«…Ведь мы можем назвать многих не особенно ученых людей, бывших великими государственными деятелями, и ученейших людей, неискусных в делах государства; что же касается человека, выдающегося в обоих отношениях, который был бы первым и в занятиях наукой, и в управлении государством, то кто может сравняться с Деметрием Фалерским?»
Цицерон . Деметрий Фалерский родился примерно в 350 г до.н.э. (точно неизвестно). Его отцом был Фанострат, незнатный, но, по-видимому, зажиточный афинянин из дема Фалер*, имевший тесные связи с домами известных граждан Конона и Тимофея. Говорили, что его предки были рабами, прислугой.Вместе со своим братом Гимерием Деметрий рано проявил склонность к занятиям философией и политикой. Он являлся учеником Феофраста**, который с 347 г. до н.э. после отъезда Аристотеля в Македонию для воспитания подрастающего Александра Македонского фактически стоял во главе Ликея. Здесь же, в Ликее, Деметрий познакомился с будущим комедиографом Менандром, с которым был дружен до самой его смерти. *Дем - самая мелкая административная единица древней Аттики, Фалер сейчас полностью внутри Афин **Феофраст - по гречески, но чаще его называют по латыни - Теофраст Был вполне рядовым гражданином-философом. Но в 324 г. до н.э. в Афины сбежал казначей Александра Македонского Гарпал. Начался судебный процесс (афиняне обожали суды) и это стало началом публичных ораторских выступлений Деметрия Фалерского. Ораторы Афин решительно разделились. Деметрий дружил с оратором Динархом, составлявшим речи для стороны обвинения, а знаменитый Демосфен был на стороне обвиняемых в этом процессе. Деметрий, последователь Платона, был противником демократии, а его младший брат Гимерий стал демократом. В красноречии Демосфену не было равных в мире - лишь словами он отсрочил на годы завоевание Греции македонцами. Было у кого поучиться Деметрию. А в 323 г. до н.э приходит весть о смерти Александра Македонского. Афины немедленно объявили войну Македонии, сторонников македонцев стали преследовать. Даже Аристотель, преподававший в Ликее был обвинён в безбожии и осуждён. Он бежал на Эвбею, где прожил недолго, возможно, покончил с собой, выпив яду. Деметрий уцелел. Ламийскую войну афиняне проиграли и срочно обратились к промакедонским деятелям за помощью в переговорах. Одним из переговорщиков был Деметрий. Антипатр, наместник Македонии, потребовал выдать зачинщиков смуты. Афиняне, которые неоднократно удостаивали Демосфена высшей награды - золотого венка, приговорили "подстрекателей" к смертной казни. Заочно, ибо те уехали. Всё бы могло закончиться как обычно - забытием за давностью лет, но не таков был дедушка Антипатр (ему было тогда 75). Практически все беглецы, за исключением Демосфена, были найдены и схвачены в храме Эака на о. Эгина - после чего были подвергнуты пытке и казнены по приказу Антипатра. Демосфен, который укрылся в храме Посейдона в Калаврии, публичной казни предпочел самоубийство. Среди казнённых был и брат Деметрия Гимерий... В 319 году до н. э. в глубокой старости Антипатр умер. Преемником (регентом при малолетнем царе) назначил не своего сына Кассандра, а диадоха Полисперхона. Они тут же сцепились в схватке за власть. Но Полисперхон был официальным преемником. Занятый междоусобицей, он сделал широкий жест - даровал свободу греческим городам. В Афинах была созвана экклесия (народное собрание, высший орган демократии в Афинах), все антидемократы лишились власти - стратиг Фокион был лишен должности и предан суду вместе со своими сторонниками. Часть из них была приговорена к изгнанию, часть, в том числе Фокион и Деметрий Фалерский, присуждена к смерти. Деметрию Фалерскому, однако, удалось бежать к македонцам, в лагерь Кассандра. Надо сказать, что "самый демократический суд" совершался с полным пренебрежением к демократическим нормам. Фокион и его соратники были присуждены выпить цикуту, а их тела были выброшены непогребенными за пределы афинских территорий. Деметрий вновь уцелел. И не только уцелел. Скоро сам Кассандр оказался у стен Афин со своим войском и демократические афиняне тут же забыли про демократию. Достаточно длительные переговоры закончились заключением мирного договора, по условиям которого афиняне сохраняли за собой свой город и иные территории, за исключением Саламина, равно как и все свои доходы. Кассандр поставил лишь одно условие - попечителем Афин должен стать его ставленник. И афинская экклесия в 317 г. до н.э. демократически избрала назначенного Кассандром - антидемократа Деметрия Фалерского. Он управлял Афинами 10 лет. О его правлении осталось немало воспоминаний. Но все они строго противоположны. Одни сообщают о его тирании (впрочем, за 10 лет не казнили ни одного человека), распутстве, тяге к роскоши (по сравнению с другими - не так уж и очень). Правление Деметрия Фалерского не было и не могло быть демократическим. Будучи последователем учения Аристотеля и Платона, Деметрий Фалерский полагал демократию одной из наихудших форм управления. Тем не менее все демократические институты работали, он избирался архонтом и стратигом, в море междоусобных войн Афины целое десятилетие были мирным островком. Горожане в честь Деметрия установили 360 его медных статуй. Он понизил ценз для граждан с 2000 до 1000 драхм (число избирателей возросло намного), запретил устраивать роскошные похороны, носить дорогие одежды. Созданы специальные организации за контролем соблюдения законов, прав женщин и детей. Благосостояние достигло довоенного уровня, всего было в изобилии, годовой доход полиса - 1200 талантов. Расцвёл Ликей, в него съезжались ученики со всего эллинистического мира, до 2000 человек одновременно. Проведена перепись. Население Аттики согласно переписи достигло 21 000 граждан, 10 000 чужеземцев (без женщин и детей, надо думать) и 400 тысяч рабов. Оценка всего населения - 90 тыс свободных, 45 тыс. чужеземцев. Богатство тогда измерялось количеством рабов на душу населения. Афины были явно богатым городом. О его семье ничего не известно (мне, по крайней мере). Диоген Лаэртский с уверенностью называет его любовниц-гетер, в том числе и Ламию. У историков есть большие сомнения - не перепутал ли уважаемый "биограф всех античных философов" Деметрия Фалерского с Деметрием Полиоркетом, его изгнавшего? Иоганн Дройзен в "Истории диадохов" (1836 г) объединил описания жизни Деметрия из источников его ПРОТИВНИКОВ, несомненно тех, что позже переплавлял статуи Деметрия: «Каждый день он устраивал роскошные обеды, каждый раз приглашая множество гостей и превосходя в издержках на эти пиршества даже самих македонян, а их роскошью - киприотов и финикийцев; зала окроплялась нардом и миррою, пол был усыпан цветами, дорогие ковры, живопись украшали комнаты; его стол был так богат и расточителен, что его повар-раб, которому доставались остатки, на вырученные за их продажу деньги мог купить себе через два года три поместья. Деметрий любил вступать в тайную связь с женщинами и посещать по ночам красивых мальчиков; он насиловал свободных мальчиков и соблазнял жен даже самых знатных граждан; все юноши завидовали Феогниду, служившему предметом его противоестественной любви; отдаться ему казалось такой завидной участью, что каждый день, когда он после обеда выходил гулять на улицу треножников, там собирались самые красивые мальчики, чтобы быть замеченными им. Он одевался весьма изысканно, красил свои волосы белой краской и натирал свое тело драгоценными маслами; он всегда улыбался и желал нравиться каждому» Вполне заурядные нравы богатого афинянина... Белой краской? это, конечно, не так. Как утверждают, Деметрий был законодателем мод и осветлял волосы чем-то вроде перекиси водорода, причём чуть ли не первый в Греции. Иоганн Дройзен сурово высказывает и личное своё мнение об Афинах тех лет: Может быть, для Афин не было ничего пагубнее этого десятилетнего мира, которым они наслаждались под господством Деметрия; когда была подавлена борьба партий, исчезло также и последнее нервное возбуждение, какое могло бы дать умам еще некоторый достойный их интерес, и сменилось состоянием отвратительного и порочного застоя; любовь к независимости окончательно исчезла, и еще раз возродившаяся свобода должна была превратиться в карикатуру у потомков марафонских бойцов. Впрочем, как говорилось в похвалу, это господство Деметрия способствовало развитию материального благосостояния государства; это признавал даже его противник Демохарет, соглашавшийся с тем, что Деметрий отлично умеет заботиться о расширении и прибыльности торговли города и о самом полном удовлетворении житейских потребностей, но замечавший, что он не стыдится того, что лишил свое отечество последней славы и действует по приказам Кассандра. По-видимому, особенно большие доходы Афины имели тогда благодаря необыкновенно большому числу чужеземцев, которых привлекали к себе изо всех частей света образованность, гетеры, науки, искусства и торговля. Судьба переменилась в один день. В 307 д н.э. в двадцать шестой день месяца фаргелиона Деметрий Полиоркет на 10 триерах ворвался в незапертую гавань Пирея (его корабли приняли за союзные триеры Птолемея и не успели запереть гавань). Прямо с корабля Деметрий Полиоркет обратился к сбежавшимся для обороны афинянам, что он пришёл как освободитель и возвращает гражданам прежние законы и старое устройство. После этого защитники города бросили оружие и, рукоплеща, призвали завоевателя сойти на берег, величая его благодетелем и спасителем. Деметрий Полиоркет первым делом приказал засыпать городской ров, делая город менее защищённым (и более зависимым от его войск). Ввиду ясного понимания, что враги, придя к власти, будут требовать его смерти, Деметрий Фалерский отправил посольство к победителю с изъявлением покорности и просьбой разрешить ему покинуть Афины. А получив таковое разрешение - немедля покинул город. Он уехал в Фивы к кинику Кратету, с которым он был дружен. Возможно, жил и в Македонии. По-видимому, Деметрию приходилось исполнять службу советника и воспитателя в домах достаточно состоятельных граждан. В Афинах его в очередной раз приговорили к смерти. Его статуи уничтожили, причём часть символично перелили в ночные горшки. Оставили лишь одну (что тоже показательно) - на Акрополе. Год, в который Деметрий Фалерский был афинским архонтом, задним числом был поименован «годом беззакония». «Были внесены исангелии* против Деметрия Фалерского, его друзей Динарха Коринфского и комического поэта Менандра и против множества других приверженцев прежнего строя, большинство которых заблаговременно бежало из города; они были приговорены к смерти…» *Исангелия (букв. объявление, донесение) - особый вид публичного обвинения государственного деятеля в преступлениях или деяниях, угрожающих безопасности государства в аттическом правосудии. Суд по исангелии был самой опасной для обвиняемого формой политического процесса в Афинах и единственной формой суда, которая могла проходить не только в гелиэе - главном судебном месте полиса, располагавшемся на городской площади, но и в экклезии - народном собрании. Десять лет Деметрий прожил незаметно, очевидно, как раз тогда написав множество своих книг, в основном законотворческих (большинство до нас не дошло). Была среди них и такая: «О световом пучке в небе». Как полагают уфологи, это первое в мире произведение о летающих тарелках. Умер Кассандр. Оставаться в Греции стало опасно и Деметрий принял предложение Птолемея и бежал (возможно, через Фракию) в Александрию. У Птолемея были на Деметрия особые надежды - он сразу сделал его главным советником. Нужен был мудрый советчик по управлению государством, нужно было строить Фаросский маяк, нужно было превратить Александрию в научный центр мира, нужен был хороший оратор в деле пропаганды культа бога Сараписа, который был призван объединить вокруг себя приверженцев самых разных культов и религий в качестве синкретического божества, сочетающего в себе черты как греческих, так и египетских богов. И, наконец, нужен был наставник для старшего сына, Птолемея Керавна. Птолемей, вероятно, надеялся, что признанный законотворец сумеет привить сыну хоть малейшее уважение к законам. Вот с этой задачей Деметрий не справился. Вряд ли в том была его вина. Сынку было уже 20 лет и характер его характеризует прозвище. Керавн означает "Молния". Был скор на внезапные и безрассудные действия. Младшего сына Птолемея II Филадельфа от другой, любимой жены Береники, воспитывал знаменитый философ Стратон (по прозвищу Физик). Фаросский маяк был посвящён Птолемею и являлся как бы его "египетской пирамидой". Был он неизмеримо сложнее египетских пирамид и строился всего 5 лет. Его высота была чрезмерной - от 110 до 180 м по разным оценкам. Как маяк, он бы прекрасно работал и при высоте 20-30 м. Иное дело - он был наблюдательным пунктом, даже ночью (полированные бронзовые зеркала отбрасывали свет огня далеко в море). Вряд ли Деметрий сильно повлиял на его строительство (начал он строиться примерно в 285 г до н.э, строитель Сострат Книдский). Скорее, наоборот, взаимоотношения с Состратом породили нескончаемый спор между "физиками" и "лириками". Причём оба великих не против были обессмертить своё имя. Сострат на стене Маяка начертал слова «Сострат, сын Дексифана, книдиец, богам-спасителям за здравие мореплавателей». Они были скрыты штукатуркой, на которой огромными буквами было написано имя Птолемея. Спустя многие годы штукатурка осыпалась, явив миру имя настоящего создателя. Деметрий (после того как его статуи перелили в ночные горшки) проникся убеждением, что бессмертным может быть только духовное творение. Он написал немало сочинений, создал Мусейон и Библиотеку и, возможно, написал "Книгу Экклезиаста". Следом за Деметрием в Александрию приехали и другие знаменитые философы: Стратон, Феодор Безбожник, Анникерид. Царская власть могла теперь опереться в культурной и идеологической сфере не только на местное египетское жречество. Деметрий написал законы для Александрии. Он, вне всяких сомнений, чрезвычайно способствовал тому, что Александрия быстро превратилась в лидера мировой торговли и ремесел, в ведущего производителя сельскохозяйственной продукции - но истинный масштаб личности Деметрия Фалерского проявился в том, что за десять-пятнадцать лет проведенных им в Египте, Александрия сделалась культурным и научным центром эллинистического мира, потеснив с этого места традиционно лидировавшие Афины. И наиболее важным событием, которое способствовало столь стремительному возвышению Александрии, конечно, являлось основание в 295 г. до н.э. Александрийского Мусейона, который был создан по предложению Деметрия Фалерского, ясно представлявшего себе его устройство по образцу афинского Ликея. Одной из первоначальных задач Мусейона являлось обеспечение самого высокого уровня образования наследникам престола, а также подрастающей элите Египта. В дальнейшем это вполне сочеталось с полноценной научно-исследовательской работой в самых различных отраслях знаний. По-видимому, почти одновременно с этим Деметрием была высказана идея о создании Библиотеки. Известно изречение Деметрия обращенное к Птолемею: «В книгах написано то, чего друзья не решаются говорить царям в лицо». Да и сам Птолемей Сотер сразу же понял, что концентрация научных знаний и культурных ценностей может оказаться оружием куда более грозным, нежели боевые слоны и колесницы - оба проекта имели всецелую поддержку царя и щедрое финансирование. Деметрий Фалерский предложил Птолемею выкупить у наследников Феофраста библиотеку великого Аристотеля. Это собрание книг считалось, в то время, самым лучшим в мире. По официальной версии благодаря Птолемею именно библиотека Аристотеля стала основой Александрийской библиотеки (я так не считаю, об этом слева). По совету Деметрия Фалерского работа Александрийской библиотеки была организована по подобию Ликея Аристотеля и Академии Платона. Деметрий также предложил сделать перевод священных книг иудеев на греческий, поскольку в них «имеются сведения о законах иудеев, знание которых будет весьма полезно царю». Это предложение весьма заинтересовало юного Птолемея II, который, по-видимому, только вступил в обязанности соправителя своего отца Птолемея I Сотера. Именно поэтому уже в конце этого же 285 г. до н.э. в Александрию прибыли 72 толковника из Иерусалима, которые с большим почетом были приняты при царском дворе, включая семидневный пир с ответами на философские вопросы юного монарха - по окончании которого они совершили известный перевод на острове Фарос в течение 72-х дней в октябре-декабре 285 г. до н.э. Непосредственным организатором работы по переводу, ее научным руководителем и редактором окончательного текста являлся Деметрий Фалерский. По легенде работу выполняли семьдесят лучших переводчиков, поэтому перевод получил название - Септуагинта. Стоило эта работа - с переездом целой толпы, дарами правителю Иерусалима - немногим меньше, чем возведение Фаросского маяка, казна два дела не потянула, строительство маяка отложили. Возможно, именно Деметрием Фалерским в период совершения Перевода Семидесяти также была написана книга «Речения», которая известна под именем «Книги Экклезиаста». Почему грешат на него, отвергая авторство легендарного Соломона? Экклезиаст - явно псевдоним, переводимый как "публичный оратор". Совершенно греческий термин. И по изложению резко отличается от прочих ветхозаветных книг. Есть, конечно, мнение, что эта книга, одна из книг Ветхого завета, написана в I в н.э. Да и вообще перевели на Фаросе только "Пятикнижие", а прочее переводили ещё пару веков. Но я отвлёкся. Оставаясь неизменным хранителем библиотеки от момента ее создания до 284 г., Деметрий Фалерский в первые десять лет сумел собрать около двухсот тысяч книг, среди которых находились поэмы Гомера и Гесиода, философские сочинения Платона и Аристотеля, трагедии Эсхила, Софокла, Еврипида и т.д. и т.д. При этом его обязанностями было курирование приобретения и копирования книг, идентификация подлинности приобретенного, хранение библиотечного фонда, а также работа по созданию образцовых списков текстов, которые имели разночтения и варианты. Постепенно Деметрий отходит от государственных и научных дел. Уже в следующем 284 г. до н.э. он был заменен на должности хранителя царской Библиотеки Зенодотом Эфесским. Возможно это являлось следствием ухудшения здоровья Деметрия или временной потери зрения, о которой сообщает Диоген Лаэртский. Однако, вероятнее всего, причиною таких перемен стала смена властителя. Птолемей II Филадельф, скорее всего, не испытывал добрых чувств к ближайшему советнику своего отца по той простой причине, что в вопросе о престолонаследии Деметрий занимал сторону Керавна, который, будучи первенцем Птолемея I Сотера, являлся законным наследником царской диадемы. Деметрий стоял на стороне закона, опасаясь, что первый же беззаконный шаг в вопросе престолонаследия приведет к кровавой усобице; кроме того, в Керавне Деметрий видел личность, которая способна, прежде всего, с оружием в руках защищать интересы своей страны, более соответствуя призванию правителя, нежели изнеженный любитель роскоши Филадельф, любимый сын царя от любимой жены Береники. Хотя своею любовью к наукам и искусствам Филадельф должен быть ближе душе Деметрия, нежели вспыльчивый, грубый и недостаточно образованный Керавн. Вероятно, на Деметрия отчасти была возложена ответственность и за все те злодеяния, которые были совершенны его воспитанником после его отъезда из Египта. Керавн действительно не проникся уважением к законам и плохо кончил. Сбежал он из Египта даже раньше, чем его брат стал единоличным правителем*, ещё в 285 г до н.э. Он отправился к диадоху Лисимаху, на дочери которого был женат (чисто династический брак), вошёл в сговор с ним и его женой Арсиноей II (своей сестрой) и убил сына Лисимаха Агафокла, которого его отец заподозрил в измене (284 г до н.э.). Возможно, отставка Деметрия и показное недовольство коварным убийством было лишь ширмой, маскирующей роль Арсинои II, любимой сестры, а впоследствии - и жены Птолемея Филадельфа. *И правильно сделал. Просвещённый царь Птолемей Филадельф, собиратель библиотеки и любимец народа, став правителем, тут же организовал убийства своих братьев. Он приказал убить брата Аргея, обвинив его в государственном заговоре, затем убил еще одного брата, рожденного Эвридикой, заметив, что тот побуждает жителей Кипра к отпадению от Египта. В 283/282 г до н.э. умер Птолемей I Сотер и единоличным правителем Египта стал Птолемей Филадельф. Керавн отправился к Селевку, который принял его как родного и обещал вернуть тому "законное" царство. Они вместе отправляются отвоёвывать Македонию. Но едва переправились через Босфор, Керавн подъехал к Селевку сзади и убил престарелого друга Александра Великого ударом ножа. После чего провозгласил себя царём Фракии, а потом и Македонии. В 280-м году до н.э он захватывает всю Македонию, замиряется с соседями, уведомляет брата об отказе претензий на Египет, в 279 г. до н.э. для упрочения власти женится на своей сестре Арсиное II, чтобы быть соправителем с её детьми от Лисимаха, законными царями Фракии. Сразу после свадьбы по его приказу детей убили прямо на глазах матери. Арсиноя бежала на священный остров Самофракию, и далее - в Египет, где в 278/7 г. до н.э. вступает в брак с другим своим братом - Птолемеем Филадельфом. Единолично Керавн поцарствовал несколько месяцев. В том же 279 г. до н.э. во время нашествия галлов в Грецию, Керавн, недооценив силы противника, был разбит, попал в плен и казнён. Деметрий Фалерский после получения об убийстве Селевка был сослан подальше от столицы, в Бусиридский округ Египта, где и доживал по свидетельству Диогена Лаэртского «в упадке душевных сил». Точная дата смерти Деметрия неизвестна. Возможно он дожил до злодеяния своего воспитанника в 279 г. до н.э. - именно это событие могло стать непосредственной причиной смерти Деметрия Фалерского, который согласно официальной версии умер во время сна от укуса в руку ядовитой змеи. Впрочем неофициальная версия - убийство или самоубийство даже не столь экстравагантным способом более вероятна. Было ему тогда примерно 70 лет. Погребен Деметрий Фалерский был там же - в Бусиридском округе Египта близ Диосполя. Стратон родился примерно в 340 до н.э. (др. данные - 335 г. до н.), сын Аркесилая из Лампсака, греческий философ, представитель школы перипатетиков. Являлся учеником Феофраста, от которого унаследовал интерес к естественнонаучным дисциплинам, за что и получил прозвище Физик. В 298/7 г. до н.э. переехал в Александрию, приняв предложение Птолемея I Сотера стать учителем одного из наследников престола, будущего царя Египта Птолемея II Филадельфа. В первые же годы пребывания в Александрии совместно с Деметрием Фалерским принял активное участие в создании Мусейона, призванного быть научно-образовательным центром для будущей правящей элиты государства, состоявшей прежде всего из наследников престола и их ближайшего окружения. В 288/7 г. до н.э. (по-видимому, после заключения брака между Птолемеем Филадельфом и Арсиноей I, дочерью Лизимаха) покинул Александрию, получив огромное по тем временам вознаграждение в 80 талантов. По возвращении в Афины возглавил Ликей, схолархом которого являлся в течении 18 лет до самой своей смерти в 269/8 г. до н.э. По возвращении из Египта сохранял, вероятно, тесную связь с двором Птолемеев и своим воспитанником, являясь одним из виднейших представителей партии сторонников Птолемеев в Афинах. Принимал участие в разрешении семейного конфликта между Птолемеем Филадельфом и его женой Арсиноей I, которая впоследствии была обвинена в заговоре против собственного супруга. От Диогена Лаэртского до нас дошел и перечень несохранившихся трудов Стратона (примерно 60), включающих следующие книги: «О царской власти», «О пустоте», «О небе», «О металлах», «Механика», «О будущем» и т.д.. Взгляды Стратона во многом не совпадали со взглядами основателя перипатетической школы Аристотеля. Как передает Цицерон, Стратон полагал, что «вся божественная сила заключается в природе, которая заключает в себе причины рождения, увеличения, но лишена всякого чувства и вида». Природа является самопроизвольной и самодостаточной силой, которая не подчинена никаким внешним формам и целям. Важнейшей природной силой Стратон полагал тяжесть, которая является причиной движения и упорядочивает космос. Именно различная степень тяжести является причиной вертикального порядка четырех основных элементов природы: земли, воды, воздуха и огня. Он полагал также, что сила удара (и скорость падения) тел равной тяжести не является одинаковой (как считал Аристотель), но зависит от высоты падения. Признавая, что тела состоят из мельчайших частиц и пустоты, Стратон, в отличие от Демокрита, считавшего атомы неделимыми, полагал, что и мельчайшие частицы вещества принципиально делимы. Отрицая существование божества, Стратон отрицал и бессмертие человеческой души, полагая, что она слабеет и гибнет вместе с телом. Все психические и мыслительные процессы человека, по его мнению, связаны с деятельностью тела, вне которого существовать не могут. Душа, разумная сущность человека, локализована в передней части головы, между бровями. Именно отсюда она распространяется по всему телу вместе с «пневмой», или дыханием, которая служит ее материальным субстратом. Знание - это движение души, берущее свое начало в органах ощущений. На основании первичных ощущений формируются восприятия, которые могут сохраняться в душе в течение некоторого времени; движение восприятий и составляет, собственно, процесс мышления. Поэтому человек не может помыслить ничего, что ранее не было им воспринято. Мерилом всех природных процессов и явлений (всего движущегося и покоящегося) Стратон считал время, формулируя это положение, по свидетельству Секта Эмпирика, следующим образом: «Время есть мера всякого движения и покоя, поскольку оно равновелико всему движущемуся, когда оно движется, и всему неподвижному, когда оно неподвижно, и поэтому все происходящее происходит во времени». Взгляды Стратона имели не только огромное воздействие на ученые занятия в афинском Ликее, они приняли натуралистическое направление. Кроме того, Стратон писал на этические и политические темы; результаты этих трудов оказали огромное влияние на его ученика, впоследствии египетского царя, Птолемея II Филадельфа. Умер в 268 г. до н.э (др.данные - 269 г до н.э, 270 г. до н.э) в возрасте примерно 66- 72 лет. |
План древней Александрии |
Такими были тогда книги |
«Аристарх Самосский в своих „Предположениях"… полагает, что неподвижные звёзды и Солнце не меняют своего места в пространстве, что Земля движется по окружности вокруг Солнца, находящегося в её центре, и что центр сферы неподвижных звёзд совпадает с центром Солнца» Архимед, «Исчисление песчинок» |
Памятник Аристарху Самосскому в Аристотелевском университете, Салоники. |
Схема, поясняющая определение радиуса Луны по методу Аристарха (византийская копия X века) |
Эдвард Калверт, XIX век. Кирена, охранительница стад Измерение Земли по Эратосфену |
Клеомед «О круговращении небесного свода»
Архимед родился в 287 до н. э. в Сиракузах. Отец его был Фидий (не знаменитый скульптор, но тоже известный астроном и математик, родственник тирана Сиракуз). Учиться Архимед отправился в Александрию — научный центр греческого мира в том веке. С величайшими учёными он был знаком лично. Потом вернулся в Сиракузы и занялся наукой, в полном достатке при полном уважении. До нас дошло 13 трактатов Архимеда — все исключительной важности. Самым великим своим достижением он считал формулирование соотношения объемов шара и описанного около него цилиндра как 2:3. Открытием он так дорожил, что в завещании просил поставить на своей могиле памятник с изображением цилиндра с вписанным в него шаром и надписью расчета. Был не только великим математиком, но и механиком. Сформулировал основные положения статики, рассмотрел сложение параллельных сил, определил понятие центра тяжести для различных фигур, дал вывод закона рычага. Открыл основной закон гидростатики ("Закон Архимеда"). Построил небесную сферу — механический прибор, на котором можно было наблюдать движение планет, Солнца и Луны (после гибели Архимеда планетарий был вывезен Марцеллом в Рим, где на протяжении нескольких веков вызывал восхищение); гидравлический орган был одним из чудес техники. Изобрел водоподъемный механизм (Архимедов винт). Он построил также прибор для определения видимого диаметра солнца. Статуя Архимеда с бронзовым гиберболическим зеркалом, системой которых он будто бы жег римский флот Архимеду было 75 лет, когда его убили и, как говорят, он был чрезвычайно творчески активен. В 1935 в честь него назвали один из самых знаменитых лунных кратеров. |
Я часто слышал, как рассказывали об этой сфере и должен признаться, что на первый взгляд не нашел в ней ничего особенного. ...Однако, когда Галл начал нам объяснять с бесконечной ученостью систему этого прекрасного произведения, я вынужден был прийти к выводу, что этот сицилиец обладал гением, которого, кажется, человеческая природа не может достигнуть... Цицерон о небесной сфере Архимеда |