В февральском журнале, (фото, возможно, с 1929 года) для юных ракетомоделистов - как строить ракетный планер. Порох купите в магазине и далее по инструкциям. На фото - 13-летний гимназист из Мичигана. В СССР примерно в те же годы пионеры (или один) с ракетными моделями пробрались даже на соревнования моделистов. А потом - как отрубило. До первого спутника минимум - никаких ракет, никакого пороха, даже публикации о ракетах исчезли. Поэтому делали ракеты самопально.
Как только Леверье с помощью ньютоновой механики предсказал положение тогда ещё не открытой планеты Нептун на основе анализа возмущений орбиты Урана, и Восьмую планету открыли, сразу же принялись искать Девятую. Наблюдения за Нептуном в конце XIX века заставили астрономов предположить, что, помимо Нептуна, влияние на орбиту Урана оказывает и другая планета. В 1906 году Персиваль Лоуэлл, основавший в 1894 году обсерваторию Лоуэлла, инициировал обширный проект по поиску девятой планеты Солнечной системы, которой он дал имя «Планета X». К 1909 году Лоуэлл и Уильям Генри Пикеринг выдвинули предположение о нескольких возможных небесных координатах для этой планеты. Лоуэлл и его обсерватория продолжали поиск планеты вплоть до его смерти в 1916 году, однако безуспешно. На самом деле 19 марта 1915 года в обсерватории Лоуэлла были получены два слабых изображения Планеты-X, однако он на них не был опознан.
Второй раз новую планету сфотографировали в 1919 году в обсерватории Маунт-Вильсон. В тот год Милтон Хьюмасон по поручению Уильяма Пикеринга проводил поиски девятой планеты, и изображение Плутона попало на фотопластинку. Однако изображение Плутона на одном из двух снимков совпало с небольшим браком эмульсии (оно даже казалось его частью), а на другой пластинке изображение планеты частично наложилось на звезду. Даже в 1930 году изображение Плутона на этих архивных снимках удалось выявить с немалым трудом.
А в обсерватории Лоуэлла поиски не велись 10 лет - Констанция Лоуэлл (вдова Персиваля Лоуэлла) пыталась получить от обсерватории миллион долларов как часть его наследия. Эта женщина нанесла значительный урон обсерватории своей тяжбой. И только в 1929 году директор обсерватории Весто Мелвин Слайфер поручил продолжение поисков Клайду Томбо, который только что был принят в обсерваторию после того, как на Слайфера произвели впечатление его астрономические рисунки.
Задачей Томбо стало систематическое получение изображений ночного неба в виде парных фотографий с интервалом между ними в две недели с последующим сравнением пар для нахождения объектов, изменивших своё положение. Для сравнения использовался блинк-компаратор, позволяющий быстро переключать показ двух пластинок, что создаёт иллюзию движения для любого объекта, который изменил позицию или видимость между фотографиями. 18 февраля 1930 года, после почти года работы, Томбо обнаружил возможно движущийся объект на снимках от 23 и 29 января. Менее качественная фотография от 21 января подтвердила движение. 13 марта 1930 года, после того, как обсерватория получила другие подтверждающие фотографии, новость об открытии была телеграфирована в обсерваторию Гарвардского колледжа. За это открытие в 1931 году Томбо был награждён золотой медалью Королевского Астрономического общества.
Право дать название новому небесному телу принадлежало обсерватории Лоуэлла. Томбо посоветовал Слайферу сделать это как можно скорее, пока их не опередили. Варианты названия начали поступать со всего мира. Констанция Лоуэлл, вдова Лоуэлла, предложила сначала «Зевс», потом имя своего мужа - «Персиваль», а затем и вовсе собственное имя. Все подобные предложения были проигнорированы.
Имя «Плутон» первой предложила Венеция Берни, одиннадцатилетняя школьница из Оксфорда. Венеция интересовалась не только астрономией, но и классической мифологией, и решила, что это имя - древнеримский вариант имени греческого бога подземного царства - подходит для такого, вероятно, тёмного и холодного мира. Она предложила это название в разговоре со своим дедом Фолконером Мейданом, работавшим в Бодлианской библиотеке в Оксфордском университете - Мейдан прочитал об открытии планеты в The Times и за завтраком рассказал об этом внучке. Её предложение он передал профессору Герберту Тернеру, который телеграфировал его коллегам в США.
Официально объект получил имя 24 марта 1930 года. Каждый член обсерватории Лоуэлла мог проголосовать по короткому списку из трёх вариантов: «Минерва» (хотя так уже был назван один из астероидов), «Кронос» (это имя оказалось непопулярным, будучи предложенным Томасом Си - астрономом с плохой репутацией) и «Плутон». Последний из предложенных получил все голоса. Очень символично было и то, что в названии планеты были буквы P и L - инициалы Персиваля Лоуэлла. Символ планеты составили тоже из этих букв (хотя Пикеринг утверждал, что символ означает Пикеринг-Лоуэлл). Имя было опубликовано 1 мая 1930 года. После этого Фолконер Мейдан вручил Венеции 5 фунтов стерлингов в качестве награды. Впоследствии выяснилось, что еще в 1919 году французский астроном Рейно предлагал назвать еще не открытую в то время девятую планету Плутоном, но к 1930 году о его предложении забыли.
Клайд Уильям Томбо (Clyde William Tombaugh) родился в 1906-м, в г. Стритор, Иллинойс в семье бедного фермера-арендатора. В 12-летнем возрасте Клайд впервые посмотрел в астрономическую трубу на Луну, и с этого момента началось его увлечение астрономией. Когда Клайд окончил среднюю школу, его одноклассники записали в книгу выпускников пророческую фразу: «Он откроет новый мир».
Поступить в университет он не смог по причине отсутствия у родителей денег. Тогда он принял решение изучать астрономию самостоятельно и самостоятельно сделать телескоп. После первых неудачных опытов, для соблюдения температурного режима при обработке зеркала рефлектора, выкопал погреб и в нём обрабатывал стеклянные диски для своего 9-дюймового рефлектора. Рисунки лунных кратеров, спутников Юпитера, поверхности Марса он послал в Лоуэлловскую обсерваторию, где они были высоко оценены специалистами. Это решило его судьбу. В конце 1928 года директор Лоуэлловской обсерватории доктор Слайфер прислал Клайду письмо с приглашением на работу. Он был зачислен в штат в качестве лаборанта-фотографа.
В начале апреля 1929 года, Клайд, с помощью 13-дюймового астрографа, приступил к фотографированию звёзд в созвездии Близнецов, где по вычислениям Лоуэлла должна была находиться «Планета Икс». Работал по 14 часов в сутки.
В ходе выполнения этой программы, обнаружил новую комету, много новых астероидов и переменных звёзд; провел исследование по пространственному распределению галактик.
Большая слава выпала на долю простого молодого лаборанта. В 1932 году Клайд Томбо поступил в Канзасский университет, который окончил в 1936. Продолжал работать в Лоуэлловской обсерватории до 1943. В 1943-1945 преподавал в Аризонском колледже во Флагстаффе, в 1945-1946 - в Калифорнийском университете в Лос-Анджелесе.
С 1946 года работал в Абердинской баллистической лаборатории в Лас-Крусесе (штат Нью-Мексико), с 1955 - также в университете штата Нью-Мексико (с 1965 - профессор, с 1973 - почётный профессор).
За открытие Плутона Клайд Томбо был удостоен специальной медали с изображением Уильяма Гершеля. Кроме того был удостоен многих других наград.
Томбо женился в 1934 году на Патрисии Эдсон, с которой не расставался до конца жизни. В момент смерти Томбо у них было двое детей (сын и дочь), 5 внуков и 8 правнуков. Он умер 17 января 1997 года в Лас-Крусес, Нью-Мексико в возрасте 91 года.
В 1992 г НАСА обратилось к глубокому старику-астроному с просьбой разрешить посетить Плутон. Это была, конечно, лишь дань уважению к первооткрывателю. И Томбо, конечно, разрешил. Примерно одна унция праха Клайда Томбо была помещена в автоматическую межпланетную станцию «Новые горизонты», запущеную к Плутону в 2006 году, то есть к 100-летней годовщине астронома. Это будут первые останки человека, которые покинут пределы Солнечной системы и выйдут в межзвёздное пространство.
Томбо обнаружил 14 крупных астероидов, а в 1931 году открыл комету 274P/Томбо - Тенагра.
На рождество 1929 года Berliner Morgenpost сообщила: «Два пассажира уже записались на полет в космос, который готовит пражский инженер Людвик Оченашек: студент университета из Праги и господин Макс Дойч из Оломоуца. Ракета будет запущена весной с восходом луны. Инженер Оченашек подсчитал, что полет продлится 87 часов. Ракета будет иметь шесть маршевых и две тормозные ракеты. В полёте могут принять участие девять человек, но только граждане Чехословакии». Оченашек, чехословацкий инженер, был сильно удивлён, когда на него обрушились потоки писем такого содержания:
"Мой рост - 1м 62 см, вес - 62,3 кг, блондинка, говорю по-польски и по-английски. Я работаю медицинской сестрой, мне 20 лет, и я хочу полететь с вами на Луну.
Салли Г. из Пеннсильвании."
В реальности Людвиг Оченашек на Белой горе близ Праги действительно запустил 8 пороховых ракет (одна была двухступенчатой). Некоторые достигли высоты в 2 км., одна взорвалась
В 1928-м году Оченашек попал в горнило ракетной революции и размечтался о ракетах. Его интересовало использование ракет для доставки почты с одного континента на другой по траекториям, проходящим через верхние слои атмосферы. Он проектировал также ракеты-зонды, которые могли бы стартовать с самолетов. После пороховых ракет он собирался перейти к ракетам с ЖРД, но европейский кризис его охладил. см. далее - 1933 год
Луис Вайншток не имеет отношения к ракетам и вообще позабыт. Но раз уж он друг Лассера, про него пару строк. Он был представитель профсоюза Нью-Йорка в 1930-х и 40-х годах, собственно более полувека был лидером компартии США. Член ЦК компартии, а также бизнес-менеджер газеты The Daily Worker и глава союза художников Нью-Йорка. Отправлен в тюрьму в 1955 году на 27 месяцев по обвинению в заговоре 1953 года в соответствии с Законом Смита. В 1957 году из тюрьмы вышел как герой. Агенты ФБР относились к нему очень тепло. Он умер в 1994-м в Калифорнии. Ему был 91 год.
Человека, который, позвал Америку в космос, звали Дэвид Лассер. Фантаст, ракетостроитель, рабочий лидер и вожак безработных, советник президентов и поднадзорный спецслужб.
Дэвид Лассер родился 20 марта 1902 года в Балтиморе в семье евреев-эмигрантов из России. В 14 лет пошел работать посыльным при банке, чтобы помочь отцу содержать семью. Когда Америка вступила в Мировую войну и два его старших брата пошли в армию, Лассер в феврале 1918 года, прибавив себе в анкете два года, записался добровольцем в армию и воевал во Франции. В последние дни войны получил тяжёлое отравление ипритом. В феврале 1919 года - без образования и профессии. Однако он числился в армии "ветераном" и ему полагалась льгота - обучение с небольшой стипендией в институте. В 1920 году по «ветеранской» льготе поступил в Массачусетский Технологический Институт (не имея среднего образования). На первой лекции по геометрии преподаватель спросил у аудитории, что такое функция, Лассер поднял руку и ответил, что это социальный процесс. Однако он был хорошим студентом и закончил институт в 1924 году. Подрабатывал инженером, страховым агентом, выполнял обязанности технического писателя в Нью-Йоркском филиале компании Эдисона, откуда был уволен в 1927 за то, что осмелился протестовать против несправедливого увольнения нескольких сотрудников.
В 1929 году по объявлению в газете пришел устраиваться на работу в издательскую компанию Хьюго Гернсбека. Гернсбек работал над проблемами телевидения, но был знаменит тем, что создал первый в мире журнал фантастики "Amazing Stories". Журнал приносил прибыль, телевидение разоряло. Гернсбек был обанкрочен по суду, но тут же завёл сразу два журнала фантастики - "Air Wonder Stories" и "Science Wonder Stories" и продолжил работу над телевидением. И тут пришёл Лассер. Никакого опыта у него не было, но Гернсбек его взял отбирать рукописи с окладом 65 долларов в неделю. Лассер был потрясён крайне низким литературным уровнем присылаемых рукописей. Он пошел к Гернсбеку и сказал ему, что журнал должен быть более научным и более общественно-полезным. Гернсбек позволил Лассеру делать всё. Потому именно Лассера можно считать настоящим хозяином "Wonder Stories" в первые годы его существования. Лассер учил авторов, как надо писать фантастику, гонял признанных корифеев, давал идеи, правил, резал и писал сам. Между тем Лассер задумался о беспросветной безграмотности авторов рассказов о космических полётах. Он сам взялся за проработку специальных журналов и обнаружил, что космические полёты уже на пороге, Годдард таится на своём ранчо, а Америка жутко отстала от идей межпланетных полётов.
4 апреля 1930 года Лассер собрал несколько нью-йоркских авторов журнала на квартире Г.Эдварда Пендри (он был автором журнала, а стал известным ракетостроителем) и открыл им глаза на перспективы. И они быстро сформировали Американское Межпланетное Общество (American Interplanetary Society), целью которого было распространение знаний о ракетной технике и ее использовании для полетов в безвоздушном пространстве. Дэвид Лассер стал первым президентом Общества, Флетчер Прэтт - библиотекарем, Лоуренс Мэннинг - казначеем, а Чарлз П. Мэйсон - секретарем. Эдварду Пендри должности не нашлось, но известен он стал более этих четверых.
Объявление о создании Американского Межпланетного Общества появилось в июньском номере "Wonder Stories". В том же месяце вышел подготовленный Лассером первый номер малотиражного бюллетеня общества ("Bulletin of the American Interplanetary Society") (в библиотеке есть), который уже менее чем через год (с мая 1932 года) стал издаваться вполне приличным тиражом под названием "Austronautics" (тоже есть в библиотеке). Бюллетень публиковал обозрения информационных источников по теме, статьи о различных аспектах космических полетов и ракетной техники, а затем здесь появились и репортажи Вилли Лея о результатах ракетных испытаний, которые проводились под эгидой Немецкого Ракетного Общества (VfR). Членом Общества стал и сам Роберт Годдард, хотя негласным, не хотел ассоциироваться "со всякой фантастикой".
Общество было в 1934 году переименовано из Межпланетного в Ракетное. Одним из самых важных достижений общества было издание написанной Лассером книги "Завоевание космоса" ("The Conquest of Space", 1930). Лассер не сумел найти для книги издателя, поэтому члены общества скинулись и первый тираж книги выпустили за свой счет (большую часть денег внес тогда Нат Шахнер). 500 экземпляров расходились плохо - фактически по количеству проданных книг можно судить и о количестве людей в англоязычном мире, которые осознали космические перспективы ракетных технологий. В 1932 году лондонское издательство Hurst&Blackett выпустило британское издание книги Лассера. Это издание чуть позже попало в руки молодому англичанину Артуру Кларку, который именно из него понял, что фантастика и наука - близнецы-сёстры.
В США продолжалась Великая Депрессия. Без работы в Нью-Йорке ходили четверо из каждых пяти местных. Лассер чувствовал своим долгом им помочь. Он собрал небольшую группу из безработных соседей и стал их представителем в мэрии. Группа быстро росла. Она превратилась в общегородскую организацию безработных, а к 1935 году стала общенациональным Рабочим Альянсом, и его президентом был Дэвид Лассер. Работать в журнале у него не хватало времени. В августе 1933 года Гернсбек поймал Лассера в офисе и сказал ему: "Раз уж ты так любишь своих безработных, то будь последователен и присоединяйся к ним". Так Дэвид Лассер стал профессиональным безработным. Но недолго. Авторитет его был так велик, что Франклин Д. Рузвельт, который стал президентом в 1933 году, пригласил его в качестве советника по вопросам безработицы. Именно Лассеру принадлежит идея создания профессиональных учебных центров, в которых безработные могли бы за счет государства получить новую специальность. Логично было бы, если бы эту правительственную программу возглавил Лассер. Однако Конгресс, принимавший ее в 1940 году, специальной поправкой оговорил, чтобы ни цента средств не было ни в какой форме передано Дэвиду Лассеру. Эта поправка прямо противоречила американской Конституции, по которой никакой закон не может быть принят в ущемление прав какого-то конкретного человека, но Лассер так достал конгрессменов, что они приняли поправку! Чтобы обосновать это решение, Лассера публично обвиняли во всех смертных грехах - от принадлежности к коммунистическому подполью до обмана общественности возможностью полета на Луну!
ФБР начало собирать досье на Дэвида Лассера с его первых шагов в рабочем движении. Между тем 2-я мировая война, предсказанная Лассером в фантастическом романе, 10 лет назад, началась. Его пригласили работать в совет по военному производству, а после войны министр торговли Арвелл Харриман просил его присоединиться к парижскому штабу, который занимался подготовкой реализации плана Маршалла. Однако Конгресс вновь выступил против Лассера.
С 1950 года и до ухода на пенсию Лассер работал старшим экономистом Международного профсоюза электриков. Тем временем запустили первые спутники, Гагарина и слетали на Луну. Лассер в качестве развлечения на пенсии занялся своей реабилитацией. В 1980 году он наконец получил письмо от президента Джона Картера, в котором говорилось, что все обвинения по поводу "введения общественности в заблуждение возможностью полёта на Луну" с него сняты, и что государство претензий к нему не имеет.
Дэвид Лассер умер 5 мая 1996 года в возрасте 94 лет.
Основанное им Американское Межпланетное Общество со временем превратилось в Американский Институт Аэронавтики и Астронавтики, который существует до сих пор.
В январе 1930-го Валье и Ридель начали создавать ЖРД. Они взяли за основу паяльную лампу. Горючим был этиловый спирт, окислителем - кислород, пока ещё газообразный, из баллона. Горючее и окислитель впрыскивались навстречу друг другу и поджигались электрической искрой. Затем был создан другой двигатель, из стальной трубы. Почти ежедневно шли испытания. 8 марта 1930 года этот неохлаждаемый двигатель развил на стенде тягу в 8 килограммов. Жидкий кислород впервые был применён 26 марта 1930 года и остался в качестве окислителя навсегда. К 1 апреля тяга дошла до 20 кг. Для дальнейших экспериментов в апреле автомобиль был модернизирован и получил название «Valier-Heylandt-Rak Motor» («Валье-Хейланд-Рак Мотор»), в задней части которого изобретатели установили свой двигатель. Емкости с кислородом и спиртом поместили внутрь автомобиля, добавив ещё бак со сжатым азотом для вытеснения компонентов. Другое его название - «Rak-7».
Двигатель имел двойную оболочку и ничем не охлаждался. Размеры и вес его вызывали всеобщее изумление - он был размером с пивную бутылку. Этилового спирта было - 25 литров, кислорода - 50 литров. Этого хватало на 10-15 минут.
Фолькхарт попытал счастья за границей, начав ракетные пробежки 28 апреля 1930 года в Осло и, наконец, в последний раз 30 июня 1930 года в Копенгагене.
Автомобиль демонстрировался 17 и 19 апреля 1930 года на аэродроме Темпельхоф в Берлине. Машина двигалась с шумом, реактивная струя была красноватой и дымной, что свидетельствовало о неполном сгорании топлива. Но даже при этих проблемах автомобиль развивал скорость до 80 км/ч в течение 5 минут, замедляя и ускоряя движение, и, вообще, показал полную управляемость.
Тем временем Макс Валье нашёл ещё одного спонсора, Детердинга, генерального менеджера компании Shell, который хотел иметь долю в исследованиях и планировал создать флот ракетопланов для связи Англии с материком. Мотор переработали кардинально. Этиловый спирт заменили эмульсией на основе парафина, для охлаждения применили водяную рубашку. Именно на парафине работал мотор в злополучный день 17 мая 1930 года. Новый двигатель предполагали продемонстрировать в заезде во время предстоящей Недели авиации, которая должна была проводиться в Берлине с 25 по 31 мая. Два испытания прошли удачно, в третьем горение стало неустойчивым, деформировались рычаги подачи и балансир. Ридель предлагал закончить на этом испытания, но Валье, воодушевлённый двумя удачными прожигами, решил продолжать. Сменили только сопло диаметров 28 мм на сопло диаметром 40. Валье очень хотелось достичь заветных 100 кг тяги. В 9 вечера начали новый прожиг. Когда давление поднялось до штатных 7 атмосфер, двигатель взорвался. Зазубренный кусочек стали рассек Валье артерию лёгкого. Он успел сказать только "Я умираю". Ридель и другой помощник - Артур Рудольф (он тоже станет знаменитым ракетчиком) ничего не смогли сделать. Через 10 минут Ридель через пожарных вызвал "скорую", но Валье был уже мёртв. Ридель в своей книге неоднократно сокрушается, как безответственно они проводили испытания, никакой техники безопасности не соблюдалось. Оба помощника Валье не получили ни царапины и это было просто чудо - двигатель разлетелся на сотни осколков, но их защитил бак с метаном. Причина взрыва - парафиновая эмульсия частично не сгорела, а смешавшись с жидким кислородом, превратилась в желеобразную массу и прилипла к внутренней стенке камеры. При следующем впрыске она попала в зону горения и сдетонировала. Газеты подробно описали эту трагедию. В заголовках так и значилось: «Первая жертва межпланетных сообщений».
Уильям Хоули Боулус родился в 1896-м. Пожалуй, сейчас его знают больше, как конструктора алюминиевого жилого прицепа Bowlus Road Chief, которые выпускались сотнями тысяч. Это он переделывал самолёт Чарльза Линдберга. А через три года на своих планерах учил летать чету Линдбергов. Энн Морроу Линдберг стала первой женщиной в США, получившей лицензию пилота планера "первого класса". Боулус также был первым американцем, побившим рекорд продолжительности полета Орвилла Райта, установленный в 1911 году на спроектированном и построенном американцами планере.
В 1928-м он сконструировал свой 16-й планер, SP-1 Paperwing ("Бумажное крыло). Вот такой:
Многие части действительно были из бумаги. На этом планере он побил все рекорды, подняв продолжительность полёта в 1930-м с 15 минут до 9 с лишним часов, а его ученики в 1931-м году летали уже 21 час. В войну он строил военные планеры и самолёты, много летал и учил летать. В 1954 году удостоился внесения своего имени в Зал славы. Он умер в 1967-м, через несколько дней после очередного полёта.
Но интересен он нам ещё и тем, что тоже строил ракетопланы, о которых мало что известно
3 июня 1930 г. Окрестности Ольденбурга. Карл Поггензе взялся за автоматику ракет. На фото он устанавливает фотоаппарат в ракету и позирует для журнала «Popular Science». Ракета пороховая, тяга 50 кг. Карл не вступил в VfR, но общался с обществом, работал сам
После рекламы, переговоров с властями, сбора зрителей 21 июня ракете Поггензе (называлась RAK 1) был дан приказ стартовать. Три пороховых шашки выдали много огня, но ракета и не подумала сдвинуться с места. Фото неважные, 8 вечера, однако. Видно, что стартует по направляющим высотой 8 метров. Поггензе позже обвинил в саботаже иностранцев, подменивших топливо и укравших какие-то детали
В.Лей: «Немецкое ракетное общество» (VfR) к концу 1929 года было на грани гибели. Оберт не смог сделать ракету для Ланга, журнал «Die Rakete» перестал выходить, фильм Фрица Ланга не имел того успеха, которого от него ожидали. Винклер ушёл с поста президента, его сменил профессор Оберт, у него был авторитет и дело постепенно наладилось. Некий адвокат Эрих Вурм предложил использовать для работы общества свою контору в Берлине. В сентябре 1929 года число членов общества достигло 870, и ежедневно прибавлялись новые члены. С помощью Вурма удалось заменить журнал «Die Rakete» периодическими бюллетенями и циркулярными письмами, печатавшимися на мимеографе.
Согласно первоначальной программе, целью Общества должно было быть наряду с популяризацией новых идей также проведение экспериментальных работ. Спустя 3 года работы Общества было принято решение: общество должно было попытаться приобрести оборудование, которое принадлежало фирме «Уфа-фильм» и по-прежнему находилось у нее.
А Небель предложил построить ракету с жидкостным двигателем, чтобы доказать ее преимущество перед ракетами на твердом топливе. По его мнению, эта ракета должна была иметь возможно меньшие размеры, что объяснялось недостатком средств. Оберт был против. Он утверждал, что жидкостная ракета только тогда докажет свое превосходство, в частности в достижении больших высот, когда она будет иметь лучшие характеристики, и что если создать ракету на жидком топливе таких малых размеров, о которых говорил Небель, то, вполне возможно, ее характеристики будут гораздо хуже, чем характеристики существовавших тогда больших ракет на черном порохе. Но на этот раз большинство членов общества было настроено против Оберта. Всем очень хотелось доказать самим себе, что ракета с ЖРД сможет оторваться от земли. Не больше того. Про работы Годдарда немцы не знали - о первом старте ракеты с ЖРД 16 марта 1926 года в Оберне (штат Массачусетс) информация была опубликована только 5 мая 1936 года, а Годдард решительно не желал общаться.
Небель нарисовал проект ракеты, которую он назвал «Мирак» (Mirak, Minimumrakete, "минимальная ракета"), а тем временем части ракеты Оберта фирма «Уфа-фильм» продала Обществу чуть ли не по цене металлома.
11 апреля 1930 года «Немецкое ракетное общество» организовало в Берлине публичную лекцию в зале главного почтового ведомства. Здесь впервые была показана полностью собранная ракета Оберта, а модель этой ракеты с парашютом была подвешена под потолком. На лекции присутствовали представители различных фирм, а также несколько известных ученых. Основной доклад был прочитан Винклером. После доклада Валье сказал Лею, что он навсегда «простился с пороховыми ракетами». 19 апреля 1930 года Валье вывел машину в испытательный пробег, но было очевидно, что качество работы двигателя оставляло желать лучшего. Но Валье был уверен, что он сможет вскоре усовершенствовать свой двигатель. А через несколько дней этот двигатель взорвался и Валье погиб.
Директор Государственного института химии и технологии доктор Риттер предложил показать ему ракетный двигатель на жидком топливе, обещая поддержку.
Демонстрация ЖРД «Кегельдюзе» Оберта состоялась, несмотря на проливной дождь (это вызвало большую потерю жидкого кислорода и фотоснимки были плохие). Ридель и новый член Общества - молодой студент Вернер фон Браун двигатель запустили. Доктор Риттер выдал Обществу официальный документ, удостоверяющий, что «двигатель «Кегельдюзе» исправно работал 23 июля 1930 года в течение 90 секунд, израсходовав 6 кг жидкого кислорода и 1 кг бензина и развив при этом тягу около 7 кг».
Работы с ракетами после смерти Валье были немедленно запрещены. Между тем «Мирак» был изготовлен. И был он вот такой:
Внешне он точно соответствовал древним китайским ракетам - длинная палка стабилизатора и патрон на его конце. Позже историки пытались рационально истолковать его особенности. Ответ прост: ракету изготовляли из тех материалов, которые удалось достать Небелю, вопрос только в деньгах. Шток представлял собой длинную тонкую алюминиевую трубу, служившую в качестве бака для бензина. «Головка» была изготовлена из литого алюминия и обработана наподобие артиллерийского снаряда. Носовую часть сделали съёмной для заправки ракеты жидким кислородом; здесь же помещался предохранительный клапан. На медном дне «головки» монтировалась камера сгорания - уменьшенная копия «Кегельдюзе». Фактически камера сгорания была дном бака с жидким кислородом. Предполагалось, что таким образом она будет служить двум целям: жидкий кислород будет охлаждать ракетный двигатель, а тепло от ракетного двигателя будет выпаривать часть жидкого кислорода, создавая тем самым избыточное давление для принудительной подачи топлива в камеру сгорания. Бензин должен был подаваться в камеру сгорания под давлением, создаваемым патроном двуокиси углерода того же типа, который применяется для приготовления содовой воды. Этот патрон помещался в конце хвостовой части.
Несмотря на запрет ракетчики решили испытать ракету «Мирак» за пределами Берлина, чтобы, как выразился Ридель, «скрыть возможные инциденты от публики».
Испытательным полигоном была ферма Риделей неподалеку от саксонского городка Бернштадта. Фермой владела бабушка Клауса Риделя, она активно поддерживала начинания внука и обеспечила ракетчиков жильём и питанием. В течение четырёх летних недель группа, состоявшая из Рудольфа Небеля, Клауса Риделя и Курта Хайниша, провела 140 испытаний ракеты с двигателем на стенде:
Да, «Мирак» работал, но тяга была настолько мала, что её нельзя было определить самодельным измерителем тяги; вероятно, она составляла не более 400 г. К концу лета «Мирак» дал тягу в 1,3-1,8 кг. Наконец, Ридель сообщил (Лею): «Тяга у «Мирака» превысила его собственный вес; он поднялся бы, если бы мы его отпустили». 7 сентября 1930 года «Мирак» стартовал, но почти сразу взорвался.
Эти сообщения поместили в печатаемые на мимеографе бюллетени и разослали их членам общества, двое из них решили стать спонсорами. Инженер по имени Дилти пожертвовал около 1000 долларов наличными, а владелец одной фирмы, Гуго Хюкель, прислал 100 долларов и обещал ежемесячно выплачивать еще по 150 долларов при условии, что все деньги будут использованы только на проведение экспериментов.
Это уже было достаточно, чтобы найти постоянный испытательный полигон. Небель изъездил все окрестности Берлина, наиболее приглянувшийся ему участок Небель тут же и приобрел.
Этот участок имел площадь около 5 кв. км и был хорошо укрыт от глаз посторонних наблюдателей. Расположен он был в районе Рейникендорфа, рабочего пригорода Берлина. Во время первой мировой войны он использовался как место для хранения боеприпасов. 27 сентября 1930 года Общество стало владельцем участка, Небель назвал «Ракетенфлюгплатц» («Ракетный аэродром»).
В договоре аренды, подписанном Небелем, фигурировало требование: в случае если арендодатели, коими значились Берлин и рейхсвер (Reichswehr), найдут другое применение территории, ракетчики должны будут без проволочек покинуть её в течение трёх суток, демонтировав всё оборудование. Однако пришлось согласиться ради удачного расположения и символической арендной платы — Общество межпланетных сообщений отдавало за использование полигона десять марок в год.
Полигон имел сначала две «буржуйки», токарный станок и склад, где хранилась «лунная» ракета Оберта и «Мирак-1», копия погибшего «Мирак» но несколько больших размеров. По ночам появлялись воры, Небель получил разрешение на ношение оружия и стрелял в воздух. 2 ноября Лей опубликовал заметку о начале работы Ракетенфлюгплатц. Небель обильно писал письма, утверждал, что с помощью ракет немцы достигнут таких «преимуществ в экономическом и культурном отношении», что разом сумеют «восстановить утраченное мировое значение». Промышленники откликнулись на призыв: появились спонсоры, фирмы присылали грузовики с инструментами и материалами.
Не только ракетчики и астрономы торили путь в космос. Задолго до первых фантастических фильмов появились художники, рисующие внеземные пейзажи. Один из главных в этом жанре между мировыми войнами был вот этот француз:
Люсьен Рюдо (фр. Lucien Rudaux) - французский художник, писатель и астроном, один из пионеров космического искусства.
Родился в 1874-м. Отец его тоже был художником. В 1892 году он вступил во Французское астрономическое общество. В 1894 году основал обсерваторию в Донвиле, в которой работал и зарисовывал картины звёздного неба. В 1895—1896 годах проходил воинскую службу в Гранвиле.
С 1903 года работал автором статей и художником в журнале La Nature, а с 1905 года — в журнале L’Illustration. В 1912 году получил должность чиновника народного просвещения.
На Первую мировую войну ушёл в августе 1914 года, служил в пехотном полку, а с 1915 года по 1917 года в 10-м медицинском отделении.
Автор популярных книг по астрономии, таких как «То, что мы видим на небе, астрономия — практические понятия», 1915, «Астрономия на основе наблюдений», 1925 «Другие миры», 1937, «Луна и её история», 1946.
В 1920-х и 1930-х годах писал картины космических пейзажей. С 1936 года жил на бульваре Сен-Мишель в Париже. В 1936 году Люсьену Рюдо было присвоено рыцарское звание кавалера Ордена Почетного легиона.
Именем художника названы кратер на Марсе и астероид (3574) Рюдо. Умер в 1947-м
|