Геоцентрическую теорию Евдокса Книдского (см. I-я половина IV в до н.э.) с математической точки зрения усовершенствовал Каллипп, он увеличил число сфер, вращающихся вокруг Земли до 34. Аристотель довёл число сфер до 56, но и это не избавило геоцентрическую систему от некоторых несоответствий. Античные греческие астрономы-математики, буквально помешанные на природной гармонии и красоте во всём, включая движение небесных тел, считали окружность единственно приемлемой формой траектории планет. Двадцать веков осталось до Кеплера, которому подали на обед сосиски, а он усмотрел в них эллиптичность орбит. Количество сфер, по которым катались блуждающие звёздочки планет, увеличивалось, точность предсказаний положений планет росла, а неравномерности остались. И вот на них обратил внимание "Великий геометр" Аполлоний Пергский, один из трёх Великих математиков античности и последний из них (первые - Эвклид и Архимед). Он ввёл в систему эпициклы* и эксцентрики** для объяснения неравномерности движения планет. Эту теорию позднее развили Гиппарх и Птолемей.

Он также дал решение задачи о построении окружности, касающейся трёх заданных окружностей («задача Аполлония»), изучал спиральные линии, занимался геометрической оптикой. Здесь он доказал, что сферические зеркала, якобы используемые Архимедом для сжигания кораблей, непригодны - их поверхность должна быть параболической.
| «Он определил места и яркость многих звёзд, чтобы можно было разобрать, не исчезают ли они, не появляются ли вновь, не движутся ли они, меняются ли в яркости. Он оставил потомкам небо в наследство, если найдётся тот, кто примет это наследство» Плиний Старший о Гиппархе |
Наиболее важным достижением Гиппарха считается открытие астрономической прецессии, заключающейся в том, что точки равноденствий постепенно перемещаются среди звёзд, благодаря чему каждый год равноденствия наступают раньше, чем в предшествующие годы. По Птолемею, Гиппарх сделал это открытие, сопоставляя определённые им самим координаты Спики с измерениями александрийского астронома Тимохариса. Более подробное исследование позволило Гиппарху отвергнуть предположение, что это изменение координат вызывается собственными движениями звёзд, так как менялись только долготы звёзд (их угловые расстояния от точки весеннего равноденствия, отсчитываемые вдоль эклиптики), но не их широты (угловые расстояния от эклиптики). По Гиппарху, скорость прецессии составляет 1° в столетие (на самом деле, 1° за 72 года).![]() Экваториальное кольцо - инструмент, использовавшийся Гиппархом для наблюдения равноденствий. Его тень падает на сам прибор только тогда, когда Солнце находится на экваторе (то есть в точках равноденствий). Таким образом, с помощью этого инструмента можно с довольно высокой точностью определять моменты равноденствий. |
![]() Самый большой фрагмент механизма в витрине афинского музея |
| Лисипп поднялся и, оставив афинянку наедине с индийцами, вышел знакомой дорогой к своей келье и вернулся с большим ящиком из фиолетовой амарантовой древесины, окованным золотыми уголками. Осторожно поставив его на восьмигранный столик, ваятель открыл защелку. На свет появился странный механизм - переплетение зубчатых колес и рычагов самой различной величины. На посеребренных ободках были нанесены буквы и знаки.
Иван Ефремов. "Таис Афинская". 1972 г |
![]() Корабль капитана Кондоса, нашедший Антикитер |
![]() Все известные фрагменты механизма |
![]() Рабочая копия механизма Антикитера |
![]() Внешний вид Механизма. Вид спереди и сзади |
Годы жизни Герона в XVIII- XXI веках стали предметом дискуссии. Согласно античным источникам, он жил после Архимеда, но перед Паппом, то есть где-то между 200 до н. э. и 300 гг. н. э. (Интервал в 500 лет!). Спор тоже идёт уже лет 300. В 1938 году Отто Нойгебауер предположил, что Герон жил в I-м веке н. э. Это предположение было основано на том, что в его книге «О диоптре» упоминается лунное затмение, которое было замечено за 10 дней до весеннего равноденствия. Его указание, что оно произошло в Александрии в 5 часов ночи, однозначно указывает в интервале между 200 до н. э. и 300 н. э. на лунное затмение от 13 марта 62 года (юлианская дата). В последнее время датировка Нойгебауера была подвергнута критике. И как бы для придания древности вместо I века н.э стал употребляться I век до н.э.Видеоролик по поводу изобретения (2,84 Мб)![]() |
![]() |
←![]() Клавдий Птолемей. Так представлялся он художнику XVI века. |
![]() Вот такой прибор впервые описан в "Альмагесте" (хотя изобретён был гораздо раньше. Трикветрум (от лат. triquetrus - треугольный) (трикветр, линейка параллактическая) - древний астрономический угломерный инструмент, применявшийся для измерения зенитных расстояний небесных светил и параллакса Луны. Состоял из трёх шарнирно-соединённых стержней, образующих равнобедренный треугольник, у которого угол при вершине мог изменяться в соответствии с измеряемым зенитным расстоянием. Мерой угла служила длина стержня с нанесёнными на него делениями, находившегося в основании треугольника. Трикветрум использовался при астрономических наблюдениях вплоть до XVI века. У Коперника тоже был похожий, чуть более совершенный (14 веков прошло!) |


![]() Обложка "Библиотеки" Фотия ![]() Карта XVI века с изображением Туле Интересные места... |
Итак, три тысячи стадиев было от Земли до Луны; это первый переход. Оттуда вверх, к Солнцу, около пятисот парасангов... ["Икароменипп"]![]() |
Величайший древнегреческий писатель Лукиан Самосатский считается отцом-основателем научной фантастики и уж наверняка - космической фантастики. В этой фразе, взятой из энциклопедии, неверно всё, кроме первого и последнего слова. Греком он не был. Родился он в бедной сирийской семье и говорил на арамейском языке. Учился, правда, в Афинах, и греческий язык знал, без сомнения, лучше самих греков, но всё это было маленькой частью великой Римской империи, по которой он немало поколесил - работал в Малой Азии, выступал с речами в Македонии, преподавал в Галлии и умер, вероятно, в Египте (средневековый монах, на удивление хорошо знавший его биографию, пишет, что "его разорвали собаки за то, что он лаял на господа нашего Христа". Это надо думать, миф, Лукиан с юмором писал, что философы-критики киники готовы разорвать его, как собаки. По гречески киники - это и есть собаки). Его произведения до нас дошли в основном тоже не на греческом, а на латинском и иных языках, причём очень малая часть. А как он выглядел, мы никогда не узнаем. Судя по всему, был воинствующий атеист и выдающийся вольнодумец ("Вольтер древности", как назвал его Энгельс). Естественно, имел множество врагов, которые не уставали его проклинать не только при жизни, но и многие столетия после смерти. Однако очарование его произведений было столь велико, что ему многое прощалось. Быть родителем фантастики - такое ему даже пригрезиться не могло. Наоборот, он был антифантастом. Достигнув совершенства в риторике, он заскучал и стал сатириком. Он едко издевался над всеми - богами и смертными, бедняками и властьимущими, соплеменниками и варварами, философами всех школ и верующими всех религий. Досталось от него и древним сказочникам, создателям рассказов о необыкновенных приключениях в неведомых странах. Вот над ними-то и принялся глумиться Лукиан со всей мощью своего интеллекта. «Икароменипп» и «Правдивая история» - это сатирические подражания небылицам древнеримских путешественников. Однако талант писателя сыграл с ним шутку - фантазии завели героев сатиры Лукиана на Луну и далее, где они описывали устройства, аналогичные по функциональности земным телескопам и где они ввязывались в межпланетные войны с межзвёздными пришельцами. Что это всего-навсего сатира, забылось быстро. "Мениппия" стала жанром приключенческой литературы, на 17 веков опередившей Жюль Верна. Поразительно - еще сотни лет большинство людей считали Луну то лепёшкой, то колесом, то щитом, потерянным богами, а Лукиан точно знал, что это остров в небе, до которого можно добраться, преодолев определённое число парасангов. А впрочем - зачем я буду пересказывать? Любой образованной человек обязан читать Лукиана, в Европе это была настольная книга, да и в России во времена Гоголя и Салтыкова-Щедрина все читатели знали кто такой "Лукiанъ изъ Самозадъ", а порой на обложке печатали проще - "Лукiанъ".![]() | Художники часто рисовали "Большой шторм Лукиана"![]() |
Портретов Гипатии не сохранилось, поэтому каждый художник представляет её по-своему![]() | "Она приобрела такую ученость, что превзошла современных себе философов, была преемницей платонической школы, происходившей от Платона, и желающим преподавала все философские науки. Поэтому хотевшие изучить философию стекались к ней со всех сторон. По своему образованию, имея достойную уважения самоуверенность, она со скромностью представала даже пред лицом правителей, да и в том не поставляла никакого стыда, что являлась среди мужчин, ибо за необыкновенную ее скромность все уважали ее и дивились ей".
Сократ Схоластик, современник Гипатии "Когда ты предо мной и слышу речь твою, Благоговейно взор в обитель чистых звезд Я возношу, — так все в тебе, Гипатия, Небесно — и дела, и красота речей, И чистый, как звезда, науки мудрой свет". Феон Александрийский, современник Гипатии ![]() Теон и Гипатия из фильма "Агора" |
![]() Иллюстрация к роману Чарльза Кингсли "Ипатия". Художник Ли Вудварт Циглер ![]() Постановка "Гипатии" в лондонском Королевском театре. 1893 ![]() Рэйчел Вайс в роли Гипатии в фильме "Агора" |
| Власть царска веру охраняет, Власть царску вера утверждает; Союзно общество гнетут; Одно сковать рассудок тщится, Другое волю стерть стремится; На пользу общую, — рекут. |
![]() Альфред Зейферт, XIX век |
Тело Аммония было положено так, что всем были видны следы пыток. Почести "великомученику" воздавали очень долго, с необычайным размахом и невиданной пышностью.
Убийство Гипатии осталось безнаказанным. Орест больше Кириллу не перечил. Даже сообщение об этих событиях было послано через голову префекта. Группа каких-то граждан Александрии, возмущенная, как видно, безнаказанностью преступления и позицией Ореста, направила по собственной воле в Константинополь делегацию, чтобы рассказать о происшедшем. Но Эдесий, важный сановник, занимавшийся расследованием, был подкуплен и избавил убийц от наказания.

