Пуск успешный.

2 ноября 2025 г. в 05:09 UTC с площадки SLC-40 на Мысе Канаверал стартовыми командами компании SpaceX в рамках миссии Bandwagon-4 выполнен пуск РН Falcon-9FT Block-5 (F9-557) с группой из 18 спутников из восьми стран мира
— 425 Project Flight 4 — южнокорейский радиолокационный спутник для наблюдения Земли с радаром с синтезированной апертурой (SAR)
— Starcloud-1 — демонстрационный прототип космического ЦОДа (центра обработки данных) компании Starcloud (дочерней структуры NVIDIA). На борту спутника массой 60 кг находится высокопроизводительный графический процессор NVIDIA H100, он будет использовать Gemma — версию языковой модели искусственного интеллекта Gemini от Google с открытым исходным кодом, которая должна будет провести первое полномасштабное обучение ИИ на орбите, а также протестировать рабочие нагрузки обучения, вывода и периферийных вычислений для других спутников. В будущем компания планирует создание крупных дата-центров на орбите Земли, для вывода модулей которого будет использоваться Starship
— Haven Demo — демонстрационный спутник компании Vast для тестирования авионики, технологий и ПО для разрабатываемой частной космической станции Haven-1
— CevroSat-1 — чешский спутник компании CVC Electronic для дистанционного зондирования Земли, мониторинга космической погоды и демонстрации технологий
— Tomorrow S8-S9 — два спутника массой 85 кг каждый с метеорологическим радаром от компании Tomorrow, занимающейся технологиями погодного прогнозирования
— FGN-100-d2 — турецкий демонстрационный спутник компании Fergani Space, предназначенный для тестирования связи и орбитальных операций. Двигатели аппарата работают на «зелёном» топливе, а авионика и ПО разработаны в Турции
— ICEYE 1-3 (Foresight-3-5) — 3 поисково-спасательных спутника массой 70 кг каждый с радаром с синтезированной апертурой (SAR). Космические аппараты созданы на совместном предприятии финской компании ICEYE и эмиратской Space42 в ОАЭ
— Semi 1-3 — три аргентинских спутника наблюдения Земли массой 37,5 кг компании Satellogic. Космические аппараты оснащены системой наблюдения Земли, работающей в видимом и инфракрасном диапазонах
— Taurus 1-4 — четыре турецких спутника для Интернета вещей от компании GUMUSH AeroSpace
— LEMUR-2 AFFIE-WAUWIE — нидерландский 6U кубсат для метеонаблюдений, отслеживания положения кораблей и самолётов (AIS / ASD-B) и помощи при ликвидации последствий стихийных бедствий.
Пуск успешный. Использовавшаяся в третий раз 1-я ступень В1091 после выполнения полётного задания совершила посадку на площадке LZ-2 на мысе Канаверал.



4 ноября 2025 г. в 21:02:17 UTC (5 ноября в 00:02:17 мск) с площадки ELA4 космодрома Куру во Французской Гвиане стартовыми командами компании Arianespace выполнен пуск РН Ariane-62 (VA265) со спутником ДЗЗ Sentinel-1D. Пуск успешный, космический аппарат выведен на околоземную орбиту.

5 ноября 2025 г. в 19:51 UTC с площадки LC-1B космодрома Махиа в Новой Зеландии стартовыми командами компании Rocket Lab в рамках миссии ‘The Nation God Navigates’ выполнен пуск РН Electron-KS (F74) с японским спутником ДЗЗ QPS-SAR-14. Пуск успешный, космический аппарат выведен на околоземную орбиту.

вернёмся на старт?

Статьи в иностранных журналах, газетах (ноябрь - декабрь 2025 г.)


  1. Чжао Лэй. Экипаж «Шэньчжоу XXI» начинает космическую миссию (Zhao Lei, Shenzhou XXI crew begins space mission) (на англ.) «China Daily», 01.-02.11.2025 в pdf - 438 кб
    "Командир миссии старший полковник Чжан Лу, инженер космических полетов майор Ву Фэй и специалист по полезной нагрузке Чжан Хунчжан стартовали с земли в 11:44 в пятницу [31.10.2025], когда носитель их космического корабля, 20-этажная ракета Long March 2F, взлетела в небо с космодрома Цзюцюань в Китае в пустыне Гоби на северо-западе Китая. Вскоре после пересечения линии Кармана, на высоте 100 километров над уровнем моря, которая является началом выхода в открытый космос и порогом для орбитального полета, космический аппарат "Шэньчжоу XXI" отделился от ракеты и активировал режим быстрого автономного сближения-стыковки. Согласно программе стыковки, космическому кораблю потребовалось бы около трех с половиной часов, чтобы приблизиться к переднему порту основного модуля "Тяньхэ", центральной части "Тяньгуна", и соединиться с ним. После стыковки экипаж "Шэньчжоу XXI" должен был потратить определенный промежуток времени на подготовительные работы, такие как снятие скафандров и надевание рабочих костюмов для работы в открытом космосе, чтобы подготовиться к выходу на орбитальную станцию. Тем временем покидающая свой пост команда "Шэньчжоу ХХ" — командир миссии старший полковник Чэнь Донг, полковник Чэнь Чжунжуй и полковник Ван Цзе — будут ждать в рубке связи, чтобы поприветствовать своих коллег. После завершения всех приготовлений команда Чэнь Дуна откроет люк в соединительной кабине, чтобы впустить прибывающую троицу. По словам организаторов миссии, две команды пробудут вместе в течение нескольких дней для проведения переходных работ, после чего астронавты "Шэньчжоу XX" отправятся в полет и вернутся на Землю."
  2. Снехал Фернандес. Isro, автор сценария самого масштабного запуска спутника в истории (Snehal Fernandes, Isro scripts history with heaviest satellite launch) (на англ.) «Hindustan Times», New Delhi edition, 03.11.2025 в pdf - 395 кб
    "Индия в воскресенье [02.11.2025] укрепила свой космический потенциал, поскольку Индийская организация космических исследований (Isro) успешно вывела на геосинхронную передаточную орбиту (GTO) военно-морской спутник GSAT-7R (CMS-03), самый тяжелый спутник связи на территории Индии на сегодняшний день. В разгар циклона "Монта" и неблагоприятных погодных условий, сохранявшихся в течение последних двух дней, 43,5-метровая ракета LVM3-M5 собственного производства (по прозвищу Бахубали) запустила CMS-03 весом 4410 кг, она была доставлена на стартовую площадку 26 октября [2025 года] для проведения предстартовых операций в Космический центр имени Сатиша Дхавана, Шрихарикота. После успешной работы трех ступеней, включавших запуск двух ускорителей S200, жидкостного двигателя (L110) с 115 тоннами жидкого топлива и полностью автономного криогенного двигателя (C25) большой тяги с загрузкой топлива в 28 тонн, спутник был выведен на режим GTO в 17:46. Ожидается, что спутник будет предоставлять услуги связи в течение 15 лет. Многодиапазонный спутник связи будет предоставлять услуги в обширном океаническом регионе, включая сушу Индии. (...) Isro также объявила о важном эксперименте, который был проведен с криогенной установкой собственной разработки C-25. После успешного выведения спутника на орбиту и переориентации ступени Индийское космическое агентство впервые успешно запустило камеру разгона."
  3. Запуск на орбиту (Rocketing into orbit) (на англ.) «Gulf News», 04.11.2025 в pdf - 178 кб
    Подпись к фотографии: "Модифицированная ракета-носитель Long March 7 со спутником Yaogan 46 стартует с космодрома Вэньчан в провинции Хайнань в 11:47 утра в понедельник [03.11.2025]. Спутник успешно вышел на заданную орбиту и будет в первую очередь использоваться для предотвращения стихийных бедствий и оказания чрезвычайной помощи, исследования земельных ресурсов, гидрологии, метеорологии и других смежных областей".
  4. Rashid Rover 2 готов к следующему этапу миссии (Rashid Rover 2 ready for next mission phase) (на англ.) «Gulf News», 04.11.2025 в pdf - 575 кб
    "Космический центр Мохаммада Бин Рашида (MBRSC) вчера [03.11.2025] объявил о завершении разработки Rashid Rover 2 для лунной миссии Emirates после всесторонней серии экологических и функциональных испытаний, проведенных в ОАЭ. В настоящее время марсоход отправлен в США, где совместно с компанией Firefly Aerospace начнется следующий этап подготовки к его запуску на обратную сторону Луны в 2026 году. (...) После успешного проведения термовакуумных испытаний (TVAC) Rashid Rover 2, организованных французским космическим агентством CNES во Франции, MBRSC продолжила обширную кампанию по проверке и валидации результатов испытаний в ОАЭ. Они включали тестирование солнечных панелей и развертывание, проведенное в MBRSC, а также вибрационные испытания, проведенные в EARTH, дочерней компании EDGE Group."
  5. Чжао Лэй. Астронавты наслаждаются жареной курицей и говядиной в космосе (Zhao Lei, Astronauts savor grilled chicken and beef in space) (на англ.) «China Daily», 05.11.2025 в pdf - 440 кб
    "Теперь, благодаря передовым технологиям, шесть китайских астронавтов распространили знаменитую национальную гастрономическую традицию на орбиту Земли и стали первыми людьми, которые не только приготовили курицу и мясо на гриле в космосе, но и съели их. Три члена экипажа "Шэньчжоу XXI", прибывшие на китайскую космическую станцию Тяньгун рано утром в субботу [01.11.2025], и их коллеги из "Шэньчжоу XX" использовали специально изготовленную духовку для приготовления куриных крылышек-гриль и говяжьих стейков с черным перцем. В коротком видеоролике, переданном в понедельник вечером [03.11.2025] с космической станции, которая находится на орбите на высоте около 400 километров, видно, как инженер космических полетов "Шэньчжоу XXI" майор Ву Фэй вынимает маринованные куриные крылышки из упаковки, насаживает их на специальную подставку для шампуров и отправляет в духовку. В видеоролике слышно, как командир миссии "Шэньчжоу XXI", старший полковник Чжан Лу, говорит: "Когда куриные крылышки отправляются в духовку, всем нам хочется посмотреть, что с ними станет через 28 минут при температуре 180°C. Пожалуйста, оставайтесь с нами". Позже видно, как Ву достает из духовки куриные крылышки космического приготовления и говорит, что они пахнут так же вкусно, как и выглядят. Блюдо с крылышками сначала передают командиру миссии "Шэньчжоу ХХ", старшему полковнику Чэнь Дуну, который наклоняется и наслаждается ароматом курицы-гриль, а затем позволяет остальным последовать его примеру. Чэнь также шутит, что в ожидании еды у него потекли слюнки. (...) По словам Лю Вейбо, инженера Китайского центра астронавтов, исследователи спроектировали и изготовили специальную печь, которая позволит астронавтам готовить внутри огромного орбитального космического аппарата. (...) "С помощью этой печи они могут готовить торты, мясо на гриле или жарить арахис. Это поможет обогатить их ассортимент блюд и улучшить качество жизни на орбите". Ван Янань, главный редактор журнала "Аэрокосмические знания", сказал, что создать духовку, которую можно использовать в открытом космосе, - непростая задача. - В отличие от того, что происходит на Земле, где воздух взбивается в духовке, в космосе просто не происходит необходимого процесса, называемого конвекцией. Поэтому инженерам необходимо было разработать уникальный способ разогрева пищи и борьбы с испарениями при приготовлении пищи, а также обеспечить безопасность членов экипажа", - сказал он. (...) Лю из Центра астронавтов Китая сказал, что печь китайского производства является первой в мире, которую можно использовать для приготовления пищи в космосе."
  6. Джонатан О'Каллаган. Впереди интенсивное движение (Jonathan O’Callaghan, Heavy traffic ahead) (на англ.) «Aerospace America», том 63, №5 (октябрь-декабрь), 2025 г., стр. 24-29 в pdf - 1.56 Мб
    "На момент написания этой статьи SpaceX не сталкивалась ни с какими столкновениями со спутниками Starlink, которые насчитывают 8300 спутников и продолжают расти — это примерно две трети всех активных спутников на орбите. (...) Но в связи с тем, что несколько компаний в США и Китае начинают запускать и развертывать спутники для своих собственных мегаколонн, эксперты обеспокоены и готовятся к новой эре, в которой несколько сетей размером со Starlink будут вращаться вокруг Земли. Вновь возникают старые опасения, в частности, вероятность того, что добавление десятков тысяч дополнительных спутников на низкую околоземную орбиту практически гарантирует увеличение числа столкновений, если только правительства и компании не смогут разработать адекватные правила дорожного движения, включая достаточную коммуникацию. Эпоха мегаполисов, возможно, также не закончится с появлением спутниковой широкополосной связи. Есть предложения по созданию таких сетей для сбора солнечной энергии и преобразования ее в электричество, которое передается на Землю, в качестве средства обеспечения городов и стран экологически чистым энергоснабжением. Другие идеи основаны на расширении парка систем наблюдения Земли, подобных той, которой управляет Planet, или на более точных навигационных услугах, предоставляемых сетями небольших спутников. Если все это осуществится, управление несколькими крупными космическими группировками, работающими в непосредственной близости друг от друга, станет "следующей серьезной проблемой", - говорит Брайан Уиден, эксперт по космической политике калифорнийской аэрокосмической корпорации. (...) По словам Уидена, они "рассматриваются как важный национальный потенциал", который все больше используется в целях обеспечения безопасности и в военных целях, что делает еще более важным, чтобы операторы имели возможность взаимодействовать друг с другом для устранения конфликтов и предотвращения потенциальных столкновений. И это, пожалуй, самое большое препятствие, учитывая, как мало США и Китай исторически общались о космических активах. (...) Согласно нормативным документам SpaceX, ее спутники Starlink в период с декабря 2024 года по май 2025 года выполнили 144 404 маневра по предотвращению столкновений, что было непостижимо несколько лет назад, когда даже несколько маневров в год для любого спутника казались большим количеством. (...) Было выдвинуто около 21 предложения о создании мегаконстелляции. за последнее десятилетие, отмечает Джонатан Макдауэлл, астроном из Гарвард–Смитсоновского центра астрофизики, который отслеживает запуски и активность спутников. (...) Среди них - проект Amazon Kuiper, который запустил свои первые действующие спутники в апреле [2025 года], и сейчас на орбите находится чуть более 100 из запланированных 3236 (...) В Китае предпринимаются многочисленные усилия. С августа 2024 года шанхайская компания Spacecom Satellite Technology запустила 90 космических аппаратов для своей группировки Qianfan, что в переводе означает "Тысяча парусов", и планирует в конечном итоге вывести на орбиту 15 000 спутников. (...) Этому быстрому росту способствуют достижения в области производства, которые позволили операторам быстро производить сотни и тысячи космических аппаратов, необходимых для обеспечения глобальной широкополосной связи, а затем поддерживать ее, когда их спутники отработают свой срок службы и снова войдут в атмосферу. Компания SpaceX впервые применила этот подход и заявляет, что производит восемь Старлинков в день на своем заводе в Редмонде, штат Вашингтон. (...) Хотя привлекательность мегаколонн в несколько раз выше, возможно, наиболее привлекательной является возможная финансовая отдача. (...) Основатель Илон Маск ранее заявлял, что система может приносить около 30 миллиардов долларов в год. (...) ценность спутниковой широкополосной связи заключается в местах, недоступных для оптоволокна: сельских общинах, кораблях, самолетах и зонах конфликтов, среди прочего. (...) В прошлом, когда спутники рисковали на ближних подступах, известных как стыки, операторы напрямую звонили друг другу по телефону или электронной почте, чтобы решить, кто будет маневрировать. На уровне Starlink это невозможно. (...) Вместо этого Starlink полагается на автоматизацию. Согласно опубликованным данным SpaceX, спутники автоматически запускают свои двигатели, когда риск столкновения превышает определенный порог. И компания постаралась отметить, что превзошла отраслевые стандарты, изначально повысив вероятность столкновения с 1 из 10 000 до 1 из 100 000. (...) даже при соблюдении мер предосторожности совокупная вероятность того, что созвездие размером с Starlink столкнется по крайней мере с одним столкновением в год, превышает 10%. (...) Есть опасения, что при более частых столкновениях может образоваться достаточно обломков, чтобы запустить цепную реакцию, которая в конечном итоге сделает LEO непригодной для использования — печально известный феномен синдрома Кесслера. (...) Ни Amazon, ни операторы созвездий Цяньфань и Гован не сообщили, планируют ли они маневрировать своими спутниками с помощью программного обеспечения для автоматического уклонения, как и SpaceX. (...) Начиная с 2019 года, астрономы по всему миру сообщают, что их наблюдения за ночным небом были омрачены яркими полосами пересекающихся звездных линий, особенно в сумерках и на рассвете. SpaceX попыталась затемнить спутники, нанеся на некоторые из них затемненное покрытие, чтобы они отражали меньше солнечного света, но результаты неоднозначны. (...) Недавно запущенные мегаколонны усугубили бы проблему, поскольку некоторые китайские спутники и без того выглядят особенно яркими. (...) Частые запуски ракет, необходимые для развертывания и обслуживания мегасоединений, могут привести к выбросам, достаточным для замедления восстановления озонового слоя (...) в исследовании, опубликованном в 2024 году в журнале Geophysical Research Letters, подсчитано, что типичный 250-килограммовый космический аппарат при входе в атмосферу выбрасывает около 30 килограммов алюминия частицы оксидов, которые могут задерживаться в атмосфере на десятилетия. (...) Теперь вопрос в том, как в ближайшие годы управлять несколькими созвездиями размером с Starlink одновременно. (...) Какими бы ни были выбранные решения, время идет. Учитывая текущую частоту запусков, в течение десятилетия на орбите могут оказаться десятки тысяч спутников".
  7. Джон Келви. Более пристальный взгляд на марсианский план SpaceX (Jon Kelvey, A closer look at SpaceX's Mars plan) (на англ.) «Aerospace America», том 63, №5 (октябрь-декабрь), 2025 г., стр. 36-41(октябрь-декабрь) в pdf - 919 кб
    "На протяжении многих лет Илон Маск постоянно пересматривал свои амбициозные цели по посадке беспилотного корабля SpaceX на поверхность Марса. (...) Он снова изменил эту цель в мае [2025 года], во время выступления на космодроме SpaceX Starbase в Техасе. (...) Он снова изменил эту цель в мае [2025 года], во время выступления на космодроме SpaceX Starbase в Техасе. (...) Пять беспилотных космических кораблей стартуют в 2026 году, когда орбиты Земли и Марса в следующий раз выровняются. Если все пойдет хорошо, космический корабль приземлится на Марсе в 2027 году, неся на борту неустановленное количество двуногих роботов Optimus, созданных компанией Tesla, производящей электромобили, принадлежащей Маску. Еще 20 космических кораблей стартуют в течение следующего трансферного окна в 2028 году. Большинство из них будут нести дополнительные оптимумы для создания наземной инфраструктуры Марса и поиска ресурсов, таких как водяной лед, но по крайней мере один из Старшипов будет перевозить неопределенное количество пассажиров-людей. Затем планы предусматривают неуклонное увеличение числа полетов каждые 26 месяцев при каждом последующем запуске: 100 космических кораблей в 2031 году, 500 в 2033 году, в результате чего, по словам Маска, будет достигнута конечная цель - "1000 или 2000 кораблей на встречу с Марсом", при этом каждый космический корабль с экипажем будет перевозить от 100 до 200 пассажиров. (...) Даже Маск признает, что 2026 год — это амбициозный год (...), Но, возможно, наибольшую озабоченность у (...) экспертов вызывают многочисленные технические проблемы, которые SpaceX все еще предстоит решить — многие из которых никогда не были продемонстрированы ни одной организацией - для обеспечения успешного прохождения Марса и операций на поверхности, любая из которых может обернуться (...) Чтобы план SpaceX сработал, сверхтяжелый космический корабль Starship должен выходить на орбиту так же надежно, как рабочая лошадка компании Falcon 9, которая в июле [2025 года] совершила свой 500-й полет. (...) Космический корабль Starship никогда не выходил на орбиту; вместо этого SpaceX провела 10 комплексных летных испытаний по суборбитальной траектории, в ходе которых верхние ступени были направлены на контролируемое приводнение в Индийском океане. (...) Как только Starship достигнет околоземной орбиты, следующей задачей будет стыковка с несколькими "танкерами" чтобы заполнить его баки 933 метрическими тоннами жидкого кислорода и 267 метрическими тоннами жидкого метана, необходимыми для достижения Марса. Полная заправка топливом необходима для сокращения времени транспортировки до трех-четырех месяцев (...) Как бы ни был необходим процесс заправки топливом, он требует большой логистики. (...) Для заправки каждого космического корабля, направляющегося к Марсу, потребуется 12 запусков топливозаправщиков. Согласно этим расчетам, для пяти космических кораблей, отправляющихся с Земли в 2026 году, потребуется 60 запусков топливозаправщиков (...) До сих пор никто не пытался осуществить крупномасштабную перегрузку между двумя космическими аппаратами. SpaceX планирует сделать это в 2026 году (...) Полет на Марс - это только первый шаг в этом путешествии. После выхода на орбиту Starship должен выполнить вход, спуск и посадку. При весе в 200 тонн и более, в зависимости от полезной нагрузки, каждый космический корабль будет в 200 раз массивнее любого ранее приземлившегося корабля, и поэтому для него потребуется другая техника посадки. (...) Затем следует сама посадка, которая (...) может стать еще более сложной задачей из-за высоты космического корабля в 52 метра. (...) Как только первые космические корабли достигнут Марса, работа по обустройству лагеря для астронавтов-людей ляжет на плечи Оптимуса. Двуногие гуманоиды должны установить электростанции и другую инфраструктуру, а также заняться разведкой ресурсов, таких как водяной лед. (...) При планировании НАСА долгое время предполагалось, что использование ресурсов на месте будет иметь ключевое значение для миссий людей на Марс. (...) твердооксидные электролизные элементы будут расщеплять атмосферный углекислый газ на монооксид углерода и кислород с помощью электрического тока. (...) В 2021 году НАСА доказало эту общую концепцию с помощью эксперимента MOXIE на борту марсохода Perseverance, который за 30 месяцев произвел 122 грамма кислорода. Увеличить мощность MOXIE до производства тонн жидкого кислорода было бы несложно (...) По плану НАСА, для выработки 25 киловатт энергии, необходимой для производства 25 тонн жидкого кислорода, потребуется ядерный реактор. (...) Starship потребуется больше: примерно 600 кВт для производства 600 тонн жидкого кислорода для каждого транспортного средства, возвращающегося на Землю, если оно заполнено до отказа. В отличие от NASA, SpaceX планирует полагаться на солнечную энергию — "много солнечной энергии", - сказал Маск, хотя и не уточнил механизм сбора и хранения этой энергии. Эта технология может сработать (...) для производства 25 тонн жидкого кислорода потребуется около 1450 квадратных метров солнечных панелей, что в потенциальном эквиваленте SpaceX составляет 38 400 квадратных метров (...) Это большая инфраструктура, которую Optimus должен создать и обслуживать, опережая человеческие экипажи. (...) если SpaceX также не захочет доставлять на Марс большое количество жидкого метана, ей нужно будет использовать другой процесс, отличный от MOXIE, для получения этого метана на Марсе (...) SpaceX нужно будет найти на Марсе много воды [для производства метана] (...) давайте предположим, что там в марсианском реголите содержится 15% воды (...), что означает, что для производства 5 тонн топлива в день Optimus или какому-либо другому оборудованию потребовалось бы перерабатывать 33 тонны поверхностного материала. Все это вместе взятое делает вероятность того, что космический корабль отправится к Марсу в 2026 году, практически невероятной (...) Политика может быть самой большой неизвестностью из всех, когда речь заходит о планах SpaceX. Учитывая публичную размолвку Маска с президентом Дональдом Трампом и предлагаемое сокращение финансирования НАСА, неясно, поддерживает ли правительство государственно-частное партнерство НАСА и SpaceX, которое, по мнению большинства экспертов, с которыми я беседовал, необходимо для осуществления миссии человека на Марс".
  8. Роджер Д. Лауниус, Джонатан К. Куперсмит. Годдард и космическое увлечение 1920-х годов (Roger D. Launius, Jonathan C. Coopersmith, Goddard and the 1920s space craze) (на англ.) «Aerospace America», том 63, №5 (октябрь-декабрь), 2025 г., стр. 42-45 в pdf - 835 кб
    "Роберт Годдард, отец жидкостной ракетной техники, испытал на себе изрядную долю скептицизма и насмешек со стороны широкой общественности, несмотря на то, что его исследования начали медленно, но верно менять отношение аэрокосмической промышленности к орбитальным космическим полетам. Впервые широкое общественное внимание Годдард привлек за шесть лет до своего знаменитого запуска в 1926 году, когда Смитсоновский институт опубликовал книгу "Метод достижения экстремальных высот". В этом отчете и сопроводительном пресс-релизе описывалась финансируемая Смитсоновским институтом работа Годдарда над ракетами на жидком топливе и их огромный потенциал для доставки транспортных средств на Луну, даже с людьми на борту. Однако это было на редкость академическое исследование, содержащее выдержанный язык и осторожную прозу, типичные для такого рода произведений. (...) Наиболее известной является редакционная статья в "Нью-Йорк Таймс", в которой Годдард назван "ученым, который не пишет приключенческий роман", чьи идеи, безусловно, непрактичны, а возможно, и невозможны. В редакционной статье, озаглавленной "Серьезное ограничение легковерия", ставились под сомнение заслуги Годдарда как ученого, высмеивалось то, что он работает "со своей кафедры" в колледже Кларка", и ставились под сомнение основания Смитсоновского института поддерживать его исследования. Автор статьи пришел к выводу, что Годдарду ", по-видимому, не хватает знаний, которые ежедневно получают в старших классах". (...) В течение следующих нескольких лет ракеты на жидком топливе стали фундаментальной технологией, с помощью которой люди смогут достичь орбиты и получить доступ к мирам за пределами Земли. (...) Это вдохновило теоретиков, включая Германа Оберта из Германии. И Вернер фон Браун, и Роберт Эсно-Пелтери из Франции, и Фрэнк Малина, молодой студент—инженер Калифорнийского технологического института, - все они впоследствии занимались сложными ракетными исследованиями. Во многих отношениях Годдард привнес "семена идеи космической ракеты в общественное сознание", - сказал в 2011 году Фрэнк Х. Винтер, бывший куратор Смитсоновского института, который долгое время изучал работы Годдарда. (...) Не выдержав насмешек, к 1930 году Годдард уединился в Розуэлле, Нью-Мексико, став еще более разборчивым в том, с кем он делится информацией. Например, когда Малина посетил лабораторию в Нью-Мексико в 1936 году, Годдард был вежлив, но показал Малине только кое-какое оборудование. (...) Советник Малины Теодор фон Карман не согласился с замкнутостью Годдарда: "Естественно, мы в Калифорнийском технологическом институте хотели получить от Годдарда как можно больше информации для нашей обоюдной выгоды. Но Годдард верил в секретность", - сказал он Уильяму Берроузу в своей книге 1999 года "Этот новый океан: история первой космической эры". (...) Стиль управления Годдарда также не способствовал совместным исследованиям. Он всегда должен был быть главным и работал только с помощниками, а не с сотрудниками или соучредителями. Невозможно сказать наверняка, как это повлияло на темпы внедрения инноваций в ракетостроение, или что могло бы произойти по-другому, если бы Годдард продвигал ракетостроение с энтузиазмом, эффективностью и налаживанием связей с кем-то вроде фон Брауна. Несомненно лишь то, что большая часть знаний Годдарда умерла вместе с ним в 1945 году, лишь частично сохранившаяся в заявках на патенты, двух отчетах Смитсоновского института и его личных бумагах. Но даже несмотря на эти изоляционистские тенденции, Годдард внес значительный вклад в ракетостроение в 1920-1930-е годы при содействии Чарльза Линдберга. Обеспокоенный будущим летной техники, знаменитый авиатор в 1930 году убедил фонд Гуггенхайма поддержать исследования Годдарда. Получив грант в размере 183 500 долларов США, Годдард перенес свои исследования в области ракетостроения в Нью-Мексико и помог разработать новые конструкции, в том числе лопасти роторного двигателя и гироскопы для управления. (...) В 1936 году Смитсоновский институт опубликовал второй отчет Годдарда о его исследованиях "Разработка ракет на жидком топливе". Несмотря на известность Годдарда, этот отчет практически не освещался в прессе и не привлекал внимания общественности — факт, который, несомненно, принес ему огромное облегчение".
  9. Выше и не только: десятое летное испытание Starship (Above and beyond: Starship’s tenth flight test) (на англ.) «Aerospace America», том 63, №5 (октябрь-декабрь), 2025 г., стр. 48-49 в pdf - 786 кб
    Подпись к фотографиям: "Десятый испытательный полет Starship стартовал 26 августа 2025 года в 18:30 по североамериканскому времени [Центральное время = UTC-6:00] с базы Starbase в Техасе, что стало значительным шагом вперед в разработке первой в мире полностью многоразовой ракеты-носителя. Были достигнуты все основные цели, что позволило получить важные данные для разработки следующего поколения Starship и Super Heavy. Съемка ожога при посадке Starship и приводнения во время полета 10, ставшая возможной благодаря команде SpaceX по восстановлению."
  10. Кристиан Дэвенпорт. Как программа Artemis получила свое название (Christian Davenport, How the Artemis program got its name) (на англ.) «Aerospace America», том 63, №5 (октябрь-декабрь), 2025 г., стр. 64-65 в pdf - 660 кб
    "В мае 2019 года администратор НАСА Джим Брайденстайн созвал совещание со своими главными помощниками по связям с общественностью. Всего за пару месяцев до этого вице-президент Майк Пенс вызвал шок в космической отрасли, заявив, что американские астронавты вернутся на Луну к 2024 году, и среди них будет женщина. Но Брайденстайна беспокоило то, что первый полет без экипажа в рамках программы был известен как "Исследовательская миссия-1". В нем не было ничего возвышенного, вроде "Меркурия", "Джемини" или "Аполлона". "Нет связной истории", - сказал он своим сотрудникам. "Я пытаюсь мобилизовать людей, но у нас нет программы. У нас есть составные части. - Он на мгновение замолчал. - Нам нужно дать ей название. Для этого нам нужен бренд. - Некоторые члены команды были против присвоения названия программе. Дайте ей название, и Конгресс может ее уничтожить, предупреждали его давние сотрудники НАСА. Именно это случилось с программой Constellation, которая была отменена при администрации Обамы. Но Брайденстайн и слышать об этом не хотел. (...) Внезапно Брайденстайн вскочил со стула и вышел из комнаты, сказав своей озадаченной команде: "Я еще вернусь". Он начал бродить по коридорам НАСА, спрашивая всех, с кем сталкивался, есть ли у них какие-нибудь идеи о том, как назвать лунную программу. (...) Наконец, несколько дней спустя он столкнулся с Алексом Макдональдом в закусочной. Макдональд был главным экономистом НАСА (...) Он также был в некотором роде человеком эпохи Возрождения — историком и ученым, ценителем современного искусства. Его отец был поклонником классической литературы, и когда Макдональд был ребенком, он рассказывал "Илиаду" и "Одиссею" по памяти, как сказки на ночь. "Мы всегда могли вернуться к Артемиде", - сказал Макдональд Брайденстайну. "Артемида?" - сказал Брайденстайн, выглядя любопытным, но в то же время немного смущенным. (...) Артемида была сестрой-близнецом Аполлона, объяснил Макдональд, а также богиней Луны. Единственная проблема заключалась в том, что НАСА уже использовало это название для миссии несколькими годами ранее, в которой участвовала пара космических аппаратов, использовавшихся для изучения Луны и солнечного ветра. По мнению Бриденстайна, никто никогда не слышал о предыдущей миссии. И никому, кроме научного сообщества, не было до этого дела. "Артемида" была идеальной. "Вот и все", - сказал Бриденстайн. - Это название. (...) Обычно для принятия такого решения требуется одобрение Белого дома и Национального совета по космосу. (...) Но у Брайденстайна не было времени на кучу совещаний по этому вопросу. Это только отсрочило бы неизбежное. В том же месяце он решил провести пресс-конференцию, якобы для того, чтобы объявить, что Белый дом согласился увеличить бюджет НАСА на 1,6 миллиарда долларов. (...) В ходе пресс-конференции Бриденстайн заявил, что эти средства "ускорят наше возвращение на поверхность Луны". Попытайтесь продемонстрировать, что у НАСА на самом деле есть план — и деньги, или, по крайней мере, первый взнос, — чтобы уложиться в установленный Пенсом срок до 2024 года. (...) В конце разговора (...) Брайденстайн сказал, что у него есть несколько заключительных замечаний. Пришло время для его собственного неожиданного заявления. "Впервые человечество отправилось на Луну под названием "Аполлон", - сказал он. "Программа "Аполлон" навсегда изменила историю, и я знаю, что все мы, присутствующие в этом зале и разговаривающие по телефону, очень гордимся программой "Аполлон". Оказывается, у Аполлона была сестра-близнец Артемида. Оказывается, она богиня Луны. Наш отдел астронавтов очень разнообразен и обладает высокой квалификацией. Я думаю, это очень красиво, что через 50 лет после "Аполлона" программа "Артемида" доставит следующего мужчину и первую женщину на Луну". (...) Белый дом был недоволен нарушением протокола и дал понять Брайденстайну и его сотрудникам, что они должны были предупредить их. Но было уже слишком поздно. Имя стало известно. Теперь уже ничего нельзя было изменить."
  11. Америка выбирает проигрыш в Новой космической гонке (America Is Choosing to Lose the New Space Race) (на англ.) «Scientific American», том 333, №4 (ноябрь), 2025 г., стр. 58-59 в pdf - 4,90 Мб
    Редакция: "Некоторые лидеры США сейчас рассматривают космос как жизненно важную, вызывающую споры область. Но, хотя они настаивают на том, что они определяют курс на дальнейшее доминирование Америки в космической науке, технологиях и исследованиях, их действия противоречат этой цели и подрывают ее. Скептицизм по поводу гражданских космических расходов, если не откровенное презрение к ним, является практически двухпартийной традицией в политике США, но мы говорим главным образом о политике президента Дональда Трампа "Сделаем Америку снова великой". 20 июля [2025 года], в 56-ю годовщину высадки "Аполлона-11" на Луну, Белый дом опубликовал заявление, в котором Трамп с гордостью заявил, что его администрация "восстанавливает лидерство Соединенных Штатов в космосе", и пообещал вернуть американцев на Луну и отправить их на Марс. Неделями ранее, благодаря подписанному Трампом законопроекту о согласовании бюджета ("Большой красивый законопроект"), НАСА получило почти 10 миллиардов долларов дополнительного финансирования на ракеты большой грузоподъемности, космические корабли с экипажами и другие вещи, имеющие решающее значение для программы Artemis, которая официально началась во время первого президентского срока Трампа. (...) Во время сентябрьской пресс-конференции [2025 года] он [исполняющий обязанности администратора НАСА Шон Даффи] сказал: "Прямо сейчас мы участвуем во второй космической гонке; китайцы хотят вернуться на Луну раньше нас. Этого не произойдет. Америка лидировала в космосе в прошлом, и мы собираемся продолжать лидировать в космосе в будущем.' США, по утверждению Даффи, добьются этого успеха в 2027 году. (...) Администрация Трампа действительно заслуживает похвалы за разумную космическую политику — например, за два указа, один из которых в 2020 году направлен на расширение экономической сферы США. и его союзников за пределами низкой околоземной орбиты, а также еще один в 2025 году, чтобы усилить возможности США за счет упрощения правил для отечественных коммерческих космических компаний. Аналогичным образом, в августе этого года [2025] Даффи объявил о планах администрации НАСА ускорить подготовку ядерного реактора к запуску на Луну к 2030 году - смелый шаг, призванный обезопасить ценную лунную территорию и в конечном итоге обеспечить энергией американские аванпосты на Луне. Но эти действия должны рассматриваться наряду с другими стратегиями и предложениями, которые влияют на научные и технологические перспективы США за пределами планеты и на Земле. (...) Несмотря на увеличение программы Artemis, предложение Трампа на 2026 финансовый год [2026 финансовый год - ред.] предусматривало сокращение общего бюджета НАСА примерно на 25 процентов, при этом научное подразделение агентства было сокращено почти наполовину. Правозащитные организации, такие как the Planetary Society, а также все семь ныне живущих бывших научных руководителей НАСА осудили предлагаемые сокращения как катастрофические для космической науки США. Они предупредили, что сокращения приведут к отмене более 40 текущих и запланированных космических миссий США. (...) Сокращения, предложенные на 2026 финансовый год, - не единственные вредные шаги администрации: действия Белого дома привели к увольнению более 2500 сотрудников НАСА, большинство из которых - высокопоставленные сотрудники. Бесчисленные федеральные исследовательские гранты были отменены, приостановлены или отложены из-за идеологических проверок. Тысячи иностранных студентов и квалифицированных специалистов были лишены возможности жить и работать в США из-за иммиграционной политики и политики привлечения гастарбайтеров. (...) Китай и другие страны открывают свои двери для иностранных студентов и ученых, в том числе американских, предлагая щедрые финансовые стимулы и создавая современные исследовательские центры для привлечения талантов со всего мира. (...) еще труднее понять, почему лидеры США сегодня проявляют такое рвение, чтобы проиграть в этой новой космической гонке. Стремление Трампа снова сделать Америку великой в космосе предполагает, что Америка уже не является величайшей космической державой в мире, которой она явно является, хотя, возможно, ненадолго. Продолжающееся величие нашей страны в космосе требует не меньшей, а большей поддержки НИОКР, спонсируемых правительством, и уважения, а не презрения к науке — независимо от политики".
  12. Фил Плейт. Космические отзвуки света (Phil Plait, Cosmic Echoes of Light) (на англ.) «Scientific American», том 333, №4 (ноябрь), 2025 г., стр. 63-64 в pdf - 5,18 Мб
    "Астрономы (...) используют световое эхо. Как и звук, свет движется с конечной скоростью. Это очень быстро, но в огромных масштабах, которые изучают астрономы, на самом деле это довольно медленно. Световому эху, которое мы видим в небе, могут потребоваться годы или даже столетия, чтобы достичь нас. Что такое световое эхо? (...) в космосе есть звезда, которая внезапно и быстро светлеет, как это происходит, когда массивная звезда взрывается в конце своего жизненного цикла, образуя сверхновую. Вспышка света расширяется в сферу, удаляясь от места взрыва со скоростью около 300 000 километров в секунду. (...) Вспышка света образует сферическую оболочку (...) "Эхо" возникает, когда мы корректируем этот идеализированный сценарий с учетом сложностей реального мира, таких как вероятность попадания материала вокруг источника света. Давайте представим, например, что сверхновую окружает тонкая газовая оболочка радиусом в один световой год, и что мы наблюдаем взрыв с гораздо большего расстояния, возможно, за тысячи световых лет (безопасность превыше всего; не хотелось бы находиться слишком близко к взрывающейся звезде). (...) Через год после взрыва этот свет достигает всего газа в окружающей оболочке одновременно. Но если смотреть издалека, то мы не увидим, как вся газовая оболочка засветится одновременно. Вместо этого часть оболочки, которую мы видим освещенной в первый раз, - это ближайшая к нам точка, расположенная непосредственно на одной линии со сверхновой. (...) Затем мы видим кольцо света, которое, кажется, расширяется от этого начального пятна, когда свет сверхновой проходит через части газовой оболочки, которые находятся немного дальше от нас. Затем мы наблюдаем удивительное зрелище: расширяющееся кольцо становится все больше и больше, пока не достигает максимального размера оболочки, ее диаметра, а затем начинает сжиматься. По мере того, как он перемещается по другой стороне сферической оболочки вне поля нашего зрения, световое эхо высвечивает постепенно уменьшающиеся кольца, пока не превращается в точку, а затем - бац! Оно исчезает. Даже этот более сложный сценарий довольно нереалистичен. Более вероятно, что сверхновая возникает внутри галактики, наполненной многочисленными рассеянными облаками газа и пыли. По мере того, как волна света расширяется, она освещает эти облака, создавая более причудливые световые отзвуки, которые могут быть размером во много световых лет. (...) То, что мы видим с Земли, - это круг на небе, расширяющийся с течением времени, или даже несколько кругов, если газ загорается и требуется некоторое время, чтобы погаснуть. затухание (как правило, как только газовое облако попадает, скажем, в ультрафиолетовый луч, оно снова излучает этот свет на более низких длинах волн в течение недель или месяцев). И именно это явление было замечено: SN2016adj взорвался в соседней галактике Центавр A, создав расширяющееся круговое световое эхо, которое было зафиксировано космическим телескопом Хаббла (Hubble)...) световое эхо может рассказать нам об окружающей среде вокруг сверхновой (...) Световое эхо освещает этот материал, давая нам представление о его состоянии и даже о его трехмерной структуре во время формирования звезды. (...) Световое эхо — это своеобразное явление, которое на первый взгляд кажется не более чем курьезом - до тех пор, пока то есть вы начинаете изучать математику и физику. Тогда они станут важным инструментом, который мы сможем использовать для исследования космоса".
  13. Дэн Вергано. Кража метеорита (Dan Vergano, Meteorite Heist) (на англ.) «Scientific American», том 333, №4 (ноябрь), 2025 г., стр. 48-54 в pdf - 13,5 Мб
    "Тысячелетия назад кусок неба упал на Восточную Африку в результате древнего столкновения астероидов. Метеорит упал, вероятно, скорее с глухим стуком, чем с грохотом, в речную долину, где сейчас пасутся верблюды, недалеко от деревни Эль-Али в Сомали. Метеорит Эль-Али, известный местным жителям как Шиид-бируд ("железная скала"), содержит 13,6 метрических тонн железа и никеля. На протяжении многих поколений он покоился в земле примерно в 24 километрах от деревни, став достопримечательностью, о которой рассказывают в фольклоре, колыбельных песнях и стихах. (...) На протяжении веков люди долбили по коричневой скале, упавшей с небес, камнями, отбивая куски холодного железа, или использовали ее как точильный камень. Дети притворялись, что ездят на ней верхом, как на лошади. Однако теперь метеорита Эль-Али больше нет. Судя по сомнительным видеозаписям с мобильных телефонов, камень хранится в Китае, где продавцы надеются выручить за него миллионы, целиком или по частям. Как он туда попал? Путешествие девятого по величине метеорита в мире связано с ложью, контрабандой и, возможно, смертью. (...) На протяжении веков метеорит Эль-Али, коричневатый изрытый камень шириной около двух метров и высотой около одного метра, оставался незамеченным никем, кроме местных жителей. (...) Затем, в сентябре 2019 года, охотники за опалом, прочесывающие окружающую пустыню, сообщили о метеорите в близлежащую горнодобывающую компанию — Kureym Mining and Rocks Company, сомалийскую фирму, возглавляемую пятью торговцами и бизнесменами в Могадишо, столице страны. Используя молоток, старатели извлекли из космического камня 90-граммовый образец (...) и отправили его в Найроби для анализа. Эти образцы впервые подтвердили, что метеорит действительно был внеземного происхождения и состоял примерно на 44% из железа и на 45% из никеля. Именно здесь история метеорита Эль-Али становится мрачной. Из новостных сообщений и сообщений правозащитных групп мы знаем, что где-то в феврале 2020 года камень был вывезен из деревни Эль-Али. Этот район в значительной степени контролируется "Аш-Шабааб", или "Молодежью", воинствующим подразделением "Аль-Каиды", которое правительство США объявило террористической организацией. (...) Учитывая авторитет группировки в регионе, представляется вероятным, что она организовала похищение метеорита или, по крайней мере, содействовала в этом. (...) В новостных сообщениях того времени говорится, что камень был "насильственно захвачен" группировкой "Аш-Шабааб". В них описывается, как большие подъемные краны выкапывали камень во время перестрелок, в результате которых, как сообщается, погибло несколько человек, включая мирных жителей. (...) Ополченцы отвезли метеорит в близлежащий город Бук-Акабл, а затем, как сообщается, продали его горнодобывающей компании "Курейм Майнинг Компани" за 264 000 долларов США. Оттуда грузовик, перевозивший украденный космический камень, направился в сторону Могадишо (...) Сомалийские правительственные чиновники конфисковали транспортное средство для проверки (...) Они отправили метеорит на склад рядом с местным аэропортом. (...) К декабрю 2020 года Шиид-бируд вернулся в руки Курейма, хотя детали сделки неясны (...) Николас Гесслер, ныне вышедший на пенсию исследователь антропологии, археологии и метеоритов, получил электронное письмо о большом метеорите. (...) он согласился провести его анализ для публикации в Метеоритном бюллетене, чтобы подтвердить его происхождение как метеорита. (...) В январе 2021 года, после того как Гесслер согласился помочь зарегистрировать метеорит, представитель Курейма прислал ему образец. (...) Примерно в то же время компания также отправила два нарезанных куска железной породы общим весом 70 граммов геологу Крису Херду, куратору коллекции метеоритов в Университете Альберты. (...) Позже, в 2021 году, Гесслер представил метеорит Эль-Али Метеоритному обществу, признав его третьим по величине метеоритом, обнаруженным в Африке. Между тем, из своей переписки с Куреймом Гесслер узнал, что компания надеется продать метеорит музею примерно за 30 миллионов долларов. (...) в августе 2021 года представители компании прекратили контакты. (...) В 2023 году Херд и его коллеги сообщили, что обнаружили три новых минерала фосфата железа в метеорите Эль-Али, которые никогда не был идентифицирован как встречающиеся в природе на Земле. (...) Изучение этих отложений могло бы раскрыть новые секреты химического состава ранней Солнечной системы. (...) Гесслер, который на тот момент интересовался судьбой Шиид-бируда как профессионально, так и лично, связался с учеными в Сомали. Именно тогда он впервые узнал о кровопролитии, произошедшем во время его вывоза. (...) В декабре 2022 года камень находился в транспортном контейнере на судне, пришвартованном в Могадишо (...) После этого в мае 2023 года он был снят на видео, подтверждающее, что метеорит прибыл в Китай, все еще при загадочных обстоятельствах. (...) Самые последние сообщения от продавцов и ученых, следящих за рынком метеоритов, свидетельствуют о том, что объект Эль-Али хранится на складе в Иу, городе среднего размера в китайской провинции Чжэцзян, и предлагается к продаже по частям по 200 долларов за килограмм или по 3,2 миллиона долларов целиком, говорит Гесслер. (...) Как юридический статус метеорита Эль-Али, так и планы его нынешних хранителей неясны. (...) В идеале его следовало бы вернуть в Сомали. (...) Даже если метеорит действительно вернется домой, его сохранность не гарантирована. (...) Ситуация с безопасностью по-прежнему остается очень неопределенной (...) На данный момент метеорит Эль-Али остается в подвешенном состоянии [в неопределенной ситуации, ожидая принятия решения] очень далеко от дома. Его конечная цель так же неопределенна, как и тогда, когда он находился в поясе астероидов и летел по небу".
Статьи-аннотации 56th Lunar and Planetary Science Conference, The Woodlands, Texas, March 10-14, 2025 (Часть 1)

Статьи в иностраных журналах и газетах, (16-31 октябрь 2025 г.)