Али ибн Абу Талиб
(продолжение)
По кончине Абу Бакр назвал своим преемником Умара, а тот, умирая, назвал имена шести наиболее уважаемых ветеранов ислама, в т.ч. и Али и велел им выбрать из своей среды нового халифа. И опять Али не выбрали, новым халифом в итоге стал Усман ибн Аффан, принадлежащий к влиятельному роду Омейядов. Убит в 656 году.
Спустя три дня после убийства Усмана новым халифом избрали Али.
Приняв бразды правления, Али достаточно быстро установил порядок в Медине. Его власть признали в Египте, Ираке и Йемене. Однако наместник Сирии и родственник Усмана - Муавия отказался присягать новому халифу как человеку (как он считал), запятнавшему себя связью с убийцами халифа Усмана. Отказался признать Али халифом также полководец Саад ибн Абу Ваккас. Много противников Али было также и в Аравии.
В августе 656 года, когда разрыв с Муавией сделался окончательным, Али стал готовиться к войне с ним. Но первыми выступили против него мекканцы, возглавляемые Тальхой, двоюродным братом аз-Зубайром и женой Пророка Аишей. Они возмутили жителей Басры, где вскоре по их призыву были схвачены и перебиты многие участники убийства Усмана. Однако соседняя Куфа приняла сторону Али.
Вскоре халиф во главе 12-тысячного войска (в основном из жителей Куфы) подошёл к непокорной Басре. В декабре произошло сражение, закончившееся победой Али и таким образом власть Али упрочилась.
В январе 657 года Али перебрался в Куфу, сделавшуюся с этого времени его резиденцией, а, значит, столицей халифата. В апреле он выступил в поход в Сирию, возле Ракки переправился через Евфрат и встретился с Муавией близ селения Сиффин.
Решающее сражение началось утром 19 июля 657 года и продолжалось девять дней с перерывами на ночь и для молитвы. Потери с обеих сторон были чудовищны, а битва кончилась вничью и договором о третейском суде.
Муавия сохранил свою армию, а в стане Али начался раскол: часть солдат (12 тысяч) покинули лагерь - их стали называть хариджитами.
Согласно шиитской историографии, задолго до смерти Али знал о том, что будет убит, поскольку Пророк сказал ему об этом, и он сам предчувствовал это. Якобы, Мухаммед (или Али) полагали, что борода последнего будет окрашена кровью, текущей из его головы. Хариджиты, избегшие смерти у ан-Нахравана, приняли решение убить в одно точно назначенное время «виновников» раскола мусульманской общины - Али, Муавию и Амра ибн аль-Аса. Якобы, один из заговорщиков Абдуррахман ибн Мулджам ко всему прочему повстречал членов племени Тайм ар-Рибаб, в том числе женщину Катами бинт аш-Шиджну, потерявшую в битве против Али сразу отца и брата. Ибн Мулджам попросил её руки и сердца, и она согласилась при условии получения свадебного подарка, состоящего из 3 тыс. дирхамов, раба и убийства Али (девушка желала мести за гибель родных).
В ночь на 22 января 661 года три заговорщика, в том числе Ибн Мулджам, остались в соборной мечети Куфы среди множества остававшихся там до утренней молитвы. На рассвете Али провозгласил призыв к молитве и вошёл внутрь мечети. Ибн Мулджам и один из сообщников бросились на халифа с криком: «Суд принадлежит Аллаху, а не тебе, Али, и не твоим людям с мечами!». И раскроили ему голову.
Али прожил ещё 2 дня, составил завещание и продолжал повторять шахаду и имя Аллаха до последней минуты. Вечером 23 января, в ночь на 24-е рамадана халиф Али ибн Абу Талиб скончался. Айша, узнав о смерти Али, откликнулась стихотворной строкой:
«Посох брошен, и достигнута цель,
и рад возвращению путник.»
На упрёк дочери Абу Салама, Зайнаб: «Как ты можешь говорить такое об Али при его превосходстве и достоинстве?» - Аиша с усмешкой ответила: «Когда я забуду об этом - напомни мне».
Али похоронили близ Куфы. Место его захоронения держалось в секрете, но в правлении аббасидского халифа Харуна ар-Рашида его могила была выявлена в нескольких милях от Куфы и вскоре было построено святилище, вокруг которого вырос город Эн-Наджаф.
Враги называли Али «Абу Тураб» («Отцом праха», или правильнее «пыльный», «обсыпанный пылью»). Происхождение этого прозвища связано с одним мусульманским преданием, согласно которому Али, чем-то сильно опечаленный, сидел в пыли. Это увидел пророк Мухаммед, который проходил мимо. Любя давать своим друзьями шутливые прозвища, он будто бы воскликнул «Вставай, о Абутураб!». Сторонники Омейядов называли шиитов презрительно абутураби - «последователи обсыпанного пылью». В течение последующих лет после убийства Али преемники Муавии проклинали память Али в мечетях и на торжественных собраниях, а последователи Али отплачивали тем же трём первым халифам и Муавии, как узурпаторам.
В историю ислама Али вошёл как трагическая фигура. Кроме пророка Мухаммеда, нет никого в истории ислама, о котором столько написано на исламских языках, как об Али. Источники соглашаются, что Али был глубоко религиозным человеком, преданным делу ислама и идеи верховенства правосудия в соответствии с Кораном и сунной. Они изобилуют сообщениями о его аскетизме, неукоснительном соблюдении религиозных догм и отрыве от мирских благ. Некоторые авторы отмечают, что ему не хватало политического мастерства и гибкости.
Жёны и дети:
1-я жена, Фатима: Хасан, Хусейн, Умм Кульсум бинт Али, Зайнаб бинт Али
В 624 году после битвы при Бадре пророк Мухаммед выдал за Али свою дочь Фатиму. К ней сватались многие известные люди, которым она отказала. При сватовстве Али она молчанием согласилась выйти замуж за него. Согласно преданию, их брак был заключён сперва на небесах, где Аллах был попечителем (вали), Джибраил - хатибом, ангелы - свидетелями, а махром являлись половина земли, ад и рай. В браке у них родились пятеро детей: сыновья Хасан, Хусейн и Мухсин (скончался в младенчестве), а также дочери Умму-Кульсум и Зайнаб.
2-я жена, Хаула, дочь Кайса аль-Ханафи: Мухаммед
3-я жена, Умм аль-Бинайн, дочь аль-Махла аль-Килаби: Аббас аль-Акбар, Абдуллах, Усман аль-Акбар, Джафар аль-Акбар, Умар
4-я жена, ас-Сахба умм Хабиб, дочь Рабиа ат-Таглиби: Амр ал-Акбар
5-я жена, Лайла, дочь Масуда ат-Тамими: Абу Бакр, Убайдаллах
6-я жена, Асма, дочь Умайса аль-Хасамия: Яхья, Аун
7-я жена, Умама, дочь Абуль-Аса ибн ар-Рабиа: Мухаммед аль-Асгap
От других жен:, Джафар аль-Асгар, Мухаммед аль-Аусат, Аббас аль-Асгар, Умар аль-Асгар, Усман аль-Асгар
У него было 32 ребенка: 14 сыновей и 18 дочерей.
- Аль-Хасан
- Аль-Хусейн. Был убит.
- Мухсин, умер, будучи ребенком. Мать аль-Хасана, аль-Хусейна и Мухсина - Фатима, дочь Пророка
- Мухаммед-старший, и его мать - Хауля бинт Ияс бин Джаъфар аль-Ханафия. Говорили также, что его мать была взята в плен после битвы Йаммамы и досталась Али, и что она была черной рабыней бану Ханифа и не вела свое происхождение от них. Говорили, что Абу Бакр подарил Али Умм Мухаммед, женщину из бану Ханифа, взятую в плен.
- Абдулла, его убил аль-Мухтар.
Абу Бакр, был убит вместе с аль-Хусейном. Мать Абдуллы и Абу Бакра - Лейла бинт Муаввиз бин Халед ан-Нагшали, и после смерти Али на ней женился Абдулла бин Джаъфар, его племянник. И среди его жен были вдова Али и его дочь. Лейла родила Абдулле бин Джаъфару Салиха, Умм Ибниха и Умм Мухаммед, эти трое - братья Абдуллы и Абу Бакра по матери.
Аль-Аббас-старший
- Усман
- Джафар
- Абдулла. Эти четверо также были убиты вместе с аль-Хусейном. Их мать - Уммуль-Банин бинт Хизам бин Халед аль-Вахидия аль-Килябия.
- Мухаммед-младший, он был также убит вместе с аль-Хусейном, его мать - наложница.
- Яхья
- Аун. Их мать - Асма бинт Умейс. Яхья и Аун - братья по матери детей Джаъфара бин Аби Талиба и Мухаммеда бин Аби Бакра.
- Умар-старший, его мать - Умм Хабиб ас-Сахба ат-Таглибия, женщина, взятая в плен Халидом бин аль-Валидом во время войны Ридды. Её купил Али.
Мухаммед-средний, его мать - дочь Абуль-Аса.
Дочери:
Умм Кульсум-старшая; Зейнаб-старшая, родные сестры аль-Хасана и аль-Хусейна; Рукайя, родная сестра Умара-старшего; Уммуль-Хасан; Рамля-старшая, их мать - Умм Саъд бинт Урва бин Масъуд ас-Сакъафи; Умм Гани; Меймуна; Рамля-младшая; Зейнаб-младшая; Умм Кульсум-младшая; Фатима; Умама; Хадиджа; Уммуль-Карам; Умм Саляма; Умм Джаъфар; Джумана; Такъия
Род Али продолжился от аль-Хасана, аль-Хусейна, Мухаммеда бин аль-Ханафии, Умара и аль-Аббаса.
Дочери Али в основном выходили замуж за сыновей Акъиля и аль-Аббаса, кроме:
- Зейнаб, дочери Фатимы, которая вышла замуж за Абдуллу бин Джаъфара; Умм Кульсум, дочери Фатимы, которая вышла замуж за Умара бин аль-Хаттаба, и он умер, после чего на ней женился Мухаммед бин Джаъфар бин Аби Талиб, затем умер. После него на Умм Кульсум женился Аун бин Джаъфар бин Аби Талиб, и она умерла, будучи его женой.
- на Умм Хасан женился Джаъфар бин Губейра аль-Махзуми.
- на Фатиме женился Саъд бин аль-Асвад из бану аль-Харис.
Свою дочь Зайнаб Али выдал замуж за своего племянника Абдуллаха ибн Джафара.
Хасан и Хусейн почитаются в шиитском исламе как второй и третий имамы соответственно. Хусейн погиб в бою против армии халифа Йазида I. Остальные девять шиитских имамов являются прямыми потомками Али от его сына Хусейна. |
Абдуррахман ибн Мулджам
Согласно Ибн Юнусу в «Истории Египта», Абдуррахман ибн Мулджам был родом из Бану Тадул, стал свидетелем завоевания Египта мусульманами, вырос в среде уважаемых людей, был набожным человеком, обучался Корану у Муаза ибн Джабаля. Ибн Мулджам был в числе тех, кого Умар ибн аль-Хаттаб рекомендовал наместнику Египта Амру ибн аль-Асу. После убийства праведного халифа Усмана, Ибн Мулджам примкнул к партии Али ибн Абу Талиба и участвовал в битве при Сиффине на его стороне, но затем стал хариджитом.
Абдуррахману ибн Мулджаму удалось спастись от гибели в битве хариджитов против войска Али ибн Абу Талиба при Нахраване. Во время хаджа 39 года по хиджре (конец апреля — начало мая 660 года) он встретился с двумя единомышленниками в Мекке и они договорились об устранении «виновников» раскола среди мусульман: Али ибн Абу Талиба, Муавии ибн Абу Суфьяна и Амра ибн аль-Аса. Эти убийства должны были произойти в один и тот же день, но даты и обстоятельства покушений на Муавию и Амра неизвестны. Существует также романтизированная легенда о красавице-куфийке, которая потребовала от Ибн Мулджама жизнь Али в качестве приданого (а также 3000 дирхемов и раба), у неё в битве против Али погибли отец и брат. Явно легенда.
В ночь с 14 на 15 рамадана (22 января 661 года) Абдуррахман ибн Мулджам вместе с сообщниками остался в соборной мечети Куфы после наступления времени разговенья. Когда Али ибн Абу Талиб после призыва к утренней молитве вошёл в мечеть со стороны киблы, Абдуррахман ибн Мулджам и его сообщник бросились к нему с криком: «Суд принадлежит Аллаху, а не тебе, Али, и не твоим людям с мечами!». Первый сообщник не смог нанести удар и бросился наутёк, но Ибн Мулджам сумел ударить Али мечом по голове и тот закричал: «Не упустите этого человека!». Люди набросились на Ибн Мулджама и схватили его, а его сообщники сумели уйти из мечети. Раненый Али промолвил: «Душу за душу, если умру, то убейте, а если останусь, то сам разберусь с ним».
Али ибн Абу Талиб прожил ещё два дня и скончался вечером субботы 23-24* января 661 года.
*Поскольку тогда было принято считать началом суток наступление темноты, то арабские историки называют датой смерти 17 рамадана, а некоторые и вовсе путают день смерти Али с днём покушения.
Абдуррахман ибн Мулджам был казнён сыном Али Хасаном по принципу кисас (воздаяние равным) 28 января 661 года.
Сунниты желают ему наказания адским огнём, а у шиитов убийца Али считается «худшим из творений в Судный день» В то же время, ибадиты считают, что ибн Мулджам не был связан с хариджитами и убийство Али явилось результатом его собственного решения, о котором лидеры мухаккимитов (ранних хариджитов) не были проинформированы и к которому не имели отношения. Ибадиты осуждают этот поступок ибн Мулджама, одновременно заявляя о непричастности ранних хариджитов к этому преступлению. Зато среди некоторых хариджитов Абдуррахман ибн Мулджам почитался как «наилучший из людей на Земле». |
Муаз ибн Джабаль
Муаз ибн Джабаль родился в Медине в 600-е. Он принадлежал к племени Хазрадж. В возрасте 18 лет принял ислам, участвовал во время второй клятвы при Акабе. Принимал участие в сражениях мусульман с многобожниками. Знал наизусть весь Коран. Муаз ибн Джабаль был блестящим знатоком мусульманского права (фикха), издавал фетвы ещё при жизни Пророка. Согласно исламскому преданию, пророк Мухаммед называл Муаза в числе лучших знатоков Корана. Был отправлен Пророком в Йемен для призыва к исламу. Вернулся оттуда в период правления Абу Бакра. Уехал в Сирию, заразился чумой и скончался в возрасте 38 лет. В передаче Муаза известно более 150 хадисов. |
Аль-Ашас ибн Кайс
Абу Мухаммед Мадикариб ибн Кайс аль-Кинди родился ок. 599 в Шабве, Йемен. Принадлежал к роду аль-Хариса ибн Муавия. Его полное имя: Абу Мухаммад Мадикариб ибн Кайс ибн Мадикариб аль-Кинди аль-Ашас. Аль-Ашас - это прозвище («с растрепанными волосами»), также его называли аль-Ашадиди («со шрамом на лице») и Урф ан-Нар, что на южноарабском диалекте арабского языка означает «предатель», «изменник»
Был вождём племени аль-кинда в Хадрамауте.
Участвовал в походе против племени мурад, во время которого был убит его отец, а сам аль-Ашас был взят в плен и должен был заплатить 3000 верблюдов в качестве выкупа. В 631 году он был во главе делегации (вафд) от племени аль-кинди, которая прибыла в Медину и присягнула на верность пророку Мухаммеду. Его сестра Кайла должна была выйти замуж за пророка Мухаммада, но он умер раньше, чем она прибыла в Медину.
После смерти Пророка (632) аль-Ашас поднял восстание со своим племенем и был осаждён мусульманскими войсками в крепости ан-Нуджайр; согласно легенде, он сдал замок в обмен на неприкосновенность для себя и ещё девяти человек. В результате около 700 членов племени аль-кинди были убиты, а аль-Ашас с несколькими людьми был пленён. Из-за этого поступка, женщины племени прозвали его предателем (урф ан-нар). Пленённого аль-Ашаса привезли в Медину к халифу Абу Бакру, который не только помиловал его, но и женил его на своей сестре Умм Фарве или Курайбе. По другим данным, женитьба произошла во время делегации к пророку Мухаммеду, жена его ждала в Медине.
Аль-Ашас принял участие в завоевании Сирии и потерял зрение в одном глазу в битве при Ярмуке. Со своими соплеменниками он был отправлен присоединиться к Сааду ибн Абу Ваккасу в Кадисийю. Командовал одним из арабских отрядов, принимавших участие в завоевании северного Ирака. Он поселился в Куфе в качестве вождя племени аль-кинди, и, возможно, принял участие в походе на Азербайджан в 647 году и стал там наместником
В битве при Сиффине он играл важную роль и в ходе боевых действий и во время переговоров. Он вынудил халифа Али ибн Абу Талиба принять принцип арбитражного разбирательства и согласиться с выбором Абу Мусы аль-Ашари в качестве арбитра с иракской стороны. Шиитская традиция представляет его и всех его потомков как закоренелых изменников. Он умер в Куфе в 661 г., в возрасте примерно 62 года.
Считается, кроме того, величайшим поэтом и оратором. Якобы, именно красноречие помогло ему не только оправдаться перед халифом, но и занять важные посты и породниться со всей мусульманской верхушкой. Именно он стал поводом к снятию с поста Халида ибн Валида, который за прославляющий его стих одарил поэта мешком золота. Его дочь Хаббана была замужем за старшим сыном халифа Усмана. Другая из его дочерей, Кариба, была также замужем за членом семьи Усмана. Его собственная жена аль-Ашата была дочерью халифа Абу Бакра. По рекомендации Усмана Аль-Ашас обменял свою землю в Хадрамауте на принадлежащее халифу поместье в деревне Тизнабад близ Куфы. Внук Пророка Хасан ибн Али женился на его дочери Джаде бинт Ашас. И она отравила его, якобы, по приказу Муавии.
В связи с чем почитатели Али, шииты, называют сподвижника Али "проклятый человек". И всё его семейство тоже такое же.
У Аль-Ашаса также был сын Мухаммед. |
Малик аль-Аштар
аль-Аштар - это прозвище. В битве при Ярмуке (636 г.) получил ранение глаза из-за которого получил прозвище аль-Аштар («человек с перевёрнутыми веками»).
Его полное имя: Малик ибн аль-Харис ибн Абд Ягус ибн Маслама ибн Забиа ибн Харис ан-Нахаи аль-Аштар. Он родился около 619 года* в Йемене, принадлежал к знатному роду ан-Нахаи.
* Фактический год рождения неизвестен, историки говорят, что он был на 10 лет старше Али ибн Аби Талиба и на 20 лет моложе Мухаммеда
Отличался смелостью в борьбе с византийцами. Был одним из самых ярых агитаторов против халифа Усмана и правящего класса того периода. Защищал права и требования «Организации воинов фай» (распределение трофеев). В 653 году губернатор Куфы Саид ибн аль-Ас изгнал его в Сирию вместе с десятью другими агитаторами, был в ссылке в Хомсе. Продолжал агитацию против коррупции в халифате. В 654 году во время волнений в Куфе, он вернулся в Куфу и оказался во главе группы мятежников, которые помешали возвращению губернатора Саида ибн аль-Аса и добились назначения Абу Мусы аль-Ашари.
Дариуш Арджманд в роли Малека Аштара в сериале «Малек Аштар»
Во время восстания в Медине, которое закончилась убийством Усмана, он привёл двести человек из Куфы и стал одним из тех, кто осадил дом халифа. Малик аль-Аштар лично потребовал от Усмана оставить халифатство, иначе... Усман отказался. Протестующие ворвались в комнату Усмана и убили его. Малик и другие настояли, чтобы Али стал халифом. Малик рьяно стоял за Али: "Люди, это халиф Пророка. Он изучил знание Пророка. Книга Аллаха укрепила его веру. Посланник Аллаха сказал ему, что он войдет в рай. Его личность совершенна. Люди прошлого и настоящего уверены в его поведении и знаниях". Малик был одним из первых, кто присягнул Али.
Во время последующего мятежа новый губернатор Куфы Абу Муса аль-Ашари призвал граждан Куфы остаться нейтральными. Когда Али понял ситуацию в Куфе, он послал Малика аль-Аштара собрать там войска. Малик сплотил граждан Куфы своей блестящей речью. Муса аль-Ашари всё же приказывал людям оставаться в своих домах и не сражаться за Али. Малик и большая группа бойцов захватили дворец. К счастью для себя, Абу Муса аль-Ашари был в мечети. Малик позволил Абу Муса аль-Ашари мирно уйти. Когда Абу Муса аль-Ашари ушел, Малик произнес еще одну мощную речь в мечети, буквально воодушевив куфийцев. 18 000 бойцов отправилось сражаться за Али. Кем бы он был без Малика? В день Верблюжьей битвы фактически был главнокомандующим. Якобы, лично он подрезал ноги у верблюда, на котором сидела Аиша, после чего битва прекратилась.
В битве при Суффине Малик опять проявлял чудеса храбрости, сначала пробив путь к воде, а в последний день битвы пробивался через войско противника, пока не оказался в двух рядах от палатки Муавии. Но тут как раз Али и объявил о прекращении войны. Малик был в ярости - у него отобрали победу, но ослушаться Али не мог.
Пока шёл арбитраж, кому быть халифом, бывший наместник Египта Амр ибн аль-Ас собрал 6000 бойцов для вторжения в Египет. Узнав о возможном свержении, наместник Египта Мухаммед ибн Аби Бакр написал Али ибн Аби Талибу просьбу о помощи и поддержке. Али заверил его в том, что он посылает своего лучшего командующего и одного из своих ближайших товарищей, Малика аль-Аштара. Стать наместником Египта Малику удалось лишь формально - до Египта он не доехал. Якобы, беспринципный Муавия, зная непримиримость и силу Малика, отправил убийцу с использованием яда, привезенного из Рима, он послал гонца с ядом некоему человеку, владеющему обширными землями в городе Аль-Кильзим на границе Египта с просьбой отравить аль-Аштара в обмен на освобождение от уплаты налога на всю жизнь. По прибытии Малика человек (который согласился отравить Малика) пригласил на обед в своем доме. В чашку положили отравленный мёд. Малик съел всего ложку, понял, что его отравили, успел сказать, что возвращается к Аллаху и умер.
Похоронен в городе аль-Ариш.
Аль-Аштар имел гигантский рост. Его меч имел собственное имя аль-Луджж («блеск проточной воды»).
У Малика было два сына, первого звали Исаак (Исхак), а другого звали Ибрагим (Авраам). Исхак был выдающимся воином, погиб в битве при Кербеле, защищая Хусейна ибн Али. А Ибрагим ибн Малик аль-Аштар восстал против убийц Хусейна ибн Али. Вдвоём с соратником он отлавливал и убивал убийц Хусейна. Много бойцов из армии Язида I, сына Муавии были убиты этими киллерами.
Потомки Малика проживают в Иране, а некоторые в Ираке, в Ливане. Шииты считают Малика великим героем. |
Муавия ибн Худейдж
Муавия ибн Худейдж был одним из сподвижников Мухаммеда. Участвовал в битве при Ярмуке, в 651-652 гг. воевал в Нубии, где нубийские лучники выбили ему глаз.
В 655-656 восстание против халифа Усмана ибн Аффана, его дом в Медине был осаждён, то халиф вызвал на помощь войска, в том числе и Муавию ибн Худейджа (мятежники всё же убили Усмана)
Абд Ар-Рахман Ибн Абд Ал-Хакам утверждает, что Муавия ибн Худейдж ходил в походы на Ифрикию трижды:
Первый поход был в 654-655 г., до убийства Усмана. В ходе первого похода в его войске был Абд ал-Малик ибн Марван. Муавия захватил крепости, взял огромную добычу и основал около гор ал-Карн (горы в Ифрикии) город Кайруан. Затем Муавия вернулся в Египет. Второй поход был в 660-661 г., а третий - 670 г.
В 661 году Муавия ибн Худейдж, назначенный наместником Магриба, завоевал Бизерту, в 665 год вошёл в Камуннию (ныне Кайруан в Тунисе)
Этот поход, охвативший территорию от Малого Сирта в Ливии вплоть до Карфагена в Тунисе, был скорее грабительским рейдом, который не привёл к прочному утверждению ислама западнее Киренаики.
Затем Муавия ибн Худейдж вернулся в Египет, а правителем Магриба стал Рувайфи ибн Сабит. |
Абу Абдуллах ан-Нуман
Абу Абдуллах ан-Нуман ибн Башир аль-Ансари аль-Мадани знаменит тем, что, якобы, был первым ребенком ансаров который появился на свет после переселения Пророка в Медину. Это произошло спустя четырнадцать месяцев после переселения. Впоследствии он поселился в Шаме. Спустя некоторое время он был назначен губернатором Куфы, а затем - губернатором Химса. Он погиб от руки Халида ибн Хали аль-Килаи в 64 г.х. |
Хм. Начал новый файл 8 марта 2020. У нас праздник. В Иране - тоже. День Али. Тоже нерабочий. Очень его там любят.