Примерно 15 апреля 1933 года. Последний трюк Уильяма Свена. К апрелю 1933 года Свен остался без гроша в кармане. Он был подавлен, хотел вернуться на родину, занял 20 долларов, чтобы перекантоваться и решился на новый трюк. Забавно, что это было в Бока-Чико, где сейчас Маск строит свои грандиозии и огромадии. Свен прыгает с самолёта, открывает парашют (над морем!), зажигает и разбрасывает ракеты, затем зажигает ракету за спиной и летит к берегу. Всё - поздним вечером, для эффективности. Лётчиком был легендарный Слэтс Роджерс, он не соврёт. Приехало всего 1000 машин вместо 3000 и Свен сказал, что билеты не окупят расходы. Свен выпрыгнул с парашютом над морем, сигара, которой он должен был поджечь ракеты, погасла. Ракеты он разбросал, но они не загорелись. Не загорелась и ракета у него за спиной. Он не сделал ни малейших попыток направить парашют к берегу. Самолёт кружил вокруг него, пока он не пропал в облаках. Больше его никто не видел, не нашли и тело. Погиб ли он, кончил ли самоубийством, сбежал ли в очередной раз - неизвестно. Были слухи, что он сбежал в Мексику, что его ждали машины на берегу, якобы он кому-то это рассказывал. Были слухи, что он жил в Монреале. Его вдова, оставшись с двумя детьми, не выдержала такой жизни и умерла в декабре. Её дети выросли, один стал видным офицером ВВС и неожиданно по анализу ДНК узнал о своём сводном брате
Последним значительным проектом Общества межпланетных сообщений стала так называемая «Пилотируемая ракета» (Pilot-Rakete), которую взялись строить на деньги города Магдебург.
В 20-е годы в определённых кругах Германии, связанных с эзотерикой, оккультизмом и паранауками, большую популярность приобрела теория «полой Земли», в том, смысле, что все представления астрофизиков ошибочны, а мы живем внутри сферы, то есть южное полушарие находится у нас не под ногами, а над головой. Среди жителей Магдебурга нашёлся инициативный поклонник этой странной теории — инженер Франц Менгеринг. Он решил проверить её экспериментально, запустив ракету как можно выше, и если она не упадёт обратно, а свалится на головы антиподам где-нибудь в Австралии, то теорию можно считать доказанной.
В августе 1932 года Менгеринг побывал на Ракетенфлюгплатц, был впечатлён и предложил членам Общества межпланетных сообщений участвовать в его затее. Те, конечно, высмеяли идею, но согласились построить соответствующую ракету, если на это будут выделены средства. Как ни странно, история имела продолжение — 8 октября в одном из отелей Магдебурга ракетчики встретились с городским руководством: заместителем главы региона, начальником полиции, военным комендантом, представителями муниципалитета, правительственного совета и гражданской обороны. Здесь теория «полой Земли» не обсуждалась вовсе — оказалось, что руководители Магдебурга желают войти в историю участием в организации первого пилотируемого ракетного полёта! В 1933 году в Магдебурге намечалось провести Магдебургскую выставку. Наряду с разными промышленными и техническими чудесами намечалось отвести отдельный зал ракетам. Центральное событие выставки - старт в стратосферу пилотируемой ракеты!
Небель заявил, что это вполне возможно, и обрисовал общие черты проекта. Пилотируемая ракета должна была иметь огромные для того времени размеры (высота —7,62 м) и мощный двигатель с тягой до 750 кг. В одном отсеке планировалось разместить кабину с пассажиром и топливные баки, в другом — двигатели и парашют. Ракета могла достигнуть высоты 1000 м. Создатели ракеты надеялись, что она достигнет высоты 9 км. На реализацию проекта Небель затребовал сумму в 40 000 марок. Магдебургский городской банк был готов выдать указанную сумму в кредит под поручительство местных органов власти, фирм и деловых людей. Если бы полёт состоялся, то только на размещении рекламы ракетчики заработали бы гораздо больше.
На том и порешили: договор между Рудольфом Небелем и городом Магдебург был заключён 27 января 1933 года. Пассажиром ракеты вызвался стать Курт Хайниш, который немедленно записался на курсы парашютистов-любителей. При первом прыжке он, правда, вывихнул ногу, но коллеги сочли это «добрым предзнаменованием».
Работа началась в рождественские дни 1932 года, ещё до подписания договора. Были спроектированы и построены двигатели, а также новый стенд для них. Когда он работал, шум доносился до центра Берлина. Управление вооружений рейхсвера пыталось помешать развитию проекта: полковник Беккер лично обзванивал магдебургских поручителей и призывал их отказаться от затеи. Тогда Небель обратился за поддержкой к Эрнсту Рейтеру, обер-бургомистру Берлина, и тот присоединился к поручителям, отклонив требования военных.
"Первые опыты с пуском ракеты с находящимися в ней людьми предполагается провести уже весной будущего года в г. Магдебурге. Управляемая пилотом ракета названа первой авиаракетой. Она относится к новейшему разряду ракет, работающих на жидком горючем. Корпус ракеты конструируется из сплава алюминия и электрона. Ракетный мотор или двигатель ракеты помещен в головной носовой части ракеты. Подача горючего производится путем проводки его в камеру сгорания через целую систему агрегатов. Чрезвычайно высокая температура, развивающаяся во время горения ракеты, потребовала покрыть внутреннюю поверхность двигателя графитовым слоем и установить охлаждение дюз глицериновым составом. Под двигателем и баллонами для топлива помещена кабина для пилота. Отсюда будет производиться управление полетом ракеты при помощи установки особых регулирующих вентилей. Предполагается, что тяговое усилие ракетного мотора в этой конструкции будет настолько велико, что свободно можно будет поднять груз в 750 кг на высоту до 1 - 2 км. Начальная скорость, рассчитанная на 30 м/сек, будет доведена уже в полете постепенным легкопереносимым человеком ускорением до 300 м/сек каскадами по 10 - 20 м. В качестве топлива будет употреблен жидкий кислород в смеси со спиртом и водой. Длина ракеты равняется 8 м. Диаметр - 1 м. Горение ракеты происходит от электрического запала взрывами-толчками, развивающими энергию до 15 000 л. с. При этом скорость истечения газовой струи у дюзы должна будет доходить до 5600 м/сек (ого!). Управление ракетой (повороты, подъем, спуск) рассчитано на перемещение направления газовой струи, производимого изменением положения подвижного мотора".
Первый пуск беспилотного прототипа ракеты назначили на 8 июня 1933 года. Поблизости от Магдебурга была сооружена направляющая установка высотой 12 м. Дождливым утром назначенного дня ракету подготовили к пуску. Она начала медленно подниматься, но, прежде чем достигла верхней части направляющей, остановилась и поползла вниз. Тяга оказалась недостаточной из-за разгерметизации бака с кислородом. Следующая попытка пуска, 11 июня, сорвалась из-за течи в сальнике: двигатель получил лишь четвёртую часть необходимого ему топлива, ревел в течение двух минут (вместо 30 секунд), но ракета не двигалась. Ещё одно испытание, 13 июня, также закончилось неудачей — когда ракета поднялась на высоту 2 м, выпал запорный винт топливного бака, после чего она опять рухнула на землю.
29 июня ракету всё-таки удалось запустить, но при этом один из роликов сошёл с направляющего рельса и застрял. Он был сорван, но из-за этого ракета взлетела почти горизонтально. Быстро теряя высоту, она упала плашмя на землю в 300 м от места старта. Испытатели признали своё поражение и вернулись в Берлин, чтобы доработать конструкцию.
Но в Германии уже установилась нацистская диктатура. Эрнст Рейтер был арестован и отправлен в концлагерь, а все ракетные разработки взяло под свой контроль Управление вооружений. В этой ситуации даже Магдебургский банк побоялся напомнить о кредите. Только через год власти города обратились в Имперское министерство народного просвещения и пропаганды (Reichsministerium fur Volksaufklarung und Propaganda) с предложением возобновить работы над пилотируемой ракетой с целью «рекламы немецких достижений», но ответа не получили.
Финал истории Ракетенфлюгплатц был печальным. Однажды на территорию полигона нагрянула группа молодых людей в серо-голубой форме, назвавшихся представителями Имперского министерства авиации, — они заявили, что место передано им в качестве учебного плаца. Рудольфа Небеля арестовали за «измену родине», и от концлагеря его спасло только вмешательство старого знакомого, занимавшего высокий пост в гестапо.
В то же самое время молодой инженер Вернер фон Браун приступил в Куммерсдорфе к работе над проектом, получившим условное обозначение А-1.
Людвик Оченашек уже в 1930 году из-за беэденежья бросил ракеты, но от реактивной техники не ушёл. Он начал делать гидрореактивные суда без винта для навигации по мелким рекам в интересах знаменитой обувной компании "Батя". В 1935-м одно судно даже купили военные Чехословакии, обзаведясь собственным флотом. После оккупации Оченашек примкнул к подпольщикам, в карьере близ Праги делал какие-то ракеты, до нас они не дошли, даже семья узнала об этом, только когда он был травмирован. Но самым громким его успехом было подключение к немецкому проводу Прага - Берлин. В мае 1945 участвовал в Пражском восстании и был тяжело ранен на баррикаде. С коммунистами общего языка не нашёл, из-за чего вычеркнут ими из истории ракетостроения. Умер в 1949-м.
Карл Черни родился в 1908 году в Вене. В мае 1925-го он успешно сдал экзамен на подмастерье и продолжал работать подмастерьем до 30 мая 1926 года. Он поступил в гараж и автошколу Франца Бонди 10 июня 1926 года в качестве механика и год спустя был повышен до начальника цеха. 18 ноября 1929 года он приступил к работе в должности главного механика на хлебозаводе. Отвечал за машинно-моторный парк и усовершенствование оборудования.
3 февраля 1933 года в газете появилась заметка, что 25-летний парень работает над сенсационным изобретением в тихом провинциальном городке Санкт-Пельтен. Он имел спонсора - коммерсанта Фрица Бонди, а также его поддержал директор хлебозавода Франц Гессль (в этой фирме Черни и работал). Черни, по словам газеты, набрался опыта в Италии (завод "Фиат") и Франции ("Рено") и, отвергнув пороховые ракеты, сразу стал делать ЖРД. Он сразу нацелился и на ракетный самолёт, оставил на долю автомобиля только тесты РД. Целью Черни был самолет, способный достичь стратосферы со скоростью от 800 до 1200 километров в час. 26 февраля 1933 года Черни вывел свою машину на гоночную трассу. Сфотографировался. Но первый старт был только 11 марта 1933 года, который прошел с полным успехом. Он развил скорость 70 километров в час. Причём слава изобретателя приписана Францу Бонди (спонсору Черни и его начальнику до 15.11.1929).
Он завершил свой первый реактивный двигатель с автоматикой сопла в 1931 году. С 1932 по 1934 год он строил другие реактивные двигатели тягой до 150 кг. За этот период он выполнил по меньшей мере девять тестовых версий. В 1933/34 году он построил ракетный автомобиль на жидком топливе, на котором установлена эта девятая тестовая версия. Вероятно, свои ракетные САМОДЕЯТЕЛЬНЫЕ работы он закончил в 1935-м. Он устроился на работу конструктором приборов и инструментов в Arado Aircraft с 1 ноября 1938 года. Поскольку он не был полностью удовлетворен этой работой и не видел возможности продвинуться там по карьерной лестнице, он перешел на Fieseler Aircraft. Основной является работа, проделанная им в сотрудничестве со штутгартской электротехнической компанией Niethammer по запуску Fieseler Fi 103 (V-1) с помощью катапульты Walter с разделенной трубкой.
Работал в Касселе с 1 марта 1939 года. До января 1941 года он выполнял различные задания в конструкторском отделе, например, занимался установкой пулеметов и авиационных пушек для разрабатываемого ‘торпедоносца’, проектированием подвески для торпеды и т.д. 27 мая 1939 года он женился на парикмахерше Эрмине Блаха, дочери мясника. Она погибла во время бомбардировки Касселя 22 октября 1943 года. Говорят, он после этого "сломался". После января 1941 года техническое руководство Fieseler Werke повысило его до “инженера” и он начал работу в секретном проектном офисе. Он разработал несколько устройств для ФАУ-1. Пытался попасть в команду фон Брауна и 15 августа 1942 года послал письмо в Министерство авиации рейха и представил эскизный проект ракеты. Этот проект также был предметом обсуждения с Вернером фон Брауном в Пенемюнде в сентябре 1942 года. Однако фирма его не отпустила. В начале 1943 года он был направлен в Пенемюнде для тестирования устройств V-1. Ближе к концу войны персонал Fieseler Werke был эвакуирован в Нойенвальде (между Везермюнде и Куксхафеном), и из-за дальнейшего развития военных событий все они покинули завод 31 марта 1945 года. Черни встретил окончание войны в Нойенвальде. Вместе с коллегой он открыл там магазин автомобилей и спецтехники, ремонтировал автомобили, сельскохозяйственную технику и электродвигатели.
В мае 1946 года вернулся в Вену, устроился на работу мастером в гараж и мастерскую компании H. Schrack, главного дистрибьютора автомобилей "Рено" в Австрии. Год спустя он был повышен до директора завода. Он разработал и протестировал несколько управляющих устройств и множество специальных инструментов для автомобилей "Рено". 26 сентября 1951 года Карл Черни женился на своей второй жене Марии Богнер, тоже из Санкт-Пельтена. В конце июня 1954 года уволился по собственному желанию. В 1957-м вёл разработку двух гоночных автомобилей с реактивным двигателем: Монопосто типа "Торпеда" со скоростью 950 км/ч и типа "Фанхио" со скоростью 1100 км/ч.
Карл Черни умер 2 марта 1967 года от цирроза печени в больнице Санкт-Пельтен.
Судьба его спонсора, Франца Карла Бонди (который явно участвовал в создании РД) была более печальной. Он был евреем. 1 января 1939 года его гараж был принудительно закрыт. В отчете НСДАП от 18 августа 1939 года есть заметка "Автошкола Франца Бонди": "Этот еврей - злой и дерзкий враг народа. Он активный коммунист". 8 мая 1939 Бонди переехал в Вену, в мае 1942-го вместе с женой Фридой, тоже еврейкой, и всеми своими родственниками, депортирован в Минск. 11 мая 1942 года вся это пересылка из 994 человек была расстреляна или отравлена газом, кроме 80 мужчин, которые были отобраны для принудительных работ. Вероятно, он попал в число этих 80-ти, вывезен в Малый Тростинец, где находилась ферма, управляемая СС и погиб там позже.
Франц Гессль, директор Hammerbrotwerke в Санкт-Пельтене умер 10 ноября 1944 года в Санкт-Пельтене.
«A-1» означает «Aгрегат 1». Единица - это номер первого проекта ракеты Вернера фон Брауна, работающей на жидком топливе.
Ракету A-1 сконструировали в 1933 году в отделе баллистики управления вооружений сухопутных сил Рейхсвера. Испытательные стенды и мастерские располагались на принадлежащем отделу участке земли в пригороде Берлина Куммерсдорфе. Указанная территория и сооружения получили известность, как экспериментальная станция «Запад».
Экспериментальными работами, конструкторы смогли установить тип вспрыскивания топлива, размеры камеры сгорания, оптимальные очертания дюз. Удалось довести время горения топлива в двигателе до 16 секунд. При проектировании ракеты A-1 конструкторы не смогли полностью отказаться от традиционного подхода к баллистическим свойсвам ракеты, как одной из «разновидностей» артиллерийского снаряда. Однако расчеты которые годятся для снаряда, оказались не достоверными для баллистической ракеты с жидкостным двигателем. Стабилизировать полет ракеты предусматривалось путем вращения ее корпуса, подобно артеллирийскому снараду. Но при этом возникала проблема подачи топлива в двигатель из-за действия центробежной силы на жидкость. По предложению капитана Вальтера Дорнбергера было решено добиться вращения путем создания тяжелой стальной части с контейнером для полезного груза.
Вальтер Дорнбергер: Мы сконструировали ракету А-1. Вращающаяся часть весом 38,5 килограмма размещалась в носовой части ракеты длиной примерно 1,4 метра и диаметром 0,30 метра. Около 38,5 килограмма горючей смеси под давлением сжатого азота поступали из емкостей в камеру сгорания. Она, встроенная в бак с горючим, обеспечивала тягу 295 килограммов и размещалась в хвостовой части ракеты. Вращающаяся часть, созданная по принципу ротора трехфазного электромотора, перед самым запуском раскручивалась до максимальной скорости. Ракету А-1 предполагалось запускать вертикально, с направляющих высотой несколько метров. Стартовый вес ее составлял примерно 150 килограммов, а начальное ускорение практически равнялось силе тяжести на поверхности земли, то есть 1 g.
Во время пуска на полигоне «Куммерсдорф — Запад» в окрестностях Берлина экспериментальный образец ракеты А-1 взорвался на старте. Все наработки по проекту ракеты А-1 использовались в работе по конструированию ракеты А-2.
|