<<< «ТМ» 1985 №12 | «Техника-молодежи» 1986 №1, с.52-56 | «ТМ» 1986 №2 >>> |
ПУТЬ К ЗЕМЛЕ
Мы продолжаем публикацию документально-фантастического отчета «Путь к Земле» (см. № 8–12 за 1985 год). Вкратце напоминаем содержание предыдущих глав. Бывший космонавт Михаил Коршунов (Лунный Коршун) возвращается домой из системы Юпитера. Решив тряхнуть стариной, последний отрезок пути (Луна — Земля) он собирается проделать самостоятельно, на первом попавшемся транспортном средстве. Селенолог Эдуард Рыжковский в порядке розыгрыша предлагает ему свой крохотный лунолет, не приспособленный для космических полетов. Коршунов принимает вызов. По иронии судьбы штурманом «Кон-Тики» (так нарекает Коршунов свой лунолет) становится Александр Перепелкин, не имеющий никакого отношения к космонавтике. От его лица и ведется повествование. Мужественно справившись с непреодолимыми, казалось бы, трудностями, после многочисленных приключений экипаж «Кон-Тики» прибывает на окололунную орбитальную станцию «Юрий Гагарин». Цель нового рискованного броска — внутренняя точка либрации, где находится автоматический танкер «Лагранж». Здесь намечено пополнить запасы топлива и идти затем к околоземной станции «Коперник».
Каждый выпуск сопровождается игровыми программами, с помощью которых читатели, умеющие обращаться с программируемыми микрокалькуляторами «Электроника Б3-34» («МК-54»), могут самостоятельно повторить важнейшие этапы этого небывалого путешествия, а также при желании совершать другие сложные космические операции.
6. ТЬМА
Стартовая площадка была ярко озарена прожекторами. Несомненно, свет некоторых из них, невидимый в вакууме, рыскал сейчас в темноте в поисках «Кон-Тики», но усилия были тщетными — Коршунов ловким маневром ушел из следящего луча, а вновь нащупать столь утлое суденышко в глубине космоса смогла бы разве что автоматическая противометеоритная система. Однако данными прожекторами руководили вовсе не роботы.
Мы снялись с верхней палубы «Гагарина» (а сюда перегнал «Кон-Тики» кто-то из местной стартовой команды ночью, пока мы спали) над центром обратной стороны Луны, несмотря на настойчивые уговоры ТВ подождать до стороны освещенной, на которой условия съемки гораздо предпочтительней. Мы были неумолимы. Пришлось им прибегнуть к искусственному освещению, а теперь, после маневра Коршунова, оно стало бессильным и бесполезным. До станции все еще было рукой подать — она выглядела черной прямоугольной тенью на фоне звездного неба, окаймленной ходовыми огнями, верхняя же площадка казалась самостоятельным летательным аппаратом, подобным Лапуте, на которой некогда побывал Гулливер.
Мы уходили от станции со скоростью пешехода — разгон, по мнению Коршунова, следовало начать минут через 10–15 после старта. Так мы гораздо точнее выйдем к «Лагранжу» и сбережем много топлива. Хотя, казалось бы, чего там особенно экономить — все равно заправляться...
— Полный порядок, — сказал Коршунов. В кабине было темно, только неярко мерцали индикаторы на пульте управления. — Они нас уже не найдут. Рассказывай, что было дальше.
Утро для меня началось с хлопот по снабжению и заправке «Кон-Тики». Прикинув, что до «Лагранжа» нам с лихвой хватит тонны топлива, я поставил в заявке на всякий случаи «1500 кг» и дал подписать Коршунову. Он изучал бланк несколько секунд, потом исправил 1 на 3 и расписался внизу. «Лихость твоя мне нравится, — ответил он на мой недоуменный вопрос. — Ты все рассчитал правильно. Но мы идем в космос, не на орбиту, впереди сутки полета. В таких случаях лучше иметь запас на обратный путь, раз уж есть возможность. Мало ли что может случиться».
По второй части заявки — воздух, вода и прочее на 10 суток — замечаний у него не возникло. «Именно десять. Больше десяти дней не продержимся, обязательно куда-нибудь свалимся». Я взял подписанный документ и отправился в диспетчерскую. Там-то и начались непредвиденные осложнения, о подробностях которых Коршунов желал сейчас услышать. Я сунул бланк в приемную щель машины, и та незамедлительно выплюнула его обратно! На дисплее зажглась надпись: «Не указана цель полета».
— А ты что? — спросил Коршунов. В общих чертах он уже знал о происшествии, был осведомлен и о результатах, сейчас его интересовали детали.
— Я написал на бланке «Земля» и сунул бумагу обратно в машину.
— Молодец! — похвалил Коршунов. — А она?
— Тут же выбросила назад. На дисплее загорелось: «Заправка не разрешается. Судно не приспособлено для полета к планетам, имеющим атмосферу. В заявку следует включить требование об установке на судно стабилизаторов и тормозных щитков».
— А ты? — спросил Коршунов. Зная его «любовь» к компьютерам, нетрудно понять, что ситуация его развлекала.
— Я. естественно, зачеркнул слово «Земля», вписал «Луна» — и туда же.
— Находчиво! — определил Коршунов и посмотрел на часы. — Кажется, нам пора. Держись, штурман!
Двигатель загремел. Разгонялся Коршунов, как всегда, на предельном режиме. Ускорение продолжалось с полминуты. Когда двигатель умолк, станция потерялась позади, а цифры на указателе топлива уменьшились ровно на тонну.
— Скорость? — осведомился он.
— Параболическая! — сказал я. — Даже немного больше...
— Нехорошо, — поморщился он в тусклом свете индикаторов. — Терпеть не могу парабол. Чуть меньше скорость — и сваливаешься на эллипс. Чуть выше — ты уже на гиперболе. А между ними — дистанция огромного размера. Давай-ка для надежности бросим еще литров двести. Неоптимально, конечно, зато выиграем много часов. Гипербола — единственная порядочная кривая...
Двигатель загрохотал снова, на сей раз всего на несколько секунд. Потом замолчал — очень и очень надолго.
— А что дальше? — спросил Коршунов. — Ты написал «Луна»...
— Она опять вернула заявку. Теперь на дисплее значилось: «Заправка не разрешается. Судно не приспособлено для полета к планетам, не имеющим атмосферы. В заявку следует включить требование об установке на судно посадочных амортизаторов».
— Я волком бы выгрыз бюрократизм! — с чувством процитировал Коршунов. — Тебе следовало назвать второй причал «Гагарина».
— Я думал об этом. Проклятая машина не выделила бы нам трех с половиной тонн топлива и ресурса на десять дней для перелета с причала на причал. Я исправил «Луна» на «Земля» и вписал требование насчет тормозных щитков. В результате «Кон-Тики» утяжелился на полсотни килограммов. Но если бы я оставил «Луна», навеска была бы вдвое тяжелее. Правда, еще не поздно от них отделаться
— Я смотрел, — сказал Коршунов. — Приварено насмерть. Но не огорчайся, штурман. Может, еще пригодятся. Кто знает...
Я не ответил. Впереди вспыхнула огненная линия горизонта. Затем появилось Солнце. Его лучи озарили пейзаж под нами: бесчисленные кратеры, очень рельефные при боковом освещении. Они не только уносились назад — к этому мы успели привыкнуть, — но и уменьшались буквально с каждой минутой. «Кон-Тики» набирал высоту, и это было заметно на глаз. Луна стала уже шаром — громадным, но отчетливо выпуклым. Высота росла: 200 км, 300, 400...
— Вот и она! — Коршунов показал вперед. Над горизонтом поднималась облачная дуга Земли — словно птица с отогнутыми назад крыльями. — Несколько дней, и мы будем там. Не верится?..
С момента отделения от станции прошло каких-то полчаса. Высота увеличивалась: 600 км, 700, 800... Луна съеживалась, по площади она занимала, наверное, всего процентов десять небесной сферы.
— Запомни этот момент, штурман! — Цифры на альтиметре быстро сменялись: 1650 км, 1700, 1750... — Шельф кончился, впереди открытое море!
Да, мы удалились от Луны на величину ее радиуса, траектория задиралась все круче. К исходу первого часа поднялись более чем на три тысячи километров, Земля уверенно подбиралась к зениту, вектор скорости запрокидывался. Мы шли к Земле, это было несомненно. Луна все еще доминировала в небе, но была уже не внизу, а позади нас!
— Завтра заправимся, — мечтательно проговорил Коршунов. — А через недельку, глядишь, будем сидеть где-нибудь на бережку, на камушках, и потягивать из синего моря рыбку — большую и маленькую. Настоящую рыбку, Саша...
— Что значит «настоящую»? — поинтересовался я.
— Ну, у нас, на спутниках Юпитера, — объяснил он, — ты знаешь, тоже есть океаны. Подо льдом, можно сказать, бездонные. Но они, в отличие от земных, безжизненны. Так, по крайней мере, считалось. Вот уже много лет в системе Юпитера работает несколько биологических станций. Биологи пытаются заселить местные океаны земными формами жизни. Вода — она всюду вода. Да ты слышал об этом, Саша...
— Только краем уха, — возразил я. — Знаю, что такие опыты проводились, но ничего конкретного. Слишком далеко от моей обычной работы.
— Правда? — оживился он. — Что ты, за последние годы результаты получены просто отличные. Отличные от всего, что кто-либо ожидал. Теперь в поставленную ловушку нетрудно поймать, например, семгу, угря или даже треску. Но может забрести туда и чудовище... А они страшные, Саша.
Он замолчал.
— Насчет семги или даже трески мне понятно, — сказал я. — Но откуда взялись чудовища?
— Никто не знает. Толи какие-то мутации. То ли там всегда водилась эта нечисть. То ли возникли гибриды местных и земных форм. Некоторые из этих существ ужасны на вид, но вполне безобидны и даже полезны во многих отношениях. В гастрономическом, например. Зато есть и такие, которые рвут любые сети и приводят в полную непригодность самые изощренные ловушки. Есть существа-оборотни, принимающие любые обличья. А самое страшное из них называется Тьма...
— Тьма? — Жутким, нездешним холодом веяло от этого названия. — Почему именно Тьма?
— Никто ее толком не видел, Саша, — сказал Коршунов. — Никто из ныне живущих. Человек, столкнувшийся с Тьмой, гибнет. Приборы выходят из строя, пленки стираются и засвечиваются. Никто из живых не видел ее, но все-таки она существует. Опасное это дело — охота в системе Юпитера...
Время тянулось медленно. Центр Королева вышел из-за горизонта, был где-то внизу, но мы его, конечно, не видели. Земля переместилась в зенит, «Кон-Тики» поднимался почти вертикально со скоростью порядка километра в секунду. Через четыре часа позади осталась уже четвертая часть пути, спустя еще пять — практически половина. Луна стала отдаленным небесным телом — ее угловой диаметр превышал земной всего раза в три. До точки либрации оставалось тридцать тысяч километров и пятнадцать часов пути, мы шли к цели точно, по очень вытянутой дуге, можно было и отдохнуть. Разложили кресла, Коршунов сориентировал «Кон-Тики» днищем вперед, отгородив кабину от солнечного света. Сразу стало темно. Нас окружал мрак, светлая темнота, черное небо, усыпанное бесчисленными мелкими звездами. Воображение услужливо извлекало из памяти картины прошедшего дня.
«Человек, столкнувшийся с Тьмой, гибнет», вот последняя фраза, которая всплыла у меня в сознании перед тем, как уснул.
Снилось тоже нечто жуткое и нездешнее: бесформенная тягучая субстанция окружала меня, душила, увлекала в черную вибрирующую пустоту... Вибрация, сначала еле заметная, вскоре стала невыносимой.
Я открыл глаза и сразу увидел звезды. Коршунов тряс меня за плечо
Проснись, Саша, — сказал он мягко. — Дурные новости. Метеоритная атака, «Лагранж» не отзывается на сигналы. Думаю, топлива мы теперь не получим...
КЛУБ ЭЛЕКТРОННЫХ ИГР
МЯГКОЙ ПОСАДКИ!
Консультант раздела — Герой Советского Союза,
летчик-космонавт СССР Ю. Н. ГЛАЗКОВ
Похоже, с автоматическим танкером «Лагранж» случилось непоправимое, и мечты о пополнении запасов топлива придется оставить до лучших времен. Тем не менее остановка в точке либрации необходима: во-первых, нужно выяснить, что же все-таки стряслось с танкером, во-вторых, в этой точке, где все гравитационные и инерционные силы уравновешены, можно спокойно, без спешки проанализировать ситуацию и подумать, как быть дальше. Что ж, этот солидный по протяженности отрезок пути (более 60 тыс. км в использованной приближенной модели) вполне под силу нашему стандартному «транспортному средству» — ПМК «Электроника Б3-34» («МК-54»), оснащенному новой программой «Лунолет-4».
00.Сх 01.2 02.÷ 03.ИПА 04.+ 05.ПА 06.ИП1
07.- 08.ИПА 09.ИП7 10.- 11.С/П 12.П9 13.П8 14.П2
15.÷ 16.ИП6 17.× 18.ИПД 19.ИП8 20.- 21.Fx≥0
22.00 23.ПД 24.ИП5 25.+ 26.÷ 27.П8 28.ИПС
29.Fsin 30.ИПВ 31.ПП 32.74 33.Fsin 34.× 35.ПП
36.70 37.ИП0 38.+ 39.П0 40.ПП 41.69 42.9
43.0 44.× 45.Fπ 46.÷ 47.ИПА 48.÷ 49.ИПС
50.+ 51.ПС 52.Fcos 53.ИП0 54.ПП 55.74
56.Fcos 57.× 58.- 59.ИП4 60.ИПА 61.Fx2
62.÷ 63.ПП 64.70 65./-/ 66.ИПВ 67.+
68.ПВ 69.FВх 70.+ 71.ИП2 72.× 73.В/О
74.ИП0 75.ИПА 76.÷ 77.ИП3 78.+ 79.ИП3
80.+ 81.× 82.XY 83.ИПС 84.Fcos 85.×
86.ИПА 87.× 88.3 89.× 90.ИП3 91.Fx2 92.×
93.+ 94./-/ 95.ИП8 96.ИП9 97.В/О
Она предназначена для численного моделирования различных маневров космических аппаратов вблизи безатмосферного небесного тела (луны), вращающегося по круговой орбите вокруг другого небесного тела (планеты) и, подобно нашей Луне, постоянно обращенного к планете одной своей стороной. Программа учитывает влияние планеты на движение аппарата и позволяет выполнить принципиально новую космическую операцию — перелет во внешнюю или внутреннюю точку либрации (они в использованной модели располагаются на линии планета — луна на равных расстояниях от центра луны), зато не приспособлена для посадки — автоматический контроль контакта с поверхностью здесь отсутствует. Исходные данные в основном те же, что и в «Лунолете-3» (см. «ТМ» № 9 за 1985 год): (масса космического корабля без топлива, кг) П5 (радиус луны, м) П7 (скорость истечения продуктов сгорания, м/с) П6 (расстояние до центра луны, м) ПА (вертикальная скорость, м/с) ПВ (угловое расстояние от центра видимой стороны луны, градусы) ПС (запас топлива, кг) ПД. Другие связаны с новым характером решаемой задачи. В регистр 4 вводится так называемая гравитационная постоянная луны, равная произведению ускорения силы тяжести на ее поверхности на квадрат радиуса. Нужно набрать на пульте ускорение силы тяжести (для нашей Луны 1,62) и команду ИП7 Fx2 × П4. В регистр 3 вводится угловая скорость обращения луны вокруг планеты, для этого нужно сначала рассчитать гравитационную постоянную планеты: (радиус планеты, м) Fx2 (ускорение силы тяжести на поверхности планеты, м/с2) ×. затем набрать радиус орбиты луны в м (для нашей Луны 3844 ВП 5) и команду Fx2 FВх × ÷ F√ П3. В регистр 1 вводится расстояние от центра луны до точки либрации: 3 F1/x ↑ ИП4 ИП3 Fx2 ÷ × Fxy П1. Осталась горизонтальная скорость корабля. Если он в начальном положении находится на круговой окололунной орбите, то она рассчитывается как обычно: ИП4 ИПА ÷ F√, только теперь нужно еще вычесть из полученной величины скорость, связанную с вращением луны вокруг своей оси: ИП3 ИПА × - П0. (Предполагается, что направления движения корабля и вращения луны совпадают: в противоположном случае в последней формуле вместо - надо поставить +.) Наконец, как обычно, В/О С/П.
При останове на индикаторе появляется текущая высота полета, в регистре Y находится расстояние по вертикали до точки либрации. Остальные переменные — расстояние до центра луны, вертикальная и горизонтальная скорости, угловое расстояние до центра видимой стороны луны, текущий запас топлива — находятся в регистрах А, В, 0, С, Д и вызываются командами ИПА, ИПВ, ИП0, ИПС, ИПД. Маневр задается традиционно: (угол отклонения вектора тяги от вертикали, градусы) ПП (расход топлива, кг) ПП (время, с) С/П. Переключатель Р-Г должен быть установлен в положение Г, команда с перерасходом топлива блокируется.
При дальних вылазках в космическое пространство на «Лунолете-4» рекомендуется придерживаться следующих правил: во-первых, выполнять перелет на гиперболических скоростях (параболическая скорость в √2 больше круговой, а гиперболические соответственно еще выше); во-вторых, в свободном полете на высотах, не превышающих диаметра луны (для нашей Луны около 3500 км), задавать время маневра не более 300 с, затем переходить на 1000-секундные интервалы, при удалении на 15 тыс. км можно уже задавать часовые интервалы (порядка 3000 с), а начиная с 30 тыс. км — трехчасовые (10 000 с). При прикидочном выходе в точку либрации полезно следовать указаниям, содержащимся в 6-й части отчета А. Перепелкина.
ОХОТА НА «ИНОПЛАНЕТНЫХ ЧУДОВИЩ»
Скажем честно: в недрах любой вычислительной системы, в частности и нашей «Электроники», обитают не менее диковинные создания, чем те, которые населяют глубины европеанских океанов и о которых упоминает командир «Кон-Тики». На индикатор ПМК, как известно, выводятся числа, не превышающие по величине 9,9999999 ВП 99 (9,9999999 — мантисса, 99 — порядок числа). Они для нас столь же привычны, как и обычные рыбы земных водоемов. Однако «Электроника Б3-34» способна формировать числа гораздо большие (с порядком до 1000!). причем при соответствующем навыке каждое из них можно «изловить» (записать в регистр), проанализировать, а затем как-то использовать. Конкретный вид и свойства этих «арифметических чудищ» зависят от глубин, где они водятся (точнее, от величины порядка). «Охота» на них — занятие увлекательное и в ряде случаев небезопасное.
Вот краткая классификация «глубоководной фауны» ПМК. Глубины (порядки) до 100 заселены обычными числами. Следующий «этаж» (от 100 до 200) принадлежит ЕГГОГам; еще глубже (от 200 до 300) обитают ЗГГОГи — создания, вопреки своему зловещему виду, в высшей степени полезные, их легко приручить.
Далее (от 300 до 400) располагается вотчина диких и неукротимых чудовищ, норовящих при малейшей оплошности со стороны охотника привести программу в негодность и заставить его выключить ПМК. Следующий этаж (от 400 до 500) заселен ОС-оборотнями — существами очень полезными, но, в свою очередь, подразделяющимися на многочисленные семейства. Еще ниже (от 500 до 600) располагаются владения Тьмы, при любом контакте с этой таинственной и грозной субстанцией индикатор гаснет, и приходится отключать ПМК. (Отметим, что с Тьмой можно случайно столкнуться и на других этажах.) Глубже, за пределы Тьмы, можно проникнуть лишь с помощью специального «водолазного оборудования» (соответствующих программ): глубины от 600 до 700 заселены медлительными С-ЕГГОГ-оборотнями, еще ниже (от 700 до 800) обитают неповоротливые монстры, чьи повадки тем не менее заставляют вспомнить безудержных чудовищ 4-го этажа и охота на которых протекает аналогично. На предпоследнем этаже (от 800 до 900) безраздельно властвует Ноль (самый обычный, насколько удалось выяснить), дальше (от 900 до 1000) начинается зона обычных чисел с постепенно уменьшающимися отрицательными порядками, наконец, после 1000 круг замыкается — на сцену вновь выступают числа с положительными порядками, затем ЕГГОГи, и все повторяется. А теперь познакомимся ближе с населением каждого этажа.
1-й этаж. Здесь, как уже отмечалось, обитают обычные числа. У них, конечно, много всяких любопытных свойств (как и у самых обыкновенных земных животных), но к предмету нашего разговора они не относятся.
2-й этаж. ЕГГОГи, населяющие глубины (порядки) от 100 до 200, — самые неинтересные из обитателей нашего «электронного океана». В общем-то, это обычные числа, которые можно делить, умножать, складывать, записывать в регистры, но которые не выводятся на индикатор в силу своей чрезмерной величины. Изловить ЕГГОГа проще простого: достаточно, например, отдать команду 1 ВП 50 Fx2 П0 Сх, и ЕГГОГ (десять в сотой степени) сидит в регистре 0! Если теперь разделить его, допустим, на 10, то на индикаторе появится совершенно обыденная единица с порядком 99.
3-й этаж. Если возвести ЕГГОГа из предыдущего примера в квадрат (или иным способом получить число с показателем степени между 200 и 300), на индикаторе появится ЗГГОГ. Эти числа также можно умножать, складывать, записывать в регистры и так далее. Однако, помимо этого, ЗГГОГ обладает целым рядом присущих только ему и весьма полезных качеств.
1) Десятичная точка при появлении на индикаторе ЗГГОГа сохраняет свое положение, как бы «наследует» его от предыдущего числа. Запишите какого-нибудь ЗГГОГа в произвольный регистр. Наберите на индикаторе любое число (в его состав, естественно, обязательно входит десятичная точка — если число целое, она его замыкает) и вызовите ЗГГОГ на индикатор. Точка осталась на прежнем месте. Это свойство позволяет использовать ЗГГОГов в электронных играх для визуальной индикации положения объекта (как сделано, например, в игре «Посадка на планету ЗГГОГ», см. «ТМ» № 10 за 1985 год; напоминаем, что в программе опечатка — по адресу 22 должна стоять стрелка вверх).
2) Всякий ЗГГОГ выполняет операцию безусловного перехода на адрес, совпадающий с первыми двумя цифрами порядка «зашифрованного» под ним числа. Так, полученный нами ЗГГОГ равен 10 в двухсотой степени; если при его появлении на индикаторе отдать команду F ПРГ, убедимся, что справа горит 20. Это свойство также использовано в № 10 — далеко не каждый ЗГГОГ годится для той игры!
3) Всякого ЗГГОГа, появившегося на индикаторе, легко «расшифровать» с помощью следующей процедуры: нажать F АВТ, затем десятичную точку — справа на индикаторе загорится трехзначный порядок числа, которое прячется под личиной ЗГГОГа. Снова нажмите F АВТ — слева на индикаторе появится мантисса числа, справа — некий новый показатель, весьма причудливый, зависящий от способа появления данного ЗГГОГа на индикаторе и для дешифровщика бесполезный. Применение этой процедуры к нашему ЗГГОГу дает порядок 200 и мантиссу 1, как, очевидно, и должно быть.
4) Предыдущее свойство подсказывает новый эффективный прием формирования показательных сообщений (о них смотри № 12 за 1985 год). Вызвав нашего ЗГГОГа из регистра, куда он был записан, и применив к нему процедуру «расшифровки», получим показатель, с которым прежде не встречались (--L). Если теперь отдать команду ВП 99 F АВТ, появится еще одно новое показательное сообщение (справа на индикаторе горит «чистая» буква Е). Из этих двух сообщений с помощью команд ВП /-/ 1 и ВП /-/ 10 легко получить все остальные мыслимые показательные шифры.
5) ЗГГОГ, записанный в регистр 9 либо 0, может использоваться как анализатор состояния программного счетчика. Убрав ЗГГОГа с индикатора, отдайте, например, команду БП 58. Вызовите ЗГГОГа и нажмите десятичную точку. Справа на индикаторе загорится 580. Данное свойство ЗГГОГа позволяет использовать его для «дешифровки» некоторых других «чудовищ», населяющих глубинные этажи нашего «числового моря».
4-й этаж. Перейдем к «охоте» на глубинах 300–400. Выберем в качестве объекта, например, число 10 в трехсотой степени. Отдаем команды 1 ВП 50 Fx2 Fx2 П9 (записываем ЗГГОГа для последующего использования в качестве анализатора) FВх. Все готово: в регистре Y сидит ЗГГОГ (10 в двухсотой степени), в регистре X — ЕГГОГ (10 в сотой степени). Остается их перемножить...
Караул! На экране мелькают цифры — ПМК самопроизвольно перешел в режим счета! Чудовище вырвалось на свободу и мчится по нашей пустой программе, как по бесконечному коридору! Срочно нажимаем С/П. На индикаторе ноль. Это естественно — программа пуста, она состоит из нолей, вот ноль и считался в регистр X, оттеснив чудовище в регистр Y. Чтобы взглянуть на «добычу», нужно нажать XY...
Нас ждет новое потрясение! Вместо ожидаемого чудища мы видим перед собой лишь следы его деятельности — испорченный фрагмент программы. ПМК самопроизвольно перешел в режим программирования! Слева на индикаторе горит .0, затем две пары 00, в правом углу — 31. Значит, программа остановилась на адресе 30. По аналогии со ЗГГОГами заключаем, что это опять-таки первые две цифры порядка изловленного числа. Точка, как и у ЗГГОГа, унаследовала свое положение от предыдущего числа (только что на индикаторе горел ноль, естественно, с точкой).
Наконец, левый ноль — это вторая цифра порядка (300). Если бы порядок был, скажем, 384, то слева на индикаторе горело бы .8, справа — 39.
Что делать дальше? Грубейшей ошибкой будет естественное F АВТ — ПМК зациклится на поврежденной команде и не отзовется ни на один приказ с пульта, придется его отключить. Нажимаем F ПРГ. Точка исчезает. Теперь ШГ влево. Какой командой заменить испорченную? Наша задача — поймать чудовище, поэтому впишем сюда, например, ПА. Затем Сх (чтобы очистить стек) и С/П. Вот теперь можно и F АВТ. На индикаторе тут же загорается 0 — стек чист, а чудовище сидит в регистре А! Самое время проанализировать его с помощью ЗГГОГа из регистра 9. Трижды нажимаем ШГ влево (для компенсации вписанных в программу команд), ИП9, точку (на индикаторе появляется порядок 300) и F АВТ (слева загорается мантисса — 1). Забив на всякий случай нолями вписанные в программу команды, можно начинать охоту на следующее чудовище (только не надо забывать, что первое все еще томится в регистре А, ожидая команды ИПА, чтобы оттуда вырваться!). Вся эта процедура может пригодиться и для получения совершенно конкретных практических результатов. Например, она позволяет определять факториалы чисел вплоть до 210 (воспользуйтесь любой программой, вычисляющей факториал, и проанализируйте результат с помощью ЗГГОГа из регистра 9).
Охота на 5-м уровне — в обители ОС-оборотней — не менее увлекательна, о ней мы расскажем в следующем выпуске. Уникальные свойства этих созданий подтверждаются, например, простыми алгоритмами получения знакомого нам по предыдущему номеру сообщения ЕЕ: 1 ВП 55 Fx2 Fx2 Fx2 ИПС ИПС ВП 6 КНОП (на экране искомое сообщение) — и трехбуквенного шифра ЕЕЕ: 3,1622777 ВП 55 Fx2 Fx2 Fx2 ИПС ИПС ИПС ВП /-/ 3 КНОП.
Не правда ли, ситуация сильно напоминает ту, когда фокусник на ваших глазах извлекает из вашей же шляпы сначала живого кролика, а потом еще и хрюкающего поросенка? Только здесь и в роли фокусника, и в качестве шляпы выступает ваш собственный ПМК!
РОБОТ-ПЕРЕСТРАХОВЩИК
На парадоксальные свойства ОС-оборотней опирается простая игра, демонстрирующая в действии «машину-бюрократа», с которой столкнулся А. Перепелкин. Введите в ПМК вспомогательную программу, формирующую «электронного перестраховщика»: 00.1 01.ВП 02.5 03.2 04.Fx2 05.Fx2 06.Fx2 07.ПА 08.С/П, нажмите F АВТ В/О С/П. На индикаторе 0. Загляните в регистр А (условимся, что именно сюда, по мнению машины, следует вписать требование насчет дополнительного оборудования) — там пока вроде ничего нет. Теперь В/О и вводите основную программу: 00.ПС 01.ИПА 02.ИПС 03.С/П. Как видим, она не содержит ничего, кроме записи числа (заявки на топливо) в регистр С, опроса регистров А и С и выдачи содержимого последнего на индикатор. F АВТ В/О. Наберите какое-нибудь число (нужное вам количество топлива) и С/П. На индикаторе загорается ЕГГОГ! Можете повторять процедуру (В/О — топливо — С/П) сколько угодно, даже вводить заявку вручную: (топливо) ПС ИПА (на индикаторе — ноль!) ИПС — бесполезно, упрямая машина, удостоверившись, что вы не выполнили ее условий, при последней команде будет упорно сигнализировать об ошибке! Лишь когда вы сдадитесь и включите в заявку требование насчет оборудования (зашлете что-нибудь в регистр А), она будет принята.
Редакция призывает воздержаться от самостоятельной охоты на ОС-оборотней: в их мире легко наткнуться на Тьму, а если вы столкнетесь с Тьмой, придется ВЫКЛЮЧИТЬ ПМК И НАЧИНАТЬ СНАЧАЛА!
Наконец, наше очередное задание. Программа «Лунолет-4». Достигнуть внутренней точки либрации системы Земля — Луна (корабль при этом должен находиться точно над центром видимой стороны Луны, ошибка всего в один градус по угловой координате — это примерно тысяча километров). По выходе в точку либрации затормозить и ждать следующего выпуска. Исходные данные: 2200 П5 3660 П6 1738 ВП 3 П7 5 ВП 4 + ПА 180 /-/ ПС 3500 ПД 0 ПВ 6371 ВП 3 Fx2 9,81 × 3844 ВП 5 Fx2 FВх × ÷ F√ П3, регистры 4, 1 и 0 заполнить согласно инструкции. В точке либрации пути участников перелета расходятся — каждый пойдет дальше на том топливе, которое останется в баках его корабля!
Михаил ПУХОВ
<<< «ТМ» 1985 №12 | «Техника-молодежи» 1986 №1, с.52-56 | «ТМ» 1986 №2 >>> |