При разделе добычи достался, как раб, Мугире б. Шубе, и Мугира предоставил ему возможность заниматься своим делом, брать заказы, но требовал приносить в день два дирхема, а это было непосильно даже для очень хорошего мастера, а Файрузу надо было кормить жену и дочку (неизвестно только, попал он в неволю с семьей или женился в Медине). А вот дальше суннитская и шиитская версия расходятся. Версия-1: Медина отстраивалась и богатела и Мугира б. Шуба отослал его туда на заработки (можно подумать, что в Басре или Куфе было меньше работы и денег). Версия-2: сам Умар его затребовал, как специалиста (но как-то плоховато использовал и не берёг). Версия-3 (персидская): Файруз — это персидский патриот. Он сам напросился на посылку в Медину с целью убить халифа за разгром своей родины. Кстати, а как его родина, о которой он не знает уже 4 года? Персия потеряла весь запад империи, но весь восток ещё цел, жив царь Йаздигерд III, но империи и царю жить осталось немного — 7 лет. Убийство халифа ничуть не отсрочило их гибель. В Медину был запрещён въезд иноверцам, поэтому есть тоже три версии — от принял ислам на словах, оставшись язычником, был христианином или был язычником, огнепоклонником, возможно, даже жрецом и ему потребовалось специальное разрешение. Интересно, что его хозяина, наместника то Басры, то Куфы, ни в чём не обвиняли. Формула принятия ислама так легка и необязательна, что я не сомневаюсь, что ислам он принял. Да и место было выбрано странное — мечеть не для иноверцев. Умар ходил без охраны, убить и сбежать на улице было куда удобнее. В рабстве он был уже 4 года, похоже, себя хорошо зарекомендовал и даже собирался строить ветряную мельницу с вертикальной осью (или ручную). Он вроде бы жил в собственном доме в Медине, а разрешение жить в столице получал от самого Умара. В Медине его знали по прозвищу — Абу Лула (Абу Лула — дословно "Отец жемчужины" — имеется ввиду Лула — дочка Файруза). В начале ноября (или октябре) 644 г. он подошел к Умару, совершавшему свой обычный обход базара, и попросил: "О амир верующих, спаси меня от Мугиры ибн Шубы: на мне большой оброк". — "Каков же твой оброк?" — "Два дирхема в день". — А что ты делаешь?" — "Я столяр, резчик и кузнец". — "А я не считаю, что при хорошем владении этими ремеслами подать с тебя велика", — ответил Умар. Файруз, ворча, ушел. Через некоторое время произошла еще одна встреча. Умар, сидевший на улице, остановил проходившего мимо Файруза и спросил: "Я слышал, ты говорил, что если захочешь, то сделаешь мельницу, которая мелет ветром". — "Да". — "Так сделай мне мельницу". Файруз ответил ему со странной интонацией в голосе: "Жив буду, сделаю такую мельницу, о которой заговорят на востоке и на западе…" — и ушел. "Никак, раб мне угрожал сейчас", — задумчиво заметил Умар. Короче, какой-то меркантильный и мстительный раб. Хотя, честно сказать, два дирхема ежедневно — это очень много, это 30 кг пшеницы (месячный паёк воина) У ал-Куфи обстоятельства встречи излагаются иначе: Файруз прибыл в Медину вместе с Мугирой, жалуется, что с него требуют аж 100 дирхемов в месяц. Умар ходатайствует за него перед Мугирой. Затем Файруз приходит к Умару еще два раза, и Умар просит сделать для него ручную мельницу. Файруз, якобы, гладит по головам персидских детей, проданных в рабство, оплакивая их и свою судьбу и точит свой кинжал. О, этот знаменитый кинжал, стократно помянутый всеми историками! Кинжал был двухлезвенный. Что это означает, никто не понял. (Ибн Сад, правда, писал определённо: "Так он оделся в свой халат с двухголовым кинжалом, рукоять которого была посередине", но и он его не видел). Поэтому рисуют и простой кинжал, с лезвием, заточенным с обеих сторон и с раздваивающимся лезвием и с рукоятью промеж двух лезвий в две стороны. Особый, уникальный кинжал! Собственно, стал он таким после сообщения о заговоре, якобы сын Абу Бакра накануне покушения спугнул секретничавших Абу Лула, Хурмузана и Джуфайну (учитель-христианин из Хиры), они вскочили и обронили тот самый двухлезвийный кинжал, каким был убит Умар. (Вот растяпы!). Разумеется, с одного взгляда он нож и признал. Правда, не сразу. Или признал и сказал сразу, но заговорщики три дня и не думали никуда бежать, а сын Умара три дня сдерживался и только после смерти халифа порубил всех. Хотя пишут и так, что Умар был жив и велел отправить его в тюрьму (где тот уже и был). Короче, скорее всего уникальный кинжал понадобился мифотворцам, чтобы его сразу опознали, распознали заговор и оправдали сына Умара, устроившего резню. Заговорщики совещаются прямо на улице, роняя уникальный кинжал В день утренней молитвы 6 ноября 644 года (26-е зуль-хиджа, 23 года хиджры) Умар возглавил молитву фаджр (рассвет) в Аль-Масджид ан-Набави, Файруз спрятал кинжал в своём халате и спрятался в углу мечети. Вскоре после того, как Умар начал молитву, Фарус прыгнул на него и нанес ему шесть ударов ножом. Но только три раза, согласно Ибн Саду, но возможно, что ударов было три, а ран от кинжала с раздваивающимся лезвием — шесть. Но тогда, возможно, что после прочтения столь разных сообщений и появился странный двухлезвенный кинжал? Якобы было пять пять ран на животе и одна на пупке. Затем Файруз начал пробиваться к выходу. Далее суннитская и шиитская версия расходятся совершенно. Согласно суннитской, ремесленник оказался умелым воином, ранив 11-12-13 человек, из которых 6 или 9 скончались. Это прямо берсерк какой-то — простым ножом крошить людей! Согласно фильму "Халиф Умар", нож был отравлен. Что не помешало Умару, без сомнения принявшего всю долю яда, прожить ещё три дня. Но тут, якобы, сам Абдуррахман ибн Ауф (самый богатый человек Аравии) лично накинул на него свой плащ (либо использовал головную повязку). И Файруз, зажатый в углу, зарезался своим двухлезвенным кинжалом. Хм. Позвольте засомневаться. И этот и многие подобные случаи довольно сомнительны просто потому, что самоубийство ножом — вещь сложная, особенно если при этом хватают за руки и вяжут чалмой. А вот шиитская версия. Файруз более никого и пальцем не тронул, это всё сунниты придумали. Он сбежал из мечети в суматохе. И вообще сбежал — из Медины и Аравии. И помог ему, естественно, Али. И Файруз жил в Персии до самого её конца. (Но в конце-концов был схвачен и по приказу халифа Усмана казнён в городе Кашан, точнее на дороге из Кашана в Финс. Ровно через 7 лет (исламских) после смерти Умара, 23 августа 651 г. н. э. (26-е зуль-хиджа 30 г. хиджры). Но на этом история совсем не кончилась. Файруз постепенно обретал черты тираноборца и национального патриота. В Кашане возвели памятный знак, который постепенно вырос до уровня скромного мавзолея. Эта гробница была заложена при династии Хорезмшахов (1077 -1231). Забавно то, что несмотря на то что были они суннитами и тюрками, они были персидскими националистами. Построена в характерном персидско-хорезмийском архитектурном стиле одиннадцатого века, состоящем из внутреннего двора, крыльца и конического купола, украшенного плиткой бирюзового цвета. Первоначальная дата его постройки неизвестна, но во второй половине четырнадцатого века она была полностью восстановлена, и над его могилой была установлена новая надгробная плита. Сефевидская тюркская шиитская династия Ирана (1501-1736) присвоила Абу Лулу титул Baba Soja od-Din (Отец храбрых за дело религии). Шиитские богословы перетолковали дело Файруза. Разумеется, он был набожным шиитом и мстил Умару за узурпацию власти в халифате, которая, по мнению шиитов, должна была принадлежать зятю Мухаммеда имаму Али и его потомкам. И провозгласили, что день убийства Умара ибн аль-Хаттаба — это день великого праздника, день гордости, день славы и восхваления, день великого закята, день благодати и день веселья. Празднование известно как джашн-э Омар коши (празднование убийства Умара) Фотографии мавзолея Абу Лулу Феруза аль Нахаванди В 2010 году Международный союз мусульманских ученых призвал уничтожить могилу Нахаванди. Университет Аль-Азхар также потребовал от иранского правительства снести святыню. Правительство Ирана разорвало отношения с университетом. Основные ученые-сунниты считают эту святыню «оскорбительной и неисламской», указывая, что Файруз наверняка был язычником (остальное — дело житейское, аллах разберётся). Иранские власти тоже не хотели бы ссориться со всем исламским миром. Некоторые религиозные деятели Ирана тоже высказывались за уничтожение гробницы и вроде бы в своё время даже президент Ирана Ахмадинежад с ними соглашался. Об этом упрашивают иранские власти многие суннитские улемы из арабских стран. Однако, когда в 2007 году прошёл слух о возможном уничтожении святыни, жители Кашана вышли 27 июня 2007 года на массовую акцию протеста. Иранское правительство закрыло храм в 2010 году. Гробница теперь используется в качестве местного отделения полиции. Но — цела. |
кадр из фильма Точное место рождения Усмана неизвестно. По наиболее распространённой версии, он родился в Мекке через шесть лет после «года слона» (в 576 г) (младше Мухаммеда), а по другой версии — в Таифе. Сообщается также, что он родился в 583 году. Его полное имя — Усман ибн Аффан ибн Абу-ль-Ас ибн Умайя ибн Абд Шамс ибн Абд Манаф ибн Кусайй ибн Киляб аль-Умави аль-Кураши. В доисламские времена Усман носил кунью Абу Амр, а после того как его жена Рукайя бинт Мухаммед родила ему сына Абдаллаха, его стали называть Абу Абдаллах. Носил прозвище Зун-нурайн («обладатель двух светочей»). По распространённой версии, это прозвище ему дано за то, что он был женат на двух дочерях пророка Мухаммеда, Рукайи и Умм Кульсум. По другой версии, его прозвали так за то, что он много читал Коран во время своих ночных молитв (Коран — свет, и ночная молитва — свет). Был среднего роста, широкоплечий, с тонкой кожей и густыми волосами. Борода его была длинной и густой, он красил её в жёлтый цвет. У Усмана и пророка Мухаммеда был общий предок по мужской линии, которого звали Абд Манаф. Отец Усмана погиб ещё в доисламские времена, а мать приняла ислам и скончалась в эпоху его правления. У Усмана была родная сестра, которую звали Амина. В доисламские времена она вышла замуж за аль-Хакама ибн Кайсана, который был вольноотпущенником Хишама ибн аль-Мугиры. Во время войны между мусульманами и мекканскими многобожниками он был взят в плен. Находясь в Медине, он принял ислам и остался с мусульманами. Погиб в 626 г. во время инцидента у источника Мауна. Амина бинт Аффан оставалась язычницей до самого покорения Мекки. После завоевания Мекки пророком Мухаммедом она вместе с матерью и сестрами приняла ислам. У Усмана по матери было трое братьев и сестра. Их звали: аль-Валид, Умар, Халид и Умм Кульсум. До начала пророческой миссии Мухаммеда Усман относился к числу наиболее уважаемых и влиятельных курайшитов. По словам самого Усмана, даже в доисламские времена он никогда не поклонялся идолам, не пил вино и не прелюбодействовал. Усман знал родословные арабов, их пословицы и их историю, много путешествовал и общался с представителями других народов. От своего отца он унаследовал торговлю и приумножал уже нажитое состояние. Его бизнес процветал. Усман был одним из самых богатых людей среди курайшитов. Он числится одним из 22 мекканцев «на заре ислама», которые умели писать (Пророк, кстати, так и остался неграмотным). Вернувшись из поездки в Сирию в 611 году, Усман узнал о начале пророческой миссии Мухаммеда. После разговора с Абу Бакром Усман решил принять ислам, и Абу Бакр привел его к Мухаммеду, где тот объявил о своей вере. Так Усман оказался в числе первых мусульман. Вероятнее всего Усман стал четвёртым мужчиной, принявшим ислам, после Абу Бакра, Али и Зейда. Его обращение в ислам вызвало гнев его клана, бану Уммайи, который решительно выступил против учения Мухаммеда. Если учесть, что только после этого он смог жениться на дочери Пророка красавице Рукайе, его духовное стремление в ислам как бы не убеждает. Мусульмане подвергались гонениям со стороны мекканских многобожников. Усман ибн Аффан также подвергся испытаниям от своего дяди аль-Хакама ибн Абуль-Аса, который однажды связал его и обещал развязать только после того, как Усман отречётся от своей религии. Усман остался непреклонен, и аль-Хакам оставил его в покое. После гибели Ясира и его жены Сумайи от рук язычников Мухаммед сказал своим сподвижникам, что им нужно переселиться в Эфиопию. В 615 году мусульмане (десять мужчинам и три женщины) тайно покинули Мекку, добравшись до берега Красного моря сели на два корабля и уплыли в Абиссинию. Много мусульман присоединились к ним позже. Среди них был и Усман со своей женой Рукайей. В Мекке остались лишь те, кто имел поддержку со стороны своих родственников. Поскольку Усман уже имел деловые контакты в Абиссинии, он продолжал торговать и приумножать своё богатство. Через четыре года среди мусульман в Абиссинии распространилась новость о том, что мекканские курайшиты приняли ислам, и это убедило Усмана, Рукайю и ещё 39 мусульман вернуться в Мекку. Однако, когда они достигли Мекки, они обнаружили, что новость о принятии исламом курайшитов была ложной. Тем не менее Усман и Рукайя остались в Мекке. Усману пришлось начать свой бизнес заново, но его бизнес снова процветал. Когда Али женился на Фатиме, Усман купил доспехи у Али за пятьсот дирхемов. Четыреста дирхамов были выделены в качестве махра для Фатимы, а оставшаяся сотня пошла на все остальные расходы. Позже Усман вернул Али доспехи в качестве свадебного подарка. Он участвовал во всех сражениях, кроме битвы при Бадре, так как Пророк оставил его ухаживать за своей заболевшей дочерью. Она умерла в этот день. В 632 году, когда умер пророк Мухаммед, Усман принял участие в Прощальном паломничестве. У него были очень близкие отношения с Абу Бакром. Когда Абу Бакр был выбран в качестве халифа, Усман был первым человеком после Умара, который присягнул ему. Во время Ридды Усман оставался в Медине, выступая в качестве советника Абу Бакра. Умирая, Абу Бакр продиктовал свою волю именно Усману, сказав, что его преемником должен стать Умар. В 644 г. Умар ибн аль-Хаттаб был смертельно ранен и незадолго до своей кончины назвал имена шестерых наиболее уважаемых мусульман, которые должны были выбрать из своей среды нового халифа. Усман ибн Аффан был выбран и стал третьим Праведным халифом. Примерно в 650 году Усман начал замечать различия в чтении Корана, когда ислам распространился за пределы Аравийского полуострова в Персию, Левант и Северную Африку. Чтобы сохранить неприкосновенность текста, он приказал комиссии во главе с Зейдом ибн Сабитом использовать копию халифа Абу Бакра и подготовить стандартную копию Корана. Таким образом, лишь через 20 лет после смерти Мухаммеда Коран был канонизирован. Этот текст стал эталоном, по которому были изготовлены и распространены в центры мусульманского мира копии Корана. Другие версии Корана были уничтожены. И это шииты никогда Усману не простят, считая, что коран он малось сфальсифицировал в свою пользу. В годы правления Усмана продолжились крупномасштабные завоевания. В 648 году была взята дань с Карфагена, а правитель Сирии Муавийя ибн Абу Суфьян предпринял первую в истории Халифата морскую экспедицию — на Кипр и Крит. Весной 655 года арабский флот стал хозяином восточной части Средиземного моря, одержав победу в сражении у Фойника. Завоевать Малую Азию Муавийи не удалось. На севере продолжались регулярные походы в Армению. В 653 году были завоёваны Грузия и Кавказская Албания. Дойдя до Дербента, арабы предприняли большой поход на Хазарский каганат, но потерпели от хазар жестокое поражение. После покорения в 645—646 годах Рея и Исфахана в войне с персами в течение нескольких лет наступило относительное затишье. Назначенный в 649 году наместником Басры молодой и энергичный Абдуллах ибн Амир овладел Истахром, завершив тем самым завоевание Фарса. Вторгшись в 650 году в Северо-восточный Иран, арабы взяли Ширеджан и Зарендж, а через год убит последний шах из династии Сасанидов Йездигерд III. Завоеванием Балха было завершено завоевание земель, когда-либо принадлежавших Сасанидам. Ранее судопроизводство осуществляли в мечети. При Усмане суд стал учреждением. Кроме того, он основал полицию (назначен начальник стражи порядка). Почти сразу же у халифа Усмана появились враги. Очень недоволен был Тальха. Халифа выбрали без него, не дождались. Недоволен остался Али, наиближайший человек к Пророку. Усман уменьшил "пенсию" вдове Пророка Аиши, приравняв её к остальным жёнам. После чего она в ярости сказанула: "Убейте старого дурака!". Были живы ещё сотни подвижников Пророка, которым не нравились многие действия халифа — он раздавал важные посты родственникам (Омейядам). Усман вернул Хакама ибн Абу Аса и его сына Марвана (своего двоюродного брата) в Медину, несмотря на то, что их изгнал сам Мухаммед, и предшественники Усмана — Абу Бакр и Умар отказывались вернуть его в город. И недовольных становилось всё больше. Всех потряс случай с Аммаром, старым эфиопом лет 80-ти, который не побоялся прийти в дом к халифу и вручить петицию недовольных, которые называли себя хазраджитами. Его избили так, что у него, якобы, разорвался желудок (якобы бил и сам халиф) и его подобрала вдова Пророка Умм Салама. В 655 году мятежники достигли его дворца в Медине, но после переговоров вернулись восвояси. На следующий год, однако, Усман был вновь осаждён в своих покоях группой мусульман, недовольных его политикой. Усман отказался от противостояния с ними, так как не желал кровопролития между мусульманами, но через несколько дней был убит. С этого эпизода начинается первая в истории Халифата гражданская война — первая фитна. Всего у Усмана было восемь жён, на которых он женился уже после принятия ислама. Сначала Усман женился на дочери пророка Мухаммеда Рукайе, которая родила ему сына Абдуллаха. После смерти Рукайи он женился на её сестре Умм Кульсум. Усман также женился на Фахите бинт Газван, которая родила ему Абдуллаха-младшего. После этого он женился на Умм Амр бинт Джундуб аль-Аздийя, которая родила ему пятерых детей: Амра, Халида, Абана, Умара и Марьям. Ещё одной женой Усмана стала Фатима бинт аль-Валид. Она родила ему аль-Валида, Саида и Умм Саад. После Фатимы он женился на Умм аль-Банин бинт Уяйна, и она родила ему Абдуллаха. Ещё одной женой Усмана была Рамля бинт Шейба, родившая ему Аишу, Умм Абан и Умм Амр. Усман также взял в жёны Наилю бинт аль-Фарафиса, которая была христианкой и приняла ислам перед началом их супружеской жизни. Таким образом, у Усмана от пяти жён родилось девять сыновей и семь дочерей также от пяти жён. Старший сын Усмана и Рукайи родился за два года до переселения в Медину. Однако в первые дни их жизни в Медине петух клюнул мальчика в лицо около глаза. Рана воспалилась и в конце концов распространилась на всё лицо. Ребёнок умер в возрасте шести лет. Сыновья: Абдулла (Абдулла-младший). Его мать — Рукайя, дочь Пророка, он умер ребенком Абдулла-старший, его мать — Фахита бинт Газван Амр. Он был старшим из детей Усмана и имел самое благородное потомство, умер в Мине Абан. Он присутствовал на Верблюжьей битве на стороне Аиши, от него осталось многочисленное потомство Халед Умар, у него было много детей, мать Амра, Абана, Халеда и Умара — дочь Джундуба бин аль-Азада Саид Аль-Валид, мать Саида и аль-Валида — Фатима бинт аль-Валид Абдулмалик, его мать — Уммуль-Банин бинт Уейна бин Хисн, он умер в детстве Дочери: Марьям, родная сестра Амра Умм Саид, родная сестра Саида Аиша Умм Абан Умм Амр. Мать этих троих — Рамля бинт Шейба бин Рабиа Марьям, ее мать — Наиля бинт аль-Фарафеса Уммуль-Банин, её мать была наложницей |
Довольно забавен эпизод в сериале "Правоверные халифы" (16 серия). Сам фильм растянут в бесконечность, но убийство халифа со всеми до и после событиями уместилось в полминуты. Умар и прочие склоняются в молитве, Файруз бежит откуда-то с улицы по предусмотрительно оставленному зигзагообразному проходу, пыряет ножом халифа (1 раз), после чего немедля вонзает нож в себя. Ещё через секунду кто-то вскрикивает: Этот нож я видел у Хармузана!". В то же мгновение сын Умара Убайдаллах кидается прочь и под крики: "остановите его!" мчится к соседнему дому. На столь кратком пути ему попадается несчастный Джуфайна, про которого не было сказано ни слова. И тот зарезает его, не сбавляя бега и ломится в дверь. За дверью, естественно, уже стоит Хармузан, выставив живот, куда и получает нож. После чего тот бежит, к дому, очевидно Файруза, но убийство его дочери в фильме предотвращают, хватая во время за руки. Да откуда вообще у него оружие в мечети? И самое интересное - при столь стремительном бегстве сумел ли он выполнить неукоснительные правила покидания мечети? То есть - с левой ноги и с прочтением дуа? Остаток серии Умар помирает. |
кадр из фильма По преданию, мать Саада, узнав о том что её сын принял новую веру, отказалась от еды и питья до тех пор, пока Саад не отречется от ислама. Каждые несколько часов Саад носил еду и питье исхудавшей и осунувшейся матери, но она отказывалась брать их. По прошествии нескольких дней, видя упорство и решительность сына, а также под воздействием слов Саада: «Несмотря на мою сильную любовь к тебе, моя любовь к Аллаху и Его Посланнику действительно сильнее. Клянусь Аллахом, если бы у тебя была тысяча жизней, и каждая из них уходила одна за другой, я бы не стал отказываться от этой религии», — она смягчилась и стала принимать пищу. В 614 году Саад был в числе мусульман, которые удалились в холмистую местность вблизи Мекки с целью совершить молитву. В некотором отдалении от них группа язычников потешалась над молитвенной сосредоточенностью мусульман. В результате между язычниками и мусульманами разразилась драка, в процессе которой Саад ударил одного из язычников до крови подвернувшейся под руку челюстью верблюда. Это была первая пролитая кровь за ислам. В 622 г. — хиджра, переселение в Медину. Участник многих битв, которые велись во времена арабского завоевания. Первым из мусульман пустил стрелу в язычников. Был одним из 8 сподвижников Пророка, которые совершили первую военную операцию мусульман против неверных вообще и первое вооружённое столкновение во время священного месяца Рамадан в частности. При жизни Пророка также участвовал в битвах при Бадре, Ухуде и в Битве у рва. После смерти пророка в правление халифа Умара ибн Хаттаба в 636 году командовал армией и победил в сражении при Кадисии и в битве при Нахавенде, в результате чего государство Сасанидов потерпело решающее поражение в войне с Халифатом. Именно он основал и строил Куфу. В 642 году халифом Умаром отозван из Куфы в Медину в связи с выдвинутыми обвинениями. Отстранён от наместничества и командования армией, но наказания не понёс. Был включён умирающим Умаром в число шестерых выборщиков, избравших халифом Усмана ибн Аффана, при этом был одним из четверых претендентов на место халифа, наряду с Али ибн Абу Талибом и аз-Зубайром ибн аль-Аввамом. Якобы Умар просил Усмана восстановить его наместником Куфы, что тот и сделал. Китайские мусульмане утверждают, что именно он распространил ислам в Китае (у уйгуров как минимум), он встречался в 650 году с китайским послом и даже, возможно, добирался до западных районов Китая. В 648 году в Бангладеш основана мечеть его имени, возможно, он и тут побывал. Во время событий Первой Фитны занял нейтральную позицию. На призыв Али ответил, что готов пойти, если тот даст ему меч, способный отличить истинно верующего от неверного. Умер в 674 году, в возрасте 79 лет в Медине очень богатым. Он был последним из десятки, кому был обещан рай при жизни. Лук Саада ибн Абу Ваккаса в музее Медины. Им он защищал Пророка в битве при Ухуде. Пророк объявил его одним из лучших лучников того времени. Сам Мухаммед собирал стрелы для него. |
Абдуррахман ибн Ауф родился ок. 580 года в Мекке в семье Ауфа и Уммы Кульсум бинт Укба из клана Зухра. Он также как и Пророк, происходил из племени курайш, причем родословная Абдуррахмана ибн Ауфа пересекается с родословной Пророка в четвертом колене. До принятия ислама он носил имя Абд аль-Кааба («Раб Каабы»), а по другой версии — Абду Амру («слуга Амру»). Мухаммед переименовал его в «Абд аль-Рахман» (Абдуррахман, «Слуга Милосердного»). Отмечают его высокий рост, большие глаза и очень большой ум. Семья его вряд ли была бедной, как порой пишут. Обладал очень сильными предпринимательскими качествами. С юных лет он имел предрасположенность к торговле. Занимался этим ремеслом в Сирии, Йемене и Эфиопии. Про него говорили, что он из камня может сделать золото. Иначе — он сам говорил: "Я никогда не нагибался, чтобы поднять камень, если не надеялся обнаружить под ним золото или серебро". Якобы в Йемене ему сообщили, что явится идолоборец, который будет крепнуть. Вернулся в Мекку, а там Пророк пророчит. Стратегическую ценность ислама признал сразу, поверил Пророку полностью, стал одним из пяти человек, принявшим ислам по настоянию Абу Бакра, через 2 дня после него (Абу Бакр был третьим мусульманином) ещё до того, как мусульмане вошли в дом Аль-Аркама. В 614 году мекканцы объявили бойкот мусульманам, прежде всего отказались торговать с ними. Абдуррахман разорился и стал одним из первых пятнадцати мусульман, которые эмигрировали в Абиссинию в 615 году. Другие мусульмане присоединились к ним позже, сформировав группу из более ста человек. Он и там не был нищим. В конце 619 или начале 620 года «они услышали, что мекканцы приняли ислам». Это оказалось не совсем правдой, хотя значительное количество людей приняло ислам в результате перехода к Пророку Умара ибн Хаттаба и дяди Пророка Хамзы ибн Абдулмутталиба. Абд аль-Рахман был одним из сорока, кто отправился на родину. Но когда они приблизились к Мекке, то узнали, что сообщение было ложным, и поэтому они вошли в город тайком. В 622 году Абдуррахман совершил хиджру из Мекки в Медину и оставил все свое богатство в Мекке. Якобы, ушёл с одной котомкой. Пророк приказал ансаров и мухаджиров побрататься, как истинные братья-мусульмане и разделить имущество ансаров. Абдуррахмана Мухаммед побратал с Саадом ибн ар-Рабиа аль-Ансари. Почти все мединцы-мусульмане были очень бедные. Но Абдуррахману опять "повезло" — его "брат" оказался вполне состоятельным. Саад предложил своему брату Абдуррахману ибн Ауфу выбрать любой из двух его садов и любую из двух его жен. Абдуррахман отказался и попросил указать ему, где находится базар. И начал торговлю с первого дня. Прошло совсем немного времени, Пророк, измученный необходимостью кормить толпу нищих и неприкаянных мусульман, встретил радостного Абдуррахмана. Женился! — сообщил он Мухаммеду. Пророк удивился и спросил, что же он выплатил в качестве махра. "Да дал один слиток золота!" Пророк — ему: "а сделать угощение для народа в честь своей свадьбы?" — "Да нет проблем!" Все мединцы были накормлены. Был высок, светлокож, длинные волосы завязывал на затылке (такая была мода). Якобы и способ завязывания тюрбанов создавался на его голове. В августе 626 года Пророк, благославив его в поход на племя калб в Дауматул-Джандале, остался недоволен его головным убором, лично размотал его чёрный тюрбан и замотал снова, оставив сзади конец на 4 пальца. Канон! Естественно, Абдуррахман победил калбитов, заставил принять ислам и платить джизью. Затем он скрепил договор, женившись на дочери вождя Тамадур бинт аль-Асбах и привёз её в Медину. Он спонсировал военные походы. Поход на Табук — 10 кг золота, следующий поход — 2000 золотых динаров. Однажды ночью мединцы были разбужены шумом. 700 гружёных верблюдов — подарок от него мусульманам! Он участвовал в нескольких сражениях. В битве при Бадре с ним случился казус (подробности тут), но в битве при Ухуде он телом защищал Пророка, получил 20 ран, остался хромым, но уж получил полное доверие. Он вошёл в число десяти, которым Пророк пообещал рай уже при жизни. Он был одним из всего лишь двух человек, которые были имамами при живом Пророке. В Табуке, в последнем походе Пророка, Мухаммед опоздал на молитву и именно там Абдуррахману была оказана честь, которой никто прежде не удостаивался. Верующие выбрали его, чтобы тот возглавил молитву. Во время молитвы пришёл пророк Мухаммед и занял позицию за Абдуррахманом. Он обеспечивал всем необходимым жён Пророка, включая их хадж и всякие желания. Перед смертью халиф Умар назвал имена шестерых, которые должны избрать нового халифа. Четверо из них были кандидатами, в том числе и Абдуррахман. Он отказался и после долгого раздумья проголосовал за Усмана. Его голос стал решающим. Шииты никогда этого ему не простят. Огромную помощь оказывал халифам Абу Бакру и Умару. Он умер в 652 году в Медине в возрасте 72 лет. |
Убайдаллах ибн Умар был сыном халифа Умара ибн аль-Хаттаба. Мать Убайдаллаха была женщина из племени Хузаа, с которой Умар позже развелся; историк аль-Мадаини считает, что ее звали Мулайка бинт Джарвал и что она вышла замуж за известного мекканца Абу аль-Джам ибн Худхайфа после ее развода с Умаром, в то время как аль-Вакиди считает, что ее звали Умм Кульсум бинт Джарвал. Убайдаллах был женат на Асме, дочери Утариба ибн Гаджиба, известного клана племени бану тамим. Он также был женат на Бахрийе, дочери Хани ибн Кабисы, выдающегося арабского полководца в битве при Ди Кар (609), родом из племени Рабиа (там арабы впервые победили отряд персов). В отместку за убийство своего отца-халифа Убайдаллах, возможно, ободренный своей сестрой Хафсой (вдова Пророка), убил Хармузана, персидского полководца, новообращенного мусульманина, который стал советником Умара по персидским делам, подозревая его в заговоре. Он также убил Джуфайну, христианина из Хиры, который служил в качестве наставника для детей мусульманского лидера Сада ибн Абу Ваккаса и малолетнюю мусульманку — дочь Абу Лула (убийцу отца). В принципе, его должны были казнить, но преемник Умара, Усман, помиловал Убайдаллаха, считая его казнь чрезмерной мерой ввиду убийства его отца; он заплатил кровные деньги из своих собственных средств. Милосердие к Умару вызвало споры в Медине. Против этого выступил Али, двоюродный брат Пророка, который заявил, что он убьет Убайдаллаха, если получит полномочия. Другие мусульманские лидеры также выступали за то, чтобы Убайдаллах был наказан за его действия. Усман, стремясь удалить Убайдаллаха из Медины, предоставил ему поместье возле Куфы в Ираке, которое стало известно как Кувайфат ибн Умар. Поместье было недалеко от Базикии, которая находилась в 10 километрах к югу от Нахр-Куты и в 15 километрах к северу от Касра ибн Хубайры. Когда Али стал халифом после убийства Усмана в 656 году, он в конечном итоге основал свою столицу в Куфе. Убайдаллах добился через посредников, например, Малика аль-Аштара, амнистии от Али. Но Али всё же его не простил, побудив Убайдаллаха бежать к главному противнику Али во время Первой гражданской войны в Исламенде — Муавии ибн Абу Суфьяну, губернатору Сирии. В недельной битве при Сиффине в 657 году Убайдаллах сражался в рядах Муавии против Али. 22 июля он бросил вызов сыну Али Мухаммеду ибн аль-Ханафийе на поединок, которую Мухаммед принял. Во время полномасштабных боев 27 июля Муавия сделал Убайдаллаха командиром своего элитного отряда (шахбаха). Его отряд присоединился к химьяритским войскам Хомса во главе с Дхул-Кала Самайфа ибн Накура в битве против отряда бакритов. Их объединенные силы первоначально получили преимущество, но тут к бакритам подошло подкрепление. В контратаке бакритов Убайдаллах был убит. После того, как день битвы закончился, его жена Бахрийя обратилась к своим соплеменникам с просьбой передать тело Убайдаллаха, которое она затем похоронила. В честь него поэты сочиняли эллегии. Смерть Убайдаллаха, по причине его происхождения от Умара, нанесла удар по престижу Муавии. Не менее четырех человек из бакритов утверждали, что именно они убили Убайдаллаха и взяли его меч по имени Dhu'l-Wishah («Пояс Владыки Меча»), который он унаследовал от своего отца-халифа. Когда Муавия в конечном итоге одержал победу в гражданской войне и стал халифом в 661 году, он заставил бакритов отдать меч; было установлено, что он во владении племени бакритов у Мухриза ибн Сахсы из Басры. Предполагаемая могила Убайдаллаха находится в углу мечети Халида ибн аль-Валида в Хомсе. |
кадр из сериала "Хасан и Хусейн". Ибн Умар отказывается сражаться против мусульман наотрез: "Я сражался с безбожниками, ещё когда священная мечеть была полна идолов! Как я могу сейчас сражаться с теми, кто говорит: "нет божества кроме Аллаха!"" Абдулла ибн Умар родился в 610 г. (либо 614 г.) в Мекке. Сын Умара ибн аль-Хаттаба и Зайнаб бинт Мадхун. Его полными братьями и сестрами были Хафса (жена Пророка) и Абдулрахман. Его братья по отцовской линии, родившиеся у его мачехи Умм Кульсум бинт Джарвал, были Зайд и Убайдуллах. У него была другая мачеха, Курайба бинт Аби Умайя, но у нее не было своих детей. У молодого Абдуллы остались яркие воспоминания об обращении его отца в ислам. Он вспомнил, как следовал за ним по городу, когда Умар объявил о своем обращении соседям и на ступеньках Каабы. Ибн Умар утверждал: «Хотя я был очень молод в то время, я понимал все, что видел». Его мать Зайнаб тоже стала мусульманкой, а две его мачехи — нет. Семья эмигрировала в Медину в 622 году. Несколько месяцев спустя, когда Мухаммед приговорил пару прелюбодеев к смерти, Ибн Умар был одним из тех, кто бросал камни (8 или 12 лет). Незадолго до битвы при Ухуде в марте 625 года Мухаммед призвал на бой и Ибн Умара, которому тогда было четырнадцать лет, но когда появился Ибн Умар, Мухаммед не позволил ему сражаться. Два года спустя, когда началась Битва у рва, Мухаммед определил, что тот достиг совершеннолетия. Он также был в битве при Аль-Мурайси в 628 году. Сестра Ибн Умара Хафса вышла замуж за Мухаммеда в 625 году. Мухаммед однажды сказал ей: «Абдуллах хороший человек. Я бы хотел, чтобы он молился ночными молитвами». После этого каждую ночь Абдулла много молился и не высыпался. Будучи ещё юношей, Ибн Умар женился на женщине, которую любил, но его отцу она не понравилась и он потребовал, чтобы они развелись. Когда Ибн Умар отказался, его отец пожаловался Пророку. Ибн Умар также сказал об этом Мухаммеду, который сказал: «О, Абдуллах ибн Умар! Разведись со своей женой!» И Ибн Умар подчинился. После того, как его отец стал халифом в 634 году, Ибн Умар женился на Сафии бинт Аби Убайд, и у них было шестеро детей: Абу Бакр, Абу Убайда, Вакид, Умар, Хафса и Савда. У него было несколько других сыновей от Уммул Валады, в том числе Абдулрахман, Салим и Хамза. Ну и наложницы у него тоже были, на одну из которых халиф пожаловался сыну, что она «прогуливалась по городу, одетая в шелк и этим создавала проблемы». Участвовал в завоевательных походах в Северной Африке (648), Табаристане и Хорасане (651), но он остался нейтральным на протяжении всей первой гражданской войны. После трагической гибели халифа Усмана, Ибн Умар признал халифом Али ибн Абу Талиба, отказавшись возглавить Халифат. Во время Первой фитны сохранил нейтралитет и не присоединился ни к одной из сторон, хотя его симпатии были на стороне Али. После прихода к власти Муавии участвовал в осаде Константинополя. Выступал против наместника Омейядов в Ираке аль-Хаджжаджа, отличавшегося своей жестокостью В 656 году он запретил своей сестре Хафсе следовать за Аишей в Битве верблюда. В соответствии с мирным договором, заключенным между Хасаном ибн Али и Муавией, Абдулла ибн Умар вместе с остальными мусульманами согласился принять на себя обязательство по отношению к Муавии. Находясь в Медине во время Второй Фитны 680-х годов, Ибн Умар вместе с Абдаллахом ибн Аз-Зубайром и Ибн Аббасом посоветовал Хусейну ибн Али сделать Мекку своей базой, но Хусейн не последовал этому совету, а выбрал Куфу. Абдуллах ибн Умар умер в Мекке в 693 году в возрасте примерно 80 лет. Якобы, в период хаджа, ему было нанесено смертельное ранение. Вероятно заговорщика подослал аль-Хаджадж. Абдуллах ибн Умар был вторым наиболее плодотворным рассказчиком хадисов, в общей сложности 2630 штук. Он был чрезвычайно аккуратен в том, что рассказывал, и рассказывал "с глазами, полными слез". Он имеет положительную репутацию среди мусульман-суннитов. Якобы, ему неоднократно предлагалось встать на защиту халифата, но он всегда держался в стороне от партийной борьбы и все эти годы вел бескорыстную, благочестивую жизнь. |
Год рождения точно неизвестен, примерно 590-й. В 639 году становится первенствующим князем объединённой Армении и остается таковым до 643 года. В 641 году армянский католикос Нерсес III обращается к византийскому императору Константу II с просьбой официально признать власть Теодороса Рштуни. Император назначает Теодороса спарапетом Армении и отправляет ему на помощь против арабов византийского полководца Прокопия с войском. В 643 году происходит конфликт между Теодоросом Рштуни и Прокопием, в результате войско делится на две части. Чуть позднее Теодорос Рштуни одерживает победу над арабами, а византийцы терпят поражение. Византийцы организовали заговор, в результате которого Теодорос Рштуни был арестован и отправлен в Константинополь. В 646 году Теодорос Рштуни вновь становится ишханом (первенствующем князем) Армении и остается таковым до 653 года. В 650 году начинается новое вторжение арабов в Армению. Арабские отряды опустошили Васпуракан и Айрарат. Но вскоре Теодорос Рштуни одержал значительную победу над арабами в Васпуракане. В 652 году Рштуни признал зависимость от арабского халифата, взамен получив от арабов пост верховного правителя Армении. Феодальная междоусобица, вспыхнувшая в Армении, послужила поводом для нового вторжения арабских войск в Армению в 654 году. Теодорос был пленен и с 2 тысячами заложниками отправлен в Халифат и умер в Дамаске в 658 году. Армению возглавил его зять. У него была дочь Роза Рштуни |
Биографических материалов о нём не сохранилось. Из некоторых замечаний в «Истории» видно, что он путешествовал, побывал в Междуречье, где у учеников Марабаса приобрел книгу последнего; при дворе персидского царя Хосрова он встретился с послами из Китая. Поскольку «История» кончается 661 г., а Себеос до 628 г. находился при дворе Хосрова Парвиза (590-628) то, следовательно, он должен был родиться где-то в конце VI века, а «Историю» написал, когда ему было около 70 лет. История Себеоса содержит подробное описание периода господства в Армении Сасанидов вплоть до её завоевания арабами в 661 году. В книге описаны византийско-сасанидские войны, во время которых большая часть Армении переходит к Византии. Себеос подробно описывает длительную войну, которую после убийства императора Маврикия (582-602) вёл против Византии сасанидский шахиншах Хосров II Парвиз (590-628). Персы тогда дошли до Константинополя, однако при императоре Ираклии I (610-641) византийские войска начали контрнаступление и захватили столицу Сасанидов — Ктесифон, после чего между обоими государствами был заключен мирный договор. В последних главах своего сочинения Себеос повествует о том, как арабы вышли на историческую арену, подчинили власти Халифата Иран, Месопотамию, Палестину, Сирию, Армению, о том, как в арабских войсках начинаются смуты, которые пресёк халиф Муавия. В «Истории императора Иракла» описаны ирано-византийские войны VII века, походы арабов, внутреннее положение Армении и т. п. В этом сочинении сохранились также 2 части, в которых изложены легендарный период истории Армении и её история в I-V столетии. Эти части, известные под названием «Начальная история Анонима», по мнению некоторых исследователей, не имеют отношения к «Истории» Себеоса, а принадлежит историку Map Абас Катине. Впервые книга Себеоса была издана в 1851 году в Константинополе. |