вернёмся на старт?
Статьи в иностранных журналах, газетах 2004 - 2005 гг.
- Джордж У. Буш. Выступление Буша в Национальном управлении по аэронавтике и исследованию космического пространства, 14 января 2004 года (George W. Bush, Remarks at the National Aeronautics and Space Administration) (на англ.) January 14, 2004, published in: Public Papers of the Presidents of the United States. Georges W. Bush. 2004, том I, 2007 г., стр. 56-59 в pdf - 130 кб
"Наши текущие программы и транспортные средства для исследования космоса далеко продвинули нас, и они сослужили нам хорошую службу. (...) Однако, несмотря на все эти успехи, нам еще многое предстоит исследовать и многому научиться. (...) Сегодня я объявляю о новом плане по исследованию космоса и расширению присутствия человека в нашей солнечной системе. (...) [1] Наша первая цель - завершить строительство Международной космической станции к 2010 году. Мы завершим начатое. Мы выполним наши обязательства перед нашими 15 международными партнерами по этому проекту. (...) Чтобы достичь этой цели, мы вернем шаттл в полет как можно скорее, в соответствии с соображениями безопасности и рекомендациями Комиссии по расследованию авиационных происшествий в Колумбии. Главной целью шаттла в течение следующих нескольких лет будет помощь в завершении сборки Международной космической станции. В 2010 году космический челнок "Спейс шаттл", проработавший почти 30 лет, будет выведен из эксплуатации. [2] Наша вторая цель - разработать и испытать новый космический аппарат crew exploration vehicle к 2008 году и осуществить первый пилотируемый полет не позднее 2014 года. Исследовательский корабль с экипажем сможет доставлять астронавтов и ученых на космическую станцию после вывода шаттла из эксплуатации. Но главной целью этого космического корабля будет доставка астронавтов за пределы нашей орбиты к другим мирам. (...) [3] Наша третья цель - вернуться на Луну к 2020 году, как отправную точку для полетов за ее пределы. Начиная не позднее 2008 года, мы отправим серию роботизированных миссий на поверхность Луны для проведения исследований и подготовки к будущим исследованиям человеком. Используя исследовательский корабль crew exploration vehicle, мы будем осуществлять длительные полеты людей на Луну уже в 2015 году с целью жить и работать там в течение все более продолжительных периодов времени. (...) [4] С опытом и знаниями, полученными на Луне, мы будем готовы к следующим полетам. Это этапы освоения космоса, полеты человека на Марс и в другие миры. Роботизированные миссии станут первопроходцами, авангардом на пути к неизведанному. (...) Это будет великая и объединяющая миссия для НАСА, и мы знаем, что вы справитесь с ней. Я поручил администратору О'Кифу проанализировать все текущие космические полеты и исследовательскую деятельность НАСА и направить их на достижение целей, которые я наметил. Я также сформирую комиссию из экспертов частного и государственного секторов для консультирования по реализации видения, которое я изложил сегодня. Эта комиссия представит мне отчет в течение 4 месяцев после своего первого заседания. Сегодня я назначаю бывшего министра военно-воздушных сил Пита Олдриджа председателем комиссии. (...) Видение, которое я изложу сегодня, - это путешествие, а не гонка, и я призываю другие страны присоединиться к нам в этом путешествии в духе сотрудничества и дружбы. (...) Текущий пятилетний бюджет НАСА составляет 86 миллиардов долларов. Большая часть финансирования, необходимого нам для новых начинаний, будет получена за счет перераспределения 11 миллиардов долларов в рамках этого бюджета. Однако нам нужны некоторые новые ресурсы. Я обращусь к Конгрессу с просьбой увеличить бюджет НАСА примерно на миллиард долларов в течение следующих 5 лет. Это увеличение, наряду с переориентацией нашего космического агентства, является хорошим началом для решения задач и достижения целей, которые мы ставим перед собой сегодня. (...) Мы решили исследовать космос, потому что это улучшает нашу жизнь и поднимает дух нашей страны. Итак, давайте продолжим путешествие".
- Доклад Президентской комиссии по реализации политики Соединенных Штатов в области космических исследований: Путь к вдохновению, инновациям и открытиям (Implementation of United States Space Exploration Policy: A Journey to Inspire, Innovate, and Discover) (на англ.) июнь 2004 г. в pdf - 1,09 Мб
Письмо председателя Президентской комиссии президенту Соединенных Штатов Джорджу Бушу: "14 января 2004 года Вы объявили о новом видении гражданской космической программы Соединенных Штатов, основанном на исследовании Луны, Марса и других территорий. Указом, который вы подписали 27 января 2004 года, была создана Комиссия для изучения и выработки рекомендаций по реализации этого нового видения (...) В соответствии с вашими указаниями, прилагается окончательный отчет Комиссии (...) Комиссия полностью поддерживает ваше видение и считает, что этот исследовательский путь будет способствовать поддержанию жизненно важных национальных интересов здесь, на Земле". - Из резюме: "14 января 2004 года президент Джордж У. Буш объявил о новом видении гражданской космической программы Америки, которое предусматривает полеты людей и роботов на Луну, Марс и за их пределы. (...) Такой направленности американской космической программы не было со времен "Аполлона", и она определяет столь необходимые направление и цель наших национальных космических усилий. (...) Выдвинутая Президентом долгосрочная и амбициозная космическая программа по исследованию космоса роботами и людьми значительно поможет Соединенным Штатам защитить его технологическое лидерство, экономическую жизнеспособность и безопасность. (...) Успешная реализация национальной концепции освоения космоса потребует значительных культурных и организационных изменений в подходе федерального правительства к управлению этой деятельностью, и необходимо предпринять смелые инициативы по преобразованию. (...) [1] Концепция освоения космоса должна рассматриваться как важный национальный приоритет, общее обязательство Президента, Конгресса и американского народа. Комиссия рекомендует: Президенту учредить постоянный руководящий совет по космическим исследованиям, подотчетный Президенту, с участием представителей всех соответствующих федеральных агентств и возглавляемый вице-президентом или другим высокопоставленным должностным лицом Белого дома, которого Президент может назначить. (...) [2] Отношения НАСА с частным сектором, его организационная структура, деловая культура и процессы управления – все это в значительной степени унаследовано от эпохи "Аполлона" – должны быть решительно преобразованы для реализации нового видения космических исследований, рассчитанного на несколько десятилетий. Комиссия рекомендует: [а] НАСА признать и обеспечить гораздо более широкое присутствие частного сектора в космических операциях с конкретной целью - позволить частному сектору взять на себя основную роль в предоставлении услуг НАСА, в том числе в получении доступа к низкой околоземной орбите. (...); [б] преобразовать НАСА и стать более целенаправленным и эффективно интегрированным для реализации национальной концепции освоения космоса, имея структуру, обеспечивающую четкие полномочия и подотчетность; [c] Центры НАСА должны быть преобразованы в центры исследований и разработок, финансируемые из федерального бюджета, для обеспечения инноваций, эффективной работы с частным сектором и стимулирования экономического развития. (...) [3] Успешная разработка выявленных благоприятных технологий будет иметь решающее значение для достижения целей исследований в разумные сроки и по доступным ценам. Комиссия рекомендует: НАСА немедленно сформировать специальные проектные группы для каждой новой технологии (...) [4] Для долгосрочного исследования Солнечной системы требуется мощная космическая индустрия (...) Комиссия рекомендует: [a] НАСА активно использует свои контрактные полномочия для широкого охвата коммерческих и некоммерческих сообществ, привносить лучшие идеи, технологии и инструменты управления в достижение целей геологоразведочных работ; и [b] Конгресс увеличивает потенциал коммерческих возможностей, связанных с национальной концепцией освоения космоса, предоставляя стимулы для предпринимательских инвестиций в космос (...) [5] Международные таланты и технологии будут иметь большое значение для успешной реализации концепции освоения космоса, а выход на глобальный рынок соответствует нашим основным принципам. ценность использования ресурсов частного сектора для достижения целей миссии. Комиссия рекомендует: НАСА развивать международные партнерские отношения, основанные на архитектуре, которая поощряла бы глобальные инвестиции в поддержку концепции. [6] Реализация концепции освоения космоса будет обеспечена научными знаниями и предоставит привлекательные научные возможности для изучения Земли и ее окрестностей, Солнечной системы, других планетных систем и Вселенной. Комиссия рекомендует: [a] НАСА регулярно запрашивает информацию у научного сообщества об архитектурах исследований, чтобы обеспечить максимальное использование существующих ресурсов и новых возможностей.; [b] НАСА просит Национальную академию наук привлечь научное сообщество к переоценке приоритетов, чтобы использовать возможности, создаваемые концепцией освоения космоса. (...) [7] Концепция освоения космоса предоставляет исключительную возможность стимулировать развитие математики, естественных наук и инженерного мастерства среди американских студентов и преподавателей (...) Комиссия рекомендует: [a] Руководящему совету по освоению космоса сотрудничать с образовательным сообществом Америки, а также государственными и местными политическими лидерами для принятия плана, который использует концепцию геологоразведочных работ в поддержку стремления страны улучшить математическое, естественнонаучное и инженерное образование. (...) [b] Промышленность, профессиональные организации и средства массовой информации помогают общественности понять, почему исследование космоса жизненно важно для наших научных, экономических интересов и интересов безопасности. - Комиссия единогласно поддерживает эту амбициозную, но вполне достижимую цель исследования космоса. Это потребует твердой приверженности со стороны нынешней и будущих администраций, Конгрессов и американского народа. (...) Такое видение геологоразведки должно основываться на открытиях, и это, безусловно, требует большей опоры на частный сектор". - В остальной части документа объясняются причины этих рекомендаций.
- полностью (на англ.) «ESA Bulletin» 2004 г №117 (февраль) в pdf - 14,9 Мб
обложка: запуск Розетты
Новая цель ждет Розетту
Черные дыры? - Что XMM-Newton говорит нам
Mars Express присылает потрясающие первые картинки
Забота о воде в Африке - Инициатива TIGER ESA
Мониторинг уровня рек и озер из космоса
Миссия "Сервантес" - еще один европейский астронавт на МКС
Потерянный в космосе - ESOC всегда приходит на помощь
Новая эра в Куру - Промышленность готовится к "Веге" и "Союзу"
Программы в процессе
Новости - вкратце
- полностью (на англ.) «ESA Bulletin» 2004 г №118 (май) в pdf - 12,7 Мб
обложка: космонавт ЕКА Андре Кёйперс на МКС
Космический телескоп Хаббл - настоящее и будущее
ЕКА выходит в глубокий космос из Испани - новая станция Себрерос
Восток встречается с Западом в околоземном космическом пространстве - двойная звезда
Максимально используя наблюдения Земли, обработка данных
Космические технологии для строительной отрасли
Максимально используя данные наблюдений Земли
Сотрудничество ЕКА с международными партнерами - вопросы экспортного контроля
Права интеллектуальной собственности - Новый режим в контрактах ЕКА
Программы в процессе
Новости - вкратце
Публикации
- полностью (на англ.) «ESA Bulletin» 2004 г №119 (август) в pdf - 7,21 Мб
Гравитационные волны и массивные черные дыры? - Миссии LISA и LISA Pathfinder
Метеосат второго поколения становится оперативным
Программа Dragon - ЕКА и Китай сотрудничают в области наблюдения Земли
Что происходит с человеческим сердцем в космосе? - Параболические полеты дают некоторые ответы
Навигационные приложения EGNO - шанс для Европы
Исторический проект ESA
Портал ЕКА дарит миллионам европейцев приключения на Марсе
Отслеживание геостационарных спутников - новый и менее затратный подход
Программы в разработке
Публикации
- полностью (на англ.) «ESA Bulletin» 2004 г №120 (ноябрь) в pdf - 6,36 Мб
обложка: Титан, луна Сатурна, увиденный Кассини-Гюйгенс 26 октября 2004 г. См. статью на стр. 11.
предисловие
Высокие амбиции для выдающейся планетарной миссии: Кассини-Гюйгенс
Картирование ущерба от лесного пожара с помощью Envisat
После Тур де Франс с EGNOS
Обмен знаниями и опытом ЕКА - Экспериментальный архив Эразма
Моделирование пусковой аэротермодинамики - жизненно важные возможности для космического транспорта
Расширение ЕКА? - после присоединения Люксембурга и Греции
Промышленная политика ЕКА после Инициативы FINPOL
Новый подход ЕКА к управлению объектами
35-я Ассамблея КОСПАР - рекордный успех
Программы в процессе
Новости - вкратце
Публикации
- номер полностью (на англ.) «The Planetary Report» 2004 г. том 24. №1 (январь - февраль 2004) в pdf - 1,39 Мб
Чтение камней (Reading the Rocks)
На обложке: Мы изучаем скалы, чтобы узнать подсказки о геологической и климатической истории планеты. На Земле серый гематит (в центре) обычно образуется в жидкой воде. Когда ученые обнаружили на Марсе серый гематит, они задумались над тем, сформировался ли он в воде, может быть, это свидетельство более теплого и влажного прошлого?
Серый гематит был идентифицирован в трех местах на Марс-Валлес Маринерис (центр), Меридиани Планум (слева) и кратере Арама (внизу).
Справочная информация: JPL / NASA; слева: НАСА / JPL / Аризонский государственный университет; центр: John Betts Fine Minerals; снизу: Kees Veenenbos
The MarsDial: Солнечные часы для Красной планеты: Вуди Салливан и Джим Белл о солнечных часах.
Марсианские скалы! Расшифровка минералов на Марсе: Мелисса Лейн рассказывает нам, как мы выясняем, из чего сделан Марс.
Диалог членов "Галилео", политическая пропаганда Планетарного общества и SETI@home
Мы делаем это! Секретные сообщения с Марса; строительство солнечных часов
Почему мы не можем видеть гравитацию? Где Меркурий 10?
Стипендии, благодарности и ежегодный аудит
- номер полностью (на англ.) «The Planetary Report» 2004 г. том 24. №2 (март - апрель 2004) в pdf - 1,24 Мб
Воляное прошлое Марса (Mars' Watery Past)
На обложке: это ложное цветовое композиционное изображение, сделанное Opportunity в регионе, близком к его посадочному месту, получившему название «Opportunity Ledge», показывает мелкослойные осадки, которые были усилены эрозией. Шарообразные зерна или «голубика», распределенные по всему обнажению, являются геологическими признаками, называемыми конкрециями, которые образуются в ранее существовавших влажных осадках. Это изображение было снято панорамной камерой Opportunity в 50-й марсианский день, или сол, миссии.
NASA / JPL / Cornell
Мы делаем это! Планетарное общество на Марсе: Брюс Беттс демонстрирует последние проекты Общества, связанные с Марсом.
Вернитесь в Царство Марса: Чарли Кольхасе надеется на темное небо.
Планетфест 2012: Curiosity не знает границ! Празднуйте вместе с нами в Пасадене и по всему миру.
Годовой отчет для наших членов: краткий отчет о нашей деятельности и финансовом положении от председателя правления Брюса Мюррея.
Мнения членов Совета по текущим бюджетным дебатам в США
О Марсе; сохранить Хаббл
Как мы узнаем, где космические аппараты находятся в космосе?
- номер полностью (на англ.) «The Planetary Report» 2004 г. том 24. №3 (май - июнь 2004) в pdf - 1,27 Мб
Сатурн близок (Saturn Up Close)
На обложке: Кассини-Гюйгенс, слишком близко к цели, полный вид Сатурна, сделал эту картину 16 апреля 2004 года на расстоянии 38,5 миллионов километров (около 24 миллионов миль). Контраст был улучшен, что облегчает просмотр явлений в атмосфере. Яркая точка слева от южного полюса - это луна Самурна Мимас.
NASA / JPL-Caltech / Институт космических наук
Доказательство: Древняя вода на Марсе: Майк Карр написал книгу о воде на Марсе. Здесь он объясняет свое волнение в отношении результатов ровера MER.
Кассини и Гюйгенс прибывают на Сатурн: начинается грандиозное приключение: ученый-разработчик Деннис Мэтсон и заместитель научного сотрудника проекта Линда Спилкер подробно описывают, чего ожидать от этой захватывающей миссии.
Диалог членов. Вдохновенный труд; заметки из киберпространства; DVD-диски на Марсе
Мы делаем это! Гранты Шумейкера на NEO и SETI
Бюджет НАСА; будущее лунное исследование
Почему мы можем сказать, когда кометы «молоды?» Почему колеса MER настолько малы?
«Цель для Марса!» кампания; Планетарное радио; местные события
- номер полностью (на англ.) «The Planetary Report» 2004 г. том 24. №4 (июль - август 2004) в pdf - 1,25 Мб
Очарование Сатурна (Saturn's Allure)
На обложке: Это цветовое исполнение колец Сатурна было построено на основе данных, полученных Спектрографом ультрафиолетового изображения Кассини сразу после выхода космического аппарата на орбиту 1 июля 2004 года. Щель Кассини в слабом красном слева сопровождается кольцом А, которое начинается с внутренним красным цветом, за которым следует больше бирюзы, когда она распространяется от планеты. Бирюза представляет собой более плотный материал, состоящий из льда. Красная полоса справа - это промежуток Энке.
Ларри Эспозито, Университет Колорадо / JPL-Caltech / НАСА
Планетарная защита - нельзя выйти из дома без нее: Маргарет Рейс работает, чтобы обеспечить защиту окружающей среды как Марса, так и Земли.
Новый дом Кассини-Гюйгенса - первые дни на орбите Сатурна: Эмили Стюарт Лакдавалла демонстрирует некоторые из первых картинок от этой миссии, примерно с расстояния 934 миллиона миль.
Шумейкер 2004 NEO гранты - отправляйте свои приложения! Дэн Дурда объясняет, как меняется область исследований NEO, и призывает к следующему раунду претендентов.
Диалог участников. Сделайте его роботизированным; Шумейке NEO предоставляет гранты
Мы делаем это! Исследование международного лунного пути
Международный лунный семинар, Планетарное радио и местные события
Бюджет НАСА, инициатива Moon-Mars и SpaceShipOne.
Может ли Марс сохранять атмосферу?
- номер полностью (на англ.) «The Planetary Report» 2004 г. том 24. №5 (сентябрь - октябрь 2004) в pdf - 1,29 Мб
Гало из лун (A Halo of Moons)
На обложке: Сатурн носит гало из четырех лун в этом широкоугольном изображении камеры, снятом Кассини 18 августа 2004 года. Спутники, видимые на этом снимке (по часовой стрелке слева вверху): Тетис, Диона, Энцелад и Мимас. Этот портрет был сделан в видимым красном свете на расстоянии 8,9 миллиона километров (5,5 миллионов миль) от планеты. Это черно-белое изображение было синим и золотым. Чтобы просмотреть исходное изображение, перейдите в planetary.org/saturn/halo.
NASA / JPL-Caltech / Институт космических наук
Роботы, а не люди на Марсе: Энди Ингерсолл призывает Планетарное общество уделять первоочередное внимание научным исследованиям в области пилотируемого изучения Марса.
Из мира книг: обзоры планетарного общества вернулись к популярному спросу, как раз к курортному сезону!
Cassini's Captain's Log: 2004.184: Кэролин Порко, руководитель группы визуализации Кассини, делится своим личным рассказом о том, как она, наконец, добралась до колец и демонстрирует некоторые из лучших изображений до сих пор впечатляющей окольцованной планеты.
Диалог участников или людей?
Мы делаем это! Обновление SETI
Международные стипендии Университета космоса, Планетарное радио и усилия добровольцев
Будущее космического челнока и Международной космической станции
Как сформировался уступ вокруг Olympus Mons? Как испытания почвы MER сравниваются с результатами Viking?
- номер полностью (на англ.) «The Planetary Report» 2004 г. том 24. №6 (ноябрь - декабрь 2004) в pdf - 1,78 Мб
Космос 1: наш солнечный парус (Cosmos 1: Our Solar Sail)
На обложке: Космос 1 отплыл вокруг Земли, в его майларовских плоскостях отразилась планета, которая запустила его. На заднем плане Млечный Путь манит.
Рик Стернбах, Космические модели
Космос 1: начинается путешествие! Амир Александр и Луис Фридман делятся подробностями миссии и хроникируютт развитие космического аппарата, пока мы готовимся к старту в марте 2005 года.
Наш первый взгляд на комету: глубокое воздействие: Люси МакФадден и Майк А'Хирн подробно расскажут, как эта необычная миссия стала и почему они надеются узнать о комете (и нашей ранней солнечной системе), исследуя свежий кратер.
Диалог участников. Обсуждение люди против роботов, дискуссии по исследованию космоса продолжаются
Мы делаем это! Охота на ударные кратеры на Земле
SpaceShipOne, усилия по политической пропаганде общества и бюджет НАСА
Поверхность Титана хорошо освещена для Гюйгенса, чтобы что-нибудь увидеть? Как камни на Марсе разбиты?
Новые члены консультативного совета; Планетарное радио расширяется
- НАСА. "Видение освоения космоса" (NASA, The Vision for Space Exploration) (на англ.) февраль 2004 г. в pdf - 1,90 Мб
Из предисловия Шона О'Кифа, администратора НАСА: "В отчете Комиссии по расследованию авиационных происшествий в Колумбийском университете подчеркивается необходимость более четкого направления, в соответствии с которым НАСА будет осуществлять программу исследований человека. 14 января 2004 года президент [Джордж У. Буш] изложил новое видение освоения космоса. Вы держите в своих руках новую, более смелую концепцию исследования нашей Солнечной системы, основанную на политике, которая была объявлена Президентом после нескольких месяцев тщательных обсуждений в Администрации. (...) Наша цель - проводить исследования устойчивым, доступным и гибким способом. Мы верим, что принципы и дорожная карта, изложенные в этом документе, выдержат испытание временем. (...) Этот план является финансово ответственным и соответствует цели Администрации сократить дефицит бюджета вдвое в течение следующих пяти лет". - На следующих трех страницах кратко излагается заявление об освоении космоса США. данное президентом Джорджем У. Бушу от 14 января 2004 года с некоторыми дополнительными подробностями. - Основной текст: "Точно так же, как 20 и 30 лет назад были приняты решения о запуске программ "Космическая станция" и "Спейс шаттл", направление, которое мы определили для наших программ полетов человека в космос сегодня, будет определять освоение космоса на десятилетия вперед. (...) Президентское видение освоения космоса является смелым и дальновидным. Оно расширяет возможности научных открытий и поисков пригодной для жизни среды обитания за счет расширения возможностей человека и роботов во многих мирах. Этот план обеспечивает основу для выполнения указаний Президента, руководствуясь принципами, изложенными на первой странице". - Руководящие принципы исследований НАСА: "Исследовательские программы НАСА будут направлены на поиск глубоких ответов на вопросы о происхождении нашей Солнечной системы, о том, существует ли жизнь за пределами Земли и как мы могли бы жить на Ней другие миры. [1] НАСА будет добиваться прогресса в широком спектре направлений, начиная с возвращения на Луну, чтобы в будущем дать возможность людям исследовать Марс и другие миры. (...) [2] Роботы-исследователи первыми посетят новые миры, чтобы получить научные данные, оценить риски для наших астронавтов, продемонстрировать прорывные технологии, определить космические ресурсы и отправить на Землю захватывающие снимки. Исследователи-люди последуют за нами для проведения углубленных исследований (...) [3] НАСА будет использовать прорывные технологии, исследовать лунные и другие космические ресурсы и согласовывать текущие программы с целью разработки устойчивых, доступных и гибких стратегий исследования Солнечной системы. [4] В соответствии с этим новым видением, первые роботизированные миссии будут отправлены на Луну уже в 2008 году, а первые пилотируемые миссии - в 2015 году для тестирования новых подходов, систем и операций для устойчивых полетов человека и роботов на Марс и за его пределы. [5] НАСА будет придерживаться этого видения в качестве нашего наивысшего приоритета". - В следующей главе объясняется план исследований НАСА: "В течение следующих трех десятилетий НАСА отправит роботизированные зонды для изучения нашей Солнечной системы, включая Луну Земли, планету Марс, спутники Юпитера и другие внешние планеты, а также запустит новые космические телескопы для поиска планет за пределами Солнечной системы. система. (...) Начиная с Луны в 2008 году и Марса в 2011 году, НАСА запустит специальные роботизированные миссии, которые продемонстрируют новые технологии и расширят наши научные знания об этих направлениях. (...) Первые исследователи-люди будут отправлены на Луну уже в 2015 году, что станет отправной точкой для демонстрации устойчивых подходов к исследованию Марса и других миров. Для поддержки этих миссий необходим ряд ключевых элементов. К ним относятся новые возможности в области двигательной установки, энергоснабжения, связи, транспортировки экипажа и запуска, а также переориентация текущих программ, таких как исследования космической станции. (...) Мероприятия, описанные в каждом из разделов этой дорожной карты (Луна, Марс, Внешние спутники, экзопланеты и строительные блоки исследования), подробно описаны на следующих страницах. Также включены разделы, описывающие изменения в организации НАСА и ресурсы для реализации этого плана". - На прилагаемом рисунке представлен обзор и график реализации этой дорожной карты. - Из главы "Строительные блоки исследования": "После завершения сборки космической станции в конце этого десятилетия [2010] НАСА выведет из эксплуатации космический шаттл и отправит экипаж и грузы на разные запуски, что станет более безопасным подходом к транспортировке экипажа. НАСА приступит к реализации проекта Constellation по разработке нового исследовательского транспортного средства для перевозки экипажей в будущем. Разработка этого транспортного средства будет проходить поэтапно: первый автоматический испытательный полет состоится в 2008 году, вскоре после этого будут проведены более сложные испытательные полеты, а полная готовность к эксплуатации ожидается не позднее 2014 года. (...) Для транспортировки грузов на космическую станцию после 2010 года НАСА будет полагаться на существующие или новые коммерческие системы транспортировки грузов, а также на международные партнерские системы транспортировки грузов. (...) В зависимости от планов будущих миссий с участием человека НАСА может принять решение о разработке или приобретении тяжелого транспортного средства позднее в этом десятилетии. (...) НАСА требуются экономичные транспортные средства, которые можно использовать повторно, оснащенные системами, которые можно применять в нескольких местах назначения, а также обладающие высокой надежностью и требующие лишь небольшого количества наземных экипажей". - В главе, посвященной ресурсам, говорится: "Президентское видение исследования Солнечной системы доступно как в краткосрочной, так и в долгосрочной перспективе. Бюджет НАСА будет увеличиваться на пять процентов в год в течение следующих трех лет и примерно на один процент в течение следующих двух лет. Несмотря на незначительное увеличение бюджета, НАСА сможет осуществить масштабную исследовательскую программу". - На графике показан предварительный обзор бюджета НАСА до 2020 финансового года.
- Асаф Сиддики. "Дальний удар: Роберт Годдард и советские причуды 20-х годов" (на англ.) «History and Technology» т. 20, №. 2, Июнь 2004, сс. 97-113 в pdf — 144 кб
- Биографическая справка на Джона Деннетта (1790-1852), изобретателя и антиквара ... (W.W. Wroth, revised by R.C. Cox, Dennett, John (1790-1852), inventor and antiquary ...) (на англ.) «Oxford Dictionary of National Biography», том 15: Daly — Dewar, Oxford, 2004 г., стр. 807 — в pdf — 1,12 Мб
Биографическая справка на Джона Деннета с описанием его ракеты для спасения жизни потерпевших кораблекрушение моряков. Похоже, что не совсем ясно, когда это изобретение было сделано. Автор считает, что это 1832, но он также ссылается на дату 1826 в "Британской энциклопедии". — Переиздание пишет только: "или около 1830 года".
- Тайная история луноходов (Alain Cirou, Jean-René Germain, L'histoire secrète des
Lunokhod) (на французском) «Ciel & Espace», №412, сентябрь 2004, стр. 10-14 в pdf — 7,90 Мб
Для журнала "Ciel & Espace" команды пилотов были собраны в Москве и рассказали свою историю. Шесть человек, которые пилотировали Луноходы на Луне, пребывали в тени истории на протяжении более 20 лет. Они до сих пор собираются по меньшей мере один раз в год, 17 ноября, в день посадки первого лунохода. Каждый переживает по-своему факт, что не с лишком известен. Медали нашли своих героев только через 25 лет... В статье рассказывается о выборе команды в 60-х годах, некоторые конструкторские детали Лунохода, и подготовка команды. Первая попытка старта была 19 февраля 1969 г., за шесть месяцев до Аполлона-11, но закончилась аварией РН. "Мы были очень разочарованы. Мы могли бы быть первыми..." Так говорили некоторые из команды первого Лунохода. Консрукторы второго Лунохода учли несколько предложений команды. Некоторые подробности о второй миссии.
Интересных цитаты: (1) тост штурмана Константина Давыдовского: "Мы рождены, чтобы наследить на Луне!" (2) Viatcheslav Dovgan, pilot, (...) burst out in loughing when his comrades remind him that for him, like for them themselves, the Lunokhod was also... their first car. A luxury which they are not willing to forget!"
- НАСА и ВМС США объединяются, чтобы отпраздновать "Spirit of Exploration" (NASA & U.S. Navy Join to Celebrate Spirit of Exploration) (на англ.) Release-No. 04-359, 01.11.2004 в pdf - 313 кб
Космическая программа, основанная на космическом видении президента Буша, была названа "Констеллейшн" на церемонии: "Администратор [НАСА] О'Киф выступил сегодня на церемонии на борту исторического фрегата-музея USS Constellation, пришвартованного к Военно-морской академии США в Аннаполисе, штат Мэриленд. Директор музея Constellation Крис Роусон присоединился к нему, подчеркнув связь между наследием одноименного корабля USS Constellation и проектом NASA Constellation, новым семейством пилотируемых исследовательских аппаратов агентства. Администратор О'Киф сказал: "Гордое название "Констеллейшн" олицетворяет все лучшее, что есть в прогрессе, доблести и американском духе. Это название, впервые присвоенное одному из лучших и самых современных парусных судов, судну, построенному для того, чтобы представлять и защищать Америку, с гордостью носили новые, современные суда и самолеты на протяжении всей истории нашей страны. Сегодня [01.11.2004] мы помогаем продолжить эту традицию, принимая дух оригинального Constellation и с гордостью перенося его в класс космических аппаратов, которые доставят человечество на Луну, Марс и за его пределы". - "В нашей истории было три корабля под названием USS Constellation, каждый из которых включал в себя передовые технологии того времени. На этих гордых кораблях мы прошли путь от эпохи парусов и пара к эпохе ядерной энергетики. С тем же настроем мы собираемся расширять горизонты исследований нашей страны в космосе, шаг за шагом, выполняя одну миссию за раз. Каждый новый космический аппарат, разработанный в рамках проекта Constellation, будет демонстрировать новейшие технологические разработки", - сказал администратор О'Киф. Роусон подарил НАСА два исторических куска деревянной обшивки американского космического корабля Constellation. Одна из них отправится в космос во время будущей миссии, а другая будет выставлена в НАСА в качестве еще одного напоминания о наследии исследований. (...) Название "Констеллейшн" было важной частью американской истории. 14 июня 1777 года, чтобы установить официальный флаг для новой нации, Континентальный конгресс принял первый Закон о флаге: "Постановил, что флаг Соединенных Штатов должен состоять из тринадцати полос, чередующихся красной и белой; что флаг союза должен состоять из тринадцати звезд, белых на синем поле, представляющих новое созвездие.' Первый корабль ВМС США, получивший название Constellation, в честь "нового созвездия звезд" на американском флаге, был спущен на воду в Балтиморе 7 сентября 1797 года. Это был второй фрегат, построенный для военно-морского флота, и был выведен из эксплуатации в 1853 году. В 1855 году был введен в эксплуатацию Constellation второго поколения. Он участвовал в Гражданской войне и был флагманом Атлантического флота США во время Второй мировой войны. С 1955 года он экспонируется в Балтиморе. В 1961 году был введен в строй авианосец USS Constellation, также известный как "Флагман Америки". Он был выведен из эксплуатации 7 августа 2003 года. С точки зрения американской истории, истории авиации и астрономических ассоциаций, вполне уместно, чтобы новый проект НАСА по исследованию космического корабля для экипажа получил название "Созвездие". Поскольку три поколения "Созвездий" отправлялись в океаны Земли, мы отправляемся в новые океаны космоса. Проект представляет собой целую группу транспортных средств с множеством функций, позволяющих совершать полёты в различные пункты назначения, включая Луну, Марс и за его пределы".
- Асиф А. Сиддики. Тайна раскрыта. СССР собирался высаживать космонавтов на Луну (Asif A. Siddiqi, A secret uncovered. The Soviet decision to land cosmonauts on the Moon) (на англ.) Удалено по требованию редакции «Spaceflight», том 46, 2004 г., стр. 205-213 в pdf — 367 кб
- Марсия С. Смит, Космическая программа Китая: обзор, отчет CRS для Конгресса (Marcia S. Smith, China's Space Program: An Overview, CRS Report for Congress) (на англ.) 18 октября 2005 г. в pdf - 37 кб
«Китайская Народная Республика успешно завершила свою вторую пилотируемую космическую миссию 17 октября 2005 года. Китай является лишь третьей страной после России и Соединенных Штатов, способной запустить людей в космос. Его первый космический полет человека произошел в 2003 году, когда один астронавт или «тайконаут» совершил полет, продолжающийся чуть меньше суток. Полет 2005 года длился пять дней и включал в себя двух таиконайтов. Поскольку Соединенные Штаты приступают к «Видениям космического исследования» президента Буша, чтобы вернуть астронавтов на Луну в 2020 и когда-нибудь отправят их на Марс, некоторые могут взглянуть на вход Китая в пилоттируемое исследование космоса как конкурентную угрозу, в то время как другие могут рассматривать Китай как потенциального партнера. Этот отчет будет обновлен в соответствии с требованиями».
- Штернфельд Ари Якуб (Artur Patek, Sternfeld Ary Jakub [Szternfeld Ario Abramowicz], pseud. L. Rolin (1905-1980) (на польском) в: Polski Słownik Biograficzny, том 43, Warszawa — Kraków, 2004-2005 гг., стр. 479-483в pdf — 1,50 Мб
Биография А.Штернфельда на польском языке. pseud. = псевдоним.
- номер полностью (на англ.) «The Planetary Report» 2005 г. том 25. №1 (январь - февраль 2005) в pdf - 962 кб
Холст природы (Nature's Canvas)
На обложке: в портрете, создаваемом светом и гравитацией, одинокий Мимас виден на фоне холодного голубого пятна северного полушария Сатурна. Нежные тени, отбрасываемые кольцами, изящно проходят по всей планете, исчезая в темноте на ночной стороне Сатурна. Изображения, сделанные с помощью красных, зеленых и синих фильтров, были объединены для создания этого цветового представления. Изображения были сделаны узкоугольной камерой Кассини 7 ноября 2004 года с расстояния 3,7 миллиона километров (2,3 миллиона миль) от Сатурна. Масштаб изображения составляет 22 километра (14 миль) на пиксель.
NASA / JPL-Caltech / Институт космических наук
Изучение неизвестного: Гюйгенс погружается в атмосферу Титана: Жан-Пьер Лебретон описывает то, что мы знаем до сих пор об этой необычной луне, и детализирует напряжённую миссию разведки.
Суборбитальный поиск вулканоидов: Дан Дурда дает личный отчет о том, что произошло во время этого инновационного теста, и объясняет, почему Вулканоиды остаются загадкой.
Диалог участников «Человек против роботизированного исследования космоса»
Мы делаем это! Космос 1 и наш солнечный парус
Бюджет NASA. Проект «Луна-Марс» стал международным, и SMART-1
Сколько NEO мы отслеживали? Что происходит на южном полюсе Сатурна?
Победитель конкурса «Марсианская вахта»; Совет Общества избирает новых сотрудников
- номер полностью (на англ.) «The Planetary Report» 2005 г. том 25. №2 (март - апрель 2005) в pdf - 1,47 Мб
Гюйгенс?? Успех! (Huygens?? Success!
На обложке: Вверху: По мере того, как Гюйгенс плыл в атмосфере Титана, он сделал эти 30 изображений с высоты от 13 до 8 километров (от 9 до 5 миль). Детали видны примерно до 20 метров в поперечнике, а изображения покрывают площадь в 30 километров (около 19 миль).
Нижняя часть: гористая береговая линия отмечает пейзаж возле посадочной площадки Гюйгенса, как видно из этой мозаики. Темные каналы сливаются в главную реку внизу. Для земных глаз это выглядит как аэрофотоснимок живописного озера, но на Титане вода ведет себя подобно камню и углеводороды текут как вода.
ESA / NASA / Университет Аризоны
Принцип солнечного паруса: Билл Най объясняет основы солнечного плавания для читателей всех возрастов.
Подслушивание на Гюйгенсе: Сами Асмар рассказывает о драматической истории восстановления данных из Эксперимента по допплеровскому эксперименту Гюйгенса.
Мир раскрыт: Образы Титана от Гюйгенса: Здесь мы представляем некоторые из самых захватывающих первых изображений поверхности этого экзотического мира.
Миранда: Изображение разгрома: Боб Паппалардо показывает новые данные об этой крошечной луне Урана и её разрушенной поверхности.
Годовой отчет для наших членов: 2004 год был невероятным годом в космосе, и члены общества были частью всего этого.
Диалог участников. Титан в Интернете и межзвездная технология полета
Мы делаем это! Обновление Cosmos 1
Миссия ЕКА успешна, бюджет НАСА, развитие МКС и Чандраян-1
Общество проводит политическую пропагандистскую деятельность в Вашингтоне, округ Колумбия, и волонтеры оживляют энтузиазм по поводу посадки Гюйгенса на поверхность Титана
- номер полностью (на англ.) «The Planetary Report» 2005 г. том 25. №3 (май - июнь 2005) в pdf - 1,46 Мб
Ледяные луны Сатурна (Saturn's Icy Moons)
На обложке: изображения с Кассини, сделанные 31 декабря 2004 года, были объединены, чтобы сделать этот почти идеальный цветной вид луны Сатурна Япета. Это фото, сделанное на расстоянии около 172 900 километров (107 400 миль), показывает северную часть темного региона Cassini Regio. Большой удаленный бассейн, видимый здесь, составляет 400 километров (250 миль) в диаметре. Это изображение было повернуто так, что север справа.
NASA / JPL-Caltech / Институт космических наук
Луна: что мы знаем и что хотим знать: Джеймс Берк суммирует наши текущие лунные знания и то, что мы надеемся извлечь из будущих миссий.
В темноту: Аманда Хендрикс и Джонатан Лунин представляют последние виды 7 ледяных спутников Сатурна - Фебы, Тетиса, Дионы, Япета, Мимаса, Реи и Энцелада.
Неисследованный Нептун и Уран, Проект Дедал, запах метана и сокращение человеческой ошибки в космических полетах
Мы делаем это! Запись звуков солнечной системы
Будущее космического челнока, Хаббла, Вояджера и миссии JIMO.
Могут ли реки метана на Титане нести валуны? Как вы замедляете солнечный парус? Как далеко могут быть обнаружены электромагнитные сигналы с Земли над фоновыми уровнями вселенной?
Объявляем конкурс кратеров кометы!
- номер полностью (на англ.) «The Planetary Report» 2005 г. том 25. №4 (июль - август 2005) в pdf - 1,20 Мб
Удачный успех! (A Smashing Success!)
На обложке: 3 июля 2005 года, через 67 секунд после того, как его ударник врезался в ядро кометы Temple 1, космический аппарат Deep Impact заснял эту картину. Рассеянный свет от столкновения насыщал детектор света высокого разрешения на летающем корабле, создавая яркий всплеск и лучи, видимые здесь. Отраженный солнечный свет, однако, освещает ядро кометы.
НАСА / JPL-Caltech / Университет Мэриленда
Кассини-Гюйгенс рассматривает Титан: Тоби Оуэн объясняет, что Кассини-Гюйгенс сообщил нам о Титане и его дразнящей атмосфере.
Мы должны решить сделать это! Сага о астероиде 2004MN4: Расти Швейкарт обсуждает, как мы можем иметь дело с NEO.
Диалог участников по "Космос 1"
Мы делаем это! История Космоса 1 не закончена.
Влияние ИТАР на будущее МКС и INA
Как образуются центральные пики в кратерах?
25-летняя годовщина, а также новый взгляд на сайт
- номер полностью (на англ.) «The Planetary Report» 2005 г. том 25. №5 (сентябрь - октябрь 2005) в pdf - 1,92 Мб
Аналоги Марса (Mars Analogs)
На обложке: хотя чилийская пустыня Атакама более тщательно прорезана давней водой, чем поверхность Марса, она поразительно хорошо сравнивается с изображениями с Марса в разных масштабах. Эта картина межгорного дренажного бассейна похожа на Valles Marineris.
Яцек Вержос, Университет Льеды (вверху) и ЕКА / DLR / FU Berlin (G. Neukum)
«Сухая земля», «Влажный Марс»: Трой Хадсон описывает свой опыт работы с командой ученых, возглавляемой членом совета директоров Крисом Маккей, в экспедиции в Чилийскую пустыню Атакама, чтобы узнать о разведке Марса.
Аномалия "Пионера": загадка глубокого космоса: Билл Най объясняет эту сложную загадку в терминах, которые каждый может понять.
Книги: как раз во время курортного сезона мы выбрали семь новых книг, связанных с космосом, чтобы поделиться с вами.
космический полет человека
Мы делаем это! Конец "Космоса 1" и начало новой главы
Космический шаттл возвращается в космос; Бюджет НАСА; ExoMars
Предстоящие события, в том числе юбилейный ужин 25-летия
Почему у Титана есть атмосфера? Почему Ио не ледяной?
- номер полностью (на англ.) «The Planetary Report» 2005 г. том 25. №6 (ноябрь - декабрь 2005) в pdf - 1,69 Мб
Это наша 25-я годовщина! (It's Our 25th Anniversary!)
На обложке: в 1980 году Брюс Мюррей, Карл Саган и Луи Фридман создали Планетарное общество. Эта коллекция фотографий представляет некоторые из многих аспектов нашей истории, будущего, на который мы надеемся, и той миссии, к которой мы стремимся, - исследовать другие миры и искать другую жизнь.
Планетарное общество / НАСА / Корнельский университет / Maas Digital
Только начало: первые 25 лет Планетарного общества: Шарлин Андерсон смотрит на нашу историю, наши достижения и готовность к будущему.
Мы растём: Луис Фридман и Нейл де Грасс Тайсон смотрят в будущее.
Билл Най смотрит на наше прошлое и наше будущее: Билл Най рассказывает свою личную историю о том, как он связался с Обществом и о его мечтах о том, куда мы направляемся.
Астероидная угроза, космический челнок и Вояджер
Мы делаем это! 25 лет в планетарной науке
Пилотируемый космический полет и современные роботизированные миссии
Общество добавляет в свой совет директоров
Как мы можем изобразить поверхность Венеры? Как пределяем координаты звезд?
- The forgotten mission of Pioneer 5 (на англ.) Удалено по требованию редакции Spaceflight №5 — 2005 г 10 кб текста + 202 кб графики
- Бен Финни, Владимир Лыткин, Людмила Алепко. Alepko. Циолковский. "Альбом космических путешествий". Теоретик космонавтики консультирует фильм (Ben Finney, Vladimir Lytkin, Liudmila Alepko, Tsiolkovsky's "Album of Space Voyages:" Visions of a Space Theorist Turned Film Consultant) (на англ.) in: Donald C. Elder, George S. James (eds.), History of Rocketry and Astronautics. Proceedings of the Thirty-First History Symposium of the International Academy of Astronautics, Turin, Italy, 1997, San Diego, California, 2005 г., стр. 3-16 в pdf — 1,20 Мб
Авторы стремятся опираться на предыдущие публикации, "анализируя визуальные образы альбома космического полета и сравнивая их с тем, что на самом деле произошло в космосе в течение шестидесяти четырех лет с тех пор как он [Константин Эдуардович Циолковский] делал свои эскизы."
- Джером Пирсон. Циолковский и происхождение космического лифта (Jerome Pearson, Konstantin Tsiolkovski and the Origin of the Space Elevator) (на англ.) in: Donald C. Elder, George S. James (eds.), History of Rocketry and Astronautics. Proceedings of the Thirty-First History Symposium of the International Academy of Astronautics, Turin, Italy, 1997, San Diego, California, 2005 г., стр. 17-24 в pdf — 563 кб
"Общий недостаток знаний об истории космического лифта препятствует усилиям по дальнейшему развитию, что привело к путанице о его происхождении. (...) При всём недостатке знаний, более тщательный анализ сочинений Циолковского показал, что именно Циолковский имел в виду в рамках своих знаменитых мысленных экспериментов, сопоставляя его имысли в контексте последних событий".
- Флорин Заганеча, Джордж Попа. Докторская диссертация Вернера фон Брауна: Научные основы ракетной программы (Florin Zăgănescu, George Popa, Wernher von Braun's Doctoral Thesis: A Scientific Basis for the Type 'A' Rocket (Aggregate) Program) (на англ.) in: Donald C. Elder, George S. James (eds.), History of Rocketry and Astronautics. Proceedings of the Thirty-First History Symposium of the International Academy of Astronautics, Turin, Italy, 1997, San Diego, California, 2005 г., стр. 25-36 в pdf — 1,11 Мб
Обзор докторской диссертации Вернера фон Брауна (1934) "о том, как оценить теоретические и экспериментальные данные для конструирования ракет типа 'A' под названием Агрегат I. Для этой ракеты автор построил и испытал много вариантов камер сгорания, в частности под спирт и жидкий кислород. Они систематически совершенствовались ..., превысив время лабораторных испытаний. Это варианты камеры сгорания"
С диссертацией Вернера фон Брауна можно ознакомиться на этом сайте:
http://epizodsspace.no-ip.org/bibl/inostr-yazyki/nemets/raketentechnik/1959/diss-FON-Braun-1959.djvu
- Владимир Присняков, Евгений Абрамовский, Сергей Кавелин. Вячеслав Ковтуненко: Его жизнь и его место в истории космонавтики (Vladimir Prisniakov, Evgeni Abramovsky, Sergei Kavelin, Viacheslav Kovtunenko: His Life and His Place in the History of Astronautics) (на англ.) in: Donald C. Elder, George S. James (eds.), History of Rocketry and Astronautics. Proceedings of the Thirty-First History Symposium of the International Academy of Astronautics, Turin, Italy, 1997, San Diego, California, 2005 г., стр. 37-40 в pdf — 307 кб
"Вячеслав Ковтуненко также оставил свой след в истории космонавтики. Но в силу ряда причин, его имя менее известно широкой международной аудитории. Знакомство с его профессиональной биографией может помочь нам понять его роль в освоении космоса и его вклад в историю космонавтики".
- Эрве Мулен, Филипп Юнг, Ле Прю и первые ракеты на самолётах (Hervé Moulin, Philippe Jung, Le Prieur and the First Air Launched Rockets) (на англ.) in: Donald C. Elder, George S. James (eds.), History of Rocketry and Astronautics. Proceedings of the Thirty-First History Symposium of the International Academy of Astronautics, Turin, Italy, 1997, San Diego, California, 2005 г., стр. 41-62 в pdf — 6,56 Мб
"После первых ракет, запущенных китайцами в 10 веке, прогресс шёл медленно. (...) Были сделаны многие предложения во время Первой мировой войны (...)" в том числе одно предложение об использовании ракет против самолетов и дирижаблей, чтобы защитить Париж. Авиационное ведомство "видимо, не следило за этим предложениями. Тем не менее, на Первой мировой войне ракеты использовались, благодаря воле замечательного изобретателя, с удивительным спектром талантов, Ив Ле Приер".
- Конрад К. Данненберг, Дональд Тартер, Митчелл Р. Шарп, аэрокосмический историк (Konrad K. Dannenberg, Donald Tarter, Mitchell R. Sharpe, Jr. Aerospace Historian) (на англ.) in: Donald C. Elder, George S. James (eds.), History of Rocketry and Astronautics. Proceedings of the Thirty-First History Symposium of the International Academy of Astronautics, Turin, Italy, 1997, San Diego, California, 2005 г., стр. 195-203 в pdf — 1,08 Мб
"Митч Шарп был весьма одаренным автором технических книг. Он был широко известным историком космонавтики в стране. (...) Он был экспертом по Роберту Годдарду, Константину Циолковскому, Герману Оберту, Вернеру фон Брауну, и по всей ранней истории ракетной техники. (...) Митч Шарп обучался английской литературе и заинтересовался историей космонавтики, так как его собственный опыт позволил ему знать годы становления космической программы."
- Б.В. Раушенбах, В. Сокольский, Вклад Ю. В. Кондратюка в основу теории космического полета (B. V. Rauschenbach, V. N. Sokolsky, The Contribution of Ju. V. Kondratjuk to the Foundation of the Theory of Space Flight) (на англ.) in: Donald C. Elder, George S. James (eds.), History of Rocketry and Astronautics. Proceedings of the Thirty-First History Symposium of the International Academy of Astronautics, Turin, Italy, 1997, San Diego, California, 2005 г., стр. 205-210 в djvu — 839 кб
"Юрий Васильевич Кондратюк принадлежит к тем ученым, чьи работы к концу первой четверти 20-го века, заложили основы теории космических полетов. (...) При анализе рукописи Кондратюка можно было видеть, как шаг за шагом в течение нескольких лет он развивал свое видение проблемы освоения космического пространства, разработывая с нуля несколько незрелые и в некоторых случаях наивные выводы. Кондратюк показывает перспективы в его книге "Завоевание межпланетного пространства", которая была опубликована в Новосибирске в 1929 году".
- Джеймс Хартфорд. Королёвский "цирковой номер": «Восход». (James Harford, Korolev's "Circus Act:" Voskhod) (на англ.) in: Donald C. Elder, George S. James (eds.), History of Rocketry and Astronautics. Proceedings of the Thirty-First History Symposium of the International Academy of Astronautics, Turin, Italy, 1997, San Diego, California, 2005 г., стр. 211-223 в pdf — 1,19 Мб
"В настоящем документе рассматриваются политические обстоятельства, приведшие Королева к продолжении разработки "Восхода", который позже был назван Василием Мишиным, преемником Королева, как «цирк». Он также подробно описывает историю проектирования космических аппаратов и скафандра для ВКД, используемого Алексеем Леоновым, и рассуждает, что развития "Восхода" не преследовало".
- M.А.Фарис, Г.Эдолби. ТМ-3: Совместный советско-сирийский космический полет. (M. A. Fares, G. Edelby, TM-3: A Joint Soviet-Syrian Space Mission) (на англ.) in: Donald C. Elder, George S. James (eds.), History of Rocketry and Astronautics. Proceedings of the Thirty-First History Symposium of the International Academy of Astronautics, Turin, Italy, 1997, San Diego, California, 2005 г., стр. 225-229 в pdf — 315 кб
"22 июля 1987 в Сирии никто не спал всю ночь, все смотрели свои телевизоры, наблюдая прямую трансляцию одного из величайших событий в истории Сирии, которое должно было проходить на космодроме Байконур. Сирийцы очень хотели увидеть своими глазами старт ракеты Союз на рассвете, как ревет огонь под ракетой, несущей на борту трех космонавтов, один из них был сирийский пилот, его имя было Мохаммед Ахмад Фарис. Этот документ подводит итог этого совместного советско-сирийского космического полета с сирийской точки зрения".
- Владимир Сыромятников, Гай Пигнолет. Спутниковая технология — 40 лет назад (Vladimir Syromiatnikov, Guy Pignolet, Sputnik Technology — 40 Years Ago) (на англ.) in: Donald C. Elder, George S. James (eds.), History of Rocketry and Astronautics. Proceedings of the Thirty-First History Symposium of the International Academy of Astronautics, Turin, Italy, 1997, San Diego, California, 2005 г., стр. 231-238 в pdf — 1,26 Мб
"4 октября 1957 года Спутник-1 стал шоком для всего мира, открыл космическую эру для человечества. (...) Инженер спутника Владимир Сыромятников вспоминает славные годы в ОКБ-1 под руководством генерального конструктора Сергея Королева и как возник "Простейший спутник", чтобы открыть как теперь называют "космическую эру". Сорок лет спустя, школьники из России и Франции предприняли совместные усилия, чтобы напоминить миру путем создания и запуска функционального макета оригинального Спутника".
- Д.В.Шаталов. История Капустина Яра. Первой советской Байконур (D. V. Shatalov, The History and Formation of Kapustin Yar, the First Soviet Cosmodrome) (на англ.) in: Donald C. Elder, George S. James (eds.), History of Rocketry and Astronautics. Proceedings of the Thirty-First History Symposium of the International Academy of Astronautics, Turin, Italy, 1997, San Diego, California, 2005 г., стр. 367-370 в pdf — 275 кб
"История первого советского испытательного ракетного полигона Капустина Яра имеет свои корни в последний период Великой Отечественной войны. В Германии, с сентября 1945 г. до января 1947 г. группа советских специалистов-ракетчиков исследовала работу немецких ученых в области ракетостроения (ФАУ-1 и ФАУ-2). Цель этих исследований заключается в разработке больших жидкостных баллистических ракет в СССР. Таким образом, Советский Союз нуждался в своем первом ракетном полигоне для баллистических ракет ".
- Анатолий Иванович Киселев, Александр Медведев, Владимир К. Караш, Олег Александрович Соколов. 80 лет Космическому центру имени Хруничева — от автомобилей до космических аппаратов (Anatoly I. Kiselev, Alexander A. Medvedev, Vladimir K. Karrask, Oleg A. Sokolov, 80 Years of the Khrunichev Space Center — From Cars to Space Vehicles) (на англ.) in: Donald C. Elder, George S. James (eds.), History of Rocketry and Astronautics. Proceedings of the Thirty-First History Symposium of the International Academy of Astronautics, Turin, Italy, 1997, San Diego, California, 2005 г., стр. 389-394 в pdf — 440 кб
"Эта статья содержит описание истории российского космического центра им.Хруничева, 80-летнего юбилей которого отмечался в 1996 году. Описаны продолжение достижений и развития авиационной техники и производственных мощностей, переход к изменениям в технологиях ракетно-космической тематики начиная с 1960 года, первые разработки ракет-носителей, которые стали хорошо известны во всем мире, такие как "Протон", а также рассматриваются результаты работы фирмы им.Хруничева в области пилотируемой космонавтики, такие как космический корабль ТКС и орбитальные станции".
- В.Ф. Рахманин, В. С. Судаков. Организация и начальный период деятельности предприятия по разработке жидкостных ракетных двигателей в Российской Федерации (V. F. Rakhmanin, V. S. Sudakov, Organization and Initial Period of Activity of the Enterprise to Develop Liquid Propellant Rocket Engines in the Russian Federation) (на англ.) in: Donald C. Elder, George S. James (eds.), History of Rocketry and Astronautics. Proceedings of the Thirty-First History Symposium of the International Academy of Astronautics, Turin, Italy, 1997, San Diego, California, 2005 г., стр. 395-406 в pdf — 925 кб
"Старейшее русское предприятие по разработке жидкостных ракетных двигателей является НПО Энергомаш, признанный лидер в развитии жидкостных ракетных двигателей. Его история началась 15 мая 1929, когда В. П. Глушко, его создатель и бессменный научный руководитель, начал систематические научные исследования в области ракетных двигателей в ГДЛ в Ленинграде. НПО Энергомаш, за свою почти 70-летнюю историю, изменил название и место нахождения несколько раз, но всегда держал свою тематическую основу — развитие жидкостных ракетных двигателей".
- Эндрю Дж. Данер, Вернер фон Браун как инженер и менеджер. (Andrew J. Dunar, Wernher von Braun. A Visionary as Engineer and Manager) (на англ.) Virginia P. Dawson, Mark D. Bowles (eds.), Realizing the Dream of Flight, Washington, D.C., 2005 (NASA SP-2005-4112), pp. 185-212 в pdf — 340 кб
- Спутник Коронас-Ф исследует Солнце (Sputnik Coronoas-F erforscht die Sonne) (на немецком) «Wostok», том 50, №1, 2005 г., стр. 5 в pdf — 365 кб
Владимир Кузнецов, директор Института земного магнетизма, ионосферы и распространения радиоволн им. Н. В. Пушкова, ИЗМИРАН, сообщил на заседании Президиума РАН, что рентгеновский телескоп космического аппарата Коронас-Ф позволил реконструировать структуру солнечной короны в 3-D. С 2001 года было получено более 300000 фотографий Солнца и около одного миллиона спектров. Российские ученые открыли первые участки плазмы с температурой 10 миллионов градусов по Цельсию; обычная температура солнечной атмосферы составляет от одного до двух миллионов градусов по Цельсию. Изучение солнечных извержений и их воздействие на околоземное пространство будет продолжено.
- Космическая программа принята (Weltraumprogramm verabschiedet) (на немецком) «Wostok», том 50, №4, 2005 г., стр. 5 в pdf — 273 кб
Правительство России представило "Федеральную космическую программу России" с 2006 по 2015 год. Основными задачами являются: удовлетворение возрастающего спроса страны на космические средства и услуги для решения задач в социально-экономической, научной и культурной областях, а также в интересах безопасности. Дополнительными задачами являются развитие международного сотрудничества в космосе и долгосрочное укрепление конкурентоспособности в области коммерческих космических полетов.
- НАСА публикует планы создания космических аппаратов следующего поколения (NASA Releases Plans for Next Generation Spacecraft) (на англ.) Release-No. 05-266, 19.09.2005 в pdf - 261 кб
"Администратор НАСА Майкл Гриффин (Michael Griffin) сегодня опубликовал результаты исследования исследовательской архитектуры агентства – проект космического корабля следующего поколения, который доставит людей вновь на Луну, Марс и в другие пункты назначения. В исследовании даются конкретные рекомендации по проектированию транспортного средства для доставки экипажей в космос, семейства ракет-носителей для доставки экипажей на Луну и за ее пределы, а также "архитектуры лунной миссии" для посадки на Луну. В нем также рекомендуются технологии, которые НАСА следует использовать в ближайшем будущем. Это исследование поможет НАСА в реализации концепции президента Буша по освоению космоса, которая предусматривает безопасное возвращение космического челнока в полет, завершение строительства Международной космической станции, возвращение на Луну и продолжение исследований Марса и за его пределами. Американский космический корабль следующего поколения будет оснащен усовершенствованной капсулой для экипажа с тупым корпусом, в которой смогут разместиться до шести человек. (...) Новый космический корабль может быть сконфигурирован как для поддержки исследователей-людей, так и для полета без пилота для перевозки грузов. Его конструкция позволяет гибко доставлять экипажи из трех астронавтов, а также дополнительные припасы на Международную космическую станцию и обратно, доставлять четырех членов экипажа на лунную орбиту и, в конечном счете, обслуживать до шести астронавтов во время полета на Марс. Экипажи и грузы будут доставлены на орбиту с помощью системы запуска space shuttle, состоящей из твердотопливного ракетного ускорителя и разгонного блока, приводимого в действие маршевым двигателем шаттла, который может поднимать 25 метрических тонн. (...) НАСА выбрало для своей системы запуска вариант, основанный на использовании шаттла, из-за его превосходной безопасности, стоимости и доступности. В частности, основные двигатели космического корабля "Спейс шаттл" и твердотопливные ракетные ускорители надежны и рассчитаны на полеты человека в космос. Большая часть промышленной базы и оборудования для поддержки этого варианта уже имеется, что значительно снизит затраты на разработку. Будущие миссии по исследованию Луны будут осуществляться с помощью тяжелой грузовой ракеты-носителя, состоящей из пяти маршевых двигателей "спейс шаттл" и двух пятисегментных твердотопливных ракетных ускорителей "шаттл". Эта комбинация обеспечивает подъемную способность в 106 метрических тонн на низкую околоземную орбиту и 125 метрических тонн, если она включает в себя ступень для взлета с Земли. (...) Путешествие начнется с роботизированных миссий в период с 2008 по 2011 год для изучения, составления карт и ознакомления с лунной поверхностью. Эти первые миссии помогут определить места посадки на Луну и определить, доступны ли ресурсы, такие как кислород, водород и металлы, для использования в долгосрочных целях НАСА по исследованию Луны".
Само исследование было опубликовано в ноябре 2005 года.
- Харальд Лутц. Забытые ракетные испытания в Куксхафене (Harald Lutz, Die vergessenen Raketenexperimente von Cuxhaven) (на немецком) «Sterne und Weltraum», том 44, №3, 2005 г., стр. 40-45 в pdf - 7,02 Мб
Многие запуски ракет - около 500 - были проведены в районе Куксхафен между 1945 и 1964 годами, среди них три ракеты A4 в рамках операции "BACKFIRE" союзных войск в октябре 1945 года (рисунок 1 - первый запуск). Запускать A4 было нелегко, так как было трудно найти запасные части и даже еще работающую компанию для получения жидкого кислорода. Стартовая площадка (рисунок 2), была закрыта после испытаний. В 1952 году Карл Поггензее, который работал в Пенемюнде во время Второй мировой войны, начал ракетные эксперименты. Эти ракеты были довольно примитивны, изготовлены из бидонов для молока и картонных рулонов. Но организация была основана: Dafra (немецкое рабочее общество по ракетным вопросам). Ее членам удалось достичь высоты 6 км своими ракетами. Но для больших ракет была нужна еще одна стартовая площадка. Полуразрушеннай наблюдательный пункт ВМС вблизи Куксхафена мог быть использован для подготовки запуска. Первый запуск состоялся 23 августа 1957 г. В 1958 году несколько крупных ракет конструктора Эрнста Мора (фотография на странице 42) были запущены, они достигли скорости 3М за две секунды! Полезная нагрузка была отделена на высоте 1200 м и достигла высоты 50 км. Первые успешные запуски были 14 сентября 1958 года, после нескольких неудач до этого. Организация, которая теперь переименована в "Немецкое ракетное общество", провела много запусков почтовых и научных ракет в 1958-1960 годах, 16 сентября 1961 года двое живых существ - тритон и речная камбала - впервые были на борту. Запущенная в этот день ракета была двухступенчатой. Последняя часть статьи посвящена деятельности Бертольда Селигера, который построил и запустил ракеты для высотных исследований, начиная с конца 1962 года он был поддержан западногерманской армией. 2 мая 1963 года даже трехступенчатая ракета была запущена успешно (рисунок 11). Но всё большее участие западногерманской военной промышленности вызвало неизбежные протесты зарубежных стран, а также Советского Союза. Конец наступил 6 июня 1964 года. Организация - теперь название было изменено на "Общество Германа Оберта» - хотела запустить почтовую ракету, как это было сделано много раз и раньше, но не получила необходимого разрешения. Почему? Был несчастный случай во время испытания ракеты Герхарда Цукера (который не был членом этого общества) в горном районе Гарц, при запуске погиб мальчик. Ракетные испытания с высотой более 100 м были запрещены и запрет не снят до сегодняшнего дня.
- Майкл Горн. Кем был Хью Драйден и почему мы должны его помнить? (Michael Gorn, Who Was Hugh Dryden and Why Should We Care?) (на англ.) Virginia P. Dawson, Mark D. Bowles (eds.), Realizing the Dream of Flight, Washington, D.C., 2005 (NASA SP-2005-4112), pp. 163-184 в pdf — 233 кб
"В течение своей жизни, Хью Латимер Драйден (1898-1965) получил завидную репутацию одной из ключевых фигур в мире, как в области аэронавтики, так и космических полетов. Сегодня, спустя почти два поколения после его смерти, его достижения мало известны, и даже забыты. (...) Может быть, больше, чем любые другие люди, он готовил Америку к космической эре. Во время своего 18-летнего пребывания в качестве главы гражданских воздушных и космических организаций (...), он стал управляющей силой в исследовании полёта".
- полностью (на англ.) «ESA Bulletin» 2005 г №121 (февраль) в pdf - 5,38 Мб
обложка: поверхность Титана, впервые увиденная. Зонд "Гюйгенс" ЕКА. Смотрите статью на странице 6.
Европа прибывает на новую границу - посадка Гюйгенса на Титане
"Кластер" - микроскоп и телескоп для изучения космической плазмы
AmerHis: первый коммутатор в космосе
Спутниковая навигация, беспроводные сети и интернет
Управление частотами для миссий ЕКА
"Колумб": готов к Международной космической станции
Разработка программного обеспечения: мы становимся лучше в этом?
"Максвелл " - Новый современный испытательный центр EMC
Программы в процессе
Новости - вкратце
Публикации
- полностью (на англ.) «ESA Bulletin» 2005 г №122 (май) в pdf - 7,68 Мб
CryoSat в момент отделения от верхней ступени ракеты-носителя (Впечатление художника П. Кэррила)
предисловие
CryoSat: миссия на ледяные поля Земли
Система CryoSat - спутник и его радиолокационный высотомер
Продукты CryoSat Data - Их генерация, валидация на месте и применение
Дистанционное зондирование и гуманитарная помощь - спасательная комбинация
Пять лет науки "Ньютона"
Более точная навигация с помощью лазерных часов
Полезные нагрузки ESA для Columbus - Мост между МКС и разведкой
Инженерная стандартизация в ЕКА - Повышение технического качества и экономической эффективности в космосе
Программы в процессе
Новости - вкратце
Публикации
- полностью (на англ.) «ESA Bulletin» 2005 г №123 (август) в pdf - 7,71 Мб
обложка: следующее поколение европейских РН
Дорога к европейской РН нового поколения - обзор FLPP
РН тяжелого класса Ариан-5 ECA
Глобальный мониторинг для окружающей среды и безопасности - Следующая европейская космическая инициатива обретает форму
Meteosat третьего поколения - будущий европейский геостационарный метеорологический спутник
Точное управление виноградниками из космоса От Бахуса к Энеиде
Умное изображение с помощью SmartScan
ARTES: будущее спутниковой связи
Клаус Дамиан и Мишель Тонини. Европейский Центр Астронавтов - Оглядываясь назад на 15 лет астронавтической экспертизы
Rosetta: комета Chaser ESA уже оставляет свой след
Информационные услуги научному сообществу в Сети
Программы в процессе
Новости - вкратце
Публикации
- полностью (на англ.) «ESA Bulletin» 2005 г. №124 (ноябрь) в pdf - 15,8 Мб
Обложка: Venus Express на стартовой площадке - см. Стр. 8
Venus Express
Venus Express: Миссия начинается
Экспедиция Venus Express
Venus Express: Космический аппарат
Научные данные с Venus Express
Наземный сегмент Venus Express и операции миссии
Новая станция ESA Cebreros готова поддержать Venus Express
Дорожная карта для оперативной океанографической миссии GMES
Система раннего предупреждения о цунами - Парижская концепция
Операции EGNOS и их плановая эволюция
Программа расширения BGAN
Программы в процессе
Новости - вкратце
Публикации
- Жак Вильен. Виктор Коассак. Литературный пионер покорения космоса (Jacques Villain, Victor Coissac. L'autre pionnier littéraire de la conquête spatiale) (на французском) «Espace Magazine», №14, 2005 г., стр. 40-41 в pdf - 2,29 Мб
Автор представляет две вещи Виктора Коассака (1867-1941), написанные в 1934 и 1935 под псевдонимом: "L'Envol" ["Старт"] и «Sur La Lune" [На Луне]. Коассак написал книгу о космических полетах уже в 1916 году, которая остается почти неизвестной до сегодняшнего дня. Он предложил создать ракету для полета на Луну, а не пушку, как Жюль Верн. Он не знал реактивный принцип и считал, что воздух необходим, чтобы толкать ракету вперед. Другие идеи довольно современны: небольшие самолеты для маневрирования, многоступенчатые ракеты, использование водорода и кислорода для отопления и производства воды. Его "Летающий Шале" должен достигнуть орбиты Луны и два небольших автомобиля должны приземлиться на Луне. Он также думал о ровере для перемещения по Луне. Его книги плохо продавались и остались неизвестными. Вильен пишет, что Коассак не принадлежит к категории научных пионеров, таких как Циолковский, Годдард, Оберт, и Эсно-Пельтри. Он видит его как недостающее звено между Жюлем Верном и этими пионерами, он был одним из тех немногих, кто был серьезно заинтересован в космических полетах в начале 20-го века.
О Викторе Коассаке:
http://epizodsspace.no-ip.org/bibl/inostr-yazyki/iaa/2010/Villain_et_al_Victor_Coissac.pdf
- Итоговый отчет NASA по исследованию архитектуры исследовательских систем (NASA's Exploration Systems Architecture Study Final Report) (на англ.) ноябрь 2005 г. в pdf - 4,25 Мб
"В январе 2004 года президент Джордж У. Буш объявил о новой концепции освоения космоса Национальным управлением по аэронавтике и исследованию космического пространства (НАСА), которая предусматривает возвращение людей на Луну к 2020 году в рамках подготовки к исследованию Марса человеком. В рамках этого видения НАСА выведет из эксплуатации космический челнок в 2010 году и построит и запустит в полет новый исследовательский корабль с экипажем (CEV) не позднее 2014 года. Первоначально, поскольку не планировалось, что этот CEV будет обслуживать Международную космическую станцию (МКС), для доставки американских экипаж и грузы на МКС после 2010 года — это создает значительный пробел в доступе американских астронавтов в космос внутри страны. (...) Доктор Майкл Гриффин был назначен новым администратором НАСА в апреле 2005 года. С согласия Конгресса он немедленно приступил к реструктуризации исследовательской программы НАСА, сделав приоритетной задачу ускорения разработки CEV, чтобы сократить или ликвидировать запланированный разрыв в доступе людей в космос в США. Он поставил перед CEV цель начать работу в 2011 году и обеспечить возможность доставки экипажа и грузов на МКС и обратно. (...) Чтобы определить наилучшую исследовательскую архитектуру и стратегию для внедрения этих многочисленных изменений, в штаб-квартире НАСА была создана команда по изучению архитектуры исследовательских систем (ESAS) (...) Исследование было начато для выполнения четырех конкретных задач к 29 июля 2005 года (...) [1] Полная оценка - выровнять требования к CEV и планы, позволяющие CEV обеспечивать доставку экипажа на МКС и ускорить разработку CEV и системы запуска экипажа, чтобы сократить разрыв между выводом шаттлов из эксплуатации и первоначальной эксплуатационной способностью CEV (IOC). [2] Обеспечить определение требований и конфигураций высшего уровня для систем запуска экипажа и грузов для поддержки программ исследования Луны и Марса. [3] Разработать эталонную архитектуру исследования Луны для поддержки устойчивых операций по исследованию Луны людьми и роботами. [4] Определить ключевые технологии, необходимые для создания и значительного усовершенствования этих эталонных геологоразведочных систем, и изменить приоритеты краткосрочных и долгосрочных инвестиций в технологии." - Результаты: "Команда ESAS рекомендует комбинацию EOR–LOR [Рандеву на околоземной орбите - рандеву на лунной орбите] в качестве предпочтительного режима полета на Луну. (...) Режим EOR–LOR выполняется с использованием комбинации запуска отдельных экипажей и грузовых транспортных средств, а также с использованием отдельных CEV и посадочного модуля транспортного средства, которые совершают стыковку на лунной орбите. (...) Команда ESAS рекомендует развернуть лунный аванпост, используя подход "постепенной сборки". (...) Рекомендуемый лунный посадочный модуль обеспечивает возможность вывода себя и CEV на лунную орбиту, выполнения смены плоскости перед спуском и спуска на лунную поверхность всеми четырьмя члены экипажа, используя регулируемую двигательную установку на LOX [жидком кислороде/водороде]. На поверхности Луны посадочный модуль служит местом обитания экипажа на время пребывания на поверхности и обеспечивает полную возможность выхода в открытый космос. (...) Эталонный проект CEV включает в себя герметичный CM [командный модуль] для обеспечения запуска с Земли и возвращения экипажа численностью до шести человек, систему прерывания запуска (LAS) и негерметичный SM [сервисный модуль] для обеспечения тяги, мощности и других вспомогательных возможностей в соответствии с требованиями CEV(...) [Рекомендация 1] Внедрить архитектуру, разработанную на базе шаттла, в качестве системы запуска следующего поколения для полетов с экипажем на НОО [низкую околоземную орбиту] и для полетов с грузом класса 125 тонн [метрическая тонна] для исследований за пределами околоземной орбиты. (...) [Рекомендация 2] Немедленно приступить к разработке CLV [ракеты-носителя с экипажем], использующей одну четырехсегментную первую ступень RSRB [твердотопливный ускоритель многократного использования] и новую верхнюю ступень, использующую один SSME [маршевый двигатель космического челнока]. (...) [Рекомендация 3] Для удовлетворения потребностей в грузах для исследования Луны и Марса как можно скорее приступить к разработке линейной конфигурации CaLV [грузовой ракеты-носителя] на базе шаттла, состоящей из двух пятисегментных RSRB и основного транспортного средства с пятью установленными в кормовой части SSME, разработанного на основе настоящего ET [внешний бак] и перенастройки для перевозки полезной нагрузки в большом переднем аэродинамическом кожухе. (...) [Рекомендация 4] НАСА следует разработать систему EDS [Earth stage department stage], основанную на том же диаметре бака, что и корпус грузового транспортного средства. (...) Рекомендуемые требования к тяге EDS потребуют разработки двигателя J–2S+, который является производным от двигателя разгонного блока J–2, используемого в в программе Apollo/Saturn (...) В результате оценки технологии рекомендуется, чтобы общее финансирование ESMD [Исследовательские системы Расходы Дирекции полетов] на НИОКР [исследования и технологии] будут сокращены примерно на 50 процентов, чтобы обеспечить достаточные средства для ускорения разработки CEV и сокращения отставания в космических полетах человека в США после вывода из эксплуатации шаттлов. (...) Дорожная карта верхнего уровня для внедрения архитектуры ESAS представлена на рисунке 1-36 [стр. 56]. В этом варианте "Спейс шаттл" будет выведен из эксплуатации в 2010 году (...) Разработка CEV и CLV начнется немедленно, что приведет к первому полету CEV с экипажем на МКС в 2011 году. (...) Полеты роботов-предшественников на Луну начнутся немедленно с разработки и запуска миссии Lunar Reconnaissance Orbiter и продолжатся с 2011 года как серия посадочных и орбитальных зондов для подготовки к длительному исследованию Луны человеком. В 2011 году начнется разработка основных элементов, необходимых для возвращения людей на Луну (...) Эти элементы будут разработаны и протестированы комплексным образом, что приведет к высадке человека на Луну в 2018 году".
Статьи в иностранных журналах, газетах 2006-2007 гг.
Статьи в иностранных журналах, газетах 2001-2003 гг.