вернёмся на старт?

Статьи в иностранных журналах, газетах 1960 г. (16-30.04.1960)


  1. *Запущена ракета с капсулой (Capsule-Carrier Launched) (на англ.) «Schenectady Gazette» 16.04.1960, с.1 в jpg - 761 кб
    «Дискаверер-11», показанный стартующим вчера с пусковой площадки на базе ВВС Ванденберг, оснащен 300-фунтоаой капсулой, которая должна быть сброшена на Землю с его полярной орбиты. Капсула содержит приборы для получения полезной астронавтам данных.
  2. *Попытка возвращения (Recovery Attempt) (на англ.) «The Press-Courier» 16.04.1960, с.1 в jpg - 794 кб
    Спутник «Дискаверер-11», облетающий планету по полярной орбите, несет 300-фунтовую капсулу, которую ученые надеются благополучно запустить назад на Землю с высоты 200 миль в космосе.
  3. *Большие самолеты ВВС готовы к игре по ловле крошечной капсулы (Big AF Planes Set For Game of Catch With Tiny Capsule) (на англ.) «Lawrence Daily Journal-World» 16.04.1960, с.1 в jpg - 331 кб
    База ВВС Ванденберг, штат Калифорния. Гигантские самолеты ВВС, кружащие вокруг Гавайев, сыграют сегодня в игру с проносящимся спутником «Дискаверер-11».
    Суть игры: поймать спускающуюся на парашюте 27x33-дюймовую капсулу, после того, как ее сбросит спутник, запущенный в пятницу на полярную орбиту с этой приморской ракетной базы.
    В случае успеха, это возвращение проложит путь к отправке в космос животных - а затем и людей – и возвращению их назад.
    Воздушная поимка капсулы станет необыкновенным достижением в исследовании и покорении человеком бесконечного черного космоса. Головные части ракет и капсулы, содержащие животных, запускались в космос и возвращались. Но с орбиты ничего не вернулось.
    Шесть предыдущих спутников серии «Дискаверер» достигли орбиты. Пять несли капсулы, но ни одна не вернулась.
    Это технически сложная небесная игра, но космические эксперты уверены, что она может быть выиграна. Точно в нужный момент ученые должны включить освобождение капсулы от 19-футового спутника, через полюса облетающего Землю каждые 92 минуты.
    Если кнопка нажата точно в нужное время, то капсула освободится на высоте 200 миль возле Северного капсула и продрейфует в район возвращения размером 150 на 50 миль, к юго-западу от Гавайев.
    Капсул ждут восемь грузовых самолетов «С-119», несущих огромные сети. Сложность, конечно, в обнаружении капсулы и ее парашюта. На высоте 40’000 футов у каждого самолета, как ожидается, будет 10 шансов поймать капсулу, как редкую бабочку.
    Капсула испускает для самолетов радиосигнал, чтобы они смогли ее найти. Если они промахнутся, надводные корабли попытаются выловить капсулу из воды.
  4. *Капсула сброшена, но пока не замечена (Capsule Is Ejected, But Still Unspotted) (на англ.) «The Florence Times» 17.04.1960, с.1-2 в jpg - 317 кб
    Вашингтон. ВВС сообщили в субботу вечером, что капсула спутника «Дискаверер-11» вероятно была сброшена, но ожидающие самолеты не смогли увидеть ее спуск в Тихий океан.
    В сообщении с Гавайев говорится, что команда самолетов и надводных кораблей, ждущая попытки первого возвращения чего-либо со спутника на орбите, услышала сигналы 300-фунтовой капсулы. Как сообщается, сигналы, «от слабых до хороших», поддерживали возможность того, что комплект приборов был сброшен, когда «Дискаверер» совершал 17-й виток вокруг Земли, и вошел в атмосферу либо раньше, либо немного позже, чем планировалось.
    В дополнение к самолетам, составлявшим команду по ловле в воздухе, как минимум два корабля, оснащенных вертолетами, водолазами ВВС и поисковым оборудованием, кружили в Тихом океане между Гавайями и Аляской, чтобы найти и подобрать капсулу. В ней находится ценная информация о 26-часовом круизе «Дискаверера» в космосе.
    «Дискаверер» должен был сбросить свой научный груз, когда спутник проходил над северными полярными регионами. Сложная система механизмов затем должна провести капсулу по траектории, идущей достаточно вниз, чтобы аппарат не пострадал от жара, вызванного трением.
    Когда капсула достигнет высоты около 40’000 футов, должен раскрыться парашют, чтобы замедлить ее. Затем девять самолетов, оснащенных волочимыми следом ловушками и наводимые четырьмя самолетами с радаром, должны попытаться схватить капсулу в воздухе.
    Однако, капсула плотно запечатана, а также имеется радиомаяк, который сигналами приведет надводные корабли к аппарату.
    ВВС все еще ожидают дополнительной информации из Тихого океана, а дальнейший анализ сигналов, полученных от спутника и капсулы, прольет больше света на судьбу этой 11-й попытки вернуть объект, бывший на орбите в космосе.
  5. *Капсула «Дискаверера» не смогла спуститься вниз (Discoverer Capsule Fails to Come Down) (на англ.) «Reading Eagle» 17.04.1960, с.1, 6 в jpg - 407 кб
    База ВВС Ванденберг, штат Калифорния. 16 апреля. Сегодня ВВС не смогли вернуть 300-фунтовую космическую капсулу спутника «Дискаверер-11», потому что она осталась на орбите, объявили ВВС.
    В заявлении ВВС говорится, что колоколообразная капсула по-видимому была сброшена с 17-футового спутника примерно в нужное время и в нужном месте – над Северным полюсом, на 17-м витке вокруг мира.
    Но капсула не упала в атмосферу и не нырнула на Землю над Тихим океаном, как планировалось, сообщили военные. Офицеры не говорят, что это мог быть отказ небольших ракет капсулы, которые должны были замедлить ее достаточно, чтобы увести с орбиты вокруг Земли.
    Вопреки тому, что специальные поисковые команды не получили шанса поймать высоко в небе спускающуюся на парашюте капсулу, ВВС назвали «Дискаверер-11» «самым успешным “Дискаверером” на сегодняшний день».
    Двухступенчатая ракета вывела вчера спутник с этой приморской базы на орбиту, проходящую через полюса Земли. Вторая ступень – «Аджена» - составила спутник.
    На «Дискаверере-5» капсула тоже была сброшена и осталась на орбите, через несколько недель после запуска став таинственным спутником. Ученые в конце концов в общих чертах согласились, что этот таинственный спутник, позже обнаруженный в космосе, был капсулой «Дискаверера-5», все еще кружащей вокруг Земли.
    Девять самолетов «С-119» с сетями, поджидавших в 150x50-мильном поисковом районе к юго-западу от Гавайев, приняли сигналы капсулы после того, как она была сброшена и начала кружить в космосе.
    Самолетам и двум кораблям ВМС вскоре после этого было приказано возвращаться.
    ВВС сообщили, что сейчас совершенно нет шансов снять аппарат с орбиты.
    «“Дискаверер-11” показал исключительные характеристики», сообщили ВВС. «От запуска до момента сброса, автоматическая вторая ступень все выполняла по команде, сообщая о своих действиях станциям слежения ВВС на Гавайях и на Аляске»
    В официальном заявлении говорится, что капсула осталась на орбите из-за «какой-то неизвестной неисправности, произошедшей в критический момент после разделения»
    […]
  6. *Нет времени на проверку космической программы (No Time To Check Space Program) (на англ.) «St. Petersburg Times» 17.04.1960, с.2D в jpg - 420 кб
    Прямо поразительно, что Комитет Конгресса по одобрению ассигнований должен в настоящее время голосовать за сокращение запрошенного Администрацией бюджета для космической программы почти на $39 миллионов.
    Да, это всего 4 процента от запрошенных $9[7]5 (очевидно, в оригинале пропущена цифра – П.) миллионов. Возможно, Национальное управление по аэронавтике и исследованию космического пространства сможет сберечь столько посредством экономии.
    Но разве американский народ захочет рисковать?
    Три фактора, похоже, свидетельствуют о том, что весь Конгресс, или Сенат, должны отменить эти действия комитета:
    Первое – это знаменательный успех, которого мы добились, запустив на орбиту два научных спутника – каждый чрезвычайной важности – за один месяц.
    «Тирос-1» и «Транзит-1» открыли совершенно новую эру в метеорологии и навигации. Они окажут огромную помощь по всему миру, не только установив наш престиж в области ракетостроения, но и продемонстрировав тот факт, что Соединенные Штаты заинтересованы прежде всего в мирных научных целях в космосе, которые смогут послужить всему человечеству.
    Второе – тот факт, что Администрация запоздало перешла к рационализации некоторых космических программ, дав доктору Герберту Йорку значительную власть в роли руководителя всего дела.
    Третье – учитывая очевидное беспокойство общества из-за нашего отставания в ракетно-космической программе, совершенно невозможно, чтобы в год выборов контролируемый демократами Конгресс позволил республиканской Администрации сорваться с цепи, указав на сокращение ассигнований.
    […]
  7. *В Британии рассматривается совместный космический план (Joint Space Plan Eyed in Britan) (на англ.) «The Spokesman-Review» 17.04.1960, с.1 в jpg - 125 кб
    Лондон. 16 апреля. Как стало известно сегодня, Британия, Франция и Британское Содружество планируют совместную космическую программу, использующую недавно отмененную британскую ракету «Блю Стрик», адаптированную для запуска спутников.
    На первой странице завтрашней «Сандэй Таймс» говорится, что окончательное решение по проекту будет сделано во время конференции премьер-министров Содружества, проходящей здесь в мае. Британские министры обороны и авиации отказались комментировать это сообщение.
    Британское правительство объявило в среду, что ракета «Блю Стрик» будет отменена, как оружие, поскольку неподвижная пусковая площадка делает ее уязвимой для атаки.
    «Сандэй Таймс» сообщает, что Канада и Австралия, «последняя с ее огромными техническими ресурсами для эксперимента и разработки в Вумере» - скорее всего сыграют главную роль в совместном проекте.
  8. *«Дискаверер-11» все еще кружит вокруг Земли (Discoverer XI Capsule Still Circling Earth) (на англ.) «Lakeland Ledger» 18.04.1960, с.1 в jpg - 179 кб
    База ВВС Ванденберг, штат Калифорния. Ученые ВВС изучали сегодня радиосообщения из космоса, надеясь узнать, почему 300 фунтов приборов не вернулись, когда их позвали.
    Наполненная приборами капсула спутника «Дискаверера-11» должна была быть сброшена с орбиты и спуститься возле Гавайев. «Летающие вагоны» «С-119» поджидали, чтобы схватить ее парашют трапециями, свисающими под их фюзеляжами. Вместо этого она осталась на орбите.
    Капсула отделилась от ракеты, когда ученые прислали ей сигнал сделать это во второй половине дня субботы.
    «Мы знаем, что она успешно отделилась», сказал в воскресенье подполковник Ли Бэттл, директор проекта «Дискаверер».
    «Нам известно, что тормозные ракеты сработали. Но мы пока не знаем, почему она не спустилась»
    Капсула прислала радиосообщения, когда проносилась высоко над Гавайями, по-видимому следуя за 19-футовой ракетой второй ступени, помогавшей ей взлететь в пятницу с этой крупной ракетной базы.
    Затем радио капсулы, в действительности являющееся радиомаяком, чтобы помочь в поисках ожидающим самолетам и кораблям, замолчало. Однако передатчик в ракете продолжил вести передачу.
  9. *Апрельский диафильм (April Filmstrip) (на англ.) «Beaver County Times» 18.04.1960, с.1 в jpg - 218 кб
    «Гонка в космическое пространство» - название выпущенного в этом месяце диафильма, распространяемого в округе Бивер в старших школах и в колледже Женева. Диафильм, созданный «Каррент Аффэйрс Филмс», город Нью-Йорк, выпущен в сотрудничестве с «Таймс». В фильме представлен обзор недавних ярких моментов исследования космоса, включая советские «лунные пуски» и американский зонд «Пионер-5» в марте 1960 года.
    - Администрация запросит 800 миллионов для космического агентства.
    - Программа по отправке человека в космос будет стоить более 200 миллионов.
    - Исследование и разработка для космоса каждый год требует огромных расходов.
  10. *В космосе требуется максимум (Utmost In Space Urged) (на англ.) «The Gadsden Times» 18.04.1960, с.1 в jpg - 380 кб
    Нью-Йорк. Один из ведущих космических ученых страны говорит, что будет трагической ошибкой, если наша страна не сможет получить максимума от исследования космоса.
    Доктор Вернер фон Браун добавил, что, по его мнению, «окно в космическое пространство открыто» и человек сможет у космоса узнать, как устроена Вселенная.
    Урожденный в Германии ученый также сказал, что термоядерная энергия «имеет все шансы стать величайшим открытием нашего столетия».
    «Я убежден», сказал он, «что наша космическая попытка окупится тысячекратно». Фон Браун является главой космического пилотируемого проекта «Сатурн» и руководителем армейской космической лаборатории в Хантсвилле, штат Алабама, которая скоро будет передана гражданскому космическому агентству.
    Урожденный в Германии ученый появился в воскресенье в телевизионном шоу CBS «Маленький мир», вместе с доктором Гарольдом Юри, профессором химии в Университете Калифорнии, и Джоном Дэви, научным корреспондентом газеты «Лондон Обсервер». Ведущим был Эдвард М. Мюррей.
    Фон Браун, комментируя «неожиданные результаты», к которым порой приводят научные открытия, сказал:
    «Благодаря тому факту, что некоторые ученые заинтересовались, что мешает солнцу выгореть из-за огромного излучения энергии, была открыта термоядерная энергия»
    «Сейчас, конечно, термоядерная энергия сначала получила военное использование. Но я верю, что это вероятно – по крайней мере, у нее есть все шансы – величайшее открытие нашего века»
    «Десятилетие назад была ядерная энергия. Сегодня – это ракетостроение. Я думаю, что окно в космическое пространство открыто и потенциальные открытия, которые мы там сделаем, которые дадут нам новые знания об устройстве вселенной, настолько велики, что будет трагической ошибкой максимально не использовать эту возможность»
    Дэви был критичен относительно космической программы США и в какой-то момент времени он сказал:
    «Мне не нравится, что эти космические усилия порой подаются нам как неизбежное научное мероприятие, необходимое просто само по себе»
    «Я верю в научное исследование», ответил Юри. «Нам следует ожидать, что стоимость различных ветвей научного исследования совершенно различна. И что цена – это не подходящий способ для адекватного суждения о важности работы»
  11. *«Сатурн» пришпорит США в космосе - фон Браун (нет сканов в Сети) (на англ.) «The Milwaukee Sentinel» 18.04.1960
    Нью-Йорк. Доктор Вернер фон Браун, один из ведущих ракетных экспертов мира, сказал в воскресенье, что проект ракеты «Сатурн» позволит США отправить на орбиту сразу команду исследователей для изучения космической среды.
    Фон Браун, глава армейской космической лаборатории, которая скоро будет передана Национальному управлению по аэронавтике и исследованию космического пространства, сказал, что «Сатурн» будет сделан с выходами, позволяющими астронавтам выплывать наружу. «Они смогут узнать, как гулять снаружи корабля, возвратятся в свой находящийся на орбите корабль, а затем вернутся назад в атмосферу», сказал фон Браун.
    […]
  12. *Где-то над радугой (Somethere over a rainbow) (на англ.) «The Sydney Morning Herald» 18.04.1960, с.4 в jpg - 611 кб
    В течение жизни одного поколения всемирное телевидение станет обычным, как сегодня – локальное телевидение. Таково предсказание S.T.C. – бесспорных лидеров в телекоммуникации и электронике. Космические спутники будут использованы для ретрансляции телевизионных (и других) сигналов, связывая вместе существующие способы коммуникации. Группа из трех спутников на заданной орбите «накроет» поверхность Земли, получая энергию для работы от солнечных батарей, которые дадут 1’000 ватт.
    […]
  13. *Солнечный спутник США достиг точки на расстоянии 5 миллионов миль (U.S. Sun Satellite Reaches Point 5 Million Miles Away) (на англ.) «Deseret News» 18.04.1960, с.1 в jpg - 67 кб
    Американский спутник «Пионер-5» отпраздновал в воскресенье Пасху, пройдя 5’000’000-мильную отметку расстояния от Земли и – достаточно подходяще – в это время он был как раз над островом Пасхи.
    Согласно ВВС и федеральному космическому агентству, 94.8-фунтовый солнечный спутник установил эту историческую веху своего путешествия с Земли в 2:20 дня воскресенья (по стандартному горному времени).
  14. *Ракетоплан «X-15» достиг 1'400 миль в час (X-15 Rocket Ship Hits 1,400 m.p.h.) (на англ.) «Evening Independent» 19.04.1960, с.1 в jpg - 62 кб
    База ВВС Эдвардс, штат Калифорния. Летчик-испытатель Джо Уолкер совершил сегодня свой второй полет в ракетоплане «X-15», проведя 50-футовую Черную Стрелу через маловысотный маневр для определения ее стабильности и управляемости. Его максимальная высота была «более 50’000 футов». Его скорость «чуть больше Мах 2», или около 1’400 миль в час.
  15. *Программа космического планера назначена на 1964 год (Space glider program set for 1964) (на англ.) «Ellensburg Daily Record» 19.04.1960, с.1 в jpg - 150 кб
    Вашингтон. Программа «Дайна-Сор», космического планера фирмы «Боинг», по отправке человека к границам космоса в 1964 году, получила во вторник одобрение Пентагона, сообщили сенаторы Магнусон и Джексон (демократы от штата Вашингтон).
    Сенаторы сказали, что чертежи для разработки и испытания крылатой ракеты требуют, в сумме, одобрения 480 миллионов долларов на протяжении финансового 1963 года.
    Компания «Боинг Эйрплэйн» является главным подрядчиком для «Дайна-Сор», следующего шага в космос от исследовательского ракетоплана «X-15».
    Источники в ВВС и Пентагоне сказали сенаторам, что целевая дата для запуска пилотируемого планера – это сентябрь 1964 года. Аппарат спланирует на Землю после орбитального облета Земли на скоростях до 18’000 миль в час.
    Эта программа, управляемая «Боинг», предусматривает строительство 11 испытательных планеров – три из них для изучения, четыре для беспилотных полетов, а четыре для пилотируемых полетов.
    Согласно запланированной программе испытаний, первый запуск беспилотного «Дайна-Сор» произойдет через 40 месяцев с «Б-52» над Форт-Эдвардс. Первый наземный запуск произойдет с мыса Канаверал через 43 месяцев. А в сентябре 1964 года, через 53 месяца, состоится наземный пуск пилотируемого «Дайна-Сор».
    Компании «Боинг» и «Мартин» были выбраны в ноябре в качестве подрядчиков для «Дайна-Сор».
  16. *«Санфлауэр-1» - система преобразования энергии для космического аппарата (Sunflower I Power Conversion Sistem) (на англ.) «Nashua Telegraph» 20.04.1960, с.1 в jpg - 241 кб
    Национальное управление по аэронавтике и исследованию космического пространства объявило сегодня о проекте по созданию электрического генератора на солнечной энергии для космического аппарата. НАСА опубликовало это художественное представление устройства, известного как «Санфлауэр-1». Как бутон цветка, коллектор будет сложен, справа, когда спутник запускается, а затем раскроется, слева, до диаметра порядка 32 футов. По словам НАСА, эта система будет предназначена для непрерывной генерации 3'000 ватт электрической энергии, как минимум в течении года.
  17. *Спутник даст отражение (Satellite to offer reflection) (на англ.) «Ellensburg Daily Record» 21.04.1960, с.1 в jpg - 189 кб
    Хьюстон, штат Техас. Сенатор Линдон Б. Джонсон (демократ от штата Техас) сказал сегодня, что 5 мая Соединенные Штаты попытаются запустить коммуникационный спутник, который, полностью развернутый, совершенно революционизирует способы разговора через большие расстояния.
    В речи, подготовленной для открытия сессии собрания Младшей палаты коммерции штата, Джонсон сказал, что Национальное управление по аэронавтике и исследованию космического пространства сегодня объявит в Вашингтоне о планах на спутник «Эхо».
    «Эта алюминиевая сфера, 100 футов диметром, создана для того, чтобы позволить радиоволнам отражаться, или отскакивать от ее поверхности назад на Землю, покрывая таким образом, доселе невозможные расстояния», сказал Джонсон.
    «Проект “Эхо” – это шаг в долгосрочной программе по использованию спутников для обеспечения действительно глобальной связи. Возникшее в течение вашей жизни телевидение, которое сегодня, при все его славе, обеспечивает только ограниченное покрытие определенных районов, может значительно выиграть от спутника “Эхо”. Настанет день, когда один человек – одна программа – может быть увидена и услышана одновременно в каждой жилой комнате мира».
  18. *Назначен запуск надувного спутника (Balloon Satellite Launching Set) (на англ.) «Deseret News» 21.04.1960, с.1 в jpg - 115 кб
    Хьюстон, штат Техас. Сенатор Линдон Б. Джонсон (демократ от штата Техас) сказал сегодня, что 5 мая Соединенные Штаты попытаются запустить коммуникационный спутник, который, полностью развернутый, совершенно революционизирует способы разговора через большие расстояния.
    Мыс Канаверал, штат Флорида. Федеральное космическое агентство сказало в четверг, что 5 мая с мыса Канаверал планирует запустить вокруг Земли 100-футовый спутник-«радиозеркало».
    Покрытая алюминием сфера, первая в серии проекта «Эхо» по разработке системы мгновенного всемирного телевидения, отправится в небо в новой ракете ВВС «Тор-Дельта».
    Предварительное объявление точной даты, что не является обычным делом для запуска спутников США, было сделано, «чтобы дать желающим принять участие адекватное время для подготовки», сказало Национальное управление по аэронавтике и исследованию космического пространства.
    По словам НАСА, запуск планируется в такое время суток, чтобы баллон, который выше 10-этажного здания, непрерывно оставался в солнечном свете в течение примерно двух недель.
  19. *Вращение спутника было замедлено, пока он кружит по орбите (Satellite's Spin Slowed While Circling in Orbit) (на англ.) «St. Joseph Gazette» 21.04.1960, с.1 в jpg - 259 кб
    Вашингтон. Соединенные Штаты в среду достигли важной экспериментальной цели, устранив вращение 265-фунтовой сферы, пока она мчалась по орбите высотой 400 миль.
    Вращение спутника было сокращено со 170 до 4 оборотов в минуту. По словам ВМС, даже это незначительное движение вскоре будет устранено автоматическим компенсирующим устройством. Это подготовит спутник к проведению нового эксперимента.
    «Транзит-1Б» запущен 13 апреля. Ему позволили вращаться в течение семи дней, чтобы он мог поучаствовать в эксперименте по измерению инфракрасного излучения с Земли. Вращение было необходимо для успешного проведения этого эксперимента.
    Но спутник должен быть стабилен, чтобы правильно работать при отправке навигационных радиосигналов на Землю.
    Стабилизация была проведена, когда специальный таймер и связанные с ним части благополучно сработали. Таймер высвободил в спутнике два небольших груза, соединенных со сферой кабелем. Благодаря центробежной силе, грузы вылетели наружу, снизив вращение.
    После того, как кабель развернулся, грузы и кабель улетели в космос, оставив спутник стабилизированным.
    […]
  20. *ВМС запустили ракету с плавучей площадки (Navy Fires Rocket From Floating Pad) (на англ.) «Schenectady Gazette» 23.04.1960, с.2 в jpg - 135 кб
    Пойнт-Мугу, штат Калифорния. 22 апреля. Сегодня ВМС отправили в небо небольшую ракету, вертикально плававшую в воде, продемонстрировав, что океаны могут стать пусковыми площадками.
    По словам официальных лиц ВМС, эта система показывает, что межконтинентальные ракеты могут быть заложены в океанах - как мины - для дистанционного запуска. Они ожидают, что это будет особенно ценно для запуска зондов глубокого космоса и крупных ракет, того типа, что будет использован для отправки спутников на экваториальную орбиту.
    Эту идею персоналу ВМС подсказала бутылка безалкогольного напитка, вертикально плававшая в лагуне расположенной здесь штаб-квартиры тихоокеанского ракетного полигона.
    Сегодняшняя демонстрация для репортеров стала седьмым успешным испытанием.
    Плавающая в лагуне, так что видна только деревянная головная часть, 70-дюймовая ракета кому-то напомнила кеглю для игры в боулинг, а другим – летающий столб. ВМС называет ее «Гидра».
  21. *Спутник дает уроки метеорологии (Satellite Teaches Weather Lessons) (на англ.) «Spokane Daily Chronicle» 23.04.1960, с.2 в jpg - 138 кб
    Пойнт-Мугу, штат Калифорния. 22 апреля. Сегодня ВМС отправили в небо небольшую ракету, вертикально плававшую в воде, продемонстрировав, что океаны могут стать пусковыми площадками.
    Вашингтон. 23 апреля. Первый робот-метеоролог Америки – высоколетящий спутник «Тирос» - уже дает своим подмастерьям-людям новые уроки метеорологии, спустя всего три недели на службе.
    В частности, было обнаружено, что структура тропических и нетропических штормов имеет много общего. Это стало большим сюрпризом для опытных метеорологов.
    На прошедшей вчера пресс-конференции, высокопоставленным правительственным метеорологам не осталось ничего, кроме как хвалить коробкообразный спутник, запущенный 1 апреля на 450-мильную орбиту вокруг Земли.
    С тех пор 270-фунтовый космический посланник, несущий приборы для фотографирования облачного покрова Земли, совершил около 300 витков вокруг Земли и сделал более 7’000 снимков.
    Доктор Ф. У. Райхельдерфер, глава погодного бюро, сказал, что «Тирос» показал неожиданно большую степень организованности в облачной системе над значительной частью поверхности Земли.
  22. *Космическая лаборатория будет стоить миллиард (Space Lab Will Cost Billion) (англ.) «The Spartanburg Herald» 23.04.1960, с.1-2 в jpg - 230 кб
    Лос-Анджелес. Возможно запустить на орбиту научную лабораторию с экипажем из трех человек, но это будет стоить почти один миллиард долларов, как стало известно на симпозиуме по обитаемой космической станции.
    Первая станция будет стоить порядка 901 миллиона долларов, сказал выступающий, но вторая - только 27 миллионов.
    На первоначальные траты в значительной степени повлияют инженерно-конструкторские работы, подготовка персонала, связь, слежение, тестирование, исследования и оборудование.
    Эти оценки представили Р. Х. Ландберг и Т. Е. Долан, из «Чэнс Вог Эйркрэфт».
    Космическая лаборатория с домашним комфортом (Space Lab With Comforts Of Home)
    Художник изобразил 16-тонную космическую лабораторию, по орбите облетающую Землю на высоте 400 миль. Корабль снабжения (слева) отправил к обитаемому спутнику наводящийся на инфракрасное излучение кабель, чтобы «приземлить» смену экипажа и оборудования. Внутри капсулы для проводящих эксперименты ученых поддерживаются комнатные условия. Справа, Луна висит в своих владениях, в которые вторгся человек. Инженеры компании «Мартин» видят космическую лабораторию, вроде этой, запущенной к 1965 году.
  23. *ВМС запускают ракету из воды (NAVY Fires Rocket Off Water) (англ.)«Sarasota Herald-Tribune» 24.04.1960, с.14 в jpg - 239 кб
    70-дюймовая ракета, которая за мгновение до этого плавала в воде, поднимается в воздух в Пойнт-Мугу, штат Калифорния, в рамках демонстрации, которая по словам ВМС показывает, что океан может использоваться в качестве пусковой площадки для крупных ракет. 150-футовое устройство взлетело на 70 футов в воздух из-за вспышки твердого топлива, горевшего всего половину секунды. Эта демонстрация для репортеров стала седьмым успешным испытанием идеи.
  24. *Спутниковая ракета-носитель (Satellite Launcher) (англ.)«Sunday_Independen» 24.04.1960, с.3A в jpg - 372 кб
    Национальное управление по аэронавтике и исследованию космического пространства провело испытательный пуск 72-футовой, 35’000-фунтовой ракеты «Скаут» с острова Уоллопс, штат Вирджиния. Она была запущена для проверки характеристик второй и третьей ступеней. Это первая спутниковая ракета-носитель, использующая исключительно твердое топливо. «Скаут» предназначен для вывода на орбиту 150-фунтового груза.
  25. *Космический зонд «починил» неисправный спутниковый прибор (Space Probe 'Fixes' Faulty Satellite Gadget) (англ.)«The Victoria Advocate» 24.04.1960, с.1 в jpg - 259 кб
    Вашингтон. Подобно тому, как телевизионный мастер диагностирует ваши проблемы по телефону, космический эксперт починил прибор в зонде «Пионер-5» на расстоянии 5½ миллионов миль.
    Строго говоря, он его не починил, но нашел способ, как можно продолжить без него.
    Об этой истории рассказало Национальное управление по аэронавтике и исследованию космического пространства, сообщив, что в начале прошлой недели неисправность отключила в «Пионере-5» модуль «телебит».
    Это высоко миниатюризованный 10-фунтовый модуль, содержащий 450 транзисторов, 1’500 диодов, 1’600 резисторов, 1’000 конденсаторов и несколько тысяч паянных соединений.
    Его задача – собирать информацию от приборов зонда, прежде, чем она отправлена на Землю.
    Что-то пошло не так. Некоторые из данных, поступающих на Землю от «Пионера-5», были явно неправильными.
    Роберт Готтфрид из корпорации «Спейс Текнолоджи Лэбораторис», собравшей внутренности зонда, начал работать над вопросом. Наконец он обнаружил проблему в неисправном диоде – полупроводнике электричества, размером не больше булавочной головки.
    Используя запасной модуль в своей лаборатории в Лос-Анджелесе, Готтфрид выработал новый код перевода, который, в свою очередь, обходил неисправный диод.
    «По сути, он смог заполнить пустоты, вызванные неисправным компонентом и интерпретировать значения, которые совпали с ранними данными “Пионера-5”», сообщило НАСА.
    Вне себя от радости, администратор НАСА, Т. Кейт Гленнан, отправил телеграмму, гласящую: «Сердечные поздравления с этим дальним ремонтом человеку, дотянувшемуся через 5½ миллионов миль космоса, чтобы устранить проблему, угрожавшую продолжению работы “Пионера-5”»
    «Пионер-5» был запущен 11 марта на орбиту вокруг солнца между Землей и Венерой. Он передавал радиоотчеты, принимавшиеся станциями слежения в Манчестере, Англия, и в Саус-Пойнт, Гавайи.
  26. *Космический полет - это не «трюк» (Space Trip Is Called No 'Stunt') (англ.)«Reading Eagle» 24.04.1960, с.42 в jpg - 503 кб
    Вашингтон. Человек владеет и изобретает все более чудесные приборы для научного исследования космоса.
    Зачем, тогда, должен он хотеть покинуть Землю лично? Разве $350-миллионная программа США по отправке человека в космос – проект «Меркурий» - это гигантская бессмыслица? Разве это просто трюк – опасный, дорогой и ненужный?
    Эти вопросы задаются, пока «Меркурий» приближается к своей цели – человеку на орбите в конце следующего года. Официальный ответ Национального управления по аэронавтике и исследованию космического пространства – это, конечно, нет.
    Космические чиновники ожидали, когда «Меркурий» был рожден два года назад, что он столкнется с критикой. Но администрация и Конгресс дали проекту полную поддержку. Он наслаждается благами наивысшего национального приоритета.
    Если «Меркурий» - это трюк, то он просто прелюдия к значительно более крупному. Его цель, как официально заявлено, «подтвердить предположение, что человек способен эффективно действовать в космосе». После «Меркурия» НАСА планирует обитаемые космические станции и пилотируемые полеты к Луне и планетам.
    Один из наиболее выдающихся критиков проекта «Меркурий» - это доктор Вэнивар Буш, возглавлявший во время Второй мировой войны Офис научных исследований и разработок. Он сказал космическому комитету Конгресса, что «отправка человека в космос – это трюк; человек способен сделать не больше, чем прибор, а фактически – меньше».
    Другая сторона спора была представлена консультативным советом НАСА по биологическим наукам, возглавляемым доктором Сеймуром Кети из Национального института здоровья.
    Комитет заявил, что «люди-наблюдатели, подготовленные в соответствующих научных дисциплинах, являются необходимым компонентом исследования космоса». Он сказал, что ни один прибор, пусть и чудесный, не способен сравниться с человеческой «способностью воспринять значимость неожиданных и незапланированных находок» и «разумно [реагировать] (текст поврежден неоднозначной опечаткой – П.) на непредусмотренные ситуации».
    НАСА, словами заместителя директора Хью Л. Драйдена, воспринимает «Меркурий», как «первый шаг в путешествии человека в космосе со спутниковыми скоростями и выше». Признается, что проект полон угроз.
    Директор НАСА, Т. Кейт Гленнан, сказал Космическому комитету Конгресса, в ответ на запрос, что «необходимо осознавать шанс потери астронавта». Что смерть астронавта «Меркурия» сделает с национальной космической программой?
    «Многие наши программы разработки самолетов», сказал Гленнан, «оплачивались жизнями, без катастрофических последствий для программы. Мы полагаем, что большинство людей понимают это»
    Среди тех, кто «понимает это», сами семеро астронавтов «Меркурия». Все они опытные летчики-испытатели. Согласно их помощникам в НАСА, они не рассматривают «Меркурий», как трюк.
    Один из них, капитан ВВС Дональд К. Слейтон, 36-летний уроженец Спарты, штат Висконсин, выразил свое отношение к проекту следующим образом:
    «Для меня, космические полеты – это естественное продолжение полетов самолетов и часть непрерывного натиска человека на границы вселенной»
  27. *Топливные элементы предлагают новый источник питания (Fuel Cells Offer New Power Unit) (англ.)«The Spokesman-Review» 25.04.1960, с.2 в jpg - 215 кб
    Лос-Анджелес. 24 апреля. Новый источник электричества, достаточно мощный, чтобы питать передовую радарную станцию и достаточно маленький, чтобы переноситься в рюкзаке солдата, пройдет в следующем месяце испытания в военных маневрах.
    Ученые, сообщившие об этом, сказали, что устройства, называемые топливными элементами, в конечном итоге могут быть использованы для подачи дешевой, бесшумной энергии для:
    1. Спутников и космических аппаратов. Они дают больше энергии, на фунт веса, чем любая известная батарея, говорят ученые, и займет место солнечной батареи, когда аппарат в тени Земли или какой-нибудь другой планеты.
    2. Оружия для борьбы против подводных лодок, которое должно оставаться без наблюдения в открытом океане в течении недель или месяцев.
    3. Автомобилей, самолетов и даже крошечных транзисторных радиоприемников.
    Сердце 30-фунтового рюкзака, который морские пехотинцы и солдаты подвергнут условиями военного времени, - это комплект из 30-ти топливных ячеек. Рюкзак дает 200 ватт 24-вольтного постоянного тока на протяжении 14 часов, а перезаряжается простой заменой топливного элемента примерно размером с пивную банку.
    Устройство использует принцип, превращающий химическую энергию прямо в электричество.
    «Сотни лет назад ученые знали, что если вы пропустите электрический ток через воду, то получите водород и кислород», объяснил Р. Дж. Шихан, администратор «Дженерал Электрик», разработавшей энергетический комплекс.
    «Затем кто-то задумался, почему бы не сделать наоборот – смешать водород с кислородом и получить электричество? Это, по сути, топливный элемент. Она соединяет водород, находящийся в “пивной банке” с кислородом из воздуха и создает ток».
  28. *Строится флот пилотируемых космических кораблей (A Fleet Of Manned Space Ships In The Making) (англ.)«The Age» 26.04.1960, с.2 в jpg - 883 кб
    Первый из 20 американских космических кораблей, предназначенных для того, чтобы понести человека на орбиту вокруг Земли, только что был передан в Соединенных Штатах Национальному управлению по аэронавтике и исследованию космического пространства.
    Это футуристический аппарат с исторической производственной линии компании «МакДоннелл Эйркрэфт» в Сент-Луисе, заключившей контракт на строительство всех 20 космических кораблей за общую сумму порядка $53 миллиона.
    Названный «Капсула Меркурия-1», это первый законченный аппарат первой модификации конструкции космического корабля, которая меняется под новые идеи.
    Но это будет одна из таких капсул, которая возьмет первого астронавта на орбиту вокруг Земли.
    «Мы строим капсулы и одновременно занимаемся их конструкцией», сказал мистер Эдвард Флеш, инженер компании «МакДоннелл», ответственный за проект.
    «Конструкция не завершена, пока мы не передадим капсулу, а каждая капсула будет слегка отличаться от предыдущей, в зависимости от того, будет ли это испытательная модель, или она понесет животное, или астронавта»
    Космические корабли строятся в помещениях, соперничающих чистотой с больничными палатами.
    Техники и инженеры носят белую одежду, сделанную из пылеотталкивающего нейлона.
    Обувь из белого нейлона.
    Три помещения, тоже белые, с фильтрованным воздухом и температурным контролем.
    Из такой антисептической родильной комнаты «Капсула Меркурия-1» появилась как незапятнанный дом-вдали-от-дома для самого привередливого астронавта.
    Она имеет коническую форму, в высоту девять футов, а в самом широком месте она размером шесть футов.
    Лежа в специальном кресле, которое держит его ноги выше головы, астронавт в капсуле будет запущен в космос межконтинентальной баллистической ракетой «Атлас».
    130-тонная ракета разгонит его до скорости 300 миль в минуту, прежде чем отпасть, позволив ему и его капсуле совершить потрясающее путешествие в «свободном полете».
    Если «Атлас» не упадет, то тонны его мертвого веса утянут капсулу в смертельное огненное погружение к южной части Атлантического океана.
    Ситуацию не исправит ни ракета аварийного спасения, ни тормозные ракеты, ни парашют, предназначенный для смягчения возвращения капсулы после успешного полета.
    Семь устройств, каждое способное действовать независимо от других, встроены в капсулу, чтобы гарантировать, чтобы произошло это критически важное разделение.
    Они должны освободить пружинный зажим, связывающий космический корабль с головной частью гигантской ракеты, как обруч, держащий вместе доски бочки.
    Шесть устройств представляют собой взрывные заряды, которые должны быстро сработать друг за другом, если один из них откажет.
    Седьмое, устройство последней надежды, это механический рычаг, которым может действовать сам астронавт.
    Семь американских астронавтов, готовящихся сейчас к этому великому приключению, все приняли участие в конструкции космического корабля, которая объединяет сейчас около 1'000 раздельных инженерных чертежей.
    Они настояли на иллюминаторе вроде лобового стекла, который, поскольку астронавт будет лететь в космосе спиной вперед, позволит ему видеть только то, где он был, а не то, куда направляется.
    «Как пилоты, астронавты привыкли, что у них есть лобовое стекло», сказал Эдвард Флеш, «и, хотя, это вероятно скорее вопрос психологии, а не физики, мы конечно дали его им»
    Сохранение астронавта живым и довольным является одной из наибольших сложностей космического корабля.
    Каждая главная система продублирована, так что поломка важной системы не будет угрожать жизни.
    Внутренность капсулы будет герметичной, для защиты от вакуума космоса, от которого закипает кровь, и, в качестве дополнительной страховки, надетый на астронавта скафандр тоже будет герметичен.
    Кабина и астронавт будут охлаждаться независимой систем трубок.
    Причудливая пульсирующая губка станет собирать из воздуха пот астронавта.
    Она впитывает влагу из циркулирующего в его скафандре воздуха и, спустя время, механически выжимает ее, чтобы избавиться от воды.
    Этот космический корабль является классикой для новой специальности – «человеческой инженерии» - соединяющей человека с машиной.
    Психологи, физиологи и инженеры принимают участие в конструировании.
    «Будет глупо, например, поместить красный предупреждающий сигнал более чем на 50 градусов вправо или влево от линии зрения человека», сказал Фред Уиллис, один их инженеров проекта. «Только колбочки в наших глазах видят цвет, а их нет в периферическом зрении. Красный свет на границе нашего зрения не будет мгновенно осознан, как сигнал опасности»
    «Может быть это кажется незначительным, но внимание к деталям вроде такой делает космический корабль безопасным, как гостиную»
    Корпус «Капсулы Меркурия-1» сделан из специальных металлов, чтобы противостоять 2’200-градусным температурам, а новые способы производства были использованы, чтобы сделать металлы устойчивыми к усталости, вызванной вибрациями.
    Швы наложены друг на друга, чтобы защитить астронавта от частиц космической пыли, которая может попытаться пробить судно.
    Теперь, когда закончен первый космический корабль, инженеры «МакДоннелл» убеждены, что нет непреодолимых препятствий, чтобы делать капсулы, которые могут сохранить людям жизнь в космосе.
    Доказательство их убежденности отправится с первым астронавтом.
  29. *Двойной запуск к Луне в ближайшие два года (Double Moon Shot Seen In Two Years) (англ.)«Daytona Beach Morning Journal» 27.04.1960, с.1 в jpg - 218 кб
    Вашингтон. Гражданское космическое агентство раскрыло вчера планы разбить на Луне со скоростью более 5’000 миль в час 500-фунтовый космический аппарат, телевизионные камеры которого делают фотографии до самого конца.
    Одновременно, агентство намерено довольно мягко доставить на Луну 300 фунтов груза приборов.
    Первая попытка США привезти на Луну что-то полезное запланирована в течение следующих двух лет.
    Национальное управление по аэронавтике и исследованию космического пространства объявило о выборе «Аэронатроник», подразделения компании «Форд Мотор», Ньюпорт-Бич, штат Калифорния, в качестве потенциального строителя 300-фунтового приборного комплекса, который полетит верхом на более крупном космическом аппарате.
    Общая стоимость связки капсул космического аппарата оценивается в 10 миллионов долларов.
    Имеющий грибовидную форму, приборный комплекс отсоединится от своего носителя примерно на высоте 20-25 миль над Луной, запустив тормозные ракеты, замедляющие его скорость столкновения до менее, чем 300 миль в час.
    По оценке НАСА, при поглощающем жестокий удар защитном материале толщиной более фута, сейсмометр, устройства регистрации температуры и другие приборы комплекса переживут посадку и будут передавать лунные данные на Землю в течение месяца, или более.
    Родительский аппарат, освободив приборный комплекс, должен устремиться к Луне со своими усердно работающими телекамерами.
    «Это должно дать нам значительно более близкий вид Луны вблизи», сострил один из чиновников НАСА.
  30. *Космическое агентство приземлит лунную ракету (Space Agency to Land Moon Rocket) (англ.)«The Bonham Daily Favorite» 27.04.1960, с.1 в jpg - 175 кб
    Вашингтон. Федеральное космическое агентство объявило сегодня, что ведет переговоры о 300-фунтовом комплекте приборов, который будет приземлен на Луне в следующие два года для измерения ее температуры и изучения ее структуры.
    Он будет сброшен с более крупного космического аппарата в пределах 20-25 миль до Луны и тормозными ракетами замедлен до безопасной посадочной скорости. Родительский космический аппарат, который передаст фотографии своего приближения, разобьется затем о поверхность Луны. Разработка и строительство комплекта приборов будет стоить около $3’500’000.
    Одновременно Национальное управление по аэронавтике и исследованию космического пространства объявило, что ведет переговоры о контракте на вторые ступени трехступенчатой ракеты-носителя «Сатурн», которая будет способна запустить вокруг Луны 12’000-фунтовый космический аппарат. Контракт предусматривает строительство девяти вторых ступеней за сумму более 65 миллионов долларов.
    По словам НАСА, оно обсудит с «Аэронатроник», подразделением компании «Форд Мотор» [контракт на] 300-фунтовый лунный исследовательский комплекс.
    Разрушаемый сотовый материал поглотит удар посадки комплекта, сообщило НАСА. Приборы внутри включают сейсмометр для регистрации лунотрясений, или столкновений с метеорами, а также устройства измерения температуры. То, что сейсмометр передаст по радио, многое расскажет науке о внутренней структуре Луны.
  31. *ВВС дали зеленый свет космическому кораблю (Space Ship Go-Ahead Given by AF) (англ.)«Middlesboro Daily News» 27.04.1960, с.1 в jpg - 217 кб
    Вашингтон. Сегодня ВВС заказали компании «Боинг Эйрплэйн» начать работу над конструкцией космического корабля.
    Этот космический корабль назовут «Дайна-Сор» и он будет крылатым планером, разгоняемым на орбиту межконтинентальной баллистической ракетой «Титан».
    Фирма из Сиэтла, штат Вашингтон, 9 ноября названа подрядчиком этого пилотируемого космического проекта.
    Согласно принятого сегодня решения, ВВС выделили $29’700’000 на «разработку и наземное тестирование, необходимое для строительства испытательного аэро-космического разгоняемого планера».
    Дополнительные 58 миллионов долларов на эту программу включены в новый бюджет ВВС, находящийся сейчас перед Конгрессом.
    Сенаторы Уоррен Магнуссон и Генри М. Джексон, демократы от штата Вашингтон, сказали, что программа предусматривает расход 480 миллионов долларов до 30 июня 1963 года.
    Программа «Дайна-Сор» представляет собой резкий контраст с программой «Меркурий» Национального управления по аэронавтике и исследованию космического пространства.
    В программе «Меркурий» человек будет отправлен в космос ракетой «Атлас», но полетит в бескрылой капсуле, или спутнике. Планер «Дайна-Сор» больше напоминает самолет и даст пилоту способы контроля над входом в атмосферу. Он предназначен для того, чтобы позволить ему совершить обычную посадку на базе ВВС.
    Пилот «Меркурия» вернется на Землю в капсуле, висящей на парашюте.
    Согласно объявленной сегодня программе, «Боинг» построит 11 космических планеров – три для наземных испытаний, четыре для беспилотных полетов, а четыре – для пилотируемых полетов.
    ВВС не сказали, когда пройдет первый пилотируемый полет. Другие круги указали, что суборбитальный полет может состояться в сентябре 1964 года.
  32. *ВВС заключили контракт на космический самолет (AF Awards Contract For Space Airplane) (англ.)«Youngstown Vindicator» 28.04.1960, с.2 в jpg - 499 кб
    Вашингтон. 28 апреля. ВВС, стремясь к своей роли будущих космических сил США, сегодня ускорили планы на производство пилотируемого космического аппарата с широким спектром военного применения.
    Известный, как «Дайна-Сор», этот космический аппарат объединит баллистическую ракету и самолет в маневрирующей машине, которая сможет отправить человека на орбиту и позволит ему совершать рутинные посадки на крупных авиабазах.
    В среду ВВС раскрыли плохо хранимый секрет про то, что компании «Боинг Эйркрэфт», Сиэтл, штат Вашингтон, заказано начать «разработку и наземные испытания» для создания экспериментального «Дайна Сор».
    Космический корабль ВВС резко отличается от проекта «Меркурий» Национального управления по аэронавтике и исследованию космического пространства. «Меркурий» предусматривает запуск человека в космос в капсуле, установленной на ракете «Атлас». Его возвращение в атмосферу будет управляться с Земли, а капсуле позволят мягко спуститься на парашюте.
    Министерство обороны смотрит на «Дайна Сор», как на исследовательско-конструкторский проект. Оно уклоняется от обсуждения вариантов потенциального военного применения.
    Однако, эксперты полагают, что «Дайна-Сор» сможет в конце 1960-ых годов выполнять следующие военные роли:
    - Разведывательного корабля, нагруженного фотографическим оборудованием и чувствительными к инфракрасному излучению устройствами, для обнаружения запусков неприятельских ракет и другой деятельности.
    - Спутникового перехватчика и спутникового инспектора. Он сможет изучать объекты в космосе, чтобы определить, дружественные они, или враждебные, и может быть вооружен, чтобы нейтрализовать, или разоружить неприятельские космические аппараты.
    - В качестве беспилотного аппарата, он может облетать Землю, неся бомбы, которые могут быть сброшены по команде наземных станций.
    - Он может использоваться как управляемая межконтинентальная ракета, следующая к цели окольным, непредсказуемым курсом.
    Проект «Дайна-Сор» должен привести к летающей машине примерно в середине 1964 года.
    Экспериментальная версия будет крылатым планером, предназначенным для выдерживания температур в 2’000 градусов при входе в атмосферу. Он будет разгоняться в космос межконтинентальной баллистической ракетой «Титан».
    По словам ВВС, $29’700’000 выделены на проект для компании «Боинг», а дополнительные $58’000’000 запрошены в представленном сейчас Конгрессу бюджете.
    ВВС предполагают следовать осторожной программе испытаний, схожей с той, что запланирована для проекта «Меркурий».
    Где-то в этом году, первый астронавт «Меркурия» должен совершить 200-мильный полет на Атлантическом ракетном полигоне, достигнув высоты в 100 миль.
    В 1961 году планы предусматривают запуск на орбиту первого астронавта.
    Аналогично, ВВС планируют начать с беспилотных пусков испытательных планеров «Дайна-Сор». Как и с испытываемым сейчас ракетопланом «X-15», могут быть пуски планеров «Дайна-Сор» с самолетов-носителей «Б-52».
    Первые пилоты «Дайна-Сор» будут разогнаны до суборбитальной скорости, вероятно в 17’000 миль в час, вернувшись на Землю до совершения полного витка. Потом последует орбитальная скорость в 18’000 миль в час.
    Подход «Дайна-Сор» к пилотируемому космическому полету – в крылатых маневрирующих аппаратах – как сообщается, вызывает интерес в СССР.
  33. *«Дайна-Сор» будет высокоскоростным (Dyna Soar To Be Top For Speed) (англ.)«The Gadsden Times» 28.04.1960, с.1-2, 20 в jpg - 1,43 Мб
    Вашингтон. Даже в дальних полетах в космическом корабле ВВС «Дайна-Сор», может быть недостаточно времени, чтобы закончить хорошую сигару.
    Включая посадочные операции, проектируемое судно сможет пролететь от Лос-Анджелеса до Нью-Йорка примерно за 20 минут, или от Нью-Йорка до Москвы за чуть более, чем половину часа.
    Если корабль решит пропустить остановку, или не удастся зайти на аэропорт, пилот сможет дважды облететь вокруг планеты, и все равно совершить посадку в первой половине того-же дня.
    «Дайна-Сор» будет разгоняемым ракетой крылатым спутником Земли, способным спланировать назад на Землю.
    На орбите его скорость будет обычными 18’000 милями в час, позволяя облететь вокруг Земли за полтора часа. Но когда судно планирует в атмосфере, средняя скорость может быть снижена до 8’000 миль в час.
    Планирование станет основным фактором полета. На пути от Лос-Анджелеса до Нью-Йорка, корабль будет снижаться почти весь путь.
    По словам ВВС, «Дайна-Сор» будет более маневренным, чем любой другой проектируемый космический корабль, но даже и в этом случае, самый короткий спуск на Землю будет около 2’500 миль в длину.
    Это значит, что пилот космического корабля, находясь над Тихим океаном и намереваясь приземлиться возле Лос-Анджелеса, должен начать планирующий полет не позже Гавайев. Начать спуск он может вплоть от Австралии.
    НАСА начнет переговоры о строительстве ракеты «Сатурн» (NASA To Start Negotians For Building Saturn Booster)
    Вашингтон. Гражданское космическое агентство объявило о планах немедленно начать переговоры с корпорацией «Дуглас Эйркрэфт» о предложении на строительство второй ступени трехступенчатой супер-ракеты «Сатурн».
    Национальное управление по аэронавтике и исследованию космического пространства сказало, что предложение «Дугласа» предусматривает разработку и производству девяти вторых ступеней «Сатурна».
    Две будут запасными, а общая стоимость оценивается в более чем 65 миллионов долларов.
    Вторая ступень ракеты «Сатурн», названная «S-4», будет содержать связку из четырех ракетных двигателей класса «Центавр», развивающих общую тягу порядка 90'000 фунтов.
    Эти двигатели будут предоставлены по отдельному контракту подразделением «Пратт энд Уитни» корпорации «Юнайтед Эйркрэфт», Уэст-Пальм-Бич, штат Флорида.
    […]
    «Дуглас» планирует строить вторую ступень «Сатурна» в Санта-Монике, штат Калифорния, и доставлять ее баржей на место огневых испытаний возле Сакраменто, штат Калифорния. Позже она будет отправлена на восток через Панамский канал.
    Первые модули будут отправлены баржей в Космический центр Маршалла в Хантсвилле, штат Алабама, для проверки и испытания вместе с проходящей сейчас испытания восьми-двигательной первой ступенью.
    Обе ступени потом по воде отправят на мыс Канаверал, штат Флорида. Позже ступени «S-4» будут доставляться напрямую на мыс Канаверал.
    «Доставка по воде диктуется размером ступеней», сообщило НАСА.
    «Вторая ступень будет 50 футов в высоту и 18 футов диаметром, что исключает железнодорожный и автомобильный транспорт»
    Ракета первой ступени высотой 70 футов.
    Станция обслуживания в космосе (Service Station In Space)
    Когда на Млечном пути у космического экспресса закончится топливо, приятель, это конец. До появления этой идеи, топливная станция имелась только далеко позади, на Земле. Крупный аппарат, показанный на рисунке наверху, может помочь, действуя как топливная станция на орбите. Космические корабли, работающие на жидком кислороде, будут подлетать, стыковаться и брать новое топливо. Это позволит им стартовать с Земли с более тяжелыми грузами. Названная «Профак» (реактивный жидкостной накопитель) (PROFAC, propulsive Fluid Accumulator - П.), находящаяся на орбите заправочная станция будет собирать разряженный воздух верхних слоев атмосферы, превращать его в жидкость и хранить. Разработанная корпорацией «Нортроп Эйркрэфт», она будет 120 футов в длину и весом от 75'000 до 125'000 фунтов.
  34. *Мартин Хирвальд. Инженер-химик возглавляет космический проект (Chemical Engineer Heads Space Project) (англ.)«The Altus Times-Democrat» 28.04.1960, с.3 в jpg - 249 кб
    Сиэтл, штат Вашингтон. Для человека, получившего образование инженера-химика, Джордж Х. Стонер прошел длинный путь в аэродинамике.
    Двадцать лет назад первая работа Стонера в авиации касалась рычажно-педального биплана, разработанного для армейского авиакорпуса. Сегодня он руководит в компании «Боинг Эйрплэйн» программой «Дайна-Сор» - проекта ВВС по отправке человека в космос в самолете, который облетит по орбите планету и спланирует сквозь атмосферу Земли для безопасной посадки.
    Более того, по словам 43-летнего ученого, вполне возможно, что принципы «Дайна-Сор» могут быть адаптированы для полета в атмосферах других планет.
    Стонер, высокий и румяный, с короткой стрижкой и жесткими черными усами, сказал, что не готов сообщить, смогут ли Соединенные Штаты победить СССР в соревновании по отправке человека в космос.
    Однако, он сказал, что полученная в среду команда от ВВС, надеющихся, что «Дайна-Сор» даст впечатляющее новое космическое вооружение, сигнализирует о конце периода задержек.
    «Определенно мы двигались медленнее, чем могли», пояснил Стонер. «Но задержки были вызваны вещами, отличными от технических возможностей. Эти задержки просто были частью нашего демократического процесса»
    За последние два с половиной года компания «Боинг Эйрплэйн», со Стонером, руководящим работой, уже потратила тысячи человеко-часов на фундаментальные конструкторско-исследовательские работы для «Дайна-Сор».
    Но, что касается конкретного графика, Стонер сказал, что «все на эту тему засекречено» и отказался комментировать сообщения других источников, что первый пилотируемый полет планера «Дайна-Сор» будет испытан примерно в сентябре 1964 года.
  35. *Космический баллон (Space Balloon) (англ.)«The Florence Times» 29.04.1960, с.5, секция 2, с.2 в jpg - 0,99 Мб
    Требуется ангар для дирижаблей, чтобы вместить 100-футового диаметра баллон, который вскоре должен быть на орбите вокруг Земли. Баллон, сделанный из покрытого алюминием пластика, показан во время проверочных наполнений в исследовательском центре Лэнгли-Филд, штат Вирджиния, Национального управления по аэронавтике и исследованию космического пространства. Требуется 40'000 фунтов воздуха, чтобы надуть его на Земле, а в космосе - всего несколько фунтов газа. […]
    Упаковка для полета (Flight Package)
    Ученый изучает плотно упакованный покрытый алюминием пластиковый баллон, который Национальное управление по аэронавтике и исследованию космического пространства планирует запустить на орбиту вокруг Земли. Оказавшись в космосе, металлический контейнер (изображенный здесь пластиком, чтобы можно было видеть баллон), раскроется и баллон надуется до диаметра в 100 футов. Сверкая, как яркая звезда, он сработает как пассивный коммуникационный спутник, отражая радиосигналы между удаленными наземными станциями.
  36. *В течение одного-двух дней пройдет испытательный пуск двигателей «Сатурна» (Will Test Fire Saturn's Engines within Day or Two) (англ.)«Ludington Daily News» 29.04.1960, с.1 в jpg - 314 кб
    Нью-Йорк. Все восемь ракетных двигателей новой супер-ракеты «Сатурн» будут впервые запущены для огневых испытаний в течение одного-двух дней, говорит космический ученый Вернер фон Браун.
    Фон Браун называет эти испытания вехой, когда будет развито более 1’200’000 фунтов тяги.
    Огневые испытания пройдут в Армейском баллистическом ракетном агентстве в Хантсвилле, штат Алабама, где фон Браун руководит конструкторско-производственным подразделением.
    Фон Браун объявил об испытаниях в четверг вечером, выступая на ежегодном ужине Рекламного бюро Ассоциации американских издателей газет. Ужин стал финальным событием ежегодной недели прессы в которой приняли участие ведущие газетные группы.
    Фон Браун сказал: «Энергия “Сатурна” будет адекватной для запуска значительного космического аппарата, включая автоматическую радиоретрансляционную станцию, способную осуществить мягкую посадку на Марсе или Венере и передать на Землю научную информацию об условиях на этих планетах»
    Фон Браун обрисовал график Национального управления по аэронавтике и исследованию космического пространства на следующие 10 лет, включая пилотируемый полет к Луне и назад, где-то после 1970 года.
  37. *Скорее всего за пределами Земли есть жизнь - фон Браун (Life Outsaid Earth Likely--Von Braun) (англ.)«The Spokesman-Review» 29.04.1960, с.1 в jpg - 368 кб
    Нью-Йорк. 28 апреля. Доктор Вернер, космический ученый, сказал сегодня вечером, что «скорее всего» во вселенной жизнь существует за пределами Земли.
    Он предвидит однажды встречу земного астронавта с «другим существом в космосе».
    [..]
    Фон Браун сказал, что значительным достижением станет благополучное возвращение на Землю из космического полета первого американского астронавта.
    «Но я полагаю», сказал он, «что это станет еще более запоминающимся событием, когда первый американец встретится в космосе с другим существом. Мы надеемся, что приветствием будет “Привет, землянин”, а не “Добро пожаловать, товарищ”».
    Фон Браун обрисовал 10-летний график, которому следует Национальное управление по аэронавтике и исследованию космического пространства – программу, которая, как он сказал, «взволнует любого американца». Вот эта программа:
    1960 год – первый суборбитальный полет астронавта.
    1961 год – пилотируемый орбитальный полет и столкновение с Луной научного груза.
    1962 год – первые измерения космическим зондом в окрестности Венеры и/или Марса.
    1963-1964 год – управляемая посадка на Луне и запуск на орбиту астрономической и радио- обсерватории.
    1964 год – беспилотный облет Луны и возвращение на Землю беспилотной разведки Марса или Венеры. Первый запуск трехступенчатой ракеты «Сатурн» - крупнейшей космической транспортной системы, активно разрабатываемой в настоящее время.
    С 1965 по 1967 год – начальные этапы программы, ведущей к беспилотному облету Луны и основанию постоянной космической станции.
    После 1970 года – пилотируемый полет к Луне.
    […]
  38. *Комитет Сената увеличил средства на космический проект (Space Project Fund Increased By Senate Unit) (англ.)«The Press-Courier» 29.04.1960, с.1 в jpg - 380 кб
    Вашингтон. Космический комитет Сената сегодня единогласно одобрил выделение $970 миллионов на деятельность гражданского космического агентства, увеличив запросы администрации на $50 миллионов для ускорения использования технологических «прорывов».
    Председатель Линдон Б. Джонсон (демократ от штата Техас) объявил об этом ходе комитета после короткой сессии, прошедшей за закрытыми дверями. Демократический лидер сказал, что Сенат одобрит законопроект как можно скорее – вероятно в начале следующей недели.
    Конгресс одобрил выделение $920 миллионов.
    Добавочные $50 миллионов, сказал сенатор Джонсон, облегчат Национальному управлению по аэронавтике и исследованию космического пространства ведение давно ожидаемых разработок, без запроса дополнительных средств.
    Самая большая часть запрошенных средств предназначена для исследований и разработок - $621’453’000. Зарплаты и прочие расходы насчитывают $170’000’000, а строительство и оборудование - $122’787’000.
    От каждой из этих сумм будут взяты средства для поддержки программы отправки человека в космос – проекта «Меркурий» - и разработки ракеты «Сатурн», предназначенной для обеспечения космическим аппаратам тяги в 1.5 миллиона фунтов.
    Сумасшедший русский взорвал самолет; 10 из 13 погибли (Mad Russian Bombs Plane; 10 of 13 Killed) Каракас, Венесуэла. Сумасшедший русский, сказавший, что он «исследователь космоса», в четверг взорвал венесуэльский авиалайнер и погиб в катастрофе вместе с девятью другими пассажирами и членами экипажа.
    Министерство связи Венесуэлы сообщило, что трое выживших в крушении под Калабозо, в 100 милях к юго-востоку от Каракаса, рассказали, как он терроризировал салон самолета, прежде чем вытянуть чеку из ручной гранаты и швырнуть ее о стену.
    Террорист идентифицирован как Вячеслав Лавинский, русский, но неизвестно, советский он гражданин, или иммигрант. Все другие пассажиры на борту самолета были венесуэльцами.
    Выжившие рассказали, что Лавинский вскочил на ноги во время полета из Каракаса в Пуэрто-Аякучо и закричал: «Я космический исследователь. Хочу ощутить большое чувство.»
    Второй пилот Оливо Парра, один из выживших, выбежал из кабины и схватил Лавинского. Он почти пересилил его, но русский освободил руки из хватки мастера Парра, вырвался и вытащил из кармана ручную гранату.
    На глазах объятых ужасом пассажиров, он выдернул чеку и швырнул гранату о стену. По словам уцелевших, громкий взрыв подбросил самолет и тот упал оземь.
  39. *Космическая обезьянка - гордый папа (Space Monkey A Proud Papa) (англ.)«Schenectady Gazette» 29.04.1960, с.1 в jpg - 86 кб
    Вашингтон. 28 апреля. Майк, космическая обезьянка Национального зоопарка, теперь стал гордым папой.
    Предыдущая заявка Майка на известность основана на его статусе, как выжившего из двух макак, запущенных в стратосферу на 37 миль в ракетных пусках ВВС в 1952 году над Нью-Мехико.
    Мать нового жителя зоопарка – это крабоядная макака, никогда не бывавшая выше трапеции в обезьяньей клетке.
    Пэт, компаньон Майка в этом историческом ракетном полете, умерла от естественных причин вскоре после того, как оба были переданы в 1953 году в зоопарк.
  40. *Семья космического путешественника (Space Traveler's Family) (англ.)«The Blade» 29.04.1960, с.3 в jpg - 173 кб
    Вашингтон. 28 апреля. Майк, космическая обезьянка Национального зоопарка, теперь стал гордым папой.
    Вашингтон. Обезьянка Майк, слева, в 1952 году взмывший над Нью-Мехико в космос на 37 миль в ракете ВВС, стал отцом. Он показан в Национальном зоопарке Вашингтона с младенцем и его матерью, Гирли, никогда не бывавшей выше трапеции в ее клетке. […]
  41. *Цель: Луна (Target: Moon) (англ.)«The Spartanburg Herald» 30.04.1960, с.1 в jpg - 230 кб
    Это художественное представление показывает направленную к луне капсулу с приборами, отделившуюся от космического аппарата на высоте около 20 миль от поверхности Луны. Только что стартовала тормозная ракета, чтобы уменьшить скорость столкновения при посадке. Этот рисунок был опубликован «Аэронатроник», подразделением компании «Форд Мотор» в Ньюпорте, штат Калифорния, выбранным для переговоров, ведущих к строительству 300-фунтового комплекта, который запустят в течение двух лет.
  42. *Испытана супер-ракета «Сатурн» (Saturn Superbooster Tested) (англ.)«Daytona Beach Morning Journal» 30.04.1960, с.1 в jpg - 466 кб
    … связка из восьми двигателей на один шаг ближе.
    Армия провела огневые испытания гигантского «Сатурна» (Army Test Fires Giant Saturn) Хантсвилль, штат Алабама. Вчера Армия впервые провела огневые испытания всех восьми двигателей гигантской супер-ракеты «Сатурн».
    Облака пара и огненный ад под 70-футовой супер-ракетой свидетельствовали о потрясающей мощи связки из восьми двигателей.
    Хотя двигатели были запущены всего на несколько секунд, двигательная установка развила 1'300'000 фунтов тяги. Супер-ракету закрепили на испытательном стенде.
    Доктор Вернер фон Браун, директор Космического центра Маршалла в арсенале Редстоун, вел наблюдение из блокгауза.
    Испытаниями руководил Карл Хаймбург, директор опытной лаборатории.
    Хотя пока нет объявления о результатах, похоже, что супер-ракета сработала так, как должна была.
    Полномасштабный испытательный пуск восьми двигателей должен дать 1'500'000 фунтов тяги, что эквивалентно 30 миллионам лошадиных сил.
    По словам ученых, пуск прошел без проблем, а обратный отсчет велся, как планировалось.
    Армия, которая 1 июля официально передает проект «Сатурн» Национальному управлению по аэронавтике и исследованию космического пространства, изначально планировала огневые испытания шести двигателей, прежде, чем испытывать восемь.
    Однако, успешный пуск четырех двигателей несколько недель назад заставил ученых перейти к испытанию восьми двигателей.
    Двигатели «H-1» - это комбинация из компонентов ракет «Редстоун», «Юпитер», «Атлас» и «Тор».
    Высотой с 15-этажное здание, испытательный стенд был окутан облаками пара, когда реактивные струи восьми двигателей ударили по скату, по которому каждую минуту проходило 40 тысяч галлонов воды. Огромное количество воды, используемой в бассейне внизу, заглушало рев двигателей. Шум был чуть громче, чем рев взлетающего гигантского самолета.
    Ученые, наблюдавшие за краткой работой двигателей, выразили удовлетворенность испытаниями, но пройдут дни, прежде чем будет проанализирована вся информация.
  43. *Взревели все 8 (Roars On All 8) (англ.)«Deseret News» 30.04.1960, с.1 в jpg - 546 кб
    Космическая ракета США «Сатурн» ревет на испытательном стенде возле Хантсвилля, штат Алабама, во время успешного полномасштабного теста. Около 1’300’000 фунтов тяги было развито связкой «Сатурна» из восьми двигателей.
  44. *Первые огневые испытания (First Static) (англ.)«The Press-Courier» 30.04.1960, с.2 в jpg - 428 кб
    Запуск всех восьми двигателей космической ракеты-носителя «Сатурн» произведен вчера в Космическом центре Маршалла в Хантсвилле, штат Алабама. Во время успешного испытания развито около 1.3 миллионов фунтов тяги.
  45. *Огневые испытания «Сатурна» приближают Луну (Saturn Test-Firing Brings Moon Closer) (англ.)«Spokane Daily Chronicle» 30.04.1960, с.1 в jpg - 306 кб
    Хантсвилль, штат Алабама. 30 апреля. Связка «Сатурна» из восьми двигателей, впервые прошедшая огневые испытания, приближает Соединенные Штаты к Луне.
    Ракета «Сатурн» однажды может позволить нашей стране мягко приземлить на Луну оборудование, собрать образцы материала и доставить их назад для изучения.
    Хотя двигатели работали вчера всего несколько секунд, супер-ракета развила 1’300’000 фунтов тяги. Ее полная мощь будет 1’500’000 фунтов, что эквивалентно 30’000’000 лошадиных сил.
    Потребуются дни, чтобы точно определить, как именно вели себя двигатели, но ученые полны энтузиазма относительно окончательных выводов.
    Эта ступень, испытанная в Космическом центре Маршалла, никогда не полетит. «Сатурн-2» собирается в этом космическом центре, и он полетит с мыса Канаверал, штат Флорида, вероятно, в 1961 году.
    Двигатели «Сатурна», названные «H-1», являются результатом 10 лет разработки ракет «Редстоун», «Юпитер», «Тор» и «Атлас».
    Эта супер-ракета – ярчайшая надежда нашей страны на запуск в космос многотонных грузов.
    Ученые с оптимизмом смотрят на будущее «Сатурна». Один из них сказал: «Столь многое может быть сделано в будущем. Каждое испытание увеличивает возможности. Каждый тест приближает нас к Луне»
    Используя тормозные ракеты, приборы могут быть опущены на Луну и оставлены там для работы в течение месяцев.
    «Космический аппарат даже может мягко совершить вертикальную посадку. Или можно положить ракету на бок», сказал он.
    «Двери могут открыться автоматически и грузовики, тракторы или другие аппараты могут быть выведены на поверхность Луны»
    «Можно даже вывести небольшой бульдозер, собрать материал лунной поверхности и вернуть его в космический аппарат»
    «На будущие года останется только вопрос возвращения космического аппарата на Землю и анализа образцов лунной поверхности»
    Доктор Вернер фон Браун, возглавляющий проект «Сатурн», говорит, что эта ракета сможет поднять себя, весом 580 тонн, включая топливо, плюс от 25’000 до 50’000 фунтов полезного груза.
    Первая ступень и последующие две достигнут скорости около 24’000 миль в час.
  46. Ян Годомски. Красочные звёзды (Kolorowe Gwiazdy) (на польском) «Młody technik» 1960 г. №4 в djvu - 1,22 Мб
    Вообще-то астрономия
  47. ТАСС: Завоевание вселенной человеком — первый испытательный полет. (Mitteilung der TASS -— J. Schewljakow, Der Mensch erobert das All -— J.Fjodorow, Der erste Probeflug) (на немецком) «Die Sowjetunion heute», том 5, №15, 1960 г., стр. 3-5 в pdf — 504 кб
    ТАСС: Запуск космического корабля 4,54 т 15 мая 1960 года. Возвращение кабины весом 2,5 т на Землю пока не планируется. — Иван Шевляков: Это первое практическое испытание для полета человека в бесконечных просторах Вселенной. В статье рассматриваются проблемы и перспективы пилотируемого космического полета. Автор отвергает идею, что человечество может быть эвакуировано на другие планеты. "Такие взгляды совершенная ерунда. Земля останется лучшим из всех миров." — статья Фёдорова является еще одним комментарием этой миссии.
  48. Полёт корабля-спутника-1 закончен (Mitteilungen der TASS) (на немецком) «Die Sowjetunion heute», том 5, №16, 1960 г., стр. 4 в pdf — 108 кб
    Сообщение ТАСС
  49. Хайнц Мачачек. Предпочтение пловцам (Heinz Machatschek. Schwimmer bevorzugt ) (на немецком) «Das Magazin» 1960 г. №4 в djvu - 540 кб
    о подготовке космонавтов. Центрифуга и т.п. Но спорт - основа подготовки. Но какие спортсмены предпочтительнее? Забавна заметка о футолистах Ла-Паса, которые на своём поле на высоте 3700 м побеждают всех, потому что противники выпадают из самолёта в нефутбольном состоянии
  50. Взгляд на огромные самолеты завтрашнего дня (Here's a Peek at Tomorrow's Huge Planes) (на англ.) «Popular mechanics» 1960 г. №4 в djvu — 186 кб
    Разработка на основе B-70 пассажирских самолётов и танкеров
  51. Ден Позин. Взгляд на космос (An eye on space) (на англ.) «Popular mechanics» 1960 г. №4 в djvu — 179 кб
    10 видов горючего для ракет, включая фотонное
  52. Наземный игровой "Космический корабль" сделан из авиационного сбрасываемого бака (Earthbound Play Spaceship Made From Aircraft Drop Tank) (на англ.) «Popular mechanics» 1960 г. №4 в djvu — 98 кб
    Космический корабль, сделанный из самолётного топливного бака на детской площадке
  53. ИСЗ "Тирос" (незатейливая реклама фирмы RCA) (на англ.) «LIFE» 18.04.1960 в djvu — 265 кб
  54. Большая американская космическая неделя (на англ.) «LIFE» 25.04.1960 2 кб текста + 20 кб графики + в djvu — 553 кб
* Статьи и перевод (я несколько изменил) с блога http://andreyplumer.livejournal.com/
Также там больше и более подробно
Статьи в иностраных журналах, газетах 1960 г. (май - июнь)

Статьи в иностраных журналах, газетах 1960 г. (1-15.04.1960)