Поморцев родился в 1851 году в Новгородской губернии. Отец его был артиллеристом в чине поручика, он тоже стал артиллеристом, однако потом занялся метеорологией, много летал на аэростатах, обрабатывал данные, писал книги об атмосфере. С 1900 года занялся планерами, а в 1902 на удивление всем занялся ракетами. Он обратил внимание на стабилизаторы и испытал множество их форм. Дослужившись до чина генерал-майора он ушёл на пенсию, продолжая заниматься ракетами теперь в Кучино. Публиковать работы ему запретили военные. Между тем ракеты у него летали на 9 км с боевой частью в 4 кг. Однако рассеивание было большим. Много у него было идей и проектов - и пневматические ракеты и самолёт. Он умер в 64 года от болезни сердца, Рябушинский, бывший его спонсором, вывез его работы за границу, где и опубликовал в 1920 году под своим именем.

Константин Эдуардович Циолковский, скромный учитель в маленьком городе Боровске, а потом в Калуге в особых представлениях пока не нуждается (надеюсь). Он переболел в детстве скарлатиной и практически оглох. Оттого он часто на фото со слуховой трубкой или вот таким зеркалом-экраном. Несмотря на это, а м.б. и благодаря этому он увлёкся знаниями, причём стал самоучкой, т.к не мог слышать преподователей. Родился он в сентябре 1857 года, практически точно за 100 лет до начала Космической эры. Страшно представить, как нелегко ему давались знания. Однако он освоил даже высшую математику, сдал нужные экзамены и стал преподавателем. Причём очень неплохим. Но гораздо лучше он умел фантазировать. Причём именно на технические темы. Писателем он был слабым, но интуистом, заглядывавшим вперёд на столетие - выдающимся. Да что там на столетие, когда он рассуждал, как переустроить человечество в пределах Галактики! Причём во главе галактического человечества стоял не царь и не совет народных депутатов, а Президент! Провинциальность, самоучение, отсутствие настоящего научного общества, практически всю жизнь нищий, обременённый оравой детей и внуков - он был просто обречён на неуспех и забвение. А он делал открытия, брал патенты, публиковал научные статьи и фантастику, издавал за свой счёт книги и много, очень много переписывался. Открытия оказывались сделанными немного раньше другими - он это просто не мог узнать, патенты оказывались убыточными, в его изобретениях не нуждались, его книги не покупали даже за ничтожную цену, чаще всего он их дарил, его статьи громили критики. У него не было времени - его отбирало преподавание в гимназии, его дом с моделями воздушных кораблей затапливало наводнениями, Циолковский даже был арестован чекистами как контрреволюционер. Но он прочёл Жюль Верна, раскритиковал его Колумбиаду и целые годы прикидывал, как сделать Колумбиаду реальной. Когда ему исполнилось 40, ему попалась книжечка совершенно неизвестного инженера Фёдорова, который описал наипримитивнейшую схему реактивного двигателя "без опоры на воздух". Циолковский быстро понял - вот что надо! - и создал (на бумаге) самую настоящую пилотируемую ракету. Почти все (включая и Гансвиндта) не понимали принцип реактивного движения. А Циолковский понимал, кроме того он разбирался в газодинамике. Циолковский в качестве топлива взял жидкий кислород и жидкий водород (предельно энергоёмкое топливо). Жидкий кислород смогли получить только в 1883 году, а жидкий водород получили лишь в 1898-м и в момент вычислений его вообще не существовало. Но Циолковский был неудержим. В статье он исчисляет топливо тоннами. Но это не всё. Скорость истечения газов из двигателя, основной показатель эффективности топлива, который и сейчас, 120 лет спустя топчется в районе 4 км/сек (а ФАУ-2 летала в космос на 2 135 м/с), Циолковский берёт 5,7 км/с! Что даёт ему преимущество в борьбе с реальностью в десятки раз. С большим сожалением он добавляет, что придётся этим и ограничиться, хотя опыты с предатомами (ионами) дают надежду в ближайшее время увеличить этот показатель еще в несколько раз! Ракета у Циолковского была одноступенчатой и даже при таком безумно огромном параметре топливо составляло 85% веса ракеты просто для вылета в космос. Что, конечно, для планов великого мечтателя было совсем неинтересно. Поэтому массу топлива он доводит до 99,5%, предоставляя инженерам самим думать, как создать такую бочку при соблюдении полного комфорта пассажиров. При всём косноязычии, употреблении устарелых в научном языке понятий типа "верста", "утилизация материала" работу Циолковского вполне можно считать за точку отсчёта космической эры в теории. Впервые с расчётами Циолковский показал, что
1. Полёты в космос возможны
2. Полёты в космос возможны только на ракетных устройствах
3. Полёты в космос возможны только на ракетных устройствах с жидким топливом, из которых наилучшие - жидкие кислород и водород
И ничего не произошло. Задача, поставленная Циолковским, для инженеров, металлургов, химиков, была нереальной. Поэтому статью журналы не печатали, лишь через 5 лет Филиппов в сокращении и без схемы в мае 1903 года статью напечатал, обозначив приоритет Циолковского навечно. И это был последний номер журнала "Научное обозрение". Редактор Филиппов почти сразу погиб при странных обстоятельствах в собственной квартире.
Циолковский оценил публикацию: «Рукопись не возвращена. Издано ужасно. Корректуры не было. Формулы и номера перевраны и потеряли смысл. Но все-таки я благодарен Филиппову, ибо он один решился издать мою работу».
Кстати, о формуле Циолковского. Формула вовсе не столь сложна, её выводили как минимум за полвека до этого, но сама по себе она была инертна как таблица умножения. Она была никому не нужна за неимением теории ракетного движения. То же самое и с числом Циолковского. Кому могли понадобиться отношение топлива и полезной нагрузки ракеты, если его некуда приложить? Статья осталась практически незамеченной, но тем не менее некоторое число людей узнали про статью, а в 1911-1912 гг Циолковский напечатал более расширенную версию со схемой ракеты в журнале "Вестник воздухоплавания". Кроме того и другие журналы изредка печатали статьи об идее Циолковского. И всё равно энтузиазма не было никакого. После чего началась война империалистическая, перешедшая в войну гражданскую. В России стало не до исследований мировых пространств.
В 23 года (1880 год) Циолковский сдал экзамены на учительское звание, переехал в Боровск и женился на дочке попа, в доме которого снимал комнату. В 1892 семья Циолковских переезжает в Калугу, где он и жил до самой смерти в сентябре 1935 года в возрасте 78 лет.



Дмитрий Рябушинский Родился в Москве в 1882 восьмым сыном. Поступил в Московскую Практическую академию коммерческих наук, которую окончил в 1901 г. с золотой медалью и степенью кандидата коммерции. Курс механики читал профессор Н.Жуковский. Семья староверов Рябушинских по нашим понятиям была семьёй олигархов и миллиардеров. Много чего создала в Российской империи именно не своими деньгами, а умом и руками. Дмитрий своими деньгами распорядился так - 6 мая 1904 года в имении Рябушинских в Кучино под Москвой открыт Аэродинамический институт, являвшегося по своему оснащению первым в мире научным заведением подобного типа. На устройство института Дмитрий Павлович израсходовал до 1905 года 100 тысяч рублей. Там работали Жуковский, Неждановский, Поморцев, да и сам Рябушинский стремился быть лидером. Публиковались бюллетени на французском языке. В марте 1914-го Рябушинский объявил, что с авиацией разобрались: «... но на смену ей выдвигается новая, гораздо более трудная и грандиозная проблема, - проблема перелета на другую планету.» В институте занялись ракетами. В 1918-м Рябушинского арестовали; чудом оставшись в живых, он выехал в октябре 1918 в Данию, переехал в 1919 во Францию, где и оставался на протяжении всей последующей жизни, до смерти в 1962 году.
Во Франции Рябушинский продолжил исследования по гидродинамике, в том числе по изучению движения твердых тел в жидкости, вихревых течений, кавитации и сопротивления жидкостей. Последняя обзорная статья Рябушинского (1962) открывается портретом К.Э.Циолковского, аэродинамические исследования которого (как и Д.И.Менделеева) он один из первых упомянул в другом своем юбилейном докладе - в 1914 - в ряду «блестящих работ», положивших «начало рациональному изучению законов сопротивления воздуха».

В 1921 г Кучинский институт был переименован в Московский институт космической физики и вскоре влился во вновь созданный Государственный научно-исследовательский геофизический институт.





В день первого полета А.С. Кудашева на своем самолете. Второй справа - князь, первая слева - его супруга Екатерина Васильевна (предположительно).

вернёмся на старт?

Статьи в журналах 1901-1910 гг.


Когда на Невском какой-то господин, по виду литератор, громко и твердо сказал своей спутнице, что он не хочет издавать журнал, огромная толпа тотчас окружила этого единственного в своем роде человека, криками выражая свое удивление.

Анекдот начала XX века.

Внимание! Чтобы читать дореволюционные тексты на языке оригинала, надо иметь на компе шрифт Palatino Linotype.
  1. Подъём на воздушном шаре на высоту 10500 метров «Метеорологический вестник» 1901 г. №1 в djvu — 178 кб
    31 июля 1900 года А.Берсон и Р.Сюринг взлетели из Берлина на воздушном шаре "Пруссия"
  2. Новейшие спутники земли в начале XX века «Будильник» 1901 г. №1 в jpg — 535 кб
    карикатура на политиков
  3. Действующий вулкан на Луне «Огонёк» 1901 г. №3 (19.01. (1.02).1901) в djvu — 52 кб
    В кратере Посейдон.
  4. [сигналы с Марса] «Научное обозрение» 1901 г. №1 в djvu - 379 кб
    + период вращения Венеры + природа полярных сияний
    сканировал Юрий Дружинин
  5. [Тесла принял сигналы с Марса] «Электротехнический вестник» 1901 г. №3 в djvu - 39 кб
    сканировал Юрий Дружинин
  6. сообщения «Научное обозрение» 1902 г. №1 в djvu - 285 кб
    Новое объяснение каналов на Марсе
    Вновь открытые туманности
    К вопросу о новой звезде в созвездии Персея
    Новый астероид
    Туманное пятно, окружающее новую звезду Персея
    Происхождение двойных светлых линий в спектрах вновь открытых звёзд
    сканировал Юрий Дружинин
  7. сообщения «Научное обозрение» 1902 г. №4 в djvu - 243 кб
    Новая планета за Нептуном
    Размеры планет и их спутников
    Высота атмосферы (БОЛЬШЕ 100 км!)
    Попытка доказать ограниченность вселенной
    Черное пятно на Юпитере
    сканировал Юрий Дружинин
  8. Марс «Огонёк» 1901 г. №4 (26.01. (8.02).1901) в djvu — 272 кб
    Обзор знаний о планете, каналы и т.д.
  9. Новыя открытия Тэсла «Огонёк» 1901 г. №9 (2(15).03.1901) в djvu — 17 кб
    Тесла обещает связь с марсианами
  10. Языкъ Марс «Огонёк» 1901 г. №44 (23.11.(6.12).1901) в djvu — 220 кб
    Нечто спиритическое, вероятно, заголовок "язык Марса". Кое-что о возможности понимать марсиан.
  11. Война в будущем «Огонёк» 1901 г. №48 (21.12.1901(3.01.1902)) в djvu — 53 кб
    страшно за человека (тогда, сейчас смешно)
  12. А.Родных. О воздушном летании в России «Самокат» 1901 г. №400 (27.10.1901) в djvu — 161 кб
    Сканировал Юрий Дружинин
    Интересно тут одно - знал ли Родных, что рукопись - фальсификация?
  13. Маркони и его планы «Огонёк» 1902 г. №2 (11(24).01.1902) в djvu — 243 кб
  14. Электромагнитная пушка «Огонёк» 1902 г. №19 (15(28).05.1902) в djvu — 25 кб
    ... Биркеланда
  15. Что делается на Луне «Огонёк» 1902 г. №24 (21.06. (4.07).1902) в djvu — 39 кб
    Пикеринг увидел вулканы
  16. Фейерверк с человеческими жертвами в Нью-Йорке «Огонёк» 1902 г. №43 (8(21).11.1902) в djvu — 206 кб
    Ракетные фейерверки порой трагичны. Более точно пишут газеты ("Новости дня"): 23-го октября (5-го ноября).
    ФРАНКФУРТ-НА-МАЙНЕ. ("Вольф"). Из Нью-Йорка сообщают, что в 10 ч. вечера произошел взрыв большого количества фейерверка, выставленного издателем газет Хирстом у Медисон-Сквер-Гардена по случаю победы демократов на выборах. Из громадной толпы собравшейся публики 12 человек разорвало в куски, 82 тяжело ранено и многие получили тяжкие увечья.
    А это там же, несколько ранее:
    Несчастные случаи на национальном празднике. В Нью-Йорке 4-го июля, в день национального праздника во время сожжения фейерверка пострадало, по словам специальной телеграммы "Berl. Tag.", 450 человек. Трое из них умерло. Много жертв было в Бруклине; в Чикаго трое убитых и 140 раненных. Сын президента Рузвельта Теодор был ранен осколками бутылки в лоб.
  17. Население Марса «Огонёк» 1902 г. №44 (15(28).11.1902) в djvu — 541 кб
    по мнению Фламмариона
  18. Лунные каналы и растительность на нашем спутнике «Вестник знания» 1903 г. №1 в djvu — 368 кб
    Пикеринг углядел
  19. К.Фламмарион. Вечерняя звезда «Вестник знания» 1903 г. №4 в djvu — 538 кб
    Жалуется, что на Венере невозможно ничего рассмотреть
  20. К.Фламмарион. Земля и человек во вселенной (конец) «Вестник знания» 1903 г. №7 в djvu - 251 кб
    только часть III - Условия жизни (остальное - звёздная астрономия)
  21. Константин Эдуардович Циолковский. Исследование мировых пространств реактивными приборами «Научное обозрение» 1903 г. №5 (дореволюционный шрифт) 77 кб текста + 40 кб графики
    Константин Эдуардович Циолковский. Исследование мировых пространств реактивными приборами «Научное обозрение» 1903 г. №5 (современный шрифт) 75 кб текста + 40 кб графики
    то же К.Э. Циолковский. Исследование мировых пространств реактивными приборами «Научное обозрение» 1903 г. №5 в pdf — 2,20 Мб
    Классика. Фундамент теории космонавтики, на котором ничего не было построено
  22. Из области науки. Междупланетные сообщения «Вестник иностранной литературы» 1903 г. №5, с.329-332 в pdf — 1,85 Мб
    Российское резюме (и перевод) статьи A. Le Mee во французском журнале "La Revue":
    Пересказ очень интересной статьи - что такое межпланетный полёт и как его сделать. Увы, про ракеты автор не задумывается
    http://epizodsspace.no-ip.org/bibl/inostr-yazyki/fran/La_Revue/1903/Le_Mee_Sur_les_Communications_interplanetaires.pdf
  23. Сообщение о смерти М.М.Филиппова «Огонёк» 1903 г. №23 (21.06 (4.07).1903) в djvu — 40 кб
  24. Электромагнитная пушка Биркеланда «Электротехнический вестник» 1903 г. №11-12 в djvu - 157 кб
    сканировал Юрий Дружинин
  25. С.Аррениус. Распространение жизни в мировом пространстве «Вестник знания» 1903 г. №10 в djvu - 703 кб
    классика панспермии
  26. Новейшие проекты летательных машин «Вестник знания» 1903 г. №10 в djvu - 96 кб
    до полёта Райтов - 2 месяца, но ни они, ни самолёты даже не упоминаются
  27. О.Гоффман. Изменения на поверхности луны «Вестник знания» 1903 г. №10 в djvu - 1,47 Мб
    намёк на некие активные процессы, возможна жизнь?
  28. Аллен. Жизнь иных миров «Вестник знания» 1904 г. №1 в djvu - 746 кб
    рассуждения о возникновении жизни
  29. Новое объяснение каналов Марса «Вестник знания» 1904 г. №5 в djvu - 67 кб
    Мондер не верит в каналы
  30. Победа при Курюк-Дара (отрывок) Русский архив 1904 г. кн 3, с 287 (дореволюционный шрифт) 5 кб текста
    Победа при Курюк-Дара (отрывок) Русский архив 1904 г. кн 3, с 287 1904г (современный шрифт) 4 кб текста
  31. Я.Надымов. Существуют-ли каналы на Марсе? «Наука и жизнь» 1904 г. №10 в djvu - 415 кб
    Опыты Эванса и Маундера - марсианские каналы это оптическая иллюзия
  32. Летательная машина во время С.-Американской войны «Наука и жизнь» 1904 г. №10 в djvu - 72 кб
    Вертолёт и некий винтовой аппарат с приводом от взрывчатых веществ. Интересно.
  33. Новая гипотеза о лунных кратерах «Вестник знания» 1904 г. №8 в djvu - 25 кб
    Это коралловые атоллы, но моря высохли
  34. Новообразование на луне «Вестник знания» 1904 г. №10 в djvu - 24 кб
    У.Пиккеринг усмотрел новшество - пятно-кратер размером в 5 км
  35. Использование ракет японцами для подрыва проволочных заграждений при осаде Порт-Артура «Огонёк» 1904 г. №45 (26.11 (9.12).1904) в djvu — 69 кб
    Не совсем ракеты - бамбуковые с порохом, которые поджигают заграждения
  36. Конец рулетке «Огонёк» 1905 г. №1 [21.01(3.02)1905] в djvu — 108 кб
    Интересна, конечно не рулетка, а фраза о невозможности войны в случае изобретения "лучей смерти".
  37. Воздушный корабль Циолковского «Вестник знания» 1905 г. №2 в djvu - 183 кб
    то же Воздушный корабль Циолковского «Вестник знания» 1905 г. №2 (доревол. шрифт) 4 кб текста
    то же Воздушный корабль Циолковского «Вестник знания» 1905 г. №2 (совр. шрифт) 3 кб текста
    Это про цельнометаллический дирижабль
  38. Пюизэ*. О некоторых изменениях на поверхности луны «Вестник знания» 1905 г. №10 в djvu - 1,65 Мб
    *в сноске - Пюизе, астроном Парижской обсерватории
    доказывает, что Луна - отнюдь не безжизненна
  39. Подаёт-ли планета Марс сигналы Земле? «Огонёк» 1906 г. №25 [11 (24).12.1906] в djvu — 50 кб
    Фламмарион сомневается, автор тоже, хотя во Франции ловят букву "С" - три точки
  40. сообщение из Царицына «Бубенцы» 1906 г. №13 (май?) в jpg — 31 кб
    к вопросу о сообщениях с луной (25 вагонов с хлебом пропали, наверно, отправились на Луну)
  41. Новости астрономии «Вестник знания» 1906 г. №9 в djvu - 173 кб
    Десятый спутник Сатурна
    Бури на Марсе
    Гигантский метеор
    Коралловые постройки на луне
  42. [Новости астрономии] «Астрономическое обозрение» 1907 г. №3 в djvu - 167 кб
    Новая планета за Нептуном
    Снег на Луне!
    Температура Луны
    Аэроплан Цеппелина
  43. Тесла и морские войны «Огонёк» 1907 г. №21 [8 (21).10.1907] в djvu — 141 кб
    Довольно скептическое отношение к грандиозным обещаниям Теслы переносить огромную энергию на расстояние.
  44. Летающие люди (Эсно-Пельри на самолёте) «Огонёк» 1907 г. №23 [5 (18).11.1907] в djvu — 268 кб
    А также Анри Фарман. Самолёт так нов, что его называют ещё воздушным шаром!
  45. Г.Соколовский. К вопросу о воздухоплавании «Всемирное техническое обозрение» 1908 г. №1 в djvu — 338 кб
    Автор рассуждает о принципиальной возможности построения ракетного аппарата. О Циолковском - ни слова
  46. Первый русский аэроплан «Огонёк» 1908 г. №18 [4 (17).05.1908] в djvu — 117 кб
    Речь о самолёте А.И.Шабского. Про Можайского — ни слова. Впрочем и аэроплан Шабского развалился при первой попытке взлёта (в 1909-м) и прекратил существование.
  47. Борьба с градом «Огонёк» 1908 г. №29 [20.07 (2.08).1908] в djvu — 114 кб
    Упоминаются неудачливые бомбо-ракеты Видаля. Нигде не нашёл никакой инфы.
  48. Карикатура «Огонёк» 1908 г. №43 [26.10 (8.11).1908] в djvu — 44 кб
    Знаменитая карикатура времён Калифорнийской золотой лихорадки. Мистер Голяйтли, кажется, условное название.
  49. [Новости астрономии] «Астрономическое обозрение» 1909 г. №5/6 в djvu - 536 кб
    О планетах, находящихся за орбитой Нептуна
    Температура Луны
    [о занептуновых планетах, нет начала]
    На Марсе живут "люди"
    Как сообщаться с планетой Марс
    Лоуэлл о Марсе
    Метеор 3 февраля 1909 года
  50. Воздушное торпедо «Интендатский журнал» 1909 г. №6 в djvu - 89 кб
    Впервые вижу столь подробное описание ракеты Унге, проданной концерну Круппа
    Сканировал Юрий Дружинин
  51. ,,Sic itur ad astra!" «Библиотека воздухоплавания» 1909 г. №1 (декабрь) в djvu - 389 кб
    "Так идут к звёздам!" - первый авиационный российский журнал с восторгом повествует о штурме воздуха авиаторами. Весь номер - самолёты, жертвы, полёты, рекорды, аварии, достижения... Это статья - наиболее восторженная
  52. И.Ширман. Аэродинамический институт в Кучине + П.Ф.Никитин. Работы в аэродинамической лаборатории М.Д.Рябушинского «Библиотека воздухоплавания» 1909 г. №2 (декабрь) в djvu - 766 кб
    Лаборатория, созданная на деньги миллионера Рябушинского (он же и управлял ею) работала с 1904 года и была тогда лучшей в мире. Здесь работал Жуковский, создатель ракет Поморцев. На фото "сани конструкции С.С. Нежданова". Это Сергей Сергеевич Неждановский, первый в мире (в 1884 году) нарисовавший проект двухкомпонентного ЖРД. Ракеты тут тоже исследовали
  53. А.Вебель. Основные понятия конструкции аэропланов (1 глава) «Библиотека воздухоплавания» 1909 г. №2 (декабрь) в djvu — 349 кб
    Газовые турбины (это реактивные устройства)
  54. три заметки «Библиотека воздухоплавания» 1909 г. №2 (декабрь) в djvu - 42 кб
    1. Ортоптер кап.Аршаулова. (я ошибся, посчитав, что это искажённая фамилия Арцеулова. На самом деле это Аршаулов Вадим Павлович, судостроитель, в 1920 эмигрировал во Францию, разработал там знаменитые судовые двигатели "системы Аршаулова". А орнитоптер - Привилегия № 22312 Россия. "Летательный аппарат, состоящий из поддерживающей поверхности в сочетании с ударными крыльями" (спасибо Юрию Дружинину - поправил)
    2. Россия получила первый аэроплан Эсно-Пельтри. Возможно, этот пионер космонавтики тоже упоминается впервые
    3. Аэродинамическая лаборатория. Фамилии нет, но я и без этого знаю, что инициатором создания этой лаборатории в институтете путей сообщений был Николай Рынин, через 20 лет первый в мире издавший энциклопедию космонавтики
  55. две заметки «Аэромобиль» 1909 г. в djvu - 254 кб
    Это журнал студенческого воздухоплавательного кружка в С.-Петербургском институте путей сообщения.
    Эсно-Пельтри приезжал в Россию в 1909 г. и читал доклады. Горохов - автор проекта самолета с ВРД.
    Сканировал Юрий Дружинин
  56. Реклама «Огонёк» 1909 г. №42 [17 (30).10.1909] в djvu — 138 кб
    Рекламщики журнала удивительно верно представляют читателям концепцию ракетного самолёта!
  57. К. Циолковский. Реактивный прибор, как средство полёта в пустоте и атмосфере «Воздухоплаватель» 1910 г. №2 в djvu - 311 кб
    Фактически повторение статьи от 1903 года. Схемы нет
  58. Камилл Фламарион. Накануне межпланетных сношений «Природа и люди» 1910 г. №4 (26.11.1909) в djvu — 1,14 Мб
    О межпланетной сигнализации. Очень надеется на марсиан
  59. Александр Родных. Старинные опыты воздухоплавания в России «Библиотека воздухоплавания» 1910 г. №3* (январь) в djvu - 714 кб
    *в журнале сквозная нумерация, №2 был в декабре 1909 года
    Знаменитейшая вещь, на которую ссылались многие издания, включая энциклопедии. Ещё бы! Именно тут заявлено, что некий русский Крякутный летал на воздушном шаре на полвека раньше братьев Монгольфье! Переиздавалась, выставлялась в Мюнхене, носились с ней, как с писаной торбой. Однако принадлежала рукопись Сулакадзеву, самому знаменитому создателю фальшивок древних летописей. Его поделки были разоблачены. Более того, даже в фальшивке Крякутного не было. Исправление без труда прочитали - вместо "нерехтец Крякутный фурвин..." первоначально было написано "немец крещёный Фурцель". Тут уж подозревают не самого Сулакадзева (слишком грубо), а как бы не самого Родных или того, у кого он рукопись приобрёл.
  60. Воздушный океан «Библиотека воздухоплавания» 1910 г. №№4-5 (январь-февраль) в djvu - 0,99 Мб
    интересны рассуждения, где граница атмосферы. Но главный вывод: "Да, доступ человеку в высшие слои атмосферы закрыт"
    летать выше 2000 м. практически нереально
  61. Н.К. Воздухоплавание и астрономические наблюдения «Библиотека воздухоплавания» 1910 г. №4 (январь) в djvu - 48 кб
    Специально для слежения за кометой Галлея поднять в воздух аэростаты и шары-зонды!
  62. Привилегия №12914. Приспособление для удержания фотографического аппарата во время съёмки на лету. A.Maul в г.Дрездене, в Германии «Всемирное техническое обозрение» 1910 г. №4 в djvu - 116 кб
    Российский патент на фоторакету Мауля
    Сканировал Юрий Дружинин.
  63. Л.Рузер. К кончине Надара «Библиотека воздухоплавания» 1910 г. №6 (февраль) в djvu - 114 кб
  64. Воздушная торпеда «Библиотека воздухоплавания» 1910 г. №7 (март) в djvu - 462 кб
    Настоящая телемеханическая крылатая ракета. Автор проекта не указан, но его знает Рынин:
    В 1910 году и позднее — в 1912 году было напечатано описание воздушной торпеды Ренэ-Лорена, представляющей собою воздухоплавательный аппарат, двигающийся при помощи реактивного двигателя и управляемого при помощи телемеханики. По проекту скорость полета его должна была быть 200 km в час.
  65. 2 статьи «Аэро и автомобильная жизнь» 1910 г. №11 (июнь) в djvu - 349 кб
    Применение электричества для воздухоплавания
    Воздухоплавательный двигатель Эснольт и Пельтери (вот как можно исказить фамилию Эсно-Пельтри!)
    Сканировал Юрий Дружинин.
  66. Александр Родных. История воздухоплавания в России «Вестник воздухоплавания» 1910 г. №18/19 (октябрь) в djvu - 421 кб
    Литература по истории русского воздухоплавания
    (особо впечатляет год 1165, полёты новгородского архиепископа Илии "на духе" в Иерусалим)
  67. Воздушная торпеда «Вестник воздухоплавания» 1910 г. №20 (ноябрь) в djvu - 16 кб
    речь, безусловно, идёт о ракете. Только она во время полёта может разгоняться
  68. Новый моноплан REP 1910 «Вестник воздухоплавания» 1910 г. №21 (ноябрь) в djvu - 211 кб
    Эсно-Пельтри был не только пионером космонавтики, но и пионером авиации, а также отличным лётчиком
  69. Физиологические явления на больших высотах «Вестник воздухоплавания» 1910 г. №21 (ноябрь) в djvu - 137 кб
    как видим, не совсем верно понимали, в чём опасность больших высот (будет кислород - всё будет нормально)
  70. В.В. Аэроплан Коанда «Вестник воздухоплавания» 1910 г. №21 (ноябрь) в djvu - 349 кб
    легендарный реактивный самолёт, обогнавший время на 30 лет. Как жаль, что он не начал летать хорошо (и вообще не летал). Но внимание ему уделили самое пристальное
  71. Комета Галлея над Россией «Огонёк» 1910 г. №20 [15 (28).05.1910] в djvu — 421 кб
  72. В.В.Рюмин. В межзвёздных пустынях «Природа и люди» 1910 г. №35 (11 июля) в djvu — 981 кб
    О ракетах - ни слова, надежды на атосмную энергию. Но сколько веры, что потомки будут летать в эфирном океане! И рассуждения о температуре эфира
  73. Н.А.Рынин на самолёте «Огонёк» 1910 г. №37 [11(24).09.1910] в djvu — 159 кб
  74. На высоте 6350 метров в воздухе (Рекорд длительности высотного полёта Н.А.Рынина) «Огонёк» 1910 г. №41 [9(22).10.1910] в djvu — 159 кб
  75. Мировые рекорды воздухоплавания «Воздухоплаватель» 1910 г. №№10-11 в djvu - 306 кб
    Просто любопытные факты зари авиации. Прогнозы на будущее иногда вызывают просто умиление (из №12): "Не пройдет и 20 лет, как самолёты будут летать со скоростью 250 км/ч"
  76. О ракете Унге (из обзора иностранных военных журналов) «Инженерный журнал» 1910 г. №6/7 в djvu - 216 кб
    Сканировал Юрий Дружинин.
  77. К.Э.Циолковский. Металлический аэростат «Аэро и автомобильная жизнь» 1910 г. №24 (декабрь) в djvu - 244 кб
    Сканировал Юрий Дружинин.
  78. Сколько на земле летающих людей? + Число погибших авиаторов «Синий журнал» 1910 г. №1 (22.12.1910) в djvu - 55 кб
Статьи в журналах 1911-1920 года

Статьи в журналах 1769-1900 года