«Он определил места и яркость многих звёзд, чтобы можно было разобрать, не исчезают ли они, не появляются ли вновь, не движутся ли они, меняются ли в яркости. Он оставил потомкам небо в наследство, если найдётся тот, кто примет это наследство» Плиний Старший о Гиппархе |
Экваториальное кольцо - инструмент, использовавшийся Гиппархом для наблюдения равноденствий. Его тень падает на сам прибор только тогда, когда Солнце находится на экваторе (то есть в точках равноденствий). Таким образом, с помощью этого инструмента можно с довольно высокой точностью определять моменты равноденствий. |
Самый большой фрагмент механизма в витрине афинского музея |
Лисипп поднялся и, оставив афинянку наедине с индийцами, вышел знакомой дорогой к своей келье и вернулся с большим ящиком из фиолетовой амарантовой древесины, окованным золотыми уголками. Осторожно поставив его на восьмигранный столик, ваятель открыл защелку. На свет появился странный механизм - переплетение зубчатых колес и рычагов самой различной величины. На посеребренных ободках были нанесены буквы и знаки.
Иван Ефремов. "Таис Афинская". 1972 г |
Корабль капитана Кондоса, нашедший Антикитер |
Все известные фрагменты механизма |
Рабочая копия механизма Антикитера |
Внешний вид Механизма. Вид спереди и сзади |
Видеоролик по поводу изобретения (2,84 Мб) |
Клавдий Птолемей. Так представлялся он художнику XVI века. |
Вот такой прибор впервые описан в "Альмагесте" (хотя изобретён был гораздо раньше. Трикветрум (от лат. triquetrus - треугольный) (трикветр, линейка параллактическая) - древний астрономический угломерный инструмент, применявшийся для измерения зенитных расстояний небесных светил и параллакса Луны. Состоял из трёх шарнирно-соединённых стержней, образующих равнобедренный треугольник, у которого угол при вершине мог изменяться в соответствии с измеряемым зенитным расстоянием. Мерой угла служила длина стержня с нанесёнными на него делениями, находившегося в основании треугольника. Трикветрум использовался при астрономических наблюдениях вплоть до XVI века. У Коперника тоже был похожий, чуть более совершенный (14 веков прошло!) |
Обложка "Библиотеки" Фотия Карта XVI века с изображением Туле Интересные места... |
Итак, три тысячи стадиев было от Земли до Луны; это первый переход. Оттуда вверх, к Солнцу, около пятисот парасангов... ["Икароменипп"] |
Художники часто рисовали "Большой шторм Лукиана" |
Портретов Гипатии не сохранилось, поэтому каждый художник представляет её по-своему | "Она приобрела такую ученость, что превзошла современных себе философов, была преемницей платонической школы, происходившей от Платона, и желающим преподавала все философские науки. Поэтому хотевшие изучить философию стекались к ней со всех сторон. По своему образованию, имея достойную уважения самоуверенность, она со скромностью представала даже пред лицом правителей, да и в том не поставляла никакого стыда, что являлась среди мужчин, ибо за необыкновенную ее скромность все уважали ее и дивились ей".
Сократ Схоластик, современник Гипатии "Когда ты предо мной и слышу речь твою, Благоговейно взор в обитель чистых звезд Я возношу, — так все в тебе, Гипатия, Небесно — и дела, и красота речей, И чистый, как звезда, науки мудрой свет". Феон Александрийский, современник Гипатии Теон и Гипатия из фильма "Агора" |
Иллюстрация к роману Чарльза Кингсли "Ипатия". Художник Ли Вудварт Циглер Постановка "Гипатии" в лондонском Королевском театре. 1893 Рэйчел Вайс в роли Гипатии в фильме "Агора" |
Власть царска веру охраняет, Власть царску вера утверждает; Союзно общество гнетут; Одно сковать рассудок тщится, Другое волю стерть стремится; На пользу общую, — рекут. |
Альфред Зейферт, XIX век |