Фантастика 1871-1880 гг.

по автору — указан год создания либо первого издания

    Ян Непомок Неруда
  1. Вампир 1871 г. «Огонёк» 1909 г. №10 в djvu - 252 кб
    Нет на свете места прекраснее, чем остров Принкип. Но горе может настигнуть человека и в этом райском уголке — если в попутчиках у вас окажется бледный юноша с альбомом для рисования...
    Островок этот в Мраморном море. Автор прибыл туда на отдых с польской семьёй, в которой была нездоровая девушка (явно чахотка) и её жених. Пока все балдели от неземной красоты острова, появился молодой грек с мольбертом, который начал что-то рисовать. Вечером хозяин гостиницы (француз) ругался с ним и не пустил на постой. И объяснил, что у этого художника прозвище Вампир, он рисует только трупы, причём рисует заранее и никогда не ошибается. Ну, разумеется, от такой информации больная девица упала без сознания, а жених побежал драться с греком, у которого действительно обнаружился рисунок этой польки в гробу.
    Какая-то мрачноватая незавершёнка. Надо было плеснуть в сюжет оптимизма - скажем, жених дубастит Вампира, рвёт рисунок, а девица, здоровея прямо на глазах, кричит с веранды гостиницы Idź stąd! и мечет в него тяжёлую посуду. И всё хорошо.

    Николай Вагнер
  2. Сказки Кота Мурлыки 1872 г. «Уральский следопыт» 1991 г. №4 в djvu - 2,19 Мб
    Фея Фантаста: Предисловие автора ко второму изданию «Сказок»
    Курилка
    Два Ивана
    Юний Горбунов. Кто был Кот Мурлыка?: [Послесловие о создателе «Сказок» Николае Петровиче Вагнере]
    «Сказки…» были написаны под влиянием «Полного собрания сказок» Г.-Х. Андерсена, изданного в середине 60-х годов и имевшего шумный успех в России. Вагнер вспоминал, что посчитал многие сказки Андерсена слабыми и задался вопросом, сможет ли он написать так же или лучше.
    Первое издание книги составили 12 сказок, написанных в течение трех лет. До 1913 года книга выдержала 9 переизданий, причём состав не был постоянным: часть сказок первого издания была исключена из второго, возможно по цензурным соображениям. В других изданиях смешивались «детские» и «взрослые» сказки. Некоторые сказки выходили отдельными книгами. В 1923 году при Советской власти «Сказки Кота-Мурлыки» были изданы 7000-м тиражом, затем долгое время не переиздавались. Отдельные сказки печатались в тематических сборниках. Своеобразное «возрождение» Кота-Мурлыки произошло в начале 90-х годов XX века.


    Самюэль (Сэмуэль) Батлер
  3. Трактат о правах животных «Химия и жизнь» 2020 г. №7 в djvu - 366 кб
    Из романа "Эрефон" (1872 год)
  4. Трактат о правах растений «Химия и жизнь» 2020 г. №8 в pdf - 261 кб
    Из романа "Эрефон" (1872 год)
    Невероятные приключения главного героя романа С.Батлера в вымышленной стране Эрефон подходят к концу. Впав в немилость у короля и опасаясь за свою жизнь, он отваживается на побег. Ему удаётся с помощью местных мастеровых соорудить воздушный шар и получить разрешение на подъём для переговоров о даровании дождя с одним из эрефонских божеств. После долгого полёта над океаном воздушный шар стремительно теряет высоту, и за борт летит сначала балласт, а затем и всё необходимое, провизия и запасы воды. Желанного богатства обрести не удалось, но главная ценность сохранена - это переводы древних манускриптов, содержащих наставления и пророчества эрефонских мудрецов.

    Камилл Фламмарион
  5. Люмен (др.назв. "Люмен: Беседа астронома с душой умершего друга") 1872 г. изд.1995 г. в pdf - 1,57 Мб
    Душа умершего человека Люмена рассказывает своему ученику Кверенсу, еще живущему на Земле, что происходило с ней после смерти её человеческого тела. Внимательно слушавший своего учителя Кверенс постепенно узнает о том, что каждое мгновение из истории каждой планеты во вселенной запечатлевается в световом луче и навсегда остается в безграничном космическом пространстве, о том, что до рождения на Земле человеческая душа жила на других планетах бесконечной вселенной и, что после смерти ее физического тела на Земле она продолжит свое бесконечное странствие по новым мирам. Он узнает о неистощимом разнообразии жизненных форм во вселенной и еще многое из того, чего не может постичь человек.
  6. Урания (изд.Суворина)1889 г. (изд. 1893 г?) 1 кб текста +в djvu - 3,06 Мб
  7. Урания (начало) 1889 г. (дореволюционный шрифт) 29 кб текста + 183 кб графики
    Урания (начало) 1889 г. (современный шрифт) 26 кб текста + 183 кб графики
    Роман «Урания» посвящен астральным перевоплощениям. Перед читателем предстает мир таинственных феноменов: явление образов умирающих, ясновидение, вещие сны - все, что так волновало Фламмариона. Современники называли его «восторженным певцом Урании», а именем героини романа даже назван астероид Иклея, открытый в 1889 году.
  8. По волнам бесконечности 1893 г. 1 кб текста +в djvu - 8,95 Мб
    сборник
    Люмьен (роман, перевод В. Ранцова)
    Предисловие.
    РАССКАЗ ПЕРВЫЙ. Странствования по беспредельному пространству. Беседа с духом астронома.
    РАССКАЗ ВТОРОЙ.
    РАССКАЗ ТРЕТИЙ. Hoto homunculus.
    РАССКАЗ ЧЕТВЕРТЫЙ. Anderiares vitae.
    РАССКАЗ ПЯТЫЙ. Ingenium audax - natura audacior.
    Камиль Фламмарион. ПУТЕВЫЕ ЗАМЕТКИ КОМЕТ (роман, перевод В. Ранцова)
    Предисловие.
    Где комета в первый раз замечает существование Земли.
    Комета делает весьма невыгодные сравнения между Землею и другими планетами.
    Заря.
    Допарижские парижане.
    Восток.
    Комета разом переходит от времен потопа к 1811 году по Р. Х.
    Эпилог.
    Камиль Фламмарион. В бесконечности. Сообщение духа о времени и пространстве. (повесть, перевод В. Ранцова)
  9. Конец мира (др.назв. "Гибель мира") 1895 г (современный шрифт) (322 кб текста + 1,81 Мб графики) -
    Конец мира (др.назв. "Гибель мира") 1895 г (дореволюционный шрифт) (360 кб текста + 1,81 Мб графики)
  10. Конец мира 1902 г. «Вестник знания» 1905 г. №4 в djvu - 1,31 Мб
    сильно сокращённая версия романа
    Земля охладится и очень быстро замёрзнет. Человечество погибнет
  11. Светопреставление «Огонёк» 1907 г. №10 в djvu - 280 кб
    о книге и конце мира
  12. Камилл Фламмарион «Вокруг света» 1917 г. №5 (5.02.1917) в djvu - 390 кб
    к 75-летию со дня рождения
  13. Кончина Фламмариона «Иллюстрированная Россия» (Париж) 1925 г. №21 (15.06.1925) в djvu - 66 кб
  14. Н.К.Лебедев. Певец мироздания (по поводу кончины Камилла Фламмариона) + отрывки из произведений Фламмариона «Всемирный следопыт» 1925 г. №7 в pdf - 3,13 Мб
    О чём пел сверчок
    Вечное движение во Вселенной
    О чём рассказывают падающие звёзды
    + (не его) Гипотеза о происхождении луны
  15. С.В.Щербаков. Камилл Фламмарион в оценке русских астрономов-любителей и учёных 90-х годов XIX века «Русский астрономический календарь» 1933 г. в djvu - 661 кб
    сканировал Юрий Дружинин
  16. Ф.Ю.Зигель. Камилл Фламмарион «Земля и Вселенная» 1967 г. №2 (март-апрель) в djvu - 362 кб
  17. Алла Масевич. Однажды в детстве я прочитал книгу «Пионер» 1971 г. №9 в djvu - 164 кб
    астроном - о книге К.Фламмариона
  18. Л. Голованов. «Земли и неба бесконечность...» «Юный техник» 1975 г. №10 в djvu - 174 кб
    О французском ученом и писателе Камилле Фламмарионе
  19. А.В.Блюм. Фламмарион и царская цензура «Земля и Вселенная» 1978 г. №6 (ноябрь-декабрь) в djvu - 510 кб
  20. ответ читателю «Земля и Вселенная» 1978 г. №6 (ноябрь-декабрь) в djvu - 100 кб
    по поводу рисунка Фламмариона
  21. И.В.Стражева-Янгель. Камиль Фламмарион (к 150-летию со дня рождения) «Земля и Вселенная» 1992 г. №1 (январь - февраль) в djvu - 206 кб
  22. Е.П.Левитан. Вечер, посвященный Фламмариону «Земля и Вселенная» 1992 г. №2 (март-апрель) в djvu - 21 кб

    Уильям Уилки Коллинз (William Wilkie Collins)
  23. Призрак Джона Джаго, или Живой покойник (др.назв. "Дух Джона Джаго, или Живой мертвец") 1873 г. «Наука и жизнь» 1996 г. №№5-6 в djvu - 1,20 Мб
    Вообще-то это детектив, с элементами, якобы, мистики

    Вилье де-Лиль Адан
  24. Тайна эшафота 1874 г. «Огонёк» 1909 г. №29 [18.(31).07.1909] в djvu - 731 кб
    Научно-гильотинный ужастик. Никакой фантастики, разве что сюжет придуман (а, возможно, и нет). Доктор Эдмонд Кути де-ла-Поммерэ, учёный-медик приговорён к отрубанию головы за доведения до смерти ядами одной дамы. К нему, в камеру смертников, приходит знаменитый хирург Вельпо (через год-два он надеется помереть от рака). Учёных занимает одна и та же проблема - если отделить голову от тела, будет ли голова испытывать боль? Если нет, не есть ли тут путь к победе над болью? А сознание? Сохранится ли оно в голове? Сможет ли голова управлять хотя бы глазами? Ведь известны же некоторые случаи. Вот голова матроса, например, отделённая от тела и час спустя перегрызла карандаш, засунутый ей в зубы. Короче, безумные учёные и на краю могилы готовы вырвать у природы кусочек знания. Сразу после гильотинирования хирург хватает голову, говорит на ухо, дескать, начинай эксперимент! И голова трижды должна подмигнуть правым глазом. Де-ла Поммерэ с энтузиазмом тренируется. Опыт был проделан безукоризненно 9 июня 1864 года. Хирург подхватил отрубленную голову, заливая кровью свой сюртук, сказал на ухо заветные слова. Правый глаз энтузиаста медицины закрылся... и не открылся более. Не удалось доказать то, о чём сочинили романы Уэллс, Беляев и другие - голова, отделённая от тела, потеряла интерес к науке.
    Эх, не хватает заключительного аккорда. Вельпо 60 лет, он в зените славы, вот-вот помрёт от рака. Ну почему бы ему не повторить опыт с собственной головой?
  25. Женщина Эдисона (Будущая Ева) (др.назв. "Будущая Ева", "Ева будущего") 1886 г. «Огонёк» 1909 г. №№41-42 [10(23)-17(30).10.1909] в djvu - 5,42 Мб
    Томас Альва Эдисон, которого автор называет то электрофизиком, то электромехаником - главный герой романа, в момент написания романа ему нет и 40 лет, но он уже великий изобретатель. А в романе - почти бог. Его апартаменты автоматизированы так, как не у всякого нынешнего миллиардера. К нему приезжает друг, лорд Эвальд, он, когда Эдисон (книжный) умирал от голода, протянул ему горсть золота и вывел в люди. У лорда проблема - он влюбился в Алисию Клери, молодую девушку, красивую, но с "душой ублюдка". И дура. Эдисон делает механическую женщину - Адали ("Идеал"), которая красотой, умом и всем прочим превосходит всех женщин, копирует Алисию да ещё обладает невиданными чувствами. Все уже привыкли к слову "андроид". А вот автор употребляет - "андреида".
    Окончилось всё на редкость хреново. Сначала умерла мисс Сованна, пророчица, художница, у которой Эдисон арендовал часть замка. А лорд Эвальд отплыл в Англию с Клери и гробом, в котором хранилась Адали. В пути пароход утонул. Адали утонула, Клери утонула, а лорд не утонул, но похоже, что дав Эдисону телеграмму о случившемся, тоже самоубился. Эдисон был в печали. Настоящий Эдисон после написания романа прожил ещё полвека и много чего сотворил.
  26. Страшный сотрапезник (др.назв. "Посетитель финальных торжеств") 1883 г. «Огонёк» 1909 г. №31 [1(14).08.1909] в djvu - 1,44 Мб
    Эшафотно-маньячный ужастик.
    Это как бы продолжение рассказа "Тайна эшафота". В ночь на 9 июня 1864 года, когда смазывали гильотину для разделения головы с телом доктора Поммерэ, компания богатых бездельников убивала время. Вечером в опере с одним из компании раскланялся какой-то незнакомец, явно иностранец. Тот его едва вспомнил - он когда-то посоветовал хороший сорт сигар в баденском казино. И женщины тут же потянули подвернувшегося мужичонку в ресторан "до утра". Незнакомец долго отбивался, говоря, что утром у него "дело". Какое дело может быть утром в Париже? - только дуэль! Напор заинтригованных женщин незнакомец не выдержал и всю ночь вёл себя скромно, как простой миллионер, попивая шампанское, слушая музыку и даря кольцо с рубином белокурой Клио. Называть себя он не захотел, представившись "бароном X". Его тут же окрестили "барон Сатурн" и он был не против. Но утром он изысканно попрощался и тут его знакомый, память которого обострилась от выпитого пунша, вспомнил ещё одну встречу - он несколько лет назад видел его у эшафота! Незнакомец признал, что память тому не изменяет и удалился. Тогда вспомнивший и объявил - этот "барон Сатурн" - палач! Однако женщины его высмеяли - палач не бывает так богат и изыскан. Но тут пришёл доктор Флориан Лезельизотт (в 5 утра в богемный ресторан?), который о бароне знал всё и тут же всё и выложил. Это действительно барон, мультимиллионер, но маньяк. С детства маньячил разными жестокостями. Поехал на Восток, чтобы излечиться. Но в Персии, Тибете и Китае заболел ещё сильнее, принимая участие во множестве казней всякими изуверскими способоми. Доктор, смакуя дорогие вина, со смаком рассказывал, как после подавления мятежа в Персии шаху принесли огромное блюдо с вырванными глазами, как вырвали у мятежников все зубы и зубы те вбили в их обритые черепа, но не просто так, а чтобы получилось надпись имени шаха. Поднаторев на казнях, барон вернулся в Европу, где добивается звания главного палача Европы. Приехал из Бельгии, чтобы гильотинировать доктора Поммерэ.
    Но, с другой стороны, можно сказать иначе - главный лаборант по научному эксперименту на заре нейрохирургии.

    Эдвард Пейдж Митчелл (Edward Page Mitchel)
  27. Павел Амнуэль. "Потерянный гигант.." «Наука и жизнь» 2012 г. №12 в djvu — 391 кб
    В статье-предисловии Амнуэль рассказывает о забытом фантасте Э.Митчелле. Далее 2 рассказа Митчелла
    Человек без тела (1877 г.)
    Когда на стеллаже в Музее естественной истории, среди мумифицированных голов, автор увидел голову европейца, он не мог и предположить, что не только осмотрит ее, но еще и проведет несколько дней беседуя с ней и узнает судьбу известного ученого, узнает о величайшем научном открытии и ... просто пойдет гулять по Центральному парку с собирательным телом своего собеседника.
    Спектроскоп души (1875 г.)
    Думкопф изобрел спектроскоп души, принцип работы которого основан на том, что душу можно анализироваться с помощью спектральных линий Фрауенхофера

Фантастика 1881-1885 гг.

Фантастика 1865-1870 гг.