Слётов Николай Викторович был химиком, создавал машины химпроизводств в Подмосковье, Украине и Москве, издал несколько полезных книжек по химической и пищевой промышленности, а в 1894 году увлёкся ракетами. Точнее, он спроектировал "самодвижущуюся мину" (торпеду), которая, в отличие от предыдущих как-то использовала для горения окружающую среду (воду или воздух). В 1912-м он подал заявку на патент, который в 1916-м отвергли, ввиду того, что кроме простейшего эскиза торпеды нет ничего и принцип действия автор не может внятно объяснить. Зачем надо было менять фамилию и отчество - вопрос тёмный. Якобы то ли в 30 лет, то ли в 60 Слётов насчёт некой работы пояснял, что настоящий автор - Николай Иванович Тихомиров (друг его детства), а он, Слётов Николай Викторович, тут совершенно ни при чём. Касалось это каких-то работ на заграничного заказчика. Потом он взял фамилию и отчество друга, как псевдоним и шагал с ним по жизни дальше. 3 мая 1919 г. 60-летний инженер подал управляющему делами Совнаркома В. Д. Бонч-Бруевичу заявление о полезности изобретённой им некогда самодвижуйщийся мины. 5 марта 1921 г. проект рассмотрели специалисты Главного артиллерийского управления РККА и предложили сделать проект несколько более понятным. Под это было выделено немного денег. С октября 1921 по апрель 1922 года - 443 миллиона. Это было время денаминации в 10 000 раз, инфляция в 2000%, так что трудно сказать, много ли это. Тихомиров, якобы, занялся изысканиями в собственной квартире, где стояло несколько простейших станков. И был у него 1 помощник - Владимир Андреевич Артёмьев. Занимались они в основном производством каких-то причандалов к велосипедам. Хотя именовались внештатной организацией. Осенью 1922-го года Артёмьев был арестован за растрату, халатность, шпионаж и осуждён на 3 года. В 1924-м он отбыл наказание, вернулся к Тихомирову и они переехали в Ленинград, где, якобы, продолжали прямо в квартире заниматься порохами. В 1929-м они получили патент на прессование шашек из одного из видов порохов. Приказ о создании Газодинамической лаборатории (ГДЛ) Тухачевский издал 15 мая 1929 г., в связи с чем трудно согласиться, что она основана 1 марта 1921 года. Тихомиров умер весной 1930-го, Артёмьев продолжал заниматься реактивными снарядами на порохе и бомбомётами и дожил до 1962 года
В марте 1928 г. приступила к работе Комиссия, назначенная приказом начальника ГАУ по рассмотрению хода работ Лаборатории Н.И.Тихомирова. Комиссию возглавил А.И.Корк. 3 марта 1928 года на Главном Артиллерийском полигоне на Ржевке (СССР) была запущен первый отечественный активно-рактивный снаряд, двигатели которой работали на бездымном порохе. Пуск мины был произведен из миномета системы Ван-Дерена. В заключение комиссии Артиллерийского управления от 19 марта 1928 года было сказано: «Реактивное действие струи выразилось в резком увеличении дальности полета. Выброшенные из миномета (при начальной скорости 62 м/с) две штатные мины (весом 20,7 кг) при угле возвышения 45° дали дальность падения около 250 м, мины же с реактивной камерой (ее вес на 10% превышал вес штатной мины) дали дальность полета около 1200 м. Реактивная мина имела правильный полет, причем из наблюдений за ее полетом, видимым от начала до момента падения, можно предположить, что реактивная струя может служить, кроме того, стабилизатором».
Николай Алексеевич Рынин родился в Москве в 1877 году в семье чиновника военного ведомства. Учился в симбирской мужской классической гимназии. В той самой, которую за год до этого, в 1887 г., окончил В. И. Ленин. А директором там был (до 1889 г) отец Александра Керенского. Летом 1896 года успешно сдал конкурсные экзамены и зачислен в Петербургский институт инженеров путей. У него были прекрасные учителя, исключительно интересная практика с выездом за границу. С 1901 года - инженер путей сообщения, много проектирует, много ездит, знакомится с зарубежным опытом, бывает в США, работает над реконструкцией Николаевской ж/д, реконструирует вокзалы обеих столиц. В 1902 году приглашен преподавать начертательную геометрию в Политехнический институт. В 1907-м принял активное участие в создании Всероссийского аэроклуба, который был учрежден 16 января 1908 г. 12 ноября 1909 г Совет Института инженеров путей сообщения утвердил проект аэромеханической лаборатории, предложенный Н. А. Рыниным. В 1909-м Рынин защитил диссертацию. А в 1913-м Рынин просит уволить его, прекращая прекрасную карьеру - он решил полностью заняться воздухоплаванием.
В октябре 1908-го при МТУ (Московское техническое училище) создаётся кружок воздухоплавания, основателем которого был Жуковский, членами кружка - Туполев и Рынин. В декабре Рынин выпускает первый номер печатного журнала «Аэромобиль». С 1909-го Рынин читает в МТУ курс воздухоплавания. На лекции Рынина упрекнули, что он читает лекции, а сам никогда не летал. Летом 1910-го он совершает 5 полётов на аэростатах и 31 августа, после сдачи экзаменов, установленных Международной аэронавтической федерацией, ему было присвоено звание пилота-аэронавта, дающее право управлять сферическими аэростатами любой конструкции, и вручено удостоверение №3 (номер удостоверения указывал очередность его получения по списку гражданских пилотов России). Одновременно начинает учиться летать на аэропланах и 25 июня 1911 г. он уже сдавал экзамен на право управления аэропланом. Для получения звания пилота-авиатора требовалось выполнить два полета по кругу (не менее 5 км), подняться на высоту более 50 м, выполнить несколько «восьмерок» и приземлиться на расстоянии не далее 50 м от указанного места. Рынин блестяще сдает экзамен, прекрасно выполняет полеты и вечером в тот же день получает удостоверение №24 пилота-авиатора. 4 октября 1911 г Рынин успешно сдает экзамены на право управления дирижаблем, выполняет пробные самостоятельные полеты и получает удостоверение №1 пилота-аэронавта дирижабля. 21-22 сентября 1910 совершил рекордный подъем на высоту на воздушном шаре «Василий Корн» над Финляндией (установлен всероссийский рекорд высоты подъема - 6400 м).
26 марта 1914-го по приглашению Сикорского он принимает участие в его полете над Петербургом. Сикорский по просьбе Рынина снижается до 500 м над зданиями Института инженеров путей сообщения и делает несколько кругов. Рынин видит родной путейский институт, свою аэромеханическую лабораторию и с гордостью говорит Сикорскому: «...эта лаборатория будет рассадником инженеров новых воздушных путей сообщения». В 1917 году - издана монография «Теория авиации». В 1918 году - опубликовано его заключение на проект реактивного летательного аппарата Н. И. Кибальчича.
8 июня 1920 года организовал в Институте инженеров путей сообщения факультет воздушных сообщений, целиком переключился на научную деятельность в области изыскания, проектирования, строительства и исследования экономической эффективности аэротранспорта. В декабре избран на должность профессора воздушных сообщений, а 18 декабря утвержден деканом факультета воздушных сообщений.
В 1928-м в Институте инженеров путей сообщения организована секция межпланетных сообщений и Н. А. Рынин избран ее председателем. В 1930-32-м проводил опыты по воздействию ускорений на живые организмы. В 1931 году - один из организаторов и активистов, член бюро ЛенГИРД, организованной 13 ноября 1931 года. В 1931 г перешел на работу в Ленинградский институт инженеров гражданского воздушного флота. Назначен заведующим кафедрой воздушных сообщений. В 1932-м назначен членом Центральной квалификационной комиссии Аэрофлота по присвоению ученых званий. 23 января 1936-го утвержден ВАК в ученом звании доктора технических наук (по совокупности научных работ). В 1937 году - опубликовал курс «Проектирование воздушных сообщений».
Его перу принадлежат более 140 работ по аэродинамике, воздухоплаванию, авиации и воздушным сообщениям. 30 октября 1930 г. Циолковский писал Николаю Алексеевичу: «Ваши прекрасные труды и возвышенность чувств создадут Вам бессмертное имя...». По космонавтике им было написано около 40 работ. Среди них - фундаментальные исследования, научные и популярные статьи, газетные заметки. Особое место в области исследования ракетной техники и космонавтики, безусловно, занимает его космическая энциклопедия под общим названием «Межпланетные сообщения». Этот уникальный труд публиковался с 1928-го по 1932 год и представлял собой девять книг общим объемом 1608 страниц (976 рисунков).
Все работы Рынина были переведены на английский НАСА в 1970-м и считаются и за рубежом шедевром популяризации космонавтики.
В 1941 г. Рыниным была закончена и подготовлена к печати уникальная библиография воздушного флота, которая, к сожалению, осталась не опубликованной и сейчас хранится в Отделе рукописей и редких книг ЛГПБ. Библиография содержит около 8 тыс. наименований (из них более 4 тыс. - на русском языке) монографий, учебников и статей по различным разделам авиации (общий объем рукописи - 692 стр.).
Другой фундаментальной работой Рынина в области космических полетов была монография «Завоевание неба», которая, к сожалению, тоже не была опубликована и в настоящее время хранится в отделе рукописей и редких книг ЛГПБ. Этот капитальный труд (более 1 тыс. страниц текста) представляет собой переработанный, исправленный и дополненный в соответствии с замечаниями и новыми научными и техническими достижениями вариант «Межпланетных сообщений» (эта работа была закончена в 1936 г.).
Особую страницу в жизни и творчестве Николая Алексеевича составляют его научные и дружеские связи с К. Э. Циолковским. Впервые ученые встретились в апреле 1914 г. в Петербурге, на III Всероссийском воздухоплавательном съезде, который проходил в помещении Института инженеров путей сообщения.
Не миновал Рынин и увлечения фантастикой. Два из девяти томов его энциклопедии почти полностью посвящены обзору научно-фантастической литературы, содержат богатый фактический (в том числе и библиографический) материал по ранней научно-фантастической литературе и представляют собой, вероятно, одни из ранних образцов отечественного фантастоведения (хотя научную фантастику Рынин рассматривал исключительно с позиций популяризации науки и техники). Писал он и сам - издана повесть "В воздушном океане" (1924 г) и оставшейся неизданной фантазия "Межпланетные сообщения: воспоминания о грядущем" (рукопись 1929 года).
В первой декаде августа 1941 г. академия перебазировалась из Ленинграда в столицу Марийской АССР - Йошкар-Олу. Рынин не мог выехать вместе с академией, он уже был тяжело болен (рак горла). Перенеся первую, самую тяжелую блокадную зиму в Ленинграде, он весной 1942 г., в крайне тяжелом состоянии, самолетом был вывезен в Йошкар-Олу, откуда его отправили на лечение в госпиталь, в Казань. 28 июля 1942 г. в возрасте 64 лет Николай Алексеевич скончался. Он был похоронен в Казани, на Арском кладбище.

|