кадр из фильма (продолжение, "начало тут) В 632 году он избран халифом. По мнению шиитов, Абу Бакр узурпировал власть, которая должна была принадлежать Али ибн Абу Талибу. Абу Бакр постоянно подчёркивал, что является всего лишь исполнителем воли Мухаммеда. Для подчёркивания этого статуса он даже принял соответствующий титул - «заместитель посланника Аллаха» (халифа рассули-л-Лях), в упрощённом виде халиф. После смерти пророка Мухаммеда многие племена, некогда обращенные в ислам, отпали и их пришлось возвращать избранному халифу. Об этом см. слева. Проявляя бескомпромиссность по отношению к отступникам, Абу Бакр в течение года вернул отпавшие от ислама арабские племена. Ни Мухаммед, ни Абу Бакр не высказывали конкретных суждений относительно распространения ислама и границ этого распространения. Ни разу аллах устами Мухаммеда не сообщал идеи завоевания мира, Абу Бакр тоже не стремился, не собирался он завоёвывать Римскую империю и государство Сасанидов, только распространить ислам на арабские племена, вассальные двум этим державам. Наиболее жёстко мусульмане обращались не с персами или римлянами, а с арабами, отказывавшимися принимать ислам. Отправляя войска, Абу Бакр будто бы дал командирам наставления о том, как вести себя на вражеских территориях: «Когда встретишь врага и Аллах даст тебе победу, то не злобствуй и не уродуй тела врагов, не будь вероломным и не трусь. Не убивай ни ребёнка, ни старого старика, ни женщину. Не сжигай пальм и не обдирай с них кору, не срубай деревьев и не убивай скота больше, чем надо для еды. Вы будете проходить мимо людей в кельях, которые говорят, что посвятили себя Аллаху - оставляйте же в покое их и то, чему они себя посвятили. А есть другие, в головах у которых рылся шайтан, так что стали их макушки как гнездо куропатки. Ударяйте их по этим местам, чтобы обращались в ислам или собственноручно с унижением платили джизъю (налог неверных)». Перед битвой при Ярмуке Абу Бакр тяжело заболел и, чувствуя приближение смерти, обратился к ближайшим сподвижникам с предложением выбрать себе нового халифа. Сподвижники, не выдвинув кандидатуру, предложили Абу Бакру самому назначить преемника. Тогда Абу Бакр предложил обсудить кандидатуру Умара ибн аль-Хаттаба, и подавляющее большинство поддержало это предложение. Об избрании нового халифа объявили публично, и народ поддержал этот выбор. Халиф Абу Бакр умер 23 августа 634 года - дожив, как и Мухаммед, до 63 лет, что арабские классические историки подчеркивают как особую награду за благочестие. В завещании, оставленном Абу Бакром, 1/5 часть его собственного земельного участка возле Медины, все личное имущество и денежные средства были переданы государству в качестве пожертвования. Абу Бакра похоронили в комнате Аиши возле пророка Мухаммеда. Абу Бакр был мягким человеком, лишенным властолюбия. Согласно классической арабской историографии вообще и воспоминаниям Аиши в частности, он вел необычайно скромный образ жизни; источником его существования были лишь земельный участок возле Медины и скудное жалованье. Забавно то, что сунниты сообщают, что он был таким добродетельным, что лично не убил ни одного человека, а шииты, считающие его узурпатором, называют его трусом и негодяем, потому что за 23 года служения в исламе не убил ни одного неверного. У него было 3 сына и 3 дочери. Абдулла - старший сын Абу Бакра. Его мать – Кутейля или Къатля из бану Амир бин Люэй. Он участвовал в в сражении Хунейн и Таиф был там ранен и умер. Не оставил потомства. Абдуррахман, Абу Абдулла. При Бадре воевал на стороне язычников. Принял ислам во время Худейбии, воевал в Сирии. Умер в 53 г.х у горы рядом с Меккой, и его сестра Аиша похоронила его. Он участвовал вместе с ней в Верблюжьей битве, у него осталось дети. Мухаммед бин Аби Бакр, Абуль-Касим. Его мать – Асма бинт Умейс аль-Хасамия, одна из первых мухаджирок. Она была женой Джафара бин Аби Талиба и сделала с ним хиджру в Эфиопию. Когда Джафар пал шахидом в битве при Муте, на ней женился Абу Бакр, и она родила ему Мухаммеда прямо во время хаджа с Пророком, который повелел ей сделать гусль (полное омовение, чтоб сухого места на теле не осталось, делается очень редко), а затем идти дальше на хадж и делать то, что делают остальные паломники, кроме тавафа вокруг Каабы. Она стала причиной шариатского хукма (правила) относительно женщины в состоянии нифаса (послеродовое состояние), делающей хаджж. Когда Абу Бакр умер, на ней женился Али бин Абу Талиб, и Мухаммад бин Аби Бакр вырос в доме Али бин Абу Талиба и сражался на его стороне в Верблюжьей битве (против брата и сестры). Аиша - мать правоверных, родная сестра Абдуррахмана. Асма бинт Абу Бакр, родная сестра Абдуллы, это старшая дочь Абу Бакра, ее прозвище – «Зат ан-нитакъейн». На ней женился аз-Зубейр в Мекке и она родила ему несколько детей. Потом он развелся с ней, и она осталась со своим сыном Абдуллой в Мекке, пока он не был убит. Она пережила его, была долгожительницей, ослепла и умерла в Мекке. Умм Кульсум - младшая дочь Абу Бакра, про которую Абу Бакр говорил: «Зу батн» («обладатель живота»), дочь Хариджи. Ее мать – Хабиба бинт Хариджа бин Зейд. Абу Бакр как-то заночевал у Хариджи и женился на его дочери. Он умер, когда она была беременной, и она родила после его смерти Умм Кульсум. Когда Умм Кульсум выросла, на ней женился Тальха бин Убейдулла. |
Родился в 566 году в Мекке, от Натилы бинт Джанаб. Был старше пророка Мухаммеда на пять лет. После смерти матери Мухаммеда, Абд аль-Муталлиб взял его к себе на воспитание и Аль-Аббас рос с Мухаммедом в одном доме. Занялся торговлей. Был достаточно богатым человеком. Вместе со своими братьями служил в Каабе, раздавая паломникам воду из колодца Замзам. После смерти своего отца аль-Аббас занял наследственную в его семействе должность хранителя священного источника Замзам. После начала пророческой миссии Мухаммеда, аль-Аббас не принял ислам, но и не выступал против него. Его жена Умм аль-Фадль была одной из первых мусульманок. В битве при Бадре аль-Аббас попал в плен к мусульманам, а после освобождения из плена принял ислам и вернулся в Мекку. А по другой версии принял ислам в 630-м. Якобы, скрывал свою веру и помогал оставшимся в Мекке мусульманам. После завоевания Мекки находился рядом с пророком Мухаммедом и участвовал в битве при Хунайне. Благодаря его влиянию присоединилась к исламу и значительная часть курайшитов. После принятия ислама он продолжал быть хранителем Замзама. Во время своего Прощального паломничества Пророк подошёл к колодцу и попросил воды у аль-Аббаса. После смерти Пророка в 632 году он и Али ибн Абу Талиб приняли на себя обязанность омовения его тела. Аль-Аббас активно помогал первым трём Праведным халифам. Тратил большие суммы денег на оснащение мусульманской армии, оплачивал походы против Византии. Умер 15 февраля 653 (или 652 г) в возрасте 86 лет в период правления халифа Усмана. Жена - Любаба бинт аль-Харис. Из сыновей аль-Аббаса наиболее известны Фадль, Абдуллах, Кусам и Таммам. Его потомки спустя столетие пришли к власти в Халифате и основали династию Аббасидов |
Его полное имя: Абу Убайда Амир ибн Абдуллах ибн аль-Джаррах ибн Хиляль ибн Ухайб ибн Дабба ибн аль-Харис ибн Фихр ибн Малик ибн ан-Надр аль-Кураши аль-Фихрий. Отец - Абдуллах ибн аль-Джаррах. Абу Убайда принял Ислам во время мекканского периода жизни пророка Мухаммеда. Вместе с другими сподвижниками он сначала эмигрировал в Эфиопию, а затем в Медину. В Медине он способствовал созданию и укреплению молодого мусульманского государства. Абу Убайда принял участие во всех битвах между мусульманами и язычниками Мекки. Был одним из самых искусных лучников, искусным следопытом и разведчиком. В битве при Бадре он сразился со своим отцом, который воевал против мусульман на стороне язычников и убил его. Якобы, не хотел сражаться, но отец его преследовал, мешая сразиться с кем-то ещё. И было ему очень от этого плохо. И аллах (устами Пророка) его поддержал (ислам важнее родства). В битве при Ухуде Абу Убайда с ещё 10 сподвижниками, окружили Посланника Аллаха, прикрывая его своими телами. После боя оказалось, что у Пророка выбит зуб, рассечен лоб, а в щеку вонзились два кольца из его кольчуги. Абу Убайда вытащил эти кольчуги своими передними зубами, в результате чего сломал свои зубы (не могу себе этого представить, но так пишут). Абу Бакр тогда сказал: "Из всех беззубых Абу Убайда был лучшим"(неужели лучше Пророка, тоже потерявшего зуб?) Был кристально честным. О нём Пророк сказал: "В каждом народе есть свой доверенный (амин), им в нашем народе является Абу Убайда ибн аль-Джаррах" После смерти пророка Мухаммеда участвовал в качестве представителя мухаджиров, где первым Праведным халифом был избран Абу Бакр, который до того предложил выбрать халифа из двух: Умара и Абу Убейды. Но Убейда отказался от места халифа. С самого начала войн Халифата с Персией и Византией, Абу Убайда отправился воевать. Возглавлял арабские армии при покорении Сирии и Палестины в 634-638 годах. В битве при Ярмуке он был назначен командующим войсками центра. После этой победы были захвачены Фахль, Басан и Дамаск. Под командованием Абу Убайды также были завоеваны Иерусалим, Хомс и другие города Леванта. Потом он был наместником в Шаме (Сирия). Однажды халиф Умар ибн Аль-Хаттаб внезапно навестил его (нагрянул с проверкой). Умар предложил поесть в доме Абу Убайды, однако тот настаивал на том, чтобы посидеть в другом месте. После обедов в дворцах других наместников Умар имел привычку посылать судебного исполнителя, который конфисковывал богатство наместника, а дворец просто сжигал. И Абу Убайде не удалось отвертеться. Когда они зашли в дом, халиф был шокирован. Все имущество Абу Убайды состояло из кувшина и коврика, на котором он мог спать. Умар удивленно спросил его, почему бы ему не приобрести и другие вещи, но Абу Убайда ответил, что ему ничего не надо. И халиф сказал: "Дунья изменил всех нас, кроме тебя, о, Абу Убайда". Дунья - это нечто то, что европейцы называют материальным миром, мирской жизнью - еда, женщины, слава, деньги и т.п. Он препятствует движению к ахирату (вечная жизнь). Пророк очень удачно сравнил дунью с водой, рекой. Когда бутылка или корабль пусты, дунья им помогает в движении, но стоит пустить дунью внутрь - нет уже движения, можно утонуть. Некоторые историки говорят, что Абу Убейда был одним из тех, кто основал первую больницу на Ближнем Востоке. Также он построил дамбы в Шаме, чтобы защитить его от постоянных потопов. Абу Убайда был верным другом халифу Умару ибн Аль-Хаттабу. Он беспрекословно подчинялся ему и лишь однажды приказ не выполнил. Шам охватила невиданная эпидемия чумы. Сотни людей умирали. Умар приказал Убайде срочно прибыть в столицу. Абу Убайда догадался, что халиф хочет уберечь его от чумы. И отказался покинуть войско, так как хотел бы разделить учесть своих солдат. Прочитав письмо, Умар заплакал. Его спросили: - Неужели Абу Убайда скончался, о вождь правоверных? - Нет, - ответил он. - Но он близок к смерти. Абу Убайда ибн аль-Джаррах умер в 638 году в возрасте 58 лет от чумы. Умар ибн Аль-Хаттаб также перед своей смертью сказал, что если бы Абу Убайда был бы жив, назначил бы его правителем после себя. |
Мусульмане смогли собрать 30 000 бойцов. Это была самая большая армия с начала ислама. Вскоре арабы достигли Табука и приготовились дать бой византийцам. Однако византийцы так и не появились в Tабуке. Мусульмане без боя заняли город. Арабы ждали в городе ещё много дней, но византийцы так и не подошли. Согласно некоторым мусульманским историкам, обе армии так устали от марша через пустыню, что повернули вспять, даже не встретившись. Но много арабских племён переметнулось от Византии к Мухаммеду, тем самым увеличив мусульманское государство. Но... Создаётся такое впечатление, что вся "битва" придумана для возвышения одного человека - собирателя корана, Зейда ибн Сабита. И: "Во время сражения при Табуке Пророк Аллаха забрал знамя из рук одного своего сподвижника по имени Умар и вручил его Зейду ибн Сабиту. После этого Умар спросил его: «Я что-то сделал не так?» Посланник Аллаха ответил: «Зейд ибн Сабит имеет более основательные знания, он в совершенстве изучил Коран и потому я предпочел передать знамя ислама именно ему». Чёрт возьми, Зейду было 15 лет (ну, 17 - по другим источникам). И никаких данных о трофеях. Явно выдуманное сражение. |
Занятная личность. Не зря Стругацкие сделали его одним из главных героев романа "Отягощенные злом, или Сорок лет спустя" (Прудков Агасфер Лукич, он же - Боанергес; Ботадеус; Вечный Жид; Жан; Иван; Иоанн Богослов; Иоганн; Иоханаан; Искатель и Ловец Жемчуга Человечьего; Нахар ибн-Унфува; Опасный; Раджаль; Раххаль; Сын громов; Ударивший бога; Эспера-Диос; Ян, агент Госстраха, бессмертный соратник Демиурга, в прошлом Иоанн Богослов, Агасфер, ученик пророка Мухаммеда. Его аравийская история в изложении Братьев блестяща и довольно правдоподобна. Был некто Нахар ибн-Унфува по прозвищу Раджаль или Раххаль, что означает «много ходящий пешком», «много путешествующий», или, говоря попросту, «бродяга», «шляющийся человек». Был он вначале учеником и доверенным Мухаммеда, жил при нем в Медине, читал Коран и утверждался в исламе. А потом Мухаммед послал его своим миссионером и связником в Йемаму, к Мусейлиме, вождю и вероучителю племени Бену-Ханифа. ... — Лишенный стыда и позволивший называть себя именем Абу-Сумамы, — просипел он, тяжело глядя в лицо Агасферу Лукичу. — Я узнал тебя. Я узнал тебя по отрубленному уху, Нахар ибн-Унфува, прозванный Раххалем! Клянусь самумом жарким и верблюдом безумным, я отрублю тебе сейчас второе ухо моим йеменским клинком! Короткопалая рука его судорожно зашарила у левого бедра, где ничего сейчас не было, кроме шнурка полусвалившихся шаровар. Агасфер Лукич ничуть не испугался. — Клянусь пустым кувшином и высосанной костью, — сказал он с усмешкой. — Ты никому не сможешь ничего отрубить, Муджжа ибн-Мурара. Здесь тебе не Йемама, смотри, как бы тебе самому не отрубили последнее висящее. Уходи вон, или я прикажу своим ифритам и джиннам вышвырнуть тебя, как шелудивого, забравшегося в шатер. На самом деле он действительно был учеником Мухаммеда, выучил коран, был послан Пророком к Масламе в Йаммаму для борьбы с ним. И стал ярым врагом Мухаммеда. Масламу/Мусейлиму знают, конечно, гораздо больше, но строительство второго государства на тех же исламских принципах - его заслуга. |
Он, скажу я вам, был изготовлен из меди, И так как в действительности магнит притягивал к себе медный гроб, В котором покоился король, то саркофаг висел в воздухе, Что было следствием воздействия камней. Вот почему простые люди, увидев это чудо с магнитом, Почитали эту вещь за божественное знамение, Веря - несчастные! - в то, что это чудо совершает сам Магомет. И увидев это - глупые! - они поклоняются Магомету. Вот что сотворило с людьми из Ливии магическое искусство! «Жизнеописание Магомета» Эмбрико Майнцский (начало XII в.) |
Я не берусь подводить итоги деятельности Пророка. Он создал религию, дал писаные законы, консолидировал народ, который после его смерти потряс Цивилизацию очень основательно. Однако не забудем межрелигиозные и внутрирелигиозные войны, вот уже 14 столетий идущие непрерывно и никакая математика, доставленная арабами в Европу, не способна подсчитать немыслимые потери. Но, с другой стороны, нет доказательств, что межплеменные и внутрихристианские войны были бы лучше. Но вот в чём Пророк напортачил - это отрицание изобразительного искусства. В исламе запрещено изображать живых существ вообще! А людей - тем более! Изображать Пророка - это вообще преступление. Но то ладно, но как Вы себе представляете учебник биологии, зоологии, - без рисунков? Как вообще может быть прогресс хоть в чём-то, если учесть, что 90% информации человек получает через зрение? Причём грешно не только рисовать самому, но и иметь у себя изображения живых существ. А книги с рисунками? К счастью, запрет не абсолютный, он не прописан в коране. Зато есть немало хадисов, из которых составлена сунна. Например, хадис от Хаиши: повесила она занавеску с изображением собаки. Пришёл Пророк, поругал - занавеску разрезать и постелить на пол. Или - иная версия - «Однажды посланник Божий вернулся после продолжительного отсутствия. За это время я накрыла в хижине каменный выступ (полку, карниз) покрывалом, на котором были изображены картинки (изображения живого). Пророк, увидев это покрывало, снял его и сказал: «Самое наихудшее мучение в Судный День будут испытывать те, кто уподоблял себя Богу в умении творить». Аиша завершает это повествование словами: «Мы сделали из этого покрывала одну или две подушки» А на подушках изображения остались? Или порезали на лоскуты и связали? А вот на куклы и игрушки почему-то запрет не распространялся. Аиша (жена детсадовского возраста) рассказывала: «Я обычно играла с куклами в доме Посланника Аллаха, и мои подруги приходили поиграть со мной. Они прятались, когда видели Посланника Аллаха, но ему было очень радостно видеть, что они играют со мной, и мы играли вместе». Или - у Аиши был деревянный конь с крыльями. Пророк спросил: "Что это такое?". "Это же конь Сулеймана, разве ты не знаешь?" - удивилась Аиша. Всезнающий Пророк "засмеялся так, что стали видны его коренные зубы". Это неуклюжее выражение, встречающиеся множество раз, вероятно, соответствует нашему "захохотал", но почему-то никогда так не переводится. Наверное, хохотать Пророку неприлично. Существует много хадисов, где Пророк грозит именно творцам, желающим изобразить реальное, уже созданное аллахом: «Воистину, наихудшее наказание в Судный День ожидает художников [изображавших людей или животных]», «Воистину, те, кто изображает, будут испытывать мучения в Судный День. Сказано будет им: «Оживите то, что вы творили» (изображённые твари оживут и покусают). Или - как-то раз Пророк сокрушался: пришёл к нему ангел Джебраил, а в дом не зашёл, сказав позже, что в доме есть статуэтка, щенок и сура. (Сура - образ, изображение). Статуэтку пришлось исковеркать, чтоб не была похожа на творение аллаха, суру выбросили, щенка выгнали во двор. Так что имейте ввиду - ангелы не могут проникнуть в дом, где есть собаки и рисунки. Вот у суннитов при великолепных орнаментах, изящной архитектуре совершенно нет живописи, про скульптуру уже молчу. Но шииты к сунне относятся не столь почтительно и не найдя в коране прямых запретов, с некоторой осторожностью изображают животных. Помню, экскурсовод в Самарканде (1975 год) с гордостью показывал мозаичных тигров, изображённых прямо на медресе в Регистане. Персидская миниатюра весьма развита и рискует изображать даже сподвижников и жён Пророка, правда, затушёвывая их лица. Вообще, действия Пророка понятны - он неуклонно боролся с языческими идолами и с христианскими иконами, но перегнул палку. Кроме того - все религии переживали подобную болезнь. Даже христианство. В Византии было два приступа иконоборчества - в VIII и в IX веках. Да и протестанты иконы не жалуют. Но ведь не гнобят же художников вообще! В XIV веке европейская культура внезапно начала развиваться невероятными темпами. Возрождение. Ренессанс. Не потому ли возродилась культура, что художников тут не только не пугали адом, а почитали и осыпали золотом? В XX веке запреты на рисунки так затормозили прогресс в Исламенде, что теологи массово стали перекомментировать Пророка. Иначе нельзя даже фотографировать! Даже фото в паспорт нельзя! А кино, а телевидение? Убедительно доказали, что фото - приемлемо (как отображение реального объекта. А почему запрещены портреты "реального"?). Кино - сильная штука, очень любимая всеми народами. В идеологической борьбе таким козырем нельзя пренебречь! И вот уже сняты десятки патриотических фильмов о Пророке и славных годах становления ислама. Однако даже в фильме о Пророке Пророк не появляется на экране, ну, в крайнем случае, со спины и мельком. Ничего, этот дурацкий запрет скоро умрёт. |
Копна кишок между колен свисала, Виднелось сердце с мерзостной мошной, Где съеденное переходит в кало. Несчастный, взглядом встретившись со мной, Разверз руками грудь, от крови влажен, И молвил так: "Смотри на образ мой! Смотри, как Магомет обезображен! Передо мной, стеня, идет Али, Ему весь череп надвое рассажен.А Гюстав Доре в своих гравюрах изобразил, как это выглядит. Причём у него есть масса подражателей, но хватит и одного Доре (классика, что ни говори)