Рейтинг с комментариями. Часть 46

16 мая 1957 — первое возвращение животных из космоса. В.И.Яздовский (СССР)
1 июля 1957 — Ллойд Беркнер, Сидней Чепмен, Гарри Вестин. МГГ (США)
11 июня 1957 года - МБР "Атлас" - конкурент русской Р-7. Джеймс Раймон Демпси (США)
21.08.1957 — первый успешный полёт ракеты МБР Р-7 (СССР)

16.05.1957Первое успешное возвращение животных из космоса. Владимир Иванович Яздовский (СССР)
Рыжая и Дамка Невредимым вернуть нашего брата меньшего из космоса, предварительно послав его туда — большой шаг к пилотируемым полётам. Что поделать, человек всегда пропускал своих верных слуг вперед, едва ему грозила опасность. Когда-то в пещеру — не затаился ли там пещерный медведь, потом — к Южному полюсу, на разведку мин, в космос. Вернуть живым из космоса! Это не контейнер с датчиком сохранить.
Первыми начали американцы. Системы возвращения еще не было, поэтому в пассажиры были простейшие — мухи, черви. У стартовавших в космос ФАУ-2 после выгорания топлива отстреливали головную часть и пустая ракета валилась из космоса на землю, но разогнаться сильно не могла, падала "как с 30-метровой высоты". Состоялось 2 таких полёта 10.10.1946 и 18.12.1946 года. Оба были успешными. Обе ракеты побывали далеко за границей космоса. Но на высший рейтинг такое возвращение не тянет.
Далее американцы приступили к реализации проекта «Блоссом», предусматривающего создание системы возвращения на Землю головной части ракет. Контейнеры с образцами катапультировали и возвращали на землю на парашютах. Состоялось два полета для отработки отделения — 20.02.1947 и 8.12.1947 года. В головной части ракет помещали контейнеры с биологическими объектами. Причем в полет отправляли уже не только червяков и мух, но и тритонов, лягушек, перепелиные яйца. Однако обе ракеты взлетели выше 100 км, но ниже границы космоса.
Пришла очередь более крупных животных. Американцы решили, что наиболее подходящи макаки-резус. Весь отряд назвали "Альбертами". И программу в честь них "Альберт"
11.06.1948 — погиб Альберт-1. Ракета А-4 №37 взлетела невысоко — 62 км, конвейнер отстрелился, однако открытие парашюта запоздало — он открылся разом на высоте 8 км, был разорван в клочья от рывка и контейнер разбился.
После этого приборный отсек был кардинально переделан, обезьяне надели кислородную маску, создали новый парашют.
14.06.1949 — погиб Альберт-2. Ракета А-4 №47 поднялась в космос и вернулась в атмосферу. Было получено много ценной телеметрической информации. После чего контейнер отстрелился, стропы парашюта оборвались и контейнер разбился.
16.09.1949 — погиб Альберт-3. Ракета А-4 №32 — ракета взорвалась, не долетев до 5 км высоты
12.12.1949 — погиб Альберт-4. Ракета А-4 №31 поднялась на высоту 126 км, телеметрия работала прекрасно, парашют открылся, но скорость снижения намного превысила расчетную и контейнер разбился.
30.08.1950 — На одной из последних ФАУ отправили в космос мышь! Высота — 136,8 км. Вернулась — живая!
Вероятно, это было самое первое вернувшиеся из космоса млекопитающее. Но — что такое мышь? Вредный грызун незначительных размеров. Намного ли он лучше тритонов? Вот как-то не тянет называть его младшим братом и пионером освоения космоса.
Ракеты "ФАУ-2" кончились. Были созданы новые ракеты, парашют был радикально переделан.
18.04.1951 г в космос на ракета "Аэроби" №12 взлетел "Альберт-5". С ним вместе на высоту 104 км отправились и несколько безымянных мышей. Парашют отказал снова и вся компания разбилась.
Был создан новый двухступенчатый парашют с металлической сеткой для надёжной пеленгации.
20.09.1951 г "Аэроби" №19 с Альбертом-6 (он же Йорик) взлетела (место старта — а/б Холломан, Техас). И он вернулся живым! Однако стресс, перегрузки и перегрев от контейнера и солнца в пустыне его доконали. Он умер спустя 2 дня. Впрочем, высота была всего 71 км.
А между тем на другой стороне земного шара... Еще 22.07.1951 на ракете Р-1В в СССР слетали и успешно возвратились с высоты 100,8 км две собачки — Дезик и Цыган. Они летали с КапЯра. Они-то и считаются официальной хронологией первыми существами, достойными нашего внимания, вернувшимися из космоса.
Не могу с этим согласиться, ибо тут много путаницы
1. Я не считаю 100 км космосом. А в 1949 г это тем более границей не считали.
2. Вообще цифра высоты — 100,8 км появилась много позже полёта. Для всех прочих полётов (десятки!) присутствует круглая цифра — 100 км (или нет вообще), что вызывает подозрение на подделку. А в некоторых источниках называют цифру 87 км. А еще есть версия, что 87 км — это высота отстрела контейнера.
Но кто же тогда?

29.07.1951 — на Р-1В летали Дезик (2-й раз) и Лиса. И погибли — тоже из-за отказа парашюта (не сработало баререле).
15.08.1951 — летали Мишка и Чижик. Полёт успешный, высота неизвестна. Но полёт длился на 3 мин дольше чем 22.07.1951. Но летали они на ракете Р-1Б. Там парашютировали весь корпус ракеты, трудно сравнивать.
28.08.1951 — из-за разгерметизации погибли Мишка и Чижик (высота неизвестна)
19.08.1951 — на Р-1В летали Смелый и Рыжик
28.08.1951 — погибли Мишка и Чижик из-за разгерметизации кабины
3.09.1951 — успешно слетали ЗИБ и Непутёвый
и т.д.
Все эти полёты объявлялись "до высоты 100 км" либо "на 100 км". Есть подозрения — ни черта высота не замерялась, либо была много ниже 100 км.
В СССР полёты собак временно прекращаются.
21.05.1952 — на "Аэроби" стартуют макаки Патриция и Майкл (и мыши тоже). Полёт прошёл прекрасно, но высота только 62 (др.данные — 57,6) км.
Но кто же тогда?

Новая серия полётов собак в СССР. На этот раз собаки катапультировались из кабины ракеты Р-1Д и Р-1Е (первые 3 ракеты — Р-1Д)
2.07.1954 — Высота 100 км, Лиса и Рыжик. Возможно, одна из собак погибла
7.07.1954 — высота не объявлена. Дамка (или Димка), Мишка. Кстати — с кличками собак большая путаница! Их часто переименовывали
26.07.1954 — 100 км — Рыжик, Дамка (возможно 1 собака погибла)
25.01.1955 — (с этого полета летает ракета Р-1Е. В этой ракете происходит катапультирование тележки с собаками) Рита, Линда
5.02.1955 — погибли Лиса и Бульба. Ракета слишком резко выровнилась, тележка пробила борт и вылетела. Парашют сработал, но удар был слишком силён
4.11.1955 — вернулись Малышка и Кнопка
14.05.1956 — вернулись Козявка и Альбина
31.05.1956 — вернулись Мильда и Малышка
7.06.1956 — вернулись Альбина и Козявка
Вряд ли ракеты поднимались выше 110 км — нет таких фактов
И вот наконец стартовала ракета Р-2А
16.05.1957 — Рыжая и Дамка вернулись с высоты 212 км (ракета Р-2А)
Потом было ещё 10 полётов.
А что же американцы?
13.12.1958 — на "Юпитере" полетела обезьяна Гордо. 480 км — такова была высота подъёма. Посадка прошла успешно, но слишком далеко — капсула и обезьяна утонули.
28.05.1959 — на "Юпитере" полетели 2 обезьянки — Бейкер и Эйбл. Возвращение из космоса было успешным. Но на 2 года позже наших!
18.10.1963 на французской ракете "Вероника" в космос поднялась кошка по кличке Фелисетта (Felicette). Высота полёта составила 155 км.

Владимир Иванович Яздовский Еще раз, почему я так неприветливо отнёсся к астронавту в образе мыши. Мыши и современная техника несовместимы. Того и гляди, куда-нибудь залезут и чего-нибудь перегрызут. А если серьёзно, то несерьёзный из мыши астронавт. Ни тренировать её не надо, ни датчика телеметрии на неё не поставишь. А вот собак и обезьян тренировали, создавали личную жизнь, уважительно провожали на пенсию после полёта и порой после смерти ставили памятники. Так что есть повод вспомнить того, кто с самого начала и до конца жизни занимался космической медициной. С собаками, с обезьянами, с людьми...
Владимир Иванович Яздовский родился 24 июня 1913 в Ашхабаде. Считается основоположником космической биологии и авиакосмической медицины, доктор медицинских наук, профессор, лауреат Государственной премии СССР (1952), действительный член Международной астронавтической академии, лауреат (Большая золотая медаль) Международной авиамедицинской академии (Брюссель, Льеж), почётный академик Академии космонавтики им. К.Э. Циолковского, полковник медицинской службы.
Хотя Яздовский родился в столь отдалённых южных краях и позже был к ним неравнодушен, он был по происхождению поляк. Отец его был мелким чиновником, знал 10 языков и умер, когда Владимиру было 8, а его брату 6 лет. Детство прошло в Елабуге, где оба брата с отличием окончили школу. Затем семья переехала в Самарканд, где Яздовский получил высшее техническое образование, но решил стать медиком, переехал в Ташкент, поступил в медицинский институт, окончил его с отличием в 1941 г и начал писать диссертацию по нейрохирургии. В ноябре 1941 он мобилизован и был всю войну в должности начальника медицинской службы 289-й штурмовой авиадивизии. После войны с 1947 по 1964 г работал в Москве, в институте авиационной медицины МО СССР (с 1959 г — Институт авиационной и космической медицины), где постепенно поднялся от МНСа до заместителя начальника института по науке (космическая биология и медицина). Ему-то и выпала судьба работать с "космическими" собаками, а после них — с космонавтами.
Из книги Яздовского:

Однажды вечером у меня дома раздался телефонный звонок. Энергичный мужской голос коротко представился: «Королев», и за одну-две минуты я дал согласие встретиться с ним завтра, после обеда, в Петровско-Разумовском парке неподалеку от Академии имени Жуковского. Не помню сейчас точной даты, но шел 1948 год, была уже глубокая осень: листья с деревьев облетели, и вторая половина дня утопала обычно в серенькой измороси. В этом предсумеречном свете передо мной неожиданно — хотя ждал же! — возникла крепкая, плотная фигура в темном пальто и шляпе. Последовало крепкое рукопожатие, Сергей Павлович взял меня под руку и повел в глубь аллеи, безо всяких предисловий обращаясь ко мне на «ты». «Сейчас мы с тобой погуляем и все обговорим! — начал он весело, будто радуясь моему недоумению. — Не удивляйся, тебя рекомендует сам Андрей Николаевич Туполев. А для меня дороже его мнения нет. Я и сам у него учился, знаю, чего стоит похвала Туполева. Едва я сказал, что мне нужен медик, который был бы на «ты» с техникой, он сразу тебя вспомнил». Сергей Павлович говорил образно, сочно.

Далее Королев прямо, без обиняков, сказал мне, что у них есть ракеты, способные поднять груз массой более 500 килограммов на высоту 100 километров (видел ли он мое ошеломление?), что геофизические исследования на этой высоте уже ведутся, но он считает, что пора начинать эксперименты на животных, которые проложили бы путь человеку.

— Подумай хорошенько, взвесь все и ... соглашайся! У нас другой кандидатуры нет.

— Да я... Наша лаборатория... Я же собой не распоряжаюсь, — наконец заговорил я.

— По этому поводу не волнуйся. Мне дан карт-бланш. Соглашайся — и я все улажу. Главное, Андрей Николаевич тебя любит, — в который раз повторил он основной свой довод. — Меня тоже любит, так что мы вроде братьев.
С 1964 по 1967 год Яздовский работал в Институте медико-биологических проблем (ИМБП) Минздрава СССР заведующим сектором и заместителем директора по науке, где занимался проблемой жизнеобеспечения человека в космическом полёте. C 1967 — в ВНИИ «Биотехника» — начальником лаборатории, главным научным сотрудником. Совместно со специалистами ВНИИ разрабатывает перспективные биологические системы обеспечения условий для жизни в будущих длительных космических полётах.
Одним из первых начал публикацию в СССР переводных и оригинальных работ по космической биологии и медицине.
Автор более 270 научных трудов. Написал хорошую книгу «На тропах Вселенной», выпущенную в 1996 году. Умер в 1999 г. в возрасте 86 лет.

1.07.1957 — Ллойд Беркнер, Сидней Чепмен, Гарри Вестин. Международный геофизический год (США)
МГГ — Международный геофизический год, год начала Космической эры, год триумфа СССР, год, когда Советский Союз был безусловно признан сверхдержавой, да много чего случилось в тот длинный год, в котором было аж 18 месяцев. Мне захотелось узнать, кому обязаны мы столь удачным мероприятием. И — честно — начинаю писать, не зная, кому отдать приоритет...
Международный геофизический год — потомок Международных полярных годов, которые были проведены в 1882-1883 и 1932-1933 гг. Было сделано много открытий в обоих приполярных районах. Однако часть задач не была выполнена из-за угрозы надвигающейся войны. Большая часть собранных данных и научного анализа во время войны были потеряны навсегда. Решено было повторить Полярный год.
Но вот в марте 1950 года несколько ведущих ученых (в том числе Ллойд Беркнер, Сидней Чепмен, С. Фред Сингер, и Гарри Вестин), встретились в гостиной Джеймса Ван Аллена и предположили, что пора поднимать планку — вместо Полярного года объявить Геофизический год, с учетом последних достижений в области ракетной техники, радиолокации и вычислительной техники. По итогам заседания марта 1950 года, Беркнер и Чепмен предложили Международному совету научных союзов объявить Международный геофизический год (МГГ) на 1957-58. Время выбрано не случайно — это период максимума солнечной активности.
С самого начала верхнюю атмосферу решено было исследовать не только аэростатами и метеозондами, но и ракетами.
29 июля 1955 г, Джеймс С. Хэджерти, пресс-секретарь президента Дуайта Эйзенхауэра, объявил, что Соединенные Штаты намерены запустить "маленькие спутники Земли" в рамках вклада Соединенных Штатов в Международный геофизический год (МГГ). Проект "Авангард" будет управляться Морской исследовательской лабораторией, ведущей ракетные разработки помимо военных. Это одна из причин того, что США упустили приоритет в открытии Космической эры. Фон Браун со своим "Юпитером" был гораздо ближе к запуску спутника и еще в 1956 говорил, что ему надо только разрешение и 90 дней срока. Но он работал на военных. У них была своя программа по созданию МБР и даже общаться с невоенными учёными они не хотели из опасения рассекречивания.
Четыре дня спустя на съезде Международной федерации астронавтики в Копенгагене Леонид Иванович Седов в беседе с международными журналистами в советском посольстве объявил о намерении СССР запустить спутник тоже, в "ближайшем будущем".
Потенциальная потеря данных из-за войн и политики вызывала особое беспокойство в оргкомитете МГГ. Комитет решил, что "все наблюдательные данные должны быть доступны для ученых и научных учреждений во всех странах." Ученые считали, что без свободного обмена данными без ограничений нет никакого смысла в МГГ.
В апреле 1957 года ученые, представляющие различные дисциплины МГГ, создали Мировой центр данных.
Теперь посмотрим, кто такие зачинщики МГГ.
Джеймс Ван Аллен (James Van Allen), на квартире которого сформировалась идея об МГГ прославился открытием радиационных поясов, но это было уже в 1958 году. Фред Сингер (Fred Singer) прославился созданием проекта МИНИ-спутника (см. август 1953 г) А вот остальные трое...
Эрнест Гарри Вестин (Ernest Harry Vestine) родился 9 мая 1906 года в Миннеаполисе, штат Миннесота, родители его были шведами. Когда ему было 2 года, его семья переехала в Альберт, Канада, где и прошло его детство. Он получил степень бакалавра по математике и физике в 1931 году в Университете Альберты. В 1932 он присоединился к канадским метеорологам в Торонто. Во время Второго международного полярного года, 1932-33 годах, он возглавлял канадскую экспедицию в северной части Альберты. Его группа создала там магнитную обсерваторию. В 1934 году он уехал учиться в Лондонский университет, где в 1937 году получил степень доктора философии в области прикладной математики.
В начале 1930-х годов он начал сотрудничество с Институтом Карнеги в Вашингтоне, а в январе 1938 года начал работу в Институте земного магнетизма. Вскоре он был назначен начальником Департамента по земельной магнитной съемке. В 1946 году он стал главой Отдела по теоретической геофизике. В 1947 году он подготовил всеобъемлющий, двухтомный труд по геомагнитной съёмке. Также он сотрудничал с исследователями в области сейсмологии и космических лучей.
В 1957 году он занимался работами, связанными с Международным геофизическим годом. В том же году он покинул Департамент земного магнетизма и присоединился к корпорации RAND. Там он занимался исследованиями по планетарной и космической науке, а также вопросами, касающихся национальной безопасности. С 1964 до 1968 года он занимал пост президента отдела геомагнетизма в Американском геофизическом союзе.
Он умер в Санта-Монике, штат Калифорния 18 июля 1968 в возрасте 62 лет.
В его честь назван кратер на Луне.
Его сын Генри Вестин известен гораздо больше — это известный гитарист в США.
Ллойд Беркнер (Lloyd Berkner) родился 1 февраля 1905 года, в Милуоки, штат Висконсин. Он был одним из изобретателей измерительных приборов, применяемых в ионосферных станциях, измеряющих высоту и электронную плотность ионосферы. Полученные данные были важны для теории распространения коротких радиоволн.
Позже он исследовал развитие земной атмосферы. В 1946 году занял должность исполнительного секретаря научно-исследовательского совета США. Ему были нужны данные со всего мира, поэтому он в 1950 году и предложил организовать Международный геофизический год.
Беркнер был избран членом совета Американской академии наук и искусств в 1956 году и был президентом АН в 1957-59. Он также был членом Научно-консультативного комитета президента в 1958 году. В 1963 году Беркнер, с (Ж.Маршаллом), создал теорию эволюции атмосфер внутренних планет Солнечной системы.
С 1926 г., в качестве морского офицера Беркнер участвовал в разработке радиолокационных и навигационных систем, электроники самолетов морской авиации, занимался исследованиями, которые привели к созданию систем раннего предупреждения, сети РЛС, предназначенных, чтобы заранее предупреждать США в случае ракетного нападения через Северный полюс.
Был одним из основателем исследовательского центра на юго-западе (позже переименован в Юго-Западный Центр перспективных исследований, который в конечном счете станет Техасским университетом в Далласе).
Он написал более 100 статей и несколько книг, в том числе о ракетах и спутниках (1958), "Наука в космосе" (1961) и др.
В 1961 году Беркнер был президентом Института радиоинженеров.
В его честь назван кратер Беркнер на Луне, остров в Антарктиде (за его работу в качестве радиста в первой экспедиции Бэрда в Антарктиду в 1927 году. Он был одним из 12 ученых, исследующих инцидент в Розуэлле, а также был членом консультативного комитета президента. Он был женат на Лилиан Фулкс Беркнер. У них было двое детей.
Он умер 4 июня 1967 года в Вашингтоне, округ Колумбия, в возрасте 62 лет.
Сидней Чепмен (Sydney Chapman) единственный неамериканец в группе, решившей организовать МГГ. Это британский математик и геофизик, имеющий важные работы по кинетической теории газов, солнечно-земной физике, исследованию озонового слоя Земли.
Чепмен родился в Экклс, недалеко от Салфорда 29 января 1888 в Англии и начал свои исследования в техническом институте, (в настоящее время Университет Салфорд), в 1902 году (в 14 лет!). В 1904 году в возрасте 16 лет Чэпмен поступил в университет Манчестера. Он был последним в списке на стипендию, наука едва не потеряла его, как учёного. Он первоначально учился на инженера в отделе, возглавляемом Осборном Рейнольдсом. Да и другие его преподаватели были знаменитыми. Они его рекомендовали в Тринити-колледж в Кембридже. Чепмен получил высшее образование в 1910 году. Он начал свои исследования в математике, но в том же году Фрэнк Дайсон пригласил его на должность главного помощника в Королевской Гринвичской обсерватории. В 1914 он вернулся в Кембридж и до 1919 г. работал в качестве лектора по математике и научным сотрудником. Затем он возглавлял кафедру прикладной математики в Манчестере (с 1919 по 1924 год), а затем переехал в Имперский колледж Лондона. Во время Второй мировой войны он был заместителем научного советника Совета армии Британии.
В 1946 году Чепмен возглавил кафедру натуральной философии в Оксфорде, и был назначен членом совета Королевского колледжа в Оксфорде. В 1953 году он ушел из Оксфорда, и стал профессором-бродягой, занимаясь исследовательско-преподавательской деятельностью по всему миру — Университет Аляски и Университет Колорадо, Стамбул, Каир, Прага, Токио. С 1951 по 1970 год он проводил три месяца в году на Аляске, как правило, в зимний период для исследований полярных сияний. Большая часть оставшейся части года он проводил в горной обсерватории в Боулдере, штат Колорадо.
16 июня 1970 Чепмен умер в Боулдере, штат Колорадо, в возрасте 82 лет.
Чепмен и Андрей Колмогоров (СССР) независимо разработали ключевую систему уравнений (уравнения Чепмена-Колмогорова). Чепмен разработал в 1930 году фотохимические механизмы, порождающие озоновый слой.
Чепмен также признан одним из пионеров солнечно-земной физики. Он изучал магнитные бури и полярные сияния, взаимодействия магнитного поля Земли с солнечным ветром. Он и его первый аспирант Ферраро предсказали наличие магнитосферы в начале 1930-х. Они также предсказали характеристики магнитосферы, которые были подтверждены только 30 лет спустя.
В 1940 году Чепмен и его немецкий коллега Юлий Бартельс из Института Карнеги в Вашингтоне опубликовали книгу в двух томах, ставшей библией геомагнетизма на 20 лет.
Теперь главное — Чепмен был Председателем Специального комитета по МГГ. Велика роль Чепмена также в изучении серебристых облаков.
В его честь назван лунный кратер.

Теперь о главной сенсации МГГ — Первый ИСЗ оказался советским!
В 1954 году в СССР была создана "Межведомственная комиссия по координации работ в области организации и осуществления межпланетных сообщений". Организация служила для контроля за дозированием информации, передаваемой на Запад, дезинформации и отвлечения внимания от настоящих создателей ракетной техники. Во главе ее стоял академик Леонид Иванович Седов, профессор Московского университета, очень-очень представительный. Заместителем стал Георгий Иванович Петров, член-корреспондент Академии наук, учёный-механик, специалист в области гидроаэромеханики и газовой динамики.
Петров не очень ладил с Седовым, занимался теплозащитой ГЧ ракет, поэтому за границу его не пускали, с иностранцами он не общался и вся работа представлять "русский космос" выпала Седову. Седов был хорошим учёным в своей области, но ракет не знал и даже не слишком ими интересовался.
Так уж случилось, что 29.07.1955 секретарь Белого дома сообщил о том, что США будут активно участвовать в МГГ и намерены запустить несколько небольших спутников, а через несколько дней в Копенгагене открылся 6-й конгресс Международной астронавтической федерации. В Данию поехали Седов и профессор Кирилл Федорович Огородников, главный редактор реферативного журнала "Астрономия и геодезия" (в ракетной технике он разбирался не лучше Седова).
3 августа в зале Копенгагенского политехнического института президент конгресса американский профессор Дюран зачитал письмо президента США Эйзенхауэра, в котором официально подтверждалось, что США готовятся к запуску спутника. Вообще сенсацией это уже не было, спутник еще ценился не больше новейшего самолёта, но — официоз, символика, впервые сообщение прозвучало в столь большом собрании людей, которые представляли масштаб события. Было оживление среди журналистов.
Леонид Иванович взял слово и пригласил журналистов на пресс-конференцию в советское посольство. Седов сказал про МГГ, Антарктиду, успехи советской науки, а также:
— За последнее время в СССР уделяется много внимания исследовательским проблемам, связанным с осуществлением межпланетных сообщений, в первую очередь проблеме создания искусственного спутника Земли... Осуществление советского проекта можно ожидать в сравнительно недалеком будущем...
А потом добавил совсем уж невероятное:
— Возможно, наши спутники будут созданы раньше американских и превзойдут их по весу.
Седову никто не запрещал говорить то, что он знает просто потому, что спутник не котировался, приоритет тоже. Даже когда спутник был запущен и потрясённый мир воочую увидел символ могущества СССР среди звёзд, то и тогда "Правда" ограничилась сообщением о запуске ИСЗ поразительной краткости, в несколько раз МЕНЬШЕ, чем запуск МБР в августе. Мир еще продолжал измерять могущество в тоннах и килотоннах...
Запуск Первого спутника совпал с открытием очередного международного конгресса по астронавтике (в Барселоне), где Седов под овации зала сделал сенсационное объявление о выводе на орбиту Спутника-1. Седова нарекли "отцом русского спутника". Он не отрицал, хотя и не подтверждал. Всегда говорил нечто в стиле Хрущева, который сказал, когда его попросили назвать создателя Спутника: "Весь советский народ!"
Эх, знали бы западные журналамеры реалии Страны Советов, не присваивали бы Седову чужие заслуги (у него и своих хватает). Был бы он создателем ракет, ну хоть в какой-то части — был бы засекречен, как Королёв и Глушко или полузасекречен, как Келдыш, в крайнем случае был бы невыездным и не ездил бы по барселонам, как многие сотни тысяч якобы "причастных" к секретам. Даже такой нерадивый студент, как я, подписывал уже на третьем курсе бумагу о неразглашении тайн и воздержании от заграничных вояжей (даже в братскую Болгарию) в ближайшие 20 лет. А миновав проходную завода, на котором уже 200 лет не изготовляли ничего, кроме пушек (причём об этом было написано в сотне книг), надо было продлять своё презрение к заграницам ещё на 20 лет и рассказывать родным и знакомым, что завод, на котором работает почти 100 тысяч человек, производит смесители для душа и игрушку "конь на пружинах". А проговорившись о том, что в сотне заводских цехов создают еще и пушки, надо было немедленно уточнить — "гарпунные!" (это правда — за 4 года прошло средь прочего 3 штуки). Впрочем, я отвлёкся...

Даже помимо запусков спутников МГГ был очень плодотворным мероприятием. В нём участвовало 67 стран. Окончательно выявил он и рейтинг стран. Сверхдержавы (США и СССР) начали космическую гонку, открыли по несколько станций в Арктике и Антарктике. Просто державы (Англия, Франция, Япония) активно вели ракетные исследования и тоже открыли по 1 базе в Антарктиде. А англичане еще и траверсировали Антарктиду через Южный полюс. Британо-американские экспедиции обследовали Атлантику с сентября 1954 г. по июль 1959, был обнаружен и закартирован Срединно-Атлантический хребет, это было одним из основных открытий в период МГГ на Земле. В 1959 МГГ был продолжен как Международное геофизическое десятилетие (МГД).
Приоритет в деле задумки и оранизации МГГ я должен отдать американцам — они это дело придумали, предложили остальным и даже официально объявили о скором начале Эры космоса. Соперников в этом деле они не видели, поэтому сказать, что космическая гонка началась 29.07.55 или 1.07.57 было бы неверно. Но она началась именно в период МГГ. Славный был год...

11 июня 1957 года - МБР "Атлас" - конкурент русской Р-7. Джеймс Раймон Демпси (США)
Раймон Демпси

Джеймс Раймон Демпси родился в октябре 1921 в Ред Бей, Алабама. Учился в Университете штата Алабама, а затем отправился в Вест-Пойнт, где был президентом своего класса. Он служил в качестве пилота-разведчика Р-38 в Европе во время Второй мировой войны. После войны он остался в ВВС, получил высшее инженерное образование в Университете штата Мичиган и работал в аэрокосмической отрасли. Был начальником отдела в Дирекции управляемых ракет при штаб-квартире ВВС США, затем начальником отдела развития в новом ракетном испытательном центре ВВС на мысе Канаверал, а потом оперативным сотрудником в Центре испытаний с его самых первых дней.
В 1953 году в звании полковника Демпси был рекомендован в качестве идеального менеджера для пока еще неофициальной программы МБР. Судьба связала Демпси с фирмой «Конвэр», он оставил службу и возглавил группу создателей ракеты "Атлас". Этот был гигантский проект, в нём работали 30000 человек в «Конвэр» и еще 60000 в субподрядных организациях, 133 ракеты на одиннадцати базах, разбросанных по континентальной части США встали на боевое дежурство. Первый запуск Атлас был выполнен в 1957 году; первый штатный полет в 1960 году, все 133 пусковые установки были введены в эксплуатацию в 1962 г. Одновременно с разработкой и внедрением МБР "Атлас", Демпси курировал развитие верхней ступени "Центавр", первый в мире ракетной ступени с топливом жидкий водород/жидкий кислород.
В 1965 году Astronautics and Convair divisions of General Dynamics были объединены в фирму «Конвэр» и Демпси был назначен её президентом. Через год он перешёл в Авко Корпорейшн (Avco Corporation), став вице-президентом Government Products Group. Он работал там до 1975 года, отвечая за теплозащиту капсул "Аполлон" и "Минитмен". После этого он состоял в советах директоров нескольких корпораций и фондов, вышел на пенсию в 1994 году.

Межконтинентальная баллистическая ракета ATLAS:
1 - носовой конус; 2 - эксплуатационный люк топливного бака; 3 - клапан сброса паров жидкого кислорода; 4 - трубопровод наддува бака с жидким кислородом; 5 - бак жидкого кислорода; 6 - основной трубопровод для заправки жидкого кислорода и его подачи к двигателям; 7 - сильфон; 8 - обтекатель отсека электронного оборудования; 9 - дроссельный клапан горючего; 10 - ребра жёсткости (стрингер), 11 - обтекатель юбки стартовых ускорителей; 12 - стартовые двигатели; 13 - маршевый ЖРД; 14 - выхлопной патрубок; 15 - горловина заправки и слива топлива; 16 - шарнирно закреплённый верньерный двигатель; 17 - обтекатель; 18 - топливный бак; 19 - обтекатели антенн; 20 - обтекатель системы отделения носового конуса; 21 - тормозной двигатель; 22 - электроблок; 23 - приваренные фланцы; 24 - панели разъёмов; 25 - штуцер заправки и слива жидкого кислорода.
История "Атласа" началась с проекта МХ-774 (см.13.07.1948). Интереснейшая концепция МБР была не востребована военными несколько лет, хотя и не забыта совсем. 16 января 1951 года фирма «Конвэр» предлажила ВВС США проект МБР. Контракт был заключён 23 января 1951 года. Программа получила обозначение МХ-1593. Её целью были исследование систем и разработка технологий для создания МБР. Через восемь месяцев был закончен проект ракеты Model 7-1. В сентябре 1951 ракета получила название - "Атлас". Длина ракеты - 27 м, диаметр - 3,6 м, тяга пяти ЖРД - 270,5 т. Это была бы самая большая ракета в мире. В конструкции корпуса-бака ракеты вместо алюминиевых сплавов решили применить нержавеющую сталь. Проиграли в массе, но выиграли в прочности корпуса при высоких температурах. Много проблем доставила ГЧ. Был выбран носовой конус с углом при вершине 25 градусов, разработана система испарительного охлаждения и защиты обгорающими материалами.
31 октября 1952 года на острове Элугелаб (Elugelab) американцы взорвали водородную бомбу мощностью 8 мегатонн. Масса термоядерного устройства ТХ-5 составляла 82 тонны. Боевого значения она не представляла и ядерщики принялись за создание более компактного заряда.
В июле 1952 года на разработку ракеты "Атлас" выделили дополнительные средства, а после взрыва в 1953 году в СССР первой термоядерной бомбы программе МХ-1593 присвоили титул «Приоритетная Национальная программа №1» и новое название - Weapons System-107А (Система вооружения-107А). Был создан комитет по оценке стратегических управляемых ракет ВВС США. Комитет потребовал ускорения работ по ракете "Атлас" и одобрил все решения фирмы «Конвэр». В 1953 году ядерщики сделали «сухую» бомбу массой около 10 тонн, которую МБР смогла бы поднять.


Димпси демонстрирует отделение отсека разгонных РД

И оставшаяся часть РН улетает:


Боссарт изменил схему ракеты: вместо пяти ЖРД, корпуса диаметром 3,6 м и стартовой массы более 180 т была принята полутораступенчатая схема с тремя ЖРД и диаметром корпуса 3 м. Расчётная стартовая масса снизилась.
5 апреля 1954 года новый президент США Дуайт Эйзенхауэр выступил по национальному радио с докладом «О роли водородной бомбы в защите от коммунистической угрозы». Это выступление предваряло новую серию ядерных испытаний на атолле Бикини под кодовым названием Castle ("замок"). Первый взрыв мощностью 15 Мт был произведён 28 февраля 1954 года.
В январе 1955 г. «Конвэр» получила контракт на разработку МБР под обозначением SM-65 в рамках системы оружия WS-107A1.
Боеголовка была готова, и фирма «Конвэр» начала строительство ракеты. Маршевый двигатель тягой 27,2 тс делала фирма Rocketdyne. Разгонные двигатели тягой 68 тс поставляла фирма North American. Систему наведения и носовой конус изготавливало General Electric, а компания Solar строила несущий топливный бак.
Корпус ракеты монококовой конструкции был разделён на два бака-отсека: верхний объёмом около 71 м3 - для жидкого кислорода и нижний объёмом около 44 м3 - для керосина. Жёсткость конструкции обеспечивалась всё так же - за счёт наддува. Для изготовления корпуса применялась специально разработанная холоднокатаная сталь марки AISI-301. К толщине проката предъявлялись чрезвычайно высокие требования. Фирма «Конвэр» получала сталь в рулонах шириной 0,9 м. Для изготовления секций корпуса полосы свёртывались в цилиндры и сваривались встык. Готовые секции устанавливались в специальное приспособление и, начиная с носовой части до 23-й секции включительно, сваривались внахлёст. Верхнее днище топливного бака изготавливалось из свариваемых встык «лепестков» без подкрепляющих элементов, а нижнее днище подкреплялось штампованными профилями с тем, чтобы противостоять нагрузкам от работающего маршевого двигателя. После испытаний внутри баков постоянно поддерживалось избыточное давление не менее 0,4 кг/см2 Кажется просто невероятным, что более сотни тонн при сильнейших вибрациях и ускорениях удерживались в баке с толщиной стенок 0,254-1,02 мм!.
Верхняя переходная секция ракеты "Атлас" служила для установки отделяемой ГЧ, которая представляла собой тупой конус с углом при вершине 105 градусов и диаметром у основания 1,615 м. Благодаря такой форме ГЧ быстро тормозилась при входе в атмосферу и над целью летела на дозвуковой скорости. Теплопоглощающее покрытие конуса массой 500 кг изготавливалось из кованой меди.
Сбрасываемый в полёте отсек разгонных двигателей имел полумонококовую конструкцию со стрингерами и гофрированной обшивкой.
Бортовое оборудование ракеты находилось в обтекателях, размещённых по бокам бака для топлива (тоже весьма оригинальное решение)
Силовая установка состояла из двух разгонных ЖРД тягой на уровне моря 68 тс, и одного маршевого - тягой 27,2 тс на уровне моря и 36 тс - в вакууме. Для управления ракетой по крену служили два верньерных ЖРД тягой по 450 кгс, установленных по бокам корпуса, над главным шпангоутом двигательного отсека.
Общая тяга силовой установки при старте на уровне моря составляла 174 тс. Разгонные ЖРД вместе с закрывающей их «юбкой» сбрасывались приблизительно через 100 секунд после запуска. Позже выключался и маршевый РД и ракета добирала необходимую скорость верньерными двигателями.
Следует отметить, что в 1952 г разгонные РД были заменены на более совершенные - от КР "Навахо". Проект усовершенствованного "Атласа" был утверждён 10 июля 1952 года. Система наведения на ракете "Атлас" представляла собой комбинацию инерциальной и радиокомандной систем. Данные о величине и направлении вектора скорости посылались бортовой аппаратурой на наземные станции, где их обрабатывали в цифровом вычислителе и получали необходимые поправки, которые по кодированному радиоканалу передавались на борт ракеты. После того как "Атлас" выходил из зоны видимости наземных станций слежения, выключалась радиокомандная система и в действие вступала инерциальная, работавшая до момента отделения ГЧ. Точность системы, показанная во время испытаний, оказалась невысокой. На дальности 8000 км средняя ошибка составляла 3 км.
Сборка первых трёх ракет закончилась в конце лета 1956 года. Две из них предназначались для прочностных испытаний, а третья - для статических испытаний пускового комплекса на мысе Канаверал.





Вот так отклоняется РД на карданном подвесе

Напомню, что первый (неудачный) пуск Р-7 состоялся 15 мая 1957 г, 21 августа 1957 "семёрка" слетала хорошо, подвела лишь ГЧ, разрушившись при входе в атмосферу, а полностью успешные пуски в роли МБР начались лишь 29 марта 1958 года. Так что "Атлас" и Р-7 шли "ноздря в ноздрю".
Программа испытаний включала в себя первые пуски для отработки разгонных РД, без включения маршевого. Ракету в такой версии назвали X-11 (подобные названия имели беспилотный бмбер и ещё одна стратегическая ракета, не путать!), более оригинальное обозначение - Convair XSM-16A.
1 октября 1956 года первую ракету погрузили на трейлер и отправили из Сан-Диего во Флориду. Через девять дней "Атлас" А №3 закрепили на стартовом столе. Испытания пускового комплекса прошли успешно. 11 июня 1957 года его место занял "Атлас"А № 4. Маршевый двигатель на ракету не устанавливался. Ракета легко оторвалась от стартового стола только за счёт тяги разгонных ЖРД. Через 23 секунды полёта отказали гироскопы системы управления и "Атлас" при почти полных топливных баках выполнил «мёртвую петлю» на высоте 3 км. И дежурный офицер по безопасности полётов подорвал ракету. Второй пуск состоялся 25 сентября. Ракету опять пришлось подорвать через 50 сек на высоте 4 км. На этот раз отказал регулятор подачи окислителя, в результате чего тяга двигателей резко упала. Через девять дней СССР запустил первый искусственный спутник Земли. 5 октября 1957 года госсекретарь заявил, что в декабре 1962 года США будут располагать четырьмя эскадрильями боевых ракет типа "Атлас". 6 декабря 1957 года США испытали конфуз при первом запуске своего ИСЗ, а 17 декабря третий "Атлас" поднялась над мысом Канаверал. И упал в Атлантический океан, но достигнув высоты 120 км.
Первый этап испытаний закончился 3 июня 1958 года пуском восьмой ракеты. Лишь четыре из них закончились успешно. (Всего было сделано 12 ракет. 3 были использованы статических испытаниях, 1 взорвалась на старте, 8 стартовали). Во всех пусках ГЧ от ракеты не отделялась.
На второй этап испытаний выходил предсерийный образец ракеты - "Атлас"В, другое . Первый пуск этой ракеты состоялся 19 июля 1958 года. На 43-й секунде полёта на высоте 10 км произошло самовыключение двигателей разгонной ступени. Эта неисправность повторялась и в некоторых последующих запусках.
Поставленная этими авариями в тупик, фирма «Конвэр» обратилась в научно-исследовательский центр ВВС им. Арнольда за помощью. Учёные провели обследование различных факторов, которые могли повлиять на процесс горения в двигателе. Оказалось, что выхлоп турбины привода топливных насосов был направлен прямо вниз, и в длинных стальных обтекателях двигателей создавалось разрежение, что приводило к всасыванию выхлопных газов обратно в обтекатели, в результате чего сгорала электрическая проводка цепей зажигания.
После того как выхлопное отверстие турбины перенесли в другое место и срезали нижние участки обтекателей, выключения прекратились.
Наиболее важным для всей программы был второй пуск ракеты "Атлас"В 2 августа 1958 г. Он продемонстрировал первое отделение разгонных двигателей, стабильную работу маршевого двигателя и отделение носового конуса после включения тормозных двигателей.
28 ноября 1958 года ракета, наконец, достигла межконтинентальной дальности, пролетев 10 176 км. Это была расчётная дальность полёта без учёта вращения Земли. При запусках в восточном направлении, с учётом вращения Земли, дальность полёта могла превысить 14 000 км.
В декабре 1958 года на испытания вышел "Атлас"С, обладающий большей стартовой массой и, следовательно, несколько меньшим ускорением при старте, чем предыдущие модификации. Ракета предназначалась для испытаний отделяющейся ГЧ. Большие трудности во время испытаний вызывал поиск ГЧ с измерительной аппаратурой. И здесь ракетчикам вновь помог центр им. Арнольда. В аэродинамической трубе исследовали спутную струю падающего конуса. Ответ был неожиданным - парашюты не раскрывались из-за турбулентности воздуха позади падающей ГЧ.
Первая боевая модификация МБР "Атлас"D вышла на лётные испытания в начале 1959 года. На ракете стояла силовая установка типа МА-2, состоящая из разгонных двигателей XLR-89 и маршевого XLR-105 тягой в 69 и 25,6 тс, соответственно. Новая головная часть Mk.3 заострённого вида, с абляционным покрытием, рассчитывалась под термоядерную боеголовку W-49 мощностью 1,4 Мт.


Межконтинентальные баллистические ракеты Atlas.

Первый запуск "Атлас" D №3 состоялся 18 марта 1959 года с космодрома Канаверал. Во время пуска был порван обтекатель, окружающий двигатели, и ракету пришлось взорвать. Причина происшествия крылась в несовершенной конструкции пускового стола. Ракета удерживалась двумя стержнями на гидравлических замках. Когда тяга двигателей превышала вес ракеты на 3,5 тс, из гидравлической системы замков сбрасывалось давление, подкосы выдергивали пальцы, стержни отбрасывались и ракета поднималась в воздух. Различное давление в гидравлических замках стало причиной того, что один из стержней начал отставать и резать уходящий вверх обтекатель. Сбрасывание давления из гидросистемы замков изменили таким образом, что отставание стержня было устранено. Позднее удерживающий механизм заменили А-образной фермой, исключавшей возможность захвата юбки стержнями.
Второй и третий пуски "Атлас" D тоже закончились аварией. Первая ракета взорвалась в воздухе в результате разрушения верхней перегородки топливного бака, а вторая в результате ошибки обслуживающего персонала.
Обеспокоенные военные поставили инженерам задачу устранить все недостатки и довести ракету до стадии боевой готовности к 1 августа 1959 года. После устранения причин аварий фирма «Конвэр» установила на стартовую позицию очередную ракету. 28 июля 1959 года она полностью выполнила программу полёта и пролетела около 10 000 км. Через 14 дней состоялся последний успешный испытательный запуск. 31 августа 1959 г МБР "Атлас" была доведена до стадии начальной боевой готовности.
Начались поставки «Атласов»D в ВВС США. Первые ракеты поступили в 704-е ракетное стратегическое крыло ВВС США (Strategic Missile Wing - SMW) на базе Ванденберг. Это соединение являлось главной тренировочной базой для личного состава.
10 марта 1960 года военные попытались запустить "Атлас"D на максимальную дальность. Но ракета при запуске взорвалась. 20 мая попытку повторили. На этот раз пуск прошёл успешно. Макет ГЧ упал в Индийском океане в 1600 км юго-восточнее Кейптауна и 800 км северо-восточнее острова Принц Эдвард. Ракета преодолела 14 500 км за 53 минуты.
Следующей модификацией ракеты стал "Атлас"Е. На нём стояла новая силовая установка МА-3, состоящая из разгонных двигателей LR-89-NA-5 тягой 73,4 тс и маршевого LR-105-NA-5 тягой 25,6 тс. Кроме увеличения тяги, конструкторам удалось уменьшить массу и количество деталей в двигателях. Повышенная тяга силовой установки позволила оснастить ракету более мощной боеголовкой W-38 в 3,7 Мт, для которой была разработана новая ГЧ типа Mk.4. Расчётная дальность полёта "Атлас"Е составляла 16 000 км.
Для повышения точности ракеты на неё поставили чисто инерциальную систему наведения от МБР Titan. Первый пуск "Атлас"Е состоялся 11 октября 1960 года. Этот и два последующих пуска закончились неудачей. Только через год конструкторам удалось устранить все недостатки ракеты и поставить её на вооружение.
Последней боевой модификацией ракеты "Атлас" стал её шахтный вариант "Атлас"F. Отличительными его особенностями стали:
- установка специального оборудования в топливных магистралях стартовых и маршевого двигателей до основных топливных клапанов, позволяющего длительно хранить ракету с заправленным баком;
- монтаж дренажного устройства для удаления осадка, который мог образоваться на дне бака при длительном хранении;
- установка на пусковом комплексе специального заправочного оборудования и дополнительных резервуаров с гелием для наддува баков при ускоренной подготовке к запуску.
На последних сериях ракет "Атлас"F устанавливалась ГЧ от ракеты "Минитмэн" типа Mk.5.
Первый запуск "Атлас"F состоялся 8 августа 1961 года. Ракета пролетела по трассе Атлантического полигона около 9200 км и упала в заданном районе вблизи острова Вознесения.
Первым подразделением, освоившим новые ракеты, стала 576-я эскадрилья 704 SMW (579 SMS - Strategic Missile Squadron). 9 сентября 1959 года её личный состав произвёл первый удачный запуск.


Ракета-носитель Atlas-SCORE перед стартом
Строительство боевых позиций для ракет на базе Ванденберг в штате Калифорния началось ещё в 1957 году. Пусковые столы находились в лёгких укрытиях ангарного типа со сдвижными крышами. Ракета закатывалась в укрытие транспортёром в горизонтальном положении. Для её закрепления к стартовому столу последний поворачивался на 90 градусов. От пускового стола отходила жёсткая решётчатая ферменная конструкция подъёмника, простирающаяся вдоль всего корпуса и имеющая два захвата в виде кронциркулей, зажимавших переходное кольцо в хвостовой части снаряда. После крепления ракеты к кольцу начинались операции по установке ГЧ.
После принятия решения на пуск включалось питание системы подъёмника ракеты. Электрогидравлическая система мощностью 75 л. с. сдвигала крышу укрытия назад, после чего подъёмник начинал устанавливать "Атлас" в вертикальное положение - на это уходило около двух минут. Далее топливные системы ракеты продувались азотом, автоматически подавались окислитель и топливо, а затем начинался отсчёт предстартового времени.
Первым боевым соединением ракет "Атлас", ставшим на боевое дежурство, стало 706-е SMW на базе Варрен в штате Вайоминг. 546-я эскадрилья крыла размещалась в шести пусковых комплексах открытого типа. 565-я эскадрилья имела три стартовых комплекса в лёгких ангарах с раздвигающейся в стороны крышей. 549-я эскадрилья располагала девятью пусковыми установками ангарного типа, углублёнными в землю.
Боевая готовность базы Варрен была достигнута в 1960 году. Вторая боевая база ракет "Атлас" Фарчайлд в штате Вашингтон была введена в строй в октябре 1961 года. На базе имелось девять пусковых установок по типу 549-й эскадрильи. База отличалась защищённой микроволновой системой связи. Третья база Форбс в штате Канзас вступила в строй тоже в октябре 1961 года. Количество пусковых установок и их тип были такими же, как и на базе Фарчайлд.
В 1959 году было принято решение - разработать для МБР "Атлас" полностью укреплённое укрытие шахтного типа. Ракета модификации F должна была в шахте только храниться, а для запуска её приходилось поднимать на поверхность. Глубина шахты составляла 53 м, диаметр - 15,8 м. Центр управления запуском находился в бетонированном укрытии на расстоянии около 30 м от шахты и связывался с ней тоннелем, проходящим приблизительно на уровне пятого этажа шахты. Укрытие обеспечивало полную защиту от радиации, а упругая подвеска ракеты в шахте предохраняла её от сильных сотрясений при близких ядерных взрывах.
Ракета могла храниться с баками, заполненными керосином, но заправка жидким кислородом начиналась непосредственно перед запуском, до подъёма ракеты на поверхность.
Шахтные укрытия для "Атлас"F построили на базах Шиллинг в штате Канзас, Плейтсбург в штате Нью-Йорк, Линкольн в штате Небраска, Апьтус в штате Оклахома, Дайес в штате Техас и Волкер в штате Нью-Мексико. На каждой из этих баз находилось по одной эскадрилье из 12 ракет.
Всего за время эксплуатации было запущено около 153 МБР "Атлас" разных модификаций, из них 110 успешных (72%), 26 частично успешных и 15 неудачных. Результаты двух запусков были засекречены.
В 1975 году МБР "Атлас" сняли с вооружения, заменив их более неприхотливыми в хранении и пуске твёрдотопливными ракетами "Минитмэн".
Но история ракет "Атлас" на этом не закончилась, Практически все они использовались в космической программе США для запуска спутников, межпланетных космических аппаратов и астронавтов.
Невозможно не упомянуть проект SCORE (Signal Communications by Orbiting Relay Equipment - от английской аббревиатуры «Сигнал связи при помощи релейного оборудования, обращающегося по орбите»). Он был подготовлен в глубокой тайне. Когда Атлас 10B готовился стартовать с мыса Канаверал, лишь 88 человек знали, что он должен выйти на орбиту. Сам Эйзенхауэр настоял на тайне проекта SCORE, копируя манеру русских - уже немало разрекламированных пусков закончились неудачей.
Старт состоялся 18 декабря 1958 г. в 18:02 по местному времени. Почти «под занавес» МГГ "Атлас" 10B вышел на орбиту со следующими параметрами:
- наклонение - 32,3°; - перигей - 184 км; - апогей - 1480 км; - период обращения - 101,5 мин.
Атлас 10B дал американцам «что-то, чем можно было гордиться». Впервые Америка имела на орбите спутник, достаточно яркий для наблюдения его невооруженным глазом. К тому же он был и самым тяжелым (масса ИСЗ вместе с неотделяемой ступенью носителя - 3970 кг). Полезный груз «Атласа» составлял всего лишь 68 кг (150 фунтов), но это было не столь выжным. Прозванный в средствах массовой информации «говорящим американским спутником» («America's talking satellite»), он принимал, записывал на магнитофон и передавал телетайпные и голосовые сообщения.
Орбитальный полет «Атласа 10В» значился в секретных директивах по запуску ракет и спутников в рамках программы МГГ, утвержденных президентом США. Программу SCORE курировало Управление по перспективным научным исследованиям ARPA (Advanced Research Projects Agency). Отделение баллистических ракет ВВС предоставило МБР, на которую установили приборы Армейской лаборатории исследований и разработки сигнальной аппаратуры SRDL (US Army Signal Research and Development Laboratory). Поскольку на орбиту предполагалось вывести «всю» ракету, было решено смонтировать ПГ в боковые контейнеры-«короба» «Атласа», где размещалась система управления.
В последний момент в Белом доме решили записать на магнитофон Рождественское послание президента, с которым он мог бы обратиться к миру. Ленту с записью голоса Эйзенхауэра курьер доставил на мыс Канаверал, но спутниковое оборудование было уже «запечатано», ракета стояла на стартовом столе, велась заправка баков компонентами топлива. Послание президента передали на борт «Атласа» по радио из связного трейлера. SCORE записал сообщение на оба магнитофона - основной и резервный. На первом же витке один из развлекательных радиоканалов Новой Англии катастрофически повлиял на работу основного магнитофона. Лишь на следующий день на кодированные команды с Земли ответил резервный магнитофон, передав послание президента.
Атлас мог вывести на орбиты ПН весом 1400 кг - почти столько же, сколько Р-7А. Однако стартовая масса у него была 120 т (112 т топлива), а у Р-7А (которая вывела на орбиту 3-й ИСЗ) - 269,3 т, а у Р-7 при стартовой массе 267 т ПН была значительно скромнее.


Димпси (с моделью "Атласа") и космонавты группы "Меркурий" (нет только Слейтона). Орбитальные КК "Меркурий" запускались "Атласом"



Дампси и Боссарт в цехе сборки "Атласов"

21.08.1957 — первый успешный полёт ракеты МБР Р-7 (СССР)

1. Головная часть
2. Приборный отсек
3. Баки окислителя
4. Тоннельная труба трубопровода окислителя
5. Маршевый двигатель центрального блока
6. Аэродинамический руль
7. Маршевый двигатель бокового блока
8. Центральный блок
9. Боковой блок
В начале 50-х СССР всё еще был беззащитен, несмотря на обладание ядерным оружием. А холодная война в любой момент могла перейти в горячую. Базы США были у самых границ СССР, авиация и флот США были многократно сильнее советских, срочно нужна была надёжная возможность отправить ядерный фугас в Америку. Из этого убеждения военных и политиков и родилась Р-7.
Миф о концепции ракеты. В фильме "Укрощения огня" Башкирцев (киношный С.Королёв) озаряется мыслью собрать 1-ю и 2-ю ступени в пакет. Как Архимед из ванной, он выскакивает из кровати, собирает среди ночи своих сподвижников, яростно рисует на доске пакетную схему и друзья вдумчиво оценивают: "Да ты гений...".
Очень смешно. Не надо быть шибко гениальным, чтобы соединить ракеты в пучок. Наверное, это еще в средневековом Китае делали, в 1934 Циолковский рисовал свою армаду ракет, соединённых шлангами, а уж после третьей ракетной революции, связанной с появлением всяких ФАУ и прочих немецких ракет в 1944-45, во всех заинтересованных странах конструкторы сели просчитывать различные схемы пакетов и тандемов. В СССР этим занималась в 1947-48 гг. группа М.К.Тихонравова в НИИ-4 Академии артиллерийских наук Министерства обороны (МО).
И Королёв выбрал пакет. Когда Р-7 называют исключительной ракетой по всем параметрам превзошедшей.... — это неверно. Пакетная схема в смысле энергетики уступает тандемной схеме. Именно поэтому практически все последующие ракеты — с тандемным расположением ступеней, лишь на некоторых ставят ракетные ускорители. Зато в 1957 г у пакетной схемы был огромный плюс — все двигатели включались у земли, сразу и под присмотром. Ракеты были страшно ненадёжными, 20 ДУ в одной ракете делали ненадёжность очень большой, нежно отстыковывать пустую ступень еще не научились, включать двигатель в невесомости тоже. ЖРД хорошо работает, если его зажечь. Но вот зажечь его не так просто. Не одна сотня ракет была потеряна по причине того, что 2-я, 3-я или 4-я ступени не включились по неизвестной причине. На "Семёрке" же двигатели удобно проверять и обслуживать и в полёте уже ничего больше включать не надо.
Миф второй — о том, что Королёв обвёл военных вокруг пальца, сделав на их деньги невоенную ракету, зная изначально, что запускать спутники и бесконечно модернизировать ракету можно, а как оружие она не годится.
Королёв, конечно, понимал, что при благоприятном повороте судьбы эта ракета запустит и спутник и человека. Но вначале надо было сделать военным неотразимое оружие, надо защитить страну ракетно-ядерным мечом, а потом уже говорить о космических полётах. Р-7 создавалась под термоядерную бомбу. Бомбу весом 5,5 т надо было кинуть на 7000-8000 км. Вес бомбы рассчитали ядерщики (А.Сахаров, если точнее), а дальность — политики и военные. Пока ракету создавали, создатели термоядерных зарядов тоже не сидели сложа руки. Они в несколько раз уменьшили вес ГЧ и ракета стала великовата. Уменьшать ракету не стали, просто создали новые КБ и начали создание менее огромных ракет и, кстати с тандемным расположением ступеней. А ракета всё ж на вооружение поступила, немного поохраняла родную державу и ушла завоёвывать космос. И вот уже 56 лет она и её потомки летают в космос и долго ещё будут летать. Р-7 в трёхступенчатом варианте стала самой знаменитой и самой многочисленной космической ракетой. Так что Королёв дал, что просили заказчики, а потом столь же трудолюбиво созавал военные ракеты Р-9 и Р-11.
Миф третий. В сообщении ТАСС о первых запусках Р-7 она названа "многоступенчатой". Сейчас принято называть её первые варианты двухступенчатой. Но, если внимательнее присмотреться — это одноступенчатая ракета с четырьмя гипертрофированными ускорителями на ЖРД. Если кто хочет поспорить, пусть вначале объяснит, почему у шаттла ТТУ, у "Дельты" — ускорители, а у "Семёрки" ступень. Но — уже прижилось, из песни слов не выкинешь, например из такой:
Если даст отказ вторая — мы в Алтае или в Китае,
Если третья вдруг откажет — здравствуй, Тихий океан!

Миф четвёртый. Якобы Р-7 полетела если и не с первого раза, то 21 августа 1957 ознаменовала обладание СССР ракетным мечом, после чего немедля приступили к запуску спутника. А было совсем не так. Первый пуск — 15.05.1957 г (МБР 8К71 №5Л с ГЧ М1-5). На 103-й сек ракета стала неуправляемой и упала в 300 км от старта. Причина — пожар в одном из блоков 1-й ступени. 10-11 июня трижды давали команду «Пуск», но ракета Р-7 №6Л (ГЧ М1-6) так и не оторвалась от старта. 12 июля состоялся пуск ракеты Р-7 №7Л (ГЧ Ml-7). Перед стартом телеметристы обнаружили "минус" на корпусе ракеты и доложили Королёву. Тот решил рискнуть (отказы датчика случались не раз) — и проиграл. Ракета потеряла управление сразу после старта и упала в 7 км от стартового стола. 21 августа в 15:25 состоялся первый успешный запуск изделия 8К71 №8Л с ГЧ M1-9. Ракета штатно отработала активный участок траектории. ГЧ отделилась, достигла заданного района п-ва Камчатка, вошла в атмосферу и разрушилась от термодинамических нагрузок. То есть, с точки зрения ракетчиков всё вышло очень неплохо, о чём и протрубила советская пресса спустя неделю согласований и по личному разрешению Хрущева:
Р-7
Сообщение ТАСС

В соответствии с планом научно-исследовательских работ в Советском Союзе произведены успешные испытания межконтинентальной баллистической ракеты, а также взрывы ядерного и термоядерного оружия.

I.

На днях осуществлен запуск сверхдальней, межконтинентальной, многоступенчатой баллистической ракеты.

Испытания ракеты прошли успешно, они полностью подтвердили правильность расчетов и выбранной конструкции. Полет ракеты происходил на очень большой, еще до сих пор не достигнутой высоте. Пройдя в короткое время огромное расстояние, ракета попала в заданный район.

Полученные результаты показывают, что имеется возможность пуска ракет в любой район земного шара. Решение проблемы создания межконтинентальных баллистических ракет позволит достигать удаленных районов, не прибегая к стратегической авиации, которая в настоящее время является уязвимой для современных средств противовоздушной обороны.

Учитывая огромный вклад в развитие науки и большое значение этого научно-технического достижения для укрепления обороноспособности Советского государства, Советское правительство выразило благодарность большому коллективу работников, принимавших участие в разработке и изготовлении межконтинентальных баллистических ракет и комплекса средств, обеспечивающих их запуск.
и т.д.
Однако военные особо не ликовали. Раз ГЧ разрушилась в атмосфере (даже обломков не нашли), то условный противник отделался испугом. 7 сентября 1957 г. состоялся второй успешный пуск изделия 8К71 (№9 с ГЧ M1-10). И снова ГЧ рассыпался в атмосфере. Специалисты нескольких институтов засели за переделку боеголовки, а 22 сентября очередная ракета Р-7 (8К71ПС, изделие M1-ПС) прибыла на космодром. Королёв сполна воспользовался вынужденным простоем в работе на военных. Он смог получить разрешение на запуск ИСЗ. 4 октября 1957 началась космическая эра.
Первый успешный полёт МБР Р-7 произошёл только 29 марта 1958 года
И ракету и ГЧ улучшали еще несколько лет. Наконец, в 1960 г 4 пусковых установки встали на боевое дежурство в Плесецке (объект «Ангара»). Военные к этому времени давно уже поняли, что это не то, что им надо. Ракеты к старту готовились минимум 2 часа, были сильно уязвимы на старте и имели надёжность ок. 50%. В 1968 г боевая служба Р-7 закончилась.





к файлу 47

назад к файлу 45