Али ибн Абу Талиб
кадр из фильма
Его полное имя: Абуль-Хасан Али ибн Абу Талиб ибн Абд аль-Мутталиб ибн Хашим ибн Абд аль-Манаф аль-Курайши. Его также называли Абу Турабом и Хайдаром. Пророк Мухаммед назвал его Муртадой («заслужившим довольство», «избранным») и Маула («любимый»).
Родился в 13-й день месяца раджаб за 22 года до хиджры (599-600 годы) в Мекке в семье главы клана Бану Хашим племени курайшитов Абу Талиба и Фатимы бинт Асад. Многие источники сообщают, что Али был единственным человеком, родившимся в священной Каабе. О! Это весьма интересная история! Её в принципе мало кто отрицает, но друзья и враги интерпретируют по разному. Значит, общепринятая версия такая: его мать поклонялась Ибрахиму, т.е. была ханифкой, единобожницей. Конечно, была масса знамений, предсказаний и событий - должна родить нечто божественное. На 9-м месяце прошествовала мимо группы наблюдателей и вошла в Каабу. Сквозь стену. Ну, стена раздвинулась и сдвинулась. Что особо никого не удивило. Конечно, назревает вопрос - не было ли проще войти через вход? Ах, да, он был закрыт на замок (вероятно, такой хитрый, что легче было раздвинуть стену). Вышла она через 4 дня с младенцем на руках. Это и был Али. По её рассказам, внутри она встретила Еву, Сару и многих прочих персонажей арабско-еврейской мифологии религии. Всякие физиологические вопросы тут неуместны, надо верить на слово! Но! Если шииты признают за этим фактом богоизбранность Али, а алавиты его попросту обожествляют, то сунниты задают ненужные вопросы - а зачем единобожнице рожать в гнездилище язычников, охраняемом идолами, с которыми через 30 лет грубо расправился Пророк?
Отец Али - Абу Талиб приходился родным братом Абдуллаху, отцу пророка Мухаммеда. Т.е. Али был двоюродным братом Посланника аллаха. Сирота Мухаммед несколько лет воспитывался у дяди (Али ещё и не родился). Когда Абу Талиб разорился, а дела Мухаммеда вследствие женитьбы на Хадидже, напротив, пошли на лад, он взял себе на воспитание Али.
Когда Али исполнилось 9-10 лет, он принял ислам и стал первым ребёнком и первым представителем мужского пола и вообще первым человеком, принявшим ислам (Пророк как бы выше этого ритуала). На протяжении всего мекканского периода его жизни Али не отлучался от пророка Мухаммеда. Перед переселением Мухаммеда в Медину, мекканцы попытались убить Пророка, но Али отвлёк их внимание. Сам же Пророк в это время уже направлялся в Медину. Через некоторое время Али также отправился в Медину.
Али был знаменосцем в битве при Бадре (ему 24 года). Бой начался с поединка три на три, Али сразился с Валидом ибн Мугирой и убил его, потом вместе с Хамзой убил последнего врага-поединщика, Шайбу. Т.е он ещё и первый стал разить неверных. За свой героизм Али получил прозвище «Лев Аллаха». При разделе трофеев, захваченных в ходе сражения, Мухаммед взял себе меч Зульфикар, принадлежавший до этого мекканцу Мунаббиху ибн Хаджжаджу. После смерти Пророка меч перешёл к Али (либо он дал его во время битвы у рва).
Март 625 года - битва у горы Ухуд. Битва началась с поединка между Али и Талхой ибн Абу Талхой. Опять победил Али, мусульмане пошли в атаку... и были разбиты. В этом сражении Али получил 16 ран.
Пророк Мухаммед, возвращаясь из своего последнего паломничества, остановился в местечке Гадир Хум, находящемся между Меккой и Мединой. Здесь он сделал заявление в адрес Али, которое было по-разному интерпретировано. Мухаммед заявил, что Али - его наследник и брат и те, кто приняли Пророка как мавла (любимца), должны принять Али как его мавла. Шииты убеждены, что таким образом Мухаммед объявил Али своим преемником. Сунниты, наоборот, рассматривают это как пожелание, чтоб Али унаследовал его семейные обязанности после смерти, а о преемнике не сказано.
Пророк Мухаммед скончался в 632 году в своём доме в Медине. Тотчас после его смерти в квартале бану саида собралась группа ансаров, чтоб решить вопрос о преемнике. Али и семья Мухаммеда в это время были заняты подготовкой похорон Пророка. При избрании нового главы общины только три сподвижника (Абу Зарр аль-Гифари, аль-Микдад ибн аль-Асвад и перс Сальман аль-Фариси) выступили сторонниками прав Али на власть, но их не стали слушать. Появление Абу Бакра и его спутников сразу изменило обстановку. Собрание в итоге присягнуло Абу Бакру и тот, приняв звание «заместителя посланника Аллаха» - халифа, стал во главе мусульманской общины. Али не протестовал, но отошёл от общественной жизни и посвятил себя изучению и преподаванию Корана.
(продолжение следует) |
Фатима Захра
Кроме Фатимы я не видел такого человека, чтобы его вид, серьёзность, манера вставать и садиться были так сильно похожи на Пророка. (Сахих Тирмизи)
«Немало мужчин в истории были праведными, но среди женщин высшей степени богобоязненности удостоились лишь четыре: Марьям, мать Исы, Асия - супруга Фирауна (фараона), Хадиджа бинт Хувайлид и Фатима» (хадис от имама Ахмада).
Фатима родилась 27 июля 604 г в Мекке. Её рождение выпало на период, когда курайшиты начали ожесточённо притеснять мусульман. Во время родов служанки Хадиджи покинули её и отказали ей в помощи, и рожать ей пришлось самостоятельно. (Ну, этот бред написан в Вики, привожу, как пример бездумного списания с дурацких исламских сайтов, откровения появились в 610-м, мусульмане - в 614-м, а притеснять их стали, когда Фатиме было 15 лет) В соответствии с традицией арабов всех детей Хадиджа отдавала кормилицам из числа кочевых арабов. Фатиму же Хадиджа с рождения воспитывала сама.
Фатима означает «отнимающая [ребёнка] от груди». У Фатимы было несколько куний: Умм Абиха («Мать её отца»), Умм аль-Хасанайн («Мать двух Хасанов [Хасана и Хусейна]»), Умм аль-Хасан («Мать Хасана»), Умм аль-Хусейн («Мать Хусейна»), Умм аль-Аимма («Мать имамов»). Также в отношении неё используется множество прозвищ и титулов: аз-Захра («Освещающая»), Сиддика («Правдивая») и др.
Фатима выходит замуж за своего кузена Али. Отказала многим. На предложение стать женой Али промолчала. "Молчание - знак согласия!"
Из Siyer-i Nebi, биографии Пророка, написанная Мустафой бен Юсуфом из Эрзурума (Османская империя) в 1388 году, иллюстрированная в 16 веке. Состоит из шести томов и содержит 814 миниатюр.
После того, как Фатима достигла возраста замужества, к ней приходили свататься многие знатные и богатые женихи. Среди них были и Абу Бакр и Умар. Однако Мухаммед с согласия Фатимы выдал её замуж за своего двоюродного брата Али. Это произошло в 622 или 623 году.
Махр, данный Фатиме, составил 480 (в некоторых источниках 500) динаров, полученных Али от продажи своей кольчуги. Церемония бракосочетания прошла скромно.
Их брак продлился 10 лет и закончился смертью Фатимы. И хотя в исламе было разрешено многожёнство, Али так и не взял второй жены при жизни Фатимы (а потом было много)
Была очень трудолюбива и набожна. Многие ночи она проводила в намазах (кроме пяти обязательных намазов - днём - есть ещё много дополнительных, которые совершают ночью)
У неё было 5 детей: Хасан ибн Али (р. 624), Хусейн ибн Али (р. 626), Зайнаб бинт Али, Умм Кульсум бинт Али, Мухсин (умер младенцем).
Её сыновья сыграли огромную роль в арабском мире. Но ещё более значительна её роль в расколе исламистов на суннитов и шиитов. Если Али после её смерти примирился с "узурпаторами"-халифами, сам выбирал третьего халифа и стал четвёртым (и последним) праведным халифом, то Фатима умерла в раздрае с наследниками Пророка. Якобы она смертельно обиделась на Абу Бакра за узурпацию власти (сунниты не отрицают обиду, но утверждают, что из-за участка земли), не разговаривала с ним до самой смерти (6 месяцев) (сунниты утверждают, что сам Абу Бакр пришёл к ней лично, объяснял и восхвалял её и "она была довольна")
Похороны Фатимы. Миниатюра из Фальнаме. Тебриз, 1550-60е гг.
Фатима умерла через несколько месяцев после своего отца, как он и поведал ей перед смертью, в 632 году. Она завещала, чтобы её тело омыл Али. Из политических соображений Али тайно похоронил Фатиму, место её могилы до сих пор неизвестно.
Мусульмане-шииты рассматривают гибель Фатимы как акт мученичества и почитают её память 20-дневным трауром в месяце Джумада аль-уля.
Страшнейшую головоломку теологам создала Фатима. Якобы она не принесла присягу Абу Бакру. Хотя есть хадисы её служанки, что забрать её явился сам Пророк с Джабраилом и ангелами (Али и сыновей в доме не было), но без присяги она умерла смертью джахилии (невежда, язычница)! А тот, кто не принёс присягу законному правителю, умер смертью джахилии, то есть так, как будто он вообще не принимал Ислам. Или же правление Абу Бакра было незаконным? А Фатима - «госпожа женщин Рая», как сообщил сам Пророк перед смертью. Каким же образом человек, умерший «смертью джахилии», войдёт в Рай и окажется в нём на самом высоком месте?
Были и иные интересные хадисы - например, как Али поссорился с Фатимой, сбежал из дома и спал в мечети, а мирил их лично Пророк. Но мусульманам не подобает обсуждать разногласия, возникавшие между сподвижниками Пророка, поскольку любить их - обязанность каждого правоверного! |
Сухайль ибн Амр
кадр из фильма. После смерти Пророка призывает крепить ислам. Действительно, оратор!
Носил прозвище Хатиб («оратор»). Его полное имя: Абу Язид Сухайль ибн Амр ибн Абд Шамс ибн Абд Вад ибн Наср ибн Малик аль-Кураши. Во время начала пророческой миссии Мухаммеда, Сухайль был одним из лидеров Мекки. На протяжении многих лет Сухайль был противником мусульман. Он был одним из тех, кто отказался защищать пророка Мухаммеда после неудачной попытки переселиться в ат-Таиф. У него было два сына: Абдуллах и Абу Джандаль. Оба сына приняли ислам раньше отца.
В битве при Бадре попал в плен к мусульманам, но был освобождён за выкуп. При заключении Худайбийского мирного договора, Сухайль был официальным представителем мекканцев и подписал договор с пророком Мухаммедом. После завоевания мусульманами Мекки Сухайль, наряду с другими курайшитами, был прощен Мухаммедом. После этого он принял ислам и стал набожным мусульманином. До конца своей жизни сожалел о вражде с мусульманами.
После Хунайна в подарок от Мухаммеда получил 100 верблюдов. Именно он, когда пришла весть о смерти Пророка, гарантировал сохранность ислама всем своим имуществом и уговорил мекканцев уплачивать садаку.
В период правления Праведных халифов, он поехал на войну и участвовал в завоевании Сирии. Умер недалеко от Иерусалима во время эпидемии чумы. |
Хассан ибн Сабит
кадр из фильма. "Моё оружие - слово. Не пойду убивать иудея. И вообще мне за 70, я дряхлый старик"
Его полное имя: Хассан ибн Сабит ибн аль-Мудир ибн Харам аль-Хазраджи. Родился в Медине, принадлежал к племени Хазрадж. В возрасте приблизительно 60 лет принял ислам. После принятия ислама не разлучался с пророком Мухаммедом. Носил прозвище «поэт Посланника Аллаха».
Было, конечно, неприятное недоразумение в 626 году (см.) когда он высмеивал жену Пророка Аишу и был наказан плетями (и одарён дворцом и женой)
Был великий поэт и писал стихи в честь Мухаммеда и мусульман. Не любил войн, пишут, что из-за слабого здоровья не участвовал в сражениях, но он поднимал боевой дух мусульманских бойцов своими стихами. Вёл тотальную идеологическую войну ещё до сражения при Бадре. Участвовал в диспутах, есть крамольные мнения, что сочинял стихи лучше, чем Пророк, который говорил, что Сабиту помогает сам Джабраил.
А вот Абу Убайда говорит: «Он возвысился над всеми поэтами посредством трех вещей. Первое - в эпоху Невежества он был поэтом ансар, второе - во времена пророка был поэтом Посланника Аллаха, и третье - был поэтом Йемена. Но при всем при этом он оставался человеком трусливым».
Хассан был женат на Сирин, которая была сестрой наложницы пророка Мухаммеда Марии (их обеих прислали Пророку в подарок из Египта, вначале обе были христианками, но замуж таких брать было запрещено, сёстры приняли ислам). Сирин и Хассан прожили счастливую жизнь и у них родился сын Абдуррахман ибн Хассан, тоже великий поэт.
Халифат Абу Бакра не признал, сочинив ряд едких эпиграмм.
Слабое здоровье не помешало ему дожить до 120 лет, якобы, он умер приблизительно в 674 г. Хотя и вряд ли. "120 лет" у арабов жили многие, что означает "очень много". |
Усама ибн Зейд
Отец Усамы - Зейд ибн Хариса, мать - Умм Айман, рабыня отца Пророка - Абдуллаха. Мухаммед освободил Зейда и женил на Умм Айман. Приблизительно в 614-615 г. у Зейда и Умм Айман родился Усама. Усама был темнокожим мальчиком с приплюснутым носом, очень похожим на свою мать-эфиопку. Он был примерно одного возраста с внуком Пророка Аль-Хасаном (тот был белокожим, цветущим и красивым мальчиком, очень похожим на своего деда). Пророк демонстрировал одинаковую любовь к обоим детям.
В момент смерти пророка Мухаммеда Усаме около 19 лет. По причине своего несовершеннолетия, Усама не участвовал в сражениях при Бадре и Ухуде. Усама пытался пойти на войну, но пророк Мухаммед запретил. В битве у рва Пророк разрешил ему присутствовать (Усаме было 15). Только в битве при Хандаке он получил от Пророка разрешение на участие в сражении и после стал участником всех остальных сражений между мусульманами и язычниками.
В битве при Муте (Муате) на его глазах убили отца. Мусульмане "вырвались из когтей византийцев" и Усама вернулся на коне отца (погибшие, включая трёх полководцев, были брошены на поле боя).
В 632 году пророк Мухаммед распорядился снарядить и послать против византийцев армию. В этом походе намеревались принять участие знаменитые полководцы, однако командиром этой армии был назначен молодой Зейд. В связи с ухудшением состояния и кончиной пророка Мухаммеда, выступившая в поход армия вернулась обратно (вероятно, даже не уходила). Усама помогал Али ибн Абу Талибу в организации похорон Пророка. После этого, по настоянию халифа Абу Бакра, он выступил в поход и достиг Сирии. Этот поход оказался успешным и армия под его командованием вернулась назад с большим количеством трофеев.
Участвовал во многих сражениях в период правления халифов Абу Бакра и Умара. После убийства халифа Усмана, Усама не участвовал в гражданской войне в Халифате. Во время противостояния Али и Муавии он проживал в Сирии и не присоединился ни к одной из сторон. Затем он переехал в Вади аль-Кура (Северная Аравия), а в период правления халифа Муавии уехал в Медину.
Умер в 678 г. в местности Джурф, неподалеку от Медины. В момент смерти ему было около 63 лет. |
Зейд ибн Сабит
Это, якобы, древнейшая сохранившаяся до наших дней рукопись Корана, обагрённая, якобы, кровью третьего халифа - Усмана. Хранится в Ташкенте.
Предположительно, пять первых экземпляров Корана были разосланы в основные города Халифата (один из них сохраняется в стамбульском дворце Топкапы), а шестой экземпляр халиф оставил себе. Считается, что преемник Усмана, четвёртый халиф Али, увёз эту рукопись из Медины в свою новую столицу, Куфу. Там она сохранялась до вторжения Тамерлана в XV веке. По одной из версий, когда в 1402 году Тамерлан разбил близ Ангоры османского султана Баязета, в Басре захватил коран Усмана и привёз в Самарканд - столицу своей империи.
Величайшая ценность исламского мира! Но для безбожников-учёных ничего святого нет. Они установили дату написания - начало VIII века, через полстолетия после убийства Усмана (чёрточки, заменяющие точки, уже есть, а надстрочных/подстрочных знаков ещё нет). А пятна крови есть на всех трёх древнейших экземплярах! Причём подделку увидит и дилетант - кровь наляпали на несмежных листах и закрыли страницы с ещё непросохшей кровью.
А вот рукописи Санаа (Сана) из Йемена - это интересно. Эти рукописи были обнаружены в 1972 году при ремонте Большой Мечети Санаа. Тысячи древнейших альбомов, тетрадей, книг. Также там было большое количество кожаных свитков с древнейшими образцами арабской письменности! Рабочие сгребли этот хлам в мусорные мешки, но не нашли времени выбросить и тут случайно пришёл настоящий эксперт. Страшно представить, сколько настоящих ценностей в мире пропало! С помощью сложных исследований был установлен примерный возраст - рукописи датировались VII и VIII столетиями, написаны на пергаменте, состоят из двух слоев текста. Радиоуглеродный анализ датировал древнейший пергамент до 671 года нашей эры с точностью 99%. Находка включает в себя 12 000 фрагментов.
Но что важно - мусульманские власти очень недовольны тем, что рукописи попали в Германию, где их тщательно исследовали. "Их разночтения и иной порядок стихов - очень значимы. Эти рукописи говорят, что ранняя история коранического текста - более открытый вопрос, чем думали многие. Текст был менее устойчив, и, следовательно, имел меньший авторитет, чем всегда считалось". Короче - менялся и канонический текст.
Заодно скажу, почему "бог", "аллах" и "коран" я пишу с маленькой буквы, а "Библия" - с большой. Бог и аллах - это профессия, хотя и более уважаемая, чем грузчик, но принципиальной разницы нет. Коран (при всей его святости) - это инструкция. Библия - это не одна книга, но важнее то, что слово стало нарицательным и полным-полно выражений типа "Это библия бухгалтера, ...водителя, ...туриста, ... космонавта". Надо отделять книгу и всё прочее. Коран, собственно, библия мусульман.
Вот так выглядит рукопись на арабском VII века.
Его полное имя: Зейд ибн Сабит ибн ад-Дахак аль-Ансари. Он родился приблизительно в 615 году в Медине. Его отец происходил из племени Хазрадж и погиб в результате междоусобной войны с мединским племенем Аус в битве при Буасе. В 6 лет остался и без матери. В 8-9 начал заучивать коран. Он не смог принять участие в битве при Бадре (был мал), но копал ров перед битвой у рва, где его похвалил Пророк.
Был грамотен и отличался хорошей памятью. Он умел писать по-сирийски и по-арамейски и часто был возле Мухаммеда для того, чтобы записывать его откровения. Стал секретарем Пророка, вёл переписку и переводил письма с других языков. Считалось, что он был хафизом, то есть знал наизусть весь Коран и муфассиром (толкователем Корана). Хорошо знал и еврейский язык.
Якобы, воевал при Табуке.
Зайд был одним из участников собрания в сакифе Бану Саида, где он поддержал кандидатуру Абу Бакра на пост первого халифа. Он хорошо разбирался в правилах раздела имущества, был одним из составителей дивана племен при халифе Умаре и руководил разделом добычи после битвы при Ярмуке. Во время правления халифа Усмана ибн Аффана Зайд был судьёй (кади) Медины и хранителем государственной казны.
Во времена пророка Мухаммеда передача Корана осуществлялась главным образом в устной форме. После смерти Мухаммеда в Йаммаме произошла битва против лжепророка Мусайлимы, во время которой погибли около 700 хафизов (знатоков Корана). Обеспокоенные возможностью утраты Корана, халифы Абу Бакр и Умар обязали Зайда ибн Сабита начать работу по собранию аятов Корана в единую книгу и составить полный письменный текст Корана.
Во время работы над собранием Корана, Абу Бакр поручил Зайду полагаться на письменные свидетельства, которые были собраны у жителей Мекки и Медины. Контроль за сбором фрагментов Корана был поручен Умару ибн аль-Хаттабу. Усилиями Зайда и других сподвижников был написан первый полный письменный экземпляр Корана (мусхаф), который хранился у жены пророка Мухаммеда Хафсы. Зайд использовал свои собственные знания, существовавшие в Мекке и Медине записи отдельных частей и аятов и то, что читали ему наизусть сподвижники пророка Мухаммеда.
В 650 г. во времена правления халифа Усмана среди мусульман стали часто возникать споры относительно правильного чтения Корана, тогда по приказу халифа Зайд вместе с тремя мекканцами (Абдаллахом ибн аз-Зубайром, Са'дом ибн аль-Асом и Абдуррахманом ибн аль-Харисом) составили официальный письменный текст Корана (канонический), который был объявлен единственно верным и обязательным для всех мусульман. Главным исполнителем работы был Зайд и в основу текста лег текст хранившийся у Хафсы бинт Умар. Официальный экземпляр был размножен и разослан во все основные центры Халифата. Остальные фрагменты Корана были сожжены по приказу халифа Усмана.
И тут сектанты вроде шиитов и прочих усмотрели подлог и цензуру. |
Абдаллах ибн Салам
Еврей. Родился в Ясрибе (Медине) в 550-е. Происходил из племени Бану Кайнука. Звали его тогда Хусейн ибн Салам. Когда Пророк прибыл в Медину, Хусейну было за 70, считался он учёным, самым знающим иудеем в Медине. Давно уже евреи ожидали Судного дня и Мессию. И тут явился Пророк. Якобы, Хусейн устроил экзамен Мухаммеду, задав три вопроса: "что станет первым предзнаменованием Часа*, чего в первую очередь отведают оказавшиеся в раю и почему ребёнок иногда похож на своего отца, а иногда на свою мать?"
* Киямат - День Божьего суда, однако это в исламе, в 624 г он даже толком не оформлен, откуда Хусейн про него может знать?
И, якобы, Мухаммед блестяще сдал экзамен: „Что касается первого предзнаменования этого Часа, то им станет огонь, который погонит людей к месту сбора с востока на запад; что касается первой еды, которую отведают обитатели рая, то ею станет доля печени кита; что же касается сходства ребёнка, то здесь дело обстоит так: если во время полового сношения вода мужчины опережает воду женщины, то ребёнок получается похожим на него, если же вода женщины опережает его воду, то ребёнок становится похожим на неё"
Но в других хадисах вопросы совершенно другие! Иногда интересные. Ответы совершенно наивные. Но экзаменатор всегда говорил: "Правильно!"
Возможно, весь эпизод придуман или разыгран на публику, возможно Мухаммед знал, что ответить и даже что его спросят. Но факт - Хусейн немедленно признал его за пророка и принял ислам. И все евреи отвернулись от него, признав худшим человеком в их общине.
После принятия ислама был неразлучен с Пророком. Мухаммед дал ему имя Абдуллах.
На протяжении всей жизни занимался религиозными науками. Был передатчиком хадисов. Во времена правления халифа Абу Бакра участвовал в войнах против вероотступников. Умер в Медине в 643 или 663 (тогда ему было бы за 100 лет) |
Сад ибн Убада аль-Ансари
Его полное имя: Сад ибн Убада ибн Дулайм ибн Хариса ибн Нуман ибн Абу Хазайма аль-Ансари ас-Саиди аль-Хазраджи. Он был главой клана Саида. Принял ислам во время второй клятвы при Акабе. Был одним из инициаторов переселения пророка Мухаммеда из Мекки в Медину. Курайшиты узнали об этом, и на обратном пути из Акабы выследили его, схватили и привезли в Мекку. Там его подвергли пыткам, но благодаря заступничеству Джубайра ибн Мутима и Хариса ибн Харба ему удалось спастись и вернуться в Медину. Сад был богатым человеком и тратил своё состояние на нужды молодой мусульманской общины. Один из немногих жителей Медины, который умел писать.
После переселения мусульман в Медину, Сад активно участвовал в укреплении мусульманского государства. Участвовал в битвах при Бадре, Ухуде, Хандаке, Хайбаре, а также при завоевании Мекки. Отличался меткостью в стрельбе из лука и был главным знаменосцем ансаров.
После смерти пророка Мухаммеда, ансары выдвинули его кандидатуру на пост халифа. Однако, в конечном итоге, первым халифом на этом собрании был выбран Абу Бакр. После этого Сад уехал в Сирию, где умер в 635-636 году. |
Умар ибн аль-Хаттаб (Омар I, Аль-Фарук)
Умар ибн аль-Хаттаб родился приблизительно в 585 году в Мекке. Полное имя: Абу Хафс Умар ибн аль-Хаттаб ибн Нуфайль ибн Абд аль-Узза ибн Кусай ибн Килаб ибн Мурра ибн Кааб. Его отцом был аль-Хаттаб ибн Нуфайль из курайшитского рода аль-Ади, которое исторически выполняло роль посредников в решении конфликтных вопросов между племенами и улаживании разногласий. Сам Умар, будучи одним из влиятельных людей в Мекке, часто приглашался для разрешения различных конфликтов. Его мать звали Хинтама бинт Хашим. В юности он был пастухом, а затем занялся торговлей.
Умар выделялся среди своих соплеменников высоким ростом, отличался светлой кожей, красивым лицом, и красил бороду хной в рыжий цвет. Он носил длинные усы; походка была быстрой, голос - очень громким. Был человеком необычайно энергичным, властным и вспыльчивым.
Умар до 616 года был ярым противником ислама. Как-то он снизошёл до разговора с мусульманкой. Она, обрадовавшись, рассказала мужу о таком чуде. На что тот сказал: "Мой осёл скорее примет ислам, чем Умар!"
Пророк Мухаммед, якобы, молился, прося: «О, Аллах, укрепи ислам Умаром ибн аль-Хаттабом». Якобы, однажды Умар даже решил убить Пророка Мухаммеда за то, что тот призывал арабов отойти от религии предков и порочил поклонение идолам. Но (аллах вмешался?) встретил Нуайма ибн Абдуллаха, который рассказал ему о том, что его (умаровы) сестра и зять стали мусульманами. Он повернул домой, где застукал свою сестру с мужем за чтением аятов и избил своего зятя. Скинув стресс, Умар ознакомился с содержанием читаемого и заинтересовался. Потом пошёл послушать Пророка.
Умар был решительным человеком. Сразу принял ислам. И сразу после принятия ислама отправился к самому злобному врагу мусульман, Абу Джахлю и сообщил ему о принятии ислама. После этого Умар сообщил по секрету о своём принятии ислама самому болтливому человеку в Мекке, новость о поступке Умара тотчас же разлетелась по городу. Дрался с целой толпой язычников. Благодаря Умару мусульмане впервые совершили коллективный намаз возле Каабы.
Отличался бесстрашием. Во время переселения мусульман из Мекки в Медину многие мусульмане уезжали из города втайне, но Умар отказался скрываться и совершил переезд публично, не боясь никого из своих врагов.
После переселения в Медину стал одним из ближайших сподвижников пророка Мухаммеда и выдал за него свою дочь. Он активно участвовал во всех важных делах молодого мусульманского государства.
В день принятия ислама Умаром пророк Мухаммед прозвал его аль-Фарук. В суннитской традиции Умар ибн аль-Хаттаб входит в число десяти обрадованных вестью о рае.
У Умара было несколько жён и много детей. Ещё до принятия ислама у него было три жены; когда он узнал о ниспослании аята, указывающего, что не следует жениться на неверных, Умар собрал своих жён и предложил им принять ислам. Все жёны Умара отказались, и он всем дал развод. Самый известный из сыновей Умара, Абдуллах, принял ислам на год раньше своего отца и стал впоследствии известным исламским богословом. Других сыновей звали Асим, а трое сыновей от разных жён носили одинаковые имена - Абдурахман. У Умара также было две дочери, Хафса и Фатима. После переселения в Медину Умар выдал Хафсу за пророка Мухаммеда. Последней женой Умара стала дочь Али ибн Абу Талиба и Фатимы - Умму Кульсум.
Принимал участие во всех походах мусульман, в большинстве сражений, проявляя (якобы) немеренный героизм.
В 632 году, после смерти Мухаммеда встал вопрос о том, кто возглавит мусульманскую умму. По инициативе Умара должность халифа была дана Абу Бакру. Во время правления Абу Бакра Умар был его советчиком, удачно дополняя его своей энергией и решимостью.
В конце августа 634 года умирающий Абу Бакр рекомендовал Умара ибн аль-Хаттаба в качестве своего преемника. Мусульманская община, пороптав на самодурство Умара, единодушно присягнула новому халифу.
Будучи халифом, Умар ибн аль-Хаттаб носил титул амир аль-муминина (повелитель правоверных). Этот титул подразумевал не только политическую, но и духовную власть халифа. По мнению шиитов, до Умара этот титул был дан Али ибн Абу Талибу ещё во время жизни пророка Мухаммеда, и принадлежит только ему.
Во время правления Умара мусульманские владения за пределами Аравии стали быстро расширяться. В 633 пала Южная Палестина, затем Хира. В сентябре 635 после шестимесячной осады капитулировал Дамаск, а через год, после поражения византийцев при р. Ярмук, Сирия перешла в руки мусульман.
Мусульманские войска овладели Иерусалимом.
В 636-637 произошло величайшее в истории арабов сражение при Кадисии: мусульманские отряды одержали победу над персидским войском. Позднее пал Мадаин (совр. Ктесифон в Ираке), летняя резиденция персидского царя. Эти победы предрешили окончательное завоевание Персии. Тогда же арабы захватили район Мосула.
Однако в тот момент Умар приостановил походы арабских воинов на Восток, считая, что время для завоевания Персии ещё не пришло. Впоследствии персы назвали халифа Умара узурпатором, а день его смерти стали отмечать как праздник.
Спустя два года после завоевания Джазиры, которое было осуществлено из Сирии, арабы вторглись в Персию и одержали победу при Нехавенде (642).
В 639 арабские войска перешли египетскую границу. В 642 в руки мусульман перешла Александрия, ключевой пункт Византии в Египте. Сожжение Александрийской Библиотеки, якобы осуществлённое тогда же по приказу халифа Умара, абсолютная легенда.
Умар отозвал из армии и завоёванных провинций наиболее популярных мусульманских лидеров: Халида ибн Валида и Саада ибн Абу Ваккаса. Вероятно, опасался их усиления.
Неоднократно Умар конфисковывал в общественную пользу от половины до двух третей огромных состояний, составленных наместниками провинций. Под такое урезание попадали Халид ибн Валид, Саад ибн Абу Ваккас, Амр ибн аль-Аса, наместники Бахрейна, Йемена, Мекки и других.
В результате завоеваний и разумного управления халифат превратился в многонациональную империю, в составе которой выходцы из Аравии составляли лишь четверть. Мусульманская аристократия стала переселяться на завоеванные земли. Наместников завоёванных земель халиф Умар назначал сам.
На завоёванных землях Умар стал организовывать военные лагеря (амсары).
Умар ибн аль-Хаттаб пользовался у сахабов непререкаемым авторитетом. За всё время его правления не зафиксировано ни одного случая неповиновения наместников. Он предоставлял своим соратникам большую свободу действий, а в некоторых случаях даже покрывал их проступки.
Ситуация потребовала от Умара принятия ряда мер по организации аппарата и принципов распределения огромных доходов. Окончательно оформить эту систему удалось только в 640 году. Одновременно с этим были установлены размеры хараджа и джизьи. При нём стали формироваться земельные кадастры, которые предусматривали различные виды собственности на землю: общинную и частную. После завоевания Египта в Мекку и Медину стала поступать оттуда пшеница. Это сыграло особенно важную роль во время голода, обрушившегося в 639 г. на Палестину, Сирию и Ирак.
Благодаря Умару были заложены основы юридической системы, в ряде городов действовали судьи - кади, которые на основе Корана (шариата) разрешали конфликты и споры.
В 639 году Умар ввёл новую систему летоисчисления. Новая эра начиналась с года переселения (хиджры) пророка Мухаммеда из Мекки в Медину.
По предложению халифа, городское строительство осуществлялось по византийским принципам: ширина главных улиц должна была быть равна 40 локтям (локоть - 38-46 см), а второстепенных - 20-30 локтям. Халиф уделял много внимания развитию ремесла и торговли. Он считал, что ремесло торговца не менее сложно, чем военное дело, ибо «шайтан старается соблазнить честного купца лёгкой прибылью путём обмана покупателя».
Когда был завоеван Египет, Умару доложили, что эта область может снабжать пшеницей другие области халифата. Но надо было решить проблему транспортировки зерна. Халифу напомнили, что во времена императора Траяна (на рубеже I-II вв. н. э.) был построен канал, соединивший Нил и Красное море. Впоследствии канал был заброшен и засыпан. Умар распорядился очистить русло канала, и хлеб нильской житницы хлынул в Аравию по кратчайшему пути.
При халифе Умаре был окончательно признан ритуал хаджа. Ежегодное паломничество Умар возглавлял сам. По поручению халифа бывший секретарь пророка Зайд ибн Сабит начал сбор разрозненных текстов откровений, записанных со слов Мухаммеда. Окончательно текст Корана был собран уже после смерти Умара.
Умар добавил к званию халифа титул амир аль-муаминин (повелитель правоверных). Таким образом, систему власти, которую создал Умар, можно охарактеризовать как арабо-мусульманскую теократию. Население было разделено на два класса - на правящих мусульман и на подчиненные народы, придерживающиеся иной веры.
Незаурядные личные качества Умара, его талант и умелое управление государством привели к великим успехам арабского халифата.
Он обладал не только энергией, но и умением использовать обстоятельства, людей и их религиозный энтузиазм. Стиль правления халифа Умара можно назвать авторитарным, однако до самодурства он не доходил. Он был жёстким, но справедливым правителем.
Умар сыграл исключительную роль в деле распространения ислама. Благодаря его завоеваниям, население обширных территорий от Персии до Северной Африки ознакомилось с исламом и мусульманами. Спустя некоторое время многие из этих народов примут ислам.
Умар также был толкователем Корана, знатоком хадисов и мусульманского права (фикха).
Суннитская историческая традиция высоко оценивает деятельность Умара, представляя его идеальным правителем. Сунниты представляют его благочестивым аскетом, справедливым к мусульманам и беспощадным к врагам.
Шиитская традиция представляет Умара узурпатором. Согласно шиитским источникам, пророк Мухаммед хотел видеть халифом своего двоюродного брата Али ибн Абу Талиба, но в ходе переворота власть сначала досталась Абу Бакру, а затем Умару и Усману.
В ноябре 644 во время утреннего намаза в мечети персидский раб Фируз, по прозвищу Абу Лула, нанес Умару шесть тяжелых ножевых ранений.
Вероятно, причиной была решительная политика Умара в отношении Персии, которая была полностью разгромлена армиями арабского халифата. Когда Умару сказали, что ранения нанёс огнепоклонник Абу Лула, Умар сказал: «Хвала Аллаху, который сделал мою смерть не от рук человека, исповедующего ислам!». Умар скончался через три дня, 7 ноября 644 года. Умирая, он назначил совет, который должен был избрать нового халифа. Одним из его последних указаний было наставление будущему халифу не смещать назначенных им наместников провинций в течение года.
У него было 13 детей, 9 сыновей и 4 дочери.
- Абдулла, Абу Абдуррахман. Он принял ислам после своего отца в Мекке, в детстве, вместе со своим отцом и матерью сделал хиджру, когда ему было 10 лет. Он присутствовал на всех сражениях после Бадра и Ухуда. Пророк хорошо отозвался о нем. Был щедр, освободил (от рабства) 1000 человек или больше. Он дожил до времени правления Абдулмалика бин Марвана, умер в Мекке в возрасте 84 лет, у него осталось потомство.
- Абдуррахман-старший, родной брат Абдуллы. Их мать – Зейнаб бинт Мазъун.
- Зейд-старший. Его мать – Умм Кульсум бинт Али бин Аби Талиб, дочь Фатимы, дочери Пророка. Он умер, не оставив потомства. Говорили, что он и его мать Умм Кульсум умерли в один час.
- Асым. Его мать – Умм Кульсум Джамиля бинт Асым бин Сабит, и ее звали Асыя, а Пророк назвал ее Джамилей. Асым был достойным и добрым человеком, умер в 70-м г.х., оставив потомство. Его брат по матери – Абдуррахман бин Зейд бин Хариса аль-Ансари. Умар бин Абдулазиз – сын его дочери Умм Асым бинт Асым.
- Зейд-младший.
- Убейдулла. Мать Зейда и Убейдуллы – Мулейка бинт Джарваль аль-Хузаия.
Убейдалла был убит в сражении Сиффин с Муавией, у него есть потомство. Его братья по матери – Убейдулла бин Аби Джагм бин Хузейфа и Хариса бин Вагб аль-Хузаи, сподвижник.
- Абдуррахман-средний. Его мать – Люхейя, наложница.
- Абдуррахман-младший. Его мать – наложница. Один из трех Абдуррахманов имел кунью Абу Шахма, а другой – Муджаббир. Абу Шахмы, этот тот, кого стегал плетьми Умар за преступление хадда (скорее всего, пьянство), он не оставил потомства.
- Ияд. Его мать – Атика бинт Зейд.
Дочери:
- Хафса, жена Пророка. Она – родная сестра Абдуллы и Абдуррахмана-старшего.
- Рукайя, родная сестра Зейда-старшего. На ней женился Ибрагим бин Наим бин Абдулла ан-Наххам, она умерла, будучи его женой, не имела детей.
- Фатима, её мать – Умм Хаким бинт аль-Харис бин Хишам бин аль-Мугира. На ней женился сын ее дяди по отцу Абдуррахман бин Зейд бин аль-Хаттаб, и она родила ему Абдуллу.
- Зейнаб, и ее мать – Фукейха, наложница. На Зейнаб женился Абдулла бин Абдулла бин Суракъа аль-Адави, и она передавала хадисы от своей сестры Хафсы. |
Жёны Пророка
(продолжение)
Мария аль-Кибтия
Мария аль-Кибтия не упоминается в списке жён Ибн Хишама, и многие историки считают, что она была всего лишь наложницей.
Ее настоящее имя Мария бинт Шамун. Родом она была из египетской деревни Хафн, провинции Саид, что на восточном берегу Нила. В преданиях говорится, что она была дочерью отца-копта и матери-христианки, и в малом возрасте была отдана во дворец Мукаукиса.
В 6 году хиджры (627-628 г.) Мухаммед отправил Хатиба ибн Абу Балта с письмом к правителю Египта Мукаукису, в котором он известил его о появлении новой веры и пригласил присоединиться к нему. В ответ на письмо Мукаукис отправил многочисленные подарки, в числе которых была Мария и её сестра Сирин (ну и евнуха с ними, конечно). По дороге в Медину девушки (якобы) приняли ислам и вошли в Медину, будучи мусульманками. По другой версии это было много позже, а по третий версии женой она не была и принимать ислам ей было вообще ни к чему.
Через два года Мария родила Мухаммеду сына, которого назвали Ибрахим. Ибрахим был отдан кормилице, которая жила в селении Авали, за пределами Медины. Через 16 месяцев после рождения Ибрахим внезапно заболел и умер. Ибрахим был похоронен на кладбище аль-Баки. После смерти Пророка Мария совсем отошла от мирской жизни. Она вела очень тихий, уединенный образ жизни. Была молчалива и не вникала в дела других. От нее не было передано ни одного хадиса. Мария скончалась в 637 году. Намаз у ее могилы совершил сам халиф Умар. Она была похоронена на кладбище аль-Баки.
Маймуна бинт аль-Харис
Бывшая свояченица дяди Мухаммеда Аббаса. При рождении её звали Баррой, однако Мухаммед назвал её Маймуной. В период язычества она была замужем за Масуда ибн Амра, но затем развелась с ним и вышла замуж за Абу Рухума ибн Абд аль-Уззу. Спустя некоторое время, она стала вдовой. Мухаммед женился на ней по совету Аббаса в 629 году. Женился Пророк на Маймуне во время хаджа в Мекку, когда паломникам по договору дали 3 дня на пребывание в городе. Очень возможно, что очередная жена - тоже дипломатический ход. Мухаммед не только взял в жёны мекканку прямо во время хаджа, демонстрируя дружелюбие и наращивая родство с влиятельными мекканцами, он и свадьбу вознамерился сыграть в Мекке, обещая всем большое угощение. Вероятно, это и было его главной целью. Однако мекканцы не соблазнились - "три дня истекло - уходи". Покинув Мекку, мусульмане достигли местечка Сариф на расстоянии десяти миль от Мекки и спешились. Именно там, в шаввале седьмого года хиджры Маймуна стала женой Пророка. Разумеется, все мекканцы, кто хотел, побывали на свадьбе. Это был мощный удар по язычникам.
Она была последней его женой. Умирал Мухаммед в её доме (порядок посещения жён строго соблюдался). И с её разрешения переехал умирать в дом Аиши.
Маймуна прожила пятьдесят лет, в течение которых занималась распространением исламского призыва, науки и хадисов. Дожила до правления Муавии. Пользовалась авторитетом ученых и повелителей. Известно около 70 хадисов, переданных ею. Ей тогда было около восьмидесяти лет, когда она скончалась. Она была похоронена там, где хотела: в Сарифе, где посланник Аллаха сочетался с ней, в память об этом дне.
|