вернёмся на старт?
"Меркурий-13"


Группа "Меркурий-13" - самый интересный случай нереализованного набора. За 40 лет он, как обычно, оброс мифами, о нём написано множество статей, немало книг и даже учреждён специальный сайт. Так что и я решил посвятить ему отдельный файл.

В начале 1959 года частная клиника Лавлейса в Альбукерке (шт.Нью-Мексико) получила сказочный подарок: три десятка мужчин редкой профессии и исключительного здоровья согласились добровольно отдаться в руки медиков для всестороннего обследования. Мало этого! Медики получили разрешение на самые изуверские эксперименты - никто не мог сказать точно, что ждёт человека в космосе. Работники клиники потрудились на славу, обогатив космическую медицину новыми данными. Но всё хорошее тоже заканчивается. 9 апреля 1959 года 7 космонавтов были предъявлены прессе и позже названы группой "Меркурий-7". Они были признаны годными к космическим полётам и для них начались будни и праздники самой молодой профессии.

Между тем воодушевлённые проделанной работой медики задались вопросом: а подходит ли для космоса женщина? Естественно, хотелось испытать лучшую из лучших. В 1959 "Пилотом года" была признана Джерри Кобб, 28-ми лет, летчик-испытатель, обладатель 4-х мировых рекордов. Ей и предложили пройти такое же тестирование, как и первые американские космонавты (доктор Лавлейс и генерал ВВС Фликинджер беседовали с ней неофициально).

Часто приходилось читать, как нехорошее НАСА сначало поманило, а потом нагло кинуло славных астронавток. Но это не так. У НАСА была одна мечта - догнать хоть как-то русских в космосе, которые, казалось, заполнили всю Вселенную. Это лишь в 1961 году новый президент Джон Кеннеди понял, что догонять не надо, надо опережать, выбрав достойную цель. Короче, женщины в отряде космонавтов в 1959-м НАСА были не нужны и денег на обследование Кобб у него не было. Но они были у Жаклин Кокран, легенды американской авиации. Именно она оплатила обследование Джерри в клинике Лавлейса. В феврале 1960 Кобб прошла обследование и показала выдающиеся результаты, во многом лучшие, чем космонавты-мужчины. Она завершила обследование на а/б ВМС Пенсакола (шт.Флорида), после чего врачи признали её годной к космическим полётам. Однако директор НАСА Джеймс Уэбб ограничился тем, что назначил её консультантом агентства. И его можно понять - программа "Меркурий" терпела провал за провалом, на год отодвинулся первый пилотируемый старт, какие тут женщины!

Но троица Лавлейс - Кокран - Кобб на этом не остановилась. На деньги Кокран тестирование прошли ещё 25 женщин, которые удовлетворяли требованиям: возраст до 35 лет, хорошее здоровье, диплом колледжа, лицензия коммерческого пилота и налёт не менее 2000 часов. С февраля по июль 1961 года они поодиночке или парами появлялись у Лавлейса. 12 из них были признаны годными к спецтренировкам:
Рэй Харрл Эллисон (Rhea Hurrle Allison), 32 года, летчик-инструктор, планеристка.
Майртл Кейджл (Myrtle Cagle) - 38 лет, летчик-инструктор
Йан Дитрих (Jan Dietrich) - 36 лет, шеф-пилот аэроклуба
статья Леона Розенблюма «Почему Америка осталась без "Терешковой"?» (Новости Космонавтики, №9 (236), 2002) - 1,45 Мб
Мэрион Дитрих (Marion Dietrich) - пилот
(сёстры-близнецы)
Мэри Уоллес Фанк (Mary Walles Funk) - 24 года, шеф-пилот авиакомпании
Сара Ли Горелик (Sarah Lee Gorelik) - 29 лет, пилот
Джейн Бриггс Харт (Jane Briggs Hurt) - 40 лет, летчица
Джин Хикксон (Jean Hixson) - 39 лет, летчик-инструктор, капитан резерва ВВС
Айрин Левертон (Irene Leverton) - 36 лет, парашютистка, инструктор авиашколы
Джеральдин Слоун (Geraldine Sloan) - 33 года, пилот авиакомпании
Бернайс Тримбл Стидман (Bernice Trimble Steadman) - 37 лет, пилот чартерной авиации
Джин Нора Стамбау (Gene Nora Stumbough) - 26 лет, летчик-инструктор

Вместе с Дж.Кобб они составили группу, которую назвали (по аналогии с 1-м набором космонавтов "Меркурий-7") "Меркурий-13".

Напрасно они не побоялись несчастливого числа! Для НАСА тестирование в частной клинике - не указ. И чтобы в корне пресечь покушения на монополию НАСА в деле отбора космонавтов, его руководители воспрепятствовали обследованию группы на авиабазе Пенсакола и объявили, что женщины не подходят для космоса чисто по организационным вопросам. И довольно резонно объяснили, что денег на женские скафандры и дополнительные тренажёры у НАСА нет. Кроме того, никто из женщин не имел квалификации летчика военного реактивного самолёта. Да и по возрасту половина группы явно превысила установленный предел в 35 лет.

Однако женщины не успокоились. Дж.Кобб и Дж.Харт (она была женой сенатора Филиппа Харта) пытались пробиться к президенту Дж.Кеннеди. Встреча не состоялась, а вице-президент Линдон Джонсон не поддержал их.

Однако женщины не успокоились. Они добились слушаний в Конгрессе в июле 1962 года. В Конгрессе Кобб обвинила НАСА в дискриминации по половому признаку. В наше время руководителям НАСА была бы одна дорога - в тюрьму, но в начале 60-х американки ещё не добились того абсурдно-тотального равноправия, как в наши дни и пребывающий в зените славы Джон Гленн отверг обвинения.

Но женщины и на этом не успокоились. Бунтовали, писали книги и создавали всякие общества. Но "Меркурий-13" в космос так и не стартовал. Лишь в 1977 году НАСА приоткрыло дверь в космос перед женщинами. В 1983 первая американка побывала в космосе, а в 1995 пилотом шаттла стала Айлин Коллинз. В 1999 она же стала первой женщиной-командиром шаттла.

Однако упорство американок не пропало даром. Они проложили дорогу в космос советским женщинам! Уже в сентябре 1961, когда 12 претенденток "сидело на чемоданах" для вылета на авиабазу Пенсакола и их устремления перестали быть секретом, соответствующие органы в СССР доложили эту информацию по инстанциям и дело пошло. Видимо, первым из руководителей советской космонавтики, кто решил застолбить наше первество в этом вопросе, стал Николай Каманин. Он ещё весной 1961-го начал уговаривать Келдыша, Королёва и руководство ВВС отобрать женскую группу. А осенью уже Хрущёв начал торопить ракетчиков. Весной 1962 советские женщины приступили к тренировкам, а на следующий год Терешкова доказала всему миру, что наши женщины могут не не только коня на скаку останавливать.

Судьба женщин группы "Меркурий-13" сложилась по разному. Все они продолжали летать, у каждой была своя интересная судьба, Дж.Кобб чуть было не удостоилась Нобелевской премии за миссионерскую деятельность на Амазонке, но это уже другая история...

Значительно лучше о том же самом написал Леон РОЗЕНБЛЮМ в "НК" №9 - 2002



1995 год. Мыс Канаверал. 7 женщин группы "Меркурий-13" собрались, чтобы
проводить в космос Айлин Коллинз. Слева направо: Джин Нора Стамбау (Джессен),
Уоллис Фанк, Джерри Кобб, Джеральдин Слоун (Трахилл), Сара Горелик (Ратлей),
Майртл Кейджл и Бернайс Стидман.

Женская группа кандидатов
в астронавты (группа Mercury 13)

Закончившаяся провалом первая попытка американских летчиц принять участие в программе пилотируемых полётов долгое время оставалась малоизвестной даже в США, не говоря уже о нашей стране. В Соединенных Штатах положение изменилось после выхода из печати сразу нескольких книг, специально посвященных этой истории, таких как Promised the Moon Стефании Нолен (Stephanie Nolen) и Mercury 13: The Untold Story of Thirteen Women and the Dream of Spaceflight Марты Экманн (Martha Ackmann). В России наиболее полным рассказом о женской группе кандидатов в астронавты (группа Mercury 13) является опубликованная в 2002 году в журнале «Новости Космонавтики» статья Леона Розенблюма «Почему Америка осталась без "Терешковой"?» (Новости Космонавтики, №9 (236), 2002). С разрешения автора, материалы данной статьи положены в основу данного раздела.
В сентябре 1959 года «Авиационный Конвент» (Aviation Convention) в Майами (Miami), штат Флорида (Florida), где собрались лучшие авиаторы США, посетили два ведущих представителя американской авиационно-космической медицины: доктор Уилльям Рэндольф Лавлэйс (William Randolph Lovelace) и бригадный генерал ВВС Дональд Фликинджер (Donald Flickinger). Первый был директором частной клиники Lovelace Foundation в Альбукерке (Albuquerque), штат Нью-Мексико (New Mexico), где был проведен отбор астронавтов Mercury, а второй являлся научным руководителем этого отбора. Оба активно интересовались вопросом, готовы ли женщины отправиться в космос, если им дадут такой шанс, и были приятно поражены стремлением летчиц принять участие в штурме этого рубежа. Доктор Лавлэйс и генерал Фликинджер обратились к 28-летней Джеральдин Кобб (Geraldyn Cobb), пилоту компании Aero Commander, с предложением пройти медицинские тесты на годность к космическому полету. Расходы на тестирование Джеральдин Кобб по схеме, аналогичной той, которая применялась при отборе астронавтов первого набора, взяли на себя друзья доктора Лавлэйса: летчица-рекордсменка Жаклин Кокран (Jacqueline Cochran) и её муж Флойд Одлам (Floyd Odlum). Было решено, что тестирование будет проводиться конфиденциально и без допущения прессы.
Обследование Джерри Кобб в клинике Lovelace Foundation в Альбукерке началось в феврале 1960 года. В течение пяти дней было проведено 87 тестов, которые включали езду на велотренажере и бег по бегущей дорожке до полного истощения сил, рентгеноскопирование тела и зубов, фотографирование сетчатки глаз. Проводился полный анализ крови и мочи, для чего ей приходилось пить касторку, радиоактивную воду и бариевый раствор. Изучалось ее состояние при переходе из горизонтального положения в вертикальное, для снятия характеристик мозговой деятельности в голову вводились 18 игл-зондов, проводилась проверка работы сердца и системы кровообращения на наклонном столе. В Лос-Аламосской (Los Alamos) научной лаборатории ее помещали в специальную трубовидную камеру для замера обезжиренной массы тела и общего количества инкорпорированных радиоактивных веществ, определяли уровень калия в теле.
Результаты обследования оказались настолько хороши, что она была переведена в лабораторию госпиталя Администрации по делам ветеранов (Veterans Administration Hospital) в Оклахома-сити (Oklahoma City) для второй фазы обследования, включавшей физиологические и психологические тесты. Во время одного из испытаний она около 10 часов провела в абсолютной изоляции (sensory-deprivation test) в бассейне с водой с температурой +35°С , полностью изолированном от света, звука и каких-либо вибраций без отрицательных психофизиологических реакций, таких как дезориентация в пространстве и психическая истерия.
Затем она была направлена на двухдневное психологическое и медицинское обследование на авиастанции ВМС Пенсакола (NAS Pensacola), штат Флорида (Florida). Успешно перенесла все виды ускорений на центрифуге и на катапультируемом кресле.
После завершения финальной фазы испытаний врачи признали Джерри Кобб полностью годной к космическим полетам в соответствии с критериями НАСА. Сообщение о прохождении Джерри Кобб медицинского тестирования и его успешных результатах было сделано доктором Лавлэйсом на международной конференции в Стокгольме (Stockholm), Швеция. Казалось, должно последовать приглашение Джерри Кобб для космической подготовки. Однако на конференции по мирному использованию космоса в Талсу, штат Оклахома, директор НАСА Джеймс Уэбб представил её лишь в качестве консультанта агентства. В группу астронавтов её не зачислили.
Несмотря на то, что отношение руководства НАСА к идее женского полёта было отрицательным, доктор Рэндольф Лавлэйс и Жаклин Кокран, исходя из превосходных результатов продемонстрированных Джеральдин Кобб, решили пригласить для тестирования в клинику Lovelace Foundation в Альбукерке еще 25 летчиц. Их список был составлен на основе документов Федеральной авиационной администрации и женской авиационной организации The 99s. Были предъявлены следующие требования: возраст - до 35 лет (хотя некоторые из приглашенных были старше), хорошее здоровье, диплом 4-годичного колледжа, лицензия коммерческого пилота (т.е. авиатора-профессионала, а не любителя) и не менее 2000 часов налета. В составлении списка кандидатов принимала участие и Джерри Кобб.
В период с февраля до лета 1961 года группа из 18 летчиц (семеро отказались от обследования) прошла в клинике Lovelace Foundation 4-дневное обследование (около 75 различных тестов), аналогичное пройденному Джерри Кобб. Чтобы избежать огласки, они не появлялись в Альбукерке сразу всей группой, а проходили тесты по одиночке или парами. После подведения результатов 12 женщин были признаны медиками полностью годными к специальной подготовке в качестве кандидатов в астронавты.
В группу, вошедшую в историю как Fellow Lady Astronaut Trainees или группа «Mercury 13» (по аналогии с мужской группой «Mercury-7») вошли:
Рэй Харле Эллисон (Rhea Hurrle Allison)
Майртл Кейджл (Myrtle Cagle)
Джеральдин Кобб (Geraldyn Cobb)
Джанет Дитрих (Janet Dietrich)
Мэрион Дитрих (Marion Dietrich)
Мэри Уоллес Фанк (Mary Walles Funk)
Сара Ли Горелик (Sarah Lee Gorelik)
Джейн Бриггс Харт (Jane Briggs Hart)
Джин Хикссон (Jean Hixson)
Айрин Левертон (Irene Leverton)
Джеральдин Гамильтон Слоун [Трухилл] (Geraldine Hamilton Sloan [Truhill])
Бернис Тримбл Стидман (Bernice Trimble Steadman)
Дженора Стамбау (Gene Nora Stumbough)

В вышедшей в 2006 г. в издательстве Johnes Hopkins University Press книге Margaret A.Weitekamp Right Stuff, Wrong Sex (America’s First Women in Space Program), приведен полный список американок, получивших приглашения участвовать в отборе женщин по проекту Woman in Space Program. Помимо 13-ти упомянутых женщин, известных как группа Mercury-13, в книге приведены имена еще 12-ти женщин, не вошедших в финальный список.
Шесть женщин прошли медицинские тесты, но не были признаны годными к космическим полетам. Их имена:
Фрэнсис Бера (Frances Bera)
Вирджиния Холмс (Virginia Holmes)
Патрисия Келли Джеттон (Patricia Kelley Jetton)
Джорджиана Т.Макконнелл (Georgiana T. McConnell)
Джоан Мерриам [в замужестве – Смит] (Joan Merriam [Smith])
Бетти Джейн Миллер (Betty Jean Miller)

Шесть женщин отказались участвовать в отборе. Их имена:
Дороти Андерсон (Dorothy Anderson)
Мэрджори Дафтон (Marjorie Dufton)
Элейн Харрисон (Elaine Harrison)
Сильвия Рот (Sylvia Roth)
Мэрилин Линк (Marilyn Link)
Фрэнсис Миллер (Frances Miller)

Дороти Андерсон не смогла принять участие в обследовании, так как она была загружена работой в качестве единственного пилота-инструктора в компании Bluffton Flying Service. Мэрджори Дафтон и Элейн Харрисон не участвовали в тестах, но возможно также, что они все-таки прибыли в Альбукерке, но медики еще «на пороге» обнаружили у них медицинские проблемы, из-за которых их кандидатуры были отклонены. Сильвия Рот, которая должна была проходить проверки вместе со своим инструктором Айрин Левертон, отказалась от прохождения тестов, так как не могла прервать свою работу в качестве корпоративного пилота Encyclopedia Britannica. Кроме того, её знакомый, имевший связи в Вашингтоне, сказал ей, что проект не имеет будущего. Она передала эту информацию своей подруге Фрэнсис Миллер, которая тоже решила не участвовать в обследовании. Мэрилин Линк отклонила приглашение из-за того, что ей было за тридцать, и она считала, что уже слишком стара для любой будущей космической программы.
В июле 1961 года, прошедшие отбор кандидаты были готовы вылететь на авиастанцию ВМС Пенсакола для финальных испытаний (так называемая Phase III), но в последний момент их проинформировали об отсрочке тестов. (По некоторым сообщениям Мэри Фанк успела успешно пройти этот этап). ВМС США требовало от НАСА придания официального статуса этому набору и этим обследованиям. В ожидании решения НАСА начало обследования постоянно откладывалось.
Однако 12 сентября 1961 года НАСА неожиданно объявило, что вообще не собирается в ближайшее время отправлять на орбиту женщин. Все члены группы «Mercury 13» получили телеграммы, в которых им сообщалось об отмене обследования в Пенсакола. Официальные лица агентства мотивировали свое решение тем, что, во-первых, имеющиеся мужские скафандры невозможно приспособить для женщин, а во-вторых, у них нет лишнего тренировочного оборудования для использования астронавтками. Кроме того, было подтверждено категорическое требование наличия у астронавта квалификации военного летчика, пилота реактивного самолета, а среди участниц группы таковых не оказалось. При этом представители НАСА ссылались на сделанное еще в 1959 году указание президента Эйзенхауэра (Eisenhower) о том, что астронавты должны набираться исключительно из числа военных.
Джерри Кобб и Джейн Харт вылетели в Вашингтон, где встретились с вице-президентом Линдоном Джонсоном (Lyndon Johnson) и безуспешно добивались аудиенции у президента Джона Ф. Кеннеди (John F.Kenendy). В частной беседе Джонсон симпатизировал идее полета женщины, но официально поддержать ее отказался. Но все-таки при поддержке конгрессмена из Калифорнии Джерри Кобб и Джейн Харт удалось добиться назначения слушаний в Комитете по науке и астронавтике (Committee of Science and Astronautics) Палаты представителей Конгресса США (House of Representatives), которые состоялись 17 - 18 июля 1962 года.
Выступая перед конгрессменами, Джерри Кобб обвинила НАСА в необоснованной дискриминации. Она утверждала, что не все астронавты-мужчины удовлетворяют требованиям, которыми отгородилось агентство. Например, НАСА требует, чтобы все кандидаты имели ученую степень, тогда как Джон Гленн и Скотт Карпентер таковой не имеют! В ответ выступил Джон Гленн, который заявил, что, «если бы мы обнаружили, что женщины могут продемонстрировать лучшие, чем мужчины, качества, то приняли бы их с распростертыми объятиями». Не существует летчиков-испытателей женского пола, утверждал он, «и этот факт говорит сам за себя». После его выступления заседания третьего дня слушаний были отменены. Конгрессменов убедило требование НАСА «насчет военных летчиков».
Джерри Кобб встречалась с представителями НАСА и Пентагона, убеждая их в необходимости женского полета. Но даже старт Валентины Терешковой (которая вообще не была летчицей, а только парашютисткой) в июне 1963 года ничего не изменил. Единственной формальной уступкой, на которую пошло НАСА, было назначение Джерри Кобб консультантом директора агентства. Но с ней ни разу не советовались по вопросам использования женщин в космонавтике. В конце концов, она покинула НАСА и вернулась в авиацию.
Через много лет, после триумфального возвращения на орбиту 77-летнего Джона Гленна, состоявшегося в октябре 1998 года, Джерри Кобб встретилась с супругой президента США Хиллари Клинтон и директором НАСА Дэном Голдином. Она пыталась убедить их, что она является наилучшим кандидатом для продолжения гериатрических исследований в космосе. Однако положительного решения в тот момент принято не было, а после произошедшей в 2003 году катастрофы шаттла Columbia, вопрос был окончательно закрыт.