Почти 100 лет прошло, а так и не определили однозначно, что это было и кто был Роберт Кондит. Аферист? Ракетчик-самоучка? Просто псих? Но шум он вызвал изрядный - десятки заметок в газетах и журналах разных стран. Причём некоторые с юмором, а немало и на полном серьёзе. А что? Только что на несуразном самолёте Атлантику покорил молодой Линдберг, так может, история повторяется? Сделал парень в гараже космический корабль и слетает на Венеру.
В Балтиморе юнец Роберт уговорил поработать на себя двух соседей (братья Гарри и Стерлинг Улер, каменщик и плотник), которые под его руководством слепили сигару за 8 месяцев, которая произвела "моря огня" из своих бензиновых двигателей. С места она, конечно, не сдвинулась. Что не помешало разлететься слухам со сверхзвуковой скоростью. Кондит пиарился по-полной. Первые заметки появились ещё 16 декабря 1927 года. 6 января 1928 года он назначил срок отлёта - 24 января 1928 года, много фотографировался, отказывал желающим лететь с ним (ракета одноместная), откладывал вылет до самого лета, ссылаясь на непогоду, в апреле перенёс старт "на следующую весну", потом исчез вместе с ракетой и некоторой суммой пожертвований в направлении Флориды, откуда собирался стартовать. Появился он только в 1951 году, требуя от NACA разрешения на суборбитальный полёт. А потом вновь исчез. Уже в XXI веке журналисты начали поиск корабля и его пилота, отыскав немало фактиков. Но не более того.
Интересен сам интерес к космическим путешествиям 20-х XX века. Кондит словно специально задался целью сделать свою миссию как можно более абсурдной. С собой он брал 1 бутерброд и лук со стрелами, чтобы "охотиться на мелкую дичь на Венере", для защиты от холода собирался одеть двое трусов, а радио у него не было, но он собирался его соорудить на месте "из подручных материалов". Многие считали его просто сумасшедшим. Зато не менее многие - гением и героем. И ладно бы уж бульварная пресса. Но когда вполне себе науч-поповый журнал Modern Mechanix (в ноябре 1928 года) разразился статьёй о Кондите... Там речь о полёте на Марс (а Кондит нацелился на Венеру), ракета Кондита (кстати, он никогда не называл аппарат ракетой), а чертёж - ракеты Оберта. Короче, вся история - материал для психологов на тему "культ героя-одиночки на заре авиации". И вдруг...
Нашлись люди, которые решили снять фильм и распутать всю историю. И нашлась целая сумка с бумагами Кондита из 1928 года у его тёти в Майами, которая сообщила, что умер он в 1971 году. И было в сумке много интересного. Помимо газетных вырезок о себе любимом, книга Оберта 1923 года, текст на 6 страниц лекции, которую он прочитал зимой 1928 года (он рассказывал, почему выбрал Венеру), там были наблюдения Венеры в телескоп, расчёты. Он знал, что надо стартовать ближе к экватору, что топливо должно быть жидким и малость разбирался с РД. Там было много писем от желающих лететь (даже из Чехословакии). Особенно тронуло письмо 17-летнего сироты из Ньюпорта, штат Кентукки, чьи родители умерли, когда он был маленьким. «Я интересуюсь наукой и астрономией и очень хотел бы сопровождать вас, — писал Хафер в январе 1928 года. — Я вполне осознаю опасность такого предприятия, но если что-то пойдет не так, и мы не сможем вернуться, нет никого, кто будет скучать по мне». Неизвестно, как бы повернулось дело, но тут Америка вляпалась в Великую Депрессию и стало совсем не до космонавтики. Следы ракеты (сохранились квитанции о перевозке) потерялись в Нью-Йорке в 1930-м. Я думаю, её найдут...



Франц Улинский - пионер ракетостроения из Австрии. Родился в 1890 году в Австро-Венгрии (в Моравии, ныне - Чехия), потомок старинной польской фамилии. После учебы в школе в Вельсе в 1910 году он вступил в австро-венгерскую армию. Работал на различных должностях, сначала на заводе авиационных двигателей в Фишаменде, а позже – во время Первой мировой войны – в «Лётном арсенале» в Вене техническим офицером Люфтваффе. В 1920 году отправлен в отставку без каких-либо дальнейших выплат. С 1917 года был зачислен в Технический университет в Вене, но так и не закончил учебу, а получил диплом VDI (VDI = «Ассоциация немецких инженеров») путем самостоятельного обучения. В 1925 году он стал индивидуальным предпринимателем и открыл собственное дело — радиомагазин, а в 1929 году — фирменную мастерскую. Во время Второй мировой войны он служил сначала техником, а затем инженером-конструктором на авиационном заводе Siebel в Галле/Заале, Германия. После Второй мировой войны он работал дизайнером в различных австрийских компаниях. Умер в Вельсе в 1974 году.
Уже в 1913-м он блеснул чем-то по поводу межпланетных путешествий, но в 1919-20-м разразился целой серией блестящих статей. Его сильно удручало непомерное количество ракетного топлива, необходимое для космических путешествий, поэтому он придумал корабль, который почти не расходует топлива. Один проект - в то время фантастический - использовалась атомная энергия. Другой проект был изумительной идеей - солнечный свет превращался в электрический ток и электроны вылетали из дюз со скоростью в десятки тысяч км/с. Тяга для вылета в космос маловата - это увы. Третий проект был дурацкий - газ, вырвавшийся из дюз ракеты, улавливался, загонялся опять в ракету и использовался так до бесконечности. Но именно в январе 1928 года Улинский оживился настолько, что продемонстрировал журналистам свой РД с циркуляцией газа. Опыты, произведенные Улинским в январе 1928 г. в присутствии экспертов, показали, что подъемная сила такого рода ракетного двигателя, помещенного на чашке весов, оказалась равной реактивной силе, производимой свободным извержением газов, за вычетом коэфициента полезного действия описанного кругового процесса. Это произошло в полном согласии с высказанным им теоретическим предположением, согласно которому разность скоростей течения газов при входе в сопло и при выходе из него должна была производить реактивное действие на всю систему. На использование этого принципа Улинскому 19 января 1928 г. был выдан патент. Заодно он запатентовал также и парашют (блестящая идея - многоступенчатая парашютная система, применяемая и сейчас). Он пообещал в ближайшем будущем высотные ракеты, но... Занялся бизнесом и забросил свои проекты



Когда аппарат делает гравитационный маневр для разгона, вспомним этого человека. Ему посчастливилось родиться в богатой и знаменитой семье недалеко от Вены. Папа был известен на всю Австро-Венгрию - богатый землевладелец, аристократ, дипломат, юрист, политик. Его старший брат Клеменс стал известен уже на весь мир. В качестве детского врача он ввёл в обиход слово "аллергия", а также распространил диагностику туберкулёза путём кожных надрезов. Ввёл он это дело ещё в 1907 году, да так удачно, что и спустя полвека меня, как и множество детей на планете царапали металлическим остриём и все знали, что это "пирке". Выглядело это довольно бессмысленно, никто не объяснял, что в организм вводят туберкулин, показывающий реакцию организма. Знаменитый Клеменс, достигнув всех мыслимых высот в медицине, в феврале 1929 года принял на пару с женой цианистый калий по не очень понятной причине (возможно, болезнь жены), а Гвидо в эти годы только становился знаменитостью в ракетных делах. Вообще он с детства испытывал жажду знаний, стал известным во многих областях науки, возглавял общество изобретателей и другие общества, а в 1926 году встретился с Отто Фуксом и фон Гефтом, создавшими одно из первых в мире ракетных обществ и в возрасте 46 лет он увлёкся космонавтикой. Предоставив соратникам заниматься практикой, он занялся теорией. Для начала он (по собственному выражению) отделял "зерна от плевел" в работах, что написали другие, нещадно критикуя многих. Затем занялся вычислениями эффективности и энергетики РД, межпланетными траекториями. Он пошёл дальше Гомана, который начертил свои эллипсы траекторий и считал, что стартовать к планетам надо с Луны. "С космической станции!" - твёрдо эаявил Пирке, сопроводив идею расчётами. Да, и сейчас не стартуют с ОКС, зато непременно с опорной орбиты, что почти то же самое. Именно он первый просчитал возможность изменения скорости аппаратов при прохождении мимо Юпитера. Он создал гигантский труд со множеством графиков всяких межпланетных перелётов. Гвидо считал графики достоинством, а издатели не хотели с ними морочиться. Труд не был напечатан, а рукопись потеряна. Лишь немногое напечатал Винклер в своём журнале. И в 1961 году "Венера-1" летела точно по траектории, просчитанной и начерченной Пирке. В 1931-м Пирке был одним из создателей и руководителей Австрийского общества ракетной техники. В 1938 году в связи с аншлюсом с Германией он резко прекратил всякие работы по ракетной технике, но после войны выступал и писал много. Но уже как патриарх. В частности, он требовал изжить слово "астронавтика" до начала межзвёздных полётов и употреблять слово "космонавтика" (я стараюсь следовать его заветам). А также он главной задачей ставил создание ОКС у каждой планеты. Он умер в 1966 году, немного не дожив до первых ОКС.



Отто Вилли Гайль (Otto Willi Gail) родился в 1896 году в Баварии. В войну был артиллеристом. Получил высшее техническое образование, но в связи с разрухой и кризисом по специальности не работал, продавал пишущие машинки, пока вконец не обанкротился. Он уехал с семьёй в деревню, где чуть было не стал образцовым крестьянином, но тут случилась ракетная революция, возможно он даже читал первые книги Оберта, потому что уже в 1925-м сумел издать первую книгу, где фантастика была перемешена с популяризацией ракетной техники. И пошло дело! Работал и журналистом, специализируясь на проблемах науки. Был одним из пионеров радиожурналистики. С 1928 работал свободным журналистом для газет и радио (например, для "Дойче Велле" - Deutsche Welle в Баварии), с 1933 руководитель школы радиожурналистов в Мюнхене. Писал техническую и популярную литературу. Автор многих научно-популярных книг по физике, астрономии, астронавтике. Главное не в этом. Почти со всеми пионерами космонавтики он был знаком лично, очень хорошо разбирался в их идеях. Макс Валье был его другом и писал вступление к его книгам. С Германом Обертом он также был знаком, часто консультировался по проблемам ракетостроения и космических полетов, поэтому даже его фантастические романы были написаны на высочайшем техническом уровне (для того времени).
В период с 1928 по 1951 год он издал немало научно-популярных работ по различным отраслям естествознания, в том числе книгу «Mit Raketenkraft ins Weltenall» (1928), в которой впервые рассматривался вопрос о возможности использования космоплавания в военных целях. Книгу предваряла обширная статья Макса Валье, как утверждают, она является предтечей всех дальнейших теоретических разработок «звездных войн». Писал и для детей, поясняя технические вопросы, писал и для взрослых, залезал в атомную физику и издавал брошюры по обслуживанию "Фольксвагена". Однако, наибольшую известность ему принесли фантастические произведения. Пожалуй, его фантастика перевешивает его науч-поп, даже научный. Гайль в 1925 издал «Der Schuss ins All», а в 1926 вторую книгу этой дилогии - «Der Stein vom Mond» (на русском - "Астрополис"). Но самая твердейшая фантастика у него в романе «Hans Hardts Mondfahrt: Eines ubentenerliche Erzahlung» (1928; в русском переводе «Лунный перелет»). «Лунный перелет» трудно даже назвать фантастикой. Это подробное описание коллизий ракетного полёта на Луну. Переведён на много языков. Повезло Гайлю и с издателями. Например, русский перевод делал неплохой переводчик И.П.Беккер, иллюстрировал знаменитый Зденек Буриан, а предисловие написал великий Яков Перельман, он же вклинивается в текст с техническими комментариями. Дабы оживить сугубо науч-поповый стиль, автор вводит в экипаж пронырливого американского репортёра и спонсора проекта Бигхэда, которого брать не хотят, но тот подделывает ключ к замку кладовки (даже на космическом корабле кладовка не мыслится без замка!) и зайцем проникает на корабль. Первый или один из первых космических зайцев.
Однако в его произведениях непременно витает дух германского шовинизма, в связи с чем было немало скандалов. Умер в 1956 году в Мюнхене в возрасте 59 лет.

Фото самого первого использования ракет в качестве РД транспортного средства нет. Даже не совсем точно известна марка автомобиля (есть мнение, что это был Opel 4/12). Но более вероятно что автомобиль был вот такой, Opel 4/14 PS «Laubfrosch», по прозвищу "tree frog" (древесная лягушка):



Фриц фон Опель, внук основателя автокомпании и Макс Валье решают построить ракетный автомобиль. ЖРД в природе нет (о работах Годдарда еще не знали), а действовать надо быстро. Фон Опель обратился к четырем или пяти ведущим немецким пиротехникам, прежде чем выбрал Фридриха Вильгельма Зандера. Зандер был генеральным директором старой фирмы Кордес в Везермюнде, недалеко от порта Бремена, где он снабжал корабли своими большими пороховыми спасательными ракетами и ракетными сигналами, фирма работала уже 60 лет. Фон Опель подписал контракт с Зандером. «Исследование» должно было быть оплачено частично из его собственного кармана, а частично за счет его компании. Фон Опель также построил для Зандера специальный гидравлический пресс для ракет. И купил контрольный пакет фирмы Кордес. Программа исследований была намечена следующим образом: наземные транспортные средства с ракетами, модели самолетов с ракетами и пилотируемые самолеты с ракетными двигателями. Затем - разработка жидкостных двигателей, ракетные самолёты. Третьей стороной в этом контракте был Макс Валье. Соглашение было заключено 8 декабря 1927 года.
Типичные твердотопливные ракеты Sander со стальным корпусом для проектов фон Опеля имели длину 650 мм минус сопло длиной 150 мм. Наружные диаметры составляли 125 мм и 70 мм на раструбе сопла. Существовало два основных типа: ракеты с коническими полостями (большая площадь горения, большая мощность, малое время горения) и «брандеры» (плотная набивка, долгое время горения, малая тяга). Типичные показатели для ускорителей составляли 180 кг/3 секунды и 20 кг/30 секунд для брандеров. Средняя ракета весила около 6 кг, из которых 4 кг составлял порох.
Испытывались ракеты в феврале 1928. Зандер отказался дать свою автомашину марки «Опель» для проведения эксперимента, а у Валье собственного авто не было. Поэтому пришлось ехать в Рюссельсгейм без предварительного испытания. Ракеты были доставлены туда автомашиной, так как железная дорога отказалась их перевозить. Выяснилось, что специальный автомобиль, предназначенный для этого дела, еще не готов. Поэтому один из «Опелей» был снабжен простой доской, с креплениями для двух ракет. 3 часа дня 15 марта 1928 года - всё готово. Кому отдать честь первого ракетного пилота? Решили во избежания ссоры посадить за руль Курта Фолькхарта, испытателя компании «Опель». Была использована только одна трубчатая ракета (для разгона, тяга 80 кг, 3 секунды) и одна ракета-брандер (постоянное горение, тяга 18 кг, 30 секунд), зажигание ракет было произведено с помощью обычного бикфордова шнура. Автомобиль со скоростью пешехода за 35 секунд проехал примерно 150 метров. Первая в истории поездка с использованием ракет состоялась.
Людей было немного, испытание считалось секретным, не фотографировали. Для демонстрации разочаровавшимся запустили одну из ракет, она взлетела на высоту 400 м, потом повторили поездку, увеличив силу тяги до 220 кг. За руль опять сел Фолькхарт, автомобиль предварительно разогнали своим мотором до скорости в 30 км/ч. Ракеты зажглись и за полторы секунды скорость его движения возросла с 30 до 75 км/ч. И это вызвало восторг - уже грезилась хорошая реклама, побитие мирового рекорда.





Чем занимались Валье, Зандер и Опель почти месяц, в ожидании заказанного ракетного автомобиля? Они обратили внимание на возможность применения ракет на воде. Толстячок в круглых очках на невыразительном лице, с изрядным животиком, больше похожий на рядового бухгалтера, Фриц Опель был на деле отчаянным гонщиком и безбашенным парнем. Гонял на всём, что двигалось. С 1921 года одерживал победы на автомобилях. В 1927 спортивные власти обвинили команду "Опель" в каких-то нарушениях. Опель отверг обвинения, демонстративно ушёл из автоспорта и занялся гонками на лодках. 14 июля 1927 года он уже завоевал приз «Трофей Парижа» на Сене, французы вежливо аплодировали, немец выиграл одну из важнейших гонок на моторных лодках на континенте! Лодка "Namenlos" ("Безымянная") считалась быстрейшей в Европе и второй в мире. Она трижды подряд побеждала в гонках. Опель не пожалел денег, чтобы приобрести её. И она получила имя - "Опель II", фото выше - октябрь 1927 года. Но Валье его увлёк ракетами, Опель сменил лодку на Opel III, эта, в отличие от предыдущих, имела подвесной мотор DKW, который легко мог быть заменён ракетным станком. Тут подоспело шоу с автомобилем, но 10 апреля Валье с Опелем и Зандером испытали подводные ракеты на Майне близ Рюссельсхайма
Но практически неизвестно, что Опель не остановил идею сделать ракетную лодку и сделал "Опель IV". (см далее). Больше ракеты на лодки Опель не ставил, а новые лодки, включительно до Opel VIII у него были до 1933 года.
Фриц Опель родился в знаменитой семье. Семейный бизнес - швейные машинки (более миллиона сделали), потом велосипеды. Как раз в год его рождения умер основатель компании, ярый противник автомобилей и его жена Софи повернула руль компании в сторону автобизнеса. И Фриц Опель в 20-х годах стал директором отдела по испытаниям и рекламе. Вот всё, что он натворил в течении всего лишь трёх лет - это как бы сплав прямых обязанностей по работе и состояния души. В 1928 году фирма вышла на 1-е место по производству автомобилей (44% авторынка Германии!), в этом есть немалая заслуга и Фрица. А в 1929 году Фриц и его брат Фридрих продали 80% акций американской GM, кризис накатил. Цена продажи - 33,4 млн.долларов, по нынешней жизни - полмиллиарда. В октябре 1931 года GM полностью поглотило фирму, забрав и оставшиеся 20%. А Опель с женой уехал за границу, часть своих миллионов вложил в экономику США. Во время войны эти деньги конфисковали. Опель жил в США, Италии, Швейцарии, присутствовал на секретном совещании 20.02.1933, когда немецкие промышленники решили поддержать Гитлера. Денег он не дал, но это ему не зачлось. В 1940-м англичане его сняли с итальянского лайнера в Гибралтаре, арестовали, но выпустили в США. Там его арестовали в 1942-м. Но, в целом, после своих безумных поездок в 1929-м, он жил тихо, развёлся, женился, дожил до высадки на Луну. Он сделал своё дело - тысячи ракетостроителей увлеклись ракетами. 16-летний фон Браун был на его заезде, тут же сделал ракетный автомобильчик, который взорвался на улице, к счастью, никого не убив.

вернёмся на старт?

Статьи на иностранных языках в журналах, газетах 1928 г. (январь - март)


  1. Гвидо Пирке. Может ли человек покинуть Землю?] (Guido Pirquet, Kann der Mensch die Erde verlassen?) (на немецком) «Reichspost» 01.01.1928 в pdf - 325 кб
    Пирке выделяет четыре цели: (1) "регистрирующие" ракеты (то есть ракета с устройством записи данных) для изучения верхних слоев атмосферы; (2) ракеты дальнего действия на расстоянии более 1500 км (например, Вена - Нью-Йорк в 30 минут), (3) лунная ракеты с сигнальным взрывом - показать то, что ракета достигла Луны; (4) планетарные ракеты доставка экипажа на Луну или планеты и возвращение безопасное на Землю. Пирке объясняет, почему пушки, предложенный Жюлем Верном невозможны. Поэтому только ракеты, основанные на реактивном принципе применимы. Ракета многоступенчатая и скорость истечения обсуждается несколько детальнее (уравнение Циолковского дается, но не упоминается его имя). Эти полученные результаты применяются для различных типов ракет. Вывод: "Если бы я хотел отправить полезную нагрузку N = 1000 кг = 1 тонна на Луну, то мне нужно будет стартовая масса 10000 тонн при с [скорость истечения] = 2 км/сек и стартовый вес 100 тонн при с = 4 км/сек. (Сегодня лишь немногие газеты имеют смелость предложить своим читателям статьи с уравнениями!)
  2. номер полностью (на немецком) «Die Rakete» 15.01.1928 в pdf — 1,80 Мб
    Содержание этого номера:
    -- Предисловие
    -- Схема реакции ракеты-фейерверка
    -- Введение в проблему космических полетов
    -- Юлиус Кунц. О проекте установления контакта между Землей и Луной
    -- Профессор Циолковский (подпись: давний пионер идеи космических полетов в России)
    -- М. Валье. Медицина и космические полеты
    -- Премия за привлечение членов
    -- Квитанции
    -- Перечисление абонентской платы за 1928 год
    -- Вступление в общество
    Подпись к титульному листу: Перед регистрацией диаграмм тяги в машинной лаборатории Технического университета Бреслау.
  3. Ричард Олден Сваллоу. Каков конец нашего мира (How the World Will End) (на англ.) «Popular Science» 1928 г. №1 в djvu - 490 кб
    Д-р Алтер описывает страшный взрыв Земли и других планет. Одна планета взорвалась - остался пояс астероидов. Скоро наша очередь.
  4. А.Шершевский. Новые немецкие работы по ракетной программе (A. B. Scherschevsky, Neue deutsche Arbeit zum Raketenproblem) (на немецком) «Flug. Die unabhängige Halbmonatsschrift», том 10, №3 (1-я половина февраля), 1928 г., стр. 42 в pdf - 903 кб
    Шершевский сообщает о лекции немецкого математика Хэмела, которая была опубликована в «Журнале прикладной математики и механики», в 1927 году. Цель Хэмела в том, чтобы найти минимальную массу топлива для достижения определенной высоты при заданных условиях. Этот минимум неизвестен и является решающим для запланированного строительства беспилотных экспериментальных ракет. Проблема может в принципе считаться решенной. Трудности теперь технического характера (материалы для ракетного двигателя), для которых эксперименты уже началась.
  5. *(архив газеты пропал из инета. как только найду - выложу). Если он это сделает, то войдет в историю (на англ.) «The Milwaukee Journal» 8.02.1928
    Майами Бич, Флорида. Всего через сто лет со дня, когда в Нанте был родился Жюль Верн, Роберт Кондит (Robert Condit)** из Огайо ожидает в эту среду условий, подходящих для полета на ракете к Венере, находящейся на расстоянии 50 000 000 миль.
    Изобретатель, живущий здесь несколько месяцев, проводит большую часть своего времени, улучшая ракетоподобное изобретение. Он не желает говорить о Жюль Верне, утверждая, что пришел к своей идее самостоятельно.
    Желая получить от метеорного потока «движущую силу» в качестве помощи, Кондит говорит, что его полет должен состояться до 4 марта. С помощью этой движущей силы он предполагает добраться до Венеры, как только его изобретение окажется за пределами земной гравитации.
    «Я более практичен, чем любой из героев Верна», комментирует слегка лысеющий изобретатель.
    Кондит не позволяет кому либо заходить внутрь деревянного строения, где он хранит ракету.
    **коммент: занятный аферист. В конце-концов он сбежал на краденом грузовике с деньгами инвесторов, но после войны вновь построил "космический корабль" "Афродита" и получил разрешение от NACA на запуск по суборбитальной траектории 5.06.1951 (точная дата вызывает доверие!). Надо бы написать о нём статью
  6. *Изобретатель ожидает подходящих условий для отправки на ракете к Венере (Inventor Awaits Right Conditions To Make His Rocket Hop to Venus) (на англ.) «The Evening Independent» 9.02.1928 в jpg - 172 кб
    Майами Бич, Флорида. Роберт Кондит - юный изобретатель из Огайо, вчера уже был готов отправиться в полет за 50 000 000 миль к Венере, к столетию дня рождения Жюля Верна. Однако, сверившись с таблицами, Кондит решил, по его словам, что метеорные условия были таковы, что путешествие к планете [Венера] может оказаться немного слишком опасным.
    Всего через сто лет со дня рождения Жюля Верна в Нанте, юный Кондит ожидает «подходящих условий» для того, чтобы покинуть Землю и отправиться в полет, превосходящий то, на что даже не осмеливался прототип Верна.
    Верн отправил своего героя на Луну. Кондит, судя по вчерашнему дню, видит себя на Венере.
    Изобретатель, проведший здесь несколько месяцев, проводит большую часть своего времени совершенствуя ракетоподобное хитроумное устройство, предназначенное для полета.
    Оригинальные идеи
    «Мои идеи оригинальны» сказал Кондит, - «они не основаны на романах Верна. Может быть, один из его персонажей и использовал ракету для полета на Луну. Я хочу, чтобы это было понятно, что изобретенную мною новую машину, хотя и можно назвать ракетой, но она таковой не является»
    Желая получить преимущество от метеорного потока «движущую силу», как он это называет, Кондит говорит, что его полет должен состояться до 4 марта.
    С помощью этой движущей силы, он планирует доплыть до Венеры, как только его изобретение окажется за пределами земной гравитации.
    «Я более практичен, что любой из героев Верна» - комментирует слегка лысеющий изобретатель.
    «Венера является целью полета» - объясняет он - «так как является настоящей сестрой Земли. У нее практически такой же размер и атмосферные условия»
    Уверенность в успехе
    «Я полагаю, достичь [Венеры] значительно легче, чем Луны, несмотря на большое расстояние, которое придется преодолеть»
    «Ранние экспериментаторы всегда предпочитали ракету для использования в межпланетных коммуникациях» - говорит Кондит - «но эта, усовершенствованная мною ракета, детали которой я пока не могу обсуждать, обречена на успех, так как сконструирована на полностью новых механических принципах»
    Кондит никому не позволяет входить в деревянное строение, где он держит свою ракету.
  7. Земля - Марс через пятьдесят часов (Earth-Mars in fünfzig Stunden) (на немецком) «Vorarlberger Tagblatt», 11.02.1928 в djvu - 83 кб
    Доктор Франц Хеффт читал лекцию о возможностях развития космической навигации по его расчетам. Фантазия Жюля Верна побледнела рядом с чудо-перспективами, которые доктор Хеффт открыл для заинтересованных слушателей. Он разработал восемь различных типов ракет с обозначением от RH 1 до RH 8. В статье дается краткое описание каждого типа ракеты, от RH 1 (ракета с устройствами для измерения верхней атмосферы) до RH 8 (для выхода из Солнечной системы). Д-р Hoefft добавил, что все детали полета ракеты и его типов ракет были рассчитаны наиболее точно на основе математических и физических законов. У него еще нет денег, чтобы начать практические испытания.
  8. Объявлен приз за достижение в области астронавтики (E. Fichot, Le Prix "Rep-Hirsch" et les problèmes de l'Astronautique (на французском.) «L'Astronomie. Revue mensuelle d'astronomie, de météorologie et de physique du globe» том 42, 1928 г., стр. 57-59 (февраль 1928) в pdf - 342 кб
    Т.н приз Рэп-Гирша был объявлен в этой статье. Термин "астронавтика" был придуман автором Рони Старшим. Премия должна присуждаться с 1928 до 1930 года с годовой суммой в 5000 франков авторам лучших оригинальных работ, пригодных для дальнейшей реализации одного из многих научных вопросов, ведущих к конечной цели астронавтики. Е. Fichot был президентом Астрономического общества Франции в то время.
  9. *Коринн Рич. Проектируемый полет на Луну будоражит научный мир (Corinne Rich. Projected flight to Moon excites scientific world) (на англ.) «St. Petersburg Times» 14.02.1928 в jpg - 315 кб
    Вашингтон. Научный мир чрезвычайно взбудоражен возможностью полета на Луну.
    Это может прозвучать легкомысленно, в стиле Жюль Верна или Фламмариона, но четверть века назад полет Линдберга в Париж на аэроплане тоже показался бы немыслимым.
    «Науке доступно все, но я полагаю, что первый полет на Венеру или Луну произойдет еще не скоро», - говорит доктор Х. Д. Хаббард, секретарь бюро стандартов и пресс-секретарь Дяди Сэма.
    Таким был его комментарий на заявление, сделанное в Майами Бич накануне Робертом Кондитом из Огайо, что он готов совершить на своей специально сконструированной ракете небольшую прогулку прямо к Венере, на 500,000,000 миль (так в тексте -П.).
    Это также было ответом группе выдающихся французских ученых, собравшихся на этой неделе в Париже и предложивших ежегодный приз для самых выдающихся изобретений, открывающих зарю [эпохи] визитов к другим планетам.
    «Эти собрания показывают направление современной научной мысли» - говорит доктор Хаббард. «Если так же много времени и энергии может быть сконцентрировано в этой области, как, скажем с авиацией, то что-то действительно важное скоро появится, также быстро, как развивались самолеты.
    В бюро стандартов у нас есть множество изобретателей, демонстрирующих то, что они называют отличным устройством для полета на Луну или на Марс, или другие планеты.
    Но из всех них только ракета Годдарда, похоже, представляет научную ценность. Профессор Роберт Годдард из университета Кларка, детально разработал и предложил для проверки Национальной Академии наук, являющейся самым выдающимся собранием ученых страны. Никто из других изобретателей, включая Кондита, не представил что-либо вещественное, о чем можно было бы судить.
    Так что я думаю, что заинтересованные в межпланетной транспортации должны оказать таким людям, как Годдард, свою полную поддержку»
    Доктор Хаббард полагает, что существует множество препятствий, гигантского масштаба, возникающих перед [созданием] ракеты, способной полететь на Луну. День, когда человек сам сможет предпринять такое путешествие, находится в очень-очень далеком будущем, говорит он.
  10. Эндрю Гирш. О призе РЭП-Гирш. Основные работы по астронавтике (André Hirsch, À propos du Prix Rep-Hirsch. Principaux travaux sur l'Astronautique (на французском.) «L'Astronomie. Revue mensuelle d'astronomie, de météorologie et de physique du globe» том 42, Supplément astronautique №2, 1928 г. в pdf - 467 кб
    I. Древние работы.
    II. Современные работы.
    О Циолковском, "чьи работы представляют лишь исторческий интерес"
    III. Последние работы.
    IV. Работы научно-популярные.
    В конце Гирш пишет: "Напомним, что комитет астронавтики учредил ежегодный приз в 5,000 франков за хорошие работы по астронавтике".
    Кроме того публикуется краткая записка по работе Эсно Пельтри по применению СТО Эйнштейна к астронавтике, опубликованой в августе, сентябре и октябре 1928 в «Die Rakete».
  11. номер полностью (на немецком) «Die Rakete» 15.02.1928 в pdf — 2,31 Мб
    Содержание этого номера:
    -- К 100-летию Жюля Верна
    -- Условия ускорения во время трюка художника Лейнерта (смотрите также фотографию на обложке)
    -- Макс Валье. Медицина и космические полеты (окончание)
    -- Введение в проблему космических полетов (продолжение)
    -- Топливный блок космического корабля, состоящий из элементов ракеты
    -- Ханс Гримм. Из моих статей о космических полетах
    -- Герман Гансвиндт (биографическая справка с фотографией)
    -- "Блуждающие звезды", 1928
    -- Обзоры книг
    -- Разное. Что нам нужно
    -- Бонус за привлечение участников
    -- (реклама) Новые интересные книги
    -- Квитанции
    -- Вступление в Общество
    -- (реклама) лекции Валье
    Заголовок титульной страницы: Полет Лейнерта с мировым рекордом: Живая граната
  12. Путешествие на Луну (Karl Lahm, Die Reise nach dem Mond) (на немецком) «Prager Tagblatt»» 15.02.1928 в pdf - 60 кб
    Все становится серьезным. Венский физик д-р Франц Хеффт, президент Общества высотных исследований, провел лекцию о научных возможностях покинуть раздражающую атмосферу и войти в космос. Он закончил свои расчеты и убежден, что тесты с ракетными полетами должны начаться сейчас. Его первая ракета - маленькая, оснащенная приборами для измерения условий в верхней атмосфере. Это позволит разработать более крупные ракеты для фотографирования полярных областей или доставки писем с одного континента на другой. В довершение всего: пятитонная ракета, предназначенная для быстрого путешествия на расстояние Земля-Луна. Она будет нацелена на темную сторону Луны, где много вспышечного пороха будет взорвано при ударе, который может наблюдаться нашими телескопами. Когда эти испытания будут успешными, испытания с пилотируемыми ракетами начнутся. Ученый представил все это в свете факта, и аплодисменты, казалось, доказывали, что научно образованная аудитория не считала это невозможным.
  13. *Ральф Майтлэнд. Амбициозный ракетный энтузиаст обескуражен профессорами незадолго до отправки на Венеру (Ambitious Rocket Hopper Discouraged By Professors as Venus Takeoff Nears) (на англ.) «Berkeley Daily Gazette» 24.02.1928 в jpg - 533 кб
    Колумбус, Огайо. Хорошие пожелания смешанные с серьезными сомнениями и долей чистого цинизма относительно проекта, выраженные двумя ведущими астрономами Огайо, будут сопутствовать Роберту Кондиту (из г.Кондита, шт.Огайо) , когда он отправится в конце месяца на свой ракете из Майами Бич на Венеру.
    Доктор Джерман Г. Портер, директор обсерватории университета Цинциннати, невысокий человек, ненавидящий осуждать чей-либо проект в интересах науки, не отрицает полностью возможность предстоящего полета, прыжка, вояжа или как еще называются путешествия, совершаемые людьми в ракетах, но он сильно сомневается относительно нескольких элементов.
    Для начала, говорит доктор Портер, расстояние от Майами Бич до ближайшей части Венеры около 28 000 000 миль. Доктор Портер не является специалистом в пиротехнике, но он заранее уверен, что постройка ракеты, способной преодолеть такое расстояние, будет являться значительным инженерным достижением.
    Конечно, замечает он, после преодоления 15 000 000 миль, гравитация Венеры сделает остальную часть работы. Однако, другое препятствие поджидает нас здесь. Стоит Кондиту отклониться на дюйм от выбранного курса, его шансы достижения искомой планеты, будут довольно малы, если не сказать больше. В это случае, говорит доктор Портер, ракета пройдет позади Венеры и начнет странствовать во Вселенной миллионы лет, если не столкнется с другим тяжелым телом, как Солнце, или одна из звезд.
    И вот еще что: похоже, что Кондит не договорился с пожарным, чтобы поддерживал огонь под ракетой, когда она выйдет за пределы земной атмосферы. Доказано, что эфир не поддерживает горение огня.
    Недостаток воздуха
    Что приводит нас к вопросу «как предполагаемый космический авиатор будет дышать?» Проблема еды сравнительно проста, если он сможет упаковать в ракету достаточно концентрированного молока, сардин и прочего, чтобы хватило на 15 лет - если ракета достаточно велика. Но воздух? - доктор Портер покачала головой, не говоря ни слова.
    Также существует возможность, что если Кондит завершит свое путешествие, оба - он и его машина на планете распадутся на атомы, или будут полностью разрушены.
    Но это только научная сторона дела. Для обывателя напрашивается множество других ужасных сложностей. Допуская, что Кондит прибыл на Венеру, каким он предстанет перед туземцами, если они там есть?
    Если он не побреется перед появлением в венерианском аэропорту - или ракетодроме - его внешний вид будет так искажен бородой, что его никто не узнает. Или, возможно, тамошние люди не имеют бород.
    Тогда, возникает вопрос внешнего вида, кое-что важное для каждого американского мужчины. Он может быть одет в наимоднейший земной наряд, и обнаружит, что венерианцы до сих пор носят фиговые листья, или что-то иное.
    Абсурдный план
    Кондит отказался взять кого-либо с собой, в свое опасное путешествие, и похоже, его ждет одиночество более, чем на десятилетие, если не навсегда, если планета [Венера] окажется необитаемой.
    Профессор Эдмунд С. Мэнсон из астрономического департамента государственного университета Огайо, был ничуть не оптимистичнее относительно проекта и не испытывал боязни разочаровать амбициозного ракетчика.
    «Этот человек абсурден» - говорит Мэнсон. «Его ракета абсурдна. Ему надо преодолеть 28 000 000 миль, на протяжении которых у него не будет кислорода для дыхания, и если он возьмет с собой достаточно, чтобы пережить путь, он не найдет кислорода [на Венере], когда он прибудет туда. А если там нет кислорода, там нет обитателей» - указал профессор.
    Однако, перед лицом всех неблагоприятных инцидентов, оба астрономы согласны, что старт ракеты с Земли будет чудесным фейерверком.
  14. *Он летит к Венере (He'll Fly to Venus) (на англ.) «Berkeley Daily Gazette» 27.02.1928 в jpg - 362 кб
    В субботу Роберт Кондит (справа), химик-инженер и звёздный аэронавт, объявил в Майами Бич, Флорида, что «отправится» в начале марта в огромной ракете к планете Венера. Ракета Кондита показана на верхней фотографии. Атомная энергия будет двигать её от звезды к звезде, объявил Кондит. Он говорит, что в десять часов утра, в один из дней на следующей неделе он отправится в полет длинною в 67,000,000 миль на Венеру. Сколько ему потребуется времени для совершения путешествия он не знает.
  15. *Говорит, что готовится (Says He's Going) (на англ.) «The Pittsburgh Press» 29.02.1928 в jpg - 84 кб
    Кондит планирует отправиться в понедельник к Венере.
    Майами Бич. Роберт Кондит, изобретатель, объявил сегодня, что надеется в понедельник совершить запланированный «ракетный полет» к Венере.
    Атмосферные условия, сказал он, благоприятны для полета, который, по его расчетам, займет около 48 часов.
    С собой он возьмет один сэндвич для питания в пути. Сказал, что подумает о том, как возвращаться, только после того, когда - и если - достигнет своей цели.
  16. *Ракета для полета на Венеру построена в Балтиморе (Venus flyer built rocket in Baltimore) (на англ.) «The Sunday Morning Star» 4.03.1928 в jpg - 303 кб
    Балтимор. То, что ракета, с помощью которой Роберт Кондит надеется достичь планеты Венеры, была построена здесь, стало известно сегодня, одновременно с сообщением, что Кондит является жителем Балтимора и выпускником [местного] политехнического института.
    Несколько друзей помогали Кодиту строить ракету в гараже позади дома 1408 на Морлин Авеню. Его родители, как говорят, живут в Балтиморе.
    Сам Кондит сейчас в Майами Бич, ожидает благоприятной возможности для запуска в космос своей ракеты, готовый (лететь) к Венере и к возможной смерти.
    Стерлинг Х. Уллер, из Райстертауна, был одним из тех, кто помогал Кондиту строить ракету, не зная тогда, что он строит и для чего она нужна другу.
    Он сказал: «Кондит начал работать над ракетой в прошлом сентябре, и мы помогали ему в трудные времена, устанавливая трубы и обрезая листовое железо»
    Мощная взрывчатка
    «Мы думали, он строит что-то вроде торпеды, но так и не смогли понять ее конструкцию.
    «Большую часть работы Кондит проделал сам, в наше отсутствие. Он сказал нам, что изобрел взрывчатку огромной силы, которая запустит его ракету, или торпеду, со скоростью молнии.
    «Он сказал, что много раз испытывал взрывчатку и что она доведена до совершенства»
    Джордж Е. Вайс, дом 1470 на Морлин Авеню, двоюродный брат Кондита, тоже говорит о ракете.
    «Нам потребовалось около двух месяцев, чтобы собрать все детали. Затем, в ноябре, Роберт погрузил все в ящик и увез. Следующий раз, когда мы о нем услышали, он был во Флориде, готовый отправиться на Венеру»
    По словам двоюродного брата, родители юного изобретателя все еще живут в Балтиморе.
    «Роберт искренен в своих намерениях и если есть кто-то, кто сможет это сделать, то Роберт и есть этот человек»
    По оценке балтиморских друзей Кондита, путешествуя в его ракете со скоростью мили в минуту, потребуется два года, один месяц и четырнадцать дней для достижения Венеры.
    «Он определенно проголодается, пока доберется туда», сказали они.
  17. *Кондит задерживает полет к Венере (Condit delays venus flight) (на англ.) «The Pittsburgh Press» 5.03.1928 в jpg - 149 кб
    Ждет идеальных атмосферных условий
    Майми Бич. Роберт Кондит, 30 лет, изобретатель из Огайо, отложил сегодня свой запланированный «ракетный полет» к планете Венера, но раскрыл некоторые до сих пор секретные планы своей небесной прогулки.
    Объясняя, что не взлетит, «пока атмосферные условия не будут совершенно идеальными», Кондит сказал, что полагается на взрывчатое вещество «значительно более мощное, чем порох» для вывода своего изобретения за пределы земной атмосферы. По его словам, это вещество изобрел он сам.
    Оказавшись далеко от Земли, Кондит с помощью перископа найдет «метеоритный поток». Найдя такой, он подведет к нему ракету и «поплывет к Венере»
    Спустя 30 или 40 часов после оставления Флориды, он предполагает каким-то способом приземлиться на Венере. Затем, по его словам, он будет искать способ вернуться назад, в Майами Бич.
  18. *Внушительная дистанция (Quite a Distance) (на англ.) «San Jose News» 5.03.1928 в jpg - 345 кб
    Аэропланы могут долететь из Англии до Австралии за 15 дней. Люди-автоматы, созданные машинами, могут открывать статуи и делать другие удивительные вещи. Рогатая жаба может прожить 30 лет, будучи замурованной в стене. Молодой человек может даже изобрести двигатель, работающий без топлива. (это другие сообщения в этом же номере). Все это не невозможно и мы можем поверить в это, но есть что-то такое, во что, чего еще не было. И это - полет с Земли на Венеру.
    В один из предыдущих дней мы уже показывали фотографию странно выглядящего приспособления, в котором профессор Роберт Кондит, аэронавт, по его заявлению, через день или два отправится к планете Венера. Это огромное устройство, формой напоминающее ракету, имеет внутри достаточно места, чтобы мог протиснуться человек.
    Профессор объявил, что возьмет с собой один сэндвич (что звучит пародией на трансатлантический полет) и предполагает, что пересечет 67,000,000 миль за 48 часов - т.е. преодолевая примерно 1,400,000 миль в час - порядочная скорость.
    Спрошенный, чем он будет питаться во время пребывания на странной планете, которая, по мнению ученых, необитаема, и как он вернется назад, профессор Кондит сказал, что будет решать эти проблемы тогда, когда окажется там.
    Будь Флорида, где профессор теперь живет, чуточку ближе к Голливуду, можно было бы заподозрить его в рекламировании какого-то фильма, снятого по Жюлю Верну. Но до сих пор Флорида мало что сделала для кинематографа, помимо зависти к Лос-Аднжелесу. Однако, это определенно звучит, как разновидность красивой лжи, потому что на фотографиях профессор не выглядит сумасшедшим, но сообразительным и интеллигентным молодым человеком.
    Может получиться огромная сенсация, если бы он якобы отправится в своей ракете, исчезнет на 96 часов, или около того, а потом опять где-нибудь появится, заявляя, что совершил путешествие на Венеру и обратно, принеся с собой свидетельства очевидца о жизни на далекой планете.
    Событие очевидно вызовет самый горячий, который когда-либо был, интерес газет и он сможет получить несчетные тысячи за эксклюзивные статьи, лекции и т.д.
    Однако, наш совет профессору (хотя он его и не просил) направить свою ракету в сторону моря, когда будет отправляться. В добавок к своему сэндвичу, ему следует оставить крышку своего изобретения незавинченной - так, чтобы легко можно было выпрыгнуть в воду, и надо быстроходную лодку, чтобы подобрала его на борт, а также - спасательный жилет, чтобы продержаться до прибытия лодки.
  19. Астронавтика (Astronautics) (на англ.) «New York Times» 08.03.1928 в pdf - 62 кб
    Комментарий о "искусстве перелётов от звезды к звезде" по случаю объявления РЭП-Гирш премии. Автор напоминает некоторые недавние события и пишет: "(...) астронавты нарисовали правдоподобные планы реактивных машин наподобие герметически закрытых снарядов, летящих с земли наподобие ракеты." Это может быть первое упоминание слова «астронавтика» в США.
  20. *Ракетный полет отложен (Rocket Flight Is Postpoted) (на англ.) «San Jose News» 9.03.1928 в jpg - 41 кб
    Майами Бич. Роберт Кондит, изобретатель из Огайо, отложил сегодня до конца лета свой запланированный «ракетный полет» к планете Венера.
    Кондит сообщил, что ему не хватило средств для завершения похожего на торпеду аппарата вовремя, чтобы успеть воспользоваться преимуществами «зимних или весенних метеорных циклов»
  21. *Венера оплакивает отмену Кондитом ракетного полета (нет уже оригинала статьи в Сети, остался только перевод) (на англ.) «The Milwaukee Journal» 9.03.1928
    Ироневиль, Булкохрящевый штат, Венера.
    Горькое разочарование вызвала новость о том, что Роберт Кондит, изобретатель из Огайо, планета Мир, отложил свой ракетный полет из Майами Бич на нашу планету.
    Видные венерианцы из клуба Флотации, Палаты Ерунды и Психиатрической клиники, а также другие члены приветственного комитета вынуждены прицепить шарики моли к своим длиннохвостым пальто и вернуться к прежним занятиям.
    Велико же было волнение, охватившее всю планету, от перспективы первого визита мистера Кондита с малоизвестной планеты Земли. Ведущие венерианские газеты выпускали ежечасные бюллетени о состоянии дел в Майами Бич. Мистер Кондит построил устройство, похожее на гигантскую ракету, использующее для полета взрывы секретного материала, значительно более мощного, чем порох. Он надеялся приземлиться у нас с помощью парашюта, после преодоления миллионов разделяющих миль за 48 часов.
    Мистер Кондит объявил, что недостаток средств стал причиной отсрочки полета до конца лета, когда - он надеется - метеорные условия снова станут благоприятными, а его средства успешно пополнятся для совершения тяжелого путешествия. Он объявил, что истратил $30,000.
    Майами Бич. Роберт Кондаит, изобретатель из Огайор, в пятницу отложил до конца лета свой запланированный «ракетный полет» к Венере.
    Кондит сообщил, что недостаток средств не позволил завершить торпедоподобный аппарат вовремя, чтобы воспользоваться преимуществами «зимних или весенних метеорных циклов».
    Неназванные первоначальные сторонники бросили его, сказал он, добавив, одако: «Я получил записку от Е.Г.Пойндекстера из Сообщества Жюля Верна, дом 120, улица Ист-58, Нью Йорк, предлагающего помочь мне.
    «Пропустив единственный подходящий метеорный поток, который заканчивается в субботу, я теперь вынужден ждать следующий. Путешествие, возможно, удастся совершить поздним летом и с меньшей опасностью»
    Огайец недавно выразил уверенность, что Венера обитаема, а также надежду на то, что после прибытия туда, он сможет привезти с собой [на Землю] некоторых из местных жителей - в другой ракете, которую он планирует изобрести там.
  22. номер полностью (на немецком) «Die Rakete» 15.03.1928 в pdf — 2,01 Мб
    Содержание этого номера:
    -- Официальное объявление
    -- Герхард Пуш. Фотография на обложке: Испытательная модель бесхвостой ракеты. Факторы, влияющие на конструкцию
    -- Отто Вилли Гейл. Отрывок главы из книги "Выстрел в космос"
    -- Франц фон Хеффт. "Покорение космоса"
    -- Введение в проблему космических полетов (продолжение)
    -- Герхард Пуш. "Удачи/счастливой посадки". Размышления о проблеме космических полетов
    -- Ракеты на жидком топливе в 19 веке
    -- Астрономическое общество Бреслау
    -- Отто Вилли Гейл (биографическая информация с фотографией)
    -- Вступление в Общество
    -- Рецензии на книги
    -- Квитанции
    -- Бонус за вступление
    Подпись к титульному листу: Испытательная модель бесхвостой ракеты
  23. Космические путешествия на Венской ярмарке (E. D. [= Erich Dolezal?], Die Weltraumschiffahrt auf der Wiener Messe) (на немецком) «Reichspost», 15.03.1928 в djvu - 83 кб
    «Уже пришло время, что скоро можно лететь на Луну?» Многие могут спросить. Начало уже сделано: Научное общество высотных исследований впервые появилось «впервые» в своих проектах перед публикой в выставочных залах Авиационного общества на Венской ярмарке. Большинство посетителей увидят этот небольшой выставочный стенд, но в нем содержатся самые интересные и буквально «далеко идущие» планы. Небольшие модели, рисунки и объяснения инженера Пирке дают представление о том, как космические путешествия, вероятно, будут развиваться. Сначала ракета с измерительными приборами будет отправлена на высоту до 100 км для изучения самых высоких слоев атмосферы. С помощью рисунков траектории полета можно видеть, что гораздо легче найти такую ракету, когда она опустилась, чем воздушный шар, поскольку последний имеет область обнаружения от 10 000 до 50 000 квадратных километров, однако ракета - от 500 до 1000 квадратных километров. Кроме того, мы видим план испытательной установки для экспериментов сопел. Сжигающий оксидород будет вытекать из сопла под давлением 20 атм, и эффект реакции будет приводить в движение ракета. Эти испытания сопел будут сделаны в ближайшее время. Это зашло слишком далеко, чтобы более подробно обсудить многие вопросы и планы. Можно только сказать, что реализация одного из самых смелых снов человечества не за горами. Даже если полет на Луну не является первой поездкой, поэтому ракеты, вероятно, первоначально будут покрывать большие расстояния, например, антиподам, в кратчайшие сроки. Однажды кто-то сможет совершить поездку Вена - Новую Зеландию и обратно за один прекрасный день. Теперь членам Научного общества высотных исследований гарантируется снижение цен. Наконец, следует упомянуть, что недавно аналогичная выставка открылась в Москве, где было чрезвычайно большое количество посетителей. Она была организована «Обществом космических путешественников». Также «Комитет астронавтики» был основан Французским астрономическим обществом с известными учеными в качестве его членов. Это общество уже получило финансовую поддержку [Гирша]. Как видно, мы близко к тому, когда первые ракеты будут летать в космос.
  24. Международная премия астронавтики (Рэп-Гирша премия) (Prix International d'Astronautique (Prix Rep-Hirsch) (на французском.) «L'Astronomie. Revue mensuelle d'astronomie, de météorologie et de physique du globe», том 42, 1928 г., стр. 140-141 (март 1928) в pdf - 249 кб
    Это правила Рэп-Гирша премии.
  25. А.Шершевский. Технические работы Б.Бьеркнесса и новые исследования Биркеленда (A. B. Scherschevsky. Neue strömungstechnische Arbeit von V. Bjerkness und Untersuchungen von Birkeland) (на немецком) «Flug. Die unabhängige Halbmonatsschrift», том 10, №6, 1928 г., стр. 104 (2-я половина марта) в pdf - 940 кб
    Шведский физик Б.Бьеркнесс готовит новый всеобъемлющий труд о жидких смясях и явлениях в жидкостях и воздухе и электромагнитных явлениях. - Шведский астроном Биркеленд, который провёл испытания моделей космических аппаратов в условиях высокого вакуума в 1905 году, хочет возобновить их и опубликовать. (Статья как-то искажена, несколько строк, кажется, не хватает.)
  26. А.В.Шершевский. Лекция К.Э. Циолковского в Москве (A. B. Scherschevsky, Moskauer Vortrag von K. E. Ziolkowsky) (на немецком) «Flug. Die unabhängige Halbmonatsschrift», том 10, №6, 1928 г., стр. 110 (2-я половина марта) в pdf - 1,01 Мб
    Краткий отчет о лекции, прочитанной Циолковским в Москве представителям ЦАГИ, НАМИ и Ассоциации изобретателей будущего об использовании реактивного двигателя. Высокая скорость самолета от 200 до 300 км/сек при ракетных двигателях больше не является невозможной мечтой. Недавние исследования в Лэнгли и Германии это показывают. Самолет с ракетным двигателем эффективен, строго говоря, при высокой технологии производства. Авиационная промышленность должна внедрять ракетные двигатели, чтобы выстоять в годы кризиса.
    В этой статье упоминается в конце библиографии Шершевский "Ракета для езды и полета", Берлин, 1929 год.
  27. А.В.Шершевский. "Профессор К.Э. Циолковский, сопротивление воздуха и экспрессы" (A. B. Scherschewsky, Prof. K. E. Ziolkowsky, Luftwiderstand und Schnellbahnen) (на немецком) «Flug. Die unabhängige Halbmonatsschrift», том 10, №6, 1928 г., стр. 119 (2-я половина марта) в pdf - 1,57 Мб
    Обзор, резюме и критические замечания по книге К. Э. Циолковского "Сопротивление воздуха и скорый поезд", Калуга, 1927 г.
    Шершевский заключает: "Хотя никто не может полностью соглашаться с данными идеями, его работы всегда продвигается в новые технических области. Мысли, выраженные здесь, являются действительно достойными дальнейшие исследования "
    Эта страница также включает в себя еще один обзор Шершевского, не связанный с космическими путешествиями.
  28. Из жизни одного из штурмующих небо. О личности Макса Валье, Дополнение к "Die Schönheit" (Richard A. Giesecke, Aus dem Leben eines Himmelsstürmers. Zum Verständnis der Persönlichkeit Max Valiers) (на немецком) «Licht, Luft, Leben» (Beilage zu «Die Schönheit»), том 24, №3, 1928 г., стр. 33-34, 43 в pdf - 1,08 Мб
    Автор хочет представить личность Валье как писателя. Он описывает его как очень хорошего человека, энергичного и живого характера, с голубыми глазами, открытым лицом и высоким лбом. В краткой биографии подчеркивается любовь к астрономии и его ранние литературные опыты. Валье три семестра изучал астрономию, математику, физику, химию, потом он был призван в армию. Во время службы в авиации он разбился, упав с высоты 4300 м - и выжил! Автор видит его не как писателя или теоретика. Теперь он ищет практическое доказательство теорий Оберта. Он ищет "новые, небесной точки зрения", чтобы решить великую загадку, закон космической структуры. На первом этапе для него: дальше от тяжести Земли, на Луну! Пресса не слишком его поддерживает, а о его литературных произведениях не упоминается вообще - см. с. 43. О нём пишут как о человеке самых смелых мыслей, которые были воспалены новым мировоззрением, космической техникой или теорией вечного льда. Он является зажигательным оратором, собирая лекции до 500 слушателей, которые готовы следовать за ним - в своих самых смелых мечтах о космическом полете! Некоторые литературные произведения кратко упомянуты.
  29. Ракетный корабль инженера Улинского из Вельса (Das Raketenschiff des Welser Ingenieurs Ulinski) (на немецком) «Tages-Post» 16.03.1928 в pdf - 923 кб
    В статье обсуждается мысль о космических путешествиях для широкой общественности Австрии. Недавно д-р Макс Валье и Хефт читали лекции в Линце о своих планах. Они не были убедительны, как минимум, Валье. Его рассказ был больше похож на историю Жюля Верна, чем на обоснованные исследовательские работы. В то же время инженер из Вельса работает над решением этого проекта: это инженер Улинский. Сейчас (а именно в апреле 1928 года) он работает над испытанием ракеты с целью определения механического КПД ракетных двигателей. После испытания Улинский будет строить ракету для рекорда высоты и для изучения совершенно неизвестных верхних слоев атмосферы. Валье и Хефт имеют неблагоприятные отношения масса топлива к полезной нагрузке. Улинский продемонстрировал в январе в присутствии свидетелей, что реактивный эффект связан с формой сопла, которое ... (не могу перевести). Успех ему кажется доказанным, проектные чертежи уже завершены. Ракета будет нести запатентованный парашют (см. рисунок). Улинский подсчитал, что расстояния могут быть достигнуты за меньшее время, поэтому стоимость его запусков будет ниже, чем у самолета. До какой степени план Улинского даст практические результаты в будущем - посмотрим. В конце статьи автор подчеркивает: "Мы дали шанс изобретателю представить его результаты на общественное обсуждение и верим, что выполнили таким образом журналистский долг". Это предложение показывает, что статья была написана или по крайней мере редактировалась самим Улинским.
  30. Завоевание Луны (Aquarius, Die Eroberung des Mondes) (на немецком) «Die Bühne», том 5, №176, 1928 г., стр. 19-21 (22.03.1928) в pdf - 4,90 Мб
    Земли недостаточно для человека. У него есть аппетит к другим мирам, например, к Луне. Разумеется, увлекательно изучать небесное тело, которое мы знаем только по фотографиям до наших дней. Не стоит обнадеживать. Она кажется необитаемой, очень холодной и негостеприимной; люди не могут такое выдержать. Венера была бы намного лучшей целью. Во всяком случае, ученые и изобретатели больше не рассматриваются как дураки, когда они серьезно изучают проблему завоевания Луны. Поначалу кажется, что есть два непреодолимых препятствия: гравитация и неуверенность в истинном характере района за пределами атмосферы. Что здесь? Эфир? Что такое эфир? Если мы преодолеем эти трудности, возникает третья проблема: вращение Земли, которое должно ощущаться гораздо сильнее на внешнем слое атмосферы, чем на земле. Не исключено, что аппарат окажется пойманным огромной вращательной силой Земли после того, как он оставит земную зону вращаться вокруг нее до ее блаженного конца. В Вене есть человек, который работает «президентом научного общества для высотных исследований» по проблеме проектирования транспортных средств для путешествий по космосу: д-р Франц Хеффт. Он придумал космический корабль, которому нужно всего час, чтобы прилететь в Новую Зеландию. Эти планы нашли новый импульс в книге с гордым названием «Ракета в межпланетные пространства» Германа Оберта. Оба убеждены в возможности разработки ракеты, которая движется реактивной силой газов, вытекающих из нее. Эта странная ракета должна уверенно преодолевать гравитацию Земли и опасную зону вращательных сил, чтобы достичь гравитационного поля Луны (если это действительно существует, как это предполагается гипотетически). Для такого романтического предприятия нужны очень специальные газы: жидкий воздух, жидкий кислород. Естественно, такое транспортное средство должно быть разработано и проверено шаг за шагом: сначала будут разработаны ракеты с измерительными приборами, которые, мы надеемся, вернут на Землю парашютами. Другой тип с концентрированным кислородом и водородом будет производить вспышки, которые должны наблюдаться на Луне. Только намного позже можно подумать о разрыве атмосферы ракетами с экипажем из смелых людей, которым больше нечего терять на Земле. Естественно, это может быть не ракета, а самолет, который взлетает с воды, а также садится на него. В настоящее время завоеватели воздуха довольно скромны и планируют разработать небольшую экспериментальную ракету, которая будет весить только 30 кг длиной 120 см и шириной 30 см. Нужно подождать и посмотреть, какие новости она доставит из космоса, если она не предпочтет остаться там. Странные пророки будущего мира идут гораздо дальше, чем наши самые смелые мечтатели. Санкт Фар [эзотерический автор] опубликовал предсказания мировой истории до 10 000 года. Он достиг самого фантастического, о чем может думать человеческий разум: космическая проблема не будет решена до 1940 года. Космический полет примет определенную форму в период с 1960 по 2000 год. Ракеты-носители с окисляемым водородом будут летать как в воздухе, так и в безвоздушном пространстве. Они будут герметично закрыты, чтобы воздух не мог улетучиться. Сначала это транспортное средство будет поднято воздушными шарами, заполненными водородом и гелием. При высокой скорости ракеты воздушные шары могут лопнуть, но тогда космический корабль будет так далеко, что он может спланировать в любое место, куда захочет. Ракетные корабли достигнут высоты в 200 км за 15 минут в 1960 году. Космическая корпорация, которая основана в 1957 году [!!], будет трудно развиваться, но она будет иметь огромные источники дохода, если пассажирские полёты на Марс, Венеру или Луну станут регулярными. В 1986 году впервые удастся отправить космический корабль за пределы гравитационного поля Земли. В этот момент все люди на корабле потеряют свой вес и будут плавать вокруг. Лишь в 1993 году удастся преодолеть роковую лунную орбиту с сильным зарядом нового газа. Тогда произойдет что-то ужасное: внезапно бедный космический корабль попадет в орбиты планет вокруг Солнца. Транспортное средство будет потеряно. Это явление будет наблюдаться новыми гигантскими телескопами с Земли, но нет возможности помочь. Первый полёт на Луну будет успешным в 2733 году после полета в 20 часов. Первый глобулярный корабль будет называться «Гелиос» [поразительно точное предсказание - «Аполлон» назван по имени бога солнца Аполлона, так римляне называли греческого Гелиоса!]. Облетев Луну, он затем приземлится на нее. Люди "Гелиоса" вернутся через месяц на Землю. Расстояния от 40 до 60 миллионов км до Венеры и Марса будут преодолены до 3970 года. Санкт Фар пророчествует космическую эру в течение 7000-8000 лет, когда движение на все планеты будет осуществляться на регулярной основе. В это время нас будут волновать только экскурсии с нашими соседями в космос. - Эта забавная смесь научных фактов, поверхностных знаний и псевдонаучных спекуляций очень хорошо отражает влияние дискуссии в космос на широкую общественность в 1920-х годах.
  31. Отто Вилли Гейл. Будет ли лунная ракета? Это не продукт преувеличенных фантазий, а объект научной работы - ведутся первые экспериментальные испытания (Otto Willi Gail, Kommt die Mondrakete? Kein Fabelgebilde überspannter Phantasien, sondern Gegenstand wissenschaftlicher Arbeit - Die ersten Vorversuche im Gange) (на немецком) «Salzburger Chronik», 24.03.1928 в djvu - 283 кб
    «Ракета, которая должна лететь на Луну? Но это вообще ... «Перестань, дорогой читатель! Не говорите этого маленького, но столь серьезного слова, которое используется так небрежно. "Невозможно!" Был объявлен первый поезд; прозвучало «невозможно!» Против проекта Цеппелина на дирижабле даже парижский академик крикнул «Невозможно!». Появился граммофон и назвали изобретателя Эдисона чревовещателем. Луна находится в 380 000 км от нас. Самолету понадобилось бы 100 дней, чтобы покрыть это расстояние, но между нами и Луной есть пропасть, невероятная пустота. Как его преодолеть? Гигантская пушка, предложенная Жюлем Верном, не будет работать; ни один человек, запертый в такой скорлупе, не оставит Землю живым, но будет раздавлен в месиво. У выстрела в космос есть будущее, только когда скорость развивается постепенно и медленно. Ускорение должно быть не более трех от земной гравитации. Это означает, что требуемая скорость 11 км в секунду будет достигнута через 7-8 минут после того, как транспортное средство преодолеет расстояние 3000 км. Существует возможность достижения требуемой скорости, а именно - ракета. Она сама по себе будет подниматься реакцией, создаваемой горящими газами, которые вытекают из узких сопел. Если использовать обычные взрывчатые вещества, то топлива надо в 800 раз больше, чем весит ракета. Теперь немецкий профессор Герман Оберт разработал ракету (на бумаге пока), которая будет загружена жидким кислородом и жидким водородом. Сжигание этой смеси приведет к выходу газов из сопел со скоростью 5000 км в секунду. Топливо такой ракеты весит всего лишь в 20 раз больше, чем сама ракета. Блестящий дизайн Оберта содержит не только одну, но и несколько ракет, которые надеваются друг на друга и которые выбрасываются после сжигания топлива. Очевидно, что даже без математических уравнений эта компоновка приведет к более высоким скоростям, чем одна ракета. Топливо такой трехступенчатой ракеты, приводимой в движение кислородом и водородом, будет весить в 7-10 раз больше, чем пустая ракета. Это будет очень хорошо осуществимо. Таким образом, лунная ракета больше не является продуктом воображения. Несколько месяцев назад Общество космических исследований было основано известным ученым д-ром Францем Хеффтом в Вене. (Подобное общество создано в Берлине и в Бреслау под руководством «космопилота» Макса Валье.) Понятно, что доктор Хеффт не намерен посылать гигантскую ракету на Луну. Сначала он построит небольшую испытательную ракету длиной 120 см, диаметром 30 см и весом 30 кг, из которых 8 кг для корпуса и измерительных приборов и 22 кг для топлива. Эта ракета достигнет высоты в несколько сотен километров и вернется на парашюте. Это не так много по сравнению с расстоянием до Луны, но оно превысит нынешнюю рекордную высоту в 30 раз. Данные автоматических измерительных приборов предоставили бы ценный материал о состоянии неизвестных верхних слоев атмосферы. Большие ракеты будут построены и будут путешествовать по все большим эллипсам в космосе. Тогда можно позволить животным путешествовать по космосу, чтобы изучить последствия такой странной поездки на живой организм. Если все это удастся, дальнейшее развитие не может быть остановлено. Тогда достичь поверхности Луны было бы легче, чем задача сегодняшнего дня, чтобы убедить общественность в серьезности всей проблемы. Следующим шагом будет отправка беспилотной ракеты на Луну, воспламеняющей вспышечный порох при ударе. Полученная вспышка покажет нашим наблюдениям успех эксперимента. Если этот «выстрел» на Луну будет успешным в один прекрасный день, тогда ракета будет отправлена вокруг Луны. Впервые человеческий глаз увидит Землю как глобус, плавающий в космосе. Однако возвращение - непростая задача. Космическая скорость не может замедляться только парашютами. Ракета должна развернуться, и сильная работа сопел должна остановить падение. Пусть первый космический путешественник оплатит свою смелость жизнью; он найдет преемников. Что такое Линдберг против Колумба Луны? Все это в будущем. Но в тот день, когда первая небольшая испытательная ракета прорвет атмосферу, человечество сделало бы первый шаг в новую эпоху - эпоху завоевания планетного царства. (Примечание: кто хотел бы увидеть эту новую эру в ярких фантастически картинах уже сегодня, должен прочитать космические романы Гейла «Выстрел в космос» и «Камень с Луны».)
* Статьи и перевод с блога http://andreyplumer.livejournal.com/
Также там больше и более подробно
Статьи в иностраных журналах, газетах 1928 года (апрель - июнь)

Статьи в иностраных журналах, газетах 1926-1927 года