![]() Порох, ракеты и фейерверки, без сомнения, изобрели китайцы. Не позже XI века. Но и не на много раньше. Тут нюанс - не менее столетия-двух-трёх ушло на то, чтобы из серы, селитры и древесного угля добиться нужных пропорций. Причём как раз взрывной характер пороха был не слишком востребован. Практически везде целые столетия ракеты были элементом праздника, а не войны. Более того - летающие ракеты были редкостью. И я подозреваю, что вообще запрещены - иначе пожаров не миновать. Крыши домов были из соломы и бамбука... А в самых первых упоминаниях их называют "земляными крысами". Порох был слаб. Бумажные колбаски перескакивали, горя и дымя, с места на место, забавляя китайцев. Слово "ракета" (рокетто, веретено, вращается) появилось у итальянцев спустя 2-3 столетия. Однозначно - это была огненная вертушка, которая вращалась на оси, разбрасывая искры. И не летала пока ![]() Арабский химик (жил, где сейчас Сирия) Хасан-аль-Раммах-Недшм-эддин. Случаев применения не зафиксировано, но описание очень понятное. Арабы многое переняли у индийцев, которые, в свою очередь приняли мудрость бежавших на Восток от христианства позднеэллинских учёных и общавшихся с Китаем. Селитру называли "китайский снег". Арабы завезли знания в Южную Европу. Ох, много чего завезли и познакомили этих варваров с цивилизацией. И с ракетами тоже. ![]() Скорее всего корзину со стрелами-ракетами просто ставили на костёр, направляя в сторону противника ![]() Он написал военный трактат, в котором описал три типа ракет. На рисунке изображена очень приличная ракета. И держит её не кто иной, как Александр Македонский. Который, якобы, её и изобрёл. О применении ракет пока нет сведений ![]() Корейцы массово применили против вторгшихся японцев настоящие РСЗО под название «Хвача» - колёсные повозки с десятками ракет-стрел ![]() Он, якобы, совершает первую попытку полёта на ракетах. Не верю, но миф красивый. Собственно, моё мнение ![]() Он не изобретал телескоп (его изобрели на несколько лет ранее в Голландии), он даже не первый посмотрел в телескоп на Луну и не первый рисовал карту Луны, но революцию в астрономии устроил именно он. В один день открыл 4 спутника Юпитера и много ещё чего. Но главное - астрономия стала массовой. Даже Папа Римский не прочь был посмотреть на мироздание, сотворённое Богом ![]() Он написал трактат о кораблестроении, описав корабельные ракеты. На рисунке - настоящий ракетоносец, причём, как я понимаю, под турецким флагом ![]() На празднике дня рождения дочери султана турок Хасан Челеби Легари взлетел на ракете в Стамбуле. И спланировал в море на крыльях. Вероятно, этот цирковой трюк имел место быть, иллюстрация со старинной гравюры и описание уважаемого человека. Только вот - везде - Челеби, Челеби... А это просто приставка к имени, означает «Благородный». Типа «дон, фон, сэр», не имя ![]() Он написал трактат о ракетах и, похоже, изготовлял их немало, в том числе большие и многоступенчатые ![]() Бразилец, приехавший в метрополию, демонстрирует королю модель аэростата. Мечта о полёте была близка, но революция не состоялась. Герметичной ткани было мало или король рассердился за сгоревшие гобелены? ![]() Хайдер Али, раджа Майсора (Индия) создаёт (с помощью французов) ракетные войска и (позже) наносит ракетные удары по англичанам ![]() Одна из первых зарисовок ракетного обстрела. Использование ракет при штурме майсорскими войсками укреплений линии Траванкор. Рисовал Йохан Жерар ван Ангелбек, губернатор Голландской Индии ![]() Майсор был разгромлен англичанами, индийским ракетам пришёл конец. На некоторое время. Вот картика интересная от того времени осталась - рисунок английского художника Роберта Хоума (1752 - 1834). Что делает этот индийский ракетчик? Он выверяет центр тяжести ракеты. Потом отрежет лишнее от хвоста и ракета полетит по нужной траектории. Но вот что за палка между ног - это загадка... В 2019 году индийские археологи раскопали целый склад индийских ракет, очевидно, с 1799 года, более 1000. Все - с жестяным корпусом. То ли индийцы их сбросили в колодец, чтобы англичанам не достались, то ли наоборот, англичане утопили. Сейчас в музее ![]() В Анноне (Франция) братья Монгольфье запустили первый тепловой аэростат (монгольфьер) и, что важно - при огромном стечении народа. И началось поломничество в небо... ![]() Парижане, узнав о том, что эра воздухоплавания началась в Авиньоне, немедленно пригласили братьев Монгольфье демонстрировать КАК такое случилось. Но ждать приезда было невтерпёж, поэтому они сами скроили аэростат и наполнили его уже не горячим воздухом, а водородом, который им предоставил Жак Шарль. И взлетел первый шарльер! ![]() Авиареволюция набирает темп. В небо впервые поднялся человек. Причём, сразу двое! Жан-Франсуа Пилатр де Розье и маркиз д'Арланд. Пройден первый километр на пути к космосу ![]() Только после того, как Конгрев заменил бумажные гильзы ракет на жестяные и удачно использовал их в нападении на французскую Булонь, началась ракетная эпидемия, охватившая всю планету и закончившаяся только к концу XIX века. Миллионы ракет в десятках армий, сотни модификаций... А всё началось вот с таких шлюпок, обстрелявших ночью французский городок Булонь (там был порт и строились корабли для десанта в Англию) ![]() Ракеты быстро стали страшным оружием. За 3 ночи, выпустив более десяти тысяч ракет, англичане сожгли столицу Дании. Погибло около 2000 горожан. Причём Дания была нейтральной. Но с юга шёл Наполеон, он мог захватить датский флот и блокировать Датские проливы. Англичане лишились бы стратегического товара - это был мачтовый лес из Швеции. Датский флот конфисковали, проливы отстояли. Правь, Британия, морями... ![]() Мальчик Вильфрид де Фонвейл едва не стал первым европейским пилотом ракеты. Вмешалась полиция и ракетный мастер итальянец Клод Руджиери не продвинулся дальше запусков на ракете барана и прочих животных, которые спускались на парашютах ![]() Джон Деннет родился на острове Уайт у берегов Британии. Кораблекрушения на местных рифах были часты и с берега потерпевшим перекидывали трос с помощью миномёта "Мэнби", который стрелял на 250 ярдов. Деннет впервые дал ракетам возможность не убивать или развлекать людей, а спасать их. Вероятно, он занимался ракетами с 1826 года, они превзошли "Мэнби" по всем показателям, а когда в 1832 году они спасли 19 моряков с судна "Бэйбридж", стал знаменитым. А ещё он был хорошим археологом и геодезистом. В 1852 году он умер, передав бизнес сыну Горацио. «Энциклопедии Хармсворта» 1906 года утверждает, что ракеты Деннета спасли 8515 жизней в период с 1870 по 1905 год. ![]() Француз Анри Жиффар год строил паровую машину, пригодную для воздушного судна, потом сам строил дирижабль, потом сам полетел на нём. Ему не терпелось опробовать аппарат и он полетел против сильного ветра. Ветер он не осилил, летать по кругу мог бы только в штиль, но всё же он пролетел 27 км от парижского ипподрома, хотя и не туда, куда хотел. Но всё же - это был первый управляемый полёт в отличие от многих предыдущих попыток, когда винт вертели вручную. Революция прошла буднично, незаметно. А тогда - какая же это революция. Почин не был подхвачен. Управляемыми полётами аэростатов/дирижаблей занялись всерьёз, но прошло ещё полвека, пока Сантос-Дюмон доказал - воздушным судном вполне можно управлять ![]() Понятия о стратосфере ещё не было. Но желание подняться выше других существовало всегда. 5 сентября 1862 года состоялся самый высокий подъём на аэростате в открытой корзине без кислорода. Джеймс Глейшер и Генри Трейси Коксуэлл (Англия) поднялись на аэростате, наполненным светильным газом в стратосферу. По современным подсчётам - 11887 метров. Они потеряли сознание и едва не умерли. Один из голубей, взятых в корзину, умер. Люди оказались чуть крепче ![]() Стрельба человеком из пушки, цирковой номер "Человек-ядро" имеет самое непосредственное отношение к космонавтике. Такое упражнение помогло рассчитать перегрузки при мгновенном ускорении (например, при катапультировании). Конечно, лётчики освоили катапульту быстрее космонавтов, но все космонавты проходили через испытание "выстреливанием" в специальном тренажёре. А ещё раньше вычислялись теоретически возможные перегрузки, например, при посадке на Луну. ![]() Первая известная ракета на бездымном порохе, запущенная Теодором Унге (Швеция) 12 сентября 1896 г. в Стокгольме. Технический музей, Стокгольм ![]() Унге занимался военными ракетами, на чужие деньги и с целью оправдать затраты. Поэтому работы секретились, а фотосъёмку с ракеты он считал второстепенной, спустя несколько лет Мауль вплотную занялся фоторакетами, сгрёб себе всю славу и десятилетия спустя шведам пришлось отстаивать приоритет земляка. А вообще это великое новшество - менее чем через век ракеты сфотографипуют миры, которые даже в крупнейшие телескопы выглядят точками. И мы их увидим. А пока - шведская деревенька... ![]() Вильгельм Теодор Унге родился в 1845 г. в Стокгольме. В 1866 г. он закончил Технологический институт и начал свою военную карьеру. Проявил себя. Переведен сначала в Военный институт, а затем назначен в Генеральный штаб, где выбрал карьеру изобретателя в области военной техники. Его первым запатентованным в 1887 г. изобретением был дальномер, а вскоре он запатентовал целую серию новшеств в автоматической винтовке. В конце 80-х годов XIX в. Унге заинтересовался артиллерией; он рассматривал применение ракет как возможный путь для развития артиллерии и использования нового высокоэффективного нитроглицерина в качестве боеголовки артиллерийских снарядов. В 1891 г. Унге познакомился с Альфредом Нобелем, который заинтересовался его идеями. В 1892 г. Унге создал (на паритетных началах с Нобелем и шведским королем), компанию «Марс». Главной задачей деятельности этой компании были разработка, изготовление и продажа изобретений капитана В. Т. Унге. Вся эта работа финансировалась Нобелем до самой его смерти в 1896 г., а затем в течение еще пяти лет велась за счет его имущества. В течение первых пяти лет Нобель вложил в предприятие «Марс» около 20 тысяч долларов. ![]() ![]() Германа Гансвиндта у нас иногда называют "немецким Циолковским". Скорее уж наоборот - Герман родился на год раньше Циолковского, умер на год раньше, а интересные изобретения делал на несколько лет раньше. Причём, в отличие от Циолковского-идеалиста он был прагматиком, хотя и сильно увлекающимся. Герман Гансвиндт был классическим немцем - родился в Пруссии, трудолюбив, настойчив, аккуратен и изобретателен. Основал целую фирму по изобретению транспорта. Изобретал машины и велосипеды, вертолёты и лодки, различные механизмы и пожарную технику. Причём всё это (в отличие от Циолковского) делал в металле. Он первым разобрался с ошибками дирижаблестроителей - дирижабль должен быть огромным с мощной машиной. Если сделать его в 10 раз больше, то объём возрастёт в тысячу раз, а сопротивление воздуха только в 10. Он получил патент на дирижабль в 1883 году. Но машин, чтобы разгонять такую махину до скорости 50 км/ч (меньше нельзя, как вычислил Герман) ещё не было. Но построить его было возможно! Гансвиндт настойчиво пробивал свою идею и добился лишь того, что военные выбрасывали в мусор, не читая, проекты всех дирижаблей, в том числе и графа Цеппелина. |
Я всегда представлял себе, что рай будет своего рода библиотека. - Хорхе Луис Борхес |