Рейтинг с комментариями. Часть 28-1
май 1924 - Гриндель Мэтьюз. "Лучи смерти" (Англия)
20.06.1924 - Общество изучения межпл. сообщений. М.Г.Лейтейзен и др. (СССР)
1924 - М.Валье. «Прорыв в мировое пространство. Техническая возможность» (Германия)
май 1924* - Гриндель Мэтьюз. "Лучи смерти" (Англия)
* дата наибольшего накала страстей
О сжигании врагов на расстоянии изобретатели думали давно. Согласно утверждениям Плутарха и Тита Ливия Архимед сжёг римский флот лучами от хорошо начищенных щитов. Это, естественно миф. Оба историка жили через 200-300 лет после означенного события, при этом никто за эти века о сжигании флота лучами даже не упоминал, включая современников Архимеда, написавших подробные хроники этой войны. Командующий римским флотом Марцелл, присвоивший астрономические приборы Архимеда и с удовольствием хвалившийся добычей, тоже не в курсе, что его флот сожгли. За 20 веков было несколько попыток доказать, что при большом желании римлян быть сожжёнными, Архимед мог бы огромным количеством зеркал навредить противнику. Но военных такое оружие никак не устраивало - не всегда враг оказывается таким покладистым. И солнце в небе не всегда. Поэтому впервые "лучи смерти" появились у марсиан, которые на страницах уэлльсовской "Борьбы миров" сжигали лучом всё земное. После издания романа в 1898 году объявилось много желающих создать марсианские лучи. Еще больше было разговоров.
Так художник представлял эксперименты Уливи |
Нас интересует не военная составляющая "лучей смерти", а возможность передачи энергии в космосе. Лазеры всех видов - прекрасное средство для решения множества задач в космонавтике - вакуум отличная среда для всякого рода лучей.
Пионером лучевого оружия принято считать Николу Тесла, работавшего в Соединенных Штатах. Он в 1899 году занялся разработкой беспроволочной передачи энергии на большие расстояния, но... Построенная по его проекту башня извергала искусственные молнии, сопровождавшиеся страшным громом, и электризовала воздух на мили вокруг. Лучей у Теслы, несмотря на его обещания, не получилось. В 1903 странной смертью погиб М.М.Филиппов, обещавший взрывать вражеские арсеналы на расстоянии и тем самым делавший войну бессмысленной. Он выдвинул идею передачи энергии вдоль направленной электромагнитной волны и утверждал, что изобретенным им способом можно донести энергию взрыва динамита из Москвы до Константинополя, как тогда у нас именовали Стамбул. Но Филиппов погиб в своей лаборатории по неизвестной причине, его бумаги были конфискованы и пропали.
В сентябре 1905 года через несколько дней спустя после завершения русско-японской войны, в порту Сасебо затонул флагман японского флота броненосец "Микаса". В его пороховом погребе необъяснимо загорелся порох, что привело к взрыву и гибели 256 моряков. На пирсе видели человека с каким-то ящиком, из чего многие тогда заключили, что порох был подожжен таинственными "лучами смерти". Похожий взрыв произошёл в 1907 году во Франции.
И тогда военные очень заинтересовались таинственными лучами. И изобретатели явились на зов.
Мэтьюз (спиной к камере) управляет «Лучами смерти» |
Итальянец Джулио Уливи в 1913 году предложил британскому адмиралтейству способ подрыва мин с помощью невидимых лучей. Во время испытаний подготовленные Уливи морские мины отплывали от берега и взрывались именно там, где надо. Британцы требовали допустить эксперта ко всем стадиям подготовки эксперимента - от изготовления мины до ее подрыва лучами. Но Уливи отказывался делать, ссылаясь на секретность, до выплаты вознаграждения - 5 млн. фунтов. Англичане заподозрили обман и денег не дали. Уливи в августе 1913 года перебрался во Францию, где продолжал взрывать мины, и, возможно, продал все права на свое изобретение французскому концерну. В ноябре 1913 он предложил свои невидимые лучи Италии. На родине Уливи поверили сразу, было создано акционерное общество. Уливи в 1914 году женился на Марии-Луизе Форнари, дочери адмирала. Стремительно приближалась война, акции успешно продавались. В июле 1914 года Уливи попросили провести финишный эксперимент - взорвать лучами стандартную мину, а не ту, которую готовил сам, резонно утверждая, что противник не согласится допустить изобретателя к своим боезапасам. Уливи решил, что он сделал для защиты родины достаточно и скрылся в неизвестном направлении. Расследование показало, что он снабжал мины химическим взрывателем, точно рассчитанным на заданное в эксперименте время. Афера! Мошенник! "Лучи смерти" были дискредитированы и временно забыты. Лишь в Германии занимались тепловыми лучами всю войну, но успеха не достигли.
Между тем во время войны слухов о "Лучах" было много. Вот, например, заметка в местной газете от 16.01.1919 (старого стиля):
ПРИКАЗ О ФИОЛЕТОВЫХ ЛУЧАХ.
Главным командованием распубликовано следующее объявление к населению Черниговщины.
Довожу до сведения населения, что, начиная с 28 января сего года, против большевиков, которые идут на Украину, грабят и уничтожают народное имущество, будут пускаться в ход фиолетовые лучи, которые ослепляют человека. Эти лучи одинаково ослепляют и тогда, когда человек к ним спиной. Для того что бы избегнуть ослепления, предлагаю населению прятаться в погребы, землянки и вообще такие помещения, куда лучи не могут проникнуть. Извещаю Вас, граждане, об этом, чтобы избежать ненужных жертв.
Приказ подписан гетманом С. Петлюрой.
После войны, в ожидании неизбежной новой войны, о "лучах смерти" вспомнили снова. И главным их "генератором" стал англичанин Гарри Гринделл Мэтьюз.
Его эксперименты были куда эффективнее. На расстоянии нескольких метров он с помощью прибора в виде маленького прожектора останавливал работающий мотор, убил мышь, поджёг порох. Но обещал Мэтьюз многократное увеличение эффективности:
"Я могу вывести корабли из строя, разрушающе действуя на жизненно важные узлы оборудования, а также временно выводить из строя экипажи, приводя их в шоковое состояние". Знаменитый изобретатель Гульельмо Маркони немедленно сообщил, что парализовывать систему зажигания двигателей самолетов и автомобилей может и он. В Англии объявилось более полудюжины изобретателей подобных лучей, причем один из них заявил полиции, что все схемы его изобретения у него украдены.
В 20-х годах только романов под одинаковым названием "Лучи смерти" было издано до десятка. Алексей Толстой написал свой знаменитый роман "Гиперболоид инженера Гарина" (1927 г). Звездолётчики и звездоплаватели всех фантастов вооружились ручными бластерами и лучемётами. И фильм "Лучи смерти" тоже появился.
А СССР в начале 1925 предложил лучи собственного изобретения англичанин Грилович. Он утверждал, что на расстоянии плавил металл, убивал птиц и просил денег для улучшения показателей. Просил он для показательных экспериментов всего 35 фунтов стерлингов и намекал, что английские спецслужбы им интересуются. Эпопея о выделении 35 фунтов и доставке в Англию нужного оборудования растянулась с января по май. В мае 1925 года начальнику снабжения Красной Армии Уншлихту сообщили, что изобретатель Грилович бесследно исчез. Британская контразведка обеспокоилась, предупреждённая агентами в СССР?
Занятно, что одновременно в Москве сняли художественный фильм "Луч смерти". С сюжетом "строго наоборот". Не советские агенты добывают за границей "луч смерти", а агенты вражеской разведки выкрадывают аппарат, изобретенный советским инженером Подобедом. Но враг, конечно, был повержен чекистами и социалистический луч посбивал вражеские самолёты примерно так:
Мэтьюз экспериментировал с инфракрасными, рентгеновскими лучами и, вероятно, с микроволновым излучением, но не смог достичь результатов, устраивавших военных в Англии, и переехал во Францию. Не добившись результатов и там, перебрался в Америку. И там у него ничего не вышло. Чтоб удержать к себе интерес, он скатился до банальных подлогов. Известный французский физик Поль Ланжевен назвал его "рецидивистом-мошенником". В Голливуде сняли о нём фильм. А потом интерес к "лучам смерти" устремился к нулю. На сцене появлялись лишь отпетые мошенники типа поляка Дуниковского, рекламирующего лучи, с помощью которых можно делать золото. Сидя во французской тюрьме, он решил, что его лучи могут иметь и военное применение:
"Мною изобретены атомные лучи, при помощи которых можно направить в атмосферу токи очень высокого напряжения. "Луч смерти", о котором так много говорят и который до сих пор никто не создал, открыт мною. Самолет, пролетающий через невидимую линию лучей, вспыхнул бы как спичка, а экипаж был бы немедленно убит. Мое изобретение вполне применимо для целей обороны. Неприятельский воздушный флот был бы уничтожен, как только пересек бы невидимую линию лучей, а армия была бы истреблена абсолютно невидимыми и неслышными выстрелами. Этот подарок я сделаю Франции, если она пересмотрит мой процесс и реабилитирует меня".
Франция игнорировала подарок и не улучшила его мест проживания.
В 1935 году военные научно-технические эксперты Англии обратились к научному сообществу: насколько в принципе возможны "лучи смерти"? И получили ответ: для науки 1935 года такая задача совершенно невозможна.
Лишь в конце XX века появился настоящий "луч смерти" - лазерный, который действительно стал сбивать не только самолёты, но и ракеты. На лазерную технику возлагают большие надежды и в области космонавтики. "Лучевая лихорадка" двадцатых годов стала историей. И главным именем, связанным с ней, не сходившем со страниц газет несколько лет было имя Мэтьюза.
Гриндель Мэтьюз родился 17 марта 1880 г. в Уинтернборне, Южный Глочестершир, Англия. Его отец, Даниель Мэтьюз был фермером, умер, когда Гарри было около 3-х лет. Его воспитывала мать Джейн Раймер Мэтьюз. Гарри обучался в частной школе, а позже в бизнесс-колледже Бристоля. В 16 лет он начал учиться на инженера-электрика, и через 18 месяцев получил эту специальность.
В 1899 г. Мэтьюз добровольцем ушел на Англо-бурскую войну и воевал в течение всей кампании, дважды получив ранение. После войны он работал инженером-консультантом в поместье богатого графа с обширным электрохозяйством и имел время для проверки некоторых своих идей по беспроводной телефонии.
К 1911 он построил радио-приемник и передатчик. 12 сентября 1911 г. военный пилот Хукс, на самолёте при скорости в 85 миль в час и высоте в 700 футов, принял сигнал, переданный с земли Гарри Мэтьюзом на удалении 3-х километров. Это была
первая радиопередача в истории авиации.
В 1912 Гарри направили продемонстрировать своё радио перед Королем Джорджем V в Букингемском Дворце, где он установил связь между двумя движущимися автомобилями.
Началась война 1914-1918 гг. и английское правительство назначило 2 крупные премии по 25 тыс.фунтов - за обезвреживание лучом вражеских дирижаблей и за управление самолёта или катера посредством радиолуча. Гриндель Мэтьюз работал на военное министрество Британии и разрабатывал системы управления судами с использованием светового луча, а также работал над устройством для обнаружения подводных лодок на расстоянии в 30 миль. Он сразу заявил, что система управления моторной лодки с помощью фотоэлементов у него есть. В 1915 он её продемонстрировал. Испытания прошли настолько хорошо, что чек он получил немедленно. Странно, но министерство никак более не развивало этот проект и Мэтьюз занимался другими делами.
Очень часто "небесный прожектор" Мэтьюза путают с его "Лучом смерти". А что? Очень внушительно-боевая установка |
К 1921 г. он занялся записью звука при помощи света, и 26 сентября 1921 г. сделал звуковой фильм о Эрнесте Шеклтоне, перед его отъездом в Антарктику. Английские киношники оказались полными ретроградами, они даже понять не могли, зачем нужен в кино звук.
Подлинное рождение "Лучей смерти" произошло в 1923 году. У французских самолётов, нарушавших границы Германии (нередко по приказу военных) начали отказывать моторы. Было ли это случайностью или саботажем лётчиков, рисковавших в мирное время попасть под огонь зениток - неизвестно, но газеты озвучили чьё-то мнение, что хитроумные немцы используют некие лучи, влияющие на систему зажигания моторов. Мэтьюз тут же заявил, что это правда и он может не хуже. И, якобы, остановил мотор лучом на расстоянии 15 метров.
В 1924 г. газеты запестрели заголовками о «Лучах смерти» Мэтьюза. Гарри экспериментировал со световыми и рентгеновскими лучами. Некоторые его помощники якобы получили травмы от этих лучей и это служило лучшей рекламой их реальности. Мэтьюз рассказывал, что и сам испортил зрение одного своего глаза во время этих экспериментов. Он уверял военных, что можно установить на границах государства прожектора его системы и ни один аэроплан не может приблизиться к границе, ни один снаряд не может перелететь через эту оградительную зону, ни одно живое существо не сможет приблизиться к ней. В феврале 1924 руководство ВВС предложило Мэтьюсу продемонстрировать изобретение. Мэтьюсу нужны были деньги, но ничего интересного у него ещё не было. Он воззвал к прессе. Пресса обвинила военных в скаредности и непатриотизме. Английское правительство медлило. Газеты отмечали, что изобретатель два раза вылетал в Париж и Лион и вел переговоры с французскими предпринимателями, причем Гриндель Матьюз обещал в ближайшее же время в виде демонстрации остановить в Лионе уличные автомобили. Лионцам это обещание не понравилось и Мэтьюз милостиво решил этого не делать. Британские автомобили и города его почему-то не интересовали. В апреле 1924 он показал военным 2 опыта: в его невидимом луче засветилась не подключенная к проводам газосветная лампа (ничего удивительного) и 2) он на расстоянии остановил мотоциклетный мотор (скорее всего, просто хитро выключил). Военные попросили переставить мотор со стула на пол и повторить. Мэтьюз отказался, заявив о нехватке времени и оскорбившись недоверием военных. Военные отказались дать денег. Пресса взвыла. 27 мая 1924 года в 10:40 верховный суд Великобритании вынес решение, запрещающее Мэтьюсу продавать своё изобретение другим странам. В 10:45 ничего не подозревающий Мэтьюз купил билет на самолёт до города Парижа. Чуть позже в лабораторию Мэтьюза явился майор из ВВС с намерением уговорить изобретателя на повторную демонстрацию. А спустя несколько минут там же появились и приставы с решением суда. Узнав, что "гений" пытается сбежать за границу, они все вместе помчались на аэродром. Поздно! Они опоздали на целую минуту! 28 мая по вопросу изобретения Мэтьюза собралась палата общин. Военные оправдывались и обещали 1000 фунтов, если Мэтьюз остановит ИХ мотор, а не свой.
Через 3 дня Мэтьюз вернулся и сообщил, что деньги ему дадут французы, а аппарат он отправляет во Францию немедленно. Через полмесяца кинокомпания «Пате» выпустила фильм "Луч смерти" с Мэтьюзом в главной роли. На экране Мэтьюз энергично дёргал рубильник. Падала замертво крыса, останавливался мотор, в небе загорался самолёт. Спецы по спецэффектам уже умели снимать чудеса.
В июле фильм появился в Америке и сразу за фильмом там появился Мэтьюз. Он тут же предложил за 25 тыс долларов и полтора года изготовить аппарат гораздо мощнее, чем в фильме. Просьбу о демонстрации аппарата он легко отклонил: дескать, ему запрещена демонстрация за пределами Англии (соврал). Газеты взорвались сенсациями, но американские ученые не повелись - один профессор даже предложил лично стоять в луче аппарата сколько угодно, если это поможет изобличить мошенника. Однако ведь демонстрации запрещены... Мэтьюз вернулся в Англию и сообщил, что американцы готовы оторвать аппарат с руками за любые деньги. Как патриот, он подождал немного, но денег не получил всё равно и всё же уехал в Америку.
Однако занимался он там вовсе не "Лучами смерти". В 1926/1927 фирма "Вернер Бразерс" заинтересовалась звуковым кино и наняла Гарри, чтобы помочь им развить его идеи звуковой записи в фильме. Во время его пребывания в Америке он разрабатывал «Небесный проектор», который проецировал изображения прямо на облака, и "Люминофон"' - орган, который управлялся световыми лучами. Также он разработал автопилот для самолетов и автоматические уличные лампы, включающиеся в сумерках.
Отработав контракт, он вернулся в Англию и на рождество 1930 г поразил лондонцев картинками на облаках. Изображение было столь реально, что в нескольких километрах от показа верующие падали на колени, веря, что это знамение ко второму пришествию.
Но рекламщики не заинтересовались облачными картинками и в 1931 г Мэтьюз обанкротился. Расследование показало, что деньги "на эксперименты" он тратил в основном на разгульную жизнь в шикарных отелях.
Однако он вновь нашёл спонсоров, организовал компанию, построил в глуши засекреченную лабораторию и еще долго наводнял мир слухами о глохнувших в округе моторах и резком росте всевозможных заболеваний. В 1934 Гарри по-настоящему занялся космонавтикой, работал над идеей использования жидкого водорода для придания ракетоплану скорости в 6 миль в секунду. Впрочем, без особого успеха - и сейчас жидкий водород в ракетах редок и показывает причастность фирмы к элите ракетостроения (т.н. "Водородный клуб").
Первой его женой была Оливи Уайт, а в 1938 г. он женился на богатой польской оперной певице Ганне Вельски.
Он устроил свой дом (в 1934) в виде бунгало на вершине уэльсской горы, окруженной электрическими заборами и сигнализацией его собственного изобретения.
Гарри Гриндель Мэтьюз умер от сердечного приступа 11 сентября 1941 в Суонси (Великобритания) в возрасте 61 года. Перед смертью он горько сожалел, что военные отвергли его проект о воздушных минах-аэростатах. Про свои лучи он и не вспомнил.
Разработки "лучей смерти" не были обнаружены и после его смерти. Может быть их и не было?
20.06.1924 - создано Общество изучения межпланетных сообщений. М.Г.Лейтейзен, Г.М.Крамаров, М.А.Резунов, М.Я.Лапиров-Скобло, В.И.Чернов (СССР)
1-я ракетная революция ознаменовалась всеобщим интересом к ракетам
военных всех стран и народов. 2-я ракетная революция вызвала
всеобщий интерес к ракетостроению
в некоторых странах, причём на этот раз военные лишь одной страны проявили заинтересованность, да и то лишь потому, что у них отобрали пушки, танки и самолёты.
Почему всё же 2-я РР произошла в Германии? Да, заслуга Оберта тут большая. Хотя и жил он в Румынии, но свою книгу издал в Германии на немецком языке. Но ведь могло статься, что его так же на заметили бы, как не заметили Циолковского, Улинского, Эсно-Пельтри, Годдарда. Все эти имена всплыли лишь в середине двадцатых, все эти пионеры ракетостроения начали оспаривать приоритет у Оберта позже. Я думаю, причина не в том, что немецкие военные остались без любимых игрушек, не только немецкая военная каста, имеющая огромный авторитет в обществе, была лишена "среды обитания". Немецкие военные точно так же презрительно отзывались об ракетах, как и их коллеги за пределами Германии. Нет, ВСЯ техническая и научная элита Германии лишилась возможности творить, создавать технические диковинки, зарабатывать, наконец, деньги своим умом. В стране свирепствовала разруха, инфляция сводила на нет любые начинания. За рубежом немцев не жаловали, искренне считая их зачинщиками войны. Кроме того, страна платила репарации и была нищей и непредсказуемой, почти как большевистская Россия. Но в 1923 дела начали налаживаться. Веймаровская республика, с самыми демократическими в мире законами (где и фашисты чувствовали себя неплохо) начала выползать из послевоенной разрухи. Золотая марка сменила мешок бумажных денег, забрезжил порядок, на свет божий появились самые фантастические проекты. Конечно, появилось немало шарлатанов, расцвели теория полой Земли и теория вечного льда. И "немецкая физика" тоже, а уж "немецкая история", где мифы приравнивались к фактам - это само собой. Но ведь не только в псевдонауки устремился немецкий ум. Расцвела любительская астрономия - телескопов в Германии было сотни тысяч, издавалось не менее десятка чисто астрономических журналов. ВСЕ немцы-пионеры космонавтики имели телескопы - Оберт, Браун, Валье, Цандер... Планеры Антанта не запретила? - в Германии планеризм быстро стал лучшим в мире. Ракеты тоже не были запрещены - перспективы тут были туманны, но многообещающи. Книга Оберта издалась
в нужное время в нужном месте. Желание и возможность реализовать новые технические идеи в Германии 1923 г понемногу стали совпадать. Германия была обречена быть лидером в ракетных исследованиях. И она стала лидером.
5 июля 1927 г в задней комнате ресторана "Золотой скипетр" в Бреслау 20 мужчин подняли бокалы за создание Немецкого ракетного общества (VfR) - первого подобного общества в Германии. Председателем стал Винклер. Но немцы не были первыми. Общество просуществовало до 1933 г, потом стало не до того.
Вторым центром ракетных работ стала Австрия. Превратившись из мировой державы в заурядную второстепенную страну, она осталась центром Центральной Европы, второстепенной страной, проигравшей войну, куда с окраин погибшей империи приезжают (временно или постоянно) образованные инженеры, реваншисты, шарлатаны попробовать свою удачу в заново создающейся стране. Сюда приезжает из Румынии Оберт, здесь на немецком языке под немецким псевдонимом Ноордунг издаёт замечательную книгу словенец Поточник.
В 1924 году в своем выступлении на конгрессе естествоиспытателей в Инсбруке фон Гефт призвал к объединению энтузиастов межпланетных полётов. Но лишь осенью 1926 года фон Гефт вместе с фон Пирке организовали в Вене "Научное общество для изучения больших высот" ("Wissenschaftliche Gesellschaft Für Höhenforschung"), первую на Западе общественную организацию, занимавшуюся изучением и пропагандой космонавтики. Иначе общество называлось Венский ракетный комитет и объединяло специалистов по баллистике, небесной механике, теплотехнике, двигательным установкам.
В апреле 1931 г. фон Пирке совместно с инженером Рудольфом Цвериной создал Австрийское общество ракетной техники (Österreichische Geseilschaft für Raketentechnik), пришедшее на смену Научному обществу высотных исследований. Руководил им Гвидо фон Пирке вместе с Фридрихом Краусом (президент Австрийского союза изобретателей).
Но и австрийцы слишком долго раскачивались.
В Англии и США ракетные общества родились позже, когда начали приходить сенсационные сообщения из Европы. Лишь один Годдард фактически в одиночку и скрытно занимался ракетами, таинственно-инертный на своём "ракетном ранчо", никак не взаимодействия с прочими группами.
Старейшим из американских обществ является «Американское ракетное общество» в Нью-Йорке, основанное в марте 1930 года Эдуардом Пендри и Давидом Лассером под названием «Американское межпланетное общество».
В 1933 году в Ливерпуле (Великобритания) было создано «Британское межпланетное общество». Позднее основатель его П. Клитор перенес свою штаб-квартиру в Лондон. В эти же годы в Великобритании появились и другие ракетные общества, но все они официально прекратили свою деятельность во время второй мировой войны. Впоследствии, главным образом благодаря усилиям Л. Kapтера, секретаря «Британского межпланетного общества», они были объединены; официальным днем слияния было 31 декабря 1945 года. Число членов составляло тогда около 280 человек, а к концу 1956 года оно увеличилось почти в 10 раз.
Во Франции незначительный интерес к ракетам проявили ученые-астрономы («Французское астрономическое общество»), а в Италии - военные. И это всё.
Третьим центром ракетного энтузиазма стала Россия. Новый мир, встающий из разрухи, тоже жил в основном на энтузиазме, на безграничной свободе идей и людях "работающих даром". В 1923 г практически никто не знает ни о Циолковском, ни о Цандере. Нет пророка в своём отечестве... Первые вести о возможности межпланетных сообщений пришли из Германии. Фактически всё началось с одной заметки в
"Известиях" 2.10.1923:
В Мюнхене вышла книга Германа Оберта: «Ракета к планетам», в которой строго математическим и физическим путём доказывается, что с помощью нашей современной техники возможно достичь космических скоростей и преодолеть силу земного притяжения. Профессор астрономии Макс Вольф отзывается о подсчётах автора как о «безукоризненных в научном отношении». Идея книги совпадает с опытами американского профессора Годдарда, который недавно выступил с сенсационным планом отправить ракету на луну. Тогда как американский учёный с помощью представленных ему богатых денежных средств мог приступить к важным опытам, книга Г.Оберта даёт им солидную теоретическую почву.
3 недели спустя, 24.10.1923 те же "Известия" печатают письмо читателя:
По этому поводу мы считаем необходимым установить первенство нашего известного русского изобретателя члена ассоциации натуралистов (союза самоучек) - тов. К. Э. Циолковского, который еще около тридцати лет тому назад, в 1896 году, в результате серьезных математических изысканий, первый изобрел особый «реактивный прибор» - ракету для заатмосферных и междупланетных путешествий.
Этого оказалось достаточно, чтобы Циолковский вышел из забвения и по всей стране прокатилась цепь публичных докладов и началось "кружкование" вокруг ракетно-межпланетных проблем.
20 января 1924 года Ф. А. Цандер в докладе, сделанном на заседании Московского общества любителей астрономии, указал на желательность создания Общества исследователей межпланетных путешествий.
Но первыми, кто практически заложили основание будущего Общества, были слушатели Академии военно-воздушного флота им. Н. Е. Жуковского, создавшие в апреле 1924 года Секцию межпланетных сообщений при Военно-научном обществе Академии. Из сохранившихся документов можно установить, что Секция ставила перед собой следующие задачи: «объединение всей работы, ведущейся в СССР по изучению реактивного двигателя; пропаганда идеи межпланетных сообщений; научно-исследовательская работа, в первую очередь организация лаборатории». Энтузиасты пытались начать экспериментальную работу по созданию ракеты для полетов в космос, не имея никакой материальной базы. Это и явилось причиной того, что важнейшую часть намеченной программы - налаживание экспериментальной работы - ни Секции, ни выросшему из нее Обществу изучения межпланетных сообщений осуществить не удалось.
Секция межпланетных сообщений Академии военно-воздушного флота в Москве (Каперский, Лейтейзен, Резунов) |
ЛЕЙТЕЙЗЕН Морис Гавриилович, сын старого большевика Г.Д.Линдова-Лейтейзена, погибшего в 1919 году на Восточном фронте, родился в 1897 г (Екатеринославская губ., местечко Игрень).
Морис Лейтейзен в детстве жил вместе с В.И.Лениным на даче Ваза в Куоккале (Финляндия), и по уверениям биографов Ленин вёл «серьезнейшие разговоры» с восьмилетним Морисом. В октябре 1917 года Морис - член большевистской партии, участвовал в революционных боях в Москве, потом работал в Наркоминделе. В 1918-23 сотрудник Наркомата иностранных дел: в 1918 - чл. сов. дипл. миссии в Швейцарии, затем командирован в Стокгольм. В 1918 году возвращался из Стокгольма через Финляндию в Москву и был арестован финским правительством и заключен в Гельсингфорскую тюрьму.
Уполномоченный НКИД в Петрограде Шкловский 2 января 1919 года сообщил в Москву, что арестованные финскими властями советские граждане «находятся в ужасном положении». Ленин лично интересовался судьбой большевиков в Финляндии. «Как стоит дело с освобождением финляндцами Мориса Лейтейзена? - Надо добиваться во что бы то ни стало его освобождения... Телеграфируйте. Ленин». (телеграмма от 13 февраля 1919 года). Начались переговоры об обмене советских граждан на арестованных в нашей стране финнов. 18 марта Народный комиссар Чичерин телеграфирует Шкловскому в Петроград, что «обмен задерживается лишь потому, что финны не представили списка арестованных, подписанного Лейтейзеном». Чичерин, опасаясь обмана со стороны финнов, требовал, чтобы полный список арестованных советских граждан был скреплен подписью лично ему известного М.Г.Лейтейзена. Когда этот список с подписью был, наконец, получен, произошел обмен арестованными и М. Г. Лейтейзен с товарищами возвратились в Россию.
С 1923 на научной работе (начальник научной группы Центрального аэрогидродинамического института им.Н.Е.Жуковского). Морис был человек больших способностей, широко образованный, свободно владевший многими европейскими языками, с самой ранней юности увлекался астрономией. Он был уверен, что полеты за пределы земной атмосферы с помощью ракеты - дело сравнительно недалекого будущего. В 1928 г издал книгу "Ницше и финансовый капитал".
Арестован 12.05.1938. Осуждён 15.04.1939 Военной коллегией Верховного суда СССР по обвинению в шпионаже. Расстрелян 16.04.1939. Место расстрела: Московская обл, Коммунарка. Реабилитирован в апреле 1957. |
Резунов Михаил Александрович - крупный ученый в области оптических приборов. Главный конструктор Конструкторско-исследовательского бюро Всесоюзного объединения оптико-механической промышленности (КИБ ВООМП). Доктор технических наук, профессор кафедры Специальных оптических приборов. В ЛИТМО работал с 1936 по 1972 год.
Был личностью незаурядной во всех отношениях - как своею внешностью, так и деловыми качествами.
М. А. Резунов - русский дворянин, сын военного, был человеком высокого роста с профилем римского патриция. Он работал в области авиации, сам служил когда-то летчиком, летал на первых русских бипланах; принял революцию и дрался за нее; во время воздушных боев вылезал на крыло самолета с наганом в руке. Был награжден орденом Красной Звезды № 121. В последующие годы, уже на гражданской работе, был награжден и другими орденами.
Обладал большой выдержкой, не терял самообладания в любых обстоятельствах, сохраняя невозмутимое, непроницаемое лицо; при всем при том ему были присущи настоящий тонкий юмор и большая любовь к музыке, пению, искусству. Иногда он любил поиграть в теннис и преферанс. При кажущихся строгости, серьезности, даже холодности, когда он улыбался, лицо его делалось лучезарным и немного смущенным. |
Одним из первых, кто поддержал это начинание и протянул молодежи руку, был В.П.Ветчинкин - ученик и продолжатель работ Н. Е. Жуковского, тогда профессор Военно-воздушной академии. Приветствовал создание Секции и Ф.А.Цандер, упорно и самоотверженно работавший в то время над проектом космической ракеты. Об этом своем проекте он прочел доклад в Секции. Но прежде всего - с этого и была начата работа Секции - ее члены установили связь с Константином Эдуардовичем Циолковским. Первое письмо в Калугу было отправлено 22 апреля 1924 года. В нём Лейтейзен сообщал:
«Несколько дней тому назад при военно-научном обществе Академии воздушного флота организовалась Секция межпланетных сообщений. В настоящий момент Секция насчитывает 25 человек, из которых 23 - слушатели Академии...
На своем организационном собрании Секция постановила войти с Вами в связь и просить Вас принять участие в ее работе. Если, находясь вне Москвы, Вы не могли бы принять руководство Секцией, мы надеемся, насколько возможно, восполнить этот недостаток путем переписки. В частности, если Вас заинтересует наша повседневная работа, мы будем Вам регулярно высылать наши протоколы.
Теперь же Секция обращается к Вам с просьбой: прочесть в Москве публичный доклад о межпланетных сообщениях, организацию доклада (будет, вероятно, использована аудитория Политехнического музея) Секция берет на себя...
Помимо этого, Ваш приезд был бы чрезвычайно желательным и для личной беседы с Вами. По целому ряду вопросов хотелось бы иметь Ваше мнение и Ваши советы».
Циолковский, оказывается, уже знал о существовании Секции и даже выслал в ее адрес некоторые свои книги.
«Дорогие товарищи, - писал он, - радуюсь открытию Секции межпланетных сообщений. Случайно я узнал об этом из газеты и писем и тотчас, до получения от вас письма, послал вам что мог. Получили ли?».
Книги были получены. Так завязалась переписка. Однако Циолковский не смог приехать в Москву.
4 мая Лейтейзен пишет:
«Следует отметить то неожиданное сочувствие, которое мы встречаем со многих сторон. Идея организации нашей Секции как будто действительно назрела. К нам присоединилось несколько преподавателей-инженеров, что для нас чрезвычайно ценно. От различных лиц получаем мы предложения помощи».
Сообщает Лейтейзен и о первых контактах, беседах членов Общества с другими учеными.
«Мы имели вчера беседу с А. А. Богдановым, автором «Красной звезды». Его интересовал вопрос, каким образом молекулы гремучего газа могут дать снаряду скорость в 11 км/сек, бóльшую скорость, чем имеют сами эти молекулы даже при температуре 5000 градусов. Богданов рассказал нам, что производил в свое время эти вычисления и пришел к мысли, что единственно достаточным источником энергии может быть только распад атомов».
Циолковский тотчас же отвечает:
«Молекулы, например, воздуха (скорость 500 метров в секунду) могут иметь скорость, гораздо большую 500 метров», - пишет он, объясняя с помощью небольшого чертежа, как это происходит. И заключает:
«Скорость же ракеты в среде, свободной от тяжести, непрерывно растет, как бы ни была мала масса отбрасываемых тел».
В последних числах мая 1924 года на улицах Москвы были расклеены афиши, которые привлекли внимание почти каждого прохожего. Первое, что бросалось в глаза на этой афише, были слова: «Межпланетные путешествия». Это было объявление о докладе М. Я. Лапирова-Скобло.
Михаил Яковлевич Лапиров-Скобло родился в 1889 г в Витебске. В 1913 году закончил Варшавский политехнический институт и работает в электропромышленности. В годы советской власти - профессор, доктор технических наук, занимает ряд крупных постов: директора научно-исследовательского института связи, заведующего кафедрами, редактора газеты «Правда» и Большой советской энциклопедии по науке и технике.
Автор книги об Эдисоне в серии "Жизнь замечательных людей"
В 1920 году был в знаменитой комиссии ГОЭЛРО, разработавшей план электрификации России как представитель Научно-технического отдела ВСНХ. Он был и заместителем председателя Научно-технического отдела Высшего Совета Народного Хозяйства, и заведующим отделом науки и техники редакции «Правды», и членом коллегии «Объединения электропромышленности», и руководителем кафедр в высших учебных заведениях, и членом Государственного совета, и членом коллегии Народного комиссариата связи, бывал за рубежом. «Примите все меры к скорейшей доставке в Москву Главземхозу двух ландбаумоторов, фрезеров Генриха Ланца. Промедление одного дня влечет непоправимый ущерб...» (телеграмма Ленина М. Я. Лапирову-Скобло в Берлин, 11 мая 1922 года). Отмечает его и Циолковский. Умер в 1947 г. |
Григорий Моисеевич Крамаров (при рождении Моисей Ицкович Исакович) родился 1 декабря 1887 г в Одессе. 3 октября 1906 года был арестован за участие в демонстрации. Осужден Одесским военным окружным судом 16 января 1907 года. Приговорен к 4 годам каторги, откуда бежал. В дни революции 1917 года - член ВЦИК. Участник Гражданской войны. Воевал на Восточном фронте. Впоследствии работал в Коминтерне, в Международной Ленинской школе. Как литератор он известен по трудам об истории революций и истории освоения космоса. В последние годы жизни - член Всесоюзного комитета космонавтики Федерации авиационного спорта СССР и Авиационной секции Советского национального объединения историков естествознания и техники Академии наук СССР. Энтузиаст и теоретик освоения космоса. Умер 11 августа 1970 года. |
Чернов Валентин Иванович родился 7 января 1894, (Тараща, Киевская губерния) - русский советский музыкант, дирижёр, педагог, астроном. Заслуженный деятель искусств Киргизской ССР (1945). Умер 24 июня 1980 в Феодосии, Крым |
Когда члены Секции межпланетных сообщений обратились к М. Я. Лапирову-Скобло с просьбой прочитать публичную лекцию в Политехническом музее, он охотно согласился.
Сообщая о предстоящей лекции Лапирова-Скобло, Лейтейзен просит Константина Эдуардовича прислать для продажи в киоске у входа в Большую аудиторию Политехнического музея книги «Ракета и космическое пространство», «Вне земли» и др.
К лекции в Политехническом музее готовились, как к большому событию. Успех ее превзошел все ожидания. Желающих попасть на лекцию было гораздо больше, чем мест в Большой аудитории.
«Билеты были распроданы задолго до начала лекции, - сообщает на следующий день М. Г. Лейтейзен в письме К. Э. Циолковскому, -
администрация Музея вынуждена была вызвать наряд милиции для того, чтобы удержать ломившуюся публику. Имевшаяся у нас литература, преимущественно Перельман, была распродана моментально. Очень досадно, что мы не имели Ваших работ».
Об огромном интересе москвичей к лекции о межпланетных сообщениях свидетельствуют многочисленные записки лектору. В этих записках спрашивали и о том, есть ли жизнь на других планетах, и о том, когда начнутся полеты в космос. Авторы многих записок заявляли о своем желании участвовать в межпланетных экспедициях.
30 мая В Большой аудитории Политехнического музея состоялся доклад М. Я. Лапирова-Скобло на тему: «Межпланетные путешествия». После доклада была произведена запись в члены Общества изучения межпланетных сообщений (ОИМС).
Аудитория астрономической обсерватории МОНО, где происходило первое (организационное) собрание членов ОИМС |
Вероятно это была
первая публичная лекция о межпланетных сообщениях в России.
Начав с легенд, мифов и фантастических произведений о полетах на другие планеты, докладчик перешел к научным достижениям в этой области. Коснувшись моделей разных типов летательных машин, которые предлагались у нас и за границей, Лапиров-Скобло подробно остановился на модели ракеты Г. Оберта, представлявшей соединение двух ракет - водородной и спиртовой. Затем он перешел к работам Р. Годдарда, отметил рекламный характер его попытки запустить ракету на Луну. Трудно надеяться, заметил докладчик, что намерение Годдарда увенчается успехом, так как предварительно требуются постепенное увеличение дальности полета ракет, целый ряд опытов и систематическое изучение всех сопровождающих полет обстоятельств. В первую очередь, подчеркнул Лапиров-Скобло, надо разрешить задачу постройки аппаратов, способных подниматься за пределы атмосферы. В этом отношении большой интерес представлял проект межпланетного корабля Ф. А. Цандера.
«Наша ближайшая задача, - сказал Лапиров-Скобло, -
серьезное изучение вопросов реактивного действия и реактивных двигателей». В заключительной части своей лекции М. Я. Лапиров-Скобло призвал советскую общественность работать над созданием реактивного двигателя.
- Разрешив эту задачу, - сказал он, -
мы превратим в действительность вековечную мечту о полете в космос.
Организаторы Секции межпланетных сообщений при Военно-научном Обществе Академии военно-воздушного флота стремились привлечь к работе ученых и инженеров. Намечалось даже издание ежемесячного журнала, в котором наряду с популярными статьями печатались бы также специальные работы по проблемам космических полетов и ракетостроения.
Но членам Секции сразу же стало ясно, что своими силами им не удастся решить поставленные задачи. Нужно было опереться на широкие общественные и технические силы. Особенно это было необходимо для организации лаборатории по конструированию ракетного двигателя. Секция должна была вырасти в более широкую и представительную организацию.
…После лекции М. Я. Лапирова-Скобло и была произведена запись в члены Общества. Записалось почти 200 человек. Сохранилась часть листов, на которых велась запись. Вот данные о 121 записавшемся: мужчин - 104, женщин - 17.
Так 20 июня 1924 года в Москве создано Общество изучения межпланетных сообщений -
первое в мире объединение энтузиастов ракетной техники и космических полетов.
По возрасту они распределялись так:
Менее 20 лет - 22 человека
от 20 до 30 - 68 »
» 30 » 40 - 20
» 40 » 50 - 6
свыше 50 - 5 »
По роду занятий члены Общества были:
учащиеся (в большей части из высших учебных заведений) - 53 человека
служащие и рабочие - 43 »
научные работники - 14 »
литераторы - 6 »
ученые и изобретатели - 5 »
20 июня состоялось первое (организационное) собрание Общества, положившее начало его существованию. В переполненном до отказа небольшом зале астрономической обсерватории Московского отдела народного образования собралось около 200 человек, объединенных мыслью о достижении великой цели - межпланетных сообщениях. За столом президиума - три стройных, подтянутых молодых человека в форме летчиков. Это В. П. Каперский, М. Г. Лейтейзен и М. А. Резунов.
Один из инициаторов создания Общества обратился к собравшимся с краткой речью:
- Дорогие товарищи! К. Э. Циолковский доказал реальность осуществления заатмосферных полетов. Наша задача - сплотить интересующихся его идеями, чтобы общими силами помочь их осуществлению. Достигнуть этой великой цели мы сможем, тесно связавшись с широкими массами, среди которых все больше и больше растет интерес к полетам в межпланетное пространство. В знак солидарности с открытиями К. Э. Циолковского, имеющими огромное значение, и отдавая дань его огромным заслугам, председатель предлагает избрать его почетным членом Общества. Предложение принимается с воодушевлением.
После обсуждения пункта за пунктом тщательно продуманного и умело составленного Устава собрание принимает его без всяких возражений.
В первом его пункте говорится:
«Задачей Общества изучения межпланетных сообщений является работа по осуществлению заатмосферных полетов с помощью реактивных аппаратов и других научно обоснованных средств».
«Не задаваясь целью немедленного осуществления межпланетных путешествий, ОИМС стремится разрешить предварительно ряд задач, связанных с применением оговоренных в пункте 1 средств. Сюда относится исследование высоких слоев атмосферы, летание на больших высотах, усовершенствование ракет, разработка двигателей с высоким коэффициентом экономичности и т. п.».
Это, прежде всего, научно-исследовательская работа; объединение граждан СССР, «работающих в области изучения межпланетных сообщений или ведущих научную разработку относящихся к этой области вопросов», собирание сведений о ведущихся за границей исследованиях в данной области.
Кроме того, Общество ставит своей задачей заниматься распространением среди широких масс правильных сведений о современном состоянии всех аспектов вопроса, связанных с изучением межпланетных сообщений. Для этого Общество планирует организацию лекций, докладов, выставок, создание библиотек, выпуск популярной и научной литературы как оригинальной, так и переводной.
Приняв Устав, общее собрание избрало руководящий орган в составе семи человек: Ф. А. Цандера, М. Г. Лейтейзена, В. П. Каперского, М. А. Резунова, В. И. Чернова, М. Г. Серебренникова и Г. М. Крамарова (председатель).
Газеты «Вечерняя Москва» (25.04.1924 года) и «Вечерние известия» (7.07.1924 года) сообщали об создании общества.
23 июня состоялось первое заседание правления. На нем были созданы секции: научно-исследовательская (реактивная) в составе А. Ф. Цандера, М. Г. Лейтейзена и М. А. Резунова, научно-популярная (в обязанность ее членов входила организация докладов и лекций на предприятиях, в учреждениях, учебных заведениях и т. д. - М. Г. Серебренников и Г. М. Крамаров) и литературная (она должна была заниматься изданием журнала Общества и разработкой сценария кинофильма о межпланетных полетах - В. П. Каперский и В. И. Чернов).
На следующем заседании, 30 июня, обсуждался представленный М. Г. Серебренниковым план лекций научно-популярной секции, в котором значились такие темы: «Ракета, ее устройство, производство и военное применение», «Сравнение двигателей парового, внутреннего сгорания, реактивного»; «Летание на больших высотах»; «Атом и его энергия»; «Радиоактивные вещества»; «Описательная и теоретическая астрономия»; «Небесная механика»; «Аэродинамика» и т. д. Правление отклонило план М. Г. Серебренникова. Решено было устраивать более популярные лекции на отдельные темы.
Неоднократно обсуждался вопрос о журнале. Статьи, для первого номера «Ракеты» - так должен был называться журнал - удалось достать, но возникли большие трудности, когда выяснилось, что ни одно из издательств не соглашалось его выпускать. Правление обсуждало также вопрос о книжном киоске, в котором продавались бы книги о космосе. Даже обратились в центральные газеты с такой просьбой:
«Уважаемые товарищи! Не откажите поместить в Вашей газете настоящее письмо. Ввиду частых запросов, получаемых нами из провинции об имеющейся литературе по вопросу о межпланетных сообщениях и возможности получить ее, сообщаем, что Обществом открыт книжный киоск при Обсерватории быв. Трындина (Б. Лубянка, 13, Москва), куда и следует обращаться с заказами».
Реакция газет была неутешительной. Объявление не было напечатано.
Основное внимание Общества было обращено на развертывание работ научно-исследовательской (ракетной) секции - работ по конструированию реактивных двигателей. В протоколе правления от 7 июля было прямо указано: задачей секции является «преимущественная работа в области реактивного двигателя». Имелся в виду двигатель на жидком топливе.
15 июля состоялось заседание этой секции, на котором с докладом «О предполагаемых работах секции» выступил ее председатель Ф. А. Цандер.
«Прежде всего, - сказал докладчик, -
мы будем испытывать модели и маленькие ракеты для исследования высших слоев атмосферы, испытывать на опытах правильность теоретических выводов, качество горючего и т. п.».
В дальнейшем, при дружной совместной работе, надо будет заняться постройкой больших аппаратов для подъема людей в высшие слои атмосферы и в межпланетное пространство. Важнейшей работой в лаборатории, следует признать: «изучение влияния начального и конечного давления газов, исследование разных горючих компонентов, а также металлов, испытание разных стабилизаторов движения, испытание сложных, вложенных друг в друга ракет, определение конструкций, могущих взять с собой наибольший процент жидкого горючего».
Далеко не все приветствовали как Общество так и межпланетные полёты. 13 июня 1924 года газета «Известия» поместила заметку
«Пресловутая ракета». Ее автор оспаривал саму идею возможности межпланетных сообщений с помощью ракетного двигателя. Издеваясь над энтузиастами полетов в космос, он называл их «отечественными Сирано де Бержераками». В. И. Чернов написал ответную статью «Ракета на Луну».
«Молодое, только что организованное в Москве Общество изучения межпланетных сообщений, - говорится в статье, -
точно так же, как и целый ряд русских изобретателей и видных ученых, во всеоружии современной науки и техники пытается превратить в действительность заветную мечту человечества».
В заключение В. И. Чернов отмечает:
«Когда человеческий гений дерзостным порывом прорубает новую брешь в тайниках мироздания, когда намечаются вехи новых, быть может, величайших открытий, всегда находятся консервативно настроенные люди, которые пытаются умалить заслуги первых смелых пионеров, обычно ссылаясь на их утопичность. Но им это не удастся!».
Он был прав - консерваторам не удалось умалить заслуги. Однако не опубликовать статью оказалось им вполне по силам.
Многих трудов и забот стоила Секции, а затем Обществу подготовка сценариев для фильмов о межпланетных сообщениях. Энтузиасты хотели инсценировать один из межпланетных романов и воспользоваться этой инсценировкой для популяризации данных науки относящихся к межпланетным сообщениям, и для распространения идеи о возможности осуществимости этих сообщении». М.Г.Резунов написал сценарий. Он был недостаточно разработан, не блещет и литературными достоинствами. Все же это одна из первых попыток популяризации средствами кино идей межпланетных сообщений.
Г. М. Крамаров написал проект сценария «На ракете к звездам», тоже в 1924 году.
Фильмы по этим сценариям поставлены не были.
Общество изучения межпланетных сообщений просуществовало недолго - оно работало всего около года. 16 декабря М.Г.Лейтейзен сообщил Циолковскому:
«Общество (Общество изучения межпланетных сообщений) не утверждено как „преждевременное" и находится в периоде ликвидации... Но дело будет идти вперед. Мы поспешили, забежали на несколько лет вперед, приходится возвращаться - это не так страшно... И в конце концов это правильно. Я тоже склоняюсь к мысли, что такое громкое Общество было излишне: и можно великолепно работать пока и без Общества, И даже работать еще лучше. Так как журнал, очевидно, не выйдет, я возвращаю Вам Вашу статью».
Тем не менее, в СССР стали возникать многочисленные кружки по изучению проблем космических полетов. 14 июня 1925 г. академик Д. А. Граве обратился с приветствием к этим энтузиастам ракетной техники. Он писал:
«Кружки исследования и завоевания мирового пространства встречают несколько скептическое к себе отношение во многих общественных кругах. Людям кажется, что дело идет о фантастических, необоснованных проектах путешествий по межпланетному пространству в духе Жюля Верна, Уэллса или Фламмариона и вообще других романистов.
Профессиональный ученый, скажем, например, академик, конечно, не может стоять на этой точке зрения».
Самим Граве в Киеве был создан кружок по изучению и завоеванию космоса, в научно-технический совет которого входил академик Б. И. Срезневский, Е. О. Патон, К. К. Семинский, В. И. Шапошников и другие ученые и инженеры. Силами этого кружка и секции изобретателей Киевской ассоциации инженеров и техников впервые была организована и 19 июня 1925 г. открыта выставка, посвященная проблеме изучения межпланетного пространства. Эта выставка пользовалась успехом, ее посетители слушали лекции ученых о завоевании космического пространства.
В апреле-июне 1927 года, к десятилетию Великой Октябрьской социалистической революции, в Москве состоялась первая всемирная выставка межпланетных аппаратов и механизмов, организованная Ассоциацией изобретателей.
Изучение проблем космических полетов продолжила созданная в 1929 году при Ленинградском институте инженеров путей сообщения (ЛИИПС) Научно-исследовательская секция межпланетных сообщений, которая решила приступить к экспериментам, связанным с реактивным летанием. Вот что рассказывает в книге «Час космоса» о первых шагах этой организации один из членов Секции В. Е. Львов:
«В одной из аудиторий Института инженеров путей сообщения в Ленинграде собрался тесный дружеский кружок. Среди них были физики из университета, инженеры, студенты, преподаватели. Называли мы свое маленькое содружество Секцией межпланетных сообщений, и хозяином, радушно приветствовавшим нас в старинном Доме близ Сенной площади, был Николай Алексеевич Рынин.
Первоочередной задачей, намеченной Секцией ракетных исследований при ЛИИПСе, было изучение и сооружение ракет, работающих на жидком топливе. Члены секции намеревались, начав исследования с малых ракет пиротехнического типа, постепенно повышать их размер и заряд с тем, чтобы создать «страто-ракеты», способные достигать огромных по тому времени высот - 100 километров и более.
При проведении исследований предполагалось также обратить внимание на народнохозяйственное значение ракет. Никогда не теряя из вида достижения заветной цели - заатмосферных полетов, члены Секции ЛИИПСа учитывали, что ближайшим этапом работ должна явиться реализация не заатмосферного, а внутриатмосферного реактивного летания.
В 1929 и 1930 годах в Ленинграде работала еще одна организация по изучению возможностей межпланетных сообщений и принципов реактивного движения. Это был научно-технический кружок, объединивший студентов-авиастроителей Политехнического института им. М. И. Калинина. Инициаторами его создания и наиболее активными участниками были студенты старших курсов И. Ф. Гончаров, Н. И. Ефремов, Г. И. Иванов, Г. А. Молюков и В. А. Федулов. Разрабатывали проект ракетоплана.
Успешные опыты членов секции прервал перевод в 1930 году Авиастроительного факультета в Москву. Постройка ракетоплана не была закончена. Но многие члены секции не оставили своей мечты создать летательный аппарат с ракетным двигателем. Они вошли в состав Группы изучения реактивного движения (ГИРД), где с успехом продолжали свою работу.
Но эти организации, действуя разобщенно, не могли добиться значительных результатов. Необходимо было их объединить и притом объединить вокруг какой-либо авторитетной организации. Это и было предложено известным знатоком учения Борисом Никитичем Воробьевым.
Созданные в начале 30-х годов в Москве и Ленинграде Группы по изучению реактивного движения (ГИРДы) - сразу же с момента их образования стали на путь практической разработки ракетной техники и сыграли огромную роль в покорении космоса.
В 1931 году под руководством Ф. А. Цандера при Центральном Совете Осоавиахима была создана Секция реактивных двигателей, а во второй половине этого года Секция была преобразована в ЦГИРД (Центральную группу по изучению реактивного движения и реактивного метода летания). Возглавлял ее Технический Совет, председателем которого стал Ф. А. Цандер.
13 ноября 1931 года было созвано организационное собрание всех желающих войти в ЛенГИРД. Большой зал Дома армии и флота с трудом вместил всех, кому была дорога идея полетов в другие миры. В президиум собрания вошли Н. А. Рынин, Я. И. Перельман, М. В. Гажала и В. В. Разумов.
В самом конце 1933 г МосГИРД и организация ГДЛ были объеденены в РНИИ (Ракетный НИИ). Время советских кружков энтузиастов-ракетчиков заканчивалось. На переферии они еще были, скажем, существовал ГИРД в Карелии. А в Новосибирске попытка его создать не удалась - надеялись на Кондратюка, но тот избегал публичности.
После 2-й мировой войны ракетные общества были созданы в разных странах - в Аргентине, Бразилии, Чили, Дании, Египте, Италии, Японии, Югославии, Голландии, Норвегии, Испании, Швеции, Швейцарии и Южно-Африканском Союзе.
1924 г Макс Валье. «Прорыв в мировое пространство. Техническая возможность» (Германия)
То, что панцирь земного тяготения нельзя будет преодолеть без больших усилий, - это ясно, как вероятно и то, что это предприятие будет стоить много времени, денег, а быть может, и человеческих жизней. Однако разве из-за этого мы должны от него отказываться?
Макс Валье |
Макса Валье называют и немецким и австрийским пионером космонавтики. Как и его кумиру Герману Оберту, Макса угораздило родиться в пограничье и его родной город Больцано в Тироле был сначала австрийским, после 1-й мировой там был какой-то переворот и город перешел к врагам Австрии итальянцам, которые с приходом власти в обеих странах фашистов стали друзьями, а потом в результате аншлюса Австрия соединилась с Германией, а после войны опять отделилась. Впрочем, до фашистов у власти Валье не дожил. Путаница и с его фамилией. У нас принято её французское произношение - Валье, но сам Макс называл себя на немецкий лад - Валир (точнее даже Фалир). А в русской печати его величали и Валер, и Вальтер, и Вальер, и Валиер и даже Валери. Это всё он, с детских лет страстный наблюдатель окружающего мира, юноша, кипящий энергией, взрослый человек, одержимый идеей.
Книга Валье 1924 г. В этом году она печаталась 4 раза Это 2-е издание. Впрочем, все 4 издания 1924 г идентичны |
Пришёл к космонавтике Валье довольно странно. С детства он был великолепным астрономом-любителем, страстно желающий поделиться своими наблюдениями. Его первую статейку по астрономии напечатали, когда ему было 15 лет! В 17 его уже переводили на французский и печатали в Париже. До первой мировой и во время неё он напечатал десятки заметок и статей. В 1913 поступил в Инсбрукский университет. Весной 1914 написал фантастический роман о полёте на Луну (не издан). Воевать Валье-студента определили на Восточный фронт в газовый батальон и это ему страшно не нравилось. Он рвался в авиацию и своего добился. 27 сентября 1918 вдвоём с напарником он поднялся на высоту 4000 м., где мотор отказал и загорелся. Валье чудом остался жив. По его уверениям, участвуя в высотных полётах, он уже тогда решил, что пропеллер надо бы заменить на ракету. Астрономию он не оставил и после войны, несмотря на страшную нищету. В 1918-1922 доучивался в Инсбрукском и Мюнхенском университетах. Постоянно публиковал в журналах заметки по любительской астрономии и, вполне возможно, был основателем тратуарной астрономии. А еще он был сторонником доктрины "вечного льда" Ганса Хёрбиргера. Этот старец если и сделал что-то в науке в целом и в астрономии в частности, то лишь со знаком "минус" и отметиться в моём рейтинге у него нет ни единого шанса. Однако его влияние на Валье несомненно. Поэтому надо прояснить - кто такой Хёрбиргер. Свою доктрину он придумал в 1913-м. "Озарение" случилось. Кратко теория такова: везде лёд, Млечный Путь - тоже изо льда, хотя дальше есть и звёзды. Стряслась катастрофа - огромная звезда столкнулась с огромной ледяной планетой. Возникла Солнечная система. На Земле (временно) ещё неплохо, а везде всё равно лёд. Луна во льду, каналы Марса - ледяные трещины. Солнечные пятна - следы от падения ледяных астероидов. У Земли было 4 спутника, три упали, каждый раз менялась геологическая эра. Луна приближается по спирали и тоже упадёт. Но временно застрянет на геостационаре (не первая ли это идея в мире о спутнике на геостационаре?), что вызовет ПОСТОЯННОЕ цунами высотой 15 км. Человек сильно изменится, выживут, естественно, сильнейшие. А сильнейшие - это арийская раса, ну и т.д чистый нацизм. Рефреном звучит мысль - нордическая раса возмужала среди льда и то, что немцу хорошо - прочим нациям смерть. В наше время всё это выглядит бредом, но на самом деле теория была довольно слаженная, хотя покоилась не на объективных фактах, а на древних мифах. Её преподавали в школах! Несколько немецких физиков-нобелевских лауреатов её признали истиной. В фашистской Германии, где лженауки процветали, доктрина вечного льда имела многие сотни тысяч горячих поклонников. Хёрбергера называли «Коперником XX века». Гиммлер, Гитлер и другие нацисты очень уважали Хёрбергера. Со временем старец возомнил себя пророком, носил огромную белую бороду, требовал запретить математику и был нетерпим не только к критике, но и просто к попыткам перебить его монолог. Он довольно часто беседовал с Гитлером и если фюрер пытался что-нибудь почтительно вякнуть, Хёрбергер орал на него: «Мауль цу!» - «Заткнись!». Вот такие друзья были у Макса Валье. Хёрбергер написал о доктрине "вечного льда" 40 книг и сотни статей, а Валье на порядок меньше, но тоже старался разъяснять и развивать. И вот Оберт в 1923 г издал свою книгу. Валье смог достать её только в 1924-м и заболел ракетной лихорадкой. Он тут же написал Оберту, где восторженно писал, что надо лететь на Луну, чтобы проверить, не покрыта ли она льдом. Если льда нет - это будет катастрофа! (для доктрины, очевидно). А если лёд - это триумф! Валье тут же сел писать книгу, которую написал и издал в том же 1924 году. Книга получилось не хуже, чем у Оберта. Точнее - вдвое лучше! До 1930 г она выдержала 6 изданий (а книга Оберта - 3). И на мой взгляд она написана и более содержательно и более популярно одновременно. И каждое издание дополнялось. Называлась книга
«Прорыв в мировое пространство. Техническая возможность» (другие названия у переизданий - «Ракетное движение», «Вылет во Вселенную», «Полёт в мировое пространство», на русском -
тут.) Затем он развил бурную деятельность. В полную противоположность Годдарду он сделал из ракетных испытаний знаменитое шоу. Околдовав своими планами конструктора пороховых ракет Зандера и автомобильного короля Опеля, Валье начинает приручать ракеты, сделав из испытаний зрелище. Благодаря ему появились: первый ракетный автомобиль, ракетная дрезина, ракетные сани, ракетный мотоцикл, ракетный планер. Устанавливались мировые рекорды, зрители были в восторге, а Валье оправдывался перед Обертом и другими ракетчиками: "Это не профанация ракетного дела. Я знаю, что ракеты годятся только в космосе. Публике нужно зрелище, ракетам нужно много денег". Кстати, о деньгах. Валье их никогда не хватало. Как-то, кажется в 1929-м году он прижал к стене попавшегося ему Гитлера и требовал у него денег на космическую ракету. Гитлер еще не был во главе Германии, денег даже не обещал и только лишний раз убедился, что ракетчики - люди несерьёзные. Кто знает, не повлиял ли этот случай на то, что ФАУ-2 считалась второстепенным оружием до конца 1943 года?
В 1930-м он полностью исчерпал возможности пороховых ракет. Интересно, что это поддаётся точной датировке - 11.04.1930 Валье на публичной лекции "Немецкого ракетного общества" сказал, что он навсегда простился с пороховыми ракетами. А разработку ЖРД он начал еще в январе. И начал он опять с автомобиля. В апреле ракетный автомобиль уже ездил. 17 мая 1930 г состоялись очередные испытания. Цвет пламени был слишком красным - неполное сгорание горючего. После двух поездок Валье решил сменить сопло и увеличить тягу до 100 кгс (рекорд того времени). Давление поднялось до 7 атм и двигатель взорвался. Осколок перебил лёгочную артерию и Валье умер почти мгновенно. Пресса всех стран окрестила Валье "первой жертвой астронавтики". Слова "космонавтика" еще не было.
Отрывок из книги Валье.
Если нам удастся достигнуть Луны, то явится лишь вопросом господствующих на ее поверхности условий, сможем ли мы обосноваться на ней на долгое время и сумеем ли мы соорудить там силовую установку. Судя по тому, что мы в настоящее время знаем о Луне, можно надеяться, что это окажется осуществимым. Если это будет так, то мы получим в наши руки ключ к достижению всех тел нашей солнечной системы. Воспользовавшись искусственной луной в качестве пересадочной станции межпланетных сообщений, или даже и без нее, вылетая с земной Луны, мы во всяком случае сможем на больших кораблях вселенной, питаемых горючим, вырабатываемым силовыми установками на Луне, развить космические скорости, достаточные для достижения всех ближайших тел солнечной системы, вплоть до Юпитера, а может быть и вплоть до Сатурна. На небольших планетах, как например на Меркурии, Венере и Марсе, можно будет произвести посадки, и только великанов мира - планет Юпитера и Сатурна - кораблям вселенной еще придется опасаться. Но разве не будет замечательным делом приблизиться к окруженной кольцами удивительной планете Сатурну насколько близко, чтобы войти в круг его спутников? Разве не чудесно будет летать по мировому пространству наперегонки с хвостатой кометой? Бесспорно, да!
Совершенно достаточной наградой послужило бы это за все наши труды - так говорим теперь мы, пока мы все еще сидим на земном шаре, как приклеенные, и даже не можем выбраться за пределы его воздушной оболочки. Мало, слишком еще мало! - воскликнут те, которые уже побывают на границах солнечной системы. Выше захотят они подняться, к самому Млечному Пути. Чем покажутся 4,5 млрд. км расстояния до Нептуна, а также космические скорости в 20, 50 или даже 100 км/сек, с которыми будут совершаться эти перелеты? - Скоростью улитки, которой могли удовлетворяться только жалкие сыны XX века.
Рисунок из книги Валье 1936 г в русском переводе
к файлу 29
к файлу 28