«Это грубый и жестокий народ, покорный своим правителям и деспотичный по отношению к покоренным народам, жалкий в страхе, свирепый в гневе, непоколебимый в решениях, не обладающий веселостью нрава и не ведающий доброты» Плутарх о финикийцах, I в. до н.э. «Финикийцы — умный народ, благоденствующий во времена и войны и мира. Они преуспели в письменности, и литературе, и других искусствах, в судовождении, в ведении военных действий на море и в управлении империей» Помпоний Мела, I в Торговля немыслима без арифметики |
Финикия и соседи |
Скандальная книга Гюстав Доре. Ливанские кедры |
Финикийское торговое судно Сокровище Финикии |
Так художник представлял собой Молоха |
Якобы финикийцы в торговом порту. Ну, не нашёл я адекватного истории рисунка. Художнику, естественно, хочется нарисовать "покрасивше" — корабли под парусами у некоего каменного пирса. Однако паруса у берега снимали, сушили и прятали подальше от ветра и воды (при недолгой стоянке скатывали к верхней рее), а сами корабли вытягивали на берег, ибо в воде находиться им было крайне вредно из-за обилия древоточцев и опасности штормов. Никаких пирсов не было, а были "рельсы" — два ряда отполированных камней, которые при вытаскивании корабля поливали маслом. В портах корабли даже ставили в ангары, потому древний порт, забитый кораблями с флагами и парусами, не более чем красивая придумка художника. Вообще — археологи навострились отыскивать финикийские стоянки по ландшафту! Если есть песчаный пляж с ручьём на желательно безлюдном острове, то такое место именуется «пунический ландшафт», там почти наверняка есть следы стоянки карфагенян. Существовала сеть таких стоянок, на расстоянии примерно 40 км друг от друга — таков был дневной переход. Ночью не плавали без большой нужды. |
Перед пурпуром финикийцев женщины устоять не могли |
Гюстав Доре, «Смерть Иезавели» |
"Подобно тому как, по словам Гомера, все реки и потоки берут начало из Океана, так всякое словесное искусство исток имеет в Гомере" Михаил Хониат, XIII век |
А.Городницкий — Одиссей Живем не без оглядки С бедою по соседству. Давно забыты сказки, Услышанные в детстве. Но помню хорошо я Историю, однако, Про царство небольшое На острове Итака. Коричневые горы Над ним в тумане дремлют. И все то царство — город, Похожий на деревню. В пыли безлюдных улиц Печальны годовщины: Ушли и не вернулись С войны чужой мужчины. А во дворце царицы Пьют греческую водку. А во дворце царицы Дерут соседи глотку. Вино рекою льется. Гостям — гуляй да лопай. И плачет, как смеется, Царица Пенелопа: "О муж мой, вечно бодрый, Из дальних стран взгляни-ка: Тоскуют мои бедра Под тоненькой туникой, Мутится бабий разум От стынущей постели, Без мужского глаза Хозяйство в запустенье. Гляжу в морские топи, Зову тебя и плачу. А женихи торопят, И срок уже назначен". Везло же Одиссею: Еще бы день — и поздно... В скитаниях лысея, Идем по картам звездным. Нас солнце греет желтое, Гудят над нами грозы. И плачут наши жены, И вытирают слезы, - Еще надежде рады, Еще по ним скучают. А кто-то ходит рядом И сроки назначает. |
Троянский конь Ах, Лена, Лена, Леночка, С ней случай был такой, И случай этот кончился Троянской войной. Дубасят ахейцы троянцев, Поспят - и наоборот. Из-за проклятой буржуйской любви Кровь проливает народ. Я не знаю, был бы конец Этой грязной истории всей, Если бы, эх, не придумал коня Хитроумный Одиссей. Велел он вдосталь нарубить Молодых дубов, И без единого гвоздя Троянский конь готов. Он в брюхо полое ему Ахейцев насадил, И в море с войском остальным На кораблях отплыл. Ахейский лагерь опустел, Дул легкий свежий бриз. И подошел к тому коню Троянский вождь Парис. "Оригинально", - молвил он Качая головой. "Но дело в том, мои друзья, Что дуб-то молодой. Из бронзы много есть скульптур, Из камня и из глин. А вот из дуба, оля-ля, Троянский конь один. Это новаторство, братцы мои!" И с ним согласны были. А ну, кто за гриву, А кто за хвост В Трою его потащили. А вечером, только стемнело, Ахейцы из конского тела, Из брюха его деревянного, Повылезли, окаянные. Закололи всех часовых. И в Трою пустили своих. Тут троянская кровь полилась, полилась, Вспыхнул в Трое огромный огонь... С тех пор любое новаторство Воспринимается как Троянский конь. А.Дольский |
Так Гомера представляли потомки. Нос ему отбили потомки этих потомков. Кстати, почему у большинства статуй во многих частях мира отбиты носы? Дело в том, что считали, что душа входит-выходит через нос, да и с богами так сообщается. Даже питается так (воскурения благовоний есть у всех народов). И религиозные фанатики — и мусульмане и христиане отбивали носы у статуй, делая их неживыми. На всякий случай. Даже у Сфинкса отбили. |
Одиссей. И у него нос отбили |
Только появится на небе солнце в красе лучезарной, Звезды померкнут пред ним, и побледнеет луна; Так пред тобою, Гомер, бледнеют певцов поколенья, Лишь заблистает огонь Музы небесной твоей. Леонид Тарентский*. IV век до н.э. |
Но кровавою корридой Угрожает путь старинный Между Сциллой и Харибдой, Между Анной и Мариной. Золотою серединой Отродясь не обладаем, Между Анной и Мариной, Между Польшей и Китаем. И над бездною родимой Уж не знамо, как летаем, Между Анной и Мариной Между Польшей и Китаем. |
Астианакт, сын Гектора и Андромахи, последний из рода основателей Трои По одной версии, какой-то ахейский воин вырвал его из рук матери и сбросил с городской стены, по другой — Астианакта убил на глазах царя Приама сын Ахилла Неоптолем. Согласно Арктину, это сделал Одиссей. В других версиях он остаётся жив |
В некоторых фильмах Конь просто произведение искусства. Но вряд ли на скорую руку могли изготовить что-то лучше этого: Хотя это тоже фильм. Интересно, сколько человек поместилось внутри? Тут большие разночтения. По Гомеру — 50 лучших воинов (согласно «Малой Илиаде», 3000). По Стесихору, 100 воинов, по другим — 20, по Цецу — 23, либо лишь 9 воинов: Менелай, Одиссей, Диомед, Ферсандр, Сфенел, Акамант, Фоант, Махаон и Неоптолем. Имена всех перечислил поэт Сакад Аргосский. Афина дала героям амброзию. Ну, тогда понятно... |
Рождение железного века |