АВТОМАТИЧЕСКИЕ МЕЖПЛАНЕТНЫЕ СТАНЦИИ

США. Разработка марсианских станций

10 февраля. И.Лисов по сообщениям “JPL Universe”, “Martian Chronicle” и материалам НАСА. Американским промышленным фирмам предложено к 1 апреля 1995 г. представить предложения по разработке двух марсианских аппаратов для экспедиции 1998 года. Тем временем работа над двумя станциями для запуска в 1996 г. идет полным ходом.

В официальных материалах ПАСА запуски станций к Марсу расписаны до 2001 г. (Табл. 1). Лаборатория реактивного движения (JPI) планирует также запуски в 2003 и 2005 г. В июле 1994 г. в Лаборатории образован Отдел исследования Марса, задача которого — контролировать работы по всем запланированным в ходе 10-летней программы марсианским аппаратам.
Табл.1. Запланированные запуски к Марсу (США)

ЗапускПрилетНосительОбозначение
Нбр.1996Июл.1997Delta 2Mars Pathfinder
Дек. 1996Снт.1997Delta 2Mars Global Surveyor
Дек. 1998-MedlLiteMars Orbiter 2
Дек. 1998-MedlLiteMars Lander 1
Янв.2001-MedlLiteMars Lander 2
Янв.2001-MedlLiteMars Lander 3

Первыми к Марсу отправятся полярная орбитальная станция “Марс Глобал Сервейор”, которая должна выполнить большую часть задач АМС “Марс Обсервер”, и экспериментальная посадочная станция “Марс Пасфайндер” с самоходным устройством — микроровером, управляемым по проводам с самой станции. На 1998 г. запланирован запуск второй орбитальной станции и первого штатного посадочного аппарата. В последующие астрономические окна планируется пускать по два посадочных аппарата, предназначенных для исследования климата и состава почвы Марса, а также серию малых орбитальных станций для выполнения научных программ и обеспечения связи с посадочными станциями.

“Марс Пасфайндер” и “Марс Глобал Сервейор” полностью обеспечены финансированием, данные о котором (млн $) приведены в Табл.2.
НаименованиеПрограмма1994 ф.г.1995 ф.г.1996 ф.г. (запрос)
“Марс Пасфайндер”“Дискавери”60.877.535.9
“Марс Глобал Сервейор”“Марс Сервейор”58.058.2 

Запрошенных на 1996 ф.г. средств достаточно на завершение изготовления приборов и подсистем станции “Марс Пасфайндер”, изготовление и установку на станцию приборов станции “Марс Глобал Пасфайндер”, а также сборку обоих аппаратов и предстартовые испытания. Следует отметить, что для станции “Марс Пасфайндер” установлен потолок расходов в сумме 150 млн $ (в долларах 1992 г.). По-видимому, он будет превышен: стоимость посадочного аппарата оценивается в 171 млн $, ровера в 25 млн $, и еще 50 млн $ потребуется на запуск. Ограничение в 150 млн $ в год наложено также на всю программу “Марс Сервейор”. (“Викинги”, если бы их пришлось строить сейчас, стоили бы 4 млрд $.)

В рамках программы “Марс Пасфайндер” в течение 1994 г. была выполнена интеграция прототипов микроровера, системы построения изображения, аппарата и наземной системы данных для АМС. Выполнены две из пяти стадий отработки систем на имитаторе JPL. В частности, испытаны компьютер и летное программное обеспечение во взаимодействии с прототипом микроровера, технической моделью камеры посадочного аппарата и наземной системой данных. На третьей стадии будут отрабатываться сценарии работы на поверхности, включая сход микроровера с посадочного аппарата. Благодаря отработке на имитаторе должны быть заранее, до изготовления летного “металла”, выявлены возможные ошибки.

Завершена проверка концепций компонентов и систем входа в атмосферу и посадки. План полета предусматривает прямой вход в атмосферу со скоростью около 8 км/с и быстрое аэродинамическое торможение. На высоте 10 км должен быть выведен парашют, который далее замедлит падение. На высоте 100 м будет выполнено гашение скорости с помощью твердотопливных двигателей, а затем произведено приземление, смягченное надуваемым азотным амортизатором. После посадки раскрываются три лепестка с солнечными батареями, благодаря чему приводится в вертикальное положение микроровер. Отработка аэродинамического щитка, средств надуваний газового амортизатора и его отделения, системы ракетного торможения проводились в Центре Эймса и на полигоне ВМС США Чайна-Лейк.

В 1995 г. будут закончены летная матчасть и программы, и с 1 июня начнется этап сборки, испытаний и запуска летного аппарата. Этот этап будет длиться почти 18 месяцев, вдвое больше длительности перелета, что позволит провести тщательные испытания, в том числе и приработку электроники, в течение 1000-2000 часов.

Отработка входа, спуска и приземления являются основными техническими целями пуска. В день посадки (4 июля 1997 г.) посадочная ступень должна передать многоцветные панорамные стереоизображения поверхности. В тот же день микроровер должен сойти с посадочной ступени, получить с помощью своих носовой и хвостовой камер изображения окрестностей и материнского аппарата, и доставить к скальным породам альфа-протонный рентгеновский спектрометр APXS для измерения элементного состава. Основной план предусматривает работу микроровера в течение одной недели и посадочного аппарата — в течение месяца, когда он будет использоваться в первую очередь как метеостанция. Если, однако, ничто не помешает им, оба смогут проработать дольше.

Работа над станцией “Марс Глобал Сервейор” развернулась в полную силу в июле 1994 г., когда был выбран подрядчик по проекту — компания “Martin Marietta Technologies Inc.”. Разработка ведется на основе проекта “Марс Обсервер” с учетом всех подозрений, высказанных комиссией по расследованию причин его гибели. В ноябре 1994 г. выполнена предварительная защита проекта.

Для запуска на РН “Дельта” станцию необходимо облегчить в 2.5 раза. Большая часть этого сокращения будет достигнута благодаря использованию (в течение 3 месяцев) для перехода на низкую рабочую орбиту техники аэродинамического торможения. Это позволит уменьшить бортовой запас компонентов топлива с 1400 до 400 кг. Корпус аппарата и научные приборы также будут облегчены — с 1100 до 650 кг, в основном за счет отказа от двух наиболее тяжелых инструментов.

Будет использована почти вся электроника “Обсервера”, хотя она достаточно тяжела. Для компенсации этой массы предложено использовать легкие композитные материалы в конструкции и двигательную установку с меньшими баками и меньшим количеством топливных магистралей.

В настоящее время над станциями 1996 года в JPL работает около 350 человек. Кстати, весь персонал, работающий нал “Пасфайндером”, размещен в одном здании и на одном этаже, вокруг имитатора. Такое размещение упрощает связь между людьми и решение проблем. Запрос на 1996 ф.г. содержит также 50.3 млн $ на начало разработки второй орбитальной и первой посадочной станций в рамках программы “Марс Сервейор”. Орбитальная станция, примерно в половину от “Марс Глобал Сервейор”, будет нести оставшиеся приборы “Марс Обсервера”. Посадочный аппарат будет на 40% меньше “Марс Пасфайндера”.

Испытания марсохода на Гавайях

Информация НАСА. 13-18 февраля в Национальном парке “Гавайские вулканы” проводились испытания модифицированного российского марсохода с целью имитации дистанционно-управляемого исследования Луны и Марса.

Полевые испытания проводились в рамках совместной программы, участниками которой с американской программы были “McDonnell Douglas Aerospace”, Университет штата Аризона и Гавайский университет, а с российской — НПО имени С А.Лавочкина, Институт космических исследований и ВНИИТрансМаш. “McDonnell” (менеджер проекта — Джон Гарви) была основным спонсором испытаний. (Фирма рассчитывает на проведение исследований лунного вулканизма и геологической эволюции с помощью такого аппарата в рамках программы “Дискавери” НАСА — И.Л.)

Испытываемый аппарат создан на основе разработанного для российского проекта “Марс-94/96” шестиколесного марсохода. На шасси марсохода установлены манипулятор фирмы “McDonnell Douglas” для забора объектов и стереоскопическая видеосистема. Совместная программа нацелена на объединение обладающего “превосходной” проходимостью российской механической части с западной электроникой. Модифицированный “ровер” может использовать новые технологии, испытанные в ходе прошлогоднего полета КА “Клементина” и будущей экспедиции “Марс Пасфайндер”.

Испытания проводились в верхней кальдере вулкана Килауэа и в юго-западной рифтовой зоне, на высоте 1200 м. Здесь мало растительности, а рельеф складывается из отложений пепла, острых скал и разрушенной лавы.

В течение трех дней (13-15 февраля) отрабатывалось управление аппаратом во время марсианской экспедиции. Управление движением марсохода велось из Исследовательского центра имени Эймса (Моффетт-Филд, Калифорния) в максимально приближенных к “боевым” условиям. В процессе испытаний возникли проблемы с приводами двух колес из-за проскальзывания. Три следующих дня были посвящены отработке “лунного” сценария.
КОРОТКИЕ НОВОСТИ

* 20 февраля 1995 г. при помощи 70-метровой антенны Сети дальней связи НАСА был проведен прием телеметрии с КА “Клементина” в течение 50 мин. Полученные данные показали, что станция, находящаяся на гелиоцентрической орбите, остается работоспособной.

Недельные испытания обошлись приблизительно в 400 тыс $ и были частично оплачены НАСА.

По завершении марсианской и лунной части аппарат будет переброшен в Лаэ-Апуки, место, где лавовый поток сходит в океан. С 27 февраля по 11 марта марсоход будет участвовать в проекте “Остров Земля” образовательного фонда JASON. За событиями на Большом острове Гавайи будут в Центре Эймса наблюдать около 8000 школьников 4-8 классов, а другие смогут сделать это в ходе прямых телевизионных трансляций. Шестидесяти школьникам будет доверено управлять марсоходом.

По сообщению газеты “Space News”, подготовка к гавайской экспедиции началась пять месяцев назад, когда “McDonnell” приобрел марсоход у НПО Лавочкина. Аппарат был оснащен американским компьютером и навигационной системой. В качестве оплаты российским специалистам было позволено ознакомиться “с более совершенной технологией, чем они могли получить у себя”.

ИСКУССТВЕННЫЕ СПУТНИКИ ЗЕМЛИ
Россия. Запущен космический аппарат “Фотон”

В.Давыдова. По материалам пресс-центра ВКС, пресс-релиза РКА и ЦСКБ и по сообщениям ИТАР-ТАСС. 16 февраля в 20:39:59.463 ДМВ с 43-й стартовой площадки космодрома Плесецк Военно-космическими силами (ВКС) РФ запущена ракета-носитель “Союз-У” (11А511У — Ред.). Она вывела на орбиту технологический спутник “Фотон” №10 (34КС — Ред.), разработанный и изготовленный Центральным специализированным конструкторским бюро (ЦСК6, г.Самара).

Рис 1.КА “Фотон”

КА “Фотон” вышел на орбиту с параметрами, близкими к расчетным и составляющими:

— наклонение плоскости орбиты — 62.8°;

— минимальное удаление от поверхности Земли (в перигее) — 228 1 км;

— максимальное удаление от поверхности Земли (в апогее) — 390.9 км;

— период обращения — 90 4 минуты. Прошедший пуск стал юбилейным. — 1400-м успешным пуском, проведенным с этого российского космодрома.

Выводом в космос ИСЗ “Фотон” будет продолжена серия экспериментов в области космических технологий. Его полет продлится 15 суток. Это уже 10-й запуск “Фотона”, первый такой аппарат отправился в космос в 1985 году. На этот раз он выполнит также и задачи биотехнологии, которые раньше выполнял спутник “Бион”.

КА серии “Фотон” предназначен для проведения широкого круга исследований в условиях микрогравитации по космическому материаловедению и биотехнологии.

КА “Фотон” содержит спускаемый аппарат с научной и экспериментальной аппаратурой, приборный отсек, тормозную двигательную установку и контейнер с химическими источниками тока (Рис. 1). В спускаемом аппарате КА “Фотон” установлена система мягкой посадки, которая обеспечивает вертикальную скорость приземления порядка 3 м/с, что позволяет многократно использовать как конструкцию СА, так и исследовательскую аппаратуру.

Технические характеристики КА “Фотон” приведены в Табл. 1.

Табл. 1. Технические характеристики КА “Фотон”.

Время существования на орбитедо 20 дней
Масса возвращаемой полезной нагрузки700 кг
Объем полезной нагрузки4.5 м3
Параметры орбиты:
— минимальная высота226 км
— максимальная высота393 км
— наклонение плоскости орбиты к плоскости экватора628
Масса КА6200 кг
Масса спускаемого аппарата2250 кг

Эксперименты, выполняемые на спутнике “Фотон” №10, продолжают исследования процессов получения различных материалов с целью создании научных основ космического производства. Эти исследования были начаты в нашей стране в конце 1970-х годов и охватывают исследование процессов выращивания совершенных кристаллов полупроводников для целей микроэлектроники, инфракрасной, лазерной и радиационной техники, процессов получения уникальных оптических материалов, а также исследований в области биотехнологии. Настоящий этап в выполнении этих работ характеризуется переходом к созданию базовых технологий получения материалов для конкретных задач науки и техники.

На космическом аппарате “Фотон” № 10 будут проводиться эксперименты как на отечественных установках (“Зона”, “Сплав” и “Каштан”; разработка КБОМ, г.Москва), так и на аппаратуре, размещаемой на КА по контрактам, подписанным Российским космическим агентством с Европейским космическим агентством (аппаратура “Biobox”) и с Национальным центром космических исследований Франции (КНЕС, аппаратура “Ibis”).

В состав комплекса научной аппаратуры спутника “Фотон” №10 входят:

1. Установка “Зона-4БР”, миниатюрная вакуумная электропечь, предназначенная для проведения экспериментов по получению эвтектических сплавов методом направленной кристаллизации и полупроводниковых материалов методом движущегося нагревателя. Запланированы шесть плавок, пять из них проводятся КБОМ совместно с техническим университетом в г. Мюнхене (Германия) — исследование в условиях невесомости процессов кристаллизации эвтектической системы Al-Si при различном содержании кремния и при различных скоростях кристаллизации. Эксперименты имеют целью улучшение земной технологии производства этих сплавов, перспективных для машиностроения и автомобилестроения.

2. Две установки “Константа-2МГ”, с помощью которых будут проведены исследования для получения в условиях невесомости оптических материалов. Полученное в космосе стекло, например, должно быть абсолютно чистым, без “пузырьков”, чего на Земле достичь нельзя. Также запланированы эксперименты с гомогенными стеклами, которые предполагается использовать в качестве лазерных материалов, датчиков, линз и подводных кабелей. Эксперимент проводится совместно с Техническим университетом г.Клаусталь (Германия).

3. Установка “Каштан-2”, предназначенная для выращивания кристаллов белков методом диффузии паров — наиболее перспективным в настоящее время. Предполагается получение кристаллов белков с необходимыми размерами. Полученные кристаллы белков могут быть использованы для расшифровки пространственной структуры биологических макромолекул. Эксперимент проводится совместно с Институтом кристаллографии РАН.

На аппаратуре “Biobox” и “Ibis” будут проводиться эксперименты по клеточной биологии. Так, с помощью аппаратуры ЕКА “Biobox-2” изучается влияние микрогравитации на костные ткани, а также на живые организмы. Эти эксперименты, в частности, помогут лучше понять феномен потери космонавтами костной массы во время полетов.

В число обитателей “Ibis'a” входят креветки (артемия), личинки морского ежа, тритоны и серебристая амфибия. С помощью артемий будет проведено исследование влияния невесомости на генезис телосложения живых организмов. А эмбрионы серебристой амфибии могут помочь изучить роль тяготения в образовании нервной, зрительной, слуховой и мышечной систем. Для эксперимента “Торколь” поставлена задача исследования внутреннего слухового органа и поиск ответов на вопросы, не будет ли биологический организм, родившийся в условиях невесомости, испытывать по возвращении на Землю трудности с ориентацией, связанные с нарушениями равновесия тела; будут ли эти нарушения временными или устойчивыми. В ходе эксперимента “Флутеус” на личинках морских ежей будет изучаться вопрос минерализации их скелета в условиях невесомости.

Посадка спускаемого аппарата космического аппарата “Фотон” №10 осуществляется в расчетный полигон посадки в Оренбургской области (в одном из сообщений ИТАР-ТАСС была ошибочно названа Амурская обл.). На месте посадки будет произведен демонтаж аппаратуры “Biobox” и извлечены биопрепараты из аппаратуры “Ibis” в присутствии представителей ЕКА и КНЕС. Кстати, специалисты отмечают, что в таких случаях часто возникают проблемы с таможней: таможенники часто не понимают, что такую аппаратуру нельзя “просвечивать”, не нанеся вреда исследованиям.

Германия. “Bremsat” сошел с орбиты

12 февраля. Сообщение Бременского университета. Завершился полет спутника “Bremsat”, выведенного на орбиту в ходе полета шаттла по программе STS-60 9 февраля 1994 г. По состоянию на 9 февраля 1995 г. спутник находился на орбите высотой 203 км, которая уменьшалась на 5 км за сутки. 12 февраля “Bremsat” вошел в плотные слои атмосферы и разрушился.

За несколько дней до схода с орбиты на спутнике был прекращен один из трех экспериментов (№3) — пылевой детектор. В течение всего полета его данные считывались дважды в сутки. Работа с детектором была прекращена, чтобы сосредоточиться на двух оставшихся экспериментах. Наиболее интересным результатом последних дней полета были измерения датчика атомарного кислорода. Последние данные с ИСЗ “Bremsat” принимались двумя мобильными наземными станциями, развернутыми в Университете штата Айова (США) и в Японии.

США. Рассекречивание спутниковых снимков

24 февраля. И.Лисов. НК. Правительство США предприняло исторический шаг, распорядившись рассекретить снимки с первых американских разведывательных спутников “Corona”, “Argon” и “Lanyard”, полученные в период эксплуатации этих систем в 1960-1972 г.

24 февраля вице-президент США А.Гор провел в штаб-квартире ЦРУ пресс-конференцию, посвященную этому решению. С сообщением, посвященном первой космической разведывательной системе США “Corona” и урокам ее разработки и эксплуатации, выступил и.о. директора центральной разведки адмирал Уилльям О. Студеман. (Доклад Студемана положен в основу настоящего сообщения. Дополнительные данные взяты из официальной справки для печати в связи с рассекречиванием, из описаний к первым опубликованным снимкам, и из сообщения АП. Отражая официальную точку зрения правительства США, сообщение использует соответствующею терминологию.)

В настоящее время, сказал докладчик, эти спутниковые системы устарели и не используются. Однако в свое время они сыграли жизненно важную роль в нашей национальной безопасности.

Система “Corona” была задумана в конце 1950-х годов. А в феврале 1958г Президент Эйзенхауэр утвердил программу, которая смогла бы ответить на вопросы о советских военных возможностях и заменить собой рискованные полеты разведчиков U-2 над советской территорией. Центральное разведывательное управление и ВВС США должны были совместно разработать спутники для фотографирования закрытых областей из космоса. Цель этой программы была секретна, секретно было и ее имя — “Corona”.

ЦРУ и ВВС разработали эту программу первого поколения “с головокружительной быстротой” и в строгой тайне, зная, что Советы работают над средствами противодействия самолетам U-2. Первая попытка запуска КА этого типа была выполнена 28 февраля 1959 г. С 1959 до начала 1962 г. аппараты запускались под открытым наименованием “Discoverer” — И.Л.

Капсула КА “Corona”, известного как “Discoverer 13”, была впервые в мире возвращена из орбитального полета на Землю 12 августа 1960г. 18 августа на 14-м аппарате серии была получена первая фотография поверхности Земли с орбиты. На первой разведывательной фотографии был зафиксирован аэродром советской военной авиации у пос. Мыс Шмидта (Чукотка). По современным стандартам те снимки выглядят размытыми и несут мало подробностей, но развитие техники вскоре дало возможность получить более четкие изображения.

Аппараты серии “Corona” эксплуатировались с августа 1960 по май 1972 г. У первых аппаратов разрешение составляло 8 метров, позже оно было улучшено до 2 метров. Индивидуальные снимки имели в среднем размер 16x192 км. Последний, 145-й, КА “Corona” был запущен 25 мая 1972 г и сделал последний снимок 31 мая. За 12 лет эксплуатации было сделано свыше 800 тыс снимков. Архив насчитывает 39000 коробок с 630 км пленки.

В организационных рамках программы “Corona” были выполнены 12 запусков аппаратов “Argon” (май 1962-август 1964) для картографической съемки, 7 из которых были успешными. Следует отметить, что до полетов по программе “Corona” достоверные карты имелись лишь на четверть поверхности Земли. В 1963 г. был выполнен один успешный пуск по программе “Lanyard” в попытке получить изображения с более высоким разрешением.

Космические аппараты “Corona” были первыми в мире фоторазведывательными спутниками. На них впервые были решены задачи картографирования Земли из космоса, были получены оптические стереоизображения, позволившие восстановить 3-мерную картину поверхности. Впервые были отработаны подхват в полете возвращаемых капсул и их многократное использование.

Опыт возвращения капсул, полученный в рамках программы “Corona”, был применен НАСА для возвращения астронавтов из пилотируемых полетов.

Программа “Corona” заняла свое место в истории. Другие программы продолжают наблюдение за местами базирования баллистических ракет, подтверждают соблюдение соглашений по стратегическим вооружениям и Договору о нераспространении ядерного оружия. Изображения со спутников подтвердили, что Северная Корея развивает наступательные ядерные силы в начале 1990-х годов, и предупредили США о развертывании С.Хуссейном войск на границе Кувейта осенью 1994 г.

По мере того как Советы разрабатывали средства укрыть свои оружейные программы от системы “Corona”, американские специалисты по разведке работали над следующим поколением спутников, преодолевающих эти средства.

В период работы в Сенате Вице-президент Гор возглавлял усилия с тем, чтобы сделать эти данные доступными для изучения окружающей среды. В результате обсуждения вопроса с бывшим директором центральной разведки Робертом Гейтсом весной 1992 г. была образована специальная “экологическая” группа, которая должна была определить, как можно использовать секретные системы и данные для экологических исследований.

В это же время проверка, проведенная военными и гражданскими экспертами в рамках специальной группы по секретности директора центральной разведки, показала, что рассекречивание спутниковых изображений старых обзорно-поисковых систем не представляет опасности для национальной безопасности.

Сейчас эта программа дает информацию, которая важна не только для экологов, но и для других исследователей и историков. Разрабатываются способы доведения критической информации до срочно нуждающихся в ней людей, не нарушая требований национальной безопасности.

При рассекречивании фотографий будут созданы дубликаты негативных пленок, которые будут использоваться для выполнения негативных и позитивных пленок и отпечатков для публики по цене воспроизведения. Фотографии могут быть получены из Национального управления архивов и записей или Центра данных Системы наблюдения земных ресурсов Геологической службы США. 18 месяцев, отведенные распоряжением президента на рассекречивание, позволят названным организациям изготовить рабочие негативы и включить фотографии в существующие системы заказа и распределения продукции.

Для рассекреченных снимков будет создан каталог в сети Internet, и обеспечена возможность бесплатного просмотра снимков при помощи Глобальной земельной информационной системы GLIS.

В качестве примеров изображений, полученных в результате обработки спутниковых снимков, участникам пресс-конференции были продемонстрированы снимки авиабазы Мыс Шмидта (18 августа 1960), изображения Аральского моря (мозаика снимков спутника “Corona” 29 августа 1962 и снимок той же области прибором MSS спутника “Landsat” в 1987 г.), снимок базы советской стратегической авиации Долон в Казахстане (20 августа 1966), снимок вулканической группы Ключевской сопки (дата не указана).

Выступая на пресс-конференции, А. Гор предложил России последовать примеру США и рассекретить свои старые снимки. Поскольку ЦРУ в законодательном порядке не разрешено работать на территории США, необходимые для экологических исследований снимки американской территории могут быть получены у России.

На пресс-конференции демонстрировался также фотоаппарат спутника “Corona”, которые вскоре будет передан в экспозицию Смитсоновского музея. 24 мая там состоится памятная церемония в честь американцев, внесших большой вклад в разработку программы. В тот же день Центр разведывательных исследований ЦРУ проведет открытый симпозиум, посвященный революции в сборе и анализе разведывательных данных, начатую системой “Corona”.


РАКЕТЫ-НОСИТЕЛИ
Назначен очередной запуск “Ариан”

15 февраля. Рейтер. Первый после аварии 1 декабря 1994 г. запуск европейского носителя “Ариан” назначен на 14 марта. Об этом сообщила сегодня официальная радиостанция Кайенны.

Полезными нагрузками при 71-м запуске РН “Ариан” являются два телекоммуникационных спутника — европейский “Hot Bird I” и бразильский “Brasilsat B2”.

“Arianespace” надеется наверстать отставание от графика, вызванное двумя авариями 1994 года, и выполнить намеченные 30 запусков в 1994-1996 г.

20 февраля. Консорциум “Arianespace” официально объявил о том, что 71-й запуск РН “Ариан” назначен на 14 марта.

Как сообщил представитель “Arianespace”, новая третья ступень была доставлена в Гвианский космический центр 16 февраля.

КНР. К аварии 26 января

20 февраля. По сообщениям АП, Франс Пресс. Гонконгская газета “Та Kung Pao” опубликовала последовательность из 4 фотографий запуска РН CZ-2E 26 января. На одном из них, сделанном на 50-й секунде, видно пламя, исходящее из места соединения спутника с ракетой. Эти снимки, утверждает газета, подтверждают ее заявление о спутнике как причине аварийного пуска.

Ссылаясь на неназванного специалиста, газета сообщила, что верхняя часть ракеты не содержала горючего материала, каковым являлось топливо в баке спутника “Apstar 2”.

По требованию американской стороны, спутник был освобожден от нескольких ключевых предстартовых проверок. Аппарат был доставлен в Сичан без таможенного досмотра, а китайских специалистов не подпускали к нему, “чтобы технология спутника не была украдена”.

Тем временем остатки ракеты собраны и отправлены для изучения в Пекин, а обломки спутника “Apstar 2” — в США для исследования фирмой-изготовителем. В состав аварийной комиссии от “Hughes Aircraft Co.” вошли ветераны расследования аварийного запуска “Optus B2” в 1992 г. Вторая группа, в которой нет ни одного участника того расследования, обеспечит “свежий взгляд” на события.


КОСМОДРОМЫ
Россия. Пожар на Байконуре?

Публикуемый ниже текст неподписанной статьи из алма-атинской газеты “Экспресс” за 1 февраля 1995 г. был получен Максимом Тарасенко от Джеймса Оберга. Получить официальное подтверждение изложенных в статье фактов в пресс-центре ВКС редакции “НК” не удалось. По неофициальным данным, пожар на Байконуре имел место, однако приведенные ссылки на конкретный космический аппарат являются ошибочными. Текст приводится в обратном переводе с английского с некоторыми сокращениями.

“Спутники горят на Земле?

Согласно не подтвержденной официально информации, еще одна авария произошла на космодроме Байконур, арендуемом Россией у Казахстана. Утверждается, что в одном из монтажно-испытательных корпусов произошел крупный пожар, в результате которого, как полагают, сгорел новый спутник, подготавливаемый к коммерческому запуску.
КОРОТКИЕ НОВОСТИ

* Германское космическое агентство воздерживается от окончательного решения о полете германского астронавта на станции “Мир” до разрешения вопроса с ориентируемой платформой “Аргус” на КА “Марс-96”. Предполагалось, что немецкий астронавт сможет работать на борту “Мира” в течение 100 суток в 1996 г.

Если авария действительно имела место, то суммарный ущерб (включая стоимость космического оборудования) может превысить 80 млрд российских рублей (20 млн долларов США). В то же время, по слухам, этот спутник был изготовлен в США по индийскому заказу. По имеющейся у нас информации, второй находившийся там спутник был спасен.

Источники сообщают, что пожар произошел на 95-й стартовой площадке, откуда запускаются “Протоны” (95-я площадка — монтажно-испытательный корпус РН “Протон-К”, но никак не стартовая площадка этих ракет — Ред.). Эта площадка находится под юрисдикцией Военно-космических сил России.

Согласно сообщению, которое мы имеем, авария случилась, когда искра попала в кабельный жгут во время кислородно-ацетиленовой и (или? — Ред.) электрической сварки. На Байконуре нам отказались дать какие-либо официальные комментарии по этому инциденту.

Кстати, почти ровно год назад на этой же стартовой площадке также возник пожар, но в тот раз огонь был остановлен буквально в полутора метрах от космического аппарата.”

ПРОЕКТЫ. ПЛАНЫ

США. Программа “New Millenium”

И.Лисов по материалам НАСА и журнала “JPL Universe”. В раздел наук о космосе бюджетного запроса НАСА на 1996 ф.г. включено финансирование программы создания исследовательских космических аппаратов нового поколения “New Millenium” (“Новое тысячелетие”).

Эта программа нацелена на летную отработку технологий, которые должны вызвать революцию в проектировании, создании и эксплуатации околоземных и межпланетных научных аппаратов. Начиная ее, НАСА ставит целью увеличить возможности своих аппаратов и их приборов, значительно увеличить частоту запусков при снижении массы и стоимости разработки.

В настоящее время, сказал, представляя проект бюджета 6 февраля, директор НАСА Д.Голдин, агентство находится перед необходимостью уменьшить суммарные расходы за пять лет на 5 млрд $. Сохранение и развитие научных программ в будущем должно основываться на революционных шагах, позволяющих делать больше при меньших затратах. Д.Голдин говорил о создании аппаратов, стоимость и масса которых была бы в десять раз ниже, чем для существующих КА.

Программа “New Millenium” задумана в Лаборатории реактивного движения (JPL), и концепция ее проработана исследовательской группой под руководством Кане Казани (Kane Casani). В состав группы входили не только разработчики космической техники, но и “потребители” — астрофизики, специалисты по физике космоса, планетам, Земле. Группа определила круг основных проблемы и предназначенные для их разрешения научные миссии высшей степени приоритета. Каковы происхождение и эволюция Вселенной? Как возникают и развиваются молодые звезды и планетные системы? Как сформировалась Солнечная система? Как изменяется динамическая система Земли? Как возникла жизнь?

Научные космические исследования XXI века, как видят их авторы концепции, будут производиться большим количеством (“армадой”) одновременно работающих малых аппаратов, каждый из которых должен решать узкий круг задач. В сущности, аппарат должен строиться вокруг одной научной задачи или одного прибора.

У современных многоцелевых исследовательских спутников и межпланетных станций только носитель стоит 300-500 млн $. Они запускаются раз в десять лет, и 30% расходов идет на необходимый для управления ими персонал. В рамках концепции “New Millenium” речь идет о микроаппаратах, которые будут достаточно “разумны” для того, чтобы работать в основном автономно, и об установленных на них микроприборах. Аппараты такого класса должны использовать для запуска носитель стоимостью всего 20-30 млн $.

Миниатюризация и достижение автономности рассматривается авторами концепции как основа резкого сокращения стоимости проектов. Начальное финансирование (10.5 млн $ в 1995 ф.г. и 30 млн $ в 1996 ф.г.) пойдет на инвестиции в создание революционных микроэлектронных и микромеханических устройств. Предполагаемые микроэлектромеханические системы будут использовать датчики, электронику, оптические и механические устройства, интегрированные в один чип. Должны быть созданы усовершенствованные бортовые компьютеры с трехмерной упаковкой и другими способами уменьшения размера и мощности питания. Необходим поиск не-ядерных источников энергопитания и высокоэффективных способов хранения энергии на борту. Потребуются разработки более приемлемых способов управления, — самодиагностирования и “самоуправления” аппарата, систем автономной навигации и отслеживания цели, архитектуры информационных систем, позволяющей легко передавать функции с Земли на аппарат и обратно. Создание миниатюрных приборов для проведении анализов на месте позволит отказаться от возвращения на Землю образцов внеземных тел. Все оптические и спектральные исследовании могут быть переданы интегрированным приборам. ПЗС-устройства нового поколения позволят резко снизить их сложность, размеры и мощность. Нужно попытаться уменьшить размеры рентгеновских спектрометров. Требуются разработки в технике интерферометрии, оптических гироскопах, высокоточной метрологии, автономных средств обеспечения взаимного положения.

Первый демонстрационно-технологический запуск КА класса “New Millenium” может состояться уже в 1997 ф.г. Демонстрационные аппараты будут создаваться в партнерстве с промышленностью, причем летное испытание с конкретными научными задачами станет последней стадией разработки технологии. Совместные рабочие группы НАСА, других правительственных агентств, промышленности и университетов уже формируются.

Предполагается, что демонстрационная стадия будет включать 12 или более полетов (примерный перечень задач: малые тела Солнечной системы, интерферометры, посадочные микроаппараты). При их отборе должны сопоставляться стоимость, объем испытаний оборудования и научный выход. Руководство НАСА может утвердить список таких испытаний уже в апреле. Три-четыре первых аппарата будут разрабатываться в Центре проектирования JPL. Запуски демонстрационных КА последуют с частотой не реже одного раза в 1-2 года. Отработанные в экспериментальном полете служебные системы и научная аппаратура будут немедленно передаваться для включения в состав эксплуатационных исследовательских аппаратов. Частоту запуска последних предполагается довести до одного в месяц (!); они смогут исследовать планеты, астероиды и кометы.

При таком количестве запусков станет возможным быстрое применение всех новых достижений и “быстрое реагирование” на новые научные задачи и представляющие интерес объекты.

Реализация концепции “New Millenium” будет означать переход от этапа начальной разведки к этапу детального исследования планетных тел. Планируется создать целую сеть марсианских аппаратов, направить орбитальные станции к дальним планетам и приземлить зонды на их спутники, изучить крайне удаленные области Солнечной системы, получить данные от солнечных спутников и зондов. Большое количество задач должны решаться системами аппаратов — наблюдение Земли, “картографирование” ее магнитосферы и ионосферы, интерферометрические системы для обнаружения планет других звезд и т.п.; ранее создание таких систем считалось неприемлемым по стоимости.

США. Космическая обсерватория SIRTF

По материалам НАСА. Проект бюджета на 1996 ф.г. предусматривает выделение 15 млн $ на продолжение предварительной разработки четвертой и последней “Большой обсерватории” НАСА — инфракрасного телескопа SIRTF (Space Infrared Telescope Facility). В течение многих лет Национальная академия наук США дает ей высший приоритет в астрофизике.

Изыскиваемых средств будет достаточно для начала полномасштабного проектирования в 1997 ф.г. и изготовления КА в 1998 ф.г. Запуск обсерватории планируется на 2002 г.

Недавние достижения в технологии ИК-детекторов позволили усовершенствовать проект и сделать его дешевле. Так, общая стоимость жизненного цикла проекта сокращена в пять раз. Возможно, для достижения части научных целей в проект может быть включена Япония. Телескоп SIRTF, оснащенный большими матрицами детекторов с повышенной чувствительностью, сможет вести поиск слабых галактик на краю наблюдаемой Вселенной.

Дополнить SIRTF сможет Инфракрасная стратосферная обсерватория SOFIA (Stratospheric Observatory for Infrared Astronomy). Она будет разрабатываться в сотрудничестве с Германским космическим агентством и в 2000 г. должна заменить самолетную Обсерваторию имени Койпера НАСА, эксплуатируемую с 1974. На эту программу в 1996 ф.г. предполагается выделить 48.7 млн $. На модифицированном “Боинге-747” будет размещен 2.5-метровый телескоп. Обладая превосходным пространственным разрешением и спектроскопической чувствительностью, SOFIA будет в состоянии исследовать близкие галактики, их структуру и эволюцию, состав межзвездной среды, рождение звезд и планет, Солнце и Солнечную систему и быстропротекающие космические явления. Впервые НАСА предусматривает включение в программу образовательной части, включающей участие учителей в полетах с обсерваторией и доступность результатов исследований для учащихся.

Американские приборы на японских спутниках

И.Лисов. НК. В феврале 1996 г., сообщает журнал “JPL Universe”, должен состояться запуск японского усовершенствованного спутника наблюдения Земли ADEOS (Advanced Earth Observing Satellite). Одним из его приборов станет скаттерометр НАСА NSCAT, предназначенный для измерения скорости и направления ветра над океанами Земли.

NSCAT представляет собой радиолокационный инструмент, способный выполнять 190 тыс измерений в сутки (днем и ночью в любых погодных условиях) и обозревать 90% свободной ото льдов поверхности океана каждые двое суток. Ожидается, что прибор будет передавать в 100 раз больший объем информации, чем приходит сейчас с морских судов.

Эти исследования помогут ученым понять океанскую циркуляцию и роль взаимодействия океана и атмосферы в глобальной экосистеме.

Сборка и испытания прибора были проведены в JPL в первой половине 1994 г., в октябре NSCAT был доставлен в Японию и 29 ноября передан руководству проекта ADEOS для установки на аппарат.

Как сообщает газета “Space News”, НАСА продвигает план запуска рентгеновского спектрометра на борту японского исследовательского КА “Astro-E”. Первоначально спектрометр должен был входить в состав обсерватории AXAF, а затем был центральным прибором выделенного из-за недостаточного финансирования самостоятельного аппарата AXAF-S. Отменяя последний, Конгресс США рекомендовал НАСА изучить возможность размещения его основного прибора на японском спутнике.

Современная версия спектрометра, разработанная Центром Годдарда, достаточно мала, чтобы его можно было разместить на спутнике Института космических и астронавтических наук Японии. Суммарный вклад НАСА в этот проект достигнет 40 млн $. “Astro-E” предполагается запустить в августе 1999 г.


БИЗНЕС
Россия. Американская делегация в Центре Хруничева

13 февраля. Е.Савельева. В рамках общей инспекции по программе “Мир-Шаттл” группа экспертов НАСА во главе с руководителем Консультативного Совета при НАСА г-ном Т.Стаффордом посетила Государственный космический научно-производственный центр имени Хруничева. Цель визита — проведение экспертизы состояния дел по программе сближения и стыковки корабля многоразового использования с орбитальным комплексом “Мир”.

В состав делегации входило 15 экспертов. Состоялась их встреча с заместителем генерального директора ГКНПЦ имени Хруничева по внешнеэкономическим связям В.Лебедевым, который проинформировал американскую делегацию о ходе выполнения программы “Мир-Шаттл”. Были проанализированы ближайшие этапы реализации программы. Как сказал начальник пресс-центра ГКНПЦ С.Жильцов, американских экспертов интересовало также состояние дел, связанное с производством и изготовлением ракет-носителей “Протон”.

По словам Жильцова, американские эксперты были удовлетворены условиями производства в космическом центре. Данное состояние дел, по их мнению, гарантирует качественное выполнение обязательств российской стороной по программе “Мир-Шаттл”.


СОВЕЩАНИЯ. КОНФЕРЕНЦИИ. ВЫСТАВКИ
ООН. Завершилась сессия комитета по космосу

16 февраля. ИТАР-ТАСС. В Вене завершилась сессия научно-технического подкомитета Комитета ООН по вопросам использования космического пространства в мирных целях. Центральной темой сессии являлись возможности широкого использования космических технологий в повседневной практике для решения многих хозяйственных и социальных проблем. В работе этого авторитетного форума принимали участие представители 60 государств, в том числе Российской Федерации.
КОРОТКИЕ НОВОСТИ

* 23 февраля НАСА объявило о выдаче контракта на производство трех дополнительных спутников-ретрансляторов системы TDRS компании “Hughes Space & Communications Co.”. Аппараты, основанные на базовой конструкции HS-601, должны быть переданы заказчику с интервалами в 6 месяцев, начиная с февраля 1999 г. Срок службы новых спутников составит 11 лет. На контракт стоимостью 481.6 млн $ претендовала также “TRW Space & Electronics”, которая изготовила существующие спутники TDRS.

Франс Пресс сообщило, что эксперты ООН, участвовавшие в конференции научно-технического подкомитета комитета ООН по мирному использованию космического пространства, согласились провести исследование опасности, которую представляет так называемый космический мусор. Принят рассчитанный на несколько лет, начиная с 1997 г., план анализа риска для спутников и космических кораблей и поиска способов их защиты.

Второй вопрос, рассматривавшийся представителями 61 страны, решен не был. Бет Мастерс, директор по международным связям НАСА, заявила, что ее страна не убеждена в необходимости проведения 3-й конференции ООН по невоенному использованию космоса UNISPACE-3. Подкомитет “решил продолжить изучение этой и других возможных альтернатив,” — говорится в итоговом коммюнике.

Вашингтон в особенности был недоволен тем, что в комитет по мирному использованию была допущена Куба.

НОВОСТИ АСТРОНОМИИ

“Хаббл” будет искать планеты

20 февраля. АП. Когда в 1997 г. Космический телескоп имени Хаббла будет оснащен новой камерой и спектрографом высокого разрешения, астрономы смогут начать поиск планет у ближайших звезд. Такое сообщение сделали ученые НАСА и Научного института Космического телескопа на конференции Американской ассоциации за развитие науки в Атланте.

Первыми целями этого поиска станут “знаменитые” у специалистов по поиску внеземных цивилизаций Эпсилон Эридана и Тау Кита, наиболее близкие к нам звезды типа Солнца. Расчеты показывают, что если бы планета размером с Юпитер находилась на том же расстоянии, что и у Земли, дооснащенный “Хаббл” смог бы ее обнаружить.

Обнаружение “таукитянского” Юпитера дало бы основание считать, что звезда имеет и меньшие, похожие на Землю планеты.

Единственные достоверно известные к настоящему времени планеты обращаются вокруг одного из пульсаров. Три года назад они были обнаружены радиоастрономом из Университета штата Пеннсильвания Александром Волчаном (Aleksander Wolszczan) путем анализа радиоизлучения вращающегося с периодом 1/160 сек пульсара. Предполагать наличие на этих планетах жизни ученые не осмеливаются (какому живому существу захочется делать рентген 160 раз в секунду?).

Но если планеты имеет столь экзотическая звезда, говорит Волчан, разумно предположить, что и вполне нормальные звезды обладают таковыми.

Как сказал Роберт Браун (Robert Brown) из Научного института Космического телескопа, область поиска планет будет ограничена “зоной жизни” — полосой на определенных расстояниях от светила, в которой излучение звезды обеспечивает достаточное количество тепла, но не дает выкипеть воде. Ученые исходят из того, что вода для жизни в нашем ее понимании необходима.

Более совершенные инструменты будут установлены на Космический телескоп в 1999, 2002 и 2005 г.

В конце концов, сказал Браун, поиск может быть поручен телескопам, выведенным в точки либрации. Два или даже большее количество инструментов могут использоваться как один огромный инфракрасный телескоп, способный получить изображения малых объектов у далеких звезд.

Кислородная атмосфера Европы

23 февраля. НАСА. Используя Космический телескоп имени Хаббла, астрономы обнаружили чрезвычайно разреженную атмосферу вокруг Европы, второго из галилеевых спутников Юпитера. Атмосфера, давление которой составляет одну стомиллиардную земного атмосферного давления, состоит из молекулярного кислорода.

В отличие от Земли, где 21% кислорода в атмосфере порожден и поддерживается живыми организмами, кислород на Ио имеет исключительно небиологическое происхождение. Солнечная радиация, пыль и заряженные частицы, ускоряемые магнитным полем планеты, бомбардируют ледяную поверхность Европы, в результате чего в атмосферу постоянно выделяется некоторое количество молекул водяного пара и их фрагментов, соединяющихся в молекулярный водород и кислород. Значительно более легкий водород улетучивается, а кислород относительно долго удерживается, образуя атмосферу толщиной до 200 км. Европа немного меньше Луны по размерам и в полтора раза легче ее. Поэтому кислород также медленно уходит в космос, а существующая его концентрация отражает баланс скоростей рождения и ухода.

Открытие было сделано группой исследователей Университета Джона Гопкинса и Научного института Космического телескопа, возглавляемой Дойлом Халлом (Doyle Hall), с использованием Годдардовского спектрометра высокого разрешения. Наличие молекулярного кислорода было обнаружено при спектральном исследовании в УФ-диапазоне 2 июня 1994 г., в течение шести витков “Хаббла”, с расстояния 684 млн км. Подробная информация об открытии опубликована 23 февраля и журнале “Nature”.

Наблюдения “Хаббла” представляют огромную ценность для ученых, которые планируют наблюдения Европы при подлете к Юпитеру АМС “Галилео”. 7 декабря 1995 г. она пройдет на расстоянии менее 35000 км от Европы.

Лишь у трех других спутников в Солнечной системе обнаружены атмосферы: азотно-метановая на Титане и Тритоне и состоящая из двуокиси серы атмосфера Ио.

Из планет, помимо Земли, следы кислорода обнаружены только в атмосферах Марса и Венеры. Такая возможность для Европы была ранее предсказана. Ученые подчеркивают, что обнаружение кислорода на Европе не следует интерпретировать как свидетельство существования жизни на ней. Поверхность Европы слишком холодна (-145°), чтобы поддерживать ту жизнь, какую мы знаем.

Вся поверхность спутника покрыта водяным льдом, который испещрен таинственными темными полосами. Предполагается, что разогрев от энергии приливного взаимодействия с Юпитером может поддерживать существование под фрагментарной ледяной корой океана жидкой воды.


БИОГРАФИЧЕСКАЯ СПРАВКА ИЗ АРХИВА “ВИДЕОКОСМОСА”

Экипаж “Дискавери” (полет STS-63)


Биографии американских астронавтов подготовлены В.Молчановым, биография В.Титова — И.Марининым.

Командир экипажа Джеймс Доналд Уэзерби (James Donald Wetherbee) коммандер (капитан 2-го ранга) ВМФ США
223-й астронавт мира 134-й астронавт США

Джим Уузерби родился 27 ноября 1952 года во Флашингс, штат Нью-Йорк. Среднюю школу “Холи Фэмили Дайосесан” он окончил в Южном Хантингтоне, в том же штате. В университете “Нотр Дам” в мае 1974 года ему была присвоена степень бакалавра наук по аэрокосмической технике.

В 1975 году Уэзерби в звании энсайна был призван в военный флот США, там прошел летную подготовку и в декабре 1976 года стал морским летчиком. После переобучения на самолет “Воут” А-7Е “Корсар-2” он с августа 1977 по ноябрь 1980 года служил в 72-й штурмовой эскадрилье на борту авианосца “Джон Ф.Кеннеди”, на котором совершил 125 ночных посадок. Затем Уэзерби обучался в школе летчиков-испытателей ВМС США в Пэтьюксент-Ривер, штат Мэрилэнд. После се окончания в 1981 году был направлен в директорат испытаний инженерных систем, где в качестве офицера проекта и летчика-испытателя участвовал в испытаниях самолета F/A-18 “Хорнет”. В январе 1984 года он получил назначение в 132-ю эскадрилью истребителей-бомбардировщиков на авиабазе ВМС США Лемур в Калифорнии, где в качестве оперативного пилота летал на F/A-18.

В мае 1984 года НАСА отобрало Джеймса Уэзерби кандидатом в 10-ю группу астронавтов. В июне 1985 года он завершил общекосмическую подготовку, после чего был техническим помощником директора по операциям летных экипажей, а также был оператором по связи с экипажами, начиная с полета STS-51G в мае 1985 года.

Свой первый полет в космос Джим Уэзерби совершил 9-20 января 1990 года в качестве пилота корабля “Колумбия”. В полете STS-32 он провел 261 час 1 мин 38 сек.

В декабре 1990 года НАСА сообщило, что Уэзерби назначен пилотом “Атлантиса” в полете STS-46, однако в августе 1991 года было сообщено, что он с этого полета снят и взамен назначен командиром “Колумбии” в полете STS-52. Полет состоялся 22 октября — 1 ноября 1992 года и длился 222 час 50 мин.

STS-63 — его третий старт в космос.

К настоящему времени Уэзерби имеет налет свыше 4200 часов на 20 различных типах летательных аппаратов и совершил 345 посадок на авианосцах.

Уэзерби женат на Робин Девор Платт, имеет детей: Келли Девор (род. 28.03.1986), Дженнифер Мари (род. 30.09.1987). Других данных нет.

У Джима каштановые волосы и серые глаза. Его рост 193 см и вес 87 кг. Он увлекается теннисом, лыжами, софтболом, рэкетболом, баскетболом, бегом и музыкой.

Пилот
Айлин Мэри Коллинз (Eileen Marie Collins)
подполковник ВВС США 320-й астронавт мира 203-й астронавт США

Айлин Коллинз родилась 19 ноября 1956 года в г.Элмайра, штат Нью-Йорк. В июне 1974 года она окончила школу “Элмайра Фри Академи”, а в мае 1976 года — колледж “Корнинг Коммунити”. В мае 1978 года в Университете Сиракьюз Коллинз получила степень бакалавра искусств по математике и экономике.

Во время учебы в университете она с отличием окончила двухгодичные курсы подготовки офицеров резерва ВВС США и после окончания учебы была в звании второго лейтенанта призвана в военно-воздушные силы. На действительную службу Айлин Коллинз поступила в августе 1978 года и была направлена на авиабазу Вэнс в Оклахоме для летной подготовки. Летчиком она стала в 1979 году и после этого на авиабазах Фэйрчайлд в Вашингтоне и Хомстид во Флориде прошла подготовку на выживаемость.

В 1980 году Коллинз прошла подготовку на авиабазе Рэндолф в Техасе в качестве летчика-инструктора самолетов Т-38, после чего в качестве инструктора была направлена на базу ВВС США Вэнс. В 1982 году она закончила школу офицеров эскадрильи. В 1983 году на авиабазе Олтас в Оклахоме Айлин Коллинз прошла подготовку в качестве второго пилота С-141 ив этом качестве была направлена на базу Трэвис в Калифорнии. В 1984 году она окончила командно-штабной колледж корпуса морской пехоты. В этом же году она стала командиром экипажа С-141 и освоила дозаправку топливом в полете. В 1985 году она окончила авиационный командно-штабной колледж.

В 1986 году в университете Стэнфорд Коллинз получила степень магистра по исследованию операций. В 1986-1989 годах она преподавала математику в Академии ВВС США в Колорадо-Спрингс. В это же время она была летчиком-инструктором на самолетах Т-41 в составе 557-й летно-тренировочной эскадрильи, приписанной к академии. В марте 1989 года Коллинз получила степень магистра по управлению космическими системами в колледже Вебстер. С июля 1989 года она училась в школе летчиков-испытателей ВВС США, которую окончила в 1990 году.

НАСА отобрало Айлин Коллинз кандидатом в 13-ю группу астронавтов в январе 1990 года. В июле 1991 года она окончила общекосмическую подготовку. STS-63 ее первый полет в космос. Она также является первой американкой, назначенной на должность пилота шаттла.

Айлин летала на легких самолетах, планерах, а также на Т-37, Т-38, С-141, Т-41, КС-135, UV-18, RF-4, A-7, U-6, F-16, F-1U, TR-1, А-37. К настоящему времени она имеет налет более 4000 часов на 30 различных типах летательных аппаратов.

Айлин Коллинз замужем за Джеймсом Пэтриком Янгсом, детей нет.

У нее каштановые волосы и карие глаза. Ее рост 168 см и вес 58 кг. Она увлекается бегом, гольфом, пешими прогулками, отдыхом на природе, чтением, фотографией и астрономией.

Руководитель работ с полезной нагрузкой и Специалист полета-1
Д-р Бернард Энтони Харрис-младший (Bernard Anthony Harris, Jr.)
290-й астронавт мира 182-й астронавт США

Бернард Харрис родился 26 июня 1956 года в Темпле в Техасе. В 1974 года он окончил среднюю школу Сэма Хьюстона в г.Сан-Антонио в том же штате. В 1978 голу в университете Хьюстона он получил степень бакалавра наук по биологии. В 1982 году в Школе медицины Техасского технологического университета в Лаббоке Харрис защитил степень доктора медицины.

До 1985 года Бернард Харрис проходил практику в клинике Майо в Рочестере, штат Миннесота, затем до 1987 года он был стипендиатом Национального исследовательского совета в исследовательском центре НАСА имени Эймса в Моффетт-Филд, штат Калифорния. Там он проводил исследования в области скелетно-мышечной физиологии.

Затем Харрис стал клиническим научным работником и летным хирургом в космическом центре имени Джонсона. В его обязанности входили клинические исследования синдрома космической адаптации и разработка специальных средств для медицинского обеспечения длительных космических полетов. Работая в отделении медицинских наук, Харрис руководил проектом применения физических упражнений против длительного воздействия невесомости. В 1988 году он прошел подготовку в качестве летного хирурга в школе авиакосмической медицины на авиабазе Брукс в штате Техас.

Доктор Харрис занимался преподавательской деятельностью. Он был ассистентом профессора в медицинском колледже Бэйлор, практикующим профессором в Медицинской школе Техасского университета и адъюнкт-профессором в Школе здравоохранения Университета Техаса. Дополнительно Харрис практиковал на станции скорой помощи в южном Техасе в г.Сан-Антонио и в медицинской группе в Сан-Хосе в Калифорнии.

В январе 1990 года доктор Харрис был отобран НАСА кандидатом в 13-ю группу астронавтов. Общекосмическую подготовку закончил в июле 1991 года и менее чем через месяц после этого получил назначение на полет STS-56. Полет состоялся 26 апреля-6 мая 1993 года и длился 239 час 39 мин 59 сек. Харрис был летным специалистом “Колумбии”.

STS-63 его второй полет в космос.

Харрис женат на Сандре Фей Льюис, данных о детях нет.

Бернард Харрис — негр с черными волосами и карими глазами. Его рост 191 см и вес 93 кг. Он увлекается полетами, парусным спортом, лыжами, бегом, подводным плаванием и искусством.

Специалист полета-2 и бортинженер
Д-р Колин Майкл Фоул (Colin Michael Foale)
268-й астронавт мира 168-й астронавт США

Майкл Фоул родился 6 января 1957 года в г.Лут, графство Линколншир, Англия, но считает своим родным городом Кембридж (Англия). При рождении был зарегистрирован в посольстве США в Лондоне как американский гражданин. В 1975 году он окончил “Королевскую школу” в Кентербери. В Колледже Королевы при университете Кембриджа в 1978 получил степень бакалавра по физике, показав 1-й класс отличия в Национальных научных экзаменах. Там же в 1982 году ему была присвоена степень магистра по физике. В том же году он подготовил докторскую диссертацию по лабораторной астрофизике и защитил ее.

Во время учебы в аспирантуре Кембриджского университета Майкл Фоул участвовал в подготовке и проведении ряда научных подводных проектов. В кооперации с правительством Греции проводились экспедиции по изучению затонувших памятников греческой культуры. В одной такой экспедиции Фоул участвовал, а другой руководил. Осенью 1981 года в качестве добровольца он погружался на морской галеон 1543 года “Мэри Роуз” и проводил раскопки и исследования в условиях очень плохой видимости.

Решив сделать аэрокосмическую карьеру, Фоул переехал в Хьюстон, штат Техас, где работал над навигационными вопросами космического ракетоплана в корпорации “Мак-Доннелл Дуглас Эркрафт”. В июне 1983 года он поступил в космический центр НАСА имени Джонсона в отдел по работам с полезной нагрузкой при директорате летных операций. В качестве офицера по полезной нагрузке в Центре управления полетом он отвечал за работу с полезными нагрузками во время полетов по программам STS-51G, STS-51I, STS-61B и STS-61C.

В июне 1987 года доктор Фоул был отобран НАСА кандидатом в 12-ю группу астронавтов. Общекосмическую подготовку закончил в августе 1988 года. Затем в летной лаборатории интеграции шаттла он проверял и испытывал электронное оборудование ракетоплана, а позже участвовал в разработке и оценке операций по спасению экипажа космической станции “Фридом”.

Свой первый полет в космос Майкл Фоул совершил 24 марта-2 апреля 1992 года в качестве летного специалиста “Атлантиса”. Это был полет STS-45, который продолжался 215 час 9 мин 37 сек.

В своем втором полете, STS-56, Фоул был летным специалистом корабля “Дискавери”. Полет состоялся 8-17 апреля 1993 года и длился 222 час 8 мин 19 сек.

STS-63 — его третий полет в космос.

Фоул женат на Ронде Батлер, о детях данных нет.

У него каштановые волосы и голубые глаза. Его рост 180 см и вес 70 кг. Он увлекается виндсерфингом и участвует в качестве любителя во многих национальных и международных соревнованиях. Кроме того, он любит летать, увлекается планерным спортом и подводным плаванием.

Специалист полета-3
Д-р Дженис Элейн Восс (Janice Elaine Voss)
295-й астронавт мира 185-й астронавт США

Дженис Восс родилась 8 октября 1956 года в г.Саут-Бенд, штат Индиана, но считает своим родным городом Рокфорд в Иллинойсе. В 1972 году она окончила Миннечогскую региональную среднюю школу в Вилбрэхэме, штат Массачусеттс. В декабре 1975 года ей была присвоена степень бакалавра по машиностроению в Университете Пардью.

Во время учебы в университете Дженис заочно проходила курс обучения в университете Оклахомы. Тогда же, в 1973-1975 годах, она была студенткой по совместному обучению в космическом центре НАСА имени Джонсона в Хьюстоне. Там в директорате инженерных разработок она занималась проработкой операций на компьютерах. В сентябре 1977 года в Массачусеттском технологическом институте Дженис защитила степень магистра по электротехнике. После этого она возвратилась в центр Джонсона, где в течение года была инструктором экипажей по навигации во время выхода на орбиту. С августа 1978 по январь 1979 года она изучала физику и астрономию в Университете Райса.

В феврале 1987 года Дженис защитила степень доктора наук в области аэронавтики и астронавтики в Массачусеттском институте. Ее диссертация называлась “Определение реального времени больших космических структур”. Затем она стала работать в корпорации “Орбитал Сайенсиз” в Хьюстоне, где была руководителем по интеграции и операциям. Среди прочего в ее обязанности входили интеграция и обеспечение летных операций с межорбитальной ступенью, которая по существующим планам впервые должна была быть запущена в ходе полета по программе STS-57.

Дженис имеет права частного пилота и на самолетах “Сессна-150, 172, 182” и “Белланка Ситабриа” налетала более 350 часов. Позже в группе астронавтов НАСА она стала летать на самолетах “Нортроп”, Т-38 “Тэлон”.

В январе 1990 года НАСА отобрало Дженис Восс Форд кандидатом в 13-ю группу астронавтов. В июле 1991 года она завершила общекосмическую подготовку.

Свой первый полет в космос она совершила в качестве летного специалиста “Индевора” 21 июня — 1 июля 1993 года. Полет STS-57 продолжался 239 часов 44 минуты 54 секунды.

STS-63 ее второй полет в космос.

После своего первого полета в космос Дженис Восс вышла замуж за Форда. Детей нет.

У нее светло-каштановые волосы и карие глаза. Ее рост 168 см и вес 68 кг. Она увлекается чтением фантастики, танцами, волейболом и полетами.

Специалист полета-4
Владимир Георгиевич Титов (Vladimir Georgiyevich Titov)
полковник ВВС РФ 118-й астронавт мира 54-й космонавт СССР/России
Космонавт отряда космонавтов ЦПК им.Ю.А.Гагарина

Владимир Титов, полковник ВВС России. Родился 1 января 1947 года в городе Сретенске Читинской области. В 1965 году он окончил 11-й класс средней школы №2 города Борзна Черниговской области. Затем работал кочегаром. С июня 1966 по июнь 1970 года Титов был курсантом Черниговского высшего военного авиационного училища летчиков имени Ленинского комсомола. По окончании получил диплом “летчика-инженера”.

С 20 июня 1970 года Владимир служил летчиком-инструктором, позже — старшим летчиком-инструктором в том же училище. 29 июня 1972 года ему присвоена квалификация “Военный летчик-инструктор 3-го класса”, а 28 октября 1973 года — “Военный летчик-инструктор 2-го класса”.

10 апреля 1974 года Владимир Титов переведен в тренировочный полк ЦПК имени Юрия Гагарина на должность командира звена, где занимался летной подготовкой космонавтов. Летал на различных модификациях самолета МиГ-21 (на март 1976 года общий налет составил 736 часов). 29 сентября 1975 года ему присвоена квалификация “Военный летчик-инструктор 1-го класса”.

6 апреля 1976 года Титов решением Главной медицинской комиссии был допущен к спецподготовке. 23 августа 1976 года приказом Главкома ВВС он зачислен слушателем-космонавтом в отряд космонавтов ЦПК имени Юрия Гагарина. Группа летчиков, в которую был зачислен Титов, была набрана с целью подготовки пилотов по программе “Буран”.

С 23 августа 1976 по 30 января 1979 года Титов прошел общекосмическую подготовку. С 10 января по 29 июня 1977 года он обучался в Центре подготовки летчиков-испытателей (поселок Владимировка, Астраханская область) и получил квалификацию “Летчик-испытатель 3 класса”. Затем в августе 1977 года он прошел специальную парашютную подготовку и получил квалификацию “Инструктор ПДП”. Позже Титов прошел водолазную подготовку при отработке выходов в открытый космос и получил квалификацию “Офицер-водолаз”, проведя в гидробассейне ЦПК более 900 часов.

30 января 1979 года Владимир был переведен в группу космонавтов, готовящуюся по программе “Алмаз” и изучающую корабль ТКС. 22 апреля 1980 года ему присвоена квалификация “Военный летчик 1-го класса”.

С сентября 1981 года Владимир Титов готовился в качестве командира одного из экипажей по программе 1-й основной экспедиции на ОС “Салют-7” вместе с Геннадием Стрекаловым. Их экипаж был назначен дублирующим. 13 мая 1982 года Титов был дублером командира КК “Союз Т-5” Анатолия Березового.

С сентября 1982 года Владимир готовился в качестве командира основного экипажа по программе 2-й основной экспедиции на ОС “Салют-7” сначала вместе со Геннадием Стрекаловым и Ириной Прониной, а с марта 1983 года — вместе со Геннадием Стрекаловым и Александром Серебровым.

Первый космический полет Владимир Титов совершил 20-22 апреля 1983 года в качестве командира КК “Союз Т-8” вместе со Стрекаловым и Серебровым. Полет планировалось осуществить по программе 2-й основной экспедиции на ОС “Салют-7”. Однако стыковку со станцией экипажу выполнить не удалось из-за нераскрытия на корабле штанги антенны системы сближения “Игла”. Продолжительность полета: 2 суток 00 часов 17 минут 48 секунд. Для этого и последующих полетов Титов выбрал себе позывной “Океан”.

После неудачного полета в мае-июне 1983 года Титов готовился в качестве командира дублирующего экипажа опять же по программе 2-й основной экспедиции на ОС “Салют-7” вместе с Геннадием Стрекаловым, 27 июня был дублером командира КК “Союз Т-9” Владимира Ляхова. 14 июля 1983-года ему присвоена квалификация “Космонавт 3-го класса”.

С июля 1983 года Владимир готовился в качестве командира основного экипажа по программе 3-й основной экспедиции на ОС “Салют-7” вместе со Стрекаловым.

26 сентября 1983 года за несколько секунд до запуска КК “Союз Т” возник пожар ракеты-носителя. Сработавшая система аварийного спасения отделила спускаемый аппарат корабля, где находились Титов и Стрекалов, и увела его от горящей ракеты. Через 5 минут 13 секунд после этого СА приземлился в 3 км от стартового стола.

В 1984-1987 годах Титов обучался на заочном отделении Военно-воздушной академии имени Юрия Гагарина, которую окончил с отличием и получил диплом “Офицер по управлению боевыми действиями”.

Одновременно с учебой с сентября 1985 по февраль 1987 года Владимир готовился в основном экипаже по программе второй основной экспедиции на ОС “Мир” вместе с Александром Серебровым. Уже после отлета экипажа на космодром Байконур в связи с заболеванием Сереброва, экипаж Титова был заменен дублирующим. Владимир был дублером командира КК “Союз ТМ-2” Юрия Романенко. С февраля по декабрь Титов готовился по программе третьей основной экспедиции на ОК “Мир” вместе с Мусой Манаровым и Анатолием Левченко.

Второй космический полет длительностью 365 суток 22 часов 38 минут 57 секунд Владимир Титов совершил с 21 декабря 1987 по 21 декабря 1988 года в качестве командира КК “Союз ТМ-4” вместе с Мусой Манаровым. Выполнил три выхода в открытый космос суммарной длительностью 13 часов 47 минут.

9 марта 1989 года Титову присвоена квалификация “Космонавт 1-го класса”. 10 мая 1989 года он назначен командиром группы космонавтов, а 6 апреля 1990 года — заместителем начальника управления ЦПК по подготовке космонавтов. Таким образом, он ушел из отряда космонавтов на административную работу.

Несмотря на это, 29 сентября 1992 года решением Межведомственной комиссии Владимир Титов отобран для подготовки к полету на МТКК “Спейс Шаттл” по программе STS-60. С 5 ноября 1992 по февраль 1994 года он проходил подготовку к полету на МТКК “Спейс Шаттл” по программе STS-60 в Центре НАСА имени Линдона Джонсона (город Хьюстон, штат Техас). При запуске 3 февраля 1994 года Титов был дублером Сергея Крикалева.

С марта 1994 по февраль 1995 года он проходил подготовку к полету по программе STS-63 в качестве специалиста полета.

26 июля 1994 года Титов был переведен с должности заместителя начальника управления на должность инструктор-космонавт-испытатель по личной просьбе для подготовки к последующим космическим полетам. Таким образом, он был вновь зачислен в отряд космонавтов.

Владимир Титов имеет классность: Военный летчик-инструктор 1-го класса (1975), Военный летчик 1-го класса (1980), Летчик-испытатель 3-го класса (1977), Космонавт 1-го класса (1989), Инструктор парашютно-десантной подготовки. Он освоил более 10 типов самолетов и их модификаций, имеет общий налет более 1500 часов. Выполнил 102 парашютных прыжка. Суммарный налет в двух космических полетах — 367 суток 22 часа 56 минут 45 секунд.

Владимир Титов награжден медалью “Золотая Звезда” Героя Советского Союза (1988), двумя орденами Ленина (1983, 1988), орденом Красной Звезды (1988) и 8 медалями. Титов имеет также награды других государств: орден Димитрова (1988, Болгария) , орден “Солнце Свободы” (1988, Афганистан), Командор Ордена Почетного Легиона (1988, Франция).

Титов женат на Александре Рюриковне, сотруднице НПО “Конус”. У Титова дочь Марина (1975 год рождения) и сын Юрий (1985 год рождения).

КОРОТКИЕ НОВОСТИ

* Национальное управление по океанам и атмосфере (NOAA) объявило об отсрочке на два года разработки нового поколения геостационарных метеоспутников США. В связи с этим NOAA закажет четыре спутника, сходных с запущенным в 1994 г. GOES-I, вместо двух ранее запланированных, и сможет поддерживать систему в эксплуатации примерно до 2010 г.

* После того как ВВС США решили выйти из технологической программы по гиперзвуковым системам HYSTP, НАСА отменило планировавшееся летное испытание гиперзвукового двигателя при пуске на БР “Минитмен”. Программа HYSTP как самостоятельное направление, образованное на “обломках” проекта Национального аэрокосмического самолета NASP, прекратила свое существование, а соответствующие исследования перенесены в программы фундаментальных исследований НАСА в области авиации.

* 25-26 февраля компания “Superior Stamp & Coin” (США) провела второй аукцион космических, реликвий. Продавались предметы, связанные с американской и российской программами, в том числе скафандр пилота корабля “Джемини”, изготовленный для Доналда Слейтона (17500 $), несколько сувениров от Гордона Купера, аптечка “Союза-14” и триптих Андрея Соколова. В целом, однако, аукцион не оправдал ожиданий организаторов и продавцов: цены были ниже ожидаемых, и сумма продаж составила только 700 тыс $.

Порт-Дарвин в Австралии рассматривается как возможное место строительства международного космодрома для запуска РН “Протон”. Проект предложен Государственным космическим научно-производственным центром имени Хруничева совместное австралийской фирмой “СТС” под эгидой российского “Главкосмоса”. Вернувшаяся 21 февраля из Австралии группа российских экспертов полагает, что Дарвин обладает многими преимуществами: удобным морским портом, аэродромом и другой необходимой инфраструктурой. “Протон” способен выводить из Порт-Дарвина на стационарную орбиту объекты весом до 3.6 тонны.

* Компания “Rimsat Ltd.”, обеспечивающая услуги связи в азиатско-тихоокеанском регионе с использованием спутников “Горизонт” российского производства, находится в тяжелом финансовом положении. Две судебных инстанции — Верховный суд Федерации Сент-Кристофер и Невис, где фирма была образована в апреле 1992 г., и американский суд по делам о банкротстве в Форт-Уэйне, Индиана, где находится ее штаб-квартира, назначили временных управляющих или опекунов для компании.


к началу