вернёмся на старт?
версия от 22.03.2023

Группа космонавтов-пилотов ВВС США
для программы "Dyna Soar" (X-20)
Набор 20.09.1962


На таком аппарате собирались они летать.
фамилия,
имя
отчество
даты жизниопытоткуда,
кто
Дата
выхода
из отряда
комментарий
1 ВУД,
ДЖЕЙМС
УЭЙН
9.08.1924

1.01.1990
-
считался первым кандидатом на X-20
ВВС,
лётчик-испытатель
15.12.1963 Умер в 1990
2 ГОРДОН,
ГЕНРИ
ЧАРЛЗ
23.12.1925

24.09.1996
- ВВС,
лётчик
15.12.1963 Умер в 1996
3 КРУЗ,
АЛЬБЕРТ
ХЭНЛИН, мл
23.03.1929 в ноябре 1965 - перешёл в программу MOL ВВС,
лётчик-испытатель
15.12.1963 2000 - вышел на пенсию
4 НАЙТ
ДЖОЗЕФ
УИЛЬЯМ
18.11.1929

8.05.2004
перешёл в программу X-15
16 полётов на Х-15
ВВС
лётчик-испытатель
15.12.1963 умер в 2004
5 РОДЖЕРС,
РАССЕЛ
ЛИ
12.04.1928

13.09.1967
- ВВС,
лётчик-испытатель
15.12.1963 Погиб во время тренировочного полета на Окинаве, когда у его F-105 отказал двигатель. Катапультировался, но погиб.
6 ТОМПСОН
МИЛТОН
ОРВИЛЛ
4.05.1926

6.08.1993
перешёл в программу X-15
14 полётов на Х-15
НАСА
лётчик-испытатель
15.12.1963 умер в 1993

Группа была набрана для полётов на КК "Dyna Soar" (X-20). Крылатый аппарат должен был отработать вход в атмосферу многоразовых систем. Запускаться должен был вертикально с помощью РН "Титан". Впрочем, вначале его, как и Х-15, должны были побросать с самолёта, затем перейти к суборбитальным полётам и лишь затем... Но Х-20 так и не был создан - проблемы оказались большие, а в чисто военном плане толку было мало.

Среди кандидатов, не зачисленных в группу, был и Н.Армстронг - первый человек на Луне. Хотя его не зачислили лишь потому, что он на 3 дня раньше оказался в отряде НАСА.

15.12.1963 - программа была закрыта, группа расформирована. ВВС отказалось от Х-20 в пользу программы MOL.

Круз 12.11.1965 был зачислен в 1-й набор космонавтов ВВС для программы MOL.

X-20 Dyna-Soar

Толчком к началу работ над ускорением реализаций различных концепций пилотируемых космических кораблей послужило отставание США от СССР в начавшейся 4 октября 1957 года космической гонки. Вернее даже не отставание как таковое, а боязнь того, что и первый пилотируемый полет, после триумфального запуска спутника, тоже будет осуществлен в СССР. Меньше чем через неделю после этого события, 10 октября 1957 года Командование научно-исследовательских работ ВВС (Air Research and Development Command) приняло решение объединить работы по двум разрабатываемым разными фирмами военным проектам: Brass Bell, ROcket BOmber (RoBo) и работами по плану HYWARDS (Hypersonic Weapons Research and Development Supporting System) в один план, получивший название System 464L, Dyna-Soar (сокращение от слов Dynamic Soaring - динамическое планирование). Это был план работ, состоявший из трех этапов, на каждом из которых предполагалось достижение своих целей. Первым и вторым этапом планировалось осуществление суборбитальных полетов, третий этап предусматривал создание полноценного орбитального комплекса.
В декабре 1957 года был объявлен конкурс на разработку данной концепции. В марте - апреле 1958 года было рассмотрено 9 различных предложений. Для продолжения работ 16 июля 1958 года были выбраны два проекта. Один, предложенный компаниями Boeing/Vought, предусматривал одноместный ракетоплан массой около 3 тонн запускаемый с помощью нескольких двигателей МБР Minuteman. Другой, предложенный компаниями Martin/Bell, предусматривал создание двухместного ракетоплана массой около 6 тонн, запускаемого с помощью МБР Titan. В течение полутора лет планы работ, назначение аппарата, средства выведения и прочие составляющие проекта постоянно пересматривалось на различных конференциях в связи с постоянно меняющимися требованиям различных военных ведомств. Наконец, к концу 1959 года решение было принято. 9 декабря 1959 года группа компаний Boeing/Vought была объявлена победителем конкурса. В начале 1960 года ВВС США подписало заказ на закупки десяти аппаратов Dyna-Soar и даже присвоило им серийные номера.
По предварительным планам на начало 1961 года предполагалось осуществление нескольких десятков испытаний при сбрасывании с самолета-носителя, затем 12 пилотируемых полетов по суборбитальной траектории (первый мог состояться в апреле 1964 года), а затем уже планировался переход к орбитальным полетам. К этому моменту сам космоплан представлялся как аппарат весом 5 167 кг, длинной 10,77 метров и размахом крыльев 6,22 метра. Масса выводимого на орбиту полезного груза составляла 450 кг. Для орбитального полета планировалось использовать РН Titan III C. Запуск предполагалось производить с мыса Канаверал, а посадку - на дно одного из высохших соляных озер в районе базы ВВС Эдвардс в Калифорнии.
На суборбитальную траекторию он должен был запускаться МБР Titan II. Трасса предполагаемых полетов проходила над акваторией Мексиканского залива и побережьем Южной Америки. В качестве посадочных зон во время суборбитальных полетов были выбраны (в зависимости от дальности полета) четыре точки: остров Эльютера (El Euthera) на Багамах, база ВВС США Рэми (Ramey AFB) на острове Пуэрто-Рико, остров Барбадос (Barbados) и аэродром Форталеза (Fortaleza) в Бразилии.
Еще в апреле 1960 года в обстановке строгой секретности из 10 человек, прошедших медицинское обследование, было отобрано семь астронавтов для подготовки к суборбитальным полетам, и участия в отработке различных элементов управления и посадки. Ими стали:
Armstrong, Neil Alden (Армстронг, Нейл Олден), от НАСА
Dana, William Harvey (Дана, Уильям Харви), от НАСА
Gordon, Henry Charles (Гордон, Генри Чарлз), от ВВС США
Knight, William Joseph (Найт, Уильям Джозеф), от ВВС США
Rogers, Russel Lee (Роджерс, Рассел Ли), от ВВС США
Thompson, Milton Orville (Томпсон, Милтон Орвил), от НАСА
Wood, James Wayne (Вуд, Джеймс Уэйн), от ВВС США

В связи с тем, что сроки начала полетов по этой программе понемногу сдвигались, летом 1962 года два летчика-испытателя НАСА, Нейл Армстронг (перешел в отряд астронавтов НАСА) и Уильям Дана (продолжил карьеру летчика-испытателя), ушли из программы. На замену им в группу пилотов был включен еще один летчик ВВС США. Таким образом, когда 20 сентября 1962 года ВВС США официально объявили о создании группы астронавтов, она состояла из 6 человек (5-х военных летчиков и одного гражданского): Crews, Albert Hanlin Jr. (Круз, Элберт Хенлин мл.), от ВВС США
Gordon, Henry Charles (Гордон, Генри Чарльз), от ВВС США
Knight, William Joseph (Найт, Уильям Джозеф), от ВВС США
Rogers, Russel Lee (Роджерс, Рассел Ли), от ВВС США
Thompson, Milton Orville (Томпсон, Милтон Орвил), от НАСА
Wood, James Wayne (Вуд, Джеймс Уэйн), от ВВС США

Тренировки будущих астронавтов проводились на авиабазе Эдвардс, штат Калифорния, на базе корпорации Boeing в Сиэттле, штат Вашингтон, и на авиабазе Райт-Паттерсон, штат Огайо. Летом 1963 года, видя бесперспективность программы, из группы астронавтов ушел Милтон Томпсон, перейдя в группу пилотов Х-15. Остальные астронавты продолжили тренировки.
Тем временем по различным причинам Министерство обороны США постепенно теряло интерес к этому проекту. И хотя командование ВВС пыталось отстоять проект, а фирма Boeing успела построить прототип будущего космоплана, 10 декабря 1963 года министр обороны США Роберт Макнамара (Robert McNamara) официально прекратил все работы по этой программе.
От программы, на которую было потрачено 410 миллионов долларов, остался только единственный построенный макет, находящийся сейчас в Национальном аэрокосмическом музее США (Smithsonian National Air and Space Museum) в Вашингтоне.