Наверное, я всё же стопроцентный европеец. Неспособный понять загадки странной китайской души. Я настолько некитаец, что потратил (напрасно) массу времени, пытаясь понять некоторые совершенно нелогичные аспекты китайского менталитета. Вот, например, европейские чисто материальные ценности — золото, алмазы, рубины и т.д. Я вполне равнодушен к этим металлам-минералам, однако признаю, что они красивы, уникальны по свойствам и достаточно редки. А закон экономики гласит: ценность вещей обратно пропорциональна их количеству. Этот закон распространяется на всё — будь то изумруды или окаменевшие экскременты динозавров. Но в Китае этот закон даёт сбои. Золото и в Китае с древности выполняло роль денег, было мерилом богатства, хотя и не в той степени, как на Западе. Но вот любовь китайцев к яшме и нефриту поразительна. Излагаю свои геологические понятия. Яшма, нефрит, жадеид — родственные минералы, отличаются плотностью, твёрдостью, вязкостью (не разбиваются). Цвет — самый разнообразный. При этом по красоте сильно уступают (на мой взгляд) не только изумрудам, но и полевому шпату или пириту. А самый ценный нефрит у китайцев — молочно-белый ("цвет бараньего сала"), его я вряд ли отличу от куска хорошо протёртой штукатурки. Жадеид и нефрит раньше вообще называли одним словом — "жад", а в некоторых странах нефрит называли "яшма". Да и вообще — яшма и нефрит тоже стали различаться не столь давно. И переводчики переводили всяко разно. Вот у Сыма Цяня везде написано "яшма", а у других о том же самом — "нефрит". "Так что путаница тут большая. Но это не столь важно. Важно то, что китайцы явно опровергают законы экономики. Нефрита в мире много. Он есть почти везде, его много даже в Китае. Например, саркофаг Тамерлана сделан из единого куска чёрного персидского нефрита, саркофаг Александра III — из единого куска сибирского нефрита, есть и 6-метровая статуя Будды — в Китае — из единого куска самого ценного молочно-белого нефрита. Так что драгоценные камни в Европе измеряют в каратах, а нефрит, даже в Китае, где его считают драгоценным камнем — в тоннах. По классификации нефрит не более ценен, чем малахит или горный хрусталь. Помню, сплавлялись мы по Витиму и сделали гидрочалку у заброшенной шахты, где когда-то добывали горный хрусталь. Прямо у входа валялось множество кусков и я прихватил на память изрядную глыбу розовых кристаллов (интересно, где она у меня валяется?). Да, конечно, сейчас Китай стал иным и принял отчасти законы экономики. Магазины завалены нефритовыми поделками и подделками. Которые по карману даже мне, хотя и стоят в разы больше, чем из другого камня. Столь трепетное отношение к нефриту — только у китайцев (да ещё у маори). Уже в неолите китайцы вытачивали нефритовые диски (диски-би) — величиной с тарелку, толщиной в палец, посередине — отверстие. Изумительная шлифовка, исключительная точность параметров. Вероятно, амулеты. И вся хроника уже письменной истории испещрена сообщениями, как правитель подарил кусок яшмы или казнил того, кто такой кусок припрятал. Все легенды и мифы буквально пропитаны нефритом — у небожителей в нефритовых горах нефритовые дворцы, а в дворцах — нефритовая посуда. Эпитет для всего красивого, лучшего и ценного — "нефритовый". Конфуций говорил о хорошем человеке: «Его мораль чиста, как нефрит». Даже мужской детородный орган — "нефритовый стержень". Нефрит очень высоко ценится китайцами, которые называют его «камнем жизни», считается его национальным камнем. Нефрит в Китае ценился порой выше золота и серебра, так как считалось, что этот камень приносит благополучие. «Золото имеет цену, нефрит же бесценен». Вот кто способен объяснить очевидные факты: VI тысячелетие до н.э. — нефрит в Китае абсолютно рядовой камень, наряду с кремнем из него делают наконечники копий и разные орудия, а V тысячелетие до н.э. — он уже священен и употребляется лишь в ритуалах. Причём сразу на огромных пространствах. Что китайцы в нём разглядели? Интересно ещё и то, как отпиливали куски камня, ещё не зная и металлов. Считают, что пилой была тонкая полоска кожи (титива лука) и крупный песок. И вот одна история как раз этого времени, чтобы убедить читателя, что я не сгущаю краски. Согласно легенде, снабжённой точными датами и историческими подробностями, задолго до 283 г. до н.э. в государстве Чу на горе Чу человек по имени Бянь Хэ нашёл камень, содержащий нефрит. Осознав ценность находки, Хэ принёс его к Ли-вану, правителю государства Чу. Однако тот решил, что это обыкновенный камень и его хотят надуть. Он приказал, чтобы Хэ отрезали левую ногу. Бянь Хэ жил с одной ногой и дождался смерти вана. Ему наследовал У-ван и Хэ предложил драгоценный нефрит новому правителю. История повторилась и Хэ отрезали правую ногу. Но нашедший нефрит (странно — а как насчёт благополучия от обладания нефритом?) был упрям, пережил и этого правителя и дождался очередного правителя, которого звали Вэнь-ван. Тогда Бянь Хэ принёс свой нефритовый камень к подножию горы Чу. Там он плакал, пока «через три дня и три ночи его слёзы не были исчерпаны и потекла кровь». Об этом доложили новому правителю. Тот через посланников задал вопрос этому инвалиду: «У многих людей были отрезаны ноги. Зачем же так расстраиваться?» «Я сокрушаюсь не о потере моих ног, — ответил Хэ, — а о том, что драгоценный камень считают обычным, а честного человека — лжецом». Впечатлённый кровавыми слезами Хэ, правитель Вэнь приказал ювелиру обработать камень. Внутри камня оказался самый большой кусок чистого нефрита, который Вэнь когда-либо видел. В честь страдальца Хэ, нашедшего драгоценный нефрит, Вэнь назвал камень Хэ Ши Би, что означает «Нефритовый диск Хэ». В 283 году до нашей эры драгоценный нефрит был украден у правителя Чу и продан государству Чжао. Затем правитель Цинь предложил Чжао 15 городов за Хэ Ши Би. Сначала правитель Чжао согласился (Цинь в тот год была куда сильнее и могла и силой отнять), но переложил груз ответственности на выдающегося дипломата Линь Сян-жу. Сыма Цянь: Циньский ван принял Сян-жу, сидя на террасе Чжантай (прием посла на террасе, а не в зале — унижение!). Сян-жу поднес циньскому вану драгоценную яшму. Ван очень обрадовался, тут же передал драгоценность своим красавицам и свите, чтобы они на нее полюбовались. Все приближенные дружно воскликнули: «Ваньсуй!» («десять тысяч лет!», писк восторга). Тут Сян-жу стало ясно, что циньский ван вовсе не намерен отдавать чжаосцам города; он вышел вперед и сказал: «Но в яшме есть изъян, разрешите я покажу его вам». Ван передал яшму послу. Тогда Сян-жу схватил ее, отошел назад, прислонился к колонне, разгневанный, так что поднявшиеся от возмущения волосы сбили его головной убор, и сказал циньскому вану: «Вы, Великий ван, желая заполучить драгоценную яшму, отправили своего гонца с посланием к чжаоскому вану. Тот созвал на совет всех сановников, и они ему говорили: "Циньский правитель жаден, он, пользуясь своим могуществом, с помощью пустых посулов требует себе эту яшму, обещанных же городов мы все равно не получим". Все советовали вану не отдавать Цинь эту драгоценную яшму. Но я полагал, что обман недопустим даже в отношениях между простыми людьми, что же говорить об отношениях между великими государствами! Кроме того, чжаоский ван решил, что нельзя из-за одной маленькой яшмы лишать удовольствия правителя мощной циньской державы. После чего он постился пять дней, а затем отправил меня вручить вам драгоценную яшму и доверил мне свое послание к вам. Почему он так поступил? Этим он пожелал выразить свое почтение вашему могущественному государству. Ныне, когда я прибыл сюда, вы, Великий ван, приняли меня не во дворце, встретили весьма надменно. Получив драгоценную яшму, вы тут же передали ее своим красавицам, чтобы посмеяться надо мной. Я вижу, что вы, Великий ван, не имеете намерений отдавать чжаоскому вану обещанные города, поэтому я забираю обратно эту яшму. Но если вы вздумаете отобрать у меня ее силой, я и драгоценную яшму и свою голову разобью об эту колонну!» Сян-жу крепко сжал руками яшму и взглянул на колонну, словно намеревался ударить по ней. Циньский ван, опасаясь, что посол разобьет сокровище, извинился перед ним. Он призвал к себе управляющих делами с картами и отметил на них 15 городов, которые отныне должны быть переданы Чжао. Но Сян-жу счел, что все это — обман циньского вана, лишь делающего вид, что он отдает города чжаосцам, и поэтому сказал ему: «Драгоценность рода Хэ — это сокровище Поднебесной, которое передается из поколения в поколение. Чжаоский ван опасался вас и не посмел не передать его вам; когда он посылал вам эту драгоценность, он постился пять дней. Сейчас вы, Великий ван, тоже должны поститься пять дней, собрать во дворце знать всех девяти рангов, и только тогда я вручу вам эту яшму». Циньский ван задумался. Отнять драгоценность силой он не мог и потому в конце концов согласился поститься пять дней. Он поселил Сян-жу в подворье Гуанчэн. Сян-жу, поразмыслив, пришел к выводу, что циньский ван хотя и согласился поститься, но обещанные города наверняка не отдаст, поэтому он повелел своему слуге переодеться в грубую одежду и, спрятав понадежнее драгоценную яшму, короткой дорогой вернуть ее в Чжао. После пятидневного поста циньский ван собрал в дворцовом зале всю знать девяти рангов и велел ввести чжаоского посланца Линь Сян-жу. Сян-жу вошел и сказал циньскому вану: «Со времени Му-гуна в Цинь сменилось более 20 правителей, но ни один из них твердо не соблюдал принятых на себя обязательств. Я решил, что буду обманут ваном и таким образом провинюсь перед Чжао, поэтому повелел своему слуге вернуться обратно с драгоценной яшмой. За это время он уже добрался до Чжао. Вместе с тем известно, что Цинь — сильное государство, а Чжао — слабое; если вы, Великий ван, пошлете человека в Чжао, то чжаоский правитель может тут же передать вам драгоценный талисман. Если могущественное Цинь первым уступит чжаосцам 15 городов, разве чжаоский правитель осмелится удерживать драгоценность у себя и совершать преступление против Великого вана? Я прекрасно понимаю, что за обман Великого вана я должен быть казнен, и согласен даже на то, чтобы вы сварили меня в кипятке заживо, но прошу вас, Великий ван, сначала обсудить вместе с вашими сановниками все ваши действия». Циньский ван и его сановники переглядывались в растерянности, а некоторые из приближенных намеревались вытолкнуть Сян-жу из зала, но циньский ван сказал: «Если мы сейчас убьем Сян-жу, то никогда не сумеем заполучить драгоценную яшму и прервем добрые отношения между Цинь и Чжао. Не лучше ли поступить с ним великодушно и отпустить его обратно в Чжао? Разве чжаоский ван из-за какой-то яшмы пойдет на обман Цинь?!» Затем он принял Сян-жу во дворце и, исполнив соответствующие церемонии, отправил его обратно в Чжао. По возвращении Сян-жу чжаоский ван понял, что его мудрый посол не опозорил его перед чжухоу, и пожаловал ему звание шандафу. В конце концов Цинь не отдало своих городов Чжао, но и Чжао не отдало циньцам драгоценной яшмы. Вы только подумайте, сколько терзаний и самопожертвований из-за каменного диска с дырочкой, который в те годы не обладал вообще-то никакой историей, кроме отрубания ног, да и то в другом царстве! На этом дело, конечно, не кончилось, Цинь пошло войной на Чжао. Дипломат Линь Сян-жу отстраняет загребущие руки Цинь В 221 г. до н.э. новый правитель Цинь — Цинь Ши Хуан — завоевал весь Китай, в том числе Чжао. Он приказал вырезать на Хэ Ши Би свой символ, чтобы самый фантастический кусок нефрита всегда служил императорской печатью Цинь. Главный советник Ли Сы написал, а мастер Сунь Шоу вырезал на ней слова: «По мандату небес, пусть (император) живет долго и счастливо». С 221 г. до н.э. Императорская печать Китая переходила от императора к императору во времена династий Цинь, Вэй, Цзинь, в период Шестнадцати царств, династии Суй и династии Тан. Из-за неё воевали, убивали, её доставали из колодца и много чего её, но это другая история. Однако в период пяти династий и десяти царств (907–960 гг.) легендарная нефритовая печать исчезла. Когда династия Мин пришла к власти, было официально зарегистрировано, что драгоценная реликвия пропала. Есть много версий её судьбы, но она не найдена до сих пор. Но то ладно — историческая реликвия, символ Поднебесной, но трепетать над куском, возможно, вообще необработанного нефрита — это уж вне моего понимания. Однако, замечу, чисто национальные помешательства были и в других странах. В Японии помешались на точильных камнях, в Голландии — на луковицах тюльпанов... "Юйту" — "Нефритовый заяц" — китайский ровер на Луне. Европейцы, кто не понимает, при чём тут нефрит, называют его "Лунным зайцем" |
Если уж я отметил Афинскую Академию и Александрийскую библиотеку, как события, повлиявшие на космонавтику, то придётся туда же отнести и Академию Цзися. Царство Ци было одним из наиболее развитых в чжоуском Китае, особенно во времена Хуань-гуна и Гуань Чжуна. Позже роль Ци стала менее значительной. Однако в период Чжаньго это царство опять стало одним из сильнейших и наиболее процветающих, а столица Ци, город Линьцзы, — едва ли не крупнейшим в стране. Модель древнего Линьцзы После того как в 386 г. до н.э. Тянь Хэ, всесильный сановник Ци из рода Чэнь, сыном Неба и другими чжухоу был признан легитимным правителем царства, Ци под властью новой династии Тянь не только резко активизировало свою политику, активно вмешиваясь в политические интриги и искусно лавируя между Цинь и Чу с умелым использованием при этом поддержки других царств Чжунго, но и стало привлекать к себе лучшие умы всего чжоуского Китая. Именно в столице Ци, Линьцзы, близ ворот Цзи, была создана во второй половине IV в. до н.э. своеобразная академия Цзися. Более точный перевод «учёный двор под западными воротами Цзи». Название "под западными воротами" несколько смущало, так что художники часто изображают некий подземный зал: Вряд ли. Философствуется более продуктивно именно под открытым небом. Туда приглашались все известные китайские мыслители, получавшие от правителей Ци звание дафу и соответствующее содержание. В числе таких ученых, как постоянно живших в Цзися, так и посещавших академию, были представители всех направлений чжоуской мысли. Кроме чистых моистов, пожалуй. Школы конфуцианства, даосизма, легизма, мин цзя, инь ян цзя. Но более всего Цзися было центром даосизма и близких к нему идейных течений, адепты которых появлялись здесь, видимо, преимущественно с юга, из Чу. Скорее всего, именно таким путем в академию прибыл такой известный ученый, как Цзоу Янь (см), одна из наиболее загадочных фигур философии периода Чжаньго. Именно ему приписывается философская разработка идей о пяти первоэлементах (у-син) и обинь-ян. Кроме того, Цзоу Янь первым в Китае стал настаивать на том, что чжоуский Китай (Поднебесная) — это лишь девятая часть одного из девяти континентов, т.е. небольшой регион мира. Действовала Цзися более столетия (возможно, до 150 лет). Блистательные имена: Мэн-цзы и Сюнь-цзы, Тянь Пянь и Хуань Юань, Шэнь Дао, Сун Цзянь, Инь Вэнь, Тянь Ба и Эр Шо, Цзоу Янь и Цзоу Ши. Обсуждавшаяся в Цзися проблематика отражена главным образом в энциклопедическом трактате Гуань-цзы (IV-III вв. до н.э.), а также Янь-цзы чуньцю, Сыма фа (Законы Сыма, IV в. до н.э.) и других. В условиях официально поощряемой дискуссии в Цзися уточнялись теоретические позиции и рождались первые формы синтеза основных идейных направлений китайской философии. Центральное место в дискуссиях отводилось вопросам сущности мира, теории познания и методам политического управления, в основе которых лежали принципы "школы дао и дэ". В итоге сложилось и собственно «учение Цзися», отмеченное общей даосской ориентацией. Академики Цзися пользовались покровительством ванов Ци, получая почести в виде званий, стипендий и льгот. Наиболее почитаемые преподаватели носили титул сяньшэн, который закрепился в китайском языке в значении «учитель», «почтенный», «господин». Нам, впрочем, более знаком японский аналог слова — сэнсей. «Сюань-ван с радостью принимал при дворе мужей, знающих литературу, и странствующих ученых. Их было семьдесят шесть — таких, как Цзоу Янь, Чуньюй Кунь, Тянь Пянь, Цзе Юй (Цзе-цзы), Шэнь Дао, Хуань Юань. Всех их он поставил шандафу (старшими сановниками), но они не управляли делами, а занимались обсуждениями и толкованиями. Поэтому циская школа ученых Цзися вновь расцвела, насчитывая от нескольких сот до тысячи человек» (Сыма Цянь) III в до н. э. назван "золотым веком" китайской философии. В которую входила и натурфилософия — зачатки будущей науки. Вероятно, это связано с величайшими потрясениями на Западе — Александр Македонский похоронил великую персидскую империю, эллинизм был уже у границ Китая, греческие знания просачивались и в Поднебесную. Однако прямой передачи знаний не обнаружено — в дошедших до нас текстах нет никаких греческих имён, названий, ничего явного, лишь какие-то намёки можно уловить, да и сам "взбрык" любви к учёным мудрецам интересен. И очень-очень скоро, в 212 г. до н.э. книги сожгут, а учёных казнят сотнями по всему Китаю. Но об этом грустном факте потом, а пока... Слава академии стала вызовом для Цинь, истинного гегемона Поднебесной, начался проект Люй Бувэя по созданию «ЛЮЙ-ШИ ЧУНЬ ЦЮ», в котором по преданию участвовали 3 000 приглашенных учёных. Вообще Китай, как и Древняя Греция славились изобилием философов. А в других странах их почти или совсем не было. Скажем, Россия. Кроме "философского парохода" и вспомнить особо некого. |
из какого-то фильма Дипломатическим битвам, состязаниям создателей стратагем, биографиям двух интересных личностей посвящены целиком 69-я и 70-я главы великого труда Сыма Цяня. Су Цинь, согласно Сыма Цяню, родился в столице центрального царства Чжоу — в Лояне. Учился у философа "Гуй Гу-цзы. Обладал огромной работоспособностью, читал множество книг и готовил себя к службе советника при ване. Но никакого применения своим знаниям вначале найти не мог, так что члены его семьи, упрекая его, злословили, что он умеет работать лишь языком. Осознавая свою никчемность, Су Цинь продолжал учиться дома, одолевая один трактат за другим, набираясь ума-разума. Сформулировав для себя ряд идей, он попытался было добиться аудиенции у чжоуского Сян-вана (368-321 гг. до н.э.). Но сын Неба не принял его. Тогда Су решил отправиться в Цинь, где Хуэй-ван, преемник Сяо-гуна, только что расправившийся с великим реформатором Шан Яном, терпеливо выслушал его длинную речь. Суть ее у Сыма Цяня изложена вкратце: Цинь, располагавшее обширными территориями и немалым населением, может овладеть Поднебесной, умело применив военную силу, и стать империей. Преемник Сяо-гуна Хуэй-ван, казнив нелюбимого им Шан Яна, сохранил, однако, его наследие, и более того, продолжал действовать в духе его реформ. Поэтому, видимо, он благосклонно отнесся к новому странствующему ши. Однако, услышав, что тот предлагает ему просто воспользоваться имевшимся у царства могуществом (достигнутым благодаря уже реализованным реформам Шан Яна) и за этот счет овладеть Поднебесной, он остался весьма равнодушен к подобному предложению, справедливо решив, что в реальности любые рассуждения об овладении Поднебесной явно преждевременны. Аргументы Су (Цинь велико и владеет умением воевать) были и без того известны вану. Су учел полученный им урок и резко изменил суть своих установок. Прежде всего он обрел ценностную ориентацию. Но обиды не забыл и резонно рассудил, что стоит наказать обидчика. Для этого надо разжечь антициньские настроения. А условия для этого были весьма подходящими. Резко усилившееся Цинь становилось опасным государством, склонным обращаться с соседями весьма бесцеремонно. Су Цинь вернулся домой, опять засел за книги под насмешки родни и примерно через год решил снова попытать счастья, на сей раз в царстве Чжао. Первый визит с новыми идеями в Чжао оказался второй неудачей для Су Циня. Правитель Су-хоу (349-326 гг. до н.э.) просто отказался его выслушать, о чем позаботился только что назначенный на должность чжаоского сяна младший брат правителя Фэньян-цзюнь, не желавший конкуренции. Тогда Су Цинь отправился в Янь, где имел долгую беседу с Вэнь-хоу (361-333 гг. до н.э.). Принципы построения аргументации были стандартными: сначала он рассказывал собеседнику, сколь велико и богато управляемое им царство, а затем переходил к описанию потенциальных опасностей, ожидающих его, если оно не выберет правильный, т.е. антициньский курс в политике. Разумеется, общий стандарт не исключал вариантов. В случае с Янь было упомянуто, что, хотя это царство и благоденствует, оно обязано своим процветанием лишь тому, что ограждено от демонического Цинь другими государствами, в частности Чжао. Однако в случае конфликта с Чжао чжаосские войска вполне способны за две недели достичь столицы — Янь с ними не справится. Поэтому для Янь самое существенное — сблизиться с Чжао, заручиться его поддержкой. Яньский Вэнь-хоу охотно воспринял логику аргументации Су и добавил к ней, что не стоит пренебрегать улучшением отношений и с другим яньским соседом, Ци. Если бы объединиться с обоими в антициньский союз, это могло бы стать некоей гарантией против возможной агрессии со стороны Цинь. В заключение беседы Вэнь-хоу богато наградил Су Циня за его плодотворную идею и заявил, что Янь можно считать членом антициньского союза хэцзун. Су Циню повезло (или он узнал раньше, потому и поехал) — сянь (министр) Фэнъян-цзюнь, относившийся к нему враждебно, уже умер, место министра было вакантно и он получил приём у князя Су-хоу в Чжао. На сей раз прибывшего с богатым выездом, яньскими золотом и шелками ученого ши чжаоский Су-хоу встретил гостеприимно. И Су Цинь умело развернул перед ним свою аргументацию. Страна ваша богата и сильна, правитель мудр. Нужно только для народа обеспечить спокойствие, а оно зависит от правильной внешней политики. Враждуя с сильными Цинь или Ци, т.е. с могучими соседями Чжао на западе и востоке, это царство не обретет покоя при всем том, что оно едва ли не наиболее сильно в Поднебесной. Стоит обратить внимание на то, что основная опасность грозит со стороны царства Цинь, которое может превратить Хань и Вэй в своих вассалов и оказаться совсем рядом с Чжао, почти окружив его. Сейчас, пока потенциальные силы других царств вдесятеро больше того, чем располагает Цинь, все может казаться не столь уж и страшным. Но будет так лишь в том случае, если эти силы объединить. Только тогда потенциально агрессивное Цинь будет разбито и перестанет быть опасным для всех. Су Цинь представил перед чжаоским князем стратагему (подробный план) союза шести княжеств (Хань, Вэй, Ци, Чу, Янь и Чжао) для сдерживания Цинь. Реализация такого союза даст чжаоскому правителю положение вана-гегемона. И Су-хоу принял план и выдал Су Циню полномочия, снабдив драгоценностями, регалиями и колесницами. И тот отправился в Хань. Ханьского Сюань-вана он похвалил за то, что у него сильная армия, лучшие в Поднебесной стрелки из арбалета, воины искусно владеют различными видами оружия, включая мечи. При таких военных возможностях негоже служить царству Цинь, которое к тому же может потребовать от Хань то один кусок территории, то другой. А земли в Хань и без того мало, народ живет скученно. Сюань-ван выслушал аргументы и согласился с ними, заметив, что он готов последовать «наставлениям чжаоского вана», из чего видно, что предложение о союзе теперь делалось Су Цинем не от его имени, а от имени могущественного главы создаваемой антициньской коалиции. Следующий визит был к правителю царства Вэй, расположенного к югу от Хань, тоже территориально небольшого и плотно заселенного. Прославляя мудрость вэйского Сян-вана, Су Цинь предостерегал его от сближения с Цинь. Иначе циньский правитель станет императором, а вэйский — его вассалом, который будет вынужден отдать Цинь свои земли. В заключение он прямо упомянул, что послан в Вэй чжаоским правителем. Вэйский Сян-ван, услышав это, «с почтением присоединился к союзу». Договорившись со всеми тремя царствами бывшего Цзинь, Су Цинь отправился на другой край Чжунго — в Ци. В беседе с циским Сюань-ваном прославлял силу и богатство его царства, особенно столицу Линьцзы. Никто во всей Поднебесной не сравнится с Ци. Но если оно забудет об агрессивном Цинь, жертвой которого легко могут стать соседние с Ци царства Хань и Вэй, то может случиться беда. Конечно, пока Цинь далеко и не в состоянии нанести вреда Ци. Но ситуация может измениться, и лучше подумать об этом заранее. Циский правитель выслушал все сказанное, преподнесенное ему как бы от имени чжаоского вана, и согласился вступить в антициньский союз. Прибыв в южное Чу, Су Цинь обратился к чускому Вэй-вану с несколько иными аргументами. Чу и Цинь равно могущественны, и потому Цинь более всего хотело бы вредить Чу. Вот поэтому-то Чу и выгодно войти в антициньский союз и укрепиться за его счет. А союзники будут помогать Чу, присылать ему подношения, даже служить ему. Ни слова о главенстве Чжао не было сказано. После этого Чу склонилось войти в антициньский союз. В 40-й главе труда Сыма Цяня о Чу прямо сказано, что после того, как Су Цинь в 318 г. до н.э. создал антициньский союз хэцзун, главой его стал чуский Хуай-ван. Су Цинь стал сяном шести царств, образовавших антициньский союз хэцзун. Но на деле созданный им союз оказался скорее фикцией, нежели реальностью. Да, вернувшись после создания союза хэцзун в Чжао, Су Цинь получил там во владение местность Уань и стал именоваться почетным титулом Уань-цзюнь. Однако созданный Су Цинем союз не был воспринят всерьез мало чем связанными друг с другом правителями. Из 69-й главы Сыма Цяня явствует, что этот союз несколько напугал и будто бы на целых 15 лет приостановил агрессивные выпады Цинь. На самом деле царство Цинь отнюдь не испугалось и не прекратило на 15 лет воевать с соседями. Более того, воевали друг с другом и армии членов антициньского союза. Так, в 328 г. до н.э. Чжао вело войну с Цинь, а в 327 г. до н.э. Хань — с царствами Ци и Вэй. В 44-й главе Сыма Цянь рассказывает о войне Вэй с Цинь в 328-327 гг. до н.э. и о войне Вэй с Чу в 323 г. до н.э.. Из 45-й главы явствует, что в 325 г. до н.э. Вэй воевало с Хань, а в 319 г. до н.э. на Хань напала армия Цинь. В 318-316 гг. до н.э. циньская армия успешно воевала то с коалицией ее соперников, то с Хань или Чжао, в 314-313 гг. до н.э.— с Вэй и Чжао, в 313-312 гг. до н.э. — с Чу. Мало того, в 312 г. до н.э. Цинь вместе с Вэй напало на Янь, а вместе с Хань на Чу. Из всех этих сообщений ясно, что ни о каком 15-летнем моратории на военные действия со стороны Цинь говорить не приходится. Более того, в 69-й главе сказано, что, когда Ци и Вэй напали на Чжао, чжаоский ван справедливо предъявил счет Су Циню, который попросил послать его в Янь, дабы там договориться с Ци и исправить ситуацию. Чжаоский ван согласился на это, но после отъезда Су Циня из Чжао союз хэцзун распался. Есть сомнения, что союз в созданной Су Цинем форме вообще существовал. Да, идея носилась в воздухе. Кто-то воспринимал ее всерьез, но не все. Собственные интересы брали верх. Пока Су Цинь добирался до Янь, на это царство напало союзное с ним Ци, так что Су Циню пришлось ехать в Ци и, снова запугивая его коварством Цинь, молить циского правителя вернуть Янь захваченные земли. Земли вернули, но в Янь встретили Су Циня весьма прохладно, так что тот с трудом добился назначения на должность. Не слишком долго пробыв в Янь, Су Цинь возвратился в Ци, где вскоре был убит. Сыма Цянь уточняет обстоятельства смерти Су Циня. Находясь в любовной связи с вдовой, матерью яньского И-вана (о чем правитель знал), Су боялся казни и, дабы избежать ее, попросил у И-вана разрешения уехать в Ци, чтобы оттуда способствовать усилению Янь, на что тот согласился. В Ци юный Минь-ван благосклонно принял беглеца, а яньский И-ван вскоре умер. В Ци многие не любили Су Циня и устроили против него заговор. Он был ранен, но сумел бежать и перед смертью попросил Минь-вана разорвать его тело на части, как будто бы замышлявшего смуту — тогда злоумышленники быстро объявятся. И они объявились. Чуть ли не за наградой. И были схвачены и казнены, а новый яньский Гуай-ван был удовлетворен тем, как цисцы отомстили за смерть Су Циня. Якобы это было в 314 г. до н.э. Кадр из фильма. Казнь разрыванием Каждое из шести царств имело свои интересы и воевало именно ради них. Если требовали обстоятельства, то и в коалиции с Цинь. Как бы то ни было, но дело жизни Су Циня потерпело полный провал. Возможно, ему сильно вредил Чжан И? Об нём ниже. Однако имя Су Циня стало широко известным в Поднебесной. И этим решили воспользоваться младшие братья Су Циня, Су Дай и Су Ли, причем сделали это довольно успешно. Су Дай давал советы правителям Восточного Чжоу с явной целью противостоять натиску Цинь. Вскоре Восточное Чжоу стало для него тесным, и Су Дай отправился в Янь, где имя и деятельность его старшего брата хорошо помнили. В царстве Янь Су Дай занялся, однако, не организацией борьбы с Цинь, а проблемой взаимоотношений Янь с его соседями, особенно с Ци. Вскоре на помощь ему прибыл его брат Су Ли, который тоже начинал свою карьеру политического деятеля и дипломата на родине, в Восточном Чжоу. Чего же хотели добиться в Янь братья Су? Прибыв в Янь, Су Дай при первой беседе с правителем воспел хвалу его мудрости и провозгласил, что потенциальные противники Янь — царства Ци и Чжао, а союзники — Чу и Вэй. О Цинь в беседе уже не было и речи — молчаливо признается, что антициньского союза больше нет, а интересы Янь в том, чтобы дальше ломать антициньскую коалицию. В ответ ему было сказано, что противостоять (вместо далекого Цинь, о чем просил еще так недавно Су Цинь) мощному Ци, к тому же самому близкому соседу, — безумие. На это Су Дай заметил, что можно попытаться ослабить Ци в интересах Янь. Циский Минь-ван изрядно истощил свою страну походами, а если послать в Ци заложника и Су Ли, который попытается подкупить высоких чиновников, Ци можно ослабить еще более. Этот план был принят и исполнен, но в это время в самом Янь произошла смута, на троне оказался новый правитель Чжао-ван, а братья Су бежали в Ци. Из Ци Су Дай отправил послание новому правителю Янь Чжао-вану, в котором опять шла речь о том, что главный враг Янь — Ци, но для того, чтобы одержать над ним верх, нужно, во-первых, заключить союз с другими чжухоу, а во-вторых, натравить Цинь на Ци. Пусть правитель Цинь пришлет в Янь своих советников и постарается сблизиться с Янь и Чжао, что в конечном счете ослабит Ци. Яньский Чжао-ван принял этот совет. Коалиция нескольких царств, включая Цинь, поддержала Янь. Царство Янь изрядно потоптало земли Ци, изгнав в 284 г. до н.э. циского Минь-вана. Правда, это торжество продолжалось недолго. Вскоре Ци восстановило свои позиции и наказало Янь. Яньский ван хотел поехать в Цинь, но Су Дай отговорил его, чем заслужил уважение в Янь. Роль братьев Су в развитии политических событий в период Чжаньго на рубеже IV-III вв. до н.э. не очень ясна. Сыма Цянь в заключительной части 69-й главы пишет, что в конечном счете Су Дай вернулся к идее антициньского союза и дожил со своим младшим братом Су Ли до глубокой старости, пользуясь уважением, которого некогда лишился Су Цинь. Неясно, в чем именно проявил себя будто бы возрожденный братьями антициньский союз и что было источником уважения к ним. Ослабить Цинь политика братьев Су так и не сумела. Попытка использовать Цинь в интересах слабого Янь тоже не дала заметных результатов. Царство Ци, против которого братья плели интригу, не слишком в конечном счете пострадало. За что было их уважать? Разве что за искусство политической интриги и дипломатических планов, в чем все они, безусловно, преуспели. Биография и деятельность Чжан И изложены в 70-й главе труда Сыма Цяня и в ряде отрывков из «Чжаньго-цэ». Родом из Вэй, он был таким же странствующим ши, что и братья Су. Чжан И получил свои первые знания у того же "Гуй Гу-цзы и был соучеником Су Циня. В юности он попал в Чу, где был оскорблен подозрением в краже дорогой вещицы из яшмы и за то жестоко наказан. Су Цинь, к тому времени уже ставший во главе создававшегося им союза хэцзун, решил, если верить Сыма Цяню, помочь Чжан И и способствовал поступлению его на службу в Цинь. Циньский Хуэй-ван, незадолго до того отказавшийся от услуг Су Циня, принял Чжан И, сделав его своим советником. Когда встал вопрос, идти походом на Хань либо на отсталое полуварварское Шу, совет Чжан И был отвергнут и войска Цинь отправились против Шу, причем поход был более чем успешным: правитель Шу вынужден был признать сюзеренитет Цинь и стать его вассалом. Позже Чжан И сумел заставить царство Вэй отдать часть своей земли Цинь, за что получил пост циньского сяна. Пробыв ряд лет на этом посту, он в 322 г. до н.э. стал, как то ни покажется странным, сяном в Вэй, стараясь побудить это царство служить Цинь, чем вэйские правители, Сян-ван и сменивший его в 318 г. до н.э. Ай-ван, были, естественно, недовольны. Тогда Чжан И порекомендовал Цинь напасть на Вэй, что и было сделано. Армия Вэй в 317 г. до н.э. потерпела поражение. Затем Цинь, напав на соседнее с Вэй царство Хань, жестоко разгромило его. И Чжан И снова попытался доказать вэйскому Ай-вану, что союз хэцзун нежизнеспособен, что посулы Су Циня основаны на обмане и что сближение с Цинь сулит Вэй верную удачу. Под этим жестким нажимом Ай-ван сдался. Чжан И, выполнив, таким образом, свою миссию, возвратился в Цинь, где вновь стал циньским сяном. Правда, через три года Ай-ван попытался было разорвать с Цинь и вернуться в союз хэцзун. Однако Цинь вновь напало на Вэй, и Ай-ван вынужден был покориться судьбе. Попытки Чжан И подчинить царство Вэй царству Цинь хронологически совпадают с деятельностью Су Циня по созданию союза хэцзун. В результате Су Цинь стал сяном шести царств, включая и Вэй, что произошло между 328 и 318 гг. до н.э. Здесь хронологические концы явно не сходятся. В начале 70-й главы идет речь о том, что, уже став сяном всех шести царств, Су Цинь помогал своему бывшему соученику — Чжан И укрепиться в Цинь. А в «Чжаньго-цэ» оказывается, что, когда Су Цинь стал сяном шести царств, Чжан И уже давно был сяном в Вэй, где отражал интересы Цинь. Вторым объектом энергичного натиска Чжан И стало царство Чу. Целью, по словам Сыма Цяня, было разорвать созданные Су Цинем союзные отношения, связывавшие Чу с Ци, с которым будто бы намеревалось воевать царство Цинь. Эта цель представляется надуманной, ибо достать Ци царство Цинь в ту пору не могло просто географически — нужно было пересечь земли других царств. Как можно полагать, речь шла об отрыве Чу от Ци в рамках рушившегося и без того союза хэцзун. И именно это блестяще проделал Чжан И. У Сыма Цяня подробно рассказывается, как Чжан И за разрыв отношений с Ци пообещал Чу 600 ли земли и как чуский Хуай-ван купился на это. Более того, когда уехавший из Чу Чжан И стал медлить с выполнением обещания, Хуай-ван начал публично позорить циского вана. Правитель Ци разозлился и порвал с Чу всякие отношения, перейдя в союз с Цинь, чего и хотел циньский правитель. После этого Чжан И, предложив лишь часть обещанных земель — не 600, а 6 ли, спровоцировал поход царства Чу против Цинь, но армии Цинь и Ци нанесли ему тяжелое поражение. Чуский Хуай-ван кипел от негодования и требовал от Цинь выдачи Чжан И, обещая взамен какие-то земли. Но неожиданно Чжан И сам согласился возвратиться в Чу в качестве циньского посла и вновь стал уговаривать правителя Чу отказаться от бессмысленного членства в союзе хэцзун, который он называл не иначе как стадом баранов, и объединиться с Цинь, ибо ссора и еще одна война с этим царством грозят Чу поражением. Походя обвинив мертвого уже к тому времени Су Циня в обмане, Чжан И обещал прислать в жены чускому Хуай-вану дочь циского вана с большим приданым. Словом, искусная дипломатия Чжан И сработала, и он был отпущен из Чу, отправившись в Хань. Следуя из царства в царство по проторенному некогда Су Цинем пути, Чжан И, однако, действовал более решительно, если не сказать нагло. Наряду с талантом блестящего политика и дипломата это помогало ему выкручиваться из самых сложных ситуаций, которые Су Циню обходились очень дорого. Методы же действий обоих были достаточно близки. Возможно, частично это объяснялось общностью основ образования, которое они получили у Гуй Гу-цзы, возможно, типичностью ситуаций, в которых оба оказывались. Как бы то ни было, но действия Чжан И очень напоминают дипломатию Су Циня. Например, в Хань Чжан И, подобно Су Циню, похвалив вначале правителя и его царство, заверил, что только сближение с Цинь поможет Хань не бояться его сильного южного соседа Чу. Этого оказалось достаточно, чтобы Хань пошло на сближение с Цинь, за что, к слову, Чжан И получил в награду от циньского правителя некое владение со званием Усинь-цзюня. После Хань последовал визит на восток, в Ци, где Чжан И, беседуя с Минь-ваном, после льстивых слов о могуществе Ци стал доказывать, что Цинь намного сильнее, особенно после сближения с Вэй, Хань и Чу. И делал вывод с присущей ему наглостью: не станете служить Цинь, это царство пошлет против вас войска своих союзников. Испуганный Минь-ван принял предложение Чжан И, который после этого поехал в Чжао. Беседа с правителем Чжао тоже началась с реверансов, с упоминания о том, что Чжао, когда-то возглавившее союз хэцзун, будто бы на 15 лет остановило агрессию Цинь (чего на самом деле не было). Но за эти годы, по словам Чжан И, Цинь усилило военную мощь, увеличило свою территорию и даже завладело треножниками чжоуского сына Неба. Далее Чжан И напомнил об обмане Су Циня, не сумевшего создать крепкий союз хэцзун, а также о том, что теперь все основные царства являются союзниками Цинь, так что разгромить Чжао ему ничего не стоит. Чжаоскому правителю осталось только согласиться с доводами циньского посла и объявить о лояльности по отношению к Цинь. А Чжан И отправился в Янь. Здесь он заявил, что на Чжао нельзя особо полагаться, поскольку оно уже ориентируется на Цинь, лучше последовать его примеру. Иного пути нет. Испуганный яньский ван согласился сблизиться с Цинь. После всех этих переговоров Чжан И победителем возвратился в Цинь, где в это время (310 г. до н.э.) у власти встал У-ван, который, по словам Сыма Цяня, еще в юности был настроен против Чжан И. Он отстранил Чжан И от должности сяна, что, по мнению Сыма Цяня, способствовало реанимации союза хэцзун. Желая реабилитироваться, Чжан И предложил циньскому правителю новый заманчивый план. Учитывая, что правитель Ци особенно не любит Чжан И и готов направить войска туда, где он окажется, нужно послать его в Вэй. Ци нападет на Вэй, а Цинь сможет через Хань дойти до Чжоу и овладеть треножниками. У-ван согласился, Чжан И прибыл в Вэй и оттуда послал своего представителя в Чу, чтобы оно предупредило Ци, что не стоит ради Чжан И воевать с Вэй. Но циский правитель, как то и предвидел Чжан И, заупрямился. Тогда чуский посол — по наущению того же Чжан И — разъяснил цискому правителю, что сам Чжан И задумал всю интригу, договорившись с Цинь, что оно вторгнется в Хань и станет домогаться чжоуских треножников, если Ци ввяжется в войну с Вэй. Циский правитель отказался от планов воевать с Вэй, а Чжан И снова получил в Вэй должность сяна и через год, в 309 г. до н.э., умер в этом царстве. Судьба Чжан И и Су Циня схожа. Чжан И немало сделал для Цинь и умер на чужбине. Су Цинь немало боролся с Цинь и был казнён её врагами. В целом же они нейтрализовали усилия друг друга, причем первый обращал внимание на усиление Цинь и что надо создать союз против неё, тогда как второй запугивал собеседников тем, что Цинь вот-вот нагрянет и раздавит их, поэтому надо набиваться циньцам в союзники. Оба метода действовали безотказно. Однако Су Цинь оставлял простор для сомнений, а после того как с трудом созданный им союз хэцзун начал разваливаться, аргументы Чжан И оказывались весомее. Всё это интересно в том ключе, что напоминает европейскую обстановку 1930-х, когда государства искали союзов с Гитлером или его противниками. А в 1973 году китайские археологи раскопали гробницу примерно 186 г. до н.э., т.е на сотню лет раньше книг Сыма Цяня. И были там бамбуковые книги, т.н. Мавандуйские тексты, которым историки поверили больше, чем Сыма Цяню, который довольно часто ошибается в хронологии. И вся эта красивая история о борьбе "вертикали" с "горизонталью" оказалась не такой. Был там документ под названием "Книга о стратегиях союзов по горизонтали и вертикали". В первой части из 14 глав имеется переписка и высказывания Су Циня, которые позволяют уточнить его биографию и выправить ошибки и нестыковки у Сыма Цяня. В частности установлен год смерти Су Циня — 284 до н. э., что не стыкуется с данными Сыма Цяня, где Су Цинь умирает ещё при жизни Чжан И (около 314 года до н. э.). Более того, деятельность Су Циня проходила уже после Чжан И во время правления Чжао-вана (312 — 279 годы до н. э.) в царстве Янь. Су Цинь находился в конфронтации не с Чжан И, а с Си Шоу — более поздним сторонником союза по горизонтали. Су Цинь учился у Ю Ци и проработал немало книг по стратегии, прежде чем выйти с предложениями перед лицом вана. Создаётся впечатление, что Су Цинь был не столько дипломатом, сколько высококлассным шпионом, двойным, тройным и т.д агентом, резидентом и т.п. Как в песне Вадима Егорова: Резидент пяти разведок И агент шести держав. После захвата циским Сюань-ваном десяти городов царства Янь, Су Цинь смог урегулировать конфликт, города были возвращены, но яньский принц был послан заложником в Ци. Су Цинь стал посланником при яньском принце. Су Цинь находился в хороших отношениях с правителями Ци, шпионил умеренно. Но в 292 году до н. э. возник конфликт по поводу территории царства Сун, в который были вовлечены царства Цинь, Чжао и Ци. Су Цинь предложил царю Чжао (живя в Ци) особый план, который привёл к столкновению между Чжао и Ци. И другие пять бывших союзников "по-вертикали" атаковали Ци. Циский Мин-ван не без основания обвинил Су Циня в измене и публично казнил разрыванием на части. Вот так верить великим историкам. |
Сычуаньская котловина, окружённая со всех сторон горами, имела место быть к юго-западу от собственно Китая. Огромная прекрасная страна, но очень изолированная. От Китая отделялась цепью гор Циньлин, очень труднодоступных. Вполне заслужила поговорку "До Сычуани добираться — как до неба". И жили там тогда не китайцы и не протовьетнамцы, а предки будущих бирманцев и тибетцев (сейчас там живёт уже 80 млн. китайцев). Предполагается, что это были тибето-бирманские племена, родственные современным туцзя или цянам. Сложилась там вполне независимая культура, а потом и царство — Шу. Имена правителей известны, но больше из легенд, сильно обросли мистикой. В китайских хрониках упоминалось в лучшем случае раз в столетие, в общекитайских событиях участвовало раз в тысячелетие (например, в битве пи Муэ, похоронившей династию Шан). Не было туда дорог, по горным тропам шастали лишь даоские мудрецы. Якобы в 666 году до н. э. выходец из Чу по имени Бе-лин («дух черепахи») основал на юге котловины династию Каймин, которая правила царством Шу в течение 12 поколений вплоть до циньского завоевания. За эти поколения она продвигалась на север, побеждая более древнюю династию Дую. Там была своя письменность, даже три разных. До сих пор не расшифрована. В 474 г. до н. э. послы Шу представили дипломатические подарки во дворец правителя Цинь, в результате чего в китайских хрониках был зафиксирован первый контакт между этими двумя царствами. Позднее войска Шу перешли горы Циньлин и подошли к циньской столице, а в 387 г. до н. э. войска Шу и Цинь сошлись в битве около Ханьчжуна в верхнем течении реки Хань. Между тем в Котловину примерно в V в.до н.э. явилось царство Ба. Не дипломаты, не войска, а царство в полном составе. Его теснило царство Чу и так неспешно столетие за столетием столица смещалась на запад, пока не оказалось на границе Шу. Два неродственных народа перемешались, образовав культуру Шу-Ба. Но государства (владения) как-то различались. Кроме них где-то в горах находилось и маленькое независимое княжество Цзюй (Цзу). В 316 г. до н.э. правитель Цзюй, находившегося в вассальной зависимости от царства Ба, вступил в конфликт со своим братом, двенадцатым правителем династии Каймин (ц. Шу). Потерпев поражение в междоусобной борьбе, он бежал в Ба, а затем в Цинь. Там беглец попросил циньского правителя вторгнуться и помочь ему вернуть власть. И Цинь не упустило случая "восстановить справедливость". При обсуждении этого предложения в циньском государственном совете возникли разногласия. Первый министр Чжан И рекомендовал «не обращать внимания на варваров» и сосредоточиться на продолжении экспансии на восток на Великой китайской равнине. Но другой советник, генерал Сыма Цо, выдвинул совершенно другой стратегический план. Он состоял в том, чтобы на первом этапе захватить огромную плодородную страну на юге и использовать её ресурсы для усиления Цинь на втором этапе при наступлении на другие китайские царства. Сыма Цо указал, что циньской армии будет намного легче захватить Шу с её слабой армией, чем бороться с мощными военными силами центральных китайских царств. Ввиду этого он настаивал, что предложенное им завоевание на юге будет иметь быстрый и гарантированный успех, в отличие от военных действий на восточном фронте, где победа над сильной коалицией царств будет весьма сомнительна. Циньский правитель принял предложение Сыма Цо и приказал ему вместе с Чжан И захватить царство Шу. Если раньше Шу невозможно было захватить только по причине невозможности перебросить в Сычуань армию, то теперь существовала Дорога быков. Строила её Цинь. И не один десяток лет (документов не сохранилось). Это было инженерное чудо. Длина дороги примерно 500 км — через перевалы, мосты над пропастями, вырезанные в скалах проходы. Но чаще дорогу лепили к отвесной скале. Пробивая отверстия в скале и вставляя туда брёвна. Там, где это возможно, для поддержки внешних концов были размещены вертикальные бревна, и весь участок галереи был покрыт деревянным настилом. (В 1979 году китайские археологи обнаружили 56 горизонтальных и 190 вертикальных скважин в 22 различных местах.) Получалось вот так (реконструкция части дороги): Ну, бык вряд ли осилит такую дорогу. Насчёт названия и истории строительства есть такая легенда. Чтобы проложить дорогу, Хуэй-ван пошел на хитрость. Он приказал своим скульпторам соорудить пять каменных быков, выполнив их хвосты и зады из чистого золота. Потом он распустил слухи, что эти быки волшебные и что из-под них каждый день выгребают кучи золота. Эти слухи дошли и до шуского князя. Он был очень жаден и захотел завладеть быками. Шуские послы передали просьбу князя Хуэй-вану, который охотно согласился отдать каменных быков. Однако он сказал, что быки очень хрупкие и будет невозможно перетащить их через горы Циньлин, надо построить дорогу. Шуский князь согласился на строительство дороги, чтобы заполучить желанных волшебных быков. И в 316 году до н. э. сильная союзная армия Цинь, Ба и Цзюй сначала нанесла поражение брату правителя Цзюй, а потом вторглась в Шу. Две армии встретились на реке Цзялинцзян (левый приток Янцзы) на территории царства Ба. В ходе нескольких сражений шуское войско было разбито, а шуский правитель Цзу Каймин в конце концов был настигнут и убит. После этого циньцы повернули оружие против бывшего своего союзника Ба, взяв его правителя в плен, и также аннексировали его территорию. В 314 году до н. э. сын покойного правителя Яотун был назначен правителем Шу, но в действительности он имел лишь видимость власти, в Шу на самом деле правил циньский губернатор. Царство Шу было превращено в вассальное княжество, которым правили потомки бывшей царской династии. Их статус при этом был понижен с вана до хоу. При этом над Шу циньцами был установлен жесткий военный контроль, который со временем только усиливался, поскольку Цинь сразу же начала создавать свои гарнизоны и стала активно заселять шускую территорию китайскими крестьянами. В 311 году до н. э. шуский чиновник Чэнь Чжуан поднял мятеж и убил Яотуна. Тогда циньские войска Сыма Цо и Чжан И снова пошли в поход на Шу, захватили и казнили мятежника. Правителем был назначен другой представитель династии Каймин по имени Хуэй-хоу. Хуэй-хоу в 301 году до н. э. запутался в сложных политических интригах и в страхе под угрозой нового вторжения циньской армии покончил с собой. Его сын Вань-хоу правил областью до 285 году до н. э., пока тоже не был казнён циньскими властями. Назначенный циньцами его преемник также восстал против захватчиков, после чего циньцы окончательно лишили династию Каймин власти и ввели в Шу прямое правление через китайскую администрацию. А вьетнамские историки утверждают, что гордые шусцы не смирились с захватчиками, часть шусцев покинула свою родину. Они (вьетнамцы) сообщат, что с 258 по 208 год до н. э. был король Ан Зыонг-выонг (Тхук Фан), который был принцем правящей династии царства Тхук (Тхук — вьетнамское произношение названия царства Шу), он после завоевания его страны китайцами увел своих подданных на юго-восток, на территорию современного северного Вьетнама, и основал там государство Аулак. И Цинь действительно стало обладателем прекрасной страны (размером в половину Франции), современные туристы считают Сычуань самой прекрасной провинцией Китая. Думаю, что и тогда она была такой же. После завоевания земель Шу и Ба территория Цинь сразу увеличилась более чем вдвое, почти сравнявшись по размерам с царством Чу. Циньцы стали реализовывать амбициозный и долгосрочный план освоения Сычуани, создав там военный округ, укрепив Чэнду мощной стеной, введя новую систему администрации. Циньские правители предприняли массированную колонизацию территории, для чего переселили в земли Шу десятки тысяч китайских крестьян. Среди них были как простые безземельные крестьяне, так и множество помилованных преступников, которым казнь была заменена ссылкой в новозавоеванную страну. Переселенцам для обживания были нарезаны прямоугольные участки земли. Под руководством циньского губернатора Ли Бина всего за четыре года к 256 г. до н. э. была создана великая ирригационная система Дуцзянъянь, использующая отведенные с равнины Чэнду воды реки Миньцзян. Введение в действие этой системы положило конец ежегодным разливам реки и создало исключительно благоприятные условия для развития рисоводства. В результате новое циньское владение стало источником большого количества сельскохозяйственной продукции и базой для снабжения циньских войск при их наступлении на царство Чу. А царство Ба циньцы не стали заселять, сохранив ему некоторую автономию во главе с местной аристократией. Предположительно, это объясняется тем, что цинские правители желали использовать воинственных Ба в качестве барьера против экспансии Чу на запад, в направлении Сычуани. Древняя самобытная цивилизация Шу была буквально стерта с лица земли. По данным раскопок, прежняя археологическая культура в Сычуани с этого периода резко меняется, найденные предметы становятся практически идентичными тем, что находят в Северном Китае. Впоследствии, уже в эпоху Хань, население Шу было в основном китайским и со временем бывшее царство Шу превратилось в рядовую китайскую провинцию Сычуань. |
Кадр из фильма Цзоу Янь родился в 336 г. до н. э. в царстве Ци. Весьма интересный человек уже тем, что пользовался большим уважением у правителей своего времени, в отличие от своих учителей — Конфуция и Мэн-цзы. Был наставником Чжао-вана, правителя царства Янь. Он весьма отклонился от чистой философии и занимался теоретической наукой (если можно назвать это наукой). Например, создавал теории кругооборота пяти, сменяющих друг друга стихий природы (у дэ). Пять добродетельных сил обладают только им присущими свойствами. Распространил идею цикличности на исторический процесс. Этим объяснял последовательность смены правящих династий. Но в географии он удивил историков. Цзоу Янь считал, что территория Срединных Государств (Чжунго) представляет собой девятиклеточный квадрат со стороной 9000 ли (около 4320 км), причём Срединные Государства расположены не в центре, но в юго-восточной области своего континента. Именно так, как догадался? И вообще — как посмел Срединные государства объявить не в центре? Далее он распространил девятичленную симметрию на все пространство земной поверхности, объявив свой "стандартный квадрат" 1/9 мировой суши и 1/81 всей Поднебесной. Т.е. земной мир он считал квадратом со стороной 27000 ли (около 13000 км), что близко реальному диаметру Земли (около 12760 км). Источник этих знаний неизвестен. Но и кроме него бытовали похожие (но не точно такие!) числа измерения "мира". Его сочинения, о которых упоминается в библиографическом отделе «Ханьшу», до нашего времени не дошли. Цзоу Янь упоминается в «Ши цзи» Сыма Цяня: «В последующем воюющие царства и княжества стали [все больше] бороться друг с другом, положение было таково, что сильные княжества соперничали между собой и захватывали [территории], [иногда] спасали тех, кто находился в крайних обстоятельствах, [иногда] улаживали свои смуты и только. Разве было время думать о другом? В это время только один Цзоу Янь внес ясность в преемственность пяти добродетелей-стихий, разграничил четко движение времен года, чем прославил себя среди чжухоу-владетельных князей». «Цзоу Янь видел, что правители государств все больше роскошествуют и становятся распущенными, не в силах превыше всего поставить добродетель. Ведь если правитель сам следует высоким принципам, то это воздействует и на простой народ. Тогда Цзоу Янь глубоко задумался о подъеме и упадке сил ян и инь, вник в превратности всех перемен... Его речи были широкими и неканоническими, он исследовал что-нибудь малое, а затем распространял наблюдения на крупные явления, доходя до бескрайне далекого. Цзоу Янь начинал изложение с настоящего времени и шел в глубь веков вплоть до Хуан-ди, говоря об известных — для ученых — вещах. [Цзоу Янь] в общем и целом связал века в чередовании их расцветов и падений, исходя из этого поместил в книге описание благовещих знамений и недобрых предвестий, принятые правила и установления. Шаг за шагом удаляясь во времени, он в конечном счете доходил до самых истоков жизни, когда Небо и Земля еще не появились и царил глубокий мрак, которому нельзя было найти исток. Сначала Цзоу Янь перечислил знаменитые горы и великие реки Срединных княжеств, горные долины и проходы, зверей и птиц, все, что порождали вода и земля, все чудесное и редкостное в мире вещей. Затем, идя вширь, он дошел до заморских земель, которые люди не могли видеть. Он говорил, что с того времени, как Небо и Земля раскрылись и разделились, пять добродетелей — стихийных сил меняются в вечном круговороте, каждое управление в Поднебесной имеет умер в 280 г.до н.э. в возрасте примерно 56 лет |
Гунсунь Лун (он же Гунсунь Лун-цзы, он же Цзы-бин) родился приблизительно в 325 г. до. н. э. в царстве Чжао. Философ. Один из наиболее известных представителей Школы имён (мин цзя). Прославился на весь Китай как непревзойдённый спорщик. Создатель парадоксов (апорий) Зенон Элейский жил в Греции на полтора века раньше, но слишком далеко, вряд ли в Китае про него знали, но рассуждения о том, что летящую стрелу можно считать неподвижной, у обоих весьма похожи. Не столь уж большой путь отделял их от теории относительности, хотя бы в изложении Галилея, жившего на 20 веков позже. Или "если каждый день отнимать половину от палки длиною в одно чи, [то этот процесс] нельзя закончить и через 10 тысяч поколений" теория бесконечных малых, понимание бесконечности времени и пространства — вот что за этим видится. Гунсунь Лун подчеркивал абсолютность и постоянство мира. Якобы он встречался и с Цзоу Янем. И, возможно, после их встречи-спора родился знаменитый софизм Гунсунь Луна «белая лошадь не лошадь» (бай ма фэй ма). Под его именем до нашего времени дошёл этот трактат из шести глав. Считается, что первая глава, представляющая собой введение, написана последователями философа. Согласно некоторым свидетельствам, у него было несколько учеников. Однако и учителя у него были! (см. VI в.до н.э) В трактате этот главарь философского течения Школы имён доказывает, что лошадь и белое — вещи разные, отделяет эти понятия, делает вывод, что белая лошадь и просто лошадь — принципиально разные животные, следовательно, белая лошадь уже не лошадь. Возможно, в последующие века этот софизм сделал белую лошадь действительно особым животным, выделяющимся из конского ряда своей философской возвышенностью. Я сяду на белую-белую лошадь И в желто-зеленый осенний закат Тихонечко трону по первой пороше, Пишите на запад мне, я буду рад. Гунсунь Лун умер 250 г. до. н. э, в возрасте примерно 75 лет |
Усилия дипломатов, подкуп министров и полководцев часто решали итог войны. У Сыма Цяня рассказывается о двух циньских военачальниках и сянах (они были сянами одновременно) Чу Ли-цзы и Гань Мао. Первый из них был братом циньского Хуэй-вана и лишь после того, как он сумел одержать ряд важных побед над соседями, включая сильных Чжао и Чу, ему было пожаловано владение и дан титул Янь-цзюня. При У-ване в 309 г. до н.э. он был назначен одним из двух сянов. А когда в 306 г. до н.э. он попытался было достичь военного успеха в Пу, на границе Малого и Большого Вэй, некий Ху Янь по просьбе руководителя обороны города сумел убедить его, что победа будет невыгодна Цинь, ибо станет способствовать усилению Вэй, которое после падения Пу сумеет присоединить к себе Малое Вэй. Неясно, почему Чу Ли-цзы, снарядивший поход на Пу, вопрос о продолжении похода решал по совету неизвестного ему лица. Непонятно, почему слова Ху Яня так подействовали на испытанного воина. Похоже, что здесь сыграла свою роль взятка в 300 цзиней золота. Факт остается фактом: поход был приостановлен (а 300 цзиней золота получил от руководителя обороны Пу ловкий Ху Янь), а через несколько лет после этой неудачи, в 300 г. до н.э., Чу Ли-цзы умер. На первое место в острой политической борьбе явно выходила дипломатия, тогда как война была лишь последним, пусть даже самым весомым аргументом. или Гань Мао принадлежал к числу странствующих ши и решил попытать счастья в Цинь. После ряда военных успехов, в том числе укрепления циньских позиций в Шу, он, вместе с Чу Ли-цзы, стал вторым циньским сяном. В 307 г. до н.э. он сумел захватить ханьский город Иян, уничтожив 60 тысяч вражеских воинов. Поражение заставило Хань заключить мир с Цинь, а когда ханьцам стало грозить Чу, они обратились к Цинь за помощью. Циньский Чжао-ван, чья мать была родом из Чу, колебался, но Гань Мао сумел настоять на том, чтобы идти на помощь Хань, так как в противном случае Чу и Хань усилиями ханьского сяна Гун Чжуна (Гун Шу) в конечном счете заключат мир и вместе с Вэй станут серьезной угрозой для Цинь. Правитель Цинь согласился с этими соображениями и выдвинул войска. Тогда чуские войска вернулись домой. Итак, военная угроза была снята более дипломатическими и политическими, нежели собственно военными методами. Но далее в события вмешался родственник вдовствующей матери циньского Чжао-вана Сян Шоу, который теперь уже снова готовился напасть на Хань. Гун Шу прибег к помощи Су Дая. Су в довольно многословной беседе пытался восстановить Сян Шоу против Гань Мао, в чем и преуспел. В результате Гань Мао вынужден был бежать из Цинь в Ци, где он в свою очередь попросил помощи у Су Дая, направлявшегося в Цинь в качестве посла. Су Дай выполнил свое обещание, и Гань Мао пригласили возвратиться, прислав ему его печать сяна. Однако Гань Мао колебался, чем завоевал признание циского Минь-вана, сделавшего его своим сяном. Вскоре после этого Гань Мао умер, а Сян Шоу по рекомендации чуского вана сделали сяном в Цинь. Вот такой хаос дипломатических интриг и битв дипломатов царил в Китае на рубеже IV-III вв. до н.э. Но это лишь на первый взгляд. Цинь продолжала наращивать мощь, а остальные царства никак не могли договориться о союзе. |