Журнал АО “ВИДЕОКОСМОС” |
19 НОЯБРЯ — 2 ДЕКАБРЯ 1994 | 24(87) |
ISBN 5-851-82-052-7 | “Новости космонавтики” Адрес редакции: 127427, Россия, Москва, ул. Академика Королева, д. 12, строение 3, комн. 8 Телефон: 217-81-47 Факс: (095)-215-93-79 |
Семейный разговор? (Репортаж с орбиты)
За активное участие в подготовке и успешном осуществлении длительного международного полета на орбитальном научно-исследовательском комплексе “Мир”, проявленные при этом мужество и героизм
присвоить звание Героя Российской Федерации
Маленченко Юрию Ивановичу — подполковнику, летчику-космонавту, командиру корабля;
Мусабаеву Талгату Амангилдиевичу — подполковнику, летчику-космонавту, бортинженеру корабля.
Наградить Орденом Дружбы
Дуке Педро — представителя Европейского космического агентства, подданного Королевства Испании;
Мербольда Ульфа — космонавта-исследователя, гражданина ФРГ.
Присвоить почетное звание “Летчик-космонавт Российской Федерации”
Маленченко Юрию Ивановичу — подполковнику, летчику-космонавту, командиру корабля;
Мусабаеву Талгату Амангилдиевичу — подполковнику, летчику-космонавту, бортинженеру корабля.
Москва, Кремль 24 ноября 1994 г. №2107 | Президент Российской Федерации Б.Ельцин |
Комментарий “НК”. Указом Президента РФ №2107, которым Талгату Мусабаеву присвоено почетное звание “Летчик-космонавт Российской Федерации”, окончательно признан тот факт, что Т. А.Мусабаев является российским космонавтом.
Как известно, в начале 17-й основной экспедиции бортинженер КК “Союз ТМ-20'” и станции “Мир” Талгат Мусабаев был официально назван космонавтом независимой Республики Казахстан, проходящим, тем не менее, воинскую службу в российской армии. Такая позиция была зафиксирована заявлениями ряда официальных лиц (Президент Казахстана Н.А. Назарбаев, директор РКА Ю.Н.Коптев и др.), и только пресс-центр Военно-космических сил России настаивал на том, что Т.Мусабаев — космонавт России.
В соответствии с Указом Президента РФ №2107 Талгат Мусабаев является 79-м российским космонавтом. Поэтому Елена Кондакова стала, соответственно, — 80-й.
Насколько нам известно, казахская сторона не изменила своей официальной позиции относительно Т. Мусабаева. После возвращения из полета указом Президента Назарбаева ему присвоено почетное звание “Летчик-космонавт Республики Казахстан” (с вручением удостоверения за №2). Звание “Летчик-космонавт Республики Казахстан” (с удостоверением №1) задним числом присвоено 72-му космонавту СССР Токтару Аубакирову.
Таким образом, космонавты Т.Аубакиров и Т.Мусабаев имеют теперь тройную нумерацию — в мире, в России и в Казахстане.
• В соответствии с соглашением по медицинскому обеспечению совместных космических полетов, российская и американская стороны будут взаимно признавать заключения врачей о готовности космонавтов и астронавтов. Непосредственно перед стартом — за 30-45 дней до запуска кораблей “Союз” и за 10 дней до старта шаттлов — экипажи будут проверяться объединенной медицинской комиссией. • Франция уведомила своих партнеров по ЕКА о том, что не может согласиться на проведение очередного совещания стран-членов ЕКА на уровне министров ранее октября 1995 г. Отсрочка связана с предстоящими в мае президентскими выборами. К весне 1995 года страны ЕКА должны, однако, подтвердить решение об участии в проекте Международной космической станции. • В течение трех ближайших месяцев Центр космических полетов имени Годдарда НАСА планирует участвовать в работе со следующими космическими аппаратами: NOAA-J (запуск 6 декабря 1994), “Экспресс” (Express, 15 января 1995, Германия-Япония), ERS-2 (26 января 1995, ЕКА) и TOMS-EP (10 марта 1995). • ЕКА предложило люксембургскому консорциуму “Societe Europeen des Satellites” запустить со значительной скидкой его спутник “Астра” (IF) при втором пуске РН “Ариан-5” в апреле 1996 г. Место для ПН 3-тонного класса на “Ариан-5” освободилось после решения организации “Arabsat” отсрочить второй запуск ИСЗ “Арабсат-2”. При 2-м запуске “Ариан-5” будет также выведен радиолюбительский спутник класса AMSAT и возвращаемый аппарат ARD. Стоимость запуска может составить около 40 млн $. Ранее SES зарезервировало запуск своего шестого спутника на РН “Протон”. |
Продолжается полет экипажа 17-й основной экспедиции в составе командира Александра Викторенко, бортинженера Елены Кондаковой и врача-космонавта Валерия Полякова на борту орбитального комплекса “Союз ТМ-20” — “Мир” — “Квант-2” — “Кристалл” — “Квант” — “Прогресс М-25” |
В.Истомин. 19 ноября космонавты отдыхали, занимались влажной уборкой, физкультурой, приняли тепловые процедуры. Они еще раз обратили внимание ЦУПа, что необходимо запланировать работы по демонтажу и консервации системы “Вика” с целью предотвращения распространения в атмосфере белого желеобразного налета, скопившегося на блоке температур (БТ) “Вики”. Для очистки налета космонавты попросили запланировать им два часа времени на двоих.
Доложили “Витязи” и о том, что взяли из установки “Родник” модуля “Квант-2” (ЦМ-Д) 20 литров воды. Там осталось 100 литров. Медики сообщили данные по массам космонавтов: у Викторенко 74.7 кг (прибавил с начала полета 2.6 кг), Кондаковой — 59.3 кг (дефицит 0.7 кг), масса Полякова 90.5 кг (прибавка 2.2 кг).
С Валерием Поляковым приходили беседовать австрийские специалисты по эксперименту “Биоритм”.
ЦУП включил контур охлаждения в модуле “Кристалл” (ЦМ-Т), так как там жарко и влажно.
20 ноября космонавты разговаривали со своими семьями по телефону. Семьи Викторенко и Полякова говорили по телефону из дома, а Рюмин приходил общаться с женой в ЦУП. Замечаний к работе систем в этот день не было, только космонавты отметили, что видеокамера Hi-8 плохо пишет, у нее дрожит изображение.
21 ноября на “Мире” началась новая трудовая неделя. Александр Викторенко и Елена Кондакова провели измерения магнитных полей в станции, а Валерий Поляков провел эхографические исследования в покое при надетом медном браслете. Затем Викторенко и Кондакова проложили кабели для отключения двигателей ориентации модуля “Кристалл” от управления и подключения вместо них двигателей модуля “Квант-2” (ЦМ-Д). Позже Викторенко провел эксперимент “Мотомир”.
ЦУП проводил тесты пакетной связи для передачи файлов информации. Результаты пока отрицательные. Зато результаты работы на двух витках аппаратуры “Вега” были хорошими.
22 ноября космонавты поменяли блок в периферийном модуле обмена (ПМО) в модуле “Квант” (ЦМ-Э). После замены был проведен тест — команды в ПМО не проходили. С Земли попросили командира пошевелить разъемы, и следующий тест прошел успешно.
Викторенко и Поляков провели эксперимент “Дыхание”1 , а затем “Витязи” все вместе провели исследование системы кровообращения при воздействии дозированной нагрузки.
1Оценка изменения функционального состояния респираторной системы человека под влиянием длительной невесомости
Во время разговора с Землей Валерий Поляков попросил медиков впредь планировать физкультуру после завтрака не ранее чем через 2 часа 45 минут.
23 ноября космонавты встали в 6:30, чтобы успеть подключить двигатели причаливания и ориентации (ДПО) “Прогресса М-25” и СОРД СИО “Квант-2” к управлению. Они все успели сделать до “глухих” зон и поэтому завтра космонавты смогут встать в обычное время — в восемь утра. На завтра намечен тест СОРД.
Днем все трое “Витязей” выполнили биохимическое исследование крови (МК-12), а затем каждый выполнил свой медицинский эксперимент. Лена провела эксперимент “Ритм-1”1, Поляков — эксперимент VOG2, а Викторенко досталось исследование биоэлектрической активности сердца (МК-44-4). Начал Поляков готовиться и к завтрашнему эксперименту “Пилот”3 . Для этого эксперимента необходимо замачивать электроды, и пришлось Полякову изготавливать раствор самостоятельно. Но самой важной работой был демонтаж установки “Вика”, о чем постоянно просил экипаж.
1 Изучение особенностей адаптационно-приспособительной деятельности организма в суточном цикле
2 Исследование реакции вестибулярно-окулярного аппарата на различные раздражители
3 Оценка влияния факторов космического полета на деятельность космонавта по ручному управлению
Космонавты отказались выполнять рекламу витаминов, которая им была запланирована, и сказали, что без официального указания руководства ГЦМБП принимать их не будут.
Затем космонавты доложили о неисправности видеокамеры Hi-8 и просили прислать им новую. В этот же день “Витязи” поговорили с главным редактором “Новостей космонавтики” Игорем Марининым.
23 ноября. И.Маринин. НК. Когда я пришел на очередной сеанс связи с экипажем комплекса “Мир”, переговоры через СР были в самом разгаре. Настроение у всех было приподнятое — заработала “Строка” — система, по которой компьютеры на земле и станции обмениваются информацией. Лена Кондакова, работая на бортовом компьютере, приняла с Земли довольно большой текстовый файл. Почти полгода потребовалось на поиск и устранение неисправности. Искали на борту, искали в каналах связи, а обнаружили в пульте Главного зала ЦУПа. И вот сейчас испытания успешно прошли.
Теперь по суточному плану полета настало время рассказать космическим долгожителям о космических новостях и задать им вопросы читателей “Новостей космонавтики”. Но возникли непредвиденные обстоятельства. В ГЗУ вошел Валерий Рюмин, опытнейший летчик-космонавт, заместитель Генерального конструктора РКК “Энергия” и, что еще более существенно, муж Лены Кондаковой. Сказав, что займет всего несколько минут, он вышел на связь.
Я ожидал, что разговор пойдет о семейных делах и хотел было снять наушники, но Лена сразу “взяла быка за рога”:
— В связи с тем, что у нас видеокамера сломалась, слабо нашему руководству закупить камеру Hi-8 со стабилизацией? Она стоит всего полторы тысячи!
— Насчет “слабо”... А сколько, ты говоришь, стоит?
— Полторы тысячи долларов. Зато она со стабилизацией, не дрожит от всяких колебаний, — продолжала гнуть свое Лена.
— Вы можете четко сформулировать такое замечание: сломана камера, в связи с этим не можем проводить то-то и то-то? — перевел разговор на официальные рельсы Валерий Викторович. — Просьба: передать руководству...
После обсуждения процедурных вопросов Рюмин наконец согласился:
— Полторы тысячи — это не деньги, — протянул он. — А что с той случилось?
— При съемке у нее по кадрам идет дрожание, щебетание. Пока по ней не стукнешь как следует, она не работает. (И это о японской аппаратуре! — И.М.)
— А надо сначала бить, а потом работать...
— Так били уже. Если раньше она после первого же удара нормально работала минут пятнадцать, то теперь надо пятнадцать минут бить, а потом только 5 секунд она работает, — закрепила достигнутый успех Лена.
— У Владимира Алексеевича (Соловьева — И.М.) в кабинете стоит монитор (тоже японский — И.М.). Так вот, пока по нему не дашь как следует — весь дрожит, — слегка оправдывался Рюмин, а затем решил перевести разговор на другую тему. — А мужики как живут?
— Да нормально...
— Ты их там не это-самое...? — что имел ввиду Валерий Викторович остается только догадываться.
— Не... не... — ответила на такой “коварный” вопрос с улыбкой Лена.
— Мужиков беречь надо... — попытался дать наставления Рюмин, но тут уж Елена сменила тему:
— Но чего вы там решили с 95-м годом, какие наметили долгосрочные планы? — решила она выяснить итоги совещания, после которого Валерий Викторович пришел на сеанс.
— В двух словах не объяснишь... Планы все есть, все обеспечивается, но надо пахать как неграм, чтобы вытащить этот год из завала.
Поняв, что подробностей не будет, Лена вновь перешла к бытовым делам. Она сказала, что запасов еды после прихода последнего грузовика хватит надолго и попросила прислать со следующим грузовиком контейнеры для АСУ (ассенизационное устройство).
— Понимаешь, у нас тут ограничений по еде ну никаких.., а проблемы по АСУшным делам ну очень большие...
— Сейчас формируется состав 226-й машины, вы дайте свои предложения... надо четко сформулировать: у нас запасов столько... не хватает столько, а вот это лишнее...
На этом “семейный” разговор закончился и оператор передал на борт очередную служебную информацию, после чего предоставил слово мне, но осталось всего три минуты и я сразу после приветствия перешел к делу:
— Новостей у меня сегодня много... Хотел познакомить вас с новым графиком сборки станции “Альфа”, но времени нет... Лен, пожалуйста, ответь хотя бы на один вопрос, — взмолился я. — Ты уже два месяца в полете, наверное, полностью освоилась со своим подопечным оборудованием. Скажи, что доставляет наибольшие неприятности, с чем больше приходится возиться? (Я имел ввиду системы комплекса — И.М.)
— Больше всего приходится возиться с УКТФом и Вело. (Это на космическом жаргоне спортивные тренажеры “Бегущая дорожка” и “Велоэргометр” — И.М.)
— Что с ними такое, ремонтировать приходится?
— Да нет... — засмеялась Лена моей непонятливости, — тренировки замучили... — и дальше продолжила уже серьезно. — Знаешь, Игорь, всего понемножку, и нет, по-моему, такой системы, которая бы особенно замучила. Вот были несколько дней проблемы с “Воздухом”, но выяснили причины и все починили, теперь нормально работает. С остальным проблем нет.
— А на увлечения на какие-нибудь хватает времени?
— Хватает... съемками занимаемся, — сказала о себе Лена почему-то во множественном числе, — смотрим...
— Съемки больше всего увлекают?
— И вниз нравится смотреть... пожаров кругом много, особенно в Африке...
— Кстати, Валерий Владимирович, — обратился я к Полякову, вспомнив о его увлечении экологией Земли, — вы в начале своего полета говорили, что вам интересно наблюдать за экологическими изменениями. Вы уже год без малого летаете. Заметили ли вы какие-либо изменения?
— Мне приятно, что эта тема не осталась без внимания. Недавно мы вместе с Леной и Сашей обсуждали эту тему. Даже есть смысл сделать такое сравнение видеосъемок таких стихийных загрязнений, как извержение вулкана. Например, Этны, и рядом на острове Вулькано вблизи Сицилии дымится тоже вулкан. И деятельность человека в слаборазвитых странах при низкой агрокультуре...
— Включая нашу? — вновь включился в разговор Валерий Рюмин.
— Включая и нашу тоже, здравствуй, Валер. Вот западное побережье Мадагаскара сегодня все в дыму. Жгут леса, им же удобрения не на что купить, вот они и жгут. Дым огромный, даже Африку закрыл.
— Валерий Владимирович, мы, пожалуй, сделаем небольшой репортажик в передаче “Аэрокосмический салон” именно на эту тему.
— Это хорошо сделать глазами Лены... — раздался с орбиты голос Полякова, но комплекс ушел из зоны связи и мы так и не успели проститься.
В.Истомин. 24 ноября ЦУП провел тест системы управления движением (СУД) с подключенными к ней двигателями “грузовика” и модуля “Квант-2”. Тест прошел успешно, и теперь двигатели станции отключены от управления, их ресурс и топливо решили поберечь. Только когда топлива в “грузовике” останется только для расстыковки и затопления, его ДПО будут отключены.
Испытуемым в эксперименте “Пилот” в этот день был Валерий Поляков. Он вращал ручку управления, устанавливая перекрестие в требуемых точках экрана. ЦУП и ГЦМБП получали телевизионную и телеметрическую информацию и руководили его действиями. Эксперимент прошел успешно.
25 ноября исследование МК-44-4 выполнила Лена, врач-космонавт ей помогал. После завтрака все дружно занялись ежемесячной профилактикой средств вентиляции во всей станции. На сеанс связи через спутник-ретранслятор (СР) в 15:22 приходил зам.директора ГЦМБП Баранов. Он разговаривал с Поляковым о результатах эксперимента “Дыхание”. Пару минут в конце сеанса успел поговорить находящийся сейчас в России космонавт Сергей Крикалев.
А ЦУП в это время проводил автоматическое наведение телеуправляемой платформы АСП-Г-М на остров Мадагаскар, а затем управлял платформой вручную. В этом сеансе связи впервые телевизионная информация с платформы шла прямо в Германию, что позволило провести тестовый сеанс управления платформой оттуда по телеграфному каналу, который испытывался раньше. Теперь по заказам из Германии ЦУП будет предоставлять возможность управлять поворотами платформы с установленной на ней телекамерами и спектрометром МКС-М любому желающему, оплатившему время сеанса. Естественно, за ЦУПом остается право и возможность блокировки неправильных действий оператора из Германии.
Следующий сеанс через СР прошел с замечаниями: удалось только наладить телефонный канал, да и то плохо было слышно. Телеметрическую информацию с борта получить не удалось. Сигнал то пропадал, то появлялся. Замечание анализируется. Никак не идет и обмен информацией в пакетном режиме через радиолюбительскую станцию.
26 ноября космонавты отдыхали, выполняли влажную гигиеническую уборку, физкультуру, тепловые процедуры. Физическое состояние космонавтов во время занятием физкультурой на этот раз записывалось и передавалось по телеметрии.
В этот день должен был состояться телесеанс “Встреча с семьями”, но не прошло два подряд сеанса через СР из-за нештатной работы приводов остронаправленной антенны на станции: ОНА не отслеживала спутник. Это привело к формированию сигнала “Авария ОНА”. Замечание анализируется.
27 ноября встреча с семьями получилась. Прошел также телевизионный урок из космоса. Космонавты и в этот день выполняли физкультуру с записью на телеметрию. “Витязи” обратились к ЦУПу с рядом просьб. Во-первых, окончательно вышел из строя пульт беговой дорожки в модуле “Кристалл”, и космонавты попросили прислать дополнительные микропереключатели. Экипаж надеется самостоятельно починить пульт. Кроме этого они рассчитывают, что ЦУП пришлет им клей типа “Момент” и декоративную мягкую обивку типа “Богатырь” для замены обшивки кают: старая очень запачкалась.
28 ноября космонавты выполнили две большие работы: регламентная замена фильтров на пылесборниках и замена магистрали откачки конденсата (МОК). Фильтры на пылесборниках заменили без проблем, а магистраль откачки только проложили, но не подключили, так как не нашли требуемых заглушек.
В этот день медики продолжали “терзать” экипаж: физкультура выполнялась на фоне телеметрии.
29 ноября после утреннего обмена приветствиями космонавты доложили в ЦУП, что нашли заглушки для МОК и сегодня их установят. У Лены был день медицинских экспериментов: “Оптоверт”1 и “Монимир”2 . Валерий Поляков помогал ей. Александру Викторенко досталась менее интересная обязанность: он промыл сборник конденсата блока кондиционирования воздуха (БКВ-3) затем заменил емкости с конденсатом в ассенизационном устройстве (АУС-СПК-У). Эта работа требует аккуратности и опыта. Поэтому Викторенко и Поляков поочередно выполняют эту операцию, не доверяя единственной женщине на станции. Лена в это время проводила профилактику клапанов системы вакуумирования гиродинов (СВГ) в модулях “Квант” и “Квант-2”. Вновь не удалось провести обмен информацией в пакетном режиме через радиолюбительскую станцию.
1Исследование взаимодействия сенсорных систем в условиях оптической и кинетической стимуляции
2Исследование влияния невесомости на позные и установочные реакции
30 ноября Викторенко пришлось выполнять эксперименты “Монимир” и “Оптоверт”, а неутомимый Поляков ему помогал. После обеда на связь с космонавтами пришла обозреватель журнала “Мир женщины” Протасова, чтобы задать ряд вопросов Лене Кондаковой, но сеанс связи через СР не состоялся. Замечание анализируется.
1 декабря космонавты заменили ряд блоков в ассенизаторном устройстве, после чего оно заработало. В награду за эту “грязную работу” космонавты попросили дополнительного разговора со своими семьями, что и было организовано. Кроме семей и ЦУПа, космонавты пообщались с радиокомментатором “Маяка” и космонавтом Александром Калери. ЦУП сообщил экипажу, что более двух суток не будет работать установка по получению кислорода из воды “Электрон” (в это время на станции будут циклироваться аккумуляторные батареи), и предложил наддуть атмосферу воздухом из второй секции “грузовика” (выдуть весь воздух до конца).
Опять не состоялся сеанс через СР, но ЦУП уже разобрался в причине: на станции “полетел” контроллер ПМО (периферийного модуля обмена), через который идут команды по наведению остронаправленной антенны (ОНА) на СР.
ЦУП предложил космонавтам собрать схему для подогрева “Союза ТМ-20”, где стало слишком влажно. Космонавты с работой справились и уже вечером в корабле все подсохло.
2 декабря космонавты провели регламентную замену блоков системы регенерации воды из урины (СРВ-У). Были заменены несколько блоков: циркулярные насосы для воздуха и для “продукта”, разделитель, блок клапанов концентрата, блок нагрева, шланг сброса. Работа была выполнена полностью.
Утром космонавты доложили, что в системе АСУ-СПК-У зафиксирован сигнал “Смени разделитель”. Проверка гидромагистрали показала пережатие в одном месте, и оно было ликвидировано.
Космонавты проверили предположение ЦУПа, что влажность в станции высока из-за нарушения целостности магистрали откачки конденсата (МОК). Оказалось, что около насоса откачки конденсата перерезан шланг. Космонавты установили там заглушку.
Вновь не состоялся сеанс через СР и вечером космонавтам пришлось заменить контроллер. Тест показал, что по этой причине пропадания связи теперь не будет.
2 декабря. К.Лантратов. НК. В очередной раз отодвигается срок переноса многоразовых солнечных батарей с модуля 77КСТ “Кристалл” на модуль 37КЭ “Квант”. Как планировалось до недавнего времени, первый выход в открытый космос для переноса одной из батарей должен был состояться в период между 16 и 26 марта во время пересменки ЭО-17 и ЭО-18. Выходить должны были командир ЭО-17 Александр Викторенко и командир ЭО-18 Владимир Дежуров. Перенос второй батареи планировалось провести несколько позднее — в середине апреля.
Однако специалисты РКК “Энергия” засомневались: не окажутся ли многоразовые батареи на деле “одноразовыми”? Сложатся ли МСБ после того, как уже почти 4 года они находятся в постоянном максимально раскрытом состоянии? А если сложатся, то смогут ли опять раскрыться на полную длину после переноса на “Квант”? А без этих солнечных батарей и так уже “блокадный” энергобаланс орбитального комплекса окончательно станет “минусовым”.
Поэтому руководство полетом “Мира” решило не рисковать и провести перенос МСБ перед самым приходом модуля 77КСО “Спектр” в начале мая. На “Спектре” установлены две пары солнечных батарей: одна (на приборно-грузовом отсеке) — такая же, как на модуле 77КСД “Квант-2”; другая (на негерметичном отсеке) — как на базовом блоке станции. При неудаче с переносом МСБ они смогут спасти положение с энергоснабжением “Мира”.
Но скучать экипажу ЭО-17 не придется. На 10 января 1995 года запланировано испытание системы “Курс” со стороны переходного отсека станции. Аналогичное испытание со стороны “Кванта” прошло 2 ноября1. Теперь настала очередь ПхО. Александр Викторенко, Елена Кондакова и Валерий Поляков отойдут на своем транспортном корабле “Союз ТМ-20” на 100-200 м, а затем произведут повторную стыковку. В случае нештатной ситуации Викторенко придется опять использовать ручное управление корабля.
1 “НК” №22, 1994
2 декабря. К.Лантратов. НК. Продолжается подготовка к 18-й основной экспедиции на орбитальный комплекс “Мир” (ЭО-18). Это будет первая длительная экспедиция американского астронавта на российской станции. Сейчас к полету готовятся два экипажа. В первом: россияне Владимир Дежуров, Геннадий Стрекалов и американец Норман Тэгард. Во втором: Анатолий Соловьев, Николай Бударин и Бонни Данбар.
По существующим планам запуск космического корабля “Союз ТМ-21” (11Ф732 №70) с одним из этих экипажей намечен на 14 марта 1995 года. Через двое суток корабль пристыкуется к модулю “Квант” (перечень модулей, включая два еще не запущенных, и варианты их обозначений приведены в Табл.1). Затем в течение 6 суток экипаж ЭО-18 будет принимать вахту у Александра Викторенко, Елены Кондаковой и Валерия Полякова. 22 марта экипаж 17-й экспедиции вернется на Землю, а космонавты ЭО-18 приступят к выполнению российской и американской научных программ.
Для снабжения орбитального комплекса необходимыми грузами и материалами 5 апреля должен быть запущен грузовой корабль “Прогресс М-27” (11Ф615А55 №227). На его борту будет установлена возвращаемая баллистическая капсула ВБК-10. 7 апреля он пристыкуется к переходному отсеку (ПхО) базового блока “Мира”. С 8 по 14 апреля космонавты будут заняты переносом прибывших грузов и дозаправкой станции топливом. Дата посадки ВБК пока окончательно не определена.
Табл.1. Состав комплекса “Мир”
|
В мае начнется подготовка к переносу одной из панелей многоразовых солнечных батарей (МСБ) с модуля “Кристалл” на модуль “Квант”. 7 мая космонавты проложат два кабеля для подключения этой панели к системе электропитания (СЭП). 8 мая должен состояться первый выход в открытый космос космонавтов ЭО-18. Для шлюзования при этом будет использован шлюзовой специальный отсек (ШСО) “Кванта-2”. Во время выхода планируется перенести панель МСБ-4 с четвертой плоскости “Кристалла” (левый борт) на “Квант”. Перед переносом эту батарею должны сложить. Перенесут МСБ-4, скорее всего, на 2-ю плоскость “Кванта”, так как ферма с приводом для установки батареи там закреплена без зазоров. Зазоры устраняли во время выхода в открытый космос 13 сентября 1994 г. Юрий Маленченко и Талгат Мусабаев, но на 4-й плоскости полностью их убрать не удалось.
Во время выхода 8 мая МСБ-4 должна быть развернута. Если с этой операцией возникнут какие-либо проблемы, то на помощь механизмам раскрытия МСБ смогут прийти космонавты. В тот же день сразу после возвращения в станцию космонавты подключат кабели системы ориентации панели МСБ на Солнце, а сама батарея будет включена в СЭП станции и продолжит вырабатывать электроэнергию для “Мира”. Если же по каким-то причинам батарею перенести или развернуть не удастся, то подобная процедура будет осуществлена с батареей, стоящей на второй плоскости “Кристалла”. В случае, если перенос МСБ-4 пройдет платно, МСБ-2 просто сложат и оставят на “Кристалле” “до лучших времен”. В дальнейшем она будет установлена вместо устаревшей МСБ-4 на “Кванте” или будет возвращена на Землю во время прилета на “Мир” одного из шаттлов. Отказаться от использования МСБ-2 можно ввиду скорого прихода к орбитальному комплексу нового модуля “Спектр”, на котором будут стоять целых четыре солнечные батареи.
Сам модуль “Спектр” будет запущен с космодрома Байконур ракетой-носителем “Протон” 10 мая1. Сразу после старта на “Спектре” будут раскрыта только одна пара солнечных батарей — на приборно-грузовом отсеке; раскрытие второй пары (на негерметичном отсеке) запланировано только после стыковки модуля с “Миром”. На сближение 77КСО и “Мира” отводится, как и в случаях с “Квантом”, “Квантом-2” и “Кристаллом”, неделя.
1 Этот срок подвергается сомнению, так как наметилось отставание в графике подготовки модуля к запуску. Ред.
Однако эта неделя для экипажа ЭО-18 не будет сводиться лишь к ожиданию прихода нового модуля. На следующий день после запуска “Спектра” космонавты начнут подготовку к перестыковке модуля “Кристалл”.
Чтобы дальнейшее было понятно вспомним, как сейчас выглядит комплекс “Мир” (Рис. 1). Представим себе, что станция летит в ориентированном режиме переходным отсеком (с пятью стыковочными узлами) вперед. В этом случае ось -X смотрит вперед, а ось +Х, на которой висит астрофизический модуль “Квант”, — назад (в космонавтике, в отличие от математики, отдельно обозначается и ось “+Х”, и ось “-Х”).
Стыковочно-технологический модуль '”Кристалл” сейчас расположен на стыковочном узле переходного отсека базового блока по оси -Y (нижний узел), а модуль дооснащения “Квант-2” — по оси +Y (верхний). При полном же оснащении комплекса модулями “Кристалл” должен быть расположен на узле по оси -Z (правый стыковочный узел переходного отсека). “Спектр” же должен занять нынешнее место “Кристалла”, и для этого до прихода “Спектра” экипаж перестыкует 77КСТ. Эту операцию придется проводить в два этапа, так как перестыковка с одного бокового узла на другой возможна только через осевой узел.
12 мая космонавты расстыкуют кабели, соединяющие “Кристалл” с остальной частью станции, законсервируют научную аппаратуру модуля. Останутся подключенными только системы электропитания и ориентации солнечных батарей 77КСТ. Сейчас на станции очень плохо обстоит дело с электроэнергией, и поэтому решено до последней возможности не отключать остающуюся на “Кристалле” солнечную батарею. При перестыковке солнечную батарею на 77КСТ складывать не планируется.
13 мая придет очередь и СЭПа. После расстыковки разъемов этой системы космонавты закроют переходной люк в “Кристалл”. В этот же день с помощью собственного манипулятора модуль будет перестыкован на осевой узел переходного отсека (-Х), экипаж опять откроет его люк и подключит систему электропитания “Кристалла”.
14 мая экипаж ЭО-18 отключит датчики ориентации в модуле “Квант-2” и остановит его гиродины. Система управления орбитальным комплексом будет обеспечиваться средствами базового блока и модуля “Квант”. Затем космонавты расстыкуют электроразъемы кабелей, идущих из “Кристалла” и “Кванта-2” в переходной отсек базового блока “Мира”. Они начнут проводить консервацию обоих модулей и продолжат эту же работу на следующий день.
Последующие дни будут особенно жаркими для экипажа станции. 16 мая с утра космонавты расстыкуют разъемы систем электропитания и ориентации солнечных батарей “Кристалла” и “Кванта-2”. После этого оставшаяся на второй плоскости 77КСТ (правый борт) многоразовая солнечная батарея МСБ-2 будет сложена. Обеспечение электроэнергией “Мира” будут в дальнейшем осуществлять солнечные батареи базового блока и МСБ-4, перенесенная на “Квант”. Затем двое членов экипажа наденут скафандры и закроют все люки переходного отсека: в рабочий отсек базового блока и в оба модуля.
Используя ПхО в качестве шлюзового отсека, космонавты выйдут наружу, проконтролируют положение сложенной МСБ-2 и перенесут конусную крышку переходного отсека с оси -Y (нижний узел) на ось -Z (правый узел). В ПхО две конусные крышки, и именно в эти конуса должны входить штанги стыковочных механизмов. Одна постоянно расположена на продольной оси базового блока (-Х), и с ее помощью проводятся стыковки “Союзов”, “Прогрессов” и модулей с “Миром”. Вторая крышка используется при перестыковке модулей на один из четырех боковых стыковочных узлов переходного отсека. Три боковых стыковочных узла из четырех закрыты плоскими крышками. Так вот: вторую конусную крышку космонавты снимут с того места, где стоял “Кристалл”, и перенесут на то, куда его надо поставить, а на ее место установят обычную крышку с оси -Z.
17 мая “Кристалл” будет перестыкован с оси -X комплекса на ось -Z. Модуль займет свое запланированное место, но ненадолго — до 29 мая.
18 мая к осевому узлу ПхО орбитального комплекса должен наконец причалить модуль “Спектр”. А на следующий день — 19 мая запланирован третий выход космонавтов ЭО-18 в открытый космос. Впрочем, если не будет
Рис. 1. Планируемая конфигурация орбитального комплекса “Мир” к 20 мая 1995 года: 1 — базовый блок (17КС №127); 2 — астрофизический модуль “Квант” (37КЭ); 3 — транспортный корабль “Союз ТМ-21” (11Ф732 №70); 4 — модуль дооснащения “Квант-2” (77КСД); 5 — стыковочно-технологический модуль “Кристалл” (77КСТ); 6 — специализированный научный модуль “Спектр” (77КСО); 7 — сложенная многоразовая солнечная батарея МСБ-2 на модуле “Кристалл”; 8 — развернутая многоразовая солнечная батарея МСБ-4 на модуле “Квант”. |
В последующую неделю космонавты расконсервируют все три модуля, висящие на ПхО, подключат к системе электропитания станции солнечные батареи “Спектра” и “Кванта-2”, задействуют гиродины 77КСД, введут в строй датчики системы управления движением “Мира” и проведут все необходимые тесты со служебной и научной аппаратурой вновь прибывшего модуля. Будет заниматься экипаж ЭО-18 и переносом из “Спектра” различных грузов, в том числе американской научной аппаратуры.
28 мая космонавты опять перенесут конусную крышку с оси -Y на -Z. На этот раз не потребуется и разгерметизации — на обоих узлах будут к этому времени “висеть” модули.
29 мая модуль “Кристалл” опять перестыкуют с правого (-Z) на осевой (-Х) узел переходного отсека. Эта операция необходима для предстоящей стыковки с американским шаттлом “Атлантис”.
• Министерство обороны США изменяет свою многолетнюю политику и во все большей степени будет полагаться на коммерческие системы космической связи. Лишь порядка 38% всего объема связи, по оценкам Пентагона, должны идти через специальные помехозащищенные системы типа “Милстар”. |
Он, как уже не раз сообщалось, стартует 10 июня. На его борту будут находиться командир Роберт Гибсон, пилот Чарлз Прекурт, специалисты полета Эллен Бейкер, Грегори Харбо и Бонни Данбар, а также два российских “пассажира” — экипаж ЭО-19. К этой экспедиции на “Мир” готовятся два экипажа: первый — командир Анатолий Соловьев и бортинженер Николай Бударин; второй — командир Юрий Онуфриенко и бортинженер Александр Полещук.
Два дня “Атлантису” потребуются на сближение с “Миром”. 12 июня шаттл пристыкуется к осевому андрогинно-периферийному стыковочному узлу на модуле “Кристалл”.
В последующие пять дней экипажи ЭО-18, ЭО-19 и “Атлантиса” будут проводить на “Мире”, в кабине “Атлантиса” и в блоке “Спейслэб” медико-биологические исследования. Основными пациентами станут космонавты 18-й экспедиции на “Мире”.
17 июня Гибсон, Прекурт, Бейкер, Харбо, Данбар вместе с тремя членами экипажа ЭО-18 вернутся на “Атлантисе” на Землю. Впервые длительная экспедиция на орбитальный комплекс “Мир” завершится не в казахстанской степи, а на флоридской посадочной полосе шаттлов в Космическом центре НАСА имени Кеннеди (если, конечно, там будет летная погода). Продлится полет экипажа ЭО-18 95 суток.
И.Маринин. НК. Несмотря на то, что возвращение российских и американского космонавтов после длительного полета на шаттле стоит в планах и согласовано с РКА, РКК “Энергия” и НАСА, много остается связанных с этим проблем. Известно, что после длительного полета организм человека претерпевает сильные изменения. Прежде всего, под воздействием факторов космического полета ослабляется опорно-двигательная система. Кроме того сердечно-сосудистая система, привыкшая работать в невесомости, подвергается огромному воздействию земной гравитации.
При возвращении на КК “Союз” космонавты находятся в лежачем положении, что помогает им мягче встретить воздействие гравитации. Ложементы, выполненные индивидуально для каждого космонавта, распределяют перегрузки при торможении в плотных слоях атмосферы и при работе двигателей мягкой посадки равномерно по всему телу, что тоже облегчает их перенесение. Эвакуация космонавтов после посадки на “Союзе” и оказание им медицинской помощи возможна уже через несколько минут, что также уменьшает риск.
При посадке космонавтов после длительного полета на шаттле возникают следующие проблемы:
— во-первых, кресла в кабине шаттла не индивидуального изготовления, и, хотя перегрузки при возвращении на шаттле ниже, чем на “Союзе”, они все же достаточно чувствительны;
— во-вторых, во время довольно длительного планирующего полета шаттла в атмосфере, а также во время ожидания эвакуации из корабля уже на земле космонавт, сидящий в кресле, находится в вертикальном положении, что совершенно противопоказано космонавтам после длительного полета. Из-за резкого оттока крови от головы к ногам космонавт как минимум потеряет сознание, что недопустимо;
— в-третьих, после посадки шаттла штатное покидание корабля экипажем происходит более чем через час. Это время необходимо для дегазации орбитальной ступени от токсичных компонентов топлива ЖРД орбитального маневрирования и ориентации. Но именно в этот период острой реадаптации помощь медиков космонавтам особенно необходима.
• “GE American Communications Inc.” приняла решение о запуске второго и третьего ИСЗ серии GE (GE-2 и GE-3). Аппараты GE основаны на новой платформе А2100. Спутники GE будут оснащены 24 ретрансляторами диапазона С мощностью 12-20 Вт и 24 ретрансляторами диапазона Ku мощностью 60 Вт. |
Все это характерно для штатной посадки на ВПП космодрома. А если возвращение будет нештатным?
Если авария произойдет во время атмосферного полета, то по инструкции астронавты шаттла должны его покинуть и приземлиться на парашютах. Сможет ли космонавт, ослабленный длительной невесомостью, надеть парашют и выбраться из люка? Перенесет ли он рывок при раскрытии парашюта? Не сломает ли он ноги и позвоночник при ударе об землю, если даже здоровые и тренированные парашютисты временами травмируются от таких ударов?
Что будет с космонавтами, если шаттл приземлится, не выпустив шасси, можно только гадать, но ничего хорошего, естественно, ожидать не приходится.
Все эти проблемы не учитывались при проектировании системы “Спейс шаттл”, т.к. они не актуальны при возвращении после 7-14 дневного полета. Критическими они становятся при возвращении космонавтов после длительного полета. Какие из этих проблем удастся решить и на какой риск придется идти нашим космонавтам и американскому астронавту, покажет время.
21 ноября была начата и к 23 ноября закончена установка на “Дискавери” трех основных двигателей. Параллельно 22 ноября был установлен передний блок двигателей ориентации RCS. Были проведены функциональные испытания манипулятора RMS.
Затем работы были прерваны по случаю Дня Благодарения (24 ноября) и возобновлены в понедельник 28-го. 29 ноября после полудня полезные нагрузки были перевезены из контрольно-испытательного корпуса ОСВ в корпус обслуживания орбитальных ступеней, и вечером того же дня лабораторный модуль “Спейсхэб”, отделяемый спутник Spartan 204, ПН ODERACS и GLO-2 были установлены в грузовой отсек шаттла. Были выполнены проверка герметичности отсека экипажа и модуля “Спейсхэб”. 2 декабря начались 3-дневные контрольные интерфейсные испытания лабораторного модуля с целью проверки электрических соединений.
По последним имеющимся у нас данным, запуск “Дискавери” намечается произвести 2 февраля 1995 г. в 00:49 EST (05:49 GMT, 08:49 ДМВ).
К 21 ноября было закончено конфигурирование грузового отсека под полезные нагрузки миссии STS-67. 22 ноября в отсек была установлена платформа с аппаратурой обеспечения длительного полета EDO, после чего выполнялись ее электрические подключения.
28-29 ноября проводились функциональные испытания блоков системы орбитального маневрирования OMS. 28 ноября начались контрольные проверки основной двигательной установки. 29 ноября была испытана система связи диапазона Ku. 2 декабря выполнялись установка приводов управления двигателями №2 и №3 по каналу рысканья.
Была произведена замена запоминающего устройства №2 для хранения программ основных компьютеров.
Функциональные испытания трех УФ-телескопов, входящих в состав полезной нагрузки ASTRO-2, завершены в ОСВ. Их доставка в OPF планируется на 12-15 декабря.
В конце ноября запуск “Индевора” был сдвинут с 23 февраля на начало марта, чтобы оставить больший запас времени для проведения миссии STS-63.
Отбытие “Атлантиса” с авиабазы Эдвардс в Калифорнии намечалось на рассвете 20 ноября, а прибытие в Центр Кеннеди — в середине дня 21-го. Из-за неблагоприятной погоды в Техасе перелет был задержан на сутки. Самолет-носитель НАСА “Боинг-747” SCA с установленной “на спине” орбитальной ступенью вылетел с базы Эдвардс 21 ноября около 06:30 PST1 в направлении авиабазы Келли в Сан-Антонио, Техас.
1 Тихоокеанского зимнего времени, GMT-8 час
После дозаправки на Келли “747-й” выполнил перелет на авиабазу Эглин на западной оконечности Флориды. Лететь дальше помешала погода, и “Атлантис” заночевал в Эглине. Утром 22 ноября погода была благоприятна, и в 10:21 EST “Боинг” приземлился на полосе Посадочного комплекса шаттлов в Центре Кеннеди во Флориде. 23 ноября в 04:17 EST корабль был доставлен в 3-й отсек корпуса подготовки орбитальных ступеней. Здесь “Атлантису” предстоит основной этап подготовки к исторической стыковке со станцией “Мир” в июне 1995 года.
После полудня в пятницу 25 ноября в Центр Кеннеди был доставлен готовый стыковочный отсек шаттла ODS (Orbiter Docking System), который временно поместили в здание вертикальной сборки VAB для распаковки и осмотра. Стыковочный отсек массой около 1600 кг разработан Отделением космических систем фирмы “Rockwell International” по контракту НАСА на сумму 95 млн $ и включает внешнюю шлюзовую камеру, ферменную конструкцию крепления ее в грузовом отсеке и базу для установки стыковочного узла1. Стыковочный узел АПАС поставлен РКК “Энергия”.
1Контракт включал также всю работу по испытаниям отсека, подготовке “Атлантиса” для его установки, наземное обеспечение и доставку.
29 ноября с “Атлантиса” сняли в OPF защитный хвостовой конус. Специалисты получили доступ в хвостовой отсек корабля. 30 ноября проводились осмотр конструкции орбитальной ступени и проверки частотных характеристик.
К этому времени была также закончена установка на стойки аппаратуры экспериментов, которые будут выполняться в ходе полета в модуле “Спейслэб”. Испытания систем лаборатории должны начаться в ближайшие дни. 30 ноября четыре члена экипажа “Атлантиса” (очевидно, минус Соловьев-Бударин-Данбар — И.Л.) провели тренировку по сокращенному графику полета. Тем временем в VAB был выполнен первый осмотр отсека ODS.
Вечером 1 декабря были открыты створки грузового отсека “Атлантиса”. Началась подготовка к извлечению полезных нагрузок, использованных в полете STS-66.
И.Лисов. НК. Программа полета STS-63 предусматривает запуск “Дискавери” на орбиту с наклонением 51.65° в плоскость, близкую к плоскости орбиты станции “Мир”, с последующим сближением с нею на 6-е сутки полета.
Запуск “Дискавери” предполагается осуществить 2 февраля 1995 г. в течение 5-минутного стартового окна. Точное время запуска пока неизвестно. В порядке прогноза давались последовательно моменты 08:40, 08:51 и 08:49 ДМВ. Основная причина неопределенности состоит в том, что в течение декабря должен быть выполнен подъем орбиты “Мира”, который несколько изменит скорость вращения плоскости орбиты относительно земной поверхности и, следовательно, сдвинет момент старта.
Расчет, выполненный по предварительному двухстрочному набору элементов орбиты “Дискавери”, показывает, что шаттл должен быть выведен на начальную эллиптическую орбиту с высотой 260.6x317.6 км (над фактической поверхностью Земли) и периодом 90.20 мин.
Если все произойдет в соответствии с имеющимся планом (а НАСА, по-видимому, предпримет все возможные меры для точного выполнения программы совместного полета), то утром 3 февраля на 15-м и 16-м витках “Дискавери” можно будет наблюдать в районе Москвы. На 15-м витке шаттл пройдет с запада на востоко-юго-восток и достигнет максимальной высоты над горизонтом (25°) в 06:12:30 ДМВ немного к западу от точки юга — при азимуте 195°. Следует, однако, учесть, что восход Солнца на высоте 300 км над Москвой произойдет также около 06:13 ДМВ. Поэтому можно ожидать, что корабль “вывалится” из тени где-то вблизи вершины своей траектории, а до этого будет невидим. На 16-м витке максимальная высота составит только 9° и будет достигнута при азимуте 208° в 07:46:00. Направление прохождения — с запада на юг и чуть к востоку. Расстояние до “Дискавери” вырастет по сравнению с 15-м витком почти вдвое — с 650 до 1220 км, и успешное наблюдение на 16-м витке менее вероятно.
Имеющаяся информация не позволяет определить, в какой части своей орбиты будет находиться в это время станция “Мир”. Единственное, в чем можно быть уверенным, — это в том, что прохождение “Мира” состоится между 06:13 и 07:46 ДМВ 3 февраля, и траектория его полета будет лежать где-то “между” описанными выше для “Дискавери”.
15-й виток шаттла должен начаться прохождением восходящего узла над 64.05° з.д. в 05:47:35 ДМВ, а 16-й — над 86.98° з.д. в 07:17:47 ДМВ. Скорость перемещения восходящего узла составит, таким образом, -22.93° за виток. Прохождение в районе Москвы возможно на нескольких последовательных витках через 0.20-0.30 витка после восходящего узла, в зависимости от его долготы.
Мы не располагаем пока необходимыми данными о баллистической схеме полета “Дискавери” и поэтому не считаем возможным прогнозировать его движение на последующие сутки полета. Из общих соображений ясно, что на заданный момент времени (например, 06:13 ДМВ) в каждый из последующих дней восходящий узел будет находиться западнее, чем в предыдущий, и условия видимости по ходу полета будут ухудшаться.
Сближение “Дискавери” и “Мира”, по различным источникам, должно состояться через 6 или 3.5 суток после старта. Маловероятно, что это произойдет в часы утренней видимости объектов.
1 декабря. И.Маринин. НК. Сегодня Центр подготовки космонавтов имени Ю.А.Гагарина проводил на заслуженный отдых начальника штаба в/ч 26266, заместителя начальника Центра, генерал-майора Евгения Григорьевича Дятлова.
29 июня 1968 г. после окончания Военно-воздушной инженерной академии имени профессора Н.Е.Жуковского Евгений Дятлов пришел служить в ЦПК. За двадцать шесть лет он прошел путь от простого методиста по подготовке космонавтов до начальника штаба Центра и в этой должности проработал последние семь лет. Всю жизнь Евгений Дятлов отдал подготовке космонавтов к космическим полетам.
Много добрых слов благодарности в его адрес сказали космонавты, сотрудники Центра, представители командования ВВС, собравшиеся проводить ветерана на заслуженный отдых.
Были отмечены не только деловые качества Дятлова, но и его глубокая порядочность, отзывчивость и доброжелательность, характерные для него на всем трудовом пути и не зависящие от занимаемой должности.
Несмотря на достижение предельно допустимого возраста и увольнение в запас из армии, Евгений Дятлов решил не бросать дело, которому отдал всю жизнь. По предложению Начальника ЦПК П.И.Климука Евгений Дятлов будет работать старшим научным сотрудником и передавать свой многолетний опыт подготовки космонавтов молодым коллегам.
Временно исполняющим обязанности начальника штаба в/ч 26266 назначен полковник Борис Крючков.
24 ноября. АП. Комитет Палаты представителей по деятельности правительства представил отчет, характеризующий состояние финансовой дисциплины в Национальном управлении по аэронавтике и космосу как “беспорядок”. Этот документ был составлен на основе нескольких предшествующих расследований.
Подрядчикам НАСА дается возможность получать чрезмерную прибыль. Они также умудряются получать премиальные даже в тех проектах, которые выполняются с большим перерасходом средств. Подрядчики держат у себя более чем на 14 млрд $ государственной собственности, в том числе на 2 млрд $ оборудования общего назначения. Одна фирма-подрядчик держит оборудование на 21 млн $ — компьютер, фотографическое оборудование, видеомагнитофоны, телевизионное оборудование, переносные радиоприемники и пылесосы. Другая получила в пользование разнообразные предметы — от компьютера стоимостью в 200 тыс $ до... мусорного ведра.
“Картина финансовой дисциплины в НАСА представляет собой беспорядок, — говорит председатель комитета Джон Коньерс-мл. Бухгалтерия НАСА настолько неадекватна, что бухгалтерские книги не поддаются аудиторской проверке, а планирование настолько нереалистично, что бюджеты беспочвенно оптимистичны.”
Представитель НАСА Брайан Уэлч утверждает, что агентство уже провело ряд реформ в области управления и заказов.
2 декабря. По сообщениям НАСА. Д-р Кристофер Крафт, бывший директор Космического центра имени Джонсона НАСА, назвал сегодня членов специальной группы экспертов для изучения существующей практики и регламента эксплуатации Космической транспортной системы “Спейс шаттл”. Группа создана по распоряжению директора НАСА Дэниэла Голдина, который 23 ноября назначил Крафта ее председателем.
Независимая “внешняя” группа экспертов должна использовать данные начатого в сентябре функционального исследования ресурсов, используемых для осуществления пилотируемой программы. Рассматривая безопасность полетов как первое требование, группа Крафта должна оценить существующие процессы и регламенты, связанные с эксплуатацией шаттлов, в центрах Джонсона, Кеннеди, Маршалла и Стенниса и у подрядчиков. Первоначальные усилия должны быть направлены на работы, проводимые в Центре Кеннеди. Кроме того, изучению подлежат работы по Международной космической станции, связанные с обслуживанием ее шаттлами.
На основе этих исследований группа Крафта должна к 15 марта 1995 г. представить концепцию новой, более оптимальной структуры управления программой, а также последовательность необходимых организационных изменений.
В состав группы вошли высокопоставленные руководители аэрокосмических фирм, большинство из которых имели прямое отношение к разработке и эксплуатации космической транспортной системы: астронавт в отставке и бывший главный администратор авиакомпании “Eastern Airlines” Фрэнк Борман; бывший президент отделения аэрокосмических операций “North American” Джордж Джеффс; Роберт Линдстром, возглавлявший отделение космических операций “Thiokol Corp.” и отдел проекта “Спейс шаттл” в Центре Маршалла; вице-президент “General Research Corp.” Томас Молтсби, работавший ранее старшим представителем Министерства обороны при НАСА и Айзом Риджелл, бывший вице-президент “United Space Boosters Inc.” no флоридскому отделению, работавший также директором по эксплуатации ракет-носителей в Центре Кеннеди и директором по полезным нагрузкам шаттлов. Большая группа действующих руководителей НАСА получила статус технических консультантов комиссии.