Может быть этой парочке поставлен памятник в городе Моганшан, Ханчжоу?
| Ну, вообще-то далеко уже не девушка...
Гань Цзян и Мо Се — легендарные мечи, выкованные китайским кузнецом Гань Цзяном, и названные в честь него и его жены, которая бросилась в пламя, чтобы огонь достиг той температуры, при которой только и можно закалить такой меч (туда добавился жар её сердца — любви к мужу).
Согласно одному из вариантов легенды, правитель царства У приказал им выковать два меча для него. Сколько бы ни старался Гань Цзян, пламя в его кузнице было недостаточно жарким, и он не успевал закончить работу вовремя. Тогда Мо Се попрощалась с мужем и сама бросилась в пламя печи; благодаря ее самопожертвованию огонь вспыхнул так жарко, что Гань Цзян смог закончить работу в срок. Удивительно хладнокровный работник столь горячей профессии... Гань Цзян выковал два меча и дал им имена «Гань Цзян» и «Мо Се»; меч Мо Се он отдал правителю, а другой оставил себе. Правитель узнал об этом и казнил кузнеца, но как только это произошло, меч Мо Се превратился в дракона и улетел, а потом исчез и меч Гань Цзян. Эта волшебная пара мечей неоднократно упоминалась и в других преданиях, согласно которым мечи невозможно было разлучить.
Есть и гораздо более заумная легенда. Якобы дело было в Юэ. Был мастер Ou Yezi (Оу Эзи?), специалист по мечам. Он первый понял секрет стали и всё такое. Его дочь вышла замуж за другого мастера-кузнеца Гань Цзяня. Ему ван (почему-то чуский) заказал 2 меча. Делал заказ он 3 года, наверно, сроки подзатянул, но сделал 2 меча — меч-самец и меч-самку (наверно, переводчик сбрендил, даже если один меч был женским, то я про женские мечи не слыхал). А жена его была беремена. Кузнец знал, что будет казнён, завещал, чтобы сын, когда родится и вырастет, пошёл на юг, нашёл сосну на камне, разрубил и достал меч. Так и произошло. Кузнеца казнили то ли за невыполнение в срок, то ли за то что второй утаил (а на фига, спрашивается?). Сын вырос, пошёл на юг, в сторону Вьетнама (что характерно), сосен не нашёл, а только заброшенную избушку, у которой один столб был сосновый, разрубил, достал меч, решил вернуться и отомстить. Меж тем вану приснился сон, что его хотят убить, он назначил 1000 золотых за голову приснившегося. А юноша в лесу встретил человека, зачем-то рассказал, тот пообещал вану отомстить, юноша отрубил себе голову, тот голову принёс вану, причём потребовал, чтобы голову сварили. А голова вариться не хотела, рожи корчила и глазами сверкала. Гневно. И когда ван подошёл к котлу, чтобы это чудо рассмотреть поближе, этот незнакомец снёс ему голову, которая свалилась в тот же котёл, а потом и себе отрубил (или ему сразу срубили). Короче, три головы в котле мигом разварились, смешались и так вместе и пришлось их хоронить. Могилу эту, которую называют «Могилой трех ванов», еще и сейчас можно увидеть в уезде Бэйчуань в Жунани. Тут и сказочке конец. А мечи в ту пору были так дороги и редки, что имели собственные имена. Например "Длинный Юань" (совершенно не аналог выражению "длинный рубль")
Интересно тут вот что: 1) первых сталеваров-оружейников все легенды помещают в полуварварских протовьетнамских царствах У, Чу или Юэ. Несколько позже хорошими мастерами прославилось царство Чжен.
2) много столетий спустя эта легенда через арабов добралась до средневековой рыцарской Европы и дала начало множеству версий, например, легенде об Азоре Ахае и Ниссе-Ниссе. |
Гуй Гу-цзы
Гуй Гу-цзы делится мудростью
У самых известных политиков Китая этого времени (см.ниже) как знак качества, примечание — "ученик Гуй Гу-цзы". Из чего можно сделать вывод, что сам учитель известен абсолютно всем, имел массу учеников и сильно повлиял на историю Китая и всего мира тоже. И такой вывод, что довольно обычно в этом непредсказуемом Китае, будет совершенно неверен...
Ни имя его, ни место, где он родился или жил, ни какие-либо другие обстоятельства его жизни неизвестны. Анонимность полная, что для Китая крайне странно. Нет даже мифов. Гуй Гу-цзы, означает буквально "Ученый Чертовой Долины". Чертова Долина довольно мифическое место и соответствует нашему "у чёрта на куличках". Великий историк Сыма Цянь не мог оставить сей персонаж в безвестности и написал биографическую заметку, но всех его знаний хватило лишь на строку, что Гуй Гу-цзы был "мужем эпохи Чжоу, скрывшимся в уединении". Отшельник. При этом лучше всех разбирающийся в военных стратегиях. Якобы он наставник знаменитых дипломатов Су Циня и Чжан И, а также полководца Сунь Биня (все трое, подробно, ниже). Некоторые историки, впрочем, полагают, что Су Цинь и Чжан И сами написали трактат "Гуй Гу-цзы". По мнению же других, Су Цинь и Чжан И добавили к наставлениям своего учителя лишь три последних главы (не имеющие нумерации в оригинале).
Тут засада ещё в том, что книга впервые упомянута лишь в конце VI века (тысячу лет спустя!). Но есть наука лексика, которая выявила, что текст трактата сложился окончательно в первые столетия н.э., однако его лексические особенности позволяют датировать его возникновение III-II вв. до н.э.
Конфуцианцы всех веков с яростью обличали автора трактата за аморальность и беспринципность. Например, Сун Лянь (XIV век) утверждал, что советы Гуй Гу-цзы — это "суетливое знание змей и мышей", "тот, кто воспользуется ими в семье, погубит семью; кто воспользуется ими в государстве, погубит государство, а кто воспользуется в Поднебесной, погубит Поднебесную". Но... мир полон беспринципных людей, которые активно использовали стратегические уловки, причём не только на войне. И странно — часто шли не к гибели, а как бы наоборот.
Даосы объявили Гуй Гу-цзы одним из святых древности, обретших бессмертие, а в народных легендах Гуй Гу-цзы фигурирует в качестве могущественного волшебника, который умеет вызывать ветер и дождь, превращать разбросанные по земле бобы в воинов и т.п. На самом деле, кто бы ни был автор трактата — он прекрасный логик, крайне откровенный, практичный и доходчивый.
Естественно, что трактатом пользовались не только военные, но и правители. Вероятно, Гуй Гу-цзы был бы хорошим режиссёром, задолго до Шекспира понявший, что "Мир — театр", "молчание — золото" и облёкший рассуждения в краткие логические формулы. Лично я сомневаюсь в реальность Гуй Гу-цзы, но трактат, который ему приписывают — есть и вполне знаменит.
Стратагема — некий алгоритм поведения, просчитанная последовательность действий для решение какой-либо задачи с учётом психологии объекта, его положения, обстановки и других особенностей ситуации. По-русски — уловка.
Первое упоминание «Тридцати шести стратагем» встречается в седьмом томе «Биографии Ван Цзинцзэ» (примерно V век). Генерал Ван, узнав о мятеже, сообщил правителю: «Из тридцати шести тактик Тань-гуна, убежать — самая лучшая. Вам обоим, и отцу и сыну, следует безотлагательно бежать». С юмором был генерал...
Согласно нумерологической версии некоторых исследователей число 36 используется генералом Ваном в образном значении и всего лишь описывает «множество, большое количество». Есть мнение, что генерал не имел в виду конкретные 36 стратагем, а просто употребил число 36 в смысле "множество".
И ничего про "знаменитый" трактат не знали ни в Китае, ни на Западе. Оригинал рукописи был обнаружен только в 1939 году в провинции Шэньси. В конце старой книги, рассказывающей о бессмертии, чиновник Гоминьдана обнаружил короткую дописку под названием «Тридцать шесть стратагем. Сокровенная (тайная) книга по военной тактике». Точно определить дату создания этого собрания стратагем невозможно. Книгу приблизительно можно отнести к династии Мин, хотя в ней нет указания ни на автора, ни на дату.
Лишь в 1970-х годах китайские стратагемы стали достояниями мировой культуры. Первой европейской статьёй о стратагемах в Китае была публикация в газете «Франкфуртер альгемайне цайтунг» от 14 января 1977 г. под названием «Использование 36 стратагем для критики 'банды четырёх'».
Трактат представляет из себя список из 36 идиом (всего 138 иероглифов) и коротких пояснений к ним. Комментарий к стратагемам составлен на примерах из китайской Книги перемен и философии легистов.
Основной текст предваряет фраза: «Шестью шесть равно тридцать шесть. В расчёте — искусность, в искусности — расчёт. Инь и Ян сменяют друг друга, на этом зиждется (военная) хитрость. Необходимую уловку нельзя загодя предугадать, в негибком планировании нет победы.»
Авторство в разное время приписывалось Сунь Цзы (эпоха Весны и Осени) и Чжугэ Ляну (Троецарствие). Большинство современных учёных склоняется к тому, что трактат вышел из устной и письменной традиции и имеет множество вариантов и авторов. Некоторые из стратагем упоминаются уже во времена Сунь Биня (умер в 316 году до н. э.).
Традиционно 36 стратагем делятся на шесть подгрупп по шесть стратагем в каждой.
Вот пример:
Стратагема:
1. Обмануть императора, чтобы переплыть море
Коммент:
Тот, кто старается всё предвидеть, теряет бдительность.
То, что видишь ото дня в день, не вызывает подозрений.
Ясный день скрывает лучше, чем тёмная ночь.
Всё раскрыть — значит всё утаить.
Эта стратагема полюбилась контрабандистам, которые дурачат таможенников. И не только контрабандистам. Как-то два гения, Жозеф Гей-Люссак и Александр Гумбольдт вывозили из Германии партию стеклянных трубок. Трубки обложили большой пошлиной. Друзья применили уловку — запаяли трубки, написали: "Немецкий воздух" и объяснили, что это чистейший воздух с альпийских вершин для экспериментов. А воздух пошлиной не облагается...
13. Бить по траве, чтобы вспугнуть змею
По нашему — разведка боем
14. Позаимствовать труп, чтобы вернуть душу
Подумать, нельзя ли использовать забытое, устаревшее, отвергнутое — в новой ситуации
15. Сманить тигра с горы на равнину
Если позиция противника хороша — добиться, чтобы он её покинул
16. Если хочешь что-нибудь поймать, сначала отпусти
Монголы в сражении с венграми на реке Солёной в XIII веке блестяще эту стратагему использовали. Атакуя хорошо укреплённый лагерь, "допустили" прореху в своих рядах, обозначив возможность бежать и спастись. И войско венгров начало спасаться. В беспорядке и бросая оружие, чтобы удобнее бежать. Когда "спаслись" все, их догнали и уничтожили.
18. Чтобы поймать разбойников, надо прежде поймать главаря
Надо знать роль и значение главаря противника. Иногда лишь он скрепляет всё войско. Иногда он так войском уважаем, что его гибель только ожесточит врага. Иногда его гибель приведёт на командование более талантливого.
Вспоминается наше время — в 1945 англичане имели несколько вариантов ликвидации Гитлера. Но его оставили в живых — он делал столько ошибок... Или — чтобы не ожесточить японцев, американцы, напрочь сжигавшие Токио, Осаку, другие города, императорский дворец не трогали.
20. Ловить рыбу в мутной воде
Тут даже комментариев не требуется
21. Цикада сбрасывает свою золотую кожицу
Эта стратагема используется, в основном, для бегства от превосходящего противника. Использующий её должен увлечь противника яркой пустой оболочкой, подобной сброшенной коже цикады, и заставить его думать, что он поймал нечто ценное.
Классические примеры (много) — напавшим "случайно доставались" обозы с ценным и спиртным. Начинали делить и напиваться — в лучшем случае бежавшие просто убегали. В худшем — возвращались к преследуемым, трезвые и злые.
22. Закрыть дверь, чтобы поймать вора
Если противник однозначно слаб — перекрыть ему пути бегства
24. Объявить, что только собираешься пройти сквозь государство Го, и захватить его
Одолжи ресурсы у союзника, чтобы атаковать общего противника. Когда же тот будет повержен, первым делом используй эти ресурсы против того, кто их одолжил
27. Прикидываться безумным, сохраняя рассудок
совр. "свалять дурака", оставаясь умным
29. Украсить сухие деревья искусственными цветами
деза, камуфляж собственной слабости. Совр. — всякие макеты танков и самолётов или войско, которое бродит по кругу вокруг шпионов, изображая нескончаемую силу.
32. Стратагема открытых городских ворот («Пустой город»)
Если дело плохо, изобразить, что дело гораздо хуже. Враг не поверит в такую халяву, будет ждать подвоха, засады, время можно выиграть. "Сбить с толку"
36. Бегство — лучшая стратагема
бегство поражением не является. До тех пор, пока ты не разбит, у тебя ещё остается шанс.
Из глубины веков пришла китайская поговорка: «Из тридцати шести стратагем, ретироваться — самый лучший план». |
Вэнь-хоу (царство Вэй)
Этого правителя часто вспоминали, приводя в пример, как разумного. Год рождения неизвестен, имя при рождении — Сы. Вступил на престол в 445 г. до н. э., сменив своего отца Хуань-цзы. На годы правления Вэнь-хоу приходятся усиление и период расцвета Вэй. Именно с его царствования и начинается история Вэй как одного из трех могущественных государств, пришедших в период Чжаньго на смену Цзинь. Как и правители Чжао, вэйский Вэнь-хоу много воевал с соседями. В 409 г. до н. э. он совершил поход на Цинь, в 408 г. до н. э. захватил полуварварское государство Чжуншань, отдав его в управление своему сыну Цзи. Он активно вмешивался в династийные распри в доме Цзинь, все еще существовавшем рядом с «тремя Цзинь».
Основным целью экспансии Вэнь-хоу стал захват бывших цзиньских земель (области у восточной стороны П-образного изгиба Хуанхэ и долин рек Фэньшуй и Лошуй). Правитель Вэй, учитывая соседство Цинь, ощущал необходимость в закреплении этих мест за своим царством. Особое значение придавалось укреплению важнейшего стратегического пункта у места впадения в Хуанхэ р. Фэньшуй, пограничного форпоста — города Шаоляна, а также Синцю (к востоку от истока р. Шаошуй). Шаолян был административным центром крупного аграрного района, неоднократно становился объектом военных действий. Нападения на Цинь (походы 409, 408-403 и 387 гг.) объясняются стремлением не допустить своего соседа на Великую Равнину. Цинь же пыталось отстаивать свои интересы, но все действия со стороны его правителей (походы 419, 401 и 389 г.) носили ответный характер. Сразу после укрепления вэйцами города Шаолян, Цинь напало на него, с целью лишить соседа этого стратегически важного пункта и обезопасить свои границы, но пока сил у Цинь было недостаточно.
Вэйский Вэнь-хоу обрел в Поднебесной репутацию мудрого, достойного и добродетельного правителя. По словам Сыма Цяня, правитель Цинь, наслышавшись о мудрости и добродетелях вэйского Вэнь-хоу, отказался от мысли воевать с этим царством. Именно в эти годы Си Мэнь-бао успешно управлял уездом Е, а легист Ли Кэ был в числе первых советников, мнение которого Вэнь-хоу высоко ценил.
У Сыма Цяня упоминается, например, диалог Вэнь-хоу с Ли Кэ о том, кого следует назначить на должность первого министра. Ли Кэ считал, что когда в царстве обстановка стабильна, можно назначить кого-либо из близких, а если тревожна, следует искать того, кто еще не был приближен. Так как ситуация была стабильна, Вэнь-хоу назначил на эту должность своего брата Чэна, а не дисца Хуана, который имел немало заслуг (в частности, при его активном содействии было завоевано владение Чжуншань) и вполне мог рассчитывать на высшую должность в администрации царства. Конец правления Вэнь-хоу был отмечен новыми войнами, прежде всего с Цинь.
По свидетельству Сыма Цяня, у Вэнь-хоу служил один из учеников Конфуция — Цзы Ся, но это сомнительно, Цзы Ся должно было быть более 83 лет.
Умер в 396 г. до н.э
После Вэнь-хоу престол перешел к его сыну Цзи, ставшему вэйским У-хоу. |
Мо-цзы
Мо Ди или Мо-цзы — древнекитайский философ, разработавший учение — моизм, которое на протяжении нескольких столетий соперничало по популярности с конфуцианством, пока принятие последнего в качестве государственной идеологии Ханьской империи не привело к вытеснению прочих философских доктрин.
Мо-цзы родился через пару лет после смерти Конфуция. Примерно в 470 г. до н.э. Вероятно, в царстве Лу. Вероятно, в очень незнатной семье. Его родители неизвестны. Собственно, имя его тоже неизвестно. "Мо" — это прозвище, означает "тёмный". Считается, что он был очень смуглый. А "цзы" — это "учитель". Жил в период, отмеченный распадом векового социального порядка династии Чжоу и пытался выработать новый общественно-политический порядок, основанный на идеалах любви и взаимного уважения.
Вероятно, Мо-цзы изучал конфуцианство, пока не пришёл к выводу о том, что размеренные ритуалы и тягостные церемониалы отнюдь не способствуют душевному развитию. Не хватает в конфуциазме прагматизма. В отличие от аристократа Конфуция Мо-цзы искал возврата к простоте в человеческих отношениях.
Он был специалистом по военным укреплениям. И одновременно убеждённым пацифистом. Мо-цзы путешествовал из одного враждующего государства к другому и убеждал правителей в губительности завоевательных войн. Он надеялся найти правителя, который сделает его своим советником, и рекомендовал своих учеников на ответственные посты. Скорее всего его происхождение было более низким, чем у его образованных современников: его стиль высказывания отличается грубостью; сам автор был известен как мастер плотницкого дела и механики. Он постоянно обличал стремление людей к роскоши.
«Зачем нужны дома? Чтобы защищать нас от зимнего холода и ветра, от летней жары и дождя и от грабителей и воров. Если эти цели достигнуты, то большего не надо. Всё, что выходит за рамки этих целей, следует устранить.»
Свои взгляды он изложил в трактате. Считается, что он автор "ядра" трактата, остальное дописали ученики. Предполагается, что деление трактата на три раздела отразило три течения, на которые раскололась школа Мо-цзы после смерти основателя. Основные темы его следующие: всеобщая любовь друг к другу, необходимость отказа от завоевательных войн, восхваление добродетели, экономия в тратах, сдержанность при похоронах, соблюдение воли небес, бессмысленность занятий музыкой и критика фатализма.
Причиной всех бед и беспорядков своего времени Мо-цзы считал эгоизм и пристрастность людей. Лекарство состоит в том, чтобы заботу о себе и своих родных заменить заботой обо всех. «Если каждый будет относиться к чужим странам и городам так, как относится к своему, он не станет нападать на чужую страну или город» или «В чём та небесная воля, которой следует подчиниться? В том, чтобы любить всех людей на свете». Типичный христианский апостол, но на 5 веков древнее Христа.
Он полагал, что прежде чем признать что-то благом, следует установить, какую пользу оно принесёт народу. Безусловными благами для страны он признавал рост народонаселения, увеличение его благосостояния, устранение грозящих изнутри и извне опасностей и устранение хаоса.
И однако — для блага народа он считал вполне приемлемыми доносы. И очень активно порицал музыку, которая отвлекает от строительства благ жизни. Почему? Вообще-то большие деньги на развлечения, включая музыку, тратили богатые. Т.е. Мо-цзы приравнивал музыку к безделью и расточительству.
Якобы он сумел предотвратить войны между Чу и Сун и между Лу и Ци. Мо-цзы был фанатиком найденной им великой идеи всеобщего равенства, взаимной любви и братской помощи всех всем.
Он умер примерно в 80 лет, ок.392 г.до н.э.
Первый в мире связной ИСЗ квантовой связи "Мо-цзы". Запущен в августе 2016 г. Мо-цзы в космосе! |
Ян Чжу
Чтобы развеять убеждение, что Китай был оккупирован разными, но специфичными азиатскими учениями — конфуцианством, даосизмом, моизмом, легизмом, буддизмом, как-то не очень близкими европейским мировоззрениям, упомяну и про Ян Чжу. Он же Ян-цзы, Ян Цзыцзюй, Ян Шэн. Годы его жизни неизвестны, примерно между 440 до н.э и 360 до н.э. Родина неизвестна вообще, якобы он много ездил. Да и сам факт его существования ставится под сомнение! Он неоднократно упоминается, например, Мэн-цзы противопоставляет его Мо-цзы: «Ян-цзы берёт призывом: „Все для меня!" Но для блага Поднебесной он не сделает даже того, чтобы вырвать у себя хоть один волосок. Мо-цзы учит совмещать любовь ко всем: к родным и чужим. Для блага Поднебесной он пойдёт даже на то, что отдаст себя целиком с головы до пят». Наверное всё же жил и учил, но уж больно смело рассуждал для Древнего Китая, стреноженного сервильностью (раболепием, поголовным рабством — по Гегелю), культом предков и Неба, ритуалами и традициями. Возможно, его взгляды специально извращали в сторону антогонизма? Иначе, как он дожил-то до известности?
Взгляды у Ян Чжу были некитайские. Плевать хотел он на Конфуция с его добродеятелями и на Мо-цзы с его альтруизмом, и на государства и ритуалы, на обычаи и традиции, на правителей и само Небо. Был он ярым атеистом, материалистом, эпатирующим эгоцентристом и гедонистом, родственник по духу неизвестных ему его современников далеко на Западе — Эпикура и Аристиппа. Короче, был социальным паразитом во всей красе.
Жить для себя, наслаждаться жизнью, каждым днём — вот и всё учение.
Как заботиться о своей жизни? Не мешать себе, не останавливать себя. Жить свободно, и только. Позволить ушам слушать то, что хочется; позволить глазам смотреть на то, на что хочется; позволить устам говорить то, что хочется; позволить телу покоиться так, как хочется; позволить сердцу мыслить так, как хочется; мысли хочется свободы, и мешать ей — значит не давать ей идти вперед.
Ян Чжу высмеивает сами скрепы общества — славу и власть. Слава — это иллюзия, обман. Пока ты жив — забудь о славе и думай о жизненных благах. Для хорошей жизни нужны вполне конкретные и осязаемые материальные блага, которыми, к слову, обладали отнюдь не те, кто ныне овеян славой. Поэтому радеть о бессмертной славе — пустое и никчемное дело. В качестве доказательства Ян ссылается на великих мудрецов древности. Маяки древности, овеянные славой Юй, Шунь, Чжоу-гунь, Конфуций — жили тяжело, много работали, мало от жизни получали. Семейная жизнь у них не сложилась, врагов было много. Жизнь не удалась. Стоит ли того их посмертная слава?
Ряд рассуждений Яна имеет более широкое философское содержание. Он отмечает, в частности, что человек наименее всего защищен от опасностей, что для этого его ногти и зубы, руки и тело с нежной и легко ранимой кожей мало приспособлены. Зато он наделен разумом и способен в борьбе за существование опираться на него. Разум же диктует каждому понимание приоритета знания перед голой силой. Человек знает, что окружающие его вещи принадлежат Поднебесной (что можно воспринимать как природе в целом), а не ему одному. Судя по этому пассажу, Ян временами мог подняться выше примитивного гедонизма. Интересны рассуждения Яна о судьбе-мин, которая как внутри каждого, так и вне всех нас. Судьбе не следует перечить и идти ей наперекор. Фаталист! Но фатализм Яна и его покорность судьбе в основном выражаются в том, что жизнь не вечна и все умирают. И именно эта нехитрая мысль лежит в основе гедонизма Яна: живи, пока живется, не упускай коротких отпущенных тебе дней, наслаждайся жизнью и не заботься о чем-либо другом, например о делах, полезных для людей и приносящих добрую славу, но бесполезных для наслаждения жизнью.
Живём однова, ребята! |
У Ци
У Ци родился около 440 года до н. э. в царстве Вэй. Учился у Цзэн-цзы, на родине не нашёл подходящего занятия и отправился на службу к правителю царства Лу. Сыма Цянь пишет, что когда царство Ци напало на царство Лу, то правитель Лу хотел назначить У Ци полководцем. Но у того жена была родом из Ци, как такому можно доверять? И тогда У Ци, который очень хотел стать знаменитым, убил свою жену, чтобы показать, что его ничто не связывает с Ци. И не только не был наказан, но назначен полководцем. Он громил и Ци и прочих. Как водится, У Ци был оклеветан завистниками, и правитель Лу сместил его. Тогда У Ци переехал в царство Вэй, и служил правителю Вэнь-хоу, а после его смерти — его сыну У-хоу. Под руководством У Ци вэйская армия успешно сражалась против царства Цинь. Однако и здесь объявились недруги, и был вынужден покинуть и это царство.
И отправился в царство Чу. Чуский Дао-ван, который много слышал про У Ци, сразу назначил его первым министром. По инициативе У Ци в царстве Чу были проведены реформы, направленные на централизацию власти. Реформы У Ци способствовали усилению и военным успехам царства Чу. В библиографическом разделе «Ханьшу» упоминается составленный У Ци трактат «У-цзы бин фа» из 48 глав. До нашего времени сохранилась версия этого трактата, состоящая из 6 глав. Теперь У Ци стал мишенью для агентов иностранных держав. Когда Дао-ван в 381 г.до н.э умер, немедленно против У Ци был организован заговор и он был убит. Сыма Цянь:
Когда Дао-ван умер, его родственники и главные министры восстали и напали на У Ци. Он побежал к телу правителя и спрятался под ним. Когда его преследователи стреляли в него из луков, стрелы, поражая его, попадали также и в тело Дао-вана. Когда Дао-ван был погребён и на трон взошёл его сын, он приказал министру юстиции казнить всех тех, кто стрелял в У Ци и попал в тело правителя. Тех, кто был признан виновным и казнён, а также их истреблённых родственников, было более семидесяти.
Странная картина его смерти. Однако — был убит. Официальная история считает, что он не проиграл ни одного сражения. |
454 г. до н.э. — Царство Цзинь разваливалось на части довольно долго, по меньшей мере со второй половины VI в. до н.э., а мятеж кланов Фань и Чжун-хан на рубеже VI-V вв. до н.э. резко ускорил этот длительный процесс. После передела земель, принадлежавших мятежным кланам, осталось четверо сильнейших (см.справа). | Война кланов в Цзинь
В 497 году до н. э. в Цзинь кланы Фань и Чжунхан подняли мятеж. Он был подавлен объединёнными усилиями кланов Чжао, Вэй, Хань и Чжи, которые разделили между собой земли уничтоженных мятежных кланов. После этого четыре оставшихся клана, формально оставаясь вассалами Цзинь, сами встали вровень по могуществу с правителями крупных независимых царств. Хотя число правящих в Цзинь кланов сократилось до четырёх, среди них клан Чжи занял безусловно господствующее положение, оказывая решающее влияние на все ещё номинально правящий дом Цзинь. Войско Чжи намного превосходило войско любого другого из трех прочих кланов.
В 454 году до н. э. (так пишет Сыма Цянь) кланы разделили земли поверженных в 497 году до н.э. кланов, даже не интересуясь мнением номинального правителя Цзинь — Чу-гуна. Тот, теряя остатки власти, пригласил царства Лу и Ци навести порядок в Цзинь и усмирить 4 независимых клана. Но кланы не стали ждать, а сами напали на правителя. Чу-гун бежал в Ци, но умер в дороге. Тогда Чжи Бо (глава клана Чжи) поставил у власти в Цзинь правнука Чжао-гуна по имени Цзяо, который стал цзиньским И-гуном (Ай-гуном). Чувствуя свою силу, Чжи-бо потребовал от кланов Хань и Вэй те земли, которые к ним отошли при разделе. Кланы Хань и Вэй не посмели протестовать и подчинились, но клан Чжао отказался. Глава клана Сян-цзы имел давние личные счёты с Чжи-бо ещё при осаде столицы Чжэн (там пьяный Чжи Бо как-то немыслимо оскорбил Сян-цзы, который был вынужден затаить обиду).
Чжи-бо разгневался за этот отказ и совместно с родами Хань и Вэй напал на Чжао. Сян-цзы перед лицом превосходящих сил трёх кланов по совету своего первого министра Чжан Мэнтуна отступил под защиту стен Цзиньяна (сейчас город Тайюань в провинции Шаньси). Этот город был избран для укрытия и обороны клана потому, что он в течение долгого времени хорошо управлялся, и ввиду этого его население было очень преданным правителю Чжао. Чжан Мэнтун подготовил город к обороне насколько смог, переправив туда казну клана, имевшиеся запасы продовольствия и оружия и отремонтировав городские стены.
Войска трёх кланов осаждали Цзиньян больше года. Они не стали штурмовать Цзиньян, поскольку Чжи Бо сказал, что все, что ему надо для уничтожения города, это вода. Для этого он приказал войскам отвести воды реки Фэньшуй и построить большую дамбу, чтобы затопить осажденный город. Однако это полностью сделать не удалось — стены города не намного, но всё же возвышались выше уровня воды (на 3 доски, вероятно, на 3 баня, менее 1 метра). Тем не менее Цзиньян находился в крайне бедственном положении, вода проникла в него и затопила. Чжаосцам приходилось готовить еду на подвешенных над водой котлах. Через год осады в городе запасы продовольствия закончились почти полностью и начался голод.
Уже меняли детей на еду и Сян-цзы дрогнул, сказав, что его чиновники голодают и ввиду совершенно безвыходного положения он готов сдаться, но только пока не решил, какому из трёх осаждающих кланов. Встревоженный первый министр убедил Сян-цзы не сдаваться, а использовать последний шанс и тайно послать его договориться с главами родов Вэй и Хань против клана Чжи.
Чжаоский посол блестяще справился со своей секретной миссией и оба клана перешли на сторону Чжао. Главы Вэй и Хань признались, что давно уже хотели восстать против тирании клана Чжи. Вэйский глава Хуан Ци и ханьский глава Кан Ци одинаково опасались агрессивности и жестокости главы Чжи и боялись, что вслед за уничтожением клана Чжао их может постигнуть такая же судьба. Они довольно легко согласились вступить в союз с Чжао и, обсудив свои планы, назначили дату совместного выступления.
Сян-цзы, услышав о спасительных переговорах, несколько раз поклонился министру, что было неслыханным проявлением благодарности правителя. Но работала и контрразведка Чжи. Чжиский министр Ю Чи заподозрил кланы Вэй и Хань в мятежных настроениях и предупредил об этом Чжи Бо, сказав, что главы Вэй и Хань не только не высказывают радости по поводу ожидаемого падения Чжао, но даже встревожены такой перспективой. Однако Чжи Бо свалял дурака — не только проигнорировал предупреждение Ю Чи, но и рассказал о совершенно необоснованных, по его мнению, подозрениях своего министра главам Вэй и Хань. Оскорблённый таким недоверием Ю Чи предпочёл уехать в царство Ци в качестве посла от клана Чжи.
Ещё один из членов чжиского клана, Чжи Го, случайно увидев глав Вэй и Хань после тайной встречи, также заподозрил их по поведению в заговоре, поскольку они вели себя намного более свободно и решительно, чем раньше. Он предупредил об этом Чжи Бо. Но чжиский глава снова не поверил сообщению о заговоре, твердо уверенный, что восставать против него кланам Вэй и Хань совершенно невыгодно, поскольку они всё равно должны были получить свою долю при разделе земель Чжао, падение которого он считал предрёшенным. Вместо этого он снова, демонстрируя доверие, рассказал о подозрениях Чжи Го главам Хань и Вэй.
Очевидно, правители Вэй и Хань плохо маскировали свои эмоции. Чжи Го окончательно убедился в заговоре, потребовал казнить обоих глав кланов и встретил очередной отказ правителя. Он выдвинул другой план, предложив подкупить влиятельных первых министров союзников (вэйского Чжао Цзя и ханьского Дуань Гуя) за счет доли чжаоских земель, предназначавшихся при разделе клану Чжи. И снова Чжи Бо отказал, не желая уменьшать свою долю добычи, которая, как он полагал, ему была уже гарантирована.
Чжи Го понял, что клан Чжи с таким правителем обречён и сбежал, из предосторожности даже сменив свою фамилию на Фу. Тем временем Чжан Мэнтун, узнав от вэйцев и ханьцев о растущих подозрениях в клане Чжи, сказал Сян-цзы, что надо выступить немедленно, пока Чжи Бо не передумал. Сян-цзы согласился с этим и послал Чжан Мэнтуна сообщить союзникам о начале совместной атаки. Выступление Чжао, Вэй и Хань против Чжи оказалось совершенно неожиданным для последнего.
В ночь на 8 мая 453 года до н. э. отряд отборных воинов Чжао внезапно атаковал и перебил охрану дамбы, сдерживающей воды реки Фэньшуй. Затем чжаосцы сразу же привели в действие гениальный план использовать воду, примененную чжисцами для осады города, против самих же осаждающих: они разрушили плотину, направив на лагерь войска Чжи огромный поток воды, разделивший лагерь надвое. Вал воды смыл лагерь Чжи, вызвал там невероятный хаос. Затем на них с флангов напали войска Вэй и Хань, а с фронта атаковало войско Чжао.
Кланы Вэй, Чжао и Хань разгромили войско клана Чжи. Из правящей аристократии клана Чжи не спасся никто, за исключением сбежавшего Чжи Го. Чжи Бо близ Цзаотая был взят в плен и по приказу Сян-цзы казнён. Слуга погибшего, Юй Жан поклялся отомстить Сян-цзы, но не сумел и покончил с собой после того, как чжаоские воины схватили его и Сян-цзы пощадил несостоявшегося мстителя.
Праправнук Сюань-цзы (клан Хань), Кан-цзы, вместе с кланами Чжао и Вэй принял участие в уничтожении сильного цзиньского клана Чжи и разделе его территории и подданных.
Поскольку в прошлом Чжи Бо часто оскорблял и унижал Сян-цзы, чжаоский глава утолил свою жажду мести, по древнему варварскому обычаю сделав из черепа убитого вражеского вождя чашу для питья вина. Её употребляли только в особых случаях, например, из неё правитель мог пить «клятвенное вино» при заключении важного межгосударственного договора.
Земли уничтоженного клана Чжи победители поровну разделили между собой, и с этого момента, то есть с 453 года до н. э., начинается история самостоятельных царств Чжао, Вэй и Хань. Все три царства быстро создали сильный бюрократический аппарат, исключив поползновения других аристократических родов на власть и возможность дальнейшего раскола государства. Царства Чжао, Вэй и Хань ещё долго называли «три Цзинь» (сань Цзинь), на деле каждое из них вело уже совершенно независимую политику, исходя только из собственных интересов, ничем в этом не отличаясь от прочих царств Поднебесной.
В 403 году до н. э. правители Чжао, Вэй и Хань чжоуским ваном были возведены в ранг чжухоу. Этот момент считается концом царства Цзинь, хотя номинальный князь Цзинь продолжал существовать и владел небольшой территорией. Оставленные у бывшей царской династии владения должны были обеспечить ей возможность приносить жертвы духам предков, что в древнем Китае считалось чрезвычайно важным. |
Сунь Бинь
Процесс инвалидизации
Кадр из исторического фильма. Сунь Бинь в походе |
Сунь Бинь был уроженцем царства Ци и потомком знаменитого полководца Сунь-цзы (Сунь У). Согласно преданию, он тоже обучался стратегии у легендарного философа-затворника Гуй
Гу-цзы вместе с Пан Цзюанем. Этот его соученик обладал определенными способностями к военному делу, но далеко уступал уму и талантам Сунь Биня. Позднее, будучи на службе у князя клана Вэй, Пан Цзюань из зависти оклеветал Сунь Биня, обвинив в измене. В результате Сунь Бинь был приговорён к наказанию. На его лицо нанесли татуировки и вырезали коленные чашечки, по другой же версии, ему отсекли обе ступни.
В любом случае он стал инвалидом на всю оставшуюся жизнь и получил своё прозвище Бинь, что означает «коленная чашечка». Теперь Сунь не мог быть принят у правителя (не мог встать на колени), не мог получить возможность проявить свои таланты стратега, не мог стать и полководцем. Однако дух Сунь Биня был крепче костей, которые ему сломали. Он с помощью циского посла бежал из княжества Вэй в Ци.
Сунь Бинь добился больших успехов в карьере на службе у правителя царства Ци в качестве стратега и военного советника. Но вначале он показал свой ум в ином.
У китайцев есть поговорка: «Лошадиные бега военачальника Тянь Цзи».
Военачальник Тянь Цзи, покровитель Сунь Биня, часто бился об заклад с правителем Ци, делая крупные ставки на скачках. Регулярно проигрывал. Однажды за ним последовал Сунь Бинь. Он знал, что лошади Тянь Цзи уступают лошадям царского дома. Но и лошади Тянь Цзи, и лошади царского дома делились на три категории: хорошие, средние и плохие.
Когда вновь начались скачки с тремя последовательными заездами на трех лошадях различных разрядов, Сунь Бинь посоветовал Тянь Цзи, чтобы тот сначала выставил плохую лошадь
против хорошей лошади царского дома, проиграл, потом поставили хорошую лошадь против средней царской лошади и, наконец, среднюю лошадь против плохой царской лошади.
Тянь Цзи последовал этому совету и в результате один раз проиграл и дважды выиграл и получил хороший куш. Благодаря этому случаю Сунь Бинь стал известным и циский правитель Вэй-ван заинтересовался личностью Сунь Биня.
В 354 до н. э. царство Вэй напало на царство Чжао. Одержав победу в полевом сражении, вэйские войска вступили в чжаоскую столицу Ханьдань. Чжао проигрывало войну и могло окончательно пасть, тогда чжаоский правитель в отчаянии обратился за помощью к царству Ци. В государственном совете Ци при обсуждении чжаосской просьбы возникли разногласия. Циский министр Цзоу Цзи не считал необходимым вмешиваться, полагая, что участие в войне между Вэй и Чжао ослабит мощь царства. Однако другой циский министр, Дуань Ганьлунь, придерживался мнения, что в случае покорения Чжао царство Вэй еще более усилится и это поставит под угрозу Ци. Поэтому он настаивал на оказании немедленной помощи Чжао. Циский правитель согласился с этим и решил в собственных интересах оказать помощь Чжао. Он хотел поставить во главе войск Сунь Биня, но тот, поблагодарив, отказался, сказав: «Искалеченный наказанием не может командовать войском». Тогда командующим назначили Тянь Цзи, сделав Сунь Биня его помощником. Он сидел в повозке под балдахином и, следуя за войском, составлял планы.
Чтобы разбить вэйское войско, Тянь Цзи хотел повести свою армию в Чжао и разбить вэйцев совместно с чжаоскими войсками. Сунь Бинь не согласился с этим. Проанализировав обстановку,
Сунь Бинь сказал Тянь Цзи: «Если кто-то хочет распутать узел, то, конечно, не должен изо всех сил тянуть и дергать веревку. Если кто-то тренирует боевых петухов, то, конечно, для этого он не должен стравливать их друг с другом. Если кто-то хочет покончить с осадой, то лучше всего, если он не поведет свои войска туда, где и без того полно войск, а отправит их в место, где нет войска. Все отборные войска царства Вэй находятся в царстве Чжао. Царство Вэй не имеет военной защиты. Поэтому я предлагаю осадить столицу Вэй город Далян. Тогда вэйская армия сразу прекратит осаду царства Чжао и поспешит назад, на помощь собственной стране».
Так и было сделано. Как только распространилось известие о нападении циской армии на царство Вэй, вэйская армия сняла осаду с Чжао и поспешила назад, в Вэй. Армия царства Ци расположилась в заранее выбранном месте, лежавшем на пути перехода армии Вэй. Здесь они спокойно поджидали в полной боевой готовности и в битве при Гуйлин (по разным данным, в 354 или в 353 году до н. э.) разгромили вэйцев, которые имели численное преимущество, однако были изнурены маршем. Царство Чжао было спасено. И появилось изречение «Осадить Вэй, чтобы спасти Чжао» (одна из стратагем). Через 23 века в Европе тоже додумались до концепции непрямых действий (Лиддел Гарт).
Через 13 лет, в 341 г.до н.э. Вэй и Чжао напали на царство Хань. Оказавшись в трудном положении, ханьский правитель обратился за помощью к цискому правителю. Тот снова поручил командование Тянь Цзи, дав ему в помощники Сунь Биня. По совету Сунь Биня циский командующий со своим войском снова направился прямо к вэйской столице. Узнав об этом, вэйский военачальник Пан Цзюань, бывший друг и клеветник, оставил Хань и повернул назад, а в это время циская армия уже пересекла границу и двигалась на запад. Сунь Бинь применил такую уловку. Цзиньцы — воины хорошие, циньцев они считают трусами. Надо сыграть на этом. Циские войска, вошедшие в Вэй, устроили сначала 100 тысяч костров для приготовления пищи, на следующий день вполовину меньше — 50 тысяч, а на третий день лишь 30 тысяч. Разумеется, разведке противника "разрешили" оценить численность армии по числу костров (так всегда делалось, и не только в Китае). Через три дня погони за циньцами Пан Цзюань радостно заявил: «Я был уверен, что циские воины — трусы: через три дня после вступления в наши земли больше половины их воинов разбежалось». Поддавшись уловке, он с легковооруженными отборными солдатами стал преследовать цисцев, двигаясь маршем днем и ночью.
Сунь Бинь, рассчитав их движение, определил, что к вечеру вэйцы должны достичь Малина. Дорога у Малина была узкая, по обеим сторонам имелось много укрытий, где можно было расположить в засаде множество солдат. Сунь Бинь приказал срубить большое дерево, очистить его от коры и сделать надпись: «Пан Цзюань умрет под этим деревом». Затем он приказал десяти тысячам лучших лучников циской армии расположиться в засаде по обеим сторонам дороги. Им был дан приказ: «Вечером, увидев огонь, стрелять всем разом».
Пан Цзюань действительно вечером дошел до срубленного дерева. Увидев, что оно очищено от коры и там что-то написано, он зажег факел, чтобы осветить его и прочитать надпись. Он не успел дочитать, сам дав сигнал факелом к стрельбе. Десять тысяч лучников циской армии выстрелили разом. Под градом циских стрел в вэйской армии началась паника. Собственно, ночью армии не воюют. Стреляли, очевидно, просто на звук и промахнуться по толпе даже в темноте было трудно. Пан Цзюань понял, что Сунь Бинь снова его перехитрил и поражение его армии неизбежно. Тогда он со словами «Слава таки досталась этому негоднику!» перерезал себе горло. Циские войска полностью разгромили вэйскую армию, взяли в плен вэйского наследника Шэня и увели с собой.
Китайцы просто в восторге от такой уловки и изобразили множество раз этот эпизод |
А потом — битва |
Битва у Малина (Малинга) — классика засад в самом примитивном их варианте. Легенда, конечно. Не дело полководцу быть впереди войска, демаскировать себя факелами и читать надписи на заборах деревьях.
Так Сунь Бинь одновременно отомстил своему врагу. Эти победы подорвали мощь Вэй и вывели царство Ци в число сильнейших «сражающихся царств».
Памятник на месте битвы. Место определили археологи недавно. А во времена Сунь Биня тут были дремучие леса. |
Карта битвы
После ряда исследований, проведённых китайскими и западными учёными за последние 30 лет, появилась гипотеза о том, что настоящим автором Искусства войны Сунь-цзы является именно Сунь Бинь. Также некоторые исследователи склоняются к мнению, что полулегендарный Сунь-цзы (Сунь У) и исторический Сунь Бинь на самом деле одно и то же лицо.
Сунь Бинь также является автором другого трактата по военной стратегии Сунь Бинь бинфа (Искусство войны Сунь Биня). Среди историков долгое время существовали сомнения относительно этого трактата, но в 1972 в Линьи (пров. Шаньдун) при раскопках ханьских захоронений были найдены фрагменты Сунь Бинь бинфа («Трактата о военном искусстве Сунь Биня»), пролежавшие в земле более 2 тыс. лет. Найденные 223 бамбуковые дощечки с нанесенными на них 5985 иероглифами, представляющие собой фрагменты восьми глав этого сочинения, подтверждают принадлежность его к эпохе «Сражающихся царств» |
Шэнь Бу-хай
Шэнь Бу-хай родился в столице царства Чжэн примерно в 385 г до н. э (либо ок. 400 г. до н.э.). И звали его при рождении Шэнь-цзы. Он стал один из основателей легизма, автором многих трактатов.
Он был далеко не первым легистом, но, в отличие от ранних легистов Шэнь Бу-хай достаточно длительное время — около 15 лет — был министром (сяном) в царстве Хань. Он известен не столько своими реформами, о которых источники почти ничего не говорят, сколько созданием весьма развитой теории управления. Его можно считать основоположником искусства управления (шу). При этом речь идет не об управлении во имя блага народа, а об усилении абсолютистской власти государя.
Сыма Цянь пишет о нём кратко в небольшой 63-й главе, в молодости Шэнь служил мелким чиновником в царстве Чжэн, а после поглощения этого царства крупным государством Хань стал сяном ханьского Чжао-хоу (358-333 гг. до н.э.), совершенствовал управление, упорядочил аппарат власти, сделал сильной армию и наладил нормальные отношения с чжухоу. В этой же главе упомянуто, что он идеологически связан со школой Хуан-Лао (т.е. с даосизмом) и известен разработкой принципа син-мин, а также является автором книги «Шэнь-цзы».
Вероятно, во времена Сыма Цяня представления о связях легизма с даосизмом были основаны на несколько более поздних сведениях, касавшихся мыслителей типа Шэнь Дао. Главное из сказанного им — это ссылка на книгу «Шэнь-цзы». По данным «Хань шу», такая книга действительно существовала, причем даже не в двух, а в шести частях, но до нас дошли лишь отдельные фрагменты из нее, включенные в другие сочинения. Судя по этим фрагментам, учение Шэнь Бу-хая отличалось не только глубокими размышлениями и умными практическими рекомендациями, но и новизной, оригинальностью творческого мышления. Собственно, это и сыграло основную роль в том, что фрагменты из книги были широко распространены и дошли до наших дней.
«Мудрый правитель — это тело, чиновники — его руки. Правитель — голос, чиновники — эхо. Правитель — корни, чиновники — ветви. Правитель осуществляет верховный контроль, чиновники заботятся о выполнении своих должностных обязанностей».
Главная идея его концепции — призыв к установлению абсолютной власти государя. Не во имя блага Поднебесной или царства — об этом если и упоминается, то лишь вскользь. Власть ценна сама по себе. Ею нужно дорожить, ее нельзя упустить, ею ни в коем случае не следует делиться — вот суть советов, обращенных к государю. Умный монарх делает себя центром этой власти. У него много помощников, но никто из них не должен пользоваться никакими преимуществами перед другими. Нет места любимчикам и фаворитам! Монарх — это ось, чиновники — спицы, сходящиеся к центру. Все рычаги власти и все альтернативные источники информации только у государя. Только он один имеет право отдавать приказы, ибо он — верховная точка отсчета, мера всех вещей. Верное слово обеспечивает порядок, неверное — ведет к хаосу. Поэтому правитель должен тщательно обдумывать каждое свое слово.
Шэнь Бу-хай создает идеальный образ государя, своего рода абсолютный эталон, некий аналог конфуцианского цзюнь-цзы. Только цзюнь-цзы у Конфуция — это чиновник, живущий во имя блага народа и лишь во вторую очередь являющийся помощником правителя, тогда как для Шэнь Бу-хая важен именно государь. Новые времена наступают в Китае. Абсолютизм, централизованность, загадочность и непредсказуемость правителя. Ну и жестокость, само-собой во имя закона, который генерирует сам правитель. В Европе такие учения появились веков через 20. Вспомним Макиавелли.
Правитель, продолжает Шэнь, должен быть скрытен и ни в коем случае не демонстрировать ни свою мудрость, ни свои знания (информацию), ни стремления. Он должен быть для людей загадкой «Если мудрость правителя очевидна всем, люди будут внутренне готовы к этому; если будет очевидно ее отсутствие, они станут стремиться обмануть государя. Если заметно, что правитель все знает, люди постараются скрыть свои промахи; если очевидно его незнание, люди станут стремиться обманывать его. Если все будут знать, что у правителя нет желаний, люди захотят узнать, что же он в действительности все-таки хочет; если его желания как-либо проявятся, начнут искушать его. Поэтому-то правитель и должен следовать принципу недеяния»
Принцип недеяния — у-вэй является одним из центральных пунктов теории Шэнь Бу-хая. Это и побудило Сыма Цяня связать Шэня с даосизмом. Но он ошибается. Идею у-вэй знали в Китае задолго до оформления основных даосских трактатов. Якобы, великий Шунь управлял Поднебесной именно таким способом. Но разработал эту основополагающую для китайской философии концепцию именно Шэнь Бу-хай.
«Умный правитель может надеть на себя личину глупости, притвориться неуверенным, проявить робость и затаиться в бездействии. Он скрывает свои мотивы и прячет следы. Он демонстрирует миру недеяние. И тогда ближние любят его, а дальние стремятся к нему».
Правитель не обязан сам вмешиваться во все дела, для этого у него есть чиновники, которые должны все знать, видеть и слышать. На его же долю приходится своего рода сверхзнание, сверхвидение, сверхслышание. Это и есть проявление у-вэй. Правитель не столько выполняет функции верховного администратора (это дело чиновника, министра-сяна), сколько выступает в облике главного арбитра и медиатора («у тех, кто имеет излишки, он отбирает; тем, кто неимущ, дает; сильных одергивает; находящихся в опасности защищает»). Он осуществляет функции некоего небесного механика, который в случае необходимости слезает с трона и наводит порядок в дающей сбои административной машине.
Особое внимание в теории Шэнь Бу-хая уделено принципам управления. Первый из них — чжэн-мин, выпрямление имен (и названий), рассматривался еще Конфуцием. У конфуцианцев суть его сводилась к тому, что все существа и вещи должны соответствовать своим именам и наименованиям, иначе будет невообразимая путаница. И Шэнь с ними согласен:
«Имена — веревка той сети, которая вмещает все, что создано Небом и Землей. Они — знак власти мудреца надо всем. Держа шнур в руках, мудрый контролирует все, причем ничто не ускользнет от него... Все, кто хочет находиться на верном пути, начинают с выправления имен и наименований, дабы выправить с их помощью все остальное... В древности Яо управлял Поднебесной посредством имен. Имена были верны, и Поднебесная находилась в порядке. Цзе тоже управлял с помощью имен, но его имена и названия были неверны, и Поднебесная оказалась в состоянии хаоса. Поэтому мудрый ценит правильность имен и названий. Он слушает сообщения о делах с помощью названий, вглядывается в них через посредство их наименований и отдает приказания, используя имена и названия». Ведь если имя и название не выполняют своей функции определителя и не служат дистинкции, то путаница неизбежна.
Другой важный принцип управления, выдвинутый и разработанный Шэнь Бу-хаем, — это син-мин. Означало требование к чиновникам исполнять их функции строго в соответствии с должностью. Каждый чиновник обязан знать сферу и пределы своей компетенции и не выходить за них, не рассуждать на темы, не связанные с ними. Этот принцип несколько сковывал возможности оптимальной администрации, однако для Шэня он был важен. Он считал едва ли не главным принципом техники административного управления подбор кадров чиновников, проверка их работы и контроль над ними ("Кадры решают всё!" (с)). В этом Шэнь Бу-хай не шел за авторитетами, не считал, вслед за Конфуцием или Мо-цзы, что в системе управления должны работать добродетельные, способные и мудрые. Его принцип иной: на любую должность следует подбирать людей, пригодных для исполнения необходимых функций. Насколько он всё же прав! И сейчас, прекрасный, честный и любимый всем народом человек, становящийся главой региона, администратором большой организации, нередко разваливает всё дело.
Но как выявлять пригодность? Способности, достижения и выслуги. Отбор кандидатов должен быть свободным от протекции и личных пристрастий. Но не вполне ясно, как это следовало осуществлять на практике, но сама идея позже легла в основу китайской (а потом и всемирной) системы экзаменов. В этом смысле Шэнь Бу-хая можно считать кем-то вроде прародителя идеи экзаменов.
В теории Шэнь Бу-хая есть еще ряд заслуживающих внимания рекомендаций. Например, чиновник должен внешне выглядеть любезным и стараться завоевывать симпатию людей, не хвастать ни властью, ни умом, но умело пользоваться тем и другим, давать подчиненным определенную свободу действий, но в то же время держать строгий контроль над ними и т.п. Но о законе Шэнь Бу-хай практически нигде не упоминает! Закон не является главным и вообще нужным в его теории. В этом смысле Шэнь вообще не легист.
Серьезных реформ Шэнь Бу-хай не проводил, возможно, заметных успехов в укреплении царства и его армии не добился. И хотя в его биографии у Сыма Цяня сказано нечто противоположное («укрепил армию»), есть основание более доверять словам Хань Фэй-цзы о том, что сильным свое царство Шэнь сделать не сумел. И то сказать — Хань было маленьким, перенаселённым царством, самым слабым из семёрки царств эпохи Чжаньго.
Но внес ли Шэнь вклад в легизм как теорию и практику? Внес. Вся его теория сыграла свою роль в укреплении идеи абсолютной власти монарха и тесно связанной с ней идеи централизации администрации. Но та форма абсолютизма почти без этических ее ограничений, без рассуждений о благе народа и т.п., которую отстаивал Шэнь Бу-хай, не имеет отношения ни к конфуцианству, ни даже к моизму.
Шэнь Бу-хай в отличие от Конфуция и Мо-цзы не был озабочен интересами подданных. И хотя Шэнь не преуспел в реформировании царства Хань, он сделал немало для того, чтобы легистская практика реформ обрела свой фундамент.
Умер Шэнь Бу-хай в 337 до н. э. |
Мэн-цзы
Этот мудрец родился во владении Цзоу (совр. г. Цзоучэн, близ Цюйфу, пров. Шаньдун) примерно в 372 до н. э. Цзоу было исторически связано с самой культурной областью Китая — царством Лу, да и сам Мэн-цзы — потомок лусского аристократического рода Мэнсунь. Но служил советником в царстве Ци.
Мэн-цзы обобщил 4 моральные нормы конфуцианства: «жэнь» (гуманность), «и» (справедливость), «ли» (ритуал), «чжи» (мудрость). Он считал, что среди этих четырёх норм наиболее важны две первые.
Учение Мэн-цзы получило широкое применение в системе неоконфуцианства. Во 2-й половине XX века обнаружили две версии текста «Усин». Эти находки позволяют дать новую интерпретацию некоторых понятий, фигурирующих у Мэн-цзы. Собственно, главное в учении — Мэн-цзы утверждал, что человек рождается изначально добрым, а под влиянием его окружения становится таким, каким является в итоге. Написал о том книгу «Мэнцзы». И ещё — считал, что любой вид деятельности должен быть распределен согласно способностям человека. Высокие чины должны занимать умные, а люди способные только к физическим занятиям — быть в их подчинении.
Мэн-цзы не чужд был и астрономии. От него осталось такое высказывание: «Независимо от того, как высоко небо и как далеки звезды, если только мы изучим связанные с ними явления, мы можем, сидя у себя дома, предсказывать солнцестояние на тысячу лет вперед». Отсюда следует, что Вселенная воспринималась им как отлаженный, устойчивый, вечный механизм.
Умер в 289 до н. э. в возрасте 83 лет |