9 мая 1926 года Ричард Берд-мл. и Флойд Беннетт вылетили со Шпицбергена к Северному полюсу на самолёте "Жозефина Форд"* и вернулись через 15 часов 30 минут. Главная цель - опередить полёт дирижабля «Норвегия»
*подарен Эдселем Фордом Бэрду, назван в честь его трехлетней дочери Жозефины Клэй Форд"
11 мая 1926 года начался первый трансарктический перелёт на дирижабле «Норвегия» со Шпицбергена на Аляску через Северный полюс. Экспедицией руководили норвежец Руаль Амундсен и американец Линкольн Элсуорт. Капитаном корабля стал итальянец Умберто Нобиле. 12 мая дирижабль достиг Северного полюса и был там 2,5 часа. Линкольн Элсуорт сбросил с дирижабля «Норвегия» на Северный полюс норвежский, итальянский и американский флаги.Вообще-то дирижабль сделан в Италии и имел вначале название «Италия». После серии испытательных полётов N-1 (с марта 1924 года) в марте 1926 года был передан экспедиции и 29 марта переименован в Norge. 10 апреля под командованием Нобиле дирижабль вылетел из Рима в Пулхэм (Англия), затем в Экберг (Норвегия) и, сделав дополнительные остановки в Гатчине (СССР) и Вадсё (Норвегия), отправился на Шпицберген, куда прибыл 7 мая. Оттуда 11 мая в 8:50 по Гринвичу дирижабль стартовал к Северному полюсу и достиг его в 13:30 12 мая. Экипаж провел над полюсом 2,5 часа, обследовал территорию с воздуха, а затем дирижабль направился на Теллер (Аляска, США), где и приземлился 2 дня спустя. Там он был разобран и на транспортном судне доставлен обратно в Италию.
9 мая участники экспедиции узнали, что американцы Ричард Бэрд и Флойд Беннет опередили их, достигнув Северного полюса на самолёте и, конечно, огорчились. Но перелёт через Арктику они сделали первыми
Хьюго Гернсбек родился в 1884 году в столице Люксембурга, городе Люксембург в богатой еврейской семье оптового виноторговца. Фамилия его тогда была Гернсбахер. Получил прекрасное образование и английский знал, как родной. В раннем детстве увлекшись электричеством, даже зарабатывал на установке дверных электрических звонков. Забавно, что он получил заказ на установку электрической сигнализации в женском монастыре. Согласно его уставу, мужчины не могли войти в монастырь. Мужчинами считались достигшие 13 лет. Хьюго было 12, он устанавливал систему, но не успел, ему стукнуло 13 и только специальное разрешение Папы Римского дало возможность ему закончить работу.
Освоил специальность инженера-электрика в Германии. В феврале 1904 года, имея менее 200 долларов, эмигрировал в США, сменил фамилию, в Нью-Йорке открыл компанию по импорту в США дефицитных электрических комплектующих. Спустя год его фирма первая в мире начала производить и продавать первые домашние приёмопередатчики на морзянке. Еще не было слов "радио", "радиоприёмник" и т.п, только "устройства беспроводной связи". Сообщение о продаже этого товара появилась в номере «Scientific American» от 25 ноября 1905 года, явившись первой в мире рекламой радиоустройства для широкой аудитории. Гернсбек успешно запатентовал особый тип сухого электрического аккумулятора. Начиная с 1909 года он стал просветителем в области техники, создавая целые общества по распространению технических знаний. Радиоустройства ещё стоили тысячи долларов и, когда Гернсбек начал продавать их по 8$ 50c, его едва не арестовали за мошенничество. Чтобы больше продавать, надо искоренять техническое невежество. И в 1908 году он основывает первый в мире научно-популярный журнал для радиолюбителей «Modern Electrics». К 1911 году журнал издавался фантастическим тиражом 100 000 экземпляров и продавался во многих странах. Именно в этом журнале, среди схем и технической информации Гернсбек в апреле 1911 начинает печатать повесть "Ральф 124С 41+" - и публикация ее продолжается из номера в номер целых двенадцать месяцев, вплоть до марта 1912 года. Насыщенная техническими прогнозами, в литературном плане повесть была слабовата. Просто в журнале осталось несколько пустых полос и нечем было их заполнить. Редактор сел и быстро настучал на машинке свои соображения о техническом прогрессе. Какие уж тут претензии к литературному стилю... Его повествование можно было бы смело назвать даже убогим, если бы не могучая фантазия автора и его религиозная вера в науку. Он описал предельно технозависимое общество. В этом романе, задуманном им разве что ради популяризации научных перспектив и технических нововведений, а потому примитивном с точки зрения литературы, было описано огромное количество научных и технических изобретений будущего в области автоматизации, климатологии, коммуникаций, космических полетов, транспорта и даже криминологии.
В 1915 году Гернсбек впервые употребил в журнале в значении «научная фантастика» термин «scientifiction», сокращённо знаменитое SF. В «Modern Electrics», который сначала сменил название на «Электрический экспериментатор», а затем на «Науку и изобретательство», Хьюго Гернсбек печатал немало фантастических рассказов, а августовский выпуск 1923 году почти полностью был отдан фантастике. После этого он объявил подписку на специальное периодическое издание под названием «Scientificfiction», но из-за финансовых проблем первый номер этого нового журнала вышел только в апреле 1926 года и назывался он «Amazing Stories». Это было главное дело в жизни Гернсбека - создание самого первого в мире журнала SF. Но мир вошёл в Великий кризис, Гернсбек создавал новые журналы, а они банкротились. Сотни номеров журналов с великолепными иллюстрациями и вполне приличной фантастикой - именно они привлекли в техники и в космонавтику в частности целую армию энтузиастов.
Хьюго Гернсбек был трижды женат, до конца своей долгой жизни продолжал заниматься изобретательством, получив в общей сложности около 80 патентов, основав около 60 разнообразных журналов, и скончался в Нью-Йорке в госпитале Рузвельта 19 августа 1967 года в возрасте 83 лет. До конца религиозно верящий в науку, он свое тело завещал медицинскому колледжу в Корнелле.

Вилли Лей Отто Оскар родился в 1906 году в Берлине, был сыном бродячего торговца и дочки лютеранского понамаря. Родителей почти не видел, вырос в Берлине под опёкой двух тёток. Когда началась 1-я мировая война, его отец был в Англии, там интернирован и до конца войны сидел в лагере для интернированных на острове Мэн. А мать работала модисткой в Германии, но далеко от Берлина. Невдалеке был музей и вырос он патологическим исследователем "всего". Книга Оберта «Ракета в межпланетное пространство» его потрясла. Он сел переписывать эту техническую книгу простыми словами. Ему было 19 лет. Он также начал переписку со всеми известными энтузиастами ракетостроения в Европе, в том числе и с Обертом. Лей опубликовал книгу Die Fahrt ins Weltall ("Путешествие в космическом пространстве") в 1926 году и стал одним из первых членов любительского общества ракетостроителей VfR. В 1927 году он написал сотни коротких статей о ракетах для немецких и иностранных газет. Благодаря ему появился фильм "Женщина на Луне". В 1929 году был избран вице-президентом Общества, а фактически - активным президентом. Именно благодаря энергии Лея поехали и ракетные автомобили Валье-Опеля и Ланг пригласил Оберта делать ракету для фильма "Женщина на Луне". Однако VfR развалилась, Лей начал писать статьи по зоологии, работал клерком в Берлинском банке. Лей был в ужасе от национал-социализма. В январе 1935 года он воспользовался отпуском и бежал из Германии в Англию, а в конечном итоге в Соединенные Штаты. Чудовищно много публиковался, занимался моделями ракетопланов. Классик науч-попа. Написал два десятка научно-популярных книг о космических исследованиях и о жизни животных. Умер 24.06.1969 от инфаркта в возрасте 62 года за 3 недели до первой высадки на Луну.
Впервые в мире ракета с ЖРД отправляется в полёт. Шесть лет прошло с того года, как газетчики спровоцировали Первую эпидемию. И Роберт Годдард всё это время создавал вот эту игрушку. Ракета не могла оторваться от стенда 20 секунд, пока не сожгла много топлива. И прожгла сопло. А летела всего 2,5 сек со скоростью 60 миль/час. Первые рекорды... И до 1936 года энтузиасты-межпланетники не знали ничего про этот пуск. Никто, даже в Америке. И начинали всё с нуляГоддард не был тщеславен, да и не мог афишировать свои работы. Запись в дневнике: 16 марта. Уехали в Обурн с м-ром Заксом утром. Ракета взлетела в 2 ч 30 мин. Она поднялась на 41 фут и улетела на расстояние 184 фута за 2,5 с, после чего нижняя половина сопла прогорела. Части ракеты принесли в лабораторию. Вечером читали «Механику» и «Физику воздуха» и записывали результаты эксперимента.
17 марта. Вчера на ферме тетушки Эффи в Обурне был осуществлен полет первой ракеты на жидком топливе... Когда она взлетела без какого-либо значительного шума и пламени, это показалось нам почти волшебством. Как будто бы она сказала: "Я простояла здесь достаточно долго и, если вы не возражаете, отправлюсь куда-нибудь в другое место". Эстер заметила, что когда ракета стартовала, она была похожа на сказочную фею или на прекрасного танцора"...

Такая была 4 мая 1926 года. Сильно переделанная. Возможно это фото для сообщения своим спонсорам, в Смитсонновский институт, которое Годдард отослал 5 мая 1926 года. Но там сообщение опубликовали только через 10 лет
Даниэль Гуггенхайм родился в 1856-м в Филадельфии. Сын американского предпринимателя и филантропа еврейского происхождения Мейера и Барбары Гуггенхаймов. Молодым человеком был отправлен в Швейцарию изучать швейцарский кружевной бизнес и вышивку и служить торговым агентом для предприятий своего отца. Открытие в 1881 году высокосортной серебряно-свинцовой руды на рудниках Гуггенхайма в Ледвилле, штат Колорадо, стало основой для состояния Гуггенхайма в горнодобывающей промышленности.
В 1884 году Даниэль вернулся в США, чтобы помочь управлять семейным горнодобывающим и металлургическим бизнесом. Один из организаторов семейных предприятий в горнодобывающей и металлургической отраслях в Мексике, к 1895 году прибыль от их деятельности достигала 1 миллиона долларов в год.
В 1891 году Мейер Гуггенхайм объединил около десяти горнодобывающих предприятий семьи в Colorado Smelting and Refining Company. Затем семья Гуггенхайма вступила в длительную борьбу с Американской металлургической и нефтеперерабатывающей компанией (ASARCO), поддерживаемой семьей Рокфеллеров, и к 1901 году Гуггенхаймы приобрели контроль над ASARCO. В течение следующих трёх десятилетий Гуггенхаймы играли доминирующую роль в мировой горнодобывающей промышленности. Даниэль был назначен председателем правления ASARCO и руководил делом до 1919 года. К 1918 году состояние Гуггенхаймов оценивалось в 250—300 миллионов долларов, что делало их одними из самых богатых людей в мире.
После семейных разногласий и неудач в бизнесе Даниэль ушёл на пенсию в 1923 году.
Оставив бизнес он занялся меценатством в области авиации. На выделенные им финансовые средства был создан фонд, сыгравший определяющую роль в создании американских отраслей авиа- и ракетостроения.
Дэниел Гуггенхайм и его сын Гарри Гуггенхайм (авиатор) основали Фонд Дэниела Гуггенхайма по содействию аэронавтике 16 июня 1926 года. В период с 1926 по 1930 год фонд выделил 3 миллиона долларов, предоставив гранты, которые помогли основать школы или исследовательские центры в Калифорнийском технологическом институте, Технологическом институте Джорджии, Гарвардском университете, Массачусетском технологическом институте, Нью-Йоркском университете, Северо-Западном университете, Стэнфордском университете, Сиракузском университете, Университете Акрона, Мичиганском университете и Вашингтонском университете. В 1927 году был объявлен главный приз в размере 100 000 долларов США и пять призов по 10 000 долларов США в «Конкурсе безопасных самолетов Гуггенхайма». Из 15 представленных самолётов только два, американский Curtiss Tanager и британский Handley Page Gugnunc, соответствовали требованиям. Curtiss Tanager был признан победителем.
22 июля 1884 года Даниэль женился на Флоренс Шлосс; у них было трое детей: Мейер Роберт Гуггенхайм (посол США в Португалии); Гарри Франк Гуггенхайм; и Глэдис Элеонора Гуггенхайм Штраус.
Гарри Фрэнк Гуггенхайм родился в 1890-м в Лонг-Бранч, штат Нью-Джерси. Он был вторым сыном Флоренс и Дэниела Гуггенхаймов. Его отец, который взял на себя управление семейными предприятиями Гуггенхайм после смерти своего деда в 1905 году, а его мать была соучредителем и президентом Фонда Гуггенхайма, а также казначеем Женского национального республиканского клуба с момента его создания в 1921 году по 1938 год (это другой Фонд Гуггенхайма, который построил несколько великих музеев изобразительного искусства в Толедо и др. городах Европы)
В 1907 году он окончил среднюю школу Колумбии в Манхэттене, а затем поступил в Шеффилдскую научную школу Йельского университета. Позже он отработал три года учеником в Американской компании в Мексике. Компания принадлежала семье Гуггенхайм. Он возобновил свое образование в 1910 году в английском колледже Пембрук при Кембриджском университете, где получил степени бакалавра и магистра в 1913 году.
В 1917 году он купил летающую лодку Curtiss и переехал в Манхассет, штат Нью-Йорк . В сентябре 1917 года он присоединился к резерву ВМС США и служил за границей во Франции, Англии и Италии в качестве члена Первого Йельского подразделения во время Первой мировой войны.
Он стал директором, а позднее президентом Фонда Гуггенхаймов. Он спонсировал частное исследование Роберта Х. Годдарда в области ракетной техники. Он предоставил средства на создание первой Школы аэронавтики Гуггенхайма в Нью-Йоркском университете в 1925 году. Год спустя Гуггенхайм стал президентом Фонда Дэниела Гуггенхайма по содействию аэронавтике. Он создал практику метеорологической сводки для пассажирских самолетов.
Во Вторую мировую войну он был отозван на действительную службу в ВМС и служил в южной части Тихого океана в качестве хвостового стрелка на торпедоносце. К концу войны Гуггенхайм дослужился до звания капитана.
Гуггенхайм был послом США на Кубе с 1929 года до своей отставки в 1933 году. Согласно его некрологу, «большую часть времени в этот период он посвятил тому, чтобы убедить кубинского диктатора-президента генерала Херардо Мачадо «не убивать слишком много его политических врагов».
В 1929 году президент Герберт Гувер назначил Гуггенхайма на должность в Национальном консультативном комитете по аэронавтике, которую он занимал до 1938 года. В 1948 году, будучи президентом Фонда Дэниела и Флоренс Гуггенхайм , он продолжил поддерживать прогресс авиации США, когда помог организовать Центр реактивного движения в Калифорнийском технологическом институте и Лаборатории Гуггенхайма по наукам о движении в космосе в Принстонском университете.
А ещё был участником основания Ассоциации скачек Нью-Йорка. С 1929 года он был крупным владельцем и заводчиком чистокровных скаковых лошадей. Его конюшня Cain Hoy была знаменитой, а лошадь Ack Ack была названа Лошадью года в Америке в 1971 году (выиграла 7 скачек подряд!) и внесена в Зал славы (для лошадей)
Вместе со своей третьей женой Алисией Паттерсон основал газету Newsday в 1940 году. Тираж Newsday достиг 450 000 экземпляров, и в 1954 году газета получила Пулитцеровскую премию.
Он умер в 1971-м.

Конец декабря 1926 года. Газетчики, разочаровавшись в Годдарде, нашли нового ракетчика, который запустит на Луну ракету в самом ближайшем будущем. Австриец Франц Гефт. Модель ракеты уже на столе.
Гефт родился 5 апреля 1882 года в Вене. В юности, начитавшись Жюль Верна, первым предложил электромагнитную пушку. Едва кончив гимназию, добровольно отправился служить драгуном в армию, откуда его списали из-за плохого зрения, пришлось идти в науку. Межпланетными полётами интересовался давно, но брёл по неверному пути - был сторонником эфира. Когда Оберт учудил 2-ю Ракетную революцию, мгновенно оценил и уже в сентябре 1924-го на съезде естествоиспытателей в Инсбруке фон Гефт изложил свою программу: начать конструирование ракет, способных поднять полезный груз регистрирующих приборов весом в 500 - 800 кг на высоту от 100 до 200 км. Он был первым, кто заявил о необходимости подробного картографирования Солнечной системы на самом первом этапе ее освоения. Осенью 1926 года фон Гефт организовал в Вене Научное общество для изучения больших высот ("Wissenschaftliche Gesellschaft Fyr Hohenforschung"), поставившее себе целью практическое осуществление намеченной им программы. В статье «Завоевание Вселенной» («Dir Eroberung des Weltalls»), опубликованной в 1928 году, он дал описание предполагаемых им опытов с ракетами разных типов под общим обозначением «RH» (от «Rakete-Haft» - «Ракетная сцепка»). «RH VIII» (вес - 12000 т) должна развить скорость 27,6 км/с и достигнуть Луны, Марса и Венеры или даже покинуть нашу Солнечную систему. «RH VIII» он предполагал строить на космической станции из-за слишком большого веса. А еще Гефт предусмотрел возможность многократного использования разгонных ракет. По его проекту, в головной части каждой из них должна быть устроена кабина с пилотом, который осуществит плавный спуск и приводнение отработавшей свою часть траектории ракеты. В 1930 австрийское общество распалось, в 1938 Австрия была присоединена к Германии. Умер в 1954 в Линце в возрасте 72 лет.
↓ В 1919 году Атлантику перелетели на самолёте, завоевав приз. Но наиболее востребованная трасса была Париж - Нью-Йорк. И бизнесмен Реймонд Ортейг (позже его назовут "убийцей лётчиков") в том же 1919 году учредил приз в 25 000 долларов за трансатлантический перелёт между Нью-Йорком и Парижем (в любую сторону). Это было вдвое дальше, причём, очевидно, что в Париже должен быть не гидросамолёт. Только в 1926 году решил попытать счастья французский лётчик Рене Фонк. Он обратился в фирму Игоря Сикорского, которая по его заказу переделала свой двухмоторный пассажирский самолёт S-35 в трёхмоторный. Экипаж - 4 человека. И был самолёт вот такой:
А Рене Фонк, лучший ас союзников Мировой Войны (75 подтверждённых и полсотни неподтверждённых побед) был вот такой:
20 сентября 1926 года самолёт стартовал из Нью-Йорка. Фонк собирался лететь с комфортом - взял кровать, вино, деликатесы - для ужина в Париже. Перегруженный самолёт не смог взлететь, в конце ВВП сломал шасси и загорелся. Радист и механик погибли, Фонк и второй пилот спаслись. Фонк заказал новый самолёт - S-37. Самолёт был построен весной 1927 года и даже получил имя Ville de Paris, но Линдберг забрал приз, Фонк от полёта отказался, самолёт переделали в коммерческий авиалайнер, потом продали Аргентине и он, кстати, первым пересёк Анды.
После нескольких испытаний, показавших, что модель слишком мала для усовершенствований, Годдард решил построить ракету в двадцать раз больше. В 1926 году была построена новая башня, а также были разработаны регуляторы расхода, многократный впрыск жидкости в большие камеры сгорания, средства измерения давления и подъемной силы, электрический воспламенитель и поворотный круг для вращения. 18 января 1927 года Годдард установил эту большую модель (в 20 раз больше предыдущих) в пусковой станок. Но в течении нескольких месяцев все попытки её запустить были неудачны.
Издавать журнал чисто по ракетной тематике первыми начали немцы. Если точнее - Немецкое ракетное общество (VfR). Журнал назывался «Die Rakete» (Ракета). Журнал выходил непрерывно с 1927 по 1929 г. Основал его и был редактором Иоганнес Винклер. В январе 1927 он начал издавать Немецкую молодежную газету (Deutsche jugendliche Zeitung), но был это ежемесячный журнальчик и печаталось там про ракетные дела, хотя и не только это

В то время, когда все и даже все Пионеры космонавтики грезили полётами на Луну, в журнале печатались интересные теоретические работы, а на обложке рисовался ИСЗ - как неминуемый первый шаг. Журнал просуществовал чуть более двух лет - Винклер ушёл к Юнкерсу делать ЖРД для самолётов и финансовые проблемы журнал добили
Пожалуй, уникальный случай, когда ярый гонитель космонавтики добился противоположного эффекта. Ханс Лоренц родился в 1865-м в Вильсдруффе (Саксония). С 1894-го - доктор наук, механик, инженер. С 1915 по 1934 год - ректор престижнейшего университета в Данциге. В 1933-м поддержал петицию немецких профессоров о признании Гитлера лидером нации. Умер в 1940-м, на свежем воздухе, в Тироле, не узнав, что тот натворил. Написал 130 научных работ. Его разносторонние исследования касались термодинамики, механики жидкости, теории упругости и динамики в астрономии и характеризуются превосходном мастерством как математика. Издавался он и на русском языке. Воспитал плеяду замечательных учеников. Он по своему отреагировал на ракетную революцию. Ракетно-космические дела в Германии в 1927 году стремительно набирали темп. И тут они подверглись, по выражению Вилли Лея, "неистовому нападению" из Данцига. В отличие от многих профессоров своего времени, доказывавших, что ракета не может летать в вакууме, он знал - может. Тем не менее он опубликовал статью в важном журнале, где просто и ясно посредством математики уничтожил, казалось бы, саму мысль о космических путешествиях. Для начала он раздавил жюль-верновскую пушку, как муху. Циолковский, Оберт и многие другие доказывали невозможность тоже, но через ужасные перегрузки и прочие детали, в связи с чем предлагали удлинить ствол пушки на сотни миль или вывести его в безвоздушное пространство, откачав воздух. Лоренц сообщил, что всё это химера - нет в природе никаких веществ, способных расширяться с космической скоростью. Даже в треть её. Потом он взялся за ракеты. Он вывел формулу Циолковского (не зная о Циолковском) и использовал её же против ракетчиков. Определив, что запас пороха должен превышать сухой вес в 2000 раз, а при самом идеальном топливе (кислород+водород) в 34 раза, он утверждал, что такую ракету построить нельзя. 97% топлива! А вернуть ракету можно только ракетным путём (иначе сгорит) и тогда топлива нужно 99,9%, что вообще немыслимо. Многоступенчатые ракеты ничуть не поколебали его взгляды. Он представил дополнительный вес оболочек, соединений, всякой автоматики только отрицательным фактом (и для своего времени был прав!). Его выводы и таблицы были безупречны. Он ещё из милости не стал учитывать потери на управление и на сопротивление воздуха! Сам Рынин признал его выкладки верными и опубликовал в своей энциклопедии полностью, лишь выкинув последние фразы о том, что космические полёты невозможны. Оберт пытался опровергнуть доводы - его статьи не принимали ("Будет ещё молодёжь поучать наших профессоров!"). Но нашлись люди, которые смогли организовать встречу Оберта и Лоренца в Сопоте, близ Данцига. Знаменитая "Битва формул"! Лоренц блестяще разгромил надежды междупланетчиков, сказав длинную речь. Оберт сказал кратко - отношение не 1:34, а 1:20 и если профессор не может представить алюминиевого котелка, в который можно налить воды в 20 раз больше его пустого веса, то он не может ничего поделать. И Лоренц больше не заикался о ракетах. Что Лоренц сделал для космонавтики? Он проиграл. А Оберт победил. Вместе с ним победила ракетная революция, надежда на фантастические путешествия привлекла новых энтузиастов. Битва формул закончилась в нашу пользу.
Шершевский Александр Борисович родился в богатой еврейской семье 22 октября 1894 в Петербурге. Увлекся авиамоделизмом. В 1913 поступил в Петербургский политехнический институт для изучения машиностроения. Мечтал стать лётчиком, даже учился на курсах пилотов, но был отчислен из-за плохого зрения. В 1915 добровольцем ушел в армию, потом освобожден от службы опять же из-за зрения. До 1918 работал в Петрограде на авиационном заводе Лебедева. В 1919 году уехал в Германию, чтобы учиться в Берлинском техническом университете. Его преподавателями были разные знаменитости, вероятно, даже Альберт Эйнштейн, Макс Планк и другие. В нищую Россию возвращаться не захотел. Где брал деньги - неизвестно. Статус его, по выражению Вилли Лея, "большевик временно в изгнании". Он читал труды Циолковского с 1911 года и был первым человеком, который рассказал о нём немецкой аудитории во время публичной лекции в Берлине 16 апреля 1920 года. С 1921 переписывался с Циолковским. Работал в патентном ведомстве Берлина, на авиазаводе Рорбаха в течение нескольких лет. Работал также над составлением российских разделов для семитомного немецкого словаря авиации. Первая же статья Шершевского, посвященная космическому полету, сразу рассматривает притязания на приоритет Циолковского во многих концепциях космического полета, но так как статья появилась в русской эмигрантской газете, это, вероятно, не привлекло внимания.
Писал он также о работах немецких пионеров-ракетостроителей, писал о книгах Рынина, это он сделал известным мифотворца Педро Паулетта, активно выступив в его защиту, это он, якобы, в феврале 1912 слушал в Петербурге лекцию Эсно-Пельтри, в который тот рассуждал о ракетах (он один это сообщает, более никто, ни одна газета, ни одного слушателя, но память у Шершевского была необыкновенной, так что всё возможно).
Также он сообщал в Германии о работах и жизни Циолковского, нередко пользуясь просто слухами. Так, однажды он сообщил, что ученый собирался "построить ракету в Москве на 11 человек", а в 1921 году не менее чем две газеты напечатали сообщение от Шершевского, что Циолковский... умер.
Благодаря Шершевскому Циолковский обрёл в Европе адресатов и активно пытался распространять свои работы за границу. Между 1922 и 1934 годами он послал по крайней мере восемьдесят экземпляров (тридцати четыре различные монографии) минимум восемнадцати немецких адресатам.
Шершевский написал немало статей, но книгу издал только одну - «Ракета для путешествий и полетов. Введение в ракетные проблемы». (A. B. Scherschevsky, Die Rakete fur Fahrt und Flug. Eine allgemeinverstandliche Einfuhrung in das Raketenproblem). Вышла в 1929-м. Она была подвергнута критике за отсутствие исторической точности, особенно Вилли Леем, он едко насмехался над якобы встречей Циолковского, Роберта Эсно-Пельтри и русского царя.
В 1929 году имя Шершевского пришло в голову Герману Оберту, когда он искал помощников, чтобы построить ракету на жидком топливе для запуска на премьере фантастического фильма Фрица Ланга "Женщина на Луне ". Хотя Оберту было известно о Шершевском с 1926 года, когда он, наконец, встретился с ним лично, он был потрясён.
Оберт писал про него: "самый ленивый человек, который когда-либо встречал" и "русский эмигрант ... который жил ... полностью в грязи. В буквальном смысле. У меня сложилось впечатление, что, если его прислонить к стене, он к ней прилипнет. И в голове у него энергии и жизнерадостности не осталось, только совершенно непродуктивной юмор висельника"
Однако Оберт нанял Шершевского вместе с Рудольфом Небелем на зарплату 6000 марок каждому, но вскоре он сожалел о решении. Их дилетантские эксперименты привели к взрыву, от которого Оберт почти ослеп на один глаз. Решив, что таланты его российского ассистента лежат в области писательства, Оберт поручил ему работу корректуры нового издания своей классической книги, "Die Rakete zu den Planetenraumen". Оказалось, Шершевский испортил даже это, потому что там оказалась тьма ошибок (Борис Раушенбах, переводивший книгу Оберта на русский в 1947-м, был потрясён - свыше ста ошибок, многие формулы неправильны, при встрече Оберт объяснил, в чём дело. Оберт верил Шершевскому, просто-напросто подписывал страницы и отсылал их издателю, не читая их). Оберт уволил Шершевского, придав своему решению точную словесную формулировку: «То, что Вы фактически у меня совершенно не работаете, я хочу оформить официально». Позже он опасался, что это будет рассматриваться как антисемитизм. Шершевский не скрывал своих связей с советским посольством. Татьяна Желнина недавно доказала, что Шершевский имел более тесные связи с советским посольством в Берлине, чем считал Оберт, он передал 32 сообщения о немецком ракетостроении в период с ноября 1929 по июль 1931 г., в том числе подробнейшие чертежи "Кегельдюзе", но его советская копия (ОРМ-15) никогда не была создана.
Борис Раушенбах тоже встречался с Шершевским в 30-е годы: "... и должен сказать, что это был человек поразительно сочетавший начитанность с каким-то невероятным стремлением к безделью и патологической ленью. Возможно, что это было особенностью его психики. Бывают люди с очень хорошей памятью при полном отсутствии творческих способностей. Спрашивая Шершевского о чем-либо связанном с авиацией, можно было всегда получить точную справку о том, в каком журнале (он указывал и год и номер журнала) и кем написана статья на эту тему. Но получить от него даже малейший комментарий к содержанию статьи или книги было невозможно. Его лень имела, вероятно, в своей основе эту полную неспособность к творческой деятельности. Ему абсолютно ничего нельзя было поручить; где бы он формально ни работал, он всегда ничего не делал".
Советские агенты уговорили Шершевского вернуться в СССР весной 1932 г. НКВД рекомендовал возвращение эмигрантов на работу в Ленинградскую ГДЛ, где работал Глушко, но тот (если верить написанному в биографии) подозревал, что Шершевский был "стукач". О чём он и написал в НКВД, возражая против такого сотрудника. Жил Шершевский в 1932-м совершенно роскошно, а на работе спал.
Когда ГДЛ Ленинграда и ГИРД Москвы объединились в 1933 году и переехали в столицу под прямой контроль правительства, Шершевский не был приглашен. Он был вынужден отказаться от своего роскошного образа жизни и переехал в одну комнату в коммуналку. Несмотря на то, что он получил работу в каком-то техникуме Ленинграда, он вскоре был вынужден работать в местной библиотеке, чтобы свести концы с концами. Жил в Ленинграде, 15-я линия, д.16, кв. 15.
7 октября 1936 года он был в библиотеке с другом, они оба были арестованы НКВД. Целью ареста был его друг, но когда чекисты узнали, кем был Шершевский, они были рады доложить, что поймали "немецкого шпиона". Во время допроса он признался, что "переводил для заграницы" отрывки книги 1935 года Лангемака и Валентина Глушко "Ракеты их устройство и применение" и был обвинен в «антисоветской деятельности».
22 марта 1937 года Шершевскому был вынесен смертный приговор по статье 58-1 и его личные документы были конфискованы НКВД. Есть мнения, что Шершевский на самом деле был двойной агент и шпионил за немецкими ракетными пионерами в Берлине и за ГДЛ в Ленинграде. 28 мая 1937 г. Шершевского привели в подвал главного здания Ленинградского НКВД и казнили стандартно - одним выстрелом в затылок. Ему было 43 года. Родственники не узнали о расстреле.
Лететь через Атлантику зимой - полное безумие в то время. Поэтому соискателям приза Ортейга пришлось ждать весны
Знаменитый американский полярный пилот Ричард Бэрд выбрал для полёта в Париж Fokker F VII/C-2. Экипаж - 4 человека. За штурвалом был лично Антон Фоккер, перебравшийся из Германии в США. Спонсоры целиком арендовали аэродром Рузвельта в Нью-Йорке.16 апреля 1927 года испытание полностью готового самолёта закончился аварией. Самолет перевернулся через нос при посадке. Никто не погиб, хотя серьезные травмы были. Бэрд травмировался тоже, а Фоккер не получил ни царапины. Но перелёт был отложен.
Миллионер Чарльз Альберт Левин купил уникальный одномоторный моноплан Wright-Bellanca WB-2. Привлёк к полёту конструктора самолета, итальянца Джузеппе Белланка, и знаменитых пилотов - Кларенса Чемберлина и Берта Акоста. Они пилотировали самолёт в течении 51 часа нарезая круги над аэродромом Рузвельта, пролетели на 500 миль больше расстояния между Нью-Йорком и Парижем. Но Левин решил заменить опытного Чемберлина на Ллойда Бертро. Начался скандал. Белланка заявил, что запрещает полет без Чемберлина, Акоста ушёл к Бэрду, а Бертро добился судебного запрета на любые полеты от имени Левина, пока тот не перепишет пилотский контракт. Во время демонстрационного полета в честь переименования в «Колумбию», у самолета при посадке сломалась опора шасси и он был разбит
Лейтенант Стэнтон Холл Вустер и лейтенант-коммандер Ноэль Гай Дэвис тоже положили глаз на приз Ортейга. Самолёт K-47 Keystone Pathfinder был готов для полёта из Нью-Йорка в Париж. Но 26 апреля 1927 года на последнем испытании при полной загрузке топливом самолёт на взлёте задел за деревья и разбился. Прямо перед объективами кинокамер. Оба лётчика погибли
8 мая 1927 года из Парижа за призом Ортейга вылетел французский самолёт PL.8. Конструкция его была необычной - шасси сбрасывалось после взлёта. Самолёт планировали посадить на воду в Нью-Йорке перед статуей Свободы. Самолёт имел название - «Белая птица»
Шарль Нунгессер - третий по списку ас Франции (42 победы), неоднократно ранен, неоднократно наказан. Дисциплину не уважал. Франсуа Коли - капитан дальнего плавания, пошёл рядовым в пехоту, списан оттуда после тяжёлого ранения, поэтому выучился на лётчика, неоднократно ранен, в катастрофе потерял глаз, войну кончил командиром эскадрильи.
Они вылетели в 5:18, до Ла-Манша их сопровождали несколько самолётов. И пропали в Атлантике. Их судьба неизвестна до сих пор.
Линдбергу досталась немыслимая слава (его знают почти все). Он не только первым перелетел из Нью-Йорка в Париж, но, в отличие от предыдущих, один. И без радиосвязи. Но при полном ажиотаже СМИ. Да ещё такой молодой и удачливый. Ему действительно повезло - ПЯТЬ команд знаменитостей потерпели неудачи до старта, во время старта или после него. Конкурентов у него не было. Но не было ни денег, ни самолёта. Чудом добыв 13 тыс. долларов, чудом найдя случайно незанятый самолёт и молодого энтузиаста-авиастроителя, он вылетел в абсолютно безбашенный рейс. На самолёте был всего один мотор, на воду он сесть не мог, в целях экономии массы Линдберг отказался от всего - лодки, парашюта, радиостанции, еды... Обрезал даже поля на навигационных картах. Летел вслепую - на носу самолёта громоздился топливный бак, поэтому ему сделали перископ, но он был неудобен и Линдберг просто высовывал голову в боковое окно

Скорее всего, мошенник или просто хвастун. Педро Паулет, перуанец по национальности, написал из Рима 25 августа 1927 года письмо в газету г. Лимы "El Comercio", в котором утверждал, что 30 лет назад он, будучи студентом в Париже, проводил эксперименты с жидкостным ракетным двигателем. Письмо опубликовано 7 октября того же года. С ЖРД в XIX веке не работал никто. Даже проектов не было конкретных, только идеи. Главным защитником Паулета был Шершевский, который в 1929 году написал, что такое могло быть. Да ещё Макс Валье увидел в нём соратника (Валье уже понял, что будущее - за ЖРД). Потом подключились другие защитники. А вот историки, все, как один, не поверили. Никаких фактов, кроме неизвестно когда сделанных рисунков Педро не предоставил. Воспоминания его туманны. Воспоминаний других нет вообще, хотя, судя по описанию, его двигатель должен греметь, как пулемёт. К ракетам он даже не пытался его приспособить. Однако на родине он сразу стал национальным героем и продолжал свои рассказы и пояснения. С другой стороны - быть адептом ЖРД в 1927 году - это уже кое-что. Про пуск Годдарда в 1926-м не знали, до европейских ЖРД оставалось ещё 3 года...
Хоторн Чарльз Грей родился в 1889-м в Паско, штат Вашингтон. Окончил университет Айдахо. Служил офицером Национальной гвардии Айдахо и был зачислен в армию Соединенных Штатов в 1915-м, служа рядовым пехоты в экспедиции Панчо Вилья в 1916 году. 2 июня 1917 года Грей получил звание младшего лейтенанта и переведен в Воздушную службу армии США. Он начал пилотировать воздушные шары в 1921 году, занял третье место в Национальной гонке воздушных шаров 1926 года и второе место в гонке Гордона Беннета в 1926 году.
9 марта 1927 года Грей поднялся на 8,69 км на воздушном шаре, запущенном со Скотт-Филд, но потерял сознание от гипоксии в разреженном воздухе, придя в себя вовремя, чтобы сбросить балласт и замедлить свое падение. 4 мая 1927 года он поднялся на высоту 12 945 метров (мировой рекорд) в открытой гондоле с кислородной маской. При спуске ему пришлось выпрыгнуть с парашютом - спуск был слишком быстрым. Этот рекорд не был признан ФАИ , поскольку Грей в соответствии с правилами ФАИ приземлился отдельно от аппарата (то же самое грозило и Ю.Гагарину). 4 ноября 1927 года он снова идёт на рекорд. Между 30 000 футов (9 100 м) и 34 000 футов (10,4 км) Грей бросил пустой кислородный баллон в качестве балласта, и канистра сломала его радиоантенну, связь с ним прекратилась. Достигнув высоты 40 000 футов (12,2 км), он потерял сознание. Его последняя запись в дневнике гласила: «Небо темно-синее, солнце очень яркое, песка больше нет». На следующий день его труп был найден в корзине с воздушным шаром на дереве недалеко от Спарты, штат Теннесси. Барографы воздушного шара показали, что Грей достиг высоты от 43 000 (13,1 км) до 44 000 футов (13,4 км). Существовали различные теории о причине смерти Грея. Возможно, он случайно порвал кислородный шланг, разрезая мешки с песком. Также возможно, что Грей слишком замерз и устал, чтобы открыть клапан на одном из своих кислородных баллонов, или что внутренности были разорваны из-за снижения давления. Следственная комиссия Скотта Филда пришла к выводу, что он умер, потому что его часы остановились, в результате чего он потерял счет времени и исчерпал запасы кислорода. Это был его 108-й полёт. Рекорд был признан Национальной авиационной ассоциацией , но не Международной авиационной федерацией. Его овдовевшая жена и трое оставшихся сыновей получили страховку армейского авиационного корпуса и 2700 долларов, что эквивалентно шестимесячной зарплате.
|