вернёмся на старт?
обновление 2.05.2004

«Во время рейса капитан нужен только тогда,
когда случается катастрофа, — сказал он со странной усмешкой.
— И тогда он нужен больше чем кто-нибудь другой».
Стругацкие "Стажёры" 1960г

Должности на КК
В.Комаров-
первый командир в космосе
В.Джанибеков
Он был командиром чаще всех

Несмотря на все усилия фантастов, на наших космических кораблях командовать стали всё же не капитаны, а командиры. Видимо, космические корабли ассоциировались у их создателей не с каравеллами (несмотря на утверждения Феоктистова), а с воздушными лайнерами. (Скорее всего, это произошло потому, что подготовку космонавтов взяли на себя ВВС, а военными самолётами с экипажами возглавляет именно командир).  Решил я тут привести статистику по командирам КК и заодно разобраться с должностями на КК и ОКС.

 

 


Как известно, в космос стартовало 258 КК (на 2.12.05). Из них 242 стартовали с экипажем (и с командиром) на борту да ещё 1 командир получил экипаж на орбите ("Союз-4").

 
"Восход" /СССР/ В.Комаров /СССР/ 12 - 13.10.1964  
"Восход-2" /СССР/ П.Беляев /СССР/ 18 - 19.03.1965  
"Джемини-3" /США/ В.Гриссом /США/ 23.03.1965  
"Джемини-4" /США/ Дж.Макдивитт /США/ 3-7.06.1965  
"Джемини-5" /США/ Г.Купер /США/ 21-29.08.1965  

 

"Джемини-7" /США/ Ф.Борман/США/ 4-18.12.1965  
"Джемини-6" /США/ У.Ширра /США/ 15-16.12.1965  
"Джемини-8" /США/ Н.Армстронг/США/ 16-17.03.1966  
"Джемини-9" /США/  Т.Стаффорд /США/ 3-6.06.1966  
"Джемини-10" /США/ Дж.Янг /США/ 18-21.07.1966  
"Джемини-11" /США/ Ч.Конрад /США/ 12-15.09.1966  
"Джемини-12" /США/ Дж. Ловелл /США/ 11-15.11.1966  



Были командиром 1 раз:Были командиром 2 раза:Были командиром 3 раза:
СССР/РоссияСШАСССР/РоссияСШАСССР/РоссияСША

В.Комаров
П.Беляев
Г.Шонин
А.Николаев
Г.Добровольский
П.Попович
Г.Сарафанов
А.Леонов
В.Зудов
Н.Рукавишников
В.Кубасов
А.Березовой
В.Васютин
А.Арцебарский
В.Дежуров
Ю.Онуфриенко
В.Корзун
А.Калери
С.Шарипов
С.Крикалёв

В.Гриссом
А.Шепард
Д.Скотт
Ю.Сернан
А.Бин
Д.Карр
Г.Купер
Ч.Фуллертон
Д.Лусма
П.Вейтц
Р.Трули
Р.Овермайер
Ф.Скоби
Д.Уилльям
С.Освальд
Б.О'Коннор
Ф.Калбертсон
С.Гутьеррес
Д.МакМонейл
У.Ридди
Б.Джетт
Э.Аллен
Р.Сиэрфосс
А.Коллинз (жен!)
К.Чилтон
С.Линдси
С.Хоровитц
Д.Гори
С.Альтман
М.Блумфилд
Р.Хазбанд
Дж.Эшби
Г.Падалка

Б.Волынов
А.Филипченко
В.Лазарев
А.Губарев
В.Быковский
В.Горбатко
Ю.Малышев
А.Волков
Г.Манаков
В.Циблиев
Т.Мусабаев
С.Залётин
Ю.Маленченко

Дж.Макдивитт
Ф.Борман
У.Ширра
Н.Армстронг
Дж.Ловелл
Д.Энгл
Т.Маттингли
Г.Хартсфилд
Ф.Хаук
К.Бобко
Б.Шоу
Р.Кови
С.Нейджел
Дж.Блаха
Р.Грейб
Ч.Болден
К.Камерон
М.Коутс
Ф.Грегори
Дж.Крайтон
Л.Шрайвер
Р.Кабана
М.Бейкер
Ч.Прекурт
Т.Хенрикс
К.Крегел
К.Бауэрсокс
Т.Уилкатт
Б.Даффи
К.Роминджер

В.Шаталов
П.Климук
В.Ковалёнок
Ю.Романенко
В.Ляхов
А.Попов
Л.Кизим
В.Титов
Ю.Гидзенко

Т.Стаффорд
Ч.Конрад
В.Бранд
Р.Криппен
Д.Бранденстайн
Д.Уолкер
Р.Ричардс
Д.Каспер
К.Браун
Дж.Халселл
К.Кокрелл
Были командиром 4 раза:Были командиром 5 раз:
СССР/РоссияСШАСССР/РоссияСША
А.Викторенко
А.Соловьёв
В.Афанасьев
Дж.Янг
Р.Гибсон
В.Джанибеков
Д.Уэзерби

цветом выделены те, кто полетел командиром в первом же своём полёте.

Советские/российские экипажи

1. Командир КК.

Первым командиром КК был В.Комаров - 12.10.1964. Всего в СССР/России 45 космонавтов были командирами. Практически все они были космонавтами отряда ЦПК ВВС, военными, что естественно. Удивительным было то, что в командиры пробились и двое из отряда "Энергии": Н.Рукавишников и В.Кубасов. Как назло, именно у Рукавишникова произошла авария двигателя на орбите (смотри эпиграф). Но командовал он не хуже военных. Теперь положение выровнялось. Скажем, уже никто не выделяет того факта, что командиром КК стал гражданский А.Калери.

В 1969 при двух групповых полётах В. Шаталов назначался не только командиром КК, но и командиром группы кораблей, а заодно и командиром "экспериментальной ОКС" как советская пропаганда назвала состыкованные корабли. Неудивительно, что вскоре он стал главным начальником всех космонавтов.

Второй раз командиром и первым командиром группы КК должен был стать В.Комаров. Но в апреле 1967г он не дождался ни второго корабля, ни экипажа, который должен был перейти в его КК через открытый космос. Его КК "Союз-1" с момента старта терпел одну аварию за другой, полёт "Союза-2" отменили.

Обязанности командира на советских/российских КК весьма серьёзные: все маневры на орбите, включая аварийные посадки и стыковки, выполняет только он. А ведь в 60-х годах создатели КК всерьёз пытались доказать, что управлять аппаратом должен инженер.

Из-за того, что обычно второе место на "Союзе" занимает бортинженер, а третье всё чаще и чаще продаётся (а раньше "Союзы" вообще были двухместными), нередко командиром КК назначается космонавт без "космического" опыта. Такие в таблице отмечены цветом.

Лишь однажды командир фактически сложил свои обязанности. В 1985г В.Васютин на ОКС "Салют-7" заболел так серьёзно, что экспедицию пришлось срочно прекратить, а при посадке кораблём командовал бортинженер В.Савиных.

Командиром советского/российского КК мог быть только гражданин нашей страны. Однако правило перестаёт быть незыблемым - скажем, швед Фуглесанг прошёл курсы командира КК-спасателя, а иностранцев-участников совместных экспедиций с недавних пор учат на командира КК на участке спуска.

Теперь о других должностях. На советских одноместных КК "Восток" пилоты назывались просто- "Лётчик-космонавт СССР". К счастью, это странное название стало выходить из обращения ещё до развала СССР.

Когда полетел "Восход", только Комаров получил понятный статус командира КК. Остальных назвали невнятно: Феоктистова назвали научным сотрудником-космонавтом, Егоров стал "врач-космонавт".

И на следующий год, когда полетел "Восход-2", Беляева называли "командир-лётчик-космонавт", а Леонова - просто "лётчик-космонавт" или пилот, иногда "выходящий лётчик-космонавт", а самые отчаянные- "2-й пилот" (именно так именовалась эта должность у американцев, а копировать ненашинские названия нам не к лицу).

2. Бортинженер

Лишь с образованием отряда космонавтов в ЦКБЭМ и созданием смешенного экипажа из военных и гражданских на КК появилась должность "бортинженер". Причём это было такое новое слово, что даже в энциклопедиях лет 10 писали по-разному: кто "бортинженер", а кто и "борт-инженер".

Со временем дефис пропал совсем и должность стала обязательной. Бортинженерами летали и военные космонавты (на ОКС "Алмаз"), но все они имели военное инженерное образование. Однако летали КК и без бортинженеров. После катастрофы 1971 г все КК летали в двухместном варианте (командир + бортинженер) и лишь в 1978 г появилась необходимость определиться с должностью. КК остался двухместным, а второе место стали занимать представители дружественных стран. А они по своей подготовке "не тянули" на бортинженера. Для них создали должность "космонавт-исследователь". Всего слетало 9 КК "Союз" без бортинженера. Затем "Союз" вновь стал трёхместным и место для бортинженера находилось всегда, пока в космонавтику не вмешалась "большая политика" . В 1988 г на "СоюзеТМ-6" места для бортинженера не нашлось. Командир Ляхов отправился на орбиту с врачом-исследователем Поляковым, которого давно там ждали, и с афганцем Момандом, которому там нечего было делать. В 1991 г КК "СоюзТМ-13" поднял на орбиту австрийского и казахского космонавтов (из-за нехватки денег две экспедиции совместили. Казахам надо было иметь своего космонавта!). А.Волков справился и без бортинженера. И неудивительно - он, как и Ляхов, имел квалификацию "космонавт-спасатель" и имел право лететь вообще один.

В конце 90-х политики отступились от космонавтики. Их сменили финансисты. И в феврале 1999 оба "некомандирских" места были проданы (вернее, отданы за долги). В.Афанасьев (тоже космонавт-спасатель) отправился на ОКС "Мир" с французом Эньере и словаком Беллой.

Не могу не упомянуть и 1999 г. Тогда российские космические чиновники от великой нужды согласились за деньги свозить на ОКС "Мир" английского афериста Ллевеллина. В этом случае бортинженер Авдеев (после годового пребывания в космосе!) должен был стать ещё и командиром при посадке с двумя иностранцами. Но афера была вовремя разоблачена, Ллевеллин в космос не полетел.

С 1999 г на "Союзах" появились бортинженеры-иностранцы. И не то, чтоб они лучше наших, просто богаче.

Теперь о должности "космонавт-исследователь". Когда в 1969 г полетел первый трёхместный "Союз" ("Союз-5"), третьим на КК числился "инженер-исследователь". В 1971 г на КК "Союз-10" и "Союз-11" третьим был "инженер-испытатель".

Тут безошибочно можно было сказать, из какого отряда 3-й космонавт в экипаже (что отрядов в стране несколько, народу не сообщали). "Исследователи" были военными, "испытатели" - гражданские. Эти должности не прижились.

3. Космонавт-исследователь
Эта третья должность, ставшая в СССР канонической. Впервые она появилась в 1978 г, когда отправились в космос международные экипажи. Подготовка космонавта-исследователя велась по сокращённой программе, скажем, выходы в открытый космос они не выполняли. Большинство космонавтов-исследователей на наших КК были иностранцами.

4. Врач-исследователь
Употребляют также выражения "космонавт-врач -исследователь" или "космонавт-врач". Такая должность безошибочно указывает на принадлежность космонавта к отряду ИМБП. Первым был Егоров в 1964 г, потом медики в космос долго не летали, лишь через 20 лет полетел Атьков. Кстати, он был не из отряда ИМБП (но близок к нему), поэтому его довольно часто называли просто "космонавт-исследователь". Всего наши медики на наших КК летали на орбиту 4 раза.

5. Пассажир
Время пассажиров в космосе ещё не пришло. Фактически не очень нужных на орбите людей наши корабли возили давно, но все они числились исследователями и чем-нибудь занимались. Крепили дружбу между народами, например. Печально окончилась первая попытка свозить в космос туриста. Ллевеллин оказался аферистом и доставил легковерным начальникам нашей космонавтики только хлопоты и убытки.

28.04.01- Денис Тито стал первым пассажиром. Но чего это ему стоило! (Помимо 20-ти миллионов). Скандалы, забастовки, угроза российско-американским связям! Кстати, хотя Тито и обязали вести переговоры и прочую мелочь, он всё же является туристом (утолить жажду познания - его основная цель). Написали по этому поводу за последний год больше, чем Лев Толстой за всю жизнь, поэтому добавить нечего. Вторым туристом стал богатый (и, однако, неплохой) парень из ЮАР-Англии Марк Шаттлвуорт.

Американские экипажи.

Когда летали одноместные "Меркурии", космонавтов на них без затей называли пилотами, не выделяя из общей армии летающих над землёй. Затем полетели многоместные КК, появились должности в экипажах.

1. Командир (Commander)

На американских КК командир также выполняет стыковки, посадки на Землю и Луну. По инструкции он и покидать КК должен последним. В связи с чем командиры американских КК (и советских тоже) в открытый космос не выходили. При этом вспоминается первый шаг по Луне. Олдрин, ссылаясь на инструкции, утверждал, что именно он должен выйти на Луну первым. Инструкции переписали. На Луну первыми выходили командиры.

В командиры КК обычно назначают военных и с опытом космических полётов (бывают и исключения). Командиром шаттла назначается пилот, слетавший на шаттле (при первых полётах командирами были испытатели шаттла). Вначале уже в свой 2-й полёт на шаттле космонавт отправлялся командиром, но со временем образовался избыток командиров и теперь только при 4-м полёте суждено им возглавить экипаж (конечно, были и исключения. В "лёгком" полёте STS-107 командовал Рик Хазбанд, полетевший всего 2-й раз)

В 1999 г командиром КК впервые стала женщина - Айлин Коллинз. Это был её 3-й полёт.

2. Пилот (Pilot)

Фактически это дублёр командира. Не может же командир всё время быть за управлением! Роль пилота претерпела значительные изменения. На "Джемини" пилот выполнял все работы, включая выходы в открытый космос (командир занимался управлением КК). При экспериментальных стыковках пилоту обычно доверяли тоже потренироваться.

На КК "Аполлон" экипаж состоял из трёх человек. Пилотов там было два. Поэтому при назначениях в экипажи КК без лунного модуля ("Аполлон-1, -2", позже "Аполлон-7") одного называли "старший пилот", другого-"2-й пилот", при полётах на штатных КК один был пилотом CSM (командно-служебный модуль), другой - пилотом LM (лунный модуль). В открытый космос пилоты выходили только из "своего" модуля. Так же назывались пилоты и на КК "Аполлон-8", хотя лунного модуля там не было. Просто его не успели изготовить, (боялись, что русские опередят), а должности остались. Не было лунного модуля и на КК "Аполлон" ASTP запущенного для стыковки с советским КК. Поэтому Бранд имел должность "пилот стыковочного модуля". При полётах на ОКС "Скайлэб" пилот был только один.

На шаттле пилот - самая неприметная личность. Вся слава достаётся другим. Все ответственные операции выполняет командир, выходящие выходят, исследователи исследуют, пилот всегда в тени.

3. Научный сотрудник.

При работе трёх экспедиций на ОКС "Скайлэб" три космонавта имели новую должность. Дж.Кёрвин (Э-1) был врач, О.Гэрриотт (Э-2) и Э.Гибсон (Э-3) - научные сотрудники. Вообще-то так они именовались на ОКС, а автономный полёт КК был слишком коротким. Разумеется, они не только имели ученые степени, но и прошли полный курс подготовки.

4. Специалист полёта. (Mission Specialist)
(Он же - лётный специалист, он же - специалист по операциям на орбите)

Самая популярная и многочисленная должность на шаттле, да и во всей американской космонавтике.

На шаттле их бывает до пяти. Они выполняют все операции, не связанные с управлением шаттлом, в т.ч. выходы в открытый космос, управление манипулятором и т.д. При особо сложных работах среди них назначается руководитель работ с ПН и бортинженер.

Нередко специалисты полёта бывают иностранцами. Так, все российское космонавты, летавшие на шаттлах имели такой статус.

5. Специалист по ПН. (Payload Specialist).

Иногда это действительно учёные, занятые в каком-либо сложном эксперименте. Но чаще "нужные" люди: "наблюдатели" от конгресса США, иностранцы, крепившие "дружбу между народами" (например, украинец Каденюк), экспериментаторы очень денежных фирм, учительница МакОлифф, погибшая при взрыве "Челленджера" (тоже был престижный проект).

Надо сказать, что в отряд космонавтов NASA набирают только пилотов и специалистов полёта, которые готовятся по разным, но достаточно сложным программам. Специалисты по ПН в отряд не входят и проходят упрощённую подготовку к конкретному полёту. Из-за этого их часто называют "космонавтами 2-го сорта". В открытый космос они, конечно, не выходили. Кроме этого в число специалистов по нагрузке не имеют права входить служащие НАСА. До катастрофы "Челленджера" намечалось почти при каждом полёте возить в космос людей, поднимающих престиж NASA: намечались полёты индийца, индонезийца, журналиста, студента, бизнесмена и т.д. После катастрофы шаттл был признан слишком небезопасным для полётов таких "пассажиров". Последним PS в 1998 г. был Джон Гленн, "американский Гагарин". Он был не только ветераном космоса, но и очень влиятельным сенатором. Но даже столь очевидный политический жест NASA представила как "геронтологические исследования".

Собственно, у специалистов по ПН всегда есть шанс "повысить квалификацию". Барбара Морган (дублёр МакОлифф) зачислена в отряд космонавтов NASA специалистом полёта, а Скотт Ванген (дублёр PS в 1993 г) добивается того же много лет. Пожелаем ему удачи.

Ещё в литературе встречается слово "капком". Это "почти" член экипажа - он ведёт связь с бортом. Обычно это космонавт из одной группы с улетевшим в космос, часто его друг. Слово родилось от сокращения "Капсульный коммуникатор" - уже на первом пилотируемом полёте "Меркурия" эта должность была. Первыми капкомами были Гордон Купер и Дик Слейтон. В наших полётах такие люди тоже непременно есть, просто капкомами их не называют.


Должности на ОКС

Первый командир ОКС

Л.Кизим

Собственно, на ОКС точно такие же должности, как и на КК.

Дело упрощается ещё и тем, что ВСЕ ОКС были трёхместными и экипаж никогда не превышал трёх человек. Иногда на них работал экипаж из двух человек, но только потому, что либо доставивший экипаж КК был двухместным, либо были веские причины (чаще всего недостаток ресурсов). Одного космонавта (как в фильме "Армагеддон") не было на ОКС никогда, даже на самое малое время (ВКД я не считаю). При пересменках на ОКС бывало до 6-ти человек сроком до месяца, а при прилётах шаттлов на короткое время - до 10. При этом приходилось постоянно жечь кислородные шашки и вообще терпеть массу неудобств. И вот новая грандиозная "Альфа". Собирались держать на ней экипаж в 12 человек. Потом сбавили цифру - либо 7 (если будет когда-нибудь ещё проектируемый КК-спасатель), либо 6 - если у причалов будут 2 российских "Союза". В 2002 г. Дж.Буш заявил, что и трое справятся. А с 2003 года работают только двое

Командир ОКС.

До последнего времени командир КК был после пристыковки и командиром ОКС. В 1995 г эта традиция была нарушена - очередной экипаж ОКС "Мир" повёз американский шаттл со своим, естественно, командиром. В 2000 г получилось ещё занятнее - на подлёте к ОКС командовал Ю.Гидзенко, на борту "Альфы" он передал власть У.Шеперду, при перестыковке, вероятно, снова командовал "Союзом", а после передачи смены оба стали "рядовыми".

Все командиры на ОКС всегда были военными. И вот впервые в марте 2001г ОКС возглавил Ю.Усачёв, из гражданского отряда космонавтов РКК "Энергия.

Ещё один ньюанс. О создании "экспериментальной" ОКС из "четырёх комнат" мир узнал в январе 1969г после стыковки КК "Союз-4" и "Союз-5". Конечно, это заявление - на совести советской пропаганды. Если ОКС - аналог земного дома, то что это за дом, где для посещения соседней комнаты надо одеваться в скафандр (и 2 года к этому визиту готовиться)? В 1975 после стыковки более просторных кораблей "Союз-19" и "Аполлон", где ходили в гости уже без скафандров, никто уже не называл эту связку ОКС.
Были командиром 1 раз:2 раза:3 раза:4 раза:
СССР/РоссияСШАСССР/РоссияСССР/РоссияСССР/Россия

Г.Добровольский
П.Попович
А.Губарев
П.Климук
Б.Волынов
В.Горбатко
Л.Попов
А.Березовой
В.Джанибеков
В.Васютин
В.Титов
А.Арцебарский
В.Дежуров
Ю.Гидзенко
С.Залётин
Ю.Усачёв
А.Калери

Ч.Конрад
А.Бин
Д.Карр
У.Шеперд
Ф.Калбертсон
Л.Чиао

Ю.Романенко
В.Ковалёнок
В.Ляхов
А.Волков
Г.Манаков
В.Циблиев
Т.Мусабаев
Ю.Онуфриенко
В.Корзун
Ю.Маленченко
Г.Падалка

А.Викторенко
В.Афанасьев

Л.Кизим
А.Соловьёв
Кизим - уникальный командир. За 3 полёта он трижды был командиром КК и 4 раза командовал ОКС (в 1986г он побывал на двух за 1 полёт - на "Мире" и "Салюте-7")

2. Бортинженер
Это непременная должность на ОКС. Иногда в экипаже бывало и по 2 бортинженера - все бортинженеры-2 были иностранцы, совершавшие длительный полёт: немец Райтер, француз Эньере, американцы Блаха, Люсид, Фоул, Линенджер, Вулф, Э.Томас. Два бортинженера-американца и в составе ЭО-2 на "Альфе".

3. Космонавт-исследователь
Эта должность встречается не в каждом экипаже. На "Салюте-1" должность называлась инженер-испытатель, а на других ОКС - космонавт-исследователь, что в принципе одно и то же.

4. Врач-исследователь
Тот же исследователь, но с медицинским уклоном.

5. Пилот
Должность на МКС. Вероятно, так будут называть только российских космонавтов, которые не командуют на ОКС и бортинженерами тоже не являются. Пока такой был только 1 - Ю.Гидзенко.

6. Научный специалист
Планировалось, что это будет самая многочисленная профессия на МКС - до 10 человек постоянно. И вот печальный итог: Финк - первый человек на МКС, имеющий такой статус. Да и то - какая наука, когда уже более года МКС поддерживается на орбите героическими усилиями России, экипаж её сокращён до двух человек, которые едва управляются с поломками на борту? Скорее, это дань обещаниям...

 

Салют (ДОС-1)

 

 
Период Командир экипаж Примечания
19.04-7.06.1971 авт    
(24.04.1971) (В.Шаталов) (ЭО-1) Неудачная стыковка. Сломан СТУ - переход на ОКС стал невозможен.
7-29.06.1971 Г.Добровольский ЭО-1  
  (наиболее вероятный - А.Леонов ) (ЭО-2) После гибели при посадке ЭО-1 полёт ЭО-2 отменён
29.06-11.10.1971 авт   сведение с орбиты

МИР
20.02.1986 -15.03.1986 авт    
15.03.1986 - 5.05.1986 Л.Кизим ЭО-1  
5.05.1986 - 26.06.1986 авт.    
26.06.1986 - 16.07.1986 Л.Кизим ЭО-1 (возвращение после работы на ОКС "Салют-7")
16.07.1986 - 8.02.1987 авт    
8.02.1987 - 23(29)12.1987 Ю.Романенко ЭО-2  
23(29)12.1987 - (28.11)21.12.1988 В.Титов ЭО-3  
(28.11)21.12.1988 - 27.04.1989 А.Волков ЭО-4  
27.04.1989 - 8.09.1989 авт    
8.09.1989 - (13)19.02.1990 А.Викторенко ЭО-5  
(13)19.02.1990 - (3)9.08.1990 А.Соловьев ЭО-6  
(3)9.08.1990 - (4)10.12.1990 Г.Манаков ЭО-7  
(4)10.12.1990 - (20)26.05.1991 В.Афанасьев ЭО-8  
(20)26.05.1991 - (4)10.10.1991 А.Арцебарский ЭО-9  
(4)10.10.1991 - (19)25.03.1992 А.Волков(2) ЭО-10  
(19)25.03.1992 - (29.07)10.08.1992 А.Викторенко (2) ЭО-11  
(29.07)10.08.1992 - (26.01)1.02.1993 А.Соловьев (2) ЭО-12  
(26.01)1.02.1993 - (3)22.07.1993 Г.Манаков (2) ЭО-13  
(3)22.07.1993 - (10)14.01.1994 В.Циблиев ЭО-14  
(10)14.01.1994 - (3)9.07.1994 В.Афанасьев (2) ЭО-15  
(3)9.07.1994 - (6.10)4.11.1994 Ю.Маленченко ЭО-16  
(6.10)4.11.1994 - (16)22.03.1995 А.Викторенко (3) ЭО-17  
(16)22.03.1995 - (29.06)4.07.1995 В.Дежуров ЭО-18  
(29.06)4.07.1995 - (5)11.09.1995 А.Соловьев (3) ЭО-19  
(5)11.09.1995 - (23)29.02.1996 Ю.Гидзенко ЭО-20  
(23)29.02.1996 - (19.08)2.09.1996 Ю.Онуфриенко ЭО-21  
(19.08)2.09.1996 - (12.02)2.3.1997 В.Корзун ЭО-22  
(12.02)2.3.1997 - (7)14.08.1997 В.Циблиев (2) ЭО-23  
(7)14.08.1997 - (31.01)19.02.1998 А.Соловьев (4) ЭО-24  
(31.01)19.02.1998 - (15)25.08.1998 Т.Мусабаев ЭО-25  
(15)25.08.1998 - (22)28.02.1999 Г.Падалка ЭО-26  
(22)28.02.1999 - 28.08.1999 В.Афанасьев (3) ЭО-27  
28.08.1999 - 6.04.2000 авт    
6.04.2000 - 16.06.2000 С.Залетин ЭО-28  
16.06.2000 - 23.03.2001 авт    

МКС

20.11.1998 -2.11.2000 авт      
2.11.2000 - 18.03.2001, вечер У.Шеперд (США) ЭО-1    
18.03.2001, вечер - 17.08.2001, вечер Ю.Усачёв (Россия) ЭО-2    
17.08.2001, вечер - 8.12.2001? Ф.Калбертсон (США) ЭО-3    
 8.12.2001? - 7.06.2002? Ю.Онуфриенко (Россия) (2) ЭО-4    
7.06.2002? - 29.11.2002 В.Корзун (Россия) (2) ЭО-5    
29.11.2002 - (28.04)4.05.2003 К.Бауэрсокс (США) ЭО-6    
(28.04)4.05.2003 -  20(28).10.2003 Ю.Маленченко (Россия) (2) ЭО-7    
20(28).10.2003  - (21)30.04.2004 М.Фоул (США) ЭО-8    
(21)30.04.2004 - (16)24.10.2004 Г.Падалка (Россия) (2) ЭО-9    
(16)24.10.2004 Л.Чиао (США) ЭО-10