Засядко родился близ Полтавы и по национальности был малороссом, т.е. украинцем, что в наше дурацкое время немаловажно. Участвовал во множестве сражений в войсках Суворова, Кутузова и т.д. против турок, французов, на Кавказе, Балканах, при Бородино на батарее Раевского, в "битве народов" под Лейпцигом в 1813-м, где он и увидел ракеты в бою. Бывал не раз ранен, месяц провёл в плену под Парижем, неоднократно оставался жить чудом и дослужился до звания генерала. В 1815-м начал делать свои ракеты, сильно похожие на конгревовские. Стал начальником Петербургского Арсенала. Вырастил 8 детей. В 1827 его ракеты впервые приняли участие в бою. В 1828-1829 годах ракеты употреблялись в Балканской войне массово. Засядко в боях подорвал своё здоровье и умер после нескольких лет тяжёлой болезни в 1837 году. Ему было 57 лет
Шильдер родился в 1785 году в Псковской области. Этнический немец, выходец из Белоруссии. Начал службу в русской армии 17-летним юношей. Под командованием Кутузова с 1805 г. воевал против Наполеона, сражался под Аустерлицем, в 1812-м блокирован польскими войсками в Бобруйске. Был сапёром. В турецкой войне 1828 года командовал сапёрным батальоном, где, вероятно, увидел ракеты Засядко. Тяжело болел, но выздоровел, в 1831 г — польская война. В сражении при Остроленке был ранен пулей в ногу, при штурме Варшавы на костылях был среди самой жестокой свалки в укреплении Воля. После подавления восстания поляков назначен генерал-адъютантом, начальником инженеров действующей армии в Царстве Польском.
В том же году Павел Львович Шиллинг — друг молодости Шильдера, посвятил его в тайны изобретенного Шиллингом (совместно с академиком Якоби) способа электровоспламенения пороха. Шильдер решил применить это изобретение для электроподрыва подводных мин. Первое показательное испытание подводных мин с помощью электричества было проведено Шильдером на Обводном канале 21 марта (2 апреля) 1834 года. Тогда же состоялись первые подводные пуски пороховых ракет.
При участии Шильдера в 1839 году был создан "Комитет о подводных опытах", а Шильдер перешел к идее подводной лодки. В марте 1834 года была начата и в мае закончена постройка подводной лодки по проекту Шильдера. Шильдер первым установил на подлодку ракеты — 2 пакета по 3 штуки с каждого борта.
Испытания самой лодки были осуществлены 29 августа 1834 г. на Неве в 40 верстах выше Санкт-Петербурга.
24 июля 1938 года — новый цикл испытаний, лодка Шильдера должна была потопить старый транспорт. В ходе испытаний из-под воды были запущены ракеты.
Из книги Первушина: «…Ракеты по причине сильного волнения не могли долететь до своей цели и разорвались в волнах не в дальнем расстоянии от лодки. Трубы, в которых находились ракеты, чтобы оные не подмочило, были закрыты герметически, отчего при выпуске пяти ракет трубы наполнились водой, значительно увеличили тяжесть лодки и были причиной неожиданного погружения оной. Между тем волной захлестнуло разговорную трубу, и не прежде, как через четверть часа, по отлитии сей воды, можно было продолжить дальнейший путь. По приближении к судну мина, находившаяся на носу лодки, приткнута была к судну удачно, сама же лодка течением была увлечена почти под киль судна, но железные шесты с флюгерами удержали оную, и плывший сзади катер взял оную на буксир. Выехав из-под судна, лодка вновь унесена была течением и наехала на гальванические веревки, от постоянных, в воду опущенных мин, проведенные, порвала провода от двух мин. По отплытии, наконец, с помощью катера на значительное расстояние, предположено был взорвать эти означенные постоянные, на дно опущенные мины, из которых воспламенилась только одна, причинившая мало вреда судну. После того была взорвана вышеупомянутая воткнутая в судно мина 20 фунтов пороху, и только после этого судно начало тонуть…»
Субмарина была отправлена на доработку.
Новые испытания проходили в Кронштадте по программе, составленной Шильдером и одобренной Комитетом о подводных опытах. 24 сентября 1841 года на лодку накладывался дополнительный балласт; затем с помощью гирь, впуска воды и архимедова винта субмарина погружалась и всплывала. Сам Шильдер управлял движением лодки с катера через каучуковую переговорную трубу, один конец которой входил в лодку, а другой, в виде рупора, находился у него в руках. Подводная лодка за 35 минут прошла 183 сажени (335 м), после чего ее отбуксировали к пристани.
Испытания признаны неудачными и 9 октября (21 октября) 1841 года опыты были прекращены и лодка назначена к уничтожению. Шильдер лодку разобрал и продал в виде металлолома. Но он продолжал работы, проектируя и создавая баржи с ракетами и подводные лодки. 26.11.1852 Шильдеру присвоено звание инженер-генерал. В 1853 году началась Крымская война. Шильдер вернуться в армию и продолжил службу по основной специальности. Был тяжело ранен осколком гранаты в ногу (осколок раздробил ему ступню) и 11 июня 1854 года скончался.
Константинов родился в 1818 г. в Варшаве. Он был внебрачным сыном великого князя, цесаревича Константина Павловича, наместника русского императора в Царстве Польском, его мать — французская актриса Клара-Анна де-Лоран. При рождении он был наречен Константином Константиновичем Константиновым. У него была и сестра Констанция, от тех же родителей. Оба ребёнка считались приемными детьми князя Ивана Александровича Голицына, адъютанта цесаревича и лишь впоследствии их отчества изменили. Денег на воспитание князь не жалел, например, уроки музыки будущему ракетчику давал сам Шопен. Польша восстала
в 1831 г. Константин Павлович направился из Польши в Россию, но по пути он заболел холерой и скончался в Витебске. Князь Голицын вместе с Константином и де-Лоран обосновался в Петербурге.
В январе 1834 г., исполняя волю цесаревича, князь определил 15-летнего Константина юнкером в престижное артиллерийское училище. В 1840 г. он на четыре года был командирован за границу «для собрания полезных сведений, до артиллерии относящихся». Он многое высмотрел на Западе, в том числе и производство ракет.
Во время этой командировки он сделал (совместно с англичанами) свое первое изобретение — прибор для измерения скорости вылета снаряда из пушки.
С 1846-47 гг. он начал заниматься систематическими исследованиями ракетной техники, создал ракетный баллистический маятник для измерения тяги порохового двигателя.
В 1850 г. в чине полковника он был назначен командиром Петербургского ракетного заведения, к началу 1851 года провел анализ 120 ракетных систем, определил наилучшие рецепты пороховых смесей, исследовал процессы истечения газов из ракетной камеры.
Лев Толстой, тоже ракетчик, часто бывал у него в гостях.
В 50-х занялся и воздухоплаванием. Главная его заслуга — строительство Николаевского ракетного завода, вероятно, тогда лучшего в мире. Он умер незадолго до пуска завода, в 1871 году, в возрасте 52 года.
Боевые ракеты в Российской империи официально отменили в 1898 году
|