вернёмся на старт?

Статьи в иностранных журналах, газетах 2012 г (июль - декабрь)


  1. Томас Д. Джонс. Драконий рев (Thomas D. Jones. The Dragon roars) (на англ.) «Aerospace America», том 50, №7 (июль - август), 2012 г., стр. 16-18 в pdf - 311 кб
    «Когда корабли обнаружили Dragon, качающийся на тихоокеанских волнах у Нижней Мексики, шрамы от его путешествия были очевидны. Почерневшая и обгоревшая, исцарапанная парашютным развертыванием, некогда отполированная белая кожа космического корабля была принесена в жертву требованиям выживания. Dragon рвался на части, прорываясь сквозь атмосферу с 230 миль [370 км] или выше, отражая температуру 3000 F [1650 градусов по Цельсию] в битве между теплозащитным щитом и пеклом входа в атмосферу. (...) Когда Dragon благополучно проскользнул в Тихий океан и команды спасения подняли капсулу и ее возвращенный груз на ожидающую баржу, команда SpaceX могла отметить замечательное достижение: 31 мая 2012 года взлёт и возващение ознаменовали завершение почти идеального рейса на МКС, отметив длинный список достижений. Полет на Dragon C2 + был третьим успешным запуском ракеты-носителя Falcon 9 компании (...) Полет COTS 3 [Коммерческая орбитальная транспортная система] должен был отработать безопасный подход к МКС, а затем КК был остановлен в непосредственной близости прямо под станцией. Оказавшись в сабилизированном положении, всего в 10 м ниже МКС, Dragon продемонстрировал режим свободного дрейфа (отключение двигателей) и ожидал захвата экипажем станции. После стоянки перевалка грузов будет продолжаться в течение недели, после чего последует отделение, возвращение и восстановление. (...) Многие космические наблюдатели и специалисты по политике скептически относились к тому, что SpaceX может осуществить эту амбициозную программу в одной миссии. (...) Успех «Дракона» широко воспринимается как стимул к выполнению НАСА решающего сдвига в политике администрации Обамы на 2010 год, который отменил правительственный план транспортировки экипажа «Арес I» и «Орион» для МКС и заменил его частной контрактной перевозкой. (...) Программа развития коммерческой команды НАСА (CCDev) финансирует несколько других конкурентов SpaceX в стратегии по созданию экономичного и безопасного транспорта для экипажа. Такими компаниями являются Blue Origin, Boeing и Sierra Nevada. НАСА прогнозирует, что, согласно текущим предположениям о финансировании, первые астронавты могут полететь на частном транспортном средстве к станции в 2017 году. (...) У меня мало сомнений, основываясь на успехе SpaceX и продолжающемся прогрессе других партнеров CCDev, что частные фирмы будут решать технические задачи орбитального полета. (...) Однако я беспокоюсь о том, сколько времени понадобится агентству, чтобы реализовать возможность перевозки частного экипажа. Мы будем зависеть от России, чтобы удовлетворить потребности нашего экипажа в перевозках как минимум еще на пять лет ".
  2. Леонард Дэвид Марсианская научная лаборатория. Собираюсь на приземление (Leonard David, Mars Science Laboratory. Going for a touchdown) (на англ.) «Aerospace America», том 50, №7 (июль - август), 2012 г., стр. 30-35, 49 в pdf - 501 кб
    «Вскоре Марс получит посетителя из далекого космоса - космический аппарат, отправленный с Земли, чтобы исследовать планету с помощью приборов, гораздо более способных, чем любой из ранее запущенных к таинственному марсианскому ландшафту. Отправленная в космос 26 ноября 2011 года, Марсианская лаборатория (MSL) имеет ровер размером с автомобиль под названием Curiosity, который должен приземлиться в начале августа [2012 года] в кратере Гейл южнее экватора планеты. Оснащённый мегаватной ядерной установкой MSL полностью оборудован для оценки того, был ли когда-либо Марс экологически чистой средой, способен ли для поддержки жизнедеятельности микробов и определить пригодность для жизни на планете. Процесс запуска программы MSL с нуля сам по себе был сагой. Финансовые вливания были необходимы как в трудное время рождения миссии, так и в годы ее разработки и испытаний. Технические проблемы задержали её отправку. Тем временем его стоимость взлетела до 2,5 миллиардов долларов США, включая 1,8 миллиардов долларов США на разработку космических аппаратов и научные исследования, плюс дополнительные доллары на запуск и операции. (...) Широко известное приключение может закончиться огромным успехом ... или разбитием о марсианскую поверхность. В любом случае, это будет новой главой в исследовании этого загадочного мира. (...) Спуск на Марс повлечёт за собой использование активного управления для повышения точности. Во время первой марсианской «мягкой посадки», Sky Crane поддержит Curiosity для приземления. Огромная масса MSL помешала инженерам использовать подушки безопасности для доставки. (...) EDL (вход, спуск и посадка) был более глубоким и широким по своему охвату, чем предыдущие миссии на Марсе, говорит руководитель проекта MSL Питер Тейсингер из NASA JPL. (...) Тестирование EDL на Земле, признает Тейсингер, не может быть надёжным. Окончательно EDL будет на самом Марсе и будет проходить там в полном объеме в первый раз. (...) В парашюте MSL длиной 165 футов [50 м], самом большом из когда-либо созданных для планетарной миссии, используется конфигурация, называемая дисковым зазором. Он имеет 80 строп и диаметр почти 51 фут [15,5 м]. Парашют спроектирован так, чтобы выдержать развертывание на 2.2 Маха в атмосфере Марса, где он будет испытывать до 65 000 фунтов [29 500 кг] силу сопротивления. По мере того, как Curiosity делает свой огненный вход в атмосферу Марса, он будет находиться в коконе самой большой системы «термощит», когда-либо направлявшейся на Марс, - аэроснаряда, содержащего защитный тепловой щит и заднюю оболочку. (...) Аэрощит / теплозащитный экран MSL, разработанный в Локхид Мартин, является крупнейшим из когда-либо построенных для планетарного полета диаметром около 4,6 м (15 футов). Для сравнения, теплозащитный экран Аполлона был чуть менее 13 футов [4 м]. (...) MSL подверглась строгому проектированию и испытаниям, - говорит [Скотт] Хаббард [профессор кафедры аэронавтики и астронавтики в Стэнфордском университете], «но Марс труден!» Он отмечает, что из 44 миссий на красную планету за последние 50 лет менее трети были полностью успешными. «Да поможет нам Марс, но если MSL не удастся, я думаю, что разведка будет продолжена», - подчеркивает Хаббард. «Марс является наиболее похожим на Землю из других планет в нашей солнечной системе, с наибольшей вероятностью имеет развитую жизнь и наиболее привлекательной целью для будущих исследований человека».
  3. Джеймс Оберг. Российская космическая программа восстанавливается (James Oberg, Russian space program recovers) (на англ.) «Aerospace America», том 50, №7 (июль - август), 2012 г., стр. 42-48 в pdf - 468 кб
    «В период с июля по декабрь 2011 года российская космическая программа прошла путь от ликования и изобилия до отчаяния, а затем вернулась к решимости. Отмечая окончание программы космического шаттла США, Федеральное космическое агентство России или Роскосмос хвастались на своем веб-сайте. «Наступила эпоха Союз - эпоха надежности». В течение месяца наступил шок и смятение от первой в истории серии 30-летнего пополнения запаса космической станции кораблями "Прогресс", за которой последовало постепенное восстановление доверия, что привело к успешному возобновлению как беспилотного запуска "Прогресса", так и запуска "Союз" с экипажем. Восстановление, однако, было затруднено смущающими неудачами в других крупных программах: спутники связи нового поколения потерпели неудачу при запуске, и то, что должно было стать флагманом возвращения России к межпланетным исследованиям, миссия Фобос-Грунт, позорно споткнулась и потерпела неудачу прямо на старте 9 ноября 2011 года. Затем, несмотря на возобновление полной комплектации на борту МКС в конце декабря, год закончился мрачной нотой, когда другая ракета-носитель "Союз" не смогла запустить военный спутник связи "Меридиан" (...) Владимир Поповкин, недавно назначенный главой Роскосмоса, на пресс-конференции 23 декабря [2011 года] мрачно признал, что российская космическая Программа действительно была в глубоком кризисе. (...) Решение США полагаться исключительно на российские космические транспортные услуги для смены экипажа на МКС превратило любой российский космический кризис в американский космический кризис. (...) С точки зрения безопасности, «Союз» и его ракета-носитель остаются приемлемыми, главным образом, благодаря прочной конструкции «глубокоэшелонированной защиты». Это означает, что он допускает сбои, случайные происшествия которых стоят производительности или успеха миссии, но никогда - более 40 лет - не было потери экипажа. (...) С провалом запуска Меридиана в прошлом году премьер-министр Владимир Путин, наконец, выразил озабоченность по поводу цепочки неудач. Он назначил нового вице-премьера Дмитрия Рогозина и поручил ему оживить всю оборонную промышленность, из которых космическая программа является лишь одним сегментом. (...) Потребуются огромные инвестиции в приобретение нового производственного оборудования для замены устаревших и изношенных инструментов во всей военной промышленности, сказал Рогозин [в докладе для Думы]. (...) «Проблемы, связанные с ракетно-космической техникой ... вызваны как отсутствием отечественной электронной компонентной базы с соответствующими характеристиками, так и значительным сокращением института военных представительств на предприятиях», - пояснил он. «В целом речь идет о системном характере проблем в промышленности и в области подготовки кадров». (...) основная идея плана Рогозина заключалась в возвращении инспекционных групп конечных пользователей на все производственные предприятия, включая космические, но в основном военные системы. (...) «Система уникального управления качеством должна существовать и функционировать параллельно с военными представителями на всех без исключения предприятиях, участвующих в производстве военной продукции». (...) «долгосрочная перспектива» подразумевает, что многие из факторов, которые способствовали возникновению недавних проблем, остаются в силе, даже если они несколько уменьшились. Печально длинный список недавних российских неудач в космосе - и их последствия для всего мира - может быть неполным».
  4. Марко Касерес. Статистика космических запусков (Marco Cáceres. Balance of space launches shifts) (на англ.) «Aerospace America», том 50, №8 (сентябрь), 2012 г., стр. 20-21, 43 в pdf - 370 кб
    «Во второй половине 2011 года число попыток запуска на орбиту постоянно увеличивалось по сравнению с первым полугодием. (...) В 2011 году этот показатель заметно снизился на 38: 30 запусков в первой половине года и 49 во второе: значительное увеличение активности во второй половине было вызвано главным образом 14 ракетными миссиями «Long March» и 11 миссиями «Союз». (...) На рынке запуска - с точки зрения количества миссий - больше не доминируют США и Россия, она определенно превратилась в гонку из трех стран, в которой Китай набирает темпы в течение последнего года, чтобы установить свое превосходство. (...) Изменение явно происходит, и это происходит, несмотря на относительные недостатки Китая, когда дело доходит до конкуриренции за коммерческие контракты на запуск по всему миру из-за ограничений правительства США, соблюдающих ITAR (Международный регламент о торговле оружием). (...) Однако эта ситуация постепенно меняется: такие страны, как богатая нефтью Венесуэла и Нигерия, готовы купить спутники китайского производства и заплатить за их запуск на борту РН «Long March», в то время как другие страны продолжают покупать спутники «без ITAR» (не содержащие запрещённого контента) у европейских компаний и просто запутались с эмбарго против «Long March». Правда в том, что китайская программа «Long March» имеет отличную репутацию. Эти ракеты почти никогда не выходят из строя и оцениваются чрезвычайно конкурентоспособно. Кроме того, варианты этих транспортных средств отличаются бОльшей степенью разнообразия, чем, возможно, в любой программе запуска (...) С начала столетия произошли заметные изменения в отношении типов запускаемых грузов. (...) Пока рано говорить наверняка, является ли тенденция изменения относительного сокращения гражданской и коммерческой нагрузки по сравнению с ростом военной и университетской нагрузки. (...) Относительное снижение количества коммерческих полезных грузов, запускаемых в последнее время, связано не только с Китаем, но и с тем, что на рынке запуска появились новые игроки, такие как Иран с его ракетой Safir и Arianespace с его Vega, а также Северная Корея с его Unha. Первоначально, по крайней мере, ни одно из этих транспортных средств не будет запускать много коммерческих грузов, если таковые вообще имеются. (...) в относительном выражении число коммерческих запусков могут продолжать снижаться по нескольким причинам: растущий акцент на другие типы спутников из-за сильной национальной космической программы Китая; развивающиеся космические программы, такие как программа Ирана; и улучшенный доступ к космосу для десятков университетов в результате новых субсидируемых правительством ракет-носителей, таких как Vega".
  5. Бен Яннотта. Приведёт ли GENIE Xombie к посадке? (Ben Iannotta, Will GENIE guide Xombie to a landing?) (на англ.) «Aerospace America», том 50, №8 (сентябрь), 2012 г., стр. 22-24 в pdf - 468 кб
    «Одним из препятствий для доставки людей или роботов на поверхность астероидов, Луны или Марса является отсутствие возможностей для реалистичного тестирования технологий входа, снижения и посадки. (...) в основе лежат более сложные навигационные системы и желание НАСА приземлиться в местах, которые с научной точки зрения более интересны. Безопасное достижение этих пунктов назначения потребует обнаружения и предотвращения непредвиденных опасностей в режиме реального времени и приземления в точных местах. Возможно, в свете этого НАСА проявляет новый интерес к новому классу "наземных испытательных ракет" на малых высотах, которые будут лететь не выше нескольких километров и сбрасываться назад на Землю, чтобы имитировать последние этапы внеземных спусков. Новые ракетные датчики и управляющее программное обеспечение будут испытаны на ракетах, которые также будут иметь свои собственные системы в случае, если одна из новых технологий не работала должным образом. (...) Дрейпер [Научно-исследовательская лаборатория Чарльза Старка Дрейпера в Кембридже, штат Массачусетс] выбрал ракету Мастена [Masten Space Systems, Мохаве, Калифорния] Xombie с открытой рамой для вертикального взлета и посадки в качестве ядра транспортного средства, которым будет управлять разработанная Draper система наведения, управления и навигации. Цель состоит в том, чтобы имитировать последние 1-2 минуты, прежде чем посадочный аппарат приземлится. (...) Управлять ракетой будет GENIE (интегрированная навигационная среда со встроенным навигатором), 23-килограммовая упаковка Draper размером 46 x 46 x 66 см. Он включает в себя лазерный высотомер, инерциальный измерительный блок, приемник GPS и компьютер для обработки. GENIE запрограммирован с помощью алгоритмов, которые быстро оценивают положение транспортного средства с высоты на вершине ракеты Xombie. (...) Одно из главных нововведений наземной испытательной ракеты Draper заключается в том, что у нее два мозга - один - GENIE, а другой - собственная система авионики Xombie, которая выполняет функцию резервного копирования. (...) Если бы GENIE сбивало ракету с пути, система авионики Masten вмешалась бы, чтобы попытаться восстановить контроль, приземлив ее прямо в аварийной ситуации или на старте для прерывания процесса. (...) 2 февраля [2012] команда провела свой первый свободный полет. GENIE направил ракету в точку на 50 м выше площадки, переместил ракету вбок на 50 м в точку над другой площадкой и приземлился прямо вниз, чтобы завершить полет продолжительностью 67 секунд. Позже в этом году, возможно, этим летом, инженеры хотят начать серию полетов, которые будут более похожи на приземление на планеты. В этих полетах ракета будет совершать дугообразные спуски всё с больших и больших высот. (...) в случае успеха наземной испытательной ракеты Дрейпера последует огромный поток инноваций в технологиях входа, спуска и посадки.
  6. Джерри Грей, Космическая солнечная энергетика. Панацея или пирог в небе (пустые обещания)? (Jerry Grey, Space solar power. Panacea, or pie in the sky?) (на англ.) «Aerospace America», том 50, №8 (сентябрь), 2012 г., стр. 38-42 в pdf - 561 кб
    «Идея доставки электричества на Землю от солнечных коллекторов в космосе существует уже более века. Десятки исследований, анализов, оценок и предложений по разработке технологий были созданы. Но эти действия, почти все, выполняются они государственными органами или коммерческими организациями, не решили основной вопрос: являются ли SSPS хорошими инвестициями? Наряду с экономическим барьером, обусловленным высокими космическими транспортными расходами, другой ключевой фактор упоминается практически во всех исследованиях космических солнечных энергетических систем (SSPS) и оценка заключалась в необходимости активного участия промышленности. (...) Семинар НАСА по перспективам будущей коммерциализации космических технологий в декабре 1998 года «Новые космические отрасли на следующее тысячелетие» предоставил наиболее интересное открытие что, безусловно, главная часть любого прогнозируемого роста в космической промышленности (...) будет приходиться на совершенно новые области применения космического пространства: космический туризм и неземное энергоснабжение. (...) Но откуда этот рост возник и нашел его основную поддержку? Не от НАСА или других государственных учреждений, а от инвестиций частного сектора и корпораций. (...) В случае SSPS было несколько признаков интереса со стороны электроэнергетики и строительной отрасли. (...) В интересах национальной безопасности отчет NSSO [National Space Security Office] призвал федеральное правительство создать программу, которая снизила бы технические и экономические риски разработки полномасштабной SSPS, кульминацией которой стало финансирование демонстрационной силовой установки в диапазоне 5-10 МВт. В докладе отмечается, что ключом к будущему росту как гражданской, так и военной космической деятельности является разработка космической транспортной системы и логистических технологий, способных доставлять такой блок целиком или по частям, который будет собран на орбите. Это именно то, что сторонники SSPS защищали в течение многих лет. Скромные инвестиции в продолжение усилий по совершенствованию технологии SSPS могут привести к космической демонстрации по разумной цене примерно через десятилетие. Доступные в настоящее время космические системы запуска будут использоваться до появления более мощных недорогих пусковых установок. (...) Значительные инвестиции, необходимые для того, чтобы сделать следующий шаг в развитии SSPS, по-прежнему будут намного меньше, чем несколько миллиардов долларов, которые ежегодно инвестируются в земные электроэнергетические системы мира. В самом деле, это было бы далеко не триллион. Тем не менее, несмотря на это и несмотря на оптимистические взгляды, изложенные выше, сегодняшняя ограниченная глобальная экономика, похоже, не дает никаких стимулов для инвестирования в этот следующий шаг: демонстрацию, о чем свидетельствуют отчет NSSO и, неоднократно, сторонники SSPS. (...) вполне вероятно, что в нынешней бюджетной среде правительство не возьмет на себя более дорогостоящую роль "раннего демонстратора" (...) Но до тех пор, пока промышленность не выполнит этот следующий шаг - проектирование, утверждение, разработка, создание, запуск, тестирование и эксплуатация подходящей демонстрации прототипа на орбите - есть загадка, которая длится полвека: останется ли SSPS потенциальным спасителем нашей родной планеты или просто гигантским куском пирога в небе?"
  7. номер полностью (на англ.) «The Planetary Report» 2012 г. том 32. №3 (сентябрь 2012) в pdf — 3,03 Мб
    Супер робот (Super Robot)
    На обложке: названный в честь той особенной характеристики, которая подпитывает желание человечества выйти за пределы его досягаемости, Curiosity сделал эту свою фотографию на Марсе своей навигационной камерой 28 августа 2012 года. Доставленный на Красную планету с помощью безумно сложной процедуры посадки, самая продвинутая лаборатория космических аппаратов в истории занята поиском свидетельств прошлой (или настоящей) жизни на Марсе, еще раз доказывая, что исследование космоса дает нам лучшее.
    НАСА / JPL-Калтех

    Первые дни Curiosity на Марсе: Брюс Беттс вспоминает первые захватывающие моменты августа.
    Планетфест 2012: Донна Стивенс оглядывается на наше празднование высадки Curiosity.
    Невероятные обновления: Брюс Беттс сообщает об обновлениях оборудования Optical SETI и многом другом.
    Дети Планетарного общества: Почему Марс красный?
    Почему мы исследуем: Празднуя 50 лет в Солнечной системе, Пол Шенк рассматривает миссии и вехи, которые привели нас к сегодняшнему дню.
    Битва продолжается: Кейси Драйер представляет обновленную информацию о состоянии бюджета США и усилиях Общества по обеспечению экономии бюджета НАСА.
    Снимки из космоса: Opportunity находится в движении.
    Ваше место в космосе: Билл Най оглядывается назад и смотрит вперед.
    Планеты и Геминиды.
    объяснены солнечно-синхронные орбиты планет.
    факт: мы нашли русло на Марсе!
    Планетарное радио: посмотрите, что происходит в этом подкасте. MySky: Исторические фотографии и потусторонние облака.
  8. номер полностью (на англ.) «The Planetary Report» 2012 г. том 32. №4 (зимнее солнцестояние 2012) в pdf — 1,74 Мб
    Лучшие хиты: год в картинках (Greatest Hits: The Year in Pictures)
    На обложке: 5 и 6 июня 2012 года люди во всем мире наблюдали, как Венера проходила перед Солнцем, но лучшие виды были с космического аппарата. Это изображение состоит из пятнадцати фотографий этого события, сделанных с помощью ультрафиолетового фильтра солнечной обсерваторией НАСА. Венера вырисовывается на фоне солнечной короны, где ионизированная плазма достигает температуры в миллион градусов, ярко излучая в экстремальном ультрафиолетовом свете. Изображение было повернуто так, что северный полюс Солнца находится слева.
    NASA / ГЦКП / SDO
    Императив Брэдбери: Эндрю Чайкин размышляет над тем, почему мы должны исследовать.
    Где мы находимся: политика, бюджеты и ожидания с Кейси Драйером.
    Год в картинках: Эмили Лакдавалла делится своими любимыми снимками прошлого года.
    Дети Планетарного Общества: Почему Марс холоднее Земли?
    Вакуумирование планет и нацеливание астероидов: Брюс Беттс выделяет два проекта, которые поддерживаются членами.
    Мы задали несколько важных вопросов, и участники ответили.
    Планетарное радио. Мат Каплан отмечает замечательную веху.
    Ваше место в космосе. Билл Най слышит голоса членов в Вашингтоне и приветствует усилия.
    Снимков от Space Phoenix смеются над…
    Планеты и Геминиды.
    Центр внимания волонтеров. Джованни Сомоса призывает всех добровольцев.
    MySky Марс на Земле и лунное затмение.
  9. номер полностью (на англ.) «Go Taikonauts!», №5, июль, 2012 г. в pdf — 2,12 Мб
    Содержание:
    — Жизнь в Небесном дворце
    — Отбор женщины-тайконавта
    — Первая в Китае — это четвертая в Азии и 56-я в мире
    — Хронология китайских космических запусков — часть 5
    — Миссия Shenzhou
  10. номер полностью (на англ.) «Go Taikonauts!», №6, октябрь, 2012 г. в pdf — 2,18 Мб
    Содержание:
    — История китайской программы возвращаемых КА
    — Долгое время для преследования Солнца
    — Луна встречает Чанъэ
    — Китайский возвращаемый спутник
    — Китайские спутники связи
  11. Михаэль Дж. Нойфельд, 'Создание мифа о фашистском ракетном бароне': восточногерманские нападки на Вернера фон Брауна в 1960-ых (Michael J. Neufeld, 'Smash the Myth of the Fascist Rocket Baron': East German Attacks on Wernher von Braun in the 1960s) (на англ.) in: Alexander C. T. Geppert (ed.), Imagining Outer Space. European Astroculture in the Twentieth Century, Houndmills, 2012, pp. 106-126 в pdf — 2,97 Мб
    Статья анализирует попытку Советского блока уничтожить репутацию фон Брауна, раскрывая глубины его причастности к нацистскому режиму, СС и их концлагерям. (...) все же, эти нападки в конечном счете был не в состоянии произвести большое впечатление на репутацию фон Брауна на Западе. (...) В результате лагерь Миттелбо-Дор и его членство в СС остались в основном неизвестными, особенно в Америке, до американского рассекречивания компромата о немецких специалистах по ракетной технике в 1984."
  12. Обзор миссси MSL (NASA Press Kit, Mars Science Laboratory Landing, July 2012) (на англ.) с сайта НАСА, июль 2012 в pdf — 4,96 Мб
  13. Уильям Р. Маколи. Передача научных знаний: Межзвездная связь, информационная пластинка "Пионеров" NASA и контакт с предполагаемыми цивилизациями, 1971-1972 (William R. Macauley, Inscribing Scientific Knowledge: Interstellar Communication, NASA's Pioneer Plaque, and Contact with Cultures of the Imagination, 1971-1972) (на англ.) in: Alexander C. T. Geppert (ed.), Imagining Outer Space. European Astroculture in the Twentieth Century, Houndmills, 2012, pp. 285-303 в pdf — 2,82 Мб
    "Исследование космоса в конце двадцатого века проявилось в 'межзвездных сообщениях', прежде всего в форме материальных объектов и электромагнитные сигналы, сознательно созданные людьми и переданные с Земли, чтобы установить контакт с возможным инопланетянином разведчиком в далёких звездных системах. (...) Эта глава рассматривает определенное межзвездное сообщение — специально созданный артефакт — памятную пластинку "Пионеров" NASA — посланный с Земли на борту космического аппарата, запущенных в 1972 и 1973."
  14. Олег Венцковский, Ирина Вавилова, Ярослав Яцкив. Они проложили путь для пионеров космонавтики (некоторые малоизвестные украинские имена в истории космонавтики) Oleg Ventskovsky, Iryna Vavilova, Yaroslav Yatskiv, They Blazed the Trail for the Space Pioneers (On Some Little-Known Ukrainian Names in the History of Astronautics and Rocketry) (на англ.) in: Marsha Freeman(ed.), History of Rocketry and Astronautics. Proceedings of the Fortieth History Symposium of the International Academy of Astronautics, Valencia, Spain, 2006, San Diego, California, 2012, стр. 3-15 в pdf — 3,28 Мб
    "Представлен tour d'horizon о жизни и основной деятельности в ракетостроении четырех украинских предшественников пионеров космонавтики. (...) Александр Засядко (1779-1837) (...) Константин Константинов (1818-1871) (...) Николай Кибальчич (1853-1881) (...) Юрий Кондратюк (Александр Шаргей, 1897-1942) (...) "
  15. В.Ф. Присняков, С. С. Кавелин, В. П. Платонов. Украинский космический потенциал — к 85-летию В.М. Ковтуненко (V. F. Prisniakov, S. S. Kavelin, V. P. Platonov, Origins of the Ukrainian Space Potential — The 85th Anniversary of V. M. Kovtunenko) (на англ.) in: Marsha Freeman(ed.), History of Rocketry and Astronautics. Proceedings of the Fortieth History Symposium of the International Academy of Astronautics, Valencia, Spain, 2006, San Diego, California, 2012, стр. 31-57 в pdf — 5,53 Мб
    "Этот документ анализирует научные разработки, в которых В.М.Ковтуненко участвовал, показывает его талант как организатора, и его вклад в мировые достижения в области космической техники ".
  16. А. Новиков, член-корреспондент Академии наук Украины: Николай Федорович Герасюта — Новатор в баллистике, динамике полета, создатель научной школы по управлению КА (A. Novikov, Corresponding Member of the Academy of Sciences of Ukraine: Nikolai Fedorovich Gerasyuta — Originator of Ballistics, Flight Dynamics, and Rocket Controllability Scientific School) (на англ.) in: Marsha Freeman (ed.), History of Rocketry and Astronautics. Proceedings of the Fortieth History Symposium of the International Academy of Astronautics, Valencia, Spain, 2006, San Diego, California, 2012, стр. 115-122 в pdf — 877 кб
    "(...) Николай Федорович Герасюта (1919-1987) является одним из пионеров ракетно-космической техники в СССР, один из основателей КБ "Южное" и создатель Украинской научной школы баллистики, динамики полета и управляемости ракет".
  17. Майк Грунтман. Мир космонавтики: История (Mike Gruntman, Word Cosmonautics: A History) (на англ.) in: Marsha Freeman (ed.), History of Rocketry and Astronautics. Proceedings of the Fortieth History Symposium of the International Academy of Astronautics, Valencia, Spain, 2006, San Diego, California, 2012, стр. 123-146 в pdf — 3,78 Мб
    «Наука и техника полета описывают эту область двумя различными словами, астронавтика и космонавтика . Хотя оба этих слова пришло из французского языка, они появились, как с точки зрения науки в очень разных обстоятельствах. Происхождение слова «астронавтика» хорошо документировано. Происхождение термина "космонавтика" плохо известен. В этой главе описывается история появления слова "космонавтика". Эта статья также биография Ари Штернфельда.. Слово "космонавтика" уже было известно и Штернфельд использовал его.
  18. Даниэль Брандау. Культивирование космоса: космический полет в Имперской Германии (Daniel Brandau, Cultivating the cosmos: spaceflight in Imperial Germany) (на англ.) «History and Technology», том 28, №3, 2012 г., стр. 225-234 в pdf — 574 кб
    «Космические историки в основном считают Веймарскую Германию (1919-1933) как начальный период немецких дебатов о возможности полетов в космос. Однако космический полет и утопический потенциал космического пространства были уже темами популярной дискуссии в конце XIX века, когда немецкие астрономы соревновались в научно-популярных отчетах и фантастике. Массово-популярная фантастика в первом десятилетии двадцатого века все чаще изображала космический полет как технологическое видение, представляя космический корабль в качестве преемника дирижабля. Статья показывает процессы, лежащих в основе этого восхождения к правдоподобию футуристического дизайна. Популярные научные СМИ дали возможность высказаться как старым, так и новым профессиональным элитам и способствовали межпрофессиональному обмену. В 1900-е годы космический полет превратился в популярную тему и границы между художественной литературой и популярной наукой были размыты».
  19. Раду Д. Ругеску, 85 лет назад Годдард решил задачи оптимального запуска (Radu D. Rugescu, Goddard's 85 Years Optimal Ascent Problem Finally Solved) (на англ.) in: Marsha Freeman (ed.), History of Rocketry and Astronautics. Proceedings of the Fortieth History Symposium of the International Academy of Astronautics, Valencia, Spain, 2006, San Diego, California, 2012, стр. 337-355 в pdf — 3,82 Мб
    "Роберт Х. Годдард был первым, кто обратил внимание на оптимальный режим расхода топлива при котором ракета может достичь заданной высоты с минимальной стартовой массой, то есть с наименьшим расходом топлива. Он опубликовал свои наблюдения в 1919 году (...) Эта статья посвящена истории поиска математического решения проблемы.
  20. Виктор Павлович Легостаев. Спутник-1 — первый искусственный спутник Земли (Victor P. Legostaev, Sputnik 1 — The First Artificial Earth Satellite) (на англ.) in: Anthony M. Springer (ed.), History of Rocketry and Astronautics. Proceedings of the Forty-First History Symposium of the International Academy of Astronautics, Hyderabad, Andhra, India, 2007, San Diego, California, 2012, стр. 3-9 в pdf — 1,67 Мб
    "Запуск первого искусственного спутника Земли является одной из самых значительных событий в истории человечества. (...) Эта глава посвящена истории развития и запуска Спутника".
  21. В.Ф. Присняков, В. П. Платонов. Главный конструктор самых мощных твердотопливных баллистических ракет (V. F. Prisniakov, V. P. Platonov, Chief Designer of the Most Powerful Solid Propellant Motors of Ballistic Missiles) (на англ.) in: Anthony M. Springer (ed.), History of Rocketry and Astronautics. Proceedings of the Forty-First History Symposium of the International Academy of Astronautics, Hyderabad, Andhra, India, 2007, San Diego, California, 2012, стр. 93-121 в pdf — 7,90 Мб
    "Цель этой главы — рассказать историю жизни и деятельности главного конструктора самых мощных ракетных двигателей твердого топлива для баллистических ракет. — Владимира Ивановича Кукушкина. Фамилия Кукушкин является практически неизвестной в мире. Жизнь В. И. Кукушкин может служить иллюстрацией жизни советской технической элиты послесталинского поколения".
  22. Пат Норрис. Стабилизации политической обстановки спутниками-наблюдателями во время холодной войны (Pat Norris, The Stabilizing Political Influence of Surveillance Satellites during the Cold War) (на англ.) in: Anthony M. Springer (ed.), History of Rocketry and Astronautics. Proceedings of the Forty-First History Symposium of the International Academy of Astronautics, Hyderabad, Andhra, India, 2007, San Diego, California, 2012, стр. 187-199 в pdf — 2,70 Мб
    "Пятьдесят лет назад ожесточенная ракетно-ядерная гонка вооружений между Соединенными Штатами и Советским Союзом завершилась договорами (SALT — ОСВ) — ОСВ-I в 1972 году, ОСВ-II в 1979 году. Наблюдения со спутников были принципиальными в обеспечении этих договоров, обеспечивая основу для проверки многих деталей. Эта глава объединяет недавно рассекреченную информацию из США и России и объясняет, как наблюдение со спутников было мощной силой для стабилизации эскалации военно-политической обстановки".
  23. Таль Инбар. Ветераны космоса: уникальный проект в истории советской космонавтики (Tal Inbar, Veterans of the Cosmos: A Unique Project on the History of Soviet Cosmonautics) (на англ.) in: Anthony M. Springer (ed.), History of Rocketry and Astronautics. Proceedings of the Forty-First History Symposium of the International Academy of Astronautics, Hyderabad, Andhra, India, 2007, San Diego, California, 2012, стр. 31-37 в pdf — 375 кб
    "Эта статья будет включать в себя подробный отчет о новом подходе к истории советской космонавтики, устные рассказы космических ветеранов, празднование 50 летия освоения космического пространства".
  24. Чарльз А. Лундквист. История Спутника-4 (Charles A. Lundquist, A Sputnik 4 Saga) (на англ.) in: Anthony M. Springer (ed.), History of Rocketry and Astronautics. Proceedings of the Forty-First History Symposium of the International Academy of Astronautics, Hyderabad, Andhra, India, 2007, San Diego, California, 2012, стр. 63-75 в pdf — 2,16 Мб
    "Спутник 4 запущен 15 мая 1960 года. 19 мая попытка затормозить "космическую кабину" не удалось, и кабина пошла на более высокую орбиту. (....) Ранним утром патрульный полиции в Manitowoc [Висконсин, США] заметил металлический предмет на улице и перенёс его на обочину. (...) Это был твердый кусок стали весом 9,49 кг со шлаком, прикипевшим к нему. (...) Дирекция обсерватории [Смитсоновской Астрофизической] доложило правительству, что это фрагмент спутника-4. Кстати, при обсуждении в Комитете ООН по мирному использованию космического пространства был вопрос об ответственности за ущерб от падения фрагментов спутников (...) В начале января 1963 года из советского посольства сообщили Государственному департаменту, что СССР желает получить оставшийся фрагмент. 5 января 1963 г. он был передан советскому посольству. Эти четыре месяца истории свидетельствуют о необходимости решить вопрос о международном соглашении по спутниковому мусору".
  25. Юсунори Матогава. Исследования в Японии кометы Галлея — первый в Японии межпланетный полет (Yasunori Matogawa, Halley's Comet Exploration in Japan — Japan's First Interplanetary Flight) (на англ.) Anthony M. Springer (ed.), History of Rocketry and Astronautics. Proceedings of the Forty-First History Symposium of the International Academy of Astronautics, Hyderabad, Andhra, India, 2007, San Diego, California, 2012, стр. 223-240 в pdf — 5,23 Мб
    "Когда комета Галлея была обнаружена при возвращении к Солнцу после 76 лет отсутствия в 1985-1986, ИСАС (Институт космических исследований и астронавтики) — начал готовить первый межпланетный аппарат Японии для наблюдении за кометой. (...) Два исследователя кометы Галлея, Sakigake и Suisei , были запущены с космодрома Утиноура (...) Эти две миссии к комете Галлея стали достижением космической науки Японии на международной арене, и, в то же время, Япония занялась исследованием Солнечной системы. В этой главе рассматривается процесс от испытаний до конца миссии (...)"
  26. В. Ф. Присняков, В. И. Драновский, С. С. Кавелин, А. М. Попель, В. P.Платонов. В. М. Ковтуненко и Индия: отношения через Космос — К 35-летию советско-индийского сотрудничества (V. F. Prisniakov, V. I. Dranovsky, S. S. Kavelin, A. M. Popel, V. P. Platonov, V. M. Kovtunenko and India: The Relations through Space — Toward the 35th Anniversary of Soviet-Indian Cooperation) (на англ.) in: Anthony M. Springer (ed.), History of Rocketry and Astronautics. Proceedings of the Forty-First History Symposium of the International Academy of Astronautics, Hyderabad, Andhra, India, 2007, San Diego, California, 2012, стр. 321-347 в pdf — 8,20 Мб
    "Эта глава посвящена знаменитой 35-летней истории замечательного сотрудничества между советскими и индийскими специалистами и большому личному вкладу В. Ковтуненко в истоки индийской космической техники ".
  27. Ингемар Скуг. Международный конгресс по астронавтике (МАК) — «50-летие космической эры — Спутник-1 и Международный геофизический год» (Å. Ingemar Skoog, 1st IAC History Plenary Event 2007 "50th Anniversary of the Space Era — Sputnik 1 and the International Geophysical Year") (на англ.) in: Anthony M. Springer (ed.), History of Rocketry and Astronautics. Proceedings of the Forty-First History Symposium of the International Academy of Astronautics, Hyderabad, Andhra, India, 2007, San Diego, California, 2012, стр. 395-401 в pdf — 444 кб
    "В 2007 году исполняется 50 лет со дня запуска СССР Спутник 4 октября 1957 года и проведения Международного Геофизического года (МГГ) 1957-1958 гг. Это была самая первая важная дата космической эры — 50 летняя годовщина. Это послужило причиной проведения IPC в 2007 году Международного конгресса по астронавтике (МАК) как одного из пленарных мероприятий для 58-го МАК в 2007 году в Хайдарабаде, Индия. Цель — праздновать 50-летие космической эры, которая началась с запуском Спутника-1 , который сам по себе был прямым результатом МГГ 1957-1958 годов. Престиж запуска первого спутника Земли на орбиту и следующие старты к новым целям в освоении космоса также привели к известной космической гонке между СССР и США".
    Видео отчет об этом событии [37:32 минут]:
    http://www.youtube.com/watch?v=6ZvMu454A7o
    — Петер Янкович, введение
    — Асиф Сиддики, исторический фон первых искусственных космических объектов
    — Игорь Сорокин, историческая ситуация видимая из Советского Союза
    — Борис Черток, видео сообщение
    — Karlheinz Kreuzberg, позиция Европы на из Спутник-1 Были еще две интересные статьи на этом симпозиуме, которые уже были опубликованы в «Astronautica Acta», вып. 63, 2008 — Асиф A. Siddiqi, Sputnik 50 лет спустя: Новые данные о его происхождении
    http://epizodsspace.no-ip.org/bibl/inostr-yazyki/acta-astronavtika/2008/siddiqi_sputnik_50.pdf
    — Michael J. Нейфельд. Фон Браун и решение о разведке лунной орбиты: Найти путь к Луне
  28. Гилберт Хользганг. Иоганнес Винклер (1897 — 1947). Богослов и ракетный инженер (Gilbert Holzgang, Johannes Winkler (1897 — 1947). Theologe und Raketeningenieur) (на англ.) in: Arbeitskreis Andere Geschichte e. V. (Hrsg.), Braunschweiger Persönlichkeiten des 20. Jahrhunderts, 2. überarbeitete Auflage, Braunschweig, 2012 г., стр. 298-301 в pdf — 2,06 Мб
    Биографический очерк о Джоне Винклере. Уже в юности он объединил свою заинтересованность в авиастроении и астрономии с любовью божественного в природе. Он изучал теологию и сдал свой первый экзамен в 1922 году. После прочтения романа "Камень с Луны" Отто Вилли Гейла он убедился, что можно проникнуть в космос на ракете. Он издавал журнал "Ракета" и позже основал "Общество космических путешествий". В 1927 году Хуго Юнкерс заинтересовался в своих работах пороховыми и жидкостными ракетами и нанял его в 1929 году для изучения ракетных ускорителей для гидросамолетов в Дессау. Позже он работал над ракетой с жидким топливом под названием "HW 1", которая была успешно запущена, без каких-либо неполадок, 14 марта 1931 г. Она достигла высоты 20 м и пролетела расстояние в 200 м. Дальнейшие испытания ракеты должны были быть сделаны на ракетодроме в Берлине. Он подготовил к запуску "HW 2" 6 октября 1932 года. Хотя она взорвалась, Винклер был убежден, что прошёл большую часть пути исследования. Он пытался заработать деньги, как изобретатель, но без особого успеха. Он стал членом нацистской партии в 1937 году незадолго до Второй мировой войны. Винклер продолжал исследования реактивного движения. Он думал о дальней ракете с дальностью 500 км в 1940 году, что классифицируется как "меньшая вина" (категории 4 в системе от 1 до 5) в процессе денацификации англичанами. Он читал лекции по космическим путешествиям в 1946/47, в которых он упомянул о культурной задаче полета в космос. Поддерживал идеи космических полетов. Кратер на обратной стороне Луны назван в его честь в 1970-м году.
  29. Франклин О'Доннелл. Миссия к Венере. Как Маринер-2 расширило мир до планет (Franklin O'Donnell, The Venus Mission. How Mariner 2 led the world to the planets) (на англ.) 2012 г. в pdf — 905 кб
    Памятная статья о Маринер-2 с фоновой информацией по JPL. — "После пяти лет игры в догонялки с Советским Союзом в освоении космического пространства, США достигли своего первого титула "первый" — первый успешный облет другой планеты ".
  30. Райнер Эйсфельд. Чужие ландшафты космических миров в представлении художников: лица Марса (Rainer Eisfeld, Projecting Landscapes of the Human Mind onto Another World: Changing Faces of an Imaginary Mars) (на англ.) in: Alexander C. T. Geppert (ed.), Imagining Outer Space. European Astroculture in the Twentieth Century, Houndmills, 2012, pp. 89-105 в pdf — 2,62 Мб
    "Марс, предположительно старше Земли (так считали раньше). Фантазии людей рисовали картины более развитой цивилизации на умирающей планете. Были опасения насчет вторжения с Марса и прочие ужасы".
  31. Вольфганг Леонхардт. Лунная ракета на пустоши Варенвальд? (Wolfgang Leonhardt, Mondrakete auf der Vahrenwalder Heide?) (на немецком) in: Wolfgang Leonhardt, "List, Vahrenwald, Vinnhorst". Drei hannoversche Stadtteile mit Geschicht(n), Norderstedt, 2012 г., стр. 111-122 (Albert Püllenberg) в pdf — 8,66 Мб
    Альберт Пюлленберг родился 3 июля 1913 года в Ульме. Он начал экспериментировать с ракетами уже в 1927 году, когда ему было только 14 лет. Он основал, вместе с Куртом Данненбергом, "Gesellschaft für Raketenforschung" GEFRA (Общество ракетных исследований) в Ганновере, Германия, 18 ноября 1931 года (призыв стать членом на странице 111). Он разработал свою первую ракету на жидком топливе в 1933 году; её название что F.-T.-Rak I. Еще одна модель, на дизельном топливе F.-T.-Rak III (фотография на странице 112) длиной 3 м, которая уже похожа по дизайну и форме на крылатую ФАУ-2. Из успешных испытаний на испытательном стенде было подсчитано, что ракета может достичь высоты от 5 до 6 км. Ракета "Дизель", которая стартовала 30 марта 1934 года на пустоши Варенвальд, взорвалась из-за того, что была повреждена при перевозках. В докладе следует описание с подробностями этой ракеты: Верхняя часть содержит вытяжной парашют, который используется после того, как ракета достигла своей максимальной высоты. Баки находятся в средней части с 7 л топлива, жидкого кислорода и "секретного" топлива. Ракетный двигатель охлаждается водой. Вес около 20 кг при запуске и 12 кг без топлива. Пюлленберг рассчитывал на успех, так как испытывали десять или даже двадцать раз. Если запуск не удастся, он намерен был продолжать свою работу, как только деньги появятся. После того, как он получил разрешение на опыты на пустоши Варенвальд он открыл Ракетный Порт Ганновер 27 марта 1934 (фото на стр 113). Еще одна ракета — называется VR 5 (фотография на странице 155; Пюлленберг справа) — которая была запущена публично 19 сентября 1934 года, газета сообщила что запуск был успешным, но ракета приземлилась после короткого полета, возможно топливо из одной емкости воспламенилось из-за технической неисправности. Из доклада Пюлленберга: ЖРД — большой по величине построен до этой даты — Достигнута постоянная тяга 5000 кг при расходе 10 литров в секунду. Однако из-за отсутствия топлива двигатель работал только в течение 4 секунд. Несколько испытаний двигателей прошли раньше, с мая по сентябрь 1934 г. Одной из проблем была устойчивость ракеты, двигатель поэтому размещен на вершине ракеты. "Можно сказать, уже сегодня сделан решающий поворотный момент в деле конструкции ракеты на жидком топливе. Ракета на жидком топливе развивается успешно. Она хочет покорить мир и вселенную!" После визита Дорнбергера из Управления вооружений сухопутных сил в 1935 году были запрещены все испытания. Однако Пюлленберг тайно продолжал свою работу и испытал ракету VR 12 (на земле) возле Бремена в 1938 (фото на стр 117). Он попал в Пенемюнде в 1939 году, где упрямый изобретатель оставался не у дел. В статье описывается частная деятельность Пюлленберга с почтовыми ракетами после Второй мировой войны. Он умер 8 апреля 1991 года, совершенно позабытый.
    Еще одна биография о Пюлленберге:
    http://epizodsspace.no-ip.org/bibl/inostr-yazyki/iaa/2001/Dannenberg.pdf
    [Варенвальд = название пустоши, к северу от Ганновера, Германия]
  32. Марко Касерес. Статистика космических запусков (Marco Cáceres. Balance of space launches shifts) (на англ.) «Aerospace America», том 50, №8 (сентябрь), 2012 г., стр. 20-21, 43 в pdf - 370 кб
    «Во второй половине 2011 года число попыток запуска на орбиту постоянно увеличивалось по сравнению с первым полугодием. (...) В 2011 году этот показатель заметно снизился на 38: 30 запусков в первой половине года и 49 во второе: значительное увеличение активности во второй половине было вызвано главным образом 14 ракетными миссиями «Long March» и 11 миссиями «Союз». (...) На рынке запуска - с точки зрения количества миссий - больше не доминируют США и Россия, она определенно превратилась в гонку из трех стран, в которой Китай набирает темпы в течение последнего года, чтобы установить свое превосходство. (...) Изменение явно происходит, и это происходит, несмотря на относительные недостатки Китая, когда дело доходит до конкуриренции за коммерческие контракты на запуск по всему миру из-за ограничений правительства США, соблюдающих ITAR (Международный регламент о торговле оружием). (...) Однако эта ситуация постепенно меняется: такие страны, как богатая нефтью Венесуэла и Нигерия, готовы купить спутники китайского производства и заплатить за их запуск на борту РН «Long March», в то время как другие страны продолжают покупать спутники «без ITAR» (не содержащие запрещённого контента) у европейских компаний и просто запутались с эмбарго против «Long March». Правда в том, что китайская программа «Long March» имеет отличную репутацию. Эти ракеты почти никогда не выходят из строя и оцениваются чрезвычайно конкурентоспособно. Кроме того, варианты этих транспортных средств отличаются бОльшей степенью разнообразия, чем, возможно, в любой программе запуска (...) С начала столетия произошли заметные изменения в отношении типов запускаемых грузов. (...) Пока рано говорить наверняка, является ли тенденция изменения относительного сокращения гражданской и коммерческой нагрузки по сравнению с ростом военной и университетской нагрузки. (...) Относительное снижение количества коммерческих полезных грузов, запускаемых в последнее время, связано не только с Китаем, но и с тем, что на рынке запуска появились новые игроки, такие как Иран с его ракетой Safir и Arianespace с его Vega, а также Северная Корея с его Unha. Первоначально, по крайней мере, ни одно из этих транспортных средств не будет запускать много коммерческих грузов, если таковые вообще имеются. (...) в относительном выражении число коммерческих запусков могут продолжать снижаться по нескольким причинам: растущий акцент на другие типы спутников из-за сильной национальной космической программы Китая; развивающиеся космические программы, такие как программа Ирана; и улучшенный доступ к космосу для десятков университетов в результате новых субсидируемых правительством ракет-носителей, таких как Vega".
  33. Петр Песавенто. Рассекречивание космической гонки, часть 1: Системы видеонаблюдения (Peter Pesavento. Declassifying the space race, Part 1: Surveillance systems) (на англ.) «Aerospace America», том 50, №8 (сентябрь), 2012 г., стр. 32-37 в pdf — 692 кб
  34. Петр Песавенто. Рассекречивание космической гонки, часть 1: Системы видеонаблюдения (Peter Pesavento. Declassifying the space race, Part 2: Monitoring the Soviet space program) (на англ.) «Aerospace America», том 50, №9 (октябрь), 2012 г., стр. 32-37 в pdf — 420 кб
    "В недавно рассекреченных правительственных документах раскрывают информацию США о советской космической гонке с самых ранних времен холодной войны. (...) Часть 1 этой серии из двух частей описывает некоторые из наземных проектов и две программы фоторазведовательного спутника, который получил информацию о советских ракетах. Часть 2 (...) позиционируется конкретно на анализе телеметрии от советских ракет вблизи Земли, а также зондов около Луны, эта техническая информация была передана на самом высоком политическом уровне в Вашингтон"
    Некоторые подробности. Часть 2: в новых рассекреченных докладах говорится об неизвестных ранее возможностях ELINT [радиоэлектронной разведки]. Много документации наглядно демонстрирует, насколько хорошо NSA [Агентство национальной безопасности] сумело предсказать советские запуски с невиданной до сих пор тщательностью. (...) Опубликованые подробности также показывают, как исключительно хорошо американские аналитики понимали внутреннюю работу советских ракет, в том числе их системы наведения и управления. " (Пример: Луна-20) — "Рассекреченные документы АНБ еще больше подчеркивает высокую точность и скрупулезность мониторинга ELINT, который продолжался весь полёт до конечной точки полета (например, на Луну). Отмечены такие события, как коррекции траектории и включения РД в лунных миссиях; изменения скорости определены до четвертого знака после запятой. Параметры орбиты отражаются до десятых километра "(Пример: Луна-18 -". Источники NSA определили точку столкновения с Луной с координатами лучше, чем опубликовано позже Роскосмосом и НПО Лавочкина ") — "Большой интерес для историков космонавтики откровения, что разведка США знал, что Луна 15 планировала мягкую посадку, а также ранее неизвестный факт, что СССР позже пытался, не менее одного раза оживить разбившейся аппарат. "
  35. Филип Баттерворт-Хейс. ESA открывает новые возможности с ExoMars (Philip Butterworth-Hayes, ESA to break new ground with ExoMars) (на англ.) «Aerospace America», том 50, №9 (октябрь), 2012 г., стр. 4-6 в pdf - 528 кб
    «Министры правительства ЕКА должны встретиться в конце ноября [2012 года], чтобы принять решение о будущем программы ExoMars, проекта из двух миссий по поиску доказательств жизни на Марсе. Первая миссия, которая должна быть запущена в 2016 году, содержит орбитальный аппарат, чувствительный к газу, и демонстрационный модуль для входа, спуска и посадки (EDM), за которым в 2018 году последует робот-ровер, оборудованный для бурения под поверхностью планеты. (...) когда НАСА вышло из проекта в начале этого года из-за из-за бюджетных проблем, ЕКА провела переговоры с российским Роскомосом об использовании двух РН "Протон" для замены спонсируемых НАСА ракет "Атлас" и для поставки приборов для орбитального аппарата для отслеживания газа. (...) европейский марсоход ExoMars будет совершенно другой машиной, чем Curiosity. (...) «Я думаю, что оба марсохода дополняют друг друга, а не конкурируют, - говорит Сью Хорн, менеджер программы исследования космоса в космическом агентстве Великобритании. - ExoMars сможет пробуривать 2 метра под поверхностью, чтобы найти доказательства жизни, доказательства, которые могли быть уничтожены ультрафиолетовым излучением на поверхности планеты. (...) Проект ExoMars отличается и в других отношениях: он знаменует собой начало новой эры международного сотрудничества в рамках миссий на Марсе с акцентом на объединение более мелких национальных программ в более широкие глобальные усилия. (. ...) Одна из ключевых задач миссии ExoMars - продемонстрировать ряд важных полетных и вспомогательных технологий, необходимых для международной миссии по возврату образцов с Марса. (...) Некоторые из технологий, применяемых Россией в программе ExoMars, имеют в своих истоках неудачную миссию Фобос-Грунт 2011 года, которая была разработана для возвращения образцов с большей луны Марса, Фобоса. (...) США - единственная страна, которая успешно приземлила марсоход и инструменты на поверхность Марса. Если ExoMars действительно удастся посадить марсоход на планете, это даст Европе новые возможности в исследовании планет, которые до сих пор были прерогативой США. Первоначальный успех программы марсохода НАСА «Curiosity» в драматическом приземлении на марсианской поверхности захватил воображение общественности Европы и, что немаловажно, ее политиков. «Если бы не было успеха программы «Ровер» в США, и ее достижения не были бы видимы для всех, я не думаю, что мы бы достигли этого, - говорит один из европейских ученых, участвующих в ExoMars»
  36. Томас Д. Джонс. "Джемини": Пылающая тропа к Луне (Thomas D. Jones, Gemini: Blazing the trail to the Moon) (на англ.) «Aerospace America», том 50, №9 (октябрь), 2012 г., стр. 16-19 в pdf - 591 кб
    «Прошлой осенью в музее [Музей авиации им. Гленна Л. Мартина в Балтиморе] состоялся однодневный симпозиум, посвященный усилиям Martin над Gemini, и участники встретились с рядом ветеранов космоса из программы 1962–1966 годов. Эксперты обсудили историческую важность Gemini, технические проблемы, связанные с оценкой человеком Титана II и работой космического корабля, и их личные размышления о прокладывании пути к Луне. 10 пилотируемых миссий Близнецов, по словам историка Смитсоновского национального музея авиации и космонавтики Майкла Дж. Нойфельда, дали США неоспоримымое преимущество в космической гонке. Нойфельд рассказал об основных достижениях Gemini: орбитальное маневрирование (включать сближение, бесконтактные операции, и стыковку), демонстрацию выносливости астронавта и производительность в миссии продолжительностью до двух недель, успешные методы EVA и скафандры и опыт в сложных космических/наземных операциях. Все это в совокупности придает НАСА уверенность и глубину опыта, необходимого для лунных посадочных миссий Аполлона.
    (...) Главная задача «Титана II» заключалась в том, чтобы доставить термоядерное устройство мощностью 9 мегатонн на наиболее важные стратегические объекты Советского Союза, используя профиль подъема с высокой тягой и высоким ускорением. (...) [Дик] Гордон [пилот Gemini XI], который говорит, что «ничего важного в космическом полете не происходит без взрыва», хорошо помнит эту ситуацию. «Мы мгновенно перешли с 6 g на ноль. Тогда - трах! - Пиросистема разделения сработала, вторая ступень заработала, и мы ускорились. Еще три минуты на 100 000 фунтов [45 000 кг] тяги подтолкнули 8 400 фунтов (3800 кг) Джемини и его команду прямо к орбитальной скорости. Около 7 g на теле, один вопрос доминировал в голове у Гордона: «Когда эта мама закончит?» Титану II потребовалось всего пять с половиной минут, чтобы достичь орбиты; для сравнения, каждое из моих подъёмов на космическом шаттле длилось на три минуты дольше. (...) После старта с Луны на стадии подъема лунного модуля Аполлона будет всего девять часов ресурса батареи и расходных материалов. Конрад и Гордон должны были доказать, что они могут поймать орбитальную цель за это время. (...) Во время впечатляющей демонстрации наблюдения, расчета и точности полетов Gemini XI подошёл к Ажене ещё до побережья Калифорнии, менее чем через 94 минуты после запуска. Еще одна цель Gemini для Аполлона была скафандрах. (...) Мало кто догадывался о трудностях, связанных с работой (а не просто плаванием) вне корабля, сражаясь с полужестким костюмом в условиях невесомости и вакуума. Изнурительная ВКД Джина Сернана на Gemini IX приблизилась к катастрофе; и когда Майк Коллинз из Gemini X снова боролся с усталостью при решении, казалось бы, простых задач, НАСА, наконец, услышало тревожный сигнал. (...) Сернан также обратился к Балтимору, пытаясь понять, какие факторы подорвали его EVA на Gemini IX. [Сэм] Маттингли [который в начале 1960-х управлял балтиморской инженерной фирмой Environmental Research Associates], и компания смогла показать ему, что выполнение этих задач при «свободном плавании» было просто недоступным для любого астронавта - никто не мог бы добиться успеха. (...) Вскоре еще один гость прибыл в McDonogh [школу в Балтиморе с бассейном]: Базз Олдрин из Gemini XII, намереваясь доказать, что EVA выполнима. Тренируясь в секции адаптеров Gemini, погруженной в бассейн McDonogh, Олдрин провел серию 2-часовых упражнений, разбираясь в том, как использовать ограничители для ног, поручни, тросы и простые инструменты. (...) В музее Гордон признал достижения Олдрина: «Неудача может быть вашим лучшим учителем. Мои неудачи помогли сделать рекламные ролики Базза успешными». Оглядываясь назад на значение Gemini, Гордон размышлял о том, что быстрые темпы программы, которая запускается каждые два месяца, снижают способность НАСА максимально учиться с каждым полетом. «Мы хотели бы увеличить интервал запуска, чтобы правильно применить эти уроки». Но Аполлон и Советы не будут ждать. Несмотря на это, Гордон твердо говорит: «Gemini сделали возможным успех Аполлона». (...) В 2012 году ракетные технологии по-прежнему важны, но устойчивое лидерство в политических и бюджетных вопросах - вот что делает возможным успех в космосе".
    Наконец-то до меня дошло, зачем так старались совершить стыковку уже на первом витке - ресурс ВС LM не позволял медлить.
  37. Леонард Давид. Curiosity на Красной планете (Leonard David, Curiosity on the red planet) (на англ.) «Aerospace America», том 50, №9 (октябрь), 2012 г., стр. 26-31 в pdf - 954 кб
    «Научная лаборатория Марса (MSL) НАСА и ее 1-тонный марсоход Curiosity успешно приземлились в кратере Гейла на красной планете 5 августа [2012 года] после 36-недельного полёта с Земли. (...) Чтобы не привело к поломкам при приземлении было необходимо, чтобы несколько передовых технологий работали безупречно: все они были частью интенсивной фазы входа, спуска и посадки (EDL), полагаясь на последовательность из 76 пиротехнических взрывов, управляемого входа, развертывания сверхзвукового парашюта и использования ракетного ранца на спускаемой ступени, оснащенный радиолокационной системой Допплера, созданной специально для этой миссии. Эта платформа для спуска, которая никогда не проходила полевые испытания и называлась Sky Crane («Небесный журавль»), использовалась для обеспечения «мягкой посадки» на марсианскую поверхность. Задача «Curiosity» ясна: исследовать окрестности и выяснить, благоприятствовали ли условия окружающей среды на Марсе развитию микробной жизни в этом далеком мире. (...) Эйфория момента принесла триумф и слёзы радости для сотен ученых и инженеров, собравшихся в Лаборатории реактивного движения, где Curiosity был спроектирован, разработан и собран. Это также место управления марсохода. Воодушевленный этим подвигом, раздался не один голос, объявляющий: «Марс наш!» (...) Оценка скорости спуска ровера при посадке - 0,75 м / с (1,7 миль / ч) по вертикали и 0,04 м / с (0,09 миль / ч) по горизонтали, как сообщает программное обеспечение для полета. Другими словами, колеса Curiosity впервые встретили Марс на скорости медленной ходьбы. (...) Лично для [Ричарда] Корнфельда [заместителя руководителя фазы EDL по валидации] вся последовательность EDL действительно равнялась семи минутам ужасающего переживания. Точнее говоря, все испытывали сильную тревогу по поводу снижения Sky Crane из-за «его новизны и его первого использования», говорит он. (...) В течение своего пятого дня на Марсе Curiosity прошла плановую «пересадку мозга», то есть переход на новую версию программного обеспечения для полетов на обоих избыточных основных компьютерах ровера. «Мы стираем все программное обеспечение для полёта и наводки, спуска и посадки и оставляем место для программного обеспечения, необходимого для выполнения захватывающих частей предстоящей наземной миссии», - сообщила Джессика Самуэльс из команды по инженерным операциям MSL. (...) Служа «поверхностной обсерваторией», MSL открыла новую эру, заявляет [Джеймс] Гарвин [главный научный сотрудник НАСА Центр космических полетов имени Годдарда]. «Наличие мобильной аналитической лаборатории с полевыми научными инструментами, которые намного превосходят возможности традиционных полевых геологов на Земле, действительно впечатляет», - говорит он. Например, инструменты Curiosity CheMin (химия и минералогия) и SAM (анализ образцов на Марсе) предоставляют возможности, которые обычно требуют, чтобы земные лаборатории находились далеко от полевых исследований, и, тем не менее, на Марсе они у нас "на спине" готовы к работе ". он отмечает. (...) Инженеры из JPL работали с разработчиками мобильных инструментов в США, Канаде, России, Франции, Германии, Испании и Финляндии. (...) Говорит Гарвин: «MSL может стать трамплином, чтобы вселить в нас уверенность в том, что люди могут добраться до Марса, и продемонстрировать всем, что космическая программа США справляется с этой задачей. Я могу только представить себе тот день, когда женщины и мужчины приземлятся на Марсе, оснащенные роботизированными «помощниками», подобными MSL, для исследования других привлекательных мест на красной планете. Как и первые корабли, прибывающие на берега Северной Америки, высадка Curiosity на Марс станет катализатором исследования человеком нового мира».
  38. Майкл Уэстлейк. Вопрос лидерства (Michael Westlake, A question of leadership) (на англ.) «Aerospace America», том 50, №10 (ноябрь), 2012 г., стр. 7-9 в pdf - 379 кб
    «100-я космическая миссия Индии в начале сентября [2012 года] (...), безусловно, является достойным достижением для Индии, хотя в ее число входят индийские спутники, запускаемые на ракетах других стран. Эта пища для размышлений, отчасти потому, что выбрана модель была не США, а Китаем. (...) Однако сама по себе космическая программа Индии находится на распутье. Ее сотая миссия состояла в запуске двух спутников на LEO [низкая околоземная орбита] (...) Их подняла на высоту примерно 435 миль [700 км] индийская ракета-носитель Polar Satellite. Грузоподъемность около 1,5-2 т., эта надежная ракета среднего класса продемонстрировала успех примерно 21% при 21 запуске. Однако, когда дело доходит до более тяжелых стартовых классов, у третьей ступени гораздо более крупной индийской ракеты-носителя Geosynchronous Satellite (GSLV) возникли проблемы. GSLV потерпел четыре отказа в семи запусках с 2010 года, в результате Индия вынуждена перейти на создание собственного оборудования для криогенной третьей ступени ракеты. (...) Техническая среда Индии меняется в любом случае. Индия долгое время была покупателем российских технологий, но в последние годы она медленно поворачивалась к Западу. (...) Китай выполнил автоматические стыковки в прошлом году, продемонстрировав тем самым надежность своих технологий и продемонстрировав, что он может пополнять запасы для будущей космической станции - подвиг, уже совершенный как российскими, так и японскими ракетами для МКС, - и, в конечном счете, лунные посадки и пилотируемая лунная станция. Но ручные стыковки продвигают процесс еще дальше - китайские космические корабли оцениваются человеком, в отличие от японских, индийских или, по крайней мере, в краткосрочной и среднесрочной перспективе, США - теперь, когда космический челнок выведен в отставку. (...) [Manpreet] Сетхи [старший научный сотрудник Центра воздушных исследований в Нью-Дели] добавил: «(...) Китай играет на психологии этих [меньших] стран, предлагая свои космические услуги в качестве средства сломать монополию западного империализма в новаторской области науки и техники. То, что Китай получает коммерческие и стратегические выгоды от таких отношений, самоочевидно ». (...) Конечно, у Индии есть свои планы на будущее в космосе. Следующий пункт повестки дня Нью-Дели - миссия на Марс, запланированная на ноябрь следующего года. (...) пилотируемый индийский космический полет был запланирован на 2016 год, чтобы примерно на две недели доставить двух человек в 3-тонной капсуле в LEO. Но технические проблемы GSLV и сокращение бюджета сделали этот график неоптимистичным. (...) Как отметил в августе Сетхи: «Действительно, для развивающегося мира Китай стал ключевым поставщиком технологий и других коммерческих услуг запуска по конкурентоспособным ценам. Но что еще более важно, Китай взял на себя роль наставника в космосе для многих небольших стран в Азии. (...) глава отдела космического полета ЕКА, бывший немецкий астронавт Томас Рейтер, который в начале сентября заявил, что его агентство из 19 стран готовится к переговорам с китайскими официальными лицами о сотрудничестве в области подготовки космонавтов, стыковочных систем и технологий жизнеобеспечения. По его словам, некоторые европейские астронавты уже начали обучение китайскому языку. (...) Невозможно утверждать, что Китай не является хорошим примером для подражания с точки зрения планирования и выполнения, но политические последствия вполне могут быть непреодолимы. Возможности иногда выходят за рамки возможностей, и, хотя НАСА в настоящее время сталкивается с серьезными бюджетными проблемами, в конечном итоге Индия, вероятно, будет готова заключить союз с США в области освоения космоса на основе явных финансовых и научных возможностей страны".
  39. Марк Селингер. Военные возвращаются в космос? (Marc Selinger, Cosmic comeback for military space?) (на англ.) «Aerospace America», том 50, №10 (ноябрь), 2012 г., стр. 28-32 в pdf - 659 кб
    «Создание новых спутников долгое время было серьезной головной болью для Министерства обороны (DOD). Миллиарды долларов в перерасходе средств, многолетних задержках в графике и, казалось бы, бесконечный поток технических сбоев охватили целый ряд крупных программ. (.. .) Несмотря на эти проблемы, некоторые из наиболее проблемных систем начали демонстрировать существенные, ощутимые признаки прогресса. С 2009 по 2012 годы несколько программ, обеспечивающих связь, отслеживание ракет, предупреждение о ракетах и навигацию, запустили свои первые спутники, что побудило правительство и чиновников отрасли предположить, что военный космос может, наконец, повернуть за угол (сдвинуться с места). (...) Даже некоторые из самых резких критиков Министерства обороны были впечатлены улучшением. (...) В течение трех десятилетий Министерство обороны пыталось заменить старьё. Например, спутники Программы поддержки обороны (DSP), которые обнаруживают пуски враждебных баллистических ракет по всему земному шару. Несколько потенциальных объектов DSP в 1980-х и начале 1990-х годов были отменены из-за незрелости технология и высокой стоимости. Военное руководство надеется, что космическая инфракрасная система (SBIRS) наконец-то станет очарованием. Но программа, начатая в 1996 году, казалась проклятой. Проблемы нарастали, и цена взлетела до 18,3 млрд долларов США, по сравнению с первоначальной оценкой в 4,6 млрд долларов США. (...) Представители ВВС говорят, что SBIRS теперь соответствует ожиданиям или превосходит их. Например, точность наведения GEO-1 [геосинхронный спутник Земли] почти в 10 раз выше, чем ожидалось, и он видит цели на 25% тусклее, чем требуется. (...) Не все убеждены, что программа нужна. (...) Однако главный подрядчик Локхид Мартин оспаривает эту оценку. «Производство GEO-3 и GEO-4 идет хорошо, и мы уверены, что доставим эти критически важные спутники в соответствии с базовым графиком и значительно превысим показатели, указанные в GAO [США. Правительственное ведомство подотчетности], - говорит Джефф Смит, вице-президент постоянного постоянного инфракрасного района миссии для Lockheed Martin. (...) Программа Демонстраторов системы космического слежения и наблюдения (STSS-D). Агентство по противоракетной обороне запустила два своих спутника в сентябре 2009 года - с опозданием на 17 месяцев. MDA связывает задержку с неисправными электронными деталями в подсистеме «космос / земля». (...) STSS-D, который обладает «уникальной способностью» отслеживать баллистические ракеты в течение длительных периодов во время их полета в середине полета, теперь предоставляет ценную информацию, по данным агентства. (...) Несмотря на удовлетворение недавним прогрессом STSS-D, у MDA может не появиться оперативная версия в ближайшее время. (...) Глобальная система позиционирования IIF (GPS IIF), последнее поколение навигационных спутников GPS, которые должны быть выставлены, также столкнулась с трудностями. (...) Второй спутник IIF, запущенный в июле 2011 года, испытал сбой в работе своих цезиевых часов (...) В результате исследования проблемы с часами были обнаружены «проблемы с конструкцией и изготовлением», согласно GAO. (...) Новейшая программа GPS, GPS III, предпринимает шаги, чтобы избежать проблем, которые изводят GPS IIF. Среди этих шагов - создание испытательного стенда GPS III Non-Flight Satellite (GNST), полноразмерного, эквивалентного полету прототипа спутника GPS III. (...) Но стоимость остается предметом обсуждения. GAO сообщает, что цена на первые два спутника GPS III поднялась как минимум на 18% выше первоначальных оценок. (...) Одно долгосрочное усилие, которое еще не нашло своей поддержки, - это замена полярных спутников. В течение 16 лет национальная программа по работе с полярно-орбитальными оперативными спутниковыми системами окружающей среды потратила 5 млрд. долл. США, но так и не запустила спутник и была закрыта в 2010 году. (...) Военно-космические усилия продолжают подвергаться жесткому изучению. GAO обнаружила проблемы с качеством деталей во всех 21 космических программах DOD и NASA, которые она недавно рассмотрела, и обнаружила, что «существенные барьеры» все еще существуют, включая «раздробленное лидерство», высокие стартовые затраты, предлагаемое сокращение финансирования в космической науке и технике и задержки в наземных системах, которые обрабатывают информацию от новых спутников. (...) Министерство обороны США предприняло множество шагов, чтобы избежать будущих проблем в космических программах. (...) DOD также упростила свою структуру космического лидерства и работает с НАСА над улучшением качества».
Статьи в иностраных журналах, газетах 2013 года (январь - июнь)

Статьи в иностраных журналах, газетах 2012 г (январь - июнь)