В 1935-м зам. директора РНИИ Лангемак, сотрудники Дрязгов и Стеклов совместными усилиями уговорили Королева, чтобы он курировал работы по ракетопланам не только с жидкостными, но и с пороховыми двигателями. Ведущими инженерами назначили: по аппаратам на жидком топливе (проекты 06, 216, 212) - Eвгения Щетинкова; по аппаратам с пороховым двигателем (проект 217) - Михаила Дрязгова; по автоматизации управления - Сергея Пивоварова; по аэродинамической устойчивости - Бориса Раушенбаха.
Михаил Павлович Дрязгов родился в 1908-м в селе Обутково в Курганской области. В 1921 году, после подавления антибольшевистского мятежа, уехал к сестре Анне Дрязговой в Челябинск, а затем в 1924 году - она забрала его в Москву, где училась в Академии коммунистического воспитания. После окончания в 1928 году профтехшколы сельскохозяйственного машиностроения в Москве, Михаила направили работать механиком-трактористом в узбекском совхозе Пахта-Арал, где проявились его творческие способности конструктора, в 1930-м он смог поступить в МГУ.
С 1930 по 1935 годы он учится на механико-математическом факультете Московского государственного университета и, после его успешного окончания, остается в аспирантуре. Однако вскоре он был отчислен из аспирантуры в связи с арестом в Ленинграде в 1937 году его старшей сестры Анны Дрязговой - «за связь с врагом народа». НКВ-дешники заставляли Михаила Павловича отказаться от родной сестры. Но он, отсидев несколько месяцев в Московской тюрьме, выстоял.
Ещё будучи студентом МГУ, работал в лаборатории РНИИ в группе молодых учёных под руководством С.П.Королёва. После окончания университета Дрязгов работал в РНИИ, где в группе Королёва он был ведущим инженером по вопросам динамики и расчёта траекторий полёта крылатых пороховых ракет.
Во время Великой Отечественной войны, работая на Урале, Михаил Павлович изобретал образцы военной техники, в частности, необычный «керосиновый» пулемет, легко пробивавший 12-мм броню.
С 1941 года в течение 40 лет, работая на Московском заводе «Универсал», он создавал новейшие парашютные системы, применяемые для десантирования тяжелой техники, для космических модулей и многое другое. В 1952 году за создание новых образцов военной техники была присуждена Сталинская премия.
Автор около 90 изобретений, многих теоретических работ, нескольких научных, литературных и публицистических произведений. Умер в 2002-м.
Клейменов не принял предложение Королева по совершенствованию автоматического управления ракетами, и на совещании 17 января 1935 года указал на необходимость сократить работы по приборам автонаведения в связи с их дороговизной и недостатком средств. Королёв с ним поссорился и громко пытался отстаивать это мнение, в результате чего был понижен в должности и уволен из армии...
2 марта 1935 года Королёв на I Всесоюзной конференции по применению ракетных аппаратов для исследования стратосферы прочитал доклад «Крылатые ракеты и применение их для полета человека».
Параллельно с испытаниями РБТ-5 и 250-кг танковыми торпедами шла разработка более мощной системы такого рода. Летом 1935 г. НИО ВАММ вывел на полигон изделие массой 500 кг. Такая торпеда для упрощения производства основывалась на агрегатах серийных авиабомб соответствующего калибра.
Головная часть новой «ТТ» представляла собой корпус бомбы с зарядом и взрывателем. К нему крепился хвостовик, объединявший корпус двигателя и стабилизаторы. В ходе испытаний использовалась пусковая установка с желобом-направляющей, смонтированным с фиксированным углом возвышения. Габариты и масса торпеды позволяют предполагать, что она не предназначалась для использования на танках – в отличие от более легкого изделия.
Проект 500-кг торпеды не продвинулся дальше испытаний. По всей видимости, на его судьбе сказались неудачные результаты проверки РБТ-5 и его оружия. Изделие массой 500 кг могло показывать высокие боевые качества, но для их получения требовались особые усилия. Разработка целого ракетного комплекса под такое оружие оказалась нецелесообразной.
Изначально все эти "РС" предназначались для стрельбы химическими снарядами. Их можно было установить много и скрытно, используя всего лишь деревянную рогатину. Вверху - РС-132, внизу - РС-245
Вес снаряда - 18 кг, дальность - 5000 м, радиус освещения - 1000 м, время освещения - 60 секунд. 132 мм ракетный осветительный снаряд прошёл полигонные испытания. В 1935 году АУ заказало в промышленности опытно-валовую партию. На конец первой половины октября 1935 года заказ ещё не был выполнен.
Конструкция орудийной установки для стрельбы 132 мм ракетным снарядом с танка БТ-5. Были проведены заводские испытания пробного образца, давшие хорошие результаты. В 1935 году должны были быть закончены заводские испытания двухорудийной установки на том же танке.
Считалось, что ракетный двигатель на жидком топливе может быть установлен на автоматически управляемом аппарате, предназначенном для поражения крупных воздушных целей. Была создана модель, представляющая собой крылатую ракету-торпеду.
Вес снаряда - 120 кг, скорость - 320 м/с, дальность - 800 м, меткость 1/100 дистанции. В трубу этот снаряд из-за хвостовика, конечно, не входил, ое скользил поверх неё, по планке. Говорят, что снаряды были только химические
|