Примерно 15 апреля 1933 года. Последний трюк Уильяма Свена. К апрелю 1933 года Свен остался без гроша в кармане. Он был подавлен, хотел вернуться на родину, занял 20 долларов, чтобы перекантоваться и решился на новый трюк. Забавно, что это было в Бока-Чико, где сейчас Маск строит свои грандиозии и огромадии. Свен прыгает с самолёта, открывает парашют (над морем!), зажигает и разбрасывает ракеты, затем зажигает ракету за спиной и летит к берегу. Всё - поздним вечером, для эффективности. Лётчиком был легендарный Слэтс Роджерс, он не соврёт. Приехало всего 1000 машин вместо 3000 и Свен сказал, что билеты не окупят расходы. Свен выпрыгнул с парашютом над морем, сигара, которой он должен был поджечь ракеты, погасла. Ракеты он разбросал, но они не загорелись. Не загорелась и ракета у него за спиной. Он не сделал ни малейших попыток направить парашют к берегу. Самолёт кружил вокруг него, пока он не пропал в облаках. Больше его никто не видел, не нашли и тело. Погиб ли он, кончил ли самоубийством, сбежал ли в очередной раз - неизвестно. Были слухи, что он сбежал в Мексику, что его ждали машины на берегу, якобы он кому-то это рассказывал. Были слухи, что он жил в Монреале. Его вдова, оставшись с двумя детьми, не выдержала такой жизни и умерла в декабре. Её дети выросли, один стал видным офицером ВВС и неожиданно по анализу ДНК узнал о своём сводном брате
В 1933 году в Магдебурге намечалось провести Магдебургскую выставку. Наряду с разными промышленными и техническими чудесами намечалось отвести отдельный зал ракетам. Центральное событие выставки - старт в стратосферу пилотируемой ракеты! В реализации проекта проявила заинтересованность администрация Магдебурга, выделив на него 40 тыс. рейхсмарок. Был проведён некий отбор ракетного пилота. Было названо и имя пилота - Курт Гейниш (или Курт Гайниш) и дата старта - 9 июня 1933 года. Пилотируемая ракета - Pilotrakete - оказалась лебединой песней немецкого Общества межпланетных сообщений. По проекту она должна была иметь огромные для того времени размеры (высота - почти 8 м) и мощный тянущий ракетный двигатель, работающий на смеси бензин-кислород. В одном отсеке планировалось разместить кабину с пассажиром и топливные баки, в другом - двигатели и парашют. Создатели ракеты надеялись, что она достигнет высоты 9 км. Немецкое ракетное общество взялось за работу. Возглавил работы Рудольф Небель.
"Первые опыты с пуском ракеты с находящимися в ней людьми предполагается провести уже весной будущего года в г. Магдебурге. Управляемая пилотом ракета названа первой авиаракетой. Она относится к новейшему разряду ракет, работающих на жидком горючем. Корпус ракеты конструируется из сплава алюминия и электрона. Ракетный мотор или двигатель ракеты помещен в головной носовой части ракеты. Подача горючего производится путем проводки его в камеру сгорания через целую систему агрегатов. Чрезвычайно высокая температура, развивающаяся во время горения ракеты, потребовала покрыть внутреннюю поверхность двигателя графитовым слоем и установить охлаждение дюз глицериновым составом. Под двигателем и баллонами для топлива помещена кабина для пилота. Отсюда будет производиться управление полетом ракеты при помощи установки особых регулирующих вентилей. Предполагается, что тяговое усилие ракетного мотора в этой конструкции будет настолько велико, что свободно можно будет поднять груз в 750 кг на высоту до 1 - 2 км. Начальная скорость, рассчитанная на 30 м/сек, будет доведена уже в полете постепенным легкопереносимым человеком ускорением до 300 м/сек каскадами по 10 - 20 м. В качестве топлива будет употреблен жидкий кислород в смеси со спиртом и водой. Длина ракеты равняется 8 м. Диаметр - 1 м. Горение ракеты происходит от электрического запала взрывами-толчками, развивающими энергию до 15 000 л. с. При этом скорость истечения газовой струи у дюзы должна будет доходить до 5600 м/сек. Управление ракетой (повороты, подъем, спуск) рассчитано на перемещение направления газовой струи, производимого изменением положения подвижного мотора.
На начальном этапе члены Общества собирались построить прототип - ракету той же схемы, что и Pilotrakete, но меньших размеров. Работа началась в рождественские праздники 1932 года, а первый старт был запланирован на июнь 1933 года. Поблизости от Магдебурга члены Общества соорудили большую пусковую направляющую. Работа отняла много времени: двигатели взрывались и прогорали. 29 июня, после двух неудачных попыток запуска, ракета все же стартовала. При этом один из роликов сошел с направляющего рельса, из-за чего ракета взлетела почти горизонтально и упала плашмя на землю в 300 м. Максимальная высота полета составила около 30 м. На этом проект был закрыт. Собственно, не из-за неудачи или отсутствия денег - сроки кончились, да и неактуально всё это стало. Это была не самая большая трагедия этого года. Выборы в Германии выиграл Гитлер...
Людвик Оченашек уже в 1930 году из-за беэденежья бросил ракеты, но от реактивной техники не ушёл. Он начал делать гидрореактивные суда без винта для навигации по мелким рекам в интересах знаменитой обувной компании "Батя". В 1935-м одно судно даже купили военные Чехословакии, обзаведясь собственным флотом. После оккупации Оченашек примкнул к подпольщикам, в карьере близ Праги делал какие-то ракеты, до нас они не дошли, даже семья узнала об этом, только когда он был травмирован. Но самым громким его успехом было подключение к немецкому проводу Прага - Берлин. В мае 1945 участвовал в Пражском восстании и был тяжело ранен на баррикаде. С коммунистами общего языка не нашёл, из-за чего вычеркнут ими из истории ракетостроения. Умер в 1949-м.
Карл Черни родился в 1908 году в Вене. В мае 1925-го он успешно сдал экзамен на подмастерье и продолжал работать подмастерьем до 30 мая 1926 года. Он поступил в гараж и автошколу Франца Бонди 10 июня 1926 года в качестве механика и год спустя был повышен до начальника цеха. 18 ноября 1929 года он приступил к работе в должности главного механика на хлебозаводе. Отвечал за машинно-моторный парк и усовершенствование оборудования.
3 февраля 1933 года в газете появилась заметка, что 25-летний парень работает над сенсационным изобретением в тихом провинциальном городке Санкт-Пельтен. Он имел спонсора - коммерсанта Фрица Бонди, а также его поддержал директор хлебозавода Франц Гессль (в этой фирме Черни и работал). Черни, по словам газеты, набрался опыта в Италии (завод "Фиат") и Франции ("Рено") и, отвергнув пороховые ракеты, сразу стал делать ЖРД. Он сразу нацелился и на ракетный самолёт, оставил на долю автомобиля только тесты РД. Целью Черни был самолет, способный достичь стратосферы со скоростью от 800 до 1200 километров в час. 26 февраля 1933 года Черни вывел свою машину на гоночную трассу. Сфотографировался. Но первый старт был только 11 марта 1933 года, который прошел с полным успехом. Он развил скорость 70 километров в час. Причём слава изобретателя приписана Францу Бонди (спонсору Черни и его начальнику до 15.11.1929).
Он завершил свой первый реактивный двигатель с автоматикой сопла в 1931 году. С 1932 по 1934 год он строил другие реактивные двигатели тягой до 150 кг. За этот период он выполнил по меньшей мере девять тестовых версий. В 1933/34 году он построил ракетный автомобиль на жидком топливе, на котором установлена эта девятая тестовая версия. Вероятно, свои ракетные САМОДЕЯТЕЛЬНЫЕ работы он закончил в 1935-м. Он устроился на работу конструктором приборов и инструментов в Arado Aircraft с 1 ноября 1938 года. Поскольку он не был полностью удовлетворен этой работой и не видел возможности продвинуться там по карьерной лестнице, он перешел на Fieseler Aircraft. Основной является работа, проделанная им в сотрудничестве со штутгартской электротехнической компанией Niethammer по запуску Fieseler Fi 103 (V-1) с помощью катапульты Walter с разделенной трубкой.
Работал в Касселе с 1 марта 1939 года. До января 1941 года он выполнял различные задания в конструкторском отделе, например, занимался установкой пулеметов и авиационных пушек для разрабатываемого ‘торпедоносца’, проектированием подвески для торпеды и т.д. 27 мая 1939 года он женился на парикмахерше Эрмине Блаха, дочери мясника. Она погибла во время бомбардировки Касселя 22 октября 1943 года. Говорят, он после этого "сломался". После января 1941 года техническое руководство Fieseler Werke повысило его до “инженера” и он начал работу в секретном проектном офисе. Он разработал несколько устройств для ФАУ-1. Пытался попасть в команду фон Брауна и 15 августа 1942 года послал письмо в Министерство авиации рейха и представил эскизный проект ракеты. Этот проект также был предметом обсуждения с Вернером фон Брауном в Пенемюнде в сентябре 1942 года. Однако фирма его не отпустила. В начале 1943 года он был направлен в Пенемюнде для тестирования устройств V-1. Ближе к концу войны персонал Fieseler Werke был эвакуирован в Нойенвальде (между Везермюнде и Куксхафеном), и из-за дальнейшего развития военных событий все они покинули завод 31 марта 1945 года. Черни встретил окончание войны в Нойенвальде. Вместе с коллегой он открыл там магазин автомобилей и спецтехники, ремонтировал автомобили, сельскохозяйственную технику и электродвигатели.
В мае 1946 года вернулся в Вену, устроился на работу мастером в гараж и мастерскую компании H. Schrack, главного дистрибьютора автомобилей "Рено" в Австрии. Год спустя он был повышен до директора завода. Он разработал и протестировал несколько управляющих устройств и множество специальных инструментов для автомобилей "Рено". 26 сентября 1951 года Карл Черни женился на своей второй жене Марии Богнер, тоже из Санкт-Пельтена. В конце июня 1954 года уволился по собственному желанию. В 1957-м вёл разработку двух гоночных автомобилей с реактивным двигателем: Монопосто типа "Торпеда" со скоростью 950 км/ч и типа "Фанхио" со скоростью 1100 км/ч.
Карл Черни умер 2 марта 1967 года от цирроза печени в больнице Санкт-Пельтен.
Судьба его спонсора, Франца Карла Бонди (который явно участвовал в создании РД) была более печальной. Он был евреем. 1 января 1939 года его гараж был принудительно закрыт. В отчете НСДАП от 18 августа 1939 года есть заметка "Автошкола Франца Бонди": "Этот еврей - злой и дерзкий враг народа. Он активный коммунист". 8 мая 1939 Бонди переехал в Вену, в мае 1942-го вместе с женой Фридой, тоже еврейкой, и всеми своими родственниками, депортирован в Минск. 11 мая 1942 года вся это пересылка из 994 человек была расстреляна или отравлена газом, кроме 80 мужчин, которые были отобраны для принудительных работ. Вероятно, он попал в число этих 80-ти, вывезен в Малый Тростинец, где находилась ферма, управляемая СС и погиб там позже.
Франц Гессль, директор Hammerbrotwerke в Санкт-Пельтене умер 10 ноября 1944 года в Санкт-Пельтене.
|