В февральском журнале, (фото, возможно, с 1929 года) для юных ракетомоделистов - как строить ракетный планер. Порох купите в магазине и далее по инструкциям. На фото - 13-летний гимназист из Мичигана. В СССР примерно в те же годы пионеры (или один) с ракетными моделями пробрались даже на соревнования моделистов. А потом - как отрубило. До первого спутника минимум - никаких ракет, никакого пороха, даже публикации о ракетах исчезли. Поэтому делали ракеты самопально
На рождество 1929 года Berliner Morgenpost сообщила: «Два пассажира уже записались на полет в космос, который готовит пражский инженер Людвик Оченашек: студент университета из Праги и господин Макс Дойч из Оломоуца. Ракета будет запущена весной с восходом луны. Инженер Оченашек подсчитал, что полет продлится 87 часов. Ракета будет иметь шесть маршевых и две тормозные ракеты. В полёте могут принять участие девять человек, но только граждане Чехословакии». Оченашек, чехословацкий инженер, был сильно удивлён, когда на него обрушились потоки писем такого содержания:
"Мой рост - 1м 62 см, вес - 62,3 кг, блондинка, говорю по-польски и по-английски. Я работаю медицинской сестрой, мне 20 лет, и я хочу полететь с вами на Луну.
Салли Г. из Пеннсильвании."
В реальности Людвиг Оченашек на Белой горе близ Праги действительно запустил 8 пороховых ракет (одна была двухступенчатой). Некоторые достигли высоты в 2 км., одна взорвалась
В 1928-м году Оченашек попал в горнило ракетной революции и размечтался о ракетах. Его интересовало использование ракет для доставки почты с одного континента на другой по траекториям, проходящим через верхние слои атмосферы. Он проектировал также ракеты-зонды, которые могли бы стартовать с самолетов. После пороховых ракет он собирался перейти к ракетам с ЖРД, но европейский кризис его охладил. см. далее - 1933 год
Луис Вайншток не имеет отношения к ракетам и вообще позабыт. Но раз уж он друг Лассера, про него пару строк. Он был представитель профсоюза Нью-Йорка в 1930-х и 40-х годах, собственно более полувека был лидером компартии США. Член ЦК компартии, а также бизнес-менеджер газеты The Daily Worker и глава союза художников Нью-Йорка. Отправлен в тюрьму в 1955 году на 27 месяцев по обвинению в заговоре 1953 года в соответствии с Законом Смита. В 1957 году из тюрьмы вышел как герой. Агенты ФБР относились к нему очень тепло. Он умер в 1994-м в Калифорнии. Ему был 91 год.
Человека, который, позвал Америку в космос, звали Дэвид Лассер. Фантаст, ракетостроитель, рабочий лидер и вожак безработных, советник президентов и поднадзорный спецслужб.
Дэвид Лассер родился 20 марта 1902 года в Балтиморе в семье евреев-эмигрантов из России. В 14 лет пошел работать посыльным при банке, чтобы помочь отцу содержать семью. Когда Америка вступила в Мировую войну и два его старших брата пошли в армию, Лассер в феврале 1918 года, прибавив себе в анкете два года, записался добровольцем в армию и воевал во Франции. В последние дни войны получил тяжёлое отравление ипритом. В феврале 1919 года - без образования и профессии. Однако он числился в армии "ветераном" и ему полагалась льгота - обучение с небольшой стипендией в институте. В 1920 году по «ветеранской» льготе поступил в Массачусетский Технологический Институт (не имея среднего образования). На первой лекции по геометрии преподаватель спросил у аудитории, что такое функция, Лассер поднял руку и ответил, что это социальный процесс. Однако он был хорошим студентом и закончил институт в 1924 году. Подрабатывал инженером, страховым агентом, выполнял обязанности технического писателя в Нью-Йоркском филиале компании Эдисона, откуда был уволен в 1927 за то, что осмелился протестовать против несправедливого увольнения нескольких сотрудников.
В 1929 году по объявлению в газете пришел устраиваться на работу в издательскую компанию Хьюго Гернсбека. Гернсбек работал над проблемами телевидения, но был знаменит тем, что создал первый в мире журнал фантастики "Amazing Stories". Журнал приносил прибыль, телевидение разоряло. Гернсбек был обанкрочен по суду, но тут же завёл сразу два журнала фантастики - "Air Wonder Stories" и "Science Wonder Stories" и продолжил работу над телевидением. И тут пришёл Лассер. Никакого опыта у него не было, но Гернсбек его взял отбирать рукописи с окладом 65 долларов в неделю. Лассер был потрясён крайне низким литературным уровнем присылаемых рукописей. Он пошел к Гернсбеку и сказал ему, что журнал должен быть более научным и более общественно-полезным. Гернсбек позволил Лассеру делать всё. Потому именно Лассера можно считать настоящим хозяином "Wonder Stories" в первые годы его существования. Лассер учил авторов, как надо писать фантастику, гонял признанных корифеев, давал идеи, правил, резал и писал сам. Между тем Лассер задумался о беспросветной безграмотности авторов рассказов о космических полётах. Он сам взялся за проработку специальных журналов и обнаружил, что космические полёты уже на пороге, Годдард таится на своём ранчо, а Америка жутко отстала от идей межпланетных полётов.
4 апреля 1930 года Лассер собрал несколько нью-йоркских авторов журнала на квартире Г.Эдварда Пендри (он был автором журнала, а стал известным ракетостроителем) и открыл им глаза на перспективы. И они быстро сформировали Американское Межпланетное Общество (American Interplanetary Society), целью которого было распространение знаний о ракетной технике и ее использовании для полетов в безвоздушном пространстве. Дэвид Лассер стал первым президентом Общества, Флетчер Прэтт - библиотекарем, Лоуренс Мэннинг - казначеем, а Чарлз П. Мэйсон - секретарем. Эдварду Пендри должности не нашлось, но известен он стал более этих четверых.
Объявление о создании Американского Межпланетного Общества появилось в июньском номере "Wonder Stories". В том же месяце вышел подготовленный Лассером первый номер малотиражного бюллетеня общества ("Bulletin of the American Interplanetary Society") (в библиотеке есть), который уже менее чем через год (с мая 1932 года) стал издаваться вполне приличным тиражом под названием "Austronautics" (тоже есть в библиотеке). Бюллетень публиковал обозрения информационных источников по теме, статьи о различных аспектах космических полетов и ракетной техники, а затем здесь появились и репортажи Вилли Лея о результатах ракетных испытаний, которые проводились под эгидой Немецкого Ракетного Общества (VfR). Членом Общества стал и сам Роберт Годдард, хотя негласным, не хотел ассоциироваться "со всякой фантастикой".
Общество было в 1934 году переименовано из Межпланетного в Ракетное. Одним из самых важных достижений общества было издание написанной Лассером книги "Завоевание космоса" ("The Conquest of Space", 1930). Лассер не сумел найти для книги издателя, поэтому члены общества скинулись и первый тираж книги выпустили за свой счет (большую часть денег внес тогда Нат Шахнер). 500 экземпляров расходились плохо - фактически по количеству проданных книг можно судить и о количестве людей в англоязычном мире, которые осознали космические перспективы ракетных технологий. В 1932 году лондонское издательство Hurst&Blackett выпустило британское издание книги Лассера. Это издание чуть позже попало в руки молодому англичанину Артуру Кларку, который именно из него понял, что фантастика и наука - близнецы-сёстры.
В США продолжалась Великая Депрессия. Без работы в Нью-Йорке ходили четверо из каждых пяти местных. Лассер чувствовал своим долгом им помочь. Он собрал небольшую группу из безработных соседей и стал их представителем в мэрии. Группа быстро росла. Она превратилась в общегородскую организацию безработных, а к 1935 году стала общенациональным Рабочим Альянсом, и его президентом был Дэвид Лассер. Работать в журнале у него не хватало времени. В августе 1933 года Гернсбек поймал Лассера в офисе и сказал ему: "Раз уж ты так любишь своих безработных, то будь последователен и присоединяйся к ним". Так Дэвид Лассер стал профессиональным безработным. Но недолго. Авторитет его был так велик, что Франклин Д. Рузвельт, который стал президентом в 1933 году, пригласил его в качестве советника по вопросам безработицы. Именно Лассеру принадлежит идея создания профессиональных учебных центров, в которых безработные могли бы за счет государства получить новую специальность. Логично было бы, если бы эту правительственную программу возглавил Лассер. Однако Конгресс, принимавший ее в 1940 году, специальной поправкой оговорил, чтобы ни цента средств не было ни в какой форме передано Дэвиду Лассеру. Эта поправка прямо противоречила американской Конституции, по которой никакой закон не может быть принят в ущемление прав какого-то конкретного человека, но Лассер так достал конгрессменов, что они приняли поправку! Чтобы обосновать это решение, Лассера публично обвиняли во всех смертных грехах - от принадлежности к коммунистическому подполью до обмана общественности возможностью полета на Луну!
ФБР начало собирать досье на Дэвида Лассера с его первых шагов в рабочем движении. Между тем 2-я мировая война, предсказанная Лассером в фантастическом романе, 10 лет назад, началась. Его пригласили работать в совет по военному производству, а после войны министр торговли Арвелл Харриман просил его присоединиться к парижскому штабу, который занимался подготовкой реализации плана Маршалла. Однако Конгресс вновь выступил против Лассера.
С 1950 года и до ухода на пенсию Лассер работал старшим экономистом Международного профсоюза электриков. Тем временем запустили первые спутники, Гагарина и слетали на Луну. Лассер в качестве развлечения на пенсии занялся своей реабилитацией. В 1980 году он наконец получил письмо от президента Джона Картера, в котором говорилось, что все обвинения по поводу "введения общественности в заблуждение возможностью полёта на Луну" с него сняты, и что государство претензий к нему не имеет.
Дэвид Лассер умер 5 мая 1996 года в возрасте 94 лет.
Основанное им Американское Межпланетное Общество со временем превратилось в Американский Институт Аэронавтики и Астронавтики, который существует до сих пор.
В январе 1930 Валье и Ридель начали создавать ЖРД. Они взяли за основу паяльную лампу. Горючим был этиловый спирт, окислителем - кислород, пока ещё газообразный, из баллона. Горючее и окислитель впрыскивались навстречу друг другу и поджигались электрической искрой. Затем был создан другой двигатель, из стальной трубы. Почти ежедневно шли испытания. 8 марта 1930 года этот неохлаждаемый двигатель развил на стенде тягу в 8 килограммов. Жидкий кислород впервые был применён 26 марта 1930 года и остался в качестве окислителя навсегда. К 1 апреля тяга дошла до 20 кг. Для дальнейших экспериментов в апреле автомобиль был модернизирован и получил название «Valier-Heylandt-Rak Motor» («Валье-Хейланд-Рак Мотор»), в задней части которого изобретатели установили свой двигатель. Емкости с кислородом и спиртом поместили внутрь автомобиля, добавив ещё бак со сжатым азотом для вытеснения компонентов. Другое его название - «Rak-7».
Двигатель имел двойную оболочку и ничем не охлаждался. Размеры и вес его вызывали всеобщее изумление - он был размером с пивную бутылку. Этилового спирта было - 25 литров, кислорода - 50 литров. Этого хватало на 10-15 минут.
Фолькхарт попытал счастья за границей, начав ракетные пробежки 28 апреля 1930 года в Осло и, наконец, в последний раз 30 июня 1930 года в Копенгагене.
Автомобиль демонстрировался 17 и 19 апреля 1930 года на аэродроме Темпельхоф в Берлине. Машина двигалась с шумом, реактивная струя была красноватой и дымной, что свидетельствовало о неполном сгорании топлива. Но даже при этих проблемах автомобиль развивал скорость до 80 км/ч в течение 5 минут, замедляя и ускоряя движение, и, вообще, показал полную управляемость.
Тем временем Макс Валье нашёл ещё одного спонсора, Детердинга, генерального менеджера компании Shell, который хотел иметь долю в исследованиях и планировал создать флот ракетопланов для связи Англии с материком. Мотор переработали кардинально. Этиловый спирт заменили эмульсией на основе парафина, для охлаждения применили водяную рубашку. Именно на парафине работал мотор в злополучный день 17 мая 1930 года. Новый двигатель предполагали продемонстрировать в заезде во время предстоящей Недели авиации, которая должна была проводиться в Берлине с 25 по 31 мая. Два испытания прошли удачно, в третьем горение стало неустойчивым, деформировались рычаги подачи и балансир. Ридель предлагал закончить на этом испытания, но Валье, воодушевлённый двумя удачными прожигами, решил продолжать. Сменили только сопло диаметров 28 мм на сопло диаметром 40. Валье очень хотелось достичь заветных 100 кг тяги. В 9 вечера начали новый прожиг. Когда давление поднялось до штатных 7 атмосфер, двигатель взорвался. Зазубренный кусочек стали рассек Валье артерию лёгкого. Он успел сказать только "Я умираю". Ридель и другой помощник - Артур Рудольф (он тоже станет знаменитым ракетчиком) ничего не смогли сделать. Через 10 минут Ридель через пожарных вызвал "скорую", но Валье был уже мёртв. Ридель в своей книге неоднократно сокрушается, как безответственно они проводили испытания, никакой техники безопасности не соблюдалось. Оба помощника Валье не получили ни царапины и это было просто чудо - двигатель разлетелся на сотни осколков, но их защитил бак с метаном. Причина взрыва - парафиновая эмульсия частично не сгорела, а смешавшись с жидким кислородом, превратилась в желеобразную массу и прилипла к внутренней стенке камеры. При следующем впрыске она попала в зону горения и сдетонировала. Газеты подробно описали эту трагедию. В заголовках так и значилось: «Первая жертва межпланетных сообщений».
3 июня 1930 г. Окрестности Ольденбурга. Карл Поггензе взялся за автоматику ракет. На фото он устанавливает фотоаппарат в ракету и позирует для журнала «Popular Science». Ракета пороховая, тяга 50 кг. Карл не вступил в VfR, но общался с обществом, работал сам
После рекламы, переговоров с властями, сбора зрителей 21 июня ракете Поггензе (называлась RAK 1) был дан приказ стартовать. Три пороховых шашки выдали много огня, но ракета и не подумала сдвинуться с места. Фото неважные, 8 вечера, однако. Видно, что стартует по направляющим высотой 8 метров. Поггензе позже обвинил в саботаже иностранцев, подменивших топливо и укравших какие-то детали
Члены Общества межпланетных путешествий: в центре - Герман Оберт демонстрирует ракету, построенную для рекламного пуска; второй справа - Вернер фон Браун; третий справа - Клаус Ридель; крайний слева - Рудольф Небель. Берлин, 1930 год
27 сентября 1930 года Общество межпланетных сообщений стало владельцем участка и официально объявило «день рождения ракетного испытательного полигона», который получил название Ракетенфлюгплатц (Raketenflugplatz), что означает «Ракетный аэродром».
|