вернёмся на старт?

Первая французская ракета с ЖРД названа EA-1941 (начата разработка в 1941 году в подполье).
1945 - Барре назначен одним из экспертов Центра исследований реактивных снарядов (SERA) где начальником был профессор Мурё и был приписан к отделу исследований и проектирования вооружений (DEFA).
15 марта 1945 - первый запуск ракеты EA-1941. Ракета должна была нести 25 кг ПН на дальность 100 километров. ВМФ выделил немалые силы для испытыний, т.ч 2 самолёта и 2 эсминца. Ракета взлетела, но потеряла стабилизацию и взорвалась через 5 секунд. Причину понять не удалось, возможно, оторвался стабилизатор.
Тем не менее это была "настоящая" ракета, первый пуск ракеты с ЖРД во Франции. Таких ракет ещё не было ни у СССР, ни у Британии.
16 марта 1945 должны были быть запущены 2 ракеты. Но хватило и одной. Клапан не открылся, горение происходит без давления, ракета осталась на старте и через 10 секунд взоралась, разворотив стартовое оборудование.
6 июля 1945 испытания EA-1941 продолжились. Было запущены 3 ракеты. 1-я ракета взлетела с низким давлением в двигателях и упала в море в 10 км. Вторая взлетела, наоборот, очень резво и взорвалась через 1,2 сек. Третью из-за этих задержек запускали только в 19:45, когда лодки наблюдения и гидросамолёт отправились домой. Двигатель отключился через 7,5 сек вместо 13 по плану, вероятно, давление тоже было избыточное. Ракету отследили до горизонта (34 км), оценили скорость полёта 1400 м/с и дальность в 60 км.

Статьи на иностранных языках в журналах, газетах июль - декабрь 1945 г.


  1. Вальдемар Каемпфферт. Мечта астронавта: зеркало высотой 5000 миль, которое заставило бы океаны закипеть (Waldemar Kaempffert, Astronaut's Dream: A 5,000-Mile High Mirror That Would Make the Oceans Boil) (на англ.) «New York Times» 1.07.1945 в pdf - 147 кб
    «На прошлой неделе была привезена странная сказка из Германии: рассказ о станции или острове, которые немцы планировали создать на расстоянии 5000 миль [8000 км] от Земли, и на котором должно было быть зеркало с натрием, отражающее солнечное тепло, чтобы (...) Простая истина заключается в том, что студенты из ракетно-корабельной литературы не обнаружили ничего нового или поразительного в сказке, которую корреспонденты телеграфировали в нашу страну. (...) Любой, кто берет на себя труд, чтобы посидеть над их тяжелыми математическими работами [ракетных пионеров], найдут в них все, что описали наши армейские офицеры и корреспонденты, и многое другое. Остров в космосе был рассмотрен всеми недавними ракетчиками. В 1928 году покойный граф Поточник написал целую книгу об этом под псевдонимом Герман Ноордунг (...). Граф Поточник попытался преодолеть эту трудность, разместив искусственный остров на орбите на расстоянии 22 300 миль [36 000 км]. Такой остров однажды облетал бы Землю в течение 24 часов, поэтому можно было бы оставаться на одном месте. Он даже потрудился спроектировать остров и его аппарат. Мы подозреваем, что его проекты были найдены, и что они были источником вдохновения для газетных рассылок (...) Во всем этом не было мысли о войне, хотя, вероятно, эта работа имела отношение к проектированию V-1 и ракеты V-2 ». [Герман Поточник не был графом]
  2. Острова в космосе (Islands in Space) (на англ.) «New York Times» 3.07.1945 в pdf - 65 кб
    «Трудно понять возмущение, вызванное предложением Германии отправить дистанционные корабли к точке в космосе на расстоянии 5 000 км [8000 км], и там построить платформу или остров для натриевого зеркала, которое должно сконцентрировать солнечные лучи. Офицеры армии, открывшие планы создания «космического острова» в немецких архивах, очевидно, ничего не знали о ракетной истории и кормили корреспондентов информацией, которая была доступна в печати с 1928 года. В том году покойный граф Поточник, отставной офицер австрийской армии, писавший под псевдонимом «Германн Ноордунг», посвятил целую брошюру островам в космосе. (...) Популярный американский научный журнал принял планы Поточника и опубликовал их в лучшем популярном журнале. Так что несколько тысяч юношей Америки знали о них задолго до войны (...) Лучше всех продумал граф Поточник. Его искусственный остров-луна находился точно на расстоянии 22 300 миль [36 000 км], потому что при этом он будет вращаться вокруг Земли один раз в двадцать четыре часа и, следовательно, оставаться неподвижным на одном месте. (...) Астронавты были не такими безумными или кровожадными, как они были расписаны. Фактически, они были настолько практичными, что без их помощи немцы, вероятно, никогда бы не разработали V-1 и V-2 ».
    [Герман Поточник не был графом.]
  3. *Японцы не смогут использовать технологию фау-бомб, говорят германцы (Japs Won's Be Able to Use V-Bomb Date, Germans Say) (на англ.) «The Pittsburgh Press» 6.07.1945 в jpg - 405 кб
    Лондон. Если какое-либо фау-оружие окажется в руках японцев, то это, скорее всего, будет летающая бомба «Фау-1» и «Фау-3» - артиллерийский снаряд-ракета, считают германские исследователи, разработавшие фау-оружие.
    Американские наблюдатели в Германии полагают, что японцам известно большинство германских фау-секретов, но смогут ли японцы использовать их – это уже другой вопрос.
    Германские техники, попавшие к американцам, невысокого мнения о японских технологических возможностях и сомневаются, что японцам удастся воспроизвести что-либо такое в массовом количестве. Они также сомневаются, что японцам удастся продолжить эксперименты с фау-оружием, которое Германия не успела завершить до своего поражения.
    Всего было около девяти видов германского фау-оружия – на всех этапах разработки. Некоторые считаются военными как очень хорошие. Другие, как потенциально хорошие. Прочим еще много лет до практического использования.
    Список фау-оружия включает следующее:
    Фау-1, летающая бомба. Один нацистский ученый назвал ее самой практичной из всего списка и сказал, что одна модель бомбы несла телевизионный аппарат, записавший полет и позволивший скорректировать прицеливание.
    Фау-2, ракета. Находилась шесть месяцев в практическом использовании и к концу войны представляла, в основном, оружие устрашения.
    Фау-3, артиллерийский снаряд-ракета. При наличии еще нескольких месяцев работы, как полагают, могло получиться ценное оружие.
    Фау-4, торпеда дальнего радиуса. Несколько таких запустили с революционно большой скоростью из Гавра в Арроманш-ле-Бен во время Нормандской операции и потопили два союзных корабля.
    Фау-5, реактивный вертолет. Разработан для использования с подводных лодок, небольших судов и даже с моторных торпедных лодок.
    Фау-6, стреляющие ракетами подводные лодки.
    Фау-7, атомные бомбы. Один ученый предположил, что подобное оружие будет готово к 1950 году. Само вещество, с которым экспериментируют, настолько мощно, что один фунт имеет взрывную силу трех миллионов фунтов бензина.
    Фау-8, ракета или летающая бомба, сконструированная для запуска с подводной лодки. Сообщается, что это оружие было почти готово для использования к моменту капитуляции.
    Фау-9. Не оружие, но инструмент, использованный в нацистских реактивных разработках. Сообщается, что это было одно из самых ценных нацистских устройств. Союзники захватили его в целости.
  4. К. В. Гатланд. Ракетное движение [XII] (K. W. Gatland, Rocket Propulsion [XII]) (на англ.) «Newnes Practical Mechanics», том 12, №142 (июль), 1945 г., стр. 342-344) в pdf - 239 кб
    "В дополнение к разработке ракетных установок на жидком топливе Американское ракетное общество провело многочисленные тщательные испытания ракет с пороховым зарядом, главным образом для того, чтобы получить практический опыт в методах стабилизации и функционировании механизмов десантирования. Эксперименты, которые П. ван Дрессер и А. Африкано провели близ Данбурга, штат Коннектикут, в 1935 году, пролили много света на относительное влияние изменения положения центра тяжести на устойчивость. Первоначальные летные испытания проводились на снаряде элементарной формы с двигателем в хвостовой части, и эта модель также служила для испытания простого механизма выпуска парашюта, отсек для парашюта располагался в "головной части" ракеты (...) Вторая ракета была несколько сложнее, с мощным зарядом. заключенном в алюминиевый корпус. (...) Было предусмотрено изменение центра тяги от носовой части к центру масс и хвостовой части (...) Идея изменения положения силового элемента заключалась в получении сравнительных данных об устойчивости полета в этих изменяющихся условиях. Однако при испытаниях ракета оказалась полностью неисправной. Было обнаружено, что эффективная тяга уменьшалась почти вдвое при выстреле через корпус, а при установке двигателя в любом другом положении, кроме хвостового, выходящий поток расплавлял алюминий корпус. Испытания простой ракеты с хвостовым приводом дали гораздо более убедительные результаты, и было совершено около 12 самостоятельных полетов (...) В большинстве испытаний достигнутые высоты варьировались от 200 до 250 футов [между 60 и 75 м], но в одном конкретном полете, когда время было выбрано точно по времени, была достигнута высота более 400 футов [120 м]. Ракета показала себя достаточно устойчивой и поднялась по траектории, которая в большинстве полетов не отклонялась более чем на 20 или 30 футов. [6 или 9 м] от вертикали. Однако самый полезный результат был получен в результате испытаний посадочного устройства. Парашют в этой конкретной модели был из шелка, 32 дюйма в диаметре. [80 см], диаметр парашюта - 2 дюйма. [5 см] вентиляционное отверстие в центре. (...) Устройство было сконструировано таким образом, что парашют не раскрывался при ускорении ракеты или при вертикальном наборе высоты. (...) Этот способ раскрытия, конечно, подходит только для легких ракет, и в ходе проведенных испытаний было установлено, что устройство функционировало безукоризненно практически во всех случаях. (...) Профессору Годдарду приписывают первое применение парашюта в ракетах на жидком топливе, и его первый успешный эксперимент состоялся 17 июля 1929 года, когда ракета, оснащенная камерой и барометром, была благополучно доставлена на землю. (...) Наконец, в этом кратком обзоре о устройство для высадки пассажиров, запатентованная конструкция Рейнхольд Тилинга (...), не может остаться без упоминания. Метод, полностью описанный в спецификации Тилинга, не предусматривает использования парашюта, но использует стабилизирующие крылья, которые в конце выстрела поворачиваются под заданным углом падения, образуя опорные лопасти. Таким образом, ракета опускается на землю в виде автожира-самолета. (...) Выполнив свою первоначальную задачу поддержания ракеты в стабильном полете на протяжении всего периода горения и получения тягового импульса, свободные части стабилизаторов автоматически перемещаются почти горизонтально (относительно вертикальной оси корпуса), в то же время задавая небольшое положительное отклонение. Таким образом, ракета опускается на землю за счет воздействия воздуха на несущие "плоскости", что вызывает вращение вокруг оси корпуса. (...) Неизвестно, проводил ли Тилинг когда-либо реальные испытания своей "летающей ракеты". Конечно, он построил и с немалым успехом продемонстрировал несколько "крылатых ракет" особенно уникальной конструкции, но они сильно отличались от запатентованной формы. В тестируемой версии было четыре длинных плоскости, но они были жесткими и не складывались. (...) "крылатая" версия обладала хорошими эксплуатационными характеристиками, часто поднимаясь выше 2500 футов [750 м]. В октябре 1937 года в Поулинге, штат Нью-Йорк, под эгидой экспериментального комитета Американского ракетного общества была проведена еще одна серия испытаний пороховых ракет. И снова предметом экспериментов была устойчивость (...) Корпуса ракет были изготовлены Х. Ф. Пирсом просто из бальзового дерева и картонных трубок (...) Из семи испытанных ракет две были выдающимися как по достигнутой высоте, так и по стабильности полета, как показано в прилагаемой таблице (рис. 1). 26). (...) В развитие вопроса о стабильности, Экспериментальный комитет Американского ракетного общества в сентябре 1939 года провел дополнительные испытания малогабаритных пороховых ракет на подготовленном испытательном полигоне в Маунтинвилле, штат Нью-Джерси. Испытанные модели были основаны на результатах более ранних экспериментов Общества в Поулинге, и, как и тогда, в строительстве использовались бальза и картон. (...) их весовые и тяговые характеристики были известны лишь приблизительно. Как следствие, результаты, достигнутые в свободном полете, были во многом неубедительными. (...) В приведенной выше таблице (рис. 28) показаны, для удобства сравнения, результаты 23 отдельных стрельб. Из них ракета №27 представляет особый интерес, поскольку она двухступенчатая. (...) Другой необычный тип, ракета №26, имела стабилизаторы, расположенные впереди центра масс, но эта модель оказалась заметно неустойчивой при испытаниях".
  5. Модели из оргстекла помогают солдатам изучать оружие (Plexiglas models help soldiers study weapons) (на англ.) «Life» T.19, №4 (23.07.1945) в djvu - 452 кб
    Помимо прочего представлены прозрачная базука и прозрачная 4,5 дюймовая ракета. Плексигласс становится модным. Но он буйно горит...
  6. Немецкое космическое зеркало (The german space mirror) (на англ.) «Life» T.19, №4 (23.07.1945) в djvu - 804 кб
    Якобы, были планы нацистов в качестве оружия разместить на геостационаре над Европой зеркало, сжигающее внизу врага. Хотя планируется и на высоте 5000 миль. Монтируется с помощью ракет блоками. Внутри оранжерея, живут люди. Маневрирует и управляется собственными РД. И сжигает заводы в Америке. Затем проект раскритикован. "У Архимеда и Кирхера использовать солнце в качестве оружия не получилось"
  7. Камикадзе (Kamikaze) (на англ.) «Life» T.19, №5 (30.07.1945) в djvu - 2,37 Мб
    Камикадзе с эффективностью в 1% атакуют американские корабли. Довально подробно и о ракетном самолёте смертников, который американцы называют Бака (дурак)
  8. *Обнаружена фантастическая, управляемая по проводу ракета, разработанная немцами (Fantastic Wire-Guided Rocket Found Developed by Germans) (на англ.) «Toledo Blade» 7.08.1945 в jpg - 248 кб
    Кантон. Немцы разработали фантастическую, управляемую по проводу ракету, значительно более точную, чем и «Фау-1» и «Фау-2» - сообщил сегодня изобретатель тугоплавкого стального сплава для авиационных реактивных двигателей.
    Мартин Фляйшман, управляющий разработкой стали для газовых турбин компании «Таймкен Роллер Бирин» и выдающийся американский металлург, сказал, что ракета была готова к производству, когда закончилась война в Европе.
    Разработанная в качестве противовоздушного, воздушного и морского оружия, сказал мистер Фляйшман, ракета могла управляться в пределах 10-мильного диапазона, а оператор мог менять ее курс во время полета к цели.
    Оператор, нацеливался через телескоп а, даже мчащаяся, ракета оставалась соединенной с инструментами центра управления посредством двух проволок диаметром 1/250 дюйма.
    Германцы, добавил мистер Фляйшман, придумали остроумный способ предохранять нитевидные провода от обрыва, а оружие – в отличие от управляемых по радио ракет – невозможно заглушить.
    Мистер Фляшман только что вернулся из четырехмесячной армейской командировки по изучению германских разработок тугоплавких сталей для газовых турбин реактивных самолетов. Как гражданский техник, с временным званием полковника, металлург посетил множество германских заводов и исследовательских лабораторий в составе комбинированной британо-американской комиссии.
  9. Джеймс Фелтон. Шутинг Стар (Shooting Star) (на англ.) «Life» T.19, №7 (13.08.1945) в djvu - 1,27 Мб
    Американцы быстро вышли вперёд в реактивной авиации, создав свой "Метеор" - самолёт P-80.
  10. К. В. Гэтланд. Ракетное движение [XIII] (K. W. Gatland, Rocket Propulsion [XIII]) (на англ.) «Newnes Practical Mechanics», том 12, №143 (август), 1945 г., стр. 372-374 в pdf - 308 кб
    "Как и следовало ожидать, военные условия в значительной степени вынудили отказаться от какой-либо конкретной программы технического развития (...) То, что Американское ракетное общество является наиболее широко известной группой в своем роде, не является преувеличением. Во многих отношениях его исследования легли в основу разработки военных ракет, которые оказались столь эффективными в руках сухопутных, воздушных и морских сил союзников, и в этой связи следует помнить, что в то время как американская группа и аналогичные группы по всему миру существовали, борясь со своими исследованиями в самых неблагоприятных финансовых условиях, ответственные правительства оставались равнодушными к разговорам о ракетах и реактивном полете в целом. (...) Есть три ракетные группы, связанные с Американским ракетным обществом, хотя большая часть их исследований проводится независимо от вышестоящего органа. Из них Нью-Йоркское и Вестчестерское ракетное общество является самым давним, оно было основано в 1936 году. (...) группа провела теоретическое исследование методов посадки, отличных от парашютного, которые можно было бы адаптировать к ракетному снаряду. Из исследованных типов ротора заслуживающим внимания был признан гироскопический ротор. Было начато строительство 10-футового ротора, несущий винт диаметром [3 м] (...) Эти эксперименты показали, что имеющиеся данные, касающиеся конструкции и теории несущего винта гироплоскости, недостаточны для использования в ракетах, и, как следствие, были проведены дальнейшие испытания с целью определения влияния изменения угла атаки, других параметров, а также нагрузки на лопасти несущего винта при вертикальном наборе высоты. (...) Группа также разработала несколько жидкостных ракетных двигателей. (...) Первоначальные эксперименты Калифорнийского ракетного общества, как и большинство ранее описанных испытаний, касались пороховой ракеты, ее устойчивости и методов выброса парашюта. Эти дальнейшие испытания состоялись в мае 1941 года (...) Первоначальная серия наземных испытаний касалась стандартного коммерческого заряда весом 8 фунтов [3,6 кг] с шамотным соплом диаметром 11/16 дюйма [1,7 см]. (...) Месяц спустя были проведены эксперименты с пороховыми ракетами в свободном полете. Каждый из них был оснащен парашютом (...) Было проведено несколько запусков, чтобы проверить эффективность этого метода высвобождения, и были достигнуты вполне удовлетворительные результаты; парашют выбрасывался на максимальной траектории почти в каждом случае. (...) В отличие от большинства американских групп, Калифорнийское ракетное общество придерживалось его программы технического развития на протяжении всего военного периода и исследования, проведенные в 1943 году, касались ракетного двигателя постоянного объема. В этой работе выделяются несколько разработок двигателей, в которых используется гибридное топливо, и испытания уже показали, что в полностью разработанной версии они обещают очень высокую эффективность. (...) Йельский ракетный клуб - это недавно созданная партнерская группа, и на сегодняшний день его работа в основном заключается в создании и испытании пороховых ракет в свободном полете. Авиационная лаборатория Гуггенхайма Калифорнийского технологического института (G.A.L.C.I.T.) создала специальный отдел для разработки систем ракетных двигателей. (...) В последние годы были проведены испытания нескольких жидкостных двигателей постоянного объема, а также порохового двигателя, приводимого в действие последовательным импульсом. (...) Один из самых новых типов ракетных двигателей постоянного объема, выпускаемых G.A.L.C.I.T., показан на Рис. 30. Это, конечно же, двигатель на жидком топливе (...) Особенно интересная серия экспериментов, направленных на разработку порохового ракетного двигателя постоянного объема, была проведена Дж. У. Парсонсом из Общества ракетных исследований G.A.L.C.I.T. и Э.С. Форманом; работа, охватывающая период в несколько лет. (...) Функция двигателя этого типа заключается скорее в быстром, индивидуальном взрыве, чем в непрерывном расширении, как это обычно бывает в ракетном двигателе на жидком топливе. Это означает, что, хотя тепловая энергия используемого порошка относительно невелика, горючие газы выбрасываются со значительной скоростью, что обеспечивает высокую тепловую эффективность. (...) Предварительные эксперименты Парсонса-Формана проводились с двумя камерами сгорания с одним зарядом (рис. 31). Они были сделаны для того, чтобы получить данные о следующих важнейших факторах: (а) Эффективная скорость истечения и заряд ракеты, которые можно получить с помощью различных порохов. (б) Влияние давления в камере на тепловую эффективность. (в) Способы изменения давления в камере. (d) Конструкция камеры и сопла и (e) Влияние различных методов воспламенения и физического состояния порошка. (...) В испытаниях использовался коммерческий черный порох (...). Серия тщательных испытаний с использованием этих видов топлива показала, что эффективность испытательных двигателей лучше по сравнению с однозарядными камерами Годдарда. Также было обнаружено, что увеличение скорости струи и эффективности достигается за счет уменьшения диаметра сопла, увеличения массы пороха и использования фитингов, закрепленной на горловине сопла. (...) Несмотря на то, что Ракетное общество Соединенных Штатов было создано совсем недавно, в 1942 году, оно я быстро становится заметным астронавтическим органом, несмотря на то, что в настоящее время его функции носят чисто академический характер. Главной целью группы в годы войны было увеличение числа членов, и в основном она состояла из технических специалистов, как американской промышленности, так и вооруженных сил."
  11. Запущенный ракетами планер будет нести 50 десантников (Rocket-Launched Glider Will Carry 50 Riders) (на англ.) «Popular mechanics» 1945 г. №8 в djvu - 98 кб
    Модель гигантского планера J-19. Может нести 50 человек или 5 тонн груза. В небо его поднимают 6 стартовых ускорителей. Дальше летит сам.
  12. Томас Стимсон. Ракетный рейд на Токио (The rockety road to Tokyo) (на англ.) «Popular mechanics» 1945 г. №8 в djvu - 939 кб
    Ракеты с самолётов, танков и кораблей - всё ракетное оружие направлено на Японию. Но на фото - испытательный ракетный полигон в пустыне Мохаве (больше, чем штат Род-Айленд) Объяснения реактивного принципа, системы безоткатки, кумулятивного эффекта, история ракет. Делается правильный вывод: Ракета рождена в 13 веке, в 1800х годах Конгрев возродил боевую ракету, через 50 лет её вытеснила нарезная артиллерия и вот вновь - ракеты вернулись на фронт, сразу, мощно, повсеместно. И останутся в армиях и флотах до окончания войн.
  13. Окончание войны + Атомный век (War's Ending + The Atomic Age) (на англ.) «Life» T.19, №8 (20.08.1945) в djvu - 2,90 Мб
    Фото обеих атомных бомбардировок Японии. Мир изменился, начался атомный век (в последующих номерах фоторепортаж с места испытания атомной бомбы в Неваде, не стал выкладывать)
  14. *Ракетный полет (Rocket Flight) (на англ.) «Prescott Evening Courier» 21.08.1945 в jpg - 298 кб
    Союзным офицерам разведки, допрашивающих германских ученых, открылись картины возможного будущего, превосходящего воображение Жюля Верна и Герберта Уэллса. В течение следующих пяти-десяти лет, серьезно сказали немцы офицерам, ракеты начнут доставлять через Атлантику тонну почты за 40 минут. В течение 15-25 лет, как только кто-нибудь поймет, как их приземлять, ракетные корабли начнут совершать с такой же скоростью регулярные пассажирские полеты между Европой и Соединенными Штатами.
    Полковник Джон А. Кик, глава секции разведки вражеского оборудования, артиллерийская дивизия армии Соединенных Штатов, находящаяся на европейском театре военных действий, узнал от неприятеля, что были разработаны ракеты, которые можно было запускать с погруженной подводной лодки против самолетов или прибрежных городов. Это оружие планировалось пустить в дело в следующем январе. Нацистская военная программа требовала разработки ракеты с радиусом действия до 1800 миль, которая должна была быть готова еще через шесть месяцев.
    Сорок гигантских бомбардировщиков с радиусом полета в 7000 миль были обнаружены на самом большом аэродроме Люфтваффе, увиденном американскими офицерами. Аэродром расположен недалеко от Осло, а новый тип бомбардировщика, разработанного Хенкелем, предполагалось использовать для бомбардировки Нью-Йорка.
  15. ... by the Skin of our Teeth (обрывок какой-то цитаты, не смог подобрать перевод) (на англ.) «Life» T.19, №9 (27.08.1945) в djvu - 507 кб
    О планах Германии и Японии нанести удар по США. Упоминается и немецкая ФАУ. "Мы должны были разрушить Нью-Йорк и другие американские города в ноябре", - сказал немецкий ракетный инженер (имя не названо)
  16. Кстати, о картинках (Speaking of pictures...) (на англ.) «Life» T.19, №11 (10.09.1945) в djvu - 661 кб
    Фантастическое вооружение Германии. Все три вида ФАУ присутствуют
  17. A. Sternfeld. On Fuel Consumption by a Rocket Crossing the Atmosphere With Constant Acceleration, А.А. Штернфельд. О расходе топлива при пересечении атмосферы ракетой с постоянным ускорением (на англ.) «Comptes Rendus (Doklady) de l'Académie des Sciences de l'USSR» том 49 №9, 1945 г., стр. 629-632 (ДАН СССР, том 49, №9, стр. 653-656) в pdf - 206 кб
  18. полностью (на англ.) «Journal of the American Rocket Society», №63, September, 1945 в pdf - 2,56 Мб
  19. Вилли Лей. Ракета к Луне? (Rocket to the moon?) (на англ.) «Mechanix Illustrated» 1945 г. №9 в djvu - 2,23 Мб
    Большая статья Вилли Лея о истории мечты полёта на Луну и о современном состоянии ракетостроения. Прекрасные рисунки Бонестелла.
  20. К. В. Гэтланд. Ракетное движение [XIV] (K. W. Gatland, Rocket Propulsion [XIV]) (на англ.) «Newnes Practical Mechanics», том 12, №144 (сентябрь), 1945 г., стр. 415-417 в pdf - 341 кб
    "Манчестерское межпланетное общество было второй организованной британской ракетной группой, основанной летом 1936 года (...) Из проведенных экспериментов наиболее многообещающими направлениями развития были те, которые были связаны с исследованием методов контроля горения в ракетах с пороховым зарядом и стабильности полета ракетных снарядов. Производство зарядных коробок также было важной частью исследований манчестерской группы в период 1936-1937 годов, и многие из них, оснащенные специальными насадками и термостойкими вкладышами, в ходе испытаний показали значительное превосходство над аналогичными зарядами коммерческого происхождения. В результате этих исследований было также разработано несколько оригинальных методов загрузки и сжатия ракетного топлива, которые привели к повышению стабильности горения и, как следствие, к повышению эффективности использования топлива. (...) Несколько ракет, сконструированных для испытания методов запуска и контроля горения, были "ступенчатого" типа, и из них модель, имеющая два компонента движителя (рис. 33), показала очень хорошие и стабильные характеристики. (...) Стабильность исходного компонента была достигнута за счет обеспечения смещенния плоскостей стабилизаторов воздушного потока, которые вызывают вращение вокруг оси корпуса. Вторая "ступень" включала в себя две балансировочные "палки", но зависела также от углового момента, который она получала от исходной ракеты. (...) В декабре 1936 года в Манчестере было проведено огневое испытание (...) Ракета в сборе, приводимая в движение нижним компонентом, достигла высоты от 150 до 200 футов [45-60 м] перед выпуском второй "ступени", которая разогналась до такой скорости, что сделало её траекторию невидимой для наблюдателей. Маленькая ракета не была восстановлена после экспериментов. (...) В ходе этого исследования общество в Манчестере провело ряд публичных демонстраций, связанных с летными испытаниями ракет, как бумажных, так и металлических. Фактически, во время испытаний в этих условиях перед большой толпой людей, которые, несмотря на неоднократные предупреждения, не хотели покидать стартовую площадку, произошел несчастный случай, в результате которого несколько прохожих получили легкие ранения от осколков алюминиевой ракеты, взорвавшейся на стартовой стойке. Этот инцидент привел к судебному разбирательству против общества, и результаты показали, что нарушение Закона о взрывчатых веществах 1875 года было вызвано добавлением хлората калия в состав черного пороха (...) Несколько месяцев спустя Манчестерское межпланетное общество было распущено, что привело почти сразу же в декабре 1937 года, к созданию другой группы - Манчестерской астронавтической ассоциации. (...) Работа НьюМанчестерской группы была более или менее продолжением предыдущих исследований, с акцентом на улучшение контроля горения в пороховых ракетах. (...) Затем последовали испытания сотовых ракет, в ходе которых ассоциация получила наиболее удовлетворительные результаты. По сути, ячеистый метод ракетостроения означает просто силовую установку, состоящую из нескольких зарядов "запаса топлива", расположенных в боковом контакте, каждый из которых сам по себе является полноценным двигательным элементом и имеет индивидуальные средства воспламенения. (...) Модель, протестированная в манчестерских экспериментах, представляла собой моноблочную ракету, и она оказалась одной из самых стабилизированных из всех, созданных за весь период активных исследований. Устойчивость в данном случае была достигнута за счет смещения четырех небольших ребер относительно потока воздуха, что вызывало вращение корпуса вокруг оси. (...) Осенью 1938 года ассоциация сконструировала легкую ракету с воздушным двигателем (рис. 36), работающую на одном заряде. (...) На испытаниях ракета продемонстрировала особенно высокую скорость разгона, и полет был хорошо стабилизирован благодаря высокой траектории. (...) Среди первых ракетных групп, деятельность которых в основном была связана с практической деятельностью, было шотландское общество ракетчиков Пейсли, студенческое объединение, насчитывавшее около двадцати членов (...) Его создание состоялось в феврале 1936 года (...) группа осуществляла программу технического развития, которая включала проектирование, производство и испытания из различных ракет с пороховым зарядом. Из них, пожалуй, наиболее значимыми были ракеты, созданные для аэрофотосъемки. Первая модель этого типа была выпущена в августе 1938 года, и ее первоначальный вес вместе с миниатюрной камерой и парашютом составлял всего 9 унций. [250 g] (...) В ходе этого первого испытательного полета ракета поднялась на высоту приблизительно 300 футов [90 м], прежде чем сбросить парашют, и приземлилась в точке в 600 футах [180 м] от стартовой стойки. Несмотря на то, что в этом испытании камера работала в штатном режиме, на полученном снимке было видно только небо. Была сконструирована вторая ракета (...) Такое расположение позволило получить изображение того, что находилось под ракетой в момент раскрытия парашюта. (...) Общество провело дальнейшие испытания ракет, стабилизируемых вращением, и, несмотря на простоту конструкции и небольшие размеры, некоторые из них оказались весьма эффективными как с точки зрения дальности полета, так и точности траектории. (...) Были получены заряды, использовавшиеся в течение всего периода активных исследований группы Пейсли. в коммерческих целях, и хотя в большинстве испытаний они не были модифицированы, в некоторых случаях трубки были приспособлены для "центрального воспламенения" топлива. (...) Испытательные стендовые испытания показали, что последний способ зажигания обеспечивает заметное увеличение тяги, и это объясняется большей площадью горения и более равномерной скоростью сгорания".
  21. Томас Стимсон. Вокруг света за 30 минут (Around the world in 30 minutes ...) (на англ.) «Popular mechanics» 1945 г. №9 в djvu - 1,04 Мб
    Ракеты, ракетные самолёлты, реактивные двигатели, ракетные ускорители. Главный инженер "Локхида" Хиббард обещает космический самолёт со скоростью 100 тыщ миль в час. Звуковой барьер, потом тепловой барьер, потом надо подняться выше 100 миль (граница космоса?), ускорение не более 3g. Но вообще - дело за топливом. Пока нет топлива, будем совершенствовать газовые турбины и ставить их на автомобили.
  22. *Последний полет «Фау-2» (Last Flight Of A V2 From Cuxhaven) (на англ.) «The Glasgow Herald» 25.09.1945 в jpg - 519 кб
    Куксхафен. В ближайшем будущем «Фау-2» снова запустят из Германии, но в этот раз она не будет нацелена на Лондон.
    Ее запустят под британским надзором, а боеголовку наполнят не взрывчаткой, но песком. Во всех остальных отношениях, это будет в точности тот же ракетный снаряд, бывший худшим ужасом для людей Лондона, который им пришлось пережить – весящий при старте 12 тонн, поднимающийся на 70 или более миль вверх и движущийся быстрее звука.
    Ракету запустят с побережья и направят в море. Ее полет наблюдатели сфотографируют здесь и вдоль курса.
    Целью запуска является желание убедиться в том, что мы знаем все секреты этого снаряда. Сборка неизбежно представляет собой долгую и трудоемкую задачу, поскольку ракета состоит из 2500 важных деталей и, дополнительно нужны специальные инструменты. Более того, сбор необходимого для запуска топлива представляет свои сложности и опасности.
    Предприняты меры предосторожности, включая подготовку укрытий, чтобы избежать ранений кого-либо, работающего над проектом.

    Экспериментом управляет Оперативная группа специальных снарядов (S.P.O.G) – совместное англо-американское предприятие, привлекшее [гражданских] техников и ученых для работы совместно с военными экспертами.
    Каждый германский ракетный снаряд – те, что используются и те, что проектировались – будут полностью изучены. Известно, что немцы работали над новыми и более мощными моделями «Фау-2», а также над версиями, запускаемыми с кораблей, самолетов и аэропланов.
    До самого конца они были заняты секретными вооружениями, некоторыми фантастическими по концепции – такими, как гигантские зеркала на высоте нескольких миль над поверхностью земли, собирающие и концентрирующие на цели лучи солнца, сжигая все в указанном районе; а некоторые были нежизнеспособными, как 100-тонные танки.
    Похоже, их работа над радиоактивностью была направлена больше на получение новой формы топлива, чем взрывчатки.
    Немцы задействованы в сборке «Фау-2» под начальством британцев.
    Среди тех, кто будет фотографировать и записывать полет ракеты, находятся члены женского вспомогательного территориального корпуса, выполнявшие в нескольких милях от фронта схожую работу, когда «Фау-2» запускались на Антверпен [во время войны]. Они прибыли из Гааги.
  23. *Ракетная почта через океан за 25 минут (Ocean Rocket Mail In 25 Minutes Seen) (на англ.) «Toronto Daily Star» 4.10.1945 в jpg - 98 кб
    Лондон. Почтовую связь ракетой через Атлантику за 25 минут – предвидит, согласно журналу «Флайт», германский ученый.
    «Разработка ракетного движения в конечном счете сделает практичной доставку почты из Европы в Америку за 25 минут» - предсказал ученый в интервью с Джеффри Смитом, редактором журнала «Флайт», объезжающим германские военные заводы и аэродромы. Имя ученого не приводится.
  24. *Можно заставить атомную бомбу пересечь океан самостоятельно (Can Make Atomic Bomb To Cross Ocean By Itself) (на англ.) «Toronto Daily Star» 10.10.1945 в jpg - 300 кб
    Бербанк, Калифорния. Калифорнийские авиапромышленники раскрыли некоторые секреты так называемых «необитаемых управляемых ракет», которые грозят сделать любую будущую войну чрезвычайно опасной как для воюющих сторон, так и для не принимающих в войне участия.
    Когда генералы Джордж Маршалл и Х.Х. Арнольд сообщили в Вашингтоне о «пугающем» множестве нового вооружения, Роберт Е. Гросс, президент «Локхид Эйркрафт Корпорэйшн», заявил здесь, что пилотируемые людьми бомбардировщики через 10 лет станут устаревшей военной силой.
    Почти одновременно, Феррис Смит, главный инженер «Минэск Корпорэйшн», представил небольшой, управляемый по радио самолет, способный в настоящее время нести 50 фунтов атомного или другого взрывчатого вещества. Он заявил, что возможна разработка турбореактивного самолета, движущегося со скоростью 400 миль в час и наводимого с помощью телевидения прямо на цель, удаленную на тысячи миль.
    Мистер Гросс сказал, что уже существуют беспилотные ракеты, которые могут превзойти «Фау-2» - сверхзвуковые ракеты, которые немцы обрушивали на Лондон с континентальных баз – «и по скорости и по грузоподъемности»
    «К чему это может нас привести», - сказал мистер Гросс, - «так это к ракете, способной пересечь океан с атомной бомбой в боеголовке»
    Мистер Смит сообщил, что 18’000 управляемых по радио самолетов созданы во время войны для американской армии и флота – многие снабжены 22-сильным двигателем.
  25. *Британцы испытывают нацистскую ракетную бомбу «Фау-2» (British Test Nazi 'V-2' Rocket Bombs) (на англ.) «Schenectady Gazette» 15.10.1945 в jpg - 305 кб
    Лондон. Британские инженеры и артиллерийские эксперты собрали из старых деталей две нацистские ракеты «Фау-2», которые запустили в цель на расстоянии 150 миль – об этом сообщило сегодня министерство информации.
    Сообщение о ведущихся экспериментах по проверке германских заявлений об эффективности их хваленого «секретного» оружия, было сделано в объявлении о том, что запуск реконструированной ракеты покажут завтра военным обозревателям и корреспондентам в британской зоне оккупации Германии.
    Две реконструированные «Фау-2» запустили в Северное море в течении первой недели октября. Одна упала на расстоянии трех мили от целевой точки. Министерство информации назвало эксперимент «полным успехом».
    Подготовка к экспериментальным запускам оружия, которым нацисты поливали Лондон и Антверпен во время войны, заняла пять месяцев.
    После принятия в мае решения о проведении теста, британским инженерам пришлось построить собственную пусковую позицию и сборочный цех, поскольку не осталось целых.
    Эксперименты начались под руководством штаб-квартиры союзных экспедиционных войск. Когда штаб был расформирован, британский министр снабжения назначил сэра Элвина Кроу для руководства работой британских инженеров и артиллерийских экспертов.
    Американские наблюдатели следили за запуском, проведенным германскими техниками.
    Первый снаряд не смог взлететь, а германский техник, поднявшийся в камеру сгорания, чтобы увидеть в чем проблема, оказался «пьян» из-за испарений спиртового топлива и «не смог завершить работу» - говорится в сообщении министерства информации. Ракету успешно запустили позже.
    Применяя это оружие, германцы обнаружили, что его необходимо запускать в течение нескольких дней после испытаний, в противном случае процент неудач достигает 40 процентов, заявило министерство.
  26. К. В. Гэтланд. Ракетное движение [XV] (K. W. Gatland, Rocket Propulsion [XV], «Newnes Practical Mechanics», том 13, №145 (октябрь), 1945 г., стр. 19-20K. W. Gatland, Rocket Propulsion [XV]) (на англ.) «Newnes Practical Mechanics», том 13, №145 (октябрь), 1945 г., стр. 19-20 в pdf - 222 кб
    "Как можно заключить из вышеизложенного, особенно в отношении разработки пороховых ракет, большая часть исследований, проводимых одной группой, неизменно была не чем иным, как дублированием предыдущих усилий другой. Первые ракетные группы работали в основном в неведении о каких-либо других подобных организациях, и сравнение их записей показывает, что постоянное повторение экспериментов, которые проводились различными ракетными обществами, приводило к большой потере усилий, времени и денег, и, следовательно, темпы довоенного развития были медленными. (...) Очевидно, что в ракетной технике существует определенная потребность в создании центрального органа, возможно, коалиции существующих ракетных обществ, основной функцией которого был бы сбор отчетов об экспериментах и технических данных в рамках подходящей справочной системы. (...) Уже упоминалось о Британском межпланетном обществе (BIS), и многое еще предстоит сказать об этом пионерском объединении, теоретические исследования которого, предшествовавшие роспуску групп с началом военных действий в 1939 году, несомненно, внесли большой вклад в развитие Международного космического сообщества. (...) Благодаря предприимчивости П. Э. Клеатора, основателя и первого президента BIS, Ливерпуль стал родиной астронавтики в Великобритании, и именно там в январе 1934 года был издан первый журнал о тогда еще новорожденной науке. (...) начало военных действий [сентябрь 1939 года] привело к преждевременному завершению работы BIS. Исследования, которыми больше всего известно Британское межпланетное общество, касаются их теоретических изысканий, кульминацией которых стал предварительный проект того, что было названо первой практической инженерной концепцией межпланетного "космического корабля" - работа, которая занимала Общество в течение полутора лет. (...) в свете выдающихся успехов, достигнутых за последние годы, особенно в разработке ракетного оружия "Фау-2", должно быть, мало кто не убежден в этих огромных возможностях, заложенных в ракетном снаряде. Ракета V-rocket стала ярким доказательством в поддержку довоенной декларации Би-би-си о том, что при наличии необходимой поддержки можно было бы совершить исследовательский полет к нашему спутнику с посадкой на его поверхность и возвращением на Землю, используя имеющиеся знания, инженерные средства и материалы. Было подсчитано, что такая экспедиция займет три недели, и проект космического корабля был основан на размещении экипажа из трех человек в течение этого периода. (...) Следует подчеркнуть, что проект B.I.S. задуман как не более чем разумная инженерная концепция того, что будет делать космический корабль. Исследовательский комитет BIS в довоенные дни рассматривал возможность использования известных тогда методов как практически осуществимых. (...) Из диаграммы (рис. 38) можно видеть, что компоновка в некоторой степени отличается от любой ранее задуманной "космической ракеты". Ракета спроектирована так, чтобы использовать твердое ракетное топливо, которое воплощено в мириадах отдельных "двигателей", установленных в виде ячеек, благодаря чему топливо составляет 90% ее массы. (...) За исключением спасательного отсека в головной части ракеты, вся мощь заключается исключительно в двигательных зарядах, которые укладываются коническими слоями для обеспечения оптимальной структурной стабильности. (...) Двигательные ячейки, каждая из которых представляет собой высокоточно изготовленный ракетный двигатель с запасом топлива, собраны в группы различного размера и мощности внутри блоков (...) Конструкция B.I.S. обеспечивает максимально возможную прочность, достижимую при ячеистом образовании, и, несомненно, максимальную плотность топлива при таком расположении во многом это зависит от внешней формы - как будет показано ниже, обтекаемость бросается в глаза из-за ее отсутствия. (...) Диаметр поперечного сечения корпуса определяется наименьшим практическим размером спасательного контейнера; принимая во внимание условия для экипажа из трех человек и основные требования, поддержание давления, органы управления и приборы и т.д., а также минимальную требуемую площадь выхлопа. (...) При ускорении в 2 g границы земной атмосферы были бы пройдены в течение трех минут. При таком же ускорении еще через четыре минуты произойдет гравитационное высвобождение, и, когда скорость высвобождения достигнет приблизительно 2410 км, зажигание будет выключено, и "Кораблю" будет позволено двигаться по инерции до тех пор, пока не будет проверена его скорость движения вперед перед посадочными маневрами. С момента освобождения "Корабль" достигнет лунной орбиты в течение 45 часов. Стабильность в концепции B.I.S. достигается за счет осевого вращения; "Корабль" совершает один оборот каждые три секунды."
  27. Британский истребитель (British Jet Fighter) + Самый быстрый самолёт в мире (The world's fastest airplane) (на англ.) «Popular mechanics» 1945 г. №10 в djvu - 890 кб
    "Глостер-Метеор" вступает в бой ( с ФАУ-1). P-80 ("Шутинг Стар") - самый быстрый самолёт в мире, летает со скоростью вращения Земли, имеет ракеты и пушки - подробно.
  28. Атомная бомба для войны - атомная энергия для мира (Atomic bomb for war - atomic power for peace) (на англ.) «Popular mechanics» 1945 г. №10 в djvu - 428 кб
    5000 атомных бомб могут разрушить Японию... Подробный рассказ об атомной энергии и атомных бомбах
  29. отрывок из статьи о британских ВМС (на англ.) «Popular mechanics» 1945 г. №10 в djvu - 163 кб
    Самолёт с ракетами, очевидно, базируются и на авианосцах. Американцы наконец-то поняли, почему британских моряков во всём мире называют "limeys" - в 11 утра они пьют традиционно сок лайма.
  30. Артур Кларк. Внеземные ретрансляторы. Могут ли ракетные станции давать всемирное освещение? (Arthur C. Clarke, Extra-terrestrial Relays. Can Rocket Stations Give World-wide Coverage?) (на англ.) «Wireless World», том 51, №10, 1945 г., стр. 305-308 в pdf - 2,28 Мб
    «Многие могут считать решение, предложенное в этой дискуссии слишком надуманным, чтобы воспринимать его всерьез. Такое отношение необоснованно, поскольку все, что здесь предусмотрено, является логическим продолжением событий за последние десять лет - в частности, совершенствованием ракеы дальнего действия, для которой ФАУ-2 была прототипом. (...) В течение нескольких лет можно будет построить радиоуправляемые ракеты, которые можно было бы вывести на такие орбиты за пределы атмосферы и оставить для передачи научной информации на Землю. Немного позже пилотируемые ракеты смогут совершать подобные рейсы с достаточной избыточной мощностью, чтобы сойти с орбиты и вернуться на Землю. Существует бесконечное число возможных устойчивых орбит, круговых и эллиптических, на которых ракета останется, если начальные условия были правильными (...). Видно, что одна орбита с радиусом 42 000 км имеет период ровно 24 часа. Тело на такой орбите, если ее плоскость совпадает с плоскостью земного экватора R, будет вращаться вместе с Землей и, следовательно, будет неподвижным над одним и тем же местом на планете. (...) Используя материал, переправленный ракетами, можно было бы построить «космическую станцию» на такой орбите. (...) Предположим теперь, что такая станция была построена на этой орбите. Она может быть оснащена приемным и передающим оборудованием (...) и может выступать в качестве ретранслятора для ретрансляции передач между любыми двумя точками в полушарии внизу с использованием любой частоты, которая будет проникать через ионосферу. (...) Единая станция могла обеспечить покрытие только половины земного шара, а для мировой службы потребовалось бы три, хотя и больше можно было бы легко использовать. Технические проблемы, связанные с проектированием таких станций, чрезвычайно интересны [со ссылкой на книгу Германа Нордунга «Проблема путешествий в космос»], но только некоторые из них могут быть преодолены. (...) По характеру системы ясно, что необходимая мощность будет намного меньше, чем требуется для любой другой схемы. (...) Вторая фундаментальная проблема - обеспечение электрической энергии для запуска большого числа передатчиков, необходимых для различных услуг. (...) Термоэлектрические и фотоэлектрические разработки могут позволить использовать солнечную энергию более непосредственно. (...) Несмотря на большие первоначальные расходы, это будет лишь малая часть того, что требуется для замены мировых сетей, а текущие расходы будут несравненно меньше».
  31. *Испытания ракеты не впечатляют (Tests Of Rocket Fail To Impress) (на англ.) «Spokane Daily Chronicle» 16.10.1945 в jpg - 241 кб
    Альтервальд, Германия. Множество союзных ученых, следивших за одной из гитлеровских ракет «Фау-2», когда ее запустили вчера в Северное море, сказали, что нацисты лучше бы сконцентрировались на разработке атомной бомбы, или более качественных военных самолетов.
    Ученые сказали, что за демонстрацией было захватывающе следить, но В.Чикеринг из Калифорнийского Технологического института заметил: «В “Фау-2” нет ничего принципиально нового, [в отличие] от атомной бомбы»
    Смешанная команда германских и британских техников установила огромный снаряд – собранный из старых деталей – в его гнездо на стальной платформе, расположенной в деревне, в нескольких милях вглубь суши Северной Германии. Наблюдатели отошли на расстояние мили. Когда все было готово, пусковая команда зашла в защищенный блиндаж, примерно в 100 ярдах от платформы.
    Когда электронный детонатор включили, наблюдатели услышали громкий удар, затем нарастающий звук, поднявшийся до громового крещендо, когда 14-тонный, 45-футовый снаряд взмыл почти вертикально, выбрасывая длинный хвост оранжевого пламени.
    Ракета выглядела медленно стартующей, затем внезапно она набрала огромную скорость, по оценкам, достигшую 3000 миль в час.
    Проводившие демонстрацию техники полагают, что снаряд упадет в Северное море примерно на расстоянии 200 миль.
    Шум запуска был слышан на десять миль вокруг, раскаты эха продолжались 75 секунд.
    Общее мнение наблюдателей таково, что этому оружию еще нужна доработка, прежде чем оно сможет конкурировать с современными бомбами.
  32. К. В. Гэтланд, Ракетное движение [XVI] (K. W. Gatland, Rocket Propulsion [XVI]) (на англ.) «Newnes Practical Mechanics», том 13, №146 (ноябрь), 1945 г., стр. 50-51 в pdf - 226 кб
    "разработка и выбор топлива в концепции космического корабля B.I.S. [Британского межпланетного общества] не могут определяться только мощностью тяги. Ячеистый метод изготовления основан на высокой плотности топлива, обеспечивающей его структурную стабильность; и "идеальное в остальном" топливо также может быть крайне нестабильным, склонным к детонации. Проблема, очевидно, не из легких, и, несомненно, потребуется много обширных исследований, прежде чем "лунное топливо" станет реальностью. (...) Отсек экипажа представляет собой еще один конструктивный элемент, требующий самого тщательного рассмотрения. Он должен быть оборудован средствами для поддержания искусственной атмосферы, достаточной для обеспечения потребностей трех человек в течение трех недель. B.I.S. предполагает, что решение этой проблемы заключается в использовании перекиси водорода. Они утверждают, что это вещество можно было бы перевозить в виде густой вязкой жидкости, которая могла бы распадаться на воздух и воду либо при нагревании, либо под действием катализатора, одна молекула которого может быть легко расщеплена на одну молекулу воды и половину молекулы кислорода. (...) 1 фунт. [0,45 кг] кислорода (...) достаточно для одного человека, который обычно активен в течение шести часов. Исходя из этого, примерно 500 фунтов [230 кг] перекиси водорода обеспечат трех человек кислородом в количестве, достаточном на 20 дней, и в то же время оставят небольшой запас для экстренных случаев. (...) небольшое количество жидкого кислорода (...) также потребуется в качестве запаса воздуха для "скафандров", которые экипаж будет использовать вне космического корабля, находясь на поверхности Луны. (...) Осевое вращение "корабля" означает, что контрольный отсек также вращается, и хотя, как уже отмечалось, это условие служит для стабилизации, а также стимулирует искусственную гравитацию, оно не облегчает навигационную задачу. (...) Трудность заключается в том, что в этих условиях в таких условиях поле зрения будет вращаться, и поскольку время от времени экипажу необходимо будет производить навигационные наблюдения, оно должно быть преобразовано в стационарное и точное. Удовлетворительное решение было найдено при разработке системы вращающихся зеркал (...) При достижении "скорости сброса" мощность отключалась; импульс выводил аппарат на лунную орбиту. Именно в этот период будут внесены любые навигационные коррективы. (...) влияние Луны вступит в силу, заставляя аппарат ускоряться по направлению к поверхности Луны. Во время этого периода естественного ускорения "Корабль" должен был полностью развернуться на 180 градусов, чтобы, готовясь к посадке, сначала коснуться поверхности кормой. (...) После того, как маневр поворота будет выполнен полностью, будут запущены дополнительные блоки зарядов, чтобы замедлить скорость "корабля". (...) Также будет установлен прибор для измерения высоты, аналогичный по применению устройству "эхо-зондирования", используемому в море. (...) Сама посадка будет осуществляться шестью "опорами" гидравлических амортизаторов (...) Масса "корабля" к моменту приземления уменьшится менее чем на треть (рис. 39) (...) Возвращение было бы осуществлено во многом таким же образом, как и полет в космос (...) "Корабль" просто оттолкнулось бы от своих посадочных "ног" (...) Это решение считается практически осуществимым только благодаря уменьшенной массе и уменьшенной силе тяжести, которые позволяют ракете достичь скорости выхода на Луну со значительно меньшими затратами энергии, чем при выходе с Земли. Как только эта цифра будет достигнута, "Кораблю" будет позволено двигаться по инерции, и, повторно миновав область гравитационного равновесия, оно ускорится в свободном падении по направлению к Земле. (...) "Корабль" снова полностью повернется вокруг своей оси, и будут запущены дополнительные заряды, чтобы разогнать его до безопасной скорости для возвращения в атмосферу. (...) Как только он окажется на заданном расстоянии от поверхности, будет раскрыт поддерживающий парашют, и спасательный контейнер, в котором разместятся экипаж и опоры (рис. 40). Концепция космического корабля B.I.S. была разработана специально для того, чтобы взглянуть на проблему космических полетов с высоты птичьего полета в целом. (...) Предполагалось, что должны быть выполнены определенные существенные условия, и "Судно" спроектировано таким образом, чтобы удовлетворять этим условиям. (...) Наложенные ограничения можно классифицировать следующим образом: (а) Рейс должен служить определенной научной цели, а экипаж и оборудование должны быть минимальными, которые могут быть использованы. (b) это должно быть предусмотрено для обеспечения разумных шансов на успешное возвращение участников. (c) Следует предусмотреть, насколько это практически возможно, все возможные опасности; и (d) не следует делать никаких предположений относительно возможной разработки новых видов топлива или строительных материалов, которые, как разумно ожидать, не будут получены на основе существующих. (...) B.I.S. опубликовала отчет о своих выводах в журнале Общества (январь 1939 г.), и добавил дополнительную рекомендацию о расширении исследовательской программы (...) Эта вторая часть программы была свернута из-за начала войны, которая заставила Британское межпланетное общество прекратить свою деятельность в сентябре 1939 года. Однако ядро комитета продолжало существовать (...) Этот же комитет за два года до окончания войны в Европе был занят разработкой планов официального возобновления деятельности Общества (...) в настоящее время ведется подготовка к объединению трех [оставшихся британских ракетных] групп под общим названием".
  33. Ракетный орган играет японцам (Rocket "Pipe Organ" Played Dirge for Japanese) (на англ.) «Popular mechanics» 1945 г. №11 в djvu - 131 кб
    Ракетная батарея на палубе десантного корабля. Ракеты готовы, но не пригодились - Япония капитулировала.
  34. Гибкий стратосферный скафандр поддерживает жизнь на 15-мильной высоте (Flyers' Flexible Strato-Suit Sustains Life at 15-Mile Heights) (на англ.) «Popular mechanics» 1945 г. №11 в djvu - 79 кб
    Надевается за 2 минуты, герметичный, но пока испытывается.
  35. 10 ракет на P-51 новой модели (10 Rockets on P-51 Boost Armament Of New Model) (на англ.) «Popular mechanics» 1945 г. №11 в djvu - 75 кб
    P-51H "Мустанг" имеет 5 ракетных установок по 2 ракеты на каждой. Мощность залпа - как полный залп эсминца.
  36. Лёгкая пушка без отдачи (Lightweight "Kickless" cannon absorb own recoil) (на англ.) «Popular mechanics» 1945 г. №11 в djvu - 114 кб
    75-мм безоткатка. В статье подчёркивается, что эта штука не ракетное ружьё, а нарезное с выбросом газов. Отдача - как у винтовки калибра 22.
  37. 36-часовая война (The 36-hour war) (на англ.) «Life» T.19, №21 (19.11.1945) в djvu - 3,51 Мб
    Ракетно-атомная война во всех подробностях, в картинках. Кто-то из другого полушария пускает ракеты с атомными бомбами по США. 40 млн. убитых и т.д.
  38. Первая атомная бомба (First Atomic Bomb) (на англ.) «Life» T.19, №21 (19.11.1945) в djvu - 100 кб
    Первое атомное испытание в Нью-Мексико. Взрыв в цвете
  39. *Разработана летающая бомба для Америки (Buzz-Bomb Was Developed For America) (на англ.) «The Spartanburg Herald» 23.11.1945 в jpg - 180 кб
    Лос-Анджелес. О разработке турбореактивной летающей бомбы, которую можно использовать с борта десантного судна или двухбалочного военного истребителя, при радиусе полета 2500 миль, было объявлено сегодня 3 авиационными фирмами.
    «Нортроп Эйркрэфт» описала свою летающую бомбу как конструкцию с одним двигателем и размахом крыльев в 30 футов – внешне очень похоже на маленький истребитель – и раскрыла, что производит подобные бомбы для армии [Соединенных Штатов] с лета 1944 года.
    Обозначенная, как «JB1A», она появилась после двухмоторной машины, которую «Нортроп» сперва построила для армии по образцу «летающего крыла».
    В заявлении компании нет информации о том, как или где армия применяла эти бомбы. Там сообщается: улучшение пусковой платформы сократило длину направляющих до 50 футов, подходящих для установки на десантное судно. Центральный элемент пусковых саней – это алюминиевая туба, с бомбой, установленной на раме внутри тубы. Ракета катапультируется на скорости 220 миль в час при помощи 4 ракет.
    Не сообщается, ни какую скорость она достигает после включения турбореактивных двигателей, ни количество произведенных бомб, хотя компания говорит о завершенной поставке 1000 пусковых саней. Вес аппарата 7000 фунтов, включая 3700 фунтов боезаряда.
  40. *Предвиденье ракетной почты на скорости 5000 миль в час (5,000 m.p.h Rocket Post Foreseen) (на англ.) «The Sydney Morning Herald» 1.12.1945 в jpg - 311 кб
    Лондон. Британские ученые, вовлеченные в ракетные исследования, полагают, что недалеко время появления «ракетной почты», доставляющей корреспонденцию из Англии в Америку меньше, чем за час.
    Такие ракеты достигнут скорости 5000 миль в час.
    Полковник Г.В. Рэби, глава группы ученых, проводивших ракетные тесты в Куксхафене (Германия), сказал, что «почтовая ракета» будущего во многом будет такой же, как «Фау-2», за тем исключением, что она будет крылатой и с убирающимся шасси.
    Вместо боеголовки расположится отсек для почты, а позади него – изолированная герметичная кабина пилота, который возьмет управление ближе к концу полета.
    Немцы, сказал он, разрабатывали ракету, известную как «А9», с максимальной скоростью около 5000 миль в час. Ее конструировали для подъема на высоту от 70 до 80 миль. Когда она начнет снижаться по своей траектории, крылья постепенно обретут аэродинамическую эффективность, что позволит приземлиться, примерно, при скорости 95 миль в час.
    Полковник Рэби сказал, что 3000-мильный путь из Лондона в Нью-Йорк займет около 40 минут. Ракету можно будет перезаправить и отправить назад в Лондон в тот же день.
    Ракета «А9» - это одна из набора ракет, пронумерованных от «А1» до «А10», разрабатывавшихся на германской исследовательской станции в Пенемюнде перед концом войны. Она, вероятно, предназначалась для бомбардировки Соединенных Штатов.
    Немцы экспериментировали с крылатыми «Фау-2», посылая их с помощью специальных бустеров на высоту в 80’000 футов.
    Для пилотируемых почтовых ракет, предвиденных полковником Рэби, предполагается, что пилоту не удастся взять управление до возвращения ракеты на высоту около 28 миль от поверхности земли. Для этих ракет потребуются очень большие бустеры.
  41. полностью (на англ.) «Journal of the American Rocket Society», №64, December, 1945 в pdf - 5,33 Мб
  42. К. В. Гэтланд. Ракетное движение [XVII] (K. W. Gatland, Rocket Propulsion [XVII]) (на англ.) «Newnes Practical Mechanics», том 13, №147 (декабрь), 1945 г., стр. 93-95 в pdf - 314 кб
    "за годы войны было проведено много ценных [теоретических] работ, о которых были опубликованы подробные отчеты по следующим темам: (а) Фундаментальное проектирование ракетных самолетов; (б) Разработка конструкции ракет с метеорологическим зондированием; и (в) Исследование систем перезарядки в "твердом" состоянии ракетных установок. (...) Эта концепция [одноместного ракетного самолета, разработанная Манчестерской астронавтической ассоциацией (M.A.A.)] была задумана просто как основа для отчета об инженерных и аэродинамических проблемах, связанных с разработкой высокоскоростных высотных самолетов, и, как таковая, фактический дизайн не был разработан. (...) В носовой части была расположена небольшая кабина контроля давления, а непосредственно под ней - два небольших резервуара, один для кислорода, другой для спирта, предназначенных для питания небольшого ракетного двигателя, работающего вперед и вниз. (...) Приводной двигатель был чем-то совершенно новым в ракетных установках и решал проблему подачи топлива очень просто. Вместо использования системы заправки газом или нагнетательных насосов была разработана топливная инжекторная система, в которой кислород и топливо центрифугально подавались в многокамерный движитель при осевом вращении всего агрегата. (...) Было сконструировано несколько моделей самолета, главным образом для того, чтобы получить некоторое представление о его устойчивости, но, к сожалению, были проведены только первоначальные летные испытания первой модели с пороховым двигателем, поскольку они были завершены всего за несколько недель до начала военных действий. В то время были разработаны планы по созданию крупной модели, работающей на спиртокислородном топливе, но из-за войны этот конкретный проект так и не был начат. (...) Вскоре после прекращения военных действий в Европе усовершенствованная модель была запущена в эксплуатацию и показала себя способной к быстрому и хорошо стабилизированному полету. (...) Это удобный момент для ознакомления с работой Общества развития астронавтики (A.D.S.), поскольку его ранние исследования были очень успешными похожими на то, что было у манчестерской группы. АДС, созданная в июле 1941 года писателем и мистером Х. Н. Пантлином, (...) первоначально была независимой организацией. Однако в январе 1942 года был установлен контакт с МАА, и вскоре, в августе того же года, оба общества были временно объединены. (...) Первой по-настоящему значительной работой общества стало исследование проблем, связанных с разработкой ракетных самолетов, и этот опрос был начат в полном неведении об очень похожем исследовании, которое проводилось в то же время в Манчестере. Когда позже записи были сопоставлены, выяснилось, что две независимые рабочие группы разработали почти идентичные принципы. (...) В отличие от концепции ракетного самолета M.A.A., модель A.D.S. (рис. 43) имела низкое крыло и дополнительный воздухозаборник, расположенный в носовой части. (...) Двигатель на жидком топливе, предварительно разработанный для оригинальной модели A.D.S., также был несколько уникальным по конструкции, и, как и в случае с центробежным инжектором M.A.A., проблема подачи топлива была решена довольно просто. (...) Многокамерный двигатель на жидком топливе, разработанный по тому же принципу, что и двигатель M.A.A. "центробежный инжектор" - позже был усовершенствован, и в нем была предусмотрена подача топлива центробежным способом путем вращения всего устройства за счет смещенной тяги. (...) модель устройства не была сконструирована, хотя модель самолета, использующего аналогичную пороховую систему, была успешно запущена в полет до официального создания общество. Выводы, сделанные на основе исследований M.A.A. и A.D.S., охватывающие существенные недостатки и преимущества ракетной системы, применяемой к воздушным судам, могут быть обобщены следующим образом: Из-за ограниченного срока службы, из-за большого расхода топлива, воздушное судно, оснащенное тем, что мы можем назвать "химическим ракетным двигателем", вряд ли сможет реализовать как коммерческое применение. Однако этому противоречит использование контролируемой атомной энергии. (...) как только эту энергию можно будет использовать для непосредственной реакции, в нашем распоряжении будет очень мощный и экономичный движитель, не только подходящий для всех наземных целей, но и способный заправлять топливом самые предприимчивые "межпланетные космические корабли". (...) Помимо высокого расхода топлива вторым недостатком химических ракетных установок, непосредственно связанным с первым, является их неспособность функционировать без чрезмерных затрат энергии на низких скоростях и в атмосфере. (...) Общее лобовое сопротивление воздушного судна складывается из двух компонентов: (а) трения об обшивку и (б) образования турбулентного следа. (...) при тщательной оптимизации эти изменения давления могут происходить постепенно, так что ламинарный поток переходит в турбулентный. турбулентность возникает близко к задней части кузова и приводит к образованию узкого следа. (...) Пограничный слой образуется в результате сил трения, возникающих между поверхностью и воздухом (...) Исследования показали, что наиболее эффективным устройством для забора воздуха для этой цели являются простые широкие щели, расположенные под прямым углом к контуру кожи и заподлицо с поверхностью, как показано на рисунке на рис. 45. Диаграмма дает некоторое представление о формировании пограничного слоя в этой области и указывает способ подключения к ракетному двигателю. (...) Эти методы управления пограничным слоем, конечно, наиболее эффективны при применении в тепловых реактивных системах и ракетных системах с воздушным наполнением из-за большого объема воздуха, подаваемого в движители, и большого массового расхода, доступного при выбросе".
  43. Г. Эдвард Пендрей. Пассажирские полёты на ракетах? (G. Edward Pendray, Passenger Flights By Rockets? (на англ.) «Harper's Magazine», том 190, 1945 г., стр. 353-358 в pdf — 655 кб
* Статьи и перевод (я несколько изменил) с блога http://andreyplumer.livejournal.com/
Также там больше и более подробно
Статьи в иностранных журналах, газетах январь - июнь 1946 г.

Статьи в иностранных журналах, газетах январь - июнь 1945 г.