Почти 100 лет прошло, а так и не определили однозначно, что это было и кто был Роберт Кондит. Аферист? Ракетчик-самоучка? Просто псих? Но шум он вызвал изрядный - десятки заметок в газетах и журналах разных стран. Причём некоторые с юмором, а немало и на полном серьёзе. А что? Только что на несуразном самолёте Атлантику покорил молодой Линдберг, так может, история повторяется? Сделал парень в гараже космический корабль и слетает на Венеру.
В Балтиморе юнец Роберт уговорил поработать на себя двух соседей (братья Гарри и Стерлинг Улер, каменщик и плотник), которые под его руководством слепили сигару за 8 месяцев, которая произвела "моря огня" из своих бензиновых двигателей. С места она, конечно, не сдвинулась. Что не помешало разлететься слухам со сверхзвуковой скоростью. Кондит пиарился по-полной. Первые заметки появились ещё 16 декабря 1927 года. 6 января 1928 года он назначил срок отлёта - 24 января 1928 года, много фотографировался, отказывал желающим лететь с ним (ракета одноместная), откладывал вылет до самого лета, ссылаясь на непогоду, в апреле перенёс старт "на следующую весну", потом исчез вместе с ракетой и некоторой суммой пожертвований в направлении Флориды, откуда собирался стартовать. Появился он только в 1951 году, требуя от NACA разрешения на суборбитальный полёт. А потом вновь исчез. Уже в XXI веке журналисты начали поиск корабля и его пилота, отыскав немало фактиков. Но не более того.
Интересен сам интерес к космическим путешествиям 20-х XX века. Кондит словно специально задался целью сделать свою миссию как можно более абсурдной. С собой он брал 1 бутерброд и лук со стрелами, чтобы "охотиться на мелкую дичь на Венере", для защиты от холода собирался одеть двое трусов, а радио у него не было, но он собирался его соорудить на месте "из подручных материалов". Многие считали его просто сумасшедшим. Зато не менее многие - гением и героем. И ладно бы уж бульварная пресса. Но когда вполне себе науч-поповый журнал Modern Mechanix (в ноябре 1928 года) разразился статьёй о Кондите... Там речь о полёте на Марс (а Кондит нацелился на Венеру), ракета Кондита (кстати, он никогда не называл аппарат ракетой), а чертёж - ракеты Оберта. Короче, вся история - материал для психологов на тему "культ героя-одиночки на заре авиации". И вдруг...
Нашлись люди, которые решили снять фильм и распутать всю историю. И нашлась целая сумка с бумагами Кондита из 1928 года у его тёти в Майами, которая сообщила, что умер он в 1971 году. И было в сумке много интересного. Помимо газетных вырезок о себе любимом, книга Оберта 1923 года, текст на 6 страниц лекции, которую он прочитал зимой 1928 года (он рассказывал, почему выбрал Венеру), там были наблюдения Венеры в телескоп, расчёты. Он знал, что надо стартовать ближе к экватору, что топливо должно быть жидким и малость разбирался с РД. Там было много писем от желающих лететь (даже из Чехословакии). Особенно тронуло письмо 17-летнего сироты из Ньюпорта, штат Кентукки, чьи родители умерли, когда он был маленьким. «Я интересуюсь наукой и астрономией и очень хотел бы сопровождать вас, — писал Хафер в январе 1928 года. — Я вполне осознаю опасность такого предприятия, но если что-то пойдет не так, и мы не сможем вернуться, нет никого, кто будет скучать по мне». Неизвестно, как бы повернулось дело, но тут Америка вляпалась в Великую Депрессию и стало совсем не до космонавтики. Следы ракеты (сохранились квитанции о перевозке) потерялись в Нью-Йорке в 1930-м. Я думаю, её найдут...
Франц Улинский - пионер ракетостроения из Австрии. Родился в 1890 году в Австро-Венгрии (в Моравии, ныне - Чехия), потомок старинной польской фамилии. После учебы в школе в Вельсе в 1910 году он вступил в австро-венгерскую армию. Работал на различных должностях, сначала на заводе авиационных двигателей в Фишаменде, а позже – во время Первой мировой войны – в «Лётном арсенале» в Вене техническим офицером Люфтваффе. В 1920 году отправлен в отставку без каких-либо дальнейших выплат. С 1917 года был зачислен в Технический университет в Вене, но так и не закончил учебу, а получил диплом VDI (VDI = «Ассоциация немецких инженеров») путем самостоятельного обучения. В 1925 году он стал индивидуальным предпринимателем и открыл собственное дело — радиомагазин, а в 1929 году — фирменную мастерскую. Во время Второй мировой войны он служил сначала техником, а затем инженером-конструктором на авиационном заводе Siebel в Галле/Заале, Германия. После Второй мировой войны он работал дизайнером в различных австрийских компаниях. Умер в Вельсе в 1974 году.
Уже в 1913-м он блеснул чем-то по поводу межпланетных путешествий, но в 1919-20-м разразился целой серией блестящих статей. Его сильно удручало непомерное количество ракетного топлива, необходимое для космических путешествий, поэтому он придумал корабль, который почти не расходует топлива. Один проект - в то время фантастический - использовалась атомная энергия. Другой проект был изумительной идеей - солнечный свет превращался в электрический ток и электроны вылетали из дюз со скоростью в десятки тысяч км/с. Тяга для вылета в космос маловата - это увы. Третий проект был дурацкий - газ, вырвавшийся из дюз ракеты, улавливался, загонялся опять в ракету и использовался так до бесконечности. Но именно в январе 1928 года Улинский оживился настолько, что продемонстрировал журналистам свой РД с циркуляцией газа. Опыты, произведенные Улинским в январе 1928 г. в присутствии экспертов, показали, что подъемная сила такого рода ракетного двигателя, помещенного на чашке весов, оказалась равной реактивной силе, производимой свободным извержением газов, за вычетом коэфициента полезного действия описанного кругового процесса. Это произошло в полном согласии с высказанным им теоретическим предположением, согласно которому разность скоростей течения газов при входе в сопло и при выходе из него должна была производить реактивное действие на всю систему. На использование этого принципа Улинскому 19 января 1928 г. был выдан патент. Заодно он запатентовал также и парашют (блестящая идея - многоступенчатая парашютная система, применяемая и сейчас). Он пообещал в ближайшем будущем высотные ракеты, но... Занялся бизнесом и забросил свои проекты
Когда аппарат делает гравитационный маневр для разгона, вспомним этого человека. Ему посчастливилось родиться в богатой и знаменитой семье недалеко от Вены. Папа был известен на всю Австро-Венгрию - богатый землевладелец, аристократ, дипломат, юрист, политик. Его старший брат Клеменс стал известен уже на весь мир. В качестве детского врача он ввёл в обиход слово "аллергия", а также распространил диагностику туберкулёза путём кожных надрезов. Ввёл он это дело ещё в 1907 году, да так удачно, что и спустя полвека меня, как и множество детей на планете царапали металлическим остриём и все знали, что это "пирке". Выглядело это довольно бессмысленно, никто не объяснял, что в организм вводят туберкулин, показывающий реакцию организма. Знаменитый Клеменс, достигнув всех мыслимых высот в медицине, в феврале 1929 года принял на пару с женой цианистый калий по не очень понятной причине (возможно, болезнь жены), а Гвидо в эти годы только становился знаменитостью в ракетных делах. Вообще он с детства испытывал жажду знаний, стал известным во многих областях науки, возглавял общество изобретателей и другие общества, а в 1926 году встретился с Отто Фуксом и фон Гефтом, создавшими одно из первых в мире ракетных обществ и в возрасте 46 лет он увлёкся космонавтикой. Предоставив соратникам заниматься практикой, он занялся теорией. Для начала он (по собственному выражению) отделял "зерна от плевел" в работах, что написали другие, нещадно критикуя многих. Затем занялся вычислениями эффективности и энергетики РД, межпланетными траекториями. Он пошёл дальше Гомана, который начертил свои эллипсы траекторий и считал, что стартовать к планетам надо с Луны. "С космической станции!" - твёрдо эаявил Пирке, сопроводив идею расчётами. Да, и сейчас не стартуют с ОКС, зато непременно с опорной орбиты, что почти то же самое. Именно он первый просчитал возможность изменения скорости аппаратов при прохождении мимо Юпитера. Он создал гигантский труд со множеством графиков всяких межпланетных перелётов. Гвидо считал графики достоинством, а издатели не хотели с ними морочиться. Труд не был напечатан, а рукопись потеряна. Лишь немногое напечатал Винклер в своём журнале. И в 1961 году "Венера-1" летела точно по траектории, просчитанной и начерченной Пирке. В 1931-м Пирке был одним из создателей и руководителей Австрийского общества ракетной техники. В 1938 году в связи с аншлюсом с Германией он резко прекратил всякие работы по ракетной технике, но после войны выступал и писал много. Но уже как патриарх. В частности, он требовал изжить слово "астронавтика" до начала межзвёздных полётов и употреблять слово "космонавтика" (я стараюсь следовать его заветам). А также он главной задачей ставил создание ОКС у каждой планеты. Он умер в 1966 году, немного не дожив до первых ОКС.
Отто Вилли Гайль (Otto Willi Gail) родился в 1896 году в Баварии. В войну был артиллеристом. Получил высшее техническое образование, но в связи с разрухой и кризисом по специальности не работал, продавал пишущие машинки, пока вконец не обанкротился. Он уехал с семьёй в деревню, где чуть было не стал образцовым крестьянином, но тут случилась ракетная революция, возможно он даже читал первые книги Оберта, потому что уже в 1925-м сумел издать первую книгу, где фантастика была перемешена с популяризацией ракетной техники. И пошло дело! Работал и журналистом, специализируясь на проблемах науки. Был одним из пионеров радиожурналистики. С 1928 работал свободным журналистом для газет и радио (например, для "Дойче Велле" - Deutsche Welle в Баварии), с 1933 руководитель школы радиожурналистов в Мюнхене.
Писал техническую и популярную литературу. Автор многих научно-популярных книг по физике, астрономии, астронавтике. Главное не в этом. Почти со всеми пионерами космонавтики он был знаком лично, очень хорошо разбирался в их идеях. Макс Валье был его другом и писал вступление к его книгам. С Германом Обертом он также был знаком, часто консультировался по проблемам ракетостроения и космических полетов, поэтому даже его фантастические романы были написаны на высочайшем техническом уровне (для того времени).
В период с 1928 по 1951 год он издал немало научно-популярных работ по различным отраслям естествознания, в том числе книгу «Mit Raketenkraft ins Weltenall» (1928), в которой впервые рассматривался вопрос о возможности использования космоплавания в военных целях. Книгу предваряла обширная статья Макса Валье, как утверждают, она является предтечей всех дальнейших теоретических разработок «звездных войн».
Писал и для детей, поясняя технические вопросы, писал и для взрослых, залезал в атомную физику и издавал брошюры по обслуживанию "Фольксвагена". Однако, наибольшую известность ему принесли фантастические произведения. Пожалуй, его фантастика перевешивает его науч-поп, даже научный. Гайль в 1925 издал «Der Schuss ins All», а в 1926 вторую книгу этой дилогии - «Der Stein vom Mond» (на русском - "Астрополис"). Но самая твердейшая фантастика у него в романе «Hans Hardts Mondfahrt: Eines ubentenerliche Erzahlung» (1928; в русском переводе «Лунный перелет»). «Лунный перелет» трудно даже назвать фантастикой. Это подробное описание коллизий ракетного полёта на Луну. Переведён на много языков. Повезло Гайлю и с издателями. Например, русский перевод делал неплохой переводчик И.П.Беккер, иллюстрировал знаменитый Зденек Буриан, а предисловие написал великий Яков Перельман, он же вклинивается в текст с техническими комментариями. Дабы оживить сугубо науч-поповый стиль, автор вводит в экипаж пронырливого американского репортёра и спонсора проекта Бигхэда, которого брать не хотят, но тот подделывает ключ к замку кладовки (даже на космическом корабле кладовка не мыслится без замка!) и зайцем проникает на корабль. Первый или один из первых космических зайцев.
Однако в его произведениях непременно витает дух германского шовинизма, в связи с чем было немало скандалов. Умер в 1956 году в Мюнхене в возрасте 59 лет.
Фото самого первого использования ракет в качестве РД транспортного средства нет. Даже не совсем точно известна марка автомобиля (есть мнение, что это был Opel 4/12). Но более вероятно что автомобиль был вот такой, Opel 4/14 PS «Laubfrosch», по прозвищу "tree frog" (древесная лягушка):
Фриц фон Опель, внук основателя автокомпании и Макс Валье решают построить ракетный автомобиль. ЖРД в природе нет (о работах Годдарда еще не знали), а действовать надо быстро. Фон Опель обратился к четырем или пяти ведущим немецким пиротехникам, прежде чем выбрал Фридриха Вильгельма Зандера. Зандер был генеральным директором старой фирмы Кордес в Везермюнде, недалеко от порта Бремена, где он снабжал корабли своими большими пороховыми спасательными ракетами и ракетными сигналами, фирма работала уже 60 лет. Фон Опель подписал контракт с Зандером. «Исследование» должно было быть оплачено частично из его собственного кармана, а частично за счет его компании. Фон Опель также построил для Зандера специальный гидравлический пресс для ракет. И купил контрольный пакет фирмы Кордес. Программа исследований была намечена следующим образом: наземные транспортные средства с ракетами, модели самолетов с ракетами и пилотируемые самолеты с ракетными двигателями. Затем - разработка жидкостных двигателей, ракетные самолёты. Третьей стороной в этом контракте был Макс Валье. Соглашение было заключено 8 декабря 1927 года.
Типичные твердотопливные ракеты Sander со стальным корпусом для проектов фон Опеля имели длину 650 мм минус сопло длиной 150 мм. Наружные диаметры составляли 125 мм и 70 мм на раструбе сопла. Существовало два основных типа: ракеты с коническими полостями (большая площадь горения, большая мощность, малое время горения) и «брандеры» (плотная набивка, долгое время горения, малая тяга). Типичные показатели для ускорителей составляли 180 кг/3 секунды и 20 кг/30 секунд для брандеров. Средняя ракета весила около 6 кг, из которых 4 кг составлял порох.
Испытывались ракеты в феврале 1928. Зандер отказался дать свою автомашину марки «Опель» для проведения эксперимента, а у Валье собственного авто не было. Поэтому пришлось ехать в Рюссельсгейм без предварительного испытания. Ракеты были доставлены туда автомашиной, так как железная дорога отказалась их перевозить. Выяснилось, что специальный автомобиль, предназначенный для этого дела, еще не готов. Поэтому один из «Опелей» был снабжен простой доской, с креплениями для двух ракет. 3 часа дня 15 марта 1928 года - всё готово. Кому отдать честь первого ракетного пилота? Решили во избежания ссоры посадить за руль Курта Фолькхарта, испытателя компании «Опель». Была использована только одна трубчатая ракета (для разгона, тяга 80 кг, 3 секунды) и одна ракета-брандер (постоянное горение, тяга 18 кг, 30 секунд), зажигание ракет было произведено с помощью обычного бикфордова шнура. Автомобиль со скоростью пешехода за 35 секунд проехал примерно 150 метров. Первая в истории поездка с использованием ракет состоялась.
Людей было немного, испытание считалось секретным, не фотографировали. Для демонстрации разочаровавшимся запустили одну из ракет, она взлетела на высоту 400 м, потом повторили поездку, увеличив силу тяги до 220 кг. За руль опять сел Фолькхарт, автомобиль предварительно разогнали своим мотором до скорости в 30 км/ч. Ракеты зажглись и за полторы секунды скорость его движения возросла с 30 до 75 км/ч. И это вызвало восторг - уже грезилась хорошая реклама, побитие мирового рекорда.
Чем занимались Валье, Зандер и Опель почти месяц, в ожидании заказанного ракетного автомобиля? Они обратили внимание на возможность применения ракет на воде. Толстячок в круглых очках на невыразительном лице, с изрядным животиком, больше похожий на рядового бухгалтера, Фриц Опель был на деле отчаянным гонщиком и безбашенным парнем. Гонял на всём, что двигалось. С 1921 года одерживал победы на автомобилях. В 1927 спортивные власти обвинили команду "Опель" в каких-то нарушениях. Опель отверг обвинения, демонстративно ушёл из автоспорта и занялся гонками на лодках. 14 июля 1927 года он уже завоевал приз «Трофей Парижа» на Сене, французы вежливо аплодировали, немец выиграл одну из важнейших гонок на моторных лодках на континенте! Лодка "Namenlos" ("Безымянная") считалась быстрейшей в Европе и второй в мире. Она трижды подряд побеждала в гонках. Опель не пожалел денег, чтобы приобрести её. И она получила имя - "Опель II", фото выше - октябрь 1927 года. Но Валье его увлёк ракетами, Опель сменил лодку на Opel III, эта, в отличие от предыдущих, имела подвесной мотор DKW, который легко мог быть заменён ракетным станком. Тут подоспело шоу с автомобилем, но 10 апреля Валье с Опелем и Зандером испытали подводные ракеты на Майне близ Рюссельсхайма
Но практически неизвестно, что Опель не остановил идею сделать ракетную лодку и сделал "Опель IV". (см далее). Больше ракеты на лодки Опель не ставил, а новые лодки, включительно до Opel VIII у него были до 1933 года.
Фриц Опель родился в знаменитой семье. Семейный бизнес - швейные машинки (более миллиона сделали), потом велосипеды. Как раз в год его рождения умер основатель компании, ярый противник автомобилей и его жена Софи повернула руль компании в сторону автобизнеса. И Фриц Опель в 20-х годах стал директором отдела по испытаниям и рекламе. Вот всё, что он натворил в течении всего лишь трёх лет - это как бы сплав прямых обязанностей по работе и состояния души. В 1928 году фирма вышла на 1-е место по производству автомобилей (44% авторынка Германии!), в этом есть немалая заслуга и Фрица. А в 1929 году Фриц и его брат Фридрих продали 80% акций американской GM, кризис накатил. Цена продажи - 33,4 млн.долларов, по нынешней жизни - полмиллиарда. В октябре 1931 года GM полностью поглотило фирму, забрав и оставшиеся 20%. А Опель с женой уехал за границу, часть своих миллионов вложил в экономику США. Во время войны эти деньги конфисковали. Опель жил в США, Италии, Швейцарии, присутствовал на секретном совещании 20.02.1933, когда немецкие промышленники решили поддержать Гитлера. Денег он не дал, но это ему не зачлось. В 1940-м англичане его сняли с итальянского лайнера в Гибралтаре, арестовали, но выпустили в США. Там его арестовали в 1942-м. Но, в целом, после своих безумных поездок в 1929-м, он жил тихо, развёлся, женился, дожил до высадки на Луну. Он сделал своё дело - тысячи ракетостроителей увлеклись ракетами. 16-летний фон Браун был на его заезде, тут же сделал ракетный автомобильчик, который взорвался на улице, к счастью, никого не убив. |