<<< «ТМ» 1985 №11 | «Техника-молодежи» 1985 №12, с.46-49 | «ТМ» 1986 №1 >>> |
Рис. Евгения КАТЫШЕВА
ПУТЬ К ЗЕМЛЕ
Продолжение. Начало см. «ТМ» № 8–11 с. г.
5. ПРАВО НА ОШИБКУ
Озаренный ясным лунным светом, Коршунов возносился всё выше. И вдруг мне показалось, что он ближе к стене, чем полминуты назад!
Да! Неведомая сила искривила его траекторию и тащила теперь к станции. До лестницы оставалось четыре метра, три, два... Я услышал его удовлетворенное восклицание. Коршунов протянул руку и...
Он был уже там, наверху, а я все еще здесь, нас разделяла дистанция в 600 метров, и каждый из них состоял, наверное, из пяти ступенек, итого три тысячи!..
Я вспомнил, как мы выходили к станции, вспомнил его улыбку. «В космосе нет прямых путей к цели. Ты не учитываешь центробежных сил — раз, кориолисовых сил — два, приливных сил — три. Они подкрутят «Кон-Тики» прямо в ворота...»
Тогда роль футбольного мяча исполняло наше суденышко, теперь Коршунов сам сыграл эту роль. Наверное, он ждал, что и я последую его примеру...
Я снова посмотрел вверх. Он уже скрылся из виду, я был один во всей безграничной Вселенной. Расстояние, отделявшее меня от вершины станции, казалось бесконечным. Как он прыгал? Толкнулся изо всех сил, отклонение от вертикали было ничтожным, градусов пять... Или шесть? Он уносился вверх, а слабая кориолисова сила медленно искривляла его траекторию, влекла его назад, к станции... И так будет с любым предметом, если сообщить ему ту же начальную скорость...
Я пригнулся, шагнул под ажурное заграждение, вцепился в ступеньки и пополз вверх. Что-то сильно дернуло меня за скафандр. Страховочный трос. Я отстегнул карабин от пояса и продолжал движение.
Что чувствует муха, лишенная крыльев? Теперь я знаю это на опыте... Ступеньки кончились спустя полчаса, передо мной был край верхней площадки. В глаза брызнуло Солнце. Чья-то сильная рука ухватила меня за плечо и поставила на ноги — магнитные подошвы тут же прилипли к настилу.
— Вот и бессменный штурман «Кон-Тики» Александр Перепелкин, — услышал я знакомый, слегка ироничный голос.
Я открыл глаза. Коршунов стоял рядом, это он помог мне взобраться сюда. Площадка была так же обширна, как и на нижнем торце, но отнюдь не выглядела пустынной. В центре ее возвышалась приземистая надстройка воздушного шлюза, над входом красовался плакат: «Привет мужественным космопроходцам!» Неподалеку примостился тяжелый ракетный диск с крупными буквами на борту ТВ. У телекамер суетились люди в скафандрах. Все это что-то напоминало. Камеры были устремлены на нас. И опять, подозреваю, физиономия у меня получилась довольно глупая...
— Ну повторите, ну что вам стоит, — попросил кто-то. — Вы же профессионал...
Примечательная особенность беседы с группой незнакомцев в скафандрах — никогда не знаешь, кто из них конкретно к тебе обращается. Не фиксируется направление голоса. Пока я соображал, ответил Коршунов. Конечно, это было продолжение разговора. Начала его я не слышал — металл экранировал радиоволны, не пропускал их на мою лестницу.
— Нет, — твердо сказал Коршунов. — Мы профессионалы, но не каскадеры. Если мы иногда, как вы выражаетесь, идем на риск — а в действительности это точный расчет, — то лишь по необходимости. Сейчас я ее не вижу.
— Каскадеры! — возмутился еще один голос. Коршунов повернулся к говорившему (все они в скафандрах выглядели на одно лицо, только этот был без телеаппаратуры). — А мы, знаете, кто мы такие?
— Догадываюсь.
Телевидение! — гордо произнес говоривший. — Причем документальное! Я режиссер... он назвал фамилию, я ее не запомнил. — Телезрители ждут от нас правды, и мы им ее даем! У меня ответственное задание — сделать фильм о вашем полете!
— А кто вам мешает?
— Нам мешаете вы! — взорвался режиссер. — Откуда мне было знать, что вы пришвартуетесь к причалу для беспилотных зондов? Откуда мне было знать, что вы решитесь на этот сумасшедший прыжок? Откуда мне было знать, что вы откажетесь от дублей?
— Однако вы предусмотрительны, — мягко проговорил Коршунов.
— Да вы... — задохнулся режиссер. — Да мы...
— Отвяжись от него, Женя, — сказал один из людей с камерами. — Причаливание я беру на себя. Сниму старт, потом пустим обратным кадром...
— А прыжок? Я тебе должен прыгать?
— Придумаем что-нибудь, — не сдавался оператор. — Муляж бросим на леске. Леска у меня крепкая, крокодила выдержит...
В продолжение этого разговора все мы медленно продвигались к дверям шлюза. Коршунов остановился, посмотрел в небо. Солнце опускалось к дальнему краю площадки, следом Земля. Потом он шагнул внутрь, я за ним. Последними вошло телевидение. Створки за нами сдвинулись, тамбур стал наполняться воздухом. Потом гостеприимно открылся внутренний люк...
Мы провели на станции почти сутки, оставившие впечатление суматохи и хаоса. Рядом с нами все время были какие-то люди мужчины и женщины. «Юрий Гагарин» — целый орбитальный городок, население здесь не меньше, чем в Центре Королева. Одни лица сменялись другими, все что-то спрашивали, давали советы, предостерегали. Мы обедали, мы ужинали... Равнодушных не было, все знали о рейсе «Кон-Тики». Иногда попадался режиссер Женя со своей командой либо один — без скафандра, в кожаном пиджаке и свитере, он смотрелся солиднее, действительно тянул на заслуженного. Вечерняя программа отвела нам минут пятнадцать. Снято было лихо — старт сверху и снизу, погоня за станцией, «Кон-Тики» на фоне скал... Выглядел наш кораблик весьма романтично. Наконец заключительная сцена на верхнем причале «Гагарина»: Коршунов вытаскивает меня на площадку. Лицо у меня, кстати, получилось именно такое, как и предполагал.
Перед сном был мне вызов по видеофону. Звонил, естественно, Эдик Рыжковский все с теми же текстами. Я посоветовал ему на будущее шутить более осторожно; боюсь, это прозвучало грубо. Но я смертельно устал, и было невыносимо слушать его причитания.
После завтрака нас принял, как здесь его называют, мэр — главный администратор станции Коломин. Был еще ряд специалистов, в том числе зарубежных (станция международная), в основном по навигации и астродинамике. Обсуждали различные варианты нашего дальнейшего маршрута. Группа из Франции, как выяснилось, всю ночь гоняла свои компьютеры, теперь их руководитель докладывал результаты. Дисплей у Коломина в полстены, вверху Луна, внизу Земля, между ними по всем мыслимым траекториям болтается наш «Кон-Тики». Оказывается, если не навесить дополнительных баков, то на торможение у Земли топлива просто не хватит. Остается единственный вариант, очень красивый, он рассчитан во всех подробностях. Нам придется после отделения от станции лишь включить двигатель на определенное время, потом «Кон-Тики» сам пройдет по всей траектории, пронзит верхние слои земной атмосферы и по тормозному эллипсу выйдет на рандеву с околоземной станцией «Коперник». Топлива в этом варианте не только вполне хватит, но еще и останется, причем довольно много. Очень экономичная схема. Никто, правда, на таких судах, как «Кон-Тики», в атмосфере не тормозился, но они просчитали всю аэродинамику, все получается превосходно. Минимальная высота у нас будет семьдесят километров, перегрузки сносные, тормозить будем куполом, днищем опасно — там баки с топливом. На дисплее маневр выглядел завлекательно — кругом огонь, искры во все стороны... Телевидение — а оно, конечно, присутствовало — засняло картину в деталях и сделало необходимые дубли. Все согласились, что нужно лететь именно так, потому что никак иначе не удастся. Потом слово взял Михаил Коршунов. Он от имени экипажа поблагодарил всех присутствующих за участие, особенно французскую группу, которая за такой короткий срок подготовила столь точно рассчитанный, очень экономичный и во многих отношениях безупречный проект. Особенно Коршунову понравились расчеты торможения в атмосфере; они по-настоящему впечатляют. Его, Коршунова, в этой схеме перелета устраивает абсолютно все, за исключением одной-единственной малости: данная схема отводит ему и штурману Перепелкину, бесспорно, героическую, но не слишком вдохновляющую роль подопытных обезьян. Ибо все, что данная схема требует от командира «Кон-Тики», — это выставить курс по какой-то там звезде и запустить движок, а от штурмана — пристально смотреть на хронометр и издать громкое восклицание в тот момент, когда движок нужно выключить. Эта работа не для человека и даже не для робота — даже роботу не понравится ощущать себя подопытной обезьяной. А он, Коршунов, и его штурман Перепелкин не роботы: оба они люди, которые умеют летать. И, надо сказать, любят это дело. Поэтому экипаж «Кон-Тики», несмотря на всю свою признательность по отношению к авторам доложенного проекта, вынужден его отклонить. «Кон-Тики» пойдет своим путем, и это вопрос решенный.
Есть еще одно обстоятельство, продолжал Коршунов. Возможно, оно покажется несущественным, но для меня оно таковым не является. Я не компьютер, а человек, и мне свойственно делать ошибки. Поэтому я не могу выбрать путь, на котором обязан действовать безошибочно. Если, конечно, у меня есть выбор. Нет, я предпочту вариант, который оставляет мне право на ошибку и одновременно возможность ее исправить. Даже вернуться с полпути, если будет необходимо. Мы на периферии привыкли действовать именно так, потому что нам не на кого рассчитывать, кроме как на самих себя. Пусть этот путь не столь экономичен и эффективен, зато он гибче, он дает время собраться с мыслями, он, надежнее.
Коршунов ткнул указкой в Луну на дисплее.
Четверть дороги пройдена, — сказал он. Теперь у нас появились три вещи: пустые баки, возможность их наполнить и время для размышлений. И мы пойдем не прямо на Зeмлю, как здесь предлагалось, мы пойдем во внутреннюю точку либрации. Он показал куда-то между Луной и Землей. — Хватит полторы тонны, в крайнем случае две. Там находится автоматический танкер «Лагранж», и это все, что нам требуется. Когда мы придем туда, у нас опять будут те же три вещи: пустые баки, возможность их заправить и время для размышлений. От «Лагранжа» мы могли бы идти в атмосферу, как здесь предлагалось, и это гораздо проще, чем идти в атмосферу отсюда, но мне не очень-то нравятся игры в духе Вильгельма Телля, особенно когда приходится целить даже не в яблоко, а в его кожуру. Но после заправки нам хватит топлива на переход к Земле и обычное торможение, обычный переход на орбиту без всяких тормозных эллипсов. И вот мы уже на орбите, на своей, а «Коперник» на своей, и у нас вновь есть время для размышлений, и мы цепляемся за станцию и выходим к ней примерно так же, как вышли к «Гагарину», и у нас снова появляются три пути: пустые баки, то, чем их можно наполнить, и время для размышлений. Вот как мы пойдем, и почти всюду на этом пути у нас будет возможность исправить ошибку, если мы ее сделаем.
И он сел, и никто уже не отговаривал нас, и только режиссер Женя шептался со своей командой на ту тему, что в точку либрации никого посылать не следует, там нет ничего интересного, это можно снять на макете, а на «Копернике» у них оператор есть, так что им остается заснять наш старт с нескольких точек, чтобы потом обратным кадром показать заодно и причаливание.
Словом, план был выслушан и одобрен, и никому из присутствовавших нельзя поставить в вину, что на деле события развернулись куда драматичнее...
Записал Михаил ПУХОВ
КЛУБ ЭЛЕКТРОННЫХ ИГР
МЯГКОЙ ПОСАДКИ!
Консультант раздела —
Герой Советского Союза,
летчик-космонавт СССР
Ю. Н. ГЛАЗКОВ
Как видим, в историю рейса «Кон-Тики» властно вторгаются разнообразные видеосредства: звонит по видеофону селенолог Эдик Рыжковский, устраивает засады документальное телевидение во главе с режиссером Женей, дисплей в кабинете мэра орбитальной станции Коломина рисует различные варианты маршрута «Кон-Тики»...
Что может противопоставить скромный ПМК «Электроника Б3-34» («МК-54») всему этому великолепию?
ПРЕДЛАГАЮТ ЧИТАТЕЛИ
Получаемые из сообщения ЕГГОГ буквенные шифры и видеосообщения (см. предыдущие выпуски) привлекли внимание многих читателей «ТМ». «Меня очень заинтересовали эти не отраженные в инструкции приемы, — пишет, например, С. Крутских из Горького, — поэтому очень прошу рассказать о них подробнее на страницах журнала... Этим вы окажете большую помощь по лучшему использованию этих прекрасных ПМК мне и моим друзьям, также увлекающимся программированием». Делятся читатели и своими собственными исследованиями в этой области. «Получать можно и другие символы, — пишет десятиклассник из Белгорода Д. Кайков. Например, Е (извлечь квадратный корень из минус единицы, нажать ВП, стрелку вверх и изменить знак) или С (получить символ Г, записать его в один из регистров с номерами 0–3, отдать команду косвенного вызова из этого регистра КИП, затем команду обычного вызова из этого регистра ИП и нажать стрелку вверх). Полученные символы также можно комбинировать с различными цифрами. Например, с цифрами порядка: от -99 до -1 и от 08 до 99».
Самостоятельно пришел к аналогичным результатам А. Соколовский из Ростова-на-Дону. Он пишет «Эти символы можно «умножать» на 10 в любой дозволенной степени, используя ВП. Во-вторых, возможно получение Е с любым набором цифр после этой буквы, для этого достаточно набрать вместо 100, 101, 102 (имеется в виду алгоритм получения Е01, Е00, Е02 в статье И. Данилова из «ТМ» № 6. — Ред.) любое другое число, причем старшая цифра пропадает, а все остальные присоединятся к Е. В-третьих, из алгоритма получения Г извлекается алгоритм получения точки, для этого из него убирается одно ВП. В четвертых, из (Е...) можно получить символы (Г...), (С...), (L...), (-...), где точками я обозначаю любые цифры. Для этого в режиме АВТ получают в одном из регистров 0–3 символ Е (10 ВП 99 ВП 1 /-/ П0), потом, перейдя в режим ПРГ, нужно набрать одну из команд косвенной адресации по этому регистру (я пользовался КИП) и, перейдя в режим АВТ, сделать В/О ПП необходимое число раз. Можно комбинировать эти действия с увеличением или уменьшением числа в регистре в 10, 100 и т. д. раз, то есть переносить десятичную точку».
Легко подсчитать, что предлагаемые читателями методы предоставляют в распоряжение владельца ПМК несколько миллиардов (!) различных шифрованных сообщений. Более того, если в одном из регистров записана, например, буква Е, то с помощью команд /-/ и ВП можно вывести на индикатор ровно 398 различных шифров, что, конечно, с лихвой перекрывает потребности любой счетной программы.
Что можно добавить к сообщениям читателей? Во-первых, самый, по-видимому, простой способ формирования Е с любым цифровым «хвостом» — это набрать на клавиатуре соответствующее число, отдать любую «неправильную» команду, начинающуюся с К (на пример, КСх), а после появления на индикаторе сообщения ЕГГОГ нажать ВП и стрелку вверх. (Этот способ неоднократно использовался в предыдущих выпусках «Клуба электронных игр») Во-вторых, для получения С, L и т. д. довольно удобен оператор цикла — соответствующий пример будет приведен ниже. В-третьих, любое одно- и двухбуквенное сообщение (типа Е, Г, С, Е0, Г2 и т. д.) с помощью команды F10x легко переводится в «экспоненциальную» форму — слева на индикаторе горит единица, справа — исходное сообщение (оно может быть как положительным, так и отрицательным). В-четвертых, «экспоненциальные» шифры с помощью команд ВП /-/ 1 и ВП /-/ 10 (после них следует нажать стрелку вверх) легко преобразуются в новые шифры такого же вида. В-пятых, каждый «экспоненциальный» шифр переводится командой КСх (с последующим нажатием ВП и стрелки вверх) в аналогичный шифр, в котором единица заменена буквой Е (эти шифры, в свою очередь, с помощью уже рассмотренной команды ВП /-/ 1 или 10 столь же легко преобразуются в новые). Все эти способы неоднократно использовались в наших выпусках, в том числе для получения видеосообщений типа: «Космический корабль над обратной стороной Луны».
Приведенных сведений достаточно, чтобы перейти к демонстрационному мультфильму «Кон-Тики», смонтированному пятиклассником Сергеем Пуховым из тех самых буквенных шифров и видеосообщений, о которых шла речь выше. Значит, не только телевидение XXI века заинтересовал этот рекордный рейс!.. Подготовка к показу данного фильма по времени многократно превышает его продолжительность, что лишний раз подтверждает простую истину: то, что мы видим на экране, являет собой всего лишь «верхушку айсберга», основная масса которого скрывается от нашего взора в темных океанских глубинах...
Первое, что нужно сделать, — это ввести в ПМК вспомогательную программу преобразования видеосообщений с помощью оператора цикла, о котором уже говорилось:
00.П1 01.ИП1 02.С/П 03.FL1 04.01
Как видим, в ней нет ничего, кроме записи в регистр 1, вызова из этого регистра, останова и цикла по этим командам. Теперь можно приступать к формированию кадров будущего фильма (в скобках для контроля приводятся показания индикатора). Итак,
F АВТ В/О Сх (0)
С/П (0)
С/П (-99999999)
КСх (ЕГГОГ)
ВП /-/ 1 В/О С/П (-Е999999.9)
С/П (-9Е999998)
КСх (ЕГГОГ)
ВП В/О С/П (-ЕЕ999998)
/-/ ВП /-/ 5 В/О С/П (ЕЕ9.99998)
С/П (ЕЕ8)
С/П (ЕЕ7)
С/П (ЕЕ6)
С/П (ЕЕ5)
С/П (ЕЕ4)
С/П (ЕЕ3)
С/П (ЕЕ2)
С/П (ЕЕ1)
С/П (ЕЕ0)
ВП /-/ 1 ПД (ЕЕ)
В/О С/П (ЕЕ)
С/П (ЕГ)
С/П (ЕС)
С/П (ЕL)
С/П (Е-)
ВП /-/ 1 П3 (Е.-)
ВП 1 F10x (слева на индикаторе единица, справа ноль)
КСх (ЕГГОГ)
ВП П9 (слева Е, справа 0)
ИПД /-/ F10x (слева единица, справа -ЕЕ)
КСх (ЕГГОГ)
ВП /-/ 11 П4 (слева Е, справа минус)
ВП /-/ 10 П8 (сообщение «Корабль над видимой стороной Луны», оно нам знакомо по «ТМ» № 9)
ИП4 ВП /-/ 1 П5 (похожее сообщение, корабль сместился к Земле)
ИПД F10x КСх (ЕГГОГ)
ВП /-/ 44 ПД (слева Е, справа два минуса)
ВП /-/ 9 ВП /-/ 1 П6 (видоизмененное сообщение «Корабль над видимой стороной»)
ИПД ВП /-/ 90 ВП /-/ 10 П7 (сообщение «Корабль над обратной стороной Луны»)
1 КСх (ЕГГОГ)
ВП П1 /-/ П2 (-Е)
В/О.
Подготовительная работа закончена, все кадры электронного фильма «Кон-Тики» записаны в адресуемые регистры 1–9.
Теперь нужно перейти в режим программирования и ввести в ПМК демонстрационную программу «Мультфильм» — она будет извлекать кадры в нужной последовательности. Программа очень короткая, хотя использует и команду косвенного вызова, и оператор цикла:
00.Сх 01.9 02.П0 03.КИП↑
04.С/П 05.FL0 06.03 07.В/О
Чтобы полюбоваться теперь видеофильмом о путешествии «Кон-Тики», надо вернуться в режим вычислении (F АВТ В/О) и нажать С/П. Фильм «Кон-Тики» состоит в общей сложности из 9 кадров, с некоторыми мы уже сталкивались в предыдущих программах, с другими еще встретимся. Как и в «ТМ» № 9, Е означает Землю, 0 — Луну, знак «минус» — лунолет «Кон-Тики». Переход от кадра к кадру осуществляется командой С/П.
1. Система Земля — Луна перед стартом «Кон-Тики».
2. Старт.
3. Над обратной стороной Луны.
4. «Кон-Тики» завершает виток.
5. Старт с окололунной орбиты.
6. «Кон-Тики» на полпути к Земле. Луна справа за кадром.
7. «Кон-Тики» в окрестностях Земли.
8. На околоземной орбите.
9. Финиш.
Если продолжать нажимать С/П, фильм будет повторяться неограниченное число раз. Надеемся, что приведенная программа и подготовительные операции к ней помогут вам в овладении «скрытыми» возможностями ПМК.
«Мне очень понравился новый раздел в журнале «Клуб электронных игр», — пишет нам К. Седов из Риги. — Очень хотелось бы в них сыграть, но у меня нет ПМК «Электроника Б3-34», а есть ПМК «Электроника Б3-21», и программы, публикуемые в журнале, в мой ПМК ввести невозможно. Поэтому мне остается лишь читать и завидовать владельцам «Б3-34»... Очень прошу опубликовать в журнале электронные игры и для «Б3-21». Думаю, что ко мне присоединятся многие...»
Действительно, аналогичные пожелания высказывают в своих письмах Н. Музалёв из Минска, В. Авдеев из Омска, О. Абраменко из Хабаровска, Р. Петров из Ленинграда, Д. Кандыба из Гатчины, Я. Клиоцек из города Горячий Ключ Краснодарского края и другие читатели. К сожалению, ни программа «Лунолет-1», ни тем более последующие игры «космического» цикла не переводятся в полном объеме на язык «Б3-21» просто в силу довольно ограниченных возможностей данного ПМК (впрочем, в некоторых отношениях, например, для формирования различных видеосообщений, «Б3-21» даже «богаче», чем «Б3-34» или «МК-54»). Тем не менее, идя навстречу пожеланиям читателей, мы будет теперь публиковать и игровые программы для «Б3-21». Вот первая из них.
00.0 01.0 02.С/П 03.F3 04.↑ 05.F2
10.С/П 11.Р8 12.÷ 13.Рo 14.F7 15.-
20./-/ 21.Рx≥0 22.Р0 23.Р7 24.↑ 25.F5
30.+ 31.↑ 32.Рo 33.XY 34.÷ 35.↑
40.F6 41.× 42.↑ 43.F4 44.- 45.2
50.÷ 51.Рo 52.Рo 53.↑ 54.Рo 55.F8
60.× 61.↑ 62.F3 63.+ 64.XY 65.+
70.Р3 71.F8 72.× 73.↑ 74.F2 75.+
80.Р2 81.↑ 82.Рx<0 83.0 84.F3 85./-/
90.÷ 91.Р8 92.БП 93.Р/-/
Эта программа является упрощенным вариантом опубликованной в № 6 программы «Лунолет-1» и предназначена для численного моделирования вертикальных маневров ракетных аппаратов в постоянном поле тяготения. Исходные данные вводятся в следующие регистры: ускорение силы тяжести (м/с2) Р4, масса корабля без топлива (кг) Р5. скорость истечения продуктов сгорания (м/с) Р6, запас топлива (кг) Р7, высота (м) Р2, скорость (м/с) Р3. Для задания маневра нужно набрать на пульте величину расхода в кг, нажать стрелку вверх, набрать время в секундах и нажать С/П. Для реверса тяги перед С/П надо нажать ПП /-/. При останове высота в регистре X, скорость в регистре Y. Если команда на двигатель подана с превышением наличного запаса топлива, на индикаторе горит 00. Этот же сигнал зажигается и при нажатии В/О С/П (в начале игры и при переходе к новому варианту). При всяком появлении 00 надо нажать С/П и ждать обычного останова для ввода правильного маневра. Ускорений данная программа не контролирует, автоматическая посадка при исчерпывании топлива не производится. Результаты слегка отличаются от получаемых в «Лунолете-1» — немного по-другому рассчитывается реактивное ускорение.
Наше очередное задание несложное, зато полезное. Оно связано с получением различных видеосообщений, пригодных для использования в электронных играх.
1) Используя приведенную выше процедуру, сформировать шифры ЕЕ и -ЕL. Применив к ним команду F10x, получить соответствующие «экспоненциальные» сообщения (единица слева, справа показатель). Используя команды ВП /-/ 1 и ВП /-/ 10, получить из базовых все остальные допустимые показательные сообщения. Составить сводную таблицу таких сообщений (нам ее высылать не обязательно, у нас она уже есть, в ответе достаточно указать количество получившихся у вас сообщений).
2) Выбрать из получившейся таблицы шифры, которые, на ваш взгляд, полезны для использования в электронных играх, и дать их интерпретацию.
Клуб электронных игр поздравляет всех участников перелета Луна — Земля с наступающим Новым годом. Желаем хорошо отдохнуть на борту гостеприимной станции «ЮГ», но формы не терять: впереди нас ожидают суровые испытания. До Земли еще очень и очень далеко (см. схему).
С Новым годом!
Опечатки. В программе «Лунолет-2» (№ 8) по адресу 23 должно стоять Fx=0. В программе «Лунолет-1М» (№ 10) по адресу 22 должна стоять стрелка вверх.
<<< «ТМ» 1985 №11 | «Техника-молодежи» 1985 №12, с.46-49 | «ТМ» 1986 №1 >>> |