Он пьян с утра и до утра мертвецки, как бревно, Но держит голову его над чашею вино. Он пьет, пока не упадет, сраженный наповал, Порою кажется, что он рассудок потерял. Мы ногу подняли его - другую поднял он, Хотел сказать: "Налей еще!" - но погрузился в сон. И мы глотаем за него, впадая в забытье, На головню из очага похожее питье. Налейте ж мне! Налейте всем! Да здравствует вино! Как муравьи в песке, ползет в моих костях оно. Так в лоне огненном возрос сын города сего, - Росло и старилось вино, чтоб сжечь дотла его! Горит звезда вина, горит! И он, страшась беды, Спешит разбавить алый блеск прозрачностью воды. И закипают пузырьки на дне, как будто там Сто человечков, и они, смеясь, кивают нам.Потом Мухаммед решил упорядочить брачные отношения.
кадр из фильма Биляль ибн Рабах принимал участие во всех крупных сражениях между мусульманами и многобожниками. В битве при Бадре Биляль столкнулся лицом к лицу со своим пленным бывшим хозяином и изрубил его. Его сын тоже был убит. После смерти пророка Мухаммеда, Биляль находился в Сирии и участвовал в войнах с византийцами. При взятии мусульманами Иерусалима, он встретил Праведного халифа Умара и вместе с ним вошел в город. К концу жизни Биляль поселился в Сирии, где и умер в возрасте около 60 лет. Незадолго до смерти, он посетил Медину, где встретился с внуками пророка Мухаммеда - Хасаном и Хусейном и с другими своими друзьями. По одним данным у него не было детей, а по другим - он оставил после себя семь сыновей, один из которых считается основателем малийской династии Кейта. Похоронен на кладбище Баб ас-Сагир г. Дамаска. Биляль ибн Рабах является первым муэдзином. Он обладал красивым голосом, за что пророк Мухаммед возложил на него обязанность призывать мусульман к молитве. Согласно преданию, Биляль прибавил к формуле утреннего азана слова: «ас-Салату хайрун мин ан-наум» (молитва лучше сна), а когда пророк Мухаммед узнал об этом, то одобрил это. В день завоевания мусульманами Мекки, когда Мухаммед вошел в Каабу и сокрушил всех находившихся там идолов, Биляль взобрался на крышу Каабы и произнёс своим голосом азан. После смерти пророка Мухаммеда он всего дважды возвестил азан (при взятии мусульманами Иерусалима и при посещении могилы пророка Мухаммеда в Медине) |
кадр из фильма Родился в Мекке ок. 565 г. Настоящее его имя Сахр ибн Харб. Происходил из богатой и влиятельной семьи мекканского клана бану умайя (Омейядов). С целью торговли часто ездил с караванами в Сирию. Был одним из немногих грамотных людей Мекки. Абу Суфьян длительное время был политическим лидером курайшитов и противником мусульман. Однако нет ни одного сообщения о том, что он лично как-то гнобил мусульман. Возглавлял большой торговый караван, из-за которого произошла битва при Бадре. После смерти Абу Джахля в битве при Бадре руководство Меккой перешло к Абу Суфьяну. Он сумел подготовить достаточно сильную армию, которая в 625 году выступила против мусульман и сумела нанести им поражение в битве при Ухуде. После битвы при Ухуде Абу Суфьян возглавлял мекканцев в течение 5 лет вплоть до завоевания города мусульманами. Абу Суфьян лично возглавлял армии курайшитов в битве у рва и других сражениях. В 630 году союзники курайшитов нарушили Худайбийский мирный договор, что стало поводом к наступлению мусульманской армии на Мекку. Абу Суфьян безуспешно пытался договориться с Пророком Мухаммедом возобновить действие мирного договора. Ему пришлось принять ислам и обговорить условия сдачи Мекки. После этого мусульмане "малой кровью" сделали Мекку мусульманской. После принятия ислама Абу Суфьян сражался вместе с мусульманами в битве при Хунайне, участвовал в осаде Таифа. В бою потерял глаз. Затем Мухаммед послал его в качестве наместника в Наджран. При халифах Абу Бакре и Умаре занимал государственные посты. В возрасте 70 лет он ещё находился в составе армии мусульман, сражавшейся против Византии в Сирии. Его сын Язид командовал левым крылом войска в битве при Ярмуке. В этом сражении участвовал и Абу Суфьян. Ну, как участвовал... Было ему 70 лет и он наблюдал за сражением в группе таких же уважаемых мусульман, м.б. давал советы. Язид стал наместником Дамаска, успел немного побыть и главным начальником войска в Сирии и умер от чумы в 639 году. Другой его сын Муавия стал основателем династии Омейядов, которая на протяжении почти 100 лет управляла Халифатом. Абу Суфьян умер ок. 650 г в возрасте ок. 91 года в Медине. |
кадр из фильма
«Я вошёл в рай и встретил молодую гурию, я спросил, для кого ты? Она ответила: для Зайда ибн Хариса»
Его полное имя: Зайд ибн Хариса ибн Шурахиль ибн Абд аль-Узза. В раннем детстве попал в плен, стал рабом, был выкуплен Хакимом ибн Хазамом и подарен Хадидже бинт Хувайлид. Та вышла замуж за будущего Пророка Мухаммеда и отдала Зайда своему мужу. Зайд был вторым человеком из принявших ислам, а после него это сделала его жена Умм Айман (рабыня отца Мухаммеда).отчёт о посещении рая Пророком Ещё до начала своих пророчеств Пророк объявил Зайда своим сыном и наследником. После усыновления его звали Зайд ибн Мухаммед, но потом пришло указание (аят) от аллаха, запрещающий давать приёмным детям имена их усыновителей. Порой и Мухаммеда называли Ибн Зайд (отец Зайда) «Зовите их (приемных детей) по именам их отцов. Это более справедливо перед Аллахом. Если же вы не знаете их отцов, то они являются вашими братьями по вере и вашими близкими. Не будет на вас греха, если вы совершите ошибку, если только вы не вознамерились совершить такое в сердце» Зайд был с Пророком при неудачной попытке переселиться в Таиф, его ранили камнем в голову, когда он закрывал своим телом Пророка. Зайд (бывший раб) женился на Зайнаб бинт Джахш. Точнее сказать, её звали Барра бинт Джахш, она была из знатной семьи, была незамужней, когда переселилась с исламистами в Медину. По мекканским законам запрещалось жениться бывшим рабам на женщинах из знати. И Мухаммед демонстративно этот закон отверг, невзирая на протесты родных девушки и недовольство народа. Но семейная жизнь не заладилась - разница в происхождении оказалась сильнее ислама. Они разошлись. И Мухаммед женился на Барре, переименовав её в Зайнаб. И это тоже противоречило законам язычников, но аллах недвусмысленно указал, что эти законы надо ломать, что женитьба Мухаммеда и Зайнаб - образец морали, один из пунктов шариата: "Когда же Зейд удовлетворил с ней своё желание (вступил с ней в половую близость и развелся с ней), Мы женили тебя на ней, чтобы верующие не испытывали никакого стеснения в отношении жен своих приемных сыновей после того, как те удовлетворят с ними своё желание. Веление Аллаха обязательно исполняется!" Зайд ибн Хариса был любимым сподвижником Пророка. К тому же и воин он был неплохой. Участвовал в сражениях при Бадре, Ухуде, Хандаке, Худайбияте, Хайбаре, Муте и др. Командовал иногда войском. Погиб в 629 году в битве при Муте, неся знамя мусульман. |
В войне ауситов и хазраджей в Медине участвовал, но затем приложил максимум усилий к прекращению братоубийственных распрей и добиться частичного примирения между двумя племенами. Имел хорошие отношения и с евреями Медины. По всему метил в правители всей Медины и имел там большой авторитет. И тут в Медину переселяется Мухаммед. Вместе со многими ибн Убайй принял ислам, скорее всего он был изначально единобожником, понимал полезность Пророка для прекращения междоусобиц, но политическую власть отдавать в Медине не собирался. Примерно треть мусульман остались приверженцами ибн Убайи. Они даже построили свою мечеть «Масджид ад-Дирар», которую Пророк называл "Мечеть Раздора". И в главной мечети Медины поначалу Убайи вёл себя как хозяин, во время молитв торжественно уступая это место Мухаммеду. Так образовалась партия лицемеров или мунафиков, как назвал их Мухаммед. Арабское слово «мунафикун» происходит от слова нафика, которое означает запасной скрытый вход в нору крота, который ходит через "парадный" вход (касиа). В случае опасности крот "вскрывает" нафику и убегает через неё от своих врагов, пытающихся поймать его через касиа. Говоря по нашему, времён Гражданской - "редиска" (сверху красный, внутри белый). Принятие ислама слишком просто, даже молитвы не убеждают, Пророку нужны были истинно верующие, без раздумий выполняющие его приказы и законы, которые он оставит. В лицемерах он видел страшную опасность - отступят от ислама в критический момент. Именно им он слал страшные проклятья. Ислам считает лицемеров худшими людьми, чем неверующие (кафиры). Согласно корану, после смерти лицемеры будут вечно пребывать в нижнем (самом мучительном) уровне ада (джаханнама). Но вот беда - как отличить этого "крота" среди образцовых мусульман? Сам Мухаммед этого не знал, он, правда, дал определение, но уж больно расплывчатое: «Имеется три признака лицемерия человека: разговаривая с кем-то, он лжёт, не сдерживает своих обещаний, не сохраняет в неприкосновенности то, что ему доверили другие люди». Общими усилиями исламские теологи собрали образ мунафика: "Блуждая между верой и неверием (куфром), лицемеры занимаются интригами и создают вокруг себя смуту (фитну). Они могут совершать действия, соответствующие шариату, но делают они это напоказ. Лицемеры с трудом поднимаются на молитвы, дают ложные клятвы, пытаясь отвратить окружающих от религии. Они распространяют среди верующих ложные слухи; посмеиваются над знамениями Аллаха; поступают только в соответствии со своими личными интересами; в бою они убегают от врагов, а в случае победы пытаются заполучить свою долю от военных трофеев (ганима). Есть, конечно, у них шанс избежать ада: "ощущающему в себе признаки этого вида лицемерия, необходимо раскаяться (тауба) и срочно принять меры для своего исправления". Тяжко, конечно, совмещать понятия, 1) все мусульмане попадают в рай, 2) те, что с трудом поднимаются на молитвы, попадают в худшее место ада. Я вообще не видел даже в мусульманских странах совершающих намаз хоть раз в день, не говоря уж о пятикратном. А уж про интриги, честность и пр. и говорить не приходится. Итак, ибн Убайи старательно тянул одеяло политики на себя. И проиграл Пророку. Хотя кое что ему удалось. Историки считают, что именно он спас еврейский клан Бану Кайнука. "Когда Посланник Аллаха осаждал крепость Бану Кайнука до тех пор, пока они не сдались и не приняли его решение, Ибн Салуль (ещё одно имя ибн Убайи) сказал: «О Мухаммед, окажи благодеяние моим покровителям!». Посланник Аллаха не дал ему ответа сразу, и тогда Ибн Убайй стал повторять свои слова. Пророк отвернулся от него, но он схватился за его кольчугу, и тогда Посланник Аллаха воскликнул: «Отпусти меня!», - и разгневался так, что лицо его потемнело, а потом снова сказал: «Горе тебе, отпусти меня!». Однако этот лицемер продолжал настаивать и сказал: «Нет, клянусь Аллахом, я не отпущу тебя, пока ты не окажешь милость моим покровителям, ибо четыреста их воинов без доспехов и триста в доспехах защищали меня ото всех на свете, а ты хочешь разом избавиться от них! Клянусь Аллахом, я опасаюсь дурных последствий этого!». Тогда Пророк посмотрел на него и сказал: «Они твои»." В целом Мухаммед противника уважал, не позволял себе на него прямые нападки, не допускал развития внутрирелигиозной войны. В походах часто были вместе. Примечательный случай: В 627 Ибн Убайй участвовал в рейде против Бану Мусталик. Возникла драка между хазраджитом и слугой Умара, "пришельцем" в Медину. И Ибн Убайй, гася спор, упрекнул своих: "это ж вы позвали чужеземцев!" и пообещал: "по возвращению в Медину недостойные будут наказаны". У Ибн Убайй было минимум три жены, у каждой минимум по трое детей. Все их имена известны, но в историю вошёл лишь его старший сын, Абдуллах ибн Абдуллах, фанатичный мусульманин. Он предложил убить отца самому (хуже, если это сделают другие), но Мухаммед отклонил предложение. И был прав - влияние "второго человека в Медине" продолжало падать. В 630 Ибн Убайй не пошёл в поход на Табук (вероятно, болел) и умер в начале 631 года. Он умер вождём фракции, от которой остались ничтожные крохи. Мухаммед распорядился совершить над его телом погребальную молитву, сам молился над ним (так что в рай-то он попадёт), но, после этого Пророку был ниспослан 84 аят суры ат-Тауба о том, чтобы после этого над телами умерших лицемеров эта молитва не совершалась: «Никогда не совершай обрядовой молитвы по кому-либо из мунафиков и не останавливайся у его могилы. Ведь они не уверовали в Аллаха и Его Посланника и умерли нечестивцами». Так что осталось неясным, куда попал главный лицемер. В последующем же вождя лицемеров всячески демонизировали, приписывая ему разные подлости вплоть до предательства, хотя вряд ли Пророк такое бы стерпел. |
кадр из фильма Через некоторое время, после того, как группа мусульман прибыла в Эфиопию, за ними прибыли двое влиятельных курайшитов - Абдуллах ибн Рабиа и Амр ибн аль-Ас, с целью убедить эфиопского негуса Наджаши выдать им мусульманских беженцев. Наджаши склонялся к тому, чтобы выдать их мекканцам и тогда Джафар, чтобы спасти положение, вышел вперед и задал вопросы курайшитам относительно того, являются ли мусульмане, прибывшие в Эфиопию беглыми рабами, и совершили ли они какие-либо преступления, находясь в Мекке? Послы подтвердили, что среди мусульман рабов нет, и никаких преступлений они не совершали. Единственное к чему они могли поставить в вину, это то, что они отреклись от веры своих предков. Тогда негус Наджаши задал Джафару ибн Абу Талибу вопросы относительно мусульманской веры и тот вкратце изложил ему основные положения Ислама, прочитал аяты из коранических сур. Убедившись в том, что положения исламской религии не противоречат принципам авраамического монотеизма, нагус Наджаши решил не выдавать мусульманских эмигрантов курайшитам. Наджаши взял мусульман под своё покровительство, а некоторые мусульманские источники говорят о том, что он даже принял ислам, что вряд ли. В 628 году Джафар и его друзья приехали из Эфиопии в Медину. В следующем году Джафар ибн Абу Талиб погиб, сражаясь в битве при Муте, причём, полководцем. В битве ему отрубили руки, он, якобы, держал знамя обрубками, и Пророк сообщил, что в раю он получит два крыла взамен. И его стали называть "крылатый Джафар" |
(продолжение) Здесь совершенно уместно вспомнить положение, что мусульманам нельзя иметь более 4-х жён. Для меня совершенным откровением явилось понимание, что Мухаммед не только не ограничивал число жён, но как бы наоборот, поощрял иметь максимально возможное. И сам имел десять жён, и правоверные халифы не отставали. Но почему это число вообще явилось и даже узаконилось? Почему не три или пять? Весь Инет просто забит объяснениями исламских теологов. Страшно неуклюжими. Типа того, что только ислам ограничивает количество жён! Что для Мухаммеда аллах сделал исключение. Что Пророк потребовал оставить 4-х жён, а с остальными развестись, но его жёны считались матерями правоверных, развестись с ними невозможно. Они и после смерти Пророка не могли выйти замуж, чтоб казус не создавать. И все ссылки про 4 жены идут лишь на 1 (одну) суру из корана, откровение от 625 года: "Если опасаетесь вы, что не сможете быть справедливыми с сиротами, то женитесь на женщинах, которые нравятся вам, - на двух, трех, четырех. Если же опасаетесь вы, что не сможете заботиться о них (т. е. о женах) одинаково, то женитесь на одной" (Коран 4:3) Но на деле... В 625 году у Пророка было всего 4 жены. А после он собрал целый гарем. Историк Аль-Масуди, в своей книге «Муруджуз-захаб» отмечает, что Мухаммед имел 15 жён. Другой историк, Йакуби, пишет, что Мухаммед имел 21 или 23 жены. Йакуби отмечает, что Мухаммед вступил в физические отношения только с 13 жёнами (свечку держал?). Называют и гораздо больше. И всё это было потом, после якобы коранического запрета (см. выше). Правоверные халифы тоже никак себя четырьмя жёнами не ограничивали. Если прочитать этот якобы запрет и сопоставить его со временем, когда это было сказано, то становится понятно. Этот аят был ниспослан сразу после разгрома исламистов при Ухуде. Погибло 70 мусульман, кое-кто умер позже, кто-то стал инвалидом. Для маленькой общины потеря изрядная. Образовалось разом несколько сотен вдов и невест-сирот. Дело осложнялось тем, что они не имели права выйти замуж за немусульманина. Реально остались без мужского ежедневного внимания. И Мухаммед немедля дал указание: принимать в семью сирот и жениться на вдовах, если есть возможность прокормить. Он настоятельно советовал обзаводиться гаремом, брать вторую жену, третью, четвёртую... Тут он решил прервать счёт, надеясь, что и так понятно, либо дальнейшее перечисление портило форму стиха. Мухаммед сам подал пример, женясь на вдовах и разведённых. А толкователи корана упёрлись в цифру "4" и посчитали это запретом. Кстати, сейчас во многих странах, где ислам - государственная религия, многожёнство запрещено. Родственница Мухаммеда, он - сын ее тети по материнской линии. Зайнаб и Мухаммед - внуки одного деда. Она родилась приблизительно за 20 лет до начала пророчества Мухаммеда (590 г). При рождении её звали Баррой, но Мухаммед дал ей новое имя - Зайнаб. Бывшая жена приемного сына Мухаммеда Зайда ибн Хариса. Была одной из первых мусульманок. Будучи незамужней, Зайнаб в числе первых переселилась в Медину. Мухаммед хотел женить на ней своего вольноотпущенника Зайда ибн Харису, упразднив этим обычаи, согласно которым свободная женщина не могла выйти замуж за бывшего раба. Зайнаб и её братья были против этого брака. Она напрямую отказала Пророку: О, посланник аллаха, но меня он не устраивает. Я - дочь своего народа и дочь твоей тети со стороны отца - не собираюсь выходить за него замуж! Но тут Аллах ниспослал 36-й аят суры Аль-Ахзаб и она уступила воле аллаха. Её брачный союз с Зайдом ибн Харисой оказался несчастливым. Традиционные предубеждения в своей общине Пророку удалось сломать, воспользовавшись Зайнаб, как тараном, но каково было ей? Зейд был смуглым, настоящим эфиопом, с приплюснутым носом, всем обликом и привычками был раб, неважно, что раб бывший, приёмный сын Пророка, полководец. Зайнаб его часто оскорбляла и унижала, а он шёл жаловаться Пророку. На что тот отвечал: "Удержи при себе свою жену и побойся аллаха!". Но скоро созрел новый план - воспользоваться Зайнаб ещё разок как тараном и обрушить ещё один бедуинский закон - запрет на женитьбе на жёнах приёмных сыновей. Причём сам Мухаммед его подтвердил в коране! Но важно было показать и то, что аллах может делать и исключения - лично для Пророка он прислал аят, возвысив его и тут над прочими. Зайнаб была в браке с Зейдом лишь год, потом они развелись. Злые языки утверждают, что Пророк сам положил глаз на 38 (или 35)-летнюю красавицу. У Зейда было ещё три жены, а оказать услугу Мухаммеду было его главным желанием. И, думаю, красавица, которая его всячески оскорбляет, была ему не столь уж и нужна, он тоже женился по воле аллаха. ок. 627 г. - по истечении срока идды (4 месяца, проверка на беременность), Пророк послал Зейда к его же бывшей жене сватом. Но настырная Зайнаб и тут отвергла мужа: "Я не собираюсь ничего делать, пока мой Господь не повелит мне". Пришлось вмешаться аллаху и послать аят, адресованный лично Пророку: "И вот ты говорил тому, кого облагодетельствовал аллах и кого ты облагодетельствовал: «Удержи при себе свою жену и побойся аллаха!" И ты скрывал в своей душе то, что обнаруживал аллах, и боялся людей, а между тем аллаха следует бояться. Когда же Зайд удовлетворил свое желание по отношению к ней, Мы женили тебя на ней, чтобы для верующих не было стеснения с женами их приемышей, когда они удовлетворят свои желания. Дело аллаха свершается!". Исполняющий приказ аллаха Пророк, уже женатый на Зайнаб циркуляром сверху, запросто вошёл в комнату Зайнаб, сообщил ей постановление аллаха и приступил к супружеским обязанностям. Свадьба с Зайнаб вошла в историю. Во-первых, Мухаммед решил сплагиатить пророка Ису (Христоса), который накормил толпу пятью хлебами и двумя рыбами. Строго говоря - размер еды не указан. Может, те рыбы были половозрелыми тунцами, а хлебы со стог величиной? Нет, у Пророка всё по-честному. В этот день мать Анаса* бин Малика Умму Сулейм приготовила особое блюдо из мединских фиников, перемешанных с маслом. Это блюдо, которое называлось «хайс», Анас сам понес Посланнику Аллаха. Но угощения было так немного, что его от силы хватило бы на двоих. Солнце обоих миров сказал ему: «Позови сюда Абу Бакра, Умара, Усмана и Али». Не веря своим ушам, Анас пошел, чтобы сделать то, что ему было велено. Но Посланник Аллаха сказал ему: «Веди сюда всех, кого найдешь в мечети и встретишь по дороге!» Анас был поражен. С мыслью о том, может ли хватить этой еды на всех, он вышел на улицу. И стал приглашать на празднество каждого, кого встречал на своем пути. И вот люди группами потянулись к дому Посланника Аллаха. Когда все собрались, Любимец Обладателя Величия поставил на стол блюдо с едой. Совершил дуа, чтобы Аллах благословил эту пищу, и сказал: «Садитесь к столу по десять и угощайтесь тем, что перед вами». Каждый, кто тогда садился за стол, наелся вдоволь. Анас рассказывал потом: «Чем больше гости ели, тем, казалось, еды становится больше, как будто кто-то добавляет ее снизу. Каждый из приглашенных наелся вдоволь, но я видел, что еды оставалось ровно столько, сколько я принес». Тогда Посланник Аллаха сказал: «О Анас! Убери блюдо со стола». *Слуга Мухаммеда, Анас ибн Малик, ему 10 лет Чтобы совсем уж не оставалось сомнений в чуде, исламские историки неведомым мне путём определили количество фиников - 21 Во-вторых, гости (трое), объевшиеся чудесных фиников, разговорившись, "засиделись в гостях", напрочь игнорируя желание Пророка их выпроводить и завершить свадьбу положенным процессом. Потерявший терпение Пророк удалился к жёнам, надеясь, что гости сообразят удалиться, но не тут-то было! А в доме решительно отсутствовали какие либо двери или хотя бы занавески. Возмущённый Пророк, вдохновлённый аллахом, говоря о себе в третьем лице (аллах же сообщает) выдал настырным гостям: «О вы, которые уверовали! Не входите в дома Пророка, если только вас не пригласят на трапезу, [не входите] с тем, чтобы дожидаться ее. Однако когда вас пригласят, то входите, а когда поедите, то расходитесь, не вступая в разговоры. Такое [поведение] может удручать Пророка, а он стесняется [сказать об этом вам], но Аллах не стыдится истины. Если вы просите у жен Пророка какую-либо утварь, то просите ее через завесу. Это безгрешнее для ваших и их сердец. Вам не подобает ни огорчать Посланника Аллаха, ни жениться когда бы то ни было на его вдовах после его смерти, ибо это - великий грех пред Аллахом». (53-й аят суры «аль-Ахзаб») Тем самым было положено начало устремлению к благочестию, завершившееся полным сокрытием женщин от посторонних глаз и все жёны Пророка были обречены оставаться вдовами пожизненно. Даже Аиша, ещё не вышедшая из детского возраста. И год страданий для Зайнаб был компенсирован! Это дало Зайнаб бинт Джахш повод похваляться перед другими Матерями верующих, говоря: "Вас поженили ваши отцы, а меня выдал замуж сам Аллах с высоты семи небес". Именно о таком неоспоримом аргументе за конкуренцию в гареме сообщает Аиша, говоря о ней, как о своей главной конкурентке. Но и она признаётся: "Я никогда не видела женщины превосходней по делам веры, богобоязненней, правдивей, бережливей к узам родства и беспощадней к себе в выполнении работы в качестве милостыни, чем Зайнаб". Якобы сам Пророк укрощал её религиозный пыл. Обнаружив в мечети верёвку, всеведующий Пророк спросил - а зачем она? Благородные сахабы ответили: «Это принадлежит матушке Зайнаб», объяснив, что она держится за веревку, когда устает стоять в намазе на ногах. Это очень не понравилось Посланнику Аллаха, и он сказал: «Не следует так утруждать себя, совершая поклонения. Отвяжите эту веревку. И совершайте намаз лишь тогда, когда вы бодры, и у вас есть на это силы». Зайнаб сопровождала пророка в боевых походах, была свидетельницей осады Таифа, завоевания Хайбара. Совершила прощальное паломничество, где посланник Аллаха сказал своим женам не покидать своих домов, и она больше ни разу не ездила в хадж до самой своей смерти, памятуя завещание Мухаммеда. Посланник аллаха однажды похвалил ее в присутствии остальных жен: "Быстрее последует за мной та из вас, у которой самая длинная рука". Он не ошибся - Зайнаб умерла через полгода после него, в возрасте 53 лет, в Медине. А что значит "длинная рука"? Это истолковали как "самая трудолюбивая и щедрая" Дочь вождя племени Бану Мусталик Хариса ибн Дирара. Звали её Барра бинт ал-Харис ибн Аби Дирар ибн Хубайб. В 627 г. мусульмане победили племя Мусталик, Джувейрия попала в плен к двум братьям-ансарам. Была она столь красива, что, якобы, ни один из мужчин не мог устоять. Пророк отличался от прочих лишь большими возможностями. О подробностях женитьбы см. тут Барра получила предложение стать женой лично от Пророка, немедленно согласилась и была переименована в Джувейрию. Это была уже вторая Барра у Пророка и обе были переименованы. Пророк считал неприемлемым фразу «Мухаммед ушел от Барры» (т. е. «блага», «благочестия») или «Барра ушла от Мухаммеда». Новое имя – уменьшительное от «покровительствуемая». Род ее восходил к Харуну, брату пророка Мусы. Дочь вождя иудейского племени Бану Надир Хуяйа ибн Ахтаба и дочери вождя племени Бану Курайза Барры бинт Самусаль. Её отец Хуяйа ибн Ахтаб будучи ярым врагом Мухаммеда и мусульман не упускал возможности поссорить между собой ансаров и мухаджиров и вступал в коалицию с курайшитами. В молодости Сафия была очень красива, и в Медине, где она жила, было много желающих жениться на ней. Пророк её тоже, несомненно, встречал. Первым её мужем был известный поэт племени Саллям бин Мишкам аль-Курайза, но их брак распался. Между прочим, он считался лучшим всадником племени и именно он отверг от имени евреев учение Мухаммеда. Когда евреев пытались убедить, что Пророк и есть тот Мессия, которого они ждали, Салам ибн Мишкам им ответил: «Он не принёс нам то, о чем мы не знаем и чего мы ждали. Он не тот, о котором мы вам говорили». Ему Мухаммед ответил сурой 2:89 с проклятиями на неверных. Однажды к Пророку пришли Саллям ибн Мишкам, Нуман ибн Ауфа Абу Унс, Махмуд ибн Дахья, Шас ибн Кайс, Малик ибн ад-Дайф и сказали ему: «Как мы последуем тебе, когда ты покинул нашу киблу и ты не утверждаешь, что Узайр - сын Аллаха?». И, кстати, первый муж Сафии был мужем той еврейки, Зайнаб бинт ал-Харис, которая пыталась отравить Пророка и была казнена. Как всё переплелось! Вторым её мужем стал Кинан ибн ар-Раби ибн Абу аль-Хукайк, имевший высокое положение среди представителей племени Бану Надир. Он был сыном Аль-Раби ибн-абу-аль-Хукайка, самого выдающегося поэта Медины, о его ристалищах со знаменитым арабским поэтом, Аль-Набигой, слагались легенды: пока Набига декламировал одну половину стиха, Аль-Раби импровизировал вторую в том же самом размере, моментально подбирая нужную рифму. Аль-Раби приписывается много разных стихотворений, которые нередко и мусульмане цитировали. Кинан ибн ар-Раби был тоже поэт, красив, знатен, ему принадлежала крепость ал-Камус, самая неприступная в Хайбаре. А отец Сафии Хувай ибн Ахтаб ан-Надари был казнён в 627 году Мухаммедом вместе с кланом Бану-Курайза, который тот подстрекал восстать против мусульман. Иудейские племена Медины были изгнаны и Бану Надир обосновались в Хайбаре. В 628 году мусульмане двинулись на Хайбар. Взять крепость ал-Камус мусульмане не смогли, договорились, что иудеи уедут, оставив оружие и все ценности. Но муж Сафии сокровища спрятал, заявив, что он выполняет договор и не увозит сокровищ. Его пытали, разводя костёр у него на груди, но он не выдал места и ему отрубили голову. Всё его имущество (включая саму Сафию и её две двоюродные сестры) конфисковали. Сафию и одну её сестру подвели к Пророку, они перешагивали через тела убитых мужей. Сестра её рыдала, раздирая лицо руками (Пророк сказал: "Уберите от меня эту дьяволицу"). А Сафия держалась с достоинством. И было ей, между прочим, 16-17 лет. Если все прочие браки Пророка как бы объяснимы как необходимые шаги для укрепления ислама - породнение с влиятельными людьми, отмена языческих законов, демонстрация гуманности и братства, то тут исламские толкователи поступков Пророка бессильны. Евреи были убиты, изгнаны и прокляты, никаких иных причин, кроме красоты Сафии не обнаружено. Дихья ибн Халифа аль-Кальби просил Пророка отдать ему Сафию, но Пророк отдал ему двух её племянниц, а на Сафию набросил свой плащ в знак того, что забирает её себе. И укорил сподвижника Биляля, приведшего к нему женщин: «Разве у тебя пропало сострадание, о Биляль, когда ты повел двух женщин мимо их убитых мужчин?!» Причём муж Сафии был не просто убит, его долго пытали, жгли костёр на груди. Опасались, что новая жена может отравить Пророка, как сделала Зайнаб, Абу Аййуб Халид ибн Зайд маршировал вокруг шатра новобрачных с мечом наготове. Но Сафия оказалась вполне практичной. Отказав Пророку в первую ночь, она всё же ислам приняла, покорилась судьбе и стала 8-й действующей женой Пророка. В гареме её появление вызвало негодование, якобы, когда войско Мухаммеда прибыло в Медину, верблюдица Сафии споткнулась, она упала, обнажив интимные места (о существовании нижней одежды ещё не подозревали). Пророк прикрыл ее, а его жены сказали: «Да удалит Аллах иудейку». Опасения за новое сокровище в гареме были столь велики, что Пророк поселил её в доме своего сподвижника Харисы ибн ан-Нумана. Жены ансаров были наслышаны о красоте Сафии и поочерёдно отправлялись удостовериться в этом. И Аиша, надевшая для конспирации никаб (накидку) тоже. Пророк откровенно шпионил за женой, тайно следуя за ней, чтобы убедиться, что она вошла в дом аль Харисы. Подождав, пока она выйдет, он догнал ее, схватил за платье и спросил насмешливо: - Ну, и как ты ее находишь? Аиша в пылу ревности выпалила: - Я нахожу её иудейкой. Пророк возразил: - Не говори так, ведь она стала мусульманкой и ислам ее прекрасен! После чего Аиша побежала рассказывать Хафсе удручающую новость. Сафия переехала в дом Пророка, где гарем уже делился на два враждебных лагеря: Аиша, Хафса и Сауда с одной стороны, остальные и Фатима аз-Захра (дочь Пророка) - с другой. Родня Сафии получила многочисленные привилегии. Ей тоже достался титул «мать правоверных». Но в гареме её пытались загнать в угол - Аиша и Зайнаб сказали ей, что она ниже их по статусу, на что та ответила (якобы, сам Пророк подсказал): «Как можете вы иметь преимущество надо мной, когда Аарон, является моим отцом (она происходила из племени Бану ан-Надир, потомков Аарона), Моисей - моим дядей, а Мухаммед - моим мужем?» Мухаммед по мере своих стариковских сил защищал свою красавицу. Рассказывают, что в одно из путешествий он взял с собой Сафию и Зайнаб бинт Джахш. Верблюд Сафии захромал. Пророк попросил Зайнаб поменяться с Сафийей, на что она ответила: - Что, с этой иудейкой? В наказание Пророк не приближался к ней два или три месяца. Говорили, что он отлучил ее от постели на весь месяц зу-л-хиджжа, мухаррам и часть сафара, лишь затем вернулся к ней. (О, какие подробности постельной жизни Пророка у исламских историков!) Аиша признала «Я не встречала ни одной женщины, которая готовила бы лучше неё». Сафия прожила с Мухаммедом 3 года и 3 месяца. В период правления Умара служанка донесла халифу, что Сафия чтит субботу и поддерживает отношения с иудеями. Халиф вызвал Сафию на допрос. Однако та отрицала навет насчёт субботы, а с евреями у неё узы родства, а их надо чтить. Будучи оправданной, она сама допросила служанку и выгнала её (освободила). Во время смуты, начавшейся в конце правления Усмана ибн Аффана, Сафия встала на сторону халифа и пыталась защитить его. Дело дошло до того, что она вытащила рубашку Пророка и держа ее в руках, закричала: - О, люди, эта рубашка посланника аллаха и она еще не износилась, и Усман наилучшим образом следовал его сунне. Она передавала халифу еду и питье, когда тот был осажден. Сафия умерла когда правление было в руках Муавии примерно в 50 году хиджры и похоронена на кладбище Джаннат аль-Баки в Медине. Дочь курайшитского лидера Абу Суфьяна ибн Харба. До принятия ислама Рамля отошла от языческой веры своих предков и исповедовала веру ханифов. Она приняла ислам вместе со своим мужем Убайдуллой ибн Джахшем, который до принятия ислама исповедовал христианство. Спасаясь от гонений курайшитов, они эмигрировали в Эфиопию. А там Убайдулла внезапно совершил вероотступничество (ридда) и снова перешел в христианство. Он стал пьянствовать и заставлять жену тоже оставить ислам, однако довольно скоро умер. Хотя, сообщают, что она развелась с ним. В Мекку она не осмелилась вернуться. Узнав обо всем этом, Мухаммед послал своего представителя к эфиопскому негусу Наджаши, с просьбой отослать Рамлю к нему в Медину для заключения с ней брака. Якобы, вообще свадьба произошла в Эфиопии без Мухаммеда (такое было возможно). Сам негус одаривал новобрачную. Этот брак был явно политическим актом - позволил Мухаммеду ослабить напряжение между ним и лидером мекканских язычников Абу Суфьяном. Рамля бинт Абу Суфьян была набожной и благочестивой женщиной. Она умерла в 665 г. в период правления своего брата Муавии в возрасте 70 лет. Известно более 65 хадисов, переданных ею. Её настоящее имя Хинд бинт Абу Умайя, но все знали её как Умм Салама. Она происходила из рода Бану Махзум, племени курайшитов. Её отца звали Умайя Абу ибн аль-Мугира аль-Махзуми, а мать Атика бинт Амир. Умайя Абу ибн аль-Мугира был редким по своей щедрости человеком среди арабов и за это его даже назвали «благодетелем путешественника». Умм Салама и её муж, Абу Саляма Абдаллах ибн Абд-аль-Асад аль-Махзуми, были одними из первых мусульман, за что подвергались нападкам со стороны курайшитов и вынуждены были мигрировать в Эфиопию. 23 марта 625 года, в битве при Ухуде от полученных ран умер ей муж Абдуллах. Кстати, он, как и убитый там же дядя Пророка Хамза, был молочным братом Мухаммеда. Их кормила рабыня-эфиопка Абу Ляхаба. Она осталась одна с маленькими детьми, но получила поддержку со стороны мухаджиров и ансаров. Стала известна как Аййин аль-Араб (Вдова арабов). После окончания срока идда* к ней приходили свататься Абу Бакр и Умар ибн аль-Хаттаб, но она им отказала. Но на предложение женитьбы Мухаммеда она согласилась. У Умм Саламы было трое детей, а четвёртый ребёнок родился практически сразу после брака с Мухаммедом. Эта свадьба совершилась очень скромно: свадебные подарки стоили около 10 дирхемов, а на ужин Мухаммеду и всей семье новая жена наварила каши из ячменя, который тут же намолола на ручном жернове. Она умерла в возрасте 84 лет в Медине и была похоронена на кладбище Джаннат аль-Баки. Умм Салама была последней из живых матерей правоверных. * женщина не имеет права выйти замуж за другого мужчину сразу после того, как стала вдовой либо развелась. Причина проста: срок необходим для определения возможной беременности женщины и установления последующего отцовства ребенка. Срок идда составляет 4 месяца и 10 дней, а в случае беременности - до родов. В течение идды бывший муж обязан обеспечивать её всем необходимым. Имеются сообщения и о том, что она была его наложницей. Происходила из иудейского племени Курайза. Её первым мужем был некий Хакам. В 626 году после похода мусульман против племени Курайза она попала в плен, после чего досталась Мухаммеду. Он предложил Райхане принять ислам, однако она отказалась. Спустя некоторое время, она заявила о принятии ислама и после этого Мухаммед освободил её. Она умерла после этого скоро. Мусульманские биографы называют имена еще нескольких невест и даже жен Мухаммада, с которыми он по разным причинам развелся, но полной уверенности в достоверности этих сведений нет. Показательно, что Алийа бинт Забйан, которой Мухаммад будто бы дал развод за то, что посматривала на других мужчин в мечети, впоследствии вышла замуж, тогда как все жены Мухаммада после его смерти больше в брак не вступали. Все жёны Мухаммеда удостоились титула «матерей правоверных». Аллах специально послал откровение о том, что сам Пророк может иметь столько жён, сколько потребуется. А именно: Мы разрешили тебе твоими женами тех, которым ты дал их награду, и тех, которыми овладела твоя десница из того, что даровал Аллах тебе в добычу, и дочерей твоего дяди со стороны отца, и дочерей теток со стороны отца, и дочерей твоего дяди со стороны матери, и дочерей твоих теток со стороны матери, которые выселились вместе с тобой, и верующую женщину, если она отдала самое себя пророку, если пророк пожелает жениться на ней, - исключительно для тебя, помимо верующих. Разумеется, Мухаммед был не сексуальный маньяк, он просто создавал религию, государство на основе этой религии, народ, законопослушный государству и религии. Женитьба для него - способ породниться с важными лицами, с главными племенами Аравии. Дошло до того, что он позволил своим жёнам быть жёнами чисто формально - жить отдельно, вероятно, некоторых он и не видел. Отсюда такая неразбериха с их числом. Мухаммед большое внимание уделял семейной жизни, аллах непрерывно слал аяты. Справедливость, равенство - главное! Семейная жизнь Мухаммеда была строго регламентирована: каждой жене он посвящал по очереди один день, причем очередь не могла быть сдвинута или переменена (на деле сами жёны передавали право супружеской ночи). Если же Пророк отправлялся в поход, то с помощью жребия решалось, какая из жён последует за ним в закрытом паланкине. Была ли это показуха - не знаю, но очень похоже. И сам Пророк понимал, что закон - это одно, а жизнь... более разнообразна. «И никогда вы не в состоянии быть справедливыми между женами, хотя бы и хотели этого». Да уж... Как-то Пророк подарил Аише жемчужное ожерелье, что вызвало немедленно скандал и раздоры в гареме. Это признание намного позже было истолковано богословами как одобрение Мухаммедом моногамных браков и немало мусульманских стран запретили многожёнство. Обычай закрывать лица у женщин "на природе" был повсеместно - ветер и солнце извечные враги женской красоты. Но в помещении лиц не закрывали. Мухаммед, после того, как стал действительно главным в Медине, начал былую демократию ограничивать. Вскоре было объявлено, что мусульмане не должны входить без дела в дом Пророка, что утварь у его жен следует просить только через занавеску. Наконец, возведен в ранг закона обычай, чтобы жены Пророка прикрывали лицо в присутствии посторонних. Теперь жены Пророка обязаны были прятать лицо от всех посторонних мужчин. Постепенно этот обычай распространился на всех женщин-мусульманок. Последователи, как обычно, старались стать правовернее самого Пророка, скоро женщины постоянно и целиком были закованы в одежды на радость мануфактурщикам. Как быстро меняется мораль в обществе! Совсем-совсем недавно вокруг Пророка царила немыслимая демократия. Во дворе его дома непрерывно толпились люди, большей частью бездельники, которым просто нравилось глазеть на Пророка, быть свидетелями его поступков и слушателем его слов. Эта толпа называлась "люди, сидящие под навесом". Они по утрам стучали в двери: "Мухаммед, выходи!". Они заглядывали в двери, сплетничали и требовали еды. Когда сам Пророк или его жёны удалялись по нужде в ближайшую рощу финиковых пальм (туалетов ни дома ни во дворе не было) они норовили их сопровождать. К жёнам часто приставали, путая их с незамужними девицами нестрогого поведения. Пришлось Пророку построить туннель для своего выхода прямо в мечеть, потом туннели создали для его жён, наконец, завесили лица правоверных жён тряпками. И процесс быстро пошёл. "Люди, сидящие под навесом" знали много. Но их хадисы не сохранились. «Я рассказываю не обо всём, чему я был свидетелем, говорил один из „людей, сидящих под навесом", переживший Мухаммеда. - Если бы я рассказывал о Пророке и посланнике божьем всё, верующие перерезали бы мне горло…» |
Оффтоп. Между прочим, Аиша немало сделала для мусульманок, сама того не подозревая. Отношение к "критическим дням" женщин в разных странах очень разные. В абсолютном большинстве стран женщины считались нечистыми, в некоторых обществах (в Индии, например), боялись не то что прикоснуться, даже взгляда, даже приближения. В Непале выгоняют (до сих пор) из дома, женщина ночует в каком-нибудь сарае и нередко просто замерзает, если зима. В Европе женщины любыми способами старались не показать своего состояния, ни на йоту не изменяя своего распорядка, а в Китае рисовали красный кружок на лбу, чтобы знали все. Но в целом на Востоке женщина натурально болеет, просто лежит пластом дня три, избавлена от всякой работы. При постоянных спорах богословов: можно ли кормить ребёнка грудью или готовить еду. Однако, почти во всех религиях ей запрещается посещение мечетей, церквей, храмов, соблюдение молитв и постов. И ислам не исключение - он вобрал в себя кучу доисламских запретов на этот счёт. Но Аиша оставила немало хадисов, где откровенно сообщала: «Я причесывала посланника Божьего в период месячных», «посланник Всевышнего облокачивался о колени (подол) и читал Коран, тогда как в это время у неё были месячные». Пророк разрешил (лично ей) паломничество в такие дни - «Совершай все действия, которые совершают паломники, кроме тавафа (ритуального обхода вокруг Каабы). Таваф ты совершишь после того, как очистишься». На основе хадисов составлена сунна, которую почитают так же, как коран, а там, благодаря Аише, довольно чётко прописано: Сподвижника Пророка, ‘Урвы ибн Зубейра спросили: «Может ли женщина заниматься домашним хозяйством, ухаживать [готовить, стирать, убирать] за мужем в период месячных? Можно ли прикасаться к женщине, когда у нее месячные?» Он ответил: «Все это естественно! Ничего плохого в этом нет. Супруга пророка Мухаммеда Аиша говорила мне, что [как и обычно] причесывала Пророка, когда у неё были критические дни». Тем самым, как минимум у суннитов, почитающих сунну наравне с кораном, женщины реабилитированы благодаря Аише. Дальше - больше, разумеется, нашлись люди святее своего Пророка, ударившиеся в иную крайность, например, Авиценна (Ибн Сина), великий медик, рекомендовал мазать язвы менструальной кровью, а также употреблять, как противозачаточное средство. Он вообще лишён всяких предрассудков и написал целые трактаты о лечении женских хронических кровотечений. Тем не менее, приоритет и тут остался за Пророком. По поводу хронических кровотечений к нему обратилась та самая Хамна бинт Джахш (см.ниже), разносившая сплетни и битая плетьми по приказу Пророка. Интересно, у неё не после этого ли и проявилась болезнь? Пророк, по приказу которого её выпороли, дал ей подробнейшую рекомендацию к излечению: «Это удар шайтана. Придерживайся правил, касающихся менструации, в течение шести-семи дней, а затем искупайся. После того, как очистишься, совершай намаз и соблюдай пост в течение двадцати трех или двадцати четырех дней, и этого для тебя достаточно. Поступай так каждый месяц, подобно остальным женщинам. Если у тебя хватит сил, то откладывай полуденный намаз и переноси вперед послеполуденный намаз, после чего купайся и объединяй эти намазы. Затем откладывай закатный намаз и переноси вперед вечерний намаз, после чего купайся и также объединяй эти намазы. Потом еще раз купайся и совершай рассветный намаз» И это тоже на века - руководство к действию. |