Марван I ибн аль-Хакам
кадр из фильма "Муавия, Хасан и Хусейн"
Марван родился в 623 или 626 году. Его отцом был аль-Хакам ибн Аби аль-Ас из клана Умайя (Омейяды), самого сильного клана курайшитов, доминировавшего в городе Мекка в Хиджазе. Курайшиты массово обратились в ислам примерно в 630 году после завоевания Мекки пророком Мухаммедом. Марван знал Мухаммеда и, таким образом, считается одним из сахабов (спутников). Матерью Марвана была Амина бинт Алкама из клана Кинана.
Во время правления халифа Усмана Марван принял участие в военной кампании против Ифрикии, где он приобрел значительные военные трофеи (утверждают, что просто присвоил чужое). Недолго он служил и наместником Усмана в Фарсе (юго-западный Иран), потом стал "катибом" (секретарем или писцом) халифа и, возможно, надзирателем казначейства Медины. Почти наверняка он поправил текст корана в нужную себе сторону.
Марван был «правой рукой халифа», многие бывшие сторонники Усмана среди курайшитов постепенно отказались от поддержки халифа в результате непомерного влияния на него Марвана. Но не исключено, что историки просто старались обелить халифа, переложив всю вину на Марвана (у арабов редко старший подчиняется младшему, а Марван был сильно моложе).
Недовольство политикой Усмана заставило мусульман Куфы и Египта выступить против халифа. В начале 656 года повстанцы вошли в Медину, чтобы заставить Усмана изменить свою политику. Марван рекомендовал ответить на их действия силой. Вместо этого Усман вступил в переговоры с египтянами (сил у него не было) и договорился об их уходе. При возвращении в Египет мятежники перехватили письмо от имени Усмана к губернатору Египта Ибн Аби Сарху, в котором содержалось указание принять меры против повстанцев. Возможно, письмо было написано Марваном без ведома халифа. Египтяне вернулись в Медину и вновь осадили Усмана в его доме в июне 656 года. Марван активно защищал дом Усмана и был тяжело ранен в шею. Он был спасен Фатимой бинт Авс и перевезен в безопасное место. Усман был убит повстанцами, что вызвало 1-ю фитну.
Марван встал на сторону Аиши. Он сражался вместе с силами Аиши в Битве при верблюде под Басрой в декабре 656 года против халифа Али. Якобы, он воспользовался битвой, чтобы убить одного из сторонников Аиши, Тальху ибн Убайдаллаха, которого он считал ответственным за подстрекательство к убийству Усмана. Вероятно, он просто ждал момента, чтобы убить Тальху. Возможно, стрела была отравлена. После победы Али Марван скрывался, договаривался, перешел на его сторону и принес клятву верности. Али помиловал его, но Марван вновь изменил клятве и отправился в Сирию, где его дальний родственник Муавия ибн Абу Суфьян, отказавшийся признать Али, был наместником. Марван участвовал вместе с Муавией в битве при Сиффине с армией Али в 657 году, которая закончилась тупиковой ситуацией и неудачными переговорами.
Али был убит хариджитом, членом секты, противостоявшей Али и Муавии, в январе 661 года. Его сын и преемник Хасан ибн Али отрекся от престола в мирном договоре с Муавией, который въехал в столицу Хасана и Али Куфу и был объявлен халифом, что ознаменовало утверждение Омейядского халифата. Марван стал губернатором Муавии в Бахрейне (восточная Аравия), а затем дважды был губернатором Медины в 661-668 и 674-677 годах. В промежутке между этими двумя губернаторствами этот пост занимали родственники Марвана Саид ибн аль-Ас и аль-Валид ибн Утба ибн Аби Суфьян. Медина утратила свой статус политического центра Халифата после убийства Усмана, а при Муавии столица переместилась в Дамаск. Однако Медина оставалась центром арабской культуры и исламской науки и домом традиционной исламской аристократии. Пост главы провинциальной Медины уже не устраивал Марвана.
Во время своего первого губернаторского срока Марван приобрел у Муавии большое поместье в оазисе Фадак на северо-западе Аравии, которое он затем передал своим сыновьям Абдуль-Малику и Абд аль-Азизу. Первое увольнение Марвана с поста губернатора заставило его отправиться ко двору Муавии для получения объяснений от халифа, который указал на три причины: отказ Марвана конфисковать для Муавии имущество их родственника Абдаллаха ибн Амира после увольнения последнего с поста губернатора Басры; критику Марваном того, что халиф приблизил к себе Зияда ибн Абихи, преемника Ибн Амира в Басре, который был противником семьи Омейядов; отказ Марвана в помощи дочери халифа Рамле в семейном споре с ее мужем Амром ибн Усманом ибн Аффаном. В 670 году Марван возглавил Омейядов в протесте против попытки захоронения Хасана ибн Али рядом с могилой Мухаммеда, вынудив брата Хасана Хусейна и его клан, бану Хашим, похоронить его в другом месте. После этого Марван участвовал в похоронах и восхвалял Хасана за терпение, которое «весило, как горы».
Муавия, возможно, с подозрением относился к амбициям Марвана и ветви Абу аль-Ас в клане Омейядов в целом, которая была значительно более многочисленной, чем ветвь Абу Суфьяна (Суфьянидов), к которой принадлежал Муавия. Марван был одним из старейших и самых авторитетных Омейядов в то время, когда было мало опытных суфьянидов зрелого возраста. Это, возможно, побудили Муавию к объявлению своим сводным братом Зияда ибн Абихи и к назначению себе наследника в лице сына Язида еще при собственной жизни. Действительно, Марван ранее предложил сыну Усмана Амру потребовать халифатство, но Амр не заинтересовался предложением. Марван неохотно признал кандидатуру Язида в 676 году, но тут же призвал другого сына Усмана, Саида, оспорить правопреемство. Амбиции Саида были нейтрализованы, когда халиф дал ему военное командование Хорасаном, самым восточным регионом Халифата.
После смерти Муавии в 680 году Хусейн ибн Али, Абдуллах ибн аз-Зубайр и Абдаллах ибн Умар, сыновья видных курайшитских соратников Мухаммеда, каждый со своими претензиями на власть, отказались от верности сыну Муавии Язиду. Марван, лидер клана Омейядов в Хиджазе, посоветовал аль-Валиду ибн Утбе, тогдашнему губернатору Медины, принудить Хусейна и Ибн аз-Зубайра, которых он считал особенно опасными для правления Омейядов, признать власть халифа. Хусейн отказался признать Язида в частной беседе, предложив публично заявить об этом. Аль-Валид согласился и не стал требовать немедленно, что вызвало возмущение Марвана, который присутствовал на встрече, и требование арестовать Хусейна, пока тот не принесет клятву Язиду, или казнить его, если откажется. Тогда Хусейн проклял Марвана и покинул встречу, в конце концов направившись к Куфе, чтобы возглавить восстание против Омейядов. Он был убит войсками Язида в битве при Кербеле в октябре 680 года.
Тем временем Ибн аз-Зубайр сбежал в Мекку, где сплотил оппозицию Язиду из своей штаб-квартиры в Каабе, святилище ислама, где насилие традиционно запрещалось. В 683 году жители Медины восстали против халифа и напали на местных Омейядов и их сторонников, побудив их укрыться в домах Марвана в пригороде города, где они были осаждены. В ответ на просьбу Марвана о помощи, Язид направил экспедиционные силы сирийских соплеменников во главе с мусульманином ибн Укбой, чтобы утвердить власть Омейядов в регионе. В последовавшей битве при Аль-Харре в августе 683 года Марван провел своих всадников через Медину и предпринял тыловую атаку против мединских защитников, сражавщихся с Ибн Укбой на восточной окраине города. Несмотря на победу над мединцами, армия Язида отступила в Сирию после смерти халифа в ноябре. После отъезда сирийцев Ибн аз-Зубайр объявил себя халифом и вскоре получил признание в большинстве провинций Халифата, включая Египет, Ирак и Йемен. Марван и Омейяды Хиджаза были изгнаны во второй раз силами Ибн аз-Зубайра, и их имущество было конфисковано.
К началу 684 года Марван находился в Сирии, либо в Пальмире, либо при дворе малолетнего сына и преемника Язида, Муавии II в Дамаске. Последний умер через несколько недель правления, не назначив преемника. Губернаторы сирийских джундов (военных округов), Палестина, Хомс и Киннасрин присягнули Ибн аз-Зубайру. В результате Марван был готов признать легитимность Ибн аз-Зубайра. Однако изгнанный губернатор Ирака Убайдаллах ибн Зияд призвал его стать преемником Муавии II во время совета верноподданных сирийских арабских племен, проходившего в Джабийе. Заявки на лидерство в мусульманской общине выявили конфликт между тремя развивающимися принципами преемственности. Общее признание Ибн аз-Зубайра было основано на исламском принципе передачи лидерства самым праведным и выдающимся мусульманам, в то время как сторонники Омейядов на совете в Джабийе обсуждали два других принципа: прямое наследование, основанное Муавией I, в этом случае халифом следовало объявить малолетнего Халида ибн Язида; арабская племенная традиция избрания самого мудрого и наиболее способного члена клана, воплощенная в данном в лице Марвана.
Организатор совета в Джабийе Ибн Бахдал, вождь могущественного племени бану калб и двоюродный брат Язида, поддержал кандидатуру Халида. Большинство других вождей выбрали Марвана, сославшись на его зрелый возраст, политическую проницательность и военный опыт, и на юность и неопытность Халида. Историк IX века аль-Якуби цитирует вождя одного из племен Равха, высказавшегося в поддержку Марвана: «Люди Сирии! Это Марван ибн аль-Хакам, глава курайшитов, который отомстил за кровь Усмана и сражался с Али ибн Абу Талибом». В конечном итоге был достигнут компромисс 22 июня 684 года, в соответствии с которым Марван обявлялся халифом, но наследовать ему должны были Халид, а затем Амр ибн Саид ибн аль-Ас. В обмен на поддержку Марвана сирийским племенам, которые вскоре после этого стали известны как фракция «ямани» ("йеменцы"), была обещана финансовая компенсация. Яманская племенная знать ("ашраф") требовала от Марвана тех же придворных и военных привилегий, которые они имели при предыдущих омейядских халифах. Их лидер Хусейн ибн Нумайр пытался заключить аналогичную договоренность с Ибн аз-Зубайром, который публично отверг эти условия. Напротив, Марван «осознал важность сирийских войск и искренне сочувствовал их требованиям». У Марвана не было опыта или контактов в Сирии; он был бы полностью зависим от знати ямани, которая избрала его»
В противовес клану калб про-зубайридские племена кайситов выступили против вступления Марвана на престол и сподвигли аль-Дахака ибн Кайса аль-Фихри, губернатора Дамаска, мобилизовать силы для войны; аль-Даххак и кайситы разбили лагерь на равнине Мардж-Рахит к северу от Дамаска. Большинство сирийских джундов поддержали Ибн аз-Зубайра, за исключением Иордании, доминирующим племенем которой была калб. При поддержке калбитов и союзных племен Марван выступил против большой армии аль-Даххака, в то время как в Дамаске знать изгнала сторонников аль-Даххака и передала город под власть Марвана. В августе силы Марвана разгромили кайситов и убили аль-Даххака в битве при Мардж-Рахит. Восстание Марвана подтвердило власть племенной конфедерации Кудаа, в состав которой входил калб, и после битвы калбиты образовали союз с конфедерацией кахтанитов, сформировав новое "супер-племя" ямани. Остатки кайситов сплотились вокруг Зуфара ибн аль-Хариса аль-Килаби, который захватил крепость Каркисия (Циркезиум) в Верхней Месопотамии, и возглавлял племенную оппозицию Омейядам.
Несмотря на победу и консолидацию власти Омейядов в центральной Сирии, власть Марвана не была признана в остальных бывших владениях Омейядов; с помощью Ибн Зияда и Ибн Бахдала Марван обязался восстановить правление Омейядов во всем Халифате. В Палестину он отправил Равха ибн Зинбы, который обратил в бегство войска своего соперника за лидерство в племени джудхам, про-зубайридского губернатора Натила ибн Кайса. Марван также укрепил власть Омейядов в северной Сирии. К февралю-марту 685 года он обеспечил свое правление в Египте благодаря помощи арабского племенного дворянства столицы провинции Фустата. Про-зубайридский губернатор провинции Абд ар-Рахман ибн Утба аль-Фихри был изгнан и заменен сыном Марвана Абд аль-Азизом. Впоследствии силы Марвана во главе с Амром ибн Саидом отразили экспедицию зубайридов против Палестины, начатую братом Ибн аз-Зубайра Мусабом. Марван также отправил экспедицию в Хиджаз во главе с Хубайшем ибн Дульджей. К началу 685 года он направил армию во главе с Ибн Зиядом, чтобы отвоевать Ирак у зубайридов и алидов.
После правления от шести до десяти месяцев, в зависимости от источника, Марван умер весной 685 года, в возрасте примерно 60 лет. Точная дата его смерти неясна из средневековых источников: 10-11 апреля, 13 апреля, 7 мая. Самые ранние мусульманские источники утверждают, что Марван умер в Дамаске, в то время как аль-Масуди считает, что он умер в своей зимней резиденции в Аль-Синнабре близ Тивериадского озера. В традиционных мусульманских источниках широко сообщается, что Марван был убит во сне Умм Хашим Фахитой в отместку за серьезное словесное оскорбление ее чести со стороны халифа, но большинство западных историков отвергают эту историю. Босворт подозревает, что Марван скончался от чумы, поразившей Сирию в то время.
По возвращении Марвана в Сирию из Египта в 685 году он назначил своих сыновей Абдуль-Малика и Абд аль-Азиза своими преемниками. Достигнув аль-Синнабра и узнав, что Ибн Бахдал признал Амр ибн Саида халифом в ожидании преемника Марвана, он вызвал Ибн Бахдала и в конечном счете потребовал, чтобы тот дал клятву верности Абдуль-Малику. Этим Марван отказался от договоренности, достигнутой на совете в Джабийе в 684 году, воссоздав принцип прямой наследственной преемственности. Абдуль-Малик вступил на престол без возражений со стороны ранее назначенных преемников, Халида ибн Язида и Амр ибн Саида. После этого наследственная преемственность стала стандартной практикой омейядских халифов.
Сделав свой род основой своей власти, Марван управлял халифатом по образцу халифа Усмана, который в значительной степени полагался на своих родственников, в отличие от Муавии I, который держал их на расстоянии. В частности, Марван дал своим сыновьям Мухаммеду и Абд аль-Азизу ключевые военные посты и обеспечил преемственность Абдуль-Малика в качестве халифа. Несмотря на бурное начало, марваниды были установлены как правящий дом Омейядского халифата на последующие 70 лет.
Марван был военным лидером и государственным деятелем, обладающим огромными навыками и решительностью, наделен такими качествами, как уравновешенность и проницательность, характеризовавшими других выдающихся членов клана Омейядов». Путь Марвана к престолу был «по-настоящему мастерской политической игрой», кульминацией интриг его ранней карьеры. Это включало поощрение Усманом расширения прав и привилегий Омейядов и утверждение в статусе «первого мстителя» за убийство Усмана.
Марван также был известен как грубый и внешне не располагающий к себе человек. Он получал постоянные травмы в сражениях, его высокий рост и изможденный внешний вид дал ему прозвище "хайт батиль" ("тонкая нить"). В более поздней антиомейядской мусульманской традиции Марван был высмеян как "Тарид ибн Тарид" ("незаконный сын") в связи с изгнанием его отца аль-Хакама пророком Мухаммедом и изгнанием самого Марвана из Медины Ибн аз-Зубайром. Его также называли Абу аль-Джабабира ("отец тиранов"), так как его сын и внуки позже унаследовали халифский титул.
Ряд сообщений свидетельствуют о благочестии Марвана. Якобы, Марван был среди главных почитателей Корана, сам Марван заявлял, что читал Коран более сорока лет до битвы при Мардж-Рахит. На основании того, что многие из его сыновей носили явно исламские имена (в отличие от традиционных арабских имен), наверно Марван действительно был глубоко религиозным человеком.
У Марвана было по меньшей мере шестнадцать детей, среди них не менее двенадцати сыновей от пяти жен и "ум-валад" (наложницы). От жены Аиши, дочери его двоюродного брата по отцовской линии Муавии ибн аль-Мугиры, у него родился старший сын Абдуль-Малик ибн Марван, еще один сын Муавия и дочь Умм Амр. Его жена Лейла бинт Заббан ибн аль-Асбах из племени калб родила ему Абд аль-Азиза и дочь Умм Усман, а другая жена, Кутайя бинт Бишр из клана килаб, родила ему Бишра и Абд ар-Рахмана, умершего в детстве. Одна из жен Марвана, Умм Абан, была дочерью его двоюродного брата по отцовской линии, халифа Усмана ибн Аффана. Она была матерью шести его сыновей, Абана, Османа, Убейдаллаха, Айюба, Дауда и Абдаллаха, последний из них умер в детстве. Марван также был женат на женщине из клана махзум, Зайнаб бинт Умар, у которой был сын от первого брака Умар. Наложницу Марвана также звали Зайнаб, и она родила ему сына Мухаммеда. |