Уже известный нам Уильям Свен на глазах 5000 зрителей, поднялся на аэростате на высоту 600 метров, с него стартовал на планере, приземлился через 4 минуты, и, якобы, включал ракеты (в кинохронике - никакого дыма нет). При этом он заявил, что «идёт строительство комбинированного аэростата и ракетоплана. Несколько воздушных шаров для этой цели уже почти готовы». В планах - «пробить стратосферу на высоте 40 000 футов и перелететь Атлантику со скоростью более 500 миль в час». !! - именно в этот год С.П.Королёв (так пишет Я.Голованов) заинтересовался ракетным планером и именно в подвеске к аэростату. И рассчитал высоту взлёта - 37 км! Не прочитал ли Королёв о Свене?
Продолжение - в следующем году.


Сигурд Олсон Хаугдал (Sigurd Olson Haugdahl) родился в Вердале, Норд-Тренделаг, Норвегия, в 1891 году. В 1910 году он переехал в Соединенные Штаты в Альберт Ли, штат Миннесота. Обожал гоночные машины. Сам делал и сам участвовал в гонках. Занимался и трюками - каскадер поднимался из движущейся машины прямо в летящий самолет. Мейбл Коди, племянница Буффало Билла Коди, выступала со своим воздушным трюковым шоу на ярмарках и мероприятиях, организованных застройщиками для привлечения потенциальных покупателей земли и жилья в Корал-Гейблс. Национальный чемпионат IMCA по гонкам он выигрывал шесть лет подряд с 1927 по 1932 год. Получил прозвище «Летучий норвежец», также его вполне узнавали по прозвищу "Сиг". Наконец, сделал ракетный автомобиль, первый заезд состоялся 17 июня 1932 года на гоночной трассе Бо Стернс, Уичито, Канзас.
Автомобиль должен был совершить второй показательный заезд на том же гоночном треке 19 июня 1932 года, но это выступление было перенесено на 7 августа 1932 года из-за дождя. Машина, проехала один круг по трассе длиной в полмили за 33,2 секунды. Автомобиль приводится в движение пороховыми ракетами, которые изготовливал итальянец в Джолиете, штат Иллинойс. В авто 32 трубки. Использовались однофунтовые ракеты, стоившие чуть меньше доллара каждая. Однако Хаугдал уверял, что более крупные ракеты, которые будут использоваться на прямых участках и придадут машине феноменальную скорость и будут намного дешевле. Ракеты запускаются переключателем на приборной панели в нужном темпе, машина развивает скорость около 45 миль в час.
Хаугдал ушел из гонок в 1934 году и переехал во Флориду, где занялся гольфом, но затосковал по автоспорту и в 1936-м вернулся. В 1937 году опять бросил гонки, прожил свою жизнь во Флориде, умер в 1970 году. Интересно, смотрел ли запуск "Аполлона-11"?


Генрих Грюнов абсолютно малоизвестен, хотя был одним из первых создателей ФАУ-2 и её предков. Дорнбергер в мае 1954 на 3-м симпозиуме по космонавтике вспоминал: "Когда мы начинали, нас было четверо. Первый был молодым студентом, в возрасте 19 лет, который позже стал техническим директором Пенемюнде, профессор Вернер фон Браун, в настоящее время начальник отдела в ракетном центре в Хантсвилле, штат Алабама. Второй, молодой техник, уволенный Хейландом, с некоторым опытом работ с жидким ракетным топливом, позже главный конструктор в Пенемюнде, Вальтер Ридель, в настоящее время работает в Англии, в Уэсткотту. Третий, очень опытный мастер, позже начальник экспериментального цеха по Пенемюнде, Генрих Грюнов, сейчас в Москве. Четвёртый, я сам, в то время капитан армии отдела боеприпасов."
Да уж, разбросала ФАУ-2 создателей...
Грюнов родился в феврале 1906 года в Шперенберге и начал работать на инструментальной фабрике Fritz Werner AG. В 1928 году был в Куммерсдорфе техником в артиллерийском цехе, в 1932 году стал инженером на стендах для испытаний ракет. К 1936 году он уже начальник цеха в Куммерсдорфе, а в 1937 году начальник ракетных стендов в Пенемюнде. После войны он вернулся домой в Цоссен, открыл мастерскую по ремонту тракторов. Поразительно, что до него не добрались раньше. Но в начале 1953 года он исчез. Полиция нашла труп и закрыла дело. Семья переехала в Западную Германию и получила там письмо от советских властей, о том, что он похоронен в лагере на Воркуте. Откуда Дорнбергер мог знать, что тот "в Москве" - я без понятия. А в октябре 1955-го Грюнов вернулся к своей семье в Западной Германии и начал работать на машиностроительном заводе Варзиц в Хильдене. Вернер фон Браун приехал туда в 1959 году и, возможно, предложил ему должность в американской космической программе, но Грюнов оставался в Хильдене, где и умер в 1975 году. Неизвестно (мне) что он делал в СССР.
С сентября 1931 г. Винклер продолжил свои эксперименты на Ракетном полигоне в пригороде Берлина Райникендорф (Raketenflugplatz Berlin-Reinickendorf). В его планы входило строительство жидкостной ракеты больших размеров. Предварительная разработка ее конструкции началась по желанию Г. Хюккеля еще в мае 1931 г. Если опыты с ракетой HW-I доказали возможность полета аппарата с ЖРД, то новая ракета должна была продемонстрировать лучшие характеристики по сравнению с твердотопливными.
Наряду с Винклером в строительстве ракеты HW-II участвовали Р. Энгель и X. Шпрингер, ранее работавшие в ракетной группе Р. Небеля, и К. Бермюллер из конструкторской группы К. Риделя.
Ракета HW-II имела традиционную аэродинамическую форму длиной 1,9 м и максимальным диаметром 40 см. Внутри корпуса, выполненного из тончайшей стали, один над другим размещались топливные баки; камера сгорания и сопло ЖРД находились в хвостовой части. Там же снаружи располагались стабилизаторы трапециевидной формы. Вес ракеты на старте составлял 43 кг, запас топлива весил 34 кг, в том числе жидкий кислород - 32 кг, сжиженный метан - 4 кг. Предполагалось, что ЖРД в течение 49 с разовьет тягу 96 кгс. Топливные клапаны ракеты изготовлялись из нового сплава алюминия с магнием - электрона. Расчетная высота полета - 5 км. Для замера высоты на ракете был установлен барограф. Предусмотрено возвращение HW-II на Землю на парашюте.
Для своего времени HW-II была самой крупной и мощной ракетой в мире, отличавшейся высоким техническим совершенством. Соотношение полной и сухой масс конструкции равнялось коэффициенту 4,6 и оставалось непревзойденным до 1943 г. HW-II вмещала топлива в 20 раз больше, чем HW-I и при этом была тяжелее только в три раза.
После проведения с января по май 1932 г. более 20 стендовых испытаний началась подготовка ракеты к полету, назначенному на 6 октября 1932 г. Местом испытаний после долгих переговоров с властями (ракетный полигон в Берлине оказался мал) выбрали район на Балтийском побережье в Восточной Пруссии.
Еще во время заполнения топливных баков Винклер и Энгель заметили, что пусковые клапаны горючего и окислителя (из-за коррозии под действием морского воздуха) неплотно закрыты. Но поскольку к началу испытаний собрались многочисленные зрители, в том числе именитые гости из руководства Кенигсберга, они решили рискнуть и, несмотря на опасность, осуществить старт.
Непосредственно перед пуском была предпринята попытка продуть корпус ракеты сжатым азотом, чтобы вытеснить скопившуюся между внешней оболочкой и топливными баками смесь газов. Но до включения зажигания газы успели вновь скопиться - ракета взорвалась, едва достигнув высоты 15 м.


Энгель позже писал: «Мы решили рискнуть и продуть корпус ракеты азотом непосредственно перед запуском. Это было сделано, но, по-видимому, недостаточно тщательно. Когда был включен воспламенитель, между внешней обшивкой ракеты, баками и камерой сгорания еще оставалось достаточно взрывчатой смеси, и наша «прекрасная» ракета разорвалась на куски». Все были глубоко разочарованы. Винклер вернулся на фирму «Юнкерс». Энгель пытался продолжить работу в рамках добровольного общества.
Больше ракет Винклер не запускал. Почти год он был без работы и денег, а потом двухгодичный отпук кончился и он вернулся на "Юнкерс" к своим жидкостным ускорителям.
Недоверие военных к ракетчикам было обосновано - в VfR крепли антивоенные настроения. Небель переписывался с Альбертом Эйнштейном, который предложил основать международное научное общество, которое занималось бы исследованиями на благо всего человечества, а не отдельных наций. И 5 мая 1932 года в Берлине состоялось учредительное собрание, на котором присутствовали многие знаменитые учёные. От ракетчиков в его работе приняли участие Небель и Ридель. Там было объявлено о создании общественной организации под названием «ПанТерра» (Panterra-Gesellschaft), главной целью которой являлось построение единой цивилизации, живущей в мире и согласии. Небель полагал, что сумеет использовать рейхсвер в мирных целях. И 7 июня 1932 года Небель получил секретное предписание собрать оборудование и специалистов для выезда на артиллерийский полигон Куммерсдорф, расположенный южнее Берлина.
Пуск назначили на 22 июня, и сотрудники Ракетенфлюгплатц отправились по указанному адресу. Пуск ракеты «Мирак-3», состоявшийся в назначенное время, разочаровал присутствовавших офицеров. Она поднялась на высоту 1100 м, после чего ушла с вертикали, упав на расстоянии 3 км от места старта; при этом парашют не раскрылся, и «Мирак-3» превратилась в металлолом. Военные сочли, что продемонстрированный результат говорит о неспособности группы Небеля организовать серьёзную работу, ведь тот обещал, что ракета достигнет высоты 3000 м, после чего совершит мягкую посадку. Хуже того, Небель не смог ответить на конкретные вопросы о проблеме управления полётом и возможных траекториях ракеты: на создание прототипа системы управления у членов Общества межпланетных сообщений не хватало денег.
Может, это и к лучшему. Через много лет Небель писал:
«Ошибочная оценка наших возможностей Управлением вооружений рейхсвера отбросила развитие ракет в решающие годы. Если бы в 1932 году нас поддержали в техническом и финансовом отношении, если бы мы смогли продолжить работу, то большие баллистические ракеты были бы готовы к использованию самое позднее в 1939 году. Какие исторические последствия имело бы это преимущество, по-моему, совершенно очевидно. Генерал Эйзенхауэр писал после Второй мировой войны: «Если бы работы над немецкими ракетами были закончены на полгода раньше, то наше вторжение на континент было бы невозможно, так как это оружие предотвратило бы подготовку войск союзников в южной Англии». Первая ракета была запущена в направлении Лондона лишь через десять дней после начала вторжения».
Тем временем нацисты прорывались к власти. Осенью 1932 года национал-социалисты одержали уверенную победу на выборах в рейхстаг, набрав 38% голосов. 30 января 1933 года к власти в Германии пришёл Адольф Гитлер. Той зимой количество членов VfR резко сократилось до трёхсот человек — многие потеряли работу, началась эмиграция.
Но работы на полигоне продолжались. Увидев шикарный армейский полигон, Ридель затеял модернизацию испытательного стенда и изготовил несколько двигателей нового типа, работавших на спирте. Заинтересовавшись им как ракетным топливом, конструктор сообразил, что спирт допускает возможность охлаждения двигателя путём впрыскивания внутрь камеры сгорания некоторого количества воды. В итоге именно этот путь был выбран как магистральный в немецком военном ракетостроении. А потом все силы ушли на создание "Магдебургской ракеты".
1 ноября 1932 года на экспериментальной станции «Куммерсдорф-Запад» (Kummersdorf-West), относящейся к военному ведомству, в 27 километрах от Берлина, приступил к работе первый штатский служащий Вернер фон Браун (Wernher von Braun). Вторым был механик Генрих Грюнов (Heinrich Gruenow). Позднее, в ноябре к ним присоединился специалист по ракетным двигателям Вальтер Ридель (Walther Riedel). Так начиналась история создания ракеты «Agregat-4», более известная как Фау-2.

Кстати, о братьях. Старший, Сигизмунд предъявил доказательства своей помощи антинацистам, затем сделал политическую карьеру, был послом в ООН и Франции, стал Госсекретарём при министре иностранных дел, прожил 87 лет, 5 детей, разные награды. Магнус, младший, тоже имел антинацистские настроения, даже был свидетелем в суде над нацистами. Работал с Вернером, после знаменитого ареста гестапо брата с компанией, тоже посидел в тюрьме, был выпущен, проектировал гироскопы и прочее оборудование для ФАУ-2 уже вдали от брата, встретился с ним при крушении Рейха, лично на велосипеде разыскал американцев и сдался в плен вместе с командой ракетчиков. В США немного поработал ракетчиком, но быстро перешёл в автомобильную промышленность управленцем, затем управлял винным магазином , потом вышел на пенсию и тоже прожил далеко за 80, увидев даже крушение "Колумбии" в 2003-м. Дважды женат, трое детей.
Но, конечно Вернер фон Браун интересует нас больше...
Вернер фон Браун родился в 1912-м в родовом имении Вирзиц (в Пруссии, сейчас г.Выжиск в Польше). Его отец Магнус - бывший заместитель рейхсканцлера, председатель правительства Восточной Пруссии и директор Рейхсбанка. Мать имела королевское происхождение. Между прочим, после 1-й мировой многие немцы знатного происхождения отказались от баронского титула и приставки "фон". У Браунов он остался. После 1-й мировой войны родовые земли отошли к Польше и Брауны переехали в Берлин. Вполне безбедное детство. Телескоп, пианино, виолончель, он брал уроки музыки у композитора Пауля Хиндемита, сам немного сочинял и даже в старости Вернер прекрасно играл Баха и Бетховена. Вместе с тем постоянное желание экспериментировать и познавать новое, интерес к космическим полётам, вообще упорное желание заниматься только тем, чем хочется. В 1919-1920 годах учился в Гумбинненской Фридрихшуле (его отец, Магнус фон Браун, был в это время президентом Гумбинненского правительства). С 1925 года Браун посещал школу-интернат в замке Эттерсбург, неподалёку от Веймара. В 1928 году его родители перевели его в интернат имени Германа Литца на острове Шпикерог в Северном море в Восточной Фризии. По мнению фон Брауна тяга к космическим полётам у него появилась в 12 лет, когда мать подарила ему телескоп. До 13 лет он был неуспевающим по физике и математике, но в возрасте 13 лет произошел перелом. В 1925 к Вернеру попала заметка Макса Валье о книге «Ракета для межпланетного пространства» Германа Оберта и он срочно достал книгу. С этих пор до самой смерти Оберт стал его учителем и кумиром.
Браун об Оберте:
«Герман Оберт был первым, кто, подумав о возможности создания космических кораблей, взял в руки логарифмическую линейку и представил математически обоснованные идеи и конструкции… Лично я вижу в нём не только путеводную звезду моей жизни, но также и обязан ему своими первыми контактами с теоретическими и практическими вопросами ракетостроения и космических полётов. В истории науки и технологии за его революционный вклад в области астронавтики ему должно быть отведено почётное место.»
Чтобы понять книгу, он начинает учить физику и математику и становится лучшим в школе. Он организует школьников на постройку обсерватории. Он уже делает ракеты и имеет от них первые неприятности от родителей и соседей. В 1927-м (ему 15 лет) он публикует первую статью по космонавтике: "Путешествие на Луну: астрономические и технические аспекты", после этого он отправляет письмо Герману Оберту. Тот отвечает и поддерживает школьника. Вернер один из первых записывается в Немецкое ракетное общество. 1930 год окончательно решает судьбу фон Брауна - он впервые встречается с Обертом, публикует фантастический рассказ "Лунетта" в "Журнале членов и друзей немецких сельских школьных центров", начинает учебу в Берлинском университете и ведет активную работу в Немецком ракетном обществе на Ракетенфлюгплатц. 1931 - одновременно с учёбой и ракетами фон Браун начинает летать. Сначала на планерах, потом на самолётах. Он постоянно совершенствует своё мастерство, получая лицензии на всё более сложные полёты. В 60 лет он получил лицензию на управление гидросамолётом. Фон Браун продолжает учебу в Берлинском университете и на технических курсах в Цюрихе. В Цюрихе он заражает своими мечтами однокурсников и они ставят эксперименты по перегрузке, раскручивая на самодельной центрифуге мышей. Хозяйка пансиона пришла в ужас, обнаружив на стенах следы крови. В 1932-м он опять в Берлине, в «Verein fur Raumschiffahrt» («VfR», «Общество космических путешествий»), причём в свои 20 лет с дипломом авиационного инженера, знающий ракетную технику лучше ветеранов-ракетчиков и, самое главное, проявляющий незаурядные организационные способности. Сначала он был помощником Вилли Лея, но очень быстро стал лидером. Примерно в это время Браун посетил презентацию, устроенную Огюстом Пикаром, который в то время был пионером полётов в стратосферу. После выступления Пикара молодой студент подошёл к нему и заявил: «Знаете, я планирую когда-нибудь отправиться в полёт на Луну». Рассказывают, что Пикар ответил словами поддержки.
Поняв, что без финансирования никаких ракет не будет, а деньги на такое дело можно достать только у военных, он к ним и обращается. Военные не против получить новое оружие и деньги у них есть, но вольница межпланетчиков должна быть подчинена воинской дисциплине. Ракетчикам предложено перебраться на армейский полигон в Куммерсдорфе. Не все этому были рады. Фактически Браун ушел один к руководителю ракетной программы Дорнбергеру, который набирал штат. Весь штат 1 октября 1932-го, когда фон Браун начал в нём работу, состоял из него одного, позже появился механик Генрих Грюнов. 1 ноября пришёл Вальтер Ридель, на руках у которого умер Макс Валье. Уже в декабре 1932-го на стенд нового испытательного центра "Куммерсдорф-Запад" поставили первый ЖРД. Он немедленно взорвался. Дорнбергер и Браун уцелели чудом. Однако дело продвигалось. В 1933 началось конструирование первой ракеты, названной "Агрегат-1" (сокращенно А-1) весом 150 кг на кислороде/спирте. Она не полетела - ЖРД для неё оказался неожиданно мощнее и под него сделали две ракеты А-2, названные "Макс" и "Мориц" (популярные в Германии комики). 16.06.1934 взорвался маленький ЖРД, сконструированный фирмой «Хейланд», на котором проверялись разные топлива. На этот раз пытались подать в камеру смесь 90% перекиси водорода и спирта уже в смеси. Испытатели знали об опасности, но решили рискнуть. Искра прорвалась из камеры в бачок с топливом и двигатель взорвался. Доктор Курт Вамке был убит, два его ассистента тяжело ранены. А 27.06.1934 фон Браун защитил диссертацию, став в 22 года самым молодым в Германии доктором технических наук (степень ему присвоена 25.07.1934. Диссертация, датированная 16.04.1934 г называлась «Опыты по горению», но это её открытая часть, полная же версия называлась «Конструктивные, теоретические и экспериментальные подходы к проблеме создания ракеты на жидком топливе». Диссертация была секретной и опубликована только в 1960-м.
В самом конце 1934-го обе ракеты А-2 были успешно запущены на балтийском острове Боркум. В 1935-м начали конструировать ракету А-3. В 1936 г фон Браун с группой перебрался на остров Узедом на Балтике, где в устье реки Пене близ рыбацкой деревушки Пенемюнде разворачивалось строительство огромного испытательного ракетного центра (нем. - Heeresversuchsanstalt Peenemunde). Браун стал техническим директором полигона.
Ракета "А-3" весила 750 кг и по размерам, весу и сложности сильно опережала все ракеты в мире. Однако мир про неё ничего не знал. 4 ракеты А-3 были запущены за одну неделю в декабре 1937-го. ЖРД работали хорошо, система управления - плохо. Но уже летом 1936-го фон Браун задумал сделать ракету с дальностью полёта 260 км и весом боевой части 1 т всё на том же спирте и кислороде. Кстати - почему именно 260 км? Это ровно вдвое дальше максимальной дальности "парижской пушки". А 1000 - любимая цифра лётчиков Люфтваффе (вспомним программу 1944-го "1000 - 1000 - 1000" - тысяча килограммов бомб на дальность 1000 км со скоростью 1000 км/ч). Расчеты показывали, что ракета должна иметь вес 12-13 т, скорость 1600 км/ч и тягу двигателя 25 т. Особенно впечатляла тяга двигателя. Она превосходила лучшие мировые ЖРД почти в тысячу раз! Сам фон Браун не верил, что возможно создать насосы, распыляющие топливо, подобной мощности. Он поехал к пожарным, собрал их и сообщил нужные параметры, ожидая изумления. Но пожарные не удивились - оборудование подобной мощности уже было создано. И работа над огромной ракетой началась. Она-то и известна нам как А-4. В документе от 23 июля 1937 года фон Браун впервые использует индекс А-4.
Но прежде надо было довести до ума ракету А-3. Была создана новая ракета, названная А-5 с новой системой управления, парашютной системой спасения, графитовым газовым рулём. Осенью 1938 начались пуски ракеты А-5, всего 25 пусков, ракета поднималась на высоту 12 км и достигла дальности 18 км.
В ноябре 1937-го (по другим источникам, 1 декабря 1932 года) фон Браун вступил в НСДАП. В документе военной администрации американской зоны оккупации Германии (англ. Office of Military Government, United States), датированном 23 апреля 1947 года, утверждается, что фон Браун поступил в школу верховой езды Ваффен-СС в 1933 году, потом, 1 мая 1937 года, в национал-социалистскую партию, и с мая 1940 года до самого конца войны был офицером Ваффен-СС.
После войны, объясняя, почему он стал членом НСДАП, Браун писал:
«От меня официально потребовали вступить в национал-социалистскую партию. В то время (1937 год) я уже был техническим директором военного ракетного центра в Пенемюнде… Мой отказ вступить в партию означал бы, что я должен отказаться от дела всей моей жизни. Поэтому я решил вступить. Моё членство в партии не означало для меня участие в какой-либо политической деятельности… Весной 1940 года ко мне в Пенемюнде приехал штандартенфюрер СС Мюллер и сообщил мне, что рейхсфюрер СС Генрих Гиммлер прислал его с приказом убедить меня присоединиться к СС. Я немедленно позвонил своему военному начальнику… генерал-майору В. Дорнбергеру. Он мне ответил, что… если я желаю продолжить нашу совместную работу, то у меня нет другого выбора, кроме как согласиться.»
Это утверждение Брауна часто оспаривается, потому что в 1940 году Ваффен-СС ещё не выказывало никакого интереса к работам, проводившимся в Пенемюнде. И также спорно утверждение, что якобы на персон аналогичного фон Брауну положения давили с целью вступления в НСДАП, оставив в покое членство в СС. Когда показали фото Брауна, стоящего позади Гиммлера в униформе СС, Браун якобы ответил, что надел форму только для того случая, но в 2002 году бывший офицер СС в Пенемюнде рассказал Би-би-Си, что фон Браун регулярно появлялся на официальных мероприятиях в эсэсовской форме; следует отметить, что это было обязательным требованием. Вначале ему присвоили чин унтерштурмфюрера, впоследствии Гиммлер три раза повышал его в звании, в последний раз в июне 1943 года до штурмбанфюрера СС. Браун заявлял, что это было якобы автоматическим повышением, уведомление о котором он получал каждый год по почте.
В марте 1939-го ракетный центр посетил Гитлер. Ему были показана работа трёх ЖРД тягой до 1,5 т. Однако он не проявил к ракетам никакого интереса. Дорнбергер писал, что он единственный раз видел человека, которого не впечатлил поток огня и грохот ракетного двигателя. Финансирование ракетных программ было урезано, а весной 1940-го А-4 была вычеркнута из приоритетного списка. Но работа шла - довольно много военных чинов благосклонно относились к ракетам.
Дорнбергер: Постоянные перемены в табели о рангах приоритетных направлений доставляли нам бесконечные трудности. Было просто невозможно вести программу в соответствии с планами. Самые важные стройки даже не начинались или оставались неоконченными; производственные помещения и оборудование вступали в строй с большими опозданиями или оставались незадействованными. Много времени зачастую уходило на поиски каких-то обходных решений, хотя прямые пути, которые буквально лежали под ногами, куда быстрее давали бы результаты. Важнейшие запросы оставались без ответа. Такая ситуация, которая не позволяла нам жить и не давала умереть, длилась и должна была подойти к концу, только если наши дальнобойные ракеты будут использованы в ходе военных действий.
В приоритетный список А-4 вернулась только 7.07.1943 г.
В 1942 г начались испытания ракеты А-4. Первый пуск - 13.06.1942. Ракета ушла со старта, летала где-то за облаками полторы минуты, а потом грохнулась почти рядом со стартом - отказало управление. Второй пуск - 16.08.1942. В полёте у неё оторвало носовой конус и она разрушилась. И только третий полёт - 3.10.1942 получился удачным. Ракета пролетела 190 км, выполнив задачу испытаний. На месте старта был установлен знаменитый валун с надписью: «3 октября 1942 года этот камень упал с моего сердца. Вернер фон Браун».
О значении успешного пуска А-4 хорошо сказал Вальтер Дорнбергер на банкете по случаю успешного запуска:
- В истории техники будет записано, что в первый раз конструкция, созданная руками человека, ракета весом пять с половиной тонн, покрыла расстояние двести километров, отклонившись по горизонтали от цели всего на четыре километра. Ваши имена, мои друзья и коллеги, будут навечно связаны с этим достижением. Мы разработали автоматику контроля за полетом. С точки зрения артиллерии ракета как оружие разрешает проблему веса, неустранимую у тяжелых орудий. Нам первым удалось, пользуясь принципами авиастроения, создать ракету, которая на реактивной тяге достигла скорости пять тысяч километров в час. Ускорение на взлете не более чем в пять раз превышало силу тяжести, что совершенно нормально для летательных аппаратов. Тем самым мы доказали, что вполне можно строить пилотируемые ракеты или самолеты, летающие на сверхзвуковых скоростях, - им будут свойственны продуманные формы и тяга. Наша ракета, которую стабильно вела автоматика, достигла высоты, где никогда не бывала конструкция, созданная человеком. В точке отклонения наша ракета оказалась на высоте сто километров. Мы на сорок километров перекрыли мировой рекорд высоты, установленный снарядом ныне легендарной «парижской пушки».
7.07.1943 Браун показал Гитлеру цветной фильм, демонстрирующий взлёт A-4, и фюрер пришёл в восторг. Вскоре он лично дал Брауну, которому исполнился всего 31 год, звание профессора.
17.08.1943 - Пенемюнде было частично разрушен союзной авиацией. Частично ракетный центр был восстановлен, испытания ракет перенесли в Польшу. Погибли некоторые сотрудники, в т.ч. создатель двигателя А-4 Тиль.
Ещё 2 года А-4 совершенствовалась. По-прежнему программу трясли бесконечные организационные переделки. Неудач было едва ли не больше, чем успешных запусков. С трудом удалось довести процент удач до 70 и только к окончательному поражению Германии приблизиться к 100% (но только при испытательных полётах). Лишь в 1944 г, терпя жестокие поражения на всех фронтах, Гитлер ухватился за ракеты как за последнюю возможность принудить союзников к перемирию. И осенью 1944 сотни ракет обрушились на Лондон и Антверпен, унеся несколько тысяч жизней. О запуске первой боевой ракеты объявил министр пропаганды Германии Геббельс. Он же самолично и назвал её ФАУ-2. О боевой эффективности много спорят. Ракета была дорогая, средняя цена 193 тыс марок, в 10 раз дороже ФАУ-1 и сильно потрепала экономику Германии. С другой стороны от неё не было защиты, она не нуждалась в бензине - самом большом дефиците Германии. К счастью до конца войны оставалось недолго. К счастью, лишь половина ракет долетало до цели. К счастью, полторы тысячи готовых ракет так и не добрались до стартовых позиций. В марте 1945 взлетела последняя ракета А-4 - хаос развала военной машины достиг и ракетных частей. Готовые ракеты начали уничтожать. Но кое что досталось и победителем. Здесь есть один нюанс - временные склады ракет себя дискредитировали, ракеты без проверки, ремонта, надлежащих условий быстро портились. Поэтому ракету собирали из частей не более чем за двое суток до старта. Поэтому число трофеев подсчитать трудно. Американцы увезли на Уайт-Сэндз и собрали там до сотни ракет, СССР собрал и запустил 11, англичане запустили 3 (или 4) в октябре 1945-го, немного досталось французам, но они их не запускали. Однако А-4 явилась таким явлением в ракетостроении, что сразу с десяток стран включились в копирование и усовершенствование А-4. Началась 3-я Ракетная революция. Отмечу, не с первых стартов и не с обстрелом городов, а именно с послевоенного времени, скажем, с демонстрационных пусков в Кусхафене. Сама ракета с тонной взрывчатки и низкой точностью оставалась оружием сомнительной ценности, однако с атомной бомбой и отсутствием средств её уничтожения в полёте была мечтой военных.
О первом удачном пуске А-4 - всё. А что же фон Браун?
15 марта 1944-го он, Клаус Ридель и Гельмут Греттруп были арестованы гестапо за саботаж. В вину им поставили то, что они вели разговоры о том, что делали А-4 не для войны, а для межпланетных путешествий. После войны фон Браун бравировал своим арестом, приводя в качестве доказательства изначально мирных намерений. А о посещении секретного подземного завода Миттельверк где ФАУ-2 производили тысячи узников концлагеря, из которых большинство погибло, фон Браун предпочёл не вспоминать. Впоследствии, когда промолчать уже не получалось, он письменно открестился от гибели рабочих. Он называл условия работы на заводе «отвратительными», но утверждал, что он никогда не становился свидетелем каких-либо смертей или избиений, хотя к 1944 году ему должно было быть известным о таких смертях. Браун утверждал, что он сам не посещал концлагерь Дора-Миттельбау, в котором 20 000 человек умерли от болезней, побоев, непосильных условий труда или были повешены. Как считают историки, при производстве Фау-2 умерло больше людей, чем погибло от применения этой ракеты в качестве оружия.
Без сомнения, арест ракетчиков, судьбу которых решали самые высочайшие чины Германии, имел иные причины. В феврале 1944-го Гиммлер вызвал фон Брауна к себе и, взяв с него слово не рассказывать никому, предложил "теснее сотрудничать с СС". Браун отказался. По сути это был рядовой иерархический заговор в верхушке нацисткой власти.
По всей видимости, фон Браун с октября 1943 года состоял под надзором СД. Молодая женщина-стоматолог, бывшая одновременно агентом СС, подслушала разговор ракетчиков о том, что они не работают над космическим кораблём и все они полагают, что война не идёт хорошо. Это расценивалось как «пораженческие настроения». Вместе с ложными обвинениями Гиммлера о симпатии фон Брауна коммунистам и о якобы его попытках саботажа программы Фау-2, и принимая во внимание, что Браун имел диплом лётчика и регулярно летал на предоставленном государством самолёте и, таким образом, мог убежать в Англию - всё это стало причиной ареста фон Брауна гестапо. Браун был арестован и брошен в тюрьму гестапо в Штеттине. Там он провёл две недели, не зная, в чём его обвиняют. Только с помощью абвера в Берлине Дорнбергер сумел добиться условного освобождения фон Брауна, а Альберт Шпеер, рейхсминистр вооружений и военной промышленности Германии, убедил Гитлера восстановить Брауна в должности, чтобы программа «Фау-2» могла продолжаться. Шпеер, цитируя в своих мемуарах от 13 мая 1944 года, пишет, что Гитлер сказал в заключение беседы: «Что касается Б., я вам гарантирую, что он будет освобождён от преследования до тех пор, пока он будет вам необходим, несмотря на общие затруднения, которые могут последовать».
С сентября 1944-го до 1945-го Браун мало занимался А-4 - ракета пошла в серию, переделки были нежелательны. Разве что новый взрыватель, который себя не оправдал. Зато он проектировал модификации ракеты - крылатую А-4b, А-6, А9/А10. В марте 1945-го Браун получил два противоречивых приказа, от СС - эвакуироваться в Альпы и от армейского командования - присоединиться к армейским частям и сражаться. Фон Браун подделал документы и оправил 500 сотрудников в район Миттельверка. Опасаясь, что его чертежи и документация будут уничтожены СС, фон Браун приказал спрятать копии в заброшенном стволе шахты в горном массиве Гарц.
В марте 1945-го шофер фон Брауна уснул за рулём, в результате аварии главный ракетчик оказался в больнице с переломом руки и плеча. Он потребовал наложить гипс и покинул больницу, однако недооценил травму, кость срослась неправильно и через месяц ему опять сломали руку, исправляя ошибку.
В апреле научной команде было приказано эвакуироваться в Обераммергау в Баварских Альпах. Они находились под тщательной охраной СС, которой было приказано ликвидировать всех ракетчиков при угрозе попадания их к врагу. Однако фон Браун сумел убедить майора СС Куммера рассредоточить группу по ближайшим деревням, чтобы не стать лёгкой мишенью для американских бомбардировщиков.
2 мая 1945 года фон Браун, убедившись, что они вроде бы уже попали в окружение, послал своего брата на велосипеде искать американцев. Тот встретил американского солдата из 44 пехотной дивизии и сказал ему: «Меня зовут Магнус фон Браун. Мой брат изобрёл Фау-2. Мы хотим сдаться».
После пленения Браун сказал прессе:
«Мы знаем, что мы создали новое средство ведения войны и теперь моральный выбор - какой нации, какому победившему народу мы хотим доверить наше детище - стоит перед нами острее, чем когда-либо прежде. Мы хотим, чтобы мир не оказался бы вовлечённым в конфликт, подобный тому, через который только что прошла Германия. Мы полагаем, что только передав такое оружие тем людям, которых наставляет на путь Библия, мы можем быть уверены, что мир защищён наилучшим образом».
Фон Браун возглавлял "Чёрный список" - людей, с которыми разведслужбы США и Англии мечтали бы пообщаться. Можно сказать, что он был завербован заочно. 19.07.1945 он был эвакуирован в Мюнхен - за 2 дня до передачи района советской оккупационной администрации. 20.09.1945 фон Браун и еще 6 ракетчиков были переправлены в США. Но американская общественность узнала о немецких специалистах только в декабре 1946-го когда Ридель пожаловался на невыносимые условия работы. Реакция общественности была не в пользу ракетчиков, Альберт Эйнштейн и еще многие потребовали их изгнать. К тому времени число немецких специалистов исчислялось сотнями.
Но это уже другая история...

Пендрей привез подробные чертежи ракет Mirak VfR. Сходство между "Мираками" и ранними ракетами ARS весьма очевидно. ARS вскоре приступила к работе по копированию немецких работ. Ракета была завершена в январе 1932 года, но найти подходящую площадку для запуска оказалось сложнее, чем ожидалось. В конце концов они договорились использовать площадку на ферме в Нью-Джерси, недалеко от Стоктона. 12 ноября 1932 года ракета ARS № 1 появилась из подвального цеха одного из членов организации. Ракета ARS-1 имела длину 2,11 м и ширину 21 см. Пустой вес составлял 6,8 кг. Жидкостный ракетный двигатель из алюминиево-молибденового сплава тягой 27 кг был расположен в алюминиевой рубашке с водяным охлаждением в носовой части. Двигатель имел длину 15 см и диаметр 7,5 см. Два цилиндрических бака диаметром 40 см каждый и длиной 1,6 м, содержали один - бензин, а другой — жидкий кислород. Наддув осуществлялся сжатым азотом. Ракета позаимствовала конструкцию репульсора с двумя стержнями у VfR с четырьмя алюминиевыми стабилизирующими банками, расположенными сзади.
Площадка была подготовлена с августа 1932 года. Стартовая площадка состояла из двух вырытых траншей: одна для близкого наблюдения за испытанием, другая для управления ракетой. Была установлена двухстоечная козловая установка. Она была 4,27 метра в высоту и почти 3,66 метра в ширину у основания. Она состояла из закругленных деревянных столбов, поддерживаемых досками. Это должно было направлять ракету вверх, если она освободится во время статического испытания.
Первое статическое испытание состоялось успешно 12 ноября 1932 года. Рассказывая об этом событии немного позже, г-н Пендрей сказал: «Доктор Лемкин зажег факел, который мистер Лассер вынес к ракете, воспламенив фитиль. На мгновение возникла мощная вспышка, когда чистый кислород ударил в горящий фитиль. В тот же миг в ракету полился бензин. Фитиль, вспышка и неуверенность в работе нашего ракетного двигателя исчезли в одночасье, когда с яростным шипящим ревом из сопла камеры сгорания вырвался синевато-белый меч пламени, и ракета рванулась вверх, наталкиваясь на удерживающую пружину. Невозможно адекватно описать это зрелище или передать то чувство, которое оно у нас вызвало. Мы забыли оставаться за укрытием наших земляных укреплений. ...» Ракета выдавала 27 кг тяги в течение 20-30 секунд. После статического испытания на ферме в Нью-Джерси ракета была повреждена и вообще не летала. Клуб решил перестроить ее в улучшенную, более прочную ракету, ARS-2.
Владимир Мандл родился В 1899-М в Пльзене, (Австро-ВенгриЯ). Он был сыном Матуша Мандла, который позже стал мэром Пльзеня. Говорят, что до того, как Мандлу исполнилось четырнадцать, он построил свой первый моноплан типа Блерио.
После окончания средней школы Мандл поступил на юридический факультет Карлова университета в Праге и 24 ноября 1921 года получил степень доктора права. с 1921 по 1927 год занимался юридической практикой в Праге и юридической конторе своего отца в Пльзене. После сдачи экзамена в коллегию адвокатов 1 марта 1927 года он открыл собственную юридическую контору.
Мандл стал плодовитым писателем по целому ряду юридических тем, уделяя особое внимание вопросам частного права и правовым аспектам технологических инноваций. Он написал трактат по авиационному праву, опубликованный в 1928 году, в 1929 году - книгу об автомобильном законе и его реформе. Он был удостоен государственной премии Министерства юстиции Чехословакии в 1928 году. В 1929 году Мандл получил лицензию частного пилота.
Министр образования Чехословакии утвердил его в качестве приват-доцента 30 сентября 1932 года. Одновременно Мандл успешно получил докторскую степень в Германии по праву: он защитил докторскую степень 20 июня 1931 года в Университете Эрлангена–Нюрнберга.
Мандл проявлял большой интерес к возможности космических полетов, в которые он твердо верил. Как заядлый писатель, он начал публиковаться и в этой области: в 1932 году он опубликовал на чешском языке работу по проблеме межзвездного транспорта. В нем, среди прочего, рассматривались работы Константина Циолковского, Роберта Х. Годдарда, Франца фон Хеффта и Германа Оберта по ракетостроению и содержалось описание собственного патента Мандла на ракету, который был выдан в Чехословакии в 1933 году. Нет доказательств того, что запатентованная ракета когда-либо была сконструирована.
Затем он обратился к своей новаторской работе по космическому праву: за 25 лет до того, как в октябре 1957 года в космос был запущен Спутник 1, первый искусственный спутник Земли, он рассмотрел юридические проблемы, которые возникнут в результате космических полетов, написанной на немецком языке. Найти издателя для этой работы оказалось непросто: в Чехословакии Мандл такового не нашел, и его немецкий издатель согласился опубликовать ее только за свой счет. В конечном итоге было продано всего двадцать пять экземпляров работы, но эту монографию сейчас помнят как первый отдельный том по космическому праву.
Произведение разделено на две части: настоящее (Die Gegenwart) и будущее (Die Zukunft). В первой части Мандл обсуждает, как воздушное право может применяться по аналогии с космосом.
В своих рассуждениях о будущих событиях он предвидит, что законодатели активизируются в этой области права, и выступает за лицензирование космических полетов и применение строгой ответственности, обсуждает будущую эксплуатацию сырья в космосе и утверждает, что суверенитет государств над своим воздушным пространством закончится в точке, где начинается космос; согласно Мандлу, в космосе не существует суверенитета. В заключительном отрывке обсуждаются последствия регулярных космических полетов и колонизации новых миров для государственности и национального суверенитета. По словам Мандла, многие люди предпочли бы жить в новых мирах. В этих недавно заселенных мирах ни одно государство не могло использовать методы правового принуждения, и граждане могли избежать юридических последствий на земле, отправившись на эти небесные тела. Мандл считает, что это приведет к созданию нового частного общества (Privatgesellschaft), где государство и граждане равны, и не останется никаких методов государственного суверенитета, которые могли бы принуждать индивида, что, по сути, приведет к разрушению современных представлений о государственности и праве.
Одновременно со своими публикациями Мандл преподавал в Чешском техническом университете в Праге в качестве адъюнкт-профессора. После нацистской оккупации Чехословакии однако в ноябре 1939 года все чешские университеты были закрыты, и ему, соответственно, пришлось прекратить свою академическую работу.
Мандл был антисемитом и публиковал антисемистские статьи в националистической газете с декабря 1938 года. Однако нет никаких доказательств сотрудничества с нацистами.
Мандл заразился туберкулезом и жил в санатории в Новой Вес-под-Плеши (район Пршибрам) в 1940 году. Он умер в возрасте 41 года 8 января 1941 года
Был женат с 1930-го. Сын, Петр Мандл, родился 5 ноября 1933 года; он стал известным математиком.
Мандла считают его "отцом" или "отцом-основателем космического права", хотя есть мнения, что о правах должны писать правоведы, а не юристы.
|