Луны мобильность ног является первоочередной задачей. Достижение, чтобы взять камень, было главной задачей для астронавтов Аполлона. (...) легкий титановый подшипник рассматривается для основа для ног. Как обычно, есть компромиссы. Хотя титан привлекательно легкий, исследования НАСА показывают, что он более подвержен износу, чем сталь, что является недостатком, когда инженеры стремятся к тому, чтобы срок службы примерно в 100 раз превышал срок службы существующих подшипников EMU. (...) Еще одна особенность, которую НАСА хочет в своем следующем костюме для Луны, — это модульность. Части костюма будут рассчитаны на совместную работу в различных сочетаниях, которые можно смешать и сочетать. (...) Модульность также пригодится, когда костюмы приспособлены для других задач, таких как исследование Марса. (...) Новолунные костюмы предназначены для входа сзади (...) Российские космические скафандры были для входа сзади десятилетия, и НАСА теперь соглашается, что это предпочтительнее. (...) Ключом к достижению этой цели [более длинных EVA] является наличие системы жизнеобеспечения, которая может очищать углекислый газ и воду более эффективно, чем существующие системы. (...) Как общий подход, НАСА хочет встроить комфорт в систему жизнеобеспечения костюма. Новый лунный костюм также будет иметь цифровую связь, подходящую для астронавта эпохи Интернета, а электронные дисплеи могут заменить печатные контрольные списки Аполлона. (...) Астронавты, работающие на лунной поверхности, должны быть лучше защищены от пыли, чем лунные ранцы Аполлона. (...) Поэтому понимание проблемы пыли и способов ее устранения является одним из главных приоритетов инженеров по скафандрам. (...) Одна из областей активного изучения — как и где пыль попала в костюмы Аполлона; часто это было в соединении рукавицы, молниях и других местах соединения. (...) Сейчас они [скафандры] бывают только трех размеров: средний, большой и очень большой. Сегодняшние костюмы для космических станций делались в основном для мужчин-космонавтов. (...) еще до того, как НАСА постановило, что в состав экипажа лунного десанта «Артемида-3» будет входить женщина, это ограничение размера было проблемой. (...) В настоящее время общепризнанно, что должен быть доступен более широкий диапазон размеров костюмов, особенно для женщин. (...) Задержка над продвинутой программой исследований скафандров — и всего предприятия Artemis — всегда актуальный вопрос о том, останутся ли сегодняшние амбициозные планы на Луну приоритетными для НАСА. Руководители EVA говорят, что их работа над модульным костюмом все еще может продолжаться, но вскоре им понадобятся конкретные данные: (...) Инженеры будут нуждаться в этих ответах всё больше, и они скоро понадобятся. Только недавно НАСА даже намекало на общую цену программы Artemis — в диапазоне от 20 до 30 млрд долларов США в течение пяти лет (...) ожидается, что скафандры получат менее пяти процентов от этого — от 1 млрд до 1,5 миллиарда долларов США за десятилетие".
  4. Брюс Либерман. Возвращение из марсианского кратера (Bruce Lieberman, Return from a Martian Crater) (на англ) «Air & Space», том 34, №5 (октябрь/ноябрь), 2019 г., стр. 46-51 в pdf — 5,21 Мб
    «НАСА и Европейское космическое агентство планируют смелую миссию по сбору образцов горных пород и почвы с поверхности Красной планеты и транспортировке их через 55 миллионов км пространства, что дает ученым беспрецедентную возможность изучить, что такое Марс. Ученые полагают, что они могут найти окаменелости микроскопических организмов, которые процветали в этих озерах и реках до того, как планета стала пригодной для жизни и можно найти доказательства того, что когда-то на планете была жизнь. Поскольку прошлые миссии обнаружили признаки марсианских озер и речных русел в холодной пустыне, которой Марс является сегодня. В следующем июле [2020] миссия, состоящая из трех частей, чтобы вернуть образцы с Марса, начнется с запуска марсохода Mars 2020. Пока марсоход исследует и собирает почву, инженеры НАСА продолжат разработку технологии для двух других этапов миссии — запуска ракеты, поднимающей образцы на марсианскую орбиту, где она будет сближаться с ожидающим возвращающимся транспортным средством, которое переправит драгоценный груз на Землю. (...) никто никогда не запускал ракеты с поверхности другой планеты. (...) планируемому стартующему с Марса транспортному средству (MAV) придется освободиться от гравитации планеты, хотя сила притяжения составляет всего 38 процентов от поверхностной гравитации Земли. (...) Еще одно важное отличие от миссий "Аполлон": на космическом корабле не будет людей. И поскольку передача данных на Марс может занять несколько минут, даже о дистанционном пилотировании не может быть и речи. (...) 18 февраля 2021 года марсоход Mars 2020 приземлится в кратере Джезеро шириной 30 миль (...), где соберет образцы и поместит их в герметически запечатанный контейнер-трубу для последующего забора. (...) Марсоход будет собирать образцы как минимум из пяти различных пород, включая глины и карбонаты, которые имеют большой потенциал для сохранения показателей древней жизни, будь то в форме сложных органических молекул или окаменелостей микробов. (...) НАСА и Европейское космическое агентство объединили свои усилия, чтобы спланировать более поздние миссии — еще не запланированные — которые в конечном итоге завершат возвращение образца с Марса. После Марса 2020 следующим шагом будет отправка еще одного лэндера в кратер Джезеро, для доставки «марсохода» и «марсианского взлётного аппарата». Марсоход заберет пробирки, содержащие образцы породы и почвы, хранящиеся в запаснике Марса-2020, а затем загрузит их в контейнер с полезной нагрузкой MAV, 17-фунтовый [7,7 кг] цилиндр размером с волейбольный мяч [диаметр: ок. 20-21 см]. Затем MAV будет поднят, вероятно, автономно, из горизонтального в вертикальное положение для запуска и отправится на рандеву с третьей частью миссии: орбитальным спутником. Требования, предъявляемые к облику MAV, делают его самой рискованной частью миссии. (...) Для двигательной установки потребуется топливо, которое может противостоять экстремальным температурам Марса, а также удовлетворяет требованиям к объему и весу, которые позволят MAV поместиться внутри марсианской шлюпки: она может быть не тяжелее 880 фунтов [400] кг и не выше 10 футов [3 м]. (...) Инженеры НАСА (...) теперь сосредоточились на двух возможностях: одноступенчатом гибридном ракетном двигателе и двухступенчатом твердотопливном ракетном двигателе. (...) Какой бы дизайн для MAV ни был выбран, для достижения правильной орбиты Марса потребуются автономные системы наведения, навигации и управления, чтобы орбитальный спутник Земли мог его найти. (...) Как только MAV достигает своей назначенной орбиты, он должен выпустить капсулу, содержащую образцы. Орбитальный аппарат с возвратом на Землю, выровненный по одной и той же орбите, будет подходить к нему со скоростью около 5 см в секунду. (...) В то время как Европейское космическое агентство разрабатывает орбитальный спутник Марса, инженеры JPL разрабатывают систему захвата и хранения на борту этого космического корабля. (...) Специалисты по планированию миссий считают, что герметичные печати на пробирках [проб] имели бы наилучшие шансы на выживание, если бы они смотрели в сторону от направления движения во время возвращения и прибытия на Землю — возможно, на посадочную площадку в пустыне Юты. Авторы научной фантастики традиционно не представляют себе марсиан, прибывающих на Землю. Но, если это удастся, мы наконец сможем получить свидетельство жизни в другом мире».
  5. Кэт Хофакер. Видение глубин штормов из космоса (Cat Hofacker, Seeing inside storms from space) (на англ) «Aerospace America», том 57, №9 (октябрь), 2019 г., стр. 9 в pdf — 235 кб
    «11-килограммовый кубсат TEMPEST-D, сокращение от «Временный эксперимент для штормов и демонстрация тропических систем, Temporal Experiment for Storms and Tropical Systems-Demonstration», предоставил правительственным ученым и исследователям университетов внутренний вид урагана «Дориан» после того, как он разрушил часть Багамских островов в начале сентября [2019]. Измеряя количество водяного пара в облаках и другие факторы, TEMPEST-D показал, где количество осадков было самым сильным в структуре шторма. (...) На данный момент данные TEMPEST-D строго экспериментальные (...) TEMPEST-D был предназначен для отслеживания прогрессирования штормов. (...) Радиометр на TEMPEST-D обнаруживает те длины волн [которые выделяются атмосферными газами] на пяти частотах (...) С его орбиты в 400 километров кубсат находится ближе к длинам волн испускаемыми такими штормами, как Дориан, чем американские геостационарные спутники, расположенные на высоте около 36 000 км над экватором. (...) Команда CSU [Университет штата Колорадо, которая строит спутник] хочет извлечь выгоду из успеха TEMPEST-D с помощью созвездия это дало бы микроволновые данные не только ученым, но и синоптикам. (...) В нынешней концепции TEMPEST будет состоять из шести-восьми кубсатов."
  6. Дебра Вернер. Перезагрузка отношений (Debra Werner, Relationship reboot) (на англ) «Aerospace America», том 57, №9 (октябрь), 2019 г., стр. 30-34 в pdf — 340 кб
    «Стартапы и признанные игроки в мировой космической отрасли борются за большие доллары. В частности, 1 триллион долларов США [1012] или более в год. Именно поэтому ожидается, что ежегодная стоимость товаров и услуг, произведенных отраслью в глобальном масштабе, возрастет к 2040 году, согласно независимым оценкам Bank of America, Merrill Lynch, Goldman Sachs и Morgan Stanley, особенно в США. Этот потенциал роста вынуждает формировать совершенно новые отношения между правительствами, коммерческими игроками и, возможно, миллионами потребителей, участвующих в спутниковой коммуникации и визуализации. (...) Рассмотрим такой рынок, как зарождающийся для коммерчески производимых радиолокационных изображений. Этот тип изображений был впервые введен правительственными учреждениями (...) Стартапы в этой области часто хотели бы добиться [искать поддержки ] инвесторов, подчеркивая новые коммерческие рынки по сравнению с традиционными государственными. (...) но в действительности коммерческие рынки радиолокационных изображений только начинают развиваться. (...) Задача для для негосударственных заказчиков — радиолокационные изображения требуют экспертного анализа или сложного программного обеспечения, чтобы их было легче расшифровать. На данный момент военные и разведывательные агентства остаются крупнейшими в мире потребителями радиолокационных спутниковых данных. (...) До сих пор радарные спутники имели тенденцию быть большими и дорогими. (...) Напротив, коммерческие радарные спутники ближе к размеру миниатюрных холодильников и могут стоить всего 3 миллиона долларов США на их строительство и запуск (...) Взаимодействие между правительствами и корпорациями в области спутниковой связи показывает немного другую динамику, чем у космического радара. Полдюжины компаний планируют запустить или уже начали запускать созвездия, чтобы обеспечить доступ в Интернет для потребителей в любой точке земного шара. В отличие от радара, предприятия частного сектора являются первопроходцами. (...) Правительственные учреждения США также предоставляют ранние исследовательские средства и возможности для экспериментов одной из дюжины или около того компаний, которые борются за создание Интернета на основе кубсатов. Созвездия будут отслеживать или связывать автомобили, грузовики, компьютеры и множество других объектов в любой точке мира. (...) Эта динамика на рынках связи и визуализации требует от правительственных учреждений США перезагрузить свою культуру приобретения. В течение десятилетий правительственные учреждения подробно описывали возможности, которые они хотели получить от своего следующего спутника, прежде чем обращаться к обществу правительственных подрядчиков для их производства. (...) Теперь, в дополнение к взвешиванию вариантов обслуживания, агентства экспериментируют с заказом тех же спутников размером с мини-холодильник, которые покупают их конкуренты. (...) Это все часть новой стратегии покупки коммерческих продуктов и услуг вместо продуктов, разработанных специально для государственных заказчиков. (...) Только в 2018 году инвесторы предоставили 3,2 миллиарда долларов США для стартапов по всему миру, причем на долю американских фирм приходится около 80% денег (...) Космические компании также получают выгоду от инвестиций компаний, занимающихся автомобильной и мобильной телефонной связью, технологиями для сокращения электроники и повышения автоматизации. (...) Предприниматели космической отрасли видят десятки текущих и потенциальных развивающихся рынков. (...) компании собирают деньги на строительство частных космических станций (...) Фирмы испытывают технологии для дозаправки или ремонта спутников на орбите и, в некоторых случаях, для перемещения нерабочих спутников с орбиты. Virgin Galactic и Blue Origin планируют отправлять туристов на суборбитальных рейсах в 2020 году космическими кораблями, которые в конечном итоге смогут доставлять пассажиров на околоземную орбиту или на быстрые рейсы из Соединенных Штатов в Азию. Спустя десятилетия космические компании могут даже собирать воду с Луны или астероидов и превращать ее в ракетное топливо. В ближайшей перспективе большинство коммерческих космических продуктов и услуг сосредоточены на наблюдении Земли и связи. (...) Правительство США также остается ценным заказчиком космических стартапов, особенно когда оно сигнализирует о четких и последовательных приоритетах (...) На данный момент военные США отслеживают спутники и предупреждают операторов о возможных столкновениях. Администрация Трампа и Конгресс стремятся передать эту работу гражданскому агентству, или Федеральному авиационному управлению, или Министерству торговли, но не могут договориться о том, кому именно. (...) промышленность может решить проблему самостоятельно. (...) Крупнейшие в мире операторы спутникового флота уже обмениваются информацией о местонахождении своих спутников и связываются друг с другом, прежде чем предпринять маневры уклонения через Ассоциацию космических данных, отраслевую группу, созданную в 2009 году в Люксембурге".
  7. Джон Логсдон. Артемида должна учиться у Аполлона (John Logsdon, Artemis must learn from Apollo) (на англ) «Aerospace America», том 57, №9 (октябрь), 2019 г., стр. 36-39 в pdf — 445 кб
    «Несмотря на множество трудностей, которые наверняка стоят впереди, США сегодня, как в техническом, так и в политическом плане, ближе к возвращению американцев на Луну, чем когда-либо после того, как Аполлон 17 покинул лунную поверхность в декабре 1972 года. Но успех в этих усилиях далек от гарантированного. Уроки, относящиеся к успеху Артемиды, должны быть извлечены из опыта Apollo. (...) [1] Элементы «Аполлона» были оптимизированы для переноса людей на лунную поверхность как можно быстрее и, очевидно, были успешны в этом деле.. Но комбинация ракеты Сатурн V и космического корабля Аполлон оказалась не очень подходящей для устойчивой программы изучения и освоения космоса. ( ...) Если Артемида хочет избежать тупиковой участи Аполлона, важно, чтобы стремление вернуть двух американцев на Луну к 2024 году не привело к таким системным и аппаратным решениям, которые сделали Аполлон нестабильным. Конструкции ракет-носителей и космических аппаратов должны быть способны к стабильной и доступной эксплуатации с приемлемым уровнем риска, а не просто предназначены для достижения цели 2024 года. (...) [2] Для осуществления Аполлона США мобилизовали космический промышленный комплекс с центром НАСА и его основными подрядчиками. Этот комплекс сохраняется и сегодня как важный элемент космической компетенции США и барьер для институциональных и управленческих инноваций, необходимых для успеха Артемиды. (...) Этот подход, ориентированный на НАСА, был ключом к успеху Аполлона, но он плохо приспособлен для Артемиды. (...) Нахождение надлежащего баланса между сохраняющейся ключевой ролью развитого НАСА и вкладом как старых, так и новых участников в частный сектор США имеет важное значение для лидерства США в устойчивом освоении космоса. (...) [3] У Аполлона была ясность геополитического предназначения, которого пока нет у Артемиды. Аполлон был нацелен на то, чтобы показать общее лидерство США в конкуренции холодной войны с Советским Союзом. Решение Кеннеди отправиться на Луну имело мало общего с будущим исследованием космоса; скорее он решил использовать космическую программу для достижения более широких национальных и внутриполитических целей. (...) С точки зрения своей четко заявленной цели в области внешней политики, Аполлон имел замечательный успех, он впечатляет даже сегодня. Многое изменилось в отношениях США и СССР к тому времени, когда Армстронг вышел на лунную поверхность, но это достижение, как и предполагал Кеннеди, действительно было «впечатляющим для человечества». После лунного приземления не было никаких сомнений, что США стали лидером в космосе. (...) Демонстрация глобального лидерства США вновь выдвигается в качестве главной причины для возвращения на Луну. (...) Подход к Артемиде обязательно должен быть другим, учитывая амбиции других стран и растущую компетенцию. (...) не только Китай имеет амбиции космического лидерства. Другие космические страны также заинтересованы в изучении и эксплуатации Луны. Если США хотят сохранить космическое лидерство, необходимо вовлечь других в Артемиду. (...) Планирование разведки НАСА в последние месяцы было сосредоточено на во многом односторонних усилиях США по возвращению на Луну к концу 2024 года. (...) Планы миссий после приземления 2024 года и роль международных партнеров в этих миссиях пока не ясны. Когда, даже если, переход к предложенному подходу многоплановости возникнет, неясно. (...) Такая коалиция — лучший путь к успеху в освоении человеком космоса».
  8. Д. Зарубин и др. Сегмент лунной орбитальной платформы для поддержки и обеспечения лунных полетов с посадкой (D. Zarubin et al., Lunar Orbital Platform Segment for Support and Provision of Lunar Surface Missions) (на англ) 70th International Astronautical Congress (IAC), Washington, USA, 21-25 October 2019 (preprint) в pdf — 717 кб
    «Луна является приоритетом для многих космических агентств. Сегодня возвращение на Луну подразумевает доступ экипажа к роботе в различных точках лунной поверхности, развитие управляемой человеком лунной базы, где экипажи экспедиций будут выполнять долгосрочные действия. (...) Для выполнения этих задач требуются эффективные экипажи и системы транспортировки грузов. Темами настоящего отчета являются [1] решения по программе исследования Луны, [2] международная прилунная управляемая (транзитная) платформа (CMP) и конфигурация ее сегмента для поддержки и обеспечения исследования Луны. (...) [1] Основой является то, что для выполнения задач на поверхности Луны требуется экипаж. (...) у нас есть 3 основных варианта (...) Вариант 1: Земля — Низкая лунная орбита (LLO) — Луна. Эта опция, без использования лунной орбитальной станции, была применена для программы Apollo и характеризуется относительной простотой, поскольку содержит только элементы транспортной системы. (...) есть, по крайней мере, 2 дополнительные ограничения: А. Нет разумных вариантов многоразового использования лунных транспортных средств. B. Продолжительность полета ограничена возможностями транспортного средства (...) Вариант 2: Земля — CMP — Луна. Использование CMP для размещения элементов транспортной системы и для переброски экипажа является прямой аналогией размещения транспортных средств на МКС и ротации миссий сегодня. (...) основные преимущества этой опции (...) Требования к мощности ракеты-носителя по меньшей мере на 15% меньше по сравнению с LLO (...) CMP предоставляет возможности для применения многоразовых систем даже на ранних стадиях исследования Луны (...) Вариант 3: Земля — орбита МКС — поверхность Луны. (...) полностью заправленное лунное транспортное средство доставляется на Луну с LEO [низкой околоземной орбиты] посредством отдельной верхней ступени. В этом случае предполагается прямой возврат лунного аппарата, поднимающегося с поверхности Луны в НОО. (...) Отсутствие в настоящее время ракетных технологий, производимых на поверхности Луны, и космическая дозаправка криогенными компонентами, а также проверенный летным аппаратом космический аппарат, который может использовать аэродинамическое торможение, откладывают возможность использования этой опции до дальнейших технологических разработок. (...) Орбита для CMP — развертывание лунного космодрома. (...) Предпочтительным является расположение CMP и передача экипажа между пилотируемыми и лунными транспортными средствами на больших высотах (...). Определим класс высотных орбит как орбиты, где потребление на вход (торможение вблизи Луны) и возврат к Земле не превышает 1200 м/с для «быстрых» схем передачи экипажей транспортных средств. Таким образом, NRHO [Около прямолинейной гало-орбиты] может рассматриваться как базовый вариант для определения местоположения CMP. (...) Прилунная высокополярная орбита HLO [Высокая лунная орбита] (высота ~ 10000 км, период — 1,32 дня) описывается как орбита, которая имеет преимущества, аналогичные NRHO. (...) в это время лунный корабль и его команда ожидают оптимальной траектории, оставаясь на борту CMP без использования ресурсов Лунного корабля. (...) Значительное число факторов, влияющих на оптимизацию орбиты, заставляет нас сделать вывод, что выбор точной базовой высоколунной орбиты CMP все еще остается открытым вопросом для дальнейших исследований. (...) Основой [концепции Международной КС/СС] являются программные подходы МКС, которые доказали свою эффективность. Основные подходы: Принцип модульной сборки. (...) Двухсегментная конфигурация. (...) Международные рамки программы. Программа подразумевает равенство партнеров, разделяющих права и обязанности, на основе баланса взносов (...) Международная прилунная управляемая человеком платформа является естественным развитием программы МКС. (...) [2] Базовая архитектура CMP (...) является международной по своей природе и многофункциональной в действии (Луна, астероиды, Марс) (...) можно комбинировать системы CMP, предназначенные для поддержки исследования Луны, в одном сегменте. Давайте рассмотрим основные требования, структуру, функции и концептуальную конфигурацию сегмента для поддержки и обеспечения наземных миссий на Луне в рамках CMP и её элементов. [Основные функции и структура сегмента подробно обсуждаются.] (...) конфигурация сегмента CMP (для поддержки и обеспечения полетов на поверхность Луны), [состоит] из 2 модулей: [A] Многоцелевой (интерфейс) модуль; [B] Сервисный модуль. (...) [Заключение] Возможность иметь управляемую человеком платформу на одной из высоких лунных орбит является своевременной и рациональной. (...) Точная базовая высокая лунная орбита CMP еще нуждается в изучении. (...) CMP должен быть оснащен специализированными модулями"
  9. номер полностью (на англ.) «Spaceport magazine» 2019 г №9 (октябрь) в pdf — 3,04 Мб
  10. ЕКА. Solar Orbiter. Лицом к Солнцу (ESA, Solar Orbiter. Facing the Sun) (на англ.) (BR-345) октябрь 2019 г. в pdf - 3,33 Мб
    «Помимо обеспечения теплом и светом, необходимого для сохранения жизни на нашей планете, Солнце взаимодействует с нами электрическими и магнитными способами. Хотя эти эффекты незаметны для большинства живых существ, они важны для нас сейчас, поскольку они могут влиять на работу наших технологий. Детальное понимание того, как работает Солнце, является ключом к пониманию того, как оно генерирует свою животворящую энергию, а также как защитить наши технологии и образ жизни. (...) Луна-1 провела первые прямые измерения солнечного ветра [в 1959 году] и обнаружила, что он состоит из плазмы, электропроводящего газа, представляющего четвертое состояние вещества после твердого, жидкого и газообразного. (...) Солнечный ветер создает пузырь вокруг всей Солнечной системы. Структура. Известная как гелиосфера и ограниченная «гелиопаузой», она надувается плазмой, исходящей от Солнца, и является сферой «космической погоды». (...) Космическая погода обусловлена деятельностью на Солнце, такой как солнечные вспышки и корональные выбросы. (...) Пытаясь расшифровать механизм ускорения солнечного ветра, Solar Orbiter вносит свой вклад в фундаментальную науку, которая может однажды привести к службе прогнозирования космической погоды, которая позволит нам лучше защитить наши основные технологии на Земле. (...) Солнечный орбитальный аппарат позволит нам исследовать контроль Солнца над гелиосферой - и местом Земли внутри нее - как никогда раньше. "- В следующих главах приводится более подробная информация о научных предпосылках миссии, космического аппарата, особенно о теплозащитном экране для защиты от суровой окружающей среды вблизи Солнца, его приборов, запуска и маневров, способствующих гравитации. - «Номинальная научная миссия Solar Orbiter рассчитана на четыре года. В течение этого времени наклон орбиты устанавливается в 17°. Это позволит космическому аппарату впервые осмотреть области, расположенные ближе к полюсам Солнца (полярные регионы Солнца не видны с Земли). Во время предлагаемой расширенной фазы миссии Solar Orbiter еще больше поднимет свой наклон - до 33°, уделяя полярным регионам еще более прямой обзор". - В последних главах рассматриваются вопросы наземной поддержки и сотрудничества с насовским Parker Solar Probe. Два космических аппарата будут собирать дополнительные наборы данных, которые позволят извлечь больше информации из этих двух миссий, чем любая из них сможет отдельно».
Статьи в иностраных журналах, газетах 2019 года (ноябрь - декабрь)

Статьи в иностраных журналах, газетах 2019 года (август — сентябрь)