вернёмся на старт?

Статьи в иностранных журналах, газетах (ноябрь - декабрь 2025 г.)


  1. Джонатан О'Каллаган. Впереди интенсивное движение (Jonathan O’Callaghan, Heavy traffic ahead) (на англ.) «Aerospace America», том 63, №5 (октябрь-декабрь), 2025 г., стр. 24-29 в pdf - 1.56 Мб
    "На момент написания этой статьи SpaceX не сталкивалась ни с какими столкновениями со спутниками Starlink, которые насчитывают 8300 спутников и продолжают расти — это примерно две трети всех активных спутников на орбите. (...) Но в связи с тем, что несколько компаний в США и Китае начинают запускать и развертывать спутники для своих собственных мегаколонн, эксперты обеспокоены и готовятся к новой эре, в которой несколько сетей размером со Starlink будут вращаться вокруг Земли. Вновь возникают старые опасения, в частности, вероятность того, что добавление десятков тысяч дополнительных спутников на низкую околоземную орбиту практически гарантирует увеличение числа столкновений, если только правительства и компании не смогут разработать адекватные правила дорожного движения, включая достаточную коммуникацию. Эпоха мегаполисов, возможно, также не закончится с появлением спутниковой широкополосной связи. Есть предложения по созданию таких сетей для сбора солнечной энергии и преобразования ее в электричество, которое передается на Землю, в качестве средства обеспечения городов и стран экологически чистым энергоснабжением. Другие идеи основаны на расширении парка систем наблюдения Земли, подобных той, которой управляет Planet, или на более точных навигационных услугах, предоставляемых сетями небольших спутников. Если все это осуществится, управление несколькими крупными космическими группировками, работающими в непосредственной близости друг от друга, станет "следующей серьезной проблемой", - говорит Брайан Уиден, эксперт по космической политике калифорнийской аэрокосмической корпорации. (...) По словам Уидена, они "рассматриваются как важный национальный потенциал", который все больше используется в целях обеспечения безопасности и в военных целях, что делает еще более важным, чтобы операторы имели возможность взаимодействовать друг с другом для устранения конфликтов и предотвращения потенциальных столкновений. И это, пожалуй, самое большое препятствие, учитывая, как мало США и Китай исторически общались о космических активах. (...) Согласно нормативным документам SpaceX, ее спутники Starlink в период с декабря 2024 года по май 2025 года выполнили 144 404 маневра по предотвращению столкновений, что было непостижимо несколько лет назад, когда даже несколько маневров в год для любого спутника казались большим количеством. (...) Было выдвинуто около 21 предложения о создании мегаконстелляции. за последнее десятилетие, отмечает Джонатан Макдауэлл, астроном из Гарвард–Смитсоновского центра астрофизики, который отслеживает запуски и активность спутников. (...) Среди них - проект Amazon Kuiper, который запустил свои первые действующие спутники в апреле [2025 года], и сейчас на орбите находится чуть более 100 из запланированных 3236 (...) В Китае предпринимаются многочисленные усилия. С августа 2024 года шанхайская компания Spacecom Satellite Technology запустила 90 космических аппаратов для своей группировки Qianfan, что в переводе означает "Тысяча парусов", и планирует в конечном итоге вывести на орбиту 15 000 спутников. (...) Этому быстрому росту способствуют достижения в области производства, которые позволили операторам быстро производить сотни и тысячи космических аппаратов, необходимых для обеспечения глобальной широкополосной связи, а затем поддерживать ее, когда их спутники отработают свой срок службы и снова войдут в атмосферу. Компания SpaceX впервые применила этот подход и заявляет, что производит восемь Старлинков в день на своем заводе в Редмонде, штат Вашингтон. (...) Хотя привлекательность мегаколонн в несколько раз выше, возможно, наиболее привлекательной является возможная финансовая отдача. (...) Основатель Илон Маск ранее заявлял, что система может приносить около 30 миллиардов долларов в год. (...) ценность спутниковой широкополосной связи заключается в местах, недоступных для оптоволокна: сельских общинах, кораблях, самолетах и зонах конфликтов, среди прочего. (...) В прошлом, когда спутники рисковали на ближних подступах, известных как стыки, операторы напрямую звонили друг другу по телефону или электронной почте, чтобы решить, кто будет маневрировать. На уровне Starlink это невозможно. (...) Вместо этого Starlink полагается на автоматизацию. Согласно опубликованным данным SpaceX, спутники автоматически запускают свои двигатели, когда риск столкновения превышает определенный порог. И компания постаралась отметить, что превзошла отраслевые стандарты, изначально повысив вероятность столкновения с 1 из 10 000 до 1 из 100 000. (...) даже при соблюдении мер предосторожности совокупная вероятность того, что созвездие размером с Starlink столкнется по крайней мере с одним столкновением в год, превышает 10%. (...) Есть опасения, что при более частых столкновениях может образоваться достаточно обломков, чтобы запустить цепную реакцию, которая в конечном итоге сделает LEO непригодной для использования — печально известный феномен синдрома Кесслера. (...) Ни Amazon, ни операторы созвездий Цяньфань и Гован не сообщили, планируют ли они маневрировать своими спутниками с помощью программного обеспечения для автоматического уклонения, как и SpaceX. (...) Начиная с 2019 года, астрономы по всему миру сообщают, что их наблюдения за ночным небом были омрачены яркими полосами пересекающихся звездных линий, особенно в сумерках и на рассвете. SpaceX попыталась затемнить спутники, нанеся на некоторые из них затемненное покрытие, чтобы они отражали меньше солнечного света, но результаты неоднозначны. (...) Недавно запущенные мегаколонны усугубили бы проблему, поскольку некоторые китайские спутники и без того выглядят особенно яркими. (...) Частые запуски ракет, необходимые для развертывания и обслуживания мегасоединений, могут привести к выбросам, достаточным для замедления восстановления озонового слоя (...) в исследовании, опубликованном в 2024 году в журнале Geophysical Research Letters, подсчитано, что типичный 250-килограммовый космический аппарат при входе в атмосферу выбрасывает около 30 килограммов алюминия частицы оксидов, которые могут задерживаться в атмосфере на десятилетия. (...) Теперь вопрос в том, как в ближайшие годы управлять несколькими созвездиями размером с Starlink одновременно. (...) Какими бы ни были выбранные решения, время идет. Учитывая текущую частоту запусков, в течение десятилетия на орбите могут оказаться десятки тысяч спутников".
  2. Джон Келви. Более пристальный взгляд на марсианский план SpaceX (Jon Kelvey, A closer look at SpaceX's Mars plan) (на англ.) «Aerospace America», том 63, №5 (октябрь-декабрь), 2025 г., стр. 36-41(октябрь-декабрь) в pdf - 919 кб
    "На протяжении многих лет Илон Маск постоянно пересматривал свои амбициозные цели по посадке беспилотного корабля SpaceX на поверхность Марса. (...) Он снова изменил эту цель в мае [2025 года], во время выступления на космодроме SpaceX Starbase в Техасе. (...) Он снова изменил эту цель в мае [2025 года], во время выступления на космодроме SpaceX Starbase в Техасе. (...) Пять беспилотных космических кораблей стартуют в 2026 году, когда орбиты Земли и Марса в следующий раз выровняются. Если все пойдет хорошо, космический корабль приземлится на Марсе в 2027 году, неся на борту неустановленное количество двуногих роботов Optimus, созданных компанией Tesla, производящей электромобили, принадлежащей Маску. Еще 20 космических кораблей стартуют в течение следующего трансферного окна в 2028 году. Большинство из них будут нести дополнительные оптимумы для создания наземной инфраструктуры Марса и поиска ресурсов, таких как водяной лед, но по крайней мере один из Старшипов будет перевозить неопределенное количество пассажиров-людей. Затем планы предусматривают неуклонное увеличение числа полетов каждые 26 месяцев при каждом последующем запуске: 100 космических кораблей в 2031 году, 500 в 2033 году, в результате чего, по словам Маска, будет достигнута конечная цель - "1000 или 2000 кораблей на встречу с Марсом", при этом каждый космический корабль с экипажем будет перевозить от 100 до 200 пассажиров. (...) Даже Маск признает, что 2026 год — это амбициозный год (...), Но, возможно, наибольшую озабоченность у (...) экспертов вызывают многочисленные технические проблемы, которые SpaceX все еще предстоит решить — многие из которых никогда не были продемонстрированы ни одной организацией - для обеспечения успешного прохождения Марса и операций на поверхности, любая из которых может обернуться (...) Чтобы план SpaceX сработал, сверхтяжелый космический корабль Starship должен выходить на орбиту так же надежно, как рабочая лошадка компании Falcon 9, которая в июле [2025 года] совершила свой 500-й полет. (...) Космический корабль Starship никогда не выходил на орбиту; вместо этого SpaceX провела 10 комплексных летных испытаний по суборбитальной траектории, в ходе которых верхние ступени были направлены на контролируемое приводнение в Индийском океане. (...) Как только Starship достигнет околоземной орбиты, следующей задачей будет стыковка с несколькими "танкерами" чтобы заполнить его баки 933 метрическими тоннами жидкого кислорода и 267 метрическими тоннами жидкого метана, необходимыми для достижения Марса. Полная заправка топливом необходима для сокращения времени транспортировки до трех-четырех месяцев (...) Как бы ни был необходим процесс заправки топливом, он требует большой логистики. (...) Для заправки каждого космического корабля, направляющегося к Марсу, потребуется 12 запусков топливозаправщиков. Согласно этим расчетам, для пяти космических кораблей, отправляющихся с Земли в 2026 году, потребуется 60 запусков топливозаправщиков (...) До сих пор никто не пытался осуществить крупномасштабную перегрузку между двумя космическими аппаратами. SpaceX планирует сделать это в 2026 году (...) Полет на Марс - это только первый шаг в этом путешествии. После выхода на орбиту Starship должен выполнить вход, спуск и посадку. При весе в 200 тонн и более, в зависимости от полезной нагрузки, каждый космический корабль будет в 200 раз массивнее любого ранее приземлившегося корабля, и поэтому для него потребуется другая техника посадки. (...) Затем следует сама посадка, которая (...) может стать еще более сложной задачей из-за высоты космического корабля в 52 метра. (...) Как только первые космические корабли достигнут Марса, работа по обустройству лагеря для астронавтов-людей ляжет на плечи Оптимуса. Двуногие гуманоиды должны установить электростанции и другую инфраструктуру, а также заняться разведкой ресурсов, таких как водяной лед. (...) При планировании НАСА долгое время предполагалось, что использование ресурсов на месте будет иметь ключевое значение для миссий людей на Марс. (...) твердооксидные электролизные элементы будут расщеплять атмосферный углекислый газ на монооксид углерода и кислород с помощью электрического тока. (...) В 2021 году НАСА доказало эту общую концепцию с помощью эксперимента MOXIE на борту марсохода Perseverance, который за 30 месяцев произвел 122 грамма кислорода. Увеличить мощность MOXIE до производства тонн жидкого кислорода было бы несложно (...) По плану НАСА, для выработки 25 киловатт энергии, необходимой для производства 25 тонн жидкого кислорода, потребуется ядерный реактор. (...) Starship потребуется больше: примерно 600 кВт для производства 600 тонн жидкого кислорода для каждого транспортного средства, возвращающегося на Землю, если оно заполнено до отказа. В отличие от NASA, SpaceX планирует полагаться на солнечную энергию — "много солнечной энергии", - сказал Маск, хотя и не уточнил механизм сбора и хранения этой энергии. Эта технология может сработать (...) для производства 25 тонн жидкого кислорода потребуется около 1450 квадратных метров солнечных панелей, что в потенциальном эквиваленте SpaceX составляет 38 400 квадратных метров (...) Это большая инфраструктура, которую Optimus должен создать и обслуживать, опережая человеческие экипажи. (...) если SpaceX также не захочет доставлять на Марс большое количество жидкого метана, ей нужно будет использовать другой процесс, отличный от MOXIE, для получения этого метана на Марсе (...) SpaceX нужно будет найти на Марсе много воды [для производства метана] (...) давайте предположим, что там в марсианском реголите содержится 15% воды (...), что означает, что для производства 5 тонн топлива в день Optimus или какому-либо другому оборудованию потребовалось бы перерабатывать 33 тонны поверхностного материала. Все это вместе взятое делает вероятность того, что космический корабль отправится к Марсу в 2026 году, практически невероятной (...) Политика может быть самой большой неизвестностью из всех, когда речь заходит о планах SpaceX. Учитывая публичную размолвку Маска с президентом Дональдом Трампом и предлагаемое сокращение финансирования НАСА, неясно, поддерживает ли правительство государственно-частное партнерство НАСА и SpaceX, которое, по мнению большинства экспертов, с которыми я беседовал, необходимо для осуществления миссии человека на Марс".
  3. Роджер Д. Лауниус, Джонатан К. Куперсмит. Годдард и космическое увлечение 1920-х годов (Roger D. Launius, Jonathan C. Coopersmith, Goddard and the 1920s space craze) (на англ.) «Aerospace America», том 63, №5 (октябрь-декабрь), 2025 г., стр. 42-45 в pdf - 835 кб
    "Роберт Годдард, отец жидкостной ракетной техники, испытал на себе изрядную долю скептицизма и насмешек со стороны широкой общественности, несмотря на то, что его исследования начали медленно, но верно менять отношение аэрокосмической промышленности к орбитальным космическим полетам. Впервые широкое общественное внимание Годдард привлек за шесть лет до своего знаменитого запуска в 1926 году, когда Смитсоновский институт опубликовал книгу "Метод достижения экстремальных высот". В этом отчете и сопроводительном пресс-релизе описывалась финансируемая Смитсоновским институтом работа Годдарда над ракетами на жидком топливе и их огромный потенциал для доставки транспортных средств на Луну, даже с людьми на борту. Однако это было на редкость академическое исследование, содержащее выдержанный язык и осторожную прозу, типичные для такого рода произведений. (...) Наиболее известной является редакционная статья в "Нью-Йорк Таймс", в которой Годдард назван "ученым, который не пишет приключенческий роман", чьи идеи, безусловно, непрактичны, а возможно, и невозможны. В редакционной статье, озаглавленной "Серьезное ограничение легковерия", ставились под сомнение заслуги Годдарда как ученого, высмеивалось то, что он работает "со своей кафедры" в колледже Кларка", и ставились под сомнение основания Смитсоновского института поддерживать его исследования. Автор статьи пришел к выводу, что Годдарду ", по-видимому, не хватает знаний, которые ежедневно получают в старших классах". (...) В течение следующих нескольких лет ракеты на жидком топливе стали фундаментальной технологией, с помощью которой люди смогут достичь орбиты и получить доступ к мирам за пределами Земли. (...) Это вдохновило теоретиков, включая Германа Оберта из Германии. И Вернер фон Браун, и Роберт Эсно-Пелтери из Франции, и Фрэнк Малина, молодой студент—инженер Калифорнийского технологического института, - все они впоследствии занимались сложными ракетными исследованиями. Во многих отношениях Годдард привнес "семена идеи космической ракеты в общественное сознание", - сказал в 2011 году Фрэнк Х. Винтер, бывший куратор Смитсоновского института, который долгое время изучал работы Годдарда. (...) Не выдержав насмешек, к 1930 году Годдард уединился в Розуэлле, Нью-Мексико, став еще более разборчивым в том, с кем он делится информацией. Например, когда Малина посетил лабораторию в Нью-Мексико в 1936 году, Годдард был вежлив, но показал Малине только кое-какое оборудование. (...) Советник Малины Теодор фон Карман не согласился с замкнутостью Годдарда: "Естественно, мы в Калифорнийском технологическом институте хотели получить от Годдарда как можно больше информации для нашей обоюдной выгоды. Но Годдард верил в секретность", - сказал он Уильяму Берроузу в своей книге 1999 года "Этот новый океан: история первой космической эры". (...) Стиль управления Годдарда также не способствовал совместным исследованиям. Он всегда должен был быть главным и работал только с помощниками, а не с сотрудниками или соучредителями. Невозможно сказать наверняка, как это повлияло на темпы внедрения инноваций в ракетостроение, или что могло бы произойти по-другому, если бы Годдард продвигал ракетостроение с энтузиазмом, эффективностью и налаживанием связей с кем-то вроде фон Брауна. Несомненно лишь то, что большая часть знаний Годдарда умерла вместе с ним в 1945 году, лишь частично сохранившаяся в заявках на патенты, двух отчетах Смитсоновского института и его личных бумагах. Но даже несмотря на эти изоляционистские тенденции, Годдард внес значительный вклад в ракетостроение в 1920-1930-е годы при содействии Чарльза Линдберга. Обеспокоенный будущим летной техники, знаменитый авиатор в 1930 году убедил фонд Гуггенхайма поддержать исследования Годдарда. Получив грант в размере 183 500 долларов США, Годдард перенес свои исследования в области ракетостроения в Нью-Мексико и помог разработать новые конструкции, в том числе лопасти роторного двигателя и гироскопы для управления. (...) В 1936 году Смитсоновский институт опубликовал второй отчет Годдарда о его исследованиях "Разработка ракет на жидком топливе". Несмотря на известность Годдарда, этот отчет практически не освещался в прессе и не привлекал внимания общественности — факт, который, несомненно, принес ему огромное облегчение".
  4. Выше и не только: десятое летное испытание Starship (Above and beyond: Starship’s tenth flight test) (на англ.) «Aerospace America», том 63, №5 (октябрь-декабрь), 2025 г., стр. 48-49 в pdf - 786 кб
    Подпись к фотографиям: "Десятый испытательный полет Starship стартовал 26 августа 2025 года в 18:30 по североамериканскому времени [Центральное время = UTC-6:00] с базы Starbase в Техасе, что стало значительным шагом вперед в разработке первой в мире полностью многоразовой ракеты-носителя. Были достигнуты все основные цели, что позволило получить важные данные для разработки следующего поколения Starship и Super Heavy. Съемка ожога при посадке Starship и приводнения во время полета 10, ставшая возможной благодаря команде SpaceX по восстановлению."
  5. Кристиан Дэвенпорт. Как программа Artemis получила свое название (Christian Davenport, How the Artemis program got its name) (на англ.) «Aerospace America», том 63, №5 (октябрь-декабрь), 2025 г., стр. 64-65 в pdf - 660 кб
    "В мае 2019 года администратор НАСА Джим Брайденстайн созвал совещание со своими главными помощниками по связям с общественностью. Всего за пару месяцев до этого вице-президент Майк Пенс вызвал шок в космической отрасли, заявив, что американские астронавты вернутся на Луну к 2024 году, и среди них будет женщина. Но Брайденстайна беспокоило то, что первый полет без экипажа в рамках программы был известен как "Исследовательская миссия-1". В нем не было ничего возвышенного, вроде "Меркурия", "Джемини" или "Аполлона". "Нет связной истории", - сказал он своим сотрудникам. "Я пытаюсь мобилизовать людей, но у нас нет программы. У нас есть составные части. - Он на мгновение замолчал. - Нам нужно дать ей название. Для этого нам нужен бренд. - Некоторые члены команды были против присвоения названия программе. Дайте ей название, и Конгресс может ее уничтожить, предупреждали его давние сотрудники НАСА. Именно это случилось с программой Constellation, которая была отменена при администрации Обамы. Но Брайденстайн и слышать об этом не хотел. (...) Внезапно Брайденстайн вскочил со стула и вышел из комнаты, сказав своей озадаченной команде: "Я еще вернусь". Он начал бродить по коридорам НАСА, спрашивая всех, с кем сталкивался, есть ли у них какие-нибудь идеи о том, как назвать лунную программу. (...) Наконец, несколько дней спустя он столкнулся с Алексом Макдональдом в закусочной. Макдональд был главным экономистом НАСА (...) Он также был в некотором роде человеком эпохи Возрождения — историком и ученым, ценителем современного искусства. Его отец был поклонником классической литературы, и когда Макдональд был ребенком, он рассказывал "Илиаду" и "Одиссею" по памяти, как сказки на ночь. "Мы всегда могли вернуться к Артемиде", - сказал Макдональд Брайденстайну. "Артемида?" - сказал Брайденстайн, выглядя любопытным, но в то же время немного смущенным. (...) Артемида была сестрой-близнецом Аполлона, объяснил Макдональд, а также богиней Луны. Единственная проблема заключалась в том, что НАСА уже использовало это название для миссии несколькими годами ранее, в которой участвовала пара космических аппаратов, использовавшихся для изучения Луны и солнечного ветра. По мнению Бриденстайна, никто никогда не слышал о предыдущей миссии. И никому, кроме научного сообщества, не было до этого дела. "Артемида" была идеальной. "Вот и все", - сказал Бриденстайн. - Это название. (...) Обычно для принятия такого решения требуется одобрение Белого дома и Национального совета по космосу. (...) Но у Брайденстайна не было времени на кучу совещаний по этому вопросу. Это только отсрочило бы неизбежное. В том же месяце он решил провести пресс-конференцию, якобы для того, чтобы объявить, что Белый дом согласился увеличить бюджет НАСА на 1,6 миллиарда долларов. (...) В ходе пресс-конференции Бриденстайн заявил, что эти средства "ускорят наше возвращение на поверхность Луны". Попытайтесь продемонстрировать, что у НАСА на самом деле есть план — и деньги, или, по крайней мере, первый взнос, — чтобы уложиться в установленный Пенсом срок до 2024 года. (...) В конце разговора (...) Брайденстайн сказал, что у него есть несколько заключительных замечаний. Пришло время для его собственного неожиданного заявления. "Впервые человечество отправилось на Луну под названием "Аполлон", - сказал он. "Программа "Аполлон" навсегда изменила историю, и я знаю, что все мы, присутствующие в этом зале и разговаривающие по телефону, очень гордимся программой "Аполлон". Оказывается, у Аполлона была сестра-близнец Артемида. Оказывается, она богиня Луны. Наш отдел астронавтов очень разнообразен и обладает высокой квалификацией. Я думаю, это очень красиво, что через 50 лет после "Аполлона" программа "Артемида" доставит следующего мужчину и первую женщину на Луну". (...) Белый дом был недоволен нарушением протокола и дал понять Брайденстайну и его сотрудникам, что они должны были предупредить их. Но было уже слишком поздно. Имя стало известно. Теперь уже ничего нельзя было изменить."
Статьи-аннотации 56th Lunar and Planetary Science Conference, The Woodlands, Texas, March 10-14, 2025 (Часть 1)

Статьи в иностраных журналах и газетах, октябрь 2025 г.