Родился ок. 464 г. Отец Абд Манаф ибн Кусай, мать - Атика бинт Мурра. Прадед Пророка Мухаммеда. Дети - Абд аль-Мутталиб и Асад ибн Хашим. Настоящее имя Амр аль-Ула, но звали - Хашим ибн Абд Манаф аль-Кураши, прародитель клана Бану Хашим племени курайшитов. Из клана Бану Хашим происходят династии исламских правителей (Аббасиды, Хашимиты, Алиды и др.) Хашим был богатым и влиятельным человеком. Согласно преданию, во время голода в Мекке, он выехал в Палестину, закупил там большое количество муки. Вернувшись в Мекку, он пёк хлеб, крошил его в мясной бульон и угощал этой похлебкой голодавших людей. По этой причине его назвали Хашим (Ломающий, от арабского глагола «хашама» — ломать, разбивать). У Хашима были хорошие торговые отношения с йеменцами и сирийцами. Он был женат на Сальме — дочери Амра ибн Зейда, в доме которого однажды остановился, приехав в Ясриб. Он увез её с собой в Сирию, но вернулся в Ясриб и оставил Сальму у её отца для того, чтобы она разрешилась от беременности. Сам Хашим уехал в Сирию, но умер в Палестине. Приблизительно в 497 году Сальма родила сына, которого назвали Шейбой (Абд аль-Мутталиб). Всего же у Хашима было 4 сына и 5 дочерей, но его род по мужской линии продолжил только Абд аль-Мутталиб. |
Шейба ибн Хашим аль-Кураши, он же Абд аль-Мутталиб — дед пророка Мухаммеда. Шейба ибн Хашим родился в Ясрибе в 497 году. Он был сыном Хашима ибн Абд Манафа (прародителя хашимитов). В Мекку его привез младший брат отца, Мутталиб, когда тот уже был юношей. Шейбу был светловолос и голубоглаз - не похож на араба, сначала его приняли за раба Мутталиба. Поэтому у него столь странное прозвище «Абд аль-Мутталиб» - «Раб Мутталиба». Без малейшей обиды дед Мухаммеда отзывался на это прозвище всю оставшуюся жизнь. Род интенсивно торговал, наращивая богатство. Родоначальники кланов даже умирали вне Аравии. Прадед Мухаммеда умер в Сирии, Мутталиб, (что привёз деда Мухаммеда) - в Йемене, его брат Науфал в Ираке. Только четвертый брат, Абд Шамс, скончался в Мекке. И отец Мухаммеда умер за сотни километров от дома. После смерти Мутталиба, Абд аль-Мутталиб взял на себя обязанности по организации хаджа и добился большого уважения среди народа. Об эпопеи с колодцем см. слева. Однако род хашимитов едва не зачах. Братья Шейбу то ли не имели детей, то ли рождались только девочки, не имеющие никакой ценности. И с ним происходила та же история - жёны рожали только девочек, сын был только один, что всё равно, что ничего. И Шейбу сотворил молитву, пообещав, что если будет 10 сыновей, он одного богам пожертвует за сотрудничество. И жёны сразу начали рожать сыновей. Причём, якобы, все остались живы. И нарожали ещё 11. Итого - 12. Собственно говоря, лет эдак до 5-7 их и не считали, ибо помирали часто, но богатство сотворило чудо - все выжили (хотя... по именам известно только 10). Но всё равно неплохо, надо обещание богам выполнять. Обсудив с сыновьями данный вопрос и придя к положительному решению, Шейбу отправился к Хубалу, вложил ему руку 12 стрел с именами сыновей и вытащил стрелу с именем Абдаллаха, самого младшего и (разумеется) самого любимого сына. Ну, наточил нож и повёл к месту, где данное действие совершалось - к камням, которые имели даже собственные имена Исаф и Найла. По легенде эта пара камней некогда были людьми, но любили устраивать секс прямо в Каабе и окаменели за святотатство. Проще говоря, были они какой-то иной религии, в которой такое только приветствовалось. Но в данном случае их настигло наказание. Довольно странный алтарь, не находите? Конечно, Шейбу мог бы перерезать всю семью и наказания для него не было бы, но общественное мнение существовало и его надо было учитывать. Многие уже не видели смысла в человеческих жертвоприношениях, но честность араба ещё важнее - обещание надо выполнить! И вот Аль-Мугир, родственник жены Шейбу, матери Абдаллаха предложил обратиться непосредственно к богам - не предпочтут ли они замену? Провайдерами меж богами и людьми были прорицатели. Накачивали себя наркотиками, впадали в транс и передавали откровения богов, ну, примерно как полвека спустя сын того несчастного, кого уложили на алтарь. Ближайшая прорицательница жила в нескольких сотнях километров от Мекки, в селении Хиджаз, неподалеку от Ясриба. И дед Мухаммеда не поленился, съездил туда. Но что-то не заладилось. Похоже, канал доставки наркоты закрылся, впасть в транс никак не удавалось. Измученная прорицательница налаживала связь сутки, отмахнулась от богов и напрямую спросила, почём в Мекке вира за кровь (откуп за убитого, у арабов называлась дия или дайя). - Десять верблюдов! - Предложи богам 10 и добавляй, пока не примут! В ход опять пошли гадательные стрелы. 10 верблюдов боги отвергли. И 20 тоже. И 30. Девять раз Шейбу вытаскивал отрицательный результат. С богами договорились на 100 верблюдах на радость всей Мекке, такое пиршество запомнилось надолго. Кадр из фильма. "Абраха! Отдавай моих верблюдов!" Он проявил себя неплохо при вторжении Абрахи и быстро увеличил авторитет и богатство. Признанием авторитета Абд аль-Мутталиба можно считать включение его в состав делегации курайшитов, ездивший в Сану к Сайфу ибн Зу-Йазану с поздравлением по случаю изгнания эфиопов и воцарения его в Йемене. Произошло это ок. 577 г. Хорошо видно, как распадается родо-племенной уклад. Уже двоюродные братья не столько родственники, сколько конкуренты в торговле. После смерти матери пророка Мухаммеда Амины бинт Вахб, Абд аль-Мутталиб взял под свою опеку шестилетнего внука Мухаммеда, но через два года умер и опекунство взял его сын Абу Талиб. У Абд аль-Мутталиба было 10 сыновей и 6 дочерей: Харис ибн Абд аль-Мутталиб аз-Зубайр ибн Абд аль-Мутталиб Абу Талиб ибн Абд аль-Мутталиб — отец четвёртого халифа Али ибн Абу Талиба, основателя династии Алидов Абдуллах ибн Абд аль-Мутталиб — отец пророка Мухаммеда Хамза ибн Абд аль-Мутталиб — дядя пророка Мухаммеда, сподвижник Пророка, участник сражений против мекканских многобожников, погибший в битве при Ухуде Абд аль-Узза ибн Абд аль-Мутталиб (Абу Ляхаб) — один из ярых противников Пророка Мухаммеда Гидак ибн Абд аль-Мутталиб Маквам ибн Абд аль-Мутталиб Сафар ибн Абд аль-Мутталиб Аббас ибн Абд аль-Мутталиб (566—653) — отец Абдуллы ибн Аббаса, основателя династии Аббасидов Сафия бинт Абд аль-Мутталиб — тётя пророка Мухаммеда, мать Зубайра ибн Аввама. |
(отец Мухаммеда) Легенда: Абдуллах был любимцем своего отца - Абд аль-Мутталиба. См. выше историю со 100 верблюдами. Абдуллах отличался особой красотой, чистым нравом, и многие женщины были не против выйти за него замуж. В 569 году Абдуллах женился на девушке Амине бинт Вахб. Легенда повествует, что папа Мухаммеда был так красив, что 200 девушек Мекки умерли от огорчения. От этого брака родился Мухаммед. Однако Абдулла умер либо за 2 месяца до рождения своего сына, либо через 2 месяца после его рождения, так и не увидев его. Ему было всего 25 лет. Историки сообщают о том, что Абдулла выехал по торговым делам в направлении Сирии, но по пути заболел и умер в Ясрибе. |
Жена Абдаллаха ибн Абд аль-Мутталиба и мать пророка Мухаммеда. Амина бинт Вахб происходила из знатной и влиятельной семьи племени курайшитов. Она была дочерью Вахба ибн Абд аль-Манафа, лидера клана Зухра, племени курайшитов и Барры бинт Абд аль-Узза из клана Абд аль-Дар. Точная дата рождения Амины неизвестна. Родилась, якобы, ок. 557 г. Что вряд ли. Иначе ей пришлось бы рожать будущего Пророка в 13 лет, а не в 16, как утверждают не знающие арифметики создатели исламских сайтов. Ибн Сад сообщает, что её воспитывал её дядя Вухайб ибн Абд Манаф, который в один день выдал её замуж за Абдуллаха ибн Абд аль-Мутталиба, а свою дочь Халю за Абд аль-Мутталиба (одновременно за отца и сына). Когда Амина ещё была беременна, её муж Абдуллах выехал в Сирию, но, доехав до Ясриба, умер. Согласно исламскому преданию, во время беременности она увидела свет, идущий от неё, который озарил дворцы Бусры в Сирии, толпой ходили всякие предсказатели, даже царь Йемена объяснял деду Мухаммеда, что у него родится великий пророк. Во время рождения тряслись горы и небо, пересохло озеро, Мухаммед родился уже обрезанный и т.д. Однако странно - вспомнили это через полвека. А пока Мухаммед был с рождения сиротой и никто внимания на него не обращал. Судя по всему Амина даже грудью его не кормила - эту обязанность выполняла рабыня его дяди, Абу Ляхаба. По существовавшей в то время у курайшитов традиции маленького Мухаммеда отдали на воспитание бедуинам племени Бану Саад. За Мухаммедом ухаживала Халима бинт Абу Зуайб. Как и где жила Амина целых 5 лет без мужа и детей, неизвестно. От мужа ей досталось 5 верблюдов, десяток овец и рабыня-эфиопка. Когда Мухаммеду исполнилось 5 лет, Амина забрала его к себе. Ок. 577 года она вместе с сыном решила поехать в Ясриб для того, чтобы навестить родственников и могилу Абдуллаха. Пробыв в Ясрибе около месяца, они выехали обратно в Мекку. По пути Амина тяжело заболела и умерла в аль-Абва между Ясрибом и Меккой. Почти нет нигде пояснений, как шестилетний мальчик добрался домой, за 200 км. Оказывается, его привезла семейная рабыня Баракат. В 1998 году саудовские власти сравняли с землей гробницу Амины бинт Вахб, останки которой были перезахоронены. Возможно, даже без таблички, анонимно. Причём это не неуважение, а как раз наоборот, но о подобном ниже. |
Мухаммед и его кормилица. Siyer-i Nebi (никаких бедуинов!) Халима бинт Абу Зуайб, она же Халима ас-Садия - кормилица исламского пророка Мухаммеда. Кормила его до четырёх лет. Или до трёх. Или до пяти (разные версии). Халима и её муж аль-Харис принадлежали к роду Саад ибн Бакр арабского племени хавазин. В год, когда родился Мухаммед, род Саад ибн Бакр прибыл в Мекку для того, чтобы взять детей на попечение. Это такой местный в те времена бизнес. У ребёнка в пустыне больше шансов выжить, чем в антисанитарии городов. Бедуины и сейчас болеют редко и живут до 90. Помимо этого, у них дети учатся правильному арабскому языку, не засоряемому в торговом городе иностранщиной, кочевые традиции и всё такое. Дитя природы. Умываются собственной мочой и жарят саранчу на костре из верблюжьего навоза. Разумеется, грудного ребёнка желательно кормить молоком женщины, а не верблюдицы, поэтому приезжали, когда в бедуинской семье рождался ребёнок и кормили двоих. И у Мухаммеда была молочный брат. Конечно, всё это оплачивалось. Кормилицы предпочитали брать детей, у которых были живы отцы. В хадисах Халима многократно рассказывала, как всех "нормальных" детей разобрали и они с мужем долго сомневались, стоит ли брать эту безотцовщину (невзирая на десятки предсказаний и деда-богача - главного в Каабе да и в Мекке). Забавно то, что одновременно сообщается, что мать Мухаммеда ещё не знала, что стала вдовой (либо Абдаллах умер только через 2 месяца). Но бедуинка-кормилица уже знала. Халима взяла 8-дневного мальчика. Согласно исламской легенде, была засуха и голод, Халима не могла прокормить собственного ребёнка, но после того, как она взяла Мухаммеда, то смогла производить достаточное количество молока для обоих детей. Может быть, ей заплатили авансом и голод отступил? Саад ибн Бакр жили в Худайбии, затем в Ясрибе. Когда Мухаммеду было два года, Халима хотела вернуть ребёнка матери, но Амина бинт Вахб попросила Халиму оставить ребёнка ещё на год (по хадису от Халимы, это она упросила. Очень привязалась к ребёнку. Или оплата была хорошей). Существует легенда, что вернуть хотела, потому что однажды к их войлочному шатру пришли два незнакомца с золотым горшком, полным снега, Мухаммеда выпотрошили, чего-то выбросили и промыли. Свидетелями были сам двухлетний Мухаммед и его молочный брат примерно такого же возраста. Поэтому бедуины испугались и попытались вернуть мальчика матери. Но та, похоже, не поверила и просто пролонгировала договор. И вся-та история основана на том, что Пророк как-то похвастался, что «Я араб больше, чем кто-либо из вас, я не только курайшит, но меня еще вскормило племя Бану Саад» и "эта жизнь вымыла у меня из груди скверну". Всё остальное, вплоть до золотого горшка, сочинили позже. Когда Пророк стал пророчить, Халима и её муж пришли к Мухаммеду и приняли ислам. В день Хунайны, когда Халима пришла к Пророку, он снял одежду и постелил её перед ней для того, чтобы она села. У Халимы было трое детей: сын Абдуллах, дочери Аниса и Хузафа. |
кадр из фильма Абу Талиб был сыном Абд аль-Мутталиба и братом отца пророка Мухаммеда, Абдуллаха. Родился примерно в 539 году в Мекке. После смерти Абд аль-Мутталиба стал главой рода. А после смерти родителей Мухаммеда взял к себе на воспитание племянника. После смерти старшего брата, аз-Зубайра (рубеж VI-VII вв.), стал главой хашимитов и оказался не в состоянии выполнять почетную обязанность кормить и поить паломников, его богатый младший брат, ал-Аббас, дважды давал деньги на покрытие расходов, а потом потребовал в погашение долга передать это право ему. Абу Талиб настолько разорился, что родственникам пришлось взять его младших детей к себе. Несмотря на то, что Абу Талиб постоянно выступал на защиту пророка Мухаммеда перед знатью курайшитов, нет явных доказательств того, что он стал мусульманином. Даже наоборот. В суннитских источниках сообщается, что незадолго до его смерти к нему пришёл Пророк и сказал Абу Талибу: «О, дядя! Скажи „Нет бога, кроме Аллаха", и благодаря этому я смогу заступиться за тебя пред Аллахом!». Но у постели умирающего были и враги Пророка - Абу Джахль и Абдулла ибн Абу Умайя, которые сказали иное: «О, Абу Талиб, неужели отречешься ты от религии Абд аль-Мутталиба?!». Вдвоём они Пророка переспорили и умирающий сказал: «Не отрекусь я от религии Абд аль-Мутталиба!» Пророк сказал: «Поистине, я буду просить прощения для тебя!», и тут ему был ниспослан аят, в котором говорилось: «Ни Пророку, ни верующим не подобает просить прощения для многобожников, даже если это их родственники, после того, как убедились они, что те попадут в Ад». Но мужественный защитник был избавлен от адских мук - перед самой его смертью Аббас, наклонившийся к его губам, услышал (якобы), признание аллаха единым богом. Тихонько так, больше никто не услышал. Поэтому сегодня Абу Талиб считается небесным покровителем Мекки. Абу Талиб скончался в месяце раджаб или рамадан десятого года с начала пророчества, через шесть месяцев после прекращения бойкота мусульман (619 год). В шиизме Абу Талиб ценится ещё больше (отец самого Али! настоящего Халифа! Это круче, чем защитник Пророка!) Шииты утверждают, что Абу Талиб перед смертью стал мусульманином, но скрывал свою веру. От всех. Но аллах всё знает и впоследствии сообщил. Джафар ас-Садик приводит хадис, якобы, Пророк сказал так: Люди пещеры скрывали свою веру, внешне демонстрируя неверие, и Аллах даст им за это двойную награду. Абу Талиб так же скрывал свою веру, внешне демонстрируя неверие, Аллах и ему даст за это двойную награду. Жена у него была одна - Фатима бинт Асад. Из курайшитов. Фатима эмигрировала в Ясриб вместе с сыном Али в 622 году. Она умерла в 625/626 году. Согласно хадису, когда Мухаммед узнал, что Фатима умерла, он пошел к ней домой, дал свою рубашку, чтобы завернули её в саван, и лично похоронил её на кладбище Джаннат аль-Баки в Медине. 7 детей: Али, Джафар, Акиль, Талиб, Фахита, Джумана, Райта. Вероятно, выжили 5 (про них известно). Все сыновья воевали уже при Бадре за мусульман. |
Абу Бакр был другом Мухаммеда и считается третьим из мужчин, принявшим ислам. Арабская историография разделяет лиц, принявших ислам на «до прихода Мухаммеда в дом аль-Аркама» (всего 24 человека) и «после дома аль-Аркама» - и Абу Бакр относится к первой группе, к самому тесному кругу последователей Мухаммеда. Абу Бакр был третьим мужчиной, не относящимся к семье Пророка, принявшим ислам - первым и вторым были Зейд ибн аль-Хариса и Али. Если же учесть жену Мухаммеда, Хедиджу, то Абу Бакр считается четвёртым человеком, принявшим ислам. Абу Бакром назвал его Пророк, что значит "отец целомудрия". Якобы, имя Абу Бакр было дано ему по велению аллаха и поэтому является основным. Абу Бакра часто называли также Атик, что означает "освобожденный (от огня)". Но это уже после того, как ему было объявлено, что он войдет в рай. Впрочем, имя на Абдуллах («раб Божий») Абу Бакр тоже сменил уже после принятия ислама. Он способствовал обращению в веру таких выдающихся сподвижников, как Усман ибн Аффан, Тальха ибн Убайдулла и других. Будучи богатейшим членом общины с первых дней её существования, он всячески оказывал ей финансовую поддержку и выкупал рабов-мусульман. Во время хиджры в Медину Абу Бакр укрывал пророка Мухаммеда от преследований и сопровождал в пути. Скрываясь от преследователей, они укрывались в пещере в окрестностях Мекки. В 624 г. н. э. Абу Бакр выдал свою дочь Аишу за пророка Мухаммеда. Абу Бакр принял участие во всех боевых походах пророка Мухаммеда. Он сам не возглавлял ни одной значительной политической или военной акции - если не считать совершённого в 631 г. хаджа и молитв в Мекке в последние дни жизни Пророка, когда тот сам уже не мог стоять на минбаре. Когда же Мухаммед скончался, а часть арабов отказалась поверить в его смерть, именно Абу Бакр предотвратил драку в мечети, обратившись к разгорячённым соплеменникам со словами увещевания. Исламские источники пишут, какой он был альтруист и аскет. Якобы, раздал всё своё богатство стоимостью 40 тысяч дирхемов, оставив себе лишь верблюдицу, кувшин для воды и коврик для молитвы. Якобы, была такая история. Пророк попросил срочно денег - кто сколько может. Умар, соревновавшийся в щедрости с Абу Бакром, решил, что это его шанс и пожертвовал половину состояния. Абу Бакр пожертвовал всё. "Что же ты оставил семье?" - спросили его. "Ислам" - ответил он. На деле, конечно, не так. Когда он оставил торговлю, занявшись исключительно исламом, он потребовал компенсации от общины. И ему назначили 2000 дирхемов в год. Затем он сообщил, что этого мало и ему добавили 500. Ремесленник зарабатывал 250-300 дирхемов в год, сравните. Когда он стал халифом, он лично получал пятую часть трофеев. Да, был щедр и раздавал, но о жутком аскетизме - это сказки. В 632 году он избран халифом. |
кадр из фильма Абу Ляхаб был одним из самых ярых и злобных врагов как Пророка, так и ислама в целом. В отношении него и его жены была Пророк, получив указание свыше, пошёл предупредить своих родственников о грядущих наказаниях, собрал их на горе Сафа, и начал призывать к исламу (исламистам грехи прощаются). Абу Ляхаб комментировал каждое слово: «Не верьте ему, это лжец», вследствие чего обращение в ислам сорвалась. Жена Абу Ляхаба бросала ветки с колючками и нечистоты на дорогу по которой ходил Любимец Аллаха и перед его порогом. Якобы она даже ходила с камнем, чтобы пристукнуть Пророка, на аллах сделал его невидимым. Своих сыновей заставили развестись с дочерями Пророка. Утайба не стал довольствоваться лишь разводом. Желая досадить Мухаммеду, он пришёл к нему домой и стал издеваться над ним, даже попытался плюнуть в него. Пророк пожаловался аллаху: «О Аллах! Натрави на него одну из Твоих собак»! И действительно, спустя изрядно времени, в поездке в Сирию Утайба был растерзан львом. Из-за болезни Абу Ляхаб не смог принять участия в битве при Бадре, нанял вместо себя человека, который был ему должен 4000 динаров (так поступали и другие). Когда Абу Суфьян горестно поведал собравшимся подробности битвы, оправдываясь, что на стороне мусульман скакали некие всадники на могучих конях, Абу Ляхаб с трудом волоча ноги, пришёл послушать. Тут раб из семейства Аббаса - Абу Рафи (тайный исламист), сказал, что в небесах были ангелы. Абу Ляхаб набросился на него и начал избивать. Тогда жена Аббаса - Умм Фазль (тайная исламистка), защищая имущество, огрела Абу Ляхаба колом (от крепления растяжки шатра) по голове. Залитый кровью и униженный ушёл домой и через 7 дней умер от загноившейся раны (утверждают, также, что от чумы). Его боялись навещать, так что, может, он от голода умер? И три дня его не хоронили, он страшно завонял, наконец, его сыновья, обливая труп водой, выволокли за город, где и прикопали. Естественно, на этом его приключения не кончились. Через год после смерти он стал являться во сне Аббасу, жаловаться на отсутствие покоя (про огонь ничего не говорил, наверно, жена ещё не померла и некому было принести дрова). Но в понедельник у него выходной - без мучений! А дело в том, якобы, что именно в понедельник родился Мухаммед. Рабыня Ляхаба прибежала сообщать эту весть и дядя Пророка на радостях (ох, не провидец он), эту рабыню освободил. Сопоставив даты, выясняем, что было тогда Ляхабу 7 лет. Без комментариев. Умерла и его жена, получив достойное наказание (не уточняется, когда померла эта колючкокидательница и в чём наказание). Умерла - это нормально. Было бы странно, если бы она была жива до сих пор. Его дочь Дурра еще до хиджры стала мусульманкой. А другой сын так и остался зятем Пророка и позже принял ислам. |
кадр из фильма Его полное имя: Абу Якзан Аммар ибн Ясир ибн Амир ибн Малик аль-Мазхаджи. Его отец был родом из Йемена, а затем переехал в Мекку. Он родился в тот же год, в котором родился и пророк Мухаммед (считается великим благом!). Аммар был другом Мухаммеда ещё до начала пророчества. Его мать звали Сумайя бинт Хайят, а отца — Ясир ибн Амир. Аммар вместе с родителями принял ислам и посещал собрания в доме аль-Аркама. Они подверглись жестокому обращению со стороны курайшитов. Положение семьи Аммара было более тяжёлым, так как его отец не был мекканцем, а мать была служанкой Махзумитов. Хозяева Сумайи и Ясира подвергли их жестоким пыткам, чтобы они отказались от ислама. В конце концов их убили. Мать Аммара, убитая Абу Джахлем, считается первой мусульманской «мученицей». Сам Аммар также неоднократно подвергался унижениям и пыткам со стороны язычников. Однажды, когда Аммара пытали, он сказал то, что от него требовали - какую-то пакость про Пророка. Но Мухаммед не осудил его - иногда приходится и соврать во имя ислама! Аммар принял участие в строительстве мечети в Медине и участие во всех сражениях мусульман со своими врагами — от битвы при Бадре, до Табука. Затем участвовал в битвах во время халифата Абу Бакра и Умара ибн аль-Хаттаба. В период правления халифа Абу Бакра, он воевал против вероотступников в Йаммаме. Во времена Умара он стал губернатором Куфы, однако жители Куфы не приняли его как лидера, потому что он был не из племени курайшитов. Через два года его сменил Абу Муса аль-Ашари. В период правления халифа Усмана, он отправился в Египет для изучения там политической обстановки и приехал обратно к Усману с неутешительными известиями о начале мятежа в этой провинции. При халифе Али, Аммар признал его власть и сражался на стороне халифа во время гражданской войны. Погиб 22 июля 657 года в битве при Сиффине. Было ему 87 лет. Сериал "Муавия, Хасан и Хусейн" (9-я серия). 656 год, за год до гибели. В Куфе уговаривает Абу Мусу сражаться за Али. |
Не стоило бы переходить на личную жизнь, но все близкие Пророка сыграли в Истории весьма заметную роль, они достойны краткого описания. Кроме того, видно, что сексуально озабоченным Пророк не был - большинство его женитьб - политические и моральные-религиозные действия, хотя Мухаммед и организовал целый гарем. Его биографы не смогли договориться о количестве жён - от 10 до 27. Традиционно считается 13, известные по именам. Многие мечтали породниться с Пророком, подсовывая ему своих дочерей. Ну, это везде так. Хедиджа была на 15 лет старше Мухаммеда*, богатая вдова, она сама предложила взять себя замуж. Дважды была замужем, имела малолетнего сына. Её отец был очень недоволен, но она настояла. Хедиджа нарожала 6 детей: первый - аль-Касим (умер в 17 месяцев), Зайнаб (ее выдали замуж за Абуль-Асса, двоюродного брата Пророка), Абдуллах - (умер в раннем детстве), Рукия (выдали замуж за асхаба Усмана, она заболела и умерла еще в молодости в Медине, в день сражения при Бадре), Умму-Кульсум (выдана замуж за асхаба Усмана после смерти старшей сестры Рукии, умерла еще в молодости), Фатима (выдана замуж за двоюродного брата Пророка, асхаба Али, родила шестерых детей. Фатима была очень красивой, её очень любил Пророк). Потомство осталось только от её старших сыновей - Хасана и Хусейна. Это важно! Её очень почитают шииты, она якобы, возглавляет сообщество женщин в раю. Сыновья Пророка умерли в раннем детстве. Девочки дожили до начала пророческой миссии Мухаммеда, все приняли ислам, все переселились из Мекки в Медину. Все скончались до смерти Мухаммеда, кроме Фатимы (умерла она через 6 месяцев после смерти Пророка). * это каноническая версия. Хадис племянника Хедиджи, Хакима ибн Хизама, который сказал, что она на 2 года старше его, родилась за 15 лет до похода слона. Я не верю. Разумеется, не только я. Аиша, которая никогда Хедиджу не видела, говорила, что когда Мухаммед на ней женился, ему было 23, а ей - 28. И это более похоже на правду. Версия племянника подозрительна, он, якобы, дожил до 120 лет, что-то он путает (или его собеседники). Другое соображение - Хедиджа была замужем дважды и имела одного малолетнего сына, а вот, якобы, после сорока родила шестерых, причём последнего в возрасте 57-58 лет! Всё, конечно, по воле аллаха (позволившему всем шестерым умереть в довольно молодом возрасте), но всё же! Меня мать родила в 42 года и это почти предельный возраст! |
Рукия Мухаммед выдал её замуж за сына своего дяди Абу Ляхаба (злейшего врага ещё не рождённого ислама), Утбу ибн Абу Ляхаба. Неизвестно, сколько он с ней жил, но, по утверждениям исламистов, "он еще не успел войти в нее". Как-то так не заладилось. Интересно, это аллах сообщил или наземные информаторы? Между тем была она красавицей и, якобы, из-за неё Усман (будущий третий халиф) принял ислам одним из первых. Когда Мухаммед начал проповедь ислама, антиисламисты пришли к зятьям Пророка и сказали: «Разведись с дочерью Мухаммеда! Мы женим тебя на любой курайшитке, которую захочешь!» И Утба ответил: «Если жените меня на дочери Абана ибн Сайда ибн аль-Аса или дочери Сайда ибн аль-Аса, тогда разведусь с ней». Его женили на дочери Сайда ибн аль-Аса, и он развелся с Рукией. Он еще не успел войти в нее, и увел ее Аллах от него, и ее уход от него было честью для нее и позором для него. После него на ней женился Усман ибн Аффан. Она эмигрировала с Усманом в Эфиопию, вернулась с ним в Медину и умерла в день битвы на Бадре (из-за чего Усман на битву не пошёл). У них был сын Абдаллах, который умер в 6 лет. Абу аль-Ас (сын Абу Ляхаба) среди жителей Мекки был известен своим богатством, надежностью и удачной торговлей. Хадиджа приходилась ему теткой со стороны матери. Хадиджа попросила Мухаммеда женить его на их дочери. Это было еще до того, как пришло к нему откровение. Он и выдал за него свою дочь Зайнаб. Хадиджа считала этого зятя вместо сына. Считают его даже приёмным сыном (бумажных формальностей не было). Меж тем пришло откровение, Мухаммед начал разрабатывать новую религию. И к зятьям Пророка пришли антиисламисты и сказали: «Вы избавили Мухаммада от забот: верните ему дочерей, пусть сам позаботится о них» (отвлечётся этой проблемой от своих бредней). Как сказано выше, Утба легко согласился на замену жены. А вот Абу аль-Ас, когда сказали ему: «Разведись со своей женой, мы женим тебя на любой женщине из курайшиток, которую пожелаешь!» ответил: «Ни в коем случае, не разведусь со своей женой! Я не хочу вместо своей жены другую женщину из курайшиток!» Пророк благодарил своего зятя за добропорядочность. Однако и этот зять остался язычником (иначе потерял бы работу), в то время как Зайнаб приняла ислам. Так и жили. Абу аль-Ас ибн ар-Рабиа вступил в бой при Бадре с мусульманами (якобы, недобровольно) и попал в плен. И Зайнаб послала за мужа выкуп. «Когда жители Мекки послали выкуп за своих пленных, Зайнаб, дочь Посланника Аллаха, тоже послала выкуп за Абу аль-Аса ибн ар-Рабиа. Вместе с деньгами в качестве выкупа она послала ожерелье, которое подарила ей Хадиджа, когда на ней женился Абу аль-Ас. Аиша рассказывает, что, когда Пророк увидел это ожерелье, он очень сильно расстроился от этого и сказал: «Если сочтете нужным отпустить ее пленника на свободу и вернуть ей ее вещи, то сделайте!» Они сказали: «Хорошо, о Посланник Аллаха!» Отпустили его и вернули ей то, что она прислала. Однако Пророк взял слово с зятя - в обмен на свободу либо вернуть ему Зайнаб (нельзя мусульманкам жить с неверными, а уж дочерям самого Пророка - ужас, ужас), либо принять ислам. Но добропорядочный Абу аль-Ас опять не принял ислам, но слово своё сдержал - вернул дочь Пророку (Хадиджа уже умерла). Обмен производился так. Пророк послал в условленное место Харису и одного человека из ансаров, приказав им: «Будьте во впадине Йаджижа, пока к вам не подъедет Зайнаб. Сопровождайте ее и приведите ко мне». Они выехали на это место. Было это через месяц или около того после битвы при Бадре. Абу аль-Ас, приехав в Мекку, велел ей уехать к отцу своему. Зайнаб стала готовиться к поездке. Зайнаб, рассказывала: «Вот я собираюсь в Мекке, чтобы поехать к отцу. Тут меня встретила Хинд, дочь Утбы, и сказала: «О дочь Мухаммада! Я слышала, что ты хочешь уехать к своему отцу». Я ответила: «Я не хотела этого». Она сказала: «О дочь моего дяди! Если тебе нужны вещи или деньги для поездки к своему отцу, то обращайся ко мне и не стесняйся! Если мужчины враждуют, то это на женщин не распространяется». Ей-богу, она сказала это от чистого сердца. Но я ушла от нее и не захотела, чтобы она узнала о моем желании уехать. Я стала готовиться к поездке». Да-да, эта та самая "дикая Хинд", людоедка, воодушевлявшая антиисламистов в битве при Ухуде, самая-самая фанатичная язычница, наделавшая немало зла исламистам, приговорённая Пророком заочно к смерти. Однако. Через 10 лет она с той же яростью воодушевляла мусульман в битве при Ярмуке. И тут начали вспоминать, какая она добросердечная, а что ела печень убитых мусульман, это чепуха, с кем не бывает. Зайнаб закончила свои сборы, её свояк Кинана ибн ар-Рабиа, брат мужа, привел верблюда, на которого она села. Он взял лук и колчан и отправился вместе с ней днем, ведя её верблюда. И она сидела в паланкине. Однако курайшиты узнали и погнались за ней и догнали в лощине Зу Тава. Первым её догнал Хаббар ибн аль-Асвад и показал сидевшей в паланкине Зайнаб копьё. Утверждают, что она была беременна. Она испугалась, и у нее случился выкидыш. Тогда Кинана встал на колени, разложил свои стрелы и крикнул: «Клянусь, если кто приблизится ко мне, то я всажу ему стрелу!» И люди отступили. На место разборки прибыл Абу Суфьян и сказал: «О человек! Не стреляй в нас, мы хотим с тобой поговорить!» Подошел к беглецам и сказал Кинане: «Ты неправ. Ты выехал с этой женщиной на глазах у людей, открыто. Ты знаешь, какое несчастье и какая беда нас постигла и что мы перенесли от Мухаммеда. Люди думают, что если ты увозишь от нас его дочь к нему открыто, на глазах у людей, то это будет означать, что мы смирились с той бедой, которая нас постигла раньше. Клянусь жизнью своей, мы не хотим удерживать ее от отца и не хотим таким образом мстить ему. Но ты вернись с женщиной, пока не утихнут голоса и разговоры среди людей. Мы её вернем, а потом тайно ты её увези и отвези к отцу её». Он так и поступил. Она пробыла несколько дней, пока не стихли разговоры. Тогда вывез ее ночью и вручил Зайду ибн Харисе и его спутнику, которые и привезли её к Пророку. Так, якобы, Пророк лишился внука. Это вполне возможно, судя по последствиям. Прошло 6 лет. Исламисты идут на Мекку. Пророк всё помнит: «Если захватите Хаббара ибн аль-Асвада или другого человека, который вместе с ним догнал Зайнаб (Ибн Хишам называл его: «Это Нафиа ибн Абд Кайс»), то сожгите их обоих в огне!» Именно так, всепрощающий Пророк приказал не просто отправить их в ад, но устроить им ад и на этом свете. Но скоро он сменил гнев на милость: «На другой день он направил к нам посыльного со словами: «Я вам приказывал сжечь этих двух людей, если схватите их. Потом я пришел к выводу, что никто не должен подвергать пытке огнем, кроме Аллаха: если их схватите, то убейте обоих!» Какая гуманность, прямо от сердца отлегло! А вся-то их вина - трясли копьями перед Зайнаб. Однако позднейшие комментаторы многократно усилили их вину: якобы эти двое нещадно избивали дочерей Пророка (причём обеих), сильно их изранив, из-за чего Зайнаб потеряла ребёнка. А язычника-зятя Пророк решил не трогать. Более того. Разлучённые иноверцы, похоже, любили друг друга, невзирая на разлуку и войну, косившую родственников. Абу аль-Ас жил в Мекке, а Зайнаб – у Пророка в Медине. Перед завоеванием Мекки Абу аль-Ас отправился по торговым делам в Сирию. Он был человеком надежным в торговых делах, и курайшиты доверяли ему свои товары. Когда он, закончив свои торговые дела, возвращался назад, его встретил отряд исламистов. Исламисты захватили товары, а сам Абу аль-Ас спасся бегством. Он пришел под покровом ночи в Медину, к Зайнаб, и попросил у нее защиты. Когда Пророк вышел к утренней молитве и воскликнул: «Аллах велик!» Зайнаб из женской половины крикнула: «О люди! Я взяла под свое покровительство Абу аль-Аса ибн Рабиа!» Закончив молитву, Пророк обратился к людям: «О люди! Вы слышали то, что услышал я?» Ответили: «Да». Пророк продолжил: «Клянусь тем, в чьих руках душа Мухаммеда, я об этом ничего не знал, пока не услышал то, что услышали и вы. Даже самый малый мусульманин имеет право покровительствовать любому человеку от имени всех мусульман». Потом Пророк направился к Зайнаб и произнес: «Прими с почётом Абу аль-Аса, но знай, что ты не разрешена ему.» (интересно, воздействовал ли запрет?) И тут же отправил посыльного со словами: «Этот человек нам очень близок, как вы знаете. Вы захватили его имущество. Если вы поступите по-доброму и вернете ему то, что принадлежит ему, то мы бы одобрили это. А если не захотите, то это – добыча Аллаха, который и даровал вам ее, и вы имеете права на эту добычу». Когда Абу аль-Ас пришёл забирать своё имущество, эти люди сказали ему: — О Абу аль-Ас, ты занимаешь высокое положение у курайшитов, а также являешься сыном дяди Посланника Аллаха и его зятем. Почему бы тебе не принять Ислам? Мы вернём тебе всё это имущество, и ты будешь полностью им распоряжаться, не делясь с мекканцами, и останешься с нами в Медине. Абу аль-Ас ответил: Неужели я должен начинать свою веру с вероломства?! И вернули ему имущество. Один принес ведро, другой – старый бурдюк, третий – кувшин для совершения омовения, один даже принес палочку, при помощи которой завязывают мешок. Вернули ему все вещи, и ни одна из них не потерялась». Перечисление возвращеннных вещей вдохновляет на вопрос: А вернули ли остальной караван вообще? Ведь даже Пророк не решился приказывать этим бандитам и сообщил, что это ВАША ДОБЫЧА и никакой Пророк и аллах не в силах её отобрать. Абу аль-Ас повез собранные вещи в Мекку и раздал каждому владельцу его имущество. Потом уехал в Медину и принял ислам. «Пророк вернул ему Зайнаб на основании первого бракосочетания, состоявшегося шесть лет тому назад». Про него Пророк сказал: “Когда он говорил со мной, то был правдив, а когда пообещал мне, то выполнил своё обещание”. Зайнаб умерла через год после воссоединения. Исламисты обвиняют в её смерти тех, кто мешал ей уехать из Мекки. Якобы тогда она упала с верблюда. Или испугалась падения. Или её когда-то побили. При этом никаких подтверждений этому нет. Про судьбу этого зятя Пророка мне ничего не известно. В семье были дети - Умама и Али, но это не дети Зайнаб. Третья дочь Пророка. Тоже была обручена с одним из сыновей Абу Ляхаба, и после принятия ислама соответствующий брачный союз был расторгнут. После того как умерла Рукия, Умм Кульсум была выдана замуж за Усмана ибн Аффана, заменив её. Вместе они прожили 6 лет, но в 630 году Умм Кульсум тоже умерла. Детей у неё не было. Поэтому довольно странно её имя. "Кульсум" - "полнощёкая", а "Умм" - "мать". |
«Он не поэт, а пророк, и его Коран — это божественный закон, а не книга, написанная человеком для развлечения или повышения общей образованности».
Иоганн Вольфганг Гёте
«Похоже, что в этом человеке уживались значительные гордыня, жадность, хитрость, способность к самообману, но и совершенно откровенная религиозная страстность».
Герберт Уэллс
В Коране много мыслей здравых, Вот, например: «Пред каждым сном Молись; беги путей лукавых, Чти Бога и не спорь с глупцом. А.Пушкин |
*Они твердили, пусть виденья Толкует хитрый Магомет, Они ума его (творенья), Его ль нам слушать – он поэт! (А.Пушкин) |
Мухаммед получает откровение: бежать из Мекки в Медину. Siyer-i Nebi Миниатюра из рукописи Хамсе, датированная 1494 г., изображающая восхождение Мухаммеда на Бураке из Мекки на небеса Мирадж, справа: многокрылый архангел Гавриил |
Персидская миниатюра из Сиер-и Неби (16 век, Турция), изображающая Биляля, призывающего к молитве стоя на Каабе (но это уже 630 год) |