Густав Моро. Гесиод и муза. 1870 г |
Гоплиты |
ОМП древности - расстрел гоплитов лучниками |
Одни из ворот Древних Фив Фивы, в древности главный город Беотии, расположенный в центре плодородной Аонийской равнины. Город имел круглую форму и был окружен стеной с семью воротами. Близ Пройтидских ворот находился театр и площадь, близ Онкейских — алтарь Афины Онки. Дорога, соединявшая Фивы с Халкидой, сворачивала на восток до священного участка Иолая, проходила через Кренейские ворота, затем направлялась к югу, прерываясь Неистийскими воротами. В юго-западной части города находились Гипсистейские ворота. В южной части стены находились ворота Электры, от которых начиналась дорога, ведшая в Платеи, местоположение Гомолойских ворот остается неизвестным. Главными реками города были Дирка и Исмен, воды которого в черте города собирались в особом бассейне, так называемом Источнике Ареса; кроме того был известен Эдипов источник и водопровод, приносивший воду в Кадмею из Киферонских источников. В центре города, на небольшом холме, возвышалась Кадмея — фиванский акрополь; близ ворот Электры на холме находился храм Аполлона Исменийского, украшенный в древности скульптурными работами Фидия и Скопаса. В нескольких верстах от Фив, к югу от дороги, ведшей к Феспии, было в 1887 году открыто древнее святилище кабиров. |
Эдвард Додвелл. Руины Орхомена. 1821 г. Минотавр Кадм убивает дракона. Хендрик Гольциус. Конец XVI или начало XVII века Кадм наблюдает за схваткой спартов. Якоб Йорданс. XVII век |
Англичанка Эвелин де Морган. Кадм и Гармония. 1877 г. |
Булонь Бон Старший. Зевс и Семела. XVII век | Гаэтано Гандольфи. Атамант убивает сына Ино (1801) |
Джулио Романо. Рождение Вакха. XVI век |
Нефела, богиня облаков Ино тоже была ... не дай бог любому. У Атаманта была ещё одна жена, первая (Ино была второй) - Нефела. Или по-латыни - Небула. Это имя очень-очень знакомо астрономам. Ибо небула - галактические и внегалактические туманности. А в доастрономическую эпоху эта Нефела и была облаком (или тучей), то-есть богиней, олицетворявшей это явление. Когда на пиру олимпийских богов какой-нибудь гость, перебравший амброзии, начинал домогаться Геры, Зевс, чтобы не портить застолье, "затуманивал мозги", выставляя вместо своей жены эту меняющую очертания Нефелу-Небулу. Каким-то образом эта богиня стала женой Атаманта и родила ему близнецов: девочку Геллу и мальчика по имени Фрикс. Ино их воспитывала как мачеха (не облаку-богине же нянчиться?) и решила погубить. Она сожгла запас семян в городе и голод стал реальным. Послы от дельфийского оракула, подкупленные Ино, заявили, что для предотвращения срыва посевной страды нужно принести Фрикса (или Фрикса и Геллу) в жертву Зевсу. Атамант (ещё не безумный) хотел принести их в жертву у статуи Зевса Лафистия. Чтобы спасти своих детей от ненависти Ино, Нефела (или Артемида) послала им летающего золоторунного барана (подарок Гермеса), который должен был перенести их в Колхиду. Во время бегства Гелла упала в воды пролива, получившего имя Геллеспонт («море Геллы»; современные Дарданеллы). Фрикс добрался до Колхиды, где принес волшебного барана в жертву Зевсу Фиксию и повесил руно на дубе в роще Ареса. Вот за этим руном и отправились аргонавты. Но мы не будем ни о нём, ни о них. А Геллу мифотворцы тоже губить не стали. Как раз там оказался пронырливый Посейдон, который спас её, и она родила ему сына Пеона, (либо Эдона). Диодор, признававший летающих баранов чистой выдумкой, объяснил, что море они пересекли на корабле, носовая часть которого украшена головой барана, а Гелла, которой стало дурно из-за морской болезни, свалилась в море. В Херсонесе ей поставили могильный памятник. |
Крий, Гелла и Фрикс. Реконструкция древней фрески Барана звали Крий. Сын Посейдона и Феофаны. Согласно интерпретации, это был человек, наставник Фрикса по имени Крий, который на корабле привез Фрикса в Колхиду, а Гелла по пути умерла. У колхов его принесли в жертву богам, содрали с него кожу, позолотили и повесили в храме. По Эратосфену, сам снял с себя золотую шкуру, отдал Фриксу и вознесся на небо, став созвездием. |
Гвидо Рени. Аталанта и Гиппомен 1612 г. Характерно - у всех живописцев без исключения, Аталанта - без копья Статуя Кибелы в Мадриде |
Сын Зевса, Дионис, я - у фиванцев. Здесь некогда Семела, Кадма дочь, Меня на свет безвременно явила, Огнем Зевесовой грозы поражена. Из бога став по виду человеком, Я подхожу к струям родимых рек. (Видит обломки, увитые виноградом.) Вот матери моей сожженной память У самого дворца обломки дома Еще курятся, - в них еще живет Огонь небесный, Геры горделивой На мать мою неугасимый гнев... Как хорошо, что сделал неприступным Кадм дочери святилище; его Со всех сторон я скрыл и винограда Кистями нежной зелени обвил. Богатой Лидии равнины я покинул И Фригию, и Персии поля, Сожженные полдневными лучами, И стены Бактрии, и у мидян Изведав холод зимний, я арабов Счастливых посетил и обошел Всю Азию, что по прибрежью моря Соленого простерлась: в городах Красиво высятся стенные башни, И вместе там грек с варваром живет. Я в Азии ввел праздники и пляски И от людей, как бог, везде почтен. Здесь почву Греции впервые попираю. Из городов Эллады раньше всех Вас, Фивы, я наполню ликованьем, Небриды на плечи накину и, взамен Копья, вручу вам тирс, плющом увитый: Здесь сестры матери - кто мог бы ожидать? Во мне Зевеса сына не признали, И утверждали, будто, согрешив Со смертным, мать Зевесу приписала Свой женский грех, что ловко сочинил Ту басню Кадм, и будто Зевс Семелу Убил за дерзко выдуманный брак. Я, бешенством объяв их, из домов Бежать заставил, - потеряв рассудок Они теперь ушли на Киферон В вакхических одеждах, с жаждой оргий В груди, и сколько в Фивах есть Народу женского, всех с ними вместе Заставил я покинуть очаги. И под шатрами елей, как попало, Бездомные на голых спят скалах. Да, город, ты почувствуешь теперь, Что до сих пор чуждался оргий Вакха. Семелы матери я память защитить Являюсь мощным богом, сыном Зевса. Почет и власть царя здесь отдал Кадм Пенфею, сыну дочери Агавы. Он богоборец и ни разу мне Не сделал возлиянья и в молитвах. Упоминать не хочет. Пусть же царь И прочие фиванцы убедятся, Что точно бог я. Здесь как научу Себе служить, пойду в другие земли. А если с войском двинутся фиванцы, Чтоб женщин с Киферона возвратить, Затеют с ними бой мои менады. Так вот зачем, обличье изменив, Из бога стал я с виду человеком. |
Одиссей спускается в Аид и видит там Тантала (Гомер, "Одиссей", песнь XI: "Видел потом я Тантала, казнимого страшною казнью: В озере светлом стоял он по горло в воде и, томимый Жаркою жаждой, напрасно воды захлебнуть порывался. 585 Только что голову к ней он склонял, уповая напиться, С шумом она убегала; внизу ж под ногами являлось Черное дно, и его осушал во мгновение демон. Много росло плодоносных дерев над его головою, Яблонь, и груш, и гранат, золотыми плодами обильных, 590 Также и сладких смоковниц, и маслин, роскошно цветущих. Голодом мучась, лишь только к плодам он протягивал руку, Разом все ветви дерев к облакам подымалися темным". |
Очень часто Пелопса изображали скульпторы и художники. Причём всегда на колеснице вместе с Гипподамией. И кони вполне обычные |
Так Эдипа нёс куда-то пастух в фильме 1967 года. Верёвки - это более понятное средство для распухания ног, чем железный гвоздь |
Антонио Дзанки. XVII век. Ослепление Тиресия Герой Никак не миновать этого колоритного и на 99,9% мифологического персонажа. Тиресий, слепой прорицатель в Фивах. Из рода спарта Удея. Сын пастуха Евера и нимфы Харикло; отец прорицательницы Манто. По легенде, юношей Тиресий обнаружил двух сплетшихся во время спаривания змей, ударил палкой одну, оказавшуюся самкой, и превратился в женщину. Согласно Гесиоду, на горе Киллений ударил посохом (или наступил на) спаривавшихся змей, превращён в женщину, позже на том же месте наступил на них и вернулся в прежний облик. Называют и срок - кто 7 лет спустя, кто 8. Пожалуй, это первый случай коррекции пола в истории, да ещё дважды. Но даже эта фантазия была бы убога и тривиальна, если бы не лихо закрученный сюжет с ослепительным откровением слепца Поражённые воображением неизвестного мифотворца, греки на этом не остановились. И развили миф далее, зачем терять такой сюжет? После того, как Тересий-женщина на том же месте тем же посохом, тщательно разобравшись в клубке змей, прицелившись и ударив самца, снова стал мужчиной, его вызвали на Олимп боги. Там как раз Зевс начал доказывать жене, что его множество детей на стороне имеют вполне логичное объяснение, ибо вообще все мужики полигамны по природе, так как от секса получают меньше удовольствия чем женщины. (абсолютно современная семейная перепалка). Гера возражала обычными возражениями ревнивой супруги, и они поспорили, кто получает больше удовольствия от любовного соития - мужчина или женщина. Ну, кто, лучше Тиресия мог разрешить спор? Дети у него были (неясно какого пола он был при их рождении). Вероятно и сам Тиресий был увлечён этим вопросом, немало экспериментировал и даже как-то измерял, вычислял, стал крупнейшим теоретиком ещё не созданной сексологии, поэтому, как эксперт, был доставлен на Олимп, где без раздумий сказанул правду: секс для женщины - удовольствие в девять раз большее, чем для мужчины. А зря он так ляпнул, не подумавши о последствиях: проигравшая спор Гера сразу и ослепила его. Зевс не мог отменить решение жены-богини, но компенсировал потерю зрения - наделил Тиресия способностью прорицать и дал ему жизнь, равную семи поколениям (или удлинил её в девять раз). Вероятно, такая пропорция удовольствия в сексе пошла как раз от Гесиода, земляка Тиресия, у него мужчина получают 1 долю из 10 ["Меламподия"]. А вот гораздо позже в Ватикане, неизвестный мифограф тоже долго экспериментировал и уточнил вычисления Тиресия, установив удовольствие от секса в соотношении 1:4, но тоже не в пользу мужчин. Тема для греков была столь животрепещущей, что версий мифа существует много. Либо Тиресий отрубил змее голову по дороге из Фив в Глисант, либо это было на Кифероне. Согласно Птолемею Гефестиону, превращался в женщину семь раз, отчего критяне называют его «дочерью Форбанта»*. *Форбант — сын Триопа и Хискиллы, дочери Мирмидона. Возлюбленный Аполлона. Занесён на Родос (тогда называвшийся Офиуссой) бурей, Форбант и его сестра Парфения выплыли из кораблекрушения к Иалису в месте Схедия, им оказал гостеприимство Тамний. По другому мифу (в котором его называют сыном Лапифа), скитался по Фессалии в поисках места для поселения. Следуя оракулу Аполлона, родосцы пригласили его к себе. Форбант истребил змей и поселился на Родосе. Версии сходятся в том, что на Родосе он истребил всех змей и дракона. Аполлон испытывал к нему особую привязанность и сделал его созвездием Змееносца. Родосцы совершали ему жертвоприношения, когда их флот отправлялся в плавание. Археологи подтвердили, что на Родосе в микенский период на сосудах часто изображали змей. Тиресий. Гравюра Иоганна Ульриха Краусса — иллюстрация к «Метаморфозам» Овидия, изданным в 1690 году: Как-то Зевес, говорят, утешенный нектаром, бремя Всех забот отложил и, с праздной Юноною шутки Вновь затевая, сказал: «Поистине, больше гораздо Ваше, чем то, что дается мужам, в любви наслажденье». Та отрицает. Решили спросить, какого тут мнения Мудрый Тиресий. Познал тот любовь и ту, и другую… Существовала и другая (менее популярная) легенда: в юности Тиресий увидел обнажённой купавшуюся Афину и был ею за это лишён зрения. После Афина, поддавшись мольбам Харикло, сжалилась над ним, но уже не могла отменить своего наказания и дала ему взамен дар прорицаний. Согласно Ферекиду, его ослепила Афина, так как он увидел её обнаженной. Но Афина изощрила его слух, так что ему стал понятен язык птиц. Каллимах в гимне «Купание Паллады» описывает, как был ослеплен Тиресий. Мать Тиресия нимфа Харикло была любимицей Афины, и богиня часто ездила вместе с ней, давая ей место рядом с собой на колеснице. Однажды в жаркий летний день, когда над вершинами гор царила полуденная тишина, богиня и нимфа с наслаждением погрузили свои тела в прохладные воды быстротекущей Иппокрены на склоне горы Геликона. Юный Тиресий охотился в это время в горах со стаей собак и, испытывая также сильную жажду, спустился к Иппокрене. Там он увидел то, чего не должен был видеть: богиня громко вскрикнула, и глаза юноши мгновенно затмились мраком ночи. Нимфа Харикло с горечью стала упрекать богиню за то, что она ослепила ее сына, но Афина ответила, что это произошло не по ее вине. Закон богов наказывает слепотой всякого, кто взглянет на божество без его разрешения. Чтобы утешить потерявшего зрение юношу, богиня обещала одарить его способностью прорицания и долгой жизнью. Она обещала также, что он и после смерти, находясь в Аиде, сохранит свою способность предсказывать будущее. Есть и более прозаический миф: ослеп на седьмом году жизни, стал прорицать. Именно он сообщил Амфитриону о близости Зевса с Алкменой. И он же предсказал фиванцам, что они победят, если Менекей принесет себя в жертву. Предсказал будущее Креонту. Во время похода Эпигонов убедил фиванцев покинуть Фивы. И Эдипу он рассказал как и что. Сотрудничал с Гераклом, вообще жил долго, как завещал Зевс. Умер, выпив воды из источника Тильфусса и сразу умер (на другой день после бегства вместе с фиванцами из Фив во время нашествия Эпигонов. Либо взят в плен и умер у Тильфусы (рядом с Галиартом). Могила его у этого источника, там надгробный памятник]. Либо умер в Галиарте, его кенотаф был в Фивах. Либо умер в Колофоне, где его похоронили Калхант, Леонтей и Полипет. Вызван Одиссеем из Аида, предсказывает ему варианты будущего. Престарелый Тиресий, пользующийся общим почтением, говорящий от лица богов, спорящий с царями, порицающий их и дающий им советы — важный герой античных произведений на сюжеты из «фиванского» цикла мифов: «Царя Эдипа» Софокла, «Антигоны» того же автора, «Финикиянок» Еврипида и «Вакханок» того же автора. |
Вот попробуй в таком положении отгадывать загадки! | Она же, но от другого художника |
Часто повторяемая картинка с античных времён: клятва семерых идти на Фивы, в кровь этого быка они окунали руки Эсхил. Семеро против Фив Вестник Пусть так и будет. А теперь о пятом речь, Направленном к воротам пятым, северным, Где отпрыск Зевса, Амфион, в гробу лежит. Боец копьем клянется — а его копье Ему превыше бога и дороже глаз, — Что Кадмов город против воли Зевсовой Он разорит. Горянки сын кричит о том, Еще не муж, а мальчик прехорошенький. Еще пушок лишь нежный на его щеках Пробился, а вихор его по-детски густ. Но сам, хоть имя носит прямо девичье*, Суров, и с грозным взглядом у ворот стоит, И рвется в бой не без кичливой удали. Нам в поношенье, к медному щиту его, К преграде круглой перед грудью воина, Блестящий сфинкс чеканный, людоед лихой, Прибит гвоздями, а в когтях чудовища Фиванец бьется, так что в брата нашего Вонзаться будут стрелы, в грудь врага летя. Похоже, что не станет труса праздновать И не к бесчестью долгий свой проделал путь Парфенопей-аркадец. За аргосский хлеб Пришелец этот платит, нашей крепости Суля такие страсти, что избавь нас бог. Этеокл Коль их угрозы да на их же голову Обрушат боги за бахвальство мерзкое, То жалкой смертью должен умереть бахвал. Управа есть и на аркадца этого, Боец, не хвастать любящий, а действовать: Отважный Актор, брат родной Гипербия, Прорвать ворота не позволит паводку Речей досужих, на беду и горе нам, И не пропустит в город неприятеля Со зверем ненавистным посреди щита. Нет, зверь на щитоносца за воротами Метнется, разъяренный, из-под ливня стрел. Да пожелают боги, чтобы прав я был!*Парфенопей, сын Арея и аркадской охотницы Аталанты. Его имя означает «рожденный девушкой». Фактически вся пьеса посвящена характеристике семерых, бросивших жребий, кому какие ворота штурмовать. Этиокл решительно высылает отряды, учитывая разведданные. Фон пьесы - рыдания хора женщин. Кратко: жребии брошены, семь вождей идут на приступ. Главная, самая знаменитая сцена: распределение ворот. Вестник (разведчик) докладывает диспозицию: «У первых ворот — герой Тидей: шлем с гривою, щит с колокольцами, на щите звёздное небо с месяцем». Этиокл: «Не в гриве сила и не в колокольцах: как бы самого его не настигла чёрная ночь». «У вторых ворот — гигант Капаней, на щите его воин с факелом; грозит огнём спалить Фивы, не страшны ему ни люди, ни боги». «Кто богов не боится, того боги и покарают; кто дальше?» «У третьих ворот — твой тёзка, Этеокл аргосский, на щите его воин с лестницей лезет на башню». «Повергнем обоих — и того, кто со щитом, и того, кто на щите». «У четвёртых ворот — силач Гиппомедонт: щит — как жёрнов, на щите змей Тифон пышет огнём и дымом» «У него на щите Тифон, у нас Зевс с молниями, победитель Тифона». «У пятых ворот — красавец Парфенопей, на щите его чудо-Сфинкс, загадками терзавшая Фивы». «И на живую Сфинкс нашёлся разгадчик, а рисованная нам и подавно нестрашна». «У шестых ворот — мудрый Амфиарай: он пророк, он знал, что идёт на смерть, но его залучили обманом; чист его щит, и знаков на нем нет». «Горько, когда праведный делит судьбу со злыми: но как предвидел он, так и сбудется». «У седьмых ворот — сам твой брат Полиник: или сам умрёт, или тебя убьёт, или выгонит с бесчестьем, как ты его; а на щите его писана богиня Правды». «Горе нам от Эдипова проклятия! но не с ним святая Правда, а с Фивами. Сам пойду на него, царь на царя, брат на брата». — «Не ходи, царь, — звучит хор, — братскую кровь грех проливать». — «Лучше смерть, чем позор», — отвечает Этеокл и уходит. Эпилог. Входит вестник с вестью: шесть побед у шести ворот, а перед седьмыми пали оба брата, убив друг друга, — конец царскому роду фиванскому! Начинается погребальный плач. «Сразил сражённый!» — «Убит убивший!» — «Замыслив зло!» — «Терпя от зла!» Вот, что бывает, когда меч делит власть. Проклятие междоусобице. Конец |
Мария Спартали Стиллман (1844-1927, Великобритания). Антигона символически хоронит брата |
Амфитрион. Афиша фильма 1935 года Нередкий рисунок знаменитой охоты |
Манто. Рисунок неизвестного средневекового французского художника |
„Всё равно они не видят В чудо-технику свою, Что нетрезвый, как Овидий, Я на палубе стою." |