Поскольку Surveyor I, III, V и VI успешно выполнили требования для поддержки Apollo, NASA решило использовать последний оставшийся Surveyor для чисто научной миссии за пределами потенциальной посадочной площадки для первых полетов Apollo. После бессобытийного полета к Луне (включая одну из двух запланированных корректировок в середине пути) Surveyor VII успешно приземлился в 01: 05: 36.3 10 января 1968 г. на поверхности выброса, исходящего из яркого кратера Тихо на юге видимой стороны. Координаты посадки: 40,97° ю.ш. / 11,44° з.д., примерно в 29 км к северу от края Тихо и в 2,4 км от цели. На первых фотографиях с поверхности было обнаружено на удивление мало кратеров, менее, чем на равнинах, хотя в целом территория была более грубой. Примерно через 21 час после приземления наземные операторы выпустили пиротехнические заряды, чтобы сбросить прибор для регистрации альфа-рассеяния на поверхность Луны. Когда прибор не смог выйти за пределы промежуточного положения, операторы использовали поверхностный пробоотборник (манипулятор), чтобы заставить его опуститься. Затем пробоотборник использовался, чтобы взять прибор для регистрации альфа-рассеяния после его первого химического анализа и переместить его в два дополнительных места. Около 66 часов данных регистрации альфа-рассеяния было получено в течение первого лунного дня на трех образцах: ненарушенной лунной поверхности, лунной скале и области, выкопанной поверхностным пробоотборником. Инструмент регистрации альфа-рассеяния собрал за 34 часа ещё данных в течение второго лунного дня. Черпак на руке пробоотборника многократно использовался для сбора почвы и рытья траншей, а также для проведения не менее 16 испытаний на устойчивость на поверхности. Помимо того, что было сделано 21 274 фотографии (20 993 в первый лунный день и 45 во второй), Surveyor VII также служил целью для наземных лазеров (мощностью 1 Вт) для точного измерения расстояния между Землей и Луной. Связь с Surveyor VII была приостановлена 26 января 1968 года в 14:12, примерно через 80 часов после захода солнца. Работа по второму лунному дню началась в 19:01 12 февраля 1968 г. и продлена до 00:24 21 февраля, фактически завершив миссию. Второй запуск космического корабля серии «Аполлон» с лунным модулем на борту. Экспериментальный полёт проходил в беспилотном режиме. Первый пилотируемый полёт корабля по программе «Аполлон». 11.10.1968 был запущен ОБК «Аполлон», на борту находились космонавты Уолтер Ширра (командир), Уолтер Каннингем и Эйзел Дон. Вес ОБК составлял 14,7 т, в т. ч. ОЭ-5,75 т, двигательный отсек (ДО) - 8,95 т. Вес установленной на корабле САС ~ 4 т. Цель полета: отработка операций, проводимых космонавтами, комплексные летные испытания ОБК и наземных средств (КИК, система обработки данных и пр.). Научные эксперименты практически не планировались. Отмечалось, что цель этого полета в основном та же, что и у корабля «Аполлон», который предполагалось вывести на орбиту 21 февраля 1967 г. На этом корабле во время наземных испытаний 27 января 1967 г. возник пожар и экипаж (Вирджил Гриссом, Эдвард Уайт и Роджер Чеффи) сгорел. 22 октября ОБК, в соответствии с программой, был возвращен на Землю. 21 декабря 1968 года в 12:5:00 по Гринвичу ракета-носитель Saturn 5 оторвалась от стартового комплекса 39А в Космическом центре имени Кеннеди, севернее мыса Кеннеди (Канаверал). Пять двигателей F-1 первой ступени развили суммарную тягу в 3434 тонны, и гигантский носитель массой около 2800 тонн ушел вверх. Через 11 мин 35 сек двигатель J-2 третьей ступени S-4B отключился. Ступень и пристыкованный к ней корабль вышел на низкую околоземную орбиту. На втором витке, когда "Аполлон" пролетал над Тихим океаном южнее Гавайских островов, в 15:41:31 двигатель третьей ступени включился во второй раз. Увеличив за 5 мин 17 сек скорость на 3.200 км/с, "Аполлон-8" вышел на траекторию полёта к Луне. 24 декабря в 09:49:45 "Аполлон-8" скрылся за западным краем Луны. Вне связи с Землей, в 09:59:52 Фрэнк Борман включил двигатель служебного модуля тягой 9.75 тонн на торможение. Пульс командира достиг 130 ударов в минуту. Двигатель работал 4 мин 6 сек, скорость корабля уменьшилась с 2.370 до 1.459 км/с, и "Аполлон-8" вышел на орбиту спутника Луны. Никто на Земле не знал об этом, пока в 10:25 в хьюстонском ЦУПе не появились сигналы с "Аполлона". "Аполлон-8" на лунной орбите!" - воскликнул оператор связи. "Аполлон-8". Двигатель сработал", - ответил Борман. 24 декабря, в Сочельник по католическо-протестантскому календарю, Земля впервые услышала описание поверхности Луны, увиденной глазами людей, приблизившихся к ней на расстояние в 113 км. 25 декабря, облетев Луну за 119 минут, Борман, Ловелл и Андерс встретили Рождество Христово. Командир прочитал первые 10 стихов Книги Бытия: "В начале было Слово...". Затем астронавты детально описали и сфотографировали районы, выбранные для высадок лунных экспедиций. Фотографии станций "Лунар Орбйтер" - это хорошо, но внимательный взгляд заинтересованного человека - еще лучше. Возможно мнение астронавтов "Аполлона-8" стало решающим при направлении "Аполлона-11" в Море Спокойствия. Но напряжение, волнение и усталость дали о себе знать, и на шестом витке командир корабля Борман предложил прекратить работу. 25 декабря в 05:42 "Аполлон" ушел за Луну в последний раз. Для возвращения на Землю двигатель служебного модуля необходимо включить над обратной стороной Луны. Если он не запустится, то это - конец. В 06:10:16 Борман включил двигатель, который проработал 3 мин 23 сек, увеличил скорость "Аполлона" с 1.625 км/с до 2.698 км/с и перевел корабль на траекторию полета к Земле. Корабль появился из-за восточного края Луны на 4.5 мин позже, чем предусматривалось планом. "Пожалуйста, учтите: это Санта-Клаус. Хьюстон, я "Аполлон-8". Мы включили двигатель, как было установлено по программе. Он сработал нормально!" Теперь, на пути к Земле, астронавты со спокойной совестью съели рождественскую индейку и отметили праздник глотком спиртного. 27 декабря "Аполлон-8" должен приземлиться. Командный модуль, отделившийся от служебного, подошел к Земле. Пройдя над Сибирью и Китаем, в 15:37 корабль вошел в атмосферу на высоте 122 км. Со скоростью 11,039 км/с под углом 6.43° к горизонту "Аполлон-8" выполнил подскок и второе погружение, и в 15:51 GMT приводнился в центральной части Тихого океана. Полет "Аполлона-8" стал настоящим триумфом человеческого мужества и созданной руками человека космической техники. Возможно, мнение автора пристрастно, но в истории космонавтики имена Бормана, Ловелла и Андерса должны стоять в одном ряду с именами Гагарина, Леонова, Армстронга и Олдрина. Это тем более справедливо, если вспомнить те совершенно необычные обстоятельства, в которых было принято решение о полете "Аполлона-8". Обстоятельства, позволявшие тогда характеризовать посылку астронавтов к Луне как безумно смелое решение со значительным элементом риска, или, как минимум, как мероприятие "зрелищное, но излишнее". Строго говоря, полета "Аполлона-8" в том виде, в котором он был осуществлен, в программе не было вообще. |