В 1933 году в Австрии политическое противостояние достигло предела. Канцлер Австрии Энгельберт Дольфус установил в Австрии фашистский режим, копировал Муссолини. Он запретил сначала нацистов (требовавших аншлюса с Германией), а потом и Шуцбунд (социал-демократов). Конфисковывал оружие. 12 февраля в 6:45 утра полиция нагрянула в отель Шифф (штаб-квартиру социал-демократов) в Линце и была встречена огнём. Рихард Бернашек, лидер Шуцбунда, был арестован, но успел дать сигнал к восстанию. Вообще-то он знал об обыске и использовал его как провокацию, ибо считал, что отступать некуда. Но подготовка была скверной, а запрет на восстание из Вены опоздал. Из Линца, где восстание было подавлено за сутки, бои перекинулись в Вену и другие города. Началась 4-дневная гражданская война. На повстанцев бросили армию с артиллерией и химоружием, полицию и отряды правых - Хеймвер. Мятеж левых, оставшихся без руководства и в меньшинстве, был подавлен. Погибло свыше 300 человек, по неофициальным данным - до 1000, тысячи арестованы и бежали, руководство казнено. Нацисты сохраняли нейтралитет.
Интересна судьба Бернашека. В день восстания он арестован, бежал, пойман, отправлен в тюрьму. Директор тюрьмы, нацист, скоро его освободил, а заодно ещё двух социал-демократов и двух нацистов. Все пятеро были доставлены в Мюнхен, где были радушно приняты германскими нацистами. Бернашек ненадолго скорешевался с нацистами, выступал на митингах с их одобрением (оба бежавшие с ним социалиста ушли к нацистам), но в течении буквально недель в них разочаровался, эмигрировал в Чехословакию, потом в СССР. В Москве узнал, что многие шуцбундовцы, бежавшие в СССР, включая его зятя, расстреляны, негативно отозвался о жизни в СССР («Здесь рабочий так же мало значит, как и у нацистов. Диктатура тут и там. Это не для нас»). Уехал в Чехословакию, ушёл в подполье, при аншлюсе вернулся в Австрию, изгнан "за враждебную деятельность". Эмигрировал во Францию, потом в Швецию, в 1939 вернулся в свой Линц и спокойно занимался бизнесом в фирме своего брата, Людвига, тоже бывшего шуцбундовца. А летом 1944-го внезапно арестован по делу о покушении на Гитлера, отправлен в концлагерь Маутхаузен, пройдя ряд тюрем. Его жестоко пытали и убили выстрелом в шею 18 апреля 1945 года, выслав семье соболезнование по поводу смерти от пневмонии
Незаконнорождённый сын богатого плантатора, Сандино вообще-то был идейным бандитом, типичным махновцем в нашем понимании. Сколотив партизанскую армию примерно в 1-2-3 тысячи человек, он целых 6 лет сражался с морпехами США и правительственными войсками, заключал союзы то с коммунистами, то с анархистами, либералами, националистами, религиозными сектами. На фото рядом с ним (по левую руку) стоит Тони Эдуардо Делдука, член знаменитой "Пурпурной банды" из Детройта. Purple Gang представляла собой организацию американских евреев-гангстеров, контролировавших в годы депрессии весь Мичиган, бутлегеры, крышевальщики, торговцы оружием, на чьей совести около 500 убийств. А Сандино контролировал район золотодобывающих шахт и нуждался в оружии. На фото Сандино уезжает в Мексику, где пробыл целый год, изучая идеологии и подыскивая союзников. Воевали сандинисты исключительно плохо. При столкновении этих плохо вооружённых крестьян с американцами их потери были раз в 10, а то и в 100 раз больше, что не мешало Сандино преувеличивать свои победы в разы. Морпехи были истинными карателями, уничтожая поголовно население целых деревень. И Сандино не оставался в долгу. Он первым нарушил неписанный закон - не трогать американские банановые компании, взорвав их цеха и расстреляв служащих. В условиях кризиса, в 1933 году США вывело из Никарагуа свои войска, потеряв за десятилетие боёв 350 человек. Антиамериканский пыл у партизан сразу пропал, Сандино вступил в переговоры с президентом Никарагуа Сакасой, но Анастасио Сомосе Гарсии, лидеру Национальной гвардии, роспуска которой требовал Сандино, момент показался удобным. Сандино, его брат, два генерала его армии, все 6 человек переговорщиков были убиты, их останки не найдут до сих пор. Затем Национальная гвардия разгромила сандинистов, убив не менее 300 человек, а через 2 года Самоса захватил в Никарагуа власть и основал династию, которая правила около 40 лет
Положение Шэн Шицая стало совсем плачевным в конце 1933 года, когда генерал Чжан Пэйюань, командующий Провинциальной армией (3000 человек) и комендант города Или, воюющий против восставших уйгуров, перешёл на сторону Ма Чжунъина. Эти двое тоже плохо кончили. Чжан Пэйюань был разбит советскими войсками, в июне 1934-го при отступлении попал в снежную бурю на перевале Музарт и покончил с собой, чтобы избегнуть советского плена. А Ма Чжунъин плена не избег. В том году ему было всего 24 года (воевал с 14 лет), он командовал целой армией, наводя ужас от Туркестана до Тибета, Гоминдану подчинялся чисто формально, мечтал о лаврах Чингисхана и не соглашался на роль ниже Тамерлана, мечтая создать мусульманскую империю от Индии до Урала. Есть целых пять достоверных (и несколько недостоверных) версий о его конце. Одна говорит, что он погиб в авиакатастрофе в 1936-м, три - что расстрелян советскими властями в плену (Москва, Сибирь и др. в 1936-1939), а Константин Рокосовский уверял, что встречал его на фронте в Великую Отечественную. Попадание в плен тоже интересно. Якобы, его заманили в самолёт, якобы, Гоминдана, но там были только советские агенты, его доставили в Яркенд, откуда он, якобы, отдавал дезинформирующие приказы своей армии.
Есть и такая версия - он в Кашгаре явился в советское консульство и после разговора с консулом Максом Думписом 5 июля 1934 года был переправлен через советско-китайскую границу. В СССР он попросил политического убежища, после чего был перевезен в Алма-Ату, затем в Москву, где и умер спустя два года при загадочных обстоятельствах.
Но это было потом, а в 1933-го 36-я, переименованная из дивизии в армию, осаждала Урумчи, осенью 1933 года Ходжа Нияз Ходжи провозгласил создание Тюркской Исламской Республики Восточный Туркестан. Он обосновался в Аксу, во внешней политике ориентировалось на Турцию и Великобританию. В мае Ма Чжунъин с войском в 7 тысяч бойцов прошёл через горы и начал штурм города Гучень, расположенного у северных отрогов Тянь-Шаня. Город был взят за сутки. Полторы тысячи китайских солдат сдались в плен, и лишь полсотня казаков защищала крепость до последнего патрона. Оставшиеся в живых 17 русских были взяты в плен и расстреляны.
Положение дубаня становилось все более критическим. Шэн Шицай направил к Ма парламентеров, но полковник Папенгут, несмотря на почти двукратное превосходство дунганских частей, отбил Гучен. Разбитый казаками, Ма оказался отрезанным от своей базы и ему пришлось наступать. Заняв Турфан, а затем Даванчен, он появился под Урумчи.
За эти 2 месяца Шэн Шицай получил официальное признание центральных китайских властей, а Ма Чжунъин, наоброт, вновь поднял знамя «независимого мусульманского государства».
В конце октября казаки предприняли наступление на Даванчен. Взять город так и не удалось, несмотря на введение в бой броневиков, один из которых дунгане подбили. Казаки вынуждены были отступить к озеру Сайгу, предварительно зарубив по приказу Папенгута пленных дунган. Угроза нависла над Урумчи. Шэн Шицай умолял о помощи советских товарищей. Наконец, Сталин принял решение - помочь белогвардейцам и китайским националистам (хотя его убеждали, что надо помогать народным мусульманским массам, поднявших восстание против эксплуататоров). Но Сталин был прагматиком - у границы начала формироваться Алтайская армия. А пока СССР отправил в бой Красную армию численностью в 3 (три) человека. Правда, на трёх самолётах Р-5. Один так и не смог перелететь горы, но два 25 декабря 1933-го прилетели вовремя - подгоняемые всадниками, на стены Урумчи лезли пехотинцы 36-й армии. Фёдор Полынин и Константин Шишков сбросили бомбы и 36-я отступила в панике.
В начале января 1934 г. в Синьцзян началось вторжение советских войск - численностью 7 тыс. человек, 100 танков БТ, 100 самолётов, т.н Алтайская Добровольческая армия. Личный состав групп был замаскирован под белых — переодет в форму белогвардейских добровольцев (китайская форма с русскими знаками отличия). Все клейма, маркировка даже на железе была уничтожена. Сохранились документы о выделении чёрной краски и подробных инструкций, как уничтожать клейма на разном материале. СССР очень не желал обвинений во вторжении. Казакам была обещана амнистия. В советских документах братание с белыми особо не скрывалось. Так, 20 января 1934 г. Политбюро ЦК ВКП(б) принимает постановление: «а) отпустить 10 тыс. руб. золотом в распоряжение ОГПУ для проведения операции; б) отпустить 2 тысячи комплектов гражданской одежды для частей белых в Синьцзяне».
Советской армией командовал Михаил Петрович Фриновский, дослужившийся до заместителя наркома МВД и наркома ВМФ СССР (расстрелян в феврале 1940-го как фашист-заговорщик, даже не реабилитирован), его сменил Николай Кузьмич Кручинкин (в 1937 начальник всех погранвойск СССР, в августе 1938 расстрелян)
По согласованию с советским генеральным консулом в Восточном Туркестане Апресовым (в 1940-м арестован, получил 10 лет "за антисоветскую деятельность", расстрелян без суда 11 сентября 1941-го), прибывшим в Синьцзян в декабре 1933 г., полковник Папенгут, занимавший твердую антисоветскую позицию, был отстранен от командования (10 декабря), арестован и расстрелян. Официально он был обвинен в организации заговора, приведшего к власти Шэн Шицая. Командующим русскими частями был назначен полковник Николай Иванович Бектеев, вскоре получивший чин генерал-лейтенанта армии Синьцзяна.
1-й русский белоэмигрантский полк, блокированный в Урумчи, прорвав окружение, вышел к крепости Саньчжи, где соединился с советским 21-м полком. При выходе из окружения в ночном бою погибли многие казаки. Спустя три дня соединенные части, включая 60 кавалеристов под командованием Иманова, находившихся в крепости, и подошедшее подкрепление — отряд под командованием Белова и батальона китайской пехоты, начали новое наступление. Дунгане были атакованы на берегу реки Тутун, в 50 километрах от Урумчи. В ходе боев, длившихся несколько дней, войска генерала Ма были окружены, часть их (около 200 человек) была порублена на льду казаками, другая часть была прижата к горам и также уничтожена.
16 февраля 1934 года Ма снял осаду со столицы и отступил на Даванчен. После неудачных боев дунгане, потеряв более двух тысяч человек, оставили Сэйгу и стали отступать на Кашгар. Спустя короткое время все города вдоль южных отрогов Тянь-Шаня оказались в руках Бектеева. Вскоре казаки заняли и Кашгар.
15 апреля 1934 г. Политбюро ЦК ВКП(б) приняло решение об окончании интервенции. Однако часть войск (350 конных с артиллерией) осталась. Остались и военные советники, в том числе будущий маршал П.С. Рыбалко, который официально назывался «русским генералом китайской службы» и действовал под псевдонимом Фу-Дзи-Ху. Оставшиеся войска продолжали изображать белогвардейцев. В ноябре 1934 г. белые части были расформированы. Казакам выдали жалованье за месяц вперед, коня и распустили по домам. Русская община в этой войне потеряла около полутора тысяч человек.
Однако в апреле 1937 г. в Синьцзяне вспыхнуло новое восстание, разросшееся до таких масштабов, что потребовалась новая интервенция. Но это другая история
Австрийские нацисты потеряли терпение (они были запрещены) летом 1934 года и устроили мятеж, стремясь заменить фашистское правительство Австрии нацистским. 25 июля 1934 года 154 боевика ворвались в здание правительства, стреляя по людям, захватили радиостанцию и объявили об отставке Дольфуса. Канцлер Австрии получил пулю в шею, но, истекая кровью, отказался подписать документ об отставке. Затыкая пальцем дырку в шее и делая другой рукой неприличные жесты, он успел проклясть нацистов и умер от потери крови. Верные правительству войска подавили мятежи во всех городах за 6 дней. 107 сторонников правительства погибло, убито 140 нацистов, 13 казнены, тысячи бежали. Италия, Венгрия и Югославия придвинули войска к границе, в поддержку правительства и Гитлер не осмелился вмешаться в разборки на своей родине.
Если кто не знает, почему большинство китайских РН имеют имя Long March ("Великий поход"), то объясняю. С просторами космоса никак не связано.
Пятый поход Гоминдана против коммунистов оказался успешен. К 1934 году гоминьдановские силы под руководством Чэнь Чэна окружили коммунистические районы в провинции Цзянси и начали готовиться к массированной атаке. В апреле 11 дивизий атаковали Центральный советский район с севера и после месяца боёв заняли Гуаньчан. Под угрозой оказался Жуйцзинь — столица Китайской Советской Республики. 4 из 6 районов КСК были потеряны. В мае на заседании секретариата временного Политбюро ЦК КПК было принято решение о перебазировании основных сил из Центрального советского района. Чжу Дэ разработал план прорыва на север, ближе к СССР, в места, где возможен маневр. В начале июля 1934 года отдан приказ 7-му армейскому корпусу Красной армии выступить на север в качестве «Авангарда борьбы с Японией» и создать в провинциях Фуцзянь, Чжэцзян, Цзянси и Аньхой многочисленные советские опорные базы для отвлечения сил Чан Кайши от Центрального советского района. 7 июля 7-й армейский корпус покинул Жуйцзинь и отправился на соединение с 10-й армией Фан Чжиминя на стыке провинций Чжэцзян, Цзянси и Аньхой. Однако из-за своей малочисленности и недостатка боеприпасов он не смог отвлечь на себя гоминьдановские силы. В начале 1935 года 10-я армия была полностью уничтожена, а Фан Чжиминь попал в плен и был казнён.
В первой декаде июля 1934 года 30 гоминьдановских дивизий начали наступление на Центральный советский район с шести направлений. Коммунисты отступали, неся тяжёлые потери.
15 июля 1934 года был опубликован Манифест Рабоче-крестьянской Красной армии Китая о походе на север "для отпора Японии". КСР объявила войну Японии ещё в 1932-м году, но никак не могла до японцев добраться. Настал, т.с. момент...
7 августа 6-я армейская группа 2-го фронта Красной армии, руководившаяся Жэнь Биши, выступила в Западный поход из советского района на стыке Хунани и Цзянси.
В начале октября 1934 года послы Чжоу Эньлая встретились с губернатором Гуандуна Чэнь Цзитаном (гоминдановским главнокомандующем южного фронта) и договорились о пропуске армии
Ночью 21 октября 1934 года войска 1-го и 3-го фронтов Красной армии прошли первую линию блокады, и следовавшая за ними колонна покинула территорию Центрального советского района. Так начался Великий поход китайской Красной армии протяжённостью в 8 тысяч километров через труднодоступные горные районы в Яньаньский округ провинции Шэньси
Нацизм одержал самую бескровную победу. Саарская область (812 тыс. жителей, столица Саарбрюккен, своя валюта) 15 лет находилась под управлением Лиги наций. Но, согласно условиям Версальского мира, её судьбу должен был решить плебисцит через 15 лет и срок подошёл. Собственно, результат был предсказуем. Англия считала слишком дорогим удовольствием содержать район за счёт Лиги наций, Муссолини демонстративно взял нейтролитет, Риббентроп договорился о плебисците с министром иностранных дел Лавалем. Голосовать мог любой человек и десятки поездов из Германии прибыли в Саар для голосования. 90,73% голосовали за присоединение к Германии, 8,86% - за продолжение управления Лиги наций, лишь 0,4% (2 124 человека) - за присоединение к Франции. И это несмотря на уверения Жоржа Клемансо, что там проживает 150 тысяч французов! Такой триумф не ожидали даже нацисты. Основным противником нацистов была католическая церковь. После присоединения Саара к Германии 1 марта 1935 года многие католики эмигрировали аж в Парагвай
12 июня 1935 года - Чакская война завершается: армия Парагвая одержала под Ингави решающую победу над армией Боливии. Последний боеспособный боливийский полк сдался 4 июня 1935 года, парагвайцы вышли на расстояние 15 км от боливийских нефтяных месторождений и 12 июня подписано соглашение о прекращении огня. 3/4 области Чако осталось за Парагваем. Боливия потеряла убитыми до 65 тысяч (2% населения) большинство от болезней, ещё 1% попали в плен и большинство не захотело возвращаться. Парагвай потерял 36 тыс. человек (3% населения). На стороне Боливии воевало до 120 немецких офицеров, армией до декабря 1933 года командовал Ганс Кундт, на стороне Парагвая - около 80 русских офицеров-эмигрантов, а генштаб возглавлял Иван Беляев, бывший офицер штаба Врангеля.
3 октября 1935 года в 5 утра Вторая мировая война началась и в Африке. Итальянские войска вторглись в Эфиопию
|