Фантастика
по автору — указан год создания либо первого издания
(приблизительно — 1916-1920 гг.)
Герман Сирил Макнили
- Как кончилась великая война (др.назв. "Конец Великой войны") 1916 г. «Огонёк» 1916 г. №39 (25.09 (5.10).1916) в djvu - 509 кб
В 1916 году война с Германией закончилась молниеносно из-за трагедии, произошедшей на заводах Круппа. И все считали, что это несчастный случай. И только один человек - Мервин Росситер знал, что все случилось из-за его изобретения в области химии и магнетизма.
Эдвард Морфи
- Астрогеновый жилет (др.назв. "Астрагеновый жилет") 1916 г. «Журнал приключений» 1916 г. №5 в pdf — 3,14 Мб
Алоизий Мориарти решается на публичное испытание изобретения своего приятеля Питера Гэблина — жилета, наполненного очень лёгким сжатым газом «астрагеном», позволяющим держаться в воздухе подобно воздушному шару...
Трейн Артур Чейни, Вуд Роберт Уильямс
- Вторая Луна (др.назв. "Создатель лун") 1916 г. 139 кб текста + 935 кб графики
- Вторая Луна (др.назв. "Создатель лун") 1916 г. «В мастерской природы» 1922 г. №2, 1923 г. №4 в pdf - 9,99 Мб
только 2 номера из 4-х (продолжение-1 и окончание)
- Создатель лун (др.назв. "Вторая Луна") 1916 г. изд. 2014 г. в pdf — 2,98 Мб
Профессору Веньямину Хукеру посчастливилось стать владельцем Летучего Кольца, аппарата, которым некто Пакс хотел изменить наклон оси Земли, но погиб из-за неисправности аппарата. Профессор же, научившись управлять аппаратом, отправляется в космос спасать Землю от гибели из-за возможного столкновения с кометой Медуза.
Стеси Блэк
- История Александра Марвина (др.назв. "Носорог Марвина") «Вокруг света» 1917 г. №15 (16.04.1917) в djvu — 1,33 Мб
В лаборатории профессора Грегсби произошёл несчастный случай. Погибло пять человек. Очевидцы утверждают, что из лаборатории доносился такой шум, как если б туда ворвалось огромное животное, и начало там всё крушить. Выжил только Александр Марвин.
Генри де Вер Стэкпул
- Из глубины глубин 1917 г. «Всемирный следопыт» 1926 г. №12 в djvu — 1,20 Мб
На линии телеграфного кабеля Владивосток-Нагасаки произошла авария. К месту происшествия для ремонта отправился из Гонконга пароход «Президент Гирлинг».
Фредерик Меррик Уайт
- 2000° ниже ноля 1917 г. «Мир приключений» 1923 г. №4 в djvu - 845 кб
Лорд Райнбэрн планирует научный эксперимент - удалить трещину из алмаза при его глубокой заморозке. О его планах узнает жуликоватый ассистент другого профессор и решает его похитить. Но вот только в его планы вмешиваются различные случайности...
Без сомнения, самый холодный детектив в мире. Со сканов А.Соколова
- Сверх-пища «Всемирный следопыт» 1927 г. №2 в djvu - 3,43 Мб
Естествоиспытатель Гарольд Глиссон путём селекции и воздействия электричеством добился значительного увеличения соцветий яблонь и получил некоторое количество пчелиного мёда с них. Вместе со своим товарищем Пеннантом он кормит этим мёдом личинок ос, что приводит к смертельно опасному результату...
Комаров Николай Степанович (псевд. Кузнецов Н.)
- Холодный город 1917 г. «Журнал приключений» 1917 г. кн.1 1 кб текста + 151 кб графики + в djvu — 2,71 Мб
ХХII век. Развитие общества продвинулось далеко вперед. Перестроен без шлюзов Панамский канал, изобретены радиофоны для беспроводной связи, диктофоны, электрические доски времени, «аэро», использующие принцип полета насекомых, скоростные электропоезда и многое другое. Но климат планеты изменяется — из-за активности солнца, нестабильности земного ядра, прозрачности атмосферы неуклонно повышается температура Земли. Инженер холодильных турбокомпрессоров Том Хэд начинает строить грандиозный город Колтон на 10 миллионов жителей, в котором будет поддерживаться температура 15 градусов по Цельсию. Из России в Америку приезжает русский инженер Комов, ведущий мелиорацию Туркестана. Здесь он знакомится с заведующей лабораторией холодильных машин молодой полькой Марией Чарской...
Макс Валье
- Спиридон Иллукст (Spiridion Illuxt) (на немецком) Innsbruck, 1919 г. 1 кб текста + 151 кб графики + в djvu — 2,71 Мб
Спиридон Иллукст это имя супермена (Спиридон является греческим именем; Иллукст взято из немецкого названия латвийского города Илуксте; название звучит довольно экзотично). Никто не знает его настоящего имени, но весь мир говорит о его и его делах: богатый "принц", "Американский оперный тенор", "Японский цирковой художник ", гениальный грабитель и так далее. Он учился в десяти университетах и говорил почти на всех языках без акцента. Он ненавидит мир и всех людей. В возрасте 5 лет он вылил нефть на маленькую девочку, подожег ее и смеялся над этой сценой. Позже он совершил самые страшные преступления, но не был пойман. Он также был великий химик: он мог делать золото из свинца с помощью сверхмощной электрической энергии изменяющей его атомные ядра. Он также готов для полета на Луну против сил тяготения "силою радия и нитониума, который он открыл". Он использовал это золото во зло. Сплошные убийства. Почему? Весь мир должен заплатить за то, что он не мог найти счастья, что он не мог понять его. Однажды он нашел невинную, нежную 17-летнюю девушку и заточил ее в свой великолепный замок. Спиридон Иллукст сказал в разговоре с девушкой: "К сожалению, я не мог спрятать тебя на Луну или Марс, так как я еще не достиг понимания и не овладел силами природы полностью, но я могу преодолевать пространство в моём обширном царстве. Но я надеюсь на их достижение в недалёком будущем ... "Девушка сопротивлялась его ухаживания, так что через три недели он вернул ее на место, где нашел ее. Он был вне себя от ярости и хотел уничтожить Землю и все человечество из-за этой неразделенной любви. Сначала он думал заставить Луну упасть на Землю, локально увеличив тяготение Земли. Это должно произойти в течение 5 лет. Он подробно объяснил, что Луна будет рассыпана, когда приблизится на критическое расстояние от Земли. Он отказался от этой идеи, так как он хотел уничтожить Землю до первозданного эфирного состояния. Однажды он обнаружил, что в испытательном сосуде был взрыв, а другой сосуд поблизости тоже взорвался — своего рода цепная реакция. Если он сможет использовать энергию Солнца, то должно стать возможным уничтожение Земли! Три года спустя Спиридон Иллукст вошел в сферу диаметром 8 м и оказался в космосе. Он покинул Земли посредством антигравитации (не объясняется как). Через оригинальную систему зеркал энергия была послана на Землю из солнечных пятен и сосредоточена на специально построенной искусственной молекуле из всех элементов. Если она будет уничтожена, то вся Земля взорвется в связи с цепной реакции — "подобия"! Он сам будет в безопасности, как и его космический корабль. Тем не менее, он был сделан из ауродиума, элемента, который он открыл и которого не было в огромной молекуле. Но вместо Земли сфера ауродиума взорвалась и только Иллукст Спиридон остался, его тело швырнуло в сторону Луны и было разбито о горные вершины кратера Тихо. Как произошло это? Очевидно, что огромная молекула была преобразована сначала в чистый ауродиум за счет энергии Солнца, а затем она взорвалась. Так как корабль был сделан из ауродиума, только этот космический аппарат распался. В этом момент Иллукст Спиридон задохнулся и его тело было заморожено так сильно, как скала от холода космического пространства.
Эта книга была издана автором и её трудно найти. Макс Валье посвятил ее своей подруге миссис Грете Файнес из Инсбрука. Надпись на фотографии (фронтиспис):. "Max Valier Pilot, автор написаного". Есть несколько объявлений Валье уже опубликованных или запланированных книг: (1) серьезные научные или популярные книги, (2) развлекательные
современные научные работы (в стиле Жюля Верна), (3) любовные истории (автор как бы ученик Казановы и Бальзака). — Валье, очевидно, планирует карьеру как автор разнообазных талантов. — Внимание на тексты, связанные с космическим полетом. Они показывают, что Валье уже думал о проблеме полета в это время, но понятия не имел, как он может быть реализован. Он лишь упомянул антигравитацию.
Валье в концепции космического полета с помощью "диабарического усилия из ауродиума вдохновлена Куртом Лассвицем На двух планетах», где принципы полёта марсианских кораблей описаны в главе 12 "Астронавты ". Термин диабарический объясняется ранее в главе 8 "мастера пространства" следующими словами: марсиане "смогли производить определенный состав, так что гравитационный эффект на них отсутствует. Гравитационная энергия преобразована в другие формы энергии. Мы можем назвать такой состав "диабарический" — Очевидно, что ауродиум Валье является таким "диабарическим" телом. — Термин "diabaric" кажется, был придумано Lasswitz и использовался только в его
книгах. — Очевидно, что Валье не был удовлетворен этим объяснение, как он писал: «(...) Я еще не достиг понимания и овладения силами природы (...), но я могу покорять пространство (....) в моем царстве».
- Отказ от бога (Max Valier, Der verlassene Herrgott) (на немецком) München, [1922 г.] в pdf — 888 кб
- Отказ от бога (Max Valier, Der verlassene Herrgott) (на немецком) «Die Volkstümliche Bühne», том 6, 1922 г., стр. 185-197 в pdf — 2,37 Мб
Народная пьеса в четырех действиях. Это история религиозного преображения. Главный персонаж называется кратко: Фердль. Акт 1: Фердль работает на фермера. Во время разговоров за обедом он говорит, что не верит учению католической церкви и не выполняет ее обрядов. Акт 2: Фердль находится в пабе, место встречи преступников. Он встречает старого друга, и с гордостью рассказывает о своих преступлениях: кражи, поджог в качестве мести, даже убийство. Когда детектив пытается арестовать его в пабе, он убивает его. другим полицейским удалось арестовать его наконец. Акт 3: После десяти лет в тюрьме Фердль выходит на свободу, по амнистии. Злой призрак присутствует
в душе Фердля. Фердль ищет новую работу. В пабе он находит предупреждение в газетной статье не брать его на работу так как нельзя ожидать что он когда-нибудь захочет изменить свой характер. Акт 4: В этой безнадежной ситуации Фердль пытается покончить с собой в лесу. Злой дух радуется. Вдруг полная луна увеличивается, и освещает церковь. Он идет в нее, становится на колени и спрашивает: "Может я нужен вам?" "Он готов покаяться. В пьесе много переодеваний, прилагаются рисунки костюмов: для Фердля (№ 1 и 4), фермера и его жены (№ 2 и 3), и злого духа (№ 5). — В дневнике Валье записано, что он написал это уже в 1914 году. Как кажется пьеса никогда не была поставлена на сцене.
- Путешествие в космос (Die Fahrt ins All) (на немецком) «Die Rakete» 15.07-15.12.1927 (6 номеров) в pdf - 2,28 Мб
- Смелый полёт на Марс (A Daring Trip to Mars) (на английском) «Wonder Stories», том 3, №2, 1931 г., стр. 254-273 в pdf - 8,16 Мб
Перепечатка немецкого издания (см.выше)
- Книга рецензий: Макс Валье. "Спиридон Иллукст" (1919) и "Смелый полет на Марс" (1928) (Buchbesprechungen: Max Valier, Spiridion Illuxt (1919) — Auf kühner Fahrt zum Mars (1928) (на немецком) Nessun Saprà, Lexikon der deutschen Science Fiction und Fantasy 1919-1932, Oberhaid, 2007 г., стр. 261-262 в pdf — 658 кб
Эта энциклопедия немецкой научной фантастики и фэнтези книг 1919-1932 гг, имеется также ссылка на Макса Валье. Первая часть содержит некоторые биографическую информацию. Два рассказа упоминаются: «Спиридон Иллукст (1919)" и "Смелые поездки на Марс (1928)". "Спиридон Иллукст" характеризуется как "живо написанный рассказ, который имеет интерес в связи с идеей, что человек способен уничтожить мир, что не было предметом дискуссии в то время. "Книга продается в основном на его вечерних лекциях. — "Смелые поездки на Марс" — это роман, который должен описывать проблемы космического полета. Беллетристика менее важна, чем технические вопросы. Большая часть состоит из технических и астрономических объяснений. Рассказ был впервые опубликован в июле-декабре 1927 года в выпусках журнала "Die Rakete".
- Рецензия на книгу Макса Валье. "Спиридон Иллукст"(1919) (Buchbesprechung) Franz Rottensteiner, Max Valier, Spirid[i]on Illuxt (1919) (на немецком) Franz Rottensteiner, Michael Koseler (Hrsg.), Werkführer durch die utopisch-phantastische Literatur, 48. Erg.-Lfg. Oktober 2007) в pdf — 235 кб
Это путеводитель по утопически-фантастической литературе. Имеется статья о Максе Валье и его "Спиридон Иллукст". После краткого содержания рецензент характеризует рассказ как «хаотический» и «детский». Поведение сверхчеловека смешно, детская неразделенная любвь и странные технические изобретения — запутанная смесь, которая может быть отражением катастрофической Первой мировой войны, увеличением возможости человека в деле разрушения Земли.
Ефим Давидович Зозуля
- Граммофон веков 1919 г. «Мир приключений» 1922 г. №2 в djvu - 1,60 Мб
Звуки человеческого голоса и вообще всякие звуки запечатлеваются в виде особых невидимых бугорков на предметах, вблизи которых они раздаются. Бугорки эти сохраняются в течение веков и новые отпечатки звуков слоями ложатся на старые. Изобретатель Кукс создал «граммофон веков», который эти звуки умеет расшифровывать.
В высококультурном и всемирнокоммунистическом 1954 году ученый делает аппарат, который воспроизводит звуки дореволюционной жизни. И напрасно. Там только мещанские признания в любви, брань и смертоубийства. Зря человек 40 лет его изобретал. Ну и финал: "Отречёмся от старого мира, отряхнём его прах с наших ног..."
- Мастерская человеков «Литературная газета» 1929 г. №6 (27.05.1929), с.3 в djvu - 229 кб
отрывок из романа (издан в 1930-м)
В одной из стран центральной Европы талантливый изобретатель Латун открывает способ создания людей из биологического материала, в том числе частей тел «свежих» покойников. Таким образом он воскрешает Капелова, зверски убитого вместе с семьёй при погроме. Вместе с оживлённым и несколькими присутствовавшими при оживлении прохожими Латун организует коммерческое предприятие – Мастерскую человеков, принимающую заказы на людей с заданными параметрами. Дело идёт плохо, к тому же мешает бюрократия патентного ведомства. Торговый представитель СССР советует открыть филиал в Советской России, где потребность в новых людях чрезвычайно высока, после чего туда отправляется группа, возглавляемая Капеловым. Они с воодушевлением исследуют ростки нового сознания в советских людях, прочность инстинктов собственничества, знакомятся со строителями Турксиба. В это время новый человек сам собой появляется на одной из строек социализма.
- Восстание. Из эпизодов будущей войны 1937 г. «Огонёк» 1937 г. №32 (№613, 20.11.1937) в djvu - 1,40 Мб
Явно Германия. Подпольщики готовят восстание против фашистов в крупном городе. Естественно, побеждают
- Трещина 1938 г. «Огонёк» 1938 г. №8/9 (№625-626, 1.04.1938) в djvu - 1,51 Мб
Из книги "Будущая война". Страна - чисто собирательный образ, хотя определённо названа фашистской, но таких не столь много, а имена и названия не немецкие - Альберт, Филипп, колледж, доллары, король Фердинанд
Альберт - выпускник, лейтенант-фашист, ему надлежит убыть на фронт, где "на центральном участке 15 месяцев в гористой местности идёт позиционная война", а на других фронтах и вообще отступление. Дядя - болтливый дипломат (такие бывают?), который подаёт министру проект травить всё гражданское население неприятеля, платя долларами по прейскуранту. Мелочная тётка. Недовольный народ. Альберт думает, думает - и пребывает на фронт с трещиной в идеологии и нежеланием воевать.
Рихард Хеннинг (Хенниг)
- Министерство погоды 1919 г. «В мастерской природы» 1920 г. №7/8 в djvu - 317 кб
кратко об авторе. Почти полвека назад я захотел написать энциклопедию (не меньше!) по истории географии. И проштудировал между прочим и 4 тома труда "Неведомые земли" этого автора. Он поразил меня дважды - 1) он дописал свой труд в Берлине в апреле 1945 года! 2) я понял, что такое немецкая педантичность - на каждое событие он приводил и оригинал записи и на немецком (а с него, естественно, сделали перевод на русском). И как он обследовал каждое слово! Например надпись "Найден Свальбард" он анализировал целую страницу! После этого я понял, что лучше него я не напишу и бросил свою затею.
Видимо, это его единственный фантастический рассказ. Неудивительно, что он посвящён именно климату - в те годы он был одним из самых известных метеорологов, доктор наук. Этим рассказом поставил точку в метеокарьере и с 1919 до самой смерти был профессором географии.
Рассказ о том, что люди научились управлять погодой. Что привело к климатической войне между государствами, переросшую в войну между Германией и Францией. К счастью, это оказалось сном.
Валерий Брюсов
- Неопубликованное: Восстание машин + Мятеж машин + Первая междупланетная экспедиция ~1920-1921 г."Литературное наследие" т.85 "В такие дали" изд. 1976 г. 2,21 Мб
то же Первая междупланетная экспедиция ~1920-1921 г. 31 кб
- Кончина Валерия Брюсова (1873 - 1924) «Огонёк» 1924 г. №43(82) (19.10.1924) в djvu - 180 кб
- Похороны В.Я.Брюсова «Огонёк» 1924 г. №44(83) (26.10.1924) в djvu - 42 кб
- В.Я.Брюсов «Пионерская правда» 1934 г. №131(1430) (8.10.1934), с.4 в djvu - 98 кб
- Валерий Брюсов «Пионерская правда» 1939 г. №138(2308) (10.10.1934), с.4 в djvu - 75 кб
к 15-летию со дня смерти
- Не воскрешайте меня! 1963 г., написан - 1918 г. «Техника - молодежи» 1963 г. №12 в djvu - 400 кб
Рассказ о посещении Теургического института, в котором добились грандиозных научных результатов по воскрешению людей
- М. Васильев. Валерий Брюсов - поэт науки «Юный техник» 1971 г. №7 в djvu - 120 кб
о писателе
- Сергей Шервинский. Валерий Брюсов «Огонек» 1973 г. №50(2423) (8.12.1973) в djvu - 652 кб
+ Константин Герасимов. Поэт, учёный, коммунист
100 лет со дня рождения романтика космоса, верившего в завоевание космоса 100 лет назад
- В.Прищепенко. Подвиг мысли и труда «Пионерская правда» 1973 г. №100(5787) (14.12.1973) в djvu - 166 кб
К 100-летию со дня рождения В.Я.Брюсова
- Николай Халатов. «... О друге с дружбой говоря» «Пионер» 1973 г. №12 в djvu - 410 кб
О Валерии Брюсове
Бруно Бюргель
- Ракетой на Луну 1920 г. изд.1925 г. 378 кб текста + 102 кб графики
3000-й год. Страны Земли находятся под управлением Соединенных Штатов Европы, Африки и других континентов. Изобретен узамбаранит, энергией последовательных микровзрывов которого двигаются граната-вагоны; появились настенные громкоговорящие телефоны с возможностью подключения к ним круглых зеркал с цветной передачей изображения - «теле-экранов»; фонографические валики с записанной речью по пневмопочте сразу передаются в наборный зал типографий; «дальнофотографии», передающиеся по проволокам.
Солнечная система проходит сквозь огромное пылевое облако, задерживающее лучи Солнца и вызывающее постепенное оледенение Земли с полюсов, что может продолжаться 2000 лет. Учёный Баумгарт и инженер Стендертон-Квиль строят специальный граната-вагон «Звезда Африки» для полёта на Луну, предполагая, что там можно найти ответ на вопрос, как бороться с оледенением. По мнению Баумгарта, в безвоздушном пространстве можно будет опираться в полете на плоскости за счёт скоплений пыли, но, в целом, вся идея крайне ненадёжна, как, например, использование свинцовых клиньев для затыкания пробоин от космической пыли или применение усовершенствованных аквалангов для постоянного ношения...
Абрахам Меррит
- Живой металл (др.назв. "Металлический монстр") 1920 г. «Мир приключений» 1928 г. №10-11/12 - 1929 г. №1-7) в djvu - 13,5 Мб
цикл «Доктор Гудвин»
Роман Меррита – «Металическое чудовище» («The Metal Monster», опубликован в номерах «Argosy All-Story» с 7 по 28 августа 1920 года). На этот раз перед ученым встает проблема, которая не может быть описана в привычных для него терминах «лабораторной науки». Исследуя недоступный район Гималаев, он сталкивается с явными проявлениями коллективного – или индивидуального? — сознания у загадочных металлических существ, которые имеют форму кубов, шаров и конусов и способны свободно передвигаться в пространстве и собираться в огромные живые механизмы.
Существуют 3 версии этого романа на английском. Первая, максимально полная, выходила в журнале «Argosy All-Story Weekly» с 7 августа по 25 сентября 1920. Вторая, наиболее сокращённая, под названием «The Metal Emperor» выходила в журнале «Science and Invention» с октября 1927 по август 1928. И третья, немного сокращённая и отредактированная, вышла в августе 1941 при первом объединённом издании романа.
Чарльз Уолфи
- Отмычка 1920 г. «В мастерской природы» 1928 г. №12 в djvu — 744 кб
История человека, который поспорил, что выберется из запертой комнаты и осуществившего это.
Элементарно, Ватсон! Сдвинуть задвижки с помощью электромагнита - дело нехитрое
Карел Чапек
- Война с саламандрами 1936 г. эл.версия в pdf - 1,93 Мб
Вершиной творчества Чапека считается роман «Война с саламандрами» - политическая антифашистская сатира, во многом предвосхищающая «1984» Джорджа Оруэлла. Впервые произведение было опубликовано в 1936 году. Социально-фантастический роман, события которого развертываются в масштабах всего человечества. Это произведение о судьбе человеческого рода, существование которого поставлено на карту. Мир саламандр оказывается подобием мира людей. Столкновение этих миров приводит к смертельной опасности для всего человечества…
- Едкая сатира «Смена» 1938 г. №12 в djvu - 141 кб
рецензия на роман Карела Чапека "Война с саламандрами"
- А.Мацкин. Избранный Чапек «Огонёк» 1948 г. №17(1090) (25.04.1948) в djvu - 180 кб
рецензия на сборник Карла Чапека
- О принцессе Сулейманской 1931 г. «Пионер» 1957 г. №3 в djvu - 501 кб
одна из 4-х сказок, входящих в сказку "Большая докторская сказка"
Рассказчик и фантаст решил написать и сказки. Сюжет - принцесса хилая и дохлая, а лесоруб, приглашённый в качестве доктора, её вылечил. Свежий воздух и еда на природе - лучшее лекарство
- Изобретатель (др.назв. "Как надо изобретать") 1936 г. «Юный техник» 1963 г. №2 в djvu - 244 кб
Идея: придумать слово, а к нему уже делать изобретение. Скучалки, ошибалки, заикалки, ничего-неделачки и пр. необходимые в быту вещи
- Почему я не коммунист 1924 г. «Спутник» 1990 г. №6 в djvu - 185 кб
Не фантастика. Перевод статьи 1924 г
- РУР (пьеса) (др.назв. "R.U.R.; "ВУР. Верстановы универсальные работари"; "Россумские универсальные роботы" 1920 г. эл.версия 2007 г. в html - 135 кб
Пьеса «RUR», принесшая Чапеку мировую известность, создавалась весной 1920 года. В ноябре 1920 г. вышла отдельной книгой в издательстве «Авентинум». 2 января 1921 г. ее поставила любительская труппа в Градце Кралове. 25 января того же года состоялась премьера пьесы в пражском Национальном театре.
Этой пьесой драматург первым открыл очень популярную в мировом искусстве ХХ века тему - взаимоотношения человека и машины, выход последней из под контроля своего создателя, бунт машин.
Слово «robot» предложил брат автора - Йозеф Чапек, когда Карел работая над пьесой, спросил совета как назвать своих персонажей - искусственных рабочих. Слово образовано не от всеохватывающего слова «работа» (по чешски - «prace»), а от чешского же слова «повинность» (по чешски - «robota»), означающее более узкое понятия неоплачиваемого труда крепостных и рабов.
После экранизации этой пьесы слово «робот» вошло в мировые понятия в качестве названия для машины, подобной человеку и выполняющей за него работу.
- Юрий Фролов. Роботы отмечают столетие «Наука и жизнь» 2021 г. №3 в djvu - 174 кб
о знаменитой пьесе Чапека, где впервые появилось слово "робот", а заодно о плагиате Толстого "Бунт машин"
- Икс предостерегает. Отрывок из романа-антиутопии «Война с саламандрами» 1936 г. «Еврейская панорама» 2023 г. №1(103) (январь) в djvu - 69 кб
Фантастика 1921-1925 гг.
Фантастика 1914-1915 гг.